Перечислите основные компоненты композиции найдите кульминацию в рассказе толстый тонкий

Сопоставь элемент композиции с сюжетом. «Толстый и тонкий». | Skysmart

Ответ или решение

  1. «На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий». — Экспозиция (завязка).

  2. «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены». — Развитие действия.

  3. «В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий. — Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… Детьми были!» — Воспоминание.

  4. «Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый. — Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею». — Кульминация.

  5. «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку». — Развязка (концовка).

  6. «Оба были приятно ошеломлены» и «Все трое были приятно ошеломлены». — Кольцевой элемент.

А. П. Чехов

Skysmart на схожие темы

  • Сопоставь слова и их значения. Ядрёный.

  • Сопоставь слово с его лексическим значением. Бриг.

  • Сопоставь события из жизни Ф. И. Тютчева и годы, когда они произошли.

  • Сопоставь строчки из стихотворений и ритмические схемы. Пушисты ли сосен вершины.

  • Сопоставь термин и его определение. Антитеза.

  • Сосед рассказчика по парте, Комаров, называл себя Аликом. А какое его настоящее имя? «Тринадцатый подвиг Геракла».

  • Составь план стихотворения, расставив цитаты по порядку. Первый и десятый пункты уже расставлены. Славная осень!

  • Составь предложения. Ведущая тема стихотворе­ния.

  • Составь слова в правильном порядке — и увидишь, о чём пойдёт речь в следующих заданиях. Стихотворения.

  • Среди представленных предметов вычеркни те, которые Константин Иванович из рассказа Василия Шукшина «Срезал» НЕ привозил в подарок Агафье Журавлёвой.

© 2021 Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

Анализ «Толстый и тонкий» Чехов

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1025.

Обновлено 18 Января, 2022

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1025.

Обновлено 18 Января, 2022

Анализ произведения Чехова “Толстый и тонкий” невозможен без определённых знаний об эпохе, в которую жил и творил писатель. Рассказ освещает такую проблему, как зависимость людей от того, какой социальный статус они занимают и какие стереотипы мышления с ним связаны. Автор в юмористической манере показывает людей, пресмыкающихся перед должностью. На уроках литературы в 6 классе могут понадобиться дополнительные сведения при анализе произведения. Вся нужная информация содержится в нашей статье: композиция, тема и идея, сюжет и жанр, история создания и критика.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Толстый и тонкий.

Год написания – 1883 год.

История создания – рассказ написан в конце 19 века “на злобу дня”, затрагивает самые острые проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан.

Тема – угодничество, чинопочитание, рабское мышление и мировоззрение.

Композиция – у Чехова “Толстый и тонкий” имеет классическую композицию с небольшой особенностью: завязка и развитие событий более объёмны, кульминация и развязка – лаконичные, динамичные и особенно выразительные.

Жанр – рассказ.

Направление – критический реализм.

История создания

В 1883 году Антон Павлович Чехов написал рассказ “Толстый и тонкий”. Само название произведения даёт намёк на безликость, а значит, обобщённость образов главных персонажей. Что послужило основой сюжета доподлинно неизвестно, возможно, случай из жизни писателя или рассказанная в литературных кругах анекдотическая ситуация. Важно, что реалистичность сюжета вполне обоснована. Чехов как врач видел все болезни современного ему общества и пытался вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от страшнейших пороков.

Известно, что в черновом варианте толстый был прямым начальником тонкого и случайно провинился перед ним. В окончательном варианте бывшие друзья детства не связаны служебными отношениями, однако тонкий лебезит перед толстым “по привычке”, а не из необходимости. Критики восприняли рассказ позитивно, он был благосклонно принят и отмечен, как достойное “художественное отражение пороков общества”. Название рассказа построено на антитезе, антонимы-прилагательные выражают абсолютную противоположность героев произведения не только физически, но и духовно. Тема и идея в рассказе взаимосвязаны: раб, живущий в каждом из нас, должен быть побеждён нами самими. Именно в этом, по мнению литературоведов, суть чеховского произведения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

Анализ произведения позволяет сделать следующие выводы: автор условно обозначает общество “тонких” и “толстых”. “Тонкие” раболепствуют перед высокими чинами, это их привычная система отношений с миром, они не представляют другого взаимодействия с людьми. Суть их жизни – делить людей на высших и низших.

“Толстые” привыкли жить просто и легко, не оглядываясь на других, не замечая чинов и должностей, они видят людей. Жизнь была слишком благосклонна к ним и взрастила здоровые отношения с обществом. Чехов подчёркивает, что когда-то оба главных героя были детьми, жили беззаботно и были равны друг другу. Они проказничали, веселились и имели одинаковые возможности в обществе.

Именно служебная иерархия сделала тонкого морально “нездоровым” человеком. А он воспитал своего ребёнка и привил супруге свои раболепские взгляды. Чтобы понять, чему учит рассказ, достаточно обратить внимание на концовку повествования. Основная мысль – вызвать отвращение к раболепству и угодничеству как к самой низкой идеологии в мире. Напрашивается закономерный вывод: все люди разные, но самоуважение – это основа личности.

Композиция

Композиция рассказа традиционна для малого жанра. Анализ текста “Толстый и тонкий” в плане композиционной структуры несложен, но имеет ряд существенных моментов.

Особенностью композиции является то, что завязка и развитие событий занимают большую часть объёма повествования, а кульминация и развязка – динамичны, как выстрел.

Всё произведение построено на противопоставлении, причём не только образов главных героев. Если в начале автор рассказывает о вкусном завтраке Толстого, то в конце сухо комментирует состояние персонажа (от выражения лица тонкого его стошнило). Произведение построено на диалоге двух товарищей с вкраплениями описания мимики персонажей. Изредка фигурируют образы жены и сына Тонкого, которые меняют своё поведение в соответствии с новыми фактами, всплывающими в процессе разговора.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Толстого и тонкого».

Жанр

Чеховский рассказ – это нечто большее, чем стандартный текст небольшого объёма с одной сюжетной линией. Именно Антон Павлович сделал этот жанр необыкновенным, ёмким. Помимо этого, рассказ у Чехова – удивительно поучительный жанр, мораль всегда на поверхности, нет скрытого смысла. Чтобы понять произведение, достаточно просто ознакомиться с текстом.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Тимофей Чувилов

    8/8

  • Vlad Vaha

    8/8

  • Данил Коткин

    8/8

  • Ксения Миранович

    8/8

  • Аниме Ее

    8/8

  • Юлия Морозова

    7/8

  • Александра Красницкая

    8/8

  • Рамазан Тургунов

    8/8

  • Глеб Кулешов

    8/8

  • Арина Эмедеева

    7/8

Рейтинг анализа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 1025.


А какую оценку поставите вы?

logo

  • Где в рассказе Чехова «Толстый и тонкий» экспозиция, завязка, кульминация, развязка?

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      titusgolden454

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • fizika
    Физика

    1 минута назад

    Помогите решить задачу по тех меху

  • fizika
    Физика

    1 минута назад

    Помогите решить задачу

  • matematika
    Математика

    6 минут назад

    Помогите решить задание

  • himiya
    Химия

    11 минут назад

    Обменного взаимодействия нитрата бария с серной кислотой, если в результате образуются сульфат бария и азотная кислота

  • matematika
    Математика

    11 минут назад

    89 соток тысяч 2 еденицы тысяч 4 десятка

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    40 минут назад

    че с чатом админы помагите или вы его выключили?

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    пж помогите.Найти объём фигуры из прикреплённого файла

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20739

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Проза А. П. Чехова стоит особняком в русской литературе, никто, кроме него, не смог так глубоко заглянуть в человеческую душу и раскрыть её читателю во всей её неоднозначности. Его рассказ «Толстый и тонкий» является ярким примером творческого периода Чехова, направленного на развитие им традиционной для русской литературы темы «маленького человека». В нём, как и во всех творениях писателя, проявляется его оригинальный взгляд на окружающий мир и человека. 

Многомудрый Литрекон предлагает Вам свой разбор произведения «Толстый и Тонкий».

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Направление и жанр
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция и конфликт
  • 5 Суть: о чем рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Сквозь года и десятилетия до нас дошли интересные факты о создании рассказа «Толстый и Тонкий». Это достижение относится к раннему творчеству Чехова и является частью золотого фонда русской литературы… А вот и то, что действительно интересно:

  1. История написания рассказа «Толстый и тонкий» началась с сугубо развлекательного замысла писателя. Изначально сюжет рассказа был исключительно анекдотичным и не нёс в себе какой бы то ни было глубины, стремясь лишь рассмешить читателя, показав встречу двух старых друзей, которая была испорчена неосторожным поступком. Однако в дальнейшем рассказ приобрёл более глубокий смысл, раскрыв нам природу общества и людей: в редакции 1886 года Тонкий стал лебезить перед Толстым просто так, без всякой выгоды для себя, а в предыдущей он встретил в старом друге своего непосредственного начальника.
  2. Данный рассказ автор хотел написать исключительно ради заработка, поэтому он сознательно отобразил комическую ситуацию, которая должна была лишь рассмешить публику. Такие работы издательства того времени принимали охотно и платили за смех щедро. Но истинный творец не смог писать лишь на потребу дня, и последующие правки создали трудности при публикации. Но все же Чехов устроил рассказ в печать, не покривив душой на бумаге ради денег. 

Направление и жанр

Рассказ «Толстый и тонкий» явно относится к направлению реализма. В нём писатель стремится к достоверному отображению окружающей действительности. Созданные им образы дышат реализмом, они максимально типичны, и мы можем поверить в то, что такие люди существуют в реальности.

Краткость, малое количество действующих лиц, максимальная размытость деталей и общая комичность позволяют нам без всяких сомнений определить жанр этого произведения, как юмористический рассказ. На «юмористичность» указывают: курьезный и анекдотический сюжет, нетипичные для России имена и забавные клички героев, комические диалоги, насыщенные живой разговорной лексикой.

«Толстый и Тонкий» — сатира на общество, которое живет в рамках строгой иерархии и подчиняет все живые и естественные чувства мертвым и навязанным условностям. Чехов высмеивает своих современников за рабскую подчиненность догматам службы. Они раболепствуют по привычке, уже даже не осознавая того. Звезды на погонах или в петлице определяют их личность, а не дела или хотя бы даже слова.  

Смысл названия

Названия рассказа «Толстый и тонкий» сразу же проводит грань между двумя персонажами. Этот прием называется «контраст». Один герой противопоставляется другому, несмотря на то, что раньше они друзьями. Теперь их разделяет статус: один богат, другой беден. Уже в названии писатель закладывает основу конфликта: подчиненный и начальник, хозяин жизни и неудачник.

В данном случае слова «толстый» и «тонкий» означают не столько физиологические особенности героев, сколько их разный социальный статус и, главное, их полностью противоположные мироощущения. Один, как соломинка, пригибается к земле, стелется перед тем, что выше и крепче его. На нем, как вьюки на верблюде, висят чемоданы и заботы о семье. А Толстый свободен и обеспечен, у него нет обузы в виде багажа и семейства. Поэтому он и толст: все блага он потребляет сам. Смысл заглавия рассказа «Толстый и Тонкий» именно в противопоставлении этих героев.

Композиция и конфликт

Логически рассказ делится на две части: до того, как мы узнаём чин «толстого», и после того, как мы узнаём чин «толстого». Такая структура нужна для того, чтобы ярче выразить главную мысль рассказа, показать, как изменяется обстановка после того, как в повествование вклинивается социальный статус.

Особенность линейной композиции рассказа «Толстый и Тонкий» в том, что основная часть объема приходится на завязку и экспозицию, а кульминация и развязка представляют собой лаконичные, но предельно выразительные части.

В основе конфликта рассказа лежит противопоставление реальных человеческих отношений карьеризму и чинопочитанию, которое царит во всём русском обществе.

Суть: о чем рассказ?

На вокзале сталкиваются два чиновника: Михаил («толстый») и Порфирий («тонкий») со своей семьёй. Внезапно чиновники узнают друг в друге своих школьных приятелей. Между ними разгорается тёплый разговор о прошлом.

Однако в какой-то момент речь заходит о службе, и тут же выясняется, что «толстый» в чиновничьей иерархии находится несоизмеримо выше «тонкого». Как по волшебству, «тонкий» преображается, переходит с «ты» на «вы» и начинает беззастенчиво подлизываться к своему другу, с которым он недавно вёл себя так естественно и непринуждённо. «Толстый» испытывает отвращение и спешит удалиться.

Главные герои и их характеристика

Образы Толстого и Тонкого изображены автором схематично, они лишены индивидуальности. Каждый из них — отражение своего класса, своего чина, своего статуса в обществе и семейного положения. Их характеристика выполнена Литреконом в формате таблицы:

герои рассказа «толстый и тонкий» характеристика
михаил

тайный советник. полный человек доброго нрава. уверен в себе, испытывает отвращение к подлизам и карьеристам. он достиг карьерных высот и наслаждается обеспеченностью. несмотря на высокие достижения, он помнит старых друзей и не стремится возвыситься над ними.
порфирий коллежский асессор. худощавый мужчина. имеет жену луизу и сына нафанаила. жалкий и обремененный заботами человек, который готов пресмыкаться перед «сильными мира сего». он лишен личностных качеств: все они заменяются его служебными повадками и приличиями. он слишком вжился в роль чиновника и перестал быть человеком.

Темы

Тематика рассказа «Толстый и Тонкий» по-настоящему интересна и актуальна во все времена:

  1. Дружба – Чехов изобразил, как в обществе, где главенствуют чинопочитание, карьеризм, деньги и связи, остаётся всё меньше места для простых человеческих взаимоотношений, вроде дружбы. Взрослые люди, становясь рабами своих должностей, уже не могут общаться, как в былые времена. Поэтому на вокзале Толстый теряет своего друга.
  2. Маленький человек – «Толстый и тонкий» — это не первое произведение, которое делает объектом изучения простого человека, незначительного винтика в государственной машине. Однако по сравнению с другими авторами, у Чехова восприятие маленького человека перешло на новый уровень. Писатель критически смотрит на своего героя, Порфирия, обнажая все недостатки его увечного рабского мышления, его почти инстинктивного желания унижаться перед теми, кто выше него, даже в том случае, если это не необходимо.
  3. Семья — жена и сын Тонкого механически повторяют его повадки, они готовы унижаться вместе с ним, лишь бы приобрести выгоду. Так, семья не только поддерживает человека и делает его лучше, но и тянет на дно, если разделяет его заблуждения.

Если этот раздел показался Вам неполным, Многомудрый Литрекон дополнит его, если Вы напишите об этом в комментариях.

Проблемы

Проблематика рассказа «Толстый и Тонкий» часто встречается в эссе, поэтому запомните этот рассказ и приводите его в качестве аргументации.

  • Чинопочитание – писатель с отвращением описывает то рабское благоговение, которое испытывает Порфирий перед высокими чинами. Он показывает, как слепое преклонение перед вышестоящими унижает человека. По мнению Чехова, человек заслуживает почитания не за чин, а за реальные дела.
  • Социальное неравенство – Несмотря на то, что Порфирий и Михаил — люди явно разного достатка, Чехов показывает, что социальное неравенство ничего не значит, если люди искренны по отношению друг к другу. По мнению писателя, пропасть между людьми создаёт не разница в доходах, а отсутствие в обществе высокой духовности.
  • Внутреннее рабство – в своих произведениях Чехов часто пытался донести до читателей мысль, что все люди рождаются свободными. Никто не заставлял Порфирия пресмыкаться и лебезить перед Михаилом, однако годы службы и его собственная слабость сделали его тем, кто он есть. Победить раба внутри себя, освободиться от оков общества и стать полноценным индивидом – наивысшая ценность и величайший подвиг, по мнению Чехова.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Толстый и Тонкий» лежит на поверхности. Развивая тему «маленьких людей», Чехов показал, что зачастую не обстоятельства делают человека тем, кто он есть. Сам индивид решает, как ему жить и кем быть: рабом или свободным человеком. Никто не заставляет Тонкого прогибаться перед начальством, кроме его же алчности и трусости.

Так же писатель изобразил общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению, общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием, обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и Тонкий».

Чему учит?

Этот рассказ учит нас ценить настоящие, живые чувства, не позволять таким незначительным вещам, как карьера или заработок денег, разрушить их. Такова мораль произведения «Толстый и Тонкий»: что бы ни было, человеческие отношения важнее статусных преград и бытового расчета.

Так же рассказ может помочь человеку в его духовном становлении. Он доносит до нас основную мысль, что человек в любой ситуации, даже самой неблагоприятной должен оставаться человеком и сохранять достоинство. Вывод из прочитанного текста прост: нужно выдавливать из себя раба, пока он полностью не завладел господином своей судьбы.

Критика

Как и многие другие рассказы писателя, «Толстый и тонкий» был радушно принят читателями и критикой и оставил свой след в русской литературе.

Так, литературовед Зиновий Паперный отметил достоверность героев Чехова. Он разглядел осуждение обывательщины в рассказе, порождением которой и является Порфирий.

Общую тенденцию малой прозы Чехова подметила М. Семанова:

«…серьезной теме, очень жизненной во времена Чехова и глубоко волновавшей писателя — теме деспотизма, грубости, насилия и рабской покорности, — посвящает Чехов многие свои рассказы: «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Пережитое», «Двое в одном», «Маска» и др. Эти рассказы юмористические, но они заставляют нас не только смеяться, но и серьезно задумываться. В этих рассказах Чехов не высказывает прямо, открыто своего отрицательного отношения к героям (как и в рассказах «Налим» и «Лошадиная фамилия»), но он заставляет нас угадать свое отношение по тому, каковы факты в произведении, как построен рассказ, каковы в нем слова и выражения. Для этого нужно лишь внимательно, вдумчиво читать рассказы Чехова и понимать те намеки, которые автор в них делает. » (М. Семанова, вступительная статья в книге «А.П.Чехов. Рассказы», серия «Школьная библиотека», 1951 г.)

Интересно, что в СССР, когда многие литераторы были забыты и погребены в небытие из-за идеологического несоответствия программе партии, проза Чехова, напротив, приобрела вес в литературных кругах и стала частью школьной программы. 

«Чехов с самого начала своей литературной деятельности ставил перед собой художественные задачи, и его творчество резко выделялось на общем фоне беллетристики тех журналов, где он печатался. Сквозь смешные эпизоды и курьезные детали, в изобретении которых Чехов, казалось, был неистощим, наиболее чуткие современники в его рассказах улавливали нечто более значительное, понимая, как тонко и сильно художник разоблачает ложь и лицемерие буржуазного общества. В том же 1883 году среди всего, что было написано Чеховым для юмористических журналов, появляются подлинные шедевры: «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона», «Толстый и тонкий».» (вступительная статья А.К.Котова в книге «Чехов в воспоминаниях современников», 1954 г.) 

Рассказ попал в «Словарь русской культуры XX века» Руднева, который отметил не только смысловую наполненность рассказа, но и особое внимание Чехова к физиологии героев. 

Автор: Михаил Щепин

Так, например, «Толстый и тонкий» рассказывает о проблемах общения между людьми с разными материальным и социальным положением.

Далее можно прочитать Толстый и тонкий анализ, а также историю развития рассказа из анекдотичного случая в сатирическое отражение российской действительности.

Краткий анализ «Толстого и тонкого»

  • Год написания: 1883.

  • Основная тема: проблемы в общении между людьми с разным статусом, стремление угодить вышестоящему лицу, рабское мировоззрение, лицемерие.

  • Направление: критический реализм.

  • Жанр: сатирический рассказ.

  • Композиция: классическое прямое развитие сюжета в рассказе, но кульминация и завязка куда менее объемные и емко завершают произведение.

  • Главные герои: два друга, у которых жизнь сложилась по-разному (Толстый стал успешным, а Тонкий так и остался прислужником).

История создания

Изначально А. П. Чехов задумывал свой рассказ исключительно как анекдот или простое описание какого-то забавного случая без претензии на глубокомысленное содержание. Он хотел просто рассказать о смешной ситуации, когда один друг решил выслужиться перед другим, стремясь получить повышение и другие блага от более успешного человека. Мотивация героя была понятно и над ней можно было посмеяться, но при этом становилось очевидно, что Тонкий, скорее всего, ничего не добьется. Этот рассказ А. П. Чехов написал только ради заработка и не планировал, что произведение станет настолько известным и будет так емко отражать российскую действительность XIX века… да и более поздних лет тоже.

Но когда мы сейчас проводит литературный анализ рассказа «Толстый и тонкий», то что мы видим? Герои уже не связаны отношениями «начальник-подчиненный», а Тонкий преклоняется перед старым другом по привычке, а не из какого-то практического расчета. Кроме того, обозначения «Толстый» и «Тонкий» уже стали нарицательными, а происходящее в рассказе кажется уже не комическим, а вполне себе правдивым отражением вещей.

чехов толстый и тонкий анализ

На самом деле, произошло вот что: спустя три года после первой публикации рассказа А. П. Чехов сам решил расширить основную мысль и разбавить рассказ подробностями. И вот он уже становится не простым анекдотом, а сатирическим описанием пороков общества.

Тема и основная мысль

Тема данного рассказа выглядит несколько неожиданно. В то время, как большинство писателей XIX века осуждали высокопоставленных людей, считая, что они наживаются на простом народе, Чехов вдруг показал совсем другую сторону вопроса. Он отметил, что человек без высокого чина заранее себя стыдится и намеренно подпитывает в себе раба вместо того, чтобы считать себя равным с более богатыми и знатными людьми. Получается, что Чехов не обвиняет во всем систему или тех, кому повезло больше (он намеренно подчеркивает общее прошлое и одинаковое образование у Толстого и Тонкого), а говорит о том, что в большой пропасти между людьми виноваты только сами люди. И в их же силах эту пропасть стереть, а не лелеять ее, лицемерно преклоняясь перед сильными мира сего, даже если это никому не самом деле неприятно.

Композиция рассказа

В «Толстый и тонкий» Чехов куда больше внимания уделяет начальному описанию героев и общей завязке сюжета. Он долго вводит читателя в курс дела, стремясь создать у него наиболее полную картину повествования… А потом резко ускоряется: вот герои узнали друг друга, а вот уже узнали и о положении друг друга. И в результате развязка происходит очень быстро, а вся основная мысль рассказа выражается буквально в нескольких последних предложениях.

анализ рассказа толстый и тонкий

Также в анализе «Толстый и тонкий» Чехова необходимо отметить, что автор постоянно использует антонимы. Тем самым он хочет поставить четкую границу между двумя героями и двумя мирами: рабским преклонением и высокопоставленным великодушием.

Жанровые особенности

Рассказ «Толстый и тонкий» очень простой, и в этой простоте его очарование. Сатира автора не спрятана где-то глубоко: нет, она лежит на поверхности, и даже самый юный читатель поймет, что хотел сказать Чехов. Произведение очень емкое, не содержит скрытых смыслов или сложных оборотов. И даже если читателю будет сложно о чем-то догадаться, герои сами охотно поясняют свои действия и мысли, чтобы было точно понятно, откуда взялось внезапно возросшее преклонение Тонкого перед Толстым.

Читайте также анализ других произведений:

  • Горе от ума;
  • На дне;
  • Лягушки, просящие царя.

На чтение 6 мин. Опубликовано 26.03.2020

Антону Павловичу Чехову свойственно мастерство юмористического жанра. Оно раскрывается в творениях автора посредством деталей и образов, которые остаются на слуху у читателей. Заложенная в прозаических работах мораль является своеобразным маяком для нравственного выбора любой свободно мыслящей личности. Не стал исключением рассказ «Толстый и тонкий». Анализ произведения поможет ближе познакомиться с героями.

Содержание

  1. История написания
  2. Композиция и жанр
  3. Тематика и проблематика рассказа
  4. Главная мысль и мораль
  5. Персонажи работы

История написания

Сквозь десятилетия до читателей доходят различные факты о создании стихотворений и других произведений автора. Так, Чехов написал «Толстый и тонкий» практически в начале своей творческой деятельности. Эта работа входит в золотой фонд отечественной литературы. Интересные аспекты:

Встречу старых знакомых, испорченную неловким поступком

  1. История создания произведения началась с исключительно развлекательного замысла автора. Изначально сюжетные линии рассказа носили сугубо анекдотичный характер, без какой-либо глубины. Цель писателя на тот момент — показать встречу старых знакомых, испорченную неловким поступком. Однако в будущем работа приобрела глубокий смысл, открывая читателям природу человека: в версии 1886 года Тонкий начал заискивать перед Толстым без какой-то выгоды, а в первоначальной редакции он встретил в товарище своего начальника.
  2. Чехов хотел создать рассказ с целью получения дохода. Именно поэтому автор изобразил юмористическую ситуацию, желая рассмешить публику. Работы подобного рода издательства тогда охотно брали на публикацию, щедро оплачивая труд создателя. Однако «настоящий мастер» не мог писать только на потребу дня, поэтому последующие исправления вызвали сложности при публикации. Однако Антон Павлович все же издал произведение, не покривив душой ради заработка.

Композиция и жанр

Работа Чехова относится к жанру рассказа. При анализе произведения «Толстый и тонкий» важно упомянуть композиционную структуру литературного шедевра. Она несложная, однако имеется несколько значительных аспектов.

Особенность композиции заключается в том, что завязка и последующие действия занимают основной объем рассказа, а кульминация и развязка — довольно динамичны. Произведение строится на противопоставлении, притом что это касается не только образов основных персонажей. В начале повествования автор говорит о завтраке Толстого, но уже в конце сухо рассказывает о состоянии героя.

Рассказ построен на беседе двух друзей с нотами описания их мимики. Редко появляется сын и супруга Тонкого, меняющие поведение в соответствии с фактами, которые всплывают в процессе дискуссии.

Чеховское повествование — что-то большее, чем классический текст малого объема с одной линией сюжета. Именно этот писатель сделал такой жанр легендарным. Кроме того, рассказы у автора всегда получались поучительными. Мораль находится на поверхности, без какого-либо скрытого смысла. Чтобы лучше вникнуть в суть, нужно внимательно прочитать текст.

Тематика и проблематика рассказа

Рассматривая анализ «Толстого и тонкого» Чехова, нельзя не упомянуть об основных темах и проблемах, которые затрагивал автор в своей работе. Некоторые из них:

Неравенство людей

  1. Неравенство. Вопреки тому, что Толстый и Тонкий — представители разных социальных слоев, автор демонстрирует, что неравноправие в обществе не имеет никакого значения, если люди с душой относятся друг к другу. По мнению Чехова, пропасть возникает в результате отсутствия высокой духовности, а не разницы в достатке.
  2. Чинопочитание — автор с отвращением рассказывает о благоговении раба, которое чувствует Порфирий перед представителями высшего общества. Чехов демонстрирует, как слепое поклонение чинам способно унизить человека. Писатель утверждает, что людей нужно уважать за реальные дела.
  3. Внутреннее рабство. В своем творчестве Чехов нередко старался убедить читателей, что каждый человек появляется на свет свободным и независимым. Тонкого никто не заставлял пресмыкаться перед Толстым, но его моральная слабость и многолетняя служба сделали свое дело. Освободиться от общественных оков и стать полноценной личностью, по мнению автора — величайший подвиг.

Главная мысль и мораль

Антон Павлович старался высмеивать общественные пороки, чтобы окружающим стало стыдно. Обществу необходимо было изгнать лицемерие, которое, к сожалению, является неотъемлемой частью преуспеяния в жизни. Порфирий неискренне ведет себя уже автоматически, мужчина даже не понимает этого.

Лицемерие способно погубить индивида

Примечательно, что это не недостаток конкретной личности, а глобальная проблема, требующая решения. Основная мысль рассказа состоит в том, что лицемерие способно погубить индивида, а не помочь ему.

Люди чаще всего отворачиваются от лицемеров, как Толстый поступил с Тонким. Они понимают, что неискренность для лгунов — обычное дело.

Важно научиться разграничивать связи без ущерба других сфер в собственной жизни. Даже если добиться карьерного роста не получается без «блата», не нужно торговать личным пространством. Продав его единожды, человек навсегда теряет честь.

Основная идея рассказа писателя состоит в том, что бытие лицемерного человека перестает быть значимым для него самого. Толстый сначала искренне радовался встрече старого товарища, но потом отвратное зрелище подхалимства повергло его в ужас. В начале произведения он искренне хотел оказать школьному другу помощь, но в конце старался как можно быстрее убежать от него.

Антон Павлович высмеивает чинопочитание

Антон Павлович высмеивает чинопочитание, лишающее человека чувства собственного достоинства. Сатирик остроумно продемонстрировал, как это качество способно разрушить дружбу, навеки разделив старых товарищей. Подобное деление не оправдано, ведь независимо от должности и зарплаты, хорошие люди встречаются везде.

Чехов понимает, что лизоблюдство способно навредить обществу, поэтому высмеивает этот порок. Потомкам писатель завещает известную мудрость, что «ежедневно нужно выдавливать из себя раба». Именно этому труду нужно посвятить жизнь.

В противном случае условности и общественное мнение могут сломить волю и индивидуальность, оставив бесхребетную личность на милость победителю. Свободный человек получит независимость в рассуждениях и взглядах, что поможет ему найти правильный путь.

Персонажи работы

В рассказе Антона Павловича «Толстый и тонкий» было несколько действующих лиц. Краткая характеристика поможет ближе узнать каждого:

Луиза (супруга Тонкого)

  1. Толстый (Михаил) — добродушный мужчина, который любит вкусно покушать. Герой ведет себя непринужденно. Искренне радуется встрече со школьным другом, с улыбкой вспоминает детские шалости. Несмотря на высокую должность, не одобряет чинопочитания среди товарищей.
  2. Тонкий (Порфирий) — мужчина худощавого телосложения с кучей чемоданов в руках. В школе его дразнили за то, что он был ябедой. Рассказывает Толстому о себе, жалуется на маленькую зарплату и сложное материальное положение. На первый взгляд может показаться, что герой искренне радуется встрече с товарищем, однако видно, что он очень напряжен. Семья персонажа постоянно прячется за его спину, они не знают, как общаться с Михаилом. Узнав, что старый друг занимает высокий пост, меняется в лице.
  3. Луиза (супруга Тонкого). Михаил неоднократно представляет ее, но сама женщина молчит, стараясь спрятаться за спину мужа. Учит детей музыке, стараясь хоть как-то пополнить бюджет семьи.
  4. Нафанаил — сын Луизы и Порфирия, ученик третьего класса. При знакомстве с товарищем отца не сразу снимает шапку, задумчиво осматривая Михаила. Узнав, что он тайный советник, от неожиданности роняет фуражку. Мальчик ошеломлен, будто перед ним предстал не простой человек, а какое-то божественное существо.

Автор с нескрываемой иронией описывает суть произведения, рассказывая читателям, насколько общение двух старых приятелей может измениться посредством всего лишь единственной незначительной фразы, превратив одного в покорного подданного, который напрочь забыл о дружбе. Второй же герой старается как можно быстрее распрощаться с бывшим товарищем, который от своего лицемерия изменился в худшую сторону.



Скачать материал

Дидактический материал по литературе 
для 6 классаАнализ рассказа А.П.ЧеховаА...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 27 человек из 13 регионов

  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Дидактический материал по литературе 
для 6 классаАнализ рассказа А.П.ЧеховаА...

    1 слайд

    Дидактический материал по литературе
    для 6 класса
    Анализ рассказа А.П.Чехова
    Автор презентации:
    учитель русского языка и литературы
    МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики Мордовия
    Печказова Светлана Петровна
    «Толстый и тонкий»

  • Цель урока:помочь учащимся проанализировать 
рассказ А.П.Чехова «Толстый и то...

    2 слайд

    Цель урока:
    помочь учащимся проанализировать
    рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»,
    понять его тему, идею, особенности
    изобразительно-выразительных средств

  • История создания рассказаВ 1883 году в октябрьском номере журнала «Осколки» п...

    3 слайд

    История создания рассказа
    В 1883 году в октябрьском номере журнала «Осколки» появился небольшой рассказ «Толстый и тонкий» А.П.Чехова. Короткий и ёмкий по содержанию, он наполнен глубоким смыслом. Автор обращается в нём к проблеме угодничества и чинопочитания, не раз становившейся объектом для критики в русской литературе.
    Сюжет рассказа «Толстый и тонкий» в его первоначальной редакции основывался на анекдотическом казусе, а конфликт между персонажами возникал случайно, из-за невольной оплошности «тонкого».
    В 1886 году редакция внесла изменения, существенно переменившие смысл рассказа. Был устранён мотив служебной подчинённости: «тонкий» теперь пресмыкается перед «толстым» без всякой практической надобности — «по рефлексу».
    Рассказ получил гораздо большую сатирическую заострённость и обобщённость.

  • Сюжет рассказаНа вокзале Николаевской железной дороги встретились два давних...

    4 слайд

    Сюжет рассказа
    На вокзале Николаевской железной дороги встретились два давних друга. Один из них был «толстый», а другой — «тонкий». Тонкий (Порфирий) только что сошёл с поезда, выйдя со своей женой Луизой и сыном Нафанаилом. Толстый (Миша) узнал тонкого
    и тут же его поприветствовал. Друзья заговорили.
    Тонкий, узнав, что его бывший одноклассник дослужился до тайного советника, сменил тон на угодливо-подобострастный. Толстый не вынес этой перемены в поведении и распрощался другом детства.
    Какова сюжетная линия рассказа А.П.Чехова?

  • Композиция рассказавокзал Николаевской железной дороги (тем самым автор показ...

    5 слайд

    Композиция рассказа
    вокзал Николаевской железной дороги (тем самым автор показывает, что герои рассказа – чиновники)
    Назовите композиционные элементы рассказа
    ЭКСПОЗИЦИЯ —
    искренняя радость узнавания, общие воспоминания о детстве и расспросы о жизни
    Развитие действия —
    «тонкий» узнаёт, что «толстый» имеет чин тайного советника
    КУЛЬМИНАЦИЯ —
    «тонкий» начинает вести себя подобострастно, обращение на «ты» сменяется «вашим Превосходительством», «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого»
    РАЗВЯЗКА —
    случайно встретились два приятеля
    ЗАВЯЗКА —

  • Художественные детали«Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, 
по...

    6 слайд

    Художественные детали
    «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его,
    подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
    Пахло от него хересом и флер-д’оранжем».
    «Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей».
    Что мы узнаём о героях в самом начале рассказа?
    При помощи этой художественной детали автор показывает
    признак состоятельности героя
    Эта художественная деталь помогает определить, на какой ступени социальной лестницы находился каждый из героев.
    К тому же последний был обвешан коробками и чемоданами: вероятно, он
    не имел лишних средств или
    жалел денег на носильщика

  • Художественные деталиХарактеры героев представлены в воспоминаниях 
Порфирия...

    7 слайд

    Художественные детали
    Характеры героев представлены в воспоминаниях
    Порфирия (тонкого)о гимназическом детстве
    «— В гимназии вместе учились! — продолжал тонкий.— Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо… ».
    Каким образом мы узнаём о характерах героев?
    Какую художественную деталь использует Чехов?
    Толстый и Тонкий вместе провели несколько лет в гимназии. Уже тогда было очевидно превосходство первого.
    Почему?

  • Художественные деталиУже в гимназические годы было очевидно превосходство Миш...

    8 слайд

    Художественные детали
    Уже в гимназические годы было очевидно превосходство Миши (толстого), прозванного Геростратом. В древности грек с таким именем уничтожил огнём одно из чудес света. Миша же прожег папироской казенную книжку – явно хотел завоевать авторитет у одноклассников.
    Тонкого же звали Эфиальтом,
    так как он часто ябедничал.
    Это имя сохранилось в истории как имя предателя спартанцев в битве при Фермопилах .
    Кляузничество и угодливость помогли Порфирию дослужиться до невысокого чина, дававшего дворянское звание.

  • Прошли годы, и один остался красавцем, душкой и щёголем, 
жил степенно, в выс...

    9 слайд

    Прошли годы, и один остался красавцем, душкой и щёголем,
    жил степенно, в высоком чине и в достатке.

    Другой, благодаря умению услужить, угодить,
    лебезить и доносить
    (а также благодаря усердной работе),
    сумел дослужиться до невысокого чина,
    дававшего все же дворянское звание.

    И теперь эта разница между
    бывшими приятелями
    обнажилась ещё больше,
    а постоянный страх перед начальством заставили Порфирия дрожать перед тем,
    кто ещё несколько минут назад
    был только «другом детства».
    Художественные детали

  • Главный приём, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, — анти...

    10 слайд

    Главный приём, который использует в рассказе «Толстый и тонкий» Чехов, — антитеза.
    Роль художественной детали
    Какой главный приём использует Чехов?
    В чём обнаруживается противопоставление героев?
    Противопоставление героев обнаруживается во всём, включая название: от упоминания о том, чем каждый пообедал, до манеры поведения и речи.
    Показателен в этом плане тонкий.
    Если в начале встречи мы слышим от него:
    «ты», «милый мой», «друг детства»,
    то впоследствии его тон меняется на благоговейный и почтительный.
    К многозначительным
    «ваше превосходительство»,
    «такие вельможи-с», «помилуйте-с», «хи-хи-хи»
    и т.п. добавляются паузы,
    словно ему вдруг стало трудно говорить.

  • «казалось… от лица и глаз его посыпались искры»
«милостивое внимание вашего п...

    11 слайд

    «казалось… от лица и глаз его посыпались искры»
    «милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги»
    Средства выразительности
    Какие средства выразительности использует Чехов?
    метафора
    Во второй части рассказа важную роль для раскрытия образа коллежского асессора играют метафора, олицетворение,
    сравнение
    олицетворение
    сравнение
    «тонкий окаменел»
    «лицо искривилось»
    коробки, узлы
    «съежились, поморщились»

  • Проблематика рассказа зависимость людей от занимаемого социального статуса и...

    12 слайд

    Проблематика рассказа
    зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления;

    отречение от собственного достоинства

  • Нравственные уроки рассказаНевеселые мысли вызывает у читателя содержание рас...

    13 слайд

    Нравственные уроки рассказа
    Невеселые мысли вызывает у читателя содержание рассказа.
    «Толстый и тонкий» — это пример того, до какого самоуничижения может дойти человек в стремлении выслужиться, угодить.

  • Нравственные уроки рассказаЧехов высмеивает низкопоклонство, трусость, приспо...

    14 слайд

    Нравственные уроки рассказа
    Чехов высмеивает низкопоклонство, трусость, приспособленчество героя

  • Нравственные уроки рассказаВеликий писатель и знаток человеческой души, А.П....

    15 слайд

    Нравственные уроки рассказа
    Великий писатель и знаток человеческой души, А.П. Чехов, же вот уже полтора столетия призывает нас посмотреть на себя и окружающих с тем, чтобы общество наконец избавилось от пороков, мешающих установлению здоровых и искренних отношений между людьми

  • Нравственные уроки рассказаКак врач, как писатель, как человек, Чехов вскрыва...

    16 слайд

    Нравственные уроки рассказа
    Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своём произведении духовные болезни общества, призывая
    «по капле выдавливать из себя раба»

  • БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!Было много ошибок: 
нужно быть внимательнееМОЛОДЦЫ!Знания...

    17 слайд

    БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!
    Было много ошибок:
    нужно быть внимательнее
    МОЛОДЦЫ!
    Знания прочные:
    Как вы оцениваете
    свою работу на уроке?

  • 5ВЫХОДВсем спасибо за работу на уроке!

    18 слайд

    5
    ВЫХОД
    Всем спасибо за работу на уроке!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 061 273 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Рейтинг:
5 из 5

  • 05.01.2018
  • 12365
  • 101
  • 05.01.2018
  • 12776
  • 141
  • 05.01.2018
  • 2496
  • 15

Рейтинг:
5 из 5

  • 05.01.2018
  • 8743
  • 53
  • 05.01.2018
  • 10317
  • 66

Рейтинг:
3 из 5

  • 05.01.2018
  • 16068
  • 122
  • 05.01.2018
  • 4404
  • 20
  • 05.01.2018
  • 1147
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по подбору и оценке персонала (рекрутинг)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Перечислите образы символы в рассказе бунина господин из сан франциско
  • Перечислите кратко какие особенности этой сказки говорят о том что она является народной
  • Перечислите знакомые вам произведения пушкина написанные в жанре лирического стихотворения сказки
  • Перечислите жанры народных сказок приведите примеры
  • Перечислите виды народных сказок приведите примеры