Печорин герой или антигерой сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Печорин — герой или злодей?

Печорин — герой или злодей? сочинение

«Герой нашего времени» — произведение, в котором точно отображены философские мысли Михаила Юрьевича Лермонтова. Главный герой произведения Григорий Печорин, собрал в себе все характеристики человека, который чувствует себя лишним в этом обществе. И в конце произведения, хочется понять, кто же такой Григорий Печорин – герой или злодей?

Григорий Печорин имеет образ представителя молодежи дворянства в тридцатых годах 19 века. Его можно сравнить с персонажем Александра Пушкина, Евгением Онегиным. Но, в отличие от него, он не плывет дальше по течению жизни, а идет наперекор судьбе и всему. Складывается такое впечатление, что ни смотря, ни на что, он всегда будет противостоять всем преградам.

Портрет Печорина составлен из всех пороков людей того поколения. Автор не хочет исправлять всех людей, но каждый, кто прочитает этот роман, начинает задумываться о своей жизни, об своих поступках и действиях. Произведение становится «горькой отдушиной» человека. Не редко, люди начинают менять свою жизнь, после осознания многих действий.

Григорий – человек, который осознает, что его действия и  поступки могут задеть и принести другим людям огромную боль. Но его противоречивый характер не позволяет ему отступать от своих действий. Как бывший военный, он способен на весьма безрассудные поступки, при этом он очень умен и сообразителен. А его прожитая жизнь, сделала его очень понимающим человеком, который может посочувствовать и помочь советом в разных ситуациях. 

Несмотря на свой молодой возраст, свою состоятельность и симпатичную внешность, Григорий чувствует себя глубоко несчастным человеком. Он не может близко подпустить к себе людей, даже тех, кто искренне хочет ему помочь или испытывает какие-то чувства. Именно от этого и страдают и близкие люди, и сам Печорин.

Вера – единственный человек, которого смог искренне полюбить Григорий. Но, из-за того, что он не может пожертвовать своей свободой и подпустить девушку, Печорин теряет Веру. Еще одной причиной несчастной жизни Григория является то, что он не понимает, зачем он живет, и совсем не боится своей смерти.

Григория Печорина нельзя назвать ни героем, ни злодеем. Он не получает огромного удовольствия от того, что из-за его поступков страдают люди, происходит наоборот, его гложет чувство вины. Под описание героев, Печорин тоже сложно отнести.

Скорее всего, Григорий Печорин – человек с очень израненной душой. Но если бы он был менее эгоистичным, и постарался научиться доверять людям, он смог бы прожить счастливую жизнь.

2 вариант

Так сразу и не ответишь!.. Вообще-то, и размышление тоже не даёт ответа на этот вопрос, потому что запутываешься. Есть аргументы и за, и против! В такой ситуации, действительно, лучше письменно попробовать найти решение. Если спросите меня в разговоре, то я расскажу об одном, о другом, а дальше просто скажу, что не знаю. Тут так нельзя – придется выбрать.

Героем его можно назвать, ведь он смелый, даже бесстрашный. И к Бэле не подошел, так как просто ему было неприятно, а не из-за страха. Войны самой, когда на каждом шагу могут застрелить тебя – просто так, он тоже не боится. Я так понимаю, что он сам захотел приехать на Кавказ, что в столице на балах ему было тоскливо. На поле сражения он хотел снова почувствовать вкус жизни. Но и тут не каждую секунду сражения, а тоже рутина, хоть и военная, а ещё ко всему привыкаешь – опять становится скучно. Другой бы на месте Печорина не сунулся бы на войну, сидел бы дома тосковал – его ведь никто не заставлял воевать и рисковать, соответственно.

Про героя ещё известно, что в названии это, скорей, ирония. Таким представителя своего поколения видит Лермонтов. И там дальше целая теория о лишних людях…

Можно и злодеем его назвать, так как он сделал много плохого, даже намеренно. Разве добрый парень стал бы влюблять в себя княжну – специально подстраивать ситуации, интриги плести? И это вместо того, чтобы помочь влюбленному в неё человеку, который его считает другом! Был бы так жесток к Бэле, которая доверилась ему – опять в результате его коварного плана «приручения». И контрабандисты ему будто спокойно жить не давали! Он поступал подло и жестоко, хотя и сам это понимал. Страдал! Что немного снимает с него вину…

Смотрю я, что он больше злодей! Но только несчастный. Хотя в монастырь он не ушел – от людей, которые своим счастьем (даже возможным) ему мешают жить. Как в сказках, такой вредный герой, который хочет гадости всем делать, особенно если у других всё в порядке. Думаю, Грушницкий всё-таки нашел бы приятные слова для княжны, а Бэла бы вышла замуж, прожила бы вполне счастливую жизнь. Контрабандисты не зря хотели, чтобы Печорин просто оставил их в покое – ушел из их жизни. Наверное, он разрушитель по натуре. Такие тоже нужны, говорят. Но всё-таки лучше с ними не сталкиваться!

Да, я выбираю вариант, что этот герой – злодей, то есть Печорин злодей, но нужно добавить, что он сам, принося беды окружающим, очень несчастный.

Сочинение-рассуждение

В своем произведении «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов пытается передать свои философские размышления, для этого он вводит такого персонажа, как Печорин, который чувствует себя лишним в обществе. Он проходит множество жизненных испытаний, которые помогут понять кто на самом деле Григорий — герой или злодей?

Печорин является неким собирательным образом молодого поколения того времени, при этом он наделен множеством качеств, как положительных, так и отрицательных. Герой эгоистичен и совсем не думает о чувствах окружающих его людей, но также он образован и вежлив. Его военное прошлое часто дает о себе знать: Печорин никогда не отступает от своей цели, даже если это и нанесет кому-то вред.

Хоть он и совсем молодой, но уже далеко не счастлив, его недоверие к людям не дает и шанса с кем-то сблизиться. Вера была единственной, кто смогла по-настоящему его полюбить, но Печорин не мог пожертвовать свободной жизнью ради нее.

Самое трагичное в его судьбе то, что герой совсем не боится смерти, в его жизни нет смысле, он не понимает в чем смысл его жизни. Григорий пытается найти смысл во всем: в действиях, в людях, в мире, но все бессмысленно.

Нельзя точно сказать злодей он или герой, у него есть свои мысли и переживания, которые причиняет боль не только окружающим, но и ему самому. Многие страдают по его вине: Максим Максимович, княжна Мери, Бэла, но он чувствует, что поступает неправильно — его гложет чувство вины.

Он смел и готов совершать добрые дела, но жертвовать чем-то ради других он не способен, к тому же, Григорий совершил множество поступков, о которых долгое время жалеет. Поэтому Печорин точно не герой в классическом понимании этого слова.

Герой родился не в свое время: был умен – никому это не было нужно, хотел полюбить – не сумел, персонаж просто не смог найти применения лучшим качествам, от того и не смог найти свое место в мире. Если бы Печорин немного поменялся: стал бы более общительным и менее эгоистичным, то смог бы найти понимающих людей.

Печорин — лишний человек, с израненным сердцем, который просто не смог вписаться в стандарты общества. Не стоит винить во всем Григория, виновато общество, которое делает всех людей черствыми и бездушными.

Также читают:

Картинка к сочинению Печорин — герой или злодей?

Печорин - герой или злодей?

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по комедии Горе от ума Грибоедова (9 класс)

    Эта пьеса поражает своим новаторством. Ведь здесь целых два конфликта, а не один, как это было ранее. Затрагивается и социальный конфликт, и любовный. К тому же, эти конфликты взаимосвязаны и идут один из другого.

  • План рассказа В прекрасном и яростном мире Платонова

    К лучшему машинисту депо, Александру Васильевичу Мальцеву, определили помощника для работы на скором курьерском поезде.

  • Сочинение Какие явления меняют жизнь людей?

    Человек, подобен цветку, который подвергается различным жизненным испытаниям. Один пустит свои побеги среди камней, ночью будет собирать росу, чтобы не умереть от жажды, другой

  • Тема любви в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – великое произведение классической литературы, в котором поднимаются важнейшие темы, актуальные во все времена. Тема любви – одна из ключевых в романе.

  • Профессия моей мечты учитель — сочинение

    Когда мне исполнилось 6 лет, я пошла в первый класс. Я очень стеснялась знакомиться с ребятами, поэтому стояла в сторонке. Спустя некоторое время ко мне подошла женщина и спросила, почему я не общаюсь с ребятами

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Лермонтов
  4. Печорин — герой или злодей

Сочинение Печорин — герой или злодей (Герой нашего времени)

Григорий Печорин — непростой персонаж, поэтому его сложно сразу отнести к положительным или отрицательным героям. Только через череду сложных размышлений можно найти ответ на этот непростой вопрос.

Михаил Лермонтов наделил Печорина совокупностью негативных качеств, которые были присущи современникам писателя. Это и эгоизм, и эгоцентризм, и равнодушие, и желание быть одиноким. Печорин не смог найти друзей и верных товарищей, даже когда с ним кто-то хотел познакомиться. Например, Максим Максимыч радушно встретил нового коллегу, но Печорин держался с ним холодно и отдалённо, не подпускал его к себе. А ведь Максим Максимыч успел полюбить его по-своему, привязаться к нему, а холодность Печорина ранит сердце штабс-капитана. Таким образом, некоторые особенности характера Печорина губят других людей и приносят им боль, страдания.

Но хотел ли этого сам Печорин? Нет, он не хотел нарочно причинять вред другим людям. Он просто вел себя так, как ему привычно. Герой осознавал, что делает плохо. Григорий пытался сам разобраться в себе и своих чувствах, переживаниях и поступках. Это делало его более отчуждённым от общества, чем раньше. Персонаж понимал всю свою сущность, но не понимал, почему именно он такой.

Стоит сказать, что поступки приносили боль не только окружающим, но и самому Печорину. Например, в отношениях с Верой он не смог стать счастливым, ведь он не подпускал девушку близко к себе. А ведь она смогла понять и принять все его недостатки и особенности. Таким образом, нельзя выразиться категорично, что Печорин — злодей, ведь он творил зло не специально, неосознанно.

Героем тоже можно назвать персонажа с натяжкой. Печорин был смелым, храбрым, не боялся смерти и врагов, но это вовсе не из-за того, что он хотел совершить геройские подвиги. Персонажу было скучно жить. Ему надоела и светская, и военная жизнь. Он хотел экстрима, чтобы проверить свои способности и умения. Он искал чего-то неординарного, так как хотел найти то, что его увлечёт и завлечёт.

Таким образом, Печорин — не злодей и не герой в привычном смысле этих слов. А как тогда можно охарактеризовать персонажа? Григорий Печорин — жертва обстоятельств и своего характера, который мешает ему быть счастливым и делать счастливыми окружающих. Он не может измениться, так как обстоятельства ему не позволяют сделать это. Он не виноват, просто так сложилась его жизнь, и ему необходимо научиться с этим жить.

Вариант 2

Печорин — это всем известны персонаж из произведения Лермонтова — Герой нашего времени, вошедшего в школьную программу. Школьникам приходится придумывать сочинения на эту тему. Сложно понять, кто же такой Печорин, является он героем или злодеем? Как его можно охарактеризовать?

У этого человека очень непростой, двойственный характер. Автор считает, что внутри Печорина одновременно жили сразу две разных личности. Одна из них думала и размышляла, а другая руководствовалась смелыми действиями, при чём зачастую их можно было назвать необдуманными.

 Однако Белинский смог разглядеть в Печорине героя своего времени. Он жил в третьем десятилетии девятнадцатого столетия, когда повсюду процветало жестокосердие. Михаил Юрьевич считает, что образ Печорина создан из всевозможных пороков того времени. Как воспринимается Печорин глазами наших современников? Этот мужчина обладал красотой и незаурядными умственными способностями, поэтому часто размышлял о смысле существования, а также о любви и дружеских отношениях. К тому же мужчина прекрасно понимал людей. Но его проблема заключалась в том, что пришёл он в этот мир и словно попал не в свою эпоху, вследствие чего ощущал себя чужим в этом мире.

Подобно некоторым его современникам он постоянно ощущает утомление. Печорин не стремится достичь какой–либо цели и поэтому растрачивает свои силы на странные выходки. Поскольку молодой человек ещё не испытал того волшебного чувства, которое принято называть любовью, он не желая сам того ранит окружающих. Поскольку он очень эгоистичен, персонаж не склонен к состраданию. Как же понять кем он является на самом деле, героем или злодеем? Но если обратить внимание на то, что Печорин совершает дурные поступки не потому что он негодяй, а просто потому что не задумывается о последствиях своих действий. Сложно назвать его героем, ведь такие люди не склонны совершать такие поступки, за которые потом придётся стыдиться.

 Печорину хотелось влюбиться, но не мог, блистал умом однако не применял его., а его сила и ловкость не пригодились в реальности. Когда человек не может само реализоваться, тогда начинается процесс разрушения. Стоит ли винить в этом героя романа? Ведь на самом деле виновного общество, которое его окружало. Это окружающие его люди сделали его душу неспособной к состраданию, ожесточенной и хладнокровной по отношению даже к тем людям, которые не заслуживали такого отношения.

Печорин — герой или злодей

Печорин - герой или злодей

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Домби и сын Диккенса

    В данном тексте представлен анализ одного из самых удачных произведений Диккенса – романа, который называется, как «Домби и сын».

  • Сочинение Положительные и отрицательные качества Печорина по главам

    Для многих читателей герой непонятен, но ему свойственны не только отрицательные черты, но и положительные. В первой главе Печорин ведет себя низко, бессердечно, забавляется с жизнями других.

  • Жизнь Мцыри в монастыре — сочинение рассказ

    Замечательная поэма Лермонтова рассказывает о молодом монахе, проживающем на Кавказе. Писатель описывает чрезвычайно мужественного и непокоримого героя.

  • Сочинение на тему Зима — мое любимое время года

    Зимняя пора самая удивительная из всех времен года. Зимой можно «зарыться» в волшебную зимнюю сказку. Начало этого времени года ассоциируется у меня с ожиданием главной волшебной сказки

  • Что такое «бегство от реальности»? Итоговое сочинение

    Как правило, бегство от реальности всегда начинаются с ощущения нехватки, ощущения недостатка полноты, целостности. Именно эта пустота обеспечивает развитие, рост того, что уже присутствует в нас …

Печорин – герой или злодей?

«Герой нашего времени» – реалистический роман, в котором отразились чувства и мысли Лермонтова. В Григории Печорине он собрал образ лишнего человека того времени. Так кем же является главный герой со своим непростым двойственным характером? Печорин герой или злодей?

Печорин – собирательный образ

Печорин – типичный представитель поколения дворянской молодежи 30-х годов XIX века. Вот он – герой времени, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Так написал сам Михаил Юрьевич в предисловии к роману. Хотя автор и говорит, что не собирается делаться исправителем людских пороков, но в своей книге он указывает на «болезнь», а сам роман является «горьким лекарством» для души читателя, повод задуматься над своей жизнью. Печорин очень похож на Евгения Онегина, только в отличие от него он не отдается в руки судьбы, не плывет по течению, а идет своей судьбе наперекор и сражается с ней.

Михаил Юрьевич Лермонтов признавался, что наделил главного героя противоречивым характером. Он, как и любой военный смелый и отважный человек, способный на безрассудные поступки. Он понимает, что его поступки могут причинить боль, но все равно совершает их. Вместе с тем Григорий Александрович – умный и понимающий человек, который просто не нашел свой путь в жизни.

Почему Печорин несчастен?

Печорин – непростой человек. Несмотря на молодость, состоятельность и красоту, он не чувствует себя счастливым. Его можно назвать «лишним человеком», так как он родился не в то время. Будучи весьма эгоистичным, Григорий Александрович не может впустить в свою жизнь людей, которые могли бы ему стать близкими. Свобода для него является самой главной составляющей жизни. Единственным человеком, которого он смог полюбить, стала Вера. однако ему не суждено стать счастливым с этой женщиной, и он ее теряет.

Еще одной причиной, почему Печорин несчастен, является то, что он не видит никакого смысла в своей жизни. Он не понимает, какова цель его существования и не боится умереть.

Печорин – герой или злодей?

Печорина сложно охарактеризовать только с одной стороны. Является Печорин героем или злодеем? С одной стороны он приносит множество несчастий окружающим его людям. От его эгоизма страдают многие герои: Максим Максимович, Бэла, княжна Мери. Герой понимает это, в некоторых моментах он сожалеет об этом, а иногда переживания других людей приносят ему удовольствие. Но злодеем его сложно назвать. Ведь причиняя боль и страдания кому-то, он сам не становится счастливее. Наоборот, его часто гложет чувство вины.

Героем в классическом понимании этого слова он тоже не является. Да, он смел и способен на благородные поступки, но он совершенно не способен жертвовать чем-то ради других. кроме того настоящий герой не должен совершать поступки, за которые потом может быть стыдно. а таких поступков у Печорина огромное множество.

Печорин – не герой и не злодей. Он – человек с израненной душой, моральный калека, не имеющий возможность любить и дружить в полную силу. Если бы он был более открыт, менее эгоистичен и приложил усилия, чтобы найти друзей, то возможно, он бы смог вписаться в стандарты того общества.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Печорин – герой или злодей». Здесь рассматривается характер главного героя, его отношение с женщинами, а также его поведение в обществе. Григорий Александрович Печорин, так же, как и Онегин, «лишний человек» на этом празднике жизни.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Людмила Федорова

    16/16

  • Курбанов Шамиль

    9/16

  • Никита Морозов

    9/16

  • Ильин Максим

    8/16

  • Соня Зубарева

    16/16

  • Максим Пан

    7/16

  • Дарья Сметанина

    14/16

  • Kani Aidarov

    10/16

  • Богдан Горбунов

    16/16

  • Леха Безводопроводов

    13/16

Печорин: герой или антигерой?

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Латнер Г.О. 1Казакевич М.П. 1


1КГУ «Средняя школа №11» акимата города Рудного Костанайской обл.

Щекотова  И.В. 1


1КГУ «Средняя школа №11» акимата города Рудного Костанайской области


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

С момента выхода в свет и до сегодняшнего времени вокруг романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и его персонажа Печорина ведутся споры в литературных и читательских кругах. Критика называет роман самым загадочным произведением в русской литературе. Сложный, противоречивый характер Печорина дает возможность различной интерпретации образа, как героя, так и антигероя. Лермонтов также называет Печорина героем своего времени. Так кто же Печорин, герой или антигерой? Попытаемся в этом разобраться. Поэтому определена тема исследования: «Печорин: герой или антигерой?»

Цель исследования: сопоставление положительных и отрицательных качеств личности Печорина и определение доминанты.

Объект исследования: проблема героя в литературно — художественном произведении.

Предмет исследования: образ Печорина из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

Изучить сущность понятий «герой» и «антигерой».

Составить социально-психологический портрет личности Печорина с учетом темперамента, характера, типа телосложения и преобладающих эмоций.

Изучить внутренние мотивации поступков Печорина.

Методы исследования: сравнение; анализ; синтез; индуктивный и дедуктивный методы.

Гипотеза: образу Печорина одновременно соответствуют качества, как героя, так и антигероя, иначе, героя-антигероя.

Методологической основой исследования послужили труды В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского, Б. М. Эйхенбаума, П. А. Висковатова, Б.Т.Удодова, И. Виноградова, И. Андроникова, В. А. Мануйлова и других.

Критика романа «Герой нашего времени» началась еще при жизни М.Ю. Лермонтова, с момента издания первых глав (роман печатался по частям с 1839 года). Мнения о романе резко разделились. В. Г. Белинский первым увидел в образе Печорина воплощение критического духа своего времени [4]. Критики XIX века персонажа Лермонтова разделяются на два лагеря: одни считали, что Печорин — одаренный человек, личность, искалеченная светским воспитанием, другие полагали, что Печорин безнравственен. Революционные демократы Н.Г. Чернышевский [31] и Н. А. Добролюбов [12], Д.И. Писарев [24], А. И. Герцен [9] вслед за В.Г. Белинским утверждали, что Печорин – человек с сильной душой, твердой волей, истинный герой своего времени (именно своего, а не современного критикам 50-х г. г. XIX века). В 60-е годы XIX века о романе Лермонтова судили с точки зрения его влияния на новое поколение, и в сознании читателя он сузился до пародии и комического персонажа. В начале XX века возрастает интерес к Лермонтову благодаря литературно-критическим работам Д. Мережковского [21]. В XX веке возвращению Лермонтова и его героя способствовала деятельность И. Андроникова, выступившем на Центральном телевиденье [1]. Советская критика полагала, что Печорин — жертва общественности, социальной среды (Б.Т. Удодов [30], Коровин В.И [15], У.Р. Фохт [31], Е.Н. Михайлова [22], И.Виноградов [6] и др.). Анализу подвергаются такие важные социально-психологические проявления личности, как социальная установка, индивидуализация, социальная деятельность, активность, нормативное поведение, социально-психологические качества и тому подобное. В ХХ веке существуют различные точки зрения на трактовку образа Печорина, герой или антигерой, которые отражают лишь восприятие самих критиков и не образуют никакой научной традиции [34; с. 3].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава I. Сущность понятий «герой» и «антигерой»

Роман М.Ю. Лермонтова был опубликован в журнале «Отечественные записки» в период 1838-40 г.г., т.е. задолго до появления в литературе понятия «антигерой» (слово «антигерой» впервые появилось в повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» в 1864 г.). Может, в этом причина позиционирования Печорина как героя? Или Печорин действительно положительный персонаж?

Герой — главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования [7]. Положительный герой должен обладать такими качествами, как: быть цельной личностью; созидать; иметь достоинство; вести за собой, защищать и помогать исправлять ошибки бороться за добро; дарить радость жизни и уверенность; быть искренним и уметь прощать.

«Герой литературный — действующее лицо в литературном произведении, художественный образ, отражающий человеческую индивидуальность в жизненной судьбе, поступках, размышлениях о самом себе, других персонажах, об окружающей действительности» [8]. По определению в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, слово герой имеет несколько значений: 1. человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности; 2. главное действующее лицо литературного произведения; 3. человек, воплощающий в себе черты эпохи» [24].

Эти определения, взятые за характеристику в целом, наиболее полно отражают внешние признаки образа Печорина как героя; внутренний мир его сложен и противоречив [30].

В «Литературой энциклопедии терминов и понятий» антигерой представлен как «тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении и выступающий в той или иной степени «доверенным лицом» автора; условно вычленяется в типологии литературных характеров XIXXX в. в.» [18]. Википедия дает следующее толкования слова: «Антигерой — условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но, несмотря на это, занимающий центральное место в литературном произведении» [2].

В современном мире читатели и зрители большее предпочтение отдают антигероям. Типичные черты антигероя в современной литературе:

1. «Меньшее зло»: его добро всегда с кулаками, а зло он использует для борьбы с «плохими парнями».

2. «Кодекс чести»: у антигероя есть собственная система ценностей, даже если она отличается от принятой в обществе.

3. «Сделай это неправильно»: на счету антигероя числится хоть один неблаговидный поступок.

4. Особые приметы: внешние приметы антигероя, если они есть, больше характерны для злодеев, чем для рыцарей без страха и упрёка.

5. Профессионал в своём деле.

«Портрет антигероя — это всегда портрет внутреннего мира человека, обречённого на вечный выбор между добром и злом. Это пограничье легко узнать и интересно исследовать. Ведь, по сути, оно и есть реальная жизнь» [23]. Удивительно, как современное определение портрета антигероя «подходит под описание» Печорина. И все же что-то тут не так… Может, оттого, что Печорин – герой своего времени? или образ Печорина глубже и многогранней?

Итак, обозначим смысловые аспекты понятия «литературный герой»:

1. человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

2. главное действующее лицо литературного произведения.

3. человек, воплощающий в себе черты эпохи.

Под понятием «антигерой» мы будем понимать «тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении».

Для выявления типа образа Печорина нами были проанализированы следующие структурные компоненты: портретная характеристика героя, внутренний монолог (Журнал Печорина), сюжетный аспект и речевая характеристика.

Глава II. Анализ образа Печорина

Интересно, что своего персонажа, Печорина, М.Ю. Лермонтов рассматривал как антигероя, на это прямо указывает его высказывание: в предисловии к роману он заявляет, что Печорин, Герой Нашего Времени — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». В то же время автор называет его героем. Поэтому обратимся к личностной характеристике образа Печорина.

2.1 Личностная характеристика образа Печорина в романе

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Б.М. Эйхенбаум назвал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» первым в русской прозе «личным», или «аналитическим» романом: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография («жизнь и приключения»), а именно личность человека — его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри, как процесс» [34].

Итак, попытаемся составить социально-психологический портрет личности Печорина с учетом темперамента, характера, типа телосложения и преобладающих эмоций.

Были получены следующие данные:

Печорин обладает смешанным типом темперамента (холерик + флегматик), с преобладанием свойств холерика.

Характер: по отношению к людям проявляет замкнутость; властолюбие; по отношению к себе самокритичен, самоуверен, самолюбив, эгоистичен.

Печорин имеет телосложение, сходное внешне с атлетическим типом. Однако по классификации типов темперамента ему соответствует пикническое телосложение. Благодаря постоянной работе над собой, над своим характером, Печорин изменял и свой облик: «Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными» [17; с. 489].

По типологии Э. Кречмера, ему соответствует тип темперамента циклотимик. Этому виду темперамента соответствует следующая характеристика: эмоции колеблются между радостью и печалью, легко контактирует с окружением, реалистичен во взглядах. Имеет пикническое телосложение. При нарушении психики обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному синдрому (психозу). [33].

Печорин обладает литературными, исследовательскими способностями.

По характеру интеллекта преобладают следующие типы: личностный, сексуальный, творческий, речевой, физический, социальный.

В нем развиты чувство совести, чувство долга.

По психическому складу — интроверт: сосредоточен на своем внутреннем мире.

Испытываемые эмоции являются большей частью отрицательными: грусть («скука»?), злость, ярость, раздражение (страх), страсть — к женщине, к игре и т.д. Это может свидетельствовать о повышенном уровне адреналина (гормона) в течение длительного времени; стрессовом состоянии [25]. Положительные эмоции испытывает лишь к природе (удивление, радость, восхищенье, восторг), например, описание весеннего утра в Пятигорске (гл. «Княжна Мери»), [17; с.503]. Психологический пейзаж также способствует раскрытию внутреннего состояния Печорина, но это отдельная тема.

В качестве алгоритма определения психического состояния Печорина применим данные исследователя-психолога В. И. Куликова (таблица 1)

Таблица 1

Выявление отличительных особенностей представителей типа конституции циклотимик (по В. И. Куликову) в образе Печорина в разное время его жизни

Отличительные особенности представителей типа конституции циклотимик (по В. И. Куликову)

Соответствие/ несоответствие черт циклотимика образу Печорина

На начало романного повествования

Через 5 лет

Веселый, разговорчивый,

увлекается местными новостями;

Нет

Да, с М.М., доктором Вернером

Да. В Тамани пытается понять, что происходит рядом с ним. В Пятигорскев первый же день всеместные новостиузнает от Грушницкого

В гостях у мирского князя интересуется традициями иобычаями горцев; от М.М. подробнее узнает информацию о Казбиче, Азамате и Бэле.

Не наблюдается

Не наблюдается

Не наблюдается

Общительность

Да: «Я не умолкал: мои анекдоты были умны до глупости, мои насмешки над проходящими мимо оригиналами были злы до неистовства… Я продолжал увеселять публику до захождения солнца «Княжна Мери, запись от 13-го мая» [17; с.513]

Не наблюдается

Склонность к сотрудничеству и компромиссам,

легко приспосабливается

Склонность к управлению, манипуляции

Склонность к управлению, применение методов физического воздействия (подкуп, разжигание страстей, похищение человека)

Добивается любви Бэлы, заключив пари. Добившись, охладевает.

да

Не наблюдается

Отзывчивость, мягкосердечность.

жестокость

Безразличие ко всему

Привлекательность.

Да: «Он был вообще очень недурен: имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским» («М.М.»)[17; с.490]

да

Практичный

да

да

Сексуальность повышена

Да: «Ундина», Вера, княжна Мери, Бэла

нет

Требует комфорта

Да: покупает персидский ковер («Княжна Мери»),

возит с собой дорогие вещи (шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал) («Тамань»)

Да: «Экая чудная колясочка! Видно, не знает наших горок» («М.М.»)[17; с.487], одевается удобно : бархатный сюртучок, перчатки как будтоспециально сшитые по его руке, ослепительно чистое белье [17; с.489] (в дороге!) («М.М.»)

Настроение циклически колеблется

Да: «… Музыка после обеда усыпляет, а спать после обеда здорово: следовательно, я люблю музыку в медицинском отношении. Вечером же она, напротив, слишком раздражает мои нервы: мне делается или слишком грустно, или слишком весело. То и другое утомительно….»[17; c.526]

Да. «… Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие, зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в дорогу». – при напоминании о Бэле: «Однако, прощайте, мне пора… я спешу…»[17; с.491]

Таким образом, по своим природным качествам Печорин должен быть веселым, отзывчивым, мягкосердечным, общительным и т.п. Значит, какие-то события в жизни до Кавказа уже заставили его измениться. И княжне Мери он рассказывает о себе, ничуть не рисуясь и не желая понравиться: «Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились …» [17; с.531] и т. д. Так бывает в минуты откровенья, как со случайным попутчиком. Но Мери откликнулась на душевное признание, И Печорин тут же использует момент для начала манипуляций: «Сострадание — <…> впустило свои когти в неопытное сердце….» [17; с.531]. Печорин находится в депрессивном состоянии (точнее, в состоянии хронического стресса) в начале повествования, перешедшем в глубокую депрессию через 5 лет.

С какой целью Печорин вел журнал? Мы можем рассматривать журнал Печорина как историю болезни, наблюдению за течением которой посвящено целое исследование. В журнале отмечаются не только и не столько события, сколько реакция на них Григория Александровича, попытка самоанализа и рефлексии. Уже одно то, что Печорин ведет журнал искренне и беспристрастно, заслуживает уважения, т.к. это является фиксацией результатов психологического эксперимента над собственной личностью: «Я давно уже живу не сердцем, а головой. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия»

Дифференцируя «внутреннее» и «внешнее» в образе Печорина, предположим, что состояние «скука» — понятие «внешнее» (социальное); депрессивное состояние; и депрессия – «внутреннее» (индивидуальное).

В этом свете каждая из встреч Печорина с другими персонажами – это этапы одного эксперимента. В окружающих Печорин находит признаки болезни, преследующей его, и каждый раз болезнь принимает новые формы в виде человеческих пороков. Предметом его исследования становятся носители человеческих пороков: Азамат (алчность и продажность, зависть), Грушницкий (тщеславие, зависть), княжна Мери (лицемерие, притворство, равнодушие); ундина (хитрость, жестокость) и т.д. Печорин узнает эти пороки в других, потому что находит и у себя: «У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так.»… (гл «Бэла»), [17; с.480]. Но кроме пороков в каждом персонаже присутствуют и добродетели, положительные качества.

Мы согласны с утверждением, что творчество М.Ю. Лермонтова целесообразно рассматривать как религиозно-философскую систему [14]. В этом свете трактовка поступков и их мотиваций персонажей приобретает новый ракурс. В христианстве самым страшным пороком является скука. Печорин сам считает себя носителем этого порока, таким же его видели и окружающие. Так личная проблема переносится плоскость социальную.

2.2 Манипулятор или актуализатор?

Всегда ли на протяжении романного времени мы видим Печорина скучающим? Рассмотрим, как изменяется настроение и мироощущение Печорина во времени.

Как отмечают исследователи, расположение глав в романе и порядок действий отличаются. Мы согласны с точкой зрения С. Таска на внутреннюю хронологию романа: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла» (начало), «Фаталист», «Бэла» (продолжение), «Максим Максимыч» и предисловие к «Журналу Печорина» [28; с. 175].

В главе «Тамань» мы видим Печорина полного сил и здоровья, едущего в действующий отряд по казенной надобности. Высказывание Печорина: «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России» [17; c.494] передает его отношение непосредственно к этому месту, где ему пришлось несколько неприятных моментов, но не его собственное эмоциональное состояние. Несмотря на сильную усталость, (т.к. находился в дороге и три ночи не спал), он готов к приключениям и авантюрам, его захватывает атмосфера таинственности. Поэтому, в погоне за новыми ощущениями, он снова не ложится спать и наблюдает, пытаясь понять смысл происходящего: куда и зачем пошел слепой мальчик, с кем встретился, о чем говорили. Чувство опасности лишь подстегивало его любопытство. Б.М.Эйхенбаум в работе «Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» приводит продолжение фразы «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну». В журнальном тексте, напечатанном в 3-й книжке «Отечественных записок» 1839 года (и в рукописи), эта фраза имеет продолжение: «а право я ни в чем не виноват: любопытство вещь, свойственная всем путешествующим и записывающим людям» [34].

Последующие двое суток Печорину пришлось увидеть много странных и непонятных вещей, и, в конце концов, его чуть не утопила восемнадцатилетняя девушка, и обокрал слепой. Печорин испытывает подъем сил, настоящую увлеченность своим расследованием и пресекает преступную деятельность «честных контрабандистов». Таким образом, Печорин здесь – герой. Сам он нисколько не считает свой поступок геройским, напротив, испытывает сожаление при мысли, что стал причиной несчастий бедных людей. Действительно, герой совершает благородные поступки во имя высоких целей, в то время как мотивация деятельности Печорина была иной.

Интересно, что в этой главе противостояние – на равных. Попытка манипулировать присутствует с обеих сторон: Печорин пробует применить подозрительность (когда манипулятор начинает высказывать сомнения, заставляя человека оправдываться), насмешку и иронию (когда манипулятор насмехается над человеком, чтобы вывести его из равновесия), запугивание (обещая сообщить коменданту), ундина в ответ применяет технику ложной влюбленности…

Вероятно, привлекательными и вызывающими своеобразную романтизацию были такие качества, как: сила, смелость, жестокость.

И. Анненский считает, что у М.Ю. Лермонтова «красота, как одна из форм жизни, являлась прежде всего вызовом. В «Тамани» вызов особенно ярок. В сущности, там нет ничего, кроме этого вызова» [28; с.165]. В таком случае ответом на вызов была жажда познания жизни и активная деятельность.

В начале главы «Княжна Мери» Печорин по-прежнему деятелен и приезжает в Пятигорск в прекрасном расположении духа. «Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике <…>. Весело жить на такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине…» Красота, гармония и спокойствие в природе, равновесие в душе. Усилием воли Печорин заставляет себя продолжить эксперимент: «Однако пора…». Заставляет себя окунуться в «страсти, желания, сожаления»…

Надо отметить, что о дуэли с Грушницким и последующих событиях мы узнаем из записей журнала Печорина, которые были сделаны спустя полтора месяца в крепости N. «Скучно! <…>. Перечитываю последнюю страницу: смешно! Я думал умереть; это было невозможно: я еще не осушил чаши страданий, и теперь чувствую, что мне еще долго жить» [17; с.550]. Таким образом, Печорин и здесь не совсем точно дифференцировал свои ощущения. Под словом «скука» мы здесь понимаем: «разочарование», «опустошенность». В словах «чувствую, что мне еще долго жить» звучит горькая ирония, т. к. жизнь кажется теперь ему бессмысленной, как, впрочем, и смерть.

Что стало причиной такой перемены – от ощущения полноты жизни до отрицания ее смысла? Страсть, любовь к Вере. Жизнь Печорина разделилась на две части: до и после отъезда Веры.

Вера была «сдерживающим фактором», после ее отъезда Печорин еще по инерции продолжает двигаться, но происходит это как-то «автоматически». Чем больше проходит времени с тех событий, тем ощутимее изменения в личности Печорина. С одной стороны он все больше замыкается (хотя внешне это почти никак не выражается); рискует собственной жизнью (в сцене поимки пьяного казака; один идет на охоту на дикого кабана — суицидальное поведение?), находит в других людях признаки своего недуга и предсказывает гибель Вуличу. Значит, он продолжает свои психологические наблюдения, но диагноз уже вынесен. Он понимает, что самостоятельно не может справиться с болезнью, и ждать помощи не от кого.

Печорин в сцене поимки пьяного казака-преступника действует как герой. Хотя основным мотивом было получение результата в эксперименте над собственной личностью.

Печорин продолжает вести наблюдения и заносить их в журнал, стараясь быть объективным. Но мысли, что пришли в ночь перед дуэлью, продолжали кружиться и в последующее время: «Если моя звезда наконец мне изменит?..»…[17; с.549] «…Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца…» [17; с. 350]. Постепенно журнал заменил ему собеседника и запечатлел реальность такой, какой видел ее герой. Налицо сужение круга общения …. А его жертва также никому не принесла счастья – ни Вере, ни княжне, ни самому герою. Но читателей всё же удалось убедить в прекрасных порывах, благородстве и соответствии статусу героя [28; с.167].

Таким образом, продолжающаяся социальная дезадаптация проявляется в снижении нравственности. Печорин не брезгует грубыми методами: разжиганием страстей (алчность, зависть), подкупом, физическим насилием (кража из родительского дома и удержание в крепости Бэлы), т.е. ведет себя как антигерой.

Все персонажи в романе стремятся к достижению собственных целей и пытаются воздействовать на окружающих, и это соответствует тому, что происходит в реальной жизни. Главным вопросом при этом является: с какой целью происходит это воздействие, разрушения или созидания? С какой целью Печорин воздействует на других?

Печорин попытался измениться сам и сделать отношения более честными, открытыми, доброжелательными. В этом проявляется его сущность как героя (таблица 2).

Таблица 2

Выявление отличительных особенностей манипулятора и актуализатора (по Э. Шостому) в образе Печорина в разное время его жизни

Манипулятор

(по Э. Шостому)[20]

В романе

Актуализатор (по Э. Шостому)[20]

В романе

1.Ложь (фальшь, мошенничество). Манипулятор использует приемы, методы, маневры. Он «ломает комедию» и разыгрывает роли, которые должны произвести впечатление. Выражаемые им чувства выбираются в зависимости от обстоятельств.

Все персонажи пытаются манипулировать в большей или меньшей степени. Печорин отвечает тем же: «Я люблю врагов, хоть и не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь <…>. Вдруг, одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное здание их хитростей и замыслов — вот что я называю жизнью» [17; с. 536]

1.Честность (прозрачность, искренность, аутентичность). -Актуализатор способен к честному проявлению своих чувств, какими бы они ни были. Ему обычно присуща чистосердечность, выразительность. Он по-настоящему бывает самим собой.

Печорин испытывает неприязнь к Грушницкому и т.д.

Уважение к доктору Вернеру,

Разочарование, презрение, злость, ярость – к молодым людям, пожелавшим его унизить («водяное общество») и др. Скорбь, возможно, чувство вины вызвала смерть Бэлы

2.Неосознанность (апатия, скука). Манипулятор не осознает действительного значения жизни. Он видит и слышит лишь то, что хочет видеть и слышать.

Депрессия,

главы «Фаталист», «Максим Максимыч», «Бэла»

2. Осознание (полнота жизни, интерес)

Гл. «Тамань», «Княжна Мери»

3. Контроль (закрытость, нарочитость). Для манипулятора жизнь подобна шахматной доске. Он кажется спокойным, однако при этом держит себя под постоянным контролем (и других тоже, скрывая от них свои мотивы)

Отношения с Верой;

Попытки «влюбить в себя» княжну Мери («Все эти дни я ни разу не отступал от своей системы»[17; с. 527]).

Подготовка к дуэли и дуэль

Втягивание М.М. в авантюру с Бэлой

3.Свобода (спонтанность, открытость). Актуализатор спонтанен. Он способен к свободному выражению присущих ему возможностей. Он хозяин своей жизни субъект, а не объект

Во всех эпизодах

4.Манипулятор не принимает себя как личность, не ценит себя и видит вокруг себя не людей, а только «вещи», которые можно и нужно использовать. Люди для манипулятора – это прежде всего объекты для различных безнаказанных манипуляций.

События гл. «Бэла» описаны так, как их воспринимает М.М.: Печорин выглядит жестоким манипулятором

4.Актуализатор относится к себе как к неповторимой личности, и потому всегда ощущает других людей такими же неповторимыми личностями

.Ведет журнал, где раскрывается как личность. События гл. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» описаны Печориным — характеры выведены ярко и четко.

5. Цинизм (безверие). Манипулятор не доверяет себе и другим, он испытывает глубокое недоверие к человеческой природе как таковой. Он полагает, что в отношениях между людьми существуют только две возможности: управлять или быть управляемым.

Записи в журнале от 14 июня:

«Иногда я себя презираю… не оттого ли я презираю и других?..»[17; с.544].

5. Доверие (вера, убежденность). Актуализатор обладает глубокой верой в себя и других, в возможность установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и сейчас.

Вера в то, что любовь существует, но неверие в возможность самому быть счастливым: «Страсти не то иное, как идея при первом своем развитии: они принадлежат юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться…»

[17;с.529]

Таким образом, одних ситуациях Печорин проявляет себя как манипулятор, в других – как актуализатор. Его психологическая ошибка заключалась в осуждении себя…

«Все герои романа, за исключением Веры, сначала не испытывают никаких чувств, кроме равнодушия или приятельства. В конце романа все герои, кроме Веры, ненавидят Печорина или порывают с ним» [28; с.183]. Это связано, прежде всего, с его личными установками, с его представлениями о себе самом и мире. Желая изменить мир к лучшему, он стремится бороться с пороками, и проигрывает: «А что такое счастие? Насыщенная гордость»[17; с.529]. Отрицание и осуждение чего-то в самих себе может переключиться на яростную критику других, выродиться в ранг болезненного и замкнутого себялюбия, неспособности принимать критику, изощренного эгоизма, маскирующегося добродетелью. Непризнание своей теневой стороны может стать причиной многочисленных неврозов и психологических проблем.

К. Г. Юнг говорил: «То, что я обслуживаю нищего, что я прощаю обидчику, что я люблю даже врага во имя Христа, это, несомненно, большие добродетели. Но а если я обнаружу, что самый ничтожный из всех, самый бедный из всех просящих милостыню, самый наглый из всех обидчиков, просто враг сидит во мне самом, что я сам нуждаюсь в милостыне моей доброты, что я сам себе тот враг, которого я хочу любить, что тогда?» [5]. Печорин нашел в себе силы увидеть свою теневую сторону, и осуждал себя за то, что считал «злом» — в этом его и подвиг, и заблуждение…

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: образу Печорина одновременно соответствуют качества как героя, так и антигероя, иначе, героя-антигероя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование проблемы привело к следующим выводам:

Изучив сущность понятий «герой» и «антигерой», мы обозначили смысловые аспекты понятий. «Литературный герой» — это: 1. человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. 2. главное действующее лицо литературного произведения. 3. человек, воплощающий в себе черты эпохи. Под понятием «антигерой» мы будем понимать «тип литературного героя, подчеркнуто лишенный героических черт, но занимающий центральное место в произведении».

Сопоставив типичные особенности темперамента и соответствие/ несоответствие их образу Печорина на начало повествования и через пять лет, мы пришли к выводу, что состояние, называемое самим персонажем «скукой» является депрессивным состоянием на начало повествования и депрессией через пять лет. Скука считается социальным человеческим пороком, депрессия – болезнь.

Изучив внутренние мотивации поступков Печорина, мы проследили изменения не только во внешности, но ив действиях. При этом ключевой фигурой для понимания смысла является образ Веры. После ее отъезда действия Печорина приобретают более агрессивный характер, наблюдается социальная дезадаптация.

Образ Печорина был соизмерен с психологическими исследованиями, прежде всего, Э. Шостома, что позволило ответить на вопрос, является манипулятором или актуализатором. Образу Печорина одновременно соответствуют качества как героя, так и антигероя, иначе, героя-антигероя, что подтверждает выдвинутую гипотезу

Список использованной литературы

И. Андроников. – Лермонтов «Герой нашего времени», 1972 г. — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://www.youtube.com/watch?v=s1CUMxG-Qss

Антигерой. — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Антигерой

Бахтин М. Эпос и роман: о методологии исследования романа //Вопросы литературы. — 1970. — №1. — C.119-120.

Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени// Белинский В.Г. О русских классиках. – М.: Худож. лит., 1978. – 525 с.

Блог В. Перова Саморазвитие и самосовершенствование Карл Густав Юнг и его тень. — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://nperov.ru/soznanie/karl-gustav-yung-i-ego-ten/

Виноградов И. «Философский роман Лермонтова». — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://sobolev.franklang.ru/index.php/pushkin-i-ego-vremya/128-vinogradov-i-filosofskij-roman-lermontova

Герой — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://literary_criticism.academic.ru/69/

Геройлитературный. — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://litterms.ru/g/62

Герцен А.И. Лишние люди и желчевики. — [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://gertsen.lit-info.ru/gertsen/public/kolokol-1857-1860/article-230.htm

Григорьян К.Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». — Л.: Наука, 1975. — С.203

Депрессия. — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/psychiatric/depression#h2_2

Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина. — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0022.shtml

Кирьянова А. Психологическая смерть. — [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: http://kiryanova.com/2017/12/01/психологическая-смерть

Киселёва И. А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система. — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://famous-scientists.ru/list/12290

Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М.: Просвещение, 1973 – С.227.

Критика о романе «Герой нашего времени» Лермонтова: отзывы современников. — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.literaturus.ru/2015/10/kritika-geroj-nashego-vremeni-otzyvy-sovremennikov.html

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени // М.Ю. Лермонтов. Избранные сочинения / Ред. Кол.: Беленький Г., Николаев П. и др.; Сост.,вступ статья и примеч. В. Коровина. – М.: Худож.лит., 1987. — 623 с.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Рос.акад. наук, ИНИОН, [Федер. прогр. книгоизд. России]; гл. ред. и сост. А.Н.Николюкин. — М.: Интелвак, 2001. — С.35

Мануйлов В.А.: Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»». Комментарий. — М.-Л., Просвещение,1966. — 276 с.

Меджидова С.М Типологическая модель Э. Шострома: Манипуляторы – Актуализаторы. — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://psychology.az/shostrom.php

Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества. — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://az.lib.ru/m/merezhkowskij_d_s/text_0090-1.shtml

Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. — М.: Гослитиздат, 1957.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: От 57000слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. – 750 с.

Писарев Д.И. Базаров. — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://az.lib.ru/p/pisarew_d/text_0220.shtml

Причины и последствия повышения адреналина в крови. — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://ogormonah.ru/gormony/povyishenie-adrenalina-v-krovi.html#i-2

Психология. [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/724/Психология

Русская литература. Классика и современность: Учебник для 9 класса общеобразоват. шк. / В.В. Бадиков, Т.П. Чаплышкина, Л.С. Рыгалова и др. – 2-е изд., перераб. – Алматы: Изд-во «Мектеп», — 328 с.

Русская литература XIXвека. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.literature-xix.ru/lermontov/gerojj-nashego-vremeni/

Русская литература XIXвека. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://www.literature-xix.ru/lermontov/gerojj-nashego-vremeni/

Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1989. — 191с.

Фохт У.Р. М.Ю. Лермонтов. Логика творчества. — М.: Наука, 1975.

Чернышевский Н.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы // М. Ю. Лермонтов в русской критике: Сб. статей. / Вступ. статья и примеч. Д. Зонова. — М.: Гос. изд-во Худож. лит., 1955. — С. 225-233

Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику М., 1993 — [Электронный ресурс] – Режим доступа URL: http://yurpsy.com/files/biblio/chekin/01.htm

Эйхенбаум Б. М.Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — С. 125-162.

Просмотров работы: 4743

Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Онегин — отражение эпохи 20-х годов XIX века, эпохи декабристов; Печорин — герой третьего десятилетия этого “жестокого века”. Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период общественного оживления, и мог стать декабристом. У Печорина этой возможности не было, поэтому Белинский говорит: “Онегин скучает, а Печорин страдает”.
Печорин по происхождению аристократ, он получил светское воспитание.
Выйдя из-под опеки родных, Печорин “пустился в большой свет” и “стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями”. Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, ему наскучило и чтение книг. После “нашумевшей истории в Петербурге” Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхождение: “бледный, благородный лоб”, “маленькая аристократическая рука”, “ослепительно-чистое белье”. Печорин физически сильный и выносливый человек: “Широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни… не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными”.
В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность. Не удивительно ли, что, “несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные” “глаза его не смеялись, когда он смеялся”?
Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников он самокритичен: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”. Он прекрасно разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мери), не удовлетворяется сонной жизнью “водяного общества” и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории. В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, названия произведений, имена писателей и литературных героев.
Печорин безумно смел, он как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Груш-ницкого. И это делается только для того, чтобы “изведать предел подлости моего противника”. Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни.
“Рожденный для высокой цели”, он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение.
Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания.
Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери, Веры, Максима Максимыча.
Однако, наряду с богатством душевных сил и одаренностью своего героя, Лермонтов раскрывает и такие качества Печорина, которые резко снижают его образ. Печорин — холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризует его как индивидуалиста.
Но самое тяжелое обвинение Печорину — отсутствие жизненной цели, бесплодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в “журнале”: “А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”.
Нашел ли Печорин свое “высшее назначение”? С пользой ли растратил свои “необъятные силы”? И не о подобных ли ему людях поколения 30-х годов позапрошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой “Думе”?
…Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин — “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии” Печоринство было типичной болезнью времени.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Печорин — герой или антигерой?

Печорин — герой или антигерой?

    Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Онегин — отражение эпохи 20-х годов XIX века, эпохи декабристов; Печорин — герой третьего десятилетия этого “жестокого века”. Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин — в период общественного оживления, и мог стать декабристом. У Печорина этой возможности не было, поэтому Белинский говорит: “Онегин скучает, а Печорин страдает”.

    Печорин по происхождению аристократ, он получил светское воспитание.

    Выйдя из-под опеки родных, Печорин “пустился в большой свет” и “стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями”. Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, ему наскучило и чтение книг. После “нашумевшей истории в Петербурге” Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхождение: “бледный, благородный лоб”, “маленькая аристократическая рука”, “ослепительно-чистое белье”. Печорин физически сильный и выносливый человек: “Широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни… не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными”.

    В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность. Не удивительно ли, что, “несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные” “глаза его не смеялись, когда он смеялся”?

    Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников он самокритичен: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”. Он прекрасно разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мери), не удовлетворяется сонной жизнью “водяного общества” и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории. В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, названия произведений, имена писателей и литературных героев.

    Печорин безумно смел, он как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается только для того, чтобы “изведать предел подлости моего противника”. Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни.

    “Рожденный для высокой цели”, он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение.

    Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания.

    Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери, Веры, Максима Максимыча.

    Однако, наряду с богатством душевных сил и одаренностью своего героя, Лермонтов раскрывает и такие качества Печорина, которые резко снижают его образ. Печорин — холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризует его как индивидуалиста.

    Но самое тяжелое обвинение Печорину — отсутствие жизненной цели, бесплодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в “журнале”: “А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”.

    Нашел ли Печорин свое “высшее назначение”? С пользой ли растратил свои “необъятные силы”? И не о подобных ли ему людях поколения 30-х годов позапрошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой “Думе”?

    …Над миром мы пройдем без шума и следа,

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

     Ни гением начатого труда.

    Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин — “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”. Печоринство было типичной болезнью времени.

28734 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Печорин — герой или антигерой?

Смотрите также по
произведению «Герой нашего времени»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

«Герой нашего времени» – реалистический роман, в котором отразились чувства и мысли Лермонтова. В Григории Печорине он собрал образ лишнего человека того времени. Так кем же является главный герой со своим непростым двойственным характером? Печорин герой или злодей?

Печорин – собирательный образ

Печорин – типичный представитель поколения дворянской молодежи 30-х годов XIX века. Вот он – герой времени, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Так написал сам Михаил Юрьевич в предисловии к роману. Хотя автор и говорит, что не собирается делаться исправителем людских пороков, но в своей книге он указывает на «болезнь», а сам роман является «горьким лекарством» для души читателя, повод задуматься над своей жизнью. Печорин очень похож на Евгения Онегина, только в отличие от него он не отдается в руки судьбы, не плывет по течению, а идет своей судьбе наперекор и сражается с ней.

Михаил Юрьевич Лермонтов признавался, что наделил главного героя противоречивым характером. Он, как и любой военный смелый и отважный человек, способный на безрассудные поступки. Он понимает, что его поступки могут причинить боль, но все равно совершает их. Вместе с тем Григорий Александрович – умный и понимающий человек, который просто не нашел свой путь в жизни.

Почему Печорин несчастен?

Печорин – непростой человек. Несмотря на молодость, состоятельность и красоту, он не чувствует себя счастливым. Его можно назвать «лишним человеком», так как он родился не в то время. Будучи весьма эгоистичным, Григорий Александрович не может впустить в свою жизнь людей, которые могли бы ему стать близкими. Свобода для него является самой главной составляющей жизни. Единственным человеком, которого он смог полюбить, стала Вера. однако ему не суждено стать счастливым с этой женщиной, и он ее теряет.

Еще одной причиной, почему Печорин несчастен, является то, что он не видит никакого смысла в своей жизни. Он не понимает, какова цель его существования и не боится умереть.

Печорин – герой или злодей?

Печорина сложно охарактеризовать только с одной стороны. Является Печорин героем или злодеем? С одной стороны он приносит множество несчастий окружающим его людям. От его эгоизма страдают многие герои: Максим Максимович, Бэла, княжна Мери. Герой понимает это, в некоторых моментах он сожалеет об этом, а иногда переживания других людей приносят ему удовольствие. Но злодеем его сложно назвать. Ведь причиняя боль и страдания кому-то, он сам не становится счастливее. Наоборот, его часто гложет чувство вины.

Героем в классическом понимании этого слова он тоже не является. Да, он смел и способен на благородные поступки, но он совершенно не способен жертвовать чем-то ради других. кроме того настоящий герой не должен совершать поступки, за которые потом может быть стыдно. а таких поступков у Печорина огромное множество.

Печорин – не герой и не злодей. Он – человек с израненной душой, моральный калека, не имеющий возможность любить и дружить в полную силу. Если бы он был более открыт, менее эгоистичен и приложил усилия, чтобы найти друзей, то возможно, он бы смог вписаться в стандарты того общества.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение «Печорин – герой или злодей». Здесь рассматривается характер главного героя, его отношение с женщинами, а также его поведение в обществе. Григорий Александрович Печорин, так же, как и Онегин, «лишний человек» на этом празднике жизни.

Предыдущая

СочиненияПечорин и женщины – сочинение о женщинах в жизни героя и его отношении к ним

Следующая

СочиненияХарактер Печорина в главе “Тамань” – как раскрываются его черты

Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: “Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою”. Онегин – отражение эпохи 20-х годов XIX века, эпохи декабристов; Печорин – герой третьего десятилетия этого “жестокого века”. Оба они – мыслящие интеллигенты своего времени.

Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин – в период общественного оживления, и мог стать декабристом. У Печорина этой возможности не было, поэтому Белинский говорит: “Онегин скучает, а Печорин страдает”.
Печорин по происхождению аристократ, он получил светское воспитание.
Выйдя из-под опеки родных, Печорин “пустился в большой свет” и “стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями”. Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, ему наскучило и чтение книг. После “нашумевшей истории в Петербурге” Печорина ссылают на Кавказ.

Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхождение: “бледный, благородный лоб”, “маленькая аристократическая рука”, “ослепительно-чистое белье”. Печорин физически сильный и выносливый человек: “Широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни… не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными”.
В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрытность. Не удивительно ли, что, “несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные” “глаза его не смеялись, когда он смеялся”?
Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников он самокритичен: “Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья”. Он прекрасно разбирается в людях (например, в Грушницком, в княжне Мери), не удовлетворяется сонной жизнью “водяного общества” и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам.

Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории. В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, названия произведений, имена писателей и литературных героев.
Печорин безумно смел, он как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается только для того, чтобы “изведать предел подлости моего противника”.

Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни.
“Рожденный для высокой цели”, он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение.
Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания.
Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери, Веры, Максима Максимыча.
Однако, наряду с богатством душевных сил и одаренностью своего героя, Лермонтов раскрывает и такие качества Печорина, которые резко снижают его образ. Печорин – холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризует его как индивидуалиста.
Но самое тяжелое обвинение Печорину – отсутствие жизненной цели, бесплодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в “журнале”: “А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные”.
Нашел ли Печорин свое “высшее назначение”? С пользой ли растратил свои “необъятные силы”? И не о подобных ли ему людях поколения 30-х годов позапрошлого века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой “Думе”?
…Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Можно ли назвать Печорина героем в положительном смысле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в самом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии.

В нем Лермонтов совершенно категорически заявляет, что Печорин – “это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии”. Печоринство было типичной болезнью времени.

Loading…

  • Печорин аргументы к сочинению итоговому
  • Печки лавочки рассказ шукшина
  • Печка фото из сказки
  • Печка топится как пишется
  • Печка буржуйка как пишется