Пенсне м осоргина какой прием лежит в основе рассказа

Тема урока: Жизнь вещей в рассказе  М.
Осоргина «Пенсне»

Цель урока:  1. Рассмотреть художественные
приёмы создания образа вещного мира в рассказе; 2. Провести анализ создания
образа главного героя на основе ассоциативных представлений; 3. Выявить нравственный
и философский смысл рассказа.

Ход
урока

1.           Странный рассказ Михаила
Осоргина «Пенсне»… мы уже прочитали его, познакомились с его героями. Сегодня
мы попробуем понять, в чём особенность художественного восприятия действительности 
автором рассказа, почему в общем- то незатейливая история, которая случается в
жизни каждого человека – пропажа какой-то вещи – под пером писателя
превращается в непростое размышление о жизни и о судьбе. Что помогает Осоргину выразить
свой  оригинальный взгляд на окружающий его мир?

Начнём с того, что лежит на поверхности,
что сразу бросается в глаза – это, конечно, выразительные средства языка,
используемые писателем.   Какие? (Эпитеты, метафоры, олицетворения)

2. Литературоведческая разминка

Цифровой диктант – если утверждение верное
ставите цифру – 1; если неверное – 0

1)    Эпитет
– это образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
(1)

2)    Перенесение
человеческих черт на неодушевлённые предметы или явления называется
олицетворением. (1)

3)    Метафора
– это переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении
одного предмета другому (1)

4)    В
саду горит костёр рябины красной – это  олицетворение  (0)

5)    Городской
парк – это эпитет (0)

6)    О
тонкая берёзка, что загляделась в пруд! – это олицетворение (1)

7)    Синий
шёлк неба – метафора (1)

8)     Быстрые
мысли – эпитет (1)

9)    Море
смеялось – эпитет (0)

Ключ – 111 001 110

3. А теперь обратимся к тексту рассказа

Назовите предметы, которые выполняют эти
действия

ü Кричат 
— (ножницы)

ü Мыслит
– (печка)

ü Шагают,
хворают, кашляют (часы)

ü Сидит,
с точностью копируя старого толстого дядю – (кресло)

ü Передразнивает
своего владельца – (шляпа)

ü Дышат,
ораторствуют, перекликаются (книги)

Какой приём использует
автор?         (олицетворение)

Какой предмет у Осоргина получает
определение

ü Демократический
– (стакан)

ü Интеллигент
—  (термометр)

ü Суетливая
сплетница – (почтовая марка)

Назовите приём –
(эпитеты)

Какую особенность
приобретает вещный мир, нарисованный писателем, благодаря этим приёмам ?

 Вещам присущи человеческие качества,
они наделены чувством юмора, имеют политические убеждения, социальный статус.

На
основании чего возникают эти качества?


«часы шагают, хворают, кашляют»  (часы тогда были только механические, в
большом механизме, особенно если настенные, могла громко щёлкать секундная
стрелка) – сходство звуков и действий


«печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам.
Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление
мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей
(дров) – ассоциации по сходству звуков, действий


«запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило,
рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять
его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно
представить себе подмигивающий глаз.


«раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в
профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой
по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно
должен именно «кричать» — сходство очертаний

Весь рассказ пронизан чувством юмора,
наполнен безудержной фантазией автора.

Известно, что в произведениях
искусства вещи, предметы приобретают особое значение:

1.    
Вещи могут о многом
поведать, они создают эмоциональную атмосферу и даже по-своему отражают характер
(Каморка Герасима)

2.    
Вещь способна
передавать психологическое состояние героя                  ( шинель  Гоголя
становится символом страстного желания обрести лицо, стать личностью )

3.    
Метафора 
человек-вещь (Пиковая дама – старая графиня)

Чем отличается мир Осоргина  от
предметного мира, созданного  в названных произведениях?

Мир Осоргина живёт самостоятельной
одушевлённой или даже одухотворённой жизнью.   Живёт сам по себе, пересекаясь с
миром человека, имея при этом своё лицо, характер, судьбу, желания, мечты,
чувства.

 Возможно ли это? Верите ли вы в
реальность созданного неуёмной фантазией автора параллельного человеческому
мира вещей?

(Не верим.
Такого не может быть.)

Хорошо. 
Скажите, а когда пенсне разбилось, вам его стало жалко?

(Да) А
почему ведь это всего – навсего вещь? Почувствовать это нам помогает мастерство
писателя.  Посмотрите, как точны характеристики  вещей, их можно даже назвать психологическими.
Условная , фантастическая  реальность становится достоверной.

Почему
Осоргин героем своего рассказа  сделал именно пенсне?
Ведь  были во времена Осоргина и другие приборы оптики
для коррекции зрения?      (Показать эти предметы)    

(Пенсне)

Лорнет.
 Какие ассоциации рождаются у вас при виде лорнета?
 Каков его характер?   — высокомерный, гордый,
независимый, статный, вряд ли можно представить лорнет жалким, потерянным и
виноватым, да и занят лорнет больше собой, страдать не будет. (Всё хлопает ,
Онегин входит, идёт меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь,  наводит на
ложи незнакомых дам)

Монокль
 – круглый, массивный,
ленивый и невозвышенный, мечта вряд ли его куда-то поведёт, ему так приятно
лежать в футляре и дремать.

Очки –внешне неуклюжие, но более других, может
быть, связаны с человеком, не только помощники, но и украшение носа, лица и
довольны своей миссией, дальше своего носа ничего видеть не хотят.

Нет, ни
один из этих предметов не мог заменить в рассказе пенсне.

Прочитайте
описание пенсне, когда оно вернулось после длительного отсутствия?

Стоит смирненько

Плотно прижавшись стоймя к стене

Поблёскивая мутными запылёнными стёклами

Жалкое

Виноватое

Всем своим видом являя раскаяние

Кого напоминает? Очень знакомая картина. (
нашкодившего школьника)

Но вопросы, которые задаёт рассказчик, вовсе
не смешные:

Где оно шлялось? Что перевидало?

(творческое задание – сочинение-фантазия –
опережающее задание)

Рассказ
называют юмористическим, а каким настроением проникнут финал? – драматическим,
грустным, печальным трагическим.

  Осоргин в
начале рассказа задаёт вопрос и отвечает на него сам. А вот в конце рассказа
вопросы остаются без ответа. Очевидно, они обращены к нам, к читателям.

Выразительное чтение финала

 К каким выводам приводит нас этот юмористический и слегка иронический
рассказ  Осоргина? О чём заставил задуматься?  О ком эти вопросы?  Только ли о
пенсне? Или вообще не о пенсне?

О
необходимости внимания к миру, друг к другу, если воспринимать повествование
Осоргина как аллегорию. Когда  мы читаем рассказ, мы как будто со стороны
смотрим на себя, на мир человеческих отношений и понимаем, как важно
сочувствие, внимание, такт … Выставленное на позор пенсне кончает жизнь
самоубийством.

Философский
смысл – мир вещей, созданный человеком,  — отражение нашего отношения к
действительности, может быть, даже нашей внутренней сути.

Слова
Пруста:

«Предмет сам
по себе ничего не значит. Он становится ценным, обретает своё лицо, только став
частью нашего мира, когда он согрет уютом и теплом человеческой души. 

Вещи
становятся красноречивыми свидетелями человеческой жизни, вступают в сложные и
противоречивые отношения с людьми, являются важными участниками реальной
действительности.  Вот почему мы храним, например, серебряную ложечку,
подаренную нам бабушкой, или вспоминаем настольную лампу с ярким абажуром,
вокруг которого собиралась по субботам вся семья. У каждого свои проводники в
прошлое, особые пометы нашей памяти, без чего не может сложится наше
настоящее, наш мир».

Домашнее
задание
: Внимательно
посмотрите вокруг себя, найдите предмет, который, с вашей точки зрения,  имеет
свой характер, а, может быть, и свою судьбу. Создайте образ этого предмета,
используя средства художественной выразительности.

                 Ему
отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в
ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, — истинно богатырскую
кровать; сто пудов можно было положить на нее — не погнулась бы; под кроватью
находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а
возле столика — стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам
Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. (И.С.Тургенев «Муму»)

               
Он  питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей  шинели.    С 
этих  пор  какбудто самое существование его сделалось  как-то  полнее,  как 
будто  бы  он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним,
как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с  ним 
проходит вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была  не  кто  другая,  как 
та  жешинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался 
как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и
поставил себе  цель.  С  лица  и  с  поступков  его  исчезло  само  собою  
сомнение,

нерешительность
— словом, все колеблющиеся  и  неопределенные  черты.  Огонь порою показывался
в глазах его, в  голове  даже  мелькали  самые  дерзкие  и

отважные
мысли: не положить ли, точно, куницу на  воротник?

                                                                         
( Н.В. Гоголь «Шинель»)

Туз выиграл! —
сказал Германн, и открыл свою карту.

— Дама ваша
убита, — сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул:
в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам,
не понимая, как мог он обдернуться.

В эту минуту ему
показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство
поразило его…

— Старуха! —
закричал он в ужасе.

                                                           
(А.С. Пушкин «Пиковая дама»)

Положительные
качества

Отрицательные
качества

правдивый

мягкий

 добрый

сострадательный

смиренный

простой

целеустремленный

чистота
сознания

чистота

стойкий

отсутствие
зависти

самообладание

бесстрашный

спокойный

скромный

совестливый

верный

правдивый

любознательный

тактичный

трудолюбивый

общительный

агрессивный

бессердечный

бездуховный

бессовестный

вспыльчивый

высокомерный

ветреный

глупый

гордый

двуличный

заносчивый

избалованный

коварный

капризный

ленивый

лицемерный

легкомысленный

равнодушный

самодовольный

трусливый

хитрый

эгоистичный

Где гуляло пенсне?    (Строки из сочинений
восьмикдассников)

1.Пенсне жило тихой и незаметной жизнью.
Оно сидело на носу у своего хозяина и помогало ему всматриваться в книги.
(Жильцова)

2.И вот однажды оно сказало себе: «как
интересно живут люди: они путешествуют, узнают много нового. А что я? Сижу тут
на носу и сижу.» (Кругликова) 

3.Недолго думая, пенсне соскользнуло с
носа .(Диброва)

4.И тихо-тихо еле слышно Пенсне
проскользнуло на улицу. (Климов)

5.Выйдя из дома со своего пригретого носа,
пенсне пошло покорять мир, хотя ему было страшно ступать туда, где оно ещё ни
разу не было. (Скоробогатова)

6.Пенсне почувствовало себя одиноким в
городе и никому ненужным. (Маёркина)

7.Оно уворачивается от всех ног прохожих.
(Фадеев)

8. Одиноко блуждая, ищет выход. Рядом нет
ни души, только свист ветра нарушает спокойствие и тишину. (Чернышова)

9.Пенсне начинает чувствовать, что скучает
по своему хозяину, по теплу, уюту, чистоте. (Лопатенко)

10. Ночами ему снятся прекрасные вечера,
которые они проводили вместе за чтением книг, и ему становится очень стыдно за
свой побег. (Доманицкая)

11.И вот  однажды, когда от отчаяния
пенсне уже готово было лечь на дорогу, чтобы его раздавил кто-нибудь, оно
увидело знакомое окно. (Кругликова)

Цели урока.


  1. Вызвать интерес обучающихся к творчеству М.А.
    Осоргина.
  2. Раскрыть обучающимся особенность восприятия
    писателем мира вещей.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Зачастую всем нам не хватает общения,
доверительности, понимания.

В атмосферу непринужденной, безыскусственной
беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А.
Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а
“просто” рассказывает то, что было, без
литературных претензий.

Многое в его рассказах может показаться
“наивным и чувствительным” (по его собственному
выражению), но у читателя создается полная
иллюзия простоты и правды.

“Любовь к жизни” — единственная философия
автора.

II. Чтение статьи учебника О. Авдеевой о М.А.
Осоргине.

Михаил Андреевич Ильин (Осоргин – псевдоним
писателя) родился в Перми. Его воспоминания о
детстве были светлыми, их он призывал в самые
трудные минуты – они помогали жить. Навсегда
остались с ним доброта близких людей и картины
природы, целиком заполнявшие мир в детские годы.
Мальчик рано полюбил книги. Он был гимназистом 7
класса, когда журнал “Для всех” опубликовал его
рассказ “Отец”.

Писатель – большой труженик. Работой для души
стало для него осуществление замысла его первого
романа “Сивцев Вражек” — о трагедии русской
интеллигенции в тяжелые, смутные времена.

Всё творчество Осоргина пронизывали две
задушевные мысли: страстная любовь к природе и
привязанность к миру обыкновенных, незаметных
вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа
“Пенсне”.

Участвовал в революционной деятельности, был
выслан из страны.

III. Работа с текстом.

— Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с
самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?

— Это риторический вопрос: “Что вещи живут
своей особой жизнью – кто же сомневается?”.

— В чём никто не должен сомневаться?

— Параллельно с жизнью человека идет жизнь
вещей – активная и “одушевлённая”.

— В чём нас хочет убедить рассказчик?

— Предметы быта обладают своим “лицом”, своим
“характером”, более того, они наделены
“разумом”.

IV. Будьте внимательны к слову.

1.

— Какой приём использует автор, чтобы показать
необычную “жизнь” вещей?

— Автор использует, прежде всего, олицетворение.
Вещи живут своей самостоятельной, не зависящей
от человека, жизнью.

2.

Работа со слайдами

“Необычная “жизнь” вещей”.

— Вещам присущи человеческие качества, они
наделены чувством юмора: “у висящего пальто
всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость”
.

…у некоторых вещей “страсть к путешествиям”.
Мало того, вещи имеют свой социальный статус и
политические убеждения: “демократический
стакан, реакционная стеариновая свечка,
интеллигент-термометр, неудачник из мещан –
носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница
– почтовая марка”.

— Качества, присущие предметам, возникают по
сходству звуков, очертаний, содержания.
Приведите примеры метафор из текста.

— Например, “раздвинутые ножницы кричат”
потому, что напоминают раскрытый в крике рот;
“часы шагают” — реализация метафоры “часы
идут”, “кресло сидит”, потому что очертаниями
напоминает сидящего человека и т.д.

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора,
наполнен безудержной фантазией автора.

V. Характеристика автора.

— Автор использует прием наивного рассказчика,
вполне в традиции русской литературы: Белкин у
Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у
Тургенева.

Читателю кажется, что предметы, о которых
говорит Осоргин, существуют сами по себе,
независимо от писателя, он входит в этот давно
исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и
забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А
тот стоит в стороне в скромной роли гида.

Какими художественными приёмами достигается
такой эффект?

— Многочисленные длинные ряды однородных
членов, обращения к читателю; грамматические –
употребление глаголов второго лица в настоящем
времени (“шарите, ищите, злитесь, … смотрите,
встаете, лезете, заглядываете” и т.д., чем
достигается эффект присутствия читателя в
действии; интонационные (много восклицательных
знаков, вопросительные предложения),
употребление просторечных слов, имитация
разговорной речи: “лицо” шляпы
“забулдыжно-актерское”, “душонка”,
“недоглядка”, “шлялась”, “Ни-ка-ких!”, “И
вдруг – раз! – и падает карандаш”.

VI. Пересказ фрагментов текста.

— Какова история карандаша? Какие путешествия
совершает он, когда его ищут?

— Что же случилось с пенсне? Какая история
произошла с ним?

— Приведите примеры эпитетов, которые служат
одушевлению пенсне.

— В рассказе множество выразительных эпитетов:
“кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое”
пенсне, которое “являло картину такого рабского
смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся
стёклышки”.

— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли подумать, что исчезновение пенсне
было проявлением его индивидуальности?

— Вещи имеют право на волеизъявление, на
проявление индивидуальности.

VII. Развивайте дар слова.

/Презентация работ “История предметов”./

У каждого из нас есть такие вещи, которые могут
бесследно исчезнуть на некоторое время, но потом
неожиданно вернуться. В таких случаях я
задумываюсь: а не живут ли такие вещи своей
жизнью? Всё возможно.

Я расскажу об одной своей вещичке, которую я
беру в руки по сто раз на день – о чехле для
мобильного телефона. Он должен находиться на
телефоне или рядом с ним.

Когда я ложусь спать, телефон, как обычно, лежит
на столике у кровати, а вот чехол может лежать всю
ночь неизвестно где. Я могу искать его весь вечер
без всякого успеха, а утром, собираясь в школу,
могу найти его без проблем.

Но очень часто, особенно летом, я где-нибудь его
оставляю, забываю.

Однажды случилось так, что я разговаривала по
телефону в саду, а чехол положила в карман и
потеряла. Я долго искала его, но не нашла. Спустя
неделю, выходя из дома, я увидела его лежащим на
крыльце. Оказывается, его принес мой пёс. Где он
его нашел, я даже и не знаю.

Ещё одна удивительная история произошла с моей
сестрой. Осенью она купила себе перчатки. Но
вскоре левую перчатку потеряла. Вторую она
положила дома. Прошло много времени, сестра
купила такую же пару перчаток.

Однажды зимой, возвращаясь из школы домой, она
увидела перчатку, висящую на ветке дерева. Это
была она! Та, потерянная перчатка! Где же она была
всё это время и как вернулась к хозяйке?

Приложение 1

Рассказ старого учебник

Я старый и мудрый Учебник и многое повидал на
своем веку. За всю свою жизнь я успел
познакомиться со многими ребятами. Общение с
ними оставляло во мне или теплые воспоминания,
или неприятные отметины.

Например, когда я жил у Нади, мне всегда было
уютно и хорошо, потому, что она редко доставала
меня с полки, еще реже – раскрывала. Мои
странички тогда были чистыми, белыми, а обложка –
яркой и цветной.

Артём общался со мной гораздо чаще, чем Надя. Он
носил меня в школу в большом красивом рюкзаке,
где рядом лежали мои друзья-книжки. Для того,
чтобы мы не терлись друг о друга, и чтобы у нас не
отрывались корешки, мальчик с самого начала
учебного года одел нас в яркие нарядные обложки.
Мы чувствовали себя модными и красивыми.

А затем в моей жизни настала черная полоса. Я
попал в руки книжного злодея Андрея. Чего я
только не испытывал! Это было ужасно! Андрей
пытался по-своему перерисовать мои вкладыши с
репродукциями известных картин, брал меня
грязными липкими руками, а иногда даже вырывал из
меня листки и делал самолетики. Особенно сильно
потрясла меня попытка Андрея в чем-то
переубедить своего друга: он ударил мной его по
голове! От такого сильного удара я чуть не
рассыпался на все листочки!

Теперь я стою в библиотеке: старый стал, на руки
меня никому не дают, только в читальном зале
можно пользоваться. И правильно, мне так
спокойнее.

Нас окружает большое количество различных
предметов. Часто в повседневной жизни мы не
обращаем на них особого внимания. Но иногда я
стала замечать, что у окружающих меня вещей своя,
не зависящая от людей, жизнь. Они исчезают и снова
появляются, когда им вздумается. Со мной очень
часто такое случается.

Приложение 2

У меня есть диск, на который я записала свои
любимые песни. И как-то раз мне захотелось его
послушать. Была удивлена, когда не обнаружила его
на привычном месте. Обычно он лежит на полке
рядом с компьютером вместе с остальными дисками.
Но в этот раз его там не было. Может быть, я просто
не увидела его среди всех остальных дисков. Я
посмотрела внимательнее, но не нашла его. В моей
комнате его тоже не было. У меня началась паника.
Куда же я могла положить его? Я обшарила весь дом
в поисках диска, но по-прежнему его нигде не было.
После неудачных поисков занялась более важными
делами, и на какое-то время даже забыла о диске.

Как-то раз, в выходной день, я занялась уборкой
дома, и случайно мой взгляд упал на полку, где
обычно лежал диск. Он, как ни в чем не бывало,
лежал на том самом месте, где и должен был лежать.
Я обрадовалась, что наконец-то он нашелся, но мне
стало непонятно, почему я не увидела его раньше. Я
задумалась, а что если все вещи живут “своей”
жизнью? И мы, люди, этого просто не замечаем. Мы
думаем, что переложили вещи куда-то в другое
место или дали кому-то попользоваться и просто
забыли об этом. Но, тем не менее, вещи продолжают
существовать отдельно от нас. Они теряются и
снова находятся, когда им этого захочется.

Итоги урока.

— Как сочетает в себе рассказ реальное и
фантастическое? Приведите примеры.

— Все предметы, описанные Осоргиным, реальны.
Реально и то, что некоторые предметы часто
исчезают и внезапно находятся в самых
удивительных местах. Фантастично, что предметы
живут совершенно самостоятельной жизнью,
обладают душой, характером, настроением, тягой к
путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи
человеческими качествами.

Литература     8а   класс    урок №50        15.03.21

Тема:     М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика

Цели: познакомить с фактами биографии писателя М.А. Осоргина, рассказом «Пенсне»; повторить тропы: метафору, олицетворение, сравнение; развивать навыки выразительного чтения, анализа текста; воспитывать внимание к внутренней, духовной жизни человека, к окружающему нас предметному миру.

Планируемые результаты

Личностные:  формирование внимательного отношения к окружающему нас предметному миру; формирование доброжелательного уважения к другому человеку, его мировоззрению.

Метапредметные: развитие умения работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.

Предметные: выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора;  понимание литературы как особого способа познания жизни;  воспитания читателя, способного аргументировать своё мнение; создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Тип урока: приобретение новых знаний и умений

Оборудование: учебник, тетрадь, портрет писателя

Ход урока

1.Организационный момент

2. Мотивация. Целеполагание

На доске картинки с изображением предметов из рассказа (письмо, ножницы, кресло)

— Как вы думаете, почему я разместила на доску именно эти предметы, какое отношение они имеют к уроку литературы?

Слова на доске:

 «Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…».

Как вы думаете, кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать об этом человеке? (Писатель, оказавшийся в дали от родины. Эмигрант…)

Это высказывание принадлежит писателю

Михаилу Андреевичу Осоргину.(Портрет)

«Невыносимо обидно совсем не быть читаемым … на родине…», – с болью в душе обращался писатель к М. Горькому, страдая вдали от родины от невозможности печататься в России.

Это имя вам пока мало известно.

Сообщение темы урока

Формулирование целей урока (совместно):

  • Познакомимся с краткими сведениями о жизни и творчестве писателя.
  • Проанализирум рассказ «Пенсне»;
  • Разберем художественные приемы, которые использует автор в тексте.

3. Усвоение нового знания

А) Знакомство и с биографией М.А.Осоргина

Задание: прочитайте статью учебника (стр. 115-116) и составьте тезисный план статьи

Тезис – это кратко сформулированные основные мысли в одном предложении. 

Один ученик пересказывает статью учебника по составленному плану.

Б) Аналитическая беседа по рассказу «Пенсне»

– Кто знает, что такое пенсне? (Словарь: пенсне – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу).

– Рассказ вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос? В чём никто не должен сомневаться?

(Это риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?».)

— В чём нас хочет убедить рассказчик?

— Предметы быта обладают своим «лицом», своим «характером», более того, они наделены «разумом».

Давайте посмотрим в тексте, как «живут» предметы

— «часы шагают, хворают, кашляют»,

— «печка мыслит» (печка топилась дровами и была достаточно большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров), 

— «запечатанное письмо подмигивает и рисуется» (Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»); открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.,  

— «раздвинутые ножницы кричат» (если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать»,

— «кресло сидит» (рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем. Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди,

— «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках» (когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома, где общительные соседи беспрестанно перекликаются друг с другом из открытых окон и с балконов. в зависимости от размеров они или ораторствуют, то есть вещают что-либо, полные важности от своих размеров и хранящихся в них знаний, или просто окликают друг друга

  • Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:

— «шляпа передразнивает своего владельца»,

— «лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»  

— «чайник – «добродушный комик»,

— «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость»,

— у некоторых вещей «страсть к путешествиям».

  • Мало того, вещи даже имеют социальный статус и политические убеждения:
  • «демократический стакан»,
    «реакционная стеариновая свечка»,
  • «интеллигент-термометр»,
  • «неудачник из мещан – носовой платок»
  • «вечно юная суетливая сплетница – почтовая марка».

– Какие художественные приёмы использует Осоргин, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?

Вещам присущи человеческие качества- это олицетворение (страсть к путешествиям, демократический стакан, интеллигент)

Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний- есть некое сравнение, но открыто оно не выражено – это метафора (часы шагают, письмо подмигивает, ножницы кричат)

— Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним?

— Каковы рассуждения автора в конце рассказа?

— Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?

— Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.

Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Приведите примеры.

  • Все предметы, описанные Осоргиным, реальны
  • Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах.
  • Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
  • Кто из писателей ΧІΧ века использовал приёмы, которые есть в рассказе Осоргина? (Н.В.Гоголь «Нос»)

Вывод. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.

Какова основная мысль рассказа?

Идея рассказа — это заставить читателей фантазировать,

Осоргин убеждает, что наши вещи живут своей тайной жизнью. Люди уверены, что они обладают разумом и они сами всё решают, а автор предлагает дать свободу вещам проявить их индивидуальность ,чтобы посмотреть, что из этого выйдет, какие страсти закипят и куда приведёт эта.

Рассказ учит наблюдательности, отчасти отбросить логику и тогда жизнь намного интереснее: привычные вещи покажутся очень необычными, жизнь не будет скучной.

Смысл названия рассказа? (прямой смысл и переносный)

ПЕНСНЕ (взгляд на жизнь, стекло-препятствие или наоборот способ внимательно присмотреться к окружающему миру)

Резерв: составить синквейн на тему «Пенсне»

Итог урока.

— Каковы ваши впечатления от рассказа?

— Верите ли вы в то, что предметы живут своей жизнью?

Домашнее задание: Прочитать «Древняя история», стр.124-133

Урок 25 М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне»
Прочитайте фрагмент текста.
Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается? Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца, – но лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах, – и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка.
Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, – живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живёт жизнью менее индивидуальной и заметной.
Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
1) рассказ; 2) повесть;
3) быль; 4) история.

Ответ: 1) рассказ
Вы сегодня научитесь анализировать юмористический и фантастический рассказ («Пенсне»), который был написан удивительным писателем М.А. Осоргиным, также познакомитесь с его биографией.
В рассказе «Пенсне» Вам необходимо будет найти примеры изобразительных средств: метафор, эпитетов, олицетворений и другие – все то, что поможет вообразить ситуацию, о которой узнаете из предложенного текста.
Научитесь понимать иносказание и метафоры в юмористических произведениях, выносить нравственные уроки из текста
Основное содержание урока
Михаил Осоргин (7 (19) октября 1878 — 27 ноября 1942) — русский писатель, журналист, эссеист, один из деятельных и активных масонов русской эмиграции, основатель нескольких русских масонских лож во Франции.
Он родился в Перми в необычной семье потомственных столбовых дворян. Учился в Пермской классической гимназии. В 1897 году поступает на юридический факультет Московского университета, обучение в котором закончил в 1902 году, получив звание помощника присяжного поверенного.
Осоргин – это псевдоним.
Ильин –настоящая фамилия.
Мировую известность принес Осоргину роман «Сивцев Вражек».
Осоргин был приговорён к 3 годам ссылки в Томскую область, но чудом оказался на свободе, скрывался под Москвой, потом перебрался в Финляндию, а затем оказался в Италии, в приюте русских эмигрантов.
«Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно,» — пояснял Лев Троцкий.
М. Осоргин жил и умер за рубежом, долгие годы оставаясь неизвестным нашему читателю.
В 2003 году в Санкт-Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта установлен памятный знак.
Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли:
страстная любовь к природе и привязанность к необычному и фантастическому миру незаметных вещей.
Вторая мысль легла в основу рассказа “Пенсне”.
Главное достоинство осоргинской прозы — блестящий слог тонкого стилиста.
В рассказе «Пенсне» у героев-вещей своя «необычная» и удивительная «жизнь».
Сам Михаила Осоргина в начале своего рассказа задает вопрос: “Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?”.
Вещам присущи человеческие качества, они же также наделены своеобразным чувством юмора: “у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость”.
…у некоторых вещей “страсть к путешествиям”. Мало того, вещи имеют свой социальный статус и даже политические убеждения: “демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан – носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница – почтовая марка”.
«Часы шагают, хворают, кашляют»
реализация метафоры «часы идут»; (Часы тогда были только механические, в большом механизме – особенно если настенные — могла громко щёлкать секундная стрелка («шагают»)
«Печка мыслит»
Печка топилась дровами и была большой по размерам. Дрова потрескивали, пламя гудело с разным напряжением, создавая впечатление мысленной работы большого важного человека после подкидывания подходящих идей (дров).
«Запечатанное письмо подмигивает и рисуется»
Письма были, как правило, рукописные, со своеобразным почерком, который надо было ещё разобрать, понять его «фасон», «характер» («рисуется»);
открывая и закрывая конверт, можно представить себе подмигивающий глаз.
«Раздвинутые ножницы кричат»
Если посмотреть на раздвинутые ножницы сбоку «в профиль», то создаётся впечатление раскрытого рта. Ну, а раз рот такой большой по сравнению с прочими частями тела и открыт широко и долго, то он обязательно должен именно «кричать».
«Кресло сидит»
Рассказчик имеет в виду приземистые кресла с толстыми спинкой и сиденьем.
Они были широкие и неповоротливые и могли произвести впечатление усталых толстых дядей, тем более что целиком их занять могли как раз такие дяди.
«Книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»,
когда с них стряхиваешь пыль или перелистываешь страницы. Они «дышат». На полках, когда их много, он производят впечатление многоэтажного дома.
Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора:
«шляпа передразнивает своего владельца»,
«лицо у неё своё, забулдыжно-актёрское»
Образ чайника
«Чайник – «добродушный комик»,
— «у висящего пальто всегда жалкая душонка и лёгкая нетрезвость».
Выразительные эпитеты, которые служат одушевлению предметов помогают создать образы.
Какая история произошла с пенсне? Оно потерялось (отправилось в путешествие).
Эпитеты служат одушевлению пенсне.: “кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое” пенсне, которое “являло картину такого рабского смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся стёклышки”.
В рассказе многие вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуальности.
Создается впечатление, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от автора, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем.
Автор использует синтаксические конструкции: многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю.
Грамматические – употребление глаголов второго лица в настоящем времени
В заключении хочется отметить, что все предметы, описанные Осоргиным, реальны. Реально и то, что некоторые предметы часто исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером, настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
Весь рассказ «Пенсне» наполнен безудержной фантазией автора и пронизан чувством юмора.
Ключевые слова: рассказ, фантастика, художественная деталь, олицетворение, метафора, эпитет.
Основные понятия:
Рассказ — художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
Фантастика — это одна из разновидностей художественной литературы, в которой идеи и образы строятся исключительно на вымышленном автором.
Реальность — философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума, составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно.
Деталь — значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
Олицетворение является перенесением на понятие или явление признаков одушевленности и представляет собой, вид метафоры, где неживому предмету придают качества, способности, черты живого предмета.
Метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет — в поэтике: определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности..
Разбор типового тренировочного задания
Как называется значимая подробность в тексте литературного произведения: «Ворча встаете, лезете в туфли, заглядываете под постель, находите там спички, запонку, открытое письмо – но карандаша нет»?
1) Метафора
2) эпитет
3) деталь
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитайте задание, вспомните, что такое метафора, эпитет, деталь;
2) найдите в данном примере выразительное средство, которое может подойти, как пример, к тому или иному понятию;
3) напишите верный ответ.
Вспомните понятия:
1.Метафора- оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.
2.Эпитет – это определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
3. Деталь — значимый, выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку.
В толковании, которое дается в задании, подходит такое изобразительное средство, как деталь.

Разбор типового контрольного задания
Укажите название художественного приёма: «Я слеп, слепы знакомые, слепа прислуга».
1. сравнение
2. перифраз
3. повтор

Алгоритм выполнения задания:

1. прочитайте задание, вспомните определение понятий, которые даются в вариантах ответов;
2. какое изобразительное средство встречается в выражении: «Я слеп, слепы знакомые, слепа прислуга»;
3. напишите правильный ответ.

В выражении: «Я слеп, слепы знакомые, слепа прислуга» встречается
1.сравнение (слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому)- это неверный ответ.
2.перифраз (непрямое, описательное обозначение объекта на основе выделения какого-либо его качества, признака, особенностей) — это неверный ответ.
3.повтор (стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном повторении в обозримом участке текста одного и того же слова либо речевой конструкции).- это верный ответ.

  • Первое желание старухи из сказки золотая рыбка
  • Первая часть сна обломова сочинение
  • Пенсне как пишется правильно
  • Первое впечатление обманчиво сочинение
  • Первая часть сказки с которой начинается развитие действия это