Павел флоренский собрание сочинений

Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие) Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие) Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие) Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие)

Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие) Собрание сочинений : Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2000. — (Философское наследие, том 131) Собрание сочинений : Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2004. — (Философское наследие, том 133)

Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие). — ISBN 5-244-00241-4

  • Том 1. — 1994. — 797, [2] с., ил. — (Философское наследие, том 122). — ISBN 5-244-00248-1
  • Том 2. — 1996. — 877, [2] с., ил. — (Философское наследие, том 124). — ISBN 5-244-00251-1
  • Том 3 (1). — 2000. — 621, [1] с., ил. — (Философское наследие, том 128). — ISBN 5-244-00916-8
  • Том 3 (2). — 2000. — 623, [1] с., ил. — (Философское наследие, том 129). — ISBN 5-244-00930-3
  • Том 4 : Письма с Дальнего Востока и Соловков. — 1998. — 795, [1] с., ил. — (Философское наследие, том 127). — ISBN 5-244-00828-5

Собрание сочинений : Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2000. — (Философское наследие, том 131). — 446, [1] с., ил. — ISBN 5-244-00955-9

Собрание сочинений : Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2004. — (Философское наследие, том 133). — 685, [1] с., ил. — ISBN 5-244-01005-0

Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие)  Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие)

Том 1. — 1994. — 797, [2] с., ил. — (Философское наследие, том 122)

В первый том Сочинений П. А. Флоренского (1882—1937), выдающегося русского мыслителя, философа и богослова, включены работы 1903—1909 гг., представляющие различные стороны его уникального по своей широте и глубине дарования. Публикуемые философские, математические, богословские, житийные и литературно-критические материалы позволяют ввести в научный и культурный оборот работы, давно ставшие библиографической редкостью. Значительная часть произведений печатается по рукописям автора, а также сверялась по исправленному самим П. А. Флоренским сборнику «Опыты I. 1903—1910».

СОДЕРЖАНИЕ

Игумен Андроник (А. С. Трубачев). Жизнь и судьба.. 3

Флоренский П. А. [Автореферат].. 37

О суеверии и чуде.. 44

Об одной предпосылке мировоззрения.. 70

О символах бесконечности.. 79

Спиритизм, как антихристианство.. 129

Эмпирея и Эмпирия.. 146

О цели и смысле прогресса.. 196

К почести вышняго звания (черты характера архим. Серапиона Машкина).. 205

Хронологическая схема жизни о. Архимандрита Серапиона (Машкина).. 227

Гамлет.. 250

О типах возрастания.. 281

Понятие Церкви в Священном Писании.. 318

Антоний романа и Антоний предания.. 490

Вопросы религиозного самопознания.. 528

Догматизм и догматика.. 550

Соль земли.. 571

Православие.. 638

Несколько замечаний к собранию частушек Костромской губернии Нерехтского уезда.. 663

От переводчика. [Вступительная статья к переводу: И. Кант. Физическая монадология].. 682

Предисловие к статье А. В. Ельчанинова «Мистицизм М. М. Сперанского».. 687

Плач Богоматери.. 690

«Золото в лазури» Андрея Белого. Критическ[ая] статья.. 695

Примечания.. 701

Указатель имен.. 762

Предметный указатель.. 768

Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие)  Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие)

Том 2. — 1996. — 877, [2] с., ил. — (Философское наследие, том 124)

Настоящий том содержит сочинения свящ. Павла Флоренского, написанные им в 1909—1933 гг. Это сочинения по различным областям науки (философии, математике, грамматике, астрономии и др.), искусству, богословские работы („Не восхищение непщева“, „Отзыв о сочинении А. Туберовского „Воскресение Христово““, „Иконостас“, „Записка о православии“, „Записка о старообрядчестве“) — и все эти произведения взаимосвязаны, они являют нам единство знания.

Значительная часть работ печатается по рукописям из Архива свящ. Павла Флоренского. В томе читатель найдет примечания, указатель имен и предметный указатель.

СОДЕРЖАНИЕ

Космологические антиномии Иммануила Канта.. 3

Пределы гносеологии (Основная антиномия теории знания).. 34

Первые шаги философии.. 61

Разум и диалектика.. 131

«Не восхищение непщева».. 143

Приветственная речь на юбилейном чествовании А. И. Введенского.. 189

Отзыв о сочинении А. Туберовского «Воскресение Христово».. 192

Около Хомякова.. 278

Памяти Феодора Дмитриевича Самарина.. 337

Памяти Владимира Францевича Эрна.. 346

Троице-Сергиева Лавра и Россия.. 352

Храмовое действо как синтез искусств.. 370

Моленные иконы Преподобного Сергия.. 383

Письмо А. С. Мамонтовой.. 409

Письмо Н. П. Киселеву.. 411

Небесные знамения (Размышление о символике цветов).. 414

Иконостас.. 419

О реализме.. 527

Предисловие к книге Н. Я. Симонович-Ефимовой «Записки петрушечника» (ГИЗ, 1925).. 532

Записка о православии.. 537

Записка о христианстве и культуре.. 547

Записка о старообрядчестве.. 560

Symbolarium (Словарь символов).. 564

Рассуждение на случай кончины отца Алексея Мечева.. 591

Отец Алексей Мечев.. 621

В достохвальный «Ма́ковец».. 628

Из истории неевклидовой геометрии.. 630

Пифагоровы числа.. 632

Предполагаемое государственное устройство в будущем.. 647

[Рецензия:] Новая книга по русской грамматике.. 682

[Рецензия:] Жюль Таннери. — Курс теоретической и практической арифметики.. 689

«Во Христе сапер».. 697

Церковь и богословие.. 699

От юбилейной комиссии Императорской Московской Духовной Академии.. 701

[Рецензия] по поводу книги: Н. М. Соловьев — «Научный» атеизм.. 702

Предисловие к сборнику «Израиль в прошлом, настоящем и будущем».. 705

Предисловие к книге: Из рукописей А. Н. Шмидт.. 708

По поводу «Сочинений» А. Н. Шмидт.. 725

Примечания.. 733

Указатель имен.. 812

Предметный указатель.. 822

Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие)  Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие)

Том 3 (1). — 2000. — 621, [1] с., ил. — (Философское наследие, том 128)

В третьем томе Сочинений священника Павла Флоренского впервые публикуется неизвестный до сих пор в полном объеме один из главных трудов философа — «У водоразделов мысли». 1-я часть (М., 1990) существенно дополнена найденными в архиве ученого приложениями, подготовительными материалами и авторскими комментариями; 2-я и 3-я части ранее не издавались.

СОДЕРЖАНИЕ

Игумен Андроник (Трубачев). История создания цикла «У водоразделов мысли».. 5

Часть первая. <ОБРАЗ И СЛОВО>.. 27

I. НА МАКОВЦЕ (из частного письма).. 28

II. ПУТИ И СРЕДОТОЧИЯ (вместо предисловия).. 34

<Приложение 1.> Философская антропология.. 40

<Приложение 2.> Заметки по антропологии.. 44

<Приложение 3.> «Философская антропология — в духе Баадера…».. 45

III. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.. 46

Примечания.. 98

<Приложение 1.> Краткая запись обсуждений доклада П. А. Флоренского «Об обратной перспективе», прочитанного в Византийской секции МИХИМ <29 октября> 1920-го года.. 101

IV. МЫСЛЬ И ЯЗЫК.. 104

1. НАУКА КАК СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.. 104

2. ДИАЛЕКТИКА.. 118

<Приложение.> Диалектика.. 141

3. АНТИНОМИЯ ЯЗЫКА.. 141

4. ТЕРМИН.. 185

<Приложение 1.> Специальный курс с коллоквиумом для студентов 3-го курса Московской Духовной Академии. Из истории философской терминологии.. 210

<Приложение 2. Запись пропорции на полях «Спецкурса»>.. 211

<Приложение 3. Записка из подготовительных материалов>.. 211

<Приложение 4. Ранний план статьи «Термин»>.. 211

<Приложение 5. План статьи «Термин»>.. 212

5. СТРОЕНИЕ СЛОВА.. 212

6. МАГИЧНОСТЬ СЛОВА.. 230

<Приложение. А. Ф. Лосев. Термин «магия» в понимании П. А. Флоренского>.. 249

7. ИМЕСЛАВИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА.. 252

<Приложение 1.> От Редакции. <Предисловие священника Павла Флоренского к книге иеросхимонаха Антония (Булатовича) «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М.: Изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1913).. 287

<Приложение 2. Письмо священника Павла Флоренского иеросхимонаху Антонию (Булатовичу)>.. 295

<Приложение 3. Замечания священника Павла Флоренского на книгу иеросхимонаха Антония (Булатовича) «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М., 1913>.. 296

< Приложение 4. Письмо священника Павла Флоренского Ивану Павловичу Щербову>.. 296

<Приложение 5. Тезисы об Имени Божием из Послания Святейшего Синода от 18 мая 1913 г.>.. 298

<Приложение 6. Примечания священника Павла Флоренского к статье архиепископа Никона> «Великое искушение около святейшего Имени Божия».. 299

<Приложение 7. Примечания священника Павла Флоренского к статье С. Троицкого> «Афонская смута».. 344

<Приложение 8. Священник Павел Флоренский.> Архиепископ Никон — распространитель «ереси».. 348

<Приложение 9. Отрывок из письма священника Павла Флоренского архиепископу Антонию (Храповицкому). 29 декабря 1915 г.>.. 351

<Приложение 10. Священник Павел Флоренский. Проект текста для нового послания об Имени Божием. Ок. 1917 г.>.. 351

<Приложение 11.> Об Имени Божием <1921>.. 352

<Приложение 12. Отрывок письма, написанного священником Павлом Флоренским по просьбе о. архимандрита Давида в ответ на письмо имеславцев с Кавказа. 1923>.. 362

V. ИТОГИ.. 364

<Часть вторая.> ВОПЛОЩЕНИЕ ФОРМЫ (ДЕЙСТВИЕ И ОРУДИЕ).. 373

I. HOMO FABER.. 374

II. ПРОДОЛЖЕНИЕ НАШИХ ЧУВСТВ.. 383

III. ОРГАНОПРОЕКЦИЯ.. 402

IV. СИМВОЛИКА ВИДЕНИЙ.. 422

V. ХОЗЯЙСТВО.. 434

VI. МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ.. 440

<Приложение 1. Священник Павел Флоренский. Окончание лекции «Макрокосм и микрокосм». 1917.IX.21>.. 447

<Приложение 2. П. А. Флоренский.> Письмо Вл. Ив. Вернадскому.. 449

<Часть третья. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ>.. 453

I. <ПОНЯТИЕ ФОРМЫ.> ЦЕЛОЕ.. 454

II. DIVINA SIVE AUREA SECTIO. <ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ>.. 460

III. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПРИМЕНЕНИИ К РАСЧЛЕНЕНИЮ ВРЕМЕНИ. <ЦЕЛОЕ ВО ВРЕМЕНИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ. ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ>.. 469

IV. СМЫСЛ ЗАКОНА ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ. <SIGNATURA NERUM. ФОРМУЛА ФОРМЫ>.. 482

V. РАЗБОР НЕКОТОРЫХ СУЖДЕНИЙ О ЗАКОНЕ ЦЕЙЗИНГА.. 487

<Приложение 1. Целое>.. 493

<Приложение 2.> О золотом сечении античных трагедий.. 497

<Приложение 3.> Расчленение литургии золотыми сечениями.. 498

ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 503

Примечания.. 504

Указатель имен.. 614

Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие)  Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие)

Том 3 (2). — 2000. — 623, [1] с., ил. — (Философское наследие, том 129)

В настоящем томе завершается полное издание труда «У водоразделов мысли». Часть предлагаемого текста, за исключением раздела «Имена», публиковалась до 1917 г. Большая же часть не публиковалась вообще.

СОДЕРЖАНИЕ

<Часть четвертая> ИМЯ РОДА (ИСТОРИЯ, РОДОСЛОВИЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ).. 7

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ (Конспект лекций).. 8

1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА.. 8

2. НАУКА ЕСТЕСТВЕННАЯ.. 8

3. ЗАКОН.. 9

4. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.. 10

5. ЕДИНИЧНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО.. 10

6. ЗАКОН В ИСТОРИЧЕСКОМ.. 11

7. ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО.. 12

8. РЕЗЮМЕ.. 13

9. НАУКОСЛОВИЕ.. 13

<10.> КАК ВОЗМОЖНА ИСТОРИЯ?.. 14

11. ИЗЪЯСНЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО НА ПРИМЕРЕ.. 14

12. ПРИМЕР ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ.. 15

13. ДЕЛЕНИЕ НАУК.. 15

14. НОВОЕ, КАК СОДЕРЖАНИЕ ИСТОРИИ.. 17

15. ΕΡΓΟΝ и ΕΝΕΡΓΕΙΑ.. 18

16. ΕΡΓΟΝ и ΝΟΜΟΣ, ΕΝΕΡΓΕΙΑ и ΙΔΙΟΝ.. 19

17. ВЕЩЬ И ЛИЧНОСТЬ.. 20

18. <50-е ЗАЧАЛО ПОСЛАНИЯ К РИМЛЯНАМ. Рим. 1, 18—27>.. 21

19. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА.. 21

20. ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ И ОБЪЕКТ ПРИРОДЫ.. 22

20. <ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ>.. 23

21. ПОСТОЯНСТВО ПРИРОДЫ И ЖИЗНЬ КУЛЬТУРЫ.. 24

22. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРОЗНАНИЯ.. 25

23. ПРИЧИННЫЕ РЯДЫ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ И ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ — В ИСТОРИИ.. 27

ГЕНЕАЛОГИЯ.. 28

КАК ЕЮ ЗАНИМАТЬСЯ?.. 33

ИДИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО.. 36

РОДОСЛОВНАЯ С ГЕРБАМИ.. 38

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДЕРЕВО.. 39

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСА О ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ СХЕМАХ.. 50

СВЯЗЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СХЕМЫ С ВОПРОСАМИ ПОЗНАНИЯ.. 54

ОБЩЕЕ ПОСТРОЕНИЕ <КУРСА>.. 63

<Приложение.> Заметка об историческом познании.. 65

<Часть пятая. ИДЕАЛИЗМ>.. 67

СМЫСЛ ИДЕАЛИЗМА (МЕТАФИЗИКА РОДА И ЛИКА).. 68

I. <ЧТО́ ТАКОЕ ПЛАТОНИЗМ?>.. 68

II. <УЧЕНИЕ О РОДАХ И ВИДАХ, ИЛИ ВОПРОС ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ>.. 71

III. <КАК ВОЗМОЖНО ПОЗНАНИЕ>.. 73

IV. <«ВВЕДЕНИЕ» ПОРФИРИЯ К «КАТЕГОРИЯМ» АРИСТОТЕЛЯ>.. 76

<V. АЛЬТЕРНАТИВЫ ПОРФИРИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ>.. 80

VI. <В ЧЕМ ПАФОС УСТРЕМЛЕНИЯ К РЕАЛИЗМУ И В ЧЕМ ПАФОС УСТРЕМЛЕНИЯ К ТЕРМИНИЗМУ?>.. 83

VII. <ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБРАЗЫ ДВИЖЕНИЯ>.. 91

VIII. <ПРОБЛЕМА ПОРТРЕТА>.. 94

IX. <ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ЧЕТЫРЕХМЕРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ>.. 98

X. <ТВОРЧЕСТВО ПИКАССО — ПРИМЕР НАСИЛЬСТВЕННОГО ПЕРЕХОДА К ИСКУССТВЕННЫМ, ЛОЖНЫМ ФОРМАМ СОЗЕРЦАНИЯ>.. 100

XI. <ЧТО ЗНАЧИТ ВИДЕТЬ ИДЕЮ? — СИНТЕТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ РЕЛИГИЙ>.. 103

XII. <ЧТО ЕСТЬ РОД ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ДЛЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА>.. 116

XIII. <РОД И РОДИЧИ).. 118

XIV. <ИДЕАЛИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ЛИКА>.. 125

XV. <ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ИММАНЕНТНОЕ>.. 134

XVI. <НЕБЕСНОЕ СЕМЯ (ГЕНИТУРА) И ИЕРАРХИЯ ГОРНИХ СУЩНОСТЕЙ>.. 136

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА (ФИЛОСОФИЯ НАРОДОВ).. 145

<Часть шестая.> ИМЕНА. МЕТАФИЗИКА ИМЕН В ИСТОРИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ. ИМЯ И ЛИЧНОСТЬ.. 169

ИМЕНА (ОНОМАТОЛОГИЯ).. 171

I. <ИМЕНА В ТВОРЧЕСТВЕ П. МЕРИМЕ, Г. ФЛОБЕРА, Э. ЗОЛЯ, О. БАЛЬЗАКА, В. ГЮГО, Н. ГИЛЯРОВА-ПЛАТОНОВА>.. 171

II. <ИМЕНА В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА. МАРИУЛА>.. 174

III. <ИМЕНА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ>.. 181

IV. <ИМЕНА В НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ>.. 184

V. <ПОПЫТКА РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ПРЕДСТАВИТЬ ИМЕНА КАК МНИМЫЕ ОБОБЩЕНИЯ>.. 186

VI. <ИМЯ И СВЯТОЙ>.. 187

VII. <ИМЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ>.. 189

VIII. <ИСТОРИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИМЕН. ЕКАТЕРИНА II И КАТЕРИНЫ XVIII ВЕКА. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПЕРЕИМЕНОВАНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ>.. 192

IX. <ОБЪЕКТИВНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИМЕН>.. 195

X. <ИМЕНА КАК ЗНАМЕНИЯ>.. 197

XI. <ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ИМЕН. ИАКОВ. ВАРФОЛОМЕЙ>.. 199

XII. <ИМЯ И ЛИЧНОСТЬ. СЛУЧАЙ ИЗ ВРЕМЕН ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, ИМЯ И «Я»>.. 205

XIII. <ИМЯ КАК ТИП ЛИЧНОСТИ>.. 210

XIV. <ИМЯ КАК ИНВАРИАНТ ЛИЧНОСТИ>.. 211

XV. <ИМЯ КАК АРХЕТИП ДУХОВНОГО СТРОЕНИЯ И ПРОИЗВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ>.. 216

XVI. <ИМЕНА КАК ОРУДИЕ ПОЗНАНИЯ>.. 218

XVII. <ИМЕНА КАК ОРУДИЕ ПОЗНАНИЯ>.. 221

XVIII. <ИМЯ И СВОБОДА ЛИЧНОСТИ>.. 224

XIX. <ЖИЗНЬ ИМЕНИ. ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ. СЕМЕМА, МОРФЕМА, ФОНЕМА ИМЕНИ>.. 226

XX. <ФОРМЫ БЫТИЯ ИМЕНИ: ЦЕРКОВНАЯ, ПРИНИЖЕННАЯ, УМЕНЬШИТЕЛЬНАЯ. ИОАНН—ИВАН—JWAN>.. 227

XXI. <ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ИМЕНИ ЛИЧНОГО С ОТЧЕСТВОМ, ФАМИЛИЕЙ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИМЕНАМИ, ПРОЗВИЩЕМ, НОВЫМ ИМЕНЕМ В ПЕРЕИМЕНОВАНИИ>.. 229

XXII. (МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ — ИНТУИТИВНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ИДЕАЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ ИМЕН>.. 232

<СЛОВАРЬ ИМЕН>.. 235

I. АЛЕКСАНДР.. 235

II. АЛЕКСАНДРА.. 238

III. АЛЕКСЕЙ.. 241

IV. АННА.. 246

V. Василий.. 249

VI. СОФИЯ.. 253

VII. ВЛАДИМИР.. 259

VIII. ОЛЬГА.. 265

IX. КОНСТАНТИН.. 272

X. ЕЛЕНА.. 276

XI. НИКОЛАЙ.. 281

XII. ЕКАТЕРИНА.. 288

XIII. ДМИТРИЙ.. 294

XIV. ВАРВАР.. 301

XV. ПАВЕЛ.. 306

XVI. ЛЮДМИЛА.. 323

XVII. ВЕРА.. 327

XVIII. МИХАИЛ.. 329

<Приложение 1. Из письма священника Павла Флоренского Вл. А. Кожевникову от 29 июня—12 июля 1912 г.>.. 333

<Приложение 2. Заметки и подготовительные материалы к разделу «Ономатология»>.. 334

<Приложение 3. Из записей бесед Н. Я. Симонович-Ефимовой со священником Павлом Флоренским>.. 355

<Приложение 4. Из письма П. А. Флоренского к семье из Соловецкого лагеря от 8—10.4.1936 г.>.. 357

<Часть седьмая.> ОБ ОРИЕНТИРОВКЕ В ФИЛОСОФИИ (ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕЧУВСТВИЕ).. 359

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЧТЕНИЙ 1921—1922 УЧ. ГОДА В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ э.-о. ПРОФ. СВЯЩЕННИКА П. А. ФЛОРЕНСКОГО «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ».. 360

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ К ЛЕКЦИЯМ.. 362

ЗНАМЕНИЯ ЭПОХИ.. 362

ОБ ОНТОЛОГИЧНОСТИ. К ЛЕКЦИЯМ.. 368

ХРИСТИАНСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ.. 384

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ МЕСТО И ПРЕДПОСЫЛКИ ХРИСТИАНСКОГО МИРОПОНИМАНИЯ.. 386

<1-я ЛЕКЦИЯ. О ХРИСТИАНСКОМ МИРОПОНИМАНИИ>.. 386

<2-я ЛЕКЦИЯ.> СОВРЕМЕННОЕ И ЦЕРКОВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ, ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ.. 387

<3-я ЛЕКЦИЯ. ПЕРЕЛОМ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ. СЛОЖНОСТЬ БЫТИЯ. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ.> О ЗНАМЕНИЯХ ЭПОХИ.. 392

<4-я ЛЕКЦИЯ.> СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ КАНТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ. РАСЩЕПЛЕНИЕ БЫТИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ. ТЕОРИЯ ЧИСТЫХ ЛИНИЙ. ТЕОРИЯ МУТАЦИЙ. АНТИНОМИЧНОСТЬ ЖИЗНЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.. 398

<5-я ЛЕКЦИЯ.> ТОЖДЕСТВО КРАЙНЕГО СПИРИТУАЛИЗМА И МАТЕРИАЛИЗМА.. 405

<6-я ЛЕКЦИЯ.> СВЯЗАННОСТЬ БЫТИЯ. ВЛИЯНИЕ ДУШЕВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ НА ФИЗИОЛОГИЮ И ОБРАТНО — ВНЕШНИХ СОСТОЯНИЙ ТЕЛА НА ДУШУ.. 408

<7-я ЛЕКЦИЯ.> ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОСТИ. ТЕОРИЯ ФУНКЦИЙ. НЕВРАСТЕНИЯ. ИСТЕРИЯ. УЧЕНИЕ О ДУХОВНОЙ КОНСТИТУЦИИ. ТАЙНЫЕ НАУКИ.. 416

<8-я ЛЕКЦИЯ.> ОККУЛЬТИЗМ. СТИГМАТИЗАЦИЯ. ДУШЕВНЫЕ ТЕЛА. ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.. 421

<9-я ЛЕКЦИЯ.> ИНСПИРАЦИЯ. ТЕЛЕПАТИЯ. ПРЕМИРНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.. 427

<10-я ЛЕКЦИЯ. ПОЗИТИВИЗМ. ИДЕОЛОГИЗМ ВОЗРОЖДЕНСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ. САКРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ>.. 434

<11-я ЛЕКЦИЯ. ТРИ СИЛЫ, ОБРАЗУЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ: ОРУДИЕ, ПОНЯТИЯ, СВЯТЫНИ>.. 439

<12-я ЛЕКЦИЯ. ЕДИНСТВО КУЛЬТУРЫ. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ. ЕВХАРИСТИЯ. ОБЩЕЕ И ЕДИНИЧНОЕ. ИСТОРИЯ — ЕСТЬ ТИПОЛОГИЯ>.. 441

< 13-я ЛЕКЦИЯ. ДВА ПУТИ МЫСЛИ: ВОЗРОЖДЕНСКИЙ И СРЕДНЕВЕКОВЫЙ>.. 448

<Приложение к 13-й лекции>.. 454

<14-я ЛЕКЦИЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ — РУССКИЙ ДАНТЕ И НАЧАЛО РУССКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ>.. 456

< 15-я ЛЕКЦИЯ.> [АРХИМАНДРИТ ФЕО<ДОР> БУХАРЕВ] — КОНЕЦ РУССКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ И НАЧАЛО НОВОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. 3/16-XI.. 457

<16-я ЛЕКЦИЯ. ОБ ОРИЕНТИРОВАНИИ НА ХРИСТЕ. ВОЗРОЖДЕНСКАЯ ЭПОХА — ВОЗРОЖДЕНИЕ ФАРИСЕЙСТВА. НАТУРАЛИЗМ И ГУМАНИЗМ — АВТОНОМИЯ ОТ БОГА ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА>.. 457

<Приложение.> К лекции от 4/XI-21 г. Ответы на частные вопросы.. 461

<17-я ЛЕКЦИЯ. ФИЛОСОФИЯ КАНТА — ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВОЗРОЖДЕНСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ПРОТЕСТАНТИЗМА. ИИСУС ХРИСТОС, ПРИШЕДШИЙ ВО ПЛОТИ — СРЕДОТОЧИЕ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ, ЦЕНТР БЫТИЯ. ИДЕЯ СПАСЕНИЯ — ГЛАВНАЯ В ХРИСТИАНСТВЕ>.. 464

<18-я ЛЕКЦИЯ.> ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ФИЛОСОФИЕЙ И НАУКОЙ.. 471

<19-я ЛЕКЦИЯ. ВОПРОС О СИМВОЛЕ. ОБ ИКОНЕ И ИКОНОПОЧИТАНИИ. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА>.. 477

<20-я ЛЕКЦИЯ. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ИЛЛЮЗИОНИЗМ>.. 484

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОСЛЕ ВСЕГО КУРСА, КОТОРОГО ЗАКОНЧИТЬ НЕ ПРИШЛОСЬ.. 485

<Приложение к 20-й лекции и Общему заключению>.. 486

<Приложение 1 к курсу лекций. Запись беседы священника Василия Надеждина, А. Н. Соколова и неизвестного автора записи со священником Павлом Флоренским в ноябре 1921 г.).. 487

<Приложение 2 к курсу лекций. Из записной книжки священника Василия Надеждина от 4/17.XI 1921 г.).. 488

<Часть восьмая.> ЗЕМЛЯ И НЕБО (ФИЛОСОФИЯ, АСТРОЛОГИЯ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ).. 489

НЕБО И ЗЕМЛЯ (ОТРЫВОЧНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ АСТРОЛОГИИ).. 490

<Приложение.> Гармония сфер.. 490

<Часть девятая.> СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА.. 493

СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА.. 494

ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ.. 496

Примечания.. 497

Указатель имен.. 554

Предметный указатель.. 559

Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие)  Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. — Москва : Издательство «Мысль», 1994—1999. — (Философское наследие)

Том 4 : Письма с Дальнего Востока и Соловков. — 1998. — 795, [1] с., ил. — (Философское наследие, том 127)

В настоящий том вошло полное собрание сохранившихся писем свящ. Павла Флоренского, написанных им из мест заключения.

Эта часть эпистолярного наследия мыслителя представляет собой на редкость цельное и завершенное произведение, последнее и, пожалуй, единственное, где во всей полноте и многогранности предстает философ и богослов, ученый и человек…

Все письма публикуются полностью впервые.

СОДЕРЖАНИЕ

П. В. Флоренский, Л. И. Олексенко. «…И мои мысли пусть развиваются в вас…».. 5

ПИСЬМА С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.. 25

1933 год

V.23. А. М. Флоренской. Москва, Лубянка.. 27

VII.11. А. М. Флоренской. Москва, Лубянка.. 27

VIII.18. А. М. Флоренской. Свердловск, дом заключения.. 27

VIII.18. О. П. Флоренской. Свердловск, дом заключения.. 28

IX.9. М. П. Флоренской. Ст. Зима.. 29

IX.23. А. М. Флоренской. Чита.. 30

IX.23. О. П. Флоренской. Чита.. 30

X.З. А. М. Флоренской. Ксениевская.. 31

X.6. А. М. Флоренской. Ксениевская.. 31

X.13—14. О. П. Флоренской и Оле Флоренской. Ксениевская.. 34

X.16. Академику В. И. Вернадскому. Ксениевская.. 35

XI.12—17. А. М. Флоренской и детям. Ксениевская.. 36

XI.23—28. А. М. Флоренской и детям. Ксениевская.. 43

XII.6—11. А. М. Флоренской и детям. Свободный.. 51

XII.18—21. О. П. Флоренской. Свободный.. 55

XII.19. В УРО. Свободный.. 56

XII. 23—29. А. М. Флоренской и детям. Свободный.. 56

1934 год

I.1—2. О. П. Флоренской (для Васи).. 61

I.7. А. М. Флоренской. Свободный.. 62

I.17—24. А. М. Флоренской и детям. Свободный.. 63

I.26. М. П. Флоренскому. Свободный.. 72

I.26. О. П. Флоренской. Свободный.. 73

II.6. О. П. Флоренской (для Васи). Свободный.. 73

II.12—16. А. М. Флоренской и детям. Свободный.. 74

II.18. А. М. Флоренской. Почтовый перевод. Сковородино.. 80

II.18. А. М. Флоренской. Сковородино.. 80

[Конец II.] Начальнику Строительства БАМЛАГ ОГПУ.. 81

III.1—3. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 82

III.12. О. П. Флоренской. Сковородино.. 90

III.20. О. П. Флоренской. Сковородино.. 91

III.18—23. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 92

III.23—24. А. М. Флоренской. Сковородино.. 101

III.30—IV.2. А. М. Флоренской. Сковородино.. 103

IV.8. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 105

IV.8. О. П. Флоренской. Сковородино.. 114

IV.24—25. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 115

V.9—11. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 120

V.23. А. М. Флоренской. Сковородино.. 126

V.26. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 127

V.28—29. А. М. Флоренской и детям. Сковородино.. 129

VI.7. О. П. Флоренской. Сковородино.. 131

VI.12. К. П. Флоренскому. Сковородино.. 132

VI.20. О. П. Флоренской. Сковородино.. 132

VII.2. О. П. Флоренской. Сковородино.. 133

VII.2. Н. П. Гиацинтовой. Сковородино.. 134

VII.23. А. В. Гиацинтовой. Сковородино.. 134

[VII. Оле Флоренской. Сковородино].. 135

ПИСЬМА С СОЛОВКОВ.. 137

1934 год

[№ 0.] Х.13. О. П. Флоренской. Кемь.. 139

[№ 1.] Х.24. А. М. Флоренской.. 140

[№ 2.] XI.5—7. А. М. Флоренской и детям.. 141

[№ 3.] XI.26—XII.7—12. А. М. Флоренской и детям.. 146

[№ 4.] XII.13—15. О. П. Флоренской и детям.. 151

[№ 5.] XII.16—19. М. П. Флоренской и детям.. 156

1935 год

№ 6. I.2—7. А. М. Флоренской и детям.. 161

№ 7. I.14—19. О. П. Флоренской и Василию.. 167

№ 8. I.24—25. А. М. Флоренской и Кириллу.. 171

№ 8[а]. I.22—II.4. А. М. Флоренской и детям.. 172

№ 8[б]. II.8—18. А. М. Флоренской и детям.. 178

№ 9. II.22—24. А. М. Флоренской и детям.. 183

№ 10. III.3—7. А. М. Флоренской и детям.. 188

№ 12. III.13—16. О. П. Флоренской и детям.. 196

№ 15. IV.6—12. О. П. Флоренской и детям.. 202

№ 16. IV.22—23. А. М. Флоренской и детям.. 210

№ 17. IV.27—V.13. А. М. Флоренской и детям.. 217

№ 18. V.16—23. О. П. Флоренской и детям.. 225

№ 19. V.25. А. М. Флоренской и детям.. 231

№ 20. V.27—VI.6. А. М. Флоренской и детям.. 235

№ 21. VI.13—17. А. М. Флоренской и детям.. 240

№ 22. VI.21—22. А. М. Флоренской и детям.. 246

№ 23. VI.23—VII.6. О. П. Флоренской и детям.. 253

№ 24. VII.12—21. А. М. Флоренской и детям.. 257

№ 25. VII.24—25. А. М. Флоренской и детям.. 266

№ 26. VIII.1—5. А. М. Флоренской и детям.. 270

№ 27. VIII.12—15. А. М. Флоренской и детям.. 275

№ 28. VIII.21—23. А. М. Флоренской и детям.. 281

№ 29. IX.5—8. А. М. Флоренской и детям.. 287

№ 30. IX.16. О. П. Флоренской и детям.. 294

№ 31. IX.24—25. А. М. Флоренской и детям.. 300

№ 32. IX.30—Х.3. А. М. Флоренской и детям.. 304

№ 35. XI.1—4. А. М. Флоренской и детям.. 308

№ 37. XI.15—18. О. П. Флоренской и детям.. 314

№ 38. XI.19—24. А. М. Флоренской и детям.. 319

[№ 39.] XI.29—30. А. М. Флоренской и детям.. 326

№ 40. XII.5—11. А. М. Флоренской и детям.. 332

№ 40[а]. XI.30—XII.7. А. М. Флоренской и детям.. 338

№ 41. XII.16—22. А. М. Флоренской и детям.. 343

№ 42. XII.24—25. О. П. Флоренской, Кириллу и Наташе.. 349

1936 год

№ 43. I.1—5. А. М. Флоренской и детям.. 352

№ 44. I.7—13. А. М. Флоренской и детям.. 358

№ 45. I.16—21. А. М. Флоренской и детям.. 364

[№ 46.] б/д О. П. Флоренской, Кириллу и Наташе.. 372

№ 47. I. А. М. Флоренской и детям.. 373

№ 48. II.7—13. А. М. Флоренской и детям.. 380

№ 49. II.17—21. О. П. Флоренской, Василию и Наташе.. 387

№ 50. II.21—25. А. М. Флоренской и детям.. 392

№ 51. II.29—III.1. А. М. Флоренской и детям.. 397

№ 52. III.10—14. А. М. Флоренской и детям.. 404

№ 53. III.24—25. О. П. Флоренской и детям.. 411

№ 54. III.21—25. А. М. Флоренской и детям.. 416

№ 55. IV.3. А. М. Флоренской, Кириллу (для В. И. Вернадского).. 423

№ 56. IV.8—10. А. М. Флоренской и детям.. 431

№ 57. IV.17—20. А. М. Флоренской, детям и М. В. Юдиной.. 439

№ 58. IV.21—25. О. П. Флоренской и детям.. 448

№ 59. IV.27—V.4. А. М. Флоренской и детям.. 454

№ 60. V.8—16. А. М. Флоренской и детям.. 462

№ 61. V.22—23. А. М. Флоренской и детям.. 472

№ 62. V.24. О. П. Флоренской и детям.. 479

№ 63. V.31—VI.5. А. М. Флоренской и детям.. 482

№ 64. б/д А. М. Флоренской и детям.. 488

№ 65. VI.24—25. О. П. Флоренской и детям.. 495

№ 66. VII.4—5. А. М. Флоренской и детям.. 500

№ 67. VII.7—9. А. М. Флоренской и детям.. 508

№ 68. VII.20—23. А. М. Флоренской и детям.. 513

№ 69. VII.25. А. М. Флоренской и детям.. 519

№ 70. VII.28—VIII.7. А. М. Флоренской и детям.. 525

№ 71. VIII.13—14. А. М. и О. П. Флоренским и детям.. 531

№ 72. VIII.18—IX.3. А. М. Флоренской и детям.. 538

№ 73. VIII.25—IX.18. А. М. Флоренской и детям.. 543

№ 74. IX.20—23. А. М. Флоренской и детям.. 548

№ 75. Х.11—17. А. М. Флоренской и детям.. 559

№ 76. Х.12—19. О. П. Флоренской и детям.. 568

№ 77. Х.23. А. М. Флоренской и детям.. 574

№ 78. Х.29—30. А. М. Флоренской, детям и С. И. Огневой.. 582

№ 79. XI.11—14. А. М. Флоренской и детям.. 589

№ 81. XI.22—24. А. М. Флоренской и детям.. 598

№ 82. XI.25—XII.6. А. М. Флоренской и детям.. 603

№ 83. XII.10—11. А. М. Флоренской и детям.. 610

№ 84. XII.18—21. А. М. Флоренской и детям.. 617

№ 85. XII.23—24. О. П. Флоренской и детям.. 624

1937 год

№ 86. I.3—4. А. М. Флоренской и детям.. 628

№ 87. I.7—15. А. М. Флоренской и детям.. 638

№ 88. I.16—18. О. П. Флоренской и детям.. 645

№ 90. II.5. А. М. Флоренской и детям.. 652

№ 91. II.13. А. М. Флоренской, детям и Наташе.. 661

№ 92. II.20—21. О. П. Флоренской, Ю. А. Флоренской, Кириллу.. 669

№ 93. II.22—23. А. М. Флоренской и детям.. 673

[№ 95.] III.20—21. А. М. Флоренской и детям.. 679

№ 96. III.23. О. П. Флоренской и детям.. 685

№ 97. IV.4. А. М. Флоренской и детям.. 689

№ 98. IV.20. А. М. Флоренской, О. П. Флоренской, детям.. 694

№ 99. V.11—13. А. М. Флоренской и детям.. 700

№ 101. VI.3—5. А. М. Флоренской и детям.. 705

№ 103. VI.18—20. А. М. Флоренской и детям.. 711

ПРИМЕЧАНИЯ, УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН.. 718

Примечания.. 719

Указатель имен.. 781

Собрание сочинений : Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2000. — (Философское наследие, том 131)  Собрание сочинений : Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2000. — (Философское наследие, том 131)

Собрание сочинений : Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2000. — (Философское наследие, том 131). — 446, [1] с., ил.

В настоящий том «Философского наследия» включены статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии, не вошедшие в Сочинения Флоренского в четырех томах. Значительная часть работ публикуется впервые.

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

В 1994—1999 гг. издательство «Мысль» осуществило издание Сочинений священника Павла Флоренского в четырех томах. Согласно первоначальному плану, предполагалось издать: т. 1 — работы 1903—1909 гг.; т. 2—работы 1909—1933 гг.; т. 3 — «Столп и утверждение Истины»; т. 4—«У водоразделов мысли». В ходе подготовки издания этот план претерпел некоторые изменения: т. 3, кн. 1 и 2 — «У водоразделов мысли», т. 4 — «Письма с Дальнего Востока и Соловков». Такое решение диктовалось тем, что потребность в книге «Столп и утверждение Истины» была в какой-то мере удовлетворена изданием 1990 г. (М.: Правда), а письма отца Павла из лагерей в большей своей части оставались неизданными.

Теперь, когда издательство «Мысль» предложило продолжить публикацию работ священника Павла Флоренского, естественно встал вопрос о построении новой серии. Напомним, что сам отец Павел 18 сентября 1919 г. составил такой «приблизительный проспект» своего Собрания сочинений*:

  • т. 1 Черты отрицательной философии (статьи философско-математические)
  • т. 2 Об особых точках плоских кривых, как местах нарушения их прерывности
  • т. 3 Столп и утверждение Истины
  • т. 4 Опыт православной антроподицеи
  • тт. 5—7 У водоразделов мысли
  • т. 8 Из истории новой философии
  • тт. 9—10 Эллины и эллинство
  • т. 11 Из истории новой философии
  • т. 12 Из истории философской терминологии
  • т. 13 Статьи и исследования критические, методологические и педагогические
  • т. 14 Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии
  • т. 15 Отошедшие (характеристики, портреты и биографическое)
  • т. 16 Слова и речи
  • т. 17 Статьи и исследования богословские
  • т. 18 Язык и обычай (материалы и заметки лингвистические и фольклористические)
  • т. 19 Опыты литературные. Воспоминания.

____________

* Предполагаемое содержание каждого тома см : Священник Павел Флоренский. Соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1994. С. 701—702.

Поскольку часть работ из предполагаемого Флоренским Собрания сочинений не была завершена, а значительная часть из написанного после 1919 г. не была обозначена в «приблизительном проспекте», публикаторы наследия Флоренского составили план Полного собрания его сочинений в таком виде:

  • т. 1 Черты отрицательной философии (философско-математические работы) = т. 1, 2 проспекта 1919 г.
  • т. 2 Столп и утверждение Истины (Опыт православной теодицеи) = 3 проспекта 1919 г.
  • т. 3 Опыт православной антроподицеи (Философия культа) = т. 4 проспекта 1919 г.
  • т. 4 У водоразделов мысли = тт. 5—7 проспекта 1919 г.
  • т. 5 Курсы лекций по истории философии, читанные в Московской Духовной Академии = тт. 8—11 проспекта 1919 г.
  • т. 6 Статьи и исследования философские, богословские и критические = тт. 12, 13, 15 — 18 проспекта 1919 г.
  • т. 7 Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии = т. 14 проспекта 1919 г.
  • т. 8 Стихотворения и поэмы = т. 19 проспекта 1919 г.
  • т. 9 Естествознание и техника
  • т. 10 Воспоминания и генеалогические исследования = тт. 19, 15 проспекта 1919 г.
  • т. 11 Дневники. Записные книжки
  • т. 12 Письма
  • т. 13 Заметки и подготовительные материалы
  • т. 14 Материалы к биобиблиографическому справочнику
  • т. 15 Фотоальбом

Дальнейшую публикацию Сочинений священника Павла Флоренского в издательстве «Мысль» решено вести соответственно этому плану, естественно не повторяя, как правило, тех работ, которые ранее были опубликованы в четырехтомнике (повторная публикация возможна в том случае, если ранее был опубликован отрывок из работы, которая в данной серии полностью публикуется впервые).

Данный 131-й том «Философского наследия» содержит часть работ из т. 7 Полного собрания сочинений священника Павла Флоренского «Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологам».

<…>

В данное издание включены работы из т. 7 «Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии», не вошедшие в Сочинения Флоренского в четырех томах, за исключением раздела «Научные описания» (работы из этого раздела в настоящее время целесообразно публиковать как иллюстрированные альбомы)*. Значительная часть работ публикуется впервые. Принципы подготовки текстов для публикации изложены в т. 1 Сочинений Флоренского в четырех томах (М., 1994. С. 703). Часть подготовительных материалов Приложения к работе «Анализ пространственности (и времени) в художественно-изобразительных произведениях» (в том числе отрывки из лекций по «Анализу перспективы» 1921 г.) пока не расшифрованы.

____________

* Отметим, что сходная по тематике с данным томом работа «Обратная перспектива» (1919) входит в цикл «У водоразделов мысли» и была опубликована в т. 3, кн. 1, с. 46—103.

Игумен Андроник

СОДЕРЖАНИЕ

От составителя. 5

О. И. Генисаретский. Пространственность в иконологии и эстетике священника Павла Флоренского.. 9

СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА.. 47

ФАЛЛИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК КОТАХЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ.. 49

ДОКЛАД СОТРУДНИКОВ КОМИССИИ ОБ ОСМОТРЕ ВВЕДЕНСКОЙ И ПЯТНИЦКОЙ ЦЕРКВЕЙ, ПОДЗЕМЕЛЬЯ ТРОИЦКОГО СОБОРА И ПОМЕЩЕНИЯ ПОД БАЛКОНОМ ТРАПЕЗЫ.. 50

ПРОЕКТ МУЗЕЯ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ, СОСТАВЛЕННЫЙ ЧЛЕНАМИ КОМИССИИ ПО ОХРАНЕ ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ, ПРОФЕССОРАМИ П. А. ФЛОРЕНСКИМ И П. Н. КАПТЕРЕВЫМ ПО ПОРУЧЕНИЮ КОМИССИИ.. 52

<ПРИЛОЖЕНИЯ>.. 55

О НАЙДЕННОМ ИКОНОСТАСЕ ИВАНОВСКОГО МОНАСТЫРЯ.. 66

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О СЕНИ НАД БАССЕЙНОМ. Доклад сотрудника Комиссии по охране Лавры П. А. Флоренского.. 67

<ОБ ИЗДАНИИ ЛАВРСКОГО СИНОДИКА.> Доклад в Комиссию по охране Лавры.. 69

<ОБ ИЗДАНИИ КАТАЛОГОВ ЛАВРСКОГО МУЗЕЯ.> Доклад в Комиссию по охране памятников искусства и старины Тронце-Сергиевой Лавры.. 70

<ОБ ОСМОТРЕ ЦЕРКВИ ДОМА РЕБЕНКА.> В Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры.. 75

<ПИСЬМО В МУЗЕЙНЫЙ ОТДЕЛ ГЛАВНАУКИ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ СУХОСТИ ТРОИЦКОГО СОБОРА).. 76

ПОЛУТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ ВЯЗ.. 77

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ИСКУССТВА.. 79

АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ <И ВРЕМЕНИ> В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ.. 81

<Глава 1. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ>.. 81

I—II. <О понятиях пространство, среда и вещь как вспомогательных приемах мысли>.. 81

III—VII. <О понятии прямой, на примере которого иллюстрируются «приемы мысленного моделирования», описанные в параграфах I—II>.. 83

VIII. <О распределении качеств между пространством, средами и вещами в процессе моделирования действительности (продолжение в параграфах I—II)>.. 90

IX—X. <Характеристика евклидовского пространства>.. 91

XIV—XX. <О кривизне пространства. О понятии сила и о средах как полях сил>.. 95

XXI. <О пространственности как внеположенности вещей и образов друг другу. Теоретико-множественная точка зрения).. 110

<Глава 2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ>.. 112

XXII. <Пространства культуры и ее составляющих: науки и философии, техники и искусства>.. 112

XXIII—XXIV. <Пространственность художественной деятельности вообще и пространственность музыки, поэзии, театра, в частности>.. 114

XXV—XXXII. <Пространственность живописи и графики>.. 119

XXXIV—XXXVI. <Принцип двойственности в геометрии и двойственность элементов художественно-изобразительных произведений>.. 137

XXXVIII—XXXIX. <Об организации пространства в произведениях живописи и графики>.. 142

<Глава 3. КОМПОЗИЦИЯ И КОНСТРУКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ>.. 146

XL—XLIII. <Символические отношения между композицией и конструкцией произведения>.. 146

XLIV. <Натурализм, конструктивизм и супрематизм, как вырождения нормальной структуры художественного произведения>.. 153

XLV. <Органичность нормальной структуры произведения>.. 157

XLVI. <Композиция и конструкция орнамента. Орнамент в цельных культурах: «священное ограждение вещей»>.. 158

XLVII. <«Конструкция есть точка приложения композиционного замысла». Поворот, ракурс и жест>.. 163

XLVIII—LVII. <Поворот и жест в искусстве портрета. Диалогизм художественно-изобразительных произведений>.. 166

<Глава 4.> ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО.. 190

LVIII—LXIII. <Время как четвертое измерение. Основы времяпонимания (гносеологические аспекты)>.. 190

LXIV—LXVIII. <Расцвет процесса (акмэ) как образ процесса в целом: род и индивид во времени (онтологические аспекты времяпонимания)>.. 203

LXIX—LXX. <Условие синтеза времени — деятельность сознания>.. 215

LXXI—LXXII. <Об организации времени в изобразительных произведениях. Прерывность и непрерывность. Конструкция и композиция во времени. Ритм>.. 218

LXXIII. <Организация времени в искусстве книги>.. 222

LXXIV—LXXV. <Время в миниатюре, стенописи и иконописи>.. 226

LXXVI. <Время в моментальном образе: фотография>.. 232

LXXVII—LXXVIII. <Передача движения. Вертикаль и горизонталь>.. 235

LXXIX—LXXXIII. <Портрет и икона>.. 241

LXXXIV—LXXXVIII. <Время в художественной деятельности. «В произведении записан внутренний путь художника»>.. 250

ЗАКОН ИЛЛЮЗИЙ.. 259

I.. 259

II.. 260

III.. 262

IV.. 264

V.. 270

ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ.. 272

АБСОЛЮТНОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ.. 274

I. Пространство Евклида.. 274

II.. 275

III.. 276

IV. Пространство физическое.. 283

V. Пространство психофизиологическое.. 285

<ПРИЛОЖЕНИЕ 1.> ЛЕКЦИИ П. ФЛОРЕНСКОГО. АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВЫ <запись Веревиной-Строгановой 1923/24>.. 296

<1-я лекция>.. 296

<2-я лекция>.. 302

<3-я лекция>.. 307

<4-я лекция>.. 320

<5-я лекция>.. 329

<6-я лекция>.. 335

<8-я лекция>.. 345

<9-я лекция>.. 358

<10-я лекция>.. 370

<11-я лекция>.. 377

<ПРИЛОЖЕНИЕ 2.> Анализ перспективы. Лекции 1921 г.  386

<ПРИЛОЖЕНИЕ 3.> Краткая программа чтений «О перспективе» в Высших Государственных мастерских на 1922—23 гг.  387

<ПРИЛОЖЕНИЕ 4.> Программа исследования пространственности изобразительных произведений.. 388

ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ.. 391

Примечания.. 392

Указатель имен.. 422

Предметный указатель.. 424

Собрание сочинений : Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2004. — (Философское наследие, том 133)  Собрание сочинений : Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2004. — (Философское наследие, том 133)

Собрание сочинений : Философия культа (Опыт православной антроподицеи) / Священник Павел Флоренский ; Составление и общая редакция игумена Андроника (А. С. Трубачева). — Москва : Издательство «Мысль», 2004. — (Философское наследие, том 133). — 685, [1] с., ил.

В очередном томе Собрания сочинений впервые в полном объеме публикуется труд «Философия культа», в котором на материале православного богослужения и литургических текстов рассматриваются философские проблемы, выявляется значение религиозного культа как средоточия культуры и пути оправдания и спасения человека.

Текст подготовлен на основе материалов из Архива автора (Музей священника Павла Флоренского в Москве) и прокомментирован ведущими специалистами по творчеству Павла Флоренского.

СОДЕРЖАНИЕ

Игумен Андроник (Трубачев). История создания цикла «Философия культа (Опыт православной антроподицеи)».. 5

<Часть первая.> ЧТЕНИЯ О КУЛЬТЕ.. 25

I. СТРАХ БОЖИЙ.. 27

<Приложение>.. 49

II. КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА.. 51

<Приложение 1>.. 79

<Приложение 2. Соотношение человеческих деятельностей>.. 80

<Приложение 3. Библиографические выписки из папки «SIN» с комментариями Флоренского>.. 81

<Приложение 4>.. 95

III. КУЛЬТ И ФИЛОСОФИЯ.. 99

<Приложение 1>.. 123

<Приложение 2. Об ориентировании>.. 123

<Приложение 3. Философская терминология>.. 124

<IV.> ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ.. 126

<Приложение>.. 150

V. СЕМЬ ТАИНСТВ.. 153

<Приложение.> Дедукция семи таинств.. 179

VI. ЧЕРТЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КУЛЬТА.. 187

<Приложение.> Месяцеслов.. 198

VII. ОСВЯЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ.. 201

<Приложение 1. Православие и католицизм>.. 311

<Приложение 2. Праздники. Освящение реальности. Символика богослужения>.. 327

<Приложение 3. Поклоны>.. 338

<Приложение 4. Вращение. Правое и левое>.. 344

VIII. СВИДЕТЕЛИ.. 354

<Приложение>.. 377

IX. СЛОВЕСНОЕ СЛУЖЕНИЕ (МОЛИТВА).. 379

<Приложение>.. 411

<Приложение к части первой. ПЛАНЫ И ЗАМЕТКИ НЕНАПИСАННЫХ ГЛАВ>.. 413

<Часть вторая.> АНТРОПОДИЦЕЯ. Наброски и материалы.. 417

<1908>.. 419

<1909>.. 421

<1910>.. 424

<1911>.. 429

<1912>.. 430

<1913>.. 430

<1914>.. 431

<1915>.. 456

<1916>.. 482

<1917>.. 485

<1918>.. 490

<1919>.. 494

<1920>.. 495

<1921>.. 499

<1922>.. 500

<1923>.. 501

ПРИМЕЧАНИЯ И УКАЗАТЕЛИ.. 503

Примечания.. 505

Указатель имен.. 625

Предметный указатель.. 630

Примеры страниц

Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский  Сочинения в четырех томах / Священник Павел Флоренский

Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу 42@tehne.com.



Подробности
Категория: История философии, Русская
Создано: 2011-08-12

Автор: PetrDomosedov

Просмотров: 4233

Флоренский П.А. - Сочинения в 4 томах. Т. 1

Флоренский Павел
Сочинения в четырех томах. Том 1
   

М.: Мысль, 1994.-797,[2] с.
ISBN 5-244-00241-4 
ISBN 5-244-00248-1
Серия Философское наследие, т 122
Формат: djvu, pdf

Качество: хорошее, сканированные страницы, текстовый слой, оглавление

Язык: русский

В первый том Сочинений Флоренского (1882-1937), выдающегося русского мыслителя, философа и богослова, включены работы 1903-1909 гг., представляющие различные стороны его уникального по своей широте и глубине дарования. Публикуемые философские, математические, богословские, житийные и литературно-критические материалы позволяют ввести в научный и культурный оборот работы, давно ставшие библиографической редкостью. Значительная часть произведений печатается по рукописям автора, а также сверялась по исправленному самим П. А. Флоренским сборнику «Опыты 1. 1903-1910».

СОДЕРЖАНИЕ

Игумен Андроник (А. С. Трубачев). Жизнь и судьба 3

Флоренский П. Л. [Автореферат] 37
О суеверии и чуде 44
Об одной предпосылке мировоззрения 70
О символах бесконечности 79
Спиритизм, как антихристианство 129
Эмпирея и Эмпирия 146
О цели и смысле прогресса 196
К почести вышняго звания (черты характера архим. Серапиона Машкина) 205
Хронологическая схема жизни о. Архимандрита Серапиона (Машкина) 227
Гамлет 250
О типах возрастания 281
Понятие Церкви в Священном Писании 318
Антоний романа и Антоний предания 490
Вопросы религиозного самопознания 528
Догматизм и догматика 550
Соль земли 571
Православие 638
Несколько замечаний к собранию частушек Костромской губернии Нерехтского уезда 663
От переводчика. [Вступительная статья к переводу: И. Кант. Физическая монадология] 682
Предисловие к статье Л. В. Ельчанинова «Мистицизм
М. М. Сперанского» 687
Плач Богоматери 690
«Золото в лазури» Андрея Белого. Критическая статья 695

Примечания 701
Указатель имен 762
Предметный указатель 768

Свое собственное мировоззрение Флоренский считает соответствующим по складу стилю ХІѴ-ХѴ вв. русского средневековья, но предвидит и желает другие построения, соответствующие более глубокому возврату к средневековью. Основным законом мира Флоренский считает второй принцип термодинамики — закон энтропии, взятый расширительно, как закон Хаоса во всех областях мироздания. Миру противостоит Логос — начало эктропии. Культура есть сознательная борьба с мировым уравниванием: культура состоит в изоляции, как задержке уравнительного процесса вселенной, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как условии жизни, в противоположность равенству — смерти.

Священник Павел Флоренский  — Собрание сочинений

Всякая культура представляет целевую и крепко связанную систему средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, принимаемой за основную и безусловную, т. е. служит некоторому предмету веры. Первые преломления этой веры в неотъемлемых функциях человека определяют углы зрения на области, связанные с этими функциями, т. е. на все бытие, как оно соотнесено с человеком. Эти углы — категории, но не отвлеченные, а конкретные (сравни каббалу); проявление их действием есть культ. Культура, как свидетельствуется и этимологией, есть производное от культа, т. е. упорядочение всего мира по категориям культа. Вера определяет культ, а культ — миропонимание, из которого далее следует культура. 

Натуралистическому этическому монизму при метафизическом дуализме Флоренский противопоставляет этический дуализм при метафизическом монизме; отсюда — борьба с пронизавшими все общество испарениями манихейства, гностицизма, богумильства и прочее.

Та же позиция Флоренского — и в теории знания. Иллюзионизму, субъективизму и психологизму он протиреализм как убеждение в транссубъективной реальности бытия: бытие непосредственно открывается знанию. Восприятия не субъективны, а субъектньт, т. е. принадлежат субъекту, хотя и лежат вне его. Иначе говоря, в знании сказывается подлинная расширенность субъекта и подлинное соединение его энергии (в смысле терминологии XIV в.) с энергией познаваемой реальности. Но с другой стороны, в противоположность обще принимаемой или обще желаемой единой, замкнутой в себе системе знания (французский и особенно германский стиль мысли) Флоренский], примыкая к стилю мысли англо-американскому и в особенности — восточному, считает всякую систему связною не логически, а лишь телеологически и видит в этой логической обрывочности (фрагментарности) и противоречивости неизбежное следствие самого процесса познавания, как создающего на низших планах модели и схемы, а на высших — символы. 

Священник Павел Флоренский  — Собрание сочинений — Том 1 

Москва: Издательство «Мысль» 1994, — 797 с.

ISBN 5-244-00241-4 

ISBN 5-244-00248-1 

Игумен Андроник (А. С. Трубачев). Жизнь и судьба  

О суеверии и чуде  

Об одной предпосылке мировоззрения  

О символах бесконечности  

Спиритизм, как антихристианство  

Эмпирея и Эмпирия  

О цели и смысле прогресса

К почести вышняго звания (черты характера архим. Серапиона Машкина)

Хронологическая схема жизни о. Архимандрита Серапиона (Машкина)  

Гамлет  

О типах возрастания  

Понятие Церкви в Священном Писании  

Антоний романа и Антоний предания  

Вопросы религиозного самопознания  

Догматизм и догматика  

Соль земли  

Православие

Плач Богоматери  

«Золото в лазури» Андрея Белого. Критическая статья  

Священник Павел Флоренский  — Собрание сочинений — Том 2 

Москва: Издательство «Мысль» 1996, — 877 с.

ISBN 5-244-00241-4

ISBN 5-244-00251-1 

Космологические антиномии Иммануила Канта

Пределы гносеологии (Основная антиномия теории знания)  

Первые шаги философии  

Разум и диалектика  

Храмовое действо как синтез искусств  

Моленные иконы Преподобного Сергия  

Небесные знамения (Размышление о символике цветов) ….  

Иконостас  

О реализме  

Symbolarium (Словарь символов)  

Из истории неевклидовой геометрии  

Пифагоровы числа  

Предполагаемое государственное устройство в будущем . . .

 «Во Христе сапер» .  

Церковь и богословие

Священник Павел Флоренский  — Собрание сочинений — Том 3-1 

Москва: Издательство «Мысль» 2000, — 621 с.

Часть первая. ОБРАЗ И СЛОВО  

  • I. НА МАКОВЦЕ (из частного письма)  
  • II. ПУТИ И СРЕДОТОЧИЯ (вместо предисловия)
  • III. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА  
  • IV. МЫСЛЬ И ЯЗЫК  

Часть вторая. ВОПЛОЩЕНИЕ ФОРМЫ (ДЕЙСТВИЕ И ОРУДИЕ)  

  • I. HOMO FABER  
  • II. ПРОДОЛЖЕНИЕ НАШИХ ЧУВСТВ  
  • III. ОРГАНОПРОЕКЦИЯ  
  • IV. СИМВОЛИКА ВИДЕНИЙ  
  • V. ХОЗЯЙСТВО  
  • VI. МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ  

Часть третья. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ  

  • I. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ. ЦЕЛОЕ  
  • II. DIVINA SIVE AUREA SECTIO. (ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ)
  • III. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПРИМЕНЕНИИ К РАСЧЛЕНЕНИЮ ВРЕМЕНИ. (ЦЕЛОЕ ВО ВРЕМЕНИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ. ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ)
  • IV. СМЫСЛ ЗАКОНА ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ. (SIGNA- TURA NERUM. ФОРМУЛА ФОРМЫ)
  • V. РАЗБОР НЕКОТОРЫХ СУЖДЕНИЙ О ЗАКОНЕ ЦЕЙЗИНГА

Священник Павел Флоренский  — Собрание сочинений — Том 3-2 

Москва: Издательство «Мысль» 2000, — 623 с.

ISBN 5-244-00241-4 

ISBN 5-244-00930-3 

Часть четвертая ИМЯ РОДА (ИСТОРИЯ, РОДОСЛОВИЕ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ)  

  • ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ (Конспект лекций)  

Часть пятая. ИДЕАЛИЗМ  

  • ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА (ФИЛОСОФИЯ НАРОДОВ)

Часть шестая. ИМЕНА. МЕТАФИЗИКА ИМЕН В ИСТОРИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ.

  •  (СЛОВАРЬ ИМЕН)  

Часть седьмая. ОБ ОРИЕНТИРОВКЕ В ФИЛОСОФИИ (ФИЛОСОФИЯ И ЖИЗНЕЧУВСТВИЕ)

Часть восьмая. ЗЕМЛЯ И НЕБО (ФИЛОСОФИЯ, АСТРОЛОГИЯ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ)  

Часть девятая. СИМВОЛОТВОРЧЕСТВО И ЗАКОН ПОСТОЯНСТВА  

Священник Павел Флоренский  — Собрание сочинений — Том 4 

Москва: Издательство «Мысль» 1998, — 795 с.

ISBN 5-244-00241-4 

ISBN 5-244-00828-5 

П. В. Флоренский, А. И. Олексенко. «…И мои мысли пусть развиваются в вас…»

ПИСЬМА С ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 1933-1934 год

ПИСЬМА С СОЛОВКОВ 1934 -1937 год

Священник Павел Флоренский  — Собрание сочинений —  Философия культа

Москва: Издательство «Мысль» 2004, — 685 с.

ISBN 5-244-01005-0 

Часть первая. ЧТЕНИЯ О КУЛЬТЕ  

I СТРАХ БОЖИЙ  

II. КУЛЬТ, РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА  

III. КУЛЬТ И ФИЛОСОФИЯ  

IV. ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ

V. СЕМЬ ТАИНСТВ  

VI. ЧЕРТЫ ФЕНОМЕНОЛОГИИ КУЛЬТА

VII. ОСВЯЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ  

ѴIII. СВИДЕТЕЛИ  

IX. СЛОВЕСНОЕ СЛУЖЕНИЕ (МОЛИТВА)  

Часть вторая. АНТРОПОДИЦЕЯ. Наброски и материалы. 1908 — 1923

Священник Павел Флоренский  — Собрание сочинений —  История искусств

М.: Мысль, 2000. — 446 стр.

ISBN 5-244-00955-9 

СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА  

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕОРИИ ИСКУССТВА  

АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ И ВРЕМЕНИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  

Глава 1. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ  

Глава 2. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ  

Глава 3. КОМПОЗИЦИЯ И КОНСТРУКЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.  

Глава 4. ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО  

ЗАКОН ИЛЛЮЗИЙ

ЗНАЧЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ  

АБСОЛЮТНОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННОСТИ   

Священник Павел Флоренский  — Собрание сочинений — Жизнь и судьба

Священник Павел Александрович Флоренский, выдающийся богослов, философ и ученый, один из замечательных представителей русской культуры «серебряного века», родился 9 января 1882 года возле местечка Евлах Елисаветпольской губернии. Он был крещен в Тифлисской Давидовской Мтацминдской церкви с именем в честь святого апостола Павла. Святитель Филипп и апостол Павел стали его особыми покровителями. 

Сведения о древних предках П. А. Флоренского по отцовской линии отрывочны.

Известно, что род отца происходил из Малороссии и, вероятно, в XVII веке поселился на костромской земле. До середины XIX века Флоренские принадлежали к духовному сословию. Иоанн (конец XVII — начало XVIII в.) — диакон Афанасий Иванов (1732-ок. 1794) — диакон Матфей Афанасьев (р. 1757) — дьячок Андрей Матвеев (1786-ок. 1826— 1829) — Иван Андреевич Флоренский (1815-1866) — Александр Иванович Флоренский (1850-1908) — священник Павел Александрович Флоренский.

Дед, Иван Андреевич Флоренский, окончил Луховское Духовное училище, затем Костромскую Духовную Семинарию. «Дед мой,- писал П. А. Флоренский в 1910 году, — блестяще окончил семинарию и был послан в Академию, но тут задумал, по любви к науке, уйти в Военно-Медицинскую Академию. Сам Митрополит Московский Филарет уговаривал его остаться и будто бы пророчил, что если примет монашество, то будет митрополитом. Но дед все же пошел по своему пути, на нищету и разрыв с отцом. 

  • Павел флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей проблема сочинение
  • Ощютить или ощутить как пишется
  • Павел селуков пермь рассказы
  • Ощущения или ощущение как правильно пишется
  • Павел селуков добыть тарковского неинтеллигентные рассказы читать