Пекут печи из какой сказки

Знакомство старших дошкольников с укладом
русской деревни, приобщение к русской духовной
культуре и культуре славянских народов является
важной образовательной задачей, стоящей перед
педагогами дошкольных учреждений на современном
этапе.

Такая работа будет являться основой
складывающейся картины мира у детей
дошкольников, ляжет в основу будущих ценностных
ориентиров личности: отношение к окружающему
миру, к людям, к своей стране, к обычаям и
традициям своего народа.

Четвертый год в нашем дошкольном учреждении
проводятся интегрированные образовательные
проекты на базе музыкальных занятий.

В процессе подготовки к ним педагоги расширили
представления детей о русской печи, укладе
деревенской жизни, дети познакомились с русскими
народными потешками, пословицами, поговорками,
песнями славянских народов. А результатом
работы стал яркий, красочный и веселый праздник
“Образ русской печи в русских народных
сказках”!

Действующие лица:

  • Воспитатель

Дети:

  • Хозяйка
  • Хозяин
  • Машенька
  • Ванюшка
  • Печка
  • Девочка-рассказчица
  • Гуси-лебеди
  • Колобок
  • Емеля
  • Царевна-несмеяна
  • Коза
  • Козленок
  • Дети старшей группы

Дети входят в зал под музыку Г.Заволокина “От
печки”. Одновременно на интерактивном экране
демонстируется показ слайдов о русской печке.

I картина “В русской избе”

В русской избе встречают хозяйка с хозяином
гостей, держа в руках каравай с солью.

Хозяин: Здравствуйте,гости дорогие! Добро
пожаловать к нам в дом.

Дети (хором): Здравствуйте!

Хозяйка: Отведайте-ка нашего каравая
(предлагает каравай).

Дети (хором): Спасибо.

Девочка: Какой вкусный, пышный, душистый у вас
хлеб.

Хозяин: Да, а всё благодаря нашей печке
(показывает на печь).

Хозяйка: А вы знаете, что без печи невозможно
было бы испечь хлеб, пироги, калачи; сварить щи да
кашу?Да и согревает нас печь в холода и лечит.

Девочка: Да, мы знаем. И хотим вам рассказать
стихи.

Дети расказывают стихи о русской печке.

Исполняют чешскую народную песню “Печь
упала”.
Потом садятся на стульчики.

Хозяин: А я хочу рассказать вам, как устроена
наша печь.

(Рассказывает, называя части печи).

Хозяйка: Я покажу вам кухонную утварь: это
чугунок, это ухват, это прихватки, это глиняный
горшок. Без этих вещей не обойтись в избе, готовя
еду.

Девочка: А среди нас есть герои русских
народных сказок. И мы покажем вам, как печь не
только служит людям для приготовления пищи, но и
спасает от верной погибели.

Звучит любая русская народная мелодия.

II картина. Сказка “Гуси-лебеди”

Выходят герои сказки “Гуси-лебеди” Машенька и
Ванюшка
.

Девочка-рассказчица: Жили-были муж да жена.
Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.
Собрались раз отец с матерью в город и говорят
Маше: “- Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи,
береги братца. А мы вам с базара гостинцев
привезём”. А Машенька посадила братца на травку
и убежала на улицу к подружкам.

(Маша сажает братца и убегает).

Дети исполняют танец под фонограмму “В небе
светит солнышко”,чешская народная мелодия
. По
окончании садятся на стульчики.

Гуси-лебеди прилетают и уносят с собой Ванюшку.

(Музыкальное сопровождение — тема
гусей-лебедей).

(Прибегает Машенька).

Машенька: Ванюшка, ты где? Где мой братец
родненький? (Стала Маша плакать и говорит). Сама
виновата, сама братца и найду. (Убегает).

Девочка-рассказчица: Выбежала Маша в чистое
поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись
вдалеке гуси -лебеди и пропали за темным лесом.
Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли её
братца и бросились их догонять. Бежала, бежала,
видит — стоит в поле печка. Миша к ней.

Машенька: Печка, печка, скажи, куда
гуси-лебеди полетели?

Печка: Подбрось в меня дрова, тогда скажу!
(Маша бросает дрова в печь)

Печка: Вот в эту сторону …. (Маша убегает).

Девочка-рассказчица: Дальше Маше и яблоня
помогла, и речка, и ёжик указали дорогу, а
Машенька тоже в долгу не осталась.У яблони —
яблочки стрясла, у речки- камни отвалила. Так и
добралась до своего братца, которого Баба-Яга
съесть хотела. Схватила братца и убежала с ним, а
Баба-Яга в погоню гусей-лебедей отправила. И
спрятали их и речка, и яблонька. И вот подбегают
они к печке. (Маша выбегает с Ваней).

Маша: Печка, печка, спрячь меня!

Печка: Да, уж полезай ко мне (и закрывает их
заслонкой).

Гуси-лебеди кружатся вокруг печи и улетают.

Девочка-рассказчица: Улетели ни с чем
гуси-лебеди, а Маша с братцем вылезла из печи и
пустилась домой во весь дух. (Маша и братец
убегают ) .

Девочка-рассказчица: Так печка спасла детей
от верной погибели.

Дети исполняют белорусскую хороводную песню:
“В гости я тебя зову”.
По окончании садятся на
стульчики.

III картина. Сказка “Колобок”

Девочка: В русской печи пекут вкусные пироги,
калачи, караваи, а также румяных колобков. Так
сказка и называется “Колобок”.


Выбегает в зал Колобок под музыку

Колобок: Я колобок — печеный бок. По амбару
метён, по сусекам скребён, на сметане мешён, на
окошке стужён. Я от всех убежал и к вам прибежал.
Не ешьте меня, ребята, а лучше потанцуйте-ка со
мной.

Дети исполняют хороводную пляску “Колобок”. После
сполнения садятся на стульчики.

IV картина. Сказка “По щучьему велению”

Девочка-рассказчица: А я расскажу вам ещё
одну сказку про печь. Эта сказка называется “По
щучьему велению”

Выходит Емеля с ведром и удочкой и ловит рыбу.

Девочка-рассказчица: Поймал Емеля в реке
щуку, и заговорила она человечьим голосом:
“Отпусти меня, Емелюшка, и проси чего хочешь”.

Емеля: Ишь , ты, щука разговаривает. Ну, хорошо,
плыви к своим деткам, а я домой пойду.

Девочка-рассказчица: Пошёл Емеля домой, сел
на печку, да и говорит.

Емеля:

По щучьему велению,
По моему прошению,
Ступай, печка, во дворец.

Девочка-рассказчица: А в это время царь издал
приказ: “Кто царевну-несмеяну рассмешит, тот ей и
мужем будет”

(Сидит царевна-несмеяна и плачет)

Мальчики испоняют “Танец с ложками”.

Девочка-рассказчица: Въехала печь в царские
хоромы, а Емеля говорит:

Емеля: По щучьему велению, по моему прошению
смейся, царевна!

Девочка-рассказчица: Засмеялась она и пошла
плясать.

Дети исполняют танец “Байновская кадриль” После
исполнения садятся на стульчики.

Девочка-рассказчица: И поехали они на свадьбу
плясать. Вот и сказочке конец, а кто слушал-
молодец. И мы на той свадьбе поплясали.

Под музыку Мендельсона Емеля и
Царевна-несмеяна уходят.

V картина. Сказка “Волк и козлята”

Девочка-рассказчица: Печка — не только
кормилица, заступница, помощница, она и
спасительница. В сказке “Волк и козлята” маленький
козлёночек спрятался в печке и помог маме Козе
спасти своих братьев и сестер. Вот и сами
посмотрите.

(Стук в дверь)

Коза (поёт): Козлятушки, ребятушки,
отопритеся, отворитеся, ваша мама пришла молочка
принесла.

Козлёнок: Мама, мамочка — волк приходил.
Тоненьким голоском запел, мы ему дверь открыли,
он всех съел (плачет), а я в печи спрятался.

Коза: Ой, горе-то какое! Пойду скорей волка
рогами забодаю.

Девочка-рассказчица: Пошла Коза к волку и
освободила своих детей. Детки вернулись с мамой
Козой домой

Дети исполняют песню “МАМА” из детского
фильма-мюзикла “Мама”, музыка Ж.Буржоа, слова
Ю.Энтина.на металлофонах. По окончании все
садятся на свои места.

VI картина. “Заключительная”

Девочка: А когда наступала ночь, то в русских
избах дети укладывались спать на тёплую печь и
мамы пели им колыбельные песни.

Дети исполняют танец c игрушкой “Колыбельная”.
По окончании садятся на стульчики.

Мальчик: Спасибо, вам, хозяева, за хлеб да
соль, за чудесный рассказ о русской печке, а мы
пойдём в группу кушать душистый каравай.

Воспитатель: Сегодня ребята мы вместе с
вами окунулись в родной и уютный мир сказки, в
котором русская печь оживает и помогает героям
сказки, не оставляет их в беде. Не забывайте своих
любимых сказок, читайте их вместе с родителями.

Дети встают полукругом и смотрят на
интерактивный экран, на котором под музыку
Г.Заволокина “От печки”, демонстрируются образы
русской деревни, природы, памятников русского
деревянного зодчества. В конце машут рукой и
уходят.

Негосударственное общеобразовательное учреждение

 школа-интернат №22 ОАО «РЖД»

Образ печи в русском фольклоре.

   Выполнила:

Цыбульская Ирина,

                                                            ученица 4 класса

                                  Руководитель:

Овчинникова  Валентина Владимировна,

                                                     воспитатель 4 класса

Улан-Удэ 2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                               стр. 3
  1. Формулировка и обоснование проблемы                                   стр. 3
  2. Цели и задачи исследования                                                       стр. 3
  3. Определение объекта и предмета исследования                        стр.3
  4. Описание методов исследования                                               стр. 3, 4
  5. Анализ основных понятий                                                          стр. 4
  1. Основная часть                                                                    стр. 5

2.1.  История русской печи                                                      стр. 5-7

2.2.  Крылатая мудрость — образ печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках.                                                                          стр. 8 — 12

2.3.   Образ печи в сказках                                                       стр. 13 — 16

3. Заключение                                                                           стр. 17 — 18

4. Список используемой литературы                                      стр. 19 -20

1. ВВЕДЕНИЕ

Я очень люблю сказки, читая которые проникаешь в чудесный, загадочный мир. В сказках совершаются необычные чудеса, превращения, в них всегда добро побеждает зло.  Во многих сказках встречается образ печи. Я предположила, что это не случайно и  решила выяснить, с чем это связано. Чтобы картина была более полной, я обратилась и к другим произведениям народного творчества – к пословицам, поговоркам, загадкам. В итоге всё объединилось в одной теме – «Образ печи в русском фольклоре». 

В результате проделанной работы я сделала для себя много открытий: узнала историю создания русской печки (меня поразило то, что первые печи были без труб и весь дым шёл в дом), узнала много новых пословиц и поговорок, загадок, поняла, что в сказках  всё не случайно, они имеют тайный смысл, перестала относиться к печке как к неодушевлённому предмету. Я поняла, что для наших предков она была живой – членом семьи, который всегда рядом и готов помочь в любой ситуации. Поэтому-то и сложено о ней столько пословиц, поговорок, загадок и сказок.

Целью моей работы было: на основе народного творчества исследовать значение русской печки в жизни русского народа. Изучая и анализируя собранный материал, я выдвинула гипотезу, что печь была центром не только  избы, но и всей жизни русского человека.

                Задачи исследовательской работы:

1. Изучить историю создания русской печи.

2. Познакомиться с образом русской печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках.

3. Проанализировать образ русской печи в сказках.

4. Узнать о значении печки в жизни русского народа.

5. Доказать, что печка была центром, вокруг которого строилась жизнь русского человека.

Объект исследования: культура и быт русского народа.

       Предмет исследования: русская печь.

В своей исследовательской работе я использовала следующие методы:

1. Изучение и анализ литературных источников.

2. Изучение и использование информационных источников.

3. Наблюдение – виртуальная  экскурсия.

4. Анкетирование.

5 . Поиск информации в Интернете.

   Анализ основных понятий.

Толкование слова «Печь»

Для начала нужно выяснить, что же такое печь. Вот какие определения я нашла в словарях:

Толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой

Печь – это устройство для отапливания помещения и варки пищи.

Толковый словарь С.И.Ожегова.

Печь это сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Русская — большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой.

Толковый словарь  Д.Н. Ушакова

Русская печь — для варки пищи, печенья хлеба.

Толковый словарь  В.И. Даля.

Печь – это «снаряд для топки, для разводки в нём огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба; голландская, комнатная, разных видов и устройства, ради тепла, угреву».

В «Кратком этимологическом словаре русского языка» Шанского Н.М. написано, что слово печь  общеславянского происхождения, буквально значит «место, где пекут, жарят».

Кроме того необходимо познакомиться с понятием «фольклор»:

Толковый словарь С.И.Ожегова

Фольклор — народное творчество; совокупность народных обрядовых действий .

«Литературная энциклопедия».

Фольклор — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. В буквальном переводе с англ. яз.  «Folk-lore» означает: народная мудрость, народное знание.

Слова   А.  Н.   Толстого:  

«Фольклор   включает   в себя  произведения, передающие  основные  важнейшие   представления   народа о  главных  жизненных  ценностях: труде, семье, любви, общественном   долге, родине. Знание  фольклора   может   дать   человеку   знание   о   русском   народе,  и   в

конечном  итоге о самом  себе».

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 2.1. История русской печи.

Для начала обратимся к истории создания русской печи.

Русские печи появились  на Руси  в начале 15 века и стали они основным, а для крестьян, единственным средством отопления и приготовления пищи. Делали их из глины, и назывались такие печи глинобитными курными очагами. Изначально, эти печи не имели домовых труб, то есть, топились «по-чёрному», именно поэтому, они назывались курными, так как печь действительно курилась. Большой огонь в ней нельзя было развести, рискуя поджечь деревянное подпечье, да и сам дом. Дым заполнял всё помещение, ведь трубы у печки сначала не было, и выходил наружу через верхний притвор приоткрытых входных дверей.

В старинной загадке топка «по-черному» иносказательно изображается так: «Мать черна (печь), дочь красна (огонь), сын- голенаст, изгибаться, горазд (дым)». Совершая непосредственно в избе один оборот, выходящие из печи газы оставляли своё тепло в помещении, выпуская на волю уже охлаждённый дым. Таким образом, печка, топящаяся по-чёрному, была достаточно экономичной. Благодаря тому, что во время топки изба не только окуривалась, но и проветривалась, из неё постоянно удалялась сырость, поэтому добротно срубленная курная изба могла простоять, не разрушаясь,  более 100 лет. При топке по-чёрному сажа покрывала защитным слоем в основном потолок, а стены только до воронцов, идущих вдоль стен и названых так за их чёрный цвет.

В курной избе никогда не было тараканов и клопов. Учёные полагают, что топка по-чёрному была так же эффективным средством борьбы с эпидемиями. Может быть, поэтому страшная эпидемия чумы, разразившаяся в своё время в Европе, менее всего коснулось Руси.

Так продолжалось почти до середины 15 века, когда в стенах стали делать небольшие отверстия для выхода дыма. После топки печи, эти отверстия заволакивали, то есть закрывали деревянными заслонками, поэтому их и стали называть волоковыми окнами.

Топили печи и «по — серому», дым выпускали на чердак, откуда газы постепенно уходили через слуховые окна и прорехи в кровле. Курные печи таили в себе большую опасность и не редко они служили причиной пожара, по тем временам, одного из самых страшных бедствий. В 1571 году был издан особый приказ, запрещающий топить печи с весны до самой стужи, готовить пищу и печь калачи предписывалось в надворных русских печах.

Главный свод уставных правил повседневности 16 века «Домострой», указывал: «А, на печи бы, всегда было б чисто и сметено, и  вода наперед припасена б была, пожарной ради притчи».

 Проходило время, и люди придумывали, как бы сделать очаг более удобным, и печь со временем стала меняться.

 К концу 15 века, на смену глине, постепенно приходит обожженный кирпич, а над крышами изб поднялись деревянные дымники. Из  печи дым шёл на чердак, а уже оттуда, в дымник. Система дымоотвода в русских домах продолжала совершенствоваться, и вскоре, место дымника, заняла труба из теса.

На исходе 15 столетия, московские печники изобрели новый способ отвода удушливых дымовых газов. Над устьем горнила появился колпак – дымосборник, а его верхней части, возвышающейся над крышей, стали придумывать затейливую форму. Новые дымники усилили тягу, улучшили горение, но вот незадача – они  стали причиной снижения тепла ( часть тепла уходила в трубу) и  частых пожаров, так как первые трубы делались из дерева. Требовалась безопасная кирпичная труба, но она, в то время, была по карману лишь людям весьма состоятельным.

Существенный сдвиг произошёл в петровскую эпоху. В 1718 году Указом Петра первого было запрещено строительство в Петербурге курных печей и печей с деревянными трубами, а в 1722 году этот указ распространился и на Москву. Этот указ послужил мощным толчком для архитекторов и строителей, которые стали придумывать новые решения для отопления домов. Новые печки должны были отвечать всем современным на тот момент, требованиям. Архитектор Н.А. Львов и И.И. Свиязев вложили существенный вклад в развитие и совершенствование печей. В 1867 году была выпущена книга «Теоретические основы печного искусства». Эта книга стала хрестоматией для многих печников.

Стали делать безопасные кирпичные трубы. Для изготовления кирпичей применяли красную и обыкновенную глину. В такой раствор добавляли мелкий песок и дождевую или речную воду. Красный кирпич использовали как облицовочный,  а ещё было нужно тугоплавкий кирпич (он выдерживал температуру до 1000 градусов) и огнеупорный кирпич (а этот держит температуру до 1600 градусов). Служили такие печи для обогрева жилища и приготовления пищи. Еда, приготовленная в печи, была очень вкусная, а тепло, исходящие от печи — полезно.

Русскую печь с кирпичной трубой, установленной непосредственно на ее корпусе, называли белой.

В небогатых домах внешняя отделка печи сводилась в основном к её побелке. Иное дело – печи зажиточных горожан и купечества. Их украшали цветными изразцами с изображением бытовых сценок. Но даже до сих пор в деревнях и селах печи только белят.

Я думала, что печь называется белой потому, что её белили (она была белого цвета), но это не так. Печь называли белой потому, что её топили «по-белому».

Размеры русской печи были очень внушительные. Через широкое устье свободно проходил двух ведерный чугун. Главная особенность русской печи – это горнило, своего рода сводчатая варочная камера. Разогретое горнило часами хранит тепло, а значит, в нём можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Если вы, что-то приготовили утром и оставили в русской печи – это будет горячим до самого вечера.

Приготовление пищи – это одно из основных применений русской печи. В печи варили, парили, жарили, запекали, томили. Вкус пищи, приготовленной в печи, не забывается. По мнению исследователей отечественного быта, в классической русской печи можно было за один раз испечь до 50-60 кг хлеба. Это был хлебный запас на неделю для семьи из семи человек.

Такова история русского печи, того центра, вокруг которого веками строилась повседневная жизнь русского человека.

2.2. Крылатая мудрость — образ печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках.

Русский народ крепко сохранил память о русской печке. Великое значение печки для русского человека доказывает большое количество упоминаний в русском фольклоре,  прежде всего в пословицах и поговорках:

    С образом печи, отражённым в пословицах и поговорках, связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Так, можно встретить образ печи в пословицах, касающихся, например, календарных дат: «В рождество на крылечке, на Пасху у печки». Смысл пословицы в том, что на Рождество колядовали и гуляли на улице,  Пасха же предполагает пир, обильное застолье дома.

Или: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся» — так говорили в октябре, когда солнце светит, но не греет, а на дворе всё чаще и чаще  морозные утренники и печка начинает притягивать к себе как магнит.

Ещё осенью, когда только начинали топить печи, домочадцы незлобно шутили , что «бабушка с дедушкой на зиму печь межуют».

А зимой когда за стеной выла вьюга, мели метели, а на печки было тепло и уютно в народе говорили: «На печи и зимой красно лето».

                  Вообще печь для крестьянина-это райский уголок в избе, особенно зимой. Когда в дом входил человек и видел, что хозяин лежит на печи, то обязательно говорил такую присказку: «Хорошо лежать на печке – ножки в тёпленьком местечке». На эту реплику хозяин с печи отвечал: «А то, как же, истинный рай!»

Немало метких выражений касается семьи, родни и соседей, т.е.социума. В частности, такое: «Две головни и в поле горят, а одна и в печке тухнет»; «Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь». О представителях старшего поколения, которые, с одной стороны, близки уже к миру предков и заслуживают уважения и почёта детей  внуков, но не способны, как прежде, активно участвовать в хозяйстве, говорили, что «на печке и дед- герой».

             Женская тематика достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: «Бабья дорога — от печи до порога!», а еще посмеивались: «Баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает».  Невесте на свадьбе велели: «Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в  печь, чтобы дымом вынесло».

Связанные с печкой выражения характеризовали и людей, качества их характера . Так, о никчемном человеке говорили: «Сам на печке, нос в горшечке, а язык на речке». О слабом и безвольном отзывались: «Всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит. Над взявшимся не за свое дело подшучивали: «Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку». Про опытного человека говорили: «Он  из семи печей хлебы едал», а о счастливых, что они «родились в печи».

Хотя теплая лежанка русской печи была в крестьянской семье  по душе каждому домочадцу, все же основное право лежать на ней принадлежало старикам и детям. О людях пожилых так и говорили: «И по летам и по годам одно место: печь» а молодых наставляли: «Корми деда на печи: сам там будешь».

В народе всегда осуждали здоровых и полных сил людей, которые лежат на печи в любое время, не зная меры, их называли печушниками-лежебоками, печепарами или печегнетами. Негативное отношение к подобным людям отразилось в многочисленных пословицах и поговорках, которые сохранили меткие слова и выражения, высмеивающие лентяев. «Лежа на печи, прогладишь кирпичи», «Хорошо на печи пахать, да круто заворачивать», «Кабы мужик на печи не лежал, корабли бы на море снаряжал», «Лень, отвори дверь, и подай кочергу» , «Замерзла тетка на печи лежа».

С печкой связано немало примет и поверий.

Так, плохим знаком считался плевок или грубое слово в сторону печки, даже волосы, снятые с расчески, нельзя было бросать в огонь, чтобы не привлекать в избу злых духов.

Кто посидел на печи в доме, тот считался уже не гостем, не чужим, а своим человеком. Путники, приложив руки к печи и согретые сокровенным теплом дома, уже не могли сделать этому дому зло, так как доброта обезоруживает.

Если пропадала скотина или кто- то из домашних не возвращался во время домой, их имена выкликали в печную трубу, в надежде, что они услышат и вернутся обратно.

Когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу. Завершая свадебный обряд бросали в печь пустой горшок и приговаривали: «Сколько черепков, столько молодых ребят».

Новобрачную молодой муж трижды торжественно обводил вокруг очага, прося у Бога-Огня счастливой жизни и много здоровых детей.

Новорожденного мыли со словами: «Расти с брус вышины да с печь толщины».

Если хозяйка держит печь (в особенности шесток) неопрятно, то ее дети, по поверью, будут грязны и сопливы, а если огонь гаснет в момент рождения ребенка, то он вырастет злодеем и разбойником.

В присутствии печи, как при матери, нельзя было ругаться и ссориться, если кто- нибудь позволял себе нецензурное высказывание, его одергивали словами: «Печь в хате!». Затапливали печь с молитвой, и свекровь останавливала невесток, затеявших в этот момент ссору: «Полно вам браниться, аль не видите, что огонь зажигаю?». Нарушение этих табу, по поверьям, могло стать причиной пожара.

В случае смерти кого-нибудь в семье, домашние, чтобы не тоскавать, заглядывали в печь, сдвигали заслонку и говорили: «Вся печаль в печь!»

Вынув хлеб из печи, нужно бросить туда полено, чтобы хлеб не выводился, «чтобы не зевала печь», т.е. не было голода.

На ночь в печь клали полено и ставили горшок с водой, чтобы у печи или у огня было, что есть и пить. Домашний огонь постоянно поддерживали в печи и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не передавать в другой дом, иначе вместе с огнем семью могли покинуть достаток и благополучие. Когда кто-нибудь уходил из дома, печь закрывали заслонкой, чтобы ему повезло в пути, и его не поминали лихом оставшиеся хозяева. При приближении грозы заслоняли трубу, чтобы черт или другая нечистая сила не могли туда спрятаться и гром не ударил в хату («Энциклопедия символов»).

         Кроме того, русская печь   играла роль домашней метеостанции. По ее поведению предсказывали погоду. Если сильная тяга в печи, то на мороз, а если слабая  – на сырую погоду; красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель.

Особое место в фольклоре занимают загадки, которые также не обошли своим вниманием русскую печку.

Примеры загадок:

Летом спит,

Зимой ест,

Тело тёплое,

А крови нет.  

(Печь)

Шкаф большой,

Дверцы маленькие,

Кладут белое,

Вынимают черное.

(Печь, дрова, угли)

То она печет блины,

То показывает сны.

(Печка)

Полна конюшня рыжих лошадей.

Вороной войдёт всех разгонит.

(печь, угли, кочерга)

Стоит терем,

В тереме ящик.

В ящике – мучка,

В мучке – жучка.

(Печь, зола, угли)

Наша толстая Федора

 Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота.

(Печь)

Попало наше тесто

В горячее место.

Попало –

Не пропало,

Румяной булкой стало.

(Печь)

Стоит изба из кирпича,

То холодна, то горяча.

( Печь)

 В избе – изба,

На избе – труба.

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идет.

(Печь)

Мать толста,

Дочь красна,

Сын — бес,

Долетел до небес.

(Печь)

Зимой нет теплей,

Летом нет холодней.

(Печь и погреб)

Шуба в избе,

Рукав на улице.

( Печь и труба)

Белая старуха на одном месте сидит (Печь)

Дедушка старый весь белый, лето придет — не глядят на него, зима настанет — обнимают его.

 (Печь)

Стоит Матрена, здорова, ядрена,

 пасть открывает, что дают — глотает.

( Печь)

Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват.

(Печь, огонь, дым, кочерга.)

 Мать толста, дочь красна, сын воробей под небеса улетел.

(Печь, огонь, дым.)

Стоит баба в углу, а рот в боку.

(Печь)

 Что за зверь: зимой ест, а летом спит, тело тёплое, а крови нет, сесть на него — сядешь, а с места не свезёт?  (Печь)

Мы видим, что в загадках описывается внешний вид печки, ее функции, отмечается свойство печки дарить тепло, согревать в холода, кормить. В загадках обыгрывается и то, какое место занимает печка в доме.

Таким образом, печь по праву исстари занимает самое важное место в доме. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. Отсюда выражение: «Без печи хата — не хата». Кроме того печь – это не просто место, где готовили еду. Недаром говорится : «Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». А ещё говорили: «Печь нам мать родная», «На печи всё красно лето», «Хоть три дня не есть, лишь с печи не слезть», «Как не печи, а лучше на печи», «Добра речь, коли в избе есть печь», «Уж  лучше хлебом не корми, только с печи не гони».

 Мы видим, что роль печи в жизни русского народа была велика, и отношение народа к печи было особенным. Печь была главной в доме, без неё обойтись было никак нельзя, потому что печь на самом деле и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, и даже предсказывала погоду, и  умела делать ещё много разных вещей. Недаром   в приведенных пословицах, поговорках, поверьях печь предстаёт перед нами как живое существо, что-то святое, неприкасаемое, одно только сравнение печи с «матерью родной» чего стоит!!!

2.3. Образ печи в русских народных сказках.

Образ печи очень часто встречается  и в русских народных сказках,  перечитывая которые, я постаралась определить, какую же роль играет печь в сказках и почему так часто  упоминается .

Для анализа я взяла сказки: «Гуси-лебеди», «Про Емелю дурака», «Тельпушок», «Жихарка», «Баба Яга», «Ивашка и ведьма», «Иван Попялов», «Привередница», «Сивко — Бурко»,  

И вот что получилось.

 Мы увидели, что в сказках печь одушевляют, наделяя различными  человеческими чертами: печь умеет разговаривать, даёт советы, поучает,   разными способами помогает героям сказок : она их кормит, спасает от опасности, укрывает, довозит до места ( «Гуси-лебеди», «Привередница» , «По щучьему велению»).  Также печь способна наделить героя  неземными силами . Так,  русский богатырь Илья Муромец 33 года лежит на печи  и набирается сил для будущих подвигов, прежде чем встать на ноги и идти на защиту земли Русской от врагов. Печь дала ему столько силы, что он стал самым могучим и знаменитым богатырем на Руси.

В сказке «Гуси-лебеди» Маша обращается к печке : «Печка-матушка, спрячь меня» — это очень показательное обращение, его мы уже встречали в пословицах.  Мы видим отношение народа к печке: её сравнивают с самым дорогим, что есть в жизни- с матерью. «Печь-матушка» дарит тепло, защиту, с ней не страшна беда.

В сказках очень часто встречается  образ Дурачка, который лежит на печи и  ничего не делает. Он простодушен, глуп, сам себе на уме. Но почему же печка принимает таких героев, а Емелю так вообще сама к царю везёт?   Ведь это так не похоже на печь, которая не любит бездельников и лентяев (вспомним пословицы и поговорки!). Однако мы видим, что  в сказках  именно дурачок оказывается самым честным,  смелым, находчивым, добрым, не падающим духом, способным найти выход из любого положения, человеком . Он выступает носителем лучших черт народа, и его  в конце обязательно награждает судьба. И единственный кто это знал заранее, несмотря на внешнюю лень и капризность героев, была печка. Значит, печка еще и обладает  чуткой душой и умением различать качества людей, их душу. 

Вот характеристика Емели- Дурачка из сказки «Про Емелю — Дурачка»: «Емеля-дурак все лежал на печи, перегребал сажу», «Емеля быстро соскакивает с печи, надевает опорки и худой кафтан, весь замазанный сажей», «Мне на печке тепло…»,  « А Емеля спит себе спокойно на печи, когда же пробудится, перегребает в трубе сажу и снова засыпает», «Мне на печи лучше всего! А кроме того, и забавиться мне нечем: сажи тоже нигде не вижу…» . А вот Иванушка -Дурачок из сказки «Сивко-Бурко»: «Платьишко на нём худое, весь в саже, волосы дыбом», «Старший, средний сын были уже женаты, дурак всё сидел на печки да сажу перегребал». Братья  говорят Иванушке: «Сиди себе на печи да золу пересыпай». Царь говорит царевне: «Какой это суженый! Он дурной, весь в саже».

Мы видим, что в описании героев постоянно  упоминается печь, тем самым показана тесная связь героя с образом русской печи.

В одной статье автор проводит  интересную образную параллель и дает значение слову «печка». Он пишет о том, что «слово ПЕЧКА, имеет смысловое значение «забота».Отсюда слова: ПОПЕЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧИТЬ, ОПЕКА, ОПЕКУН, ОПЕКУНСТВО, ПОПЕЧИТЕЛЬ. А вот Иванушкины братья были БЕСПЕЧНЫЕ (без печи)». И когда в сказке «Сивко-Бурко»  «пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям: «Когда помру, вы три ночи подряд ко мне ходите на могилу, приносите мне хлеба», из всех братьев только Иванушка выполняет этот наказ. Он опекает душу своего отца, чтит родовые традиции. А старшие «беспечные» ни разу не исполнили свой долг перед умершим отцом, откупались от него (один пирогом сладким, другой пообещал лапти сплести).

Другие ученые считают, что слова «дремучий лес – дремать — дурак»- однокоренные, обозначающие изменённое сознание, другое понимание, другое мировосприятие.

Дремучий лес – другой мир, мир мертвых, именно там живёт Баба Яга.

Дремать – человек тоже находится как бы не на яву, а в другом сознании, мире.

Дурак – тоже получается человек отчужденный от мира реального, его не интересуют земные проблемы , он   обладает  другим, особенным знанием, поэтому его действия часто не понятны окружающим. А вот печка всё знает и понимает!

Вот и получается, что Иван и не дурак вовсе, а поумнее любого умного. И лежит он на печи до поры до времени, а печь принимает его, зная,  какой он на самом деле.

Во многих сказках Баба Яга или другие злодеи похищают и стремятся  изжарить  в печи героев , сажая их в печь, но, проявляя чудеса смекалки и хитрости, отважные герои сами сажали в печь своих врагов («Жихарка», «Ивашка и ведьма», «Баба Яга»). В других сказках герои наоборот сами забираются в печь, чтобы уйти от опасности. ( «Гуси-лебеди», «Привередница»). У славян существовал обряд «перепекания детей», который сохранился вплоть до наших дней  на Русском севере. Считается,  что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь. Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Собственно, ребенок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся.

В сказках именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т.е. перепечь для «того света», довести их до зрелости, для существования в ином мире, в мире предков.  Но ни один герой в сказках не был изжарен Бабой Ягой, все возвращаются в мир людей.

 В сказке «Гуси-лебеди»  брат и сестра, залезая в печь на обратном пути из владений Бабы Яги, пройдя уже немало испытаний,   также совершают обряд перепекания, но перепекаются они для этого мира – мира живых людей. Исследователь А.Н. Афанасьев отмечает, что  «они обретают зрелость и выходят из печки уже качественно новыми повзрослевшими  людьми : не мальчиком и девочкой, а юношей и девушкой. Таким образом, перед нами в сказке фактически предстает описание обряда перехода в новую возрастную категорию, изменения социального статуса подростков, так называемый обряд инициации».

Ещё одну роль печи мы  видим в других сказках, где животворящая сила русской печи  настолько чудесна, что положенный на неё чурбан мог легко превратится в младенца,  из которого потом вырастал могучий богатырь. То есть  печь в сказках выступает и в образе матери, рождающей детей.

Так, в сказке «Тельпушок» мальчик рождается из чурбана, который положен на печь сушится: «Жила-была старуха, детей у неё не было. В одно время пошла она щепки собирать и нашла сосновый чурбан. Воротилася, затопила избу, а чурбан на печку положила и говорит сама с собою: «Пускай высохнет, на лучину сгодится!».а изба у старухи была чёрная(то есть топилась по-чёрному: дым из печи шёл не в трубу, а в избу); скоро щепки разгорелись, и пошёл дым по всей избе. Вдруг старухе послышалось будто на печи чурбан кричит:

— Матушка, дымно! Матушка, дымно!

Она сотворила молитву, подошла к печке и сняла чурбан, смотрит – что за диво? Был чурбан, а стал мальчик. Обрадовалась старуха: Бог сына дал! И начал тот мальчик расти, не по дням, а по часам, как тесто на опаре киснет; вырос и стал ходить на дворы боярские и шутить шуточки богатырские…»

В сказке «Иван Попялов» еще один герой рождается с помощью печи: «Жили себе дед да баба, и было у них три сына: два разумных, а третий дурень – по имени Иван, по прозванию Попялов.  Иван двенадцать лет лежалвв  попяле, опосля того встал из попялу, и как стряхнулся, так с него слетело шесть пудов попялу» (“попял” – пепел).

В другой сказке читаем : «В некотором царстве, в некотором государстве, жил был старик со старухой, детей у них не было. Говорит раз старик: «Старуха, поди, купи репку, за обедом съедим». Старуха пошла купила две репки. Одну кое -как изгрызли, а другую в печь положили, чтобы распарилась. Погодя немного слышит – что-то в печи кричит: «Бабушка, откутай, тут жарко!» Старуха открыла заслонку, а в печи лежит живая девочка».  

В сказке «Ивашка и ведьма» у  старика со старухой не было детей. Однажды зимой старик отправился в лес по дрова. Нарубив дров, старик прихватил с собой ещё и лутошку, липовый чурбачок. Дома он положил лутошку в подпечек. На третий день что-то в подпечке зашумело, а потом кричит: «Тятя, мама, выньте меня». Старик поглядел и увидел мальчика небольшого. К лету мальчик подрос и отправился на озеро удить рыбу.

Читая эти сказки, мы понимаем, что печь для русского народа  действительно живая, в   ней столько  тепла, любви, уюта и силы , что из простых вещей, положенных в  печь,  могут появиться дети.

Таким образом, мы видим, что печка в народных сказках обладает исключительно положительными особенностями. Она показывается, как надежный друг, помощник, живое существо. Народ наделяет её волшебными свойствами, чудесными силами.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перечитывая русские народные сказки, изучая пословицы и поговорки, знакомясь с разными приметами и суевериями, касающимися печи, я поняла, что печке в жизни народа действительно отводилось особое место,  и моя гипотеза о том, что печь для русского человека была центром его жизни, подтвердилась. Мы увидели, что печка в русском фольклоре показана как живая, добрая, мудрая, справедливая, печке в доме оказывалась особая честь. Народ изображал её такой, потому что печка была первой помощницей в доме. Она и поила, и кормила, и согревала, на печи  спали, в ней мылись,  сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, с её помощью лечились, использовали для освещения дома.  Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не представляли себе жизни без печи. С печью был связан  весь быт, вся жизнь крестьянина. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки».

Таким образом, я с уверенностью могу сказать, что выполнила главную цель исследовательской работы: изучила значение печи в жизни русского народа. Я проделала очень большую, интересную работу, пополнила словарный запас и обогатилась бесценными знаниями и умениями, которые я смогу в будущем использовать на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, а также поделиться ими со всеми желающими.

Несмотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней .До сих пор  она используется жителями нашей страны. Но, конечно, уже не так как раньше.  Я провела опрос среди учащихся начальной школы, который показал, что настоящая русская печь есть у восьми человек. В основном её используют для приготовления еды .

У нас в России есть целый Музей Русской Печи  ,  где построена самая большая (высота 11 м, периметр 6х9 м)   Русская печка, которая занесена в книгу рекордов Гиннеса.  

Что интересно, нашу русскую печь знают и любят не только у нас в стране, но и за рубежом. Так, у известного миллиардера Билла Гейтса в столовой стоит настоящая русская печь, в которой ему жарят пироги и кулебяки с мясом, а на английском аукционе братьев Батье русская печь со всем «приданным»  была продана за 20 тысяч долларов. Василий Федоров по заказу братьев Батье и изготовил эту чудо-печь, завоевавшую сердце крупного английского бизнесмена.

Так что и за рубежом по достоинству оценили  всю ценность, удобство и красоту русской печки.

  1. СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Русские народные сказки , Москва, 1992.

2) Народные русские сказки в обработке А.Н.Афанасьева,  Москва, 1982.

3) Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – Москва, 1993.

4) Русские народные загадки, пословицы,  поговорки.- Москва, 1990.

5) Русские пословицы и поговорки. – Москва,  2000.

6) Т. Тарабарина  Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.  – Ярославль, 1997.

7) В. Даль Пословицы русского народа. – Москва, 1997.

5)  С.И. Ожегов Толковый словарь

6) В.И. Даль Толковый словарь русского языка . – Москва, 2004.

7)  Топорков А.Л. »Перепекание» детей в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность. – СПб., 1992.

8)  Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. — М., 2002

  1. ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ:

1) http://wiki.simbolarium.ru/index.php

2) http://mildhouse.ru/pechi_russkaya_pech/obschie_svedeniya/

3) www. pechka.su

4)www. pechi-pechi.ru

5) http://pechky.ru/novosti/istoriya-russkoy-pechi

6) http://slovari.yandex.ru/

7) http://mirslovarei.com/content_oje/pech-34346.html

8) http://www.slovopedia.com/15/207/1555791.html

9)  http://russtove.ru/main/13-kratkaya-istoriya-russkoy-pechi.html

10) http://withadess.ucoz.ru/news/istorija_russkoj_pechi

11) http://apxiv.ucoz.ru/publ/istorii_bit/1/russkaja_pech

12) http://thiswas.ru/lyubopytno/istoriya-russkoj-pechi.htm

13) http://ru.wikipedia.org

Печь-краса – в доме чудеса, или образ русской печи в фольклоре и литературе

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Воробьёв  Д.А. 1


1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Д.Ф. Лавриненко»

Воробьева  О.В. 1


1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Д.Ф. Лавриненко»


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Невозможно представить себе избу в русской деревне без белой печи, которую без преувеличения можно назвать душой любого дома. Приготовить, обогреть избу, помыться, затеять стирку, выспаться на лежанке, оставить до утра теплые щи – все это русская печка, которая не только вошла в поговорки и сказки, стихотворения и прозу, но и остаётся востребованной до сих пор. По своей сути, русская печь – не только обогревательный прибор дома, это уникальное явление нашей славянской культуры, яркий символ русского духа.

Мы выдвигаем гипотезу, что печь как предмет русского быта несёт в себе память предков, их интеллектуальное и духовное богатство, след которого оставлен в фольклоре и литературе. Кроме того, русская печь является связующим звеном между прошлым и настоящим.

Целью данной исследовательской работы является изучение русской печи как предмета быта, наследия прошлого и атрибута современности и исследование отражения этого образа в фольклоре и литературе.

Задачами работы является сбор теоретического материала об истории русской печи, её назначении и практическом использовании, изучение печи как отражения верований славян, их обрядов, исследование этого предмета быта в славянском фольклоре и литературе.

Предметом данного исследования являются материалы этнографических работ, тексты малых жанров фольклора, народных сказок, произведений художественной и специальной литературы, в которых даётся описание печи и её назначения.

Актуальность данной проектной работы обуславливается неугасающим интересом к истории славян, их верованиям и обрядам, изучение которых, хотя и поверхностно, осуществляется в школьной программе по литературе в разделе «Фольклор», а также требованиями современности.

Использование материалов этой работы возможно при изучении фольклорных тем в школе, ведении экскурсий в этнографическом музее, в программе этнографического кружка.

Методы исследования: теоретический метод (обзор имеющихся в литературных источниках теоретических сведений по данному вопросу); исследовательский метод (сбор, анализ собранной по данному вопросу информации); сопоставительный метод (сопоставление полученных данных).

1. Мать черна, дочь красна, сын – голенаст, изгибаться горазд, или откуда пришла русская печка

История русской печи насчитывает не одну сотню лет. Несмотря на это русская печь успешно дожила до нашего времени, ее можно встретить ещё во многих деревенских домах, и не только старинных! Чтобы убедиться в уникальности этого устройства, надо начать с её истории. Откуда же взялась русская печь? Прообраз современной печи, как утверждают археологи, появился около четырех тысяч лет назад. Именно тогда человек догадался «запереть» огонь под глиняный свод. Во времена древнерусского государства (IX-XIII век) главным видом жилища была полуземлянка. (Прил. 1) Покончив со стройкой, принимались за другую важную работу – сооружали печь. Делали печи каменными, если был какой-нибудь камень в окрестностях города, или глиняными. В такой печи было только одно отверстие – топка, через которую закладывались дрова, и выходил прямо в помещение, согревая его, дым. Печь-каменку обычно складывали напротив входа, чтобы дым, отопив помещение, выходил через него. Дым доставлял много неудобств. Даниил Заточник, древнерусский писатель (XII или XIII век), отмечал: «Горести дымные не терпев, тепла не видати!». Мешала и сажа, которая опускалась с потолка хлопьями. Чтобы она не засыпала людей, над ними строились широкие полки, на которых оседали хлопья. Но, как не странно, неудобный дым обеспечивал отсутствие в доме различных насекомых, болезней. Кроме того, он сохранял избу в хорошем состоянии долгие годы, так как воздух все время был сухим, и гарь представляла собой естественное защитное покрытие (курная изба могла простоять более 100 лет). Загадка, ставшая названием этой главы, отражает принцип топления избы по-чёрному: «Мать черна (печь), дочь красна (огонь), сын – голенаст, изгибаться горазд (дым)». О достоинствах и недостатках такого топления рассказывают и пословицы: «Дымно, да сытно (да тепло)», «Курна изба, да печь тепла». Но уже к концу XV века, на смену глине, постепенно приходит обожженный кирпич, а над крышами изб поднимаются деревянные дымники. В 1718 году Указом Петра Первого было запрещено строительство в Петербурге курных печей и печей с деревянными трубами, а в 1722 году этот указ распространился и на Москву. Безопасные кирпичные трубы могли выдержать температуру до 1600 градусов и, конечно, снизили риск возникновения пожара до минимума. Русская печь стала топиться по-белому: в доме оставалось тепло, а вот копоть и дым выходили на улицу. Поначалу белые печи были в домах только знатных особ боярского происхождения, о чём поэтически сказал Александр Сергеевич Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»: Пришел он ко своей землянке, / А землянки нет уже следа; / Перед ним изба со светелкой, / С кирпичною, беленою трубою…[8]

Не зная, что такое землянка, я раньше представлял бедный домишко. Теперь, после изучения материала, понятно, чем отличается землянка, топившаяся по-чёрному, от избы со светёлкой (небольшой верхней комнаткой).

У моей бабушки на даче есть печка, конечно, небольшая, без лежанки, но дом она отапливает, еду готовит и выводит дым на улицу. А вот у моих предков, родителей прабабушки, была настоящая русская печь. И моя мама, будучи девочкой, грелась на её широкой лежанке.

2.Терем – не терем, изба – не изба, то бела, то красна, то черна, или как устроена печка

Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа. В чём же здесь гордость-то? А гордиться на самом деле есть чем, даже в загадке это угадывается: Стоит терем, / В тереме ящик. / В ящике – мучка, / В мучке – жучка. То, что в печке есть зола, похожая на сероватую муку, и чёрные раскалённые угли, известно всем. А вот как устроена печка, почему это она – терем? Казалось бы, чего проще: место для дров, поверхность для приготовления пищи, тут же, чуть повыше – лежанка, потом труба. Живи да радуйся! Не тут-то было! Устройство русской печки наисложнейшее. На Руси к печникам всегда относились с большим уважением. Плохо сложенная печь дымит, и угарный газ может стать причиной сильного отравления или смерти, плохая кладка может стать причиной возгорания. Да и конструкция печи настолько сложна, что починить её мог только тот печник, который её и положил. Отсюда и особое уважение к людям этой непростой и интересной профессии. Попробуем и мы себя в роли печника и разберёмся, из каких элементов состоит русская печка. (Прил. 2)

1) Под или лещадь – дно горнила. «Лещадь» — плоская дощечка или каменная плитка. Бернекер, немецкий языковед-славист, указывает на возможность происхождения этого термина от старославянского слова, обозначающего «блеск», украинское – «отблеск». [15]

На лещадь укладываются дрова; также прямо на поду часто готовится пища. Особенно знаменит подовый хлеб, который и сейчас считается самым полезным. Чтобы нагреть печной пол (под) до нужной температуры, в нем сначала жгли дрова, а после выметали золу. В печь хлеб укладывали руками или при помощи лопаты на листья капусты или дуба.

2) Устье (нар.-разг.Выходное отверстие чего-л., выход) – отверстие, через которое в под закладываются дрова или другое топливо или устанавливается посуда. Устье обычно ниже, чем высота свода. Над отверстием устья устанавливается так называемый порожек – верхняя стенка, которая мешает выходить газам и нагретому воздуху. Устье закрывается заслонкой – специальной дверцей в виде железного листа с ручкой.

3) Шесток – специальная площадка перед устьем. На неё обычно ставится посуда, которую только извлекли из устья или, наоборот, только собираются туда ставить. Служит как вспомогательный стол при приготовлении пищи. Шесток также мог использоваться, как отдельная плита для готовки (скажем, в тёплое время, когда не было нужды топить печь целиком). Поэт серебряного века Николай Клюев в «Избяных песнях» писал:

Шесток для кота — что амбар для попа, / К нему не заглохнет кошачья тропа: / Зола как перина — лежи, почивай, — / Приснятся снетки, просяной каравай.

4) Печурки – ниши в массивной кладке печи. Увеличивают площадь поверхности печи и эффективность теплоотдачи. Также используются для хранения трав, грибов или посуды; душник – отверстие в печке для нагревания комнаты теплым воздухом после топки, то же, что отдушник. О печурке вспоминается в пословице: «Знай, кошка, свое лукошко! Знай, кошурка, свою печурку!».

5) Подпечек (подпечье) – большая полость под подом, внутри опечья. Там обычно хранились дрова для следующих топок, там же порой спали домашние животные (кот под печкой – классический русский образ уюта). Об этом говорит и поговорка: «Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить». Онучи – кусок плотной ткани, наматывающейся на ноги, портянки. Кроме того, здесь хранились метла, ухваты, кочерги, совки и другие печные приспособления.

6) Загнетка – место на шестке русской печи (обычно в левой его части), куда сгребаются горячие угли. Корень этого слова со значениями «краснеть», «покраснеть», «горячие угли» оставило свой след в сербохорватском, чешском, польском, греческом и латинском языках. [15]

Пространство между задней частью печи и стеной дома называлось запечье. Самуил Яковлевич Маршак в своей «Весёлой Азбуке» не обошёл вниманием этот структурный элемент: «Таракан живёт за печкой, то-то тёплое местечко!».

Отражение в фольклоре образа русской печи поистине неохватно. Обилие русских народных загадок подтверждает особую значимость печки для народа. Как только не называли печку: и мать, и старуха, и дедушка, и Матрёна, и Федора: «Мать толста, дочь красна, сын — бес, долетел до небес»; «Наша толстая Федора наедается не скоро. А зато когда сыта, от Федоры – теплота»; «Белая старуха на одном месте сидит»; «Стоит Матрена, здорова, ядрена, пасть открывает, что дают — глотает»; «Дедушка старый весь белый, лето придет — не глядят на него, зима настанет — обнимают его».

Перечисляли все её функции и отличительные свойства: «Летом спит, зимой ест, тело тёплое, а крови нет»; «То она печет блины, то показывает сны»; «Попало наше тесто в горячее место. Попало – не пропало, румяной булкой стало»; «Шуба в избе, рукав на улице».

Таким образом, печь по праву исстари занимает самое важное место в доме. Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы. Отсюда выражение: «Без печи хата — не хата». Кроме того, печь – это не просто место, где готовили еду. Недаром говорится: «Печь греет и варит, печёт и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу». А ещё говорили: «Печь нам мать родная», «На печи всё красно лето», «Хоть три дня не есть, лишь с печи не слезть», «Добра речь, коли в избе есть печь».

3. Значение русской печки и отражение её образа в фольклоре и поэзии

«Вся комната янтарным блеском озарена…»

А.С. Пушкин

Русская печь – уникальное явление восточнославянской материальной культуры, самый яркий символ русского духа. Это печка, ставшая, наравне с другими традициями, достойным персонажем русских былин и сказок. Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не представляли себе жизни без печи. Рядом с печью традиционно строился голбец – конструкция для всхода на печь и полати и спуска в подклет (погреб), в котором хранили домашнюю утварь, а верх его являлся продолжением лежака. Любили русские печи и кошки – тепло, уютно и пахнет необычайно вкусно. Идеализацию этой картины можно увидеть в «Песне о мечте» на слова Ю.Энтина и музыку М. Дунаевского из мультфильма «Летучий корабль»: Маленький домик, русская печка,/ Пол деревянный, лавка и свечка, / Котик-мурлыка, муж работящий, / Вот оно счастье, нет его слаще.

О достоинствах русской печки неустанно говорят и современные поэты. Вот отрывок из стихотворения Виктора Поживина «Русская печка»: Изба крестьянская сиречь – / Сарай, и сени, и дрова, / И русская большая печь, / Как символ счастья и добра. Вот действительно, настоящая ода! И ведь поэт прав: печь – глава, центральная, незаменимая часть любой избы. Наверняка поэт раскрывает в этом стихотворении чувства, испытанные им самим. Ну разве можно забыть запах еды, которая готовится в печке! Об этом пишет и Топорков Евгений в стихотворении «Запахи детства. Русская печка»: Вспомнится детство натопленной печью, / Хлебного запаха утренний вдох. / Запах разбудит волной быстротечной, / Сгонит обрывки предутренних снов.

Сколько добра в этих словах! Кажется, что я действительно видел и чувствовал всё, о чём говорит поэт, что это мои воспоминания, хотя мне и не довелось их испытать.

В печке можно было производить все поварские операции. По утверждению многих исследователей, в классической русской печи можно за один раз испечь до 50-60 килограммов хлеба. Кроме этого, щи (даже без мяса) становились более наваристыми и сытными, каша – доброй и распаренной, а топлёное молоко покрывалось толстой розоватой корочкой. Какое же житьё без печки!

Спасала печка-матушка не только от голода, но и от любой болезни и старого, и малого. Русские люди рано приметили её лечебные свойства. Помогала избяная царица и детям. Крестьянки спасали в ней недоношенных младенцев. Александр Танцырев, современный поэт, описывает чудодейственную силу печного тепла: В печке русской жизненная сила: / На лежанке дозревали малыши, / Печка согревала и лечила / Слабости и тела, и души. Просто удивительно, что связь времён не прервалась: эти же чудодейственные лечебные свойства довольно подробно описаны в фольклоре: былинах и народных сказках.

Так, всем известна былина про Илью Муромца, 33 года пролежавшего на печи. Подняли его на ноги калики перехожие, но сил-то он от печки своей набрался! В белорусской народной сказке «Иван Попялов» еще один герой исцеляется с помощью печи: «Жили себе дед да баба, и было у них три сына: два разумных, а третий дурень – по имени Иван, по прозванию Попялов. Иван двенадцать лет лежал в попяле, опосля того встал из попялу, и как стряхнулся, так с него слетело шесть пудов попялу» [7](“попял” – пепел). С помощью своей печной силы он побеждает «поганого» змея, разоряющего окрестности.

А сколько сказок рассказывают о чудесном превращении какого-нибудь неодушевлённого предмета в ребёнка! В сказке «Тельпушок» мальчик рождается из чурбана (тельпушка), который положен на печь сушиться: «…Вдруг старухе послышалось будто на печи чурбан кричит: «Матушка, дымно! Матушка, дымно!» Она сотворила молитву, подошла к печке и сняла чурбан, смотрит – что за диво? Был чурбан, а стал мальчик. … И начал тот мальчик расти, не по дням, а по часам, как тесто на опаре киснет; вырос и стал ходить на дворы боярские и шутить шуточки богатырские…»[7] Сказка «Медведко, Усыня, Горыня и Дубыня-богатыри» повествует о рождении девочки из репки. Дети в сказках рождаются и от щепочки, и от полена, и даже от пальца («Мальчик с пальчик»). [6]

Вообще в сказках утверждается, что если персонаж соприкасается с пеплом или золой, то он становится героем. Такая ситуация прекрасно показана в русской народной сказке «Матюша Пепельной»: добротой, храбростью своей и силой он невесту-царицу завоевал да ещё и царство в придачу. Эту версию подтверждают и другие русские народные сказки: «Сивка-Бурка», «По щучьему веленью, по моему хотенью», «Сказка про Ивана-дурака». Не забыл этот сюжет и Пётр Павлович Ершов в своей стихотворной сказке «Конёк-горбунок».

Ведь не просто так все эти Иваны, Емели, Матюши обретали свои силы от печки! Знал народ целительную её силу, использовал сам и нам, нерадивым правнукам, завещал. К слову сказать, в XVII веке подхватывает этот сюжет и Шарль Перро, французский писатель, в своей сказке «Золушка»: героиня спала на печной золе. Предполагается, что делала она это из-за тепла, но почему нельзя предположить и другое: знала девушка о целительной силе продукта сгорания, поэтому и была здоровой, сильной, красивой и удачливой!

Кроме прямых целительных обязанностей выполняла печка и мелкие (не маленькие!) поручения. Благодаря печке лечились не только теплом и огнем, но и окуривая дымом или вдыхая пар. Для ингаляций использовались раскаленный кирпич с углублением, в которое насыпали травы, источающий ароматы. Печка была поставщиком древесного угля для кипячения самовара и золы для удобрения огородов. На печке сушили зерно, травы, грибы и другие природные дары.

По печи предсказывали погоду. Каждый наблюдательный хозяин знал, что предвещают звуки печной трубы: высокий и протяжный – к перемене погоды, низкий и порывистый – к затяжному ненастью. Своеобразным метеосигналом служил и дым, идущий из трубы. Огонь тоже сулил, какой будет завтра день. Если пламя яркое и дрова горят весело с легким потрескиванием, то жди ясную погоду. Примету «Зимой дрова горят с треском — к холоду» не забыл А.С. Пушкин в своем удивительном по красоте стихотворении «Зимнее утро»: Вся комната янтарным блеском / Озарена. Веселым треском / Трещит затопленная печь. [8]В двух соседних строках поэт использует однокоренные слова «треском» и «трещит». Конечно, он сделал это сознательно, а не от недостатка словарного запаса. Данный повтор усиливает эмоции радости от прекрасного зимнего утра, предвкушения чудесной прогулки по звенящему морозцу.

В русской печи можно было ещё и мыться, а процесс этот – целая наука. Через устье нужно залезть в печь, побрызгать на горячие стены водой и только тогда приступать к мытью. В старину все иноземные путешественники отмечали, что народ наш чистоплотен: «Рубахи у них белые, лица чистые. Трут себя золою нещадно и тело ошпаривают до красноты». [16]

Вспомним русскую народную сказку «Гуси-лебеди»: «Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице». [7]

Я всегда удивлялся – как это девочка в печку залезла! А это в те времена не было странным, скорее всего, девчушка умела это делать быстро и ловко, так как мылась-то она в печке! Уважительное и бережное отношение к печке русский народ передал с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах, связанных с ней: «матушка», «пирожок», «устьице».

Пословицы и поговорки, в которых присутствует образ печи, охватывают всю жизнь русского народа. [11, 12]

Они отражают погодные условия: «В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся»; «На печи и зимой красно лето»; «Бывает май — под кустом рай, а то май — коню сена дай, а сам на печь полезай».

Говорится в пословицах о трудолюбии и лени: «Бог не пошлёт калачи, если лежать на печи»; «В кои-то веки удалось коту с печки спрыгнуть, и то лапки отшиб», «Доведется ж и коту с печи соскочить»; «Лежа на печи, прогладишь кирпичи»; «Есть калачи — не сидеть на печи».

Об умении работать складывали такие пословицы и поговорки: «Каково испечешь, таково и съешь»; «Как печь топить, так и дрова рубить» (о не вовремя начатом деле); «Хлеб пекут, пока печь горяча» (о том, что нельзя терять время); «Танцуем от печки» (о необходимости начинать сначала).

Не секрет, что русский народ славится своим гостеприимством, хотя бывало всякое: «Гости на печь глядят, видно, каши хотят»; «Кто сидел на печи — тот уже не гость, а свой»; «Что есть в печи, все на стол мечи»; «Словно с печи свалился; «Пришел в гости, посидел у холодной печи».

Отражается в пословицах и понятие о возрасте человека, уважении к старшим: «И по летам, и по годам — одно место: печь»; «Корми деда на печи — сам будешь там»; «Молод бывал — на крыльях летал; стар стал — на печи сижу»,

Мудрость и надёжность человека тоже определяли с помощью печки: «Из семи печей хлебы едал»; «Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь».

Однозначно было и отношение к храбрости и трусости: «На печи не храбрись, а в поле не трусь»; «На печке и дед – герой».

Ну и конечно, не забывали о хорошем житье и удаче: «Живет, что в печи», «родился в печке»; «За печкой-то и таракан хозяином живет»; «Словно у печи погрелся». [4]

Вот и получается, что не только «вся комната янтарным блеском озарена», но и жизнь вся, от рождения до старости, согрета волшебным животворящим теплом русской печки. Не зря и С.А. Есенин в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…» олицетворяет печь, ставя её в один ряд с одушевлёнными предметами, дорогими его сердцу: Воспою я тебя и гостя, / Нашу печь, петуха и кров… / И на песни мои прольется / Молоко твоих рыжих коров.

4. Русская печка и обрядовый фольклор

4.1. Накормишь – живет, напоишь – умрет (огонь)

Русская печка служила семье для обогрева, бани и приготовления пищи. Для русского человека печь, наряду с красным углом и столом, являлась одним из сакральных центров дома. Сакральный – имеющий отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему. Какие же ещё тайны скрыты в русской печке? Главным жителем печки, её хозяином, является огонь. Он представлялся нашим предкам живым существом. Считалось, что огонь домашнего очага способствует преумножению и сохранению урожая. Дагестанский писатель Р. Гамзатов писал: «Когда горец хочет сказать о себе хорошее и попросту похвалиться, он говорит: «Ни к кому еще не приходилось мне ходить за огнем». [16]Огонь надо было задабривать, поэтому хозяйки первую ложку готовой еды бросали в огонь, так же поступали и с первым блином (Первый блин комом). У огня просили семейного благополучия, богатого урожая и удачи во всем.

4.2. «Расти с брус вышины да с печь толщины!», или зачем кататься на косточках

Новорождённого ребёнка обязательно обмывали в печке. Моя ребёнка, приговаривали: «Расти с брус вышины да с печь толщины!». [14]Если ребёнок рождался слабым, то проводили обряд «перепекания», при этом ребёнка обязательно смазывали тестом или укутывали в него. Отголосок этого действия встречается в сказках, где злая Баба Яга собирается испечь ребёнка и полакомиться им. Вот как этот процесс описывается в сказке «Терёшечка»: «Принесла его в избушку на курьих ножках и велит своей дочери Алёнке затопить печь пожарче и Терешечку зажарить. А ведь перед тем, как стать злой колдуньей, Баба Яга почиталась как берегиня, прародительница, хранительница рода и традиций, а значит, и знахарка, лечащая людей. Кроме того, эта берегиня отвечала за обряд инициации (переход человека на другую ступень развития). Обычно это обряды, знаменующие переход от детства или юношества к взрослому возрасту (совершаются в возрасте 6-ти или 12–ти лет). В сказке «Гуси-лебеди» в обряде перепекания (взросления) участвуют Алёнушка и Иванушка, спасающиеся от Бабы Яги в устье русской печки. Об этом сюжете говорилось в третьей главе исследовательской работы. Печь спасает детей от зла (недуга), и они возвращаются домой живые и невредимые, а ещё заметьте, повзрослевшие, прошедшие испытания.

4.3.Жениться – не лапоть надеть

Была незаменима печка и в свадебном обряде. Наравне с печью в них участвовали также такие постоянные ее спутники, как помело и кочерга. Помело символизировало чистоту и порядок, поскольку использовалось для очистки пода и шестка, а кочерга — домовитость и достаток. Это соответствовало крестьянскому идеалу, выраженному в народной пословице: «Добрая жена да жирные щи — другого не ищи». Поэтому, отправляясь сватать невесту, крестьяне брали с собой кочергу и помело, связанные веревкой или лентой. Считалось, что брачные узы должны быть такими же прочными, как узел, связывающий кочергу и помело. Вспомним, что помело – один из неизменных атрибутов…Бабы Яги! Когда к девушке приходили сваты, она залезала на печь. Спуститься вниз означало согласиться выйти замуж, перейти к другому очагу. Если же жених был не люб, то девушка ни за что не слезала с печки, как её ни уговаривали. В русской народной сказке «По щучьему веленью, по моему хотенью» образ жениха воплощён в лице главного героя Емели, который именно на печи отправляется к своей будущей жене, Марье-царевне. Чем не свадебный обряд?

4.4. Похоронный обряд

На русском Севере у печи совершали специальный обряд. Он описан Николаем Клюевым в одном из стихотворений: Четыре вдовы в поминальных платках: / Та с гребнем, та с пеплом, с рядниной в руках; / Пришли, положили поклон до земли, / Опосле с ковригою печь обошли… Конечно же, это обряд поминальный, который тоже был тесно связан с печкой. Печь в похоронном обряде воспринималась как дорога в загробный мир или даже само царство смерти. Когда в избе кто-то умирал, закрывали печь заслонкой, чтобы через трубу душа умершего не могла достаться чёрту. Если же умирал колдун или ведьма, печь, наоборот, раскрывали.

4.5. Хозяин, кормилец, доброхот, хранитель очага

Поместья мирного незримый покровитель, / Тебя молю, мой добрый домовой, / Храни селенье, лес и дикий садик мой, / И скромную семьи моей обитель! Может быть, кому-нибудь неизвестно, но это стихотворение А.С. Пушкина, посвященное домовому («Домовому»). Домовой не только присматривал за огнем, печью, домом и хозяйством, но и зорко следил за поведением каждого домочадца. Раз в году, на Ефремов день (7 февраля), на Руси повсеместно отмечались именины домового. Старые люди говорили: «Ефрем Сирин, запечник, прибаутник, сверчковый заступник». А вот 1 апреля нужно было обманывать друг друга. Если обман удавался, то считалось, что целый год этому человеку домовой вредить не сможет.

4.6. Магия печки

Конечно, кроме защитных ритуалов, использовалась печь и в тёмных целях. Ведьмы по ночам вылетали через трубу, приготовляя на печи специальный отвар для полётов (пар от этого снадобья словно выталкивал её). Об этом красочно рассказал Н.В. Гоголь в повести «Ночь перед Рождеством»: «Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

А.С. Пушкин в стихотворении «Гусар» пишет о другом способе: Из склянки три раза хлебнула / И вдруг на венике верхом / Взвилась в трубу — и улизнула. [8] Особое место занимала печка и в сердечных делах. Чтобы присушить к себе парня, девушки, затапливая печь, говорили: «Как жарко дрова разгораются, так разгорелось бы по мне сердце молодецкое!». На печном огне гадали о будущем, о суженом, о судьбе. [5]

Особую магию печка дарила детям, об этом нежно и задушевно рассказал в своем стихотворении «Детство» поэт XIX века Иван Суриков: Ветхую шубенку / Скинешь с плеч долой; / Заберешься на печь / К бабушке седой…

Заключение

Подводя итог, можно без сомнения сказать, что русская печка – это душа народа, его гордость, его оберег, друг и советчик. Она и поила, и кормила, и согревала, на печи спали, в ней мылись, сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, с её помощью лечились, использовали для освещения дома. Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не представляли себе жизни без печи. С печью был связан весь быт, вся жизнь крестьянина и не только крестьянина, но и любого русского человека. В своём исследовании мы смогли доказать, что пословицы и поговорки, загадки и песни, былины и сказки, обряды и заговоры хранят в себе память и опыт предков. Связь нельзя прервать – она постоянно укрепляется: возникают новые песни и стихотворения, отдавая дань этому незаменимому устройству. Сегодня русская печь с триумфом возвращается. И, наверное, показательным является тот факт, что 19 мая отмечается день русской печки. Это ли не признание нами своего наследия?

Приложение

Приложение №1

Приложение №2

Список литературы

1. Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. — М., 2002

2. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868.

3. Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983.

4. Даль В.И. Пословицы русского народа. – Москва, 1997.

5. Данилова Л. «Окно с затейливой резьбой».

6. Мадлевская Е. и др. «Русская мифология. Энциклопедия», с. 98.

7. Народные русские сказки в обработке А.Н.Афанасьева, Москва, 1982.

8. Пушкин А.С. Сборник произведений.

9. Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – Москва, 1993.

10. Русские народные сказки, Москва, 1992.

11. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- Москва, 1990.

12. Русские пословицы и поговорки. – Москва, 2000.

13. Тарабарина Т. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.– Ярославль, 1997.

14. Топорков А.Л. «Перепекание» детей в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность. – СПб., 1992.

15. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973

16. Русская печьГеннадий Федотовhttp://coollib.com/b/245644/read

ttp://www.prosv.ru/ebooks/lib/60_Kluev/2.html Н. Клюев. Избранное.

17

Просмотров работы: 3350

  • Пекут печи в сказке гуси лебеди
  • Первый абзац итоговое сочинение
  • Пекка храбрец финская сказка
  • Первые шаги в космос сочинение
  • Пекин по английски как пишется и почему