Паспорт литературного героя 2 класс сказка о рыбаке и рыбке

Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»

Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявляют интерес к чтению литературных сказок,
  • проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • принимают и сохраняют учебную задачу;
  • выполняют учебное задание по алгоритму;
  • контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • в конце урока объясняют  удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.

Коммуникативные УУД:

  • учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
  • используют речевые средства для представления результата деятельности.

Познавательные УУД:

  • определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
  • описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
  • сравнивают героев и обосновывают своё мнение.

Предметные:

  • читают осознанно, выразительно,
  • составляют словесный портрет героев,
  • составляют план и пересказывают текст по плану.

Средства достижения планируемых результатов:

  • технология критического мышления (приём составления кластера)
  • технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
  • технология оценивания учебных успехов
  • диалоговый метод
  • деятельностный метод
  • метод моделирования
  • средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)

Ход урока

  1. Оргмомент. 

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

  1. Речевая разминка.

    Синицы

Зайчик едет на такСИ.

Куда едет, сам спроСИ.

Медведь лежит в густой теНИ,

Его за лапу не тяНИ.

В подарок белочке овЦА

Несёт четыре леденЦА.

Хочу спросить я учениц:

Скажите, сколько здесь синиц?

— Прочитайте медленно хором.

— Ответьте на вопрос стихотворения.

— Прочитайте с вопросительной интонацией.

— А теперь скороговоркой.

  1. Актуализация знаний

— С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?

— Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.

(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)

— Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

— С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

— С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

— Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

— Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

— В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

— Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

— Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

— Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

— Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

— Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

  1. Анализ «сказочных примет»

-Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.

(Приём ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная  работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).

                     

                                                     

  • Зачин
  • Повтор
  • Получение трудного задания, которое  сам герой выполнить не может
  • Волшебный помощник
  • Магическое число
  • Поучительный характер
  • Стихотворная форма
  • Необыкновенно богатый язык сказки

      5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.

1) восстановление сюжетной цепочки сказки:

Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема

2) Постановка проблемного вопроса?

Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?

— Вот он наш главный вопрос.(?)

3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.

Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)

— Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…

— Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.

— Как вела себя рыбка?

— Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?

— Почему рыбка стала помогать старику?

—  Как обращается старик к рыбке в тексте?

— Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)

4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)

Описание: C:Documents and SettingsАлексРабочий столработакартинкисказка о рыбаке и рыбке6.jpg

кроткий

сварливый

добрый

мягкий

злобный

властный

смиренный

жадный

грубый

неуживчивый

безропотный

бескорыстный

покорный

Описание: C:Documents and SettingsАлексРабочий столработакартинкисказка о рыбаке и рыбке4.jpg

— Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.

— Покажите свои рисунки.

— А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.

5) Отношение автора к героям сказки

— Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?

— рыбку – любит, гордится ею, восхищается;

— старику – сочувствует, жалеет …

— старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки

— Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.

— У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?

6.Физкультминутка.

6) Характеристика моря.

— Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)

  — помутилось синее море

  — синее море

 —  видит на море чёрная буря

  — море слегка разыгралось

  — не спокойно синее море

  — почернело синее море

— Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.

— Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)

7) Характеристика героя по плану.

Прочитайте алгоритм.

— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)

 Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)

— Возвращаемся к нашей схеме.

— Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.

— А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?

— Чему учит нас эта сказка?

7) Работа с пословицами.

— На примере сказки объясним смысл пословиц:

Много захочешь – последнее потеряешь.

Много желать – добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.

Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.

7. Итог урока.

Мне сегодня понравилось на уроке…..

Мне было трудно …..

Я узнал, что ….

Оцените свою работу на уроке.

8. Д.З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      claudiahays415

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    10 минут назад

    Математика срочно пожалуйста

  • biologiya
    Биология

    15 минут назад

    Помогите с биологией пожалуйста, я вообще ничего не понимаю

  • fizika
    Физика

    15 минут назад

    С какой скоростью должна пронестись машина мимо девушки в лёгком платье, чтоб подол его поднялся вверх?

  • ekonomika
    Экономика

    25 минут назад

    Помогите пожалуйста с тестом

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    30 минут назад

    4. В каком слове пишется суффикс – ЩИК?
    1) перево..ик
    2) изво..ик 3) подпи..ик 4) чекан..ик
    |1) домашние неурядицы
    5. Найдите ошибку в написании НЕ с существительным.
    2) нерешительность характера
    3) невнимательность, а рассеянность 4) устал с непривычки
    |6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна
    та же буква?
    A) луч..м, одеж..нка, ш..рох
    Б) стоял в раздумь.., работал в типографи.., горош..к
    В) карманч..к, на темен.., на лили..
    Г) о молни.., туч..й, бараш..к
    1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г.
    помогитеее, дам 30 баллов. я тупая

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Образ главного героя — старика-рыбака

Старика можно назвать одним из основных героев детского произведения, который относится как к отрицательной, так и положительной его составляющей. Мужчина, безусловно, очень добр и мягок по отношению ко всему живому. Несмотря на строгость характера старухи, он безумно любит женщину и хочет, чтобы ее каждое желание воплотилось в явь. Таким образом раскрывается светлость его натуры.

Однако все омрачается, когда старик соглашается на любые свершения ради приказов, которые к концу прекращают быть просьбами. Он видит, как неспокойно море; он понимает жестокость нрава супруги; герой демонстрирует слабохарактерность и продолжает потакать и мучить маленькую золотую рыбку.

Старуха как отрицательный персонаж

Старуху можно назвать отрицательным героем сказки, поскольку за огромное количество сюжетных поворотов она демонстрировала исключительно негативные черты собственного характера. Непомерность ее аппетита росла не по дням, а по часам. Она не умела благодарить, чувствовать сострадание и была лишена добросердечности.

Казалось бы, жизнь старухи со стариком могла наладиться благодаря рыбке, которая была готова выполнить их любые желания. Однако супруги упустили выданный шанс, поскольку прекрасного дома и починенного корыта властолюбивой женщине было недостаточно.

Золотая рыбка

При первом знакомстве с данным персонажем может показаться, что он несколько эгоистичен, высокомерен и нетерпелив, однако это не так. На удивление, золотую рыбку можно назвать истинным воплощением добра и сострадания в сказке Пушкина.

Она хотела жить и подарила взамен на свободу невиданную сверхъестественную возможность — загадать любое желание и превратить жизнь в истинное воплощение счастья, радости и достатка. Она терпеливо относилась к капризам старухи, и до последнего желала помочь супругам обрести то, что они потеряли множество лет назад.

Образ моря в сказке Пушкина

Море можно назвать отдельным персонажем в рассматриваемом произведении, поскольку оно в буквальном смысле наделено человеческими качествами. Через текстовое изложение можно заметить волнение и общие реакции глубоких вод на разворачивающиеся в бедной глубинке события.

Каждое новое желание старухи, постепенно переходящее в приказ, заставляет волноваться стихию. К подобному выводу мы можем прийти благодаря описанию характеристик моря — автор акцентирует внимание читателей на таких словосочетаниях, как «синее море», «черная буря», «сердитые волны», «воют и воют».

«Сказка о рыбаке и рыбке», характер героев которой мы рассмотрели, можно назвать крайне интересным произведением, впечатляющим своими описаниями природы, людей, погоды, настроения. Несмотря на легкость изложения и простоту общих средств выразительности языка она позволяет ознакомиться с важным моральным принципом, повествующем о том, как люди губят себя из-за жадности и неблагодарности.

Урок литературного чтения.
2-й класс

Тема: Характеристика главных героев «Сказки о рыбаке и
рыбке»

А. С. Пушкина.

Дата: 17 октября 2012 год

Цели: отрабатывать навыки правильного, выразительного чтения;
учить раскрывать
смысл
произведения, характеризовать героев; воспитывать
потребность в формировании положительных качеств характера для
успешного существования в социуме
; развивать память,
речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, понимание основной мысли, поиск необходимой
информации
в книге; метапредметные:
регулятивные — формулирование учебной задачи
урока, исходя из анализа материала учебника в
совместной дея­
тельности,
планирование вместе с учителем деятельности по из­
учению темы урока, оценивание своей работы на
уроке, познавательные — по­
нимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных
особенностей, характеристика
героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, коммуникативные — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление
правил взаимо­действия в паре и группе; личностные: формирование
системы
нравственных
ценностей (благородство, со­чувствие, твердость характера, настойчивость),
проявление интереса к произведениям А.С.Пушкина.

Оборудование: ноутбук учителя, проектор, интерактивная
доска,нетбуки учащихся.

Используемые ЭОР: интерактивный тест, презентация.

Ход урока

1.    
Самоопределение
к деятельности

Слайд 1.Речевая разминка. Стихотворение.
Кто хочет разговаривать, /
тот должен выговаривать
всё правильно /и внятно, /
чтоб было / всем понятно.//
— Прочитайте медленно, выговаривая каждое слово четко;
— О чем стихотворение?
— Какие слова надо выделять?
— Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логических ударений). Паузы.
— Чтение в темпе скороговорки.

2. Актуализация опорных знаний. Слайд 2.

— А.С. Пушкин говорил “Что за прелесть эти сказки”…
— А любите ли вы читать сказки? Почему? (рассуждения учеников)
— Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (рассуждения учеников)
— Что роднит сказку А.С.Пушкина и другие известные вам сказки?
(работа в парах, обсуждение, затем высказывания детей)Слайд 3.

• Есть зачин, концовка
• Волшебство
• Повторение сюжета
• Магическое число
• Добро побеждает зло
— Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).
— В чём необычность рыбки? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом,
исполняет желания)
— Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
— Чем похожи повторения? (во всех идёт разговор старика и рыбки)

— Сегодня на уроке мы будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”,
проследим за сюжетом, поговорим о характерах главных героях сказки.
3. Постановка учебной задачи.

— Чем отличаются повторения сюжета? (меняются желания старухи
и её обращения к старику; меняется состояние моря)
— Как просит старуха?
— А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет, “молвит ласковое
слово, с поклоном”
— Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?
(рассуждения детей)
Восстановление сюжетной цепочки сказки. Даются части сюжетной цепочки, которые
необходимо восстановить детям. Выполнение интерактивного теста на
нетбуках
(работа в парах).

4. Открытие нового знания. Анализ поступков героев.

В ходе работы на доске появляется схема «система образов».
Под именем героя появляется его качество. (Работа на интерактивной
доске.Слайд 4-5)

— Назовите героев сказки
— Что вы узнали о героях в начале сказки? Прочитайте.
— Расскажите, что произошло со стариком, когда он рыбачил?
— Как ведет себя рыбка?
— Объясните значение слова «откуп». (Заплатив, освободить себя от чего-либо)
 — Почему откупалась рыбка?
 — Почему старик отпустил рыбку без откупа?
 — Что произошло дальше? Прочитайте. Зачем старик обо всем рассказал старухе?
 — Каким видим здесь старика по характеру?
 — Почему старик пошел к морю? Объясните значение выражения «старуха
забранила». (Ругала грубыми словами)

 — Как ведет себя рыбка?
— Почему она помогает старику?
 — Что нового узнали о старухе, когда рыбка выполнила ее просьбу «дать
новое     корыто»?
 — Как показывает это автор сказки? Расскажите.
 — Изменилось ли отношение старухи к старику, слугам, рыбке в дальнейшем?
 — Кто из них решил не потворствовать старухе?
 — Как это видно?

Физкультурная пауза.

5.Первичное закрепление.

Анализ характеров героев

— Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои
ответы нужно доказать примерами из текста.

(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют
характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся
выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются.) Слайд
6.

Характер старика: мягкий, добрый, податливый,
безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый,
неуживчивый, требовательный, неблагодарный.
— Кто из героев вам нравится? Не нравится?
— Почему вам не нравится характер старухи?

— Все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых,
злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?Слайд 8.

— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати
сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор
употребляется в речи.
— Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым
характером?
— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?

(Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) —
отрицательная черта).

— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в
том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило
смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту,
остановить её жадность. Он «..не смел ей перечить..», слепо
подчинялся, выполняя все её прихоти.
—  Случается ли такое в жизни?
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер,
настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые
просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

6.Самостоятельная работа с самоопределением. Слайд 9.

— Прочитайте слова А.С.Пушкина:
«Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок»
— Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывания детей)
— Выберите наиболее точную формулировку. Докажите свой выбор:

Ø Как здорово поймать волшебную рыбку!

Ø Как плохо быть сварливым и жадным.

Ø Если ты сварливый и жадный, ты можешь
потерять своё счастье.

— Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость
характера, иначе ты можешь пострадать.

7. Итог урока. Слайд 10.

— Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка
может исполнить ваши желания.
— Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей.
(Чтение желаний: желания здоровья, мира, счастья, хороших друзей, мечты о
хорошем будущем, желания для других)
— На следующем уроке мы продолжим работу над исследованием “Сказки о рыбаке и
рыбке” А. С. Пушкина и выясним, кто ещё является в сказке действующим «лицом».

Домашнее задание. Проследить, как изменяется описание моря с
возрастанием желаний старухи (Подтвердить словами из текста). По желанию
проиллюстрировать эти строчки.

Оценки за урок.

8. Рефлексия

Перед вами лежат смайлики.
Если вы на уроке работали с интересом, своей работой довольны, материал урока
был полезен, то покажите настроение вашего смайлика улыбкой.
Может быть, у кого-то смайлик будет спокойным или даже грустным, если вы своей
работой на уроке остались недовольны.

Заместитель руководителя ОО  по УВР _________________/Панина
В.Ю./

Ответ:

В “Сказке о рыбаке  и рыбке” А. С. Пушкина говорится, как старик живет у моря вместе со своей женой. Тридцать три года он ловит рыбу, она прядет. Один раз выловил старик золотую рыбку, которая сказала, что даст ему то, что он пожелает. Но старик отпустил рыбку. Старуха стала ругаться на него, чтобы попросил у рыбки корыто. Старик пошел к морю, попросил у рыбки корыто. Возвратился к старухе, у которой было новое корыто. Старуха стала ругаться на старика, чтобы выпросил новую избу. Старик пошел к морю, которое стало мутным. Стал он просить рыбку о новой избе. Домой старик возвратился, а перед ним красивая изба. Старуха его сидит в избе и на  мужа ругается, что не хочет быть крестьянкой. Пошел старик к морю, оно стало неспокойным. Стал он просить рыбку, чтобы сделала старуху дворянкой. Возвратился старик к своему дому. Вместо дома появился терем, его старуха одета в богатую одежду, украшена золотом и жемчугом.  Вокруг нее слуги. Старуха стала на него кричать, пошел он работать на конюшню. Прошло время, старуха посылает старика к рыбке, чтобы сделала ее царицей. Старик стал ей говорить, что она ничего не умеет. Старуха еще больше рассердилась, сказала, чтобы шел к морю. Старик пошел к морю, которое стало черным. Стал он просить рыбку, чтобы сделала старуху царицей. Старик домой возвратился, видит он палаты, там сидит его старуха, помогают ей дворяне и бояре, охраняет ее стража. Из палат старика прогнали. Прошло время. Нашли старика, приказывает ему старуха, чтобы рыбка сделала ее владычицей над морями и прислуживала ей. Пришел старик к морю, на море буря. Стал старик говорить золотой рыбке, что его старуха хочет быть владычицей морскою. Ничего ему не ответила рыбка, уплыла в море. Возвратился старик к старухе, в землянке сидит старуха, а с нею старое корыто.

1 – старик живет в старой землянке

2 – старик ловит с помощью невода рыбу

3 – он отпускает рыбку, которую поймал;  уважительно разговаривает с рыбкой; подчиняется старухе; говорит старухе правду; много времени ждет рыбку

4 – старик добрый, трудолюбивый, честный, слабохарактерный

5 – автор жалеет старика, что ему досталась такая жена

6 – мне не понравилось, что старик долго терпит приказы старухи, не спорит сразу с нею; мне понравилось, что старик пожалел золотую рыбку

  • Паспорт героя из сказки о царе салтане царь салтан
  • Паспорт героя из сказки о царе салтане царевна лебедь
  • Паспорт героя из сказки о царе салтане князь гвидон
  • Паспорт героя из сказки конек горбунок ивана
  • Паспорт героя из сказки золотая рыбка