Парубки это из сказки гоголя ночь перед рождеством

Страница 42 из 56

1. Определите главную тему «Ночи перед Рождеством.

Главная тема «Ночи перед Рождеством» — это борьба Добра со злом. Чудеса, которые случаются накануне Рождества, помогают кузнецу Вакуле обрести свое счастье.

2. Какие герои вызывают у вас сочувствие, какие — смех? Почему?

Сочувствие вызывает кузнец Вакула., с которым красавица Оксана поначалу так жестока. Немного жаль и Чуба, когда он обнаруживает, что не один пользуется благосклонностью Солохи, и очень этим раздосадован.

3. В чём комизм ситуации, в которую попадают гости Солохи? Какие ещё эпизоды показались вам смешными?

Комизм ситуации, в которую попадают «гости» Солохи в том, что все они приходят к ней в полной уверенности, что все остальные у дьяка, и в том, что все они путаются, когда приходит кто-то еще, так что Солоха вынуждена прятать их одного за другим в мешках для угля. Забавен черт, который ухаживает за ведьмой как настоящий кавалер, улыбку вызывает и дьяк: тянущий своп руки к ее прелестям. Смешон и Чуб, который пребывает в восторге от своего остроумия и не подозревает о том, что в его шутках — все правда. Еще смешными является эпизод, когда ткач и кум пытаются отвоевать у грозной жены кума мешок, в котором, как они думают, лежит целый кабан, а на самом деле там оказывается голова, а потом и дьяк. И тот, где пузатый Пацюк ест вареники. А еще когда бабы спорят о том, повесился или утонул кузнец, и в результате все едва не заканчивается дракой.

4. Как вы думаете, смех Гоголя в «Ночи перед Рождеством» злой, добродушный, ехидный, горький? Аргументируйте свою оценку.

Смех Н. В. Гоголя в «Ночи перед Рождеством» добродушный. Гоголь беззлобно посмеивается над своими героями, комически изображает ситуации, в которых они оказываются; даже представители нечистой силы изображены не страшными, а смешными. Он не критикует персонажей, не иронизирует над их недостатками, не пытается найти объяснений происходящему, он просто любуется колоритными характерами во всем их разнообразии.

5. Какие события повести вы отнесёте к бытовым, какие — к фантастическим? Всегда ли можно провести между ними границу?

К фантастическим событиям, без сомнения, можно отнести эпизоды, когда ведьма собирает звезды себе в рукав, а черт ворует месяц, когда вареники у пузатого Пацюка сами прыгают в сметану, а потом отправляются к нему в рот. К бытовым событиям относятся все остальные, но провести между ними границу возможно не всегда. Этого нельзя сделать в эпизодах, когда Вакула верхом на черте летит в Петербург или когда Солоха прячет своих «гостей» в мешки.

6. За что «чёрт поклялся мстить кузнецу»?

Черт поклялся мстить кузнецу за то, что помимо того, что кузнец был очень набожным человеком, он занимался живописью и даже слыл лучшим живописцем во всем околотке, часто писал образа святых, а на церковной стене в правом притворе и вовсе изобразил целую картину — святого Петра, в день Страшного суда изгонявшего, из ада черта, которого вдобавок били и гоняли кнутами, поленьями и всем, чем ни попадя. Черту было очень обидно, к тому же, как он ни старался, ему не удалось помешать работе над картиной, после чего он и поклялся отомстить кузнецу.

7. Какие обычаи и традиции славян воссозданы в повести «Ночь перед Рождеством»?

Воссоздан обычай колядовать и славить Христа. Перед Рождеством парубки и девушки принаряжаются и ходят веселыми компаниями по домам, чтобы петь колядки. Это песни о Рождестве Христа, в конце которых колядующие желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому. За то хозяева благодарят их деньгам и разными, вкусностями. Упоминается и традиция есть кутью-в канун Рождества — кашу из пшеницы с медом и отваром из сухофруктов. Говорится и о голодной кутье в канун Рождества, когда постились — не ели скоромной (мясной н молочной) пище

8. Определите общее и различное в характерах «сказочных» персонажей повести и фольклорных персонажей, знакомых вам по народным сказкам. Сделайте вывод.

Сказочные персонажи повести очень близки фольклорным персонажам. К примеру, ведьма, летающая на метле и собирающая звезды з рукав, которая не гнушается ухаживаний черта и спускается в избу через трубу и о которой в селе ходят всякие нехорошие слухи, от нелепых до страшноватых. Однако Гоголь придает традиционному фольклорному персонажу неожиданные черты. Солоха с другой стороны, очень напоминает обычную деревенскую кумушку. Она хозяйственная, положила глаз на вдовца Чуба, потому что он богат, и умело, без ворожбы, рассорила его с собственным сыном, влюбленным в дочь Чуба Оксану. Она любит принарядиться и тоже может терять присутствие духа, например, когда внезапно, в самый неподходящий момент Вакула возвращается домой. Черт тоже во многом напоминает фольклорного — так же описан, такой же мелкий пакостник. Но и в нем есть самобытные черты, которые роднят его с обычным человеком, к примеру, тогда, когда он радуется, думая, что заполучит душу кузнеца и тем самым утрет нос хромому черту, считавшемуся з аду первым на выдумки. Пузатый Пацюк тоже непрост: Гоголь сближает в одном образе и запорожского казака, и проницательного и все ведающего.

9. Назовите приёмы народной сказки, которые встречаются в повести «Ночь перед Рождеством».

Приемы народной сказки в «Ночи перед Рождеством»: недоступная красавица, руки которой хочет добиться герой, задание, которое он должен выполнить, трудности и испытания, нечистая сита, пытающаяся помешать, но в итоге вынужденная помогать, счастливый конец, когда зло наказано, а.добро торжествует.

10. Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

Испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, очень похоже на испытание героя в народных сказках. Обычно в народных сказках дается такое задание, которое очень трудно, почти невозможно выполнить и с которым, тем не менее, герой все-таки блестяще справляется. Испытание в «Ночь перед Рождеством» такое же. Невозможно обычному сельскому кузнецу добыть черевички, в которых ходит сама царица. Для этого нужно отправиться в Петербург, в то время как для Вакулы Даже пребывание на работе в Полтаве выдающееся событие, о котором он вспоминает в особых случаях. Затем нужно попасть не к кому-нибудь, а к самой царице, чтобы попросить у нее черевички. Поэтому кузнец понимает, что Оксана просто смеется над ним, ставя невыполнимое условие.

11. Отметьте в тексте те фрагменты, где говорится о красоте Оксаны. Подготовьте рассказ о ней.

Дочь Чуба. Оксана очень хороша собой. Ей не минуло еше и семнадцати лет, у нее свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу. Черноглазая, чернобровая, со слегка вздернутым кверху носиком на смугловатом лице, с длинными черными косами, которые перевиты вокруг головы, с плавной походкой, и тоненьким смехом, она прекрасно знает, что красива. Она всегда з окружении парубков… которые провозгласили, что .лучшей девки не было и не будет никогда в селе, и потому горда, капризна, желанна, избалована вниманием. Когда она красуется перед зеркалом, то очень напоминает царицу из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Она чуточку высокомерна, кокетлива, самонадеянна, тщеславна и самодовольна.

12. Запишите ключевые слова, которые помогут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

Силач и детина хоть куда, кузнец, занимался рисованием и слыл лучшим живописцем во всем околотке, богобоязливый человек, был упрям и не оставлял своего волокитства, мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и лошадиную подкову, набожный человек, иногда умел ввернуть модное слово, честный христианин, исправлял должность церковного титара, благочестивый кузнец.

13. Почему Вакула оказывается сильнее чёрта? Какое значение имеет гот факт, что Вакула — человек верующий/ Свои ответ подтвердите примерами из текста.

Вакула оказывается сильнее черта именно потому, что он человек верующий. Гоголь постоянно подчеркивает его набожность. Вера в Бога помогает Вакуле не поддаться искушению, устоять перед соблазном, он не хочет погубить свою душу, а потому расправляется с чертом, заставляет его помочь. Обуреваемый горем, от того, что Оксана не любит его и смеется над ним, он готов утопиться в проруби, но не совершает этого, решая поискать другие пути. Он убегает из хаты пузатого Пацюка, чтоб не набираться греха, когда видит, что тот в пост уплетает вареники со сметаной. В конце концов он подчиняет себе черта, заставляет его служить ему, а в завершение всего наказывает его хворостиной.

14. Что испытывает Вакула при виде убранства дворца?

При виде убранства дворца Вакула испытывает восторг и восхищение. Все кажется ему сказочным: и лестница, которую жаль топтать ногами, и украшения на ней, и картина в зале, и медная ручка на двери. Вся его речь исполнена удивлением, пересыпана восклицаниями: «Что за лестница!», «Экие украшения!», «Боже ты мой, что за перила!», «Какая работа!», «Что за картина!», «Что за Чудная живопись’. «А краски! Боже ты мой, какие краски!». Он простодушно пытается определить стоимость этого великолепия: тут одного железа рублей на пятьдесят пошло, тут вохры, я думаю, и на копенку не пошло, все ярь да бакан, это все я думаю, немецкие кузнецы за самые дорогие цены делали и т.д.

15. Слово запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Гоголь в этой сцене?

С одной стороны, эта сцена показывает простодушие и непосредственность Вакулы, не умеющего следовать дворцовому этикету. С другой стороны, придает повести сказочность, изображая, идеальную царицу, правительницу, близкую народу, для нее равны и просьба запорожцев, прибывших с официальным визитом, и наивная просьба кузнеца о черевичках.

16. Подготовьтесь к выразительному чтению любого фрагмента повести. Послушайте в электронном приложении начало произведения. Как вы считаете, удалось ли чтецу верно передать настроение, создать в воображении слушателей нужную картину?

Да, чтецу удалось верно передать настроение, создать в воображении слушателей нужную картину.

17. Подготовьте художественный пересказ эпизода, изображённого на иллюстрации М.С. Родионова (с. 180). Как проявляются характеры героев в данной сцене?

М. С. Родионов в своей иллюстрации к повести показывает, как проявляются характеры героев в данной сцене. Вакула робко стоит позади Оксаны, держа шапку в ржах. Он не может оторвать глаз от зеркала, в котором отображается красавица, на лице его восхищение смешано с грустью и выражением безнадежности: он понимает, что капризная красавица занята лишь собой, Оксана поправляет косы на голове. Она держится горделиво, любуясь собой, ее лицо проникнуто тонким чувством «самодовольствия».

18. Рассмотрите репродукцию картины К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии» (цветная вклейка). Какие приметы народного быта воссозданы художником? Как передана атмосфера праздника?

Атмосфера праздника передана с помощью необычного освещения. Несмотря на то, что на картине изображена ночь или поздний вечер, картина необыкновенно светлая. Вся она залита лунным сиянием, отражаемым белым снегом. Вдалеке виднеется церковь с сияющими маковками. Стены хат тоже выбелены. Несмотря на поздний час, никто не спит. Две группы людей расположены в центре картины, группа колядующих видна и на заднем плане, у окон другой хаты. Парням и девушкам очень весело. Одни колядуют у освещенного окна ли которого видна высунувшаяся рука хозяина или хозяйки, держащая хлеб. Ребенок рядом, одетый в чуть великоватую ему одежду, держит в руках раскрытый мешок, куда этот хлеб должен упасть. Видимо, это благодарность за спетую колядку. Чуть поодаль расположилась парочка, и молодой парубок заботливо прикрывает возлюбленную полой своего тулупа. Один парубок повалился на санки, которые катят две девушки, и те хохоча, пытаются его согнать, опрокинув санки или швырнув в него снежный ком.

Минуты творчества

Создайте иллюстрации (нарисуйте или опишите их) к наиболее комичному, с вашей точки зрения, эпизоду «Ночи перед Рождеством».

==

Умение читать художественный текст не равно умению читать написанное. Язык каждого подлинного художественного текста обладает уникальной содержательностью, связанной с системой значений, сопутствующих лишь этому индивидуальному писательскому стилю. Вот почему иногда читателя- школьника почти любого уровня интеллектуального развития можно уподобить иностранцу, очень хорошо знающему чужой разговорный язык и схватывающему значения лишь самых обычных, привычных уху слов, а потому воспринимающему художественный текст крайне поверхностно и дискретно (с пропусками неизвестного или неясного).

Эта проблема особенно актуальна при изучении произведений Николая Васильевича Гоголя. Язык великого писателя самобытен и потому обладает собственной информативностью. К сожалению, часто школьник заведомо не понимает значений историзмов, диалектизмов, заимствований из украинского языка. Кроме того, в художественном тексте слово живет своей особой жизнью, его смысл зачастую не равен словарному эквиваленту, поскольку во многом зависит от специфического контекста. Игнорирование этих фактов обусловливает неполноту восприятия художествен­ного текста Гоголя.

Необходима кропотливая словарная работа, обращение школьника к различным словарям при анализе повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Начальная стадия освоения гоголевского текста немыслима без такой работы. В процессе активного освоения словаря Гоголя школьники знакомятся с реалиями запечатленной в произведении действительности, бытовым «антуражем» — и все это естественно, спонтанно, играючи. Особое, игровое освоение словаря повести как обязательный элемент работы с текстом не только обеспечивает понимание читаемого, но имеет целый ряд важнейших последствий. Семантический анализ лексики приучает к внимательному, заинтересованному, подлинно «филологическому» отношению к слову вообще и к художествен­ному в частности, пробуждает интерес к тайнам языка. Так рождается творческое и любовное отношение к родному языку, как выясняется, действительно богатому и совершенному.

Работа со словарем писателя рассчитана на пробуждение языковой интуиции, она развивает ассоциативное мышление, способствует эстетическому, образному восприятию слова. Формируется умение, определяя неизвестное, оперировать уже известным, появляется вкус к собственным гипотезам и поиску аргументации к ним, т. е. возникают элементарные навыки интеллектуального труда — и все это спонтанно, без натужного умствования и скучного зазубривания.

Но и это еще не все: обогащающая лексикон словарная работа одновременно приобщает к тем реалиям, которые запечатлены в словарной фактуре художественного текста, и уже на этом, предварительном, этапе происходит естественное ознакомление с историческими, этнографическими, социальными, бытовыми и прочими деталями изображаемой эпохи. Все это вместе взятое исключает изучение художественного произведения «мимо текста». Постоянное деятельное внимание к словесному «Зазеркалью» в итоге обеспечивает такую степень свободы ориентации в содержании изучаемого, которая и становится реальной предпосылкой его глубокого анализа в самостоятельном интеллекту­альном поиске.

Словарная работа по тексту повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

1. Ответьте на вопросы:

Нечистый дух — чему синонимично это выражение?

Дурень ~ чем отличается от выражений «дурак» или «дурачина»? Где встречалось последнее?

Вечерять — какое отношение к вечеру имеет это слово?

Прибыльно — как образовано наречие? Что означает?

Выкрутасы — от какого глагола произошло? Что означает?

Хоть бы и с гетьматшею — если гетман — начальник казачьего войска, то кем ему приходиться гетманша — матерью, дочерью или женой?

Ирод — здесь это имя собственное или нарицательно? Откуда оно пришло?

Клад — от какого всем известного глагола произошло это слово и что обозначает?

Плетень — найдите слова — родственники и определите, что это означает и как выглядит;

Помои — от какого глагола образовано и что означает?

Бестия — найдите знакомый вам корень: что он обозначает? А что значит все слово?

Иноходец — как определить тип лошади по смыслу составляющих это слово понятий?

2. Найдите в тексте слова и выражения, характеризующие быт украинца, и составьте их классификацию.

а) Одежда украинца:

  • свитка — верхняя одежда без рукавов;
  • жупан — теплая верхняя одежда.

б) Пища украинца:

  • цибуля — лук;
  • галушки — кушанье в виде вареных кусков теста, замешанных на молоке или свином сале;
  • кавуны — арбузы;
  • кухоль сировцу — глиняный кувшин с кислым квасом;

в) Окружающий его мир:

  • баштан — огород в поле, в степи (не при доме), где разводят арбузы и дыни;
  • курень — временный приют в поле, в лесу, а у запорожцев — хата;
  • левада — огороженный луг или пастбище;
  • гумно место, где молотили зерно;
  • хутор — дом со скотным двором, огородом, садом;
  • дерн — верхний травяной слой земли.

г) Предметы обихода:

  • люлька — трубка для курения табака;
  • рожок — емкость для хранения табака;
  • хустка — кусок холста;
  • сопилка — духовой народный музыкальный инструмент;
  • кухва — чан, кадка, бочка

д) Занятия запорожцев:

  • волостной писарь — писарь в крае (в волости);
  • чумаковать — заниматься извозом;
  • казачок — народный украинский танец;
  • гетман — начальник казацкого войска.

3. Расскажите, используя «словарь Гоголя», каков быт украинцев:

  1. во что одевались?
  2. что ели?
  3. в каких помещениях жили?
  4. чем занимались?

4. Узнай слово по его толкованию:

Толкование

Ответы

Должностное лицо для переписки и составления канцелярских бумаг

Писарь

На Руси в XIV – XVII веках: должностное лицо в государственных учреждениях

Дьяк

Командир сотни

Сотник

Начальник уездного города (до середины XIX века)

Городничий

Судья по делам размежевания земельных владений

Подкоморий

Содержатель шинка (пивной)

Шинкарь

Крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери

Кум

Повар

Кухмистр

Жена попа

Попадья

Чиновник, исполняющий полицейские функции

Комиссар

Висельник

Шибеник

Выборная должность, глава села на Украина XVIII — начале XX века

Голова

Казак из Запорожской Сечи, особого казачьего войска, существовавшего до 1775 года, главный стан которого находился за Днепровскими порогами (в Запорожье)

Запорожец

Лекарь-самоучка, действующий собственными невежественными способами, якобы с помощью колдовства

Знахарь

Верховой, сидевший верхом на одной из передних лошадей при запряжке цугом, т.е.
попарно, гуськом

Форейтор

Начальник казацкого войска и верховный правитель

Гетьман

Упрямец

Кобеняк

Парикмахер

Цирюльник

Тот, кто гонит деготь

Дегтярь

Модно одевающийся человек, щеголь

Франт

Конные полки в дореволюционной армии

Уланы

Стадо скота, перегоняемое для каких-нибудь хозяйственных целей

Гурт

Двое (супруги)

Чета

5. Вставь необходимые в тексте слова в нужной форме:

  1. Микита, ездивший через каждые две недели в Полтаву на торги и отпускавший такие шутки, что все _______________ брались за животы со смеху.
  2. По выходе отца своего она долго ещё принаряживалась и _________________ перед небольшим, в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою.
  3. И бодро взвалил себе на плечи мешки, которых не понесли бы два _________________ человека.
  4. Кузнец иногда умел ввернуть модное слово; в том он __________________ в бытность ещё в Полтаве, когда размалевывал сотнику дощатый забор.
  5. Нам никто не помешает: ______________ нет дома.
  6. Тут осмелился и кузнец поднять голову и увидел стоявшую перед собой небольшого росту женщину, несколько даже ________________ , напудренную, с голубыми глазами…
  7. Вместе хлеб-соль ели и __________________ пили.
  8. Переступив через порог и увидев кузнеца, Оксана __________________ с изумлением и радостью в него очи.

Для справок:понатореть, жинка, миряне, вперить, магарыч, жеманиться, дюжие, дородная.

6. Выпиши из ряда предложенных слов те, которые являются наименованиями людей (1 вариант), названиями одежды (2 вариант):

  • смушки, плахта, сотник, кадь, бакан, кум, кибитка, шибеник, гречаник, форейтор, немец, ланиты, бас, хата, городничий.
  • запаска, кунтуш, плошки, жинка, грудочка, монисто, черевички, околышек, кутья, капот, таратайка, гарус, капелюхи, вохра, каганец.

7. Распредели данные слова по частям речи:

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Светлейший, ковзаться, нагайка, сусальный, архиерейская, околодок, хата, кибитка, приосаниться, жупан, дородная, попадья, нанковые, жеманится, подкоморий, нахлобучить, тавлинка, горнило, спесивый, книш.

8. Составь словосочетания с прилагательными:

Толпа

голова

Яресковский

фалда

Губернский

усы

Мундирная

кутья

Отец

дидько

Правый

батога

Палочка

пища

Золотые

парубков

Голодная

притвор

Скоромная

стряпчий

Лысый

Кондрат

9. Дай толкование словам (выражениям):

  • «В шапке сделанной по манеру уланскому….» —
  • Строить куры —
  • И то в шмак —
  • С позументами человек —
  • Поворотить в карабинеры —

10. Литературная игра «Проще простого».

При изучении древнерусской литературы, а также творчества поэтов и писателей ХVIII века ученики сталкиваются с огромным пластом устаревшей и малоупотребительной лексики.

Анализ текста часто затруднен, требует дополнительных комментариев. Необходима большая и утомительная словарная работа, не приносящая порой значительных результатов. Предлагаю превратить ее в увлекательную игру «Проще простого»

Заранее дается задание выписать в алфавитном порядке непонятные устаревшие слова, объяснить их. Эти миниатюрные толковые словари пригодятся и пополнятся во время игры.

Два участника разыгрывают, кто будет первым отгадывать слова. Для этого мы вспоминаем имена собственные, встречающиеся, например, в стихотворениях Ломоносова.

Игрокам предлагается распределить карточки с именами по рубрикам. У нас 10 рубрик:

  1. полководец;
  2. монарх;
  3. поэт, писатель;
  4. ученый;
  5. живописец;
  6. музыкант;
  7. божество;
  8. путешественник,
  9. философ;
  10. священнослужитель.

На карточках записаны имена: Август, Алкей, Алкивиад, Анакреонт, Аристотель, Боян, Вергилий, Гомер, Гораций, Давид, Декарт, Евклид, Зоил, Иезекиль, Иоанн, Златоуст, Калигула, Колумб,. Крез, Лафонтен, Людовик, Лютер (Ньютон), Никон, Перикл, Платок, Птолемей, Сарданапал, Сенека, Сократ, Соломон, Спиноза, Цезарь, Цицерон, Эзоп, Алкид, Вакх, Велес, Геба, Даждъбог, Зевс, Зефир, Клио, Купидон, Марс, Мафусаил, Минерва, Морфей, Музы, Перун, Плутон Талия, Троян, Фемида, Цирцея, Эрот.

Тот из участников, кто сделает меньше ошибок, начинал игру. Ее правила состоят в следующем: игроки не должны отвечать на вопросы, они только соглашаются, или не соглашаются с ответами «гостей», которые выбирают из трех предложенных вариантов ответа один. «Гостей» на игре 9 (это могут быть одноклассники, учителя, учащиеся параллельных классов).

«Гостей» рассаживают за столы в три ряда, по три человека в ряд. Раунд заканчивается, когда на столиках гостей таблички с крестиками или ноликами выстраиваются в ряд по вертикали, горизонтали, диагонали, как в известной игре «крестики-нолики», и победа присуждается тому из игроков, кто сумел не только правильно ответить, согласен ли он с ответом «гостя», но и правильно выбрать, с кем нужно играть.

Раундов обычно три — пять, но их может быть и больше в зависимости от времени и желания участников. Задания к игре подбирает ведущий (совместно с учителем). Их записывают на карточки и впоследствии не раз используют.

Игра проходит очень оживленно, весело, и, воздействуя эмоционально, помогает запоминать значение слов.

Раунд I

  1. Можно ли сшить платье из китайки?
    а) да;
    б) нет.
    Да: Китайка — Сорт хлопчатобумажной ткани.
  2. Парубки — это:
    а) молодые парни;
    б) порубленные деревья;
    в) дрова.
    Парубки – парни.
  3. Вохра— это:
    а) то же, что и охра;
    б) часть охры;
    в) разные вещи.
    Вохра = охра (желтая краска)
  4. Где вы можете встретить иконостас?
    а) в лесу;
    б) в книге;
    в) в церкви.
    Иконостас – покрытая иконами стена, отделяющая алтарь в Православной церкви.
  5. Можно ли сейчас попробовать кутью?
    а) да;
    б) нет;
    Да: Каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели в канун Рождества.
  6. Покажите намитку.
    Намитка – белое покрывало из жидкого полотна, носимое на голове женщинами, с откинутыми назад концами.
  7. Городничий:
    а) живет в городе;
    б) начальник уездного города;
    в) живет недалеко от города.
  8. Из чего делают клецки?
    а) мяса;
    6) овощей;
    в) теста.
    Клецки (галушки) – кусочки теста, сваренные в воде или молоке.
  9. Немец — это:
    а) национальность;
    б) чужой человек;
    в) вероисповедание
    …Немцем у нас называли чужого человека.
  10. Что такое бричка?
    а) сундук;
    б) повозка;
    в) кастрюля.
    Бричка — повозка.

Раунд II

  1. Покажите кильце.
    Кильце – кольцо
  2. Гречаник…
    а) едят;
    б) на шее носят;
    в) пьют.
    Гречаник – род хлеба из гречневой крупы.
  3. Строить куры означает…
    а) передразнивать;
    б) обманывать;
    в) ухаживать.
    Строить куры – ухаживать.
  4. Околодок —
    а) колода карт;
    б) окрестные селенья;
    в) бочка.
    Околодок – окрестные селения
  5. Колядовать означает…
    а) петь колядки;
    б) колоть;
    в) колдовать.
  6. Можно ли жить на хуторе?
    а) да;
    б) нет;
    Да: Хутор – небольшая деревушка.
  7. Пасечник –
    а) пчеловод;
    б) коневод;
    в) пастух.
  8. Варенуху…
    а) едят;
    б) пьют;
    в) жарят.
  9. Почему от цибули плачут?
    а) это лук;
    б) это горе;
    в) это боль.
  10. Какого цвета бывают ланиты?
    а) красные;
    б) зеленые;
    в) синие.
    Ланиты — щеки.

Раунд III

  1. Где можно ли встретить цирюльника в наши дни?
    а) да;
    б) нет.
    Да: цирюльник – это парикмахер.
  2. Дюжие –
    а) слабые;
    б) сильные;
    в) маленькие.
    Дюжие – сильные.
  3. Хлев – это помещение для …
    а) хранения зерна;
    б) содержания скота;
    в) переработки мусора.
  4. Запорожец —
    а) машина;
    б) тот, кого пустили за порог;
    в) житель Запорожья.
  5. Галун может быть ________________ цвета
    а) золотого или серебряного;
    б) желтого или зеленого;
    в) черного или белого.
  6. Можно ли положить что-то в скрыню?
    а) да;
    б) нет.
    Да: скрыня — сундук.
  7. Чем занимается кухмистр?
    а) готовит еду;
    б) пробует;
    в) отвечает за порядок на кухне.
    Кухмистр – повар.
  8. И то в шмак
    а) и так хорошо;
    б) и так вкусно;
    в) и так плохо.

1. архиерей — управляет епархией — церк.-адм. округом, возводит в сан священников, дьяконов, назначает их на должности.
2. аршин — 0,71 м.
3. бакан — кр. краска;
4. блейвас — цинковые белила;
5. бричка — легкая полукрытая повозка;
6. в шмак — вкусно;
7. варенуха — варёная водка с пряностями;
8. верста — 1, 06 км.
9. видлога — откидная шапка из сукна с капюшоном;
10. волость — адм. единица в составе уезда;
11. вохра (охра) — краска желтого или красного цвета.
12. всуе — напрасно;
13. гарус — х/б ткань, напомин. шерсть;
14. гетман — начальник малороссийского казачьего войска, войсковой атаман.
15. городничий — глава административно-полицейской власти уездного города.
16. гривна —серебряная монета в 10 коп.
17. дьяк — низшая церк. должность;
18. жупан — полукафтан (польск. и украинск.);
19. запаска — шерст. передник у женщин;
20. заседатель — выборный член суда;
21. заутреня — церковная служба до обедни, ранняя, утренняя, утреня.
22. каганец — плошка с салом и фитилём;
23. капелюха — шапка с ушами;
24. капот — женск. верхн. одежда;
25. китайка — плотн. ткань (шёлк. или х/б);
26. клирос — возвышение в церкви для певцов;
27. книш — пшен. хлеб;
28. кобеняк — вид суконного плаща с капюшоном;
29. ковзаться — скользить по льду;
30. козачок — малоросс. танец;
31. колядовать — петь под окнами в канун Рождества;
32. крылос — см. клирос.
33. кунтуш — кафтан с широкими рукавами;
34. кутья — кушанье из риса (или др. крупы) с мёдом или изюмом; едят в пост или на поминках; зерно — будущее воскрешение, мёд — блаженство. 35. ладунка (ладанка) — Сумочка или мешочек с ладаном или к.-л. иным амулетом, талисманом, святыней, снадобьем, записочкой, содержащей заговор.
36. ланиты — щёки.
37. люлька — трубка;
38. нагольный — тулуп из некрашеной овчины;
39. намитки — белое покрывало из полотна, носят на голове женщины;
40. нанковый — из грубой х/б ткани;
41. околоток — окрестности села;
42. околыш — обод головного убора;
43. оселедец — длинный чуб;
44. осьмуха — восьмая часть [штофа?]
45. паляница  — небольшой хлеб;
46. Петровки — пост от Троицкой недели до 29.06 ст. ст.
47. плахта — нижн. одежда женщин из шерст. клетч. материи;
48. подкоморий — межевой судья;
49. позументы — золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма.
50. пономарь — дьячок, псаломщик, помощник священника.
51. притвор  — передн. часть церкви (сразу за папертью);
52. свитка — полукафтан;
53. скрыня — большой сундук;
54. смушки — шкурки ягнят, еще не подвергавшихся стрижке.
55. сотник — военная и адм. должность на Украине.
56. стряпчий — судейский чиновник;
57. тавлинка — деревянная табакерка;
58. таратайка — Двухколесная повозка (простая тележка или кабриолет).
59. титар (ктитор) — церковный староста;
60. фалды — Задняя пола одежды (фрака, сюртука, мундира).
61. шафран — употр. как пряность и для подкрашивания разных пищевых изделий.
62. шибеник — висельник;
63. шинок — кабак в сельской местности;
64. щедровка — песня в колядках;
65. 60. ярь — ярко-зелён. краска;

  • Парту патима краткое содержание рассказ
  • Партниха или портниха как пишется правильно
  • Партнеры или портнеры как правильно пишется
  • Партия проиграна как пишется
  • Партитурная разметка рассказа л н толстого котенок