Павел Бажов: Сказки
Список сказок и рассказов:
Отзывы: 13
-
Константин
17.09.2020 в 12:40
Ну кто не читал Бажова в детстве? Наверное среди старшего поколения таких людей нет. Его малахитовая шкатулка — это шедевр, как и хозяйка медной горы. Этот писатель большой ценитель природы гор и их богатств.
Ответить
-
Полина
19.02.2021 в 05:20
Очень хороший рассказ Загадочный Тулункин сегодня его расскажу ❤️
Ответить
-
Temari
25.02.2021 в 14:42
Мне понравились рассказы «Медной горы хозяйка» и «Малахитовая шкатулка». Я не являюсь любительницей сказок Бажова но эти 2 произведение мне реально нравятся ?
Ответить
-
Лариса
19.11.2021 в 17:35
Спасибо деткам на ночь читаю
Ответить
-
Nikulina90
12.12.2021 в 18:21
мне понравился сказка «золотой волос»
Ответить
-
Подтвержда
15.03.2022 в 15:07
Сказка,, Малахитовая шкатулка,, просто ТОП
Ответить
-
Моника
22.05.2022 в 19:30
Мне понравился рассказ каменный цветок ?
Ответить
-
Мне понравилась Голубая змейка, и остальные тоже
Ответить
-
Адриана С.
26.07.2022 в 05:40
Как по мне сказки у Бажова нормальные. Раз популярны значит они нравятся детям. Нам вот на пятый класс задали читать Сказы Бажова.
Ответить
-
Мне понравились всё сказы
Ответить
-
кто то
07.12.2022 в 14:21
-
очень понравилась хозяйка медной горы.
Ответить
-
Малахитовая шкатулка шедевр👍впрочем как и все сказки Бажова.Спасибо автору за возможность прочтения,а впоследствии и знакомство детей с этим замечательным автором☝️
Ответить
Павел Бажов: Сказки: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Сказки Павла Бажова
30 сказок
Сказки Павла Бажова — творения, которые увлекают не только детей, но и взрослых долгое время. В них автор показал жизнь простых людей, отразил язык, предания и особенности характера уральцев во времена крепостного права. Произведения наполнены не только бытовыми деталями, но и волшебством. Сказки Павла Бажова пробуждают фантазию ребят, любопытство, любовь к природе. Они учат трудолюбию, отваге, умению сохранять собственное достоинство и убеждения при любых обстоятельствах.
-
Серебряное копытце
Серебряное копытце — сказка Павла Бажова, любимая во многих семьях. В ней рассказывается о простой жизни старого охотника, его воспитанницы Даренки и кошки. Вечером старик рассказывал девочке сказки. В один из вечеров он…
-
Хозяйка медной горы
Хозяйка Медной горы — сказка Павла Бажова, которая открыла многим детям очарование легенды уральской земли. В ней показана история крестьянского парня Степана. Он трудился, добывая руду и самоцветы для своего барина. Однажды…
-
Каменный цветок
Каменный цветок — сказка Павла Бажова, которая завораживает юных и взрослых читателей с первых строк. В ней говорится о крепостном парне Даниле. Многое ему поручали, да только был он мечтательным и любил наблюдать за природой…
-
Голубая змейка
Голубая змейка — сказка Павла Бажова, которую стоит прочесть своим детям. В ней двое неразлучных друзей, Ланко и Лейко, пошутили над некрасивой девушкой в ее гадании на жениха. Когда она узнала об этом, она пожелала им встретить…
-
-
Огневушка-Поскакушка
Огневушка-Поскакушка — сказ Павла Бажова, на котором воспитано не одно поколение ребят. В нем говорится о том, как однажды вечером рабочие сидели у костра вместе с мальком Федюнькой. Внезапно из костра выпрыгнула рыжая красавица…
-
Синюшкин колодец
Синюшкин колодец — сказка Павла Бажова, с которой стоит познакомить ребят старшего возраста. В сказке поведана история юноши Ильи. У него не осталось семьи, родственники наследства ему не оставили. Только бабушка собрала…
-
Васина гора
Васина гора — произведение Павла Бажова, которое заинтересует не только ребят, но и их родителей. В нем представлена судьба старого солдата Василия и одной горы. Он служил около нее караульным. Ему помогали отгонять скотину…
-
Горный мастер
Горный мастер — сказка Павла Бажова, с которой стоит познакомиться, если конец «Каменного цветка» принес разочарование. Эта история рассказывает, чем закончилась история мастера Данилы и его невесты Кати. Встретятся ли они…
-
Золотой волос
Золотой волос — сказка Павла Бажова, с которой стоит познакомиться детям и взрослым. В ней показана история любви башкирского умелого охотника Айлыпа и дочери великого Полоза по имени Золотой Волос. Долго не могли влюбленные…
-
Хрупкая веточка
Хрупкая веточка — сказ Павла Бажова, который продолжает историю Данилы-мастера и его храброй невесты. Когда молодые люди создали семью, они много трудились. У пары родилось восемь сыновей. Особенно из них выделялся их третий…
-
Живинка в деле
Живинка в деле — произведение Павла Бажова, в котором показана новая история о человеке с уральских земель. Она может заинтересовать как юного, так и взрослого читателя. На этот раз в центре истории — Тимоха Малоручко. Сильный…
-
Про Великого Полоза
Про великого полоза — сказка Павла Бажова, с которой стоит познакомить ребят. В ней говорится о трудолюбивом горняке Левонтии и его семье. Когда он стал стар, отпустили горнорабочего на вольную добычу руды и золота. В помощники…
-
Кошачьи уши
Кошачьи уши — сказка Павла Бажова, которая заслуживает внимания детей и взрослых. В ней рассказана история отважной девушки Дуни. Она идет из поселка к горнякам, чтобы сообщить о восстании Емельяна Пугачева. Кого она встретит…
-
Таюткино зеркальце
Таюткино зеркальце — сказка Павла Бажова, знакомая многим людям с детства. В ней говорится про маленькую Наташу (Таютку), которую воспитывал вдовый отец. Горный рабочий, он водил девочку с собой на работу. Однажды вместе…
-
Приказчиковы подошвы
Приказчиковы подошвы — сказ Павла Бажова, который посвящен рабочим уральских рудников. В нем говорится о том, как в Полевой появился новый приказчик. Северьян Кондратьевич был жестоким человеком. Много рабочих людей пострадало…
-
Две ящерки
Две ящерки — произведение Павла Бажова, в котором читатель снова знакомится с жизнью уральских мастеров. Сказ начинается тем, что в Гумешках строят новый завод по выплавке меди. Нанятые немецкие мастера с делом не справляются…
-
Хрустальный лак
Хрустальный лак — еще одно из произведений Павла Бажова, посвященное жизни простых рабочих с уральских рудников в далекие времена. Мастера из Тагила и Невьянска долгое время передавали друг другу тайну, как покрыть железные…
-
Змеиный след
Змеиный след — произведение Павла Бажова, с которым стоит познакомиться ребятам старшего возраста. В нем поведана история детей Левонтия из сказа о Великом Полозе. Как жили, работали и ладили между собой сыновья вольноотпущенного…
-
Уральские сказы и сказки Бажова П. П.
58 сказок
Серебряное копытце
В сказке о Серебряном копытце П.П. Бажов рассказывает о волшебном лесном козлике. Старик Кокованя позвал к себе сиротку Даренку с кошкой Муренкой, чтобы скрасить старость. Девочка в другой семье голодала, дедушка лучше заботился о ребенке. Жили они душа в душу. Даренка особенно любила слушать сказки деда о серебряном правом копытце волшебного…
волшебная про людей сказки с картинками
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 10 мин.)
Малахитовая шкатулка
История про малахитовую шкатулку – второй из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Степан умер. Его жена Настасья сохранила малахитовую шкатулку. Дочь Танюшка любила играть с красивой вещицей. Однажды в гости пришла странница, ей очень приглянулась девочка. Женщина научила Танюшу рукоделию. На память странница оставила пуговку, назвала ее памяткой…
волшебная про людей сказки с картинками
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 33 мин.)
Медной горы Хозяйка
История про Медной горы Хозяйку – первый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Степан работал на заводе. Однажды он пошел покосы посмотреть. Ему встретилась прекрасная незнакомка в малахитовых одеждах. Это была сама Хозяйка Медной горы. Горная царица велела передать приказчику, чтобы никто не трогал Красногорский рудник. Степан выполнил поручение, но…
волшебная про людей сказки с картинками
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 13 мин.)
Каменный цветок
История про Каменный цветок – третий из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Данила Недокормыш жил в поселке. Он был учеником мастера Прокопьича. Однажды ему дали заказ на точеную чашу на ножках. Приказчик велел изготовить по особому чертежу необычную вещицу для барина. Чаша вышла гладкая, но Данила был недоволен. Он хотел, чтобы при одном взгляде на…
волшебная про людей сказки с картинками
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 29 мин.)
Голубая змейка
П.П. Бажов написал сказку о Голубой змейке. В заводском поселке соседствовали парнишечки Ланко Пужанко и Лейко Шапочка. Друзья зимой сидели на полатях, слушали, как сестры ворожат. Марьюшка загадала на гребешок, проказники тайком вычесали коня Голубко. Девушка сначала обрадовалась, какой кудрявый жених будет. Когда подружки о проделке догадались…
волшебная про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 17 мин.)
Горный мастер
История про Горного мастера – четвертый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Данила-мастер пропал. Его невеста Катя поселилась у приемного отца жениха. Она тоже выучилась ремеслу у старого мастера Прокопьича. После смерти учителя девушка стала искать драгоценные камни самостоятельно. Катя встретила Хозяйку Медной горы. Невеста попросила вернуть…
волшебная про людей сказки с картинками
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 18 мин.)
Алмазная спичка
П.П. Бажов написал сказку об алмазной спичке. Сначала спички были пороховые. Кто-то придумал добиваться разноцветных огней. Заводской мастер Власыч сварил крепкую сталь, смастерил алмазные спички, которые даже стекло резали. Давались они только работникам с твердой рукой. Немецкий обер-мастер Златоустовского завода Устав Уставыч Шпиль увидел…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 13 мин.)
Огневушка-поскакушка
История про Огневушку-поскакушку – тринадцатый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Федюньке было восемь лет. Парнишка жил с работниками в артели. Однажды сидели старатели у костра, вдруг из огня выскочила девчонка. Огневушка заплясала, значит рядом золото. Волшебная девчушка не раз вводила рудокопов в заблуждение. Федюнька увидел…
волшебная про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 13 мин.)
Синюшкин колодец
История про Синюшкин колодец – двенадцатый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Заводской парень Илья нашел в лесу колодец. Из воды вышла бабка Синюшка. Сама старая, а голос и зубы — молодые. Пообещала старуха показать несметные богатства в полнолуние. Но Илье хотелось посмотреть, как она оборачивается красной девицей. Сначала старушонка не хотела…
волшебная про людей сказки с картинками
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 18 мин.)
Хрупкая веточка
История про Хрупкую веточку – пятый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. У Данилы с Катей родилось восемь сыновей. Третий — Митя. Мальчик родился горбатеньким. Барин увеличил вдвое оброк. Митюньку пришлось отдать в ученики к мастеру «по каменной ягоде». Появилась у парня интересная задумка — сделать красивую веточку из недорогого камня. Вдруг в…
бытовые про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 13 мин.)
Богатырева рукавица
П.П. Бажов написал сказ о Богатыревой рукавице. На Урале раньше каменные богатыри жили. Старшой – дядя Денежкин. Такое прозвище богатырь получил оттого, что хранил топазный стакан с образцами местных руд. Денежки, если их потереть, показывали запасы породы. Помогала охранять залежи каменная птица-сорока. С годами богатыри отяжелели, окаменели…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 8 мин.)
Две ящерки
История про Двух ящерок – седьмой из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Промышленник Турчанинов построил Гумешевский завод. Андрюха поругался с начальством. Умельца перевели на каторжные работы. Парень чах от непосильного труда. Хозяйка Медной горы превратилась в ящерку и вывела парня на свободу, приютила. Все решили, что каторжный погиб. Он мстил…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 22 мин.)
Васина гора
П.П. Бажов написал сказ о Васиной горе. Через гору проходил Сибирский тракт. Проездные ворота сторожил бывший служилый на деревяшке дед Василий. Бобыль жил в избушке у ворот много лет. Гору и прозвали Васиной, а ворота — Васильевыми. К сторожу наперебой старались пристроить сыновей в подручные, умел он труженика воспитать, терпеливого и…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 10 мин.)
Аметистовое дело
П.П. Бажов написал сказ об аметистовом деле в колхозе. Жили старики в деревеньке Ирбитского уезда. Прожили они вместе долгую и счастливую жизнь. Дети выросли, разлетелись. Старуха Марья под старость сварливой стала. Целыми днями пилила мужа, что, бегая по каменным ямам, мало зарабатывает. Иван Долган и сам знал, что приисковый заработок…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 12 мин.)
Ермаковы лебеди
П.П. Бажов написал сказку о Ермаковых лебедях. Ермак Тимофеич нашел речную дорогу в сибирскую сторону, потому что родом из этих мест. В те времена почти не было русских людей в Сибири. На Чусовой реке стоял городок. Здесь жил Тимофей Аленин с семьей. Его младший сын Васютка был вожаком мальчишек-копейщиков. Однажды он нашел в лесу лебединую…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 31 мин.)
Золотой волос
П.П. Бажов написал сказ о Золотом волосе. Жил среди башкир удалой охотник Айлып. Однажды попалась удачливому силачу лисичка. Завела она в лесные дебри. Здесь на речном берегу сидела красавица с золотой косой. Это была Полозова дочь – Золотой Волос, а лисица – ее нянюшка. Полюбился дочери хозяина всего золота красивый охотник. Убежали влюбленные…
волшебная про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 14 мин.)
Таюткино зеркальце
История про Таюткино зеркальце – одиннадцатый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. В забое все чаще стала попадаться руда со шлифом. Рудокопы заволновались, потому что это признак скорого обвала. Хозяйка Медной горы разбила зеркало, сердится. С Ганей Зарей на рудник, в шахту увязалась дочка Таютка. Ей не впервой. Горняки запереживали, расшумелись…
бытовые про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 18 мин.)
Кошачьи уши
П.П. Бажов написал сказку о кошачьих ушах. Никому не удавалось вызнать, что происходит рядом в Сысерти. Вызвалась Дуняха разведать. Перехитрила караул, спрятали деваху в соседней деревне. Выяснилось, что по Сибири идет Омельян Иваныч Пугачев, крепостных спасает, бьет начальство. Барин бунта боится, поэтому такие строгости ввел. Еле спаслась Дуняха…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 18 мин.)
Живинка в деле
П.П. Бажов написал сказку о живинке в деле. Тимофей Иванович решил все виды ремесла испробовать. Отговаривали Тимоху, что лучше одно дело до тонкости знать. Пришла очередь учеником к углежогу, деду Нефеду идти. Тонкое ремесло оказалось. Нефед объяснил, что по куче бродит живинка-паленушка. Мастер не позволяет ей в огневку превратиться (перегар)…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 7 мин.)
Дорогое имячко
П.П. Бажов написал сказку о дорогом имячке. Стары люди жили в большой пещере Азов-горы, самородки использовали как оружие для метания. Напала разбойничья ватага казаков с ружьями, отбились золотом. Трое разбойников еле ноги унесли. Добрались до начальника, потихоньку стали обновки прикупать, пьянствовать. Свою историю рассказали. Собралась за…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 15 мин.)
Живой огонек
П.П. Бажов написал сказку о живом огоньке. Митьша Алексеич Заровняев – мастер по огранке дорогих камней. Однажды он рассказал о том, что только самородные камешки живым огоньком блестят, сердце радуют. Молодежь стала спорить, что наука позволяет получать камни самой высокой марки путем плавки. Старый мастер возразил – только самородки особину…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 13 мин.)
Веселухин ложок
П.П. Бажов написал сказ о Веселухином ложке. Ложочек лежал за прудом. Отличное место: мягкий песочек у берега, травянистый бережок, весь завод как на ладони видно. Приказчики Мосоловы здесь устраивали дармовые гулянки. Местные по выходным часто приплывали. Пополз слух, что там молодуха Веселуха живет: любит покутить да побуянить. А еще красавица…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 19 мин.)
Тараканье мыло
П.П. Бажов написал сказку о тараканьем мыле. Прислали на завод немецкого мастера. Тот только видимость делал, что все про руду знает. Приехал он из центра Германии. Жил там дошлый народ: с тараканов сало сымают да мыло варят. Гранильщик Афоня Хрусталек так ловко из горного хрусталя камешки выделывал, что от настоящих не отличишь. Обижали его…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 4 мин.)
Демидовские кафтаны
П.П. Бажов написал сказку о демидовских кафтанах. В озере Иткуль водилось много рыбы, здесь любили гулянки устраивать, про красные песни легенды ходили. Демидовы построили на Касли Шайтанский завод и многие другие. Акинтий быстро разбогател. Вскоре пришел к нему брат Никита. Ему разрешено было поставить свой завод, если место найдет. Нашел он на…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 10 мин.)
Змеиный след
П.П. Бажов написал сказку о змеином следе. Левонтьевы ребята справили славную избушечку, хозяйством обзавелись. Старатели и начальство с них глаз не сводили, хотели отцовские секреты выведать. Однажды явился приказчик, объявил, что они по-прежнему крепостные, велел наутро в разнарядку явиться. Цену за свободу немалую назначил, надеясь, что мужики…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 17 мин.)
Представить себе невероятную природу Урала и погрузиться в царящую там таинственную атмосферу смогут дошкольники, которым родители будут читать сказки Бажова. Павел Петрович был не только известным советским писателем, но и фольклористом, поэтому смог в своих произведениях в полной мере передать очарование гор, рек, лесов, а также рассказать о взаимодействии животных и человека. Основой для написания книги в трех томах стали народные предания уральского края, сохранившиеся до наших дней. Каждая из историй сборника особенная и в какой-то степени поучительная, поэтому кроме развлечения процесс чтения даст ребенку почву для размышлений и формирования правильных жизненных установок.
Читайте сказы онлайн
Впервые сказания Урала, написанные автором Бажовым, были опубликованы в 1924 году и практически сразу стали популярными по всему Советскому Союзу. Многие родители выросли на этих произведениях, поэтому хотят и своих детей погрузить в удивительный сказочный мир. Наш сайт дает такую возможность, причем читать можно когда и где угодно – достаточно иметь под рукой телефон или ноутбук, на котором будет отображаться текст. Содержание поможет сориентироваться в сочинениях и выбрать один из многочисленных рассказов сборника. Совместное чтение станет отличным вечерним или утренним ритуалом, доставляя удовольствие как малышу, так и родителям.
Все короткие рассказы бесплатны
Как мастер слова Павел Петрович мог красочно описывать природные красоты, и его произведения полностью можно прочитать, воспользовавшись нашим виртуальным хранилищем книг. Чтобы открыть и до конца дочитать сказку, не потребуется регистрироваться, подписываться на рассылку или тратить деньги. Наш портал бесплатный и помогает взрослым приобщить малыша к литературе!
Популярные сказки Павла Бажова
- Серебряное копытце
- Малахитовая шкатулка
- Медной горы Хозяйка
- Каменный цветок
- Голубая змейка
- Главная
- Списки
Сказы
Алмазная спичка |
Аметистовое дело |
Богатырева рукавица |
Васина гора |
Голубая змейка |
Далевое глядельце |
Демидовские кафтаны |
Дорогой земли виток |
Железковы покрышки |
Живинка в деле |
Живой огонек |
Золотоцветень горы |
Золотые дайки |
Коренная тайность |
Круговой фонарь |
Медная доля |
На том же месте |
Надпись на камне |
Не та цапля |
Орлиное перо |
Про водолазов |
Рудяной перевал |
Старых гор подаренье |
У старого рудника |
Хрупкая веточка |
Чугунная бабушка |
Шелковая горка |
Широкое плечо |
Автобиографические повести
Зелёная кобылка |
Отслоения дней |
Статьи, очерки и публикации
Бойцы первого призыва |
Дальнее — близкое |
За советскую правду |
К расчету |
Необходимая оговорка |
Формирование на ходу |
Через межу |
Сборник «Уральские были»
Без отрыва и забеганий |
В детские годы |
Воробушек |
Глубочинский пруд |
Драки. Маевки. Агапыч |
Жалованный кафтан |
Заводские |
Из рабочего кармана |
Исконные |
Кузькино Отродье |
Макар Драган и Мякина |
Мастерко |
Немец |
О заводской учебе |
Палкин |
Покос |
Приисковые |
Приказные |
Пучеглазик |
Расчёты по мелочишкам |
Спичечники и кустари |
Старики |
Сысертские заводы |
Турчаниниха |
Чертознай |
Сборник «Пять ступеней коллективизации»
Готовы идти дальше |
Дробь и куски |
Кладево бедного мужика |
На первой ступени |
На производственном участке «Гиганта» |
На путях к новой деревне |
Общедеревенские поля |
Перед большим сдвигом |
Пестрый быт |
По старым цифрам |
Похороны межи |
Стальной конек и зрячий кучер |
Сборник сказов «Малахитовая шкатулка»
Горный мастер |
Две ящерки |
Дорогое имячко |
Змеиный след |
Золотой волос |
Каменный цветок |
Кошачьи уши |
Малахитовая шкатулка |
Марков камень |
Медной горы хозяйка |
Приказчиковы подошвы |
Про Великого Полоза |
Сочневые камешки |
Тяжелая витушка |
У старого рудника |
Сборник сказов «Ключ-камень»
Сборник «Сказы о немцах»
Веселухин ложок |
Заграничная барыня |
Иванко крылатко |
Про главного вора |
Тараканье мыло |
Хрустальный лак |
Уральские сказы Павла Бажова. Краткая биография и творчество
Уральские сказы Павла Бажова.Список произведений.Краткая биография и творчество Бажова.
Читать онлайн сказы Бажова.Содержание
Читать сказки других известных авторов
Писатель Павел Петрович Бажов: биография, творчество и книги
Русский писатель. /1879 — 1950г.г./
Советский литературовед Павел Петрович Бажов был очень разносторонней личностью. Он занимался написанием научных работ в области литературоведения, обогатил русский язык огромной коллекцией фольклорного творчества народов из разных уголков СССР, собранной им лично. Занимался он также журналистской и политической деятельностью. Павел Бажов — интересная личность в истории русской фольклористики, поэтому каждому будет полезно ознакомиться с его биографией и литературным наследием.
Ранние годы жизни Павла Бажова
Павел Петрович Бажов, биография которого логично подразделена для удобства чтения на несколько разделов, родился 15 (27) января 1879 года в маленьком горнодобывающем городке Сысерти (Урал). Отец его был простым рабочим на металлургическом заводе, а мать занималась рукоделием. Семья Павла Петровича часто переезжала, отец работал то на одном заводе, то на другом. Частые путешествия по металлургическим городкам Урала произвели на будущего писатели огромное впечатление. Возможно, именно из-за детских воспоминаний и впечатлений писатель и начал позднее собирать фольклор, любить его и стараться донести уральские сказы до других уголков необъятной России. Позднее Павел Петрович Бажов вспоминал эти моменты детства с любовью. В возрасте семи лет родители мальчика отдали его в земскую трёхлетнюю школу. Будущий писатель любил учиться и познавать что-то новое, поэтому он без труда окончил начальную школу. Чем далее занимался Павел Бажов? Биография его на этом не заканчивается.
Образование Павла Бажова
После выпуска из земской школы Павел Бажов изъявил желание продолжить учиться, но из-за невозможности поступления в гимназию будущему писателю пришлось поступить в духовное училище. Сначала Павел Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, но позже решил продолжить обучение в Пермской духовной семинарии. В 1899 году П. П. Бажов окончил духовную семинарию, и ему предложили продолжить обучаться для того, чтобы поучить церковный сан. Но мечтой Бажова была отнюдь не работа священником, он хотел поступить в университет. Из-за недостатка денег Бажов решил подрабатывать школьным учителем русского языка. Мало кто умеет так страстно идти к своей мечте, как Бажов. Биография этого писателя доказывает, что он был сильной и целеустремлённой личностью. Позже Бажова пригласили работать Екатеринбургское духовное училище. Мечта писателя поступить в Томский государственный университет так и не была осуществлена из-за низкого социального статуса.
Общественная деятельность Павла Бажова
Павел Петрович Бажов, биография которого раскрывает все аспекты жизни писателя, был не только отличным литературоведом и публицистом, он также активно участвовал в общественной жизни страны. Писатель был участником Октябрьской революции, которая произошла в 1917 году. Встав на сторону революционеров, Павел Петрович Бажов преследовал цель избавить население от социального неравенства. Ценил свободу Бажов П. П., биография его это подтверждает.
Во времена Гражданской войны в России писатель изъявляет желание вступить в ряды Красной Армии. В армии он не только выполнял обязанности секретаря, но и был одним из редакторов военной газеты «Окопная правда». К сожалению, во время боя за Пермь писатель попал в плен, но смог удачно выбраться из вражеской неволи. Спустя несколько месяцев после развития болезни было принято решение демобилизовать Бажова. «К расчёту», «Формирование на ходу» — всё это книги, написанные Бажовым об истории российской революции и Гражданской войны.
Личная жизнь Павла Бажова
Был ли влюблён Павел Петрович Бажов? Биография раскрывает и этот момент в жизни писателя. После того как Павел Петрович Бажов получил работу учителя русского языка в духовном училище, он также параллельно работал в Екатеринбургском епархиальном училище для девушек. Там-то он и встретил свою первую и единственную любовь на всю жизнь. Писатель увлёкся ученицей последнего класса В. Иваницкой. После завершения ею учёбы было принято решение пожениться.
Дети Павла Бажова
Вскоре после женитьбы у писателя родились две прелестные девочки. Немного позднее у семейной пары родился ещё один ребёнок, а в тяжёлые времена Первой мировой войны писатель Павел Бажов со своей женой переехали к её родителям, в маленький городок под названием Камышлов. Там жена подарила Бажову четвёртого и последнего ребёнка — сына Алексея.
Последние годы жизни Павла Бажова
Как провёл свои последние дни Бажов? Биография рассказывает, что в 1949 году писатель отпраздновал своё семидесятилетие. В этот торжественный день собралось огромное количество народу. Там были не только близкие друзья и родственники писателя, но и совсем незнакомые люди, которые высоко ценили литературное творчество Павла Петровича Бажова. Юбилей писателя проходил в Свердловской государственной филармонии. Бажов был крайне удивлён и растроган таким почтением людей к его деятельности. Он искренне радовался, принимал поздравления и подарки всех, кто пришёл поздравить его в этот торжественный день. Но к сожалению, в следующем году писателя не стало. Бажов умер 3 декабря 1950 года в Москве. Похоронен в Свердловске. Его могила находится на вершине горы, с которой открывается прекрасный вид на уральскую природу: леса, реки, горы — на всё то, что писатель любил и ценил при жизни.
Бажов как фольклорист
Свою деятельность как собирателя фольклора писатель начал, ещё будучи преподавателем в Екатеринбургском духовном училище. Павел Бажов, биография которого интересна всем поклонникам устного народного творчества, каждое лето ездил на свою родину, Урал, для того чтобы записать народные сказки и песни, описать обряды простых уральских рабочих. Также он любил фотографировать местных жителей в национальных обрядовых костюмах. Биография Павла Бажова для детей также очень полезна, ведь они должны проникнуться традициями и сказаниями своего народа, как когда-то это сделал великий фольклорист.
Никто ранее не интересовался народным творчеством обычных русских людей, поэтому Бажов совершил прорыв в советской фольклористике. Он записал и систематизировал огромное количество сказов, небольших сказочных рассказов о жизни рабочих, которые бытовали в среде горнорабочих в середине XVIII столетия. Фольклориста интересовала жизнь обычных людей: каменотёсов, оружейников, добытчиков руды.
Позднее Бажов начал интересоваться не только фольклором уральских жителей, но и народными сказами других уголков России. Переоценить роль этого великого человека в формировании отечественной фольклористики невозможно, ведь он пытался понять душу простого рабочего, передать образность, которая ярко представляется в фольклоре, и донести народные сказания до наших дней.
Список наиболее значимых произведений Павла Бажова
Павел Петрович Бажов запомнился соотечественникам не только как фольклорист и собиратель народных сказаний, он также был чудесным писателем, который мог творить чудеса силой слова. Прекрасные рассказы писал Бажов. Биография для детей, которые любят сказки, тоже будет интересна. Далее представлен список наиболее значимых произведений, вышедших из-под пера этого замечательного писателя:
«Зелёная кобылка» (1939) — книга имеет автобиографический характер. Писатель повествует читателю о своей юности, детских впечатлениях, которые были пронесены автором через всю жизнь.
«Отслоение дней» — книга являет собой своеобразный дневник жизни писателя. В ней хранятся мысли Бажова о происходящих в его жизни событиях и письма, присланные ему близкими друзьями. Хорошо, что занимался ведением дневника Бажов, биография которого может быть почерпнута из этой книги.
«Уральские были» (1924) — книга, в которой писатель старался охарактеризовать фольклор простых работников Урала. Это первые очерки Бажова по фольклористике.
«Формирование на ходу» (1937) — в этой книге писатель постарался раскрыть характер Октябрьской революции и Гражданской войны в России. Это произведение имеет скандальное прошлое, ведь именно из-за него было решено исключить Павла Петровича из партии.
«Малахитовая шкатулка» (1939) — самая известная книга Павла Бажова, которая принесла ему всенародное признание. Здесь в полной мере показана красота и неоднообразность уральских преданий и народных верований.
Некоторые фольклорные сказы Павла Бажова
Бажов, с биографией которого вы сейчас знакомитесь,собрал огромное количество сказов:
«Васина гора»;
«Живой огонёк»;
«Золотые дайки»;
«Ключ земли»;
«Кошачьи уши»;
«Малахитовая шкатулка»;
«Хрупкая веточка»;
«Широкое плечо»;
«Горный мастер»;
«Каменный цветок»;
«Золотой волос»;
«Не та цапля»;
«Серебряное копытце».
Великим человеком был Павел Бажов, краткая биография которого будет очень полезна тем, кто интересуется фольклором.
—————————————————
Уральские сказы П.П. Бажова.
Читаем бесплатно онлайн
Читать онлайн сказы Бажова.Содержание
Читать сказки других известных авторов
Бажов Павел Петрович (1879–1950) — русский писатель, фольклорист; впервые выполнил литературную обработку уральских сказов. К его трудам относятся такие известные и любимые детьми сказки, как Голубая змейка, Малахитовая шкатулка, Иванко крылатко, Серебряное копытце, Горный мастер, Две ящерки, Каменный цветок, Золотой волос, Медной горы хозяйка.
Популярные сказки Бажова Павла Петровича
1. Каменный цветок
2. Голубая змейка
3. Малахитовая шкатулка
4. Медной горы хозяйка
5. Серебряное копытце
6. Алмазная спичка
7. Огневушка-поскакушка
8. Горный мастер
9. Золотой волос
10. Хрупкая веточка
11. Две ящерки
12. Синюшкин колодец
13. Живой огонек
14. Васина гора
15. Богатырева рукавица
Сказки Бажова Павла Петровича
Просмотр полного списка сказок
1. Алмазная спичка
2. Аметистовое дело
3. Богатырева рукавица
4. Васина гора
5. Веселухин ложок
6. Голубая змейка
7. Горный мастер
8. Далевое глядельце
9. Две ящерки
10. Демидовские кафтаны
11. Дорогое имячко
12. Дорогой земли виток
13. Ермаковы лебеди
14. Жабреев ходок
15. Железковы покрышки
16. Живинка в деле
17. Живой огонек
18. Загадочный Тулункин
19. Зеленая кобылка
20. Змеиный след
21. Золотой волос
22. Золотоцветень горы
23. Золотые дайки
24. Иванко крылатко
25. Каменный цветок
26. Ключ земли
27. Коренная тайность
28. Кошачьи уши
29. Круговой фонарь
30. Малахитовая шкатулка
31. Марков камень
32. Медная доля
33. Медной горы хозяйка
34. На том же месте
35. Надпись на камне
36. Не та цапля
37. Объяснение понятий и выражений в сказках
38. Огневушка-поскакушка
39. Орлиное перо
40. Приказчиковы подошвы
41. Про Великого Полоза
42. Про водолазов
43. Про главного вора
44. Рудяной перевал
45. Серебряное копытце
46. Синюшкин колодец
47. Солнечный камень
48. Сочневые камешки
49. Старых гор подаренье
50. Тараканье мыло
51. Таюткино зеркальце
52. Травяная западенка
53. Тяжелая витушка
54. У старого рудника
55. Хрупкая веточка
56. Хрустальный лак
57. Чугунная бабушка
58. Шелковая горка
59. Широкое плечо
Биография Бажова Павла Петровича
Бажов Павел Петрович (27 января 1879 — 3 декабря 1950) – знаменитый русский советский писатель, знаменитый уральский сказочник, прозаик, талантливый обработчик народных преданий, легенд, уральских сказов.
Биография
Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в семье потомственного горнозаводского мастера Сысертского завода Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так тогда писалась эта фамилия).
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.
Петр Васильевич Бажев был мастером пудлингово-сварочного цеха Сысертского металлургического завода близ Екатеринбурга. Мать писателя, Августа Стефановн, была искусной кружевницей. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа.
Будущий писатель жил и формировался в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.
Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории.
Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ.
Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве.
Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться.
Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой.
Так, 9-летний мальчик однажды наизусть прочел весь школьный сборник стихотворений Н.А. Некрасова, выученный им по собственному почину.
Все советовали учить сына дальше, но бедность рабочей семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище. Даже единственного ребенка рабочая семья там учить не могла.
Остановились на Екатеринбургском духовном училище: в нем самая низкая плата за обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры, снимавшиеся училищем, – эти обстоятельства оказались решающими.
Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов был зачислен в Екатеринбургское духовное училище. Содействие друга семьи понадобилось потому, что духовное училище все-таки было не только, так сказать, профессиональным, но и сословным: готовило главным образом служителей церкви, и учились в нем преимущественно дети духовенства.
По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и современной литературой.
В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов. Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои «кадры»: выбор высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен Дерптским, Варшавским, Томским университетами.
Бажов решил учительствовать в начальной школе в районе, населенном старообрядцами. Свой трудовой путь он начал в глухой уральской деревне Шайдуриха, возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.
В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Богатый запас жизненных впечатлений, образцов народной речи очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.
Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище. И Бажов вернулся туда – теперь уже в качестве преподавателя русского языка. Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят.
В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где до 1914 года вел занятия по русскому языку, а временами – по церковнославянскому и алгебре.
Здесь он знакомиться со своей будущей женой, а на тот момент просто его ученицей, Валентиной Иваницкой, с которой они поженились в 1911 году. Брак был основан на любви и единстве устремлений. Молодая семья жила более содержательной жизнью, чем большинство сослуживцев Бажова, проводивших свободное время за картами. Супруги много читали, бывали в театрах. В их семье родилось семеро детей.
Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В связи с материальными затруднениями супруги переселились в Камышлов, поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в Камышловское духовное училище.
Участвовал в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае.
В 1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты». В это время им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора.
С 1930 г. — в Свердловском книжном издательстве.
В 1937 году Бажова исключили из партии (через год — восстановили). Но тогда, лишившись привычной работы в издательстве, он посвятил всё своё время сказам, и они замерцали в «Малахитовой шкатулке» подлинными уральскими самоцветами.
В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова — сборник сказок «Малахитовая шкатулка», за которую писатель получает Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами.
Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924. Лишь в 1939 были опубликованы наиболее значительные его произведения – сборник сказов «Малахитовая шкатулка», получившая в 1943 году Государственную премию СССР, и автобиографическая повесть о детстве «Зеленая кобылка». В дальнейшем Бажов пополняет «Малахитовую шкатулку» новыми сказами: «Ключ-камень» (1942), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» и другими. Его поздние произведения можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков (наличие вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой), но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» – устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.
Произведения Бажова, восходящие к уральским «тайным сказам» — устным преданиям горнорабочих и старателей, сочетают реально-бытовой и фантастические элементы. Сказы, впитавшие сюжетные мотивы, колоритный язык народных преданий и народной мудрости, воплотили философские и этические идеи современности.
Над сборником сказов «Малахитовая шкатулка» он работал с 1936 года до последних дней своей жизни. Впервые отдельным изданием он вышел в 1939 году. Затем из года в год «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми сказами.
Сказы «Малахитовой шкатулки» — своеобразная историческая проза, в которой через личность уральских рабочих воссоздаются события и факты истории Среднего Урала XVIII-XIX вв. Сказы живут как эстетическое явление благодаря завершенной системе реалистических, фантастических и полуфантастических образов и богатейшей нравственно-гуманистической проблематике (темы труда, творческих поисков, любви, верности, свободы от власти золота и др.).
Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу «Малахитовая шкатулка», которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».
Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода.
Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению.
Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге.
Сказы
Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.
Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.
Еще мальчишкой он впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы.
Хорошими рассказчиками были сысертские старики – лучшими из них был Василий Хмелин, он в то время работал сторожем дровяных складов при Полевском заводе, и у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке. Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.
Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ» –это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика – дедушки Слышко – причастного к событиям; он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок.
Называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов.
Главная тема бажовских сказов — простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира.
Один из самых ярких образов такого рода — Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа «Малахитовая шкатулка». Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант — и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок.
Произведения зрелого Бажова можно определить как «сказы» не только в силу их формальных жанровых признаков и наличия вымышленного рассказчика с индивидуальной речевой характеристикой, но и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» — устным преданиям горнорабочих и старателей, отличающимся сочетанием реально-бытовых и сказочных элементов.
Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и народную мудрость. Однако Бажов — не фольклорист-обработчик, а самостоятельный художник, использовавший знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей.
Рассказывая об искусстве уральских умельцев, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы — об истинной нравственности, о духовной красоте и достоинстве трудового человека.
Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою. Бажов сумел придать фантастическим персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой сложной психологией.
Сказы Бажова — пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного языка, Бажов избегал злоупотребления местными речениями, псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение Бажова).
Сказы П.П.Бажова очень красочны и живописны. Цвет у него выдержан в духе народной живописи, народной уральской вышивки — цельный, густой, спелый. Цветовое богатство сказов не случайно. Оно порождено красотой русской природы, красотой Урала. Писатель в своих произведениях щедро использовал все возможности русского слова, чтобы передать многообразие цветовой гаммы, ее насыщенность и сочность, столь характерные для уральской природы.
Сказы Павла Петровича – пример мастерского использования народного языка. Бережно и в то же время творчески относясь к выразительным возможностям народного слова, Бажов избегал злоупотребления местными речениями и псевдонародного «обыгрывания фонетической неграмотности» (выражение самого писателя).
Сказы Бажова впитали сюжетные мотивы, фантастические образы, колорит, язык народных преданий и их народную мудрость. Однако автор не является просто фольклористом-обработчиком, он самостоятельный художник, использующий великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для воплощения философских и этических идей. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта и характерные для него социальные противоречия, Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества. Фантастические персонажи сказов олицетворяют стихийные силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистиым душою. Бажов сумел придать своим фантастическим персонажам (Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка и др.) необыкновенную поэтичность и наделил их тонкой и сложной психологией.
Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.
Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.
Урал
Урал – «редчайшее место и по мастерам и по красоте». Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь, на Урале, веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.
С детства нравились ему люди, легенды, сказки и песни родного Урала.
Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала — этой колыбели русской металлургии. Дед и прадед писателя были рабочими и всю жизнь провели у медеплавильных печей на уральских заводах.
В силу историко-экономических особенностей Урала быт заводских поселков был весьма своеобразным. Здесь, как и всюду, рабочие едва сводили концы с концами, были бесправны. Но, в отличие от других промышленных районов страны, Урал характеризовался значительно более низкими заработками мастеровых. Здесь существовала дополнительная зависимость рабочих от предприятия. Бесплатное пользование землей заводчики представляли как компенсацию пониженной зарплаты.
Старые рабочие, «бывальцы», являлись хранителями народных горняцких легенд и поверий. Они были не только своего рода «народными поэтами», но и своеобразными «историками».
Сама уральская земля рождала легенды и сказки. П.П.Бажов учился видеть и понимать богатство и красоту горного Урала.
Архетипичность образов
Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
Великий Полоз — ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей.
Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге.
Огневушка-Поскакушка — танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом).
Биография
Бажов родился 15 (27) января 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра Бажева (изначальная фамилия). В детстве жил в Сысерти и Полевском. В числе лучших учеников окончил заводскую школу, затем — Екатеринбургское духовное училище, где учился с 10 до 14 лет, затем в 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию. Работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова, во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. Женился на своей ученице, Валентине Александровне (в девичестве — Иваницкой), в семье родилось четверо детей.
До 1917 года был членом партии эсеров. В Гражданскую войну, в конце апреля — начале мая 1918 года, прибыл в Семипалатинскую губернию, а в июне 1918 года — в город Усть-Каменогорск (Казахстан). Сразу же включился в работу по организации подполья и единой тактики сопротивления в случае падения советской власти в области и уезде. После переворота в Усть-Каменогорске, устроенного 10 июня 1918 года подпольной организацией «Щит и престол» при поддержке казаков, Бажов затаился до конца года в своей страховой конторе, временно прекратив деятельность. Летом и осенью 1918 года он ещё пытался наладить оперативную связь с оставшимися большевиками, но лишь в январе 1919 года, после получения информации о плачевном положении зыряновских подпольщиков, возобновил свою деятельность по координации подполья. Отношение к подготовке восстания в Усть-Каменогорской тюрьме (30 июня 1919 года) у Бажова было двояким, так как он сомневался в связи между партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной Повстанческой Армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. После проведения схода командиров краснопартизанских отрядов в ноябре 1919 года в с. Васильевка ему удалось объединить их в одну ударную силу. После установления советской власти в Усть-Каменогорске (15 декабря 1919 года) и вступления в город повстанческой крестьянской армии Козыря и рот из объединённого отряда «Красных горных орлов», Бажов, выйдя из подполья, стал организовывать новый Совдеп. Какое-то время сохранялось двоевластие: в Народном Доме заседал новый Усть-Каменогорский Совдеп, а в бывшем управлении 3-го отдела Сибирского казачьего войска был штаб армии Козыря. После передачи информации в Семипалатинск, во второй половине января 1920 года в Усть-Каменогорск прислали сразу три полка регулярных сил Красной Армии. Козыревская армия рассеялась фактически без боя, сам он бежал. Именно Бажов, действовавший тогда под псевдонимом Бахеев / Бахмехьев, организовал подавление подготовки восстания во главе с Козырем.
Во вновь образованном Ревкоме Бажов занял скромный пост заведующего управлением народного образования, также заведовал профбюро. Попутно он становится редактором, а по существу организатором, выпускающим и метранпажем газеты. Одновременно ему вменяется в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создаёт учительские курсы, организует школы по ликвидации неграмотности, принимает участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости посылается 87 учителей, подготовленных с его участием. 10 августа 1920 года под руководством Бажова и Н. Г. Калашникова в городе прошёл Первый уездный съезд Советов. Осенью 1920 года Бажов возглавил продотряд на должности особоуполномоченным упродкома по продразвёрстке. Осенью 1921 года он перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов.
В конце 1921 года Бажов вследствие тяжёлого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвращается на родной Урал, в город Камышлов (основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака), где продолжает журналистскую и литературную деятельность, пишет книги по истории Урала, собирает фольклорные записи. Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. В 1923—1931 работал в областной «Крестьянской газете».
В 1936 году в журнале был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка», а в 1939 году вышло первое издание уральских сказов — «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами.
Ещё в 1918 году П. П. Бажов вступил в РКП(б). В сложный период 1930-х годов его дважды исключали из партии (в 1933 и 1937 годах), но оба раза спустя год восстанавливали.
С 1940 года Бажов возглавлял Свердловскую писательскую организацию.
Депутат ВС СССР 2—3 созывов с 1946 года.
Скончался Бажов 3 декабря 1950 года в Москве. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.