Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие). — ISBN 5-244-00241-4
- Том 1. — 1994. — 797, [2] с., ил. — (Философское наследие, том 122). — ISBN 5-244-00248-1
- Том 2. — 1996. — 877, [2] с., ил. — (Философское наследие, том 124). — ISBN 5-244-00251-1
- Том 3 (1). — 2000. — 621, [1] с., ил. — (Философское наследие, том 128). — ISBN 5-244-00916-8
- Том 3 (2). — 2000. — 623, [1] с., ил. — (Философское наследие, том 129). — ISBN 5-244-00930-3
- Том 4 : Письма с Дальнего Востока и Соловков. — 1998. — 795, [1] с., ил. — (Философское наследие, том 127). — ISBN 5-244-00828-5
Собрание сочинений : Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2000. — (Философское наследие, том 131). — 446, [1] с., ил. — ISBN 5-244-00955-9
Собрание сочинений : Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2004. — (Философское наследие, том 133). — 685, [1] с., ил. — ISBN 5-244-01005-0
Том 1. — 1994. — 797, [2] с., ил. — (Философское наследие, том 122)
В первый том Сочинений П. А. Флоренского (1882—1937), выдающегося русского мыслителя, философа и богослова, включены работы 1903—1909 гг., представляющие различные стороны его уникального по своей широте и глубине дарования. Публикуемые философские, математические, богословские, житийные и литературно-критические материалы позволяют ввести в научный и культурный оборот работы, давно ставшие библиографической редкостью. Значительная часть произведений печатается по рукописям автора, а также сверялась по исправленному самим П. А. Флоренским сборнику «Опыты I. 1903—1910».
СОДЕРЖАНИЕ
Игумен Андроник (А. С. Трубачев). Жизнь и судьба.. 3
Флоренский П. А. [Автореферат].. 37
О суеверии и чуде.. 44
Об одной предпосылке мировоззрения.. 70
О символах бесконечности.. 79
Спиритизм, как антихристианство.. 129
Эмпирея и Эмпирия.. 146
О цели и смысле прогресса.. 196
К почести вышняго звания (черты характера архим. Серапиона Машкина).. 205
Хронологическая схема жизни о. Архимандрита Серапиона (Машкина).. 227
Гамлет.. 250
О типах возрастания.. 281
Понятие Церкви в Священном Писании.. 318
Антоний романа и Антоний предания.. 490
Вопросы религиозного самопознания.. 528
Догматизм и догматика.. 550
Соль земли.. 571
Православие.. 638
Несколько замечаний к собранию частушек Костромской губернии Нерехтского уезда.. 663
От переводчика. [Вступительная статья к переводу: И. Кант. Физическая монадология].. 682
Предисловие к статье А. В. Ельчанинова «Мистицизм М. М. Сперанского».. 687
Плач Богоматери.. 690
«Золото в лазури» Андрея Белого. Критическ[ая] статья.. 695
Примечания.. 701
Указатель имен.. 762
Предметный указатель.. 768
Том 2. — 1996. — 877, [2] с., ил. — (Философское наследие, том 124)
Настоящий том содержит сочинения свящ. Павла Флоренского, написанные им в 1909—1933 гг. Это сочинения по различным областям науки (философии, математике, грамматике, астрономии и др.), искусству, богословские работы („Не восхищение непщева“, „Отзыв о сочинении А. Туберовского „Воскресение Христово““, „Иконостас“, „Записка о православии“, „Записка о старообрядчестве“) — и все эти произведения взаимосвязаны, они являют нам единство знания.
Значительная часть работ печатается по рукописям из Архива свящ. Павла Флоренского. В томе читатель найдет примечания, указатель имен и предметный указатель.
СОДЕРЖАНИЕ
Космологические антиномии Иммануила Канта.. 3
Пределы гносеологии (Основная антиномия теории знания).. 34
Первые шаги философии.. 61
Разум и диалектика.. 131
«Не восхищение непщева».. 143
Приветственная речь на юбилейном чествовании А. И. Введенского.. 189
Отзыв о сочинении А. Туберовского «Воскресение Христово».. 192
Около Хомякова.. 278
Памяти Феодора Дмитриевича Самарина.. 337
Памяти Владимира Францевича Эрна.. 346
Троице-Сергиева Лавра и Россия.. 352
Храмовое действо как синтез искусств.. 370
Моленные иконы Преподобного Сергия.. 383
Письмо А. С. Мамонтовой.. 409
Письмо Н. П. Киселеву.. 411
Небесные знамения (Размышление о символике цветов).. 414
Иконостас.. 419
О реализме.. 527
Предисловие к книге Н. Я. Симонович-Ефимовой «Записки петрушечника» (ГИЗ, 1925).. 532
Записка о православии.. 537
Записка о христианстве и культуре.. 547
Записка о старообрядчестве.. 560
Symbolarium (Словарь символов).. 564
Рассуждение на случай кончины отца Алексея Мечева.. 591
Отец Алексей Мечев.. 621
В достохвальный «Ма́ковец».. 628
Из истории неевклидовой геометрии.. 630
Пифагоровы числа.. 632
Предполагаемое государственное устройство в будущем.. 647
[Рецензия:] Новая книга по русской грамматике.. 682
[Рецензия:] Жюль Таннери. — Курс теоретической и практической арифметики.. 689
«Во Христе сапер».. 697
Церковь и богословие.. 699
От юбилейной комиссии Императорской Московской Духовной Академии.. 701
[Рецензия] по поводу книги: Н. М. Соловьев — «Научный» атеизм.. 702
Предисловие к сборнику «Израиль в прошлом, настоящем и будущем».. 705
Предисловие к книге: Из рукописей А. Н. Шмидт.. 708
По поводу «Сочинений» А. Н. Шмидт.. 725
Примечания.. 733
Указатель имен.. 812
Предметный указатель.. 822
Том 3 (1). — 2000. — 621, [1] с., ил. — (Философское наследие, том 128)
В третьем томе Сочинений священника Павла Флоренского впервые публикуется неизвестный до сих пор в полном объеме один из главных трудов философа — «У водоразделов мысли». 1-я часть (М., 1990) существенно дополнена найденными в архиве ученого приложениями, подготовительными материалами и авторскими комментариями; 2-я и 3-я части ранее не издавались.
СОДЕРЖАНИЕ
Игумен Андроник (Трубачев). История создания цикла «У водоразделов мысли».. 5
Часть первая. <ОБРАЗ И СЛОВО>.. 27
I. НА МАКОВЦЕ (из частного письма).. 28
II. ПУТИ И СРЕДОТОЧИЯ (вместо предисловия).. 34
<Приложение 1.> Философская антропология.. 40
<Приложение 2.> Заметки по антропологии.. 44
<Приложение 3.> «Философская антропология — в духе Баадера…».. 45
III. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.. 46
Примечания.. 98
<Приложение 1.> Краткая запись обсуждений доклада П. А. Флоренского «Об обратной перспективе», прочитанного в Византийской секции МИХИМ <29 октября> 1920-го года.. 101
IV. МЫСЛЬ И ЯЗЫК.. 104
1. НАУКА КАК СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.. 104
2. ДИАЛЕКТИКА.. 118
<Приложение.> Диалектика.. 141
3. АНТИНОМИЯ ЯЗЫКА.. 141
4. ТЕРМИН.. 185
<Приложение 1.> Специальный курс с коллоквиумом для студентов 3-го курса Московской Духовной Академии. Из истории философской терминологии.. 210
<Приложение 2. Запись пропорции на полях «Спецкурса»>.. 211
<Приложение 3. Записка из подготовительных материалов>.. 211
<Приложение 4. Ранний план статьи «Термин»>.. 211
<Приложение 5. План статьи «Термин»>.. 212
5. СТРОЕНИЕ СЛОВА.. 212
6. МАГИЧНОСТЬ СЛОВА.. 230
<Приложение. А. Ф. Лосев. Термин «магия» в понимании П. А. Флоренского>.. 249
7. ИМЕСЛАВИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА.. 252
<Приложение 1.> От Редакции. <Предисловие священника Павла Флоренского к книге иеросхимонаха Антония (Булатовича) «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М.: Изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1913).. 287
<Приложение 2. Письмо священника Павла Флоренского иеросхимонаху Антонию (Булатовичу)>.. 295
<Приложение 3. Замечания священника Павла Флоренского на книгу иеросхимонаха Антония (Булатовича) «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М., 1913>.. 296
< Приложение 4. Письмо священника Павла Флоренского Ивану Павловичу Щербову>.. 296
<Приложение 5. Тезисы об Имени Божием из Послания Святейшего Синода от 18 мая 1913 г.>.. 298
<Приложение 6. Примечания священника Павла Флоренского к статье архиепископа Никона> «Великое искушение около святейшего Имени Божия».. 299
<Приложение 7. Примечания священника Павла Флоренского к статье С. Троицкого> «Афонская смута».. 344
<Приложение 8. Священник Павел Флоренский.> Архиепископ Никон — распространитель «ереси».. 348
<Приложение 9. Отрывок из письма священника Павла Флоренского архиепископу Антонию (Храповицкому). 29 декабря 1915 г.>.. 351
<Приложение 10. Священник Павел Флоренский. Проект текста для нового послания об Имени Божием. Ок. 1917 г.>.. 351
<Приложение 11.> Об Имени Божием <1921>.. 352
<Приложение 12. Отрывок письма, написанного священником Павлом Флоренским по просьбе о. архимандрита Давида в ответ на письмо имеславцев с Кавказа. 1923>.. 362
V. ИТОГИ.. 364
<Часть вторая.> ВОПЛОЩЕНИЕ ФОРМЫ (ДЕЙСТВИЕ И ОРУДИЕ).. 373
I. HOMO FABER.. 374
II. ПРОДОЛЖЕНИЕ НАШИХ ЧУВСТВ.. 383
III. ОРГАНОПРОЕКЦИЯ.. 402
IV. СИМВОЛИКА ВИДЕНИЙ.. 422
V. ХОЗЯЙСТВО.. 434
VI. МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ.. 440
<Приложение 1. Священник Павел Флоренский. Окончание лекции «Макрокосм и микрокосм». 1917.IX.21>.. 447
<Приложение 2. П. А. Флоренский.> Письмо Вл. Ив. Вернадскому.. 449
<Часть третья. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ>.. 453
I. <ПОНЯТИЕ ФОРМЫ.> ЦЕЛОЕ.. 454
II. DIVINA SIVE AUREA SECTIO. <ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ>.. 460
III. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПРИМЕНЕНИИ К РАСЧЛЕНЕНИЮ ВРЕМЕНИ. <ЦЕЛОЕ ВО ВРЕМЕНИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ. ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ>.. 469
IV. СМЫСЛ ЗАКОНА ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ. <SIGNATURA NERUM. ФОРМУЛА ФОРМЫ>.. 482
V. РАЗБОР НЕКОТОРЫХ СУЖДЕНИЙ О ЗАКОНЕ ЦЕЙЗИНГА.. 487
<Приложение 1. Целое>.. 493
<Приложение 2.> О золотом сечении античных трагедий.. 497
<Приложение 3.> Расчленение литургии золотыми сечениями.. 498
ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 503
Примечания.. 504
Указатель имен.. 614
Том 3 (2). — 2000. — 623, [1] с., ил. — (Философское наследие, том 129)
В настоящем томе завершается полное издание труда «У водоразделов мысли». Часть предлагаемого текста, за исключением раздела «Имена», публиковалась до 1917 г. Большая же часть не публиковалась вообще.
СОДЕРЖАНИЕ
<Часть четвертая> ИМЯ РОДА (ИСТОРИЯ, РОДОСЛОВИЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ).. 7
ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ (Конспект лекций).. 8
1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА.. 8
2. НАУКА ЕСТЕСТВЕННАЯ.. 8
3. ЗАКОН.. 9
4. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.. 10
5. ЕДИНИЧНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО.. 10
6. ЗАКОН В ИСТОРИЧЕСКОМ.. 11
7. ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО.. 12
8. РЕЗЮМЕ.. 13
9. НАУКОСЛОВИЕ.. 13
<10.> КАК ВОЗМОЖНА ИСТОРИЯ?.. 14
11. ИЗЪЯСНЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО НА ПРИМЕРЕ.. 14
12. ПРИМЕР ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.. 15
13. ДЕЛЕНИЕ НАУК.. 15
14. НОВОЕ, КАК СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ.. 17
15. ΕΡΓΟΝ и ΕΝΕΡΓΕΙΑ.. 18
16. ΕΡΓΟΝ и ΝΟΜΟΣ, ΕΝΕΡΓΕΙΑ и ΙΔΙΟΝ.. 19
17. ВЕЩЬ И ЛИЧНОСТЬ.. 20
18. <50-е ЗАЧАЛО ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ. Рим. 1, 18—27>.. 21
19. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА.. 21
20. ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ И ОБЪЕКТ ПРИРОДЫ.. 22
20. <ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ>.. 23
21. ПОСТОЯНСТВО ПРИРОДЫ И ЖИЗНЬ КУЛЬТУРЫ.. 24
22. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРОЗНАНИЯ.. 25
23. ПРИЧИННЫЕ РЯДЫ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ — В ИСТОРИИ.. 27
ГЕНЕАЛОГИЯ.. 28
КАК ЕЮ ЗАНИМАТЬСЯ?.. 33
ИДИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО.. 36
РОДОСЛОВНАЯ С ГЕРБАМИ.. 38
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО.. 39
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ СХЕМАХ.. 50
СВЯЗЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СХЕМЫ С ВОПРОСАМИ ПОЗНАНИЯ.. 54
ОБЩЕЕ ПОСТРОЕНИЕ <КУРСА>.. 63
<Приложение.> Заметка об историческом познании.. 65
<Часть пятая. ИДЕАЛИЗМ>.. 67
СМЫСЛ ИДЕАЛИЗМА (МЕТАФИЗИКА РОДА И ЛИКА).. 68
I. <ЧТО́ ТАКОЕ ПЛАТОНИЗМ?>.. 68
II. <УЧЕНИЕ О РОДАХ И ВИДАХ, ИЛИ ВОПРОС ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ>.. 71
III. <КАК ВОЗМОЖНО ПОЗНАНИЕ>.. 73
IV. <«ВВЕДЕНИЕ» ПОРФИРИЯ К «КАТЕГОРИЯМ» АРИСТОТЕЛЯ>.. 76
<V. АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОРФИРИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ>.. 80
VI. <В ЧЕМ ПАФОС УСТРЕМЛЕНИЯ К РЕАЛИЗМУ И В ЧЕМ ПАФОС УСТРЕМЛЕНИЯ К ТЕРМИНИЗМУ?>.. 83
VII. <ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБРАЗЫ ДВИЖЕНИЯ>.. 91
VIII. <ПРОБЛЕМА ПОРТРЕТА>.. 94
IX. <ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ЧЕТЫРЕХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ>.. 98
X. <ТВОРЧЕСТВО ПИКАССО — ПРИМЕР НАСИЛЬСТВЕННОГО ПЕРЕХОДА К ИСКУССТВЕННЫМ, ЛОЖНЫМ ФОРМАМ СОЗЕРЦАНИЯ>.. 100
XI. <ЧТО ЗНАЧИТ ВИДЕТЬ ИДЕЮ? — СИНТЕТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ РЕЛИГИЙ>.. 103
XII. <ЧТО ЕСТЬ РОД ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ДЛЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА>.. 116
XIII. <РОД И РОДИЧИ).. 118
XIV. <ИДЕАЛИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ЛИКА>.. 125
XV. <ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ИММАНЕНТНОЕ>.. 134
XVI. <НЕБЕСНОЕ СЕМЯ (ГЕНИТУРА) И ИЕРАРХИЯ ГОРНИХ СУЩНОСТЕЙ>.. 136
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА (ФИЛОСОФИЯ НАРОДОВ).. 145
<Часть шестая.> ИМЕНА. МЕТАФИЗИКА ИМЕН В ИСТОРИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ. ИМЯ И ЛИЧНОСТЬ.. 169
ИМЕНА (ОНОМАТОЛОГИЯ).. 171
I. <ИМЕНА В ТВОРЧЕСТВЕ П. МЕРИМЕ, Г. ФЛОБЕРА, Э. ЗОЛЯ, О. БАЛЬЗАКА, В. ГЮГО, Н. ГИЛЯРОВА-ПЛАТОНОВА>.. 171
II. <ИМЕНА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА. МАРИУЛА>.. 174
III. <ИМЕНА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ>.. 181
IV. <ИМЕНА В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ>.. 184
V. <ПОПЫТКА РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ПРЕДСТАВИТЬ ИМЕНА КАК МНИМЫЕ ОБОБЩЕНИЯ>.. 186
VI. <ИМЯ И СВЯТОЙ>.. 187
VII. <ИМЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ>.. 189
VIII. <ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИМЕН. ЕКАТЕРИНА II И КАТЕРИНЫ XVIII ВЕКА. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ>.. 192
IX. <ОБЪЕКТИВНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИМЕН>.. 195
X. <ИМЕНА КАК ЗНАМЕНИЯ>.. 197
XI. <ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ИМЕН. ИАКОВ. ВАРФОЛОМЕЙ>.. 199
XII. <ИМЯ И ЛИЧНОСТЬ. СЛУЧАЙ ИЗ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ИМЯ И «Я»>.. 205
XIII. <ИМЯ КАК ТИП ЛИЧНОСТИ>.. 210
XIV. <ИМЯ КАК ИНВАРИАНТ ЛИЧНОСТИ>.. 211
XV. <ИМЯ КАК АРХЕТИП ДУХОВНОГО СТРОЕНИЯ И ПРОИЗВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ>.. 216
XVI. <ИМЕНА КАК ОРУДИЕ ПОЗНАНИЯ>.. 218
XVII. <ИМЕНА КАК ОРУДИЕ ПОЗНАНИЯ>.. 221
XVIII. <ИМЯ И СВОБОДА ЛИЧНОСТИ>.. 224
XIX. <ЖИЗНЬ ИМЕНИ. ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ. СЕМЕМА, МОРФЕМА, ФОНЕМА ИМЕНИ>.. 226
XX. <ФОРМЫ БЫТИЯ ИМЕНИ: ЦЕРКОВНАЯ, ПРИНИЖЕННАЯ, УМЕНЬШИТЕЛЬНАЯ. ИОАНН—ИВАН—JWAN>.. 227
XXI. <ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ИМЕНИ ЛИЧНОГО С ОТЧЕСТВОМ, ФАМИЛИЕЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИМЕНАМИ, ПРОЗВИЩЕМ, НОВЫМ ИМЕНЕМ В ПЕРЕИМЕНОВАНИИ>.. 229
XXII. (МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ — ИНТУИТИВНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ИДЕАЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ ИМЕН>.. 232
<СЛОВАРЬ ИМЕН>.. 235
I. АЛЕКСАНДР.. 235
II. АЛЕКСАНДРА.. 238
III. АЛЕКСЕЙ.. 241
IV. АННА.. 246
V. Василий.. 249
VI. СОФИЯ.. 253
VII. ВЛАДИМИР.. 259
VIII. ОЛЬГА.. 265
IX. КОНСТАНТИН.. 272
X. ЕЛЕНА.. 276
XI. НИКОЛАЙ.. 281
XII. ЕКАТЕРИНА.. 288
XIII. ДМИТРИЙ.. 294
XIV. ВАРВАР.. 301
XV. ПАВЕЛ.. 306
XVI. ЛЮДМИЛА.. 323
XVII. ВЕРА.. 327
XVIII. МИХАИЛ.. 329
<Приложение 1. Из письма священника Павла Флоренского Вл. А. Кожевникову от 29 июня—12 июля 1912 г.>.. 333
<Приложение 2. Заметки и подготовительные материалы к разделу «Ономатология»>.. 334
<Приложение 3. Из записей бесед Н. Я. Симонович-Ефимовой со священником Павлом Флоренским>.. 355
<Приложение 4. Из письма П. А. Флоренского к семье из Соловецкого лагеря от 8—10.4.1936 г.>.. 357
<Часть седьмая.> ОБ ОРИЕНТИРОВКЕ В ФИЛОСОФИИ (ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕЧУВСТВИЕ).. 359
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЧТЕНИЙ 1921—1922 УЧ. ГОДА В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ э.-о. ПРОФ. СВЯЩЕННИКА П. А. ФЛОРЕНСКОГО «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ».. 360
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ К ЛЕКЦИЯМ.. 362
ЗНАМЕНИЯ ЭПОХИ.. 362
ОБ ОНТОЛОГИЧНОСТИ. К ЛЕКЦИЯМ.. 368
ХРИСТИАНСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ.. 384
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ.. 386
<1-я ЛЕКЦИЯ. О ХРИСТИАНСКОМ МИРОПОНИМАНИИ>.. 386
<2-я ЛЕКЦИЯ.> СОВРЕМЕННОЕ И ЦЕРКОВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ, ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ.. 387
<3-я ЛЕКЦИЯ. ПЕРЕЛОМ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ. СЛОЖНОСТЬ БЫТИЯ. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ.> О ЗНАМЕНИЯХ ЭПОХИ.. 392
<4-я ЛЕКЦИЯ.> СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ КАНТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. РАСЩЕПЛЕНИЕ БЫТИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ. ТЕОРИЯ ЧИСТЫХ ЛИНИЙ. ТЕОРИЯ МУТАЦИЙ. АНТИНОМИЧНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.. 398
<5-я ЛЕКЦИЯ.> ТОЖДЕСТВО КРАЙНЕГО СПИРИТУАЛИЗМА И МАТЕРИАЛИЗМА.. 405
<6-я ЛЕКЦИЯ.> СВЯЗАННОСТЬ БЫТИЯ. ВЛИЯНИЕ ДУШЕВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ НА ФИЗИОЛОГИЮ И ОБРАТНО — ВНЕШНИХ СОСТОЯНИЙ ТЕЛА НА ДУШУ.. 408
<7-я ЛЕКЦИЯ.> ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОСТИ. ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ. НЕВРАСТЕНИЯ. ИСТЕРИЯ. УЧЕНИЕ О ДУХОВНОЙ КОНСТИТУЦИИ. ТАЙНЫЕ НАУКИ.. 416
<8-я ЛЕКЦИЯ.> ОККУЛЬТИЗМ. СТИГМАТИЗАЦИЯ. ДУШЕВНЫЕ ТЕЛА. ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.. 421
<9-я ЛЕКЦИЯ.> ИНСПИРАЦИЯ. ТЕЛЕПАТИЯ. ПРЕМИРНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.. 427
<10-я ЛЕКЦИЯ. ПОЗИТИВИЗМ. ИДЕОЛОГИЗМ ВОЗРОЖДЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. САКРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ>.. 434
<11-я ЛЕКЦИЯ. ТРИ СИЛЫ, ОБРАЗУЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ: ОРУДИЕ, ПОНЯТИЯ, СВЯТЫНИ>.. 439
<12-я ЛЕКЦИЯ. ЕДИНСТВО КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ. ЕВХАРИСТИЯ. ОБЩЕЕ И ЕДИНИЧНОЕ. ИСТОРИЯ — ЕСТЬ ТИПОЛОГИЯ>.. 441
< 13-я ЛЕКЦИЯ. ДВА ПУТИ МЫСЛИ: ВОЗРОЖДЕНСКИЙ И СРЕДНЕВЕКОВЫЙ>.. 448
<Приложение к 13-й лекции>.. 454
<14-я ЛЕКЦИЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ — РУССКИЙ ДАНТЕ И НАЧАЛО РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ>.. 456
< 15-я ЛЕКЦИЯ.> [АРХИМАНДРИТ ФЕО<ДОР> БУХАРЕВ] — КОНЕЦ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И НАЧАЛО НОВОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. 3/16-XI.. 457
<16-я ЛЕКЦИЯ. ОБ ОРИЕНТИРОВАНИИ НА ХРИСТЕ. ВОЗРОЖДЕНСКАЯ ЭПОХА — ВОЗРОЖДЕНИЕ ФАРИСЕЙСТВА. НАТУРАЛИЗМ И ГУМАНИЗМ — АВТОНОМИЯ ОТ БОГА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА>.. 457
<Приложение.> К лекции от 4/XI-21 г. Ответы на частные вопросы.. 461
<17-я ЛЕКЦИЯ. ФИЛОСОФИЯ КАНТА — ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВОЗРОЖДЕНСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОТЕСТАНТИЗМА. ИИСУС ХРИСТОС, ПРИШЕДШИЙ ВО ПЛОТИ — СРЕДОТОЧИЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ, ЦЕНТР БЫТИЯ. ИДЕЯ СПАСЕНИЯ — ГЛАВНАЯ В ХРИСТИАНСТВЕ>.. 464
<18-я ЛЕКЦИЯ.> ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ФИЛОСОФИЕЙ И НАУКОЙ.. 471
<19-я ЛЕКЦИЯ. ВОПРОС О СИМВОЛЕ. ОБ ИКОНЕ И ИКОНОПОЧИТАНИИ. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА>.. 477
<20-я ЛЕКЦИЯ. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ИЛЛЮЗИОНИЗМ>.. 484
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОСЛЕ ВСЕГО КУРСА, КОТОРОГО ЗАКОНЧИТЬ НЕ ПРИШЛОСЬ.. 485
<Приложение к 20-й лекции и Общему заключению>.. 486
<Приложение 1 к курсу лекций. Запись беседы священника Василия Надеждина, А. Н. Соколова и неизвестного автора записи со священником Павлом Флоренским в ноябре 1921 г.).. 487
<Приложение 2 к курсу лекций. Из записной книжки священника Василия Надеждина от 4/17.XI 1921 г.).. 488
<Часть восьмая.> ЗЕМЛЯ И НЕБО (ФИЛОСОФИЯ, АСТРОЛОГИЯ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ).. 489
НЕБО И ЗЕМЛЯ (ОТРЫВОЧНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ АСТРОЛОГИИ).. 490
<Приложение.> Гармония сфер.. 490
<Часть девятая.> СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА.. 493
СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА.. 494
ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ.. 496
Примечания.. 497
Указатель имен.. 554
Предметный указатель.. 559
Том 4 : Письма с Дальнего Востока и Соловков. — 1998. — 795, [1] с., ил. — (Философское наследие, том 127)
В настоящий том вошло полное собрание сохранившихся писем свящ. Павла Флоренского, написанных им из мест заключения.
Эта часть эпистолярного наследия мыслителя представляет собой на редкость цельное и завершенное произведение, последнее и, пожалуй, единственное, где во всей полноте и многогранности предстает философ и богослов, ученый и человек…
Все письма публикуются полностью впервые.
СОДЕРЖАНИЕ
П. В. Флоренский, Л. И. Олексенко. «…И мои мысли пусть развиваются в вас…».. 5
ПИСЬМА С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.. 25
1933 год
V.23. А. М. Флоренской. Москва, Лубянка.. 27
VII.11. А. М. Флоренской. Москва, Лубянка.. 27
VIII.18. А. М. Флоренской. Свердловск, дом заключения.. 27
VIII.18. О. П. Флоренской. Свердловск, дом заключения.. 28
IX.9. М. П. Флоренской. Ст. Зима.. 29
IX.23. А. М. Флоренской. Чита.. 30
IX.23. О. П. Флоренской. Чита.. 30
X.З. А. М. Флоренской. Ксениевская.. 31
X.6. А. М. Флоренской. Ксениевская.. 31
X.13—14. О. П. Флоренской и Оле Флоренской. Ксениевская.. 34
X.16. Академику В. И. Вернадскому. Ксениевская.. 35
XI.12—17. А. М. Флоренской и детям. Ксениевская.. 36
XI.23—28. А. М. Флоренской и детям. Ксениевская.. 43
XII.6—11. А. М. Флоренской и детям. Свободный.. 51
XII.18—21. О. П. Флоренской. Свободный.. 55
XII.19. В УРО. Свободный.. 56
XII. 23—29. А. М. Флоренской и детям. Свободный.. 56
1934 год
I.1—2. О. П. Флоренской (для Васи).. 61
I.7. А. М. Флоренской. Свободный.. 62
I.17—24. А. М. Флоренской и детям. Свободный.. 63
I.26. М. П. Флоренскому. Свободный.. 72
I.26. О. П. Флоренской. Свободный.. 73
II.6. О. П. Флоренской (для Васи). Свободный.. 73
II.12—16. А. М. Флоренской и детям. Свободный.. 74
II.18. А. М. Флоренской. Почтовый перевод. Сковородино.. 80
II.18. А. М. Флоренской. Сковородино.. 80
[Конец II.] Начальнику Строительства БАМЛАГ ОГПУ.. 81
III.1—3. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 82
III.12. О. П. Флоренской. Сковородино.. 90
III.20. О. П. Флоренской. Сковородино.. 91
III.18—23. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 92
III.23—24. А. М. Флоренской. Сковородино.. 101
III.30—IV.2. А. М. Флоренской. Сковородино.. 103
IV.8. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 105
IV.8. О. П. Флоренской. Сковородино.. 114
IV.24—25. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 115
V.9—11. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 120
V.23. А. М. Флоренской. Сковородино.. 126
V.26. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 127
V.28—29. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 129
VI.7. О. П. Флоренской. Сковородино.. 131
VI.12. К. П. Флоренскому. Сковородино.. 132
VI.20. О. П. Флоренской. Сковородино.. 132
VII.2. О. П. Флоренской. Сковородино.. 133
VII.2. Н. П. Гиацинтовой. Сковородино.. 134
VII.23. А. В. Гиацинтовой. Сковородино.. 134
[VII. Оле Флоренской. Сковородино].. 135
ПИСЬМА С СОЛОВКОВ.. 137
1934 год
[№ 0.] Х.13. О. П. Флоренской. Кемь.. 139
[№ 1.] Х.24. А. М. Флоренской.. 140
[№ 2.] XI.5—7. А. М. Флоренской и детям.. 141
[№ 3.] XI.26—XII.7—12. А. М. Флоренской и детям.. 146
[№ 4.] XII.13—15. О. П. Флоренской и детям.. 151
[№ 5.] XII.16—19. М. П. Флоренской и детям.. 156
1935 год
№ 6. I.2—7. А. М. Флоренской и детям.. 161
№ 7. I.14—19. О. П. Флоренской и Василию.. 167
№ 8. I.24—25. А. М. Флоренской и Кириллу.. 171
№ 8[а]. I.22—II.4. А. М. Флоренской и детям.. 172
№ 8[б]. II.8—18. А. М. Флоренской и детям.. 178
№ 9. II.22—24. А. М. Флоренской и детям.. 183
№ 10. III.3—7. А. М. Флоренской и детям.. 188
№ 12. III.13—16. О. П. Флоренской и детям.. 196
№ 15. IV.6—12. О. П. Флоренской и детям.. 202
№ 16. IV.22—23. А. М. Флоренской и детям.. 210
№ 17. IV.27—V.13. А. М. Флоренской и детям.. 217
№ 18. V.16—23. О. П. Флоренской и детям.. 225
№ 19. V.25. А. М. Флоренской и детям.. 231
№ 20. V.27—VI.6. А. М. Флоренской и детям.. 235
№ 21. VI.13—17. А. М. Флоренской и детям.. 240
№ 22. VI.21—22. А. М. Флоренской и детям.. 246
№ 23. VI.23—VII.6. О. П. Флоренской и детям.. 253
№ 24. VII.12—21. А. М. Флоренской и детям.. 257
№ 25. VII.24—25. А. М. Флоренской и детям.. 266
№ 26. VIII.1—5. А. М. Флоренской и детям.. 270
№ 27. VIII.12—15. А. М. Флоренской и детям.. 275
№ 28. VIII.21—23. А. М. Флоренской и детям.. 281
№ 29. IX.5—8. А. М. Флоренской и детям.. 287
№ 30. IX.16. О. П. Флоренской и детям.. 294
№ 31. IX.24—25. А. М. Флоренской и детям.. 300
№ 32. IX.30—Х.3. А. М. Флоренской и детям.. 304
№ 35. XI.1—4. А. М. Флоренской и детям.. 308
№ 37. XI.15—18. О. П. Флоренской и детям.. 314
№ 38. XI.19—24. А. М. Флоренской и детям.. 319
[№ 39.] XI.29—30. А. М. Флоренской и детям.. 326
№ 40. XII.5—11. А. М. Флоренской и детям.. 332
№ 40[а]. XI.30—XII.7. А. М. Флоренской и детям.. 338
№ 41. XII.16—22. А. М. Флоренской и детям.. 343
№ 42. XII.24—25. О. П. Флоренской, Кириллу и Наташе.. 349
1936 год
№ 43. I.1—5. А. М. Флоренской и детям.. 352
№ 44. I.7—13. А. М. Флоренской и детям.. 358
№ 45. I.16—21. А. М. Флоренской и детям.. 364
[№ 46.] б/д О. П. Флоренской, Кириллу и Наташе.. 372
№ 47. I. А. М. Флоренской и детям.. 373
№ 48. II.7—13. А. М. Флоренской и детям.. 380
№ 49. II.17—21. О. П. Флоренской, Василию и Наташе.. 387
№ 50. II.21—25. А. М. Флоренской и детям.. 392
№ 51. II.29—III.1. А. М. Флоренской и детям.. 397
№ 52. III.10—14. А. М. Флоренской и детям.. 404
№ 53. III.24—25. О. П. Флоренской и детям.. 411
№ 54. III.21—25. А. М. Флоренской и детям.. 416
№ 55. IV.3. А. М. Флоренской, Кириллу (для В. И. Вернадского).. 423
№ 56. IV.8—10. А. М. Флоренской и детям.. 431
№ 57. IV.17—20. А. М. Флоренской, детям и М. В. Юдиной.. 439
№ 58. IV.21—25. О. П. Флоренской и детям.. 448
№ 59. IV.27—V.4. А. М. Флоренской и детям.. 454
№ 60. V.8—16. А. М. Флоренской и детям.. 462
№ 61. V.22—23. А. М. Флоренской и детям.. 472
№ 62. V.24. О. П. Флоренской и детям.. 479
№ 63. V.31—VI.5. А. М. Флоренской и детям.. 482
№ 64. б/д А. М. Флоренской и детям.. 488
№ 65. VI.24—25. О. П. Флоренской и детям.. 495
№ 66. VII.4—5. А. М. Флоренской и детям.. 500
№ 67. VII.7—9. А. М. Флоренской и детям.. 508
№ 68. VII.20—23. А. М. Флоренской и детям.. 513
№ 69. VII.25. А. М. Флоренской и детям.. 519
№ 70. VII.28—VIII.7. А. М. Флоренской и детям.. 525
№ 71. VIII.13—14. А. М. и О. П. Флоренским и детям.. 531
№ 72. VIII.18—IX.3. А. М. Флоренской и детям.. 538
№ 73. VIII.25—IX.18. А. М. Флоренской и детям.. 543
№ 74. IX.20—23. А. М. Флоренской и детям.. 548
№ 75. Х.11—17. А. М. Флоренской и детям.. 559
№ 76. Х.12—19. О. П. Флоренской и детям.. 568
№ 77. Х.23. А. М. Флоренской и детям.. 574
№ 78. Х.29—30. А. М. Флоренской, детям и С. И. Огневой.. 582
№ 79. XI.11—14. А. М. Флоренской и детям.. 589
№ 81. XI.22—24. А. М. Флоренской и детям.. 598
№ 82. XI.25—XII.6. А. М. Флоренской и детям.. 603
№ 83. XII.10—11. А. М. Флоренской и детям.. 610
№ 84. XII.18—21. А. М. Флоренской и детям.. 617
№ 85. XII.23—24. О. П. Флоренской и детям.. 624
1937 год
№ 86. I.3—4. А. М. Флоренской и детям.. 628
№ 87. I.7—15. А. М. Флоренской и детям.. 638
№ 88. I.16—18. О. П. Флоренской и детям.. 645
№ 90. II.5. А. М. Флоренской и детям.. 652
№ 91. II.13. А. М. Флоренской, детям и Наташе.. 661
№ 92. II.20—21. О. П. Флоренской, Ю. А. Флоренской, Кириллу.. 669
№ 93. II.22—23. А. М. Флоренской и детям.. 673
[№ 95.] III.20—21. А. М. Флоренской и детям.. 679
№ 96. III.23. О. П. Флоренской и детям.. 685
№ 97. IV.4. А. М. Флоренской и детям.. 689
№ 98. IV.20. А. М. Флоренской, О. П. Флоренской, детям.. 694
№ 99. V.11—13. А. М. Флоренской и детям.. 700
№ 101. VI.3—5. А. М. Флоренской и детям.. 705
№ 103. VI.18—20. А. М. Флоренской и детям.. 711
ПРИМЕЧАНИЯ, УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 718
Примечания.. 719
Указатель имен.. 781
Собрание сочинений : Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2000. — (Философское наследие, том 131). — 446, [1] с., ил.
В настоящий том «Философского наследия» включены статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии, не вошедшие в Сочинения Флоренского в четырех томах. Значительная часть работ публикуется впервые.
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
В 1994—1999 гг. издательство «Мысль» осуществило издание Сочинений священника Павла Флоренского в четырех томах. Согласно первоначальному плану, предполагалось издать: т. 1 — работы 1903—1909 гг.; т. 2—работы 1909—1933 гг.; т. 3 — «Столп и утверждение Истины»; т. 4—«У водоразделов мысли». В ходе подготовки издания этот план претерпел некоторые изменения: т. 3, кн. 1 и 2 — «У водоразделов мысли», т. 4 — «Письма с Дальнего Востока и Соловков». Такое решение диктовалось тем, что потребность в книге «Столп и утверждение Истины» была в какой-то мере удовлетворена изданием 1990 г. (М.: Правда), а письма отца Павла из лагерей в большей своей части оставались неизданными.
Теперь, когда издательство «Мысль» предложило продолжить публикацию работ священника Павла Флоренского, естественно встал вопрос о построении новой серии. Напомним, что сам отец Павел 18 сентября 1919 г. составил такой «приблизительный проспект» своего Собрания сочинений*:
- т. 1 Черты отрицательной философии (статьи философско-математические)
- т. 2 Об особых точках плоских кривых, как местах нарушения их прерывности
- т. 3 Столп и утверждение Истины
- т. 4 Опыт православной антроподицеи
- тт. 5—7 У водоразделов мысли
- т. 8 Из истории новой философии
- тт. 9—10 Эллины и эллинство
- т. 11 Из истории новой философии
- т. 12 Из истории философской терминологии
- т. 13 Статьи и исследования критические, методологические и педагогические
- т. 14 Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии
- т. 15 Отошедшие (характеристики, портреты и биографическое)
- т. 16 Слова и речи
- т. 17 Статьи и исследования богословские
- т. 18 Язык и обычай (материалы и заметки лингвистические и фольклористические)
- т. 19 Опыты литературные. Воспоминания.
____________
* Предполагаемое содержание каждого тома см : Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1994. С. 701—702.
Поскольку часть работ из предполагаемого Флоренским Собрания сочинений не была завершена, а значительная часть из написанного после 1919 г. не была обозначена в «приблизительном проспекте», публикаторы наследия Флоренского составили план Полного собрания его сочинений в таком виде:
- т. 1 Черты отрицательной философии (философско-математические работы) = т. 1, 2 проспекта 1919 г.
- т. 2 Столп и утверждение Истины (Опыт православной теодицеи) = 3 проспекта 1919 г.
- т. 3 Опыт православной антроподицеи (Философия культа) = т. 4 проспекта 1919 г.
- т. 4 У водоразделов мысли = тт. 5—7 проспекта 1919 г.
- т. 5 Курсы лекций по истории философии, читанные в Московской Духовной Академии = тт. 8—11 проспекта 1919 г.
- т. 6 Статьи и исследования философские, богословские и критические = тт. 12, 13, 15 — 18 проспекта 1919 г.
- т. 7 Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии = т. 14 проспекта 1919 г.
- т. 8 Стихотворения и поэмы = т. 19 проспекта 1919 г.
- т. 9 Естествознание и техника
- т. 10 Воспоминания и генеалогические исследования = тт. 19, 15 проспекта 1919 г.
- т. 11 Дневники. Записные книжки
- т. 12 Письма
- т. 13 Заметки и подготовительные материалы
- т. 14 Материалы к биобиблиографическому справочнику
- т. 15 Фотоальбом
Дальнейшую публикацию Сочинений священника Павла Флоренского в издательстве «Мысль» решено вести соответственно этому плану, естественно не повторяя, как правило, тех работ, которые ранее были опубликованы в четырехтомнике (повторная публикация возможна в том случае, если ранее был опубликован отрывок из работы, которая в данной серии полностью публикуется впервые).
Данный 131-й том «Философского наследия» содержит часть работ из т. 7 Полного собрания сочинений священника Павла Флоренского «Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологам».
<…>
В данное издание включены работы из т. 7 «Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии», не вошедшие в Сочинения Флоренского в четырех томах, за исключением раздела «Научные описания» (работы из этого раздела в настоящее время целесообразно публиковать как иллюстрированные альбомы)*. Значительная часть работ публикуется впервые. Принципы подготовки текстов для публикации изложены в т. 1 Сочинений Флоренского в четырех томах (М., 1994. С. 703). Часть подготовительных материалов Приложения к работе «Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях» (в том числе отрывки из лекций по «Анализу перспективы» 1921 г.) пока не расшифрованы.
____________
* Отметим, что сходная по тематике с данным томом работа «Обратная перспектива» (1919) входит в цикл «У водоразделов мысли» и была опубликована в т. 3, кн. 1, с. 46—103.
Игумен Андроник
СОДЕРЖАНИЕ
От составителя. 5
О. И. Генисаретский. Пространственность в иконологии и эстетике священника Павла Флоренского.. 9
СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА.. 47
ФАЛЛИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК КОТАХЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.. 49
ДОКЛАД СОТРУДНИКОВ КОМИССИИ ОБ ОСМОТРЕ ВВЕДЕНСКОЙ И ПЯТНИЦКОЙ ЦЕРКВЕЙ, ПОДЗЕМЕЛЬЯ ТРОИЦКОГО СОБОРА И ПОМЕЩЕНИЯ ПОД БАЛКОНОМ ТРАПЕЗЫ.. 50
ПРОЕКТ МУЗЕЯ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ, СОСТАВЛЕННЫЙ ЧЛЕНАМИ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ, ПРОФЕССОРАМИ П. А. ФЛОРЕНСКИМ И П. Н. КАПТЕРЕВЫМ ПО ПОРУЧЕНИЮ КОМИССИИ.. 52
<ПРИЛОЖЕНИЯ>.. 55
О НАЙДЕННОМ ИКОНОСТАСЕ ИВАНОВСКОГО МОНАСТЫРЯ.. 66
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О СЕНИ НАД БАССЕЙНОМ. Доклад сотрудника Комиссии по охране Лавры П. А. Флоренского.. 67
<ОБ ИЗДАНИИ ЛАВРСКОГО СИНОДИКА.> Доклад в Комиссию по охране Лавры.. 69
<ОБ ИЗДАНИИ КАТАЛОГОВ ЛАВРСКОГО МУЗЕЯ.> Доклад в Комиссию по охране памятников искусства и старины Тронце-Сергиевой Лавры.. 70
<ОБ ОСМОТРЕ ЦЕРКВИ ДОМА РЕБЕНКА.> В Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры.. 75
<ПИСЬМО В МУЗЕЙНЫЙ ОТДЕЛ ГЛАВНАУКИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СУХОСТИ ТРОИЦКОГО СОБОРА).. 76
ПОЛУТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ ВЯЗ.. 77
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ИСКУССТВА.. 79
АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ <И ВРЕМЕНИ> В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.. 81
<Глава 1. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ>.. 81
I—II. <О понятиях пространство, среда и вещь как вспомогательных приемах мысли>.. 81
III—VII. <О понятии прямой, на примере которого иллюстрируются «приемы мысленного моделирования», описанные в параграфах I—II>.. 83
VIII. <О распределении качеств между пространством, средами и вещами в процессе моделирования действительности (продолжение в параграфах I—II)>.. 90
IX—X. <Характеристика евклидовского пространства>.. 91
XIV—XX. <О кривизне пространства. О понятии сила и о средах как полях сил>.. 95
XXI. <О пространственности как внеположенности вещей и образов друг другу. Теоретико-множественная точка зрения).. 110
<Глава 2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ>.. 112
XXII. <Пространства культуры и ее составляющих: науки и философии, техники и искусства>.. 112
XXIII—XXIV. <Пространственность художественной деятельности вообще и пространственность музыки, поэзии, театра, в частности>.. 114
XXV—XXXII. <Пространственность живописи и графики>.. 119
XXXIV—XXXVI. <Принцип двойственности в геометрии и двойственность элементов художественно-изобразительных произведений>.. 137
XXXVIII—XXXIX. <Об организации пространства в произведениях живописи и графики>.. 142
<Глава 3. КОМПОЗИЦИЯ И КОНСТРУКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ>.. 146
XL—XLIII. <Символические отношения между композицией и конструкцией произведения>.. 146
XLIV. <Натурализм, конструктивизм и супрематизм, как вырождения нормальной структуры художественного произведения>.. 153
XLV. <Органичность нормальной структуры произведения>.. 157
XLVI. <Композиция и конструкция орнамента. Орнамент в цельных культурах: «священное ограждение вещей»>.. 158
XLVII. <«Конструкция есть точка приложения композиционного замысла». Поворот, ракурс и жест>.. 163
XLVIII—LVII. <Поворот и жест в искусстве портрета. Диалогизм художественно-изобразительных произведений>.. 166
<Глава 4.> ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО.. 190
LVIII—LXIII. <Время как четвертое измерение. Основы времяпонимания (гносеологические аспекты)>.. 190
LXIV—LXVIII. <Расцвет процесса (акмэ) как образ процесса в целом: род и индивид во времени (онтологические аспекты времяпонимания)>.. 203
LXIX—LXX. <Условие синтеза времени — деятельность сознания>.. 215
LXXI—LXXII. <Об организации времени в изобразительных произведениях. Прерывность и непрерывность. Конструкция и композиция во времени. Ритм>.. 218
LXXIII. <Организация времени в искусстве книги>.. 222
LXXIV—LXXV. <Время в миниатюре, стенописи и иконописи>.. 226
LXXVI. <Время в моментальном образе: фотография>.. 232
LXXVII—LXXVIII. <Передача движения. Вертикаль и горизонталь>.. 235
LXXIX—LXXXIII. <Портрет и икона>.. 241
LXXXIV—LXXXVIII. <Время в художественной деятельности. «В произведении записан внутренний путь художника»>.. 250
ЗАКОН ИЛЛЮЗИЙ.. 259
I.. 259
II.. 260
III.. 262
IV.. 264
V.. 270
ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ.. 272
АБСОЛЮТНОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ.. 274
I. Пространство Евклида.. 274
II.. 275
III.. 276
IV. Пространство физическое.. 283
V. Пространство психофизиологическое.. 285
<ПРИЛОЖЕНИЕ 1.> ЛЕКЦИИ П. ФЛОРЕНСКОГО. АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВЫ <запись Веревиной-Строгановой 1923/24>.. 296
<1-я лекция>.. 296
<2-я лекция>.. 302
<3-я лекция>.. 307
<4-я лекция>.. 320
<5-я лекция>.. 329
<6-я лекция>.. 335
<8-я лекция>.. 345
<9-я лекция>.. 358
<10-я лекция>.. 370
<11-я лекция>.. 377
<ПРИЛОЖЕНИЕ 2.> Анализ перспективы. Лекции 1921 г. 386
<ПРИЛОЖЕНИЕ 3.> Краткая программа чтений «О перспективе» в Высших Государственных мастерских на 1922—23 гг. 387
<ПРИЛОЖЕНИЕ 4.> Программа исследования пространственности изобразительных произведений.. 388
ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ.. 391
Примечания.. 392
Указатель имен.. 422
Предметный указатель.. 424
Собрание сочинений : Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2004. — (Философское наследие, том 133). — 685, [1] с., ил.
В очередном томе Собрания сочинений впервые в полном объеме публикуется труд «Философия культа», в котором на материале православного богослужения и литургических текстов рассматриваются философские проблемы, выявляется значение религиозного культа как средоточия культуры и пути оправдания и спасения человека.
Текст подготовлен на основе материалов из Архива автора (Музей священника Павла Флоренского в Москве) и прокомментирован ведущими специалистами по творчеству Павла Флоренского.
СОДЕРЖАНИЕ
Игумен Андроник (Трубачев). История создания цикла «Философия культа (Опыт православной антроподицеи)».. 5
<Часть первая.> ЧТЕНИЯ О КУЛЬТЕ.. 25
I. СТРАХ БОЖИЙ.. 27
<Приложение>.. 49
II. КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА.. 51
<Приложение 1>.. 79
<Приложение 2. Соотношение человеческих деятельностей>.. 80
<Приложение 3. Библиографические выписки из папки «SIN» с комментариями Флоренского>.. 81
<Приложение 4>.. 95
III. КУЛЬТ И ФИЛОСОФИЯ.. 99
<Приложение 1>.. 123
<Приложение 2. Об ориентировании>.. 123
<Приложение 3. Философская терминология>.. 124
<IV.> ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ.. 126
<Приложение>.. 150
V. СЕМЬ ТАИНСТВ.. 153
<Приложение.> Дедукция семи таинств.. 179
VI. ЧЕРТЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КУЛЬТА.. 187
<Приложение.> Месяцеслов.. 198
VII. ОСВЯЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ.. 201
<Приложение 1. Православие и католицизм>.. 311
<Приложение 2. Праздники. Освящение реальности. Символика богослужения>.. 327
<Приложение 3. Поклоны>.. 338
<Приложение 4. Вращение. Правое и левое>.. 344
VIII. СВИДЕТЕЛИ.. 354
<Приложение>.. 377
IX. СЛОВЕСНОЕ СЛУЖЕНИЕ (МОЛИТВА).. 379
<Приложение>.. 411
<Приложение к части первой. ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ НЕНАПИСАННЫХ ГЛАВ>.. 413
<Часть вторая.> АНТРОПОДИЦЕЯ. Наброски и материалы.. 417
<1908>.. 419
<1909>.. 421
<1910>.. 424
<1911>.. 429
<1912>.. 430
<1913>.. 430
<1914>.. 431
<1915>.. 456
<1916>.. 482
<1917>.. 485
<1918>.. 490
<1919>.. 494
<1920>.. 495
<1921>.. 499
<1922>.. 500
<1923>.. 501
ПРИМЕЧАНИЯ И УКАЗАТЕЛИ.. 503
Примечания.. 505
Указатель имен.. 625
Предметный указатель.. 630
Примеры страниц
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.
- Подробности
- Категория: История философии, Русская
- Создано: 2011-08-12
-
Автор: PetrDomosedov
- Просмотров: 4233
Флоренский Павел
Сочинения в четырех томах. Том 1
М.: Мысль, 1994.-797,[2] с.
ISBN 5-244-00241-4
ISBN 5-244-00248-1
Серия Философское наследие, т 122
Формат: djvu, pdf
Качество: хорошее, сканированные страницы, текстовый слой, оглавление
Язык: русский
В первый том Сочинений Флоренского (1882-1937), выдающегося русского мыслителя, философа и богослова, включены работы 1903-1909 гг., представляющие различные стороны его уникального по своей широте и глубине дарования. Публикуемые философские, математические, богословские, житийные и литературно-критические материалы позволяют ввести в научный и культурный оборот работы, давно ставшие библиографической редкостью. Значительная часть произведений печатается по рукописям автора, а также сверялась по исправленному самим П. А. Флоренским сборнику «Опыты 1. 1903-1910».
СОДЕРЖАНИЕ
Игумен Андроник (А. С. Трубачев). Жизнь и судьба 3
Флоренский П. Л. [Автореферат] 37
О суеверии и чуде 44
Об одной предпосылке мировоззрения 70
О символах бесконечности 79
Спиритизм, как антихристианство 129
Эмпирея и Эмпирия 146
О цели и смысле прогресса 196
К почести вышняго звания (черты характера архим. Серапиона Машкина) 205
Хронологическая схема жизни о. Архимандрита Серапиона (Машкина) 227
Гамлет 250
О типах возрастания 281
Понятие Церкви в Священном Писании 318
Антоний романа и Антоний предания 490
Вопросы религиозного самопознания 528
Догматизм и догматика 550
Соль земли 571
Православие 638
Несколько замечаний к собранию частушек Костромской губернии Нерехтского уезда 663
От переводчика. [Вступительная статья к переводу: И. Кант. Физическая монадология] 682
Предисловие к статье Л. В. Ельчанинова «Мистицизм
М. М. Сперанского» 687
Плач Богоматери 690
«Золото в лазури» Андрея Белого. Критическая статья 695
Примечания 701
Указатель имен 762
Предметный указатель 768
Свое собственное мировоззрение Флоренский считает соответствующим по складу стилю ХІѴ-ХѴ вв. русского средневековья, но предвидит и желает другие построения, соответствующие более глубокому возврату к средневековью. Основным законом мира Флоренский считает второй принцип термодинамики — закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос — начало эктропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит в изоляции, как задержке уравнительного процесса вселенной, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству — смерти.
Священник Павел Флоренский — Собрание сочинений
Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т. е. служит некоторому предмету веры. Первые преломления этой веры в неотъемлемых функциях человека определяют углы зрения на области, связанные с этими функциями, т. е. на все бытие, как оно соотнесено с человеком. Эти углы — категории, но не отвлеченные, а конкретные (сравни каббалу); проявление их действием есть культ. Культура, как свидетельствуется и этимологией, есть производное от культа, т. е. упорядочение всего мира по категориям культа. Вера определяет культ, а культ — миропонимание, из которого далее следует культура.
Натуралистическому этическому монизму при метафизическом дуализме Флоренский противопоставляет этический дуализм при метафизическом монизме; отсюда — борьба с пронизавшими все общество испарениями манихейства, гностицизма, богумильства и прочее.
Та же позиция Флоренского — и в теории знания. Иллюзионизму, субъективизму и психологизму он протиреализм как убеждение в транссубъективной реальности бытия: бытие непосредственно открывается знанию. Восприятия не субъективны, а субъектньт, т. е. принадлежат субъекту, хотя и лежат вне его. Иначе говоря, в знании сказывается подлинная расширенность субъекта и подлинное соединение его энергии (в смысле терминологии XIV в.) с энергией познаваемой реальности. Но с другой стороны, в противоположность обще принимаемой или обще желаемой единой, замкнутой в себе системе знания (французский и особенно германский стиль мысли) Флоренский], примыкая к стилю мысли англо-американскому и в особенности — восточному, считает всякую систему связною не логически, а лишь телеологически и видит в этой логической обрывочности (фрагментарности) и противоречивости неизбежное следствие самого процесса познавания, как создающего на низших планах модели и схемы, а на высших — символы.
Священник Павел Флоренский — Собрание сочинений — Том 1
Москва: Издательство «Мысль» 1994, — 797 с.
ISBN 5-244-00241-4
ISBN 5-244-00248-1
Игумен Андроник (А. С. Трубачев). Жизнь и судьба
О суеверии и чуде
Об одной предпосылке мировоззрения
О символах бесконечности
Спиритизм, как антихристианство
Эмпирея и Эмпирия
О цели и смысле прогресса
К почести вышняго звания (черты характера архим. Серапиона Машкина)
Хронологическая схема жизни о. Архимандрита Серапиона (Машкина)
Гамлет
О типах возрастания
Понятие Церкви в Священном Писании
Антоний романа и Антоний предания
Вопросы религиозного самопознания
Догматизм и догматика
Соль земли
Православие
Плач Богоматери
«Золото в лазури» Андрея Белого. Критическая статья
Священник Павел Флоренский — Собрание сочинений — Том 2
Москва: Издательство «Мысль» 1996, — 877 с.
ISBN 5-244-00241-4
ISBN 5-244-00251-1
Космологические антиномии Иммануила Канта
Пределы гносеологии (Основная антиномия теории знания)
Первые шаги философии
Разум и диалектика
Храмовое действо как синтез искусств
Моленные иконы Преподобного Сергия
Небесные знамения (Размышление о символике цветов) ….
Иконостас
О реализме
Symbolarium (Словарь символов)
Из истории неевклидовой геометрии
Пифагоровы числа
Предполагаемое государственное устройство в будущем . . .
«Во Христе сапер» .
Церковь и богословие
Священник Павел Флоренский — Собрание сочинений — Том 3-1
Москва: Издательство «Мысль» 2000, — 621 с.
Часть первая. ОБРАЗ И СЛОВО
- I. НА МАКОВЦЕ (из частного письма)
- II. ПУТИ И СРЕДОТОЧИЯ (вместо предисловия)
- III. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
- IV. МЫСЛЬ И ЯЗЫК
Часть вторая. ВОПЛОЩЕНИЕ ФОРМЫ (ДЕЙСТВИЕ И ОРУДИЕ)
- I. HOMO FABER
- II. ПРОДОЛЖЕНИЕ НАШИХ ЧУВСТВ
- III. ОРГАНОПРОЕКЦИЯ
- IV. СИМВОЛИКА ВИДЕНИЙ
- V. ХОЗЯЙСТВО
- VI. МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ
Часть третья. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ
- I. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. ЦЕЛОЕ
- II. DIVINA SIVE AUREA SECTIO. (ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ)
- III. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПРИМЕНЕНИИ К РАСЧЛЕНЕНИЮ ВРЕМЕНИ. (ЦЕЛОЕ ВО ВРЕМЕНИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ. ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ)
- IV. СМЫСЛ ЗАКОНА ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ. (SIGNA- TURA NERUM. ФОРМУЛА ФОРМЫ)
- V. РАЗБОР НЕКОТОРЫХ СУЖДЕНИЙ О ЗАКОНЕ ЦЕЙЗИНГА
Священник Павел Флоренский — Собрание сочинений — Том 3-2
Москва: Издательство «Мысль» 2000, — 623 с.
ISBN 5-244-00241-4
ISBN 5-244-00930-3
Часть четвертая ИМЯ РОДА (ИСТОРИЯ, РОДОСЛОВИЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ)
- ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ (Конспект лекций)
Часть пятая. ИДЕАЛИЗМ
- ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА (ФИЛОСОФИЯ НАРОДОВ)
Часть шестая. ИМЕНА. МЕТАФИЗИКА ИМЕН В ИСТОРИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ.
- (СЛОВАРЬ ИМЕН)
Часть седьмая. ОБ ОРИЕНТИРОВКЕ В ФИЛОСОФИИ (ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕЧУВСТВИЕ)
Часть восьмая. ЗЕМЛЯ И НЕБО (ФИЛОСОФИЯ, АСТРОЛОГИЯ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ)
Часть девятая. СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА
Священник Павел Флоренский — Собрание сочинений — Том 4
Москва: Издательство «Мысль» 1998, — 795 с.
ISBN 5-244-00241-4
ISBN 5-244-00828-5
П. В. Флоренский, А. И. Олексенко. «…И мои мысли пусть развиваются в вас…»
ПИСЬМА С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 1933-1934 год
ПИСЬМА С СОЛОВКОВ 1934 -1937 год
Священник Павел Флоренский — Собрание сочинений — Философия культа
Москва: Издательство «Мысль» 2004, — 685 с.
ISBN 5-244-01005-0
Часть первая. ЧТЕНИЯ О КУЛЬТЕ
I СТРАХ БОЖИЙ
II. КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА
III. КУЛЬТ И ФИЛОСОФИЯ
IV. ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ
V. СЕМЬ ТАИНСТВ
VI. ЧЕРТЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КУЛЬТА
VII. ОСВЯЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
ѴIII. СВИДЕТЕЛИ
IX. СЛОВЕСНОЕ СЛУЖЕНИЕ (МОЛИТВА)
Часть вторая. АНТРОПОДИЦЕЯ. Наброски и материалы. 1908 — 1923
Священник Павел Флоренский — Собрание сочинений — История искусств
М.: Мысль, 2000. — 446 стр.
ISBN 5-244-00955-9
СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ИСКУССТВА
АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ И ВРЕМЕНИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
Глава 1. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ
Глава 2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ
Глава 3. КОМПОЗИЦИЯ И КОНСТРУКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Глава 4. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
ЗАКОН ИЛЛЮЗИЙ
ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ
АБСОЛЮТНОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ
Священник Павел Флоренский — Собрание сочинений — Жизнь и судьба
Священник Павел Александрович Флоренский, выдающийся богослов, философ и ученый, один из замечательных представителей русской культуры «серебряного века», родился 9 января 1882 года возле местечка Евлах Елисаветпольской губернии. Он был крещен в Тифлисской Давидовской Мтацминдской церкви с именем в честь святого апостола Павла. Святитель Филипп и апостол Павел стали его особыми покровителями.
Сведения о древних предках П. А. Флоренского по отцовской линии отрывочны.
Известно, что род отца происходил из Малороссии и, вероятно, в XVII веке поселился на костромской земле. До середины XIX века Флоренские принадлежали к духовному сословию. Иоанн (конец XVII — начало XVIII в.) — диакон Афанасий Иванов (1732-ок. 1794) — диакон Матфей Афанасьев (р. 1757) — дьячок Андрей Матвеев (1786-ок. 1826— 1829) — Иван Андреевич Флоренский (1815-1866) — Александр Иванович Флоренский (1850-1908) — священник Павел Александрович Флоренский.
Дед, Иван Андреевич Флоренский, окончил Луховское Духовное училище, затем Костромскую Духовную Семинарию. «Дед мой,- писал П. А. Флоренский в 1910 году, — блестяще окончил семинарию и был послан в Академию, но тут задумал, по любви к науке, уйти в Военно-Медицинскую Академию. Сам Митрополит Московский Филарет уговаривал его остаться и будто бы пророчил, что если примет монашество, то будет митрополитом. Но дед все же пошел по своему пути, на нищету и разрыв с отцом.