Перед вами термины которые были собраны в три группы но нечаянно перепутались дактиль рассказ

Олимпиадные задания по литературе

8 класс

1. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Тарханы;

б) Спасское-Лутовиново;

в) Ясная Поляна;
г) Таганрог;
д) Константиново;
е) Михайловское;
ж) Грешнево;
з) Васильевка.                                                                        

                                                                                                            (8 баллов)
2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) пословица;

б) рассказ б) ямб б) басня;

в) роман в) анапест в) гипербола;

г) хорей г) метафора г) поэма;

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза.                                      

 (15 баллов)

3. Разгадайте кроссворд:

л

и

т

е

р

а

т

у

р

а

1) Лиро- эпическое произведение, т.е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера.

2) Назовите средство художественной выразительности: « У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары  в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями». (Н.В. Гоголь)

3) Одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё отношение к ним через изображение внешности героев.

4) В фольклорных произведениях этот троп постоянный.

5) Название одного из родов литературы.

6) Назовите фигуру речи:

Не напрасно дули ветры,                                                                                       Не напрасно шла гроза.

                                                                             С.А. Есенин

7) Троп, основанный на перенесении свойств одного предмета на другой по принципу  их сходства.

8) Один из элементов сюжета. Момент наивысшего напряжения в развитии действия.

9) Назовите фигуру речи, использованную в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

10) Один из трёхсложных размеров стихосложения.                

 (10 баллов)

4.  Определите произведение по приведенной портретной характеристике:

А) Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

1) «Матушка»; 2) «Одинцова»; 3) «Портрет»; 4) «Алые паруса».

Б) «… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геммороидальным…»

1) «Шинель»; 2) «Крыжовник»; 3) «Портрет»; 4) «Хорь и Калиныч».

                                                                                                     (4 балла)

5.  Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

(12 баллов)

6. Верите ли вы, что 1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой;  3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе;  6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом;  8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу? Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ.

                                                                                    (12 баллов)

7. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. У какого произведения нет автора? Аргументируйте свой ответ.

 «Детство», «В людях», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».

                                                                                           (12 баллов)

8. Определите стихотворный размер:

а)                В надежде славы и добра

                   Гляжу вперед я без боязни:

                    Начало славных дней Петра

                    Мрачили мятежи и казни.

                                                      ( А.С. Пушкин)

 б)              Чёрная, потом пропахшая выть!

                  Как мне тебя не ласкать, не любить?

                  Выйду на озеро в синюю гать,

                  К сердцу вечерняя льнёт благодать.

                                                      (С.А.Есенин)

(4 балла)

9. Назовите героя, которому принадлежат эти слова:

1) — Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя.

2) — Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса.

3) — Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат: «Почтенный!»

4) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

5) — С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком.

6) — Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение». Да-с, в желудке-то у Петра Ивановича… «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей сёмги, так мы закусим».

Назовите произведение и автора.

                                                                                             (8 баллов)  

10.      Напишите небольшой диалог (10-20 реплик) между Петром Гринёвым из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и Митрофаном Скотининым из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».    

(15 баллов)

Ответы  к   олимпиадным заданиям по литературе

8 класс

1. С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Тарханы – М.Ю. Лермонтов;

б) Спасское — Лутовиново – И.С. Тургенев;

в) Ясная Поляна – Л.Н. Толстой;
г) Таганрог – А.П. Чехов;
д) Константиново – С.А. Есенин;
е) Михайловское – А.С. Пушкин;
ж) Грешнево – Н.А. Некрасов;
з) Васильевка —  Н.В. Гоголь .                 (8 баллов)

2. Ответ.

Комментарий: если неправильно названа группа при правильном распределении терминов, один балл снимается.

а) дактиль, ямб,  анапест, хорей – размеры стиха;                                                                     б) рассказ, пословица, басня, роман, поэма — жанры;

в) гипербола, метафора, эпитет, олицетворение, антитеза, сравнение – изобразительно- выразительные средства.                                  

(15 баллов)

3. Ответ:

б

а

л

л

а

д

а

г

и

п

е

р

б

о

л

а

п

о

р

т

р

е

т

э

п

и

т

е

т

л

и

р

и

к

а

а

н

а

ф

о

р

а

м

е

т

а

ф

о

р

а

к

у

л

ь

м

и

н

а

ц

и

я

и

н

в

е

р

с

и

я

а

н

а

п

е

с

т

(10 баллов)

4.  Определите произведение по приведенной портретной характеристике:

А) «Портрет»;

Б)  «Шинель».

                                                                                                     (4 балла)

5. Императрица Елизавета Петровна из «Оды на день  восшествия…» Ломоносова, крестьянская девушка из повести Карамзина «Бедная Лиза», воспитанница графини из повести Пушкина «Пиковая дама», дворянская дочь из повести Пушкина «Барышня-крестьянка». 

(12 баллов)

6.  Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; (нет) 2) панночка была ведьмой; (да) 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; (нет) 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; (нет) 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; (нет) 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; (да) 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; (нет) 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; (да) 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; (да) 10) Ася гуляла по Бежину лугу (нет)? Почему одним фактам можно доверять, а другим нет? Обоснуйте свой ответ. Всего 12 баллов: 10 за ответы + 2 за обоснование.

7.  Перед каждым названием произведения дети написали фамилию автора (10 баллов). Аргументированно определили название, у которого нет и не может быть автора (2 балла). «Детство» (Л. Толстой, М. Горький), «В людях» (М. Горький), «Кортик» (А. Рыбаков), «Бирюк» (И.С. Тургенев), «Два капитана» (В. Каверин), «Уроки французского» (В. Распутин), «Дубровский» (А.С. Пушкин), «Повесть временных лет» (монах Киево-Печерского монастыря Нестор), «Портрет» (Н.В. Гоголь). «Путешествия Синдбада-морехода» —  цикл сказок Шахерезады, вымышленного персонажа восточных сказок и легенд «Тысяча и одна ночь».

 8. Определите стихотворный размер:

а)  ямб;

б) дактиль.

(4 балла)

9. Назовите героя, которому принадлежат эти слова:

1) — Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя – Сквозник– Дмухановский, городничий;

2) — Спешу уведомить тебя, душа моя Тряпичкин, какие со мной чудеса – Хлестаков;

3) — Разговаривает все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат: «Почтенный!» — Осип, слуга Хлестакова;

4) Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело – Ляпкин — Тяпкин, судья;

5) — С тех пор как я принял начальство, — может быть, вам покажется даже невероятным, — все как мухи, выздоравливают. Больной не успеет войти в лазарет, как уже здоров; и не столько медикаментами, сколько честностью и порядком – Земляника, попечитель богоугодных заведений;

6) — Пошли к Почечуеву, да на дороге Петр Иванович говорит: «Зайдем, говорит, в трактир. В желудке-то у меня… с утра я ничего не ел, так желудочное трясение». Да-с, в желудке-то у Петра Ивановича… «А в трактир, говорит, привезли теперь свежей сёмги, так мы закусим» — Бобчинский и Добчинский, городские помещики.

Н.В. Гоголь «Ревизор».

Комментарий: всего 8 баллов (6 за ответы + 2 за автора и название). Ответом считается название или должности, или фамилии отдельно.

10. При оценивании учитываются:

  знание текста каждого из произведений (наличие или отсутствие фактических ошибок в определении имён героев, их социального статуса, рода занятий и проч., возможное наличие цитат из произведения) – до 4 баллов;

 изобретательность (логически и творчески мотивированные темы разговора, указания на возможные обстоятельства встречи персонажей) – до 4 баллов;

  понимание смысла художественного образа (учтена роль персонажа в развитии сюжета, по его репликам видны особенности его характера и мировоззрения) – до 4 баллов;

  сохранение речевого своеобразия персонажей (учтена характерная манера речи, стилизованы лексические и синтаксические конструкции) – до 3 баллов.

Всего 15  баллов.

8 класс. Часть 1.

1. Определите автора, название произведения по данному отрывку:

а) Увы! Какая пустота в столице российской! Все тихо, все печально. На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от Русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские. Добросердечный, чувствительный царь стоит на высоком крыльце своем и с нетерпением ожидает вести от начальников воинства, пошедшего навстречу врагам многочисленным. Боярин Матвей неразлучен с царем благочестивым. «Государь! – говорит он. – Надейся на бога и на храбрость своих подданных, храбрость, которая отличает их от всех иных народов. Страшно разят мечи российские; тверда, подобно камню, грудь сынов твоих – победа будет всегда верною их подругою». – Так говорил боярин; думал о благе отечества – и тосковал о своей дочери.

б) «Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. «Что за притча?.. Да где же я?» Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня… «Э! да это Парахинские кусты! — воскликнул я наконец, — точно! Вон это, должно быть, Синдеевская роща… Да как же это я сюда зашел? Так

далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять».

в) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».

г) « Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни» .
д) « Осень стояла теплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья…Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморщенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята».

(По одному баллу за правильно названное произведение,

максим. балл за 1 задание-5)

2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) аллегория

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) баллада

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

е) гипербола е) пословица е) инверсия

(3 балла)

3. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола — это…».

( 1 балл)

4. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Роберт Льюис 5) Крылов

6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

7) Иван Андреевич 7) Стивенсон

8) Морис 8) Лермонтов

(8 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ)

5. Определите автора, размер и рифму данных стихотворений:

а) Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

б) Подай, Фелица, наставленье:

Как пышно и правдиво жить

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть…

в) Открылась бездна, звёзд полна

Звездам числа нет, бездне дна.

г) Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

(По 1 баллу за правильный ответ, макс. баллов – 4)

6. В предложении: « Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» — выделенные слова являются:

а) логическими определениями

б) постоянными эпитетами

в) эпитетами

балл)

7.Назовите стилистические изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке (привести примеры)

(По 1 баллу, максим. количество баллов – 9)

8.Какую форму для написания «Капитанской дочки» избрал автор?

а) эпистолярная б) мемуарная

в) дневниковая г) объективно-повествовательная

(1 балл)

9. Какие символические цвета использует А.С.Пушкин для изображения Пугачёва?

а) чёрный, зелёный, золотой;

б) белый, голубой, серебряный;

в) белый, красный, чёрный;

г) красный, синий, белый;

(1 балл)

10. Назовите героинь из известных вам произведений:

а) « Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах»

б) «Ей было 17 лет , и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…Редко наша красавица являлась среди гостей…Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»

в) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни , зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она — тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»

(По одному баллу за каждый правильный ответ, макс. 3 балла)

11. Роман – это…

(1 балл)

12. Во фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью»-автор использует:

а) метонимию? б) олицетворение ? в) метафору?

(1 балл)

13. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» по жанру:

а) очерк; б) воспоминания; в) рассказ;

(1 балл)

14. Композиция рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро»:

а) рамочная; б) ретроспективная; в) последовательная;

(1 балл)

Часть 2. Творческое задание.

Напишите сказку, в которой участвовали бы следующие герои: Буратино, дядя Стёпа, Маленький принц, Баба Яга, золотая рыбка. (10 баллов)

Макс. количество баллов за все задания — 50

ОТВЕТЫ к олимпиаде по литературе ( 8 класс)

1. а) Н.М. Карамзин «Наталья, дочь боярская»

б) И.С. Тургенев «Бежин луг»

в) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

г) В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

д)В.Г.Распутин «Уроки французского»

(Всего 5б., по 1 баллу за правильный ответ)

2. Жанры, тропы, стихотворные размеры (3 балла, по 1б. за прав. ответ)

3. Гипербола — это (от др.-греч. ὑπερβολή — «переход», «преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли… (1 балл)

4. 1- 3; 2 — 6; 3 — 8; 4 — 4; 5 – 7 ; 6 – 1 ; 7 – 5 ; 8 – 2 (8 баллов)

5. а) ямб, перекрёстная – Тютчев (1 балл)

б) ямб, перекрёстная — Державин (1 балл)

в) ямб, парная — Ломоносов (1 балл)

г) амфибрахий, перекрёстная – Некрасов (1 балл)

Всего 4 балла

6. в) – 1 балл

7. Параллелизмы, символика, гиперболы, инверсии, тавтология, сросшиеся

синонимы, постоянные эпитеты, повторные приставки, уменьшительные

(увеличительные) суффиксы — макс. 9 баллов, по 1 баллу за прав. ответ)

8. б) -1 балл

9. в) — 1 балл

10. а) А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка» — Лиза Муромская

1 балл

б) А.С.Пушкин « Дубровский» — Марья Кирилловна Троекурова 1балл

в) М.Горький «Детство» — бабушка Акулина Ивановна 1балл.

11. Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный нестандартный период его жизни.- 1 балл.

12. б) — 1 балл.

13. в) — 1 балл.

14. в) -1 балл.

Часть 2. Творческое задание — 10б.

ВСЕГО: 50б.

1. Определите автора, название произведения по данному отрывку:

а) Увы! Какая пустота в столице российской! Все тихо, все печально. На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от Русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские. Добросердечный, чувствительный царь стоит на высоком крыльце своем и с нетерпением ожидает вести от начальников воинства, пошедшего навстречу врагам многочисленным. Боярин Матвей неразлучен с царем благочестивым. «Государь! – говорит он. – Надейся на бога и на храбрость своих подданных, храбрость, которая отличает их от всех иных народов. Страшно разят мечи российские; тверда, подобно камню, грудь сынов твоих – победа будет всегда верною их подругою». – Так говорил боярин; думал о благе отечества – и тосковал о своей дочери.

б) «Я добрался наконец до угла леса, но там не было никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко, виднелось пустынное поле. Я опять остановился. «Что за притча?.. Да где же я?» Я стал припоминать, как и куда ходил в течение дня… «Э! да это Парахинские кусты! — воскликнул я наконец, — точно! Вон это, должно быть, Синдеевская роща… Да как же это я сюда зашел? Так

далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять».

в) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».

г) « Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни» .

д) « Осень стояла теплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались случайными, ненароком занесенными откуда-то из непогодья…Трава на нашей полянке, пожелтевшая и сморщенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней возились свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята».

(По одному баллу за правильно названное произведение,

максим. балл за 1 задание-5)

2. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) аллегория

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) баллада

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

е) гипербола е) пословица е) инверсия

(3 балла)

3. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола — это…».

( 1 балл)

4. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Роберт Льюис 5) Крылов

6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

7) Иван Андреевич 7) Стивенсон

8) Морис 8) Лермонтов

(8 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ)

5. Определите автора, размер и рифму данных стихотворений:

а) Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят —

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

б) Подай, Фелица, наставленье:

Как пышно и правдиво жить

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть…

в) Открылась бездна, звёзд полна

Звездам числа нет, бездне дна.

г) Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

(По 1 баллу за правильный ответ, макс. баллов – 4)

6. В предложении: « Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами» — выделенные слова являются:

а) логическими определениями

б) постоянными эпитетами

в) эпитетами

(1 балл)

Назовите стилистические изобразительно-выразительные средства, используемые в народной сказке (привести примеры)

(По 1 баллу, максим. количество баллов – 9)

Какую форму для написания «Капитанской дочки» избрал автор?

а) эпистолярная б) мемуарная

в) дневниковая г) объективно-повествовательная

(1 балл)

9. Какие символические цвета использует А.С.Пушкин для изображения Пугачёва?

а) чёрный, зелёный, золотой;

б) белый, голубой, серебряный;

в) белый, красный, чёрный;

г) красный, синий, белый;

(1 балл)

10. Назовите героинь из известных вам произведений:

а) « Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах»

б) «Ей было 17 лет , и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…Редко наша красавица являлась среди гостей…Имела прекрасный голос и большие музыкальные способности»

в) «Когда она улыбалась, её тёмные, как вишни , зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она — тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»

(По одному баллу за каждый правильный ответ, макс. 3 балла)

11. Роман – это…

(1 балл)

12. Во фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью»-автор использует:

а) метонимию? б) олицетворение ? в) метафору?

(1 балл)

13. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» по жанру:

а) очерк; б) воспоминания; в) рассказ;

(1 балл)

14. Композиция рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро»:

а) рамочная; б) ретроспективная; в) последовательная;

(1 балл)

Часть 2. Творческое задание.

Напишите сказку, в которой участвовали бы следующие герои: Буратино, дядя Стёпа, Маленький принц, Баба Яга, золотая рыбка. (10 баллов)

Макс. количество баллов за все задания — 50

Олимпиада по литературе. 8 класс

Школьный тур,2012-2013

1.Назовите три основных рода литературы.

2.Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:

а) И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

б) Из того ли города из Мурома,

Из того ли села да Карачарова…

в) Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут.

3 Определите стихотворный размер следующих строк:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

4.Объясните значение пословиц. Вначале их допишите.

На чужой стороне и весна …

Лес рубят-…

До слова крепись, а…

5. Прочитайте стихотворение Б.Пастернака.

Плетемся по грибы. Но время в сентябре

Шоссе. Леса. Канавы. Отмерено так куце!

Дорожные столбы Едва ль до нас заре

Налево и направо. Сквозь чащу дотянуться.

С широкого шоссе Набиты кузовки,

Идем во тьму лесную. Наполнены корзины.

По щиколку в росе Одни боровики

Плутаем врассыпную. У доброй половины.

А солнце под кусты Уходим. За спиной

На грузди и волнушки Стеною лес недвижный,

Чрез дебри темноты Где день в красе земной

Бросает свет с опушки. Сгорел скоропостижно.

Гриб прячется за пень,

На пень садится птица.

Нам вехой – наша тень,

Чтобы с пути не сбиться.

Определите значения выделенных слов. Подберите к ним синонимы. Постарайтесь объяснить выбор автором именно этих слов.

6.В стихотворении Б.Пастернака найдите олицетворения, объясните их употребление.

7.Подумайте, почему в стихотворении используются слова с общим, а не конкретным значением: гриб вообще, а не масленок и т.д., птица вообще, а не синица, например. Объясните содержанием текста.

8. Объясните следующие строки:

Где день в красе земной

Сгорел скоропостижно.

Как называется это выразительно-изобразительное средство?

9.Как вы думаете, почему в этом стихотворении так скупо использованы выразительно- изобразительное средства? Что поэт называет земной красотой?

Ответы.

1.Эпос, лирика, драма. 3 балла.

2. 6 баллов.

а) житие священнослужителя Ермолая-Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

б) былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

в) «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова

3. 6 баллов.

На чужой стороне и весна не красна. Патриотическая пословица говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Лес рубят — щепки летят. Во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.

До слова крепись,а давши слово, держись. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось.

4.1 балл. Ямб.

5. 6 баллов.

Слова плетемся и плутаем имеют разговорную окраску и вносят оттенок непринужденности, что соответствует теме стихотворения. Эти два слова очень выразительны по значению. Плестись означает не просто «идти», а «идти медленно, вяло». И мы представляем, как очень рано встали грибники, не выспались, как холодно и неуютно в осеннем лесу. Грибы ещё впереди, а пока – зябко, хочется спать. Потому и двигаются они вяло, плетутся.

Слово плутать позволяет представить, как грибники ходили в разных направлениях, разыскивая грибы, иногда, увлекаясь, теряли дорогу, направление. Такие точно подобранные по значению и окраске слова помогают читателю представить изображенное конкретно, как бы увидеть его.

6. 4 балла. «Гриб прячется за пень». Грибникам кажется, что грибы играют с ними в прятки. «А солнце… бросает свет с опушки».Солнечные лучи слабо освещают лес.

7.2 балла.

8. 2 балла.Метафора.

9.10 баллов.

В стихотворении описан обычный осенний день в обыкновенном лесу, проведенный автором с какими-то людьми (о них ничего не сказано) за обычным занятием- сбором грибов. Здесь не описана подробно и конкретно ни красота осеннего леса, ни прелесть найденных грибов. Не сказано ни слова о радости грибной удачи (набрали столько отменных грибов — одни боровики у доброй половины). Автор так сдержан и скуп на слова и оценки, наверное, потому, что он показывает красоту естественной, обычной жизни человека и природы. Все, что вокруг, что привычно, и есть краса земная, — утверждает Борис Пастернак.

Всего 40 баллов.

ОТВЕТЫ к олимпиаде по литературе ( 8 класс)

1. а) Н.М. Карамзин «Наталья, дочь боярская»

б) И.С. Тургенев «Бежин луг»

в) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

г) В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

д) В.Г.Распутин «Уроки французского» (Всего 5б., по 1 баллу за правильный ответ)

2. Жанры, тропы, стихотворные размеры (3 балла, по 1б. за прав. ответ)

3. Гипербола — это (от др.-греч. ὑπερβολή — «переход», «преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли… (1 балл)

4. 1- 3; 2 — 6; 3 — 8; 4 — 4; 5 – 7 ; 6 – 1 ; 7 – 5 ; 8 – 2 (8 баллов)

5. а) ямб, перекрёстная – Тютчев (1 балл)

б) ямб, перекрёстная — Державин (1 балл)

в) ямб, парная — Ломоносов (1 балл)

г) амфибрахий, перекрёстная – Некрасов (1 балл)

Всего 4 балла

6. в) – 1 балл

7. Параллелизмы, символика, гиперболы, инверсии, тавтология, сросшиеся

синонимы, постоянные эпитеты, повторные приставки, уменьшительные

(увеличительные) суффиксы — макс. 9 баллов, по 1 баллу за прав. ответ)

8. б) -1 балл

9. в) — 1 балл

10. а) А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка» — Лиза Муромская

1 балл

б) А.С.Пушкин « Дубровский» — Марья Кирилловна Троекурова 1балл

в) М.Горький «Детство» — бабушка Акулина Ивановна 1балл.

11. Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный нестандартный период его жизни.- 1 балл.

12. б) — 1 балл.

13. в) — 1 балл.

14. в) -1 балл.

Часть 2. Творческое задание — 10б.

ВСЕГО: 50б.

Задания по литературе охватывают круг чтения школьников 7-8 классов.

7 класс

Время выполнения работы – 60 минут

Максимальный балл – 60

1.Назовите авторов и произведения, диалоги из которых приведены ниже:

а) — В Нерчинск! Закладывай скорей!               Дорога наша так дурна,

    — Пришёл я — встретить вас.                         Вам нужно отдохнуть…

    — Велите ж дать мне лошадей!                     — Благодарю вас! Я сильна…

    — Прошу помедлить час.                               Уж недалёк мой путь…

б) — Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища в первоначальном виде летает, плавает и на деревьях растёт?

      — Да, признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают.

в) — Ольга Петровна, а что это не сеете вы на клумбах маков?

    — Ну, какой из мака цвет! Это овощ. Его на грядках вместе с луком и овощами сеют.

2.Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Синяя птица», «Людмила», «Снегурочка», «В дурном обществе», «Пёстрая лента», «Заколдованное место», «Жена-доказчица», «Соловей», «Ашик-Кериб», «Золотой жук».

3.Какие повести о своих ровесниках вы знаете и любите? Приведите 2-3 примера.

4.По данным примерам определите вид тропа.

1) «Рыцарь дрался как лев»

2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»

3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»

4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»

5) «Мужичок с ноготок»

6) «Исчезла грусти тень»

7) «Отговорила роща золотая»

8) «Побледневшие звезды»

9) «Редкая птица долетит до середины Днепра»

10) «Голод вооружал их храбростью»

11) «Черный ветер, белый снег»

12) «Глаза, как небо, голубые»

По 1 баллу за факт (12 баллов)

5.Определите писателя по биографическим фактам.

  1. Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»
  2. Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли
  3. Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».

6.Продолжите предложение: «Лирический герой – это…»

7.О каких событиях русской истории идёт речь в этих художественных произведениях?

А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»

Н. А. Некрасов «Русские женщины»

8.Определите стихотворный размер. Определите рифму.

           О, весна́ без конца́ и без кра́ю —     

           Без конца́ и без кра́ю мечта́!             

           Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!       

           И приве́тствую зво́ном щита́!

9.Составьте текст, подтверждающий или опровергающий смысл приведенных высказываний. (По одному высказыванию на выбор).

        а) Литература есть лекарство души.

        б) Классику можно читать в кратком изложении.

ОТВЕТЫ

8 класс

Время выполнения работы – 60 минут

Максимальный балл – 70

1.Ниже приведены фрагменты диалогов. Назовите произведение и его автора (максимальное количество баллов – 3 балла).

а) — Не смейся, не смейся, батьку!..

— Смотри ты, какой пышный! А отчего ж бы не смеяться?

— Да так, хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!

б) — А где же ключик?

А англичане говорят:

— Здесь и ключ перед вашими очами.

— Отчего же,- государь говорит, — я его не вижу?

— Потому, — отвечают, — что это надо в мелкоскоп.

в) — А слыхали вы, ребятки, что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

— На плотине-то?..

— Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли водятся.

— Ну, что такое случилось? Сказывай…

— А вот что случилось.

2.С именами каких писателей и поэтов связаны литературные места России:

а) Тарханы; б) Спасское-Лутовиново; в) Ясная Поляна; г) Таганрог; д) Константиново; е) Михайловское; ж) Грешнево; з) Васильевка.     

3.Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) пословица;

б) рассказ б) ямб б) басня;

в) роман в) анапест в) гипербола;

г) хорей г) метафора г) поэма;

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза.

4.Каким событиям посвящены следующие произведения

а) Гомер «Илиада»

б) И.Крылов «Волк на псарне»

в) М.Ю. Лермонтов «Бородино»

г) В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»

д) А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

е) А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

ж) А.С. Пушкин «Медный всадник»

з) Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»     

5.Героини каких произведений русской классики носят имя Елизавета? Кем они являются? Не забудьте указать авторов художественных произведений.

6.Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. У какого произведения нет автора? Аргументируйте свой ответ.

«Детство», «В людях», «Кортик», «Бирюк», «Два капитана», «Уроки французского», «Путешествия Синдбада-морехода», «Дубровский», «Повесть временных лет», «Портрет».

7.Определите стихотворный размер:

а) В надежде славы и добра

    Гляжу вперед я без боязни:

    Начало славных дней Петра

    Мрачили мятежи и казни.

    (А.С. Пушкин)

б) Чёрная, потом пропахшая выть!

    Как мне тебя не ласкать, не любить?

    Выйду на озеро в синюю гать,

    К сердцу вечерняя льнёт благодать.

    (С.А.Есенин)

8.Творческое задание.

Этюд — небольшое по объему произведение, посвященное какому-то отдельному явлению. Как правило, оно лишено сюжетной основы. Напишите этюд о любимом времени года, используя разнообразные тропы (метафору, эпитет, сравнение, олицетворение, гиперболу и т.д.).

ОТВЕТЫ

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2020-2021 учебный год

Составила учитель МБОУ «Навлинская ООШ»

Листратова Наталья Викторовна

8 класс

(Максимум – 50 баллов)

1. Соотнесите определение и соответствующее ему понятие:

а) один из видов лироэпического жанра, основные 1) былина

черты – наличие развернутого сюжета и вместе с

тем – широкое развитие образа лирического героя;

б) жанр русского фольклора, героикопатриотическая 2) поэма

песнясказание о богатырях и исторических событиях;

в) вид устных повествований с фантастическим 3) сказка

вымыслом, формы которого исторически складывались

в связи с мифологией. (За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)

2. Соотнесите имена русских богатырей и черты, наиболее для них характерные:

а) Илья Муромец 1) удалой, буйный, азартный

б) Алеша Попович 2) мудрый, степенный, уверенный в себе,

предусмотрительный

в) Василий Буслаев 3) трудолюбивый, неторопливый, хозяйственный

г) Микула Селянинович 4) неопытный, наглый, ленивый, хитроватый

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)

3. Определите стихотворный размер стихотворения Афанасия Фета

Ель рукавом мне тропинку завесила

а) анапест

б) амфибрахий

в) дактиль

(За верный ответ 1 б.)

4. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались.

Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль а) сравнение а) аллегория

б) рассказ б) ямб б) басня

в) роман в) анапест в) баллада

г) хорей г) метафора г) поэма

д) эпитет д) олицетворение д) антитеза

е) гипербола е) пословица е) инверсия

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

5. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

1) Иван Алексеевич 1) Маршак

2) Роберт 2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич 3) Бунин

4) Василий Андреевич 4) Жуковский

5) Роберт Льюис 5) Крылов

6) Самуил Яковлевич 6) Бёрнс

7) Иван Андреевич 7) Стивенсон

8) Морис 8) Лермонтов

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

6. Дайте развернутый ответ: «Гипербола это…». Приведите пример использования

гиперболы в литературном произведении.

(За верный ответ 1 б.)

7. Определите стихотворный размер:

а) В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

( А.С.Пушкин)

б) Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

8. Попробуйте написать собственный текст на школьную тему в форме одного из жанров

фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, скороговорки, песни, частушки),

используя особенности жанра (например, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы, зачины и

т. д.).

(Максимальное количество баллов – 5)

9. Особенностью художественного стиля народных песен являются постоянные эпитеты.

Попробуйте вспомнить, какие эпитеты чаще всего определяют следующие слова:

1)…девица, 2)…молодец, 3) …кудри, 4)…очи, 5)…коса, 6)…брови, 7)…слеза, 8) …печаль,

9)…головушка, 10)…травушка, 11)…сокол, 12)…береза, 13)…друг.

(За верный ответ 1б. Всего 13 б.)

10. Комплексный анализ прозаического произведения.

Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

(Максимальное количество баллов – 10)

Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.

Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив

едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый

черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой и весь взъерошенный, искаженный, с

отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от

ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всетаки он не мог усидеть

на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее

порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и

движется жизнь.

Апрель, 1878

Всего 50 баллов

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2020-2021 учебный год

8 класс

Ответы

1. а 2; б 1; в – 3

(За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)

2. а 2; б – 4; в – 1; г – 3

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)

3. в

(За верный ответ 1 б.)

4. Жанры, тропы, стихотворные размеры.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

5. 1- 3; 2 — 6; 3 — 8; 4 — 4; 5 7 ; 6 1 ; 7 5 ; 8 2

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

6. Гипербола это (от др.греч. ὑπερβολή «переход», «преувеличение») стилистическая

фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания

сказанной мысли…

(За верный ответ 1 б.)

7. а) ямб, б) хорей.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

8. (Максимальное количество баллов – 5)

9. 1) красна девица; 2)добрый молодец; 3)золотые кудри; 4) черные очи, грозные очи, дивные

очи; 5) русая коса; 6) соболиные брови; 7) горькая слеза; 8) безвыходная печаль; 9) буйная

головушка, отчаянная головушка; 10) травушкамуравушка; 11) ясный сокол; 12) белая береза,

белоствольная береза; 13) старый друг, добрый друг, верный друг.

(За верный ответ 1б. Всего 13 б.)

10. Комплексный анализ прозаического текста.

(Максимальное количество баллов 10)

Всего 50 баллов.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2020-2021  учебный год

Составила учитель МБОУ «Навлинская ООШ»

Листратова Наталья Викторовна

8 класс

(Максимум –  50 баллов)

  1. Соотнесите определение и соответствующее ему понятие:

а) один из видов лиро-эпического жанра, основные                    1) былина

черты – наличие развернутого сюжета и вместе с

тем – широкое развитие образа лирического героя;

б) жанр русского фольклора, героико-патриотическая                2) поэма

песня-сказание о богатырях и исторических событиях;

в) вид устных повествований с фантастическим                          3) сказка

вымыслом, формы которого исторически складывались

в связи с мифологией.  (За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)

  1. Соотнесите имена русских богатырей и черты, наиболее для них характерные:

а) Илья Муромец                           1) удалой, буйный, азартный

б) Алеша Попович                         2) мудрый, степенный, уверенный в себе,

предусмотрительный

в) Василий Буслаев                        3) трудолюбивый, неторопливый, хозяйственный

г) Микула Селянинович                4) неопытный, наглый, ленивый, хитроватый

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)

  1. Определите стихотворный размер стихотворения Афанасия Фета

Ель рукавом мне тропинку завесила

а) анапест

б) амфибрахий

в) дактиль

(За верный ответ 1 б.)

  1. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.  

   а)     дактиль                  а) сравнение                        а) аллегория 

   б)     рассказ                   б) ямб                                   б) басня

   в)     роман                      в) анапест                           в) баллада  

   г)     хорей                       г) метафора                        г) поэма     

   д)    эпитет                    д) олицетворение                д) антитеза

  е)      гипербола                е) пословица                        е) инверсия

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

  1. Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

   1) Иван Алексеевич                          1) Маршак

2) Роберт                                            2) Метерлинг

3) Михаил Юрьевич                          3) Бунин

4) Василий Андреевич                      4) Жуковский

5)  Роберт Льюис                               5) Крылов

6) Самуил Яковлевич                        6) Бёрнс

7) Иван  Андреевич                           7) Стивенсон

8)   Морис                                            8) Лермонтов

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

  1. Дайте развернутый ответ: «Гипербола —  это…». Приведите пример использования гиперболы в литературном произведении.

(За верный ответ 1 б.)

  1. Определите стихотворный размер:

а)                         В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

( А.С.Пушкин)

б)                        Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

  1. Попробуйте написать собственный текст на школьную тему в форме одного из жанров фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, скороговорки, песни, частушки), используя особенности жанра (например, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы, зачины и т. д.).

(Максимальное количество баллов – 5)

  1. Особенностью художественного стиля народных песен являются постоянные эпитеты. Попробуйте вспомнить, какие эпитеты чаще всего определяют следующие слова: 1)…девица, 2)…молодец, 3) …кудри, 4)…очи, 5)…коса, 6)…брови, 7)…слеза, 8)…печаль, 9)…головушка, 10)…травушка, 11)…сокол, 12)…береза, 13)…друг.

(За  верный ответ 1б. Всего 13 б.)

  1. Комплексный анализ прозаического произведения. Напишите отзыв на миниатюру И.С.Тургенева «Воробей».

При выполнении этой работы раскройте художественную идею предложенного вам текста;

проанализируйте авторскую позицию, поднимаемые проблемы, выразите своё к ним отношение;

определите суть характеров, мотивы поведения и отношения действующих лиц рассказа.

                      (Максимальное количество баллов – 10)

Воробей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Апрель, 1878
                                                                                                                       Всего 50 баллов

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

2020-2021 учебный год

8 класс

Ответы

  1. а -2; б -1; в – 3

(За каждый верный ответ 1 б. Всего 3 б.)

  1. а – 2; б – 4; в – 1; г – 3

(За каждый верный ответ 1б. Всего 4 б.)

  1. в

(За верный ответ 1 б.)

  1. Жанры, тропы, стихотворные размеры.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 3 б.)

  1. 1- 3;   2 — 6;   3 — 8;  4 — 4;   5 – 7 ;  6 – 1 ;  7 – 5 ;  8 – 2

(За каждый верный ответ 1б. Всего 8 б.)

  1. Гипербола —  это    (от др.-греч. ὑπερβολή — «переход», «преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли…

(За верный ответ 1 б.)

  1. а) ямб, б) хорей.

(За каждый верный ответ 1б. Всего 2 б.)

  1. (Максимальное количество баллов – 5)
  2. 1) красна девица; 2)добрый молодец; 3)золотые кудри; 4) черные очи, грозные очи, дивные очи; 5) русая коса; 6) соболиные брови; 7) горькая слеза; 8) безвыходная печаль; 9) буйная головушка, отчаянная головушка; 10) травушка-муравушка; 11) ясный сокол; 12) белая береза, белоствольная береза; 13) старый друг, добрый друг, верный друг.

(За  верный ответ 1б. Всего 13 б.)

  1. Комплексный анализ прозаического текста.

   (Максимальное количество баллов – 10)

Всего 50 баллов.

  • Перед вами рассказ опытного оратора о том как следует проводить публичное выступление
  • Первый учитель составить рассказ первый класс
  • Перевод сказки л кэрролла который был сделан в набоковым
  • Перед вами описания ситуаций из известных народных и литературных сказок ваша задача определить
  • Перевод сказки the frog prince