Пейзаж в повести пушкина дубровский сочинение

Описание природы в повести “Дубровский”

<

p>Описание природы имеет большое значение во многих литературных произведениях. С помощью пейзажа автор часто передает общую атмосферу произведения или характер и чувства героев. В романе “Дубровский” природа играет особую роль.

Автор часто упоминает красоту русской природы при описании помещичьих имений. А. С. Пушкин знакомит нас с Покровским, Кистеневкой и Арбытовым.

<

p>Село Покровское – принадлежит Троекурову. Это богатое и красивое имение: “…из широкого озера вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревянные избы с их огородами и колодезями”.

<

p>Имение Дубровского выглядело совсем иначе. Тут все скромнее, однако чувствуется красота русской природы. “Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Березки, которые при нем только что были посажены около забора; выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь…”

<

p>В произведение автор описывает еще одно имение под названием Арбатово. “Чистые и веселые избы крестьян, каменный, господский дом, выстроенный во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками”. “Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность”, “беседка на берегу широкого озера, усеянного островами” – так автор описывает село Арбатово, образец изысканности и красоты.

Однако в Арбатове безлюдно и тихо. В нем как будто не хватает души.

<

p>Часто с помочью пейзажа автор передает душевное состояние героя. Так с помощью описания осенней природы Пушкин передает скорбь и печаль Владимира после смерти отца: “сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте”, “сел на холодный дерн”. “Будущее для него являлось покрытым грозными тучами”. Автор показывает размышления героя о будущем с помощью метафоры.

<

p>Русская природа в повести А. С. Пушкина Дубровский выступает не только фоном для событий, она помогает передать чувства героев, описать их характер и особенности мировосприятия.

Loading…

Описание природы в повести “Дубровский”


0

Какова роль пейзажа в романе «Дубровский»?

1 ответ:



1



0

Роль пейзажа в романе «Дубровский».

Описания пейзажа в романе помогают автору достичь трех целей. Прежде всего они показывают нам время действия романа, показывают место, где развивается действие. Например «Густая зелень» которая встречает Дубровского на подъезде к родному дому говорит нам о том, что время действия — лето. Холмы, которые лежат по берегам Волги указывает на место, где происходят события романа.

Вторая задача пейзажа — подчеркнуть душевное состояние героя, помочь читателю лучше понять его чувства. Особенно ярко это показано в пятой главе «Дубровского». После похорон отца Владимир уходит в рощу и его смятение и скорбь подчеркивается описанием тихой природы, ручейка, поблеклые листья, наступающая осень. При этом Владимир часто спотыкался, его задевали сучья, он вяз в болоте. Все это показывает его растерянность, он не знает, как ему быть дальше.

И наконец третья роль пейзажа в романе — характеристика героев. Пейзаж помогает сформировать отношение к действующим лицам. Например сравнительное описание богатого имения Троекурова и бедной Кистеневки позволяет читателю понять, что Троекурову незачем это имение, и отбирает он его лишь из собственного каприза. А это усиливает негативное отношение читателя к Троекурову.

Читайте также

Трусоватый Фарлаф после того, как бежал от Рогдая, встретил старую волшебницу Наину, которая успокоила его и велела возвращаться домой, убедив его (это ей легко удалось), что ему, Фарлафу, дальнейшее путешествие будет опасно, и лучше ему вернуться домой и спокойно ждать. Наина сделала намек, что поможет ему, сказав напоследок, что

L2k3O0aKPogsswxyNdhusFw5Ro94j9.png

Этот эпизод хорошо освещен в опере «Руслан и Людмила».

Рогдай, действительно, вместо того, чтобы поспешить за Людмилой, бросился вначале за своим соперником. Он понимал, что, пока жив Руслан, Людмила не будет его, Рогдая. Даже если он ее найдет, все равно любить она будет своего мужа. В поэме вообще оказывается, что никто, кроме Руслана, Людмилу и не любил. У каждого «любящего» какие-то свои, более важные дела нашлись, когда Черномор похитил девушку.

Кажется, в вопросе под словом «он» следует понимать Рогдая, как это сделали другие до меня, хотя и не совсем понятно, откуда они это поняли. :)

Итак, Рогдай — эпический герой (с современных позиций можно сказать, что он воплощение жестокости). Он желает сразиться с соперником и силой забрать то, что будет ему принадлежать по праву сильного. Насчет способности Людмилы пойти на крайние меры — позвольте не согласиться с другим ответом. Вспомним иронический пассаж Пушкина:

2vizOLrt4qhg8srC7pDN72yb4qH1bN5r.png

И счастье Руслана — что карлик, у которого в плену это происходило, был стар и немощен:

TZJnw3f3Nz6MnPQJt6RrVUTjbIi2VMR.png

Но именно такой — нежной, как вода, а не падающей на злые головы, как кусок льда, — молодой Пушкин и любил свою героиню Людмилу. Он сделал ее такой, чтобы за нее дрались! Вспомним фильм Ивана Твердовского «Класс коррекции»: там девушка как будто нарочно для того инвалид, чтобы парни ее на руках носили! Иногда в слабости — женская сила. Хотя не только. Когда все богатыри убиты, а новые рожденные просто не воспитаны как богатыри, женщинам приходится забыть о своей слабости, и в России такое часто случалось, поэтому слабые женщины вроде Людмилы непопулярны среди сильных женщин.

Итак, вывод: мир сказки «Руслан и Людмила» — тот, где за слабую женщину дерутся, и это там в порядке вещей. Конечно, пока Руслан жив, он не отдал бы никому Людмилу, отбил бы ее обратно хоть у нечистой силы, у злого колдуна — что и произошло в сказке. А не то что у обычного воина вроде Рогдая. Поэтому Рогдай, влюбленный в Людмилу, и стал с ним драться. Хоть Пушкин и предупреждал, что — в нашем с ним современном относительно этой сказки мире — не только драться за женскую любовь, но и вообще сердиться на избирательность женской любви «глупо и смешно».

С другой стороны, можно предположить, что в образе Рогдая Пушкин, не осознавая этого полностью, почувствовал «своего» Дантеса. То есть реальный Дантес мог быть и таким и сяким, и совсем «не из этой сказки», но Пушкин уже во время написания «Руслана и Людмилы» задал свой подход к подобным посягновениям на чужую женщину. (Я не литературовед, так что если я не первый говорю об этом очевидном для меня — дайте ссылку, кто сказал об этом подробнее, будет интересно.)

Не знаю, нужен ли какой-то культ. Хоть Пушкину, хоть Гагарину.

Просто кто любит поэзию, то читает и знает. Без официального напоминания. Школьные годы никоим образом лично у меня не могли отбить охоту читать Пушкина ли, Чехова.

Я вообще не представляю, какими должны быть монстрами те учителя литературы, чтобы у такого количества людей напрочь уничтожить любовь к истинной красоте, стилю, гармонии, изяществу и мысли.

Вероятнее всего, проблема в самом человеке, а отсыл к школе — лишь повод и предлог.

Возможно, мне понятен и дорог Пушкин ещё и потому, что я живу в Петербурге. Этот город немыслим без поэзии, Пушкина ли, Блока, Бродского, без музыки, ты сопричастен так или иначе, ты вовлечён в русскую культуру.

Пушкин для меня не только гений поэзии, он настоящий, живой человек, страдающий, мыслящий, любящий. Я недавно перечитала его письма. Какой он друг! Он язвителен, остроумен, в то же время необыкновенно заботлив, деликатен, умен, мудр и все понимает и предвидит.

И это все есть в его поэзии.

Одна строчка может просто так много вам сказать. Это гению подвластно.

l4dshXRHstbd3OTd0a3KhGemIAUDOSK0.png

Или это.

FRRLKz0TxMcN0wZtjHuottsLJgtKA.png

Цитировать и цитировать. Я не устану

Заря – это трава. Есенин на Троицу «плакал на цветы» – то же самое. Смешение христианского праздника и языческих верований.

Изображение картин природы отмечено в вершинах произведений русских писателей. Начиная еще с древнерусской литературы, авторы, понимая все величие и силу матери-природы, с поклонением и любовью создавали картины пейзажных образов в собственных произведениях. В шедеврах русского художественного слова традиции использования пейзажных картин отмечены не в значении фоновой декорации основных событий, а в роли полнозначных образов, которые являются олицетворениями идей произведения, органично вплетаясь в сюжетную канву. Эта же функция отведена пейзажу в романе «Война и мир».

Отражение характеристики персонажей через пейзажные образы

Лев Николаевич Толстой, биографические данные и особенности мировоззрения которого свидетельствуют об особом трепетном и уважительном отношении к природе, отвел ей особую роль в романе «Война и мир». Роль пейзажа в романе характеризуется не только отражением основных идей, заложенных автором, но и служит вспомогательным приемом характеристики героев произведения.

Основной прием, использованием которого характеризуются идейные, композиционные особенности и принципы построения системы персонажей, – это антитеза. Путем противопоставления поступков и взглядов героев через отношение к природе природы, автор раскрывает основные идеи произведения.

Одним из аспектов, на основе которых противопоставляются герои романа, является природа. Главные герои произведения, которым импонирует автор, открыты к красоте и величию природы, умеют чувствовать ее, понимать ее знаки. В произведении «Война и мир» пейзаж влияет на формирование мировоззрения тех, чьи души открыты к свету и добру. Напротив, персонажи, поведение и взгляды которых осуждаются в произведении, совершенно холодны к природе, словно не замечая ее существования.

Роль образа неба в формировании мировоззрения князя Андрея

Роль пейзажных описаний в романе Толстого – не только в олицетворение идейного замысла автора и дополнительный прием психологической характеристики героев, но и способ воздействия на осознание главными героями основных ценностей жизни. Наиболее ярко образы природы в произведении направлены на раскрытие образа Андрея Болконского и отражение эволюции его взглядов. Для создания характеристики и развития персонажа князя Андрея автор использует образы пейзажных элементов, ставшими самыми яркими символами в произведении.

Эпизод, раскрывающий мысли Андрея Болконского, смотрящего в небо, служит в роли переломного момента в жизни героя, временем крушения былых идеалов и осознанием истинной сущности человеческого существования. Использование пейзажа как средства психологического анализа в романе позволяет отразить богатство внутреннего мира героя, глубину его терзаний и идейных поисков, желание осознать истинное предназначение своей роли в жизни. Благодаря мастерскому созданию пейзажных картин читатель получает возможность, любуясь пейзажем неба вместе с князем Андреем, осознать глубину идейного замысла Толстого: «всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!

…».

Сочинение: Изображение русского барства в романе «Дубровский» (А.С. Пушкин)

(366 слов) Уклад жизни русского барина, богатого представителя знатного рода — Кирилы Петровича Троекурова, поражает своей безнравственностью и жестокостью. Печально, но во времена А. С. Пушкина такое явление встречалось часто. О скандальных нравах русского барства слагали легенды. История пестрит примерами необузданного пьянства, обжорства, пристрастия к азартным играм, расточительства среди представителей светского общества.

Надменного хозяина усадьбы Покровское нельзя назвать гостеприимным и радушным человеком. Его старинный друг, обедневший владелец Кистеневки, Андрей Гаврилович Дубровский, был справедливым и честным. Он с большим трудом выдерживал барские увеселения своего соседа. Лишь страсть к охоте объединяла столь разных по характеру людей. Дом Троекурова поражал показной роскошью и огромным количеством обслуги. Случалось, гостей принимали целый день. Андрей Гаврилович Дубровский не смог сдержать раздражение при виде огромного псарного двора, где обитали в довольстве и тепле сотни гончих и борзых, которые жили лучше крестьян. Крепостные Троекурова не церемонились со знатными гостями, перенимая манеру поведения своего барина. Чего стоит только тщательно подготовленный сюрприз для гостей — в виде комнаты с разъяренным медведем! Кирила Петрович встал на защиту псаря Парамошки вовсе не из благих побуждений. Он сам привык наводить порядок в усадьбе, повелевать и унижать своих холопов под влиянием настроения. Например, мамзель Мими взбалмошный Троекуров выказывал дружескую благосклонность. Ребенку гувернантки выпала честь называться законным сыном Троекурова. А множество дворовых ребятишек, похожих, как две капли воды на владельца усадьбы, так и не были признаны отцом.

В сельце Кистеневка царили другие порядки. Крепостные крестьяне дорожили своим хозяином и близко к сердцу принимали его невзгоды. Во время болезни Андрея Гавриловича окружали преданные, внимательные к его нуждам, заботливые люди.

Троекуров совершил беззаконный поступок. Подкупив влиятельных чиновников, он отсудил поместье соседа в свою пользу. Для Дубровского это стало страшным ударом. Все жители Кистеневки восприняли эту новость трагически. Горе сплотило и объединило их еще сильнее. Самодур Троекуров, в порыве минутного раскаяния, хотел исправить свою ошибку, но не смог. После поджога усадьбы, крепостные Кистеневки взяли в руки оружие и стали вести разбойничий образ жизни.

Своим беззаконием Троекуров нарушил привычный уклад жизни многих людей. Не только слуги пострадали от крутого нрава Покровского помещика, но и его собственная дочь. Лишившись настоящих друзей, Троекуров окружил себя толпой фальшивых льстецов, готовых на подлость, и преклоняющихся перед его богатством. На его примере А. С. Пушкин, используя различные художественные приемы, мастерски показал нравы русского барства.

Автор: Дионисия Вяземская

Аллегорический образ дуба

Развитие персонажа Андрея Болконского изображается и при помощи олицетворения его внутреннего состояния при помощи образа дуба. Это дерево, которое является символом силы, мощи и непобедимости в фольклорных традициях Руси, является пейзажным отражением персонажа. Когда герой впервые встретился с дубом, который описан старым и засохшим, читатель осознает подавленность внутреннего состояния Андрея, его безнадежность и разочарование.

Однако когда судьба подарила ему шанс новой любви и духовного возрождения, герой чувствует прилив сил, молодости, уверенности и стремлений. И вслед за возрождением сил и стремлений, чудесным образом оживает и дерево, олицетворяя новую весну жизни Андрея Болконского.

Упоение прекрасными пейзажными зарисовками связанно не только с описаниями образов. Читатель, проходя с героями через многочисленные драматические события войны и мира, параллельно получает удовольствие благодаря возможности прикоснуться к красоте русской природы, картины воссоздания которой сопровождают все сюжетные линии произведения, то динамично, то умиротворенно отражая события, чувства, настроение. В этом и заключаются основные функции пейзажа в романе.

Роль образов природы в художественном противопоставлении войны и мира

Все структурные особенности в нем построены на основе приема антитезы, что символизирует название романа. В параллельном сопоставлении картин войны и мира участвует также и природа. При описании охоты, сельских пейзажей автор создает великолепные мечтательные образы, наполненные солнцем, светом, мерцающей росой и искрами костра. Однако как изменяется природа, созданная пером Толстого в моменты описания боевых действий. Хмурое небо, затянутое тучами, мрачная погода и неприветливая атмосфера отражают весь трагизм войны, обрушившейся на Россию.

В своем сочинении на тему: «Пейзаж в романе «Война и мир» я попытался проанализировать роль природы в произведении, и сделал вывод, что ее влиянием проникнуты все пласты прозаического текста от создания образов персонажей до сущности идейного содержания.

Тест по произведению

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РОМАНЕ М.А.ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

Пейзаж, посредством которого изображается природное окружение человека, является одной из главных составляющих художественного произведения.

Природа в произведении М.Шолохова, наряду с действующими лицами, является героем, влияющим на события и поступки людей.

Автор, давая глубокий художественный анализ уклада, обычаев и нравов народа, обращает внимание на тесную связь их жизни как земледельцев с жизнью природы. Поэтому природа в романе предстаёт в образе могучей стихии, ведущей независимое от человека существование, но всё-таки невидимой нитью связанной с жизнью казачества. Это проявляется в пейзажных зарисовках, а также значимых картинах природы, на фоне которых разворачивается сложная, драматическая жизнь казаков.

В композиции «Тихого Дона» пейзаж играет важную роль, природные картины способствуют созданию масштаба произведения, а также пониманию последовательности действий. Начиная с первой книги, мы прослеживаем то, как органично описание природы включается в общее повествование: «…перламутровая россыпь ракушек, серая изломистая кайма нацелованной волнами гальки…» [3, c. 1]. Природа Дона, далёкая степь, просторы и другие элементы пейзажа выступают в роли отдельных героев в романе.

Пейзаж «Тихого Дона» является одним из элементов художественной картины, а также дополняет общее пространство романа. Одной из функций пейзажных зарисовок является художественное предварение. Например, во время военных событий писатель, описывая текущие действия, акцентирует внимание на моросящий дождь, пронизывающий ветер и морозный сизый туман. Описание природы предвосхищает приближающиеся события, подготавливая читателей к восприятию перемен. Перед описанием начала войны писатель даёт развёрнутую картину природы, в которой намечаются элементы, являющиеся в народном сознании символами смерти и утраты: «Стояло необычайно сухое лето. Мелел Дон… По ночам на колокольне ревел сыч… Худому быть, пророчили старики…» [3, c. 242]. Несмотря на то, что в данном эпизоде природа предстает перед нами в пограничном виде, уже в последней части романа мир предстаёт иным, чудесно обновлённым. Шолохов несколько раз сравнивает «величаво распростёртое» просторное небо с жизнью на земле, подтверждая мысль о вечном противоборстве. Душевное состояние героев во время войны писатель мастерски передаёт посредством включения в произведение пейзажных образов: хмурое лицо земли, рукастые алые зарева, парная жара.

Название романа также несёт в себе определённую символику, связанную с пейзажем. Тихий, спокойный Дон внешне кажется невозмутимым, но, благодаря прочтению, становится понятным то, что река содержит в себе подводные камни и судьба героев подобна течению бурной реки. Но, как в природе, так и в жизни существует нечто вечное, непреходящее, каждый год цветёт степь, холод сменяется теплом, и тихий Дон течёт вечность, вопреки всем трудностям.

Шолохов часто противопоставляет мир войны и смерти миру природы: «И еще — в мае бились возле часовни стрепета, выбили в голубом полынке точок, примяли возле зеленый разлив зреющего пырея: бились за самку, за право на жизнь, на любовь, на размножение. А спустя немного тут же возле часовни, под кочкой, под лохматым покровом старюки — полыни, положила самка стрепета девять дымчато-синих крапленых яиц и села на них, грея их теплом своего тела, защищая глянцево — оперенным крылом» [3, c. 397].

В романе Шолохова психологический параллелизм развивается вплоть до прямой замены образа чувства, переживания человека образом природы. Например, во фрагменте после похорон деда Сашки явно показана вечность жизни посредством включения в повествование образов распростёртого неба, беспредельных просторов и холодных облаков. Неразрывность казачьего уклада жизни и природы проявляется и в том, что элементарные явления природы – засухи, морозы, пожары значительно влияют на жизнь народа. Поэтому люди ценят красоту природы, чувствуют любое её изменение. Например, это явно отражается в сочувственном отношении Григория Мелехова ко всем живым существам, в том числе и к мёртвому утёнку.

Психологический параллелизм отражается и в сцене свидания Григория и Аксиньи на берегу Дона. В данном случае значение усилителя, вызывающего чувства, выполняют вербы на противоположном берегу. Данный топоним выполняет значительную роль в системе романа, так как герои встречаются в этом месте два раза: в начале зарождения их любви и после долгой разлуки.

Психологический параллелизм способствует раскрытию эмоционального состояния героев, в котором они находятся во время разговора. Вербы зацвели, надежда не потеряна, чувства снова оживают, герои, как бы они не изменились за прошедшее время, душой возвращаются к былому. В этой картине «природа лишь на миг соприкасается с человеческой душой. Сопоставление остаётся недосказанным, параллель – внутренней, намекающей» [1].

В композиции романа пейзажи также выполняют роль усилителя общей эпизации событий. Данный приём носит название эпического параллелизма, который появляется в те моменты развития действия, когда повествование достигает кульминации. Эпический параллелизм как бы распространяет пейзажный образ, придавая ему собственную значимость.

Так, в третьей книге образ непрерывного течения Дона даётся как параллель нарастающему возмущению станиц при известии о расстреле арестованных казаков: «Из глубины затихших омутов сваливается Дон на россыпь… Дон идет вразвалку, мирным тихим разливом. Но там, где узко русло, взятый в неволю, Дон прогрызает в теклине глубокую прорезь, с придушенным ревом стремительно гонит одетую пеной белогривую волну…» [3, с. 147].

Эпический параллелизм представляет собой огромную цепь пейзажных образов, которые соединяются в единый природный фон, приобретая самостоятельный сюжет [1].

Одним из видов пейзажа выступает итоговый пейзажный образ. Он возникает, когда заканчивается важная цепь событий или связанная с ними полоса жизни героя. Например, данный вид пейзажа реализуется во фрагменте после повествования о событиях 1918 года, о тяжёлых раздумьях Григория, которые завершаются безнадёжным выводом: «Некуда податься!». Своеобразным усилителем в данном случае является ночной пейзаж и образ ночной звезды, под которой родился Григорий.

В композиционной структуре романа важна роль философских пейзажей, которые соответствуют трагическому состоянию мира. Например, в сцене гибели и захоронения Валета природа также выступает в роли активного действующего лица.

Некоторые пейзажные образы выступают символами в романе. Например, образ перекати-поля, который сутулился на склонах курганов, подводит итог настроениям и судьбе Григория.

Одним из ярких пейзажных образов является багряно-чёрный тюльпан, который Григорий видит в момент короткой передышки между стычками с преследующими отряд Фомина красноармейцами. Сначала данный образ кажется недостижимым для главного героя, но уже в следующем эпизоде головки тюльпанов летят во все стороны, напоминая знакомую острую боль в сердце.

Таким образом, пейзажный образ в романе «Тихий Дон» даже будучи элементом психологического параллелизма, сохраняет собственную значимость, хотя при этом образует ассоциативную параллель с психологией героя. У Шолохова сравниваемые противоположности природы и человека формируют единство, и образ человека сращивается с образом природы, так что они оба в равной степени участвуют в общей жизни мира, зависят друг от друга. Исследователь Н. Драгомирецкая, исходя из этого сопоставления, делает вывод: «У Шолохова сравнить – это слить противоположные явления в сложное живое единство, в одном раскрыть свойства другого, обнаружить их одноприродность. Шолоховский образ можно было бы записать такой формулой: А не есть В, и тем не менее А есть В… У Шолохова человек видится в образе восполненным, продолженным миром [природы], по существу бесконечным в своем единстве со всей жизнью. Таковы философские основы образности Шолохова» [2].

Список литературы:

  1. Бритиков А.Ф Мастерство Михаила Шолохова. М. — Л.: Наука, 1964. С. 159.
  2. Драгомирецкая Н.В. Метафорическое и прямое изображение // Проблемы художественной формы социалистического реализма. – М., 1971. С. 317-318.
  3. Шолохов М.А. Тихий Дон. ООО «Издательская Группа Азбука-Аттикус», 2014.

Изображение картин природы отмечено в вершинах произведений русских писателей. Начиная еще с древнерусской литературы, авторы, понимая все величие и силу матери-природы, с поклонением и любовью создавали картины пейзажных образов в собственных произведениях. В шедеврах русского художественного слова традиции использования пейзажных картин отмечены не в значении фоновой декорации основных событий, а в роли полнозначных образов, которые являются олицетворениями идей произведения, органично вплетаясь в сюжетную канву. Эта же функция отведена пейзажу в романе «Война и мир».

Отражение характеристики персонажей через пейзажные образы

Лев Николаевич Толстой, биографические данные и особенности мировоззрения которого свидетельствуют об особом трепетном и уважительном отношении к природе, отвел ей особую роль в романе «Война и мир». Роль пейзажа в романе характеризуется не только отражением основных идей, заложенных автором, но и служит вспомогательным приемом характеристики героев произведения.

Основной прием, использованием которого характеризуются идейные, композиционные особенности и принципы построения системы персонажей, – это антитеза. Путем противопоставления поступков и взглядов героев через отношение к природе природы, автор раскрывает основные идеи произведения.

Одним из аспектов, на основе которых противопоставляются герои романа, является природа. Главные герои произведения, которым импонирует автор, открыты к красоте и величию природы, умеют чувствовать ее, понимать ее знаки. В произведении «Война и мир» пейзаж влияет на формирование мировоззрения тех, чьи души открыты к свету и добру. Напротив, персонажи, поведение и взгляды которых осуждаются в произведении, совершенно холодны к природе, словно не замечая ее существования.

Владимир Дубровский в кистеневской роще

Учащиеся работают над эпизодом «Владимир Дубровский в кистеневской роще». Перечитаем отрывок: Владимир «углублялся в чащу дерев, движением и усталостью стараясь заглушить душевную скорбь. Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал… Владимир остановился, сел на холодный дерн… Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев… Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошел искать дороги домой, но еще долго блуждал по незнакомому лесу…» Дети понимают, что Владимир тоскует, скорбит об умершем отце и не обращает внимания на окружающее потому, что углубился в тяжкие раздумья о своей дальнейшей судьбе. Они находят те слова и выражения в повести, которые помогают им сделать такой вывод.

Теперь попросим школьников перечитать вслух те строки разбираемого отрывка, которые прямо говорят о том, что переживает Владимир: «Мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его…», «Сильно чувствовал он свое одиночество…», «Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровымпредвещала ему новые несчастья. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки, в таком случае нищета ожидала его…»

Предлагаем пятиклассникам ответить, на вопрос, заметили ли они какую-нибудь связь между тем, и то переживает Владимир, и окружающей его природой. Дети улавливают лишь самое общее: «Природа грустная, осенняя, и Владимир грустный…», «Наступила осень, природа замирает, и у Владимира прошла радостная пора, наступило мрачное время».

Если ребята ощутят это созвучие, эту параллель, легко будет разъяснить им, как следует понимать строку: «Долго сидел он… взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни…»

К какому представлению мы должны подвести детей?

«Владимир подумал, что его жизнь теперь похожа на осенний листок, который оторвался от ветки и теперь плывет, пока не прибьется к берегу» — так говорят учащиеся. Учитель может пояснить, что сравнение сорванных осенним ветром листьев, уносимых водой, с человеческой жизнью — аллегория, аллегорическое сравнение. Так продолжается и усложняется работа ПО уяснению роли пейзажа в литературном произведении.

Обращаемся далее к следующим эпизодам повести: приезд приказных в Кистеневку и возмущение крестьян; пожар в господской усадьбе; исчезновение Дубровского. Первый из этих эпизодов — приезд приказных в Кистеневку и возмущение крестьян. Предлагаем школьникам проследить по тексту, как нарастает гнев и возмущение крепостных, которые по непонятным для них причинам должны перейти к злому и жестокому помещику:

Когда Дубровский подошел к дому, он услышал необыкновенный шум и говор. Задыхаясь, бежит к нему навстречу Антон, чтобы рассказать о несчастье — приезде приказных во главе с исправником и Шабашкиным для исполнения решения суда. «Прикажи, осударь, с судом мы управимся.

мся. Умрем, а не выдадим…» — кричат дворовые, целуя руки Владимира.

Голос из толпы, назвавший новым хозяином, владельцем Кистеневки Дубровского, и грозный окрик исправника: «Кто там смел рот разинуть? Какой барин, какой Владимир Андреевич?..» — вызвали в толпе движение… в задних рядах поднялся ропот, стал усиливаться и в одну минуту превратился в ужаснейшие вопли… вся толпа двинулась.

Шабашкин и другие члены поспешно бросились в сени и заперли за собой дверь. «Ребята, вязать! — закричал тот же голос, и толпа стала напирать…»

Только строгий окрик Владимира остановил возмущенных крестьян и спас приказных от неминуемой расправы.

Над главой VI учащиеся работали дома. Теперь мы предложим им рассказать эпизод «Пожар в Кистеневке», а затем в процессе коллективной беседы осмыслить события, имеющие решающее значение для дальнейшей жизни Владимира Дубровского.

Дубровский поджег дом, а Архип явился причиной гибели приказных вместе с исправником. Но Архип в то же время не злодей. Он мстит за то зло, которое содеяно «чернильным племенем». Дети говорят, что Архип имеет добрую и отзывчивую душу. Рискуя собой, он лезет на загоревшуюся кровлю, чтобы спасти беспомощную кошку.

Углубленная работа над текстом романа помогает ребятам понять мотивы, побудившие Дубровского стать.разбойником. Они говорят: из-за Троекурова Владимир потерял етца, лишился родного дома, имения, средств к существованию, поэтому не мог вернуться в полк; Дубровский замыслил отомстить своему врагу. Пусть пятиклассники вспомнят: в отличие от своих крепостных Дубровский понимал, что причина его несчастий не приказные («Не приказные виноваты!» — говорит он Архипу), а Троекуров.

Гнев и ненависть переполняют его, когда он покидает горящее имение; недаром Пушкин упоминает о «страшных мыслях», волновавших его героя накануне пожара. Это планы мщения. Позднее он расскажет о них Маше Троекуровой.

Роль образа неба в формировании мировоззрения князя Андрея

Роль пейзажных описаний в романе Толстого – не только в олицетворение идейного замысла автора и дополнительный прием психологической характеристики героев, но и способ воздействия на осознание главными героями основных ценностей жизни. Наиболее ярко образы природы в произведении направлены на раскрытие образа Андрея Болконского и отражение эволюции его взглядов. Для создания характеристики и развития персонажа князя Андрея автор использует образы пейзажных элементов, ставшими самыми яркими символами в произведении.

Эпизод, раскрывающий мысли Андрея Болконского, смотрящего в небо, служит в роли переломного момента в жизни героя, временем крушения былых идеалов и осознанием истинной сущности человеческого существования. Использование пейзажа как средства психологического анализа в романе позволяет отразить богатство внутреннего мира героя, глубину его терзаний и идейных поисков, желание осознать истинное предназначение своей роли в жизни. Благодаря мастерскому созданию пейзажных картин читатель получает возможность, любуясь пейзажем неба вместе с князем Андреем, осознать глубину идейного замысла Толстого: «всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!

…».

Биография

Андрей Михайлович Дубровский родился 26 октября 1921 года в селе Казанцево Омской области в крестьянской семье.

Через 4 года переезжает в Омск. Именно в областном центре прошли детские и юношеские годы художника.

В 1939 году окончил среднюю школу и поступил в Омское художественное училище имени М. А. Врубеля на отделение живописи, окончить которое не дала Великая Отечественная война.

В 1947 г. демобилизовался и поступил в систему «Всехудожник» г. Омска, преобразованную после в художественный фонд.

В 1952 г. А. М. Дубровский становится членом союза советских художников.

В 1953 г. по решению Омского обкома партии направляется на целинные земли в южные районы своей области и Северный Казахстан.

Там появляются этюды и картины «Поднятая целина», «Кухня и первая палатка», «Целинные степи» и многие другие.

В 1964 г. А. М. Дубровского перевели в Киргизию. За шесть лет работы в Киргизии появились такие работы, как «Горы Киргизии», «Озеро Иссык-Куль», «Озимые» и т. д.

В 1968 году переезжает в г. Ульяновск. Там в творчество А. М. Дубровского входит ещё одна масштабная тема — ленинская. Заглавным его произведением стала картина о молодом Владимире Ульянове — «Раздумье».

На родине Ленина художник открывает для себя ещё одну тему — природу Поволжья. Большинство его пейзажей посвящены именно ей.

Андрей Михайлович совмещал творческую деятельность с активным участием в общественной жизни организации Союза художников.

В течение 10 лет он избирался членом партийного бюро, заместителем секретаря партийной организации.

В период подготовки к 100-летию со дня рождения Ленина работал главным художником Ульяновского отделения Художественного фонда.

Аллегорический образ дуба

Развитие персонажа Андрея Болконского изображается и при помощи олицетворения его внутреннего состояния при помощи образа дуба. Это дерево, которое является символом силы, мощи и непобедимости в фольклорных традициях Руси, является пейзажным отражением персонажа. Когда герой впервые встретился с дубом, который описан старым и засохшим, читатель осознает подавленность внутреннего состояния Андрея, его безнадежность и разочарование.

Однако когда судьба подарила ему шанс новой любви и духовного возрождения, герой чувствует прилив сил, молодости, уверенности и стремлений. И вслед за возрождением сил и стремлений, чудесным образом оживает и дерево, олицетворяя новую весну жизни Андрея Болконского.

Упоение прекрасными пейзажными зарисовками связанно не только с описаниями образов. Читатель, проходя с героями через многочисленные драматические события войны и мира, параллельно получает удовольствие благодаря возможности прикоснуться к красоте русской природы, картины воссоздания которой сопровождают все сюжетные линии произведения, то динамично, то умиротворенно отражая события, чувства, настроение. В этом и заключаются основные функции пейзажа в романе.

Владимир Андреевич Дубровский в романе «Дубровский»

В романе А. С. Пушкина » Дубровский » дана картина жизни русского провинциального дворянства. В сентябре 1932 года Пушкин встретился с П. В. Нащокиным и услышал от него рассказ о про­тотипе Владимира Дубровского — белорусском дво­рянине Островском. Островский судился в начале 1830-х годов с соседом из-за земли и, проиграв про­цесс, стал разбойником. » Дубровский » — социаль­но-психологический Роман. Он был ответом Пушкина на развитие западной прозы . История жизни Владимира Дубровского такова.

Он рано лишился матери. Отец отдал

его в Кадетский корпус с восьми лет, откуда он был выпущен «корне­том гвардии». Отец, поручик гвардии, владел «семи­десятые душами» в Кистеневке.

Сын получал из дому «более, нежели должен был ожидать». Владимир слу­жил в одном из гвардейских пехотных полков в Пе­тербурге. «Будучи расточителен и честолюбив, он по­зволял себе роскошные прихоти, играл в карты и вхо­дил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной моло­дости».

Орина Егоровна Вузырева, няня Владимира, вы­звала его в Кистеневку по случаю болезни отца, на­чавшейся на судебном процессе, и

в связи с передачей Кистеневки Троекурову. «Мысль потерять отца сво­его тягостно терзала его сердце…» Приезд Троекурова в Кистеневку окончательно добил Андрея Гавриловича: сильное эмоциональное возбуждение, кровоизлияние в мозг, смерть — все в пределах получаса. Отца положили в гроб в мунди­ре, сшитом еще в 1797 году. Владимира ожидала ни­щета.

Во время приезда чиновников толпа хотела броситься на них и связать. Это был бы бунт. Владимир остановил толпу, сказав, что обратится к государю. При поджоге дома кузнец Архип запира­ет двери на ключ, и чиновники погибают в пожаре. Это поставило Владимира Дубровского вне закона.

Из Кистеневки «пропали неизвестно куда» Дубровский, няня, дворовый человек Григорий, кучер Антон, куз­нец Архип. Дубровский превратился в главаря раз­бойников. В нескольких тройках разъезжали они по губер­нии, грабили почту, помещичьи дома, «предавали их огню». «Начальник шайки славился умом, отважно­стью и каким-то великодушием».

Он не отнял у курье­ра 2000 рублей, посланные вдовой Глобо-вой своему сыну, гвардейскому офицеру; » Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища». Он нападал только на известных богачей, но не грабил дочиста и не убивал. Свою разбойную жизнь Дубровский объяснил Маше как неизбежный шаг: «Да, я тот несчастный, которого ваш отец ли­шил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах…» Но читатель понима­ет, что Владимир мог не поджигать свой Дом, вер­нуться в Петербург, служить, не делать долгов, вы­годно жениться, если нет желания заработать деньги собственным трудом.

Но мы, конечно, должны помнить, что Владимир с детства был оторван от дома и помещен в казенную военную обстановку. Его характер, мировоззрение и кругозор складывались без ежедневного общения е отцом. В главе XI романа Пушкин объясняет подмену учителя-француза на Дубровского, который, выкупив бумаги француза, поселился в доме Троекурова. Из описания его жизни в доме Троекурова мы полнее уз­наем Владимира. Он — смелый, хладнокровный , знает музыку, хорошо тан­цует, умеет держаться в обществе, проворен на охоте.

И он полюбил Машу Троекурову. Но это не удержало его от ограбления Антона Пафнутьича в доме Троеку­рова, хотя ясно было, что инкогнито из-за этого рас­кроется. Что же ему было важнее: деньги или лю­бовь?

Маша сохраняет верность князю Верейскому по­сле венчания. Этим она дает урок моральной твердо­сти Владимиру. В последней главе романа Пушкин описывает бой разбойников с солдатами.. Во время рукопашной схватки Дубровский застрелил офицера.

Через не­сколько дней Дубровский исчез, посоветовав посту­пить так и своим товарищам, которые разбогатели под его начальством.

Закрывая прекрасный роман А. С. Пушкина, чи­татель не испытывает ни особого сочувствия к Влади­миру Дубровскому, ни восхищения его «подвигами». Зато с большим интересом мы знакомимся с некото­рыми сторонами жизни России в тридцатых годах де­вятнадцатого века.

Роль образов природы в художественном противопоставлении войны и мира

Все структурные особенности в нем построены на основе приема антитезы, что символизирует название романа. В параллельном сопоставлении картин войны и мира участвует также и природа. При описании охоты, сельских пейзажей автор создает великолепные мечтательные образы, наполненные солнцем, светом, мерцающей росой и искрами костра. Однако как изменяется природа, созданная пером Толстого в моменты описания боевых действий. Хмурое небо, затянутое тучами, мрачная погода и неприветливая атмосфера отражают весь трагизм войны, обрушившейся на Россию.

В своем сочинении на тему: «Пейзаж в романе «Война и мир» я попытался проанализировать роль природы в произведении, и сделал вывод, что ее влиянием проникнуты все пласты прозаического текста от создания образов персонажей до сущности идейного содержания.

Тест по произведению

О.

Оксана …

Осенний пейзаж передает состояние Владимира после смерти отца, его “душевную скорбь”. Душевному состоянию героя соответствует состояние природы: осень, холодный день, полуобнаженные деревья, “сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте”, “сел на холодный дерн”. “Будущее для него являлось покрытым грозными тучами”. Метафора “грозные тучи” соединяет эти состояния человека и природы. Он “долго блуждал по незнакомому лесу” – эта фраза тоже является метафорой, передает и внутреннее “блуждание” героя, не решившего, что предпринять. Ручей, уносящий поблеклые листья, представился Владимиру “верным подобием жизни”. Владимир понимает, что жизнь его теперь похожа на осенний листок, который оторвался от ветки ” теперь плывёт, пока не прибьётся к берегу. Такое сравнение называется аллегорией.

Ал

Алла

Дубровский был тот ещё гад! Это, конечно, для ментов. А для простого
народа он был герой. Он бегал по лесам и караулил, кто зазевается. Тогда
набрасывался на него и грабил. Все карманы заставлял выворачивать, забирал
мелочь и мобильники. У него было большое войско, человек 20. Богатство они
делили между собой поровну, Дубровскому половину, потому что главный бандит.
Однажды Дубровский поспорил с каким-то Архипом, что попадёт стрелой в яблоко,
которое поставили на башку Сервантесу. Севантес-это такой дон на кляче и с
копьём. Зарядили они свои луки и стали стрелять по яблоку. Дубровский попал в
яблочко, а Архип в задницу осла, на котором сидел слуга Сервантеса Чигивара.
Осёл испугался и побежал, сломя голову, через степи Кузыл-Кума прямо в логово
Чингиз-Хана. Но не добежал, потому что устал и тогда он стал щипать колючки. А
Чигивара давно упал с того осла и больше не вставал, потому что умер от страха.
Дубровский был очень хорошим человеком, он раздавал беднякам деньги и машины,
не говоря уж о коровах и всякой другой дряни. Все его боготворили и кланялись
ему в ноги, вот он какой был, сволочь! Даже Троекуров, денщик егоный, говорил
про него:» Ах ты каналья, ах ты сукин сын!». Вот такая у него была
характеристика, только жалованья за это ему не платили и он был вынужден
зарабатывать бандитом на большой дороге. Хороший был человек, не вредный.. . Но
опасный. Так и сгинул в лесу, а золото его до сих пор ищут. То на Псковщине, то
на дне Байкала, но никак не могут найти, бедняги.

  • Пейзаж в повести дубровский сочинение 6 класс
  • Пежон или пижон как пишется
  • Пежо по французски как пишется
  • Пежо по английскому как пишется
  • Пежо боксер как пишется на английском