Шолохов «Судьба человека»
Вопросы по тексту
1. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Какие обстоятельства приводят к встрече рассказчика и Андрея Соколова?
2. Что поразило рассказчика во внешности Андрея Соколова? Почему рассказчику стало не по себе?
3. Перечислите художественные детали в начале рассказа, которые указывают на время действия произведения.
4. Почему рассказчик решил, что Андрей Соколов вдовец?
5. За какие качества Андрей Соколов любил жену?
6.Что значит «иметь умную жену-подругу», по словам Соколова?
7. Чего не мог простить себе в отношении с женой? Почему?
8. Почему главный герой не вернулся на завод? Укажите 2 причины.
9. Как жил Андрей Соколов «не хуже других»?
10. Почему Андрей Соколов решил, что «построился неловко»?
11. Какие способности обнаружились у сына и как это в дальнейшем ему пригодилось?
12. Почему Андрей Соколов не любил писать письма домой в первые годы войны?
13. Как Андрей Соколов попадает в плен? Сколько пробыл в плену? Назовите даты.
14. Кого Соколов назвал настоящим доктором и почему?
15. Почему предатель Крыжнёв, по словам Соколова, не свой, а «хуже чужого»?
16. Какой случай представился для побега в Познани?
17. Как Андрей Соколов проявляет мужество в схватке с Мюллером? Что придаёт ему силы?
18. Каким образом Соколов в плену становится шофером?
19. Как удаётся бежать из плена во второй раз?
20. Какие вести о семье получает Андрей Соколов? О жене, дочерях и сыне? О чем были стариковские мечтания героя?
21. Почему 9 Мая в День Победы Андрей Соколов «похоронил свою радость и надежду»?
22. Расскажите об истории Ванюши.
23. Какие действия мальчика помогают не окаменеть сердцу Андрея Соколова от горя?
Сила духа – это высокая духовная, душевная стойкость человека. Нравственно-волевое качество личности, состоящее в умении многократно повторять решительные действия, упорно искать эффективные способы поведения для достижения цели. Основывается на самообладании, выдержке, упорстве, мужестве, трудолюбии и терпении.
Сила духа — определяющая черта характера главного героя Андрея Соколова в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека». Докажите этот тезис, используя текст рассказа. Что является основой этой духовной стойкости?
О каких схожих героях литературы вы можете рассказать?
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfKlLIEZn6hH2l4k_qt6McUMl0teouuawcsT2EfhnctwV8alw/viewform?usp=sf_link
«Судьба человека» (М. Шолохов)
Цитата: «Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, и всё рухнуло в единый миг, остался я один».
История создания
Рассказ «Судьба человека» Шолохов написал очень быстро, буквально за несколько дней. В его основу лёг рассказ случайного знакомого Михаила Александровича. Писатель впоследствии очень сожалел, что не узнал имени человека, рассказавшего ему эту историю.
Возможно, история неизвестного путника так и не стала бы литературным произведением: с момента встречи до написания «Судьбы человека» прошло десять лет.
Итак, прошли годы, Шолохов читал Ремарка и Хемингуэя. И писателя очень смущал тот сквозной образ человека, который он мог наблюдать у зарубежных писателей, — человека обречённого, слабого. Писателю хотелось как-то оспорить это суждение — и его ответом стала «Судьба человека».
Рассказ был опубликован и прочитан по радио. И отзыв, который «Судьба человека» нашла у слушателей, нельзя сравнить ни с чем. Шолохову приходили сотни тысяч писем. Люди рассказывали писателю о своей судьбе — судьбе человека. И хотя не было никакой физической возможности ответить на все эти письма, такая беспрецедентная отзывчивость народа произвела огромное впечатления на писателя.
Проблематика:
Смысл названия: название рассказа позволяет выйти на уровень максимального, почти космического, обобщения. Андрей Соколов — обычный русский человек, и в то же время — Человек с большой буквы.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: к сожалению, стандартные определения не дают нам возможности назвать «Судьбу человека» рассказом-эпопеей, хотя такое определение как нельзя лучше подошло бы для рассказа, вмещающего всю жизнь человека и открывающего панорамную картину жизни русского народа. Исследователи называют «Судьбу человека» панорамным рассказом.
Необходимо также обратить внимание на то, что Шолохов использует композицию рассказ в рассказе: лирический герой — автор — появляется лишь в начале и в конце рассказа. Основное повествование принадлежит Андрею Соколову.
Время и место действия: Андрей Соколов рассказывает свою историю автору в первую послевоенную весну. Сама же его история описывает времена Великой Отечественной войны.
Действующие лица
Краткое содержание
Наступила первая послевоенная весна. Дороги размыла оттепель. Рассказчику нужно было перебраться на другой берег. Лодку обещали прислать через два часа. В это время к переправе подошёл мужчина с маленьким мальчиком. Мужчина (это был Андрей Соколов) и рассказчик разговорились.
До войны
Ещё юным Андрей уехал на Кубань на заработки. А в это время в Воронеже был голод, и все родные Андрея умерли.
Вернувшись в Воронеж, Андрей продал дом родителей и женился на Ирине, сироте. У них родился сын Анатолий, потом две дочки — Оля и Настя. Жили хорошо: Андрей перестал пить с друзьями, всё стремился домой, к жене и детям. Так прошло десять лет. И тут — война. Соколову приходит повестка, и он едет на фронт.
Война
Семья провожает Андрея. У Ирины плохое предчувствие.
На фронте Андрей становится шофёром, поставляет боеприпасы. Через некоторое время он попадает в плен к немцам. Пленных осматривает врач. Он вправляет Соколову вывихнутую руку. На ночь пленных запирают в храме. По нужде их не выпускают, а тех, кто из религиозных соображений не может справить естественные потребности в церкви, расстреливают.
Пленные переговариваются между собой. Соколов случайно слышит, как один человек (потом выясняется, что это Крыжнев) угрожает донести немцам, что его товарищ — не просто рядовой, а коммунист. Андрей Соколов преисполняется ненависти к предателю и убивает его.
Попав в лагерь, Андрей Соколов сразу же замыслил побег. Когда он всё-таки бежал, по его следам пустили служебных собак. Собаки искусали Соколова, а немцы отправили его на месяц в карцер.
После отбывания наказания Соколова направили на тяжёлые работы в каменный карьер. Однажды Андрей в сердцах сказал, что такие работы хуже могилы. В лагере тоже был предатель, и он донёс немцам. Соколова должны были расстрелять.
Бегство
1944 год. Германия понемногу сдаёт позиции. Андрей Соколов всё ещё в плену.
Немцы узнали, что Соколов был шофёром. Его сделали личным водителем одного майора. Соколов стал готовиться к побегу: как-то снял форму с пьяного немца, потом припрятал гирьку. И когда унтер-офицер пожелал поехать за город, Соколов осуществил задуманное: оглушил немца гирей, высадил, а сам переоделся в немецкое и рванул на автомобиле на фронт.
Его встретили радостно и даже дали месяц отдыха — с родными повидаться. Соколов написал жене. Ответ пришёл через две недели, но не от Ирины, а от соседа. Страшная весть: жена и обе дочери погибли, дом их разрушен, и вместо него — яма с ржавой водой.
Соколов очень тосковал по жене и дочерям. Весь его мир составил сын Анатолий. Они с Анатолием стали переписываться, и Андрей узнал, что сын — командир дивизии. Старший Соколов представлял, как война окончится, и они заживут с Анатолием — Андрей внуков будет нянчить.
Жизнь после войны
Соколов не смог вернуться в Воронеж — поехал к другу в Урюпинск. Там устроился работать шофёром. Подобрал и усыновил пятилетнего беспризорника Ванюшку. Мальчик очень полюбил Андрея, ни за что не соглашался оставаться дома без него, поэтому они ездили вдвоём в каждый рейс.
Недавно, правда, произошла неприятность: машину занесло, и Андрей сбил корову. Корова не пострадала, но Соколова лишили водительских прав. Он нашёл новую работу в Кашарах и теперь едет с сыном туда. Всё бы хорошо, только сердце шалит и мучают воспоминания о жене, о дочерях, о сыне.
Пришла лодка, и Андрей Соколов попрощался. Ванюшка тоже помахал лирическому герою на прощанье.
Экранизация
«Судьба человека» (СССР, 1959, режиссёр и исполнитель главной роли — Сергей Бондарчук).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто в «Судьбе человека» рассказывает о жизни Андрея Соколова?
Ответ. Сам Андрей Соколов.
Как звали Андрея Соколова в немецком лагере?
Ответ. У пленных не было имён. Их называли номерами, как предметы. Андрея Соколова звали №331.
Какой композиционный приём Шолохов использовал в рассказе «Судьба человека»?
Ответ. Рассказ в рассказе.
Источник
М. А. Шолохов. Судьба человека
М.А. Шолохов написал рассказ о судьбе бывшего военнопленного, о трагедии и силе характера человека, на долю которого выпали тяжелейшие испытания. Во время и сразу после Великой Отечественной войны солдат, вернувшихся из плена, считали предателями, им не доверяли, и для выяснения обстоятельств проводилась тщательная проверка. Рассказ «Судьба человека» стал таким произведением, которое позволяет увидеть и понять жестокую правду войны.
Слово «судьба» может быть истолковано как «история жизни» или использовано в значении «участь, доля, стечение обстоятельств». В рассказе Шолохова мы находим и то и другое, но только герой оказался не из тех, кто безропотно принимает предназначенную ему участь.
Андрею Соколову довелось лично противостоять Мюллеру, и автор показал этот «поединок» в одном из кульминационных эпизодов рассказа.
Разговор пленного солдата с комендантом состоялся потому, что кто-то донёс немцам про сказанные Андреем накануне слова о порядках в концлагере. Едва живые пленники вручную долбили камень, и норма на человека была четыре кубометра в день. Однажды после работы, промокший, измученный, голодный, Соколов сказал: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». За эти слова он и должен был ответить коменданту.
Гордость, смелость и юмор русского солдата немцы, на удивление, оценили, и Мюллер объявил ему, что уважает достойных противников, а потому не будет расстреливать. За смелость Соколову дали буханку хлеба и кусок сала. Солдат не очень поверил в великодушие фашистов, ждал выстрела в спину и жалел, что не донесёт голодным сокамерникам неожиданно свалившееся угощение. И опять не о себе думал солдат, а о тех, кто от голода умирал. Ему удалось принести эти «гостинцы» пленным, и они разделили всё поровну.
В данном эпизоде Шолохов поднял простого человека на пьедестал героя, несмотря на то что это был военнопленный. Не было вины Соколова в его пленении, не собирался он сдаваться. И в плену не пресмыкался, не предавал своих, не менял убеждений. Он оставался преданным гражданином своей Родины и мечтал вернуться в строй, чтобы снова воевать против фашистов. Этот случай из жизни солдата оказался решающим в его судьбе: мог быть Соколов расстрелян, но сам спас себя, потому что смерти боялся меньше, чем позора. Вот и остался жив.
А «сверхчеловек» Мюллер вдруг увидел в русском солдате гордость, стремление сохранить человеческое достоинство, смелость и даже презрение к смерти, так как пленный не желал хвататься за жизнь ценой унижения и трусости. Это была одна из побед Андрея Соколова в тех обстоятельствах, какие преподносила судьба.
Каким же характером нужно обладать, чтобы не покоряться обстоятельствам? Привычки, ставшие чертами характера, были у Андрея самыми обычными для людей того времени: трудолюбие, великодушие, стойкость, мужество, умение любить людей и Родину, умение жалеть человека, сострадать ему. И был он доволен своей жизнью, потому что имел дом, работу, его дети росли и учились. Только жизнь и судьбу людей могут легко поломать политики и милитаристы, которым нужны власть, деньги, новые территории и доходы. Способен ли человек выжить в этой мясорубке? Оказывается, иногда это возможно.
Писатель не просто показывает нам повороты судьбы, которые или ломают, или закаляют человека, Шолохов объясняет, почему его герой поступает таким образом, что может изменить свою жизнь. Андрей Соколов дарит тепло своего сердца тому, кто в этом нуждается, и тем самым выражает протест судьбе, приговорившей его к одиночеству. Возродились надежда и воля к жизни. Он может сказать себе: отбрось свои слабости, перестань жалеть себя, стань защитником и опорой более слабому. В этом особенность созданного М.А.Шолоховым образа человека с сильным характером. Его герой поспорил с судьбой, сумел перекроить жизнь, направив её в нужное русло.
Писатель Шолохов рассказал не только о жизни конкретной личности, гражданина Советского Союза Андрея Соколова. Он назвал своё произведение «Судьба человека», подчёркивая тем самым, что всякий человек, если он духовно богат и силён, как его герой, способен выдержать любые испытания, создать новую судьбу, новую жизнь, где у него будет достойная роль. Видимо, в этом и заключается смысл названия рассказа.
А в современной обострившейся обстановке мог бы М.А.Шолохов напомнить нынешним русофобам и нацистам, что Соколовы среди русских людей не перевелись.
Источник
Анализ сцены взаимного узнавания отца и сына по рассказу Судьба человека (Шолохов М. А.)
«И до того мальчик ему полюбился, что он уже начал… скучать по нему» и спешить из рейса, чтобы увидеться. Эпизод взаимного «узнавания» произошел «на четвертый день», когда мужчина « прямо из совхоза. поворачивал к чайной». Он заметил, что «парнишка мой там сидит на крыльце». Отмечу, что в данном выражении автор показал привязанность Андрея к еще не знакомому ему мальчику.
Когда Андрей Соколов позвал Ванюшу, тот «от окрика вздрогнул», только потом робко и «тихо так» ответил. Поначалу он не доверительно относится к незнакомцу, но несмотря на это, мальчик проявляет любопытство ( «глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу»). Заинтересовавшись пуще прежнего (еще больше) Ваня сел в машину, «шустрый такой, а вдруг чего-то притих», стал «изучать» встречного, который дивясь на мальчика, начал диалог. В разговоре Ваня еще «шептал», однако услышав признание Андрея «что тут произошло!». Мальчик кинулся к Андрею на шее, начал его целовать, и «так звонко и тоненько кричит». Для передачи эмоций и безудержного счастья Вани писатель в его речи использует лексические повторы с восклицательными знаками «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, что ты меня найдешь!»
Самого Андрея Соколова переполняют эмоции и отцовская любовь, он тронут трагичной судьбой мальчика, поэтому решает забрать его к себе. Шолохов использует внутренний монолог героя, показывая читателям размышления мужчины – «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети…»
В заключении, стоит отметить, что эпизод взаимного «узнавания» Андрея Соколова и Ванюши является важным фрагментом в рассказе Шолохова «Судьба человека». От этого знакомства начинают строиться отношения отца и сына, завязывается дальнейшая судьба Андрея.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
«Судьба человека», анализ рассказа Михаила Шолохова
Нельзя забывать уроки, которые человечество вынесло из общей трагедии народа, Великой Отечественной войны. Война нанесла непоправимый ущерб миллионам наших сограждан, и одним из них был Андрей Соколов, главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека». Достоверность величайшего творения автора завоевало мировую популярность, поражая своим трагизмом и человечностью. Предлагаем анализ произведения «Судьба человека» по плану, для подготовки к уроку литературы в 9 классе.
История создания
Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».
Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.
Краткий анализ
Год написания – 1956 г.
История создания – В основу рассказа легли реальные события. Свою историю писателю рассказал один человек, повстречавшийся ему на охоте. История поразила писателя до того, что он решил обязательно напечатать рассказ.
Тема – Основной темой произведения является тема войны, наряду с ней раскрывается тема силы духа человека, поиска жизненного смысла.
Композиция – Композиция этого произведения состоит из двух рассказов, сначала повествование идет от лица автора, потом свою историю рассказывает его новый знакомый. Заканчивается произведение словами автора.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Суть рассказа
Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.
Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.
Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.
После войны некуда идти герою, он работает в чужих местах. И встречает мальчика Ванюшку, потерявшего всю семью. Соколов представляется отцом ребенка, теперь в его жизни снова есть надежда. Подробнее основные события из книги описаны в кратком содержании для читательского дневника.
Подарок судьбы — сирота Ванюшка
Андрей Соколов встречает маленького мальчика Ванечку, который потерял на войне всех своих близких. Ребенок инстинктивно тянется к солдату. Каждому человеку нужна забота и ласка. Но здесь автор как будто подчеркивает родственность их душ. Каждый из этих персонажей испытал в своей жизни огромную боль потери близкого человека и ужасы войны. И судьба не зря подарила им эту встречу. Мальчик Ваня и Андрей Соколов находят утешение друг в друге.
Теперь мужчине есть ради кого жить, у него появляется новый смысл жизни. Необходимо заботиться об этом маленьком человечке. Воспитывать в нем все те качества, которые в будущем помогут стать ему настоящим мужчиной, достойным гражданином общества. И Андрей Соколов продолжает жить. Преодолев внутреннюю боль, он снова показывает себя как человека мужественного и целеустремленного, уверенного в собственных силах.
Тематика
Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.
Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.
Тематика произведения «Судьба человека» отражает все тяготы и лишения войны, но еще больше в ней героизма и силы духа советского народа:
Проблематика
Популярные сочинения
Характеристика главных героев
Шолохов. «Судьба человека»: анализ очередного испытания
Что делать дальше? Все, за кого он сражался, мысли о которых помогали Андрею выжить в немецком плену, ради чего он так цеплялся за жизнь, ничего нет! Наступает моральное и эмоциональное опустошение главного героя. Нет ни дома, ни родных, ни цели для того, чтобы жить дальше. И лишь счастливая случайность оказала огромное влияние на судьбу человека, совершенно уже отчаявшегося.
В чем смыл произведения?
Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.
Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.
Основные качества характера главного персонажа
На чем построен сам сюжет рассказа, который написал Михаил Шолохов? Судьба человека, анализ его поступков в течение длительного периода его жизни, а также поведение главного героя во время плена. Благодаря всему этому автор показывает, как простой труженик смог сохранить не только чувство собственного достоинства. Андрей Соколов на протяжении всего времени, что он пробыл в плену или участвовал в боевых сражениях, оставался настоящим мужчиной. Он смог сохранять спокойствие даже в самых сложных и критических ситуациях.
Михаил Шолохов стал первым писателем, который показал читателю все ужасы немецкого плена. Автор произведения достаточно ярко описал не только героическое поведение соотечественников. Он не скрыл и те факты, когда многие люди теряли самообладание и, боясь за собственные жизни, теряли мужество. Предавали товарищей и Родину. А порой и просто за кусок хлеба совершали убийства, шли на унижения. И, сравнивая характеристики различных персонажей, которые предстают перед читателем во время пленения Андрея Соколова, можно увидеть, как автор на их фоне подчеркивает силу личности своего главного героя. Он как будто становится еще выше и сильнее, а поступки его — чище и мужественнее.
Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.
Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом», «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых, потухших глазах… только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.
Малограмотный человек или настоящий рабочий
Рассказ Шолохова «Судьба человека» раскрывает образ главного героя не сразу. Автор выдает его как будто частями. В каких-то строках произведения можно найти описание его глаз, в другом месте читатель видит слова о «большой черствой руке». Так постепенно складывается общая характеристика персонажа, которая дополняется его речевыми оборотами.
Во время того, как Андрей Соколов ведет свое повествование, можно заметить слова, которые передают настоящий русский национальный характер. Он часто употребляет в рассказе пословицы. Заметно, что Андрей — обычный малограмотный рабочий человек. Из-за этого он часто вставляет неправильные слова или выражения. Зато он прекрасный семьянин и во время войны остается настоящим мужчиной.
Какие ценности пропагандирует Шолохов?
Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).
Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится. Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.
Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
События, произошедшие с персонажем во время войны
Ученики, которые пишут сочинение на тему «Судьба человека», обязательно должны ознакомиться хотя бы с кратким содержанием произведения. Писатель описывает Соколова как простого солдата, который узнал все тяготы военного времени. А далее автор описывает, как Андрей прошел даже немецкий плен. Особенно интересны именно эти страницы произведения, которое написал Михаил Шолохов («Судьба человека»). Анализ их раскрывает характеры многих персонажей.
Источник
Вопросы по тексту М. Шолохова «Судьба человека»
Шолохов «Судьба человека»
1. От чьего лица ведётся повествование в рассказе? Какие обстоятельства приводят к встрече рассказчика и Андрея Соколова?
2. Что поразило рассказчика во внешности Андрея Соколова? Почему рассказчику стало не по себе?
3. Перечислите художественные детали в начале рассказа, которые указывают на время действия произведения.
4. Почему рассказчик решил, что Андрей Соколов вдовец?
5. За какие качества Андрей Соколов любил жену?
6.Что значит «иметь умную жену-подругу», по словам Соколова?
7. Чего не мог простить себе в отношении с женой? Почему?
8. Почему главный герой не вернулся на завод? Укажите 2 причины.
9. Как жил Андрей Соколов «не хуже других»?
10. Почему Андрей Соколов решил, что «построился неловко»?
11. Какие способности обнаружились у сына и как это в дальнейшем ему пригодилось?
12. Почему Андрей Соколов не любил писать письма домой в первые годы войны?
13. Как Андрей Соколов попадает в плен? Сколько пробыл в плену? Назовите даты.
14. Кого Соколов назвал настоящим доктором и почему?
15. Почему предатель Крыжнёв, по словам Соколова, не свой, а «хуже чужого»?
16. Какой случай представился для побега в Познани?
17. Как Андрей Соколов проявляет мужество в схватке с Мюллером? Что придаёт ему силы?
18. Каким образом Соколов в плену становится шофером?
19. Как удаётся бежать из плена во второй раз?
20. Какие вести о семье получает Андрей Соколов? О жене, дочерях и сыне? О чем были стариковские мечтания героя?
21. Почему 9 Мая в День Победы Андрей Соколов «похоронил свою радость и надежду»?
22. Расскажите об истории Ванюши.
23. Какие действия мальчика помогают не окаменеть сердцу Андрея Соколова от горя?
Сила духа – это высокая духовная, душевная стойкость человека. Нравственно-волевое качество личности, состоящее в умении многократно повторять решительные действия, упорно искать эффективные способы поведения для достижения цели. Основывается на самообладании, выдержке, упорстве, мужестве, трудолюбии и терпении.
О каких схожих героях литературы вы можете рассказать?
Источник
Художестенная деталь в литературе
Художестенная деталь в литературе
Это важное понятие в теории литературы. Она помогает читателю точно представить предмет или характер героя.
Художественной деталью считается выразительная подробность, при помощи которой создается художественный образ. Она может воспроизводить переживания героя произведения, особенности обстановки, черты внешности персонажа.
Порой художественная деталь в литературном произведении, на первый взгляд, кажется несущественной мелочью. Но это лишь заблуждение. Основная ее роль — рассказать о событии или персонаже больше, чем максимально подробное описание.
Определение художественной детали
Художественная деталь представляет собой фрагмент:
-
внутреннего мира литературного персонажа;
По значимости художественную деталь в литературном произведении стоит сравнить с символом, который помещен автором в центр повествования. Она помогает полностью раскрыть писательский замысел. Как и символ, художественная деталь, характеризующая эпоху или событие, дополняет созданную автором картину реальности.
Но при этом имеются и характерные отличия. В отличие от символа, она не имеет скрытого смысла. Яркий тому пример — красные руки героя произведения «Отцы и дети» Евгения Базарова. Они олицетворяют собой готовность персонажа к усердному труду, его незнатное происхождение. Но никакого подтекста здесь нет. Красные руки Базарова — руки простого крестьянина, которые обветрились из-за длительных пеших прогулок, покраснели от постоянной работы. Этот образ лишен потаенного смысла.
Иначе дело обстоит с символом. Например, Метель в поэме «Двенадцать» Александра Блока олицетворяет собой торжество беззакония, безжалостный разгул жестокости. Природное явление означает неуправляемую силу, которая способна разрушить старый привычный мир.
Роль деталей в произведении
Существуют перечисленные ниже виды художественных деталей:
деталь, которая характеризует состояние внешнего мира или внешности литературного персонажа. В качестве примера приведем роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Чистая сорочка Печорина указывает на его щегольство, стремление к комфорту, благоустроенности. Ведь герою произведения приходится путешествовать в те времена, когда не было горячего водоснабжения и прочих благ цивилизации (а порой и элементарного достойного ночлега);
деталь, отражающая психологическое состояние главного героя. Олицетворяет собой его страхи, желания, потаенные мысли. В отдельных случаях она характеризует объекты, явления внешнего мира. Но в то же время передает и переживания литературного персонажа. Подобный прием носит название психологизма. Такая деталь встречается в рассказе «Носовой платок» Акутагавы Рюноскэ. Предмет, разорванный в клочья, олицетворяет собой бурю эмоций. Он символизирует глубину переживаний, которые испытывает главная героиня. Эмоции литературного персонажа воплощены в фразе: «улыбаясь лицом, руками она рвала платок».
Существуют и другая классификация художественных деталей. В соответствии с ней выделяют:
Один из примеров детали-символа является халат Обломова в одноименном произведении Ивана Гончарова. Деталь-подробность, в свою очередь, выгодно дополняет какое-либо явление или изображаемый предмет.
Примеры художественных деталей в творчестве
Николай Гоголь в своих художественных произведениях уделял большое внимание атрибутике предметного мира, окружающего человека. Писателю была свойственна редкостная прозорливость. Художественная деталь для Гоголя – прием, олицетворяющий собой будущее цивилизации. Ведь со временем человек из созидания и «господина» вещей действительно превратился в их бездумного потребителя. В представлении Гоголя художественная деталь – выразительная подробность в произведении, которую писатель изображает «индексом» души. Поэтому в творчестве этого автора делается особая ставка на предметную детализацию как средство изображения человека и окружающего мира. Гоголю не присуща пушкинская сдержанность в обращении с деталью. Вещи в произведениях автора незабвенных «Мертвых душ» словно «стесняют» человеческое пространство, лишая литературных персонажей ощущение свободы, «простора жизни».
В «Петербургских повестях» Николая Гоголя мы наблюдаем изобилие предметных деталей. Поэтому особой изобразительной силой наделена именно совокупность вещей, которая становится отражением психологического портрета персонажа. Вещь у Гоголя словно претендует на положение героя литературного произведения. Гоголевские персонажи находятся в ее роковой власти. Яркий пример художественной детали– ружье в произведении «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». По мнению Гоголя, вещественный мир способен задавить «высокое предназначение человека». Именно эти слова великий писатель произнес еще во время учебы в Нежинской гимназии.
По-своему раскрывается деталь в произведении Антона Чехова «Студент». Костер оживляет в воображении героя события евангельской ночи в Гефсиманском саду. Эта значимая подробность выглядит очень колоритно на фоне довольно подробного ландшафтного описания. Данная деталь в тексте словно бы перебрасывает «мост» из прошлого в настоящее.
Обратите внимание! Предметная детализация Антона Чехова отличается лаконичностью, емкостью смысла. Роль художественной детали в его рассказах чрезвычайно велика. Ведь она способна заменить собой подробное портретное описание.
Художественная деталь — изобразительно-выразительная подробность, при помощи которой удается показать сильный эмоциональный всплеск (который равнозначен глубокому душевному кризису). К примеру, в произведении «Накануне» Ивану Тургеневу удалось умело изобразить стремительно возрастающее нетерпение Елены накануне последней встречи героини с Инсаровым. Все, случившееся с девушкой в этом эпизоде, происходит словно по инерции. Не находящая себе места от волнения героиня все делает не задумываясь, машинально. В этой сцене Тургенев мастерски использует разнообразные ритмико-интонационные средства воздействия на сознание читателя. Писатель сосредотачивает свое внимание на описании предметного мира, внешних проявлениях «бури», которая разыгралась в душе Елены. Богатая ритмика речи писателя позволяет максимально реалистично изобразить «пульсацию» времени, протекающего бесследно и бесцельно. Осознание собственного бессилия впоследствии сменяется сильным волевым порывом, сущность которого пока не ясна даже самой Елене. Деталь, внешний жест, который олицетворяет собой преображение души героини раскрывается в насыщенном психологическом контексте: «Она вдруг приподнялась и села: что-то странное совершалось в ней: лицо ее изменилось, влажные глаза сами собою высохли и заблестели, брови надвинулись, губы сжались».
В цитате выше запечатлен пик сложного душевного процесса. Художественная деталь наглядно раскрывает психологический портрет литературного персонажа. Тургеневская Елена — деятельная и волевая личность. Поэтому внутренняя сила и решимость в конце концов берут свое. Неодолимая сила, которая движет Еленой, — это зов воли, который позволяет ей устремиться к цели. Героиня действует почти подсознательно, инстинктивно. Но она верна своей цели — во что бы то ни стало встретиться с Инсаровым.
Предельно насыщенная художественная деталь (которыми изобилует проза Льва Толстого) — немного чуждый Ивану Тургеневу инструмент. В произведениях автора пьесы «Накануне» подобное встречается сравнительно редко. К слову, психологическую детализацию Льва Толстого Тургенев называл «избыточной».
Вроде бы незначительная деталь позволяет без лишних слов характеризовать персонаж литературного произведения. Она помогает читателю ощутить атмосферу той или иной эпохи. Художественная деталь делает роман, повесть или рассказ более увлекательными, глубокими по смыслу, Очень емко передает ощущения и эмоции автора, позволяя ему донести до читателя чрезвычайно важную для писателя мысль.
Была ли данная статья полезна для Вас?
Другие статьи в нашем блоге:
Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” был написан в 1956 году. В основе этого произведения лежат реальные события. В 1946 году автор встретил неизвестного, который и рассказал историю своей жизни.
Именно эта жизненная ситуация и стала сюжетной основой произведения.
Тема рассказа не была новой или особенной, ибо после Великой Отечественной войны многие писатели и поэты обращались к тем ужасным годам. М. Шолохов создал произведение о великих страданиях русского народа и его удивительной стойкости.
Основной идеей рассказа, на мой взгляд, является стремление показать духовную, внутреннюю силу русских людей. Ничто не способно сломить дух тех, кто защищает родную землю от врага.
Рассказ можно разделить на три части. Первая – это своеобразная экспозиция, представляющая собой размышления автора. Вторая – основная часть, которая является ключевой и представляет собой повествование героя.
Третья часть – концовка, в которой автор подводит некоторые итоги и дает, на мой взгляд, собственную оценку тому, что было рассказано героем.
Безусловно, подобная композиция – рассказ в рассказе – оправдана, ибо историю жизни может лучше всего передать лишь тот человек, который сам все это испытал.
В самом начале произведения Шолохов повествует о первой послевоенной весне. Таким образом, он словно подготавливает читателя к последующему рассказу главного героя – Андрея Соколова.
Далее повествование ведется от лица самого персонажа, который рассказывает о своей жизни случайному попутчику. Чуть ли не самое главное место в портрете Соколова отводится его глазам, которые “словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть”. По моему мнению, глаза – зеркало души, и, естественно, что они в большей степени передают страдания героя.
Андрей Соколов с самого детства узнал тяготы человеческого существования. Он сражался в гражданскую войну, затем работал, женился, у него появились дети. Недолгой была семейная жизнь героя.
Снова война изменила его судьбу коренным образом, оторвала от родного дома и близких людей.
Очень тяжело вспоминать Андрею Соколову сцену прощания с женой. Помнит он, что она прижалась “как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может”. Не знал еще тогда герой рассказа, что это была последняя их встреча.
Уже во время войны выпадает на долю Соколова еще одно испытание – плен. Герой не может смириться с ним и поэтому пробует бежать. Выбравшись из плена, он снова воюет с врагами своей родины. Но “беда не ходит одна”.
Андрей узнает, что от фашистской бомбы погибли жена и дочь. А в последние дни войны убит и его единственный сын.
Несмотря на те страдания, которые пришлось испытать главному герою, он все же остается настоящим человеком. Единственной панацеей от душевной боли для него стал мальчик Ванюша, “со светлыми, как небушко, глазами”. Этот маленький человек также одинок, как и Андрей Соколов.
Таким образом, два одиноких человека становятся опорой друг для друга. Найден смысл жизни! А, следовательно, боль, страдания и тоска если не ушли из жизни каждого, то, по крайней мере, притупились, уступив место любви и пониманию.
Ключевыми, по моему мнению, являются слова автора в конце рассказа, которые подводят своеобразный итог: “И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все выдержать, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”.
Нельзя оставить без внимания и то состояние “тяжелой грусти”, которое охватило рассказчика от всего услышанного, ибо в этой грусти – и боль, и восхищение, и преклонение перед теми, кто не жалел себя ради будущего родной земли.
Loading…
Художественная деталь
Деталь — (от фр. с1е1а) подробность, частность, мелочь.
Деталь художественная — одно из средств создания образа, которое помогает представить воплощенный характер, картину, предмет, действие, переживание в их своеобразии и неповторимости. Деталь фиксирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. Деталь важна и значима как часть художественного целого. Другими словами, смысл и сила детали в том, что бесконечно малое раскрывает целое.
Различают следующие виды художественной детали, каждый из которых несет определенную смысловую и эмоциональную нагрузку:
а) деталь словесная. Например, по выражению «как бы чего не вышло» мы узнаем Беликова, по обращению «соколик» — Платона Каратаева, по одному слову «факт» — Семена Давыдова;
б) деталь портретная. Героя можно определить по короткой верхней губке с усиками (Лиза Болконская) или белой маленькой красивой руке (Наполеон);
в) деталь предметная: балахон с кистями у Базарова, книжка про любовь у Насти в пьесе «На дне», шашка Половцева — символ казачьего офицера;
г) деталь психологическая, выражающая существенную черточку в характере, поведении, поступках героя. Печорин при ходьбе не размахивал руками, что свидетельствовало о скрытности его натуры; стук бильярдных шаров меняет настроение Гаева;
д) деталь пейзажная, с помощью которой создается колорит обстановки; серое, свинцовое небо над Головлевым, пейзаж- «реквием» в «Тихом Доне», усиливающий безутешное горе Григория Мелехова, похоронившего Аксинью;
е) деталь как форма художественного обобщения («футлярное» существование мещан в произведениях Чехова, «мурло мещанина» в поэзии Маяковского).
Особо следует сказать о такой разновидности художественной детали, как бытовая, которая, в сущности, используется всеми писателями. Яркий пример — «Мертвые души». Героев Гоголя невозможно оторвать от их быта, окружающих вещей.
Бытовая деталь указывает на обстановку, жилище, вещи, мебель, одежду, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица. Примечательно, что у Гоголя бытовая деталь никогда не выступает как самоцель, дана не как фон и украшение, а как неотъемлемая часть образа. И это понятно, ибо интересы героев писателя-сатирика не выходят за пределы пошлой материальности; духовный мир таких героев настолько беден, ничтожен, что вещь вполне может выразить их внутреннюю сущность; вещи как бы срастаются с их хозяевами.
Бытовая деталь выполняет прежде всего характерологическую функцию, то есть позволяет составить представление о морально-психологических свойствах героев поэмы. Так, в усадьбе Манилова перед нами предстают господский дом, стоящий «одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам», беседка с типично сентиментальным названием «Храм уединенного размышления», «пруд, покрытый зеленью»… Эти детали указывают на непрактичность помещика, на то, что в его имении царят бесхозяйственность и неустроенность, а сам хозяин способен лишь на бессмысленное прожектерство.
О характере Манилова можно судить и по обстановке комнат. «В доме его чего-нибудь вечно недоставало»: не хватило шелковой материи для обивки всей мебели, и два кресла «стояли обтянуты просто рогожею»; рядом с щегольским, богато украшенным бронзовым подсвечником стоял «какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону». Такое сочетание предметов вещного мира в барском поместье причудливо, абсурдно, алогично. Во всех предметах, вещах чувствуется какая-то беспорядочность, непоследовательность, раздробленность. И сам хозяин под стать своим вещам: душа Манилова такая же ущербная, как и убранство его жилища, а претензия на «образованность», изысканность, изящество, утонченность вкуса еще более усиливает внутреннюю пустоту героя.
Среди прочих вещей автор особо подчеркивает какую-то одну, выделяет ее. Эта вещь несет повышенную смысловую нагрузку, перерастая в символ. Иначе говоря, деталь может приобретать значение многозначного символа, имеющего психологический, социальный и философский смысл. В кабинете Манилова взору открывается такая выразительная деталь, как горки золы, «расставленные не без старания очень красивыми рядками», — символ пустопорожнего времяпрепровождения, прикрытого улыбкой, приторной вежливостью, воплощение праздности, безделья героя, отдающегося бесплодным мечтаниям…
По преимуществу бытовая деталь у Гоголя выражена в действии. Так, в образе вещей, принадлежавших Манилову, запечатлено определенное движение, в процессе которого раскрываются существенные свойства его характера. Например, в ответ на странную просьбу Чичикова продать мертвые души «Манилов выронил тут же чубук с трубкою на пол и как разинул рот, так и остался с разинутым ртом в продолжение нескольких минут… Наконец Манилов поднял трубку с чубуком и поглядел снизу ему в лицо… но ничего другого не мог придумать, как только выпустить изо рта оставшийся дым очень тонкою струею». В этих комических позах помещика великолепно проявляются его недалекость, умственная ограниченность.
Художественная деталь является способом выражения авторской оценки. Уездный мечтатель Манилов не способен ни к какому делу; праздность стала частью его натуры; привычка жить за счет крепостных развила в его характере черты апатии и лени. Имение помещика разорено, всюду чувствуется упадок и запустение.
Художественная деталь дополняет внутренний облик персонажа, целостность раскрываемой картины. Она придает изображаемому предельную конкретность и одновременно обобщенность, выражая идею, основной смысл героя, сущность его натуры.
Фабула, как мы уже выяснили, делится на экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог. Однако как отличить эти стадии действия? Давайте рассмотрим их все на примере романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
Стадии развития действия | ||
---|---|---|
Экспозиция | В этой части автор изображает место, время и положение героев перед началом действия.
Пример: Первая часть (до преступления героя). «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту.» |
Экспозиция бывает прямой (с указанием времени и пространства в начале произведения) и задержанной (после начала действия — завязки).
Пример задержанной: биография Чичикова в 11 главе «Мертвых душ» Гоголя. |
Завязка | Событие или явление, послужившее началом развития действия.
Пример: убийство главным героем Алены Ивановны и Лизаветы. |
|
Кульминация | Пик конфликта, определяет дальнейшее развитие действия.
Пример: признание Раскольникова Соне и Порфирию Петровичу. |
|
Развязка | Разрешение конфликта или указание на пути его решения.
Пример: отправление Родиона в суд и на каторгу. |
|
Эпилог | Повествование автора о дальнейшей судьбе героя.
Пример: «Два месяца спустя Дунечка вышла замуж за Разумихина. Свадьба была грустная и тихая. Из приглашенных был, впрочем, Порфирий Петрович и Зосимов. Во все последнее время Разумихин имел вид твердо решившегося человека. Дуня верила слепо, что он выполнит все свои намерения, да и не могла не верить: в этом человеке виднелась железная воля. Между прочим, он стал опять слушать университетские лекции, чтобы кончить курс. У них обоих составлялись поминутные планы будущего; оба твердо рассчитывали чрез пять лет наверное переселиться в Сибирь. До той же поры надеялись там на Соню…» |
Вы можете заметить, что у всех частей композиции есть свои ключевые особенности, которые определяют принадлежность того или иного фрагмента к определенной стадии развития действия. У кульминации — это апогей конфликта, а у экспозиции — подготовка к началу действия.