Паустовский телеграмма краткое содержание для сочинения аргумент

Краткое содержание «Телеграмма»

Краткое содержание «Телеграмма»

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 6694.

Обновлено 17 Января, 2022

О произведении

Рассказ «Телеграмма» Паустовский написал в 1946 году. В произведении автор раскрывает извечную для русской литературы проблему взаимоотношений родителей и детей. Описывая хмурые картины дождливой осени, Паустовский соотносит состояние природы с душевным состоянием Катерины Петровны.

Композиционно рассказ делится на три части: знакомство с Катериной Петровной, описание жизни её дочери Насти, история двух телеграмм.

На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Телеграмма», а также пройти по нему тест.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в октябре 1946 года в России, в селе под Рязанью и в Ленинграде.

Главные герои

  • Катерина Петровна – старая женщина, доживающая свои последние дни в одиночестве; мать Насти.
  • Настя – дочь Катерины Петровны; уехав в Ленинград, очень редко навещала старенькую мать.

Другие персонажи

  • Тихон – сторож пожарного сарая.
  • Манюшка – дочь сапожника.

Краткое содержание

Октябрь был холодный, шли дожди. Катерине Петровне стало «труднее вставать по утрам и видеть все то же». Отец женщины был известным художником, он и построил этот дом в селе Заборье. Здесь Катерине Петровне не с кем было поговорить ни о картинах, ни об искусстве.

Каждый день к ней прибегала дочь соседа, колхозного сапожника, Манюшка и помогала женщине по хозяйству. Изредка заходил сторож при пожарном сарае – тощий рыжий Тихон, заставший еще время, когда этот дом строился.

Катерина Петровна каждый день думала о дочери Насте, которая жила сейчас в Ленинграде. Последний раз девушка приезжала три года назад. «Писем от Насти тоже не было», но раз в два-три месяца Катерина Петровна получала от нее перевод на двести рублей.

Как-то в конце октября кто-то постучал в калитку в саду, но там никого не оказалось. В ту же ночь женщина написала Насте письмо о том, что она не переживет эту зиму. Попросила приехать хотя бы на день.

Настя работала секретарем в Союзе художников. Художники звали Настю «Сольвейг»«за русые волосы и большие холодные глаза». Письмо она решила прочесть позже. Письма матери вызывали у нее, с одной стороны, «вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива», а с другой, становились «безмолвным укором».

Как раз в это время Настя занималась организацией выставки молодого скульптора. В его мастерской внимание девушки привлекла скульптура Гоголя, который насмешливо и с укором смотрел на нее, словно напоминая о нераспечатанном в сумочке письме.

Прочтя письмо матери, Настя тут же подумала о долгом пути, «неизбежных материнских слезах» и спрятала конверт в ящик письменного стола.

Через две недели выставка состоялась. Все поздравляли скульптора и благодарили Настю. Неожиданно курьер принесла девушке телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Настя сначала подумала, что телеграмма адресовалась не ей, но в бумажной ленте значилось «Заборье». Старый художник спросил у нее, что случилось. Девушка ответила, что «Это так… От одной знакомой». Неожиданно ей снова показалось, будто Гоголь смотрит на нее, говоря: «Эх, ты!».

Настя торопливо выбежала на улицу. Она поняла, что ее никто так не любил, «как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Девушка пошла к станции железных дорог. Билетов не было, но кассир помогла ей.

Катерина Петровна не вставала уже десять дней, ей было трудно дышать. Манюшка шестые сутки сидела возле женщины. Тихон, чтобы как-то утешить Катерину Петровну, сам написал телеграмму и сказал, что она от ее дочери: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Женщина поблагодарила его, повернулась к стене и как будто уснула – умерла.

На следующий день Катерину Петровну хоронили, собралось много людей. Когда гроб несли на кладбище, к ним подошла молодая учительница. Она вспомнила о своей матери и поцеловала умершую Катерину Петровну в руку.

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Вернувшись домой, девушка проплакала всю ночь. «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

И что в итоге?

Катерина Петровна — умирает, так и не увидевшись с дочерью.

Настя — слишком поздно вспомнив о матери, приезжает в деревню на второй день после её похорон; уезжает, избегая соседей и знакомых.

Тихон — перед смертью Катерины Петровны прочитал ей телеграмму якобы от Насти, чтобы утешить.

Заключение

Заключение

В рассказе «Телеграмма» образ Насти неоднозначен. Девушка не лишена сочувствия, она готова помогать другим. Однако по отношению к матери она не проявляла должной заботы. Стараясь отгородиться от всего, что происходило в Заборье, она пропустила и смерть родного человека.

Пересказ «Телеграммы» поможет быстро вспомнить сюжет рассказа, подготовиться к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алёна Аленка

    11/11

  • Ярослав Шиндяпин

    10/11

  • Marker Marker

    11/11

  • Денис Анохин

    9/11

  • Вова Данилов

    11/11

  • Иванчик Ксения

    10/11

  • Даниил Иванов

    10/11

  • Сергей Суетин

    11/11

  • Олег Пищухин

    9/11

  • Наталья Полюхова

    11/11

Рейтинг пересказа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 6694.


А какую оценку поставите вы?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Паустовский
  • Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма

Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма рассуждение

Проблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе «Телеграмма». Произведение воспринимается как важный урок, который повторить после прочтения никто не захочет.

В центре находятся мать — Катерина Петровна — да её дитя Настя. Юная героиня, повзрослев, покидает семейный дом. Куда она держит путь? В большой город, в студию художников. Она развивается, забывает о матери, ей некогда послать даже весточку родному человеку.

А что Екатерина Петровна? Каково ей? Она целыми днями в дома одна, лишь соседка изредка навещает ее. Но и это обстоятельство не дает успокоения в душе матери, ибо женщине всерьез не хватает дорогой дочурки, её милого голоса, знакомого лица. На старости лет действительно страшно остаться одиноким. В чем заключается парадокс жизни: ты воспитываешь всеми силами собственное дитя, вкладываешь в него всю душу, обучаешь урокам, а тот в результате даже и не может хотя бы раз в месяц напомнить о своем существовании. 

Трагедия сего произведения состоит в том, что время летит неумолимо, забирая с собой дорогих тебе людей. Поэтому оторванность от родных в конце твоего жизненного пути убивает изнутри, заставляя сердце колоться от неимоверной боли. Слишком поздно люди осознают, что близких необходимо беречь всем сердцем, заботиться о них, проявлять уважение. К сожалению, зачастую вернуть ничего уже нельзя. И об этом говорит Паустовский. Показав в конце рассказа смерть Катерины Петровны, автор дает понять, что поступать так, как дочь героини категорически запрещается! Ибо Настя, приехав к матери, обнаруживает, что  той нет в живых. И каково ощущать бессилие перед смертью близкого человека? Слишком поздно решила девушка наведаться к матери. Слишком поздно…

Так, произведение «Телеграмма» состоит из довольно простого содержания, однако из действительно глубокого смысла, понять который должен каждый! Ценить важно родных! Любить! Гордиться! Быть им за все благодарными! Не стоит забывать о тех, кто тебя вырастил, кто вложил в твоё становление частичку себя. Иначе когда-нибудь, не позвонив вовремя и не узнав как дела у родного человека, окажется поздно… Такое никогда не должно случаться!

Вариант 2

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — о доброте и бессердечии, о тоскливом существовании покинутых стариков и одиночестве людей, с виду занятых и успешных.

Настя (внучка известного живописца, секретарь Союза художников) погружена в свои заботы: устройство выставок и конкурсов, продвижение молодых дарований. Анастасия Семёновна настолько занята, что некогда съездить к матери. Редкие письма мамы успокаивали дочь — если пишет, значит жива. И хотя Настя чувствовала «глухое беспокойство», она каждый раз привычно отговаривала себя от поездки, вспоминая переполненные поезда, тряску в телеге, материнские слёзы и деревенскую скуку.

Катерина Петровна (мама Насти) жила в родном селе отца Заборье. Построенный им дом был полон картин и охранялся государством как памятник областного масштаба. Но не с кем ей было поговорить о «петербургской жизни», о картинах, о поездке с отцом в Париж, некому показать дорогие сердцу безделушки.

Но больше всего Катерина Петровна тосковала по дочери, которую не видела уже три года. Писем от неё не ждала и только «перечитывала несколько слов» на бланках денежных переводов, которые получала регулярно каждые «два-три месяца». Старушка перебирала деньги: для неё они пахли Настиными духами. Хотелось ей на прощание увидеть дочь, подержать за руки.

А Настя, радуясь успеху организованной ею выставки, слушающая речи о «внимании к человеку», смущённая до слез похвалами в свой адрес, не сразу уловила смысл телеграммы: «Катя помирает». А когда осознала, то внезапно поняла, что уже поздно, и она не увидит «дряхлую, брошенную всеми старушку», которая любила её как никто другой. И что так давно не говорила она слово «мама», и что роднее никого в её жизни не будет.

Так и случилось. Катерина Петровна, по словам односельчан, «померла без … сродственников». Рядом были лишь дочка соседа Манюшка да сторож Тихон, которые помогали ей по дому. Ничто не утешило её в последние минуты. Она разгадала неуклюжую, но идущую от чистого сердца уловку Тихона, который прочитал телеграмму от Насти, написанную им на телеграфном бланке «корявыми буквами». На похоронах «иссохшую жёлтую руку» задушевной сердечной старушки поцеловала не дочь, а недавно приехавшая в Заборье молоденькая застенчивая учительница.

Настя опоздала на два дня. Целую ночь проплакала она в холодной тёмной комнате. Уехала тайком, чтобы никто не видел и ни о чём не спрашивал. Уехала с чувством невыносимой тяжести и «непоправимой вины», которую никто не сможет снять, кроме мамы.

Сочинение 3

У Паустовского есть множество различных произведений, написанных на грустный лад, и заставляющих задуматься над общим смыслом жизни, а нашей цели в ней. В своих произведениях он показывает жизнь такой, какая она есть, не используя призму романтизации. Всё описано как есть, и это, пожалуй, одна из главных особенностей индивидуального стиля Паустовского.

В его произведении описываются события которые скорее всего очень сильно вас затронут. Оставшись одна в деревне, уже старая женщина, чувствуя скорость смерти, размышляет о своём прошлом и жизни  целом. Отправив своей дочке в Ленинград телеграмму с просьбой приехать к ней, она начинает ждать, но проходит первая неделя, затем вторая, однако её дочь так и не приехала. Со временем ей становиться хуже и она так и не дожидается своей ненаглядной доченьки. А спустя два дня после похорон, прибывает её дочь. И виня во всём одну лишь себя, возвращается в Ленинград.

Произведение поднимает актуальную, даже на сегодняшний день, проблему. Эта проблема это активный переезд молодого деревенского населения в города. Уезжая, они намеренно оставляют своих родителей одних, обычно не навещая их, так их родители и доживают свои года в одиночестве, что, несомненно, является очень неправильно и не заслуживает никакого понимания, ведь родители это самое дорогое что может быть в нашей жизни. Наша жизнь очень коротка  и нельзя растрачивать её попусту, надо пытаться как можно больше времени проводить со своими родителями.

Именно это и старается сказать Паустовский в своём произведении. Необходимо беречь своих родителей как самое дорогое сокровище, всегда оберегать и защищать. Навещать их даже если вы находитесь очень далеко. Чтобы они всегда знали, что они не одни, что несмотря ни на что, вы будите с ними всегда. Старайтесь как можно чаще говорить им о своей любви, иначе может стать слишком поздно. Именно это, по моему мнению, пытается сказать Паустовский в своём произведении.

Телеграмма — сочинение

Рассказ «Телеграмма» Паустовского раскрывает некоторые особенности в отношениях родителей и детей, в данном случае об отношениях матери с дочерью. Рассказ заставляет задуматься, а правильно ли я поступаю со своими родными и близкими? Многие узнают в этом повествовании себя или своих знакомых. Может после прочтения этого рассказа они пересмотрят своё поведение и сделают для себя правильные выводы.

Катерина Павловна, пожилая уже женщина довольно долгий промежуток времени ждёт домой Настю, свою дочь. Она живёт в старом доме совсем одна, дочь уехала в Ленинград, живёт и работает там и кажется совсем забыла про мать. Здравый рассудок говорил старушке, что дочь – девушка молодая, у нее своя жизнь, какие – то свои дела и заботы и ей не очень то и интересно, как и чем живёт её престарелая мать. Катерина Павловна не в коем случае не пеняла на дочку, она ее понимала, она просто ждала…Удивительно, каким любящим может быть материнское сердце, каких только оправданий не найдет мать для своего ребенка.

Настя девушка красивая, добрая, отзывчивая, всегда готовая помочь и поддержать другого. Она работает секретарем и работа поглощает всё её свободное время. Но она активно принимает участие в жизни других людей. Так, например, она организовала одному молодому талантливому скульптору персональную выставку. В Ленинграде её ценят и считаются с ней, она здесь как рыба в воде. Она всегда в перерывах между повседневными делами находила время для других. Сумасшедший ритм города просто засосал ее. А что деревня? Сплошное однообразие и скука. В глубине души Настя чувствует себя виноватой, её сердце разрывает тоска по дому. Она понимает, что некрасиво поступает с матерью, ей ужасно стыдно и больно от осознания этого.

Устав от постоянного ожидания, Катерина Петровна перестает ждать и надеяться, что дочь хотя – бы перед смертью удосужится её навестить. В конечном итоге Настина мама умирает, так и не получив весточки от любимой дочери. Опоздав к маме, не попрощавшись с ней, Настя очень раскаивается и понимает, что совершила самую страшную ошибку в своей жизни и никто кроме родной, любимой, единственной мамочки не поймет её и не простит.

Вся трагедия этой поучительной истории в том, что мать и дочь на самом деле любят друг друга очень искренне и нежно, но при этом их разделяет целая пропасть. Мама с пониманием относится к постоянной занятости дочери, но всё равно надеется до последнего увидеть родное дитя.

Также читают:

Картинка к сочинению Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма

Сочинение по рассказу Паустовского Телеграмма

Популярные сегодня темы

  • Интересные факты о Чайковском

    Петра Ильича Чайковского можно назвать великим русским композитором, дирижером и музыкальным критиком. Он вошел в историю, как человек, который подарил миру множество ярких и удивительных работ. Стоит сказать, что на сегодняшний день

  • Пушкин лицеист 6 класс сочинение сообщение

    Императорский Царскосельский лицей был основан 12 августа 1810 г., а первого марта 1811 года отец Пушкина подал заявление о допуске своего сына к вступительному экзамену. Экзамен был сдан 12 августа 1811

  • Народные заступники: Ермил Гирин и Гриша Добросклонов по поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо сочинение

    Некрасов верил в народ, в грядущую справедливость… Народ крепостной и бедный страдал, поэтому поэт предчувствовал появление людей, которые вдохновленные

  • Добро и зло в повести Портрет Гоголя сочинение

    Повесть Гоголя «Портрет» состоит из двух частей, посвященных художникам. Герой первой главы, Чертков, олицетворяет зло, а персонаж второй части — добро. Тема добра и зла сопряжена с темой истинного и ложного искусства.

  • Анализ произведения Превращение Кафки

    Повесть «Превращение» написана чешским писателем Францем Кафкой 1912 году и опубликована в 1915. Повесть не привлекла внимания современников (да и в целом творчество Кафки нашло своего читателя только после его смерти

Рассказ К. Г. Паустовского Телеграмма

История создания

Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом. Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника. Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.

Краткое содержание для читательского дневника

В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.

Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой. Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой. Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.

Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела. Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон. Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.

Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.

Жанр произведения Телеграмма

После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.

Краткое содержание

Анализ произведения Телеграмма

Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.

Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук. Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины. Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.

К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.

Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана. Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.

Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.

План для пересказа и история создания произведения Телеграмма

Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза. Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют. Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ. В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.

Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу. Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя. Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.

Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.

Характеристика главных героев

Тем временем Катерина Петровна, заболев, не вставала уже десять дней. Манюшка присматривала за ней: иногда казалось, что старушка уже не дышит. На телеграфе Тихон взял телеграмму, сам написал её от лица Насти и, придя к пожилой женщине, прочитал её ей, желая приободрить её и сказав, что её дочь уже едет. Катерина Петровна поняла его наивный обман, но всё равно была благодарна ему за доброту и сочувствие.

Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.

Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.

План для пересказа

Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:

  • Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
  • Занятость Насти в Ленинграде.
  • Письмо матери.
  • Выставка.
  • Две телеграммы.
  • Слишком поздно: раскаяние Насти.

Главные герои

В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:

Проблематика в произведении Телеграмма

Идея и смысл в произведении Телеграмма

  1. Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
  2. Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
  3. Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
  4. Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
  5. Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
  6. Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.

Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю. Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.

Анализ и смысл

Жанр «Телеграммы» Паустовского — рассказ, поскольку это текст небольшого объёма, имеется одна сюжетная линия и несколько героев, связанных развитием сюжета. Направление — реализм: автор показывает одну из сторон человеческой жизни такой, какая она есть. Повествование линейное: события идут одно за другим. Проблематика произведения:

  • тема одиночества;
  • всеобъемлющая материнская любовь;
  • вечная тема взаимоотношений «отцов и детей»;
  • тема «блудного сына».

Анализ произведения Паустовского Телеграмма

Таким образом, проведя анализ «Телеграммы» Паустовского для читательского дневника, можно понять смысл произведения — важно помнить о своих близких, заботиться о них, говорить им тёплые слова, проводить с ними больше времени. К сожалению, за бесконечной суетой жизни, в погоне за карьерой, успехом, заработком многие люди забывают об этом. В результате они опаздывают сказать родным важные слова, обнять их, выразить свою любовь, как это случилось и с Настей.

Девушка наивно полагала, что, если она регулярно присылала матери деньги, то выполняла свой долг. Если получала от матери ответные письма, значит, та жива и всё хорошо. Настя была отзывчивой, но к чужим людям: она с жаром бросилась помогать скульптору Тимофееву, видя, в каких условиях он живёт, в каком холоде он работает. При этом она не думала о том, что её мать тоже живёт в холоде и забвении, что ей всё хуже с каждым днём. Она считала, что приехать к ней всегда успеется, но никак не могла собраться и бросить все дела. Это стало её роковой ошибкой.

Название «Телеграмма» тоже говорит о многом. Во-первых, оно отражает присутствие в тексте произведения двух телеграмм. Одну из них получила Настя, и она открыла ей глаза на то, что родители — это те, кто любит своих детей с самого рождения и на протяжении всей жизни, всегда их ждут. Она стала для девушки главным аргументом к отъезду. Вторую прочитал старушке Тихон от лица Насти, хотя истинной весточки от неё так и не было, что заставило сторожа пуститься на небольшой обман ради высокой цели.

Во-вторых, название говорит о том, что рассказ является телеграммой всем читателям: не забывайте своих близких.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

История создания.

Произведение «Телеграмма» было создано Константином Паустовским в 1946 году. Рассказ был написан уже после того, как писатель стал известным. Замысел рассказа заключается о трагической судьбе дочери художника. Ее роль — главная в произведении.

Жанр

Жанр этого произведения – рассказ. Писатель анализирует психологию героев, поэтому ученые литературы еще называют рассказ психологической новеллой.

Сюжет и тема.

Одинокая пожилая женщина по имени Катерина Петровна живет в Заборье, в большом доме, когда-то построенном ее отцом. У Катерины Петровны есть только один родной человек, ее дочь Настя, которая живет в Ленинграде. Предыдущий раз Настя навещала мать три года назад, но каждый месяц отсылает ей по двести рублей. Она не хотела мешать дочери поэтому, отправляла письма временами, но думала о ней всегда. В это тяжелое для нее время поддерживали в трудную минуту и помогали ей Манюшка и Тихон.

Матери Насти было больно осознавать, что она не нужна родной дочери, поэтому она просто не думает об этом. Тихон и Манюшка – единственные хоть и чужие люди, которые заботились о ней в это время.

Под конец октября Катерина Петровна послала дочери письмо с просьбой навестить ее. Когда оно пришло Настя, не глядя кинула письмо в сумочку, так как была занята. Лишь вздохнула с успокоением: если мать пишет – значит жива. В мастерской ей привиделось, что статуя Гоголя глядит на нее с осуждением. Спустя полмесяца Насте приходит еще одна телеграмма из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Она смяла письмо и опять ощутила на себе осуждающий взгляд Гоголя. Настя поняла, что никто так сильно как родная мать ее не любил. В этот же день она отправилась в Заборье к матери.

Катерина Петровна не могла встать с кровати уже несколько дней. Манюшка несколько суток не сводила с нее глаз, постоянно была рядом с ней. Тихон принес какое-то письмо, после прочитал его Катерине Петровне: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за его добродушие и отвернулась к стенке, будто уснула.

Похоронили ее на другой день. На похоронах были старушки и ребята. Настя опоздала и приехала на два дня позже после похорон. Увидев, могилу матери, она всю ночь плакала в ее комнате. После чего скрытно покинула село, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не спросил.

Главные герои.

Катерина Петровна – одинокая пожилая женщина. Отец был художником. Есть дочь, которая, живет далеко и долго не приезжает к ней. Умирает, так и не, попрощавшись с дочерью.

Настя – дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем. Уже три года не навещает мать, но каждый месяц отсылает ей деньги.

Тихон – сторож, знал и помнил отца Катерины Петровны, поэтому помогал ей по дому, ухаживал за садом.

Манюшка – соседская девочка, всегда помогала Катерине Петровне готовить, убирать. Искренне поддерживала ее. В последние дни жизни Катерины Петровны была рядом.

Композиция.

Композиционно данное произведение можно разделитьна три части: в первой говорится о жизни одинокой Катерины Петровны в Заборье. Во второй части рассказывается о ее дочери Насте, живущей в Ленинграде, забыв о матери. В последней третьей заключительной части случается развязка этой печальной истории.

Вариант 2

«Телеграмма» — рассказ Константина Георгиевича Паустовского. Написан рассказ в 1946 году.

В произведении, автор обращается к вечной теме «Отцы и дети». Острая тема, которая близка всем цепляет всех читающих .

Структура рассказа

«Телеграмма» — это короткий рассказ, который можно поделить на пять основных сюжетных частей:

1. О матери

Знакомство с Катериной Петровной, старушкой живущей в деревне и имеющей одну, единственную дочь.

2. Дочка

Автор представляет читателю Настю и рассказывает про её работу.

3. Печальное известие

Отправка телеграммы о болезни Катерины Петровны. Правда, Катерина так и не получает настоящего ответа от Насти. На письмо от лица дочки ответил Тихон.

4. Трагичный исход

Настя приезжает к своей маме, но не находит её живой.

5. Результат

Настя много думает насчет своего поступка и сильно сожалеет.

Сюжет

Катерина Петровна проживает в глухой, далёкой от города деревне. Дом был построен ещё её дедушкой, очень талантливым художником. Катерина не отличается общительностью.

У неё нет  хороших связей с соседями, но её дочь  занимается необходимой  работой. Девушка  также поддерживает свою маму финансово.

Однажды Катерина Петровна узнаёт, что она неизлечимо  больна и мечтает увидеть дочь в последний раз, о чём и пишет с просьбой в телеграмме. Но Настя не воспринимает письмо серьезно  и уезжает после двух недель, когда понимает, что смерть матери уже близко.

Она при всём этом ещё и опоздала на похороны своей матери.

Герои

Всех героев в этом рассказе можно поделить на:

• главные герои: Катерина и Настя

• второстепенные лица: Тихон, соседка Манюшка и скульптор Тимофеев.

• Третий план: Почтарь, учительница, отец матери Насти, художник.

можно отметить образ скульптуры Гоголя, ведь он является совестью в сознании Насти. Автор позволяет узнать позицию автора в произведении через скульптуру.

Подробнее о главных персонажах

Катерина Петровна.

По словам Паустовского, воспитывали её  в приличной семье и находилась в окружении творческих личностей. Она была очень образованной и духовно развитой женщиной. Можно сделать вывод, что её род происходит из дворянской семьи.

В деревне она ни с кем не общается. У неё прекрасный дворянский гардероб одежды. Нельзя сказать, что у неё совсем нет контактов. Имеются и небезразличные личности в её жизни. Они навещают Катерину. Это:

  • Тихон
  • Девочка
  • почтальон.

Но конечно же, Катерина Петровна необходимо участия всего одного единственного  человека — своей дочки Насти. Настя присылает ей прижимистые телеграммы, отговариваясь тем, что она занята. А женщине, страшно  потревожить её отписками дочь.

И лишь один раз она всё же отправляет телеграмму первой. В тот день, когда понимала , что вот-вот умрёт.

Настя.

Она только познаёт мир, который её окружает. Она имеет множество, как и амбиций, так и иллюзий. Настя показывается очень мягкой, душевной и трепетной девушкой, но совсем не желает уделять матери внимание.

Заключение

Рассказ побуждает детей любить и уважать своих родителей, пока они ещё живы, чтобы не жалеть, когда будет поздно, как произошло с Настей. Не стоит быть эгоистичным и думать только о себе. Это не продуктивно и спустя время об этом будут только сожаления.

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Несколько интересных сочинений

  • Отзыв на комедию Недоросль Фонвизина

    Творение Фонвизина не развлекательное, а скорее, поучительное. Оно показывает, насколько разительными могут быть пробелы в воспитании людей, которые, казалось бы, в силу своего происхождения

  • Сочинение Жерков в романе Война и мир: образ и характеристика

    Одной из самых значимых тем в творчестве Толстого является тема чести и достоинства русского офицера. Характеристика Жеркова полностью помогли понять, почему русская армия одержала поражение в войне 1805-1807 годах.

  • История любви Мастера и Маргариты сочинение

    В романе Булгакова изящно сплетаются темы общества и религии, истории и творчества, возвышенности и повседневности. Любовная линия мастера и Маргариты делает произведение пронзительным и нежным.

  • Образ и характеристика Господина Н. из повести Ася Тургенева сочинение

    Главным персонажем произведения является некий господин Н.Н., от имени которого ведется повествование. Образ главного героя раскрывается писателем через историю его взаимоотношений с девушкой Асей.

  • Сочинение Счастлива ли Вера Алмазова (рассуждение по рассказу Куприна Куст сирени)

    Читая известное произведение знаменитого русского писателя Александра Ивановича Куприна «Куст сирени» вы сможете окунуться мир настоящей и преданной любви, которая делает людей по-настоящему счастливыми

Сочинение на тему Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

Анализ рассказа Паустовского Телеграмма

На чтение 10 мин Просмотров 5.8к. Опубликовано 08.08.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Телеграмма» за 2 минуты и подробно за 7 минут

Очень краткий пересказ рассказа «Телеграмма»

Этой промозглой осенью здоровье Катерины Петровны значительно ухудшилось. Одинокая старая женщина проживала в поселке под названием Заборье, ежедневно к старушке заглядывала Манюшка, дочка сельского сапожника, порой заходил сторож при пожарном сарае Тихон.

Дочь Катерины Петровны, Настя, строила карьеру в Ленинграде. Она была секретарем в союзе художников. Девушку постоянно была занята работой и на маму у нее обычно не хватало времени, лишь один раз в два месяца переводила Катерине Петровне по двести рублей и приписывала с денежным переводом несколько слов.

Среди ночи Катерина Петровна услышала, как настойчиво постучали в калитку. Женщина вышла, спросила кто там, но в ответ была тишина. Этот случай встревожил ее, и она решила отправить Насте письмо, в котором просила навестить ее в последний, так как чувствовала приближение смерти.

Когда письмо дошло до Насти, она не смогла его сразу прочитать, так как была увлечена организацией очередного мероприятия. Она торопилась и отложила прочтение, а убрав его в сумку.

Только находясь дома Настя начала читать письмо Катерины Петровны и подумала, о том, что вряд ли ей удастся вырваться.

Прошло две недели, девушка так и не выкроила несколько дней, чтобы навестить мать. Когда было мероприятие, Насте доставили срочную телеграмму, в которой было написано:»Катя помирает. Тихон». Настя выслушала поздравления, затем вышла на улицу, и отправилась покупать билет. Она тут же отправилась к матери в деревню.

Катерина Петровна уже не поднималась с постели, Манюшка сидела с ней и не отходила ни на минуту. Тихон отправился в почтовое отделение и вернулся оттуда с извещением от Насти, которое написал сам, но старушка все поняла, поблагодарила Тихона, повернулась на бок и словно заснула.

На следующий день похоронили Катерину Петровну. Дочь не успела, смогла приехать только спустя два дня. В деревне ее ждали только свежий могильный холмик и опустевший дом.

Девушка провела эту ночь в рыданиях. Уехала она из поселка утром следующего дня, надеясь не встретить никого из знакомых, не разговаривать с ними и не обсуждать смерть матери. Настя чувствовала, что теперь ни единая душа не сможет снять с сердца эту тяжесть, кроме ее уже ушедшей мамы.

Главные герои и их характеристика:

  •  Настя  – дочка Катерины Петровны. Молодая девушка, коллеги ее называют Сольвейг за светлые волосы и глубокие глаза. Трудолюбивая и исполнительная, отдается полностью работе и карьере. Пренебрегает любовью своей мамы, у нее постоянно нет времени, чтобы хотя бы написать письмо, не говоря уже о встрече.
  •  Катерина Петровна  – сгорбленная, не высокого роста старушка, доживает отведенный судьбой срок в глухой деревне. Дочь знаменитого художника, образованная и интересующаяся сферой искусства.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Тихон  — лысоватый рыжеволосый охранник пожарного сарая. Добродушный, сочувствующий и отзывчивый человек. Иногда «хлопочет без дела», но всегда искренне готов помочь.
  •  Манюшка  — дочка сельского обувного мастера, живущая по соседству с Катериной Петровной, занималась бытовыми делами по дому у старушки, провела рядом с ней последние дни её жизни.

Краткое содержание рассказа «Телеграмма» подробно

В этом году осень в Заборье наступила рано. Погода выдалась промозглая и сырая. Катерина Петровна доживала в доме, который был построен ее отцом. Она редко выходила на улицу. Катерина Петровна рассказывала, что дом «мемориальный», и областной музей охранял его.

Катерина Петровна была умной, образованной, разбиралась в искусстве. Однако в Заборье для нее совсем не нашлось приятелей, с которыми, могла она обсудить живопись, вспомнить свою беззаботную молодость в Петербурге, путешествие в Париж.

Пожилую женщину навещала девочка-соседка Манюшка, дочка местного сапожника. Она помогала хозяйке по дому. Катерина Петровна слабела с каждым днем, она даже говорить могла только в пол голоса. За помощь по хозяйству, Манюшке она дарила разные старинные вещи, которые без дела лежали в ее «мемориальном» доме. Девочка негодовала: зачем ей это? Но все равно принимала подарки со словами «сдам в утиль».

Также к Катерине Петровне, периодически захаживал сторож пожарного сарая, мужчина по имени Тихон. Он помнил, как отец Катерины Петровны приехал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу. Тихону на тот момент было еще совсем мало лет, но уважение к художнику сохранил. Он тоже помогал хозяйке дома: поддерживал сад в надлежащем состоянии и топил печь.

У Катерины Петровны была единственная дочка, Настя. Трудилась в Ленинграде и строила карьеру. В течение трех последних лет она не была в Заборье. Мать постоянно думала о том, как обстоят дела у ее дочки, но письма почти не писала — она боялась показаться навязчивой, осознавая, что Настя взрослая, самостоятельная девушка — ей некогда переписываться со старухой.

У Насти действительно было немало работы. Она работала секретарем в союзе художников, и не могла выкроить время, чтобы написать матери. Только оформляла для нее перевод на двести рублей.

Работник почты один раз в пару месяцев доставлял на дом Катерине Петровне деньги от дочери. Когда женщина оставалась одна, читала текст, напечатанный на переводе с деньгами, и фраза всегда повторялась: Настя уверяла маму в том, что очень озабочена делами и совершенно не может приехать, даже письмо написать некогда. Потом Катерина Петровна перебирала деньги в руках и в тот момент ей казалось, что они пахнут духами ее дочери.

Поздней осенью, ночью, к Катерине Петровне в калитку со стороны сада кто-то настойчиво постучал. Старушка долго копошилась и первый раз в этом году решила выйти из дома. Пока она шла, осторожно ступая, у калитки спросила, есть ли кто-нибудь снаружи, но в ответ была тишина. Она решила, что ей послышалось и старушка потихоньку побрела обратно.

Катерина Петровна

Все это встревожило Катерину Петровну, она предчувствовала скорую смерть. В ту же ночь написала Насте письмо, в котором попросила дочку навестить ее в последний раз: старушка боялась, что умрет и не успеет встретиться с дочкой.

Настя тем временем организовывала выставки. Вот и сейчас ей надо было навестить скульптора Тимофеева, узнать о состоянии его рабочего помещения. Перед началом рабочего дня девушке пришло письмо от матери. Времени на прочтение совершенно не было, и Настя убрала его, чтобы распечатать вечером. Письма от мамы вызывали у нее одновременно чувство спокойствия — раз мать пишет, значит жива, и необъяснимой гнетущей тревоги.

Весь день девушка провела у скульптора, общаясь с ним о состоянии помещения, его  работах и других мастерах. Одной из скульптур, которую Тимофеев продемонстрировал Насте, был бюст Гоголя. Взгляд у скульптуры был такой проницательный, что девушка будто ощутила его укор за непрочитанное письмо.

Настя добилась согласия на выставку Тимофеева и следующие несколько недель была намерена организовать её. Вечером, добравшись до дома, Настя прочитала письмо матери. Девушка подумала, что сейчас у нее нет ни дня свободного времени и ей совсем не хочется толкаться в поезде, видеть слезы матери и засохший сад, поэтому она убрала письмо в ящик и отложила встречу с матерью, как всегда, на потом.

Настя занималась выставкой Тимофеева и была полностью поглощена этим делом, потратив целых пол месяца. На мероприятии Насте доставила телеграмму молодая курьерша. Девушка прочла ее, она состояла всего из трех слов: «Катя помирает. Тихон.»

Поначалу Настя не догадалась, о чем речь, даже решила, что сообщение адресовано не ей, но увидев надпись «Заборье», сразу все осознала, скомкала телеграмму и встревожилась. В процессе мероприятия девушка ощутила на себе чей-то взгляд, от которого становилось не по себе. Осмотревшись по сторонам, она заметила бюст Гоголя, который как будто говорил ей «Эх, ты!». Девушка очень смутилась, вышла из зала и поспешила прочь из галереи.

Настя долго прокручивала в голове слова из письма матери и приняла решение ехать на вокзал. Она с трудом достала в кассе билеты и села на поезд.

В это время Тихон отправился в почтовое отделение. Он попросил у почтальона телеграфный бланк и написал на нем несколько слов, постаравшись, чтобы все выглядело так, будто это Настя писала для мамы.

Катерина Петровна последнее время не поднималась с постели, ее не беспокоили боли, она просто ослабла, на грудь что-то давило, даже тяжело было вздохнуть. Манюшка в течение шести дней не оставляла Катерину Петровну, спала девочка рядом в кресле. Был ноябрь, но в доме было тепло и уютно, Манюшка топила печь. Старушка прикрыла глаза, по лицу покатилась слезинка. Зашел взволнованный Тихон, достал из шапки телеграмму (он ее придумал и написал сам) и вслух прочитал «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя» и замолчал, ожидая реакции. Катерина Петровна все сразу поняла, она сказала «спасибо» Тихону за его попытку дать ей надежду, повернулась на другой бок и будто заснула.

В следующий день были похороны, на которые пришли местные старухи и дети. Настя добралась до Заборья через пару дней после того, как состоялись похороны. Она увидела только свежую могилу матери на кладбище и опустевший дом. Настя осталось в комнате Катерины Петровны и прорыдала до рассвета, а утром поспешила покинуть Заборье, надеясь никого не встретить и не слушать вопросы. Настя осознавала, что помимо мамы, никто не сможет освободить ее от этого тяжкого груза.

История создания произведения рассказа «Телаграмма»

Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» был создан в 1946-ом, и в том же году его опубликовали.  Позднее, в своем произведении «Золотая роза», а именно в части «Зарубки на сердце», который был опубликован в 1955 году, автор рассказывает, что в основу «Телеграммы» легла реальная история. В ней сам Паустовский принимал непосредственное участие, а у героев есть настоящие прототипы.

Паустовский жил в деревне под Рязанью в доме дочери известного гравера Ивана Петровича Пожалостина. Именно история ее последних дней жизни, поразившая автора, и превратилась позднее в известный рассказ.

  • Паустовский телеграмма история создания рассказа
  • Паустовский телеграмма для итогового сочинения
  • Паустовский старый повар читать полный рассказ
  • Паустовский старый повар читать полностью рассказ
  • Паустовский старый повар итоговое сочинение