Перченая тушенка как пишется

На чтение 7 мин Просмотров 2.1к. Опубликовано 25.11.2021

Вареный утром кофе

Автор Ксения Волкова задал вопрос в разделе Домашние задания

Помогите с русским. и получил лучший ответ

Ответ от Nерпа[гуру]
Утонченный слух, зерно собрано. Игрушка сломана ребенком. Задача решена. Разоренное гнездо. Потерянные безвозвратно. Попранные права. Перченая тушенка. Омраченный праздник. Выступление ограничено регламентом. Молодежь образована и начитанна. Некованое железо. Сливочное мороженое. Испуганный шорохом заяц. Закопченные стены. Вытканный узор. Вылепленный детьми снеговик. Сорочка выглажена. Асфальтированная улица. Убежденное возражение. Смышленый ученик. Подруга сдержана и замкнута. Сверженное правительство. Рассеянный взгляд. Развенчанный миф. Посаженный мною цветок. Печеный в золе картофель. Взгляды очень ограничены. Обобщенные результаты. Нагруженная сумка. Мороженая рыба. Лакированная шкатулка. Публика избалована гастролерами. Гашеная известь. Покрашенный отцом пол. Воспитанный человек. Средства вложены в недвижимость. Вещи утеряны в дороге. Уничтоженные вредители. Сраженный пулей боец. Сеяная мука. Распиленные дрова. Следы путаны. Посаженные деревья. Отремонтированные тракторы. Огорченная девочка. Навеянный сюжет. Моченые яблоки. Исправленный вовремя отчет. Вязаная сестрой кофта. Выкрашенный забор. Воспитана мамой. Не уверена в исходе. Даль туманна. Соленые рыжики. Смущенная улыбка. Потушенный дождем костер. Подстреленная утка. Плетеная корзина. Векселя отправлены по назначению. Огороженная территория. Нежданное известие. Кипяченное молоко. Руки искусаны комарами. Званый ужин. Запущенная на орбиту. Замечена неточность. Взволнованный разговор. Удостоенный внимания. Сражен искренностью. Свежеиспеченный хлеб. Деревья посажены в саду. Погашенный костер. Овеянный легендами. Напечатанная статья. Мощеная булыжником площадь. Ломаные прутья. Квашеная капуста. Средства использованы. Замасленная бумага. Лыжи заброшены на чердак. Вареный утром кофе. Точеные линии. Тканый золотом, Зрители спокойны и сдержаны. Раньше объявленного выступления. Свеча потушена ветром. Полуразрушенная усадьба. Организованная комиссия. Негашеная известь. Кованый меч. Испеченная лепешка. Дисквалифицированный спортсмен. Груженая баржа. Трава вытоптана. Стремления возвышены
Источник: легко же)

Утончённый слух
Зерно собрано
Игрушка сломана ребёнком
Задача решена
Разорённое гнездо
Погашеный костер
Овеянный легендами

Ответы

Утончённый слух -утончённый глагол, слух сущиствительное,ён суффикс
зерно собрано -зерно сущ,собрано гл,собрано ан суффикс
игрушка сломана ребёнком- игрушка сущ,сломана гл,ребёнком сущ,игрушка ушк суффикс,сломана ан суффикс,ребёнком ко суффикс
задача решена-задача сущ,решена гл,решена ен суффикс
разоренное гнездо-разорённое прил,гнездо сущ,разорённое енн суффикс
погашеный костёр-погашеный прил,костёр сущ,погашеный шен суффикс
Овеянный легендами-овеянный прил,легендами сущ,овеянный нны суфикс

07.06.2019

5 июня Что порешать по физике

30 мая Решения вчерашних ЕГЭ по математике

Занятие 9
ПРАВОПИСАНИЕ — Н- И -НН-
В ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ПРИЧАСТИЯХ И НАРЕЧИЯХ

ВНИМАНИЕ!
Изучая эту тему, прежде всего научитесь разграничивать отымённые прилагательные (они образованы от существительных) и отглагольные прилагательные и причастия. Их написание подчиняется разным правилам.

Упражнение 9.1.1
Напишите над прилагательными, образованными от существительных, цифру 1, над прилагательными, образованными от глаголов, — цифру 2, над причастиями — цифру 3.

Клюквенный кисель, рубленое тесто, порубленное на куски мясо; соломенная шляпка, плетёная фенечка, искусно сплетённаякорзина; непуганая птица,испуганная кошка, лимонный сок, стеклянный шар, застеклённая лоджия, искусственный шёлк, путаный ответ, запутанное дело, кожаный диван; сломанный стул, ломаная линия, блинная мука, серебряная цепочка, посеребрённый браслет, собранная сумма, собранная учениками парта.

Тема 9.1. -Н- И — НН- В НЕПРОИЗВОДНЫХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ,
ОБРАЗОВАННЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Читайте также:  Sven ms 420 инструкция

Варё_ый — варё_ый на пару — сваре_ый; сушё_ый — сушё_ый в духовке — засуше_ый; плетё_ый — плетё_ый из бисера — заплетё_ый; мощё_ая улица — мощё_ый булыжником двор — вымоще_ый тротуар; подкова_ая лошадь — кова_ый кузнецом меч — кова_ая мебель; жёва_ая щенком тапочка — жёва_ый листочек — изжёва_ая бумага; печё_ая рыба — печё_ый в золе картофель — запечё_ый в тесте; раскваше_ый нос — кваше_ая в бочке капуста — кваше_ые яблоки; калё_ые в печи орехи — калё_ый горох — раскалё_ый металл; перегруже_ый лифт — гружё_ая зерном баржа — гружё_ый трейлер; зва_ый к ужину гость — зва_ый вечер — созва_ое совещание; ране_ый зверь — ране_ая в крыло птица — изране_ый боец.

Упражнение 9.2.2
Поставьте вторую букву н, где это необходимо.

Ноше_ная шляпа, поноше_ное пальто, неноше_ный костюм; тушё_ные овощи, потуше_ный костёр, недотуше_ная утка; мороже_ные фрукты, немороже_ные овощи, свежемороже_ная рыба, замороже_ное мясо, незамороже_ные продукты, свежезамороже_ная вишня; беше_ный галоп, взбешё_ный человек; плетё_ная циновка, искусно плетё_ное кружево, переплетё_ные ленты; рва_ный костюм, изорва_ный костюм, разорва_ный рукав; пуга_ная ворона, перепуга_ный ребенок, пуга_ные выстрелами жулики, испуга_ная птица; лома_ная линия, полома_ные игрушки; толчё_ный графит, истолчё_ный в порошок; копчё_ная рыба, закопчё_ный потолок, сырокопчё_ная колбаса; тиснё_ная кожа, тиснё_ный золотом; тка_ная скатерть, домотка_ная дорожка, вытка_ная розами рубашка, тка_ный серебром платок. Линова_ная тетрадь, нелинова_ный блокнот; избалова_ный ребенок, неизбалова_ный щенок; маринова_ные огурцы, замаринова_ные в банке; асфальтирова_ное шоссе, асфальтирова_ная рабочими дорога; корчёва_ный участок, некорчёва_ный лес, выкорчева_ная полоса леса; жёва_ная тапочка, зажёва_ный листочек, разжёва_ные правила; рифмова_ные строчки, нерифмова_ные стихи. Купле_ная книга, лише_ный наследства, броше_ный ребёнок, решё_ная проблема, пойма_ная птица, пленё_ный витязь, да_ное решение, нежда_ные:негада_ные гости, невида_ное зрелище, неслыха_ный скандал, отчая_ный сорванец, свяще_ный сосуд, неожида_ное известие, обиже_ный вид, чита_ная:перечита_ная книга, виде_ный не раз. Назва_ный брат, неназва_ное дитя, зва_ный ужин, назва_ные выше; посажё_ный отец, непосаже_ный росток, посаже_ное дерево, посаже_ные за решётку преступники; конче_ный человек, законче_ный негодяй.

Оценить себя:

Тема 9.3. -Н- И — НН- В КРАТКИХ ПРИЧАСТИЯХ, КРАТКИХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, А ТАКЖЕ В НАРЕЧИЯХ

Читайте также:  Backup bios image to hdd что это

Упражнение 9.3.2
Вставьте пропущенные буквы в полные и краткие прилагательные и наречия.

Ветре_ая погода — погода ветре_а — сегодня ветре_о; безветре_ая погода — погода безветре_а — сегодня безветре_о; це_ое изобретение — изобретение це_о; пусты_ые дороги — дороги пусты_ы — на дорогах пусты_о; исти_ые слова — слова исти_ы; обыкнове_ые люди — люди обыкнове_ы — съездили обыкнове_о; зелё_ая груша — груша зеле_а; румя_ые щёки — щёки румя_ы; беше_ый темп — мчался беше_о; беспошли_ая торговля — торговал беспошли_о.

ВНИМАНИЕ!
Некоторые причастия в полной форме совпадают с отглагольными прилагательными. Краткую форму таких причастий и прилагательных следует различать: Тучи рассеяны ветром. Выставка организована ветеранами (что-то сделано чем-то? кем-то? — краткие причастия). Студенты рассеянны и неорганизованны (каковы? — краткие прилагательные).
Можно указать на следующие признаки кратких причастий:
— обозначают действие и могут быть заменены глаголами: парта собрана за час – парту собрали за час.
Сравните: моя мама очень собранна.
— при них есть или к ним можно добавить зависимое слово в творительном падеже: парта собрана (кем?) учениками.

Упражнение 9.3.3
Вставьте пропущенные буквы н или нн в краткие причастия и прилагательные.

Ресурсы изыска_ы экономистами — её манеры изыска_ы; ягоды подавле_ы в корзине — люди были подавле_ы и унылы; сумма собра_а по копеечке — девушка всегда деловита и собра_а; хорошо организова_ый концерт — наша учительница всегда очень организова_а; зрители спокойны и сдержа_ы — вода сдержа_а плотиной; публика избалова_а хорошими артистами — её дети очень избалова_ы; поле ограниче_о рвом — злодеи тупы и ограниче_ы; воды взволнова_ы бурей — голоса резки и взволнова_ы; гитара расстрое_а — моя мама совсем расстрое_а.

Оценить себя:

ВНИМАНИЕ!
В существительных, образованных от причастий и отглагольных прилагательных, пишется столько н, сколько их было в производящей основе: избранный — избранник; путаный — путаник.

Упражнение 9.3.4
Вставьте, где необходимо, пропущенную букву н в приводимые ниже существительные.

Гости_ница, воспита_ник, изме_ник, муче_ник, великомуче_ник, совреме_ник, шестигра_ник, бессребре_ник, имени_ник, ряби_ник, бесприда_ница, оси_ник, конопля_ник, ольша_ник, варе_ник, копчё_ности, пута_ница, пудре_ница, подли_ник, ставле_ник, стра_ник, собстве_ник.

Упражнение 9.3.5
Вставьте, если это необходимо, пропущенные буквы.

Стари_ный, масл_ное пятно, ставле_ник, недюжи_ный, овся_ный, пря_ности, румя_ный, безветре_ный, серебря_ный, дикови_ный, бесчисле_ный, стари_ный, посеребрё_ный, вяза_ный из шерсти шарф, гружё_ная баржа, некоше_ная трава, незамощё_ная улица, незва_ные гости, сырокопчё_ная колбаса, непроше_ный совет, нежда_но-негада_но, дроблё_ный, некупле_ный, гости_ница, невида_ный, свяще_ный, жела_ный, мороже_ное, неразъезже_ная дорога, повеш_н_ый на окна тюль, расстрел_н_ые солдаты, зате_н_ое дело, пристрел_н_ый негодяй, его ответы продума_ны и оправда_ны, преступники были оправда_ны.

«>

Adblock
detector

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

Как проверить слово «перчёный»?

2 ответа:



1



0

Слово ПЕРЧЁНЫЙ-отглагольное прилагательное, образованное от глагола ПЕРЧИТЬ, глагол на -ИТЬ, а потому в суффиксе -ЁН- мы пишем букву Ё (кручёный, печёный). Одна буква Н обусловливается тем, что прилагательное образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида.

В корне ПЕРЧ- безударная гласная Е проверяется словами пЕрец, пЕрцы, пЕрчик.



1



0

Слово Перченый оказывается прилагательным мужского рода в котором выделим окончание -ЫЙ: Перченый-Перченые-Перченое.

Ударение в нем падает на второй слог: перчЁный.

Корнем слова оказывается морфема ПЕРЧ-: Перец-Перчить.

Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Е, а само слово можно ошибочно написать как пИрченый.

Проверить безударную гласную в слове Перченый можно с помощью существительного пЕрец.

Также в слове Перченый следует обратить внимание на написание гласной Ё после шипящей, по правилу мы пишем эту букву в суффиксах прилагательных, образованных от глаголов второго спряжения.

Одна Н в суффиксе ЕН пишется, так как прилагательное Перченый получено от глагола Перчить, который является бесприставочным.

Читайте также

В написании слова сгущенка имеется несколько ошибкоопасных мест.

Во-первых, перед звонким согласным корня слова (с-гущ-ён-к-а — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание) происходит фонетический процесс озвончения глухого согласного с. Но, обратившись к морфему разбору существительного, выясним, что пишется только приставка с-.

Вторая трудность в написании слова: какую букву написать в суффиксе, ё или о?

Опять здесь поможет разбор по составу. В суффиксах отглагольных существительных после шипящих пишется ё:

густой — сгустить — сгущённый — сгущёнка.

Слово «сгущенка» является производным от глагольной формы — причастия.

Аналогично пишутся отглагольные существительные:

коптить — копчёный — копчёнка,

тушить — тушёный — тушёнка.

Слово университет состоит из пяти фонетических слогов:

у-ни-вер-си-тет.

Как назло, ударным является самый последний слог. По этой причине можно совершить кучу ошибок в написании безударных гласных в этом длинном существительном мужского рода.

Чтобы слово не изменилось при написании до неузнаваемости, попытаемся проверить безударные гласные, вспомнив родственное прилагательное «университетский» и сложное слово «универсиада»

Но в них звучит пятый по счету ударный гласный.

Так что написание этого заимствованного слова из латинского языка через язык-посредник немецкий придется запомнить или обратиться к помощи орфографического словаря.

Слово Аллегория оказывается существительным женского рода и первого склонения в котором выделим окончание -Я: Аллегория-Аллегорией-Аллегорию.

Ударение в нем падает на третий слог: аллегОрия.

Корнем слова оказывается морфема АЛЛЕГОРИ-: Аллегорический.

Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, безударная гласная Е и сдвоенные согласные Л, а само слово можно ошибочно написать как ОЛИгория.

Проверить безударные гласные а также согласные Л в слове Аллегория мы не можем, слово целиком заимствованное из древнегреческого языка и подлежит запоминанию.

Буквально слово означает иносказание, переносный смысл.

Слово Градация оказывается существительным женского рода и первого склонения в котором выделим окончание -Я: Градация-Градацией-Градацию.

Ударение в нем падает на второй слог: градАция.

Корнем слова оказывается морфема ГРАД-: Градуировать-Градус.

Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная А, а само слово можно ошибочно написать как грОдация.

Проверить безударную гласную в этом слове можно с помощью слова грАдус.

Написание суффикса АЦИ следует помнить, в нем не может быть гласной Ы.

Слово Депеша оказывается существительным женского рода и первого склонения в котором выделяется окончание -А: Депеша-Депешей-Депешу.

Ударение в нем падает на второй слог: депЕша.

Корнем слова оказывается морфема ДЕПЕШ-, а однокоренных слов не находится.

Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная Е, а само слово можно ошибочно написать как дИпеша.

Проверить безударную гласную Е в слове Депеша однокоренными словами мы не можем, ведь слово Депеша пришло в русский язык из французского и сохранило оригинальное правописание. Поэтому слово Депеша следует запомнить и справляться у словаря.

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемzvon-kutschool.ucoz.ru

Содержание

  1. Похожие презентации
  2. Презентация на тему: » О и Ё после шипящих. О и Ё после шипящих в корне, в суффиксе и окончании Буква в морфеме Условие правописания Примеры О в корне Без ударения Жокей шофер.» — Транскрипт:
  3. Забавная девч нка, галч нок выпал из гнезда, толч ное стекло, следить за матч м, тесная лавч нка, жалкая душ нка, порывы свеж го ветра, главный дириж р, прич санный ухаж р, гаш ная известь, вкусная сгущ нка, перч ная туш нка, детская рубаш нка, короткие ш рты, ровная ч рточка, подавился лапш й, ш коладные конфеты, мокрое ш ссе, прож рливаягусеница, ж лтый крыж вник.
  4. Ответы 2
  5. О и Ё после шипящих
  6. Задания для индивидуальной работы для студентов, обучающихся по индивидуальному плану обучения Дисциплина – практикум по русскому языку Проверяемые гласные корня
  7. Выпишите неправильные написания слов забавная девчонка

Похожие презентации

Презентация на тему: » О и Ё после шипящих. О и Ё после шипящих в корне, в суффиксе и окончании Буква в морфеме Условие правописания Примеры О в корне Без ударения Жокей шофер.» — Транскрипт:

1 О и Ё после шипящих

2 О и Ё после шипящих в корне, в суффиксе и окончании Буква в морфеме Условие правописания Примеры О в корне Без ударения Жокей шофер шоссе Ё в корне Под ударением Шёлк зачёт шёпот О в суффиксе Под ударением Камышовый речонка бережок Ё-Е в суффиксе Без ударения Плюшевый кусочек ухажёр О в окончании Под ударением Плечом большому Кузьмичом Е в окончании Без ударения Деревце зрелищем Наташей

3 Вставьте пропущенные буквы Беч…вка, деш…вый, дж…нка, кош…лка, ч…боты, чеч…тка, ш…рник, щ…голь, щ…чка, ч…ткий, золоч…ный, ноч…вка, камыш…вый, ч…ткий, золоч…ный, ноч…вка, камыш…вый, смеш…н, сгущ…нный, суш…ный, танц…вщица, суч..к, реч…нка.

4 Вставленные пропущенные буквы Бечёвка, дешёвый, джонка, кошёлка, чёботы, чечётка, шорник, щёголь, щёчка, чёткий, золочёный, ночёвка, камышовый, чёткий, золочёный, ночёвка, камышовый, смешон, сгущённый, сушёный, танцовщица, сучок, речонка.

5 Укажите неправильные написания слов. Укажите неправильные написания слов. 1. забавная девчёнка 16. машина с кирпичом 2. вкусная сгущонка 17. ежовый хвост 3. толчёное стекло 18. тяжелая кошолка 4. тесная лавчонка 19. подавился лапшой 5. жалкая душёнка 20. спорить горячо 6. удручённый вид 21. ровный шов 7. главный дирижёр 22. сильный ожог руки 8. причёсанный ухажёр 23. жёлтый крыжовник 9. гашёная известь 24.дешёвый товар 10. галчонок выпал из гнезда 25. приехал коммивояжёр 11. перчёная тушонка 26. чёпорный вельможа 12. короткая рубашонка 27.сел за решотку 13. камышовые заросли 28. сильно ожог руку 14. короткие шорты 29. ночовка в лесу 15. ровная чёрточка 30. прожёрливая гусеница

6 Правильные написания слов. 1.забавная девчонка 16. машина с кирпичом 2. вкусная сгущёнка 17. ежовый хвост 3. толчёное стекло 18. тяжелая кошёлка 4. тесная лавчонка 19. подавился лапшой 5. жалкая душонка 20. спорить горячо 6. удручённый вид 21. ровный шов 7. главный дирижёр 22. сильный ожог руки 8. причесанный ухажёр 23. жёлтый крыжовник 9. гашёная известь 24.дешёвый товар 10. галчонок выпал из гнезда 25. приехал коммивояжёр 11. перчёная тушёнка 26. чопорный вельможа 12. короткая рубашонка 27.сел за решётку 13. камышовые заросли 28. сильно ожёг руку 14. короткие шорты 29. ночёвка в лесу 15. ровная чёрточка 30. прожорливая гусеница

Источник

Забавная девч нка, галч нок выпал из гнезда, толч ное стекло, следить за матч м, тесная лавч нка, жалкая душ нка, порывы свеж го ветра, главный дириж р, прич санный ухаж р, гаш ная известь, вкусная сгущ нка, перч ная туш нка, детская рубаш нка, короткие ш рты, ровная ч рточка, подавился лапш й, ш коладные конфеты, мокрое ш ссе, прож рливаягусеница, ж лтый крыж вник.

Ответы 2

Забавная девчОнка, галчОнок выпал из гнезда, толчЁное стекло, следить за матч м, тесная лавчОнка, жалкая душ нка, порывы свеж го ветра, главный дирижЁр,прич санный ухажЁр,гаш ная известь, вкусная сгущ нка, перч ная туш нка,детская рубашОнка, короткие ш рты,ровная чЁрточка, подавился лапшОй, шОколадные конфеты, мокрое шОссе, прожОрливая гусеница, жЁлтый крыжОвник.

1. однородные члены отвечают на один вопрос, относятся к одному члену

предложения, произносятся с интонацией перечисления.

2. средствами выражения однородности

3. для выражения однородности служат союзы:

4. соединительные: и; да; как … так и; не только … но и; также.

разделительные: или; либо; то … то; не то … не то.

противительные: а; но; однако; зато; да.

5. однородные определения — это определения, которые характеризуют предмет с

одной стороны и произносятся с перечислительной интонацией. как правило, между

ними можно вставить союз «и». например: жёлтые, красные, зелёные листья.

неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, при этом

определение, которое стоит перед определяемым словом, характеризует непосредственно

его, а второе определение характеризует весь оборот (существительное + первое

определение). неоднородные определения произносятся без перечислительной

интонации и между ними нельзя вставить союз «и». например: красивые красные розы.

6. обобщающие слова — это слова, которые обобщают несколько слов (называют

их одним словом). например, для слов «россия, япония, китай» обобщающим словом

будет слово «страны».

если между однородными членами нет союзов (они соединены интонационно),

то ставится запятая. например: пришли катя, миша, вова.

если союзы разделительные или соединительные,

запятая не ставится. например: пришли дети и родители. возьмите кружку или

если союзы противительные, запятая ставится. например: пришла не я, а он.

если они соединены повторяющимся союзами, запятая ставится перед каждым

союзом. например: ручки были и красные, и жёлтые, и синии.

Источник

О и Ё после шипящих

О и Ё после шипящих

О и Ё после шипящих в корне, в суффиксе и окончании

Вставьте пропущенные буквы Беч…вка, деш…вый, дж…нка, кош…лка, ч…боты, чеч…тка, ш…рник, щ…голь, щ…чка, ч…ткий, золоч…ный, ноч…вка, камыш…вый, смеш…н, сгущ…нный, суш…ный, танц…вщица, суч..к, реч…нка. 1

Вставленные пропущенные буквы Бечёвка, дешёвый, джонка, кошёлка, чёботы, чечётка, шорник, щёголь, щёчка, чёткий, золочёный, ночёвка, камышовый, смешон, сгущённый, сушёный, танцовщица, сучок, речонка. 1

Укажите неправильные написания слов. 1. забавная девчёнка 16. машина с кирпичом 2. вкусная сгущонка 17. ежовый хвост 3. толчёное стекло 18. тяжелая кошолка 4. тесная лавчонка 19. подавился лапшой 5. жалкая душёнка 20. спорить горячо 6. удручённый вид 21. ровный шов 7. главный дирижёр 22. сильный ожог руки 8. причёсанный ухажёр 23. жёлтый крыжовник 9. гашёная известь 24.дешёвый товар 10. галчонок выпал из гнезда 25. приехал коммивояжёр 11. перчёная тушонка 26. чёпорный вельможа 12. короткая рубашонка 27.сел за решотку 13. камышовые заросли 28. сильно ожог руку 14. короткие шорты 29. ночовка в лесу 15. ровная чёрточка 30. прожёрливая гусеница 2

Правильные написания слов. 1.забавная девчонка 16. машина с кирпичом 2. вкусная сгущёнка 17. ежовый хвост 3. толчёное стекло 18. тяжелая кошёлка 4. тесная лавчонка 19. подавился лапшой 5. жалкая душонка 20. спорить горячо 6. удручённый вид 21. ровный шов 7. главный дирижёр 22. сильный ожог руки 8. причесанный ухажёр 23. жёлтый крыжовник 9. гашёная известь 24.дешёвый товар 10. галчонок выпал из гнезда 25. приехал коммивояжёр 11. перчёная тушёнка 26. чопорный вельможа 12. короткая рубашонка 27.сел за решётку 13. камышовые заросли 28. сильно ожёг руку 14. короткие шорты 29. ночёвка в лесу 15. ровная чёрточка 30. прожорливая гусеница 2

Источник

Задания для индивидуальной работы для студентов, обучающихся по индивидуальному плану обучения Дисциплина – практикум по русскому языку Проверяемые гласные корня

Задания для индивидуальной работы для студентов,

обучающихся по индивидуальному плану обучения

Дисциплина – практикум по русскому языку

Проверяемые гласные корня

Составитель Пугач В.Н.

Корни с чередованием

Выдирать, выдернуть, собирать, соберут, блистательный, блес­тящий, запирать, заниматься, начинающий, обжигание, умирать, обсчитаться, опереться, отблеск, отереть, отмереть, отчитать, пе­ресчитанный, пробираться, поджигание, поднимать, подпирать, подстелить, разбирать, расстелить, расстилаться, сочетание, соче­тать, упереться, устилать.

Касаться, коснуться, коснувшись, неукоснительно, прикосно­вение, соприкасаться, соприкосновение, предлагать, предложить, безотлагательный, вложение, возложить, доложить, излагать, об­ложение, предполагаемый, предрасположенный, предложение, сла­гаемое, усложнять.

Заря, зори, зарница, зоренька, озарение, озаренность, озарять, озариться, горение, безугарный, возгорание, горелка, догорание, загорелый, нагореть, огарок, перегорать, погорелец, самовозгорае­мость, угорелый, творец, благотворительность, вытворить, одухо-тпорснность, сотворение, растворимость, сотворить, удовлетворение, угнарь, творение, поклонение, наклон, наклонить, неуклонный, от­клонение, откланиваться, уклончивый, преклонный, наклонять.

Плавание, плавучий, пловец, пловчиха, поплавок, плавучесть, заплывать, вскочить, выскочить, наскакаться, обскакать, отско­чить, скачок, скачи, подскочить, скачет, соскочить, подскочить, на скаку, выскочка.

Врастать, растение, взрослеть, возрастной, врасти, вырастить, выращенный, доморощенный, дорасти, заросль, нарастание, отрасль, отросток, перерастание, переросток, взрослый, подростковый, подросток, прирастить, произрастать, прорастать, прорасти, разрастись, растение, расти, растительный, ростовщик, Ростислав, срастись, Ростов.

Обмакнуть в воду, плащ промокает, выровненный асфальт, за­ровнять поверхность, подровнять края, приравнять величины, под­равняться в строю, подровнять листы, поравняться с прохожим, рав­нение на середину, красивая равнина, равнобедренный треугольник бороться за равноправие, разровнять грядку, лестное сравнение, ро­весник века, сравнительный метод исследования, решить уравне­ние, уравновешенный человек.

Бл…стать красотой, нач…нать работу, бл…стеть на солнце, зам…реть от счастья, зам…рать от страха, соб…рательный образ, бл…стящий оратор, избирательная кампания, предлагать помощь, накл…нить голову, зар…внять канаву, выр…стить цветы, первое скл…нение, земная р…внина, далекая з…рница, раст…рание красок, соч…тание теории с практикой, проск…кать на лошади, проск…чить мимо, обм…кнуть вареник в сметану, вым…кнуть под дождем, покл…няться солнцу, отр…слевое производство, вск…кивать на ходу, заносчивый выск…чка, заск…чить на минуту, рассч…тывать на помощь, произвести расч…т.

О и Ё после шипящих

Забавная девчонка, галчонок выпал из гнезда, толченое стекло, следить за матчем, тесная лавчонка, жалкая душонка, порывы свежего ветра, удрученный вид, главный дирижер, причесанный ухажер, га­шеная известь, вкусная сгущенка, перченая тушенка, короткая руба­шонка, камышовые заросли, короткие шорты, ровная черточка, об­наженная натура, машина с кирпичом, Лисицын хвост, свежей стру­ей, тяжелая кошелка, подавился лапшой, спорить горячо, французский герцог, ровный шов, сильный ожог руки, четко произносить слова, желтый крыжовник, дешевый товар, приехал коммивояжер, чопор­ный вельможа, сел за решетку, сильно ожег руку, рассказывала певу­че, шоколадные конфеты, ночевка в лесу, мокрое шоссе, прожорли­вая гусеница, совершен поджог дома, цианистый калий, шоковая те­рапия, неизвестный поджег дом, чужого не надо, почем пшенка?

Приставки на З и на С

Ра…шуметься всерьез, бе…звездное небо, взгляд и…подлобья, бе…корыстный поступок, бе…грешный человек, бе…жизненное тело, бе…церемонное поведение, ни…шая порода, бе…зубый рот, бе…сильный вздох, …дорово живешь, совершить удачную …делку, ра…паковать вещи, бе…численные злопыхатели, руководство ра…щедрилось, глупые ра…суждения, ра…путать узел, ра…чистить поляну, бе…брежное море.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-

Пр. возмочь боль, пр. небрежительное отношение, пр. веред-ливый человек, пр. тендовать на призовое место, пр. ступить к работе, пр. следовать благородные цели, пр. зидент страны. пр. влекательный вид, несправедливые пр. тязания, седой пр. вратник, пр. красный вечер, пр. бывать на отдыхе, пр. да­ваться воспоминаниям, пр. ходящее явление, пр. ручить зверя, пр. чудливый рисунок, сделать пр. вивку, преградить дорогу, пр. увеличить опасность, искать пр. станища, найти пр. бежище, искатели пр. ключений.

22 Проверьте правильность выполнения упражнений 22 и 23 по словарю.

Бесчисле. ое множество, глиня. ая посуда, дискуссио. ый вопрос, дли. ая очередь, дровя. ой склад, журавли. ое гнездо, зеле. ая лавка, земля. ой пол, каме. ый дом, карма. ые часы, карта. ая галерея, клюкве. ое варенье, кожа. ая куртка, ледя. ой покров, моното. ые звуки, недюжи. ые способности, оловя. ые солдатики, осе. яя погода, песча. ая отмель, племе. ой скот, подли. ое искусство.

Ваго. ое депо, маши. ый зал, глиня. ый сосуд, мужестве. ый человек, румя. ый юноша, кури. ый бульон, стекля. ая бутылка, платя. ой шкаф, ветр. ый юнец, ветр. ая мельница, обветре. ые руки, серебря. ый колокольчик, сви. ой паштет, лебеди. ая песня, време. ое явление, подли. ый документ.

Источник

Выпишите неправильные написания слов забавная девчонка

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

2) Текст характеризуется точностью изложения информации. Это достигается за счет использования специальных лингвистических терминов: язык, языковые средства, речь, коммуникативная задача и других; кроме того, используются слова, которые можно считать межнаучными (используются в ряде гуманитарных наук — лингвистике, психологии, социологии).

3) Широко употребляются в тексте слова в переносном значении, устаревшие слова, диалектизмы, просторечия.

4) Тексту присущи сдержанность и строгость тона, безэмоциональность изложения. Используемые в тексте слова имеют либо нейтральную, либо книжную стилистическую окраску. Сниженная разговорная лексика, жаргонизмы отсутствуют.

5) Логичность изложения обеспечивается активным использованием слов и фраз, выполняющих связующую и оформляющую функцию: для установления причинно-следственных отношений между фразами используются элементы «в связи с этим», «вот почему», «при этом».

Русский язык для иностранных учащихся — одна из лингвистических дисциплин, которая в равной мере предполагает как обучение языку, внедрение в сознание учащегося представления о языке как системе, так и усвоение этической стороны употребления в речи языковых средств. В задачи преподавателя, наряду с отработкой грамматической правильности речи, входит показ уместности и этичности использования тех или […] речевых средств, специфики их стилистического функционирования. В связи с этим, учитывая особенности менталитета обучаемых и менталитета русской нации, проповедуя терпимость и доброжелательность в общении, на продвинутом этапе обучения иностранцев следует уделять особое внимание культуре речи как синкретической дисциплине, отражающей лингвистическую, этическую, психологическую, эстетическую стороны общения.

Сфера общения иностранца не ограничивается только профессиональными интересами. В условиях многообразия речевых контактов достижение коммуникативной цели в конкретной ситуации осуществляется благодаря сознательному (а иногда и бессознательному) выбору речевых средств, оптимизирующих, с точки зрения говорящего, общение с носителями языка. Иностранец, не очень уверенно ощущающий себя в чужой языковой среде, выбирает краткие языковые формулы, которые позволили бы ему решить коммуникативную задачу: установить контакт, позитивно настроить на дальнейшее общение, выразить мысль. При этом иногда собеседникам иностранца приходится сталкиваться с нарушением уместности и этикетных норм в его речи.

Речевые конструкции воспринимаются иностранцами как этически нейтральные, в то время как в русском языке они характеризуются особенностями стилистического функционирования. Вот почему обучение иностранцев культуре речи должно быть таким же обязательным, как обучение русскому языку как системе.

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.

Русский язык для иностранных учащихся — одна из лингвистических дисциплин, которая в равной мере предполагает как обучение языку, внедрение в сознание учащегося представления о языке как системе, так и усвоение этической стороны употребления в речи языковых средств. В задачи преподавателя, наряду с отработкой грамматической правильности речи, входит показ уместности и этичности использования тех или […] речевых средств, специфики их стилистического функционирования. В связи с этим, учитывая особенности менталитета обучаемых и менталитета русской нации, проповедуя терпимость и доброжелательность в общении, на продвинутом этапе обучения иностранцев следует уделять особое внимание культуре речи как синкретической дисциплине, отражающей лингвистическую, этическую, психологическую, эстетическую стороны общения.

Сфера общения иностранца не ограничивается только профессиональными интересами. В условиях многообразия речевых контактов достижение коммуникативной цели в конкретной ситуации осуществляется благодаря сознательному (а иногда и бессознательному) выбору речевых средств, оптимизирующих, с точки зрения говорящего, общение с носителями языка. Иностранец, не очень уверенно ощущающий себя в чужой языковой среде, выбирает краткие языковые формулы, которые позволили бы ему решить коммуникативную задачу: установить контакт, позитивно настроить на дальнейшее общение, выразить мысль. При этом иногда собеседникам иностранца приходится сталкиваться с нарушением уместности и этикетных норм в его речи.

Речевые конструкции воспринимаются иностранцами как этически нейтральные, в то время как в русском языке они характеризуются особенностями стилистического функционирования. Вот почему обучение иностранцев культуре речи должно быть таким же обязательным, как обучение русскому языку как системе.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Простое средство. Всеми средствами добиваться чего-нибудь.

2) Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-либо деятельности. Средства передвижения. Средства зашиты.

3) Лекарственные средства. Средства от кашля. Перевязочные средства. Косметические средства.

4) Деньги, кредиты. Оборотные средства. Отпустить средства на что-нибудь.

5) Капитал, состояние. Человек со средствами. Жить не по средствам (тратя больше, чем позволяют доход, состояние).

Русский язык для иностранных учащихся — одна из лингвистических дисциплин, которая в равной мере предполагает как обучение языку, внедрение в сознание учащегося представления о языке как системе, так и усвоение этической стороны употребления в речи языковых средств. В задачи преподавателя, наряду с отработкой грамматической правильности речи, входит показ уместности и этичности использования тех или […] речевых средств, специфики их стилистического функционирования. В связи с этим, учитывая особенности менталитета обучаемых и менталитета русской нации, проповедуя терпимость и доброжелательность в общении, на продвинутом этапе обучения иностранцев следует уделять особое внимание культуре речи как синкретической дисциплине, отражающей лингвистическую, этическую, психологическую, эстетическую стороны общения.

Сфера общения иностранца не ограничивается только профессиональными интересами. В условиях многообразия речевых контактов достижение коммуникативной цели в конкретной ситуации осуществляется благодаря сознательному (а иногда и бессознательному) выбору речевых средств, оптимизирующих, с точки зрения говорящего, общение с носителями языка. Иностранец, не очень уверенно ощущающий себя в чужой языковой среде, выбирает краткие языковые формулы, которые позволили бы ему решить коммуникативную задачу: установить контакт, позитивно настроить на дальнейшее общение, выразить мысль. При этом иногда собеседникам иностранца приходится сталкиваться с нарушением уместности и этикетных норм в его речи.

Речевые конструкции воспринимаются иностранцами как этически нейтральные, в то время как в русском языке они характеризуются особенностями стилистического функционирования. Вот почему обучение иностранцев культуре речи должно быть таким же обязательным, как обучение русскому языку как системе.

Источник

Определение и разбор слова

Данное слово является существительным, которое употребляется в значении “вареный консервированный пищевой продукт из мяса, закатанный в банки”.

Несмотря на частое употребление этого слова, при написании возникают сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • “тушёнка”, где в суффиксе пишется гласная “ё”,
  • “тушонка”, где в суффиксе пишется гласная “о”.

Как правильно пишется: “тушёнка” или “тушонка”?

Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:

тушёнка

В данном слове нас интересует гласная буква “ё”.

Несмотря на то, что буква “ё” в суффиксе является ударной, многие ошибочно полагают, что пишется гласная “о”.

В данном случае мы должны вспомнить правило:

В суффиксах существительных, образованных от глаголов пишется гласная буква “ё” под ударением.

Так, существительное “тушёнка” образовано от глагола “тушить”, поэтому под ударением в суффиксе пишется гласная буква “ё”.

Примеры для закрепления

  • В последнее время мне не нравится тушёнка.
  • Сколько у тебя лежит эта тушёнка.
  • Мне кажется, что эта тушёнка испортилась.

Please verify before continuing

Законсервированный тушением мясной продукт это «тушёнка», слово, которое правильно пишется через «ё».

«Тушонка» в свою очередь уже неверно, это пережиток сталинско-хрущёвской и даже дореволюционной орфографии аналогично «панцырь», «чорт» и т.п. А в наши дни неправильное «тушонка» будет безусловно расценено как грубая орфографическая ошибка.

Примечание: «тушонка» пишется через «о» в славянских языках, использующих кириллический алфавит, поскольку буква «ё» есть только в русском. Это обстоятельство – наиболее вероятная причина ошибок в нашем случае.

Примеры употребления

  1. «Тушёнка не предназначена для домашней кулинарии и общественного питания, так как её длительное систематическое употребление вредно сказывается на здоровье».
  2. «Туристская тушёнка отличается от армейской большим содержанием жиров, но меньшим белков и углеводов».
  3. «Завтрак туриста это вовсе не тушёнка, а субпродуктовые консервы, приготовленные иным способом».

Примечание: пеший турист за единицу времени похода «выкладывается» много больше, чем солдат на службе, но не подолгу и временами, а не годами изо дня в день. Поэтому для туристического питания важнее всего его калорийность, энергоёмкость. Знаете, что такое «горный бутерброд» для перекуса на привале? Ломтик хлеба толщиной в мизинец, а на нём ломоть сала в полтора пальца. В повседневной жизни такое не полезет в глотку и бывалому туристу. А на маршруте уплетается за милую душу.

Значения

Слово «тушёнка» в русском языке употребляется в единственном значении (примеры даны выше):

  • Мясопродукт длительного хранения, в основном для временного питания (преимущественно в тяжёлых условиях), законсервированный способом тушения (продолжительного нагрева большего, чем нужный для варки, но меньшего, чем для жаренья, при ограниченном доступе воздуха) с солью и специями, и немедля, горячим, укупоренный в герметичную тару без дополнительной стерилизации.

Современных общеупотребительных синонимов нет. Изредка используются «второй фронт» (иронически, в память о поставках военных времен по ленд-лизу) и «луф» (употребляется преимущественно туристами-евреями. От жарг. амер. loaf meat, «тушёная говядина»; дословно что-то вроде «мясохлеб». «тушёнка» правильно по-английски stewed meat). Жаргонный туристский, но тоже редкий, «туш>а», обозначает также и банку тушёнки.

Примечание: автору довелось однажды услыхать на Севере, как туристскую тушёнку назвали пеммиканом, хотя тот ещё жирнее (80% жиров и 20% белков). Предназначен для кормления ездовых собак, но при крайней нужде съедобен и людям. Впрочем, сейчас в магазинах порой продают тушёнку такую, что после неё и пеммикан покажется пожарской котлеткой.

Грамматика

«тушёнка» – неодушевлённое имя существительное женского рода 1-го склонения в школьной традиции (II академического). Состоит из корня «туш-», суффиксов «-ён-», «-к-» и окончания «-а». Постановка ударения, разумеется, на «ё». Разделение переносами ту-шён-ка; в рукописях при нехватке места в строке допустимо переносить туш-ёнка, но не тушё-нка (неверно!). Падежные формы:

  • Именительный: тушёнка (ед. ч.); тушёнки (мн. ч.).
  • Родительный: тушёнки (ед. ч.); тушёнок (мн. ч.).
  • Дательный: тушёнке (ед. ч.); тушёнкам (мн. ч.).
  • Винительный: тушёнку (ед. ч.); тушёнки (мн. ч.).
  • Творительный: тушёнкой или тушёнкою (ед. ч.); тушёнками (мн. ч.).
  • Предложный: <в, на, о, по, при> тушёнке (ед. ч.); <в, на, о, по, при> тушёнках (мн. ч.).

***

© ПишемПравильно.ру

Автор: Садов Артур Александрович, лингвист-типолог

Перечень академических источников, использовавшихся при подготовке материалов.

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Слово «тушён­ка» пра­виль­но пишет­ся с бук­вой «ё» после шипя­ще­го соглас­но­го основы.

Чтобы выяс­нить, что пра­виль­но пишет­ся сло­во «тушён­ка», а не оши­боч­но — «тушон­ка», нач­нем с опре­де­ле­ния части речи. Далее  раз­бе­рем­ся, как воз­ник­ло инте­ре­су­ю­щее нас сло­во, и выяс­ним его мор­фем­ный состав.

Часть речи слова «тушёнка»

Всё было на месте: бан­ка сви­ной тушён­ки, коп­чё­ная и сушё­ная рыба, бухан­ка чёр­но­го хле­ба, сгу­щён­ное моло­ко, моток креп­кой бечёв­ки и нема­ло дру­гих вещей, нуж­ных в доро­ге (Ю. Нагибин).

Анализируемое сло­во обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопрос: что? Это неоду­шев­лен­ное суще­стви­тель­ное, в напи­са­нии кото­ро­го важ­но опре­де­лить, от како­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и какой име­ет мор­фем­ный состав.

Правописание слова «тушёнка»

Рассматриваемое суще­стви­тель­ное зву­чит с удар­ным глас­ным [о] после все­гда твер­до­го шипящего:

[т у ш о н к а]

Если пола­гать­ся на про­из­но­ше­ние сло­ва, то в его напи­са­нии мож­но совер­шить орфо­гра­фи­че­скую ошибку.

Обычно соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных после шипя­щих под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», напри­мер:

  • кир­пи­чом, вра­чом, мячом, тира­жом, све­чой, шала­шом, борщом;
  • зай­чо­нок, бель­чо­нок, дев­чон­ка, ручон­ка;
  • камы­шо­вый, гро­шо­вый, пар­чо­вый.

Обратим вни­ма­ние, что инте­ре­су­ю­щее нас суще­стви­тель­ное име­ет смыс­ло­вую и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную связь с гла­го­лом. Им назы­ва­ют кон­сер­ви­ро­ван­ное тушё­ное мясо. Как видим, в лек­си­че­ском зна­че­нии это­го сло­ва чёт­ко про­сле­жи­ва­ет­ся связь с отгла­голь­ным прилагательным:

тушить → тушёный → тушёнка.

В наслед­ство от про­из­во­дя­ще­го при­ла­га­тель­но­го суще­стви­тель­но­му «тушён­ка» достал­ся суф­фикс -ён-:

тушёнка — корень/суффикс/суффикс/окончание

Правило

Будем иметь в виду, что в суф­фик­сах слов, свя­зан­ных сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем с гла­го­ла­ми, после шипя­щих «ж», «ш», «ч», «щ» пишет­ся бук­ва «ё».

Понаблюдаем за обра­зо­ва­ни­ем ана­ло­гич­ных слов:

  • коп­тить → коп­чё­ный  → коп­чён­ка, копчёность;
  • сгу­стить → сгу­щен­ный → сгущёнка;
  • ноче­вать → ночёвка;
  • кор­че­вать → корчёвка;
  • меже­вать → межёвка;
  • рас­ту­ше­вать → растушёвка.

Исключение

тре­щот­ка, рас­па­шон­ка

Вывод

В суф­фик­се сло­ва «тушён­ка», обра­зо­ван­но­го от отгла­голь­но­го при­ла­га­тель­но­го «тушё­ный», пра­виль­но пишет­ся бук­ва «ё» после шипя­ще­го соглас­но­го «ш».

Морфемный раз­бор это­го сло­ва помо­жет в напи­са­нии гла­голь­но­го суф­фик­са -ён- после шипя­ще­го соглас­но­го основы.

Примеры предложений из художественной литературы

На сле­ду­ю­щий день меня погру­зи­ли в мотор­ную лод­ку с несколь­ки­ми бан­ка­ми тушён­ки, меш­ком муки и меш­ком кар­тош­ки и отвез­ли на кор­дон (М. В. Гиппенрейтер. Бегство к себе).

Перекусили хле­бом с кон­сер­ва­ми, тушён­ку на хлеб пооче­ред­но накла­ды­ва­ли лож­кой, сде­лан­ной из крыш­ки кон­серв­ной бан­ки (М. В. Акимов. Пройти — не вернуться).

Не можете определить, как пишется «тушонка» или «тушёнка»? Сделать это будет легко, если вспомнить правило правописания гласных после шипящих. Вспомним эти правила.

Как правильно пишется

Орфографическая норма указывает на написание существительного с гласной «ё» – тушёнка.

Какое правило применяется

Выбор буквы, прежде всего, зависит от того, в какой морфеме находится интересующая нас гласная. В нашем случае это аффикс «ён». Правило гласит, что в суффиксах лексем, которые образованы от глагола, в ударной позиции после шипящих пишется «ё». Рассматриваемое существительное полностью соответствует правилу, потому что она была образована от «тушить». Сравним с аналогичными примерами: сгущёнка, ночёвка, стажёр.

Примеры предложений

  • В кладовке у него была тушенка, соленья, варенье и прочая провизия на черный день.
  • Она приготовила отличное блюдо на основе свиной тушёнки.

Проверь себя: «Принцып» или «принцип» как пишется?

Как неправильно писать

Написание данного существительного через «о» недопустимо – тушонка.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Слово «тушёнка» правильно пишется с буквой «ё» после шипящего согласного основы.

Чтобы выяснить, что правильно пишется слово «тушёнка», а не ошибочно — «тушонка», начнем с определения части речи. Далее  разберемся, как возникло интересующее нас слово, и выясним его морфемный состав.

Часть речи слова «тушёнка»

Всё было на месте: банка свиной тушёнки, копчёная и сушёная рыба, буханка чёрного хлеба, сгущённое молоко, моток крепкой бечёвки и немало других вещей, нужных в дороге (Ю. Нагибин).

Анализируемое слово обозначает предмет и отвечает на вопрос: что? Это неодушевленное существительное, в написании которого важно определить, от какого слова оно образовано и какой имеет морфемный состав.

Тушёнка

Правописание слова «тушёнка»

Рассматриваемое существительное звучит с ударным гласным [о] после всегда твердого шипящего:

[т у ш о н к а]

Если полагаться на произношение слова, то в его написании можно совершить орфографическую ошибку.

Обычно согласно правилу орфографии в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных после шипящих под ударением пишется буква «о», например:

  • кирпичом, врачом, мячом, тиражом, свечой, шалашом, борщом;
  • зайчонок, бельчонок, девчонка, ручонка;
  • камышовый, грошовый, парчовый.

Обратим внимание, что интересующее нас существительное имеет смысловую и словообразовательную связь с глаголом. Им называют консервированное тушёное мясо. Как видим, в лексическом значении этого слова чётко прослеживается связь с отглагольным прилагательным:

тушить → тушёный → тушёнка.

В наследство от производящего прилагательного существительному «тушёнка» достался суффикс -ён-:

тушёнка — корень/суффикс/суффикс/окончание

Правило

Будем иметь в виду, что в суффиксах слов, связанных словообразованием с глаголами, после шипящих «ж», «ш», «ч», «щ» пишется буква «ё».

Понаблюдаем за образованием аналогичных слов:

  • коптить → копчёный  → копчёнка, копчёность;
  • сгустить → сгущенный → сгущёнка;
  • ночевать → ночёвка;
  • корчевать → корчёвка;
  • межевать → межёвка;
  • растушевать → растушёвка.

Вывод

В суффиксе слова «тушёнка», образованного от отглагольного прилагательного «тушёный», правильно пишется буква «ё» после шипящего согласного «ш».

Морфемный разбор этого слова поможет в написании глагольного суффикса -ён- после шипящего согласного основы.

Примеры предложений из художественной литературы

На следующий день меня погрузили в моторную лодку с несколькими банками тушёнки, мешком муки и мешком картошки и отвезли на кордон (М. В. Гиппенрейтер. Бегство к себе).

Перекусили хлебом с консервами, тушёнку на хлеб поочередно накладывали ложкой, сделанной из крышки консервной банки (М. В. Акимов. Пройти — не вернуться).

Средняя оценка: 4.8.
Проголосовало: 33

Всего найдено: 7

Добрый день! Я внимательно изучила ответ на вопрос № 294856 о правилах написания оё в суффиксах существительных и прилагательных. Тем не менее, не могу справиться с аргументацией случая написания трещОтка. Если это отглагольное существительное (от трещать), то почему не пишется в суффиксе Ё по аналогии с тушёнка, сгущёнка? Или это частный случай именно для низкочастотного случая ОТК? Буду признательная за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Написание объясняется в информационно-поисковой системе «Орфографическое комментирование русского словаря». Там же можно прочитать уточненные правила.

Здравствуйте. Помогите, пожалуйста, решить вопрос: о/ё после шипящих в словах типа мелочовка/речовка приведены к норме как ударение в суффиксе. Почему же тогда слово «тушенка» так и дается нормой в словарях? В чем его отличие от остальных слов такого ряда?

Ответ справочной службы русского языка

Читайте об этом в «Учебнике ГРАМОТЫ».

суффикс «еньк» пишется после мягких согласных, шипящих… Т.е. тушенка. А почему тогда душонка? Какому правилу соответствует такое написание?

Ответ справочной службы русского языка

Читайте об этом в «Учебнике ГРАМОТЫ».

Здравствуйте, уважаемое справочное бюро. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: Глагол любит букву ___ и ненавидит букву ___. Что это за буквы?

Ответ справочной службы русского языка

«Глагол любит букву ё и ненавидит букву о» – эта фраза позволяет запомнить, что в глагольных формах и образованных от них словах пишется буква ё, а не о: в глагольных окончаниях (лжёшь, стрижёт, печём, толчёте), в глаголах несовершенного вида на —ёвывать и отглагольных существительных на —ёвывание (размежёвывать, выкорчёвывать, перекочёвывать, затушёвывать; размежёвывание, выкорчёвывание, затушёвывание); в страдательных причастиях на -ёванный (размежёванный, раскорчёванный, затушёванный); в отглагольных существительных на -ёвка (ночёвка, корчёвка); в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных —ённ— и —ён— и в словах, производных от таких причастий и прилагательных (напряжённый, прожжённый, пропечённый, размягчённый, отрешённый, упрощённый; гружёный, жжёный, печёный, учёный, тушёный, вощёный; напряжённость, отрешённость, упрощённость, учёность, напряжённо, отрешённо, упрощённо, жжёнка, тушёнка, сгущёнка).

Здраствуйте. Задавала вопрос, но не получила на него ответ.

На Википедии в статье «Ш (кириллица)» написано: «Выбор между шо и шё определяют достаточно сложные правила; в некоторых случаях смена шо на шё меняет смысл слова: тушёнка (тушеное мясо) — тушонка (тушка).» Возможно ли такое правописание слова «тушонка»? Спасибо за ответ.

С уважением. А. Б.

Ответ справочной службы русского языка

Да, такое написание возможно. Слово образовано точно таким же способом, как и душонка (от душа).

Каждый раз забываю: СгущЁнка, но тушОнка…или наоборот?…%)

Ответ справочной службы русского языка

В обоих словах пишется Ё: сгущёнка, тушёнка.

Здравствуйте, я задавала этот вопрос, но мне почему-то не ответили:

существует ведь парвило,что в существительном , образованном от прилагательного или причастия пишется столько Н,сколько было в этом причастии или прилагательном.

тушеНый- тушеНка
но почему: сгущеННый- но сгущеНка (с одной Н)?
Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Данное правило (о сохранении Н или НН в производных словах) касается прилагательных, НЕ образованных от глаголов. Причастия и отглагольные прилагательные (а также образованные от них слова) пишутся иначе.

  • Перцовый баллончик как пишется
  • Перформанс или перфоманс как правильно пишется
  • Перун славянский бог рассказ для детей
  • Перу богат полезными ископаемыми как правильно пишется
  • Перстень конь терем мухоморы из какой сказки ответ