Паустовский сказки пушкина 3 класс конспект и презентация школа 21 века

План-конспект по литературному чтению

УМК «Начальная школа XXI века» Ефросинина Л.А.

3 класс, часть 1

Тема: «Сказки Пушкина» К. Паустовский.

Цель: познакомить учащихся  с произведением К. Паустовского, из которого учащиеся извлекут информацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Умение анализировать текст, выделяя главную мысль. Формировать ценностное отношение к великому русскому поэту.

Планируемые результаты:

1. Личностные:  формировать ценностное отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина.  

2. Метапредметные (УУД):

 Регулятивные – использовать речь для регуляции своего действия; умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение анализировать себя и свои знания.

 Познавательные – формировать умение на основе анализа делать выводы.

 Коммуникативные-формировать умение формулировать последовательность своих действий, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, делать выводы перед классом; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

3. Предметные умения: ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); использовать простейшие приемы анализа текста; использование различных форм интерпретации содержания текста.

Оборудование: учебник, проектор.

Литература (ресурсы): учебник УМК «Начальная школа XXI века» Ефросинина Л.А. 3 класс, часть 1.

Ход урока

Этапы урока

Методические указания

I.Речевая разминка

Добрый день, ребята! Садитесь. Прежде чем мы начнем наш урок, давайте проведем речевую разминку.

Была тишина, тишина, тишина (почти без голоса, одной артикуляцией).

Вдруг (шепотом)

Грохотом грома сменилась она,        голосом

И вот уже дождик         разговорной

Тихонько – ты слышишь?        речи

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.      громко

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит! (очень громко)

Текст написан на доске. Объяснение учителя работы во время разминки.

II.Подготовка к восприятию текста

-Домашним заданием вам было прочитать сказку

 «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-Поднимите руки, кто прочитал.

-Молодцы. Вам понравилась эта сказка?

-Скажите, кто написал эту чудесную сказку?

-Сейчас давайте вспомним основные моменты сказки.

Работа с презентацией.

-Чему нас учит эта сказка?

Работа с прочитанной сказкой с помощью презентации и беседы.

III.Первичное чтение.

-Ребята, мы с вами уже знакомы с автором этого произведения. Сегодня же мы с вами узнаем еще о жизни поэта и закрепим наши знания. Ведь мы должны знать нашего великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина!

-Сейчас я прочту вам произведение «Сказки Пушкина», а вы  внимательно слушайте.

Чтение и слушание произведения.

Выразительное чтение учителя. Учащиеся внимательно слушают.

IV.Проверка первичного восприятия

Понравилось ли вам это произведение?

-Что особенно понравилось?

-Когда вам было смешно, а когда – грустно?

-О ком говорится в данном произведении?

-Что А.С. Пушкин сделал первым из русских поэтов? (Заговорил простым, народным языком).

-Как К. Паустовский пишет о языке Пушкина? Найдите эти строки в тексте и зачитайте.

-Кто был самым преданным и самым близким человеком великому русскому поэту? ( Няня Арина Родионовна).

-Как Александр Сергеевич назвал свою няню? («Подруга дней моих суровых»).

-Чему научился поэт у своей няни? (Чистому народному языку. Впервые от  няни услышал чудесные русские сказки).

-В какое село был сослан поэт?  (В село Михайловское).

-Что для себя нашел в деревне А.С. Пушкин? (Вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил е песни, басни, сказки).

-Какие образы народной фантазии перенес в свои сказки поэт?  (Показ слайдов).

-Что, кроме сказок, оставил нам, читателям, великий поэт?  (Стихотворения, поэмы, рассказы и повести).

Работа с текстом. Учащиеся делятся своими впечатлениями и эмоциями от прочитанного.

Работа с презентацией.

V.Повторное чтение

VI.Анализ текста

-Ребятки, а теперь послушайте отрывок из романа «Евгений Онегин», с которым вы познакомитесь в старших классах. Пока я буду читать, каждый из вас представит что-то свое, а потом поделится с нами.

-Что вы представили?

-О чем этот отрывок? (О зиме)

-Как автор называет зиму? (Волшебницей, матушка зима).

-Что говорится о зиме? Найдите эти строки в отрывке и зачитайте.

-Рад ли автор появлению зимы?

-Как вы это поняли? Прочитайте эти строки.

-Сейчас вполголоса прочтите стихотворение.

-Теперь нам кто-нибудь прочитает выразительно, красиво данное стихотворение.

Учащиеся внимательно слушают текст, выполняют задания, анализируя прочитанное.

Чтение вполголоса. Выразительное чтение ученика.

VII.Обобщающая беседа

-Ребята, о чем мы сегодня мы с вами говорили? Вам понравился урок? Что больше всего понравилось? Оцените себя, пожалуйста.

Дети делают выводы по уроку.

Рефлексия своей работы на уроке.

VIII.Творческая деятельность на д/з

Ребятки, домашним заданием вам будет подготовить выразительное чтение отрывка, который мы с вами сегодня читали и  нарисовать иллюстрацию о творчестве или жизни А.С. Пушкина. Сегодня мы с вами затронули две эти стороны русского поэта. На следующем уроке мы вместе с вами оформим выставку ваших рисунков.

Всем спасибо за урок! До свидания!

Дети внимательно слушают, записывают д/з в дневники.

Дата: 24.10.2017

Предмет: литературное чтение

УМК: «Начальная школа XX века»

Класс: 3 «Б»

Тема урока: «Сказки Пушкина» К. Паустовский.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: беседа, выполнение упражнений

Цель: познакомить учащихся с произведением К. Паустовского, из которого учащиеся извлекут информацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Умение анализировать текст, выделяя главную мысль. Формировать ценностное отношение к великому русскому поэту

Задачи:

Обучающая (образовательная): познакомить со статьей К. Паустовского «Сказки Пушкина». Показать связь сказок Пушкина с фольклором.

Развивающая: развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки работы с критической статьей, мыслительную деятельность учащихся

Воспитательная (воспитывающая): воспитывать любовь к поэтическому слову, произведениям АС.Пушкина

Планируемые результаты:

1. Личностные: формировать ценностное отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина.

2. Метапредметные (УУД):

Регулятивные – использовать речь для регуляции своего действия; умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение анализировать себя и свои знания.

Познавательные – формировать умение на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные — формировать умение формулировать последовательность своих действий, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, делать выводы перед классом; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

3. Предметные умения: ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); использовать простейшие приемы анализа текста; использование различных форм интерпретации содержания текста.

Оборудование: технологическая карта урока, презентация, учебник, тетрадь на печатной основе , карточка с понятием

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Орг. момент

1`

Добрый день, ребята! Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Валерия Дмитриевна

Приветствуют учителя

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

II.Речевая разминка

2`

Прежде чем мы начнем наш урок, давайте проведем речевую разминку.

Была тишина, тишина, тишина (почти без голоса, одной артикуляцией).

В

Голосом разговорной речи

друг (шепотом)

Г рохотом грома сменилась она

И вот уже дождик

Тихонько – ты слышишь?

З

громко

акрапал, закрапал, закрапал по крыше

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит! (очень громко)

Повторяют за учителем

Регулятивные: проделывают последовательность действий

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Личностные: формирование учебной мотивации

III. Повторение изученного

5

-Домашним заданием вам было прочитать сказку

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-Поднимите руки, кто прочитал.

-Молодцы. Вам понравилась эта сказка?

-Скажите, кто написал эту чудесную сказку?

-Сейчас давайте вспомним основные моменты сказки, отгадав небольшой кроссворд.

  1. Что было внутри орешков, которые грызла белка ?

  1. Предводитель 33 богатырей?

  1. На каком острове поселился Гвидон?

  1. Кого просит царевич выкинуть бочку на берег ?

  1.  Рост новорожденного богатыря?

  1. Какой зверь сидел в хрустальном доме?

  1. Как называлось письмо, перевозимое гонцом?

  1. От кого царевич защитил лебедя?

  1. Имя сына царя?

  1. Во что превращается царевич в третий раз?

Работа с презентацией.

-Чему нас учит эта сказка?

Отвечают на вопросы

Изумруд

Черномор

Буян

Волна

Аршин

Белка

Грамота

Коршун

Гвидон

Шмель

Любовь побеждает (царевна -лебедь и Гвидон) ;
Ложь и предательсво наказываются (две сестры и бабка Бабариха) ;
Нужно научится прощать, когда совершаются ошибки (царица и царь) .

Познавательные: ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме; умение вести поиск и выделять необходимую информацию

Коммуникативные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.

Коммуникативные:умение осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми

Познавательные: формирование умения анализировать

IV. Первичное чтение.

7

Мы с вами уже знакомы с произведениями А.С.Пушкина и его биографией. Сегодня же мы с вами узнаем еще о жизни поэта и закрепим наши знания. Ведь мы должны знать нашего великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина!

— А что вы уже знаете из биографии Великого поэта?

В каком городе родился? Какому роду принадлежал?

Кто занимался воспитанием Пушкина?

Кто учил писать Сашу по-русски?

Куда отдали Пушкина учиться в 12 лет?

— Многие писатели, критики писали о жизни и творчестве А.С.Пушкина. И вот такой Русский советский писатель, классик русской литературы…как Константин Паустовский не оставил без внимании творчество Пушкина. Сейчас я прочту вам произведение Константина Георгиевича «Сказки Пушкина», а вы внимательно слушайте.

Чтение и слушание произведения.

Отвечают на вопросы

Москва

Дворянский род

Няня Арина

Радионовна

Бабушка Мария Алексеевна

Царскосельский лицей

внимательно слушают

Личностные: развитие у ребенка рефлексии (умения оценивать)

v. Проверка первичного восприятия.

10

-Понравилось ли вам это произведение?

-Что особенно понравилось?

-Когда вам было смешно, а когда – грустно?

-О ком говорится в данном произведении?

-Что А.С. Пушкин сделал первым из русских поэтов? (Заговорил простым, народным языком).

-Как К. Паустовский пишет о языке Пушкина? Найдите эти строки в тексте и зачитайте.

-Кто был самым преданным и самым близким человеком великому русскому поэту? ( Няня Арина Родионовна).

-Как Александр Сергеевич назвал свою няню? («Подруга дней моих суровых»).

-Чему научился поэт у своей няни? (Чистому народному языку.Впервые от няни услышал чудесные русские сказки).

-В какое село был сослан поэт? (В село Михайловское).

-Что для себя нашел в деревне А.С. Пушкин? (Вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил е песни, басни, сказки).

Ребята, как вы думаете за что был сослан Пушкин по приказу царя?

-Какие образы народной фантазии перенес в свои сказки поэт? (Показ слайдов)

Что делал автор вместе с народом?(жестко высмеивал…)

-Что, кроме сказок, оставил нам, читателям, великий поэт? (Стихотворения, поэмы, рассказы и повести).

А сейчас поработаем в тетради на печатной основе, найдем 57 страницу, задание 2 (Проталинки)

Вам нужно написать каким был язык А.С.Пушкина, вставив пропущенные слова. В этом вам поможет очерк из учебника.

А сейчас переверните страницу и найдите задание № 3 . Прочитай пожалуйста задание. Все поняли задание? Вы можете использовать при ответе строки из очерка Приступаем к работе.

Работают с учебником, отвечают на вопросы

VI.Первичное чтение

Анализ текста

15

Ребята, а теперь мы вновь обратимся к творчеству Пушкина послушайте отрывок из его романа «Евгений Онегин», с которым вы познакомитесь в старших классах. Прежде чем начать чтение, давайте познакомимся с некоторыми словами, данными ниже и прочтем значение слов.

Прочитай пожалуйста …

Пока я буду читать, каждый из вас представит что-то свое, а потом поделится с нами.

-Что вы представили?

-О чем этот отрывок? (О зиме)

-Как автор называет зиму? (Волшебницей, матушка зима).

-Что говорится о зиме? Найдите эти строки в отрывке и зачитайте.

-Рад ли автор появлению зимы?

-Как вы это поняли? Прочитайте эти строки.

-Сейчас вполголоса прочтите стихотворение.

Теперь нам кто-нибудь прочитает выразительно, красиво данное стихотворение.

Ребята, мы видим здесь рублику «Обрати внимание». Давайте прочтем информацию данную в ней.

Откроем тетрадь на печатной основе и найдем страницу 60 и выполним 1 задание. Ваша задача подчеркнуть в данных строках олицетворения.

Далее поработаем с заданием № 3 и дадим понятие олицетворению и приведем несколько своих примеров и запишем их.

VII. Обобщающая беседа . Рефлексия

1

Ребята, о чем мы сегодня мы с вами говорили? Что больше всего понравилось? Оцените себя, пожалуйста.

VIII.д/з

1

Домашним заданием вам будет подготовить выразительное чтение произведения Сказки Пушкина , а отрывок из романа выучить

выполнить в ТПО

Дети внимательно слушают, записывают д/з в дневники.

Обновлено: 10.01.2023

Презентация на тему Презентация по чтению по теме Паустовский. Сказки Пушкина, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 9 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: беседа, выполнение упражнений

Цель: познакомить учащихся с произведением К. Паустовского, из которого учащиеся извлекут информацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Умение анализировать текст, выделяя главную мысль. Формировать ценностное отношение к великому русскому поэту

Развивающая: развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки работы с критической статьей, мыслительную деятельность учащихся

Воспитательная (воспитывающая): воспитывать любовь к поэтическому слову, произведениям АС.Пушкина

Планируемые результаты:

1. Личностные: формировать ценностное отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина.

2. Метапредметные (УУД):

Регулятивные – использовать речь для регуляции своего действия; умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение анализировать себя и свои знания.

Познавательные – формировать умение на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные — формировать умение формулировать последовательность своих действий, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, делать выводы перед классом; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

3. Предметные умения: ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); использовать простейшие приемы анализа текста; использование различных форм интерпретации содержания текста.

Оборудование: технологическая карта урока, презентация, учебник, тетрадь на печатной основе , карточка с понятием

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ пушкин.docx

Тема: Вводный урок по творчеству А.С. Пушкина.

I . Постановка учебной задачи.

1. -Сегодня мы вновь отправимся в путешествие по стране Литературии. Я начну читать строки из произведений, а вы попробуйте их продолжить:

Ветер по морю гуляет… (И кораблик подгоняет)

Белка песенки поет… (Да орешки все грызет)

Свет мой, зеркальце, скажи… (Да всю правду доложи)

На пороге сидит моя старуха…(А перед ней, разбитое корыто)

И растет ребенок там… (Не по дням, а по часам)

2. — Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин)

3. – Скажите, ребята, так о ком мы сегодня будем вести речь? (Об А.С.Пушкине)

— Сегодня у нас новая встреча с А.С. Пушкиным.

— Как вы понимаете это высказывание?

— Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны – задача нашего урока. В конце урока мы вернемся к эпиграфу поделимся своими открытиями.

II . Анализирующие наблюдения.

Отправляемся в картинную галерею (учебник с. 73).

(На слайде 2 портрета А.С. Пушкин и портрет няни – Арины Родионовны).

— Что вы можете сказать о портретах, показанных на слайде?

а) 1 портрет – А.С. Пушкин. Что вы можете сказать о нем по портрету? (Красивые волосы, бакенбарды, интересная внешность.)

Глаза – живые, наблюдательные, жизнерадостные. Глаза вдохновенного поэта. Все создает настроение красоты, гармонии.

— Еще не умея читать, еще не вникая в смысл, но уже с восторгом, то радостным, то грустным – кто не слушал из нас:

Ель стоит перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная,

Да затейница такая…

— Вспомните свои любимые строчки Пушкина. (Учащиеся читают стихи Пушкина.)

б) – А почему мы видим еще один портрет? Чей он?

— Можем ли мы сказать, что это наши современники?

Современники — люди, живущие в одно и то же время.

— Этот портрет крестьянки, самого близкого друга поэта, няни Пушкина, Арины Родионовны. С детских лет, Пушкин слушал разные сказки, которых она знала очень много.

(Слайд Пушкин и няня)

— Сказки А.С. Пушкин любил слушать даже, когда стал взрослым. Из них он брал сюжеты для своих стихотворений – сказок С детства учился у няни чистому, народному языку.

О сказках Арины Родионовны вспоминает один из друзей Пушкина, посетивший поэта в усадьбе его отца. В селе Михайловском, Псковской губернии в 1826 году, где Пушкин отбывал 27-летнюю ссылку по надзором, посланный за вольнолюбивые стихи. (с 1824 по 1826)

«Ты занимала нас – добра и весела-

Про стародавних бар пленительным рассказом:

Мы удивлялись тебе – и смех не прерывая

Твоих бесхитростных суждений и похвал;

Свободно говорил язык словоохотный,

В каком веке жил Пушкин? (Звучит мелодия 19 века. Дети выполняют движения).

Работа с научно- познавательным текстом.

— Что вы знаете о Пушкине?

1. А теперь обратимся к статье о Пушкине К.Паустовского.

Верста – русская мера длины, равная 500 саженям = 1,0668 км

Светелка — небольшая светлая комната в верхней части дома.

Поэма — поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический.

Кряж — отрезок нижней, комлевой части ствола, предназначенный для выработки специальных видов лесопродукции: облицовочного шпона , тары , лыж , спичек , шпал , в основном из лиственных пород дерева , реже из хвойных.

2. Самостоятельная работа с текстом.

— Обсудите (друг с другом), какие положения соответствуют вашим представлениям. (Ответ нескольких детей).

Работа в группах.

— Обсудите содержание научно-познавательной статьи.

— Что было новым? О чем вы бы хотели получить больше информации?

Д/з стр. 74-77; стр. 76 №1,2.

– Наше путешествие в страну Литературию на сегодня заканчивается. Закройте глаза и представьте себя в гостях у Пушкина: может быть в кабинете поэта, может быть сидя у камина, может быть на балу… (Звучит музыка 19 века)

Вот мы и вернулись в наш родной город, любимый класс.

— С каким настроением вы уйдете сегодня с урока?

Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве, на Пушкинской площади, стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранный народом. Имя Пушкина всегда с нами. У каждого возраста свой Пушкин

Цели урока: 1.Формировать основы читательской деятельности (умение работать с произведениями одного автора).

2.Обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о произведениях А.С.Пушкина)

3.Развивать способности использовать выразительные средства языка в собственной речи.

4.Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к семье.

5.Формировать навыки работы в группе.

Материалы к уроку: 1.ЕфросининаЛ.А. Литературное чтение: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.М.: Вентана – Граф,2010;

2. Книги со сказками А.С.Пушкина (разных изданий)

3. ИТД (иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, фонограммы сказок в исполнении известных артистов).

4. Детские иллюстрации к сказкам.

5. Портрет А.С.Пушкина.

Концепция урока-проекта: Учащиеся класса делятся на творческие группы (литературоведы, художники – иллюстраторы, артисты, декораторы).Каждая группа готовит представление сказок А.С.Пушкина.

— Кто автор этих слов?

— Сегодня на уроке мы будем говорить о сказках А.С.Пушкина. Вы все к нему серьёзно готовились. У нас есть группа художников, литературоведов, артистов, декораторов. Каждая группа по-своему представит сказки А.С.Пушкина. Я надеюсь, что после сегодняшнего урока вы ещё больше полюбите произведения этого замечательного поэта.

III. Основная часть.

1.Выступление группы литераторов.

а) Преставление выставки книг А.С.Пушкина;

б) Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

-Когда родился А.С.Пушкин? (1799г.)

— Где он родился? (В Москве)

— От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (От няни Арины Родионовны)

— Любовь к сказкам привила поэту его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами под завывание вьюги рассказывала их маленькому мальчику. Сказки, которые создал сам А.С.Пушкин много-много позднее, появились в период расцвета его творчества. Их было не так уж много, но, зато какие это сказки!

— Кто знает, сколько сказок было написано Пушкиным?

Узнайте из какой сказки эти строчки, продолжите.

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Идёт, сам не зная куда.

«Что, батенька, так рано поднялся?

  1. Как звали сына царя Салтана? (Князь Гвидон)
  2. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? (комар – муха – шмель)
  3. Сколько раз закидывал старик невод в море в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза)
  4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (тину, морскую траву)
  5. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (солнце, месяц, ветер)
  6. За какую плату согласился работать Балда? (за три щелчка)

2.Выступление группы художников.

1) Узнайте сказку по предмету

2) Демонстрация художниками своих иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина.

3.Выступление группы артистов.

5.Работа с аннотациями к сказкам.

— Каждый из вас к этому уроку составил модель обложки понравившейся сказки и аннотацию к ней.

IV. Подведение итогов.

Результатом нашей работы будет книга, составленная из ваших иллюстраций к сказкам. Мы будем рекомендовать учителям нашей школы использовать её в других классах.

Цель: закрепление представлений о сказках А.С.Пушкина.
Задачи: Создать условия для узнавания сказок и сказочных персонажей А.С.Пушкина, развивать память, воображение, прививать любовь к творчеству поэта, воспитывать эстетический вкус.

Рекомендации:

Светлана Алексеевна, спасибо за ресурс по творчеству А.С. Пушкина. Эта тема всегда пригодится, только боюсь Вас разочаровать, что ТП «Инфографика» у Вас не совсем получился. Плашки настроены у Вас на одном слайде, а нужно на каждом, иначе они не интерактивны.

Светлана Алексеевна, очень понравился этап закрепления и узнавания пушкинских сказок.
«Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом».
И. Акулинина

Читайте также:

      

  • Конспект ознакомление детей с новой игрушкой
  •   

  • Экологическая ситуация в россии 9 класс конспект урока
  •   

  • Подготовка молодого сада к зиме конспект урока
  •   

  • Тертычный жанры периодической печати конспект
  •   

  • Конспект урока на тему листопад

Тема «Сказки А. С. Пушкина». К. Г. Паустовский «Сказки А. С. Пушкина». Дополнительное чтение Э. Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны…»


Разработки уроков (конспекты уроков)

Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)

Литературное чтение

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    Познакомить с художественно-публицистическим текстом;
    учить чтению: определять задачу, выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логическое ударение.

Виды деятельности

    Работать с книгами сказок А. С. Пушкина: рассматривать книги разных лет издания

    воспринимать на слух художественно-публицистический текст

    анализировать, выполнять задания в тетради, заполнять схему

    выражать своё отношение к сказкам А. С. Пушкина.

Ключевые понятия

    Пушкин А. С.

План урока

Название этапа Методический комментарий
1 1. Выявление читательского опыта: Выставка книг Ребята, сегодня мы продолжаем цикл наших уроков, связанных с творчеством А. С. Пушкина.
Сказки Пушкина – это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Каждое новое поколение детей вступает в жизнь вместе с удивительным сказочными персонажами, созданными гением великого русского поэта.
Какие книги вы принесли сегодня на урок? Представьте их.
Работа с выставкой книг, аннотированное представление книги:
название книги;
книга-произведение или книга-сборник;
фамилия художника;
имена героев;
выражение своего отношения к героям.
Рассмотрите иллюстрации. Из каких они произведений? Назовите.
Прочитайте цитату К. Г. Паустовского о сказках А. С. Пушкина.
2 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением Как вы понимаете слова К. Г. Паустовского о сказках А. С. Пушкина? Объясните.
Познакомимся с очерками известных писателей, в которых они делятся своим восприятием поэзии
А. С. Пушкина.
Первый очерк – это «Сказки Пушкина» Константина Паустовского.
Прочитайте его самостоятельно.
На что обратили внимание? Что запомнилось?
В чём автор видит неоценимую роль А. С. Пушкина?
Выполнение задания 2 в рабочей тетради.
Перечитайте первый абзац. Найдите сравнение. Как вы его понимаете? Объясните.
3 3. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения Как автор пишет о няне Пушкина? Прочитайте.
Именно имение в селе Михайловское стало местом, где были написаны замечательные произведения.
Рассказ учителя о Михайловском («Пушкинский заповедник»).
Сайт: pushkin.ellink.ru
4 4. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением
5 5. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения В чём особенности сказок Пушкина? (Сказки в стихах.)
Какие сказки упоминает автор?
Заполните схему «Сказки А. С. Пушкина» в рабочей тетради.
6 6. Обобщение изученного Представление мини-проектов «Сказки А. С. Пушкина».
Молодцы! Ещё один замечательный писатель Павел Бажов писал: «Пушкинские сказки – это чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
Во всём мире признают и преклоняются перед творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Памятники великому русскому поэту стоят по всему миру.
И ещё один факт: 6 июня отмечается Пушкинский день. А во всем мире 6 июня отмечают Международный день русского языка. Этот праздник учредил департамент ООН по общественным связям. В этот день проходит множество культурных мероприятий, посвящённых творчеству А. С. Пушкина, литературе и русскому языку.
7 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) А закончить наш урок мне хотелось бы словами современной поэтессы Ольги Мегель:
ЧИТАЙТЕ ПУШКИНА, друзья!
И думайте над каждым словом!
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!
Домашнее задание:
выучить наизусть 1-й абзац очерка
К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина»;
творческая работа, отзыв-рассуждение:
«Моя первая встреча со сказками А. С. Пушкина» или «Почему имя А. С. Пушкина не забудется?».

Используйте презентацию

Внесите нужные вам правки: в технологическую карту урока или в презентацию, если требуется.

* О сервисе “Классная работа”

Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.

Подготовьтесь к уроку прямо сейчас!

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Урок литературного чтения в 3  классе по теме «Сказки А.С.Пушкина»

Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере творчества А.С. Пушкина.

Тип урока: урок- закрепление.

Форма урока: работа в парах, коллективная, индивидуальная.

Задачи урока:

Личностные УУД

  • Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Регулятивные УУД

  • Постановка и сохранение учебной задачи.
  • Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
  • Развитие  критического мышления.

Познавательные УУД

  • Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
  • Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Целеполагание.

-Ребята, я предлагаю вам послушать строки из поэмы и узнать автора данных строк (Поэма «Руслан и Людмила).

-Ребята, вы догадались чьи это строчки?

— О ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

-Молодцы! Сегодня наша встреча, действительно, посвящена творчеству всеми нами любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина, только мы будем говорить не о его стихах, а о сказках. В числе ваших самых первых в жизни книжек были и сказки Александра Сергеевича Пушкина. Вы снова и снова их перечитываете, и сейчас уже, наверное, знаете наизусть (СЛАЙД 1).

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Пушкина:  «Что за прелесть эти сказки!»

— Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут вас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, белую Царевну Лебедь и  бойкого Балду.

— Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А. С. Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном его кибитки, в иных он задерживался – на дни, месяцы, годы. Но где бы поэт ни был, он писал – писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный «географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки? В селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 г. написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 г. созданы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке» (СЛАЙД 2).

— Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности) !

— И потом, когда он стал учеником Лицея, в нём опять проснулась «страсть к чтению», здесь он читал и днём, и ночью.

— Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать?

— От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз… И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах (СЛАЙД 3).

Вы, конечно все читали сказки А.С.Пушкина, поэтому вам несложно будет поучаствовать в игре  «Сказки Пушкина». Но сначала разделимся на 4 команды. В ходе конкурса часть заданий вы будете выполнять коллективно, часть в парах, а некоторые испытания придется пройти индивидуально.

3. Актуализация знаний.

— Начать конкурсную программу предлагаю с небольшой разминки, в ходе которой вам предстоит вспомнить по отрывкам названия известных сказок А.С.Пушкина

(СЛАЙД 4. Разминка).

А) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.

Б) Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

В) Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,

Да конец ее в море мочить.

Г) Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто
.

Д) Царь к востоку войско шлет,

Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.

Молодцы, ребята. Сказки вспомнили, а теперь предлагаю вам следующее испытание: Узнайте сказку по иллюстрации

 (Слайд 4. Иллюстрации).

    1. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации.

— Ребята, теперь посмотрим, насколько вы усвоили сказки. Вам предлагается Викторина, составленная на основе 10 вопросов, спрятанных в бочонках. Данный конкурс будет индивидуальным.

А) К кому первому обратился королевич Елисей в поисках своей невесты?   

Б) Кто Дадону подарил Золотого петушка?

В) За какую плату согласился Балда служить у попа?

Г) В кого последний раз превратился князь Гвидон?

Д) На каком острове в златоглавном городе правил князь Гвидон?

Е) Сколько лет жил старик со своей старухой?

Ж) Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»?

З) Кто увёл в лес царевну?

И) Какое было последнее желание вредной старухи?

Й) От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь?

-Предлагаю немного отдохнуть. Сейчас мы отправимся в театр, где вы сможете посмотреть отрывки из 4-х сказок Пушкина. Артистами будут ваши одноклассники.

(выступления учащихся)

А )Сказка о царе Салтане.

Б)  Сказка о рыбаке и рыбке.

В) Сказка о попе и работнике его Балде.

Г) Сказка о золотом петушке.

— Следующее испытание предстоит выполнить группами. Давайте  проверим, помните ли вы наизусть сказки А.С. Пушкина. Вам необходимо вспомнить строки из сказок.

А) Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

Б) Назовите слова, которыми заканчивается «Сказка о Золотом петушке».

В) Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

Г) Как начинается «Сказка о царе Салтане»?

Д) Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

Г) Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Д) Какими словами заканчивается «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Е) Что кричал петушок, сидя на спице?

-Последнее испытание предстоит выполнять в парах. Вам предлагается несколько тестовых заданий. Каждая пара получает одинаковых набор карточек. Ваша задача: как можно быстрее и правильнее выбрать ответы на вопросы.

— Проверим, как пары справились с тестированием.

5. Итог урока.

— Молодцы! Вот мы и вспомнили сказки Александра Сергеевича Пушкина!

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам запомнилось?

— На все ли вопросы вы смогли ответить?

— Какой вывод можно сделать?

— Любая сказка учит нас: добро побеждает зло. И мы должны стремиться дарить добро друг другу. И я верю, что пока есть хоть один человек, читающий сказки А.С.Пушкина, добро будет жить и побеждать зло. Ведь добрых людей все-таки больше!
— Закончить урок мне хочется строчками неизвестного поэта:

К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство, 
Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
-Сегодня я приготовила для вас небольшой сюрприз: мультфильм, в основу которого положена одна из замечательных сказок А.С.Пушкина. Смотрим на экран (Мультфильм).

http://www.youtube.com/watch?v=Q8Kk2UHRl2U

6. Домашнее задание:  

Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившейся вам сказке А.С.Пушкина.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPT / 7.32 Мб

Источники:
 
https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/v-ghostiakh-u-alieksandra-sierghieievicha-pushkina

  • Паустовский рождение рассказа краткое содержание
  • Паустовский рассказы читательский дневник 3 класс
  • Паустовский рассказы слушать аудиокнигу бесплатно
  • Паустовский рассказы прощание с летом
  • Педагогический проект для детей с овз путешествие по русским народным сказкам