Памятник юрию долгорукому в москве сочинение

Памятник Юрию Долгорукому в Москве

Содержание

  • 1 Описание памятника Юрию Долгорукому
  • 2 История создания памятника
  • 3 Реставрация в 2019 году
  • 4 Интересные факты о памятнике
  • 5 Видео: Юрий Долгорукий: человек и памятник

Памятник Юрию Долгорукому — один из символов Москвы. И несмотря на относительную «молодость» (в 2020 году памятнику исполнилось всего 66 лет), он стал узнаваем и любим как горожанами, так и туристами. Вокруг скульптуры сложилось уже немало легенд, которыми с удовольствием делятся экскурсоводы и столичные старожилы.

Описание памятника Юрию Долгорукому

Юрий Долгорукий изображен в виде всадника, который властным движением руки будто показывает место для сооружения крепости и основания нового города.

Князь полностью в боевом облачении. На нем доспехи, шлем с бармицей, длинная кольчуга байдана, а на левой руке — круглый щит, на котором изображен Георгий Победоносец.

Щит, на котором изображен Георгий Победоносец

Не менее тщательно проработан внешний вид постамента. Для его украшения использованы античные мотивы, образы славянской мифологии. Приглядевшись, можно увидеть кентавра, василиска, грифона, птицу Феникс, льва и оленя. Также есть табличка с памятной надписью: «Основателю Москвы Юрию Долгорукому».

Интересный факт! Скульптор, работавший над созданием памятника, был неопытен. Именно этим фактом объясняется излишнее «украшательство» монумента. Многие художники считают, что обилие декоративных деталей — попытка скрыть другие недоработки.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве выглядит динамичным, живым. Князь не просто сидит в седле, а слегка привстает в нем. На груди у коня четко просматриваются напряженные мышцы, правая передняя нога подогнута. Создается впечатление, что животное только остановилось и в любой момент готово сорваться с места.

Князь слегка привстает в седле

История создания памятника

В 1947 году Москва праздновала свое 800-летие. По решению руководства страны, это событие было решено отметить с размахом. И не последнюю роль в этом отвели Юрию Долгорукому, которого традиционно считают основателем российской столицы.

Незадолго до наступления значимой даты был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Выиграл его Орлов С. М. Считается, что сам Сталин способствовал его победе, так как о работах скульптора положительно высказался прибывший тогда в Кремль американский посол.

Автор проекта памятника Орлов С. М.

Соавторами скульптуры стали Антропов А. и Штамм Н., архитектором — Андреев В. Литьем бронзы на Мытищинском заводе им. Белашовой Е. Ф занимался Г. Савинский.

Интересный факт! Свой проект памятника предложила уже ставшая на тот момент известной Вера Мухина — автор скульптуры «Рабочий и колхозница». Она видела «Юрия Долгорукого» в праздничной княжеской одежде на берегу реки. Чтобы сделать скульптуру праздничной, хотела покрыть ее разноцветной эмалью.

Первый камень памятника заложили в день празднования 800-летия Москвы. Однако работа над ним затянулась на целых семь лет. Причинами этого послужили конфликты Орлова с другими скульпторами и недостаточное финансирования.

Табличка с надписью: «Основателю Москвы Юрию Долгорукому»

Торжественное открытие монумента состоялось лишь 6 июня 1954 года.

Реставрация в 2019 году

В 2019 году памятник Юрию Долгорукому был впервые отреставрирован, до этого проводились только профилактические работы. Всего за полгода сотрудники ГКУ «Мосреставрация»:

  • выполнили механическую и химическую очистку скульптуры;
  • обновили защитное покрытие;
  • очистили надписи от многочисленных слоев краски, воссоздали некоторые буквы;
  • стабилизировали очаги коррозии;
  • расчистили поверхность постамента и заделали трещины в нем;
  • уплотнили патину.

Моменты реставрации

На сайте госзакупок объем работ был оценен в 25,1 миллионов рублей.

Интересные факты о памятнике

Интересные факты о памятнике Юрию Долгорукому в Москве связаны как с особенностями его конструкции, так и с историей создания.

  • Стоимость памятника на момент возведения составила 5,5 миллионов рублей. Для 1947 года это была внушительная сумма.
  • Место, которое выбрали для установки, в народе считалось несчастливым. Там уже не смогли «выстоять» монумент знаменитому генералу Скобелеву и скульптурная группа, посвященная советской конституции.
  • Существует легенда, что Хрущев выразил недовольство натуралистичными гениталиями коня. На следующий же день скульптуру подкорректировали, превратив жеребца в мерина.
  • Некоторые историки с иронией отнеслись к изображению Юрия Долгорукого в столь гордой и величественной позе, да еще на коне. Исторические описания князя свидетельствуют о том, что он был низким, полноватым и страдающим остеохондрозом, не располагающим к верховой езде.
  • К открытию памятника хотели приурочить перезахоронение останков великого князя. За ними Сталин отправил экспедицию в Киев, но официальное место захоронение оказалось ложным.
  • По первоначальному плану на постаменте должна была появиться памятная надпись: «Основателю Москвы от Советского правительства». Однако скульптор смог настоять на ее изменении. В его варианте правительство страны уже не упоминалось.

Основатель Москвы на заслуженном месте

Не менее интересен тот факт, что сами москвичи прошли непростой путь от неприятия памятника Юрию Долгорукому до любви к нему. Сначала это была совсем не коммунистическая скульптура, а потом — центр притяжения во время городских праздников и просто место встречи для многих горожан и туристов.

Видео: Юрий Долгорукий: человек и памятник

Загрузка…

На чтение 4 мин Просмотров 1.6к.

Содержание

  1. История создания памятника
  2. Описание и особенности произведения искусства
  3. Как добраться до памятника?

В центре Москвы на Тверской площади красуется памятник первому суздальскому, а в последствии и Великому князю Киевскому, Юрию Долгорукому.

Памятник князю Долгорукому в Москве

Это одно из любимых мест гостей и жителей города – монумент передает все величие и роскошество столицы России.

История создания памятника

На 800 юбилей города было решено провести праздник с широким размахом. В списке запланированных дел было возведение нового памятника на Тверской (тогда Советской) площади Москвы.

Годом ранее проводился конкурс, в котором выбирался архитектор памятника Юрия Долгорукого – согласно многочисленным летописям именно он был основателем Москвы.

Хотя многими годами позже выяснилось, что эти показания ложные. Тем не менее решение было принято и выбор зодчего пал на малоизвестного в то время мастера керамики и пластики – Орлова С.М.

В дальнейшем это решение отразилось на произведении искусства: недостаточный опыт в монументальной архитектуре оставил отпечаток на памятнике в виде гротескных украшений в стиле древнерусского зодчества.

На 800-тый день рождения столицы России был заложен первый камень монументального произведения, а представился обществу памятник Долгорукому 6 июня 1954.

Историки объясняют такую продолжительность возведения памятника:

  • отсутствие должного опыта у главного архитектора – Сергея Орлова;
  • регулярные разногласия соавторов – Орлову с неуживчивым характером было проблематично доказать, что художественные приемы малой пластики не уместны в монументальном зодчестве;
  • разногласия архитектора с властями: зодчий был против надписи на монументе «Основателю Москвы от Советского правительства» — Орлову удалось отстоять свою точку зрения;
  • недостаточное финансирование проекта из-за широкого размаха празднования юбилея столицы:
  • начало построек знаменитых «сталинских» высоток.

В конце концов памятник был изготовлен. Им производством занимался скульптор-литейщик по бронзе Гавриил Савинский на Мытищинском заводе им. народного художника Е.Ф. Белашовой. Из городского бюджета на памятник было потрачено 5,5 млн рублей.

Россияне не поддерживали уместность памятника Юрия Долгорукого в столице России: некоторые считали, что князь «инородный» для столицы, другие просто не разделяли художественные приемы на монументе с архитекторским решением. Чуть больше, чем за полвека, культурное достояние прошло путь от негативного, иронического и в конце концов одобрительного восприятия.

Описание и особенности произведения искусства

Поскольку изображений Великого князя Киевского не сохранилось, архитекторы за прототип использовали собирательный образ из фольклора. Юрий Долгорукий на монументе запечатлен как русский богатырь в ратных доспехах, сидящий на боевом коне. Князь остановил коня и приподнялся, раскинув властный жест на русские земли.

Боевое облачение всадника выполнено подробно – на торсе резные байданы, на голове красуется шишак с бармицей. Особого внимания заслуживают тщательно прорисованные детали конской збруи. В левой руке Долгорукого – круглый щит, на котором гравировка древнего геральдического знака Москвы – Георгия Победоносца.

По мотивам рельефа известного памятника древнерусского зодчества – Георгиевского собора в городе Юрьев-Польский, постамент князя украшен орнаментальной резьбой.

На архитектурном сооружении можно увидеть:

  • мифических животных – птицы Феникс и Сирин, василиска, грифонов,кентавра;
  • сильных волей и разумом оленя и льва;
  • обилие орнаментов античных мотивов, которые в древнерусское зодчество пришли благодаря византийскому искусству;
  • почерк советской архитектуры 40-50-х годов – повышенное внимание к второстепенным элементам, но в то же время поверхностное жизнеподобие;
  • обильность украшений.

Полезно знать! По одной из легенд изображение Юрия Долгорукого планировалось без боевого коня. Однако Орлов решил все-таки добавить верного спутника князю, на что услышал вопрос – для чего он нужен на монументе? Архитектор заявил, что конь передаст мужественность и отвагу основателя города.

Как добраться до памятника?

Отыскать эту достопримечательность не составит труда – она возвышается прямо в центре Тверской площади в Москве.

Если ехать на метро, то нужно выйти на станции «Пушкинская», «Чеховская» ли «Тверская» и направиться к Красной площади. Через 500 метров будет виднеться памятник Юрию Долгорукому, а прямо за ним расположилась городская мэрия.

Для тех, кто путешествует на автобусе, нужно сесть в автобус №12ц и №Н1 или в троллейбус № 1 или 12 и проехать до остановки «Тверская площадь».

Правы летописи на счет основателя столицы или нет – разбираться историкам. Неоспоримым остается факт, что миллионы туристов и граждан России воспринимают Долгорукого как создателя города, потому приехав в Москву считают своим долгом увидеть монумент князя. Архитектурное сооружение захватывает дух и приглашает всех желающих ознакомиться с историей города и всей России.

Памятник Юрию Долгорукому — один из скульптурных символов Москвы, изображающий великого князя, который долгое время считался основателем города.

Монумент находится в самом центре мегаполиса, напротив здания городской мэрии.

Юрия Долгорукий (1090-е гг. — 1157 г.) — первый князь Суздальский и Великий князь Киевский. 

Поскольку его достоверных изображений не сохранилось, решено было изобразить Долгорукого в виде могучего богатыря из русских сказаний, восседающего на коне в полном боевом облачении. Все детали скульптуры проработаны до мельчайших деталей: доспехи, сбруя, изображение Георгия Победоносца на щите, что очень необычно для статуй подобного размера. 
Слегка привстав, властным жестом князь протягивает руку, указывая на место, где должна быть возведена крепость его нового города.

Однако, в середине XX в. историки обнаружили, что Москва была заложена еще за два столетия до княжения Долгорукого, поэтому он никак не мог быть ее основателем. Но по традиции юбилеи празднуют, проводя отсчет от 1147 г., который на самом деле оказался только годом первого письменного упоминания Москвы.

Памятник князю Юрию Долгорукому — уже третий в веренице сменявших друг друга монументов на Тверской площади. 
Конный памятник генералу Скобелеву, прославившемуся в русско-турецкой войне, который стоял там до революции. Затем коммунистами был установлен обелиск, посвященный советской конституции, и «Статуя Свободы», снесенные из-за разрушения.

В преддверии 800-летия столицы было решено установить на этом месте памятник основателю города, и в конкурсе проектов победил никому не известный Сергей Орлов, пользовавшийся, однако, протекцией самого Сталина. С помощью своих более именитых помощников скульптор закончил статую в 1954 г.

Из-за неоднозначности исполнения памятник начал обрастать разными легендами и слухами среди москвичей. Особенно сомнениям подвергался излишний натурализм внешности князя, ведь известные исторические свидетельства говорят, что он был невысок ростом и полноват, а прозвище «Долгорукий» мог получить из-за несоразмерно длинных рук.
Также рассказывают, что Никита Хрущев, часто проезжая по Тверской мимо монумента, был недоволен чересчур выделяющимися мужскими признаками жеребца, и по его настоянию их пришлось значительно уменьшить. Затем памятник вообще хотели перенести на другое место в связи с жалобами идейных коммунистов на принадлежность князя к «классу эксплуататоров». Но после случилась отставка Хрущева, и все об этом забыли. 

Однако, некоторая неприязнь горожан к памятнику еще сохранялась, пока мэр Юрий Лужков не популяризовал праздник московского Дня города, все мероприятия которого теперь проводятся на площади перед монументом.

Однажды в канун Нового года городские власти даже нарядили Долгорукого в костюм Деда Мороза с мешком подарков за спиной, вызвав этим бурную реакцию у москвичей и гостей города.

Памятник Долгорукому находится на Тверской площади. 
Лучше всего идти к нему от ст. м. «Тверская» или «Охотный Ряд» по ул. Тверской в сторону здания мэрии, напротив которого он и стоит.

За монументом есть сквер, на скамейках которого можно посидеть в тени под деревьевьми у фонтана. Рядом также можно найти множество разных кафе и ресторанов. 

В праздники на площади у памятника проходят народные гуляния, а горожане и туристы часто используют его, как место для встреч. 

Памятник Юрию Долгорукому, несмотря на неоднозначность исторической роли князя — один из самых узнаваемых памятников Москвы, ознаменовавший важнейшее событие в жизни государства — основание великой русской столицы.

Содержание

  • История создания монумента: как князь-воин победил князя-созидателя
  • Казусы и исторические нестыковки
  • Внешний вид скульптурной композиции
  • Легенды и любопытные факты о памятнике Юрию Долгорукому
  • Как добраться

История создания монумента: как князь-воин победил князя-созидателя

Идея установить памятник Юрию Долгорукому пришла в голову «вождю народов» в 1946 г. Через год правительство планировало отметить 800-летие столицы, которое отвлекло бы советский народ от воспоминаний о прошедшей войне, а заодно стало бы своеобразной репетицией к последующему празднованию 30-летия Октябрьской революции. Ну а чтобы придать торжеству большую значимость в глазах простых граждан, было принято решение совместить день города с открытием скульптурного монумента князю-градостроителю.

В сентябре 1946 года был организован конкурс на лучший проект памятника Юрию Долгорукому, в котором приняли участие сразу несколько известных в Советском Союзе скульпторов. Среди прочих претендовал на победу и вариант, предложенный Верой Мухиной, изображавший Юрия Долгорукого в пышном княжеском облачении, опирающимся на опущенный меч и простирающим вперед длань, указывающую на место основания будущей столицы. Исторический персонаж представал этаким добродушным былинным героем, спокойным и мудрым правителем. Однако, по странному стечению обстоятельств, победу присудили Сергею Орлову – малоизвестному скульптору, специализировавшемуся на малой пластике и не имевшему опыта в сфере монументального искусства. Ходили слухи, что кандидатуру Орлова утвердил сам Сталин, растаявший от лестных отзывов американского посла о творениях советского скульптора. Эскиз, предложенный Орловым, кардинально отличался от романтического образа Юрия Долгорукого, нарисованного Мухиной. Грозный князь-воин, закованный в доспехи, да еще верхом на коне являл собой образец брутальности и скрытой агрессии, чем, видимо, и «зацепил» падкого на подобные вещи диктатора.

6 сентября 1947 года был заложен фундамент будущего монумента, однако после этого дело застопорилось, поскольку Орлов умудрился не только перессориться со своими соавторами (А. П. Антроповым, Н. Л. Штаммом и В. С. Андреевым), но и впасть в немилость у правящей верхушки. Главным камнем преткновения стала надпись «Основателю Москвы от Советского правительства», которую скульптор упорно отказывался размещать на памятнике Юрию Долгорукому. Кстати, свою позицию строптивый художник отстоял, и текст был видоизменен. Замедлило ход работ и увлечение генсека новым проектом, предполагавшим строительство в Москве высотных зданий. В итоге бронзовый всадник появился на Тверской площади лишь в 1954 году. Монумент был отлит в подмосковных Мытищах и обошелся столичному бюджету в астрономическую по тем временам сумму – 5,5 млн. рублей.

Казусы и исторические нестыковки

Торжество в честь 800-летия со дня основания Москвы в 1947 году было ничем иным, как искусственно раздутым юбилеем. На самом деле, 1147 год – это не дата основания столицы, а всего лишь год, в который населенный пункт стал фигурировать в летописях. И уж, конечно, Юрий Долгорукий никак не мог считаться основателем города, появившегося как минимум за 200 лет до его рождения.

Изначально открытие памятника великому князю планировалось объединить с церемонией перезахоронения его останков. В 1946 году Сталин даже снарядил археологическую экспедицию в Киев, которой было поручено отыскать могилу Юрия Долгорукого и извлечь из нее его прах. Затея оказалась провальной, потому что, как выяснилось позже, место погребения основателя столицы оказалось обыкновенной фальшивкой.

Существует мнение, что в первом варианте статуи Юрий Долгорукий восседал верхом на кобыле, но после того, как «отец народов» раскритиковал такую идею, Орлов переделал лошадь в жеребца.

Внешний вид скульптурной композиции

Поскольку подлинных прижизненных изображений Юрия Долгорукого не сохранилось, создатели монумента решили остановиться на собирательном образе, превратив князя в могучего богатыря. Особое внимание скульпторы уделили военным доспехам: шлем, кольчужная сетка, байдана – все элементы снаряжения выполнялись с максимальной исторической достоверностью. Привставший в стременах всадник протягивает вперед правую руку, тем самым указывая на землю, на которой в дальнейшем вырастет один из величайших русских городов. Левая рука князя прикрыта щитом с изображенным на нем покровителем Москвы – Георгием Победоносцем. Постамент, на котором располагается монумент, украшен затейливым орнаментом с отчетливо прослеживающимися мотивами славянской мифологии. Например, здесь можно увидеть изображения загадочной птицы Сирин, крылатых грифонов и застывших в угрожающих позах василисков.

Легенды и любопытные факты о памятнике Юрию Долгорукому

Долгое время москвичи относились к творению С. Орлова с изрядной долей негатива, поскольку место, на котором водрузили скульптуру, считалось «несчастливым» и памятники на нем не задерживались. Например, в 1912 году центральную зону Тверской площади занимал монумент генералу Скобелеву, который в 1917 г. был снесен по приказу Ленина. На месте памятника народному герою тут же соорудили обелиск, прославляющий советскую конституцию, однако к 30-м годам слепленная кое-как скульптурная группа стала разрушаться, и через 11 лет ее убрали. Горожане уже считали дни до того момента, когда памятник основателю Москвы разделит участь своих собратьев, однако, вопреки ожиданиям, «бронзовый Юрий» не собиралась покидать свое место.

Существует легенда, что статую невзлюбил сам Хрущев. Якобы, проезжая однажды мимо памятника Юрию Долгорукому, Первый секретарь был крайне возмущен тем, что «достоинство» княжеского жеребца привлекает слишком много внимания. Чтобы угодить придирчивому политику, скульптуру подкорректировали, лишив животное «половой принадлежности». Иронизировали по поводу княжеского облика и историки, считавшие его фигуру неправдоподобно идеальной. Дело в том, что по сохранившимся описаниям основатель Москвы был низкоросл, безобразно толст и длиннорук в самом прямом смысле этого слова. Более того, вельможа страдал от остеохондроза, что никак не способствовало поездкам верхом.

Народное отношение к монументу оставалось подчеркнуто равнодушным ровно до начала перестройки. Захватившая страну демократизация принесла с собой новые традиции, что в первую очередь сказалось на праздновании дня города, который стали отмечать более пышно и именно у памятника Юрию Долгорукому. Статуя превратилась в узнаваемый бренд, а ее изображение стали печатать на плакатах, открытках, юбилейных монетах и медалях.

Как добраться

Добраться до памятника Юрию Долгорукому можно на метро. Для этого необходимо сойти на станции «Тверская» (как вариант – станция «Охотный ряд»). Следующие 500 м придется преодолеть пешком: выходите на Тверскую и двигайтесь по ней в направлении здания мэрии, напротив которого и располагается скульптура основателя Москвы.

метки: Долгорукий, Памятник, Москва, Монумент, Князь, Свобода, Проект, Советский

Введение, Па́мятник Ю́рию Долгору́кому

Памятник стал одним из символов столицы. Вокруг него сложился ряд легенд в московском городском фольклоре.

1. История создания

800-летие Москвы осенью 1947 года по решению советского руководства планировалось отметить с особым размахом. Это был первый послевоенный большой праздник, к тому же он рассматривался как «генеральная репетиция» к торжествам по случаю 30-летия Октябрьской революции.

1147 год, традиционно считающийся годом основания города, на самом деле является годом первого летописного упоминания о Москве; историкам к середине XX века уже было хорошо известно, что селение на месте Москвы существовало как минимум за 200 лет до княжения Юрия Долгорукого, и князь никак не мог «основать» его. До сих пор остаётся неясным вопрос, была ли построена при князе Юрии в этом селении крепость (городище), или она существовала ранее. Тем не менее, празднование юбилея проводилось в соответствии с датой, ставшей традиционной. Фигуре Юрия Долгорукого при этом уделялось особое внимание.

По личному распоряжению И. В. Сталина в 1946 году была даже снаряжена экспедиция в Киев во главе с археологом и антропологом М. М. Герасимовым с целью разыскать останки Юрия Долгорукого. По идее Сталина, во время юбилейных торжеств должно было состояться торжественное перезахоронение праха князя. Однако экспедиция оказалась неудачной; при изучении существующего и поныне «официального» места захоронения князя выяснилось, что оно ложное.

В том же 1946 году, в сентябре, состоялся конкурс на лучший проект памятника. Несмотря на то, что в конкурсе принимали участие лучшие советские скульпторы (в том числе Вера Мухина), победителем был объявлен проект С. М. Орлова. За него в том же году скульптор был удостоен Сталинской премии. До этого Орлов не занимался монументальной скульптурой, работал в основном с мелкой фарфоровой пластикой.

Легенда приписывает стремительное возвышение малоизвестного до того художника личному участию Сталина. Дело было в краткий промежуток после окончания Второй мировой и до начала холодной войны. Рассказывают, будто бы во время проведения выставки народного творчества в Манеже послу США Авереллу Гарриману приглянулся один экспонат — глиняный петушок. Сопровождавший посла Вячеслав Молотов тут же подарил послу игрушку. После окончания выставки автор работы, Сергей Орлов, не получив назад своего петушка, решил выяснить его судьбу (Орлов обещал передать игрушку в местный Дворец пионеров).

2 стр., 594 слов

Историческое Юрий Долгорукий (1125–1157)

… 1157 года, после ужина у киевского боярина Осмянника Петрилы, Юрий Долгорукий почувствовал себя плохо и через несколько дней умер. Большинство историков полагает, что князь был отравлен киевской аристократией. Историческое …

Переписка с устроителями выставки не дала результатов, и скульптор отправил письмо с жалобой на имя Сталина. За это время политический климат переменился, опустился железный занавес. Через некоторое время Орлова вызвали в Кремль, на заседание Политбюро, во время которого Сталин сделал выволочку Молотову за неподобающее отношение к советским пионерам, которыми пренебрегли, предпочтя американского дипломата. После этого случая Сталин лично предложил Сергею Орлову заняться памятником Юрию Долгорукому. Так как опыта у Орлова не было, ему в качестве соавторов прикрепили скульпторов-монументалистов А. Антропова и Н. Штамма [1] .

Церемония закладки памятника состоялась 6 сентября 1947 года, во время празднования 800-летия Москвы. Однако город не скоро увидел монумент. Между соавторами постоянно возникали разногласия: Сергея Орлова, обладавшего неуживчивым характером, было трудно убедить в том, что художественные приёмы, допустимые в малой пластике, не всегда подходят для монументального искусства. Споры были не только между соавторами: Орлов также конфликтовал с властями. Люди, хорошо его знавшие, рассказывали впоследствии, что скульптор был категорически против текста посвящения на памятнике: «Основателю Москвы от Советского правительства». Как ни странно, ему удалось отстоять свою точку зрения, на монументе Советское правительство не упоминается [2] . На скорости работ сказывалось также недостаточное финансирование: московский юбилей обозначился одновременным стартом нескольких грандиозных проектов, в частности, закладкой «сталинских высоток».

Ещё одна легенда рассказывает об утверждении Сталиным окончательного варианта памятника. Вождь, внимательно рассмотрев модель, сказал только: «Почему у Вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы». Реплика оказалась неожиданной, авторы не нашли что ответить, а в проект срочно внесли изменения [3] [4] . Эта легенда получила своеобразное продолжение уже во времена Хрущёва.

Торжественное открытие памятника состоялось 6 июня 1954 года. Он был изготовлен на Мытищинском заводе им. народного художника Е. Ф. Белашовой и обошёлся городскому бюджету в 5,5 млн рублей.

2. Художественные особенности

Изображений князя не сохранилось, поэтому авторы скульптуры создали собирательный образ русского богатыря на боевом коне, облачёного в ратные доспехи. Всадник, остановив коня и привстав в стременах, властным жестом как бы указывает на место для новой крепости. Подробно исполнены все элементы боевого облачения: шишака с бармицей на голове, байданы на торсе. Так же тщательно прорисованы элементы конской сбруи. Круглый щит, закреплённый на левой руке князя, украшен древним геральдическим знаком Москвы — Георгием Победоносцем (князь Юрий — тезоименитый святому Георгию).

Постамент памятника украшен поверху орнаментальной резьбой на мотивы рельефов знаменитого памятника древнерусского зодчества — Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Использованы изображения кентавра, птицы Сирин, василиска, птицы Феникс, грифонов, стилизованные изображения льва и оленя. Обращает на себя внимание то, что наряду с фольклорными образами славянской мифологии в рельефе широко использованы античные мотивы, воспринятые древнерусскими мастерами через византийское искусство. Тем самым авторы памятника иллюстрировали, на какой богатой почве расцвела культура колыбели Москвы — Владимиро-Суздальской Руси [5] .

В скульптурном памятнике ярко проявились тенденции советского искусства конца 1940-х — начала 1950-х: склонность к поверхностному жизнеподобию, чрезмерное внимание к второстепенным деталям, тяга к украшательству. Такой подход нередко замутнял изначальную художественную идею, вступая в противоречие с логикой построения формы [6] ).

3. Памятник в восприятии москвичей и властей

Памятник Юрию Долгорукому сразу же вызвал неоднозначную реакцию как общественности, так и властей.

Одна из легенд гласит, что в момент, когда спало брезентовое покрывало, кто-то из толпы крикнул: «Ну до чего похож!». По другой версии, крикнули диаметрально противоположное: «Не похож!». Первая реплика приписывается писателю Зиновию Паперному; вторая — композитору-песеннику Сигизмунду Кацу [7] . Как бы то ни было, в этом эпизоде обозначено стилистическое несоответствие: памятник-символ полулегендарной личности был решён подробно, портретно, со множеством деталей. Претензия на историческую достоверность, усиленная пафосным жестом бронзового князя, и стала поводом для шутки. Стилистическая несообразность монумента была очевидна многим. Юрий Борев в своей книге «Сталиниада» рассказывет, что однажды у него зашёл спор с Ильёй Эренбургом о прогрессе в искусстве. Возражая Бореву, Эренбург сказал:

Я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу памятник Долгорукому. Если это прогресс — я готов выброситься из моего окна.[1]

Однако ещё до открытия памятника «основателю Москвы» Советская площадь была у москвичей на устах, заслужив репутацию «несчастливого места». Дело в том, что здесь в 1912—1918 годах стоял многофигурный монумент генералу Скобелеву, герою русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды он был уничтожен как памятник «слуге царизма», а на его месте осенью 1918 года появился 26-метровый трёхгранный обелиск в честь советской конституции. Стройный памятник в июне 1919 года был дополнен статуей Свободы работы Николая Андреева, для которой позировала племянница Станиславского Вера Алексеева [4] (по другой версии — прототипом стала актриса МХАТа Евгения Хованская, славившаяся своей красотой[8] ).

Скульптор, работая над статуей, вдохновлялся динамичными формами античного изваяния Ники Самофракийской. Памятник полюбился москвичам и даже вошёл в московский фольклор; к примеру, в известный анекдот тех лет:

— Почему «Свобода» против Моссовета?

— Потому что Моссовет против свободы! [4]

Монументу не суждено было долго простоять. Уже к концу 1930-х годов он нуждался в реставрации, так как изготовлен был наспех, из недолговечных материалов низкого качества: обелиск был сложен из кирпича и оштукатурен «под гранит», а статуя отлита из бетона. Но до реставрации дело не дошло: незадолго до Великой Отечественной войны, 22 апреля 1941 года, монумент был разрушен под предлогом расчистки площади. (Предполагают, что не в последнюю очередь это произошло из-за цитированного анекдота.) Голова статуи Свободы ныне хранится в Третьяковской галерее, попав туда совершенно случайным образом. Поэт Анатолий Мариенгоф впоследствии иронично отмечал:

Площадь меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев, потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии. Теперь на площади высится монумент основателю Москвы. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины «Три богатыря».[7]

В ещё одной легенде говорится, что Н. С. Хрущёв сильно недолюбливал памятник Юрию Долгорукому. Однажды, проезжая по улице Горького (так тогда именовалась Тверская) в дурном расположении духа, он обратил внимание на то, что гениталии у жеребца изваяны довольно крупными и чересчур натуралистичными. Раскипятившись, Хрущёв приказал немедленно исправить безобразие. На следующий день бронзового коня под Юрием Долгоруким «оскопили». Москвичи на это сразу же отреагировали шуткой: «при царях Скобелев скакал на жеребце, а при Советской власти Долгорукий — на мерине» [9] .

После открытия памятника в Моссовет стали поступать письма от наиболее активных коммунистов и старых большевиков с требованием убрать «идейно чуждый» монумент «представителю эксплуататорских классов». В некоторых из них делался особый акцент на то, что памятник князю стоит на Советской площади. Письма шли массовым потоком; были отклики даже от иностранных коммунистов. В 1959 году известный английский коммунист Эндрю Ротштейн (en:Andrew Rothstein), долгое время живший в Москве, писал начальнику Главмосстроя В. Ф. Промыслову:

В сравнении с монументом Свободы Юрий Долгорукий в художественном и политико-символическом значении, мне кажется, не на месте… [10]

Это и в самом деле был первый памятник в советской Москве человеку, никак не связанному с коммунистической идеологией или революционным движением. Идеологические критики справедливо указывали на отступление от ленинской программы монументальной пропаганды.

В 1962 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О воссоздании к 7 ноября 1964 года монумента Свободы на Советской площади». Памятник Юрию Долгорукому планировали перенести в сквер у Новодевичьего монастыря. Однако в октябре 1964 года Н. С. Хрущёв лишился всех своих постов. Новой правительственной верхушке было в те дни не до памятника, а впоследствии советское руководство предпочитало не вспоминать об инициативе Никиты Сергеевича.

В «годы застоя» бронзовый Юрий Долгорукий москвичами по-прежнему воспринимался как чужеродный элемент, близкий разве что приезжим. Известен анекдот тех лет:

Грузин вышел из ресторана «Арагви» в Москве и увидел памятник Юрию Долгорукому. Изумился и спросил своего приятеля: «Кто это такой?» «Как, ты не знаешь? Это Юрий Долгорукий». «Слушай, что он такое сделал, что ему памятник поставили?» Тот отвечает: «Слушай, он Москву основал». «Вай, какой хороший человек! Какой город построил вокруг ресторана „Арагви“!» [11]

Ситуация стала меняться в процессе перестройки, когда на волне демократизации московский день города стал регулярным праздником, и окончательно переломилась при Юрии Лужкове. Все официальные мероприятия, связанные с открытием Дня города, проводились на фоне памятника «основателю Москвы»; изображение монумента широко тиражировалось на праздничных плакатах. Московские осторословы отметили любовь мэра к своему тёзке, пустив шутку: «Один Юрий — Долго рукий , а другой — Долгосрочный »[9] . Своеобразным знаком окончательного признания памятника стало «переодевание» Юрия Долгорукого в костюм Деда Мороза накануне новогодних праздников в декабре 2005 года. Инициатором акции стал мэр Москвы.

4. Интересные факты

  • В «Архипелаге ГУЛАГ» А. И. Солженицын связал памятник Юрию Долгорукому и Кенгирский мятеж заключённых, при подавлении которого погибло около 700 зеков:
«Всякий раз, когда вы проходите в Москве мимо памятника Долгорукому, вспоминайте: его открыли в дни кенгирского мятежа — и так он получился как бы памятник Кенгиру» [12] .
  • По следам розысков М. М. Герасимова в 1980-е состоялась ещё одна экспедиция в Киев, которую возглавил Виктор Харламов. В 1989 году экспедиция наконец разыскала захоронение «основателя Москвы». Ряд экспертиз подтвердил гипотезу, что археологи имеют дело именно с останками Юрия Долгорукого (хотя впоследствии высказывались сомнения в правильности выводов Харламова).

    По мнению исследователей, князь отличался низкорослым телосложением, был толстым, имел непропорционально длинные руки и ступни: его прозвище, которое было принято толковать иносказательно, вероятно, имело буквальный смысл. Он также страдал остеохондрозом — следовательно, верховая езда должна была причинять ему сильную боль. Московский скульптурный памятник совершенно не соответствует портрету, созданному учёными[13] [14] .

  • Неосуществлённый проект Веры Мухиной предполагал принципиально иное решение образа Юрия Долгорукого. Планировалась одиночная фигура без намёка на воинственность: «основатель Москвы» представал в пышной древнерусской княжеской одежде, отороченной золотой вышивкой, облачённым в кафтан, в сафьяновых сапогах. Памятник предполагалось полностью покрыть разноцветными эмалями, что придавало бы монументу особую нарядность и праздничность. В проекте интересно решался постамент в форме капители. Посвящение было стилизовано под древнерусский язык: «На сем месте в году 1147 Юрием Долгоруким град Москва заложен». Это был один из самых необычных замыслов художницы. Проект памятника в переработанном виде Мухина реализовала как фарфоровую статуэтку с подглазурной росписью.[15]
  • В глубине Тверской площади находится ещё однин скульптурный памятник — Ленину (см. Памятники Ленину в Москве).

    Он расположен за памятником Юрию Долгорукому, возле здания бывшего Института марксизма-ленинизма. Гранитный вождь работы С. Д. Меркурова появился на площади в 1940 году.

Данный реферат составлен на основе .

Памятник Юрию Долгорукому

В самом центре Москвы находится памятник Юрию Долгорукому. Монумент считается одним из скульптурных символов столицы, ведь на нем изображен князь-основатель города. К сожалению, достоверных исторических изображений князя не сохранилось, но от этого интерес к памятнику не уменьшился.

Любителям интересных исторических фактов и монументов обязательно стоит осмотреть памятник, но, если возможности посетить столицу нет, узнать больше информации о монументе поможет данная статья.

Содержание:

  • 1 Памятник Юрию Долгорукому в Москве: описание и фото
    • 1.1 Где находится
    • 1.2 История создания
  • 2 Легенды о памятнике Юрию Долгорукому
  • 3 Как добраться?

Памятник Юрию Долгорукому в Москве: описание и фото

Памятник Юрию Долгорукому абсолютно заслуженно считается одним из скульптурных символов столицы. На нем изображен основатель столицы, хотя история монумента не всегда была радужной.

Киевский князь, основавший Москву, изображен верхом на коне, в доспехах и оружием того времени. Поскольку достоверных изображений исторической личности не сохранилось, скульпторам пришлось пожертвовать исторической достоверностью в угоду эстетике (рисунок 1).

Памятник Юрию Долгорукому фото

Рисунок 1. Памятник Юрию Долгорукому — скульптурный символ Москвы

Фактически, скульптура воссоздает традиционный образ русского богатыря, а сама поза витязя отображает его историческую роль. Юрий Долгорукий будто приподнялся в стременах, одной рукой придерживая сбрую, а второй указывая на место основания будущего города.

Некоторые исторические факты о Юрии Долгоруком все же существуют. Археологи предполагают, что он был невысокого роста, как и многие другие люди того времени, имел избыточный вес и страдал от остеохондроза, поэтому вряд ли получал удовольствие от верховой езды.

Несмотря на то, что монумент вряд ли претендует на достоверность, его культурную ценность сложно переоценить, ведь создатели уделили огромное внимание деталям. Все части конской сбруи и доспехов богатыря тщательно прорисованы, а постамент украшен оригинальным орнаментом из фигур василиска, кентавра, оленей, львов и других античных элементов, которые символизируют богатую культуру Владимиро-Суздальской Руси.

Где находится

Монумент расположен в самом сердце Москвы, на Тверской площади. Установлен он был сравнительно недавно, в середине 20 века, но, тем не менее, обладает интересной историей, и с созданием памятника связано много легенд и увлекательных фактов.

Читайте также: Памятник Салавату Юлаеву

Найти памятник не составит труда, ведь она находится прямо напротив здания мэрии Москвы.

История создания

В основании постамента указано, что скульптурная композиция была заложена еще в 1947 году, а поводом для создания памятника стало предстоящее празднование 800-летия Москвы, хотя сам памятник открыли намного позже, только в 1954 году (рисунок 2).

Такой большой промежуток объясняется банальной нехваткой денег. Но и скульпторы, которые работали над монументом, никак не могли достичь компромисса в оформлении памятника.

Над созданием будущего архитектурного шедевра работали архитектор Виктор Андреев, скульптор Сергей Орлов и его соавторы Антропов и Штамм, а в оформление монумента весьма активно вмешивались и власти. Например, изначально на постаменте планировали выбить надпись «Основателю Москвы от Советского правительства», но, по настоянию Орлова эту надпись видоизменили.

Существует версия, что Сталин лично контролировало создание памятника. Вождю не понравилось, что Юрий Долгорукий сидит верхом на кобыле. Проект быстро изменили, и кобылу заменили на жеребца.

Памятник Юрию Долгорукому архитектор

Рисунок 2. Монумент был создан в середине прошлого века и не сразу был воспринят позитивно

Итоговый вариант монумента отлили из бронзы на Мытищинском заводе имени Е.Белашовой. Городским властям он обошелся почти в 6 млн рублей, но скульптура определенно этого стоила.

Легенды о памятнике Юрию Долгорукому

С памятником Юрию Долгорукому связано много интересных фактов и легенд. Одна из самых известных заключается в том, что в центре Москвы могла красоваться абсолютно другая скульптура. Городские власти провели конкурс, на котором каждый скульптор мог представить свое видение памятника. В этом конкурсе тогда еще никому не известный Орлов со своим проектом выиграл у создательницы монумента «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

По задумке Мухиной, памятник должен был выглядеть совершенно по-другому. Вместо богатырских доспехов – традиционная княжеская одежда с вышивкой, вместо прямоугольного постамента – пьедестал в форме капители, а вместо бронзы – разноцветная эмаль.

Второй интересный факт связан с конем, на котором восседает Юрий Долгорукий. Как уже упоминалось выше, Стали захотел, чтобы князь ехал верхом на жеребце, а не на кобыле. Но после смерти вождя, главным государственным деятелем стали Никита Хрущев. Легенда гласит, что однажды, проезжая мимо памятника, он заметил слишком выдающиеся гениталии металлического коня. По его приказу это безобразие было исправлено.

Сейчас посмотреть на памятник приезжает много туристов, но сразу после открытия он понравился далеко не всем. Более того, москвичи собирали подписи под петицией, чтобы бронзовый монумент перенесли в другое место. К счастью, эти требования не были удовлетворены.

Как добраться?

Конная статуя находится в самом центре Москвы, прямо напротив мэрии, а рядом проходит Тверская улица, поэтому добраться до памятника не составит труда (рисунок 3).

Где находится памятник Юрию Долгорукому

Рисунок 3. Найти памятник не составит труда, ведь он находится в самом центре столицы

На общественном автобусе нужно доехать до остановки «Площадь Тверская», а в пешей доступности находится сразу две станции метро – «Охотный ряд» и «Чеховская». От них до памятника нужно пройти всего 600-700 метров.

Еще больше исторических фактов и интересной информации о памятнике Юрию Долгорукому вы найдете в видео.

  • Памятник шишкину в елабуге сочинение
  • Памятник муса джалиль казань сочинение
  • Памятник чехову в чехове сочинение
  • Памятник минину и пожарскому сочинение описание
  • Памятник чапаеву самара сочинение