Педагогический рассказ это в педагогике


Рассказ как метод воспитания


Робот Это не совсем то, что Вы искали? Внизу Вас уже ждёт список похожих материалов. Посмотреть


По материалам проекта А.А. Никитиной, студентки факультета Истории и права (з/о, 3 курс).
Рассказ как метод воспитания – это небольшое по объему логичное изложение событий, которые содержат наглядный пример или анализ тех или иных моральных понятий и действий. Прежде всего, рассказ пробуждает положительные чувства, он учит сопереживанию, раскрывает содержание той или иной нормы, представляет положительный или отрицательный образ героя.

Рассказ содержит сообщение о действии, о назидательной истории с установкой дополнить знания воспитанников о нормах и правилах поведения людей в разнообразных ситуациях и зародить тем самым стремление следовать положительному образцу и избегать недостойного. Рассказ сообщает ясные образцы поведения, развивает душевные понятия. В ходе рассказа учитель воспитывает у ребят четкое отношение к героям, он обнаруживает положительный пример для повторения. Метод рассказа дает возможность воспитанникам с новых нравственных позиций оценивать свое собственное поведение и жизнь классного коллектива. Кроме того, рассказ педагога служит для детей примером построения логичной, связной, убедительной речи, учит грамотно излагать свои мысли.

Сжатость и воодушевлённость рассказа, возможность сравнения разного рода отношений, безошибочный выбор времени использования, формирование дальнейшей деятельности в соответствии с содержанием рассказа – всё это и есть ведущие положения, которыми необходимо руководствоваться при использовании данного метода.

Применяя в воспитании метод рассказа, важно учитывать и возраст ребят. Для младших школьников, например, выбираются короткие рассказы, с сокращенным числом героев. Для старшеклассников целесообразно подбирать рассказы с более сложным сюжетом. Ребята сравнивают собственное поведение с поведением героев, и выполняют подходящие заключения.

Следует помнить, что эффективность этого метода во многом зависит от эмоциональности изложения, которое и создает обстановку коллективного переживания, от того, насколько речь педагога, ясна для учащихся, вызывает у них эмоциональный отклик, соответствуют их уровню развития. Содержание рассказа должно основываться на уже имеющемся у учащихся опыте, вместе с тем увеличивать его, пополняя новыми элементами.


Робот списокРобот обнаружил, что со статьёй «Рассказ как метод воспитания» тематически связаны:


Для ссылки:
Рассказ как метод воспитания [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/4-1-0-233 (дата обращения: 11.01.2023).


Опубликовано 11.06.2013
|

Просмотров: 21222

Рассказ

Словесный метод обучения: живое
общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает
большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает
определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные
методы, используемые в дошкольном обучении.

Основная
задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях
или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей,
побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес
детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для
детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной
окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на
вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо
дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой
степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение
для последующего обучения в начальной школе.

Рассказ — монологическое изложение
учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного,
доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

По целям назначения рассказы могут быть
трех видов.

·      Рассказ — выступление, задача
которого подготовить детей к изучению нового материала.

·      Рассказ — повествование, который
необходим для изложения намеченного содержания.

·      Рассказ — заключение, задача
которого обобщить, подвести итоги.

Рассказ должен иметь четкую структуру:
начало, развитие событий, кульминацию, финальную часть. Если педагог заранее не
продумал стиль и композицию рассказа, то на занятии уже поздно думать об этом.
Рассказ станет невыразительным, малоинтересным, потому что далеко не каждый
педагог может на ходу удачно придумать примеры, сравнения. Самый хороший
экспромт — заранее продуманный и вовремя вставленный.

В
средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины,
которые будут развиваться, и совершенствоваться в старшей группе.

В
средней группе детей учат описывать игрушки, предметы, используя
распространенные предложения или высказывания, состоящие из двух-трех
предложений. На пятом году жизни высказывания  ребенка приобретают характер
рассказа.

Вопросы,
речевой образец, указание – ведущие приемы обучения рассказыванию в средней
группе.

Задача
воспитателя – подготовить детей к самостоятельному составлению небольших
описательных рассказов.

Речевой
образец является в данном случае наиболее эффективным приемом обучения. Он
непосредственно влияет на качество детских рассказов-описаний.

Чтобы
дети не копировали целиком образец рассказа, воспитатель должен вести рассказ
не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной. Тогда
дети, подражая образцу, смогут проявить самостоятельность и инициативу.

Речевой
образец может представлять собой полное законченное описание или только часть
рассказа. Это зависит от подбора предметов и игрушек, от их количества, от
организации действий с ними, от уровня речевого развития детей. Вместе с тем
рассказ воспитателя всегда должен быть интересным, содержательным, четким по
построению. Надо, чтобы педагог не только показывал детям, как составлять
сюжетную линию, но и давал примеры речевых конструкций.

Источником
получения знаний является «слово», устное (живое, услышанное по радио и
телевидению, записанное на магнитную пленку, на сайт интернета) и печатное.
Слово стимулирует активную деятельность второй сигнальной системы детей,
обеспечивает высокую культуру слуховых восприятий (слушание) и мышление
(думанье), требует умений анализа и синтеза, конкретизаций и
противопоставления, суждения и умозаключения, развивает навыки чтения, устную и
письменную речь.

Определение 1

Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.

Методы стимулируют учащихся к активной познавательной деятельности. Они обеспечивают высшую культуру слухового воспитания и мышления. Благодаря обучению развивается чтение, устная и письменная речи. Человек учится анализировать, синтезировать, конкретизировать, противопоставлять, рассуждать и делать выводы.

Популярные методики:

  • Рассказ и объяснение;
  • Беседа и дискуссия;
  • Лекция;
  • Работа с книгой.

Описанные способы используются при формировании у ребенка теоретических и практических знаний. Ими поддерживается вербальный обмен информации между учителем и учениками. Знакомство с материалом проводится зачастую в готовой форме, поэтому меньше разбираются проблемные задачи, выполняются творческие задания и минимальное прививание ребенку познавательной самостоятельности и инициативности.

Рассказ и объяснение

Определение 2

Метод рассказа – это устное изложение материала, содержимого в учебнике. Этот способ встречается во всех классах школы. Изменяется лишь характер, объем и длительность повествования.

В зависимости от целей выделяют рассказ-выступление, рассказ-изложение и рассказ-заключение. Первый вид – это подготовка учащихся к восприятию нового материала. Второй – это полноценное раскрытие темы, а третий – выводы и обобщения.

Во время этой словесной методики применяются методологические приемы:

  • Активизация внимания;
  • Ассоциативное и закономерное соединение;
  • Сравнение;
  • Выделение главного;
  • Резюмирование.

Для изложения информации в форме рассказа слова учителя должны соответствовать нескольким требованиям. В тексте должны быть только точные факты, ясные и убедительные примеры, относящиеся к теме. Также нужно подавать рассказ логично, выделяя основные положения, идеи, концентрировать внимание аудитории на этих моментах.

Рекомендуется не затягивать с рассказами больше, чем на 10 минут, так как далее внимание детей рассеивается. Текст должен быть эмоциональным, выразительным и излагаться доступным языком. Можно объединять этот метод с чтением учебника, записыванием определений и дат, повторением важных деталей и выводами.

Определение 3

Словесный метод объяснение – это толкование закономерностей, качество объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действия, презентация опыта. Этот способ зачастую используют при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии интригующих моментов в явлениях природы и социальной жизни.

Учителю нужно формулировать цели и задачи, ставить четкие вопросы для дальнейшего раскрытия. Чтобы привлечь внимание детей к наблюдению за явлениями, излагать материал стоит последовательно и относительно медленно. Если есть демонстрация примеров, то ее стоит совмещать с детальными объяснениями, для устранения возможных неточностей, вопросов и недопонимания.

Беседа и дискуссия

Определение 4

Наиболее известный метод – это беседа. Дидактическая работа в таком формате побуждает слушателей к разговору. Правильно поставленные вопросы вызывают интерес у учащихся, самостоятельные рассуждения и обобщения. С помощью беседы учитель может «вести» ученика по нужной идее, чтобы он набирался новых знаний, но к выводам приходил сам. Метод активизирует мышление.

Педагогами эта техника применяется для усвоения знаний и умений. Также при беседе ученику доносятся некоторые воспитательные моменты – нужно сначала выступать, а потом говорить, не перебивать, всегда доносить свою мысль.

Опираясь на цели и структуры методики, выделяют несколько типов бесед:

  • Вводные или организующие;
  • Эвристические;
  • Систематизирующие или закрепляющие;
  • Контрольно-коррекционные.

Для эффективного проведения обучения этим способом у учителя должна быть определенная подготовка. Лектору нужно правильно и четко формулировать тему и вопросы. При подготовке нужно ориентироваться на возраст учеников, чтобы урок был не слишком сложный и не было новых слов. Вопросы рекомендуется ставить перед всем классом, и выдерживать небольшую паузу. Все правильные ответы одобряются, а неправильные – аргументируются и комментируются.

Если никто из учеников не дает ответ, то учителю стоит спросить в другой формулировке. Возможно, вопрос стоит разделить на несколько частей и упросить, или в формулировке сразу скрыть ответ. Во время беседы важна дисциплина, но при этом контакт спикера со слушателями тесный.

Беседа – это трудоемкий словесный метод обучения. На подготовку речи тратится много времени, сил и профессионального мастерства.

Определение 5

Дискуссия – это способ обучения, похожий на предыдущий, но тут главная цель – стимулировать интерес. Учащихся «втягивают» в обсуждение проблемы. Метод побуждает слушателей к осмыслению информации и объяснению своей позиции.

Для проведения дискуссии нужно минимум 2 человека. Если у спикера или учеников нет нужных знаний, то разговор получается беспредметным, без содержания, неточным. Апеллировать фактами и вовремя их преподносить тоже нужно уметь, чтобы идеи не казались запутанными и противоречивыми.

Выделяют 4 правила проведения дискуссии:

  • Ограниченное время на выступление;
  • Дисциплина и взаимоуважение;
  • Сдержанность;
  • Принятие чужого мнения.

Лекции

Определение 6

Лекция – это словесная методика, отличающаяся от других жесткой структурой, логичным изложением материала, изобилием информации, систематичностью.

На школьных лекциях описываются трудные системы, объекты, явления, процессы, обсуждаемые на фоне причинно-следственных связей. Из-за сложности подачи ее рекомендуется использовать только на старших классах. По длительности такие занятия затягиваются на один-два урока, которые маленькие дети не смогут высидеть.

Чтобы правильно подать материал учителю нужно проработать такие моменты:

  • Создать детальный проект лекции;
  • Ознакомить слушателей с темой, целями и задачи;
  • Последовательно изложить информацию;
  • Сделать краткие выводы после каждого пункта;
  • Связывать части монолога;
  • Эмоционально излагать проблемы;
  • Приводить примеры, сравнения, факты;
  • Работать с аудиторией;
  • Регулировать темп изложения.

Работа с книгой

Определение 7

Главным методом эффективного обучения считается работа с учебником. В книге материал преподносится безошибочно и структурировано. Ученик может много раз прорабатывать предложенную информацию в удобном темпе и формате. Задача учебных книг обучить, развить, воспитать, побудить и контролировать процесс обучения.

Ученик может и сам изучать книгу. В зависимости от задания преподавателя, с учебниками работают в нескольких форматах: аудитория знакомится со структурой, просматривает главы, читает отдельные отрывки, отвечает на вопросы, исследует материал, решает задачи или заучивает материал. Обучение на книгах формирует у учащихся потребность к чтению.

На практике используются две методики работы с учебниками:

  • На уроке;
  • Дома.

В обоих способах ученикам нужно конспектировать, создавать план, тезировать информацию, цитировать выражения, рецензировать, создавать справки и тематические словари. На уроке педагог занимается развитием скорочтения у детей, обучает анализировать и понимать прочитанный материал, искать ответы, работать со схемами и таблицами. Совместно с основной книгой часто используются справочники, словари и энциклопедии.

Кривощекова Наталия Александровна

заместитель директора по воспитательной работе

Описание метода обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

Метод обучения — рассказ

Рассказ – это монологическое изложение учебного материала, применяемое для последовательного, систематизированного, доходчивого и эмоционального преподнесения знаний.

Рассказ служит для детей образцом построения связной, логичной речи, учит грамотно выражать свои мысли.

К.Д.Ушинский сформулировал главное требование к рассказу: интересное содержание, чёткая, последовательная форма изложения.

Готовясь к рассказу, учитель намечает план, подбирает необходимый материал, приёмы сравнения, сопоставления, резюмирования. Во время рассказа выделяется и подчёркивается главное. Рассказ должен быть коротким – 5-7 минут. Если длительность рассказа превышает 5-7 минут, то его нужно сочетать с другими методами обучения – иллюстрацией, включением элементов беседы т др.

Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания.

Метод рассказа — это монологический метод изложения учебного материала. Метод устного повествовательного изложения новых знаний учителем. Является важнейшим из методов систематического изложения учебного материала. Применяется на всех этапах школьного обучения. Это живое, яркое, занимательное, эмоциональное изложение знаний, в определенной логической последовательности. Рассказ как метод может использоваться при изучении всех учебных предметов школьного учебного плана. При помощи рассказа осуществляется образное изложение фактов, интересных событий, взаимосвязей, взаимозависимостей, явлений и т.д. Рассказ активизирует восприятие, познавательную активность, формирует представления, развивает интересы, любознательность, воображение и мышление. В чистом виде рассказ используется в основном на этапе начального обучения, на других этапах — сочетается с другими методами обучения.

Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала, не прерываемое вопросами к учащимся. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.

По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-изложение, рассказ-заключение.

Рассказ-вступление — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющий вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Во время такого рассказа в доступной форме сообщаются задачи деятельности учеников.

Во время рассказа-изложения преподаватель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

РАССКАЗ

Вид лингводидактического тестового задания — словесное повествование о событии, факте — проверяющего умения монологической речи.

Источник: Словарь терминов и понятий тестологии

РАССКАЗ

монолог преподавателя, сообщение о событиях, фактах, явлениях для конкретизации теоретических положений. Особенность – артистичность, выразительность плюс свое оценочное суждение.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

РАССКАЗ

школьная лекция) форма организации урока, в которой ограниченная дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития (В. В. Гузеев).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

РАССКАЗ

способ обучения, применяемый преподавателем в процессе объяснения научных понятий, формул с целью образного описания и сообщения отдельных сведений из истории научных открытий, интересных событий, связанных с жизнью ученых и созданием научных теорий.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

РАССКАЗ

способ обучения, применяемый преподавателем в процессе объяснения научных понятий, формул с целью образного описания и сообщения отдельных сведений из истории научных открытий, интересных событий, связанных с жизнью ученых и созданием научных теорий. Рассказ в таких случаях повышает познавательную активность, развивает интересы и любознательность.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Рассказ

словесный метод обучения, предполагающий устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Педагогические требования к рассказу: обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания; достоверность сообщаемой информации, включение ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; обеспечение четкой логики изложения; эмоциональность изложения; простота и доступность языка изложения; отражение личной позиции в оценке излагаемых фактов, событий. (3)

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

РАССКАЗ

1. Вид монологической речи, словесное изложение каких-л. событий, повествование о виденном, слышанном или пережитом говорящим. Ср. лекция, доклад, речь, выступление. 2. Один из словесных методов обучения (общедидактическое понятие), использование которого предполагает относительно законченное устное выступление по определенной теме. Р. обладает большой выразительностью и силой эмоционального воздействия на учащихся, позволяет более последовательно и систематично излагать учебный материал, чем это может быть сделано во время беседы. Наиболее полное восприятие Р. происходит, когда в нем ясна тема, выделены основные факты, имеется строгая логическая последовательность, отражающая движение мысли от явлений к сущности, а содержание Р. опирается на жизненный опыт учащихся и имеющийся уровень подготовки по языку. Эффективность восприятия содержания Р. повышается при его сопровождении наглядными пособиями (при демонстрации репродукций картин, настенных таблиц, кинофильмов, слайдов, прослушивании музыкальных произведений). Р. может включать различные приемы изложения: повествование, описание, рассуждение, диалог. Имеются дидактические приемы, облегчающие восприятие описания и рассуждения. Так, описание можно приблизить к повествовательной форме, излагая его, например, от имени очевидца или участника описываемых событий. Р. используется как при сообщении новых знаний, так и при их закреплении, активизации. По окончании Р. обычно проводится беседа с целью проверки правильности усвоения сообщенного материала, а также закрепления и углубления его понимания. На занятиях по языку Р. не должен превращаться в излишне длинное выступление преподавателя или учащегося на предложенную тему. С целью активизации учащихся следует стимулировать их на участие в Р., что ведет к переходу Р. в беседу.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

  • Первые противопожарные мероприятия проводимые в россии краткий рассказ 5 класс
  • Первые попавшиеся как пишется
  • Первые письменные свидетельства о предках славян сохранились в сочинениях римских историков
  • Первые опубликованные рассказы евгения чарушина
  • Первые музыкальные сочинения даргомыжского