Паустовский кот ворюга тема рассказа

Конспект
 урока литературного чтения

по
теме К.Г.Паустовский  « Кот-ворюга»

                                                 
Ход урока:

Цель: 
Развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано
доказывать свое мнение

Задачи:

 — развивать
представление о композиции рассказа, об идее художественного произведения;  о
слове как средстве создания художественного образа;

— способствовать
развитию читательского интереса,

—  формировать
систему читательских умений ( анализ произведения, рисунок)

—  учить
определять нравственную проблему, поставленную автором в рассказе (борьбы добра
и зла); воспитывать гуманное отношение к животным;

— формировать
навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

1.Организационный
момент.

 Итак,
друзья, внимание-

 Ведь
прозвенел звонок.

Гостей
всех поприветствуем-

 Начнем
скорей урок!


Ребята! Сегодня  наш урок посвящается    важному, нужному  качеству  человека. 
Об этом качестве говорится в стихотворении:

                   
  Слово это серьезное,  главное, важное.

                    
 То, что значит оно, очень нужно для каждого.

                    
 В нем забота и ласка,  тепло и любовь.

                     
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

                    
 Это качество  в сердце у многих живет

                    
 И о боли других позабыть не дает.

                      И
оно поважнее, чем лица красота.

                    
Догадались, что это?   Сердец ДОБРОТА.

2.Постановка
темы и задач урока

2.1.-А что такое доброта ?


Какие литературные  произведения о доброте мы уже с вами читали?

2 слайд. Посмотрите,
пожалуйста на портрет этого человека. Можете о нём сказать, что он добрый?

-А кем
он может быть по профессии?

— Кто
узнал этого писателя?

2.2.Вступительная
беседа-(подготовленный ученик)

3 слайд  Константин Георгиевич  Паустовский родился  в
Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная,
склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много
пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на
Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии.  После
окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в
Московском.  Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя
и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником
разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была
связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.           4
слайд
В годы войны Константин Георгиевич работал военным
корреспондентом, а после войны продолжал писать рассказы, много
путешествовал, бывал в разных странах,  открыл для себя мещерские места (5-6)
и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные
произведения. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако
написал для них много рассказов и сказок.

7
слайд
Посмотрите на обложки книг
К.Г.Паустовского. Узнаёте их? Кто читал эти произведения? Давайте вспомним, о
чём они?

Да,
книги К.Г. Паустовского очень добрые, наполнены любовью к миру и людям

 
8 слайд
 Автор считал, что «в каждом сердце есть
струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»

-А кто догадался о
какой струне пойдёт речь?

2.3.Постановка проблемы
(тема и название произведения)

— Посмотрите на следующий
слайд. 9 слайд Кого вы видите? Что общего у всех картинок?

— А кто нашёл отличие? А
все ли кошки здесь одинаковые?

– Какие здесь
кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)

– А здесь?
(Голодные, уличные, брошенные.)

— Ктознает как
называется это произведение Паустовского?

Сегодня на уроке
мы познакомимся с новым для нас произведением Паустовского «Кот-ворюга» 10
слайд

— Предположите о
чём будет это произведение?

-А кто такой вор?

— Есть ли разница
между  словами воришка и ворюга?

 -А какой оттенок
имеет слово ворюга?

 (Вор-тот, кто
крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто
совершает кражи.)

И сегодня  мы
проведем урок — расследование. Уважаемые коллеги, нам предстоит разобраться в  в
каком преступлении обвиняет своего героя  К.Паустовский.  Задача осложняется
тем, что преступления были совершены в
XX
веке и нам предстоит расследование  по художественному документу. Это очень
трудная и увлекательная работа.

3.Первичное чтение.  1-2 части.

Давайте ознакомимся с материалами дела
с.86-88  ( читает  учитель, дети)

3.1.Работа с
текстом. Первичное восприятие.

-Какие чувства
вызывает кот?( Мне жалко кота. А мне не жалко, он воровал)

Кто
рассказывает нам историю кота?

-Как
автор называет кота?( бродяга и бандит, ворюга)

-Какую
часть речи использует автор, для описания поступков?    

(Для
описания поступков использованы глаголы действия. )

-Если
бы мы прочитали только описания поступков, действий, можно ли было догадаться,
что это совершал кот? С кем ассоциируются эти поступки?(мы бы решили, что всё
это делает мальчик-хулиган.)


Как называется этот литературный приём?  (Паустовский оживляет кота (использует
приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с
мальчишкой-хулиганом, забиякой. )

Учитель:

Для
начала проведем «следственный эксперимент». Автор намеренно «запутывает следы»:
он  перенес завязку сюжета в какое-то другое место. Именно поэтому начало
истории такое необычное. Попытайтесь отыскать завязку.

— Что такое завязка?

(Это то, без чего не
было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является тот
эпизод, когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не
украл эту колбасу, его, наверное, и не поймали бы. Но так как он её украл, то
начали развиваться дальнейшие события.)

3.2.Продолжение
чтения детьми-группа

3.3.Анализ
содержания текста.

-Какой это рассказ
по жанру?(художественный,  весёлый , серьёзный поучительный, юмористический)

-Какие слова вам
были непонятны? Какие сможете объяснить сами?

             Словарная
работа-на доске

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение
безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в
рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь
место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно
пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти
животного.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое
проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

3.4.Самостоятельная
работа в группах.

 Сейчас
«оперативные»  группы продолжат  самостоятельное расследование.

I 
группа
  исследует место преступления.

— Где происходили 
события?  (В старом доме, около которого много озер)

— Кто проживал в
доме.  (Автор-рассказчик и  Рувим)

— Чем они
занимались? (Ловили рыбу)

 II 
группа
анализирует мотивы и поведение кота

— Каков образ
жизни и  поступки кота?  Как себя ведёт?

 III
группа
составляет словесный   «портрет»
преступника
. (Слайд 12)

— Каков внешний
вид кота. 

— О чем говорит
такая деталь портрета: «разорванное ухо и обрубленный хвост»?

Словесный
портрет «преступника»

Внешний вид:

— тощий


огненно-рыжий                            символ
отваги, мужества, бесстрашия

     
— разорванное ухо

     — 
обрубленный грязный хвост                 память
о былых приключениях

— белые подпалины на животе

— зеленые нахальные глаза

Поведение:

— ловко прятался

— воровал все подряд

— потерял всякую совесть

— бродяга и бандит

— смотрел дикими глазами и грозно выл

— решился на отчаянный поступок

— выл и ругался

— вцепился мертвой хваткой

Мотив поступков:                                          желание выжить

(Группы работают
2-3 мин, затем идёт обсуждение)

Учитель:

— Что ж, картину «
преступлений кота – ворюги», восстановленная   «следователями»  довольно ясна.
И все же я склонна считать, что «потерпевшие» оговаривают кота!  Не мог он так
дерзко себя вести!

Давайте проверим
личности  «потерпевших».

3.5.Игра —
драматизация: «Работа с «потерпевшими».

(Приглашаются
«потерпевшие»: герой  — рассказчик, Рувим, Ленька, которые рассказывают, что
они думают о своем «обидчике» и как они с ним поступили).

Автор –
рассказчик:

— молодой человек

— любит природу

— проводит
свободное время на рыбалке

— дружит с Рувимом
и Лёнькой

Рувим: Рувим Исаевич Фраерман – писатель и друг
Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались
с местными жителями

деликатный

— добрый

Лёнька:

— сын деревенского
сапожника

— славится
бесстрашием и ловкостью

— сообразительный

— добрый мальчик

Учитель:

Какими
чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных,
жалость)
4-6 группа опрашивают потерпевших

( Характеристика
главных героев рассказа.)

— Что с ними
постоянно происходило?  (Им досаждал кот)

— Какие
преступления совершил кот?  (Украл рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл банку с
червями; утащил кукан с окунями, украл со стола ливерную колбасу)

— Что стало
главным занятием, даже смыслом жизни обитателей дома?

(Стремление
поймать  и наказать кота)

— Таким образом,
мы видим, что «потерпевшие» оказались  хорошими и  добрыми людьми, значит, все 
рассказанное о коте  – правда.

— Итак, перед нами
действительно «дерзкий преступник». Это не обычный деревенский кот, живущий в
каждой избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.

— Как обещали
«потерпевшие» наказать кота?

(«Поклялись
поймать кота и вздуть его за бандитские проделки»)

Про
кого автор говорит  «дошли до отчаяния»?

— Но есть ли у
кота «смягчающие вину обстоятельства»?

(Кот никому не
нужный, бездомный, вынужден вести бродячий, воровской  образ жизни – другого
пути у него не было)

3.6.
Физкультминутка

3.7.Роль пейзажа.13 слайд

Накал страстей достиг высшей точки. Именно
в этот момент автор вводит в рассказ описание пейзажа. Найдите его.

 Даже в юмористическом рассказе
«Кот-ворюга» виден характерный почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит
картинами, цветом, звуками, запахом. Вместе с ним мы видим маленький дом в
глухом, заброшенном саду, слышим стук диких яблок о тесовую крышу, вдыхаем запах
душистых высоких трав, ощущаем кожей осыпающую плечи желтую цветочную пыльцу.
Писатель пробуждает к участию изображаемой природы все наши органы чувств.
Возникает ощущение личного присутствия в дорогих для автора местах.

— Как вы думаете,
почему в рассказе  о взаимоотношениях кота и людей появляется пейзажная
зарисовка? 

(Пейзаж служит
средством для более выразительного изображения душевного состояния героев,
способствует раскрытию замысла автора)

—  Есть ли связь
между описанием дома и главным героем?

(Писатель проводит
параллель: заброшенный дом – никому не нужный кот. Именно под этим старым домом
ищет спасения Ворюга.)

— Когда о коте
вспоминали, когда он «досаждал», а о доме – когда нужно было
переночевать.

— Кот на
безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом – дом шумел.

— Какие
художественные средства использует автор в данном эпизоде?

(Сравнение-
воет как подземный дух
и олицетворение)

 (Подчеркивает важную мысль автора о
взаимосвязи человека с  природой и всем окружающим миром)

4.     Анализ
эпизода  «Задержание  преступника».

4.1.         
Кульминация
рассказа

– Представьте
себе, что вы уехали на 2–3 дня из дома, а своего кота оставили одного.
Приготовили ему пищу, а он ее за 1 день всю съел. И был голодным, плохо себя
вел: перевернул свою тарелку, поцарапал мебель, навел дома беспорядок. Как вы
поступите? Что вы будете делать? Есть какой-нибудь выход из этой ситуации?

— Какой эпизод в
рассказе является кульминационным?  (Кот попался)

 14 слайд

— Почему это
важное дело было поручено Лёньке?

(Он славился своей
ловкостью и бесстрашием)

Противопоставляются
друг другу два равных соперника – кот и Лёнька. Но мальчик оказывается сильнее
в этой борьбе.  Когда кота вытащили, каким его увидели люди?

(Жалкий, тощий,
голодный)

— В рассказе автор
повторяет отчаяние? О ком идёт речь?

— Почему автору
нужно, чтобы кот попался?

— Какой приговор
вынесли преступнику? Почему?

— Прочитайте, как он реагирует на столь
неожиданное «наказание»?

(«Мы последовали
этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин… Кот ел больше
часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на
нас…».)- юмор

-Кот и его
действия являются двигателем сюжета. Подберите к каждой картинке глагол.  15
слайд (
воровал, ловили, попался, накормили, перестал воровать,
сторожит)

-Расследование
проведено, кот наказан. А почему автор пишет ещё одну часть?

(Кот не только
перестал воровать сам, но и не позволял этого делать другим. Он стал ласковым,
спокойным. И его из Ворюги переименовали в Милиционера.)

4.2.Выявление авторской позиции

— Какую проблему поднимает автор в 
рассказе?

(Проблему борьбы добра и зла. Зло можно
остановить только добром. Добро не только останавливает зло, но и порождает
ответное добро: кот стал совершать благородные поступки.)

 — Так что же
произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного
перевоплощения ворюги и бандита в благородного кота?

(Паустовский
хочет, чтоб мы поняли, что нередко то, чего нельзя достичь путём зла,
наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.)

— Как соотносится
эпиграф с финалом рассказа? 16 слайд

(Доброта и
милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту,
внимание и заботу, сердце кота «отозвалось», «оттаяло», и произошло его
чудесное превращение совсем в другого кота – преданного, благородного,
ласкового.)

4.3.Составление
синквейна 17 слайд

-Кот в начале
рассказа и в конце. Это разные кошки?

1.кот                                                       
2.кот

бродячий,
голодный                             сытый, благородный

ворует, воет,
прячется                          сторожит, хозяйничает,   

                                                                
ласкается

Кот потерявший
всякую совесть        Доброе слово и кошке приятно

Бандит                                                   
милиционер

— О чем же рассказ
К.Паустовского?

(Это не просто рассказ о взаимоотношениях
людей и кота — беспризорника, это история обретения дружбы и осознания героями
своей  значимости и полезности кому-то.)

18 Выделим
главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга » Надо накормить бездомных
животных. Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут
нашими верными друзьями. Жадность и воровство всегда будут наказаны. «Наказание
добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта
впервые в жизни. «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей» Ю. Мориц «Мы
в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент- Экзюпери

В роли кота
— ворюги может оказаться любой человек                                        
У каждого человека может быть какая-то плохая
черта характера. Исправить его можно не только наказанием, плохим отношением, а
сочувствием, добрым отношением.

5.Рефлексия. Итог
урока 19 слайд

1.    
Сегодня я узнал…

2.    
Мне было интересно…

3.    
Я научился…

4.    
Теперь я могу…

5.    
Мне показались трудными задания…

6.    
У меня получилось…

7.    
Мне захотелось…

8.    
Я почувствовал, что…

— Кому понравилось, как вы сегодня
работали?

 Домашнее
задание:
напишите отчет о проделанной
«оперативной» работе по образцу: Моя кошачья жизнь

Цель: Развитие умения высказывать
свое отношение к прочитанному и аргументировано
доказывать свое мнение.

Задачи:

  • развивать представление о композиции рассказа,
    об идее художественного произведения;
  • о слове как средстве создания художественного
    образа;
  • способствовать развитию читательского
    интереса;
  • формировать систему читательских умений
    (анализ произведения, рисунок)
  • учить определять нравственную проблему,
    поставленную автором в рассказе (борьбы добра и
    зла); воспитывать гуманное отношение к животным;
  • формировать навыки учебного общения и
    сотрудничества в коллективе.

Планируемые результаты:

Личностные действия:

  • умение выказывать свое отношение к героям,
    выражать свои эмоции;
  • умение оценивать поступки в соответствии с
    определенной ситуацией.

Познавательные действия:

  • читать тексты, понимать фактическое содержание
    текста, выделять в нем основные части;
  • находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  • осознавать смысл незнакомых слов из контекста в
    процессе чтения и обсуждения;
  • подбирать слова-определения для характеристики
    героев;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом
    и собственным опытом.

Регулятивные действия:

  • принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной
    речи и оценивать их;
  • оценивать результаты, работы, организовывать
    самопроверку;
  • самостоятельно работать с учебником;

Коммуникативные действия:

  • реализовывать потребность в общении со
    сверстниками;
  • эмоционально воспринимать содержание
    высказываний собеседника;
  • понимать и учитывать коммуникативную позицию
    взрослых собеседников;
  • высказывать оценочные суждения, рассуждать,
    доказывать свою позицию;
  • ориентироваться в нравственном содержании
    понятий: доброта, доброе отношение.

Оборудование. Учебник “Литературное чтение. 3
класс. Ч.1” (Э.Э. Кац); иллюстрации к рассказам
“Кот Ворюга”; рабочий лист к уроку (Приложение
1); сердечки для проведения рефлексии; словарь
русского языка (Ожегов С.И.)

Ход урока

1. Формулирование темы и цели урока.

— Урок литературного чтения. Проверим,
насколько вы были внимательны на предыдущих
уроках чтения.

— Выполним 1-е задание. Прочитайте его.

Д: Рассмотри обложки книг, которые
нарисовал художник. Подумай, как с их помощью
определить фамилию автора?

Д: На доске я вижу обложку книги К.
Паустовского “Барсучий нос” и обложку книги К.
Паустовского “Подарок”, значит, сегодня на
уроке мы познакомимся с новым произведением К.Г.
Паустовского.

У: Назовите первую часть темы урока.

У: Впишите фамилию автора в верхний
прямоугольник.

Тема:

У: Чтобы определить вторую часть темы
урока, выполним 2-е задание.

Прочитайте его.

У: Впишите название произведения в
нижний прямоугольник.

Тема:

К.Г. Паустовский
“КОТ ВОРЮГА”

У: Назовите тему урока полностью.

Д: Тема урока: “Константин Георгиевич
Паустовский и его произведение “КОТ ВОРЮГА”.

У: Отталкиваясь от темы урока,
используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Цель:

  • расширить знания о Ж и Т … …;
  • познакомиться с произведением … … “ … …”;
  • учиться ??? … “ … …”.

Учащиеся отвечают:

  • Расширить знания о жизни и творчестве
    Константина Георгиевича Паустовского;
  • Познакомиться с произведением К.Г. Паустовского
    “КОТ ВОРЮГА”;
  • Учиться читать и анализировать произведение
    К.Г. Паустовского “КОТ ВОРЮГА”.

2. Подготовительная работа.

Учитель открывает на доске портрет писателя.

У: Начнем работу над первой частью
цели урока.

— Вспомните, что вы знаете о Константине
Георгиевиче Паустовском?

Информация об авторе

Константин Паустовский родился в Москве, кроме
него в семье было еще трое детей – два брата и
сестра. Отец его был неисправимым мечтателем и
поэтому много ездил по стране. Мать всю себя
отдавала воспитанию детей.

Учился Костя в Киеве в классической гимназии,
там были хорошие учителя литературы, русского
языка и истории, поэтому учащиеся знали и любили
литературу, очень много читали. Здесь Костя начал
писать стихи и рассказы.

Но, прежде чем стать писателем, Паустовский
переменил много профессий. Он был вожатым и
кондуктором трамвая, рабочим на заводе, рыбаком,
санитаром, учителем литературы, был военным
корреспондентом в Великую Отечественную войну.

Константин Георгиевич побывал во многих
уголках нашей страны. Но особенно горячо любил он
Мещёру – сказочно красивый край между
Владимиром и Рязанью.

У: Дополним мой рассказ о К.Г.
Паустовском, прочитав сведения из рубрики
задания № 3 “В гостях у автора”.

У: Что нового узнали о К.Г. Паустовском
из моего рассказа и рубрики “В гостях у автора”?

У: Молодцы! Первую часть цели мы
реализовали.

Словарная работа

У: В произведении встретятся новые или
малознакомые слова, значения которых нужно
уточнить. Выполним задание №4.

У: Прочитайте слова 1 столбика.
(Учитель открывает слова на доске: лаз, кукан,
отчаяние, тесовая
).

У: Прочитайте значения этих слов во 2
столбике.

Соедините слова с их значением.

У: Кто нашел значение первого слова?

  • Лаз — узкое отверстие, через которое можно
    пролезть.

У: Каково значение второго слова?

  • Кукан — сетка для хранения пойманной рыбы.

Назовите значение 3 слова.

Отчаяние – состояние крайней безнадежности.

У: Прочитайте значение четвертого
слова.

  • Тесовая — сделанная из теса (тонких досок)

Антиципация.

У: По названию произведения, словам, с
которыми мы познакомились, по началу и концу
произведения предположите, о чем пойдет речь.

Начало произведения. Мы пришли в отчаяние. Мы
не знали, как поймать этого рыжего кота. Он
обворовывал нас каждую ночь.

Конец произведения. Мы переименовали его из
Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что
это не совсем удобно, но мы были уверены, что
милиционеры не будут на нас за это в обиде.

2-3 ученика высказывают свои предположения.

3. Первичное чтение учителем.

У: Проверим наши предположения.
Послушайте произведение К.Г. Паустовского “КОТ
ВОРЮГА”. ( Учитель читает произведение. Ученики
следят по тексту.)

4. Проверка первичного восприятия.

У: О чем это произведение?

У: Подтвердились ли ваши
предположения?

У: Какие чувства вы испытали при
прослушивании этого произведения? При ответе
можете пользоваться справочником “Моя
шкатулка” на странице 12-17.

5. Анализ произведения.

У: Определите жанр произведения.
Обоснуйте свой ответ.

У: Можете пользоваться справочником
“Моя шкатулка” на странице 113.

У: — Обоснуйте каждый признак
произведения.

Признаки рассказа

  1. Повествование о реальных событиях.
  2. Небольшой объём.
  3. Немного действующих лиц.
  4. Описание одного эпизода.

Д: Мы прочитали рассказ.

У: — Обозначим его моделью. (Ученики
обозначают в рабочем листе жанр произведения
рассказ — квадратом)

У: Определите тему рассказа.

Д: Этот рассказ о животных, о людях.
(коричневый и оранжевый квадрат)

У: Обозначьте жанр и тему произведения
моделью в рамочке в рамочке.

Тема:

К.Г. Паустовский
“КОТ ВОРЮГА”

У: — Мы реализовали 2-ю часть цели урока.

Вторичное чтение.

У: Прочитаем третью часть цели урока.

Д: Будем учиться анализировать
произведение “Кот Ворюга”

У: Проанализируем текст, выполнив
задание № 5 на листочках. Прочитаем его.

У: Для того, чтобы ответить на вопросы
к первой части рассказа, перечитаем ее.

Ученики перечитывают первую часть
произведения.

У: Прочитаем первый вопрос.

Д: Почему автор и его друг Рустам
пришли в отчаяние?

Д: В первом вопросе допущена ошибка.
Надо задать вопрос так:

Почему автор и его друг Рувим пришли в
отчаяние?

У: Кому ты адресуешь свой вопрос?

У: Прочитаем второй вопрос.

Д: Как выглядел кот?

После ответа на вопрос учитель добавляет на
доску карточки: рыжий, разорвано ухо, отрублен
кусок грязного хвоста.

У: Что можно сказать о характере кота
по его внешнему виду? (Учитель добавляет на доску
карточки: бродяга, бандит, кот, потерявший
всякую совесть
).

Вывод учителя: Окрас кота неслучаен
и является важной деталью для понимания
характера. Рыжий цвет, т.е. огненно-красный —
символ отваги, мужества, бесстрашия. Животное с
таким окрасом не может быть тихой, покладистой
кошечкой. Это боец, сорванец. Оторванное ухо и
обрубленный хвост — память о былых приключениях.

Д: Почему кота прозвали Воришкой?

Д: Почему кота прозвали Ворюгой?

У: Докажите это словами из текста.

(Дети зачитывают со слов: “он воровал все…”
до конца первой части произведения).

Вывод учителя:

Рассказчик и его друзья дают коту — разбойнику
кличку Ворюга. Не вор, не хулиган, не бандит, а
именно ВОРЮГА. Суффикс данного слова
подчеркивает пренебрежительное отношение к
коту, несет негативную эмоциональную оценку
героя.

У: Какие чувства у вас вызывает
описание в этой части “бандитских проделок”
кота?

У: Хотелось ли вам, чтобы кот был
пойман и наказан?

У: Продолжим анализ. Для этого
перечитаем вторую часть рассказа. (Ученики
перечитывают вторую часть).

У: Прочитаем вопросы ко второй части
рассказа.

У: Кто восстановил первый вопрос?

1) О каких новых деталях портрета кота сообщил
автор в этой части рассказа? (тощий, огненно –
рыжий, с белыми подпалинами на животе)

2) В чем причина воровства кота?

Вывод: Кот в рассказе Паустовского
не обычный деревенский кот, живущий в каждой
избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не
подачками, а разбоем.

3) Почему кота поручили поймать именно Леньке?

Д: Ленька, как и кот, славился
бесстрашием и ловкостью. Два храбреца и ловкача,
два равных соперника.

4) Почему автор пишет, что пойманный кот “Ждал,
зажмурив глаза”?

5) Как изменило кота добро людей? (Учитель
добавляет карточки на доску: воровал — перестал
воровать).

6) Как автор называет кота в конце рассказа?
(Учитель добавляет карточки на доску: хозяин,
сторож, милиционер
).

7) Какая мысль писателя скрыта в чудесном
превращении из кота ворюги в кота милиционера?

У: Используя опорную схему на доске,
дайте характеристику главному герою.

Ученики составляют связный рассказ по опорным
словам.

У: А теперь дополните характеристику
главного героя, используя справочник “Моя
шкатулка” на стр. 66-69.

Обобщающее слово учителя.

“Кот Ворюга” не просто рассказ о приключениях
кота, а история обретения дружбы, взаимопомощи,
доброты. Все животные, как и человек, чувствуют
боль, страх, радость жизни.

Не только добрые слова необходимы им, а
прежде всего добрые действия по отношению к
бродячим животным: накормить голодную собаку,
кошку, пусть облезлую, “с подпалинами”, грязную
– ведь это человек довёл её до такого состояния.
Константин Георгиевич Паустовский призывает нас
с вами быть добрыми, любознательными, чутким и
отзывчивыми по отношению к животным и окружающей
нас природе.

5. Творческая работа.

Выполним задание № 7 на листочках. Прочитаем
его.

Впиши в овалы первой строки чувства, которые
испытал к людям кот ворюга и кот милиционер.

Примерные ответы учеников: ужас –
настороженность — доверчивость; страх – волнение
– любовь.

У: Какие чувства у тебя вызвал кот
ворюга и кот милиционер? Обозначь цветом. Обоснуй
свой выбор.

6. Домашнее задание.

У: Дома вы прочитаете рассказ еще раз и
выполните необычное задание.

Прочитаем задание №8* на листочках.

У: У каждого из вас есть лист приложения
с изображением главного героя рассказа

К.Г. Паустовского. Используя рисунки из
приложения (Рисунок 1 и Рисунок 2), вы
смоделируете обложку книги на выбор к
прочитанному рассказу “КОТ ВОРЮГА” или к своей
придуманной истории об этом герое.

Рис. 1

Рис. 2

7. Рефлексия.

У: Какой образ кота вам понравился
больше, кота ВОРЮГИ или кота МИЛИЦИОНЕРА?
Обозначьте свой выбор, прикрепив сердечко к той
иллюстрации, где кот вызывает у вас симпатию.

У: Молодцы, ребята, спасибо вам за
старание! Урок окончен.

Используемая литература.

  1. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка:
    справочник.- Киров: ООО “Кировская областная
    типография”, 2014.- 144 с.: илл.
  2. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Моя шкатулка:
    справочник. Методические рекомендации для
    учителя.- Киров: ООО “Кировская областная
    типография”, 2015.- 128 с.

Автор разработки: Ермакова Марина Леонидовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Верх-Иньвенская СОШ»

Методическая разработка урока литературы в 5 классе по рассказу К.Паустовского «Кто-ворюга»

Краткая аннотация: Одна из задач уроков литературы — воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления. Урок в технологии развития критического мышления поможет  организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.

Учебный предмет: литература

 Уровень образования школьников: Урок предназначен для 5-6 классов, уровень класса – средний.

 Форма учебной работы: классно-урочная.

Организация работы: коллективная, групповая

                                                                         Посеешь поступок  — пожнешь характер

Тема урока: Урок-исследование «Вот это кот!»  по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»

Образовательные:

  • познакомить учащихся с рассказом  К. Паустовского «Кот-ворюга».
  • формировать умение анализировать художественный текст, делать обобщающие выводы.

Развивающие:

  • способствовать развитию  мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению).

Воспитательные:

  • подвести к осознанию того, что  только добром, добрым отношением можно исправить(накормить и он перестанет воровать),благородство ответит благородством ,на любовь-любовью. Важно иметь дом, принадлежность к дому делает лучше  людей и животных.
  • воспитывать читательскую культуру школьников.

Планируемые результаты:

  • личностные: проявляют доброту и отзывчивость ко всему живому ; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, взаимопомощь,  внимательность.
  • метапредметные:

регулятивные – планируют решение учебной задачи;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

коммуникативные – описывают героев  рассказа, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Применяемая технология: развитие критического мышления.

Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер, раздаточный материал: текст.

ХОД УРОКА

  1. Организациооный. Приветствие.  

— Учитель готовит учащихся к дальнейшему разговору.

Настроение у нас – отличное,

А улыбки – дело привычное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора

—  Учащиеся поворачиваются друг к другу, произносят слова:

          У меня настроение отличное!

          А у тебя ?

II.   На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:
— Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке?  

— Кто это?

— Это известный русский писатель К. Г .Паустовский

Демонстрация буктрейлера «В гостях у К.Паустовского

 Давайте поиграем в игру «Чем дальше , тем больше»

Условия игры: ответ на вопрос викторины,  если не  знаем  говорим : «Дальше»

В чем секрет игры?

1.Какому герою принадлежат слова: «Ребята, Давайте жить дружно?» Кто Леопольд

2.Друг лисы Алисы, который носил очки для обмана? Кот Базилио «Приключения Буратино»

3.Где жил и чем занимался самый знаменитый кот у А.С.Пушкина? Кот ученый на дубе песни пел и рассказывал сказки

4.Представительница кошачьего рода была учителем Маугли? Пантера Багира Рипплинг «Маугли»

5.Согласно народной примете, что должно произойти, когда кошка умывается? Придут гости

6.Какое стихотворение о кошке может служить рекламой страхования жилища?

С. Маршак «Кошкин дом»

7Какой континент является родиной домашней кошки?. Африка

8.Какая тема объединила все вопросы? Кот  в литературе

Запись в тетради.

 Урок-исследование «Вот это кот!»  по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»

Ребята, скажите, о чем рассказ?

Название рассказа «Кот-ворюга»

— Обратите внимание на тему урока «Вот это кот!» и название рассказа – «Кот-ворюга»

Громко произносят  фразу «Вот это кот!» с такой интонацией, которая  выражает отношение к нему в начале рассказа и в конце рассказа?

— Какие чувства испытываете к нему?

Злость           восхищение

Досада          радость

Ненависть    любовь

Основная гипотеза нашего исследования: Как автору удалось совместить в рассказе  противоположные по эмоциональной окраске чувства коту?

— Кто главный герой? Как  Кот, вор, воришка, ворюга, превращается в милиционера ?

 Предмет исследования:  почему изменился кот?

Обьект исследования: кот-ворюга в рассказе К.Паустовского.(Слайд 5)

Цель исследования:

— Обратим внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку: Посеешь поступок  — пожнешь характер

 — Верна ли пословица?

Задачи нашего сегодняшнего урока:

  • Анализируй текст художественного произведения!
  • Охарактерезуй главного героя!
  • Докажи, почему кот изменился! (Слайд 6)

Методы исследования: Организуем исследование, используя прием «Фишбоун», оно поможет составить Досье на литературного героя и проанализировать предмет исследования (Слайд7)

  1. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема “вызов — осмысление — размышление”.

 Ребята, вы все прочитали рассказ?

Он вам понравился?

? Почему  изменился кот?

Верна ли пословица: «Посеешь поступок пожнешь характер»

— Обратите внимание,  вам встретятся новые слова:

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

— А теперь секрет? Посмотрите внимательно, какого кота вы видите? Кот-ворюга

Докажите что он? Поиграем в игру  «Детективы» Вы агенты детективного агенства (Представьте, что вы сыщики. такие как Шерлок Холм си  Эркюль Пуаро- герои книг Конан Дойла и Агаты Кристи) для них этот рисунок стал бы важным доказательством и при помощи умозаключений, собрав все факты, они быстро доказали тот ли это кот, почему он изменился. Организуем исследование, используя прием «Фишбоун, собираем Досье на литературного героя. Работаем по следующему алгоритму:

  1. Задание.

1 группа  заполняем в схеме Факт №1 — внешность кота

                 Какие чувства вызывает это животное?

(Ответ: Огненно-рыжий кот, у него разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста ,«дикие», «зеленые нахальные глаза».- Тощий, с белыми подпалинами на животе. Вызывает чувства жалости.)

           2 группа заполняем в схеме Факт №2 Поведение. Какие чувства вызывают у вас поступки кота(Ответ:  Он воровал все: рыбу, мясо, сметану, хлеб. «Не воровство, а грабеж средь бела дня…» «Разрыл банку с червями…»- «Спасение с березы- отчаянный поступок». Вызывает чувства досады, отчаяния, злости. )

  1. группа заполняем в схеме Факт №3  Характер

(Ответ: «Потерявший всякую совесть»  Нахальный Смышленый Бесстрашный, ловкий, неугомонный, Кот смелый, решительный, самостоятельный, иного выхода у него нет.)

  1. Задание. Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

(Ответ: Кот-беспризорник, бродяга. Бандит ,ворюга)

  1. Задание

   1 группа. Почему перехитрить кота смог только Ленька?(славился бесстрашие и ловкостью)

              2 группа.  Как получилось так, что кот-ворюга превратился в милиционера? Расскажите о методе перевоспитания?  Что надо сделать?(ключевое словосочетание-накормить досыта)

  1. группа. Какой эпизод, на ваш взгляд, полностью переменил ваше отношение к коту? Пересказать случай с петухом.(сам перестал воровать и за другими следит, чтобы не воровали)

— Найдите слова доказывающие, доказывающие такое поведение «ходит как хозяин, сторож, милиционер»

Физкульминутка.  (раслабление позвоночника)

 Кот-ворюга в начале рассказа –злая кошечка

Кот-ворюга в конце  рассказа –добрая  кошечка

Произнесем фразу, с такой интонацией ,которая бы выражала ваше отношение в начале рассказа: Вот это кот! И в конце рассказа

Какие чувства испытываете к коту?

злость

восхищение

досада

радость

ненависть

любовь

А почему изменилось ваше отношение к коту?

? Почему изменился кот? Внешность? Поведение? Важно?(написать в схеме)

Важно иметь дом   бепризорник – хозяином; бродяга –сторож; ворюга – милиционер

Верна пословица : «Посеешь поступок — пожнешь характер»

Вывод: не герой плохой , а поведение, которое можно изменить.

Верна ли гипотеза нашего исследования:?    Кот, вор, воришка, ворюга, превращается в милиционера ?

А как? Только добром, добрым отношением, заботой, любовью. Важно иметь дом. Принадлежность к дому делает лучше животных и людей.

Нужность – сторож

Важность – хозяин

Храню — милиционер

Вывод: Доброе отношение важно, потому и храню.

Мини-проект.

 Создание книжки-малышки «Диалоги о животных»

  1. Стадия рефлексии – завершающая стадия урока в режиме технологии критического мышления. 

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

Трудно было…

Я научился…

Я смог

Рабочие материалы.

Досье на литературного героя. Работаем по следующему алгоритму:

  1. Задание.

1 группа  заполняем в схеме Факт №1 — Внешность кота

                 Какие чувства вызывает это животное?

  1. Задание.

Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.(заполнить в схеме)

  1. Задание.

1 группа. Почему перехитрить кота смог только Ленька?

  1. Задание

Проблемный вопрос:  Почему изменился кот? (заполнить в схеме)

Досье на литературного героя. Работаем по следующему алгоритму:

  1. Задание.

2  группа  заполняем в схеме Факт №2 Поведение кота

                 Какие чувства вызывает это животное?

  1. Задание.

Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.(заполнить в схеме)

  1. Задание.

2 группа. Как получилось так, что кот-ворюга превратился в милиционера? Расскажите о методе перевоспитания?  Что надо сделать?(Почему перехитрить кота смог только Ленька?

  1. Задание

Проблемный вопрос:  Почему изменился кот? (заполнить в схеме)

Досье на литературного героя. Работаем по следующему алгоритму:

  1. Задание.

3  группа  заполняем в схеме Факт №3  Характер кота

                 Какие чувства вызывает это животное?

  1. Задание.

Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.(заполнить в схеме)

  1. Задание.
  1. группа. Какой эпизод, на ваш взгляд, полностью переменил ваше

отношение к  коту? Пересказать случай с петухом.(сам перестал воровать и за другими следит, чтобы не воровали)

— Найдите слова доказывающие, доказывающие такое поведение

4. Задание

Проблемный вопрос:  Почему изменился кот? (заполнить в схеме)

Глоссарий к уроку

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины — рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление

какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

Совесть чувство нравственной  ответственности за поступок.

Поступок – совершенное кем-нибудь действие.

Милиционер — человек, следящий за общественным порядком.

Какие чувства испытываете к коту?

злость

восхищение

досада

радость

отчаяние

любовь

ненависть

нежность

  • Паустовский квакша план рассказа
  • Паек или поек как пишется
  • Падчерица это бытовая или волшебная сказка
  • Падчерица сказка краткое содержание 5 класс
  • Падчерица сказка краткий пересказ