Паустовский сказки пушкина 3 класс конспект урока

Дата: 24.10.2017

Предмет: литературное чтение

УМК: «Начальная школа XX века»

Класс: 3 «Б»

Тема урока: «Сказки Пушкина» К. Паустовский.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: беседа, выполнение упражнений

Цель: познакомить учащихся с произведением К. Паустовского, из которого учащиеся извлекут информацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Умение анализировать текст, выделяя главную мысль. Формировать ценностное отношение к великому русскому поэту

Задачи:

Обучающая (образовательная): познакомить со статьей К. Паустовского «Сказки Пушкина». Показать связь сказок Пушкина с фольклором.

Развивающая: развивать навыки анализа поэтического произведения, навыки работы с критической статьей, мыслительную деятельность учащихся

Воспитательная (воспитывающая): воспитывать любовь к поэтическому слову, произведениям АС.Пушкина

Планируемые результаты:

1. Личностные: формировать ценностное отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина.

2. Метапредметные (УУД):

Регулятивные – использовать речь для регуляции своего действия; умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение анализировать себя и свои знания.

Познавательные – формировать умение на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные — формировать умение формулировать последовательность своих действий, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, делать выводы перед классом; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

3. Предметные умения: ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); использовать простейшие приемы анализа текста; использование различных форм интерпретации содержания текста.

Оборудование: технологическая карта урока, презентация, учебник, тетрадь на печатной основе , карточка с понятием

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Орг. момент

1`

Добрый день, ребята! Садитесь. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Валерия Дмитриевна

Приветствуют учителя

Коммуникативные: слушать и понимать речь других

II.Речевая разминка

2`

Прежде чем мы начнем наш урок, давайте проведем речевую разминку.

Была тишина, тишина, тишина (почти без голоса, одной артикуляцией).

В

Голосом разговорной речи

друг (шепотом)

Г рохотом грома сменилась она

И вот уже дождик

Тихонько – ты слышишь?

З

громко

акрапал, закрапал, закрапал по крыше

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит! (очень громко)

Повторяют за учителем

Регулятивные: проделывают последовательность действий

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Личностные: формирование учебной мотивации

III. Повторение изученного

5

-Домашним заданием вам было прочитать сказку

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-Поднимите руки, кто прочитал.

-Молодцы. Вам понравилась эта сказка?

-Скажите, кто написал эту чудесную сказку?

-Сейчас давайте вспомним основные моменты сказки, отгадав небольшой кроссворд.

  1. Что было внутри орешков, которые грызла белка ?

  1. Предводитель 33 богатырей?

  1. На каком острове поселился Гвидон?

  1. Кого просит царевич выкинуть бочку на берег ?

  1.  Рост новорожденного богатыря?

  1. Какой зверь сидел в хрустальном доме?

  1. Как называлось письмо, перевозимое гонцом?

  1. От кого царевич защитил лебедя?

  1. Имя сына царя?

  1. Во что превращается царевич в третий раз?

Работа с презентацией.

-Чему нас учит эта сказка?

Отвечают на вопросы

Изумруд

Черномор

Буян

Волна

Аршин

Белка

Грамота

Коршун

Гвидон

Шмель

Любовь побеждает (царевна -лебедь и Гвидон) ;
Ложь и предательсво наказываются (две сестры и бабка Бабариха) ;
Нужно научится прощать, когда совершаются ошибки (царица и царь) .

Познавательные: ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме; умение вести поиск и выделять необходимую информацию

Коммуникативные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.

Коммуникативные:умение осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми

Познавательные: формирование умения анализировать

IV. Первичное чтение.

7

Мы с вами уже знакомы с произведениями А.С.Пушкина и его биографией. Сегодня же мы с вами узнаем еще о жизни поэта и закрепим наши знания. Ведь мы должны знать нашего великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина!

— А что вы уже знаете из биографии Великого поэта?

В каком городе родился? Какому роду принадлежал?

Кто занимался воспитанием Пушкина?

Кто учил писать Сашу по-русски?

Куда отдали Пушкина учиться в 12 лет?

— Многие писатели, критики писали о жизни и творчестве А.С.Пушкина. И вот такой Русский советский писатель, классик русской литературы…как Константин Паустовский не оставил без внимании творчество Пушкина. Сейчас я прочту вам произведение Константина Георгиевича «Сказки Пушкина», а вы внимательно слушайте.

Чтение и слушание произведения.

Отвечают на вопросы

Москва

Дворянский род

Няня Арина

Радионовна

Бабушка Мария Алексеевна

Царскосельский лицей

внимательно слушают

Личностные: развитие у ребенка рефлексии (умения оценивать)

v. Проверка первичного восприятия.

10

-Понравилось ли вам это произведение?

-Что особенно понравилось?

-Когда вам было смешно, а когда – грустно?

-О ком говорится в данном произведении?

-Что А.С. Пушкин сделал первым из русских поэтов? (Заговорил простым, народным языком).

-Как К. Паустовский пишет о языке Пушкина? Найдите эти строки в тексте и зачитайте.

-Кто был самым преданным и самым близким человеком великому русскому поэту? ( Няня Арина Родионовна).

-Как Александр Сергеевич назвал свою няню? («Подруга дней моих суровых»).

-Чему научился поэт у своей няни? (Чистому народному языку.Впервые от няни услышал чудесные русские сказки).

-В какое село был сослан поэт? (В село Михайловское).

-Что для себя нашел в деревне А.С. Пушкин? (Вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил е песни, басни, сказки).

Ребята, как вы думаете за что был сослан Пушкин по приказу царя?

-Какие образы народной фантазии перенес в свои сказки поэт? (Показ слайдов)

Что делал автор вместе с народом?(жестко высмеивал…)

-Что, кроме сказок, оставил нам, читателям, великий поэт? (Стихотворения, поэмы, рассказы и повести).

А сейчас поработаем в тетради на печатной основе, найдем 57 страницу, задание 2 (Проталинки)

Вам нужно написать каким был язык А.С.Пушкина, вставив пропущенные слова. В этом вам поможет очерк из учебника.

А сейчас переверните страницу и найдите задание № 3 . Прочитай пожалуйста задание. Все поняли задание? Вы можете использовать при ответе строки из очерка Приступаем к работе.

Работают с учебником, отвечают на вопросы

VI.Первичное чтение

Анализ текста

15

Ребята, а теперь мы вновь обратимся к творчеству Пушкина послушайте отрывок из его романа «Евгений Онегин», с которым вы познакомитесь в старших классах. Прежде чем начать чтение, давайте познакомимся с некоторыми словами, данными ниже и прочтем значение слов.

Прочитай пожалуйста …

Пока я буду читать, каждый из вас представит что-то свое, а потом поделится с нами.

-Что вы представили?

-О чем этот отрывок? (О зиме)

-Как автор называет зиму? (Волшебницей, матушка зима).

-Что говорится о зиме? Найдите эти строки в отрывке и зачитайте.

-Рад ли автор появлению зимы?

-Как вы это поняли? Прочитайте эти строки.

-Сейчас вполголоса прочтите стихотворение.

Теперь нам кто-нибудь прочитает выразительно, красиво данное стихотворение.

Ребята, мы видим здесь рублику «Обрати внимание». Давайте прочтем информацию данную в ней.

Откроем тетрадь на печатной основе и найдем страницу 60 и выполним 1 задание. Ваша задача подчеркнуть в данных строках олицетворения.

Далее поработаем с заданием № 3 и дадим понятие олицетворению и приведем несколько своих примеров и запишем их.

VII. Обобщающая беседа . Рефлексия

1

Ребята, о чем мы сегодня мы с вами говорили? Что больше всего понравилось? Оцените себя, пожалуйста.

VIII.д/з

1

Домашним заданием вам будет подготовить выразительное чтение произведения Сказки Пушкина , а отрывок из романа выучить

выполнить в ТПО

Дети внимательно слушают, записывают д/з в дневники.

План-конспект по литературному чтению

УМК «Начальная школа XXI века» Ефросинина Л.А.

3 класс, часть 1

Тема: «Сказки Пушкина» К. Паустовский.

Цель: познакомить учащихся  с произведением К. Паустовского, из которого учащиеся извлекут информацию о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Умение анализировать текст, выделяя главную мысль. Формировать ценностное отношение к великому русскому поэту.

Планируемые результаты:

1. Личностные:  формировать ценностное отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина.  

2. Метапредметные (УУД):

 Регулятивные – использовать речь для регуляции своего действия; умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; умение анализировать себя и свои знания.

 Познавательные – формировать умение на основе анализа делать выводы.

 Коммуникативные-формировать умение формулировать последовательность своих действий, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, делать выводы перед классом; умение слушать и понимать других; умение оформлять свои мысли в устной форме.

3. Предметные умения: ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании); использовать простейшие приемы анализа текста; использование различных форм интерпретации содержания текста.

Оборудование: учебник, проектор.

Литература (ресурсы): учебник УМК «Начальная школа XXI века» Ефросинина Л.А. 3 класс, часть 1.

Ход урока

Этапы урока

Методические указания

I.Речевая разминка

Добрый день, ребята! Садитесь. Прежде чем мы начнем наш урок, давайте проведем речевую разминку.

Была тишина, тишина, тишина (почти без голоса, одной артикуляцией).

Вдруг (шепотом)

Грохотом грома сменилась она,        голосом

И вот уже дождик         разговорной

Тихонько – ты слышишь?        речи

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.      громко

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит! (очень громко)

Текст написан на доске. Объяснение учителя работы во время разминки.

II.Подготовка к восприятию текста

-Домашним заданием вам было прочитать сказку

 «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-Поднимите руки, кто прочитал.

-Молодцы. Вам понравилась эта сказка?

-Скажите, кто написал эту чудесную сказку?

-Сейчас давайте вспомним основные моменты сказки.

Работа с презентацией.

-Чему нас учит эта сказка?

Работа с прочитанной сказкой с помощью презентации и беседы.

III.Первичное чтение.

-Ребята, мы с вами уже знакомы с автором этого произведения. Сегодня же мы с вами узнаем еще о жизни поэта и закрепим наши знания. Ведь мы должны знать нашего великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина!

-Сейчас я прочту вам произведение «Сказки Пушкина», а вы  внимательно слушайте.

Чтение и слушание произведения.

Выразительное чтение учителя. Учащиеся внимательно слушают.

IV.Проверка первичного восприятия

Понравилось ли вам это произведение?

-Что особенно понравилось?

-Когда вам было смешно, а когда – грустно?

-О ком говорится в данном произведении?

-Что А.С. Пушкин сделал первым из русских поэтов? (Заговорил простым, народным языком).

-Как К. Паустовский пишет о языке Пушкина? Найдите эти строки в тексте и зачитайте.

-Кто был самым преданным и самым близким человеком великому русскому поэту? ( Няня Арина Родионовна).

-Как Александр Сергеевич назвал свою няню? («Подруга дней моих суровых»).

-Чему научился поэт у своей няни? (Чистому народному языку. Впервые от  няни услышал чудесные русские сказки).

-В какое село был сослан поэт?  (В село Михайловское).

-Что для себя нашел в деревне А.С. Пушкин? (Вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил е песни, басни, сказки).

-Какие образы народной фантазии перенес в свои сказки поэт?  (Показ слайдов).

-Что, кроме сказок, оставил нам, читателям, великий поэт?  (Стихотворения, поэмы, рассказы и повести).

Работа с текстом. Учащиеся делятся своими впечатлениями и эмоциями от прочитанного.

Работа с презентацией.

V.Повторное чтение

VI.Анализ текста

-Ребятки, а теперь послушайте отрывок из романа «Евгений Онегин», с которым вы познакомитесь в старших классах. Пока я буду читать, каждый из вас представит что-то свое, а потом поделится с нами.

-Что вы представили?

-О чем этот отрывок? (О зиме)

-Как автор называет зиму? (Волшебницей, матушка зима).

-Что говорится о зиме? Найдите эти строки в отрывке и зачитайте.

-Рад ли автор появлению зимы?

-Как вы это поняли? Прочитайте эти строки.

-Сейчас вполголоса прочтите стихотворение.

-Теперь нам кто-нибудь прочитает выразительно, красиво данное стихотворение.

Учащиеся внимательно слушают текст, выполняют задания, анализируя прочитанное.

Чтение вполголоса. Выразительное чтение ученика.

VII.Обобщающая беседа

-Ребята, о чем мы сегодня мы с вами говорили? Вам понравился урок? Что больше всего понравилось? Оцените себя, пожалуйста.

Дети делают выводы по уроку.

Рефлексия своей работы на уроке.

VIII.Творческая деятельность на д/з

Ребятки, домашним заданием вам будет подготовить выразительное чтение отрывка, который мы с вами сегодня читали и  нарисовать иллюстрацию о творчестве или жизни А.С. Пушкина. Сегодня мы с вами затронули две эти стороны русского поэта. На следующем уроке мы вместе с вами оформим выставку ваших рисунков.

Всем спасибо за урок! До свидания!

Дети внимательно слушают, записывают д/з в дневники.

Тема «Сказки А. С. Пушкина». К. Г. Паустовский «Сказки А. С. Пушкина». Дополнительное чтение Э. Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны…»


Разработки уроков (конспекты уроков)

Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)

Литературное чтение

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

    Познакомить с художественно-публицистическим текстом;
    учить чтению: определять задачу, выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логическое ударение.

Виды деятельности

    Работать с книгами сказок А. С. Пушкина: рассматривать книги разных лет издания

    воспринимать на слух художественно-публицистический текст

    анализировать, выполнять задания в тетради, заполнять схему

    выражать своё отношение к сказкам А. С. Пушкина.

Ключевые понятия

    Пушкин А. С.

План урока

Название этапа Методический комментарий
1 1. Выявление читательского опыта: Выставка книг Ребята, сегодня мы продолжаем цикл наших уроков, связанных с творчеством А. С. Пушкина.
Сказки Пушкина – это бесценная жемчужина русской и мировой литературы. Каждое новое поколение детей вступает в жизнь вместе с удивительным сказочными персонажами, созданными гением великого русского поэта.
Какие книги вы принесли сегодня на урок? Представьте их.
Работа с выставкой книг, аннотированное представление книги:
название книги;
книга-произведение или книга-сборник;
фамилия художника;
имена героев;
выражение своего отношения к героям.
Рассмотрите иллюстрации. Из каких они произведений? Назовите.
Прочитайте цитату К. Г. Паустовского о сказках А. С. Пушкина.
2 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением Как вы понимаете слова К. Г. Паустовского о сказках А. С. Пушкина? Объясните.
Познакомимся с очерками известных писателей, в которых они делятся своим восприятием поэзии
А. С. Пушкина.
Первый очерк – это «Сказки Пушкина» Константина Паустовского.
Прочитайте его самостоятельно.
На что обратили внимание? Что запомнилось?
В чём автор видит неоценимую роль А. С. Пушкина?
Выполнение задания 2 в рабочей тетради.
Перечитайте первый абзац. Найдите сравнение. Как вы его понимаете? Объясните.
3 3. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения Как автор пишет о няне Пушкина? Прочитайте.
Именно имение в селе Михайловское стало местом, где были написаны замечательные произведения.
Рассказ учителя о Михайловском («Пушкинский заповедник»).
Сайт: pushkin.ellink.ru
4 4. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением
5 5. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения В чём особенности сказок Пушкина? (Сказки в стихах.)
Какие сказки упоминает автор?
Заполните схему «Сказки А. С. Пушкина» в рабочей тетради.
6 6. Обобщение изученного Представление мини-проектов «Сказки А. С. Пушкина».
Молодцы! Ещё один замечательный писатель Павел Бажов писал: «Пушкинские сказки – это чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
Во всём мире признают и преклоняются перед творчеством Александра Сергеевича Пушкина. Памятники великому русскому поэту стоят по всему миру.
И ещё один факт: 6 июня отмечается Пушкинский день. А во всем мире 6 июня отмечают Международный день русского языка. Этот праздник учредил департамент ООН по общественным связям. В этот день проходит множество культурных мероприятий, посвящённых творчеству А. С. Пушкина, литературе и русскому языку.
7 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) А закончить наш урок мне хотелось бы словами современной поэтессы Ольги Мегель:
ЧИТАЙТЕ ПУШКИНА, друзья!
И думайте над каждым словом!
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!
Домашнее задание:
выучить наизусть 1-й абзац очерка
К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина»;
творческая работа, отзыв-рассуждение:
«Моя первая встреча со сказками А. С. Пушкина» или «Почему имя А. С. Пушкина не забудется?».

Используйте презентацию

Внесите нужные вам правки: в технологическую карту урока или в презентацию, если требуется.

* О сервисе “Классная работа”

Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.

Подготовьтесь к уроку прямо сейчас!

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

урок

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

проявлять интерес к творчеству А. С. Пушкина, его биографии.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу урока, сформулированную самостоятельно;

планировать решение этой задачи;

анализировать научно-познавательный текст, находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя; освоить роли при работе в паре, в группе.

Предметные результаты:

определять специфические особенности научно-познавательного текста;

создавать свой собственный текст на тему, предложенную учителем.

Ход урока

Постановка учебной задачи

Учитель читает эпиграф к уроку С. С. Гейченко — директора пушкинского заповедника в Михайловском:

Пушкин — это всегда открытие и всегда тайна.

Как вы понимаете это высказывание?

Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны — задача нашего урока. В конце урока мы вернёмся к эпиграфу и поделимся своими открытиями.

Основная часть урока

Рассмотрите репродукции картин на с. 73 учебника литературного чтения. Знаете ли вы, кто изображён на них? Расскажите.

После высказываний учащихся учитель предлагает обратиться к статье о Пушкине К. Паустовского.

Методический комментарий

Учащиеся самостоятельно читают статью, делая карандашом пометы на полях. Целью данной работы является лучшее понимание текста.

«+» — соответствует тому, что я знал; «–» — соответствует тому, что не знал; «?» — не очень понял, хотелось бы получить дополнительные сведения.

Учащиеся после самостоятельной работы с текстом участвуют в работе пары, группы.

Работа в паре.

Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям. Что им противоречит? Что вы узнали нового?

Работа в группе.

Обсудите содержание научно-познавательной статьи. Что вам уже было известно? Что противоречит предшествующим знаниям? Что осталось неясным? Что было новым? интересным? О чём вы хотели бы получить больше информации?

Обратимся к высказыванию С. С. Гейченко. Как вы понимаете это высказывание? Почему именно так сказано о Пушкине?

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Собрать информацию о поэте, используя энциклопедию, Интернет.

Подготовить рассказ об А. С. Пушкине на тему «Что нового я узнал об А. С. Пушкине и что ещё хотелось бы узнать».

Константин Паустовский — Сказки Пушкина: Рассказ

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина ещё одно слово и сказать: «Пушкин — незаходящее солнце русской поэзии».
Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — назвал её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов — старинные и грозные песни о горькой народной доле.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено — и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки! — говорил он. — Каждая есть поэма». Под его лёгким пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.

Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу-бел- ку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но ещё много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей.

Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!

Источник

Правда сказки

Читая первый раз «Повесть о жизни», ошеломленно думала: неужели все это правда?! Разве мыслимо, чтобы на долю одного человека выпало столько испытаний и приключений? Тем более что сам Паустовский, по воспоминаниям современников, не обладал богатырским здоровьем, был человеком застенчивым и, похоже, не очень «пробивным». Но в «Повести о жизни» он оказывается в центре важнейших событий российской истории. Он был на том спектакле, на котором студент Богров застрелил Столыпина. В осенние дни революции 17-го года его чуть не расстреляли по ошибке большевики, брали в заложники анархисты, призывали в полк гетмана Скоропадского. На маленьком украинском полустанке мимо него пронесся поезд махновцев, и на его глазах Махно застрелил – просто так – начальника станции. Он жил в Тифлисе у коллекционеров, которые собирали работы никому тогда не известного нищего художника Пиросмани, и спал посреди этих холстов. Было ли это на самом деле или это плод гениального писательского воображения? А собственно, так ли это важно? Главное – дух, а не буква. А дух времени в этой книге есть. К тому же это ведь не мемуары, а художественное произведение. В нём возможен вымысел. Недаром любимым писателем Паустовского был великий литературный мистификатор Стендаль. Паустовский преклонялся перед его фантазией.

Кто-то сказал, что Паустовский написал практически о всех выдающихся людях своего времени. Кажется, он был знаком со всеми легендарными личностями ХХ века. И создал – иногда с помощью всего нескольких фраз – живые и запоминающиеся образы. На страницах его книг встретишь Бунина, Гиляровского, Осоргина, Булгакова, Волошина, Грина, Северянина, Багрицкого, Бабеля… Судьбы людей Паустовский не приукрашивал, но рассказывал о них так, чтобы самое главное в их характере стало выпуклым, отчётливым. И чтобы всё это рождало в читателе чувства добрые.

Вот история Екатерины Десницкой (у Паустовского – Весницкой), которую полюбил сиамский принц Чакрабон, воспитывавшийся в Пажеском корпусе в Петербурге, и увез на свою родину. Паустовский превратил эту историю в прекрасную и трагическую сказку. Что с того, что в реальности Катюша Десницкая так и не стала сиамской королевой и не была отравлена завистливыми придворными, а дожила до старости со вторым мужем-американцем? Запоминается не та, реальная, история, а – придуманная Паустовским. Потому что в ней есть место благородству, вечной любви и тоске по родине.

Автограф писателя. 1940-1950 гг.

Константин Георгиевич Паустовский «Сказки Пушкина»

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему всё так же крепка, стихи его становятся нам всё ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина ещё одно слово и сказать: «Пушкин — незаходящее солнце русской поэзии».

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих суровых» — назвал её поэт. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал, полюбил её песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов — старинные и грозные песни о горькой народной доле.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено — и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки! — говорил он. — Каждая есть поэма». Под его лёгким пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.

Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу-бел- ку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтёт сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но ещё много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей.

Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!

Источник

«Я не променяю среднюю Россию…»

Произведения Паустовского входят в наше сознание с раннего детства. Сначала, конечно, сказки. «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Похождения жука-носорога» — от них тепло и радостно в любом возрасте. Школьные диктанты и изложения до сих пор сплошь – из Паустовского. И это понятно: его лаконичный и ёмкий, отточенный стиль заключает в себе полноту и богатство русского языка. Читайте Паустовского – увидите, какой у нас полнокровный, гибкий и музыкальный язык, когда он очищен от современных иноязычных и жаргонных уродливых наростов… Потом приходит время рассказов из мещерского цикла: «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Золотой линь», «Заячьи лапы»… Теперь в школьной программе есть и «Старый повар», и «Телеграмма», и «Разливы рек» — классика! Но Паустовский – это россыпи ещё десятков трогательных и сильных рассказов, повестей, очерков. Он ненавидел прямолинейную назидательность в литературе и не был яростным проповедником любви к родине и родной природе. Но каждая строчка его книг исподволь, ненавязчиво свидетельствует именно об этом. Паустовский любил Россию – всю, с её революционными рабочими и кроткими полесскими крестьянами, с вольнодумными студентами и мудрыми профессорами, с тихими схимниками и буйными поэтами. «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску — на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу».

Конспект к уроку литературного чтения ««Сказки Пушкина» К. Г. Паустовский» (3 класс)

Технологическая карта урока

Приветствует учащихся, предлагает поразмышлять над высказыванием В. Солоухина: «Эпитеты — одежда слов».

Приветствуют учителя, размышляют над высказыванием, предлагая варианты ответов:

— Эпитеты украшают слова.

— Эпитеты делают нашу речь красочнее.

К. –

формулирует собственное мнение и позицию;

Л. –

испытывает учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Р.

– принимает и сохраняет учебную задачу.

Актуализация знаний.
Постановка учебной проблемы.
Организует деятельность обучающихся по актуализации и обобщению учебного содержания по сказкам А. С. Пушкина.

Предлагает обучающимся определить, кто изображён на слайде.

— Ребята, какие сказки Пушкина вы уже знаете?

— А какие ещё произведения поэта вы знаете?

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

— Верно, но мы не просто будем говорить о сказках А. С. Пушкина, мы с вами проанализируем очерк Константина Георгиевича Паустовского «Сказки Пушкина».

— Давайте с вами вспомним, что такое очерк?

— Как цели мы поставим перед собой? (на слайде)

— Каким образом мы будем их достигать?

Воспроизводят знания, умения и навыки по сказкам А. С. Пушкина.

— На слайде изображён Паустовский и Пушкин.

— «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».

На основе знаний о ранее изученных произведениях, отвечают на вопрос.

— Очерк – это небольшой документальный рассказ; краткое описание жизненных событий.

Совместно с учителем формулируют цели урока.

— Прочитать очерк К. Г. Паустовского «Сказки Пушкина»; узнать что-то новое о Пушкине и его сказках.

— Прочитаем, проанализируем и сделаем вывод.

П.

– строит сообщения в устной форме.

Пр.

– определяет понятие «очерк».

Р.

– определяют тему и цели урока совместно с учителем.

Решение учебной проблемы

Работа с текстом до прочтения.

Организует работу с текстом до чтения.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

текст Паустовского о поэзии Пушкина из № 25 Цыбулько 2019

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Летний праздник бывает в Михайловском каждый год в день рождения Пушкина. Сотни колхозных телег, украшенных лентами и валдайскими бубенцами, съезжаются на луг за Соротью, против пушкинского парка. Все местные колхозники гордятся земляком Пушкиным и берегут заповедник, как свои огороды и поля. В Тригорском парке я несколько раз встречал высокого человека. Он бродил по глухим дорожкам, останавливался среди кустов и долго рассматривал листья. Иногда срывал стебель травы и изучал его через маленькое увеличительное стекло. Как-то около пруда меня застал крупный дождь. Я спрятался под липой, и туда же не спеша пришёл высокий человек. Мы разговорились. (И)Человек этот оказался учителем географии из Череповца. Вы, должно быть, не только географ, но и ботаник? — сказал я ему. — Я видел, как вы рассматривали растения. Высокий человек усмехнулся. Нет, я просто люблю искать в окружающем что-нибудь новое. 3десь я уже третье лето, но не знаю и малой доли того, что можно узнать об этих местах. Второй раз мы встретились на берегу озера Маленец, у подножия лесистого холма. Высокий человек лежал в траве и рассматривал сквозь увеличительное стекло голубое перо сойки. Я сел рядом с ним, и он рассказал мне историю своей привязанности к Михайловскому. Мой отец служил бухгалтером в больнице в Вологде. В общем, был жалкий старик — пьяница и хвастун. Даже во время самой отчаянной нужды он носил застиранную крахмальную манишку, гордился своим происхождением. Нас было шестеро детей. Жили мы все в одной комнате, в грязи и беспорядке. Когда отец выпивал, он начинал читать стихи Пушкина и рыдать. Слёзы капали на его крахмальную манишку, он мял её, рвал на себе и кричал, что Пушкин — это единственный луч солнца в жизни таких несчастных нищих, как мы. Он не помнил ни одного пушкинского стихотворения до конца. Он только начинал читать, но ни разу не окончил. Это меня злило, хотя мне было тогда всего восемь лет. Я решил прочесть пушкинские стихи до конца и пошёл в городскую библиотеку. Я долго стоял у дверей, пока библиотекарша не окликнула меня и не спросила, что мне нужно. Пушкина, — сказал я грубо. Ты хочешь сказки? — спросила она. Нет, не сказки, а Пушкина, — повторил я упрямо. Она дала мне толстый том. Я сел в углу окна, раскрыл книгу и заплакал. Я заплакал потому, что только сейчас, открыв книгу, я понял, что не могу прочесть её, что я совсем ещё не умею читать и что за этими строчками прячется заманчивый мир, о котором рыдал пьяный отец. Со слов отца я знал тогда наизусть всего две пушкинские строчки: «Я вижу берег отдалённый, земли полуденной волшебные края», но этого для меня было довольно, чтобы представить себе иную жизнь, чем наша. Вообразите себе человека, который десятки лет сидел в одиночке. Наконец ему устроили побег, достали ключи от тюремных ворот, и вот он, подойдя к воротам, за которыми свобода, и люди, и леса, и реки, вдруг убеждается, что не знает, как этим ключом открыть замок. Громадный мир шумит всего в сантиметре за железными листами двери, но нужно знать пустяковый секрет, чтобы открыть замок, а секрет этот беглецу неизвестен. Он слышит тревогу за своей спиной, знает, что его сейчас схватят и что до смерти будет то же, что было: грязное окно под потолком камеры и отчаяние. Вот примерно то же самое пережил я над томом Пушкина. С тех пор я полюбил Пушкина. Вот уже третий год приезжаю в Михайловское… На вершине холма, у обветшалых стен собора, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись «Александр Сергеевич Пушкин», безлюдье, стук телег внизу под косогором и облака, задумавшиеся в невысоком небе, — это всё. 3десь конец блистательной, взволнованной и гениальной жизни. 3десь тот «милый предел», о котором Пушкин говорил ещё при жизни. И здесь, на этой простой могиле, куда долетают хриплые крики петухов, становится особенно ясно, что Пушкин был первым народным поэтом. (По К. Г. Паустовскому*)

Читать далее: https://4ege.ru/sochineniya/57344-sochinenie-25-sbornik-ege-2019.html

Оставьте свой комментарий

Вузы в Москве перейдут на удаленку из-за ситуации с COVID-19

Время чтения: 1 минута

Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился

Время чтения: 4 минуты

В России проверяют состояние дворовых и спортивных площадок

Время чтения: 2 минуты

Раннее начало пар негативно сказывается на успеваемости студентов

Время чтения: 2 минуты

В Петербурге начали штрафовать выпускников за шпаргалки

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Сказка о царе Салтане

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Сказка эта о любви и великодушии, но ее события также ярко покажут, на что способны зависть и злоба.

Две старшие сестры возненавидели младшую за то, что царь Салтан полюбил ее и взял в жены. Мечтая разлучить их, злодейки заручаются поддержкой некоторых людей из царского окружения. И вот, пока Салтан воевал, его жену и сына жестоко изгнали из дворца. Они попадают на далекий остров, полный невообразимых чудес, где возмужавший Гвидон становится князем-правителем. Лебедь, однажды спасенная князем от коршуна, своим волшебством помогает ему побывать в отцовском дворце, узнать, кто разрушил их семью, и восстановить справедливость.

Городские пейзажи

Паустовский признавался, что большинством своих произведений обязан средней полосе России. Цикл рассказов «Летние дни», рассказ «Телеграмма», а также повести «Мещерская сторона» и «Повесть о лесах» были написаны на основе впечатлений от путешествий по стране. «Самым плодотворным и счастливым для меня оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда. Я ощутил ее как свою настоящую давнюю родину и почувствовал себя русским до последней прожилки», — писал Константин Георгиевич в предисловии к автобиографической повести «Далекие годы».

Средней полосе Паустовский посвятил и множество своих фотографий: пейзажи Владимирской области, города Суздаль и Юрьев-Польский, река Каменка, старинные монастыри и быт местных жителей.

В Юрьеве-Польском Паустовскому так понравился базар, что он сделал серию фотографий торговых рядов городка. В снимках Константин Георгиевич искусно передал атмосферу базарного дня. Крестьяне с ящиками и лукошками на столах, болтающие в ожидании покупателей, женщины, сидящие на земле и обсуждающие последние новости, и гуси, неторопливо расхаживающие по дороге вдоль торговых рядов.

Много фоторабот Паустовский посвятил монастырям. Рождественский монастырь в Солотче, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри в Суздале писатель запечатлел в начале 1930-х годов. Когда Паустовский побывал в Суздале — неизвестно, но снимок монастыря сделан весной с деревянного моста над разлившейся Каменкой.

Сказка о рыбаке и рыбке

Мораль этой сказки актуальна всегда: чтобы не потерять того, что имеешь, надо обладать чувством меры и быть благодарным за добро.

Жили старик со старухой в землянке у моря. Посчастливилось старику поймать в сеть золотую рыбку, которая могла исполнить все желания, но он отпустил ее просто так. А вот жена его хотела то одного, то другого – от нового корыта до царского величия. По ее велению вновь и вновь ходил старик на поклон к Золотой рыбке, но богатых даров все равно казалось мало: старухе понадобилось еще и владычество морское! На это рыбка ничего не ответила, но за неуемную жадность неблагодарную бабу наказала.

Критики о творчестве Паустовского

Замечать все таинства природы и описывать увиденное так, чтобы не оставить равнодушным ни одного читателя, — главное, чем в совершенстве владел Паустовский. Рассказы о природе тому доказательство.

паустовский рассказы о природе

Сказка о попе и о работнике его Балде

Как-то раз жадный поп ходил по базару, ища себе работника, чтобы тот был на все руки мастером, трудился за семерых и брал за это недорого. Повстречался ему Балда и подрядился работать целый год всего за три щелчка по хозяйскому лбу.

Время шло, и все бы хорошо, но стал поп бояться расплаты. Чтобы уберечь свой лоб, он дал работнику опасное поручение: коль не выполнит его, то и платы никакой не будет. Однако, справился с этим хитрый Балда и явился к попу в назначенный срок. Не поздоровилось скряге от обещанных щелчков, да так, что ум из него прочь. А не надо искать небывалой дешевизны!

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

О черной зависти, об убийственной злобе и о всепобеждающей силе любви повествует эта сказка.

Уехал царь в далекие края. Тем временем царица родила дочь, а потом скончалась, не снеся радости от его возвращения. Через год он снова женился. Новая царица заботилась только о том, чтобы краше нее никого на свете не было, и все допытывалась об этом у волшебного зеркальца.

Но вот повзрослела, расцвела царевна, и жених для нее нашелся – королевич Елисей. Зеркальце сообщило мачехе, что она уже не первая красавица. Воспылав ненавистью, та решила извести падчерицу и приказала отвести ее в лес на погибель. Однако девушка попала в дом семи богатырей, которые по-братски стали заботиться о ней. Узнав об этом, мачеха заставила служанку обманом передать ей отравленное яблоко и добилась своего: царевна упала замертво.

Богатыри положили названную сестрицу в хрустальный гроб и отнесли его в горную пещеру. Вскоре Елисей, обойдя весь свет в поисках пропавшей невесты, с помощью солнца, месяца, ветра и любящего сердца нашел ее и освободил из плена вечности. Они сыграли свадьбу, а царица извела себя злобой и досадой.

Урок литературного чтения в 3  классе по теме «Сказки А.С.Пушкина»

Цель: расширить читательский кругозор учащихся на примере творчества А.С. Пушкина.

Тип урока: урок- закрепление.

Форма урока: работа в парах, коллективная, индивидуальная.

Задачи урока:

Личностные УУД

  • Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.
  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Регулятивные УУД

  • Постановка и сохранение учебной задачи.
  • Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.
  • Развитие  критического мышления.

Познавательные УУД

  • Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.
  • Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Целеполагание.

-Ребята, я предлагаю вам послушать строки из поэмы и узнать автора данных строк (Поэма «Руслан и Людмила).

-Ребята, вы догадались чьи это строчки?

— О ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

-Молодцы! Сегодня наша встреча, действительно, посвящена творчеству всеми нами любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина, только мы будем говорить не о его стихах, а о сказках. В числе ваших самых первых в жизни книжек были и сказки Александра Сергеевича Пушкина. Вы снова и снова их перечитываете, и сейчас уже, наверное, знаете наизусть (СЛАЙД 1).

В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Пушкина:  «Что за прелесть эти сказки!»

— Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут вас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, белую Царевну Лебедь и  бойкого Балду.

— Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А. С. Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном его кибитки, в иных он задерживался – на дни, месяцы, годы. Но где бы поэт ни был, он писал – писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный «географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки? В селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 г. написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 г. созданы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке» (СЛАЙД 2).

— Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами. Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности) !

— И потом, когда он стал учеником Лицея, в нём опять проснулась «страсть к чтению», здесь он читал и днём, и ночью.

— Знаете ли вы, от кого поначалу А.С. Пушкин сказок понаслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать?

— От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз… И запоминал их – навсегда. Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах (СЛАЙД 3).

Вы, конечно все читали сказки А.С.Пушкина, поэтому вам несложно будет поучаствовать в игре  «Сказки Пушкина». Но сначала разделимся на 4 команды. В ходе конкурса часть заданий вы будете выполнять коллективно, часть в парах, а некоторые испытания придется пройти индивидуально.

3. Актуализация знаний.

— Начать конкурсную программу предлагаю с небольшой разминки, в ходе которой вам предстоит вспомнить по отрывкам названия известных сказок А.С.Пушкина

(СЛАЙД 4. Разминка).

А) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.

Б) Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

В) Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить,

Да конец ее в море мочить.

Г) Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто
.

Д) Царь к востоку войско шлет,

Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и он забылся.

Молодцы, ребята. Сказки вспомнили, а теперь предлагаю вам следующее испытание: Узнайте сказку по иллюстрации

 (Слайд 4. Иллюстрации).

    1. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации.

— Ребята, теперь посмотрим, насколько вы усвоили сказки. Вам предлагается Викторина, составленная на основе 10 вопросов, спрятанных в бочонках. Данный конкурс будет индивидуальным.

А) К кому первому обратился королевич Елисей в поисках своей невесты?   

Б) Кто Дадону подарил Золотого петушка?

В) За какую плату согласился Балда служить у попа?

Г) В кого последний раз превратился князь Гвидон?

Д) На каком острове в златоглавном городе правил князь Гвидон?

Е) Сколько лет жил старик со своей старухой?

Ж) Как звали царя в «Сказке о Золотом петушке»?

З) Кто увёл в лес царевну?

И) Какое было последнее желание вредной старухи?

Й) От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь?

-Предлагаю немного отдохнуть. Сейчас мы отправимся в театр, где вы сможете посмотреть отрывки из 4-х сказок Пушкина. Артистами будут ваши одноклассники.

(выступления учащихся)

А )Сказка о царе Салтане.

Б)  Сказка о рыбаке и рыбке.

В) Сказка о попе и работнике его Балде.

Г) Сказка о золотом петушке.

— Следующее испытание предстоит выполнить группами. Давайте  проверим, помните ли вы наизусть сказки А.С. Пушкина. Вам необходимо вспомнить строки из сказок.

А) Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

Б) Назовите слова, которыми заканчивается «Сказка о Золотом петушке».

В) Какими словами обращался старик к золотой рыбке?

Г) Как начинается «Сказка о царе Салтане»?

Д) Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

Г) Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?

Д) Какими словами заканчивается «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

Е) Что кричал петушок, сидя на спице?

-Последнее испытание предстоит выполнять в парах. Вам предлагается несколько тестовых заданий. Каждая пара получает одинаковых набор карточек. Ваша задача: как можно быстрее и правильнее выбрать ответы на вопросы.

— Проверим, как пары справились с тестированием.

5. Итог урока.

— Молодцы! Вот мы и вспомнили сказки Александра Сергеевича Пушкина!

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что вам запомнилось?

— На все ли вопросы вы смогли ответить?

— Какой вывод можно сделать?

— Любая сказка учит нас: добро побеждает зло. И мы должны стремиться дарить добро друг другу. И я верю, что пока есть хоть один человек, читающий сказки А.С.Пушкина, добро будет жить и побеждать зло. Ведь добрых людей все-таки больше!
— Закончить урок мне хочется строчками неизвестного поэта:

К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство, 
Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
-Сегодня я приготовила для вас небольшой сюрприз: мультфильм, в основу которого положена одна из замечательных сказок А.С.Пушкина. Смотрим на экран (Мультфильм).

http://www.youtube.com/watch?v=Q8Kk2UHRl2U

6. Домашнее задание:  

Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившейся вам сказке А.С.Пушкина.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPT / 7.32 Мб

Источники:
 
https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/v-ghostiakh-u-alieksandra-sierghieievicha-pushkina

Автор: Недомолкина Валентина Викторовна
Должность: учитель начальных классов

Учебное заведение: МАОУ СОШ №12 им.В.Н.Семёнова
Населённый пункт: Усть- Илимск
Наименование материала: На основе технологии проблемного обучения урок литературного чтения в начальной школе
Тема: А.С. Пушкин — великий, русский писатель. К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина»

Раздел: начальное образование

На основе технологии проблемного обучения

урок литературного чтения в начальной школе

А.С. Пушкин — великий, русский писатель.

К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина» (4-й класс)

Недомолкина Валентина Викторовна

учитель начальных классов

Разделы:

Начальная школа

Класс 4

Цели урока:

*Образовательная:

познакомить учащихся с произведением К. Паустовского, из которого учащиеся извлекут информацию о жизни и

творчестве А.С. Пушкина;

пробудить у детей интерес к чтению произведений А.С.Пушкина.

*Развивающая:

— развивать любознательность, образное мышление, речь, память; творческие возможности обучающихся.

*Воспитательная:

— воспитывать взаимоуважение и доброжелательное отношение к сверстникам.

Тип урока – Освоение новых знаний и способов действий.

Планируемые результаты:

1. Предметные

— углубят знания о биографии и творчестве поэта А. С. Пушкина;

отвечать на вопросы, формулировать вывод, читать осознанно текст художественного произведения.

2. Личностные

— интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в

художественном тексте;

— умение выделять поступок как проявление характера героя.

3. Метапредметные результаты межпредметные понятия, УУД.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Формулировать тему и цель урока.

Познавательные

1. Осознавать значение великих классиков литературы как части русской национальной культуры.

Коммуникативные

1. Формулировать вопросы и аргументировать личное мнение.

Ресурсы:

1. Основные: УМК «Перспектива» Климанова, Виноградская 4 класс 2 часть.

2. Дополнительные: презентация.

Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

Методы

обучения

1.Мотивация к

учебной

деятельности

Здравствуйте, ребята.

Присаживайтесь. Сегодня урок

литературного чтения.

Читайте Пушкина, читайте,

И не живите днем одним.

С ним и любите, и мечтайте,

И размышляйте вместе с ним.

И дружбой светлой дорожите,

Её, как свет звезды неся,

Как Пушкин пламенно любите,

Жить нам без Пушкина нельзя!

Прочтем выразительно все вместе.

Приветствуют

учителя,

настраиваются на

урок

Слушают

высказывание

Читают выразительно

Формировать

учебно-

познавательный

интерес к новому

учебному

материалу

Формировани

е готовности

восприятия

нового

учебного

материала

2.Актуализация

опорных знаний

Почему именно с этого стихотворения

я начала наш урок?

С творчеством Пушкина вы

знакомитесь на протяжении уже

нескольких уроков.

Что вы узнали о нем?

Какие произведения вы уже прочли?

Что вам нужно было прочитать дома?

Отвечают на вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы

«Няня», «Туча»,

«Унылая пора…»

Сказку о Мертвой

царевне и семи

богатырях.

Формировать

положительное

отношение к

урокам чтения

Беседа

Повторение

Иллюстрация

3.Организация

познавательной

деятельности

3.1.

Целеполагание

Сказка о мертвой царевне и 7

богатырях является последней в

разделе оА.С. Пушкине.

Как вы думаете, что мы будем делать

сегодня на уроке?

Сегодня вы проанализируете сказку

А.С. Пушкина, а так же вспомним

стихи А.С. Пушкина и поработаем над

выразительным чтением и обобщим

знания о творчестве Пушкина.

Слушают учителя,

отвечают на вопросы.

Предполагают цель

урока

Учиться

формулировать

учебную задачу

урока коллективно

Беседа

3.2.Обобщение

затруднений во

внешней речи

(учащиеся, не

допустившие

ошибок в

самостоятельно

й работе,

решают задания

творческого

уровня или

выступают в

качестве

консультантов)

Как вы думаете, почему история о

царевне и семи богатырях названа

сказкой?

Кто является главными героями в

пушкинском произведении? Давайте

подберем к портретам героинь

прилагательные, которые будут их

описывать. Найдите доказательство в

учебнике.

Как вы считаете, как автор относится

к главным героиням? Объясните.

Прочтите на 91 странице учебника

вопрос под номером 4. Найдем эти

строки.

Прочитайте выразительно

Прочтите 7 вопрос на 91 странице.

Как вы считаете, что роднит

пушкинскую сказку с народными? На

основе чего написана эта сказка?

Что вам больше всего запомнилось в

этой сказке?

Отвечают на вопросы

учителя

Сопоставляют

прилагательные к

портретам героинь

Проводят поиск

нужной информации

в тексте

Отвечают на

вопросы, объясняя

ответ.

Осуществляют поиск

информации в тексте,

выразительно читают.

— На основе сказок,

которые рассказывала

ему няня

Отвечают на вопрос

. Учиться

высказывать свою

точку зрения по

прочитанному

произведению.

Формировать

умение владеть

приёмами

осмысленного

чтения,

использовать

различные виды

чтения

Формировать

умение

анализировать

литературный

текст с опорой на

систему вопросов

учителя и

учебника.

Беседа

Практическая

работа

Работа с

учебником

Беседа

Чтение вслух

Физкультурная минутка

На болоте две подружки, две зеленые лягушки.

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот друзья в чем секрет. Всем друзьям физкульт-привет!

3.3.Повторение

и включение в

систему знаний

Предлагаю провести викторину.

Я буду задавать вам вопросы, а вы за

правильные и полные ответы будете

получать жетоны, а в конце урока мы

с вами подведем итоги: кто из вас

больше получит жетонов, а значит

больше узнал о А.С Пушкине и его

произведениях.

У нас будет несколько туров.

1 тур

1.. Кто помогал королевичу Елисею в

поисках царевны?

2. Кто в этой сказке Пушкина умер от

восхищения?

3. С какими словами обращалась

царевна к зеркальцу?

4. Что ответило царице зеркальце в

конце сказки?

2 тур

В каком году родился А.С. Пушкин?

В каком городе родился А.С.

Пушкин?

В какой школе учился?

К кому обращается А.С. Пушкин с

такими словами:

Подруга дней моих суровых.

Голубка дряхлая моя…?

3 тур

Герой из какой сказки описан в

отрывке?

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь бы высока, стройна,

бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

4 тур «Доскажи словечко».

Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный …..

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех …..

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу …..

Задумайтесь, почему в приданое

царице было дано только «зеркальце

одно» (тогда как за царевной давали

Слушают

инструкцию от

учителя

Приступают к

викторине

Солнце, месяц, ветер

Первая царица

Свет мой зеркальце!

Скажи, да всю правду

доложи- Я ль на свете

всех милее, Всех

румяней и белее?

«Ты прекрасна, слова

нет; но царевна все ж

милее, все румяней и

белее»

(1899, 1799,

1999)

( Москва,

Петербург,

Калуга)

( В Царскосельском

лицее)

К няне Арине

Родионовне)

«Сказка о мертвой

царевне и о 7

богатырях» — новая

царица

(рожок)

румяней и белее?

звезда горит

Царица считала, что

главное в ней —

красота, она же её

Учиться находить

необходимую

информацию в

тексте

литературного

произведения

Создание

ситуаций

успеха в

обучении

Инструктаж

Использован

ие игр и

игровых

форм

организации

учебной

деятельности

Демонстраци

я

«семь торговых городов /да сто сорок

теремов»)?

Может ли внешняя красота стать

жизненной целью? И можно ли о

человеке судить только по внешней

красоте? Всё ли она говорить нём?

Может ли предмет(даже такой

необычный, говорящий!)

заменить живых людей? Почему?

главное приданое. В

зеркальце она видела

себя, любовалась

своей красотой, а это

было для неё самым

важным.

Быть красивей всех

стало целью её

жизни.

Нет, сама по себе

внешняя красота не

может быть

единственной

ценностью

человека. Хотя с

царицей именно так и

было: красота

— единственное её

достоинство.

Внешняя красота

должна дополниться

внутренней —

красотой души.

Нет, ведь это всего

лишь предмет, без

души и сердца.

Развивать навыки

сотрудничества со

взрослыми и

сверстниками

Беседа

3.4.Самостоятел

ьная работа

Сейчас вам в парах нужно сложить

пазлы. И сопоставить получившуюся

картинку со стихотворением

(прочитать его выразительно) или

отрывком сказки о мертвой царевне и

7 богатырях (пересказать его)

Выполняют

творческое задание.

Работают с

учебником

Выразительно читают

и пересказывают

Формировать

умение понимать

смысл и значение

создания

стихотворений и

сказок великих

классиков

литературы.

Учиться

использовать

найденный

текстовый

материал в своих

устных

высказываниях и

рассуждениях.

Творческое

задание

Работа в

парах

Работа с

учебником

Выразительн

ое чтение

4. Рефлексия

Давайте посчитаем количество

жетонов

(Награждаем ребят, которые активно

работали).

Имя великого русского поэта и его

творчество не забыто. Его именем

названы города, площади, улицы,

станции метро. Во многих городах

установлены памятники Александру

Сергеевичу Пушкину. А его

произведения мы читаем и любим до

сих пор. Творчество Александра

Сергеевича Пушкина так

полюбилось, что его произведения не

только знают, но и читают наизусть

как в России, так и за границей.

Чему учат все эти сказки? –

Урок окончен. До свидания.

Считают количество

жетонов

Получают медали за

хорошую работу

Слушают рассказ

учителя

Добру, любви, не

быть жадными,

трудолюбию,

смелости, не быть

завистливыми

Прощаются с

учителем.

Понимать и

принимать

причины успеха и

неуспеха учебной

деятельности

Поощрение в

обучении

Рассказ

Беседа

  • Паустовский сказки пушкина 3 класс конспект и презентация школа 21 века
  • Паустовский рождение рассказа краткое содержание
  • Паустовский рассказы читательский дневник 3 класс
  • Паустовский рассказы слушать аудиокнигу бесплатно
  • Паустовский рассказы прощание с летом