Пейзаж рассказа бедная лиза

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Описание природы в сентиментализме

Николай Михайлович Карамзин считается основателем русского сентиментализма. Это литературное направление противопоставлено классицизму. К основным чертам сентиментализма можно отнести:

  • преобладание чувств над разумом;
  • культ естественности и чистоты личности;
  • отсутствие прямолинейного изложения сюжета;
  • наличие пейзажных зарисовок.

Чистые сельские пейзажи

Сентименталисты описывают душевное состояние персонажей при помощи явлений природы. Чистые сельские пейзажи часто противопоставляются лживым городским видам. Природа является не фоном действий, а естественной средой для человека. Она помогает героям произведений отказаться от всего лживого, призывает поступать только по велению сердца.

Природные объекты становятся неотъемлемой частью жизни персонажей. К примеру, в «Бедной Лизе» пруд под большим дубом является и уголком для свиданий, и местом гибели героини.

Пейзажи в повести

Н. М. Карамзин внёс в сентиментализм собственное видение роли пейзажа. В «Бедной Лизе» отсутствуют подробные описания деталей. Повествование идёт от лица автора произведения, а он опирается лишь на собственные впечатления.

Характеры персонажей

Повесть начинается с краткого описания места действия. Главная героиня проживает в сельской местности. Карамзин в красках описывает загородные пейзажи, употребляя яркие эпитеты:

  • густо-зелёные цветущие луга;
  • жёлтые пески;
  • светлая река.

Карамзин описывает величественные золотые купола

Совсем с другим настроением повествователь отзывается о городских пейзажах. Он называет их «ужасной громадой домов», «алчной Москвой». Карамзин описывает величественные золотые купола и кресты храмов. Золотой цвет является символом веры и материальных ценностей. В столице проживает юноша Эраст.

Роль этих пейзажей в произведении «Бедная Лиза» заключается в знакомстве читателя с характерами главных персонажей. Естественная сельская местность противопоставлена «фальшивому» городу. Для Лизы смысл жизни заключается в любви, преданности и доброте. Она руководствуется только собственными чувствами.

Девушка зарабатывает на жизнь, продавая ландыши. Эти цветы являются символом чистоты и нежности. Для Эраста немалое значение имеют материальные ценности и социальное положение.

Развитие любовных отношений

После нескольких непродолжительных встреч с Эрастом в сердце Лизы зарождается новое и до сих пор неизвестное чувство. Душевные переживания героини полностью совпадают с состоянием природы. После бессонной ночи она выходит к берегу Москвы-реки. Автор описывает белый туман над водой, блестящие капли росы на траве. Постепенно природа просыпается. Одновременно с этим к главной героине приходит понимание того, что она влюблена.

Лиза встречает Эраста на берегу

Лиза встречает Эраста на берегу. После долгожданного признания в любви пейзажи становятся намного ярче. Лиза говорит: «Какое прекрасное утро! Как всё весело в поле». Эта цитата позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние героини. Она счастлива и вместе с ней торжествует природа.

Между Эрастом и Лизой складываются нежные невинные отношения. Их свидания сопровождаются спокойными природными пейзажами. Н. М. Карамзин описывал:

  • чистый пруд;
  • тихую луну;
  • тень столетних дубов;
  • берёзовую рощу.

Берёза в литературе олицетворяет невинность, а дуб является сакральным растением, возле которого происходят судьбоносные события.

Гибель Лизы

Сцена падения главной героини сопровождается описанием дождя, грозы, молнии и мрачного неба. На чёрном небе нет ни единой звезды. Автор подчёркивает, что «никакой луч не мог осветить заблуждения». Образ грозы в русской литературе является предвестником трагических событий. Лиза чувствует себя преступницей и боится, что природное явление может её убить.

Из-за военной службы Эраст вынужден проститься с Лизой. После последнего свидания пейзаж вокруг главной героини мрачнеет. Он полностью лишается ярких красок и жизни. Вместе с этим погружается во мрак душа девушки.

Гибель Лизы

Гибель героини происходит после разоблачения обмана Эраста. Она узнаёт, что возлюбленный женится на другой. Девушка возвращается к пруду под дубом, где происходили все свидания. Воспоминания становятся нестерпимыми, и Лиза совершает самоубийство. В таблице представлена информация о роли пейзажа в повести Карамзина «Бедная Лиза».

Начало произведения Автор описывает яркий сельский пейзаж и «алчную Москву»
Момент признания в любви Самый яркий пейзаж в произведении. Карамзин рассказывает о ярком солнце, звонком пении жаворонков
Трагические события Писатель представляет мрачный пейзаж: черное небо, грозу и молнию

Произведение Н. М. Карамзина произвело фурор в светском обществе XVIII века. В эпоху социального неравенства автор преподал нравственный урок всем читателям. Он подчёркивал, что судьбу определяет не социальное положение, а лишь душевные качества каждого человека. Без символичных пейзажных зарисовок донести основную идею произведения было бы невозможно.

­Пример сочинения 1

В повести Карамзина «Бедная Лиза» важную роль играет описание состояний природы. Окружающий мир вторит чувствам главной героини. По времени года и погоде можно понять, какие эмоции одолевают девушку и самого автора, и даже предугадать, куда повернет сюжет.

Писатель с первых страниц разграничивает город и сельскую местность. Ему не нравится суета в тесном скоплении домов, где нет места красотам русской земли. Зато с любовью и обожанием он описывает долины около Москвы-реки. Там живет трудолюбивая и добросердечная девушка Лиза, которая находится в гармонии с окружающим миром. По мнению автора, только в такой красивой и незатейливой обстановке может родиться прекрасная и непосредственная натура. Описывая рассвет в лесной глуши, он намекает на то, что героиня – одна из тех цветов, которые раскрываются навстречу солнцу. Так и Лиза отдает всю себя свету первой и единственной любви.

Когда отношения между героями оставались все еще непорочными и честными, сама природа была столь же целомудренна и мила. Пруд автор называет «чистым», солнце – «светлым», утро – «прекрасным». Но после грехопадения и разлуки Лиза видит гром и молнию. Восход уже не прекрасен, а окрашен в цвет крови. Даже дуб, под которым располагается ее могила, уже не столетний и твердый великан, а «мрачное» дерево. Таким образом, оттенки природы меняются вместе с эмоциями, которые испытывают читатели от прочитанного отрывка. Пейзаж в повести «Бедная Лиза» отображает человеческие чувства и настраивает публику на нужный лад.


Пример сочинения 2

В произведениях Н. Карамзина герои впервые в истории литературы перестали быть носителями какой-то одной черты, а стали настоящими, живыми, реальными людьми, умеющими чувствовать и переживать и говорившими на простом понятном языке. Так же новым стало и то, что автор, давая оценку происходящему, открыто выражал свое к нему отношение. Кроме того, гармонично дополняют его повествование живописные описания природы и лишь на первый взгляд их можно принять за случаные эпизоды, являющиеся красивым фоном основного действия. На самом деле пейзажи играют особую роль, являясь одним из основных средств для раскрытия душевных переживаний главных героев и понимания мотивов их поступков.

В завязке повести «Бедная Лиза» представлены контрастные картины Москвы с «ужасной громадой домов» и великолепные сельские просторы со светлой рекой, пышными рощами, бескрайними полями и небольшими уютными деревеньками.

Эти картины знакомы каждому, они абсолютно реальны и тем самым с самого начала придают повести достоверность и задают тон всему повествованию, к тому же показывая еще и авторскую позицию, которого влечет все прекрасное и естественное и неприятен город.

По ходу дальнейшего развития действия роль пейзажа будет не менее значительной, так как все изменения в природе автор соотнесет в абсолютной гармонии с тем, что произойдет с героями.

Сюжет повести поначалу может показаться достаточно простым. В центр внимания попадает трагическая любовь простой крестьянки к молодому дворянину. Девушка всей душой верит, что ее чувства взаимны. Но очень скоро получится так, что возлюбленный выберет в жены другую. Все действие развертывается на фоне природы, ставшей невольным свидетелем сначала необъятного счастья, а затем непоправимого горя героини. Пейзажные зарисовки помогают проникнуться мельчайшими изменениями в душе Лизы.

Первые встречи влюбленных пропитаны нескончаемой радостью, и вся природа вокруг преображаясь, превращается для Лизы в удивительно красивую и неповторимую.

В дальнейшем, в своем желании быть счастливой девушка преступает через нравственные нормы, по которым воспитывалась и жила, хотя это и дается ей совсем нелегко. Автор подчеркивает ее тревогу и страх изменениями в природе. После случившейся близости молодых людей, черные облака закрывают небо и начинается гроза. А дождь, словно оплакивает «преступление» девушки.

В момент прощания героев ощущение предстоящей беды усиливает алая заря, передающая боль, тревогу и смятение героини.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» вышла за рамки классического изображения природы в художественном произведении. Ранее пейзаж играл незначительную роль украшения повествования, а здесь превратился в способ передачи внутреннего мира героев.

Еще одной функцией пейзажных зарисовок в повести стала помощь читателю понять глубину мысли автора, его идейный замысел.


Пример сочинения 3

В трагичной, но в то же время и прекрасной повести Карамзина «Бедная Лиза», пейзажу отводится очень значительная роль. Его «многогранность» показана на протяжении всего произведения. В зависимости от сюжета, меняется картина самого происходящего вокруг. Тихую и безмятежную погоду, может сменить порывы ветра, раскаты грома. Они и становятся предвестником надвигающейся беды и в без того сложной судьбе главной героини. Такое дополнение является знаковым и подтверждает тонкую духовную связь Лизы с окружающим миром.

Девушка из простой и бедной семьи влюбляется в состоятельного мужчину — Эраста. В моменты их первых свиданий и зарождения чувств, вся природа как бы в унисон тоже расцветает. Автор в подробностях доносит до читателя через описания пейзажа, душевное состояние и ценности героев.

Изначально и Эраст и Лиза живут в разных «мирах». Эраст в городе, где все давно «покупается и продается», Лиза – в гармонии с окружающей реальностью, добродетельностью и скромностью. Автор не зря добавляет описания храмов и соборов в повесть. Они символизируют крепкую веру девушки и всего русского народа в высшую силу, в справедливость, в любовь…

Каждое из свиданий молодых людей сопровождается удивительными пейзажами, которые олицетворяли красоту и невинные помыслы героев. Автор подбирает им места, соответствующие их душевному состоянию. Однако когда между Эрастом и Лизой случается близость, природа на это реагирует совершенно иначе. Погода портится и начинается гроза. Что же это может означать? Возможно то, что герои зашли за тонкую грань дозволенного. Может быть, им было предначертано испытывать до конца жизни друг к другу лишь «братские» чувства.

Для каждого из них была своя судьба и возможно долгая и счастливая жизнь. Ведь и Эраст, и Лиза непременно ее заслуживали. Та обстановка которая окружала молодых людей, очень повлияла на их восприятие и восприятие той или иной ситуации.

Бесхитростная и добропорядочная Лиза воспитывалась в скромности. Ее окружали бескрайние русские просторы, церкви, и безмятежная природа. Это и заложило основу в ее естественность характера, широту души и искренность отношений ко всему живому. Автор хотел показать ее читателю, как непорочного ангела — некий идеал чистоты.

Эраст же, был всю жизнь окружен роскошью и богатством. Позолоченные купола, дамы в роскошных платьях и светские рауты — все это, несомненно, вошло в норму и в уклад жизни. Мужчина привык все мерить деньгами, дорогими подарками и «нужными знакомствами». Это все подмечает автор неспроста. Он дает читателю информацию к размышлению и не хочет, чтобы ни к одному из героев шло осуждение. И Эраст, и Лиза заслуживали этой любви. Не один из них не предполагал, что может все так трагично закончится. Даже знаки, посылаемые свыше, не смогли повлиять на судьбу героев. Они оба остались несчастными из-за горькой потери самого светлого чувства на свете.

Хорошо вписанный пейзаж на протяжении всей повести, делал целостной картину жизни обоих героев. В итоге, он стал невольным свидетелем и счастья и трагедии молодых людей.


Пример сочинения 4

Повесть открывается картиной, которой наслаждается рассказчик во время прогулки. Громадная Москва со всеми ее башнями и шпилями, мрачная громада каменных стен монастыря контрастируют с идиллическими картинами природы. Зеленая дубовая роща, пастбища, цветущие луга, чистая голубая река — все это пасторальные пейзажи. Возможно, они могут показаться нереалистичными, ведь Карамзин был далек от настоящей крестьянской жизни. О ней он знал только из произведений своих предшественников. Но автор пишет о том, что видит и что чувствует, стоя на этом месте. Пейзажи родны для Карамзина и дороги его сердцу, именно в такой обстановке и разворачиваются действия повести.

Лиза и ее мать близки к природе. Девушка любуется красотой окружающего мира, сидя на берегу озера и наблюдая за пастухом, который гонит свое стадо. Она говорит о том, что только ради такой красоты и стоит жить. Пейзаж словно подчеркивает душевную красоту и чистоту Лизы. В нем нет притворства, лицемерия, лжи. Природа чиста и непорочна. Неслучайно все самые счастливые моменты Эраста и Лизы прошли в роще за городом под сенью молодых зеленых деревьев, а несчастье происходит на улицах Москвы.

Природа отражает и переживания главных героев. Влюбленная девушка видит голубое небо, зеленую траву, все дышит спокойствием и умиротворением, которые отзываются в ее сердце. Когда Лиза, уступив Эрасту, лишается с ним невинности, начинается гроза. Гром и молния олицетворяют душевное смятение девушки, ее страх перед наказанием высших сил. Когда Эраст едет на войну, он прощается с Лизой на рассвете. Небо залито алым цветом. Это цвет крови, опасности. У многих народов считали, что если накануне битвы небо окрашивается в красный, то бой принесет много потерь. Это можно рассматривать и как предзнаменование для Лизы, знак того, что ее жизни может грозить опасность.

Место, где похоронена Лиза показано мрачным и печальным. Старые, покрытые мхом кельи, развалины монастыря, звуки ветра, похожие на стоны боли. Здесь все напоминает о несправедливости судьбы, из-за которой молодая девушка, полная жизненных сил и стремлений, теперь покоится здесь, где вечные камни не меняются в течение целых столетий.

Роль пейзажа в повести н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Повесть
«Бедная Лиза» является лучшим произведением
Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных
образцов русской сентиментальной
литературы. В ней много прекрасных
эпизодов, описывающих тонкие душевные
переживания.

В
произведении есть прекрасные по своей
живописности картины природы, которые
гармонично дополняют повествование.
На первый взгляд их можно счесть
случайными эпизодами, которые являются
всего лишь красивым фоном для основного
действия, но на самом деле все значительно
сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» — это
одно из главных средств раскрытия
душевных переживаний героев.

В
самом начале повести автор описывает
Москву и «ужасную громаду домов», а
сразу же после этого начинает рисовать
совершенно иную картину: «Внизу… по
желтым пескам, течет светлая река,
волнуемая легкими веслами рыбачьих
лодок… На другой стороне реки видна
дубовая роща, подле которой пасутся
многочисленные стада; там молодые
пастухи, сидя под тенью дерев, поют
простые, унылые песни…»

Карамзин
сразу же встает на позицию всего
прекрасного и естественного. Ему
неприятен город, его тянет к «натуре».
Здесь описание природы служит для
выражения авторской позиции.

Далее
большинство описаний природы направлены
на то, чтобы передать душевное состояние
и переживания главной героини, ведь
именно она, Лиза, является воплощением
всего естественного и прекрасного. «Еще
до восхождения солнечного Лиза встала,
сошла на берег Москвы-реки, села на траве
и, подгорюнившись, смотрела на белые
туманы… везде царствовала тишина, но
скоро восходящее светило дня пробудило
все творение: рощи, кусточки оживились,
птички вспорхнули и запели, цветы подняли
свои головки, чтобы напитаться животворными
лучами света».

Природа
в это мгновение прекрасна, но Лиза
грустит, потому что в ее душе рождается
новое, доселе не испытанное ею чувство.

Несмотря
на то что героиня печальна, ее чувство
прекрасно и естественно, как пейзаж
вокруг.

Спустя
несколько минут происходит объяснение
между Лизой и Эрастом. Они любят друг
друга, и ее ощущения тут же меняются:
«Какое прекрасное утро! Как все весело
в поле! Никогда жаворонки так хорошо не
певали, никогда солнце так светло не
сияло, никогда цветы так приятно не
пахли!»

Ее
переживания растворяются в окружающем
пейзаже, они так же красивы и чисты.

Между
Эрастом и Лизой начинается прекрасный
роман, их отношение целомудренны, их
объятия «чисты и непорочны». Окружающий
пейзаж так же чист и непорочен. «После
сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать
слова своего, всякий вечер виделись…
всего чаще под тению столетних дубов…
— дубов, осеняющих глубокий, чистый пруд,
еще в древние времена ископанный. Там
часто тихая луна, сквозь зеленые ветви,
посребряла лучами своими светлые Лизины
волосы, которыми играли зефиры и рука
милого друга».

Проходит
пора невинных отношений, Лиза и Эраст
становятся близки, она чувствует себя
грешницей, преступницей, и в природе
происходят такие же перемены, как и в
Лизиной душе: «…ни одной звездочки не
сияло на небе… Между тем блеснула молния
и грянул гром…» Эта картина не только
раскрывает душевное состояние Лизы, но
и предвещает трагичный финал данной
истории.

Герои
произведения расстаются, но Лиза еще
не знает, что это навсегда. Она несчастна,
ее сердце разрывается, но в нем еще
теплится слабая надежда. Утренняя заря,
которая, как «алое море», разливается
«по восточному небу», передает боль,
тревогу и смятение героини и свидетельствует
о недобром финале.

Лиза,
узнав об измене Эраста, покончила со
своей несчастной жизнью. Она бросилась
в тот самый пруд, возле которого когда-то
была так счастлива, ее похоронили под
«мрачным дубом», являющимся свидетелем
самых счастливых минут ее жизни.

Приведенных
примеров вполне достаточно для того,
чтобы показать, как важно описание
картин природы в художественном
произведении, как глубоко они помогают
проникнуть в душу героев и их переживания.
Рассматривать повесть «Бедная Лиза» и
не принимать во внимание пейзажные
зарисовки просто недопустимо, потому
что именно они помогают читателю понять
глубину мысли автора, его идейный
замысел.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Изучение роли пейзажа в повети Карамзина
«Бедная Лиза»

1. Роль
пейзажа в сентиментализме

«Бедная Лиза» появилась в середине первого,
«художественно-литературного» периода деятельности Карамзина, еще молодого, но
уже зрелого писателя, в самый, может быть, плодотворный год его жизни. Друзья,
ценители изящной словесности сразу поняли, что перед ними шедевр; читатели
оценили повесть по высшей из дотоле известных им мерке; исследователи
литературы готовы были видеть в «Бедной Лизе» родину русской прозы». [Топоров,1995;
С.45]

«Пейзаж в художественном произведении — едва ли не главное

средство, позволяющее
выразить господствующее представление человека

о мире и
самом себе. Художественные образы природы всегда насыщены

философским и
нравственным смыслом — ведь они и есть та «картина

мира», что
определяет отношение человека ко всему вокруг. XVIII век как

переходная
эпоха в развитии русской литературы породил несколько типов

литературного
пейзажа, каждый из которых нашел свое место в

художественно
— эстетической ситуации той поры. Для классицизма характерной была условность
закрепленность того или иного типа «идеального» пейзажа. Завоеванием
сентиментализма можно назвать новый взгляд на окружающий человека мир. Писатели
— сентименталисты стремятся уловить психологическое содержание пейзажа,
передать с помощью образов природы нюансы состояния человеческой души»[Анникейчик,
2008;С.3]

Основной задачей данной главы является выяснение роли пейзажа в
произведениях, написанных в рамках литературного направления сентиментализм.
Для начала вспомним, что такое сентиментализм и выделим его основные черты,
затем более подробно рассмотрим роль пейзажа в произведениях, написанных в
рамках сентиментальной эстетики.

Сентиментализм
(фр. sentimentalisme, от
англ. sentimental, фр. sentiment — чувство) — умонастроение в
западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное
направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах
читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России — с
конца XVIII до начала XIX века.

Если
классицизм — это разум, долг, то сентиментализм — это нечто более светлое, это
чувства человека, его переживания [Пытина, 1991; С.365].

Основная
тематика сентиментализма
– любовная.

Основные
черты сентиментализма
:

•        Уход
от прямолинейности

•        Многогранные
характеры персонажей, субъективность подхода к миру

•        Культ
чувства

•        Культ
природы

•        Возрождение
собственной чистоты

•        Утверждение
богатого духовного мира низких сословий

Пейзаж в литературе — это изображение природного окружения человека и
образ любого незамкнутого пространства, например, городской пейзаж. 

Как уже было сказано выше, культ природы (пейзаж) является одной из
основных черт произведений, написанных в рамках литературного направления
сентиментализм. Пейзаж у сентименталистов — не бесстрастный фон развития
событий, но воссоздание живой природы, глубоко воспринятой и прочувствованной.
Принцип создания пейзажа в произведениях русского сентиментализма, безусловно,
тесно  связан с идейно-философской проблематикой произведений. Также пейзаж в
произведениях сентиментализма всегда находится в тесной связи с внутренним
миром человека,  его душевным состоянием.

Природа есть синоним естественности, поэтому человек, находясь как бы в
окружении этого естества должен преобразиться и сам, природа должна призвать
его отказаться от всего ложного и искусственного, поступать только по велению
сердца в гармонии  собой и своим природным началом.

Восхваление сельской жизни и противопоставление её городской становится
излюбленным мотивом литературы сентиментализма, сопутствующим изображению
пейзажа. Красота природы предстает как истинная великая ценность, противостоящая
мнимым благам цивилизации [Кочеткова,1994;С.83]

Пейзаж проникает в различные литературные направления и это высокое
место, отведенное пейзажу в литературе символизма, объясняется прежде
стремлением к гармонии воплощенной в природе. Таким образом, стремление к естественности
определяет эпоху сентиментализма.

При этом
пейзаж все же подчиняется определенным стереотипам, особенно выделяется
концепция идеалистического пейзажа, который стал единственным стереотипом в
описании природы. Появляется меланхолический пейзаж, который вскоре станет
характерным для литературы романтизма.

Взаимосвязь природы и человека призвана облагородить человека, сделать
его лучше и добрее. При этом для писателей, работающих в направлении
сентиментализм, было важно внести в общие для европейского пейзажа мотивы
национальные черты. С национальными чертами в пейзаже мы подробно ознакомимся в
следующей главе.

Нужно подчеркнуть, что часто значительную роль в развитии сюжета играет
пейзаж, например, пруд под сенью «мрачных дубов», в котором утопилась Лиза.
Входя в жизнь героев – озеро или роща (пейзаж), как правило, становятся местом
встречи влюбленных, местом особенных воспоминаний, а сама способность получать
удовольствие от созерцания природы становится одним из важнейших качеств
«чувствительного героя».

«Чтение,
меланхолические мечты, размышления и воспоминания — все это происходит обычно
на лоне природы, в излюбленном живописном уголке, располагающем к
соответствующему настроению. Нередко целью прогулки оказывается наблюдение восхода
или заката солнца»[Кочеткова, 1994; С.94]

Поводя итог данной главы,  еще раз отметим, что «психологизация пейзажа
— одно из важнейших достижений культуры сентиментализма в целом — достижений, к
которым на новом уровне обращается искусство романтизма, а затем и реализма»
[Кочеткова,1994;С.96]

Пейзаж в сентиментальных литературных произведениях тесно связан с
идейно-философской проблематикой, с  представлением о естественности, и
направлен на преобразование человеческой личности и души. Пейзаж в
произведениях сентиментализма всегда находится в тесной связи с внутренним
миром человека,  его душевным состоянием.  Также пейзаж может играть
значительную роль в развитии сюжета.

2. Значение
пейзажа в повети Карамзина «Бедная Лиза»

В данной главе мы выясним, какую роль играет пейзаж в произведении
Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза», определим национальные черты в
пейзаже, проведем параллель между пейзажем повести и образами героев. При
написании этой главы мы использовали системно-структурный метод исследования, который
отражает наличие в тексте прямых и обратных связей между элементами: чертами,
характерными для литературного течения сентиментализм и текстом повести,
пейзажными зарисовками и судьбами и характерами героев.

Также, при написании этой главы,  мы частично использовали
историко-генетический метод,  который  интересен тем, что изучаемая реальность,
то есть мир,  в котором живут герои Карамзина,  вместе с её свойствами и 
особенностями,  раскрывается в контексте времени,  для которого произведение
«Бедная Лиза», написанное в рамках сентиментальной эстетики, было более чем
актуально и злободневно. Стоит отметить, что  повесть «Бедная Лиза» насыщена
большим количеством живописных картин природы и реально существующими
культурно-историческими объектами, гармонично  дополняющим повествование
повести.

Анализируя
пейзаж повести, выделим несколько частей:

1.      Виды
Москвы

2.      Окрестности
Москвы

3.      Симонов
монастырь

4.      Хижина
Лизы

«Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию
ужасную  громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе
величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее
солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на
бесчисленных крестах, к небу возносящихся!» [Карамзин, 1792]

Анализируя данный отрывок, взятый из первого абзаца повети, мы можем
сделать вывод, что Карамзин уже в самом начале повести стремится обозначить
неоднозначность образа Москвы. С одной стороны мы видим прекрасный город, с
другой – ужасную громаду домов,  алчную Москву. Отрицательная коннотация дана в
пейзаже не просто так, она должна заранее натолкнуть читателя на мысль о том,
что образ города или героя пришедшего из Москвы,  должен сыграть в повети
негативную роль.

Обратим также внимание на единственный цвет, который Карамзин вносит в
описание города. То, что читатель видит в самом начале повети бесчисленные
кресты, золотые купала церквей, должно, как можно предположить, нести 
положительные оттенки, обозначить духовное начало города,  тем не менее,
золотой – это цвет денег, материальных ценностей, таким образом, даже золотой
цвет куполов церквей приобретает отрицательное значение.

Такое толкование мы можем связать с поведением Эраста, а точнее,  его
двойственной натурой, с одной стороны – он родом из города, Эраст эгоистичный и
алчный  молодой человек, с другой, в нем проявляется духовное начало, в конце
повети он осознает свою вину и  раскаивается: «Узнав  о судьбе Лизиной, он не 
мог утешиться и почитал себя убийцею».

«Двойственность
в изображении города  связана с образом Эраста, жителя Москвы, в котором автор
отмечает противоречия, характеризующие сложность внутренней жизни человека».
[Карамзин, 1792]

Перейдем к описанию пригорода в повети, где  Николай Михайлович Карамзин
противопоставляет сельский пейзаж городскому, как естественную среду обитания и
искусственно созданную. В сравнении с городским пейзажем в описании сельского
намного больше цветовых обозначений: желтый, синий, густо-зеленый. Все эти
цвета являются символом естественности, природы и жизни, они характеризуют
цельную и естественную натуру Лизы.

Сравнивая два вида пейзажа – городской и сельский, мы приходим к
умозаключению, что пейзаж не только знакомит нас с местом действия, но и
соотносится с характерами, натурами и душевными качествами героев повети.

Возвращаясь в теме национальных черт в пейзаже, мы можем отметить
присутствие исторических достопримечательностей в повести. Особое внимание
Карамзин уделяет Симонову монастырю.

Соотнесем 
сельский и городской пейзажи с описанием монастыря. Первым и главным отличием
является различное значение пейзажей. Мрачный монастырь, темные переходы келий,
унылый звон колокола, гробы, заросшие травой – все эти эпитеты, использованные
в описании монастыря, окутывают ореолом смерти этот опустевшее полуразрушенное
здание, тогда как городской и сельский пейзажи все же несут  оттенок жизни и
процветания.

С другой стороны ореол смерти, окутавший монастырь, а также описание его
трагической участи предвещают смерть главной героини и её матери.

Описание хижины связано с изображением монастыря. «Пустая хижина –
опустевший монастырь; без дверей, без полу;  кровля давно сгнила и обвалилась
–  мрачные башни, развалины гробных камней; заросших высокой травою. В эпилоге
опять возникает образ разрушенной хижины, который тоже тесно связан с Симоновым
монастырем: хижина опустела – монастырь опустевший; в ней стонет ветер, там
стонет мертвец —  в монастыре страшно воют ветры, автор внимает «глухому стону
времен». [Карамзин, 1792]

Таким образом, повторяется тема опустения и смерти, пустая хижина и
такой же пустой монастырь предвещают смерть и трагическую участь настигшую Лизу
и её мать.

Поговорим о роли пейзажа в развитии любовных отношений героев.

Как уже было
казано выше, Эраст является городским жителем, не имеющим никакой связи с
естественной природой, которая характеризует Лизу. «Его отношение к природе
сформировано  книгами – именно из них он почерпнул некий туманный,
мечтательный, приукрашенный его воображением образ «натуры», который мало
общего имеет с реальностью: «Он читывал романы,  идиллии,  имел  довольно живое
воображение  и  часто переселялся мысленно  в  те  времена  (бывшие  или  не
бывшие), в  которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно  гуляли  по
лугам, купались в  чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали  под
розами  и миртами  и в счастливой  праздности все  дни  свои провождали».

Если попытаться отыскать хоть один природный образ, которым можно
характеризовать Эраста, то эта река, по которой Эраст приплывает к Лизе. Таким
образом,  река, включенная в пейзаж повети, является двуликим символом.  Одной
стороны река – это источник жизни,  другой – грань между жизнью и смертью,
символ переходности, границы.  Но для Эраста река, как символ естества и
духовной жизни, не является  постоянной характеристикой.  Все природное и
естественное для него представляет лишь временный интерес, ровно, как и любовь
к Лизе.

Сельский пейзаж сопровождает свидания влюбленных, хоть он и соотносится,
в первую очередь, с Лизой. Проанализируем первый пейзаж, связанный
непосредственно с героиней: «Еще  до  восхождения  солнечного  Лиза  встала, 
сошла  на  берег Москвы-реки, села  на  траве  и, подгорюнившись,  смотрела на 
белые  туманы, которые волновались  в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли
блестящие капли на зеленом покрове  натуры. Везде  царствовала  тишина».
Состояние души Лизы  в этом эпизоде – грустное, печальное – полностью
соответствует происходящему в природе» [Неснова, 2014]

Таким образом, эмоциональное состояние Лизы полностью соответствует
всему тому, что происходит в природе. Туманы, внесенные в пейзажную
характеристику,  являются символом как бы скрывающим истину или символом,
который переводит героев из одного состояния в другое. Лиза перестает быть той
безмятежной сельской девушкой, которая с чистыми помыслами полюбила Эраста, её
охватывает совершенно незнакомое чувство.

Мы помним, что раньше жизнь девушки была соотнесена с природой, расставание 
Эрастом притупило эту связь, но второе появление возлюбленного обостряют и
усиливают очарование пейзажа: «Какое прекрасное утро! Как все весело в поле!
Никогда жаворонки так хорошо  не певали,  никогда солнце так светло не  сияло,
никогда  цветы  так приятно  не  пахли!» Один поцелуй Эраста для Лизы –
целая Вселенная: «Он  поцеловал ее, поцеловал с таким  жаром, что  вся 
вселенная показалась  ей в  огне горящею». Ради Эраста Лиза забывает даже
Бога». [Карамзин, 1792]

Свидания героев проходят на фоне сельского пейзажа в дубовой или
березовой роще. Береза является символом чистоты, тогда как дуб  — это скорее
сакральное дерево, рядом с которым свершаются какие-либо решающие события в
жизни героев.

Сцена падения Лизы происходит на фоне грозы. Сгущающийся мрак, молнии,
черные облака также отражают внутреннее состояние девушки. Она чувствует себя
преступницей, тучи сгущаются над ней, гроза – предвестница трагического исхода
повести.

«Прощание Лизы и Эраста происходит на рассвете. «Утренняя заря, как алое
море, разливалась по восточному небу. Вся натура пребывала в молчании». Алая
заря зловещего цвета крови, молчащая природа, воссиявшее солнце, которое не
животворит, а напротив, лишает Лизу последних сил, созвучно состоянию героини,
которая, прощаясь с Эрастом, расстается с душою своею. Утро прощания
противопоставлено утру признания в любви».[Неснова, 2014]

Сравним два пейзажа, на фоне которых, происходит признание влюбленных и
их расставание. Карамзин вновь использует цветовые обозначения: утро, когда
молодые люди признаются друг другу в чувствах, овеяно светлыми и яркими
цветами, природа ожила и полна жизненной силы, сцену же расставания
сопровождает безмолвие в природе, унылый и печальный пейзаж. Внутренний мир
Лизы, после ухода её возлюбленного, так же как и пейзаж её окружающий,
мрачнеет, лишается красок и силы.

Делая промежуточный вывод, отметим, что душевное состояние Лизы в повети
почти всегда передается через природные метафоры, сельский пейзаж очень тесно
вязан  внутренним миром героини. Пейзаж, как правило, соответствует внутреннему
настроению героев.

Отметим, что Карамзин, также, использует пейзаж для выражения своей
авторской позиции. Автор встает на позицию всего прекрасного и естественного.
Несомненно, автору ближе образ Лизы и именно через пейзажные характеристики,
связанные с героиней, Николай Михайлович и передает свое отношение к
происходящему. Помимо этого именно автор ещё в самом начале повети описывает
пейзаж, который он наблюдает  во время прогулок, и который будет являться одним
из фонов повести.

«Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по
желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или
шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран
Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки
видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые
пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем
летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних
вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю
горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом
покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с
высоким дворцом своим» [Карамзин, 1792]

Обратим внимание на то, что автор в своем описании упоминает Данилов
монастырь и Воробьевы горы. Напомним, что ранее мы уже упоминали Симонов
монастырь, как национальную достопримечательность, зафиксированную в повети. К
национальным достопримечательностям мы отнесем Данилов монастырь и Воробьевы
горы.  Дело в том, что для Карамзина было невероятно важным выписать героев
именно  на фоне исторических достопримечательностей Москвы и её окрестностей.
Этот вводный пейзаж описывает место действие и «его особенность в том, что
Карамзин изображает не экзотические или вымышленные края, а подлинную
местность, которую хорошо знали москвичи. Сам он любил странствовать по
окрестностям Москвы, исследовать исторические события, с ними связанные,
любоваться их многочисленными красотами.  Пейзаж убеждает читателя в реальности
событий, которые описаны в повести. Он создает соответствующую атмосферу,
мечтательную и cентиментальную  (описание пригородов Москвы),  а с другой
стороны – таинственную и печальную (Симонов монастырь), подготавливает читателя
к дальнейшему восприятию героев и событий повести».

Таким образом, пейзаж в повети призван для того, чтобы придать истории
наибольшую достоверность. Читатель должен представлять место действия, верить в
историю, повествуемую автором. Дело в том, что подобный образ героини и её
трагическая судьба являются своеобразным новаторским ходом. Карамзин умело
выписал знакомый каждому москвичу пейзаж города и Подмосковья, и именно
благодаря этому, поветь приобрела небывалую популярность.

Еще раз вернемся к развалинам Симонова монастыря.  Поговорим о том, что
помимо разрухи и запустения,  отражающих будущую печальную судьбу героини,
автор в свойственной ему чувственной и меланхолической манере, выражает свое
отношение к прошлому нашей страны. Прошлому,  давно ушедшему и печальному, но
возможно, наиболее естественному и близкому автору, чем настоящее, наполненное,
как и современная Москва, алчностью и жадностью. 

Обратимся к теме портрета, который,  к слову, выписан Карамзиным тоже на
фоне пейзажа. Прямого описания внешности Лизы в повети мы не найдем, о ней
известно лишь, что она редкой красоты, прекрасная душой и телом. При этом её
непосредственная связь с миром природы находит отражение в  портретных
зарисовках.

«Портретные наброски  Лизы всегда даются, как развернутое сравнение с
природными явлениями:

 1.  Не  так
скоро молния  блестит и в облаке исчезает,  как быстро голубые глаза ее
обращались к земле, встречаясь с его взором;

2.  Щеки ее
пылали, как заря в ясный летний вечер;

3. Чистая,
радостная  душа светилась в глазах  твоих, подобно как солнце светится в  каплях
росы небесной;

4.
Улыбалась,  как  майское утро после  бурной ночи;

5. Там часто
тихая  луна, сквозь зеленые ветви, посребряла лучами  своими  светлые Лизины
волосы, которыми играли  зефиры…» [Неснова, 2014]

Душа Лизы подобна солнцу, а взгляд —  молнии, сама Лиза, словно весеннее
утро. Лиза настолько близка естеству и природе, что даже Эраста она
воспринимает через природные категории: «Без глаз твоих темен

светлый
месяц;  без твоего голоса скучен соловей поющий;  без твоего дыхания ветерок
мне неприятен». Таким образом, пейзаж или его элементы участвуют в портретной
характеристике героев.

Перейдем к рассмотрению связи природы и культуры в повести. «Для
Карамзина природа и культура, как правило, включены в единые рамки: говоря об
исторических достопримечательностях, Карамзин не только не упускает возможности
сказать о природном контексте, в который они включены, но и видит в этом особый
смысл». [Топоров,1995;С.91]. Описывая природу, Карамзин не забывает упомянуть и
о рукотворных достопримечательностях, о монастыре и крестьянкой хижине.  При
этом автор все же предпочитает естественную природу,  природе искусственной и
окультуренной.

Подводя итог данному исследованию, хочется отметить важность следующего
шага  Карамзина: он вплотную подвел русскую литературу и ее читателя к тому
порогу, за которым пейзаж, ценный и сам по себе, в своей материальности и
наглядности обретает еще одно измерение — символическое.  И это был уже прорыв
в сферу высоких духовных ценностей, в пространство новых, наиболее глубоких и напряженных
смыслов.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Роль пейзажа в Бедной Лизе

Сочинение Роль пейзажа в повести Бедная Лиза

Повесть открывается картиной, которой наслаждается рассказчик во время прогулки. Громадная Москва со всеми ее башнями и шпилями, мрачная громада каменных стен монастыря контрастируют с идиллическими картинами природы. Зеленая дубовая роща, пастбища, цветущие луга, чистая голубая река — все это пасторальные пейзажи. Возможно, они могут показаться нереалистичными, ведь Карамзин был далек от настоящей крестьянской жизни. О ней он знал только из произведений своих предшественников. Но автор пишет о том, что видит и что чувствует, стоя на этом месте. Пейзажи родны для Карамзина и дороги его сердцу, именно в такой обстановке и разворачиваются действия повести.

Лиза и ее мать близки к природе. Девушка любуется красотой окружающего мира, сидя на берегу озера и наблюдая за пастухом, который гонит свое стадо. Она говорит о том, что только ради такой красоты и стоит жить. Пейзаж словно подчеркивает душевную красоту и чистоту Лизы. В нем нет притворства, лицемерия, лжи. Природа чиста и непорочна. Неслучайно все самые счастливые моменты Эраста и Лизы прошли в роще за городом под сенью молодых зеленых деревьев, а несчастье происходит на улицах Москвы.

Природа отражает и переживания главных героев. Влюбленная девушка видит голубое небо, зеленую траву, все дышит спокойствием и умиротворением, которые отзываются в ее сердце. Когда Лиза, уступив Эрасту, лишается с ним невинности, начинается гроза. Гром и молния олицетворяют душевное смятение девушки, ее страх перед наказанием высших сил. Когда Эраст едет на войну, он прощается с Лизой на рассвете. Небо залито алым цветом. Это цвет крови, опасности. У многих народов считали, что если накануне битвы небо окрашивается в красный, то бой принесет много потерь. Это можно рассматривать и как предзнаменование для Лизы, знак того, что ее жизни может грозить опасность.

Место, где похоронена Лиза показано мрачным и печальным. Старые, покрытые мхом кельи, развалины монастыря, звуки ветра, похожие на стоны боли. Здесь все напоминает о несправедливости судьбы, из-за которой молодая девушка, полная жизненных сил и стремлений, теперь покоится здесь, где вечные камни не меняются в течение целых столетий.

2 вариант

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» повествует нам о трагичной любви юной девушки Лизы и молодого дворянина по имени Эраст. Поскольку повесть написана в жанре сентиментализма, Карамзин уделяет огромное внимание чувствам и переживаниям героев, однако для этого он прибегает не только к описанию их мыслей, эмоций и реакций на происходящее, но и использует для этого иные средства, среди которых – описание пейзажа, окружающей природы и соответствующей ей погоды.

В частности, на протяжении всего произведения, окружающий героев пейзаж как бы вторит им и их чувствам, особенно это заметно на примере главной героини, Лизы. Когда отношения между героями были исключительно чисты и непорочны, когда Лиза и Эраст по-настоящему наслаждались компанией друг друга, само окружение было чисто и непорочно. Пруд был чист, солнце светло, а утро прекрасно.

Но стоило отношениям между героями измениться, как меняется и окружающий пейзаж. Столетний дуб перестал быть мудрым и спокойным гигантом, он стал мрачным и жутким деревом. Восход солнца перестал быть прекрасным, а лишь стал окрашивать небо в кровавые тона. После момента же, за которым и испортились и опорочились отношения между героями, Лиза и вовсе видит гром и молнию, как предвестников скорой трагедии. Даже некогда чистый и спокойный пруд, возле которого Эраст и Лиза часто проводили время, изменился, став последним пристанищем опечаленной девушки, которая не смогла пережить измену некогда любимого ей человека.

Так же стоит рассмотреть и иную роль пейзажа – первоначальная характеристика Лизы возникает перед читателем под существенным влиянием сельского пейзажа, который рисует перед нами Карамзин. С самого начала повести видно противостояние между шумным и быстрым городом и спокойным, умиротворенным селом, где сама романтичная и тихая обстановка сформировала не только характер Лизы, но и впечатление читателя о ней. Молодая девушка находится в полной гармонии с окружающим её миром. Она миролюбива, добросердечна, тиха и скромна. Сам писатель говорит нам о том, что в такой обстановке просто не может быть воспитана жестокая, хитрая и злая личность. А описывая лесной рассвет, Карамзин и вовсе сравнивает молодую Лизу со свежим и чистым цветком, который раскрывает свои лепестки навстречу теплу утреннего солнца.

Исходя из всего этого, мы можем сделать вывод о том, что пейзаж играет существенную роль в повести «Бедная Лиза», помогая читателю сначала понять, о судьбе какой героини пойдет дальнейшая речь, не обращаясь к долгому и банальному перечислению качеств девушки, а затем раскрывая мир чувств и переживаний Лизы, её трагедии, того, как она переживает события сюжета.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль пейзажа в Бедной Лизе

Роль пейзажа в Бедной Лизе

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Шолохова Продкомиссар

    Произведение представляет собой одну из составных частей прозаического сборника писателя под названием «Лазоревая степь».

  • Цитатная характеристика Станционного смотрителя (Самсона Вырина)

    Главным героем данного замечательного произведения, написанного великолепным автором Александром Пушкиным, является Самсон, который является очень скромным и простым человеком

  • Характеристика и образ Клима Чугункина в повести Собачье сердце Булгакова

    Булгаков Михаил Афанасьевич – русский писатель, известный в основном из-за своего романа «Мастер и Маргарита». Однако, у него есть и множество других произведений, над которыми стоит задуматься и которые многие люди очень любят

  • Сочинение Кто виноват в гибели вишневого сада?

    Антон Павлович Чехов является автором произведения Вишневый сад. В своём произведении, он описывает сложный период в российском обществе. Именно в это время разрушаются старые устои общества

  • Сочинение про город Архангельск

    Архангельск — это прекрасный город на севере России, расположенный у берегов Белого моря. Он всегда пленил меня своей красотой, чистотой, величием, великолепием.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Роль пейзажа в повести Бедная Лиза

Роль пейзажа в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение

«Бедная Лиза» — сентиментальная поесть Николая Михайловича Карамзина.  Важную роль в произведение автор отводит описанию пейзажей природы. С особой нежностью и чувствительностью Карамзин говорит о красоте натуры, ее естественности и первозданности. На первый взгляд, пейзаж является всего лишь фоном, происходящих в проведении событий. Но в повести «Бедная Лиза» ему отведена еще одна, более сложная роль. Пейзаж — это одно из основных средств раскрытия чувств, душевных переживаний и волнений главной героини.

В самом начале произведения автор описывает Москву – «ужасную громаду домов и церквей». Противопоставлением величественного, но мрачного амфитеатра выступает естественная красота природы: цветущие луга, светлая речка, дубовая роща. Описание природы в начале повести служит для выражения позиции автора. Карамзин встает на сторону всего прекрасного, естественного, дышащего красотой и гармонией. С любовью и нежностью изображает он долины, раскинувшиеся по берегам Москвы-реки. В этом чудесном, естественном и прекрасном мире живет трудолюбивая, добрая, искренняя девушка Лиза. Она является частью натуры. Красивая, искренняя, живая раскрывается она навстречу любви, отдает этому чувству всю себя. Не способная на обман и ложь девушка не ожидает предательства и со стороны любимого ею человека.

Зарождение чувств Лизы сопровождают «белые туманы», волнующиеся в воздухе. Они становятся отражением внутренних переживаний, волнений молодой девушки. Мир оживает, расцветает вокруг Лизы, когда Эраст признается ей в любви. Также как природы, ее душа расцветает навстречу новому, еще неведомому ранее ей чувству. Пока отношения между Лизой и Эрастом были честными, искренними, то и природа вокруг оставалась такой же красивой, светлой, как и их любовь.

Проходит пора невинных отношений, Лиза с Эрастом становятся близки. Девушка чувствует себя грешницей, внутреннее смятение Лизы предстает в образе безлунной черной ночи, когда небосвод изредка освещается вспышками молнии, а тишину нарушают раскаты грома. Тревога, смятение царствуют в душе молодой героини. Гроза становится предвестником трагичного финала повести.

Чувства Эраста постепенно угасают, и он оставляет девушку под предлогом того, что ему необходимо удалиться в полк. Все время разлуки Лиза живет надеждой снова увидеться с возлюбленным. Узнав о предательстве Эраста,  девушка кончает жизнь самоубийством. Лиза бросается в тот самый пруд, сидя на берегу, которого она была так счастлива. Свидетелем счастья героини и ее трагичной смерти становится «мрачный» дуб, в тени которого находит приют бездыханное тело Лизы.

Таким образом, роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» неоднозначна и сложна. С одной стороны, натура – это фон событий произведения. Но основная его роль заключается в более полном раскрытии характера главной героини, ее чувств.

Вариант 2

Николай Михайлович Карамзин, является автором величайшего произведения, под названием Бедная Лиза. Данное произведение занимает особое место в русской литературе, настолько, что преподается на уроках литературы в учебных заведениях.

Во время чтения рассказа Бедная Лиза, описание окружающего пейзажа, чаще всего можно встретить, отрывками, между диалогами главных героев. Может даже сложиться мнение, что природа в произведении играет лишь фоновое значение, однако именно благодаря природе, у читателя, наиболее полно складывается происходящее картина.

Именно происходящие порой прекрасные картины, дополняют произведение, позволяет наиболее точно раскрыться, всем тем чувствам которые испытывают главные герои, а также второстепенные личности. Благодаря подробному раскрытию окружающих мест и пейзажей, можно наиболее точно понять, какие душевные переживания испытывают герои во всём произведении.

Автор рассказа, показывает в Москву, в самом начале произведения, как город захламленный громадой домов. В тот же момент, спустя некоторое время, автор начинает описывать совершенно иные пейзажи. Огромные холмы, прекрасные реки, пастухов, которые пасут стада вдали, а также другую красоту которую он видит в своем воображении.

Михаил Карамзин, не является любителем захламлённого города, ему интересны натуральные красоты, он хочет видеть естественно девственную красоту природы, а эти высокие дома и захламленные улицы ему чужды.

Главная цель автора, показать, то душевное состояние, которое есть у главной героини Лизы, ведь именно она является символом воодушевления и чистоты в рассказе.

При помощи окружающей среды, пейзажа, автор, пытается показать, насколько светлые и чистые у неё чувства, несмотря на ту грусть, которую она испытывает, её первое чувство влюблённости заставляет природу ожить.

Ну вот, спустя некоторое мгновение, Лиза и Эраст, находятся друг рядом с другом, смотрят друг другу в глаза и объясняются друг другу в своих чувствах. Природа начинает в этот момент просыпаться, те чувства которые она испытывает, начинают менять её жизнь. Эти молодые люди влюблены друг в друга, именно это дает толчок, к тому чтобы их жизнь становилась другой.

Между Эрастом и Лизой, спустя какое-то время, начинается замечательный роман, он продолжается довольно долгое время, всё проходит прекрасно, они встречаются под тенью дуба. Однако наступает момент, когда сентиментальности отходят в сторону, Лиза отдается своему возлюбленному, её чувства не дают ей покоя, она чувствует себя грешницей, совершившей порочный поступок. Природа начинает вокруг меняться и подсказывать трагичный конец данной истории.

Роль пейзажа в повести Бедная Лиза

Роль пейзажа в повести Бедная Лиза

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Как я провел лето (7 вариантов)

    Ура! Вот и лето. Это самая любимая пора года, так как ее очень ждешь. Я очень ждал этих каникул, так как летом есть возможность отдохнуть и набраться новых сил для следующего учебного года

  • Сочинение Дружба в жизни Печорина (отношение Печорина к дружбе) 9 класс

    Печорин является главным героем произведения «Герой нашего времени». Остальные персонажи романа находятся лишь на втором плане. Благодаря их словам, действиям, автор раскрывает нам истинную сущность

  • Сочинение Маленький человек с большим сердцем по повести Станционный смотритель

    Очень часто русские писатели обращались к проблематике «маленького человека». А.С. Пушкин не стал исключением, в произведении «Станционный смотритель» он также акцентирует внимание читателя на теме человека

  • Сочинение Массовый героизм (рассуждение)

    Массовый героизм – это мужество, смелость, патриотизм, проявленные большим количеством людей.

  • Сочинение Примеры настоящего искусства из жизни

    Искусство – очень важная часть человеческой деятельности. Оно оказывает сильное влияние на людей, их мышление, моральные ценности, образование, поведение. Но искусство искусству рознь. Его можно разделить на низкопробное

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Роль пейзажа в Бедной Лизе

Повесть открывается картиной, которой наслаждается рассказчик во время прогулки. Громадная Москва со всеми ее башнями и шпилями, мрачная громада каменных стен монастыря контрастируют с идиллическими картинами природы. Зеленая дубовая роща, пастбища, цветущие луга, чистая голубая река — все это пасторальные пейзажи. Возможно, они могут показаться нереалистичными, ведь Карамзин был далек от настоящей крестьянской жизни. О ней он знал только из произведений своих предшественников. Но автор пишет о том, что видит и что чувствует, стоя на этом месте. Пейзажи родны для Карамзина и дороги его сердцу, именно в такой обстановке и разворачиваются действия повести.

Лиза и ее мать близки к природе. Девушка любуется красотой окружающего мира, сидя на берегу озера и наблюдая за пастухом, который гонит свое стадо. Она говорит о том, что только ради такой красоты и стоит жить. Пейзаж словно подчеркивает душевную красоту и чистоту Лизы. В нем нет притворства, лицемерия, лжи. Природа чиста и непорочна. Неслучайно все самые счастливые моменты Эраста и Лизы прошли в роще за городом под сенью молодых зеленых деревьев, а несчастье происходит на улицах Москвы.

Природа отражает и переживания главных героев. Влюбленная девушка видит голубое небо, зеленую траву, все дышит спокойствием и умиротворением, которые отзываются в ее сердце. Когда Лиза, уступив Эрасту, лишается с ним невинности, начинается гроза. Гром и молния олицетворяют душевное смятение девушки, ее страх перед наказанием высших сил. Когда Эраст едет на войну, он прощается с Лизой на рассвете. Небо залито алым цветом. Это цвет крови, опасности. У многих народов считали, что если накануне битвы небо окрашивается в красный, то бой принесет много потерь. Это можно рассматривать и как предзнаменование для Лизы, знак того, что ее жизни может грозить опасность.

Место, где похоронена Лиза показано мрачным и печальным. Старые, покрытые мхом кельи, развалины монастыря, звуки ветра, похожие на стоны боли. Здесь все напоминает о несправедливости судьбы, из-за которой молодая девушка, полная жизненных сил и стремлений, теперь покоится здесь, где вечные камни не меняются в течение целых столетий.

Значение сентиментализма в русской литературе

В русской литературе сентиментализм получил широкое распространение, а также оказал значительное влияние на нее. Он сыграл важную роль своим обращением во внутренний мир человека. Также произошло благодаря сентиментализму:

  1. Создание таких литературных жанров, как: сентиментальный и любовный роман, психоделическая исповедь, мемуары, дневниковые записи, роман в письмах, очерк, путешествие, элегия, ода, бытовой роман и многие другие.
  2. Сентиментализм способствовал расстановке приоритетов в русской литературе — впервые на первый план вышли чувства главных героев, а не идея, история или политика.
  3. Сентиментализм помог четко сформулировать основные народные течения и настроения того периода, что не может не быть важным для русской культуры в целом.
  4. Сентиментализм выделил характерные особенности русского народа и прославил их. Это: любовь, высокая нравственность, верность, преданность, чувствительность, способность сопереживать, милосердие, душевную доброту и искренне участие в чужой беде. Все это, разумеется, способствовало повышению нравственности, улучшению моральных качеств человека.
  5. Сентиментализм оказал немалое влияние на русское народное творчество, на дальнейшую литературу. Он помог сформировать и объяснить в себе главное — чувства. Именно чувства вышли на первый план, помогли выразить идею и содержание настолько ясно и пронзительно, как никогда ранее.
  6. Сентиментализм помог более точному формированию картины сюжета, более подробному описанию характеров главных героев, что четче передавало основную мысль и идею произведения.

Таким образом, из всего этого можно сделать вывод о значении сентиментализма в русской литературе. Во-первых, сентиментализм помог определить культ чувства, вывести переживания героев на первый план и показать всю их важность. Во-вторых, сентиментализм помог четче и лучше понять то, что на тот период являлось основным народным течением. Ведь от чувств людей напрямую зависят их поступки. В-третьих, сентиментализм помог сформировать взгляд на быт и традиции России, определил консерватизм и стабильность бытового обихода персонажей. В-четвертых, сентиментализм способствовал подъему нравственных качеств человека, морали, честности, верности.

Благодаря сентиментализму люди поняли, что доброта, любовь, забота о ближнем и верность — являются главными чертами чистой, невинной и благородной души человека. Сентиментализм вознес русскую литературу на новый уровень. Он отделил ее от мировой литературы особенным характером исполнения сентиментальных произведений, особенностями русского сентиментализма, перечисленными выше. Сентиментализм помог русской литературе стать достоянием мировой культуры и запомниться читателям своей чувствительностью и пронзительностью.

Источник

Природа в сентиментализме

Особую роль в своих произведениях писатели в жанре сентиментализма выделяли описанию природы. Она занимала важное место в качестве экспозиции. Если авторы других жанров описывали ее безжизненной, то в этом случае она становилась чувственной частью произведения. Природа дышала жизнью, становилась единым организмом во всей истории.

Герои неразрывно связаны с природой, посредством описания отдельных картин автор характеризует и персонажей. Некоторые авторы даже пишут названия природных красот с большой буквы, выделяя их в качестве отдельных героев, живущих своей жизнью и оказывающих влияние на ключевых персонажей.

Оценка: 4 ( 23 голоса)

  • 1. Сообщение на тему “Сентиментализм”
  • 2. Сентиментализм, сообщение
  • 3. Черты сентиментализма. Основные темы в литературе, главные виды, особенности (охарактеризовать кратко)
  • 4. Главные черты сентиментализма в литературе
  • 5. Главные задачи сентиментализма
  • 6. Доклад “Сентиментализм” (реферат)
  • 7. Сентиментализм: признаки, характерные черты

Сентиментализм в руской литературе

Сентиментализм — это художественное направление в литературе, пришедшее на смену классицизму. Сентиментализм – это направление в литературе и искусстве второй половины восемнадцатого века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциональным отношением к окружающему миру. Само слово «сентиментализм» происходит от латинского слова «чувство» или «чувствовать».

Сентиментализм наиболее ярко из всех литературных направлений отражает в себе культ чувствительности. В сентиментальных произведениях на первое место ставятся чувства и переживания героев, а великие идеи или даже сюжет зачастую стоят на втором месте.

Сентиментализм как явление возник в двадцатых годах восемнадцатого века за рубежом. Наиболее известные и яркие представители зарубежного сентиментализма: С. Ричардсон, Л. Стерн, Ф. Шиллер, И. В. Гёте, Ж. Ж. Руссо. Зарубежный символизм имел схожие черты с русским символизмом – так как, и там, и там на первое место ставились чувства и переживания главных героев. Сентиментализм играет важную роль в мировой истории, культуре и в мировом искусстве. Долгое время сентиментализм оставался одним из самых популярных направлений, поскольку мог наиболее точно выразить и передать общую идею и картину произведения. Именно поэтому данное направление пользовалось популярностью у зарубежных писателей восемнадцатого века.

Готовые работы на аналогичную тему

Сентиментализм как явление появился в России чуть позже — в семидесятых годах восемнадцатого века, а свое должное развитие и популярность приобрёл за первую половину девятнадцатого века. В русском сентиментализме наиболее ярко отражены быт и традиции как обычных русских людей – крестьян, так и представителей высшего сословия – дворян.

Сентиментализм в русской литературе имеет следующие характерные особенности:

  1. Главные герои в таких произведениях — обычные люди, неизвестные, не имеющие денег или власти;
  2. В русском сентиментализме чувствительность представлена как одно из главных личностных качеств главного героя;
  3. Внимание писателя направлено на богатый внутренний мир героя, его переживания — основа главной идеи произведения;
  4. Прославляются такие качества, как врожденная невинность, чистота и непорочность, как в помыслах, так и в действиях героя;
  5. Прославление консервативности во взглядах на мир и на современную Россию;
  6. Ярко выражены типичные русские традиции, русский быт, нравы и мораль;
  7. Имеет не только возвышенность языка, свойственную данному направлению, но и содержит простую разговорную речь, характерную для обывателя.

Представителями сентиментализма в России являлись: М.Н. Карамзин, М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский, А. Радищев. Именно они стали основоположниками этого направления в России. В России существовало два направления сентиментализма:

  • Дворянский — представители этого направления не выступали за отмену крепостного права;
  • Революционный — представители этого направления считали своим долгом рассказать в произведениях о такой глобальной и актуальной в то время в русской проблеме — о крепостном праве.

Роль природы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».

Повесть открывается картиной, которой наслаждается рассказчик во время прогулки. Громадная Москва со всеми ее башнями и шпилями, мрачная громада каменных стен монастыря контрастируют с идиллическими картинами природы. Зеленая дубовая роща, пастбища, цветущие луга, чистая голубая река — все это пасторальные пейзажи. Возможно, они могут показаться нереалистичными, ведь Карамзин был далек от настоящей крестьянской жизни. О ней он знал только из произведений своих предшественников. Но автор пишет о том, что видит и что чувствует, стоя на этом месте. Пейзажи родны для Карамзина и дороги его сердцу, именно в такой обстановке и разворачиваются действия повести.

Лиза и ее мать близки к природе. Девушка любуется красотой окружающего мира, сидя на берегу озера и наблюдая за пастухом, который гонит свое стадо. Она говорит о том, что только ради такой красоты и стоит жить. Пейзаж словно подчеркивает душевную красоту и чистоту Лизы. В нем нет притворства, лицемерия, лжи. Природа чиста и непорочна. Неслучайно все самые счастливые моменты Эраста и Лизы прошли в роще за городом под сенью молодых зеленых деревьев, а несчастье происходит на улицах Москвы.

Природа отражает и переживания главных героев. Влюбленная девушка видит голубое небо, зеленую траву, все дышит спокойствием и умиротворением, которые отзываются в ее сердце. Когда Лиза, уступив Эрасту, лишается с ним невинности, начинается гроза. Гром и молния олицетворяют душевное смятение девушки, ее страх перед наказанием высших сил. Когда Эраст едет на войну, он прощается с Лизой на рассвете. Небо залито алым цветом. Это цвет крови, опасности. У многих народов считали, что если накануне битвы небо окрашивается в красный, то бой принесет много потерь. Это можно рассматривать и как предзнаменование для Лизы, знак того, что ее жизни может грозить опасность.

Место, где похоронена Лиза показано мрачным и печальным. Старые, покрытые мхом кельи, развалины монастыря, звуки ветра, похожие на стоны боли. Здесь все напоминает о несправедливости судьбы, из-за которой молодая девушка, полная жизненных сил и стремлений, теперь покоится здесь, где вечные камни не меняются в течение целых столетий.

Пейзаж в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» — роль и описание природы

Сентименталисты описывают душевное состояние персонажей при помощи явлений природы. Чистые сельские пейзажи часто противопоставляются лживым городским видам. Природа является не фоном действий, а естественной средой для человека. Она помогает героям произведений отказаться от всего лживого, призывает поступать только по велению сердца.

Природные объекты становятся неотъемлемой частью жизни персонажей. К примеру, в «Бедной Лизе» пруд под большим дубом является и уголком для свиданий, и местом гибели героини.

Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Повесть «Бедная Лиза» является лучшим произведением Н. М. Карамзина и одним из самых совершенных образцов русской сентиментальной литературы. В ней много прекрасных эпизодов, описывающих тонкие душевные переживания.

В произведении есть прекрасные по своей живописности картины природы, которые гармонично дополняют повествование. На первый взгляд их можно счесть случайными эпизодами, которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия, но на самом деле все значительно сложнее. Пейзажи в «Бедной Лизе» – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев.

В самом начале повести автор описывает Москву и «ужасную громаду домов», а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину. «Внизу… по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни…» Карамзин сразу же встает на позицию всего прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре». Здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.

Далее большинство описаний природы направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживания главной героини, ведь именно она, Лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного. «Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы‑реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы… везде царствовала тишина, но скоро восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки, чтобы напитаться животворными лучами света». Природа в это мгновение прекрасна, но Лиза грустит, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство. Но несмотря на то, что героиня печальна, ее чувство прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг.

  • Пейзаж к сказке болтливая птичка
  • Пейзаж в романе пушкина дубровский сочинение
  • Пейзаж в романе дубровский 6 класс сочинение
  • Пейзаж в рассказе человек в футляре
  • Пейзаж в рассказе старуха изергиль цитаты