Пастернак по международной конвенции сочинение

15 сентября 2018

В закладки

Обсудить

Жалоба

По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило. Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться.

Сочинение написано в соответствии с новыми критериями оценивания 2019.

Сочинение

Гиппократ писал: «Из всех наук, без сомнения, медицина самая благородная». Врач вряд ли сможет убивать, его миссия спасать и лечить. Об этом и говорит в данном тексте Борис Пастернак и поднимает проблему врачебного долга в условиях войны.

Раскрывая данную проблему, автор рассказывает историю времен гражданской войны в России. Он ведет повествование от имени доктора Живаго, который находился на поле боя. «По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих». Как же повел себя доктор Живаго, оказавших в самом центре военных действий? Пастернак пишет, что « доктору против воли пришлось нарушить… правило. Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться». Но Живаго все-таки нашел выход из создавшейся ситуации. Он всматривался в лица молодых белогвардейцев, которые падали как подкошенные под пулями партизан, искренне сочувствовал молодым бойцам, жизнь которых уже закончилась так и не начавшись.

Потом автор показывает доктора, в котором помимо жалости и сострадания есть чувство долга и ответственности: «Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил». Но и долг врача не мог разрешить ему стрелять по живым людям, поэтому «он стал стрелять в цель по обгорелому дереву». Очень скоро командование дало приказ отступить, и Живаго стал заниматься ранеными. Так долг и миссия врача проявились на поле боя, настоящий доктор будет исполнен своим долгом до конца своих дней, поэтому именно так повел себя на поле боя военный врач.

Позиция автора в данном тексте проста и понятна: врач не должен принимать участия в военных действиях. Его долг — спасать раненых независимо от того, на какой из противоборствующих сторон они воевали. Примеров самоотверженного поведения врачей и медсестер во время войны великое множество. Все знают, какой подвиг совершали сестры милосердия. Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» рассказывает о подвиге врачебного долга врачей и ста двадцати медсестер, которые работали в осажденном Севастополе, причем 17 из них погибли при исполнении служебных обязанностей. В годы Великой Отечественной войны тысячи врачей и медицинских сестер спасали жизни советских воинов. Их оружием были шприцы и скальпели, а не винтовки и гранаты, но именно благодаря самоотверженной работе медиков солдаты выздоравливали и снова шли в бой.

Таким образом, врач — это не только профессия, это служение и преданность людям, умение сохранить себя и свое лицо в самых, казалось, безвыходных ситуациях.

Готовимся к ЕГЭ*

 

ЕГЭ 2019.
Русский язык

Сочинение 3
(по тексту Б. Л. Пастернака из сборника И.П.Цыбулько 2019)

См. текст для анализа ниже

Вариант 1.
Гиппократ писал: «Из всех наук, без сомнения, медицина самая благородная». Врач вряд ли сможет убивать, его миссия спасать и лечить. Об этом и говорит в данном тексте Борис Пастернак и поднимает проблему врачебного долга в условиях войны.

Раскрывая данную проблему, автор рассказывает историю времен гражданской войны в России. Он ведет повествование от имени доктора Живаго, который находился на поле боя. «По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих». Как же повел себя доктор Живаго, оказавших в самом центре военных действий? Пастернак пишет, что « доктору против воли пришлось нарушить… правило. Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться». Но Живаго все-таки нашел выход из создавшейся ситуации. Он всматривался в лица молодых белогвардейцев, которые падали как подкошенные под пулями партизан, искренне сочувствовал молодым бойцам, жизнь которых уже закончилась так и не начавшись.

Потом автор показывает доктора, в котором помимо жалости и сострадания есть чувство долга и ответственности: «Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил». Но и долг врача не мог разрешить ему стрелять по живым людям, поэтому «он стал стрелять в цель по обгорелому дереву». Очень скоро командование дало приказ отступить, и Живаго стал заниматься ранеными. Так долг и миссия врача проявились на поле боя, настоящий доктор будет исполнен своим долгом до конца своих дней, поэтому именно так повел себя на поле боя военный врач.

Позиция автора в данном тексте проста и понятна: врач не должен принимать участия в военных действиях. Его долг – спасать раненых независимо от того, на какой из противоборствующих сторон они воевали. Примеров самоотверженного поведения врачей и медсестер во время войны великое множество. Все знают, какой подвиг совершали сестры милосердия. Лев Толстой в «Севастопольских рассказах» рассказывает о подвиге врачебного долга врачей и ста двадцати медсестер, которые работали в осажденном Севастополе, причем 17 из них погибли при исполнении служебных обязанностей. В годы Великой Отечественной войны тысячи врачей и медицинских сестер спасали жизни советских воинов. Их оружием были шприцы и скальпели, а не винтовки и гранаты, но именно благодаря самоотверженной работе медиков солдаты выздоравливали и снова шли в бой.

Таким образом, врач – это не только профессия, это служение и преданность людям, умение сохранить себя и свое лицо в самых, казалось, безвыходных ситуациях.

Вариант 2
Проблема понимания сущности гражданской войны.

Что такое гражданская война? Можно ли найти оправдание братоубийственной войне, в которой люди одной нации, одного вероисповедания уничтожают друг друга? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя и поэта Бориса Леонидовича Пастернака.

Раскрывая проблему понимания сущности гражданской войны, автор знакомит своих читателей с одним из многочисленных эпизодов гражданской войны. Юрий Андреевич Живаго в качестве доктора находится в красном партизанском отряде и видит, как в атаку идут белогвардейцы, в составе которых мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилого возраста, мобилизованные из запаса. Тон задавали бывшие студенты и гимназисты, которых одушевляло восторженным молодечеством служение долгу. Автор показывает, что доктор Живаго с сочувствием относится к героически гибнущим на его глазах белогвардейским детям. Они близки ему по духу, по воспитанию, нравственному складу. Но доктор, не имея права вооружённо участвовать в боевых действиях, вынужден был отстреливаться, стараясь целиться не в людей, а в обгорелое дерево. Этот эпизод подчёркивает, что война противоестественна и заставляет человека делать противоестественный выбор.

Ещё один пример свидетельствует о жесткости и бессмысленности гражданской войны. Белые отступили, а доктор подошёл к убитому красногвардейцу-телефонисту и нашёл у него на шее ладанку на шнурке, в которой была истлевшая бумажка с девяностым псалмом, переписанным от руки по-русски с изменениями и отклонениями. В народе этот текст считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Подойдя к убитому белогвардейцу и расстегнув его шинель, Живаго увидел крестик на цепочке, медальон и плоский золотой футлярчик, в котором тоже нашёл девяностый псалом, но в печатном виде и во всей славянской подлинности. Автор показывает трагизм ситуации, когда люди одной национальности, одной веры находятся по разные стороны баррикад и готовы убивать друг друга. Они хранят один и тот же псалом, верят в спасительную силу одной и той же молитвы, но противостоят друг другу.

Авторская позиция заключается в следующем: гражданская война – война братоубийственная. Ничто не может оправдать взаимного уничтожения людей одной нации, одного вероисповедания, молодых, полных сил.

Авторская позиция мне близка. Нельзя найти доводы, которые могли бы оправдать гражданскую войну, её жестокость, кровь, убийство, насилие. Самое ужасное в этой братоубийственной бойне то, что воюют люди одной страны, что общество расколото на противоборствующие стороны.

Хочется верить, что Россия усвоила трагические уроки прошлого и в нашей стране больше никогда не будет гражданской войны.

Критерии оценивания
задания с развёрнутым ответом (задание 27)

Текст 3 по Б. Л. Пастернаку
(из сборника ЕГЭ 2019 под ред. И.П.Цыбулько)

 

(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.
(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.
(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.
(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.
(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.
(16) Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой. (18) Надо было отстреливаться.
(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.
(20) Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.
(22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.
(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.
(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её.
(30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.
(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися… от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».
(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.
(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.
(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.
(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.
(По Б. Л. Пастернаку*)
* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

 

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема понимания сущности гражданской войны. (Что такое гражданская война?)

1. Гражданская война – война братоубийственная. Ничто не может оправдать взаимного уничтожения людей одной нации, одного вероисповедания, молодых, полных сил.

2. Проблема нравственного выбора человека на войне (Что побуждает человека сделать выбор в условиях войны?)

2. Война – это противоестественное состояние, поэтому порой она вынуждает человека делать противоестественный выбор, например заставляет доктора взять в руки оружие вопреки запрету международной конвенции о Красном Кресте.

3. Проблема врачебного долга в условиях войны. (В чём заключается врачебный долг в условиях войны?)

3. Врач не должен принимать участие в военных действиях. Его долг – спасать раненых независимо от того, на какой из противоборствующих сторон они воевали.

 

Комментарий к заданию 27 (образец сочинения)


ЕГЭ – Единый государственный экзамен.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) http://www.fipi.ru/ представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.

 

в начало страницы

 

Исходный текст
(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.
(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.
(8) Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.
(9) Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.
(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.
(16) Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой. (18) Надо было отстреливаться.
(19) И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.
(20) Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.
(22) Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.
(23) Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.
(28) На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её.
(30) В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.
(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися… от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».
(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль.
(38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.
(41) Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.
(42) Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.
(По Б. Л. Пастернаку*)
* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

Сочинение
Война. Наверное, это одно из самых страшных явлений, с которым когда-либо приходилось сталкиваться человеку. В её условиях ему приходится принимать такие решения, которые он не смог бы сделать раньше. Именно проблему нравственного выбора и поднимает Б. Л. Пастернак в своём тексте.
Мы узнаем, что “По международной конвенции о Красном кресте” врачам запрещается применять оружие и участвовать в боевых действиях. Но доктору, о котором нам рассказывает автор, “против воли пришлось нарушить это правило”. Понятно, что именно война заставила его пойти против правил и совершить такой поступок. Но, взяв в руки оружие, он не стал убивать: “жалость не позволяла ему целиться в молодых людей”. Поэтому, когда перед прицелом никого не было, он просто разряжал винтовку “выстрел за выстрелом”. То есть чувствам тоже есть место на войне, и они могут повлиять на выбор человека.
Эти противоположные друг другу примеры позволяют нам понять, что может повлиять на выбор человека на войне.
Таким образом, писатель хотел донести до нас, что война может заставить человека сделать непривычный для него выбор, пойти против своей природы.
Трудно не согласиться с Б. А. Пастернаком. Война сама по себе является противоестественным событием, а потому и человек, оказавшийся на ней, принимает соответствующие решения. Так ,например, человек, находящийся под угрозой собственной жизни, может предать своих товарищей. Так и поступил Рыбак в повести “Сотников”.
Итак, война – страшное явление. Она может заставить человека поменяться и принять противоестественные для него решения.

Текст: И. Бунин. Рассказ «Слепой»

(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило.

(3)Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться.

(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодежь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы.

(8)Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.

(9)Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.

(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.

(16)Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой.

(18)Надо было отстреливаться.

(19)И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.

(20)Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву,

(22)Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

(23)Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.

(28)На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её. (30)В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися… от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».

(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. (38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«3ачем?» — подумал доктор.

(41)Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.

(42)Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности. (По Б.Л. Пастернаку*)

* Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

     В предложенном для анализа тексте Б.Л.Пастернака поставлена проблема бессмысленности войны.
     Так,автор акцентирует внимание на чувствах доктора,лежащего без оружия в траве и наблюдавшего за ходом боя: «все его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. Он от души желал им удачи». Врач не хотел,чтобы гибли молодые люди,понимая, что у них впереди могла быть вся жизнь,полная яркими моментами и незабывающимися впечатлениями. Но война красных и белых, по сути являющаяся братоубийством, отняла у них самое главное — жизнь. Этот пример показывает всю бессмысленность и беспощадность войны.
    Также, размышляя над проблемой, писатель обращает внимание на важную деталь — псалмы. При осмотре убитых доктор обнаружил этот церковнославянский текст как у белогвардейца, так и красногвардейца. Эта деталь показывает, что представители противоборствующих сторон являются одними и теми же людьми.Они живут в одной стране, говорят на одном  языке, читают одни и те же священные тексты. Но гражданская война заставляет людей единого народа истреблять друг друга, что свидетельствует о ее бессмысленности.
    Оба примера, дополняя друг друга, позволяют читателю понять ненужность кровопролития.
    Позиция автора такова: братоубийство и пустое кровопролитие неприемлемо и бессмысленно.
    Я согласен с мнением автора. Мне кажется, что война не несет в себе смысла, потому что она является преступлением против человека и всего живого. Например, в произведении «Капитанская дочка» Пушкин рассказывает о том,как Пугачев отпустил приговоренного к казни Гринева,являющегося его врагом.Он не захотел проливать кровь человека,живущего с ним в одной стране, потому что посчитал это бестолковым.
     Таким образом, можно сделать вывод, что война и кровопролитие бессмысленны.    

Здравствуйте, Олег!

В целом ваше сочинение заслуживает положительного отзыва. Вы верно определили проблему, постарались выстроить развернутый комментарий. Мои замечания касаются, в основном, стиля и логики.

Так,автор акцентирует внимание на чувствах доктора,лежащего без оружия в траве и наблюдавшего за ходом боя: «все его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. Он от души желал им удачи»

Вы начинаете рассуждение по тексту «с места в карьер». О каком докторе идет речь? Почему он лежал в траве? Почему абзац начинается со слова «так», синонимичного слову «например»? Пример к чему вы приводите? Все это рождает множество вопросов, на которые ответа нет.

Правильно начинать рассуждение с введения читателя в курс дела:

Рассуждая о проблеме, автор приводит эпизод из жизни  врача, оказавшегося на поле сражения во время гражданской войны.

Вот такое введение в курс дела существенно облегчило бы понимание логики вашего рассуждения.

Вопросы вызывает и абзац, в котором вы излагаете собственную точку зрения:

Я согласен с мнением автора. Мне кажется, что война не несет в себе смысла, потому что она является преступлением против человека и всего живого. Например, в произведении «Капитанская дочка» Пушкин рассказывает о том,как Пугачев отпустил приговоренного к казни Гринева,являющегося его врагом.Он не захотел проливать кровь человека,живущего с ним в одной стране, потому что посчитал это бестолковым.

Это обоснование не соответствует действительности. Пугачев вовсе не поэтому пощадил Гринева. Если бы он рассуждал именно так, то он не казнил бы тысячи других людей, живущих в нашей стране, в том числе, капитана Миронова и его жену… Олег, не нужно передергивать факты, подгоняя их к своему тезису. Такой аргумент не выдерживает критики, а потому является неубедительным.

К другим ошибкам:

Врач не хотел,чтобы гибли молодые люди,понимая, что у них впереди могла быть вся жизнь,полная яркими моментами и незабывающимися впечатлениями.

Ошибка управления. Верно: полная ярких моментов и незабывающихся впечатлений.

При осмотре убитых доктор обнаружил этот церковнославянский текст как у белогвардейца, так и красногвардейца.

Ошибка в конструкции с однородными членами. Верно: …как у белогвардейца, так и у красногвардейца.

Эта деталь показывает, что представители противоборствующих сторон являются одними и теми же людьми.

Речевая ошибка. Правильно: имеют общее вероисповедание, общий язык, общий менталитет… Но это не одни и те же люди, это разные люди.

Но гражданская война заставляет людей единого народа истреблять друг друга

Люди единого народа — слова плохо сочетаются друг с другом. Лучше: представители единого народа.

Пунктуационный недочет:

Так,автор акцентирует внимание на чувствах доктора,лежащего без оружия в траве и наблюдавшего за ходом боя: «все его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. Он от души желал им удачи».

Цитата, оформляемая как прямая речь, должна начинаться с большой буквы.

Баллы по критериям

К1 — Формулировка проблем исходного текста: 1

K2 — Пример 1: 1

K2 — Пояснение к примеру 1: 1

K2 — Пример 2: 1

K2 — Пояснение к примеру 2: 1

K2 — Указание на связь между примерами: 1

K2 — Анализ связи между примерами:

К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: 5

K3 — Отражение позиции автора исходного текста: 1

K4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: 1

K5 — Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: 0

K6 — Точность и выразительность речи: 2

K7 — Соблюдение орфографических норм: 3

K8 — Соблюдение пунктуационных норм: 3

K9 — Соблюдение грамматических норм: 1

K10 — Соблюдение речевых норм: 2

K11 — Соблюдение этических норм: 1

К12 — Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: 0

Итоговый балл — 20

Текст Пастернака Б.

(1)По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооружённо участвовать в боевых действиях воюющих. (2)Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило. (3)Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться.

(4)Белые шли, наступая. (5)Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. (6)Это были мальчики и юноши из невоенных слоёв столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. (7)Но тон задавали первые, молодёжь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы. (8)Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими. (9)Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. (10)Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев, и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. (11)Пули партизан почти поголовно выкашивали их.

(12)Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. (13)Всё его сочувствие было на стороне героически гибнувших белогвардейских детей. (14)Он от души желал им удачи. (15)Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.

(16)Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на жизнь, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. (17)Шёл бой. (18)Надо было отстреливаться.

(19)И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать её выстрел за выстрелом.

(20)Жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. (21)И, выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву.

(22)Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

(23)Фельдшер привёл на опушку двух санитаров с носилками. (24)Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошёл к лежавшему без движения телефонисту. (25)Он смутно надеялся, что тот, может быть, ещё дышит и его можно будет вернуть к жизни. (26)Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. (27)Оно не работало.

(28)На шее у убитого висела ладанка на шнурке. (29)Юрий Андреевич снял её. (30)В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стёршаяся по краям сгибов бумажка. (31)Она содержала извлечения из девяностого псалма с теми изменениями и отклонениями, которые вносит народ в молитвы, постепенно удаляющиеся от подлинника. (32)Отрывки церковнославянского текста были переписаны в грамотке по-русски.

(33)В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». (34)В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». (35)Стих псалма: «Не убоишися… от стрелы летящия во дни» — превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». (36)«С ним есмь в скорби, изму его…» стало в грамотке «Скоро в зиму его».

(37)Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. (38)От телефониста Юрий Андреевич перешёл на поляну к телу убитого молодого белогвардейца. (39)На красивом лице юноши были написаны черты невинности и всё простившего страдания. (40)«Зачем?» — подумал доктор.

(41)Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул её полы.

(42)Сквозь пройму рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и ещё какой-то плоский золотой футлярчик. (43)Футлярчик был полураскрыт. (44)Из него вывалилась сложенная бумажка. (45)Доктор развернул её и глазам своим не поверил. (46)Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский поэт, писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

Проблемы

Позиция автора

Проблема понимания сущности гражданской войны. (Что такое гражданская война?) Гражданская война — это война братоубийственная. Ничто не может оправдать взаимного уничтожения людей одной нации, одного вероисповедания, молодых, полных сил.
Проблема нравственного выбора человека на войне. (Что побуждает человека сделать выбор в условиях войны?) Война — это противоестественное состояние, поэтому порой она выбуждает человека сделать противоестественный выбор, например заставляет доктора взять в руки оружие вопреки запрету Международной конвенции о Красном Кресте.

Как написать сочинение ЕГЭ по тексту Б.Л. Пастернака «По международной конвенции о Красном Кресте военные…» Что такое гражданская война?

В тексте Б.Л. Пастернака «По международной конвенции о Красном Кресте…» говорится о том, как врач оказался участником боя во время гражданской войны. После боя врач осматривал больных, раненых и убитых, в надежде, что им еще можно помочь. У белого и красного солдата он нашел одинаковые медальоны, в которых были записки со строчками из религиозных псалмов.

Как написать сочинение ЕГЭ по тексту Б.Л. Пастернака «По международной конвенции о Красном Кресте военные…» Что такое гражданская война?

Вам понадобится

  • Текст Б.Л. Пастернака «По международной конвенции о Красном Кресте военные, врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооруженно участвовать в боевых действиях воюющих…»

Инструкция

Чтобы сформулировать проблему текста, нужно обнаружить в нем слово «белые» в предложении 4 и вспомнить историческую информацию о гражданской войне. Можно использовать вопросительные предложения: «Что такое гражданская война? Известно, что гражданская война — вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства. Что же происходит между гражданами? Почему они враждуют друг с другом? Как нарушаются родственные связи в это время? На эти вопросы пытаются ответить не только ученые-историки, но и писатели».

Комментарий к проблеме начинается описанием события, в котором участвует доктор: «Б. Пастернак от лица доктора описывает случай, когда тот оказался участником боя. Белые шли в наступление. Среди них были молодые и пожилые. Врач видел, что тон задают молодые. Это были добровольцы. Они как будто красовались своим «молодечеством» — шли в полный рост, бравировали опасностью. Молодые люди погибали под пулями партизан. Врачу было жалко их. У доктора не было оружия. Когда убило телефониста, он взял у него винтовку, но не стал стрелять в людей, а стрелял мимо».

Второй пример к комментарию можно оформить следующим образом: «Когда закончилось наступление, врач осмотрел телефониста. Но сердце его уже не билось. Юрий Андреевич увидел на шее убитого ладанку с молитвой, которая оберегала от смерти.
Потом доктор перешел к убитому белогвардейскому юноше и тоже увидел футлярчик, в котором была бумажка с такой же молитвой».

Об авторской точке зрения можно написать так: «Автор хотел сказать, что людям, которые относятся к противоположным враждующим группам, невыносимо видеть то, что происходит в стране. Всем – и белым, и красным – суждено быть ранеными, страдать, погибать. А ведь у них есть и общее, что когда-то их спасало. Это вера в Бога».

Следующая часть сочинения – собственная позиция с читательским аргументом: «Я согласна с авторскими мыслями. Гражданская война страшна тем, что между людьми, живущими в одной стране, начинаются разногласия, которые приводят к военным событиям и трагедиям в семьях. Главные герои рассказа М. Шолохова «Родинка» – отец, оказавшийся на стороне белых, и сын, который стал командиром Красной Армии. Вскоре пришло известие, что появилась банда, атаманом которой был отец Николки. Во время боя атаман увидел молодого бойца, который показался ему очень смелым, и решил его убить. Он выстрелил, а когда стал снимать сапоги с убитого, увидел на щиколотке родинку и по ней узнал сына. Долго обнимал отец его, разговаривал с ним, а потом, не желая больше жить, выстрелил себе в рот. Этой историей М.А. Шолохов ответил на вопрос: что такое гражданская война».

Вывод можно оформить как общее рассуждение о последствиях войны: «Итак, гражданская война вносит дисгармонию, в том числе и в родственные отношения. В такие годы наступают изменения, которые наносят человеку физические и душевные раны и приводят к трагическим последствиям».

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Сочинение ЕГЭ по тексту Б.Л. Пастернака «По международной конвенции о Красном Кресте военные…» Что такое гражданская война?

Сочинение ЕГЭ по тексту Б.Л. Пастернака «По международной конвенции о Красном Кресте военные…» Что такое гражданская война?

Что такое гражданская война? Известно, что гражданская война — вооруженное противостояние между организованными группами внутри государства. Что же происходит между гражданами? Почему они враждуют друг с другом? Как нарушаются родственные связи в это время? На эти вопросы пытаются ответить не только ученые-историки, но и писатели.

Б. Пастернак от лица доктора описывает случай, когда тот оказался участником боя. Белые шли в наступление. Среди них были молодые и пожилые. Врач видел, что тон задают молодые. Это были добровольцы. Они как будто красовались своим «молодечеством» — шли в полный рост, бравировали опасностью. Молодые люди погибали под пулями партизан. Врачу было жалко их. У доктора не было оружия. Когда убило телефониста, он взял у него винтовку, но не стал стрелять в людей, а стрелял мимо. Когда закончилось наступление, врач осмотрел телефониста. Но сердце его уже не билось. Юрий Андреевич увидел на шее убитого ладанку с молитвой, которая оберегала от смерти.

Потом доктор перешел к убитому белогвардейскому юноше и тоже увидел футлярчик, в котором была бумажка с такой же молитвой.

Автор хотел сказать, что людям, которые относятся к противоположным враждующим группам, невыносимо видеть то, что происходит в стране. Всем – и белым, и красным – суждено быть ранеными, страдать, погибать. А ведь у них есть и общее, что когда-то их спасало. Это вера в Бога.

Я согласна с авторскими мыслями. Гражданская война страшна тем, что между людьми, живущими в одной стране, начинаются разногласия, которые приводят к военным событиям и трагедиям в семьях. Главные герои рассказа М. Шолохова «Родинка» – отец, оказавшийся на стороне белых, и сын, который стал командиром Красной Армии. Вскоре пришло известие, что появилась банда, атаманом которой был отец Николки. Во время боя атаман увидел молодого бойца, который показался ему очень смелым, и решил его убить. Он выстрелил, а когда стал снимать сапоги с убитого, увидел на щиколотке родинку и по ней узнал сына. Долго обнимал отец его, разговаривал с ним, а потом, не желая больше жить, выстрелил себе в рот. Этой историей М.А. Шолохов ответил на вопрос: что такое гражданская война.

Итак, гражданская война вносит дисгармонию, в том числе и в родственные отношения. В такие годы наступают изменения, которые наносят человеку физические и душевные раны и приводят к трагическим последствиям.

Шаблон 1

1.
(ФИО автора) ставит очень важную проблему – 
проблему…

 Основная проблема, поставленная (ФИО автора в
Т. падеже), связана с…. …

 Что такое … ? Вот проблема, которую
поднимает…                                                                                                                                                             

2.
Комментарий проблемы (= краткий пересказ, цитирование).

3.
Позиция автора  данного текста
(позитивная, негативная, нейтральная, двоякая).   Он считает, что…

4.   Я согласен с … ( в том, что…).Во-первых,
потому что … Во-вторых,…

     Доказательства этой мысли можно найти как
в художественной литературе, так и в жизни. 
В качестве доказательства можно привести следующие аргументы.  

    В качестве доказательства могу сказать
следующее….                              
                               

5.Краткий
вывод.

Шаблон 2

 Проблем в современном мире очень много. Одна
из них – проблема… . Именно этот вопрос, который не может не волновать
современного человека, затрагивает …. . Следует отметить, что данная проблема
существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного
общества, этот вопрос не может не волновать.

  Автор предстает передо мною умелым писателем.
Его речь проста и доступна, рассуждения понятны. … (фамилия, имя, отчество)
размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны… .

   С
мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А
подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями. …

   В жизни эта проблема коснулась и меня лично.

   Я искренне благодарна автору за то, что он
еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.

Шаблон 3

1.
Вступление (2-3 предложения, подводящих к теме рецензируемого текста).

2.
Проблема, поднятая в тексте.

3.
Комментарий.

4.
Авторская позиция.

5.
Позиция ученика по поднятой в тексте проблеме (согласие, несогласие, частичное
несогласие, двойственная или   противоречивая
оценка)

6.
Аргументы, подтверждающие или опровергающие авторскую позицию (ученик приводит
не менее двух аргументов, опираясь на свой жизненный и (или) читательский
опыт).

7.Заключение
(1-2 предложения должны придать завершенность сочинению, связать его с исходным
текстом).

Памятка по написанию сочинения: шаблон сочинения

1.      Формулировка проблемы

Среди
множества проблем современности особенно актуальной остаётся…

Именно
этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…

Следует
отметить, что данная проблема существует давно, однако актуальна она и в наши
дни. И меня, жителя современного общества (современной России), этот вопрос не
может не волновать. (Формулировку проблемы можно найти ниже)

2    Комментарий проблемы с элементами краткого
пересказа, цитирования

3
Изложение авторской позиции

3     Позиция автора данного текста позитивная
(радикальная, умеренная, негативная, нейтральная, двойственная).

Он
считает (полагает, думает, высказывает мысль о том), что…

Автора
тревожит (беспокоит, волнует)…

Авторская
позиция, по моему мнению, связана с … / заключается в …

4

Комментарий
к авторской позиции

Мне
близка тревога (волнение, беспокойство) автора, так как… Я согласен с… в том,
что… С мнением автора трудно не согласиться, так как… Я полностью разделяю его
точку зрения, во-первых, потому, что… во-вторых… Общеизвестно, что… Совершенно
очевиден, на мой взгляд, тот факт, что… Мне кажется / представляется…
Действительно, …

Доказательства
высказанной мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни.
Подтвердить обоснованность своего мнения я могу, опираясь на… Мой небогатый
пока жизненный опыт свидетельствует… В качестве убедительного доказательства /
аргумента можно также привести судьбу героя известного произведения … классика
отечественной (зарубежной) литературы… Похожая ситуация рассматривается также
писателем… в произведении… В эпизоде… герой проявляет такие качества, как… /
оказывается в ситуации жизненного выбора… Судьба героя / сюжет произведения /
размышления писателя заставляют задуматься над… / прийти к выводу о том, что…

Краткий
вывод.

 * В шаблоне предлагаются варианты готовых
речевых формул. В каждом пункте приводится несколько вариантов выражения одной
и той же мысли. Текст сочинения должен быть ЦЕЛОСТНЫМ, не разбитым на пункты.

Речевые
обороты

Вступление

Можно
начать:

1)
с кратких сведений об авторе, о его творчестве, если это имеет отношение к
тексту.

Например:
К. Г. Паустовский (М. М. Пришвин) — один из удивительных мастеров
художественного слова, его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к
природе, умение видеть прекрасное в окружающем мире. Вот и прочитанный мною
текст переносит меня в ….            Или

   Но в данном тексте автор выступает в
неожиданной для меня роли философа и размышляет о «зеркальной» связи человека и
природы.

2)   с длинного ряда однородных членов
предложения с обобщающим словом (в качестве однородных членов чаще всего
используются отвлеченные существительные, обозначающие понятия, связанные с
темой текста).

Например:
Вера, надежда, любовь (верность, преданность, дружба, взаимопомощь, милосердие
и т.д.) — без этих нравственных категорий невозможно представить себе духовную
жизнь человека. Известный современный публицист в своей статье делится с
читателями размышлениями о том, что…

3)  с двух — трех риторических вопросов,
подводящих к теме или главной  мысли  текста (в 
вопросах уместно  использовать
слова-антонимы).

Например:
Как в наш век противоречий и социальных потрясений не разучиться отличать
истинное от ложного? Как понять, что благотворно влияет на душу, а что
развращает, губит ее? Как отличить культуру от «псевдокультуры»? Над этими
сложными философскими проблемами размышляет в своей статье…

4)  со своих размышлений по поднятой автором
проблеме.

Например:
Я не раз задумывался о том, что самые важные жизненные понятия очень трудно
бывает объяснить словами. Любовь, вера, счастье — без этих нравственных
категорий невозможно прожить, а дать «определение» им не так уж просто. В
данном тексте автор предлагает поразмышлять о роли…

Основная
часть. Комментарии


В тексте говорится (повествуется, описывается, автор размышляет, рассуждает ) о


В небольшой по объему статье автор затрагивает несколько важных проблем: …


В рецензируемом тексте можно отметить высокую «плотность мысли»: автор говорит
не только о …, но и о … .Такой смысловой емкости автор достигает при помощи
….


Автор не формулирует основную мысль своей статьи, но всем ходом рассуждений
подводит нас к выводу: ….


Прочитав текст, я пришел к выводу (я понял, я пришел к заключению, я понял
позицию автора).


Содержание текста значительно шире его темы. Рассказывая о …, автор
подразумевает …

Как
прокомментировать позицию автора

Речевые
образцы для комментирования авторской позиции:

одобрение

автор
восхищается …;

поражается
…, удивляется …;

словно
приглашает вместе с ним полюбоваться …;

с интересом
наблюдает за тем …;

любуясь
(чем-то), создает словесную картину; как добрый друг и мудрый советчик, автор
беседует с нами о…;

нейтральная
позиция

(констатация
фактов)

автор
размышляет о …;

словно
приглашает читателя к диалогу …;

делится
своими мыслями, наблюдениями …;

ставит
перед читателями важную, злободневную проблему …;

пытается
объяснить сложные философские понятия (сложные жизненные понятия) и т.п.;

порицание,
осуждение

автор
с болью в сердце пишет о том, что …;

с
горечью говорит о…

у
автора вызывает негодование …;

автор
не может мириться с тем …;

с
горькой иронией пишет о том …;

свое
эмоциональное, взволнованное рассуждение автор заканчивает не менее тревожным
выводом…

                             Авторскую позицию
можно прокомментировать,

 умело используя частичное цитирование

Например:

а)
Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «шедевры существуют не
только в искусстве, но и в природе».

б)
С.Соловейчик делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это
«важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности
доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем
«высохнет душа» человека.

Речевые
образцы для выражения собственного мнения о прочитанном

Ключевые
фразы к тексту на актуальную, злободневную тему:


Я не раз задумывался о том и поэтому тема текста близка и понятна мне.

•  Несмотря на то, что и раньше я много думал о
…, интересной и неожиданной мне показалась мысль автора о …

•  Тема текста близка и понятна мне, потому что
я и сам не раз испытывал подобные чувства (оказывался в такой ситуации).


Проблема …не может не волновать моих современников. Известный публицист … в
своей статье говорит о …

Ключевые
фразы к научно-популярному тексту:

•   На уроках …я изучал в разделе …, поэтому
проблема, о которой говорит автор текста, знакома мне (понятна).

•   О сложных научных понятиях автор говорит
доступно, используя общенаучные термины (примеры).

•   Чтобы сделать свою точку зрения более
доказательной, автор цитирует (ссылается на мнение) таких известных …, как

•   Хотя текст сначала и показался мне сложным,
но, прочитав его во второй раз, я понял, что …

•   Признаться, я никогда раньше не читал о …,
так что текст …заинтересовал меня, я узнал много нового о…

Ключевые
фразы к тексту на тему, далекую от интересов ученика:


Прочитав текст (автора), я поймал себя на мысли, что никогда раньше не
задумывался о …

•  Интересной и неожиданной мне показалась мысль
автора о …

•  Мой небогатый жизненный опыт не позволяет мне
выразить четкую позицию по данному вопросу. Но, прочитав текст, я задумался о
том, что … (я узнал, что)

•  Я никогда раньше не задумывался над этой
проблемой, и, боюсь, моя позиция покажется расплывчатой. Поэтому я вынужден
согласиться с автором, которому удалось доступно рассказать о …

Вывод

Речевые
образцы для окончания сочинения по данному тексту

Закончить
сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически
связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот
несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

1)
Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в
сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того,
автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей
в жизни больше, чем злых.

2)
Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его
«экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так
давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою
значимость и для будущих поколений.

3)
Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я
благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и
я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.

                                                                 Примеры

О
связи таланта и трудолюбия

Связь
таланта и трудолюбия – вот проблема, над которой размышляет автор.

Этот
творческий вопрос, поднятый С. Петровым, для общества не нов. Сколько критиков,
философов, общественных деятелей, оценивая произведения выдающихся писателей,
художников, поэтов, рассуждали о неразрывном существовании двух этих понятий.
Ведь ещё Александр Сергеевич Пушкин говорил о том, что без труда ему не удалось
бы «бесстрашной искренностью черпать содержание своих стихов из глубины души».

Позиция
автора заключается в том, что талант – это дар природы, но, для того чтобы он
развивался, от самого человека требуются большие усилия, трудолюбие.

Я
согласна с тоской зрения С. Петрова в том, что талант – это дар природы, но это
и труд, изнуряющий, нередко и мучительный труд души. Правы те, кто говорят, что
талант – это 99% труда и 1% вдохновения.

Вдохновение
рождается в процессе упорного труда, вызванного искренним желанием постичь,
воплотить, добиться искомого.

В
произведении Н.В. Гоголя «Портрет» автор повествует о трагической судьбе
талантливого художника Чарткова, который подавал большие надежды. Но
обрушившееся на него богатство помешало свершиться этому. Чартков стал
знаменит, однако его картины были бездарны, он просто исполнял волю заказчика,в
его работах не было ни капли истинного творчества. Без труда его талант, столь
приметный в начале, просто исчез.

Ярким
слиянием таланта и трудолюбия является творчество знаменитого писателя Л. Н.
Толстого, всю жизнь отдавшего литературе. Например, свой роман «Война и мир»,
огромное по объему произведение, автор переписывал семь раз! И это
способствовало тому, что данное произведение стало столь популярным в русской и
мировой художественной литературе.

О
трагедии одинокой души

Трагедия
одинокой души – вот проблема, над которой размышлял М. Ю. Лермонтов.

Этот
социально-нравственный вопрос актуален на протяжении веков. Многие писатели,
поэты, философы и общественные деятели размышляли над ним. Так, например, ещё
В. Гюго говорил: «Одиночество … Яд заключен в этом слове».

Автор
считает, что человек даже в окружении большого количества людей может быть
одиноким, жить никем не понятым и никому не нужным.

Я
полностью согласна с мнением М. Ю. Лермонтова: ведь мы часто бываем более
одиноки среди людей, чем наедине с самими собой.

Вспомним
рассказ А. П. Чехова «Тоска». В нем повествуется о трагической судьбе извозчика
Ионы Потапова. Потеряв единственного сына, он хочет хоть с кем-нибудь разделить
своё горе, но никому нет дела до несчастного отца. От безысходности Иона решил
рассказать свою историю лошади: ему кажется, что только она сможет
посочувствовать его беде…

Ещё
одним ярким примером является рассказ А. П. Чехова «Ванька». Главный герой
этого произведения – сирота Ванька Жуков. Он отдан сапожнику на обучение в
Москву, где ему живется несладко. Мальчик страдает больше не от побоев, а от
одиночества. Свою тоску он изливает в письме дедушке Константину Макаровичу.
Смешной адрес на конверте, написанный Ванькой, подсказывает нам, читателям, что
мальчик так и останется одиноким в жестоком и холодном мире.

Об
обиде, которая не должна копиться в наших сердцах

Обида
не должна копиться в наших сердцах и в нашей памяти – вот проблема, над которой
рассуждает автор.

Этот
нравственный вопрос относится к категории вечных, так как размышлял над ней не
один человек на протяжении столетий. Думаем над этим и мы, но гораздо реже, чем
предшественники.

 Автор считает, что обида — это то чувство,
которое нам не помогает, а лишь мешает жить и радоваться всему хорошему. А
хорошего в нашем мире намного больше, чем плохого. Только не зная обиды,
человек понимает, что в его сердце есть место для светлых и жизнерадостных
мыслей, для планов на будущее, но не для обид!

Я
полностью разделяю точку зрения автора. Действительно, обида не должна копиться
в наших сердцах: она омрачает жизнь человека.

 Размышляя над этой проблемой, вспоминаю
повесть Юрия Короткова «Седой». Главный герой Олег многие годы держал обиду на
родную мать за то, что она сдала в детский дом детей. Олег поседел в семь лет.
Обида десятилетия сжигала его душу. Он ни с кем не дружил, никого не любил,
никого не боялся. Кулак – было единственное «достоинство» героя. При его помощи
он отстаивал свою честь, честь сестры. И только после трагической смерти друга
Александра Петухов попытается оправдать мать, забыть обиду и в результате
пойдет на ее могилу…

Я
навсегда запомнила историю – притчу о двух друзьях. Один из них сказал: « Когда
кто – либо нас обижает, мы должны написать об этом на песке, чтобы ветры могли
стереть запись. Но когда кто – то делает что – либо хорошее, мы должны
выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть этого».

На
мой взгляд, лучше не скажешь!

Что
лежит в основе воспитанности человека

Основа
воспитанности человека лежит в уважительном отношении к другим людям – вот
проблема, над которой размышляет русский ученый — литературовед Дмитрий
Сергеевич Лихачев.

Этот
нравственный вопрос является сегодня очень злободневным, потому что грубость и
наглость прочно вошли в нашу повседневную жизнь.

Автор
текста, пространно размышляя о роли воспитанности в жизни человека, приходит к
выводу, что не надо запоминать сотни правил, достаточно затвердить одно:
«необходимость уважительного отношения к другим». Все остальное приложится!

Я
разделяю точку зрения Д.С. Лихачева: истинно воспитанный человек – это тот, кто
уважительно относится ко всем другим людям.

Ярким
примером такого отношения к человеку является любимый герой романа «Война и
мир» Л. Толстого, Платон Каратаев, считающий, что всякого «человечишку» уважить
надо. Именно у него Пьер Безухов учится бережному отношению ко всем людям.

Рассказ
Андрея Платонова «Юшка» дает мне пример прямо противоположный. Кому мешал
бедный, трудолюбивый старик, безмолвно совершающий свой гражданский подвиг? Но
односельчане не уважали его, дразнили, били, а в один страшный день пьяный
мужик просто так, без всякой причины убил Юшку. О каком уважительном отношении
к человеку можно здесь говорить?!

Таким
образом, могу сделать вывод, что с проблемой, поднятой автором, мы сталкиваемся
каждый день. И, сталкиваясь, обязаны помнить, что основа воспитанности лежит в
уважении к другим людям.

Что
такое настоящая благодарность

Что
такое настоящая благодарность — вот проблема, на которую пытается ответить И.
А. Ильин в своем эссе.

 Автора текста волнует, что современное
человечество не ценит прекрасного, естественного в мире. Большинство людей, с
негодованием говорит И. Ильин, наделены завистью, жадностью. Они мало знают о
благодарности.

По
мнению автора, настоящая благодарность, которой необходимо учиться, — это
доброе, живое сердце, отвечающее на любовь любовью, радостью на доброту,
очищающее душу от зависти и ненависти.

 Я полностью разделяю точку зрения автора, так
как считаю, что проявлять благодарность необходимо без слов, главное, чтобы это
был ответ сердца на доброту.

В
произведении В. Распутина “Уроки французского” герой был благодарен своей
учительнице Лидии Михайловне за то, что она помогла ему в трудную минуту. А она
и не могла поступить иначе, потому что имела доброе сердце. Долгие годы
мальчик, а потом уже знаменитый российский прозаик, будет с великой
благодарностью помнить эту женщину и прославит её поступок в своем рассказе.

 В современной кинематографии подобная проблема
поднимается часто. В фильме “За имя моё” маленькая девочка, которую все
презирали и называли Фашисткой, была благодарна священнику, давшему ей при
крещении имя Анна. Для неё это многое значило, и она открыла батюшке свою душу.
Получается, благодарность — это потребность ответить добром на добро.

О
смысле человеческого бытия

Для
чего человек живет, в чем смысл человеческого бытия – вот проблема, над которой
размышляет в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Нобелевский лауреат, русский
писатель И.А. Бунин.

Зачем
и для чего жить? Это один из острейших вопросов, над которым спорили, спорят и
будут спорить философы, писатели, поэты. Им интересовались как Сократ, так и
Бердяев, как Гомер, так и Гумилев.Иван Александрович Бунин, рисуя своего
безымянного героя, достигшего убогой цели, заработавшего миллион и
отправившегося в престижное и дорогостоящее путешествие в Европу, изображает
американца бесцветным, чопорным и равнодушным человеком. Автору, на мой взгляд,
жаль этого крепкого старика, но и, сочувствуя ему, Бунин однозначно осуждает
героя. Жизнь без смысла, путешествие без цели приводят господина из
Сан-Франциско к неожиданному трагическому концу. Автор доказывает, что погоня
за деньгами не только убивает в герое рассказа индивидуальность, но и не
позволяет найти той цели в жизни, к которой обязан стремиться человек, желающий
оставить след на земле. Ничего после смерти миллионера не остается в памяти
людей.

Я
разделяю точку зрения И.А. Бунина: жизнь без цели – это пустое существование. В
пример приведу героев рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль».

Ларра,
сын женщины и орла, равнодушный, гордый, ненавидящий всех вокруг, живущий
только для себя. Он, никому не сделавший добра, остается в памяти людей как
символ бессмысленного, бесцельного существования.

 Другой герой этого рассказа, Данко, живет и
погибает ради спасения людей. Ничего он не жалеет для них. В самую страшную
минуту для племени, когда решается вопрос жизни и смерти, Данко, разорвав
руками грудь, достает свое пламенно горящее сердце и, освещая им путь, выводит
соплеменников из «гиблого» болота.

Я
вслед за М. Горьким утверждаю, что человек живет ради других людей. В этом и
состоит смысл человеческого бытия.

Устарело
ли на сегодня понятие чести?

Устарело
ли на сегодня понятие чести – вот вопрос, над которым рассуждает известный
российский писатель Даниил Гранин.

 Эта нравственная проблема существует в мире с
давних пор. Об этом говорят примеры из классических произведений А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, для героев которых не было выше понятия, чем
честь дворянина. К сожалению, многие мои современники считают понятие чести
несовременным…

Автор
текста полагает, что честь, которая даётся “человеку однажды, вместе с именем”,
устареть не может, несмотря на то что слово «честь» на сегодняшний день
заменено более высоким понятием — принципиальность.

Я
разделяю точку зрения Д. Гранина.

 Вспоминаю героя пушкинского романа
“Капитанская дочка” Петра Гринёва, который, несмотря на молодость, во время
пугачёвского бунта показал себя человеком чести и долга. На всю жизнь он
запомнил слова отца: “Береги платье снова, а честь  смолоду”.

И
в наши дни понятие чести не устарело. В памяти народа остается подвиг роты
псковских десантников, которые ценой собственной жизни остановили две с
половиной тысячи озлобленных членов бандитского формирования. Честь русского
солдата и офицера в те часы была для них превыше всего! Свои размышления о том,
устарело ли на сегодня понятие чести, хочу закончить словами французского
драматурга Пьера Карнеля:

Я
всякую беду согласен перенесть,

Но
я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

Проблема
уникальности каждого человека.

Индивидуальность
человека, его уникальность и непохожесть на других людей — вот проблема, над
которой рассуждает автор.

Этому
психологическому вопросу уделяли и уделяют внимание философы и психологи,
писатели и педагоги. Самой яркой книгой, помогающей человеку познать
собственное «я», считается произведение Дейла Карнеги «Как завоевать друзей».
Она очень популярна и в наши дни, так как многим людям хочется разобраться в
себе.

Ю.
Лотман считает, что каждый человек индивидуален, «он один такой, и другого
такого же нет». По мнению автора, мой современник не понимает этого, у него «
закрыты глаза и уши»: он слышит и видит только себя.

Я
разделяю точку зрения автора.

Действительно,
ярко индивидуальны и герои А. С. Пушкина Татьяна Ларина и Евгений Онегин, и мои
любимые персонажи романа Л. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова и Андрей
Болконский. Их ни с кем не спутаешь!

Но
я не согласна с точкой зрения Юрия Лотмана в том, что у нас, молодых людей,
«закрыты глаза и уши». Неправда! Мы «не глухие» и «не слепые»! Я, например,
пытаюсь разобраться в себе, читаю специальную литературу. Моей любимой книгой
является труд психолога Николая Козлова «Как относиться к себе и людям, или
практическая психология на каждый день». Думаю, что название произведения
говорит за себя…

Таким
образом, могу сделать вывод, что каждый человек уникален сам по себе. На память
приходят великолепные слова В. А. Жуковского:

При
мысли великой, что я человек,

Всегда
возвышаюсь душою…

Проблема
покаяния

 В заключительном эпизоде рассказа А.С. Пушкина
«Станционный смотритель» ставится проблема покаяния.

 Грех и покаяние…Вечные человеческие проблемы,
поднятые еще в «Книге книг» — Библии. «…покайтесь, ибо приблизится Царство
Небесное»,- говорится там. Но не все люди живут по христианским обычаям:
грешат, а о покаянии забывают, поэтому эта нравственная проблема остается
актуальной.

А.С.
Пушкин, рассказывая о «прекрасной барыне», посетившей могилу старого
смотрителя, словно ставит точку в повествовании: дочка бедного старика не
забыла его, специально приехала в родные места. Узнав о смерти отца, Дуня
пришла на кладбище и долго лежала не могиле человека, которого она так
бессердечно погубила. Вот она, минута покаяния…

Думаю,
автор, жалея своего героя, все-таки чуть-чуть жалеет и оправдывает его
легкомысленную дочку: причина ее предательства – Любовь к прекрасному гусару…Я
же считаю, что нет Дуне прощения. Ни любовь, ни война, ни стихийные бедствия не
должны быть для нас препятствием в осуществлении главного своего нравственного
долга, долга перед родителями.

К
сожалению, многие сыновья и дочери забывают об этом. Вспомним героиню рассказа
К.  Паустовского «Телеграмма» Настю. Что
мешало этой умной, красивой, доброй женщине проведать старую, больную мать,
хоть как-то скрасить ее одинокую старость. Нет, не скрасила… Наверное, так же
как и героиня Пушкина, Настя, придя на кладбище, долго лежала на могиле матери,
звала любимую, молила о прощении. Но автор не описывает нам этой сцены, видимо,
считая, что дочка старой учительницы его не заслужила.

Как
не заслужили прощения и многие мои современники, богатые и бедные люди, которые
не заботятся о своих родителях, отдают немощных стариков в специальные
интернаты. Эти выросшие дети, видимо, забыли, что родителям, кроме чистой
постели, тарелки супа, нужны теплые слова, взаимопонимание и любовь рожденных и
взращенных ими детей…

Крик
— это проявление человеческой слабости

Крик
– это проявление человеческой слабости. Вот проблема, над которой рассуждает С.
Львов.

  Автор с негодованием описывает жизненные
ситуации, когда люди пытаются решить свои проблемы с помощью крика. Он
рассказывает о матери, казалось бы, из благополучной семьи, которая воспитывает
детей так, что «это слышно сквозь двери, окна, стены». Какие слова она бросает
в адрес своих маленьких дочек: «Идиотка! Убью!». С. Львов использует яркое
сравнение, когда говорит, что лай собаки, разбуженной мамашей, «звучит
интеллигентнее этого крика». По мнению автора, бесконечно опасен крик в
педагогическом коллективе. Говоря о работе тренера, «мастера своего дела»,
С.    Львов подчеркивает его грубость и
несдержанность. Публицист уверен: так работать с детьми и подростками нельзя.

Крик,
считает автор, — «маска профессиональной некомпетентности», признак усталости и
слабости. Своим криком люди прикрывают неумение работать, «симулируют активную
деятельность, которой на самом деле нет».

   Трудно не согласиться с автором. Ведь крик –
это проявление человеческой слабости, признак духовной деградации кричащего
человека.

   Вспомним, к примеру, рассказ А.П.  Чехова «Ионыч», главный герой которого,
замечательный врач, со временем утратил свои лучшие человеческие качества,
забыл об этике врача. Он постоянно кричит на своих пациентов, грубит им, забыв
о том, что обязан помогать больным.

  Градоначальник Угрюм-Бурчеев, герой романа
«История одного города» М.Е 
Салтыкова-Щедрина, также является ярким примером грубости и
несдержанности. По всем его владениям постоянно разносится ужасный крик
градоначальника, заставляющий людей дрожать и беспрекословно выполнять его
бессмысленные приказы. А чего еще ждать от этого «идиота», как характеризовал
его автор? Но ведь мамаша, героиня текста С. Львова, в умственном плане
нормальный человек…

Таким
образом, могу сделать вывод о том, что крик относится к одним из наших главных
недостатков, обусловленных проявлением слабости, усталости, профессиональной
некомпетентности.

  • Пастельно розовый как пишется
  • Пастельно голубой как пишется
  • Пастбищ как пишется правильно
  • Паста болоньезе как пишется
  • Пассивное отношение к жизни сочинение