Патриотическое воспитание сказки былины пословицы

Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт
ребёнку первое чувство героического …
Она учит его мужеству и верности; она учит его
созерцать человеческую судьбу, любовь к родине,
милой матушке, отличие «правды от кривды».
И.А.Ильин

Данная работа включала в себя следующие этапы:

Сбор сведений

  • Изучение методической литературы.
  • Сбор экспонатов для организации мини — музея «в
    гостях у сказки»
  • Подбор русских народных сказок для старшего
    дошкольного возраста.
  • Изготовление атрибутов к играм-драматизациям.

Цель:

  • Создание условий для формирования основ
    патриотического сознания детей старшего
    дошкольного возраста через потенциал русских
    народных сказок.
  • Исходя из поставленной цели были определенны
    следующие задачи:

Актуальность. Использование сказок для
формирования патриотических чувств,
общечеловеческих ценностей дошкольников
особенно актуально в настоящее время, так как в
условиях западнизации наблюдается сведения к
минимуму традиций русского народа его обычай.

Именно народные сказки воспитывают ребёнка в
традициях русского народа, сообщают ему
основанное на духовно — нравственных народных
воззрениях видение жизни. Роль русских народных
сказок в воспитании гражданско-патриотического
воспитания неоценима

Воспитывать патриотических чувства у детей,
любовь к родине мы решили, через сказку — самое
доступное и любимое детьми.

Образовательная область:

Формирование патриотического сознания детей
старшего дошкольного возраста на основе русских
народных сказок.

Воспитательная:

  • Воспитывать на основе содержания русских
    народных сказок уважение к традициям народной
    культуры.
  • Обучающая: Формировать и закреплять знания
    детей о культурном богатстве русского народа.
  • Развивающая: Развивать эмпатию и
    таллерантность у детей на основе содержания
    русских народных сказок.

Паспорт проектной деятельности

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-й
год жизни

Направленность развития детей, в рамках
которых поводится работа по проекту: комплексное
(разные виды деятельности: ручной труд, слушание
и пересказ сказок, театрализованная
деятельность, познавательная деятельность,
криативные виды деятельности: лепка, рисование.)

Участники проекта: дети подготовительной к
школе группы№10,воспитательгруппы № 10 Китайкина
Оксана Владимировна, педагог-психолог Семина
Эллада Иосифовна, родители

Вид проекта: практико-ориентированный,
групповой.

Продолжительность и место реализации: Программа
рассчитана на один полный учебный год

Место реализации: МДОУ-детский сад №8
,подготовительная к школе группа №10.

Формы работы:

  • беседы
  • экскурсия в музей г. Балаково.
  • показ спектаклей и сказок
  • продуктивная деятельность детей
  • праздничные мероприятия
  • выставки творческих работ детей и родителей.

Предполагаемый результат:

К моменту выхода детей из детского сада, они
должны иметь сформированные представление о
богатстве русской народной культуры,
национальных особенностях характера и быта
русского человека.

Нормативно-правовая база:

  • Подпрограмма Министерство образования РФ
    государственной программы «
  • «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
  • Концепция модернизации Российского
    образования на период до 2010 года,
  • Национальная доктрина образования в Российской
    Федерации.

Презентация проекта: Родина в русских
народных сказках.

Содержание проекта

Этапы Формы работы с детьми и
родителями
Задачи Время Ответственный
I Занятие с детьми по знакомству с
русскими народными сказками.
Формировать представление о любви к
родине воспитывать, уважение к родным и близким
людям, терпение, милосердие, умение уступать,
помогать друг другу.
В течение года воспитатель
II Сказкатерапия Способствовать формированию
эмоциональных чувств процессе установления
позитивных межличностных отношений. Воспитывать
навыки доброжелательного, заботливого
поведения.
В течение года Педагог-психолог
III Изготовление атрибутов Воспитывать трудолюбие, привычку
заниматься делом. Развивать аккуратность,
старательность.
В течение года Воспитатель
IV Театрализованные представления Побуждать детей к творческой
самореализации.
1 раз в квартал Воспитатель, педагог — психолог.
V Работа с родителями Создать родительский клуб «семейный
очаг», привлечь родителей к созданию экспонатов.
В течение года Воспитатель, педагог- психолог

Перспективный план

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ
ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ

-«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

-«Гуси-лебеди»

-«Теремок»

Цель: Вызвать интерес к русским
традициям: помощь ближним, уважение к старшим.
Воспитывать доброту, любовь друг к другу,
окружающему миру, чувство ответственности за
все, что нас окружает.
-«Крылатый, мохнатый да масленый»

-«Жихарка»

-«Курочка, мышка и тетерев»

Цель: Показать детям силу
коллективизма(«там, где трудно одному, сделаем с
друзьями») Воспитывать дружелюбие,
взаиморвыручку чувство товарищества.
-«Лисичка со скалочкой»

-«Лисичка-сестричка
и серый волк»

-«Лиса и журавль»

-«Золотое веретено»

Цель: Познакомить детей с предметами
русского быта (скалка, кадка, коромысло и Т.Д.).
Воспитывать честность, порядочность,
гостеприимство.
-«Каша из топора» Цель: Увлечь детей яркостью, красотой,
задором, мудростью и находчивостью русского
народа.
-«Хаврошечка»

-«Снегурочка»

-«Морозко»

Цель: Дать детям представление о роли
родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей
слушать, уважать и почитать своих родителей,
близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие,
смирение.
-«Заяц-хваста»

-«У страха глаза
велики»

Цель: Воспитывать у детей смелость,
отвагу, умение прийти на выручку в трудную
минуту.
-«Царевна-лягушка»

-«Сивка-бурка»

Цель: Учить сопереживать испытаниям,
выпавшим на долю героя. Способствовать
зарождению в душе ребенка жажды подвига.
-«Мужик и медведь» Цель: Учить применять смелость,
находчивость и смекалку в трудных ситуациях.
-«Два мороза» Цель: Воспитывать у детей волевые
качества характера (бороться и не сдаваться,
стоять до последнего).

ПРЕДАНИЯ И БЫЛИНЫ РУССКОГО НАРОДА

-«Предание о граде Китеже»

-«Исцеление
Ильи Муромца»

-«Илья Муромец идолище»

-«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

-«Алеша Попович»

-«Алеша Попович и Тугарин Змей»

Цель: Формировать понятие «единства
всех живущих на земле людей». Воспитывать
интерес и желание узнавать историю жизни русских
героев.

Актуальность. Современный период
совершенствования процесса патриотического
воспитания личности происходит в направлении
повышения его качества и оптимизации. Ведущая
роль в этом процессе принадлежит воспитанию как
целенаправленному процессу, включающему
разностороннее воспитательное воздействие на
личности.

Использование сказок для формирования
патриотических чувств, общечеловеческих
ценностей дошкольников особенно актуально в
настоящее время, так как в условиях западнизации

Содержание работы

Работа по воспитанию
гражданско-патриотических чувств у детей
старшего дошкольного возраста велась по двум
направлениям.

1. Работа с детьми

2. Работа с родителями

Для более осозного восприятия детьми знаний о
традициях русской культуры, её обычаев в работе
использовалось многообразие методов и приемов.
Разнообразные формы работы : беседы, занятия,
сказкатерапия, креативные виды деятельности,
игры-драматизации, развлечения, помогали детям
почувствовать и научиться понимать особенность
национальной культуры ,любить и уважать своих
родных ,ценить труд человека ,а через всё это
формировать в себе чувство гражданственности —
любить Родину. Работа проводиться как на
специально организованных занятиях, так и
вечерние отрезки времени.

Каждый вид деятельности преследовал решение
своих задач и целей.

Так, например, с помощью специально подобранной
тематики бесед, мы решали такие задачи как:

  • Сообщение детям знаний о традициях русской
    культуры.
  • О местах проживания наших предков.
  • О быте русских людей.
  • Об истории мужской и женской одежды.
  • Об истории русской кухни.
  • О народных праздниках.
  • О народных приметах.
  • О героизме русского народа.

Содержание бесед и поставленные вопросы
черпали, прежде всего, из русских народных
сказок.

Например: познакомив детей со сказкой, Никита
Кожемяка, организовали и провели беседу о
традициях русской культуры, о героизме народа.
Прослушав цикл бытовых сказок, беседа с детьми
выстраивалась по вопросам касающихся, русских
народных промыслов ,одежды, утвари.

С помощью таких сказок как, Семилетка,
Снегурушка, знакомили детей с семейной иерархией
на Руси.

Основная работа с детьми проводилась на
специально организованных занятиях.

С помощью рассказанных сюжетов, дети усваивали
основные жизненные принцип.

  • Что такое хорошо
  • Добро всегда побеждает
  • Уважать старших
  • Слушать родителей

Динамика занятий предполагает постепенное
погружение в единый сказочный сюжет. Содержание
сказок было специально подобранно таким образом,
чтобы перекликались бытовые сюжеты. с
героическими поступками. НА занятиях по
криативные видам деятельности дети рисовали,
лепили аппликатировали сюжеты сказок, характеры
героев, их поступки. Педагогом-психологом
проводиться цикл занятий по
сказкетерапии.Разнообразные игры,
психогимнастические этюды, использование
музыкальных произведений, все это попугает детям
почувствовать и научиться понимать эмоции
сказочных персонажей, анализировать их ошибки.
Работа воспитателя и педагога — психолога в
применении игр-драматизаций, прежде всего, была
направлена на умении детей передавать
настроение героев, отражать их поступки, владеть
мимикой пантомимикой, интонацией. Некоторые
сказки были представлены в виде спектаклей для
родителей и детей младших групп. Исполняя роли,
дети передавали настроение героев, отражали их
поступки. Детям была предложена и такая форма
работы как посещение музея дети посетили
выстовычный центр «Радуга» где вниманию детей
была предложена выставка работ художника А. А.
Горстка. После выставке с детьми была проведена
беседа на тему: «Краски художника при рисовании
родины».Детям было предложено нарисовать
посещение музея. В работе с родителями
использовались различные приёмы работы и прежде
всего, привлечение родителей к изготовлению
атрибутов для мини-музея. Была предложена
вниманию родителей серия консультаций
подготовленных воспитателем и
педагогом-психологом по работе со сказкой и как с
помощью русских народных сказок, прививать
любовь к Родине. Итогом нашей работы было
обогащение развивающий среды группы за счёт
создание в группе мини-музея «В гостях у
сказки», и уголка «Город мастеров».В
изготовлении атрибутов для мини-музея в «Городе
мастеров» принимали участие дети и их родители.

Приложение 1.

«Нравственно-патриотическое воспитание у старших дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностей русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно — патриотического воспитания в семье.

В современной России особенно актуальна проблема, которую некоторые называют «поиском национальной идеи». Перефразируя, можно сказать, что наше общество, лишенное социальных ориентиров, с расшатанной системой ценностей – нуждается в некоем векторе, направлении. Таким образом рождается необходимость найти смысл не только для отдельно взятой жизни, но и смысл существования целого народа. Сделать это предполагается путем воспитания нравственно-патриотических чувств у подрастающего поколения.

Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всюду – в семье, СМИ, на улице, на народных праздниках, мероприятиях, ну и конечно в детском саду, и в школе, под руководством воспитателей и учителей.

Слайд 3

Цель работы: «Повышение педагогического уровня, профессиональной компетентности, по вопросам патриотического воспитания старших дошкольников через чтение художественной литературы».

Задачи работы: 1. Проанализировать задачи и содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста для осуществления нравственно-патриотического воспитания через использование детской художественной литературы.

3. Провести оценку эффективности предложенной системы работы по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с художественной литературой.

Слайд 4

Поставленные цели и задачи могут быть реализованы при следующих условиях : Целесообразном отборе художественной литературы;

Планомерно-систематической работе с использованием художественной литературы;

Использованием разнообразных форм и методов воспитания;

Тесной взаимосвязи с родителями.

В работе по патриотическому воспитанию использовала следующие методы:

* целевые прогулки;

* наблюдения;

* рассказы;

*беседы;

*Познавательные занятия;

*Дидактические игры;

* использование детских художественных произведений, фильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)

* разучивание с детьми русских народных песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

* детское художественное творчество;

* привлечение детей к посильному общественно – полезному труду в ближайшем окружении;

* мой личный пример.

Слайд 5

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Увеличится доля воспитанников с высоким уровнем развития по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Будет создано программно-методическое обеспечение формирования нравственно-патриотических навыков

3. 100% родителей будут вовлечены в жизнедеятельность группы.

Слайд 6

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Дошкольное детство – важнейший период, становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств

Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенапрвленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

С. Михалков писал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, может стать подлинным патриотом».

Слайд 7

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей включает целый комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

— формирование бережного отношения к родной природе и всему живому; — воспитание уважения к труду людей;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека; — расширение представлений о России, ее столице;

— знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

— формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Слайд 8

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию путём погружения в темы: СЕМЬЯ. ДЕТСКИЙ САД. РОДНАЯ УЛИЦА, РАЙОН РОДНОЙ ГОРОД. СТРАНА ЕЁ СТОЛИЦА, СИМВОЛИКА ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ – КОНСТИТУЦИЯ

Слайд 9

Русское народное творчество в нравственно-патриотическом воспитании

«Я и не думаю чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае в педагогике с гением народа…»

К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский видел в фольклорных произведениях национальную самобытность народа богатейшим материалом для воспитания любви к Родине. Пословицы и поговорки — Сказки — Былины

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности

Наиболее доступным восприятию детьми дошкольного возраста является устное народное творчество, в котором отражается история народа и его духовное богатство. К старшему дошкольному возрасту дети знакомы со многими видами устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки. Вместе с тем, в этот период особое значение приобретают считалки, скороговорки, волшебные сказки. Для знакомства с родной культурой важно не только научить ребенка некоему количеству поговорок и прибауток, но и уделить внимание тому, чтобы они использовались им в подходящих играх или обрядах.

Самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка. Она полна чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, и не только развлекает и радует детей, но и закладывает основы патриотизма. Примерами таких сказок являются «Морозко», «Гуси-Лебеди», «Крошечка-Ховрошечка» и многие другие.

Былины особый жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем возрасте. Содержание былин вплотную подводит к патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью героев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеше Попович, Садко, Змей Горыныч, Соловей-Разбойник и др.) Для детей лучше использовать адаптированные варианты текстов.

В число произведений для дошкольного возраста входят обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы. К небывальщине и нелепицам дети проявляют особый интерес. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, образами и понятиями, мысленно переставляя их и ощущая себя значимыми и компетентными.

Слайд 10

Художественная литература в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Одна из важнейших задач патриотического воспитания, решаемая художественной литературой – вечная память о предках, строивших и защищавших Отечество, создававших его духовное наследие, и напоминание о нравственном долге потомков беречь и любить свою Родину.

Носителем идей в детской книге всегда является герой.

Так уж вышло, что история России – это история воинского подвига. Ни одно другое государство в мире не вынесло за свою историю столько воин, сколько довелось пережить России Носителем духовной культуры народа является классическая литература. Чтение ребенку произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, С.А. Есенина, М.М. Пришвина и других русских писателей – обязательное условие для его духовного становления

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».

Стихи и рассказы о войн е- являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С.Михалкова, С.Васильева, А.Твардовского -о подвигах и мужестве солдат партизан, защищавших родину, не жалевших себя в борьбе- являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. А слушая рассказы А.Гайдара, Л.Кассиля, А.Митяева и др. дети сопереживают и волнуются за героев; впервые осознав всю жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против военных действий, нападений на мирных жителей, получают первые представления о равенстве всех рас и национальностей.

Рассказы о стране и родном городе — это отдельный вид специальной детской литературы, который рекомендуется для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Использую в своей работе данные произведения, педагог имеет возможность знакомить детей с бытом, традициями наших предков, отдельными историческими моментами, оказавшими влияние на развитие и становление родной страны и города.

Рассказы о природе — изучаются с целью ознакомить детей с красотой родной страны (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Рассказы Паустовского К.Г., Пришвина М.М., Бианки В.В. и многих других — это яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки и понятны детям.

Слайд 11

Практические приемы воспитания: Чтение художественной литературы, Литературные викторины, Драматизация, Тематические выставки книг, Досуговые вечера, Творческая игра, Сотрудничество с музеем им.Завгороднего,

МБУ ДО ДЮЦ «Пост №1».

Слайд 12

Благодарю за внимание

Воспитать патриота своей Родины — ответственная и сложная задача. Решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию

«С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».

Постановление от 30 декабря 2015 года № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»

Одними из задач патриотического воспитания являются:

– активизация интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;

– углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов;

– формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи;

– формирование у граждан, в том числе детей и молодежи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России.

Фольклорное наследие русского народа – это сокровище его национальной духовной культуры, народной педагогической мысли. Педагог С. Миропольский говорил: «В нашей народной песне сказались глубокие художественные элементы богато одаренного поэтическим чутьем славянского племени. В этом смысле народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания. При этом народная наша песня служит незаменимым средством для образования здорового вкуса, понимания изящного и способности им наслаждаться. Эта песня проста, но высокохудожественна. Текст народной песни так же нельзя заменить в начальном воспитании, как нельзя заменить ничем молока матери для младенца… Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы просто крайне нерасчетливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования народа…»

Фольклор – это народная педагогика, воспитание с помощью ритмических построений, напевности, сочетания слова с музыкой и движением. Фольклорное наследие русского народа позволяет организовать эстетическое воспитание детей не только наиболее одаренных, а всех.

Фольклор – это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок познаёт мир, начиная с колыбельных песен, дорастая до сказок, былин, сказаний, постигая сложнейший мир эпических героев и нравственных идей.

В фольклорном творчестве отразилась такая важная особенность, как общность, единство народов России. Патриотическое сознание, образцы нравственных норм поведения нашли отражение в потешках, пословицах и поговорках, сказках и былинах и других фольклорных жанрах, раскрывая перед детьми картины из жизни, быта русского народа, традиции и обряды.

Детский фольклор – это особенный вид народного творчества, сопровождающий человека в период его детства. Уже много столетий прибаутки, пестушки, приговорки, потешки, считалки, сказки ненавязчиво поучают и воспитывают ребёнка, приобщая его к культуре своего народа, осуществляя связь поколений и передачу накопленных знаний и опыта. Произведения русского фольклора помогают дошкольникам различать и осмысливать «доброе» и «злое», положительно влияют на становление личности и психическое здоровье детей, способствуют проявлению великодушия и заботы ко всему окружающему.

При отборе фольклорного материала необходимо учитывать возрастные возможности дошкольников: для младшего дошкольного возраста более доступны колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, короткие считалки; в средней группе большее место уделяется народной сказке, закличкам, кричалкам; дети старшего дошкольного возраста осваивают такие жанры фольклора, как пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, перевёртыши, дразнилки.

В нашем дошкольном учреждении художественно-эстетическое направление развития детей является приоритетным. Творческой группой педагогов разработана рабочая программа «Русская горница» по приобщению к истокам русской народной культуры, рассчитана на детей с 3 до 7 лет.

Цель программы: ознакомление с жизнью и бытом русского народа; развитие основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство.

Одним из направлений работы по программе является ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.

Знакомя дошкольников с малыми фольклорными жанрами, ставим следующие задачи:

– Знакомить детей с бытом, традициями и обычаями русского народа.

– Показать красоту русского языка. Формировать у детей интерес к фольклорным произведениям, обогащать словарный запас детей.

– Формировать у дошкольников первоначальные навыки художественно-речевой деятельности, развивать разговорную речь детей.

– Формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях народа России.

– Приобщать детей к общечеловеческим, нравственным ценностям: доброта, красота, правда, храбрость, трудолюбие, верность.

– Создавать у детей определенный запас русских народных потешек, считалок, закличек и т. д.

– Содействовать развитию творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества, культуры поведения в среде сверстников.

– Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность дошкольников.

– Развивать основные психические функции: внимание, память, речь, восприятие, наблюдательность, активизировать мышление, мелкую моторику и координацию движений, по словесному указанию выполнять действия с пальчиками.

– Создавать необходимую предметно-развивающую среду.

На всём протяжении дошкольного возраста дети осваивают малые фольклорные формы:

1. Колыбельные песни.

2. Потешки.

3. Прибаутки.

4. Заклички, приговорки, кричалки.

5. Считалки.

6. Скороговорки.

7. Загадки.

8. Пословицы и поговорки.

9. Небылицы-перевёртыши.

10. Дразнилки.

С самого рождения в своей семье ребёнок начинает знакомиться с поэзией пестования – пестушками, колыбельными песнями. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Народные колыбельные песни представляют собой своеобразные обереги – заговоры при воздействии сочетания музыки и слова. К приходу в детский сад ребёнок получает представление о ритме и рифме стихотворного произведения.

Воспитатели приобщают дошкольника к народной культуре через знакомство с различными фольклорными произведениями в ходе режимных моментов. Используя приём «минутка вхождения в день», педагог совместно с детьми инсценирует потешки, прибаутки. Приучая к правилам гигиены, во время пробуждения-потягушек – исполняют приговорки. Простой ритмичный текст, жизненный сюжет, краткость малых фольклорных форм позволяет педагогам сделать воспитательные моменты по передаче нравственных основ ненавязчивыми, занимательными, весёлыми.

Фольклорные загадки не только знакомят с предметами быта, объектами живой и неживой природы, но и развивают образное мышление, смекалку, сообразительность.

Пословицы и поговорки, применяемые в НОД, игровых ситуациях приобщают дошкольников к неписаным законам народной этики, раскрывают перед детьми качества человека, преданного своему Отечеству: порядочность, уважение, ответственность, доброта, любовь к своей семье и Родине.

Систематическое планирование проектно-творческой деятельности с использованием фольклорных произведений способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем большинство тем повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. В нашем дошкольном отделении осуществлена проектная деятельность по следующим темам: «Ясно-Солнышко», «Коляда-Маляда», «Встреча жаворонков», «Красная горка», «Петушок – золотой гребешок», «Волшебное слово – мама», «Наши папы и дедушки – защитники России». Активное привлечение родителей дошкольников в общую проектную деятельность позволяет активизировать работу в семье по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

В процессе усвоения различных форм фольклорных произведений, приобретения знаний о национальной культуре происходит формирование национального самосознания детей. Дошкольники учатся общаться со сверстниками и взрослыми, основываясь на национальных особенностях и общечеловеческих ценностях.

Список литературы

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Волгоград: «Учитель», 2007. — 203 с.

2. Зеленова Н. Г. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010, 96 с.

3. Карпенко Л. А. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский – Ростов-на-Дону, Изд. «ФЕНИКС», 1998. – 512 с.

4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2003. – 200 с.

6. Писарева, А. Е. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие / А.Е. Писарева, В.В. Уткина. – М.: «Сфера», 2011. – 128 c.

7. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. / С. С. Степанов – М.: Эксмо, 2005. – 672 с.

8. Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей/Сост. Л. Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992. – 256 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/news/3447/file/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf (дата обращения: 22.05.2018).

  • Паустовский повести и рассказы читать
  • Патриотические рассказы для дошкольников
  • Паустовский о шедеврах сочинение
  • Патриотические рассказы для детей
  • Паустовский новая эра аргумент к итоговому сочинению