Пера богатырь герой коми сказок и легенд

back1.png

Пера – коми-пермяцкий фольклорный герой-богатырь, известный также южным (лузско-летским, верхне-вычегодским) коми-зырянам.

Сюжет о Пере-богатыре является одним из наиболее развитых, хорошо сохранившихся как в эпосе коми-зырян, так и в эпосе коми-пермяков. Первая публикация относится ко второй половине XVIII века. Распространен в Усть-Куломском районе Республики Коми и Пермском крае.

Сказания о Пере имеют множество вариантов, но сюжеты большинства из них, по мнению исследователя Ю. Г. Рочева, характеризуются следующими особенностями:

1. Ратный подвиг богатыря является центральным эпизодом. Ратному подвигу предшествуют картины мирного труда. Пера занимается земледелием, охотничьим промыслом. Он дружелюбен, миролюбив, вспыльчив и отходчив, не может терпеть несправедливости, насмешек, жестоко мстит пересмешникам. Брат Перы служит у московского царя.

Неожиданно на царя нападают иноземцы, владеющие чудовищным колесом. По зову царя коми богатырь идет на битву с чудовищем, побивает его. Русский царь хочет наградить Перу золотом-серебром, но тот от награды отказывается, принимает лишь грамоту на лесные угодья и шелковые сети.

2. Поединок Перы с Лешим-Вöрса: завоеванные в битве с иноземцем-чудовищем права на свободный промысел дичи в родной тайге-парме Пере приходится утверждать в схватке с Лешим-Вöрса, который не признает дарованных царем прав, хочет извести Перу, убить его сонного.

Сначала он проигрывает Пере в перетягивании на палках: Пера предварительно привязывает себя к смолистому пню, а когда пень начал трещать, Пера пугает обессиленного Вöрсу, утверждая, что это с треском входят в него новые силы. Затем Вöрса пытается выведать у Перы, как тот спит во сне. «Сплю, как березовый кряж», – отвечает Пера, разгадав коварный замысел.

Ночью Пера подкладывает вместо березовый кряж, прикрыв войлочным плащем-лузаном. Вöрса, приняв кряж за Перу, пронзает дерево копьем с серебряным наконечником.

В ответ Пера, притаившийся на дереве среди ветвей, пускает стрелу и смертельно ранит противника, добивает на пороге жилища, становится мужем его жены. Однако, обнаружив колдовские хитрости полоненной женщины, Пера убивает и ее.

3. Поединок Перы с графом Строгановым и его приближенными: завоеванные в битве с иноземцами и в поединке с Вöрса права богатырь вынужден отстаивать на этот раз от «злющих слуг Строгановых», «от злющего графа». Враги хотят «замежить» железной цепью земли Перы и его народа, хотят присоединить их земли к усадьбе Строгановых, людей обратить в крепостное состояние.

Пера разрывает руками железную цепь, клнцы той цепи прячет в кустах. Так он освобождает себя и своих людей из крепостной неволи. Впрочем в большинстве вариантов оказывается, что Пера, этот отважный победитель иноземца и лесного чудовища, вынужден скрываться от графа и его прихвостней.

Иллюстрация из повести Владимира Муравьева «Пера-богатырь с берегов Лупьи»

Художник Н. Кочергин

.

В энциклопедии «Мифология Коми» даются и другие подробности из жизни легендарного героя Перы:

Наиболее распространённым является текст, в котором объединены два сюжета: Пера — защитник Родины, победитель вражеского войска и Пера — победитель лешего.

Логическая связь этих сюжетов объясняется достаточно легко: Пера в благодарность за победу над врагом просит и получает от царя ловчую сеть и грамоту на владение лесным промысловым участком в родных краях, но на него претендует и леший, прежний его хозяин. Пера вступает с ним в единоборство и, во многом благодаря хитрости, побеждает его.

Но в отдельных текстах сюжеты расположены в обратном порядке. В то же время обязательны и неизменны следующие детали: поход Перы происходит зимой (он отправляется в путь на лыжах). Вражеское войско двигается с юга относительно Коми края. Предводитель вражеского войска находится в огромном колесе, причём колесо это огненное: «… неприятель давил огненным колесом».

Огненное колесо двигалось с юга на запад. Москва (а именно к ней отправляется Пера на битву с врагом) находится на запад от Коми края. В некоторых текстах западное направление отмечается особо: «… на запад, дескать, надо идти, — ответили посланцы».

Учитывая, что в одном из фольклорных текстов Пера предстаёт в роли солнцеборца и создателя прецедента, установившего годовой ход солнца, сюжет об уничтожении им огненного колеса, возможно, является отголоском древнего аналогичного мифа об установлении суточного хода светила.

Оригинальный коми-пермяцкий миф объясняет возникновение годового хода Шондi (Солнца) и связанной с ним смены времен года. В нем говорится, что некогда зимы не было вообще, а Шондi никуда не уходило из Пармы (Тайги). В Парме было много всяких зверей и птиц, но еще не было людей. Наконец, Парма родила юношу, которого назвали Перой, — интересный вариант рождения первочеловека самой Матерью-Природой.

Пера сделал себе лук и стрелы и стал хозяином и земли, и леса. Однажды, спустившись к реке, он увидел радугу, которая пила из нее воду. За разрешение напиться Пера попросил поднять его за облака.

Поднявшись наверх, Пера увидел «твердь господню» и множество огней, а посередине самый большой огонь – Шондi. Пера решил взять немного этого огня и спустить его на землю, но, приблизившись к Шондi, был отброшен от него грянувшим громом и сверкающей молнией.

После этого Пера оказался на облаках в золотых санях, запряженных серебряным конем, рядом с красивой девушкой. Это была дочь Шондi по имени Зарань, она вставала утром раньше Шондi, а вечером ложилась спать позднее его и следила, чтобы Шондi-огонь никого не сжег. Пера и Зарань полюбили друг друга и спустились жить на Землю.

Увидев это, Шондi рассердилось и ушло далеко от этих мест. На земле стало темно и холодно, замерзли реки и озера, все занесло снегом. Перу и Зарань укрыла Мать-Парма.

Шондi не было семь лет. За это время у Перы и Зарань появилось семь сыновей и семь дочерей. Наконец, Шондi вернулось. Стало тепло, появилась зелень, в небе снова засияла радуга.

Шондi предложило Зарань вернуться, угрожая в противном случае сжечь все на земле. Началась страшная жара, высыхали реки, трескалась земля. Чтобы спасти своих детей, Зарань поднялась за облака, но Шондi продолжало жечь. Тогда Пера со всеми своими сыновьями поднялся на высокую гору, он и семь его сыновей натянули могучие луки и выстрелили в Шондi.

От Шондi оторвался и рассыпался большой кусок, а в Парме зажглось множество огней. Шондi-огонь и сейчас убегает из этих мест, потому и бывает зима каждый год, но уйти совсем Шондi уже не может, потому что его большой кусок греет землю.

Сюжет о борьбе Перы с лешим, в свою очередь, состоит из двух стабильных эпизодов. В первом из них Пера встречает в лесу лешего и вступает с ним в единоборство. Вначале они меряются силой, перетягиваясь на палке. Пера обманывает лешего, привязав себя сыромятным ремнём к крепкому пню. Потом они ложатся спать у костра. Пера, улучив момент, подкладывает вместо себя берёзовый кряж или сосновый чурбак, накрывает его одеялом, а сам прячется неподалёку.

Леший, решив, что Пера уснул, бьёт в чурбак копьём с серебряным наконечником. Пера в это время стреляет в него из лука. Тяжелораненый леший, оставляя кровавый след, бежит в сторону Урала, добегает до горы Болванов Камень (Болван Из), где у него был дом, и умирает на его пороге.

Во втором эпизоде Пера обнаруживает в доме умершего лешего его молодую красивую жену, приводит её к себе домой и берёт в жёны.

Некоторое время молодожёны живут счастливо, но однажды Пера возвращается домой с охоты в неурочное время и входит в дом без стука. Он видит свою жену, щёлкающую вшей, которых она находит в волосах на снятом с головы скальпе, и убивает её.

Повод для убийства Перы своей жены – снятый ею со своей головы скальп – обладает также глубокой символикой. У обских угров голова и волосы считались местом обитания четвёртой души, поэтому у них существовал обычай скальпировать убитых врагов, чтобы уничтожить их души; никогда не стригли своих волос шаманы, поскольку верили, что в них находятся их душа, сила и оберег. Понятие о том, что в волосах находится душа или магическая сила, а потерять их означало потерять силу, универсально и было известно многим народам. Таким образом, жена Перы со снятым скальпом (без души) лишена сил и фактически ни жива, ни мертва, находится на рубеже бытия и небытия.

Само по себе убийство лешего, духа-хозяина леса и зверей («лесного бога») для традиционного мировоззрения коми-зырян и коми-пермяков событие далеко не ординарное. Хотя отношение к лешему и было двойственным: он мог как навредить человеку, так и одарить охотника богатой добычей, в нём доминировали уважительные мотивы.

Считалось, что если соблюдать традиционные нормы и правила поведения в лесу, а также делать периодические приношения лесному духу-хозяину, он был нейтрален или даже помогал в промысле.

Остальные деяния Перы не имеют явно выраженной мифологической подоплеки и преимущественно свидетельствуют лишь о его богатырской силе.

С охоты Пера приносил по два-три лося на спине. Он вытаскивал воз, который не могла осилить лошадь. Соревнуясь в метании камней, Пера мог бросить на версту камень весом в сто пудов. Он приносил на плечах по двенадцать дубовых стволов зараз и раздавал их соседям для изготовления санных полозьев. Обидевшись на одного из односельчан, Пера поднял и сложил внутрь сруба все брёвна, заготовленные им для строительства дома.

Лыжи Перы, поставленные у стены дома, доставали его стреху, а мчался он на них так быстро, что обгонял лошадиную упряжку.

Обладая богатырским аппетитом, Пера мог съесть за один присест десять блюд пельменей и выпить бадью вина. После неудачной женитьбы на вдове лешего семьи Пера так и не завёл и жил один.

Два его брата не обладали богатырской силой Перы, а его сестра, тоже богатырской мощи, жила у северного моря, где она разводила оленей. Иногда сестра приезжала к Пере на оленях, или же он ездил к ней на собачьей упряжке.

Относительно смерти Перы существует несколько версий.

Согласно одной из них, он жил долго и умер естественной смертью. По другой, состарившись, Пера вместе с одним из своих братьев ушёл в парму (приуральскую тайгу), и там они превратились в камни. По третьей версии, Пера надорвался, натягивая ловчие сети, полученные им в дар от царя, между берёзой на правом берегу реки и сосной – на левом. Придя домой, он лёг в заранее изготовленный кедровый гроб и умер. Или же, натягивая сети между сосной на своём берегу реки и елью, растущей на другом, Пера приложил столько усилий, что ель сломалась. Он упал вместе с ней на землю и вскоре умер от полученных травм.

Оригинальный сюжет о Пере-богатыре был зафиксирован в 1771 году выдающимся сподвижником М. Ломоносова русским ученым и писателем Иваном Лепехиным.

После посещения Коми края по заданию Российской Академии наук он так писал в «Дневных записках»:

«Между пермяками хранится старинная грамота, жалованная во время царствования государя царя Иоанна Васильевича, которая нынче истреблена, потому что пермяки, стоя за праотцовские свои дачи и часто ссылаясь в присутственных местах на свои древние грамоты, праведным судьям ею наскучили.

Грамота сия дана была одному из чюди, жившему на Каме, в верстах 50-ти от того места, где ныне стоит село Гайны. Сей чюденин, по их уверениям, был отменный силач, который узнан был по случаю заблудившегося русского торгаша, которому он указал дорогу и снабдил всем нужным.

Торгаш, возвратясь в Москву, многим рассказал об отменной силе чюденина, и слух дошел до самого царя. Сказуемая отменная сила возбудила любопытство государево, и он призван был в Москву, где в награждение ему дана была грамота за государевою рукою на известный земли округ, в котором бы он мог беспрепятственно промышлять.

К сему прибавляют, что в знак государевой милости даны были ему и шелковые сети.

Сей батырек назывался Перя, из чего кажется заключить можно, что по крайней мере его семейство называлось Перяки, и после оно перешло и к его соседям, а во времени для удобнейшего выговора из Перяков произошли Пермяки».

К настоящему времени о Пере-богатыре опубликованы десятки текстов.

В 1966 году была опубликована повесть В. Муравьева «Пера-богатырь с берегов Лупьи».

В. И. Лыткин написал предание в стихах «Пера-богатыр» (1967 год).

А. С. Клейн обращался к образу Перы в своих пьесах-сказках «Камень жизни» (1966 год), «Ожерелье Сюдбея» (1973 год), «Волшебный камень, или книга Белой Совы» (1977 год).

Уникальные графические изображения сюжетов сказаний о Пере-богатыре сделали известные художники Республики Коми Аркадий Васильевич Мошев, Василий Георгиевич Игнатов, Виталий Николаевич Оньков.

Произведения В. Г. Игнатова навеяны сюжетами коми-зырянских и коми-пермяцких легенд. Это своеобразная станковая графика.

А. В. Мошев, коми-пермяцкий художник, проживавший в Республике Коми, известный так же книжной и станковой графикой, из мифологических персонажей тоже явное предпочтение отдает богатырю Пере.

В. Н. Оньков – коми-пермяцкий художник, известен графикой, акварельными работами, а также деревянной скульптурой. Наиболее близки ему образы чудских богатырей: Перы, Кудым Оша и духов-хозяев: чердачный чуд, подпольный чуд, банный чуд, водяной чуд.

Владимир Рохин. Пера-богатырь и Яг-Морт. 1983 год

.

Послушать аудиокниги:

Коми народная сказка на русском языке «Пера-богатырь». Читает Е. А. Выборова

01

Коми народная сказка на коми языке «Пера-багатыр». Читает В. Н. Казаринова

11

.

Почитать книги о Пере на сайте библиотеки:

КОМИ НАРОДНАЯ СКАЗКА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ «ПЕРА-БОГАТЫРЬ» В ЛИТЕРАТУРНОМ ИЗЛОЖЕНИИ П. М. СТОЛПОВСКОГО

КОМИ НАРОДНАЯ СКАЗКА НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ «ПЕРЯ-БОГАТЫРЬ». ЛИТЕРАТУРНАЯ ОБРАБОТКА Н. БЕЛИНОВИЧ. СОСТАВИТЕЛЬ Ф. ПЛЕСОВСКИЙ 

.

         Нотные рукописи:

ГЕРЦМАН МИХАИЛ ЛЬВОВИЧ. ОЖЕРЕЛЬЕ СЮДБЕЯ [НОТЫ : ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] : МЮЗИКЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПО ОДНОИМЕННОЙ СКАЗКЕ А. КЛЕЙНА.

ПЕРА-БОГАТЫРЬ / И. БЛИННИКОВА ; МУЗ. И. БЛИННИКОВОЙ // БЛИННИКОВА ИРИНА. ПАРМА ШЫЯС [НОТЫ] : СБ. ПЬЕС ДЛЯ ФП / И. БЛИННИКОВА; МИН. КУЛЬТУРЫ И НАЦ. ПОЛИТИКИ РК ; СОЮЗ КОМПОЗИТОРОВ РК. — СЫКТЫВКАР, 2007. — 31 С.

.

Мультфильмы и документальные фильмы:

Киноочерк ГТРК «Коми гор» «Палитра сказок и легенд» о В. Г. Игнатове. 1982 год. В фильме рассказывается о творчестве художника, в том числе о его работах, посвященных Яг-Морту и Пере-богатырю. Автор киноочерка Соколова Ж. И. Режиссер и оператор Лисецкий Г. Е.

.

Мультипликационный фильм «Сказ о Пере-богатыре». Пермь-Телефильм. Гостелерадио СССР. 1988 год. Художники-постановщики – Л. Ольшевская, В. Оньков

.

В селе Объячево расположено озеро Дунайчи. По легенде, именно на этом озере встретились два любящих сердца героев коми-пермяцкой мифологии: Перы-богатыря и дочери Солнца Зарань.

Встреча произошла на небе, куда Пера поднялся за разрешением напиться из чистейшей Воды Лузы-матушки. Пера и Зарань полюбили друг друга и спустились по радуге на Прилузскую землю, не спросив разрешения у отца Солнца. Непослушание Зарань разгневало Солнце, и оно ушло с этой земли на 7 лет. За это время у Перы и Зарань родились 7 сыновей и 7 дочерей, от которых позже и произошли прилузцы.

В знак их чистой и светлой любви прилетают на озеро птицы-лебеди.

11 августа 2012 года на празднике «Луза дорса гаж» была открыта скульптурная композиция «Сотворение Земли Прилузской».

Скульптурная композиция установлена на деревянной площадке украшенной резными скамейками. Сделана она из сосны, высотой в 3 метра, на ней вырезаны Пера и Зарань, а над ними кружат лебеди, символизирующие вечную любовь, и устремляются к солнцу, которое завершает скульптурную композицию. Рядом стоит фигура лешего, тоже из дерева.

Утановлена она в местечке Дунайчи, что близ озера Дунайты (народное название – больничное озеро). Это место теперь является одним из пунктов этнотуристического маршрута «Тропою предков». Скульптурная композиция стала туристическим брендом района.

.

Источники:

Атлас Республики Коми. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001. – 551 с. Взять книгу в библиотеке

Игнатов В. Г. Легенды и сказания народа коми: альбом репродукций; сост. М. П. Свириденков; текст А. К. Микушев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985. – 1 папка (48 отд. л.). Взять книгу в библиотеке

Клейн А. Ожерелье Сюдбея: пьеса-сказка в 3-х действиях, 5 картинах с прологом: по мотивам коми фольклора: [для млад. и сред. шк. возраста] / А. Клейн. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1973. – 37,[2] с. Взять книгу в библиотеке

Клейн А. Волшебный камень и книга Белой совы: повесть-сказка по мотивам коми фольклора = Олöм Из да Вежöркуд Небöг: коми фольклор подув вылын лöсьöдöм мойд-повесьт / Александр Клейн; пер. с рус. Е. В. Козлова; худож. В. А. Клейман. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2005. – 141, [3] с. На коми, рус. яз. Взять книгу в библиотеке

Коми легенды и предания /вступ. ст., сост. и пер. Ю. Г. Рочев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1984. – 176 с. Взять книгу в библиотеке

Конаков Николай Дмитриевич. Традиционное мировоззрение народов коми : Окружающий мир. Пространство и время / Н. Д. Конаков ; Рос. акад. наук, Ур. отд-ние, Коми науч. центр, Ин-т яз., лит. и истории. — Сыктывкар : Коми научный центр УрО Российской АН, 1996. — 130, [1] с. : ил. Взять книгу в библиотеке

Лимеров Павел Федорович. Коми несказочная проза : учеб. пособие по спецкурсу / П. Ф. Лимеров. — Сыктывкар : СГУ, 1998. — 96 с. Взять книгу в библиотеке

Лыткин В. И. Пера багатыр / Илля Вась; серпасалiс В. Г. Игнатов. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1967. – 19, [4] л. б. – На коми яз. – Пер. загл: Пера-богатырь. Взять книгу в библиотеке

Микушев Анатолий Константинович. Коми народный эпос : (Историко-культурные контакты): учебное пособие по спецкурсу / А. К. Микушев ; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР, Сыктывкарский гос. ун-т. — Сыктывкар : СГУ, 1989. — 81 с. Взять книгу в библиотеке

Микушев Анатолий Константинович. Коми народный эпос : Историко-культурные контакты. Взаимосвязи коми эпоса : учебное пособие / А.К. Микушев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сыкт. гос. ун-т. — Сыктывкар : Сыктывкарский государственный университет, 2006. — 150 с. Взять книгу в библиотеке

Микушев Анатолий Константинович. Эпические формы коми фольклора / А. К. Микушев ; Акад. наук СССР, Коми филиал. — Ленинград : Наука, Ленинградское отделение, 1973. — 253, [2] с. Взять книгу в библиотеке

Мифология Коми. – Москва — Сыктывкар: ДИК, 1999. – 480 с.: ил., карт. Взять книгу в библиотеке

Му пуксьöм: коми войтырлöн мифология / лöсьöдiс, коми кыв вылö вуджöдiс П. Ф. Лимеров; серпасалic А. В. Мошев. – Сыктывкар: Коми небöг лэдзанiн, 2005. – 622, [2] л. б.: серпас. – На коми, рус. яз. – Пер. загл.: Сотворение мира. Взять книгу в библиотеке

Муравьев В. Б. Пера-богатырь с берегов Лупьи: повесть: по мотивам фольклора народов коми / Владимир Муравьев; рис. Н. Кочергина. – Москва: Детгиз, 1962. – 63, [1] с. Взять книгу в библиотеке

Кочерган Людмила Ивановна. Василий Игнатов. Стиль и этно = Vasiliy Ignatov. Art style and Ethno : [альбом / автор текста и составитель: Л. И. Кочерган ; перевод на коми язык: Е. В. Козлов ; перевод на английский язык: С. Е. Обшанская ; фотограф: А. В. Галуцкий] ; Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Национальная галерея Республики Коми. — Сыктывкар : Национальная галерея Республики Коми, 2020. — 51 с. : цв. ил., фот., портр. — 978-5-7934-0901-8. — Часть текста и подписи к ил. парал. на рус., коми и англ. яз. — Коми Республике — 100. Взять в библиотеке

Пера-богатырь: сказки финно-угорских народов / [пер. на коми язык Е. Козлов; ред. И. В. Иванов]; худож. А. В. Мошев. – Изд. 2-е изд., испр. и доп. – Сыктывкар: Эскöм, 2012. – 203, [4] лист бок. Взять книгу в библиотеке

Как Пера-богатырь на войну ходил // Коми народные сказки. – Сыктывкар, 2017. – С. 10-14. Взять книгу в библиотеке

Кочерган Людмила Ивановна. Василий Игнатов. Стиль и этно = Vasiliy Ignatov. Art style and Ethno : [альбом / автор текста и составитель: Л. И. Кочерган ; перевод на коми язык: Е. В. Козлов ; перевод на английский язык: С. Е. Обшанская ; фотограф: А. В. Галуцкий] ; Министерство культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, Национальная галерея Республики Коми. — Сыктывкар : Национальная галерея Республики Коми, 2020. — 51 с. : цв. ил., фот., портр. — 978-5-7934-0901-8. — Часть текста и подписи к ил. парал. на рус., коми и англ. яз. — Коми Республике — 100. Взять в библиотеке

Ельцова Е. Авторская интерпретация образов и мотивов коми фольклора в поэме А. М. Лужикова «Бöрданаöй, Пераöй, югыд шондiöй» (Пера мой оплакиваемый, ясное солнце мое, 2001) / Е. В. Ельцова // Филологические исследования — 2017. Фольклор, литературы и языки народов европейской части России: формы, модели, механизмы взаимодействия : сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции (9-13 октября 2017 г., Сыктывкар) / [редакционная коллегия: Ю. А. Крашенинникова (отв. ред.) и др.]. — Сыктывкар : Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2017. — С. 223-228. Взять в библиотеке

Пера-богатырь // Анбур-коми мойд: коми мойдъяс коми да роч кыв вылын. – Сыктывкар, 2000. – 133-140 лист бокъяс. Взять книгу в библиотеке

Пера-богатырь // Коми народные сказки / пер. П. Столповского. – Сыктывкар, 1996. – С. 148-157. Взять книгу в библиотеке

Пера-богатырь // Коми народные сказки / сост. Ф. В. Плесовский. – Сыктывкар, 1975. – С. 137-142. Прочитать в электронной библиотеке

Про Перу-богатыря // Коми народные сказки. – Сыктывкар, 2017. – С. 3-9 Взять книгу в библиотеке

Кряжевская Е. Мойдвывса карта. — Йöлöга. — 2011. — 30 сент. — С. 7-8. — На коми яз. — Сказочная карта.

«Апельсин» [Видеозапись]: некоммерческий проект, направленный на сохранение и популяризацию коми языка среди подрастающего поколения / М-во культуры, туризма и архив. дела Респ. Коми, АУ РК «Комикиновидеопрокат». – [Сыктывкар], 2016. – 1 видеодиск (DVD) (1 ч. 42 мин). Прослушать в электронной библиотеке

Блинникова, И. В. Парма шыяс [Ноты] = Звуки пармы: сб. пьес для фортепиано / Ирина Блинникова; М-во культуры и нац. политики РК; Союз композиторов РК // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми». Сыктывкар, 2015–2018. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000293794 (19.09.2018) Посмотреть в электронной библиотеке

Герцман М. Л. Ожерелье Сюдбея [Ноты]: мюзикл для детей по одноименной сказке А. Клейна / М. Л. Герцман; ГУ «Национальная библиотека Республики Коми»; оцифр. О. А. Ерогодская ; обраб. файла. И. А. Белый // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми». Сыктывкар, 2015–2018. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RU+NBRKOMIBIBL0000018537 (19.09.2018). Посмотреть в электронной библиотеке

Столповский П. М. Пера-богатырь: сказка [Электронный ресурс] / Петр Столповский // Национальная электронная библиотека Республики Коми / ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми». Сыктывкар, 2015–2018. URL: https://nebrk.ru/docs/common/RKOMIBIBL0000782595 (19.09.2018). Прочитать в электронной библиотеке

.

Иллюстрации из альбома:

Мошев А. В. Мифология народа Коми в графике А. В. Мошева = А. В. Мошевлöн графикаын коми войтырлöн мифология: [альбом] / А. В. Мошев; сост. О. К. Панкрушева. – Сыктывкар: Анбур, 2008. – 1 папка (43 отд. л.). Взять альбом в библиотеке

В альбом вошли 43 несброшюрованные цветные репродукции оригинальной графики художника. Под каждой репродукцией текст на русском и коми языках, представляющий миф, легенду или предание из сборника «Сотворение мира. Мифология народа коми»(Сыктывкар, 2005, авт.-сост. П. Ф. Лимеров).

Впервые запись сказания о богатыре и охотнике Пере была сделана ещё в 1771 г. академиком И.И. Лепёхиным, к настоящему времени о нём опубликованы десятки текстов.

Родился Пера в семье князя-жреца иньвенских коми-пермяков, легендарного богатыря Кудым-Оша и мансийской княжны Костэ около реки Лупья. По другим верованиям, он был сыном тайги Парма. Его жена – красавица Зарни-ань, дочь Шондi или Солнца, была воплощением зари, добродетельной хозяйкой: вставала раньше и ложилась позже мужа.1

Два самых распространенных предания о Пере — это легенда о его столкновении с лесным духом Вöрса и о победе над вражеским войском, впереди которых двигалось «огненное колесо».

Пере присущи мифические и богатырские силы. С охоты он мог принести по два-три лося на спине. Он вытаскивал воз, который не могла осилить лошадь. Лыжи богатыря мчали так быстро, что обгоняли лошадиную упряжку. Обладая богатырским аппетитом, Пера мог съесть за один присест десять блюд пельменей и выпить бадью вина.

Относительно смерти Перы существует несколько версий.2 Согласно одной из них, он жил долго и умер естественной смертью. По другой, состарившись, Пера вместе с одним из своих братьев ушёл в парму (приуральскую тайгу), и там они превратились в камни. По третьей версии, Пера надорвался, натягивая ловчие сети, полученные им в дар от царя, между берёзой на правом берегу реки и сосной — на левом. Придя домой, он лёг в заранее изготовленный кедровый гроб и умер.

В 1988 году на студии «Пермь-телефильм» Гостелерадио СССР вышел мультипликационный фильм «Сказ о Пере-богатыре», сценарий к которому написала Н. Гашева по мотивам коми-пермяцкого фольклора, режиссёр-постановщик – Л. Кощеников.

В журнале «Арт» №4 за 2016 год подготовлен совместно с Министерством национальной политики Республики Коми первый выпуск этнокомикса про Перу-богатыря («Пера и шайтан-арба»).3 Автором идеи проекта стал главный редактор издания, фольклорист Павел Лимеров, автор сюжета — Андрей Влизков, иллюстрации ярославского художника Павла Зарослова. Авторы проекта замыслили переложить весь материал о коми богатыре на комикс, в котором бы фольклорные реалии переплелись с современной действительность. Они уверены, что подобные материалы будут способствовать популяризации фольклора, а также привлекут внимание молодежи к коми культуре и традициям.

1. Подюков, И. О нынешнем состоянии эпических преданий о Пере-богатыре // АРТ: литературно-художественный журнал Республики Коми. – Реж. доступа: http://artlad.ru/magazine/all/480/510/537/541;

Ён да тöдысь йöз йылысь висьтъяс=Предания о местных силачах и знахарях // Коми йöзкостса важ висьтъяс = Коми легенды и предания / сост. Ю.Г. Рочев. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2006. – С. 55-113;

Пера, багатыр-вöралысь йылысь = О Пере, богатыре-охотнике // Войдöр = Когда-то: мифы, легенды, предания коми народа / сост. П.Ф. Лимеров. – Сыктывкар: Кола, 2012. – С. 45-54;

Пера // Мифология Коми / рук. авт. кол. Н.Д. Конакова; науч. ред. В.В. Напольских. – М.: ДИК, 1999. – С.298-303.

2. Легенды нашего края: Герой сказок Пера победил лесного духа – лешего // Портал PROгород– Реж. доступа: http://progorod11.ru/news/12719

3. Пера и Шайтан-Арба: [комикс по мотивам коми предания] // Арт. – 2016. — №4.- С. 113-129;

На страницах журнала «Арт» вышел комикс по мотивам коми предания //БНК: информационное агентство. – Реж. доступа: https://m.bnkomi.ru/56900/

До сих пор мифология соседних со славянами народов весьма слабо использовалась для реконструкции мифов и обрядности славян.

Точнее, использование это проистекало крайне однобоко — это пошло с печальной памяти Е. Аничкова, в своем труде «Язычество и древняя Русь», cей ученый муж, совершенно верно заключив, что обычно неразвитые народы заимствуют у развитых, тут же на голубом глазу заявил, что финны-де были более развиты, чем славяне, и из этой дикой посылки вывел — следовательно, заимствование в мифологии проистекало от финнов к славянам, так и никак более.

Этому образчику русофобии уже скоро сто лет, но ничего не изменилось — обнаружив то или иное сходство между славянскими и финскими преданиями, ритуалами и пр., исследователь, недолго думая, фиксирует «финское заимствование». Сорняк финнобесия укоренился едва ли не так же глубоко, как сорняк норманнизма.  Простой пример — некогда православный писатель и публицист, П.И. Мельников-Печерский, поведал «мордовский миф» о сотворении мира и человека богом Чам-Пасом, схожий с приписываемым летописью верхне-волжским волхвам 1071 года. Волхвов, понятно, тут же записали в «мерю». Не так давно обнаружилось, что «миф» — выдумка, очевидно, самого П.И. Мельникова (с тем же успехом лепившего и «мифы» про «Ярилу-Солнце» и «Мать-Землю» для славян). Никакого бога по имени Чам-Пас у мордвы не было.

И что же? Сообщающие об этом писатели продолжают рассуждать о волхвах, как о «финно-уграх». Хотя только что развеяли по ветру все основания для такого отождествления.

Инерция гуманитарного мышления — страшная вещь.

В то же самое время скандинавы, скажем. обнаружив сходство образа эддического Тора с «громовым стариком» саамов Айеке-Тиермесом, отнюдь не торопятся заявлять о «заимствовании культа Тора у саамов», а считают именно саамские легенды отражением скандинавских поверий, и даже полагают возможным на основе саамских легенд и культов реконструровать ранние стадии скандинавского язычества.

Я считаю целесообразным порвать с традицией «аничковщины» и обратиться к пересечениям в славянских и финских преданиях не как к очередному «финскому влиянию», а как к источнику по древнерусской языческой мифологии.

Речь у нас пойдет об одном из персонажей коми фольклора, богатыре по имени Пера. Впервые запись сказания о Пере была сделана ещё в 1771 г. академиком И.И. Лепёхиным, к настоящему времени о нём опубликованы десятки текстов.

Два самых распространенных предания о Пере — это легенда о его столкновении с лесным духом Вэрса и о победе над врагами, впереди которых двигается в «огненном колесе» вражеский богатырь.

Исследователи отмечают, что для коми фольклора тема победы охотника над лесным духом едва ли не уникальна. Обычно столкнувшийся с недобрым лесным хозяином человек или гибнет, или чудом спасается, здесь же пораженный стрелой Перы Вэрса бежит от него к горе «Болванов Камень», где и умирает.

Из торжества Перы над Вэрсой исследователи справдливло делают вывод, что статус Перы изначально выше простого охотника — ибо Божество может одолеть только Божество.
Несмотря на то, что до нас не дошли напрямую легенды о русском Перуне, в балтском фольклоре сохранилось немало легенд о его ближайшем подобии — Перкуне (Перкунасе, Перконе). Очень распространен сюжет о преследовании Перкуном «черта» и поражением последнего громовой стрелою. Пера в коми мифологии делает то же самое.

Очень интересно предание о победе Пери над огненным колесом. Пожалуй, аналоги ему отыскать трудно. Пера тут выступает как защитник русской (!) земли от врагов (часто конкретно называют татар), впереди войска которых катит главный вражеский богатырь во всесокрушающем огненном колесе, движущемся с юга на запад. Пера разбивает колесо, убивает богатыря, враг в панике бежит, преследуемый русскими.


Это странное предание разъясняют через другой,менее распространеный миф о Пере.

Некогда зимы не было вообще, а Шонды-Солнце никуда не уходило из Пармы (тайги). В Парме было много всяких зверей и птиц, но еще не было людей. Наконец, Парма родила юношу, которого назвали Перой . Пера сделал себе лук и стрелы и стал хозяином и земли, и леса. Однажды, спустившись к реке, он увидел радугу, которая пила из нее воду. За разрешение напиться Пера попросил поднять его за облака. Поднявшись наверх, Пера увидел «твердь господню» и множество огней, а посередине самый большой огонь- Шонды. Пера решил взять немного этого огня и спустить его на Землю, но, приблизившись к Шонды, был отброшен от него грянувшим громом и сверкающей молнией. После этого Пера оказался на облаках в золотых санях, запряженных серебряным конем, рядом с красивой девушкой. Эта была дочь Шонды по имени Зарань, она вставала утром раньше Ш., а вечером ложилась спать позднее его и следила, чтобы Шонды-огонь никого не сжёг. Пера и Зарань полюбили друг-друга и спустились жить на Землю. Увидев это, Шонды рассердилось и ушло далеко от этих мест. На земле стало темно и холодно, замерзли реки и озера, все занесло снегом. Перу и Зарань укрыла Мать-Парма. Шонды не было семь лет. За это время у Перы и Зарань появилось семь сыновей и семь дочерей. Наконец, Шонды вернулось. Стало тепло, появилась зелень, в небе снова засияла радуга. Шонды предложило Зарань вернуться, угрожая в противном случае сжечь все на земле. Началась страшная жара, высыхали реки, трескалась земля. Чтобы спасти своих детей, Зарань поднялась за облака, но Шонды продолжало жечь. Тогда Пера со всеми своими сыновьями поднялся на высокую гору, он и семь его сыновей натянули могучие луки и выстрелили в Шонды. От Шонды оторвался и рассыпался большой кусок, а в Парме зажглось множество огней. Шонды-огонь и сейчас убегает из этих мест, потому и бывает зима каждый год, но уйти совсем Шонды уже не может, потому что его большой кусок греет землю. 

Пера-победитель Солнца явно является предшественником Перы — победителя огненного колеса, которое грозило сжечь мир, двигаясь с юга на запад — то есть путем Солнца, посолонь. Мифов о солцеборчестве Перкуна нет у литовцев, там он рассекает друггое небесное светило — месяц. Возможно, именно это предание слилось у коми с евразийским мифом о стрелке, уничтожившем «лишние» Солнца, угрожавшие жизни на земле. Зато Перкун часто выступает, как жених Аушры — дочери Солнца и воплощении зари — так же, как и Зарань.

Так может, Пера и есть Перкун, а не Перун, отражение контактов предков коми с балтами?

Но дело в том, что имя Зарань не имеет отношения ни к балтским языкам, ни к языку коми. Наиболее вероятная этимология ее имени — это смешение коми ань — «женщина» и русского слова Заря. Да и тот факт, что в покрытых налетом исторических названий и имен легендах Пера защищает русских — слишком ясно говорит, от какого народа герой пришел в предания коми.

Из преданий коми мы можем узнать, что в древней Руси были легенды о женитьбе Громовержца на Заре — а Заря, в свою очередь, считалась дочерью Солнца. C меньшей уверенностью можно говорить о солнцеборчестве Перуна.
Любопытна и судьба преданий о Пере в коми фольклоре. Предания о расчистке им полей от леса, крайне схожие с подобной деятельностью Ильи Пророка в русских преданиях, скорее всего все же имеют мифологическое происхождение — буря валит деревья, гром разбивает их. Пера поднимает двенадцать дубовых бревен — связь дуба с культом Перуна общеизвестна. Очевидно, из подобных легенд расчстка поля от деревьев проникла и в былины про Илью Муромца, когда возникакла «крестьянская» версия его происхождения.

Воследствии, однако, Пера уже окончательно очеловечивается, превращаясь в очередного «народного заступника» и «борца с богатеями» — любимца советских фольклористов. Подобная трансформация образа может быть полезна исследователям фольклора, наглядно показывая, как очевидно мифологические герои превращаются в персонажей бытовых и социальных.

Для русской же истории ценно само отражение языческих русских легенд в коми фольклоре. Этот факт со всей ясностью говорит о том, что Русь очень рано, еще до крещения, начала продвижение на северо-восток, в приуральские земли коми — или же на то, что русские первопроходцы в этих землях долгое время не были христианами.

Оригинал взят у smelding в ПЕРА-БОГАТЫРЬ ИЛИ КАК РУССКИЙ ГРОМОВЕРЖЕЦ СТАЛ ГОРЯЧИМ ПЕРМСКИМ ПАРНЕМ.

Пера-богатырь

Пера-богатырь

Пера-богатырь — главный герой преданий коми-пермяков. Верили, что его матерью была сама Парма, тайга. Пера стал первочеловеком-охотником: он сам сделал себе лук и стрелы. Однажды он увидел, как радуга пьет воду из реки в его лесных владениях. Богатырь по радуге поднялся на небо и среди светил увидел огонь солнца — Шонди. Пера хотел добыть небесный огонь, но был опален молнией. Герой тем не менее все же остался на небе: он сел в золотые сани, запряженные серебряным конем, а рядом обнаружил красавицу Зарань, дочь Солнца или самого Ена. (В других мифах рассказывается, что она сама спустилась на Землю по мосту — радуге.) Зарань была воплощением зари, вставала раньше Перы и ложилась позже героя, заботясь о том, чтобы солнечный огонь не сжег все живое.

Солнце не стерпело брака дочери с земным человеком и, когда они спустились на землю, ушло далеко от тайги. Наступили лютые морозы, но мать-тайга укрыла Перу и Зарань. Семь лет не возвращалось светило, но за это время супруги породили людей — семь сыновей и семь дочерей. Тогда Шонди вернулось, природа ожила, но Солнце продолжало звать дочь назад, на небо. Оно послало нестерпимый жар, и Зарань вернулась: она хотела забрать с собой и детей, но тайга Парма создала эхо, и Зарань не смогла докричаться до детей и найти их — так люди остались на земле. Жар между тем все не прекращался. Тогда Пера поднялся на гору со своими сыновьями, которые стали стрелять из луков в раскаленное светило: огромный кусок упал в тайгу, где с тех пор начались лесные пожары. Солнце продолжает по-прежнему уходить на зиму из тайги, но его кусок продолжает греть землю, люди же получили, наконец, земной огонь.

Главным соперником Перы — хозяина тайги — оказывается злой лесной дух, леший — ворса. Пера состязается с лешим и обманывает глупого духа: когда соперники перетягивают палку, Пера привязывает себя ремнем к пню, на ночлеге подкладывает вместо себя дерево, чтобы ворса не убил его. В конце концов Пера ранит ворсу стрелой, преследует его до Урала, где леший умирает у входа в свое пещерное жилище. Там Пера находит красавицу-жену лешего, но красавица сама не чужда нечистой силы — может снимать с себя скальп и искать вшей в волосах, и Пера убивает ее.

Миф о смерти Перы характерен для рассказов о первобытных великанах: он ушел в тайгу, где превратился в камень. В камень превратился и другой герой эпоса коми — Богатырь Медные рога: каменными стали его жены и его олени.

В эпосе коми-пермяков Пера — охотник-богатырь: он вмиг настигал добычу, а оленей, лосей и медведей насаживал на рогатину, как тараканов. Однажды на московского царя напало иноземное войско во главе с богатырем, который сидел внутри железного колеса. Колесо давило всех противников. Царь призвал на помощь Перу. Богатырь отправился на битву на чудесных лыжах или даже верхом на лосе, обогнавшем царскую тройку. Вражеское колесо отдавило богатырю мизинцы на обеих ногах, но тот поднатужился, поднял его и разбил о землю. Царь хотел наградить Перу золотом и мехами, но тот потребовал грамоту на Лупьинскую землю (по реке Лупье, где родился Пера), чтобы коми могли там беспошлинно промышлять. В придачу царь пожаловал богатырю шелковые сети для ловли куниц.

В преданиях Пера оказывается иногда чудским богатырем и приставлен навечно сторожить сокровища чуди. Сохранилось и характерное предание о том, что Пера боролся с самим Богом и тот превратил его в камень.

Читайте также

ГОРЫНЯ, КОРОМЫСЛО И ИВАН-БОГАТЫРЬ

ГОРЫНЯ, КОРОМЫСЛО И ИВАН-БОГАТЫРЬ
Горыня и Коромысло отправились путешествовать по белу свету. Дорогой повстречались они с Иваном богатырем. Куда путь держите? спрашивает Иван-богатырь. — Пошли путешествовать по всей земле, отвечает Горыня. Иван-богатырь и пошел вместе

Медведь-богатырь Кудым-Ош

Медведь-богатырь Кудым-Ош
Другой богатырь коми-пермяцких преданий именуется «ош» — «медведь». Его мать Повсин — могучая одноглазая ведунья, зачала сына от медведя. Юноша стал вождем одного из племен коми и одновременно жрецом, наделенным сверхъестественными

Богатырь-сиротка

Богатырь-сиротка
В эпосе северных коми-оленеводов рассказывается о распрях, которые происходили между коми и их соседями ненцами в борьбе за владение оленьими стадами. Распри носили жестокий, истребительный характер, и целые роды становились их жертвами. Случилось так,

Пахарь-богатырь Тюштян

Пахарь-богатырь Тюштян
Когда Нишке создал землю, леса, луга, то увидел, что поваленные деревья в лесу остаются неубранными, а луга некошеными. Тогда он и создал народ эрзю. Но эрзяне сильно умножились — возникло целых семь селений — и стали они спорить из-за земли: не могут

Гусь-богатырь и скифский Геракл

Гусь-богатырь и скифский Геракл
Мать, сама принимающая облик гусыни, дала сыну семь гусиных крыльев. В облике гуся он может спасаться от преследующих его завистников-братьев и летать в птичью страну Мортимма. Недаром одно из его имен — Лунт-отыр («Гусь-богатырь»), а об

2.5. Из какой Индии богатырь Дюк Степанович?

2.5. Из какой Индии богатырь Дюк Степанович?

Былину о богатыре Дюке Степановиче исследователями русского фольклора принято относить к былинам киевского цикла. Это одно из интереснейших произведений русского эпоса. Подавляющее большинство былин, в том числе и киевского

«Черен для пера», или «головная булавка гирляндой из мелких изумрудов»

«Черен для пера», или «головная булавка гирляндой из мелких изумрудов»
Средний сын Луи-Давида Дюваля оказался достойным продолжателем семейного дела. Однако атрибуция его произведений затруднена из-за отсутствия на них каких-либо подписей и клейм, ибо заказчику

Иван-царевич — могучий русский богатырь[168]

Иван-царевич — могучий русский богатырь[168]
Тип народного богатыря Ивана-царевича стоит на рубеже периода доисторического мифа и эпохи определившейся уже народной жизни. Он прямое божество дня и света древнего язычества, и в то же время в нем чувствуется православный

Иудейский богатырь Самсон

Иудейский богатырь Самсон
Следующая история – о библейском герое и богатыре Самсоне, 13-м из судей израилевых. Все обстоятельства его жизни и подвиги описаны в 13–16 главах книги Судей.Мать Самсона долгое время была бесплодна, затем, по предсказанию Ангела, родила сына,

Огонь – богатырь-воевода

Огонь – богатырь-воевода
Огонь и вода всему голова.Огонь да вода – нужда да беда.С огнём не шути, с водой не дружись, ветру не верь.Огонь царь, вода царица, земля матушка, небо отец, ветер господин, дождь кормилец, солнце князь, луна княгиня.Хороши в батраках огонь да вода, а

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пера – коми-пермяцкий фольклорный герой-богатырь, известный также южным (лузско-летским, верхне-вычегодским) коми-зырянам.

Сюжет о Пере-богатыре является одним из наиболее развитых, хорошо сохранившихся как в эпосе коми-зырян, так и в эпосе коми-пермяков. Первая публикация относится ко второй половине XVIII века. Распространен в Усть-Куломском районе Республики Коми и Пермском крае.

Сказания о Пере имеют множество вариантов, но сюжеты большинства из них, по мнению исследователя Ю. Г. Рочева, характеризуются следующими особенностями:

1. Ратный подвиг богатыря является центральным эпизодом. Ратному подвигу предшествуют картины мирного труда. Пера занимается земледелием, охотничьим промыслом. Он дружелюбен, миролюбив, вспыльчив и отходчив, не может терпеть несправедливости, насмешек, жестоко мстит пересмешникам. Брат Перы служит у московского царя.

Неожиданно на царя нападают иноземцы, владеющие чудовищным колесом. По зову царя коми богатырь идет на битву с чудовищем, побивает его. Русский царь хочет наградить Перу золотом-серебром, но тот от награды отказывается, принимает лишь грамоту на лесные угодья и шелковые сети.

2. Поединок Перы с Лешим-Вöрса: завоеванные в битве с иноземцем-чудовищем права на свободный промысел дичи в родной тайге-парме Пере приходится утверждать в схватке с Лешим-Вöрса, который не признает дарованных царем прав, хочет извести Перу, убить его сонного.

Сначала он проигрывает Пере в перетягивании на палках: Пера предварительно привязывает себя к смолистому пню, а когда пень начал трещать, Пера пугает обессиленного Вöрсу, утверждая, что это с треском входят в него новые силы. Затем Вöрса пытается выведать у Перы, как тот спит во сне. «Сплю, как березовый кряж», – отвечает Пера, разгадав коварный замысел.

Ночью Пера подкладывает вместо березовый кряж, прикрыв войлочным плащем-лузаном. Вöрса, приняв кряж за Перу, пронзает дерево копьем с серебряным наконечником.

В ответ Пера, притаившийся на дереве среди ветвей, пускает стрелу и смертельно ранит противника, добивает на пороге жилища, становится мужем его жены. Однако, обнаружив колдовские хитрости полоненной женщины, Пера убивает и ее.

3. Поединок Перы с графом Строгановым и его приближенными: завоеванные в битве с иноземцами и в поединке с Вöрса права богатырь вынужден отстаивать на этот раз от «злющих слуг Строгановых», «от злющего графа». Враги хотят «замежить» железной цепью земли Перы и его народа, хотят присоединить их земли к усадьбе Строгановых, людей обратить в крепостное состояние.

Пера разрывает руками железную цепь, клнцы той цепи прячет в кустах. Так он освобождает себя и своих людей из крепостной неволи. Впрочем в большинстве вариантов оказывается, что Пера, этот отважный победитель иноземца и лесного чудовища, вынужден скрываться от графа и его прихвостней.

.

В энциклопедии «Мифология Коми» даются и другие подробности из жизни легендарного героя Перы:

Наиболее распространённым является текст, в котором объединены два сюжета: Пера — защитник Родины, победитель вражеского войска и Пера — победитель лешего.

Логическая связь этих сюжетов объясняется достаточно легко: Пера в благодарность за победу над врагом просит и получает от царя ловчую сеть и грамоту на владение лесным промысловым участком в родных краях, но на него претендует и леший, прежний его хозяин. Пера вступает с ним в единоборство и, во многом благодаря хитрости, побеждает его.

Но в отдельных текстах сюжеты расположены в обратном порядке. В то же время обязательны и неизменны следующие детали: поход Перы происходит зимой (он отправляется в путь на лыжах). Вражеское войско двигается с юга относительно Коми края. Предводитель вражеского войска находится в огромном колесе, причём колесо это огненное: «. неприятель давил огненным колесом».

Огненное колесо двигалось с юга на запад. Москва (а именно к ней отправляется Пера на битву с врагом) находится на запад от Коми края. В некоторых текстах западное направление отмечается особо: «. на запад, дескать, надо идти, — ответили посланцы».

Учитывая, что в одном из фольклорных текстов Пера предстаёт в роли солнцеборца и создателя прецедента, установившего годовой ход солнца, сюжет об уничтожении им огненного колеса, возможно, является отголоском древнего аналогичного мифа об установлении суточного хода светила.

Оригинальный коми-пермяцкий миф объясняет возникновение годового хода Шондi (Солнца) и связанной с ним смены времен года. В нем говорится, что некогда зимы не было вообще, а Шондi никуда не уходило из Пармы (Тайги). В Парме было много всяких зверей и птиц, но еще не было людей. Наконец, Парма родила юношу, которого назвали Перой, — интересный вариант рождения первочеловека самой Матерью-Природой.

Пера сделал себе лук и стрелы и стал хозяином и земли, и леса. Однажды, спустившись к реке, он увидел радугу, которая пила из нее воду. За разрешение напиться Пера попросил поднять его за облака.

Поднявшись наверх, Пера увидел «твердь господню» и множество огней, а посередине самый большой огонь – Шондi. Пера решил взять немного этого огня и спустить его на землю, но, приблизившись к Шондi, был отброшен от него грянувшим громом и сверкающей молнией.

После этого Пера оказался на облаках в золотых санях, запряженных серебряным конем, рядом с красивой девушкой. Это была дочь Шондi по имени Зарань, она вставала утром раньше Шондi, а вечером ложилась спать позднее его и следила, чтобы Шондi-огонь никого не сжег. Пера и Зарань полюбили друг друга и спустились жить на Землю.

Увидев это, Шондi рассердилось и ушло далеко от этих мест. На земле стало темно и холодно, замерзли реки и озера, все занесло снегом. Перу и Зарань укрыла Мать-Парма.

Шондi не было семь лет. За это время у Перы и Зарань появилось семь сыновей и семь дочерей. Наконец, Шондi вернулось. Стало тепло, появилась зелень, в небе снова засияла радуга.

Шондi предложило Зарань вернуться, угрожая в противном случае сжечь все на земле. Началась страшная жара, высыхали реки, трескалась земля. Чтобы спасти своих детей, Зарань поднялась за облака, но Шондi продолжало жечь. Тогда Пера со всеми своими сыновьями поднялся на высокую гору, он и семь его сыновей натянули могучие луки и выстрелили в Шондi.

От Шондi оторвался и рассыпался большой кусок, а в Парме зажглось множество огней. Шондi-огонь и сейчас убегает из этих мест, потому и бывает зима каждый год, но уйти совсем Шондi уже не может, потому что его большой кусок греет землю.

Сюжет о борьбе Перы с лешим, в свою очередь, состоит из двух стабильных эпизодов. В первом из них Пера встречает в лесу лешего и вступает с ним в единоборство. Вначале они меряются силой, перетягиваясь на палке. Пера обманывает лешего, привязав себя сыромятным ремнём к крепкому пню. Потом они ложатся спать у костра. Пера, улучив момент, подкладывает вместо себя берёзовый кряж или сосновый чурбак, накрывает его одеялом, а сам прячется неподалёку.

Леший, решив, что Пера уснул, бьёт в чурбак копьём с серебряным наконечником. Пера в это время стреляет в него из лука. Тяжелораненый леший, оставляя кровавый след, бежит в сторону Урала, добегает до горы Болванов Камень (Болван Из), где у него был дом, и умирает на его пороге.

Во втором эпизоде Пера обнаруживает в доме умершего лешего его молодую красивую жену, приводит её к себе домой и берёт в жёны.

Некоторое время молодожёны живут счастливо, но однажды Пера возвращается домой с охоты в неурочное время и входит в дом без стука. Он видит свою жену, щёлкающую вшей, которых она находит в волосах на снятом с головы скальпе, и убивает её.

Повод для убийства Перы своей жены – снятый ею со своей головы скальп – обладает также глубокой символикой. У обских угров голова и волосы считались местом обитания четвёртой души, поэтому у них существовал обычай скальпировать убитых врагов, чтобы уничтожить их души; никогда не стригли своих волос шаманы, поскольку верили, что в них находятся их душа, сила и оберег. Понятие о том, что в волосах находится душа или магическая сила, а потерять их означало потерять силу, универсально и было известно многим народам. Таким образом, жена Перы со снятым скальпом (без души) лишена сил и фактически ни жива, ни мертва, находится на рубеже бытия и небытия.

Само по себе убийство лешего, духа-хозяина леса и зверей («лесного бога») для традиционного мировоззрения коми-зырян и коми-пермяков событие далеко не ординарное. Хотя отношение к лешему и было двойственным: он мог как навредить человеку, так и одарить охотника богатой добычей, в нём доминировали уважительные мотивы.

Считалось, что если соблюдать традиционные нормы и правила поведения в лесу, а также делать периодические приношения лесному духу-хозяину, он был нейтрален или даже помогал в промысле.

Остальные деяния Перы не имеют явно выраженной мифологической подоплеки и преимущественно свидетельствуют лишь о его богатырской силе.

С охоты Пера приносил по два-три лося на спине. Он вытаскивал воз, который не могла осилить лошадь. Соревнуясь в метании камней, Пера мог бросить на версту камень весом в сто пудов. Он приносил на плечах по двенадцать дубовых стволов зараз и раздавал их соседям для изготовления санных полозьев. Обидевшись на одного из односельчан, Пера поднял и сложил внутрь сруба все брёвна, заготовленные им для строительства дома.

Лыжи Перы, поставленные у стены дома, доставали его стреху, а мчался он на них так быстро, что обгонял лошадиную упряжку.

Обладая богатырским аппетитом, Пера мог съесть за один присест десять блюд пельменей и выпить бадью вина. После неудачной женитьбы на вдове лешего семьи Пера так и не завёл и жил один.

Два его брата не обладали богатырской силой Перы, а его сестра, тоже богатырской мощи, жила у северного моря, где она разводила оленей. Иногда сестра приезжала к Пере на оленях, или же он ездил к ней на собачьей упряжке.

Относительно смерти Перы существует несколько версий.

Согласно одной из них, он жил долго и умер естественной смертью. По другой, состарившись, Пера вместе с одним из своих братьев ушёл в парму (приуральскую тайгу), и там они превратились в камни. По третьей версии, Пера надорвался, натягивая ловчие сети, полученные им в дар от царя, между берёзой на правом берегу реки и сосной – на левом. Придя домой, он лёг в заранее изготовленный кедровый гроб и умер. Или же, натягивая сети между сосной на своём берегу реки и елью, растущей на другом, Пера приложил столько усилий, что ель сломалась. Он упал вместе с ней на землю и вскоре умер от полученных травм.

Оригинальный сюжет о Пере-богатыре был зафиксирован в 1771 году выдающимся сподвижником М. Ломоносова русским ученым и писателем Иваном Лепехиным.

После посещения Коми края по заданию Российской Академии наук он так писал в «Дневных записках»:

«Между пермяками хранится старинная грамота, жалованная во время царствования государя царя Иоанна Васильевича, которая нынче истреблена, потому что пермяки, стоя за праотцовские свои дачи и часто ссылаясь в присутственных местах на свои древние грамоты, праведным судьям ею наскучили.

Грамота сия дана была одному из чюди, жившему на Каме, в верстах 50-ти от того места, где ныне стоит село Гайны. Сей чюденин, по их уверениям, был отменный силач, который узнан был по случаю заблудившегося русского торгаша, которому он указал дорогу и снабдил всем нужным.

Торгаш, возвратясь в Москву, многим рассказал об отменной силе чюденина, и слух дошел до самого царя. Сказуемая отменная сила возбудила любопытство государево, и он призван был в Москву, где в награждение ему дана была грамота за государевою рукою на известный земли округ, в котором бы он мог беспрепятственно промышлять.

К сему прибавляют, что в знак государевой милости даны были ему и шелковые сети.

Сей батырек назывался Перя, из чего кажется заключить можно, что по крайней мере его семейство называлось Перяки, и после оно перешло и к его соседям, а во времени для удобнейшего выговора из Перяков произошли Пермяки».

К настоящему времени о Пере-богатыре опубликованы десятки текстов.

В 1966 году была опубликована повесть В. Муравьева «Пера-богатырь с берегов Лупьи».

В. И. Лыткин написал предание в стихах «Пера-богатыр» (1967 год).

А. С. Клейн обращался к образу Перы в своих пьесах-сказках «Камень жизни» (1966 год), «Ожерелье Сюдбея» (1973 год), «Волшебный камень, или книга Белой Совы» (1977 год).

Уникальные графические изображения сюжетов сказаний о Пере-богатыре сделали известные художники Республики Коми Аркадий Васильевич Мошев, Василий Георгиевич Игнатов, Виталий Николаевич Оньков.

Произведения В. Г. Игнатова навеяны сюжетами коми-зырянских и коми-пермяцких легенд. Это своеобразная станковая графика.

А. В. Мошев, коми-пермяцкий художник, проживавший в Республике Коми, известный так же книжной и станковой графикой, из мифологических персонажей тоже явное предпочтение отдает богатырю Пере.

В. Н. Оньков – коми-пермяцкий художник, известен графикой, акварельными работами, а также деревянной скульптурой. Наиболее близки ему образы чудских богатырей: Перы, Кудым Оша и духов-хозяев: чердачный чуд, подпольный чуд, банный чуд, водяной чуд.

Пера-богатырь — главный герой преданий коми-пермяков. Верили, что его матерью была сама Парма, тайга. Пера стал первочеловеком-охотником: он сам сделал себе лук и стрелы. Однажды он увидел, как радуга пьет воду из реки в его лесных владениях. Богатырь по радуге поднялся на небо и среди светил увидел огонь солнца — Шонди. Пера хотел добыть небесный огонь, но был опален молнией. Герой тем не менее все же остался на небе: он сел в золотые сани, запряженные серебряным конем, а рядом обнаружил красавицу Зарань, дочь Солнца или самого Ена. (В других мифах рассказывается, что она сама спустилась на Землю по мосту — радуге.) Зарань была воплощением зари, вставала раньше Перы и ложилась позже героя, заботясь о том, чтобы солнечный огонь не сжег все живое.

Солнце не стерпело брака дочери с земным человеком и, когда они спустились на землю, ушло далеко от тайги. Наступили лютые морозы, но мать-тайга укрыла Перу и Зарань. Семь лет не возвращалось светило, но за это время супруги породили людей — семь сыновей и семь дочерей. Тогда Шонди вернулось, природа ожила, но Солнце продолжало звать дочь назад, на небо. Оно послало нестерпимый жар, и Зарань вернулась: она хотела забрать с собой и детей, но тайга Парма создала эхо, и Зарань не смогла докричаться до детей и найти их — так люди остались на земле. Жар между тем все не прекращался. Тогда Пера поднялся на гору со своими сыновьями, которые стали стрелять из луков в раскаленное светило: огромный кусок упал в тайгу, где с тех пор начались лесные пожары. Солнце продолжает по-прежнему уходить на зиму из тайги, но его кусок продолжает греть землю, люди же получили, наконец, земной огонь.

Главным соперником Перы — хозяина тайги -оказывается злой лесной дух, леший — ворса. Пера состязается с лешим и обманывает глупого духа: когда соперники перетягивают палку, Пера привязывает себя ремнем к пню, на ночлеге подкладывает вместо себя дерево, чтобы ворса не убил его. В конце концов Пера ранит ворсу стрелой, преследует его до Урала, где леший умирает у входа в свое пещерное жилище. Там Пера находит красавицу-жену лешего, но красавица сама не чужда нечистой силы -может снимать с себя скальп и искать вшей в волосах, и Пера убивает ее.

Миф о смерти Перы характерен для рассказ зов о первобытных великанах: он ушел в тайгу, где превратился в камень, В камень превратился и другой герой эпоса коми — Богатырь Медные рога: каменными стали его жены и его олени.

© Климов

Пе́ра (Пе́ля, Пе́ря; коми-перм. (b) Пера) — легендарный богатырь (b) , персонаж коми-пермяцкого (b) прозаического эпоса (b) .

Цикл легенд о Пере включает рассказы о жизни Перы и его брата Мизи на реке Лупье (b) ; о помощи русскому царю (обычно Ивану Грозному (b) ) в битве с врагом; о споре с лешим (b) за промысловые угодья; о борьбе с графом Строгановым (b) , желавшим захватить местные земли; о смерти Перы и последующем обнаружении его больших костей[1].

Рассказы о Пере бытовали во всех шести районах Коми-Пермяцкого округа (b) (включая Юрлинский — с русским (b) населением), в смежном Усть-Куломском районе (b) Республики Коми, а также в Красновишерском районе (b) Пермского края — у русских и язьвинских пермяков (b) [1].

Происхождение имени

Антропоним Пера мог произойти от русского имени Перша / Перфилий, преобразованного на коми-пермяцкой почве, подобно именам легендарных первопоселенцев Бо́ра (из Борис) и Мо́ка (из Мокей). В писцовой книге Перми Великой за 1579 год среди жителей деревни Верх-Лупья (b) , которая считается родиной Перы-богатыря, упоминается Перша Сидоров. Переписная книга 1647 года упоминает в той же деревне Стахейко Остафьева сына Мизева, прозвище отца которого идентично имени спутника Перы — Мизя.[2]

Семья

Родился в семье князя-жреца иньвенских (b) коми-пермяков, легендарного богатыря Кудым-Оша (b) и мансийской княжны Костэ (b) около реки Лупья (b) .

По другим верованиям, он был сыном тайги Парма (b) [3].

Его жена — красавица Зарни (b) -ань (Зарань), дочь Шонди (b) или Солнца (b) , была воплощением зари, добродетельной хозяйкой: вставала раньше и ложилась позже мужа. Она присматривала за тем, чтобы солнечный огонь не сжег все живое.

Шонди (b) не стерпело брака дочери с земным человеком. Наступили лютые морозы, но Парма, мать-тайга, укрыла сына и невестку в себе. Долго прожили они в укрытии, пока Шонди не вернулось вновь. Тогда оно послало на землю нестерпимую жару и Зарни-ань вынуждена была вернуться домой. Она хотела с собой забрать и детей, но Парма создала эхо (b) и Зарни-ань не могла докричаться до них. От детей Перы и Зарни-ань и произошли люди.

Когда дети подросли, Пера поднялся с сыновьями на гору (b) . Они стали стрелять из луков (b) в Шонди. Наконец, огромный кусок солнца упал в тайгу. Так люди получили огонь[3].

Враги Перы

Главным врагом Перы считался Вэрса (b)  — хозяин тайги, леший. Он состязается с Вэрсой смекалкой и обманывает глупого духа тем, что вместо себя подкладывает на ночь дерево. Вэрса вместо Перы убивает дерево, тогда как в этот момент Пера ранит его стрелой. Начинается погоня до Урала, где Пера убивает Вэрсу у входа в своё пещерное жилище[3]. Там Пера находит красавицу-жену лешего, и хочет вступить с ней в союз, но та сама не чужда нечистой силы — может снимать с себя скальп, чтобы искать вшей в волосах. В итоге Пера убивает ее.[3]

Пера и Кудым-Ош (b) уходят под землю (по другим вариантам, превращаются в камни или оказываются заточенными в Уральских горах (b) ) после распространения новой христианской веры[4]. Сохранилась также легенда о том, что Пера боролся с самим Богом и тот превратил его в камень.[3]

Пера в топонимии

С именами богатырей Перы и Мины народными преданиями связывается древнее Эсперово городище (b) на Каме (b) .

Пера в кино

В 1988 году (b) киностудией Пермьтелефильм (b) снят мультфильм «Сказ о Пере-богатыре»

Примечания

  1. 1 2 Королёва С. Ю.Коми-пермяцкий богатырь Пера. Фольклорный нарратив и локальный ландшафт // Живая старина (b) . 2019. № 1. С. 44-47.
  2. Королёва С. Ю.Фольклорные антропонимы и устная родословная в преданиях о силачах Пере и Мизе (традиция русско-коми-пермяцкого пограничья) // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: материалы IV Междунар. науч. конф. Екатеринбург, 9-13 сентября 2019 г. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 162—163.
  3. 1 2 3 4 5 Петрухин В. Я. Мифы финно-угоров. М.: Астрель: АСТ:Транзиткнига, 2005. С. 213-214.
  4. Петрухин В. Я. Мифы финно-угоров. М.:Астрель: АСТ:Транзиткнига, 2005. С. 210.

Литература

  • Ожегова М. Н. Коми-пермяцкие предания о Кудым-Оше и Пере-Богатыре. Пермь, 1984.
  • Петрухин В. Я. Мифы финно-угров. М.: Астрель: АСТ:Транзиткнига, 2005. С. 213—214.

Ссылки

  • Мифология коми

  • Пеппи длинныйчулок персонажи сказок
  • Пеленание рассказы стал лялечкой
  • Пепельно серый сложное прилагательное пишется через дефис так как обозначает оттенок цвета
  • Пеленание взрослых детей рассказы
  • Пепельно серый как пишется слитно или раздельно