Слайд 1
Проверочная работа по теме «Фольклор».
Слайд 2
1. Укажите верное значение слова «фольклор ». А) краткое изложение книги, рукописи Б) литературное не стихотворное произведение В) словесное поэтическое творчество народа В Г) патриотическая песня о богатырях
Слайд 3
2. Укажите виды русских народных сказок. а ) бытовые б ) фантастические в) о насекомых г) волшебные д ) о природе е ) исторические ж ) о животных з ) религиозные А Г Ж
Слайд 4
3. Что относится к устному народному творчеству? а ) закличка б ) скороговорка в) песня г ) пословица д ) загадка е ) частушка ж ) сказка з ) поговорка и ) басня к ) небылица л ) роман м ) поэма н ) считалка о) потешка А Б В ГДЕ Ж З К Н О
Слайд 5
3. К каким жанрам фольклора относятся данные тексты? Раз, два, три, четыре, пять Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела. частушка потешка сказка приговорка считалка загадка Умница, Катенька! Ешь кашку сладеньку , Вкусную, пушистую, Мягкую, душистую.
Слайд 6
3. К каким жанрам фольклора относятся данные тексты? По- геройски Лена с ленью Воевала целый день. Но, к большому огорченью, Победила Лену лень. частушка потешка сказка приговорка считалка загадка Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка, Собаки лают, А достать не могут.
Слайд 7
4. Определите, о чём идёт речь? Слово Толкование песенка- приговорка, сопутствующая игре с ручками, пальчиками, ножками ребёнка. произведение, которое произносили, когда обращались к птицам, животным. обращение к дождю, солнцу, радуге, птицам. стихотворение, похожее на коротенькую сказочку. краткое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл. короткий стишок, с помощью которого определяют, кто водит в игре. потешка приговорка закличка прибаутка пословица считалка
Слайд 8
5. Укажите верные утверждения. 1. Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. 2 . Сказки рассказывали нищие странники, отставные солдаты – все те, кто скитался по свету. 3. Бытовые сказки рассказывают о хитрых и находчивых людях , обводящих кого- то вокруг пальца. 4. В волшебных сказках обязательно есть предметы, обладающие волшебной силой. 5. Как правило, героя волшебных сказок зовут Иван, Иванушка, Иван – царевич, Иван – крестьянский сын.
Слайд 9
5. Укажите верные утверждения. 6. В волшебных сказках нет ужасов, они веселы, остроумны . 7 . В основе волшебных сказок лежат каждодневные события. 8. Важное место в сказках отведено женщинам — красивым, добрым, умным, трудолюбивым. 9. Животные встречаются только в сказках о животных. 10. В русских народных сказках встречаются постоянные эпитеты: добрый молодец, чисто поле, красна девица . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 + + + + + — — + — +
Слайд 10
Каравай . Василиса Премудрая из сказки «Царевна – лягушка». 6. Посмотрите на рисунок. Соберите нужные буквы – и вы получите съедобный предмет. А кто из сказочных героинь его приготовил?
Слайд 11
7 . Почему Василиса из сказки «Царевна – лягушка» оказалась в лягушачьей шкуре? а) хотела жить в воде б) была некрасивой в ) спряталась от отца г ) уродилась хитрее своего отца Г
Слайд 12
8. Укажите животных, которые помогли Ивану- царевичу из сказки «Царевна – лягушка» добраться до иглы а ) селезень б ) заяц в) лиса г) щука д ) сова е ) волк ж ) медведь з ) олень А Б Г Ж к) кот л) петух
Слайд 13
9. Найдите в квадрате загаданные слова. Т О Л О Б О Б У Л К Ч О Б З И Е Ш У И А К К А Г Л Предмет, в котором заключалась смерть Кощея Жилище Бабы — Яги То, что старичок подарил Ивану- царевичу Место, где оказалась стрела Ивана — царевича
Слайд 14
10. Пронумеруйте кадры в соответствии с сюжетом сказки «Царевна – лягушка»
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 73 человека из 34 регионов
- Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов
- Сейчас обучается 177 человек из 52 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
«Сказка – ложь да в ней намёк…»
Русские народные сказки
Урок литературы в 5 классе
подготовлен преподавателем
Кашириной Н.В. -
2 слайд
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.Что за прелесть, эти сказки!
Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин -
3 слайд
Сказители сказок
Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету -
4 слайд
Виды сказок
Бытовые
О животных
Волшебные -
5 слайд
Самые древние сказки – о животных
-
6 слайд
Самые популярные
герои сказок
о животных -
7 слайд
Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных
В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь». Они рассказывают о хитрых и находчивых людях, обводящих кого-то вокруг пальца. -
8 слайд
Волшебные сказки
Волшебные сказки отразили представления людей
о животном-супруге,
о способности человека к превращению в другие существа,
о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой.
______________________
Вспомните сказки, в которых есть животное-супруг
В каких сказках люди превращаются в животных
Вспомните сказки, в которых герой спускается в загробный мир -
9 слайд
Кощей Бессмертный
Как выглядит Кощей?
Где находится его смерть?
Какими чертами он обладает?
Как он может вредить героям?
Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира. -
10 слайд
Волшебные предметы
В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поезда
Что, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться?
А что является телевизором? -
11 слайд
В волшебных сказках волшебные герои.
Кто такая Баба Яга?
Как она изображалась?
Что она делает в сказках?
Где она живёт? -
12 слайд
Две картины с одним названием
«Баба Яга в ступе»
Сравните две картины. Чем они отличаются?
Чем эти картины схожи?
Картина В. М. Васнецова
Картина Билибина -
13 слайд
Змей Горыныч
Кто такой Змей Горыныч?
Как он выглядит?
Чем он страшен?
Как его побеждает герой? -
14 слайд
Васнецов «Битва Ивана -крестьянского сына со Змеем»
-
15 слайд
Водяной
Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать. -
16 слайд
Леший и старичок лесовичок
-
17 слайд
Главный положительный герой волшебных сказок
Как называют главного положительного героя сказок?
Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван — крестьянский сын
Какими чертами он обладает?
Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость.
Почему Ивану всё удаётся?
Кто ему помогает? -
18 слайд
Иван-царевич
Этот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают -
19 слайд
Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча?
-
-
21 слайд
В. М. Васнецов
«Иван-царевич на сером волке»
Почему же героя русских народных сказок зовут Иван?
Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван. -
22 слайд
Главная положительная героиня
Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым.
Как зовут этих женщин? -
23 слайд
Угадайте, кто изображён на полотнах В. М. Васнецова
-
24 слайд
«Финист — ясный сокол»
-
25 слайд
В сказках отразился быт русского крестьянина
-
26 слайд
Домашнее задание
Подготовить инсценировки русских народных сказок (по группам)
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 509 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 16.02.2018
- 782
- 0
Презентация к уроку литературы
- Учебник: «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
- Тема: М. Ю. Лермонтов. «Бородино»
- 16.02.2018
- 529
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
/
Содержимое публикации
Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в сказку»
Цель: закрепить знания детей о сказках и о сказочных героях.
Задачи:
Обучающие: — Формировать последовательно и выразительно передавать содержание произведения;
-Закреплять умению составлять описательный рассказ по картинкам.
Развивающие: — развивать образность речи, творческое воображение;
— развивать стремление к точному словоупотреблению;
Воспитательные: — Воспитывать любовь к сказкам;
— Воспитывать умения сотрудничать друг с другом, взрослым.
Предварительная работа: чтение сказок.
Материалы и оборудование: иллюстрация к сказкам, музыкальное сопровождение, письмо, одноразовые пластиковые ложки, салфетки, ножницы, степлер, клей ПВА, наклейки глазки, цветная бумага.
Методы и приемы: беседа, объяснения.
Ход занятия:
1. -Доброе утро ребята! Посмотрите сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
— «Круг радости»
«Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись,
Влево – вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись». Давайте и нашим гостям улыбнемся, подарим свою улыбку. Молодцы! Присаживайтесь!
2. Ребята а вы любит сказки?
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель: Сказки бывают веселые и грустные, смешные, они знакомы с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости.
Сказки любят дети и взрослые, они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. На сказочные сюжеты ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки это «Душа народа». Передаваясь из поколения в поколение сказки пришли к нам из глубокой древности.
Ребята вы хотите полететь со мной в страну сказок и за одно проверить ваши знания о сказках.
Но как нам попасть в страну сказок? Давайте вспомним какие волшебные предметы помогают сказочным героям перемещаться.
Дети: Ковер самолет, летучий корабль, сапоги скороходы и др.
Воспитатель: А нам попасть в сказку помогут волшебные башмачки. И полетели по кругу. Ребята наши башмачки не хотеть взлететь. Что же будем делать?
Нужно произнести заклинание «башмачки одели в сказку полетели». (сказочная музыка).
Воспитатель: Вот мы в мире сказок. 1 слайд. Посмотрите на волшебном экране встречают нас сказочные герои.
2 слайд Письмо. Ой здесь какое — то старинное письмо, подписано подготовительной группе. Здесь написано, что мы должны ребята преодолеть задания и за каждое сделанное задание мы будем получать золотой ключик. Когда мы соберем все ключи, то сможем открыть волшебный сундук. Вы готовы пройти все задания?
1 задание. Нужно отгадать загадки про сказки и сказочные герои.
Слайд 3 загадка, 4 слайд отгадка.
Заревели бабка с дедом:
— Как теперь нам быть с обедом?
Мышка по столу бежала
И яичко вдруг упало.
(Курочка ряба)
Слайд 5,6
Румяный круглый паренёк,
Сбежал из дому на денёк.
С весёлой песенкой бродил
И все опасности обходил
До той, пока в лесу
Не встретил хитрую лису. (Колобок)
Слайд 7,8
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабой помогла.
(«Мышка»)
Слайд 9,10
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка –
На метлу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
(Баба Яга)
Слайд 11,12
Уговаривала братца
Старшая сестрица:
«Ты из лужицы ней пей
Мутную водицу».
Не послушался мальчонка –
Превратился он в козленка. (Сестрица Алёнушка и Братец Иванушка).
Слайд 13,14
В лесу девица стоит плачет,
От холода всё руки прячет.
И нос замёрз и уши тоже,
Вся на снегурочку похожа.
Мороз с ней начал говорить,
Со всех сторон к ней подходить: и спрашивать
Тепло ли, девица, тебе? («Морозко»).
15 Слайд. Ребята на волшебном экране появился золотой ключик, значит вы справились с 1 заданием. Молодцы ребята!
2 задание. Нужно назвать из какой сказки эти предметы?
16 слайд: 1. Волшебное зеркальце — СКАЗКА
О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ
И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ. А кто помнит какие слова царевна говорила глядя на зеркало «Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
2. Разбитое корыто — «Золотая рыбка». А сколько желаний старику исполнила Золотая рыбка? Молодцы смотрим дальше.
3. Чья эта хрустальная туфелька- Золушки. А как Золушка потеряла одну туфельку? Убежала от принца.
4. У кого был этот предмет- золотой ключик, у Буратино.
5. Какого сказочного персонажа можно победить этим предметом (иглой) – Кощея.
6. Метла – Баба- Яги. Молодцы ребята, вы хорошо знаете все сказки и ваши знания помогли нам преодолеть задание.
Ой ребята золотой ключик появился на экране! Мы справились и с 2м задание.
Ребята у вас наверно глазки устали, давайте мы с вами отдохнем. Посмотрите на волшебный экран и будем мы с вами наблюдать за сказочным лесом.
3 задание. Вам нужно будет угадать песни из знакомых мультфильмов. Слушаем первый музыкальный отрывок
1 песня Винни-пух и Пятачок. Посмотрите вы правильно угадали!
2. Мультфильм «Бременские музыканты». (Ни чего на свете лучше нету чем бродить друзьям по белу свету)
3. Песенка из мультфильма «Летучий корабль». (Растяни меха гармошка, пой, играй, наяривай)
4. Песня из мультфильма «Каникулы в Простоквашино». (Если б не было б зимы в городах и селах, никогда б не знали мы этих дней веселых)
5. Песенка водяного из мультфильма «Летучий корабль». (Я водяной, я водяной поговорил бы кто со мной, а то мои подружки пиявки и лягушки)
6. Песенка из мультфильма «Крошка — енот». (От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга зажгётся).
7. Колыбельная из мультфильма «Умка». (Спят твои соседи белые медведи, спи и ты скорей малыш)
Молодцы ребята! Появился ключик, значит мы справились и с этим задание. Давайте мы с вами поиграем, отдохнём!
Физминутка: «Башмачки»
Раз, два, три, четыре, пять! (дети скачут с продвижением вперед)
По дорожке я скачу.
Раз, два, три, четыре, пять!
Башмачок скакать учу. (прыжки на месте)
Раз, два, три, четыре, пять!
Обломился каблучок. (дети приседают)
Раз, два, три, четыре, пять!
Начали снова скакать (разводят руки в стороны)
(музыка весёлая или русско- народная песня)
4 задание «Опиши сказку». Ребята вы должны описать действия сказки, а остальные ребята должны угадать.
5 задание. Картина куклы. Нам нужно сделать куклы. Идёмте все за стол. Мы будем делать куклы из пластиковых ложек. Нам понадобится:
1)Одноразовые пластиковые ложки.
2)ткань
3)бумажные салфетки
4)Ножницы,степлер.
5)Клей ПВА
6)Наклейки глазки.
7)Цветная бумага.
Начнем с волос для куклы. Берем бумажную салфетку,складываем ее в четверо, обводим круг вырезаем. Закрепляем степлером. Делаем помпон (распушаем шарик). Наливаем в ложку клей. Приклеиваем и легонько надавливаем наш помпон к ложке. Приклеиваем глазки. Вырезаем и приклеиваем из цветной бумаги красного цвета ротик. Рисуем на салфетке платье вырезаем. Делаем прорез, чтобы вставить ложку. Вставляем нашу ложку в разрез для горлышка палочкой вниз. Подвязываем ленточку, фиксируем платье.
Вот и готова наша куколка из пластикой ложки! Кукол из пластиковых ложек вы можете сделать из различных материалов (волосы и бороду из ваты, шерстяных ниток, а одежду можно для кукол сделать из всевозможных тканей, бумажных салфеток).
3. Самостоятельная работа детей (спокойная музыка).
Какие красивые куклы у вас получились, такие нарядные. Каждый ребенок описывает свою куклу. Давайте мы заберем ваши куклы в нашу группу в уголок Кукольного театра и других ребят научим делать. На экране появился 5 ключик. Мы ребята справились со всеми испытаниями, открылся наш сундучок и сказка нам дарит раскраски сказочных героев.
Ребята нас наверно заждались в детском саду. В сказке хорошо, а дома еще лучше. Чтоб наши волшебные башмаки взлетели, нужно сказать заклинание «башмаки одели, в детский сад полетели». Ребята вот мы прилетели обратно в д/с. Вам понравилось путешествие? Давайте вспомним какие задания выполняли? Про кого сказку сочиняли? Что именно вам понравилось? Ребята мне очень понравилось как вы все отвечали на вопросы, самое главное вы были очень дружные и поэтому у вас получилось, выполнить все задания. Молодцы! Давайте нашим гостям скажем до свидания! Спасибо!
Вам также может понравиться:
-192
Международный конкурс детско-юношеского творчества к Международному женскому дню «ДАРИТЕ ЖЕНЩИНАМ ЦВЕТЫ!
»
30 Ноября – 30 Ноября
Конкурсы
212 работ
Олимпиады
46 работ
Свидетельство участника экспертной комиссии
Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!
Подробнее
Также вас может заинтересовать
-
Разное по окружающему миру для «Проект «Волшебница вода».»
Окружающий мир -
Конспект занятия по окружающему миру для дошкольников «Конспект итогового мероприятия «Брейн — ринг» в старшей группе.»
Окружающий мир -
Конспект занятия по окружающему миру для дошкольников «Квест-игра «Приключение в городе Мастерилкино»»
Окружающий мир -
Конспект занятия по окружающему миру для «Внеклассное мероприятие «Люблю тебя, мой край родной!»»
Окружающий мир -
Разное по окружающему миру для дошкольников «Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»
Окружающий мир
СЦЕНАРИЙ
внеклассного мероприятия
«В гостях у сказки…»
Составитель:
Паунова Людмила Ивановна
ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общеобразовательная школа-интернат посёлка Совхозного Краснодарского края
Воспитатель
Цели:
1.Раскрыть роль сказки в жизни человека;
2.Поддерживать интерес учащихся к сказкам;
3.Воспитывать позитивное отношение к общечеловеческим ценностям;
4.Развивать коммуникативные, интеллектуальные компетенции
Оборудование:мультимедиапроектор, презентация.
Слово учителя.
Слайд .
Сказки… Весёлые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства.
Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказочным сюжетам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. А. С. Пушкин писал:
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.
Что за прелесть, эти сказки!
Каждая есть поэма!
Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет жива и сказка.
Сегодня разговор у нас пойдёт о сказке. С самого раннего возраста каждый из вас соприкоснулся с миром сказки. Когда вы пошли в школу, вы сами научились их читать в книжках. Читая сказки, вы проникаете в чудесный таинственный мир, где свершаются самые невероятные события: то Змей Горыныч похищает красавицу царевну и уносит в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса всех водит за нос, обманывая.
Что же такое сказка?
СКАЗКА Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях
Слайд.
Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету.
Слайд .
Народные сказки делятся на три группа: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.
Виды народных сказок очень разнообразны и носят различные названия. Один из самых распространенных сказочных видов составляют сказки чудесные, волшебные, фантастические. Это обыкновенно похождения и замысловатые приключения героя, отыскивание невесты, добывание чудесного предмета, исполнение хитроумных поручений, отгадывание трудных задач, всевозможные превращения, столкновения с чудовищами, волшебниками, колдунами, преодоление невероятных препятствий, быстрое обогащение, возвышение и т. д.
В народе также популярны и сказки бытовые. По сравнению с волшебными реалистический, жизненный элемент в них преобладает. Однако это далеко не делает бытовую сказку совершенно лишенной фантастики, вымысла.
Особую, в прежнее время очень распространенную, но все более и более исчезающую группу представляют сказки о животных, по своему назначению ставшие преимущественно детскими.
Слайд.
Самые древние сказки – это сказки о животных. Можно задать вопрос, почему? Особенно такой вопрос оправдан в сильных и мотивированных классах.
Здесь проявился древний антропоморфизм: ведь раньше древние люди одухотворяли природу, как живую, так и неживую.
Слайд.
Беседа по вопросам:
Какие сказки о животных вы знаете? («Волк и Лиса», «Лиса и Журавль», «Лиса и Козёл», «Журавль и Цапля»)
Какие животные являются их героями? (Лиса, Волк, Медведь, Петух, Заяц, Журавль, Цапля)
Каковы качества Лисы? (хитрая и ловкая)
А Волка? (глупый и жадный)
Каков Петух?(доверчивый, самоуверенный, легкомысленный)
А Заяц? (трусливый)
Слайд.
Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных. В них действие развивается стремительно. Герои этих сказок – крестьянин, солдат, сапожник и другие – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.
В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь».
Какие ещё бытовые сказки вы помните.
Слайд.
Особая группа сказок – волшебные. Герои их борются не на жизнь, а на смерть с нечистой силой. Достичь желанной цели герою помогают добрые люди, которые дарят ему чудесные предметы.
Волшебные сказки отразили представления людей
о животном-супруге,
о способности человека к превращению в другие существа,
о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой.
______________________
Вспомните сказки, в которых есть животное-супруг(«Царевна-лягушка», «Финист – ясный сокол»)
В каких сказках люди превращаются в животных? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Финист – ясный Сокол»)
Вспомните сказки, в которых герой спускается в загробный мир.
Слайд.
В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поезда
Что, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться?(Сапоги-скороходы, ковёр-самолёт)
А что является телевизором?(Яблочко на тарелочке)
Слайд.
В волшебных сказках волшебные герои.
Кто такая Баба Яга? (Баба-Яга – специфичный персонаж славянских и русских волшебных сказок.Баба-Яга — неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но ряд мифологических школ признавал Бабу-Ягу добрым божеством — знахаркой и ведуньей, покровительницей зверей, хозяйкой леса)
Как она изображалась?
Что она делает в сказках? (Временами она — злобная ведьма — налетает на Русь, несет с собой мор людей и падеж скота, похищает детей. Иной раз она – «гостеприимная» хозяйка, — и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Так кто же она, эта загадочная старушка, откуда пришла в русский фольклор, почему этот образ так неоднозначен.)
Где она живёт? (В сказках Баба-Яга обитает, как правило, вне обычной сферы жизни человека, чаще всего в густой и непроходимой лесной чаще, «в избушке на курьих ножках»)
Слайд.
Как выглядит Кощей?(Описание внешности Кощея в сказках чаще всего отсутствует. Лишь в нескольких вариантах есть минимальные сведения, касающиеся облика данного персонажа. В одном из текстов Кощей характеризует себя так: « Я ли не горбатый, у меня ли нос не сутуловатый!»; в другом же подчёркивается наличие у него « клыков, как у борова»)
Где находится его смерть? (его смерть находится на конце иглы, так игла в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, сундук веси на высоком дубе, дуб стоит на одинокой круче)
Какими чертами он обладает?(Он скупой, похититель красавиц)
Как он может вредить героям?
Учитель:
Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира.
Слайд.
Кто такой Змей Горыныч?
Как он выглядит? (Одной из наиболее общих, необходимых характеристик является его многоголовость: обычно он имеет 3, 6, 9, или 12, голов. В некоторых сказках может присутствовать одновременно до трёх Змеев-похитителей, отличающихся друг от друга количеством голов. То, что персонаж имеет признаки чудовища, подчёркивается характеристиками, которые даются в нескольких сказках: Змей – «престрашный», «страшилище», «чудовище»)
Чем он страшен?(Он сжигает всё на своём пути, похищает героинь сказок)
Как его побеждает герой? (герой в битве отрубает ему мечом-кладенцом все головы)
Слайд.
Слайд содержит иллюстрацию В. М. Васнецова «Битва Ивана крестьянского сына со Змеем»
Слайд.
Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать.
Слайд.
Леший (лесовик, лешак, лесной дядя) – дух леса, враждебный людям. Внешне он напоминает человека, только очень косматого, со спрятанными в гуще волос рожками.
Слайд.
Как называют главного положительного героя сказок?
Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван — крестьянский сын
Какими чертами он обладает?
Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость.
Почему Ивану всё удаётся?
Кто ему помогает?(ему помогают волшебные предметы, животные, которых он спасает)
Этот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают.
Слайд.
Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча?(Меч-кладенец).
Слайд.
Слайд содержит иллюстрации к сказке «По щучьему велению…»
Учитель может спросить ребят:
Как зовут этого героя?
Кто ему помогал?
Почему?
Какое волшебное средство передвижения фигурировало в сказке?
Слайд.
Почему же героя русских народных сказок зовут Иван?(выслушиваются ответы учащихся)
Учитель:
Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван.
Слайд.
Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым.
Как зовут этих женщин?(Царевна-лягушка, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).
Слайд.
Викторина-тест. |
Чей это дом: «Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами» Бабы Яги |
Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь? Курочка Ряба |
В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. «Волк и семеро козлят» |
Кто этот герой: Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашку, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла… Кто мастерица эта была? Василиса Премудрая |
Волшебный предмет Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну. Яблоко |
Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную одежду? «Царевна Лягушка» |
Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места? «По щучьему велению, по моему хотению» |
В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущемил права другого героя? «Лиса и Заяц» |
2 ведущий.
1. В этой сказке рассказывается, как под Новый год мачеха прогнала падчерицу из дому, отправила в лес за подснежниками. И набрела девочка на большой костер, а вокруг него на двенадцати камнях сидели двенадцать человек. Как называется эта сказка?
Правильный ответ: «Двенадцать месяцев» С.Маршака.
2. Какие волшебные предметы помогают героям в русских народных сказках?
Правильный ответ: палочка, гребень, топор, шапка-невидимка, дубинка.
3. Какие виды сказочного транспорта вам известны?
Правильный ответ: печь, Серый Волк, Конек-горбунок, ковер-самолет, Сивка-Бурка.
4. Какие волшебные слова-заклинания вы знаете?
Правильный ответ: «В добрый путь!», «Сивка-Бурка, вещая каурка», «По-щучьему велению, по моему хотению…» и др.
5. Как звали медведей из сказки Л.Толстого «Три медведя»?
Правильный ответ: Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка.
6. Кто от дедушки ушел и от бабушки ушел?
Правильный ответ: Колобок.
3 ведущий
Сказка, сказка-прибаутка!
Рассказать ее не шутка!
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб в середке весь народ
От нее разинул рот,
Чтоб никто – ни стар, ни мал –
Под конец не задремал!
Блицтурнир по сказкам. Кто лучше всех знает сказки?
1. Какое звание было у Карабаса-Барабаса в сказке «Приключения Буратино»?
Правильный ответ: доктор кукольных наук.
2. Сколько золотых монет дал Карабас-Барабас Буратино?
Правильный ответ: пять.
3. Какой месяц в сказке «Двенадцать месяцев» подарил девочке подснежник?
Правильный ответ: Апрель.
4. Из какой русской народной сказки эти слова: «Яблоня, яблоня, спрячь нас!»?
Правильный ответ: «Гуси-лебеди».
5. Какой злой волшебник похитил доктора Айболита?
Правильный ответ: Бармалей.
6. Из какой сказки слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная»?
Правильный ответ: «Морозко».
7. Назовите место рождения Колобка.
Правильный ответ: печь.
К нам пришла Баба-Яга. Что же ей нужно?
Баба-Яга :Всё ходют и ходют! А потом ступы пропадают, мётлы теряются! А главное – никакого покоя! Как они меня уговаривали: переселяйся, мол, из своей чащи в дремучий город, мы тебе избушку поставим, лучше чем твоя на курьих ножках. Сиди себе, аль на печи полёживай, а вокруг детки – малолетки. Детки! Четыре раза в день: «Здрасьте, мы к вам на экскурсию пришли!» Где же тут пожилой Яге покой найти! А ведь мне скоро 300 лет будет, не молоденькая.
А вчера притомилась я, в печку забралась, заслонкой закрылась – отдыхаю, газету читаю. К нам в чащу лесные газеты редко приносят. Тут слышу – ребята пришли. Кто – то говорит: «Вот это русская печь. Ну, кто смелый, в печь залезть не побоится?» Открывается заслонка: «Ой!» Аж в лице переменился. А чего «ой».Ну, Баба – Яга сидит, ну, газету читает, уж и отдохнуть нельзя! И всё ходют и ходют! Никакого покою!.
А теперь за дело! Хочу, детки, тоже проверить , знаете ли вы сказки?
Как называется предмет, с помощью которого я летаю? (Ступа)
2. Какие слова надо сказать избушке, чтобы она повернулась? (Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом)
-Молодцы, это были лёгкие вопросы, а теперь посложнее.
3. Трое пытались поймать того, кто покинул двух стариков, но этот тип трижды уходил от них, А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал его и съел.(Колобок)
4. Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина. Какую обувь предпочитал этот зверь? (Сапоги. «Кот в сапогах»)
5. Муж обожает свою жену, но из тщеславия сжигает её скромный наряд. Жену похищает неизвестный! Кто он? (Кощей Бессмертный. «Царевна – лягушка»)
6. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. Кто её выручил? (Комар)
7. Какая бедная домохозяйка достигла высокого положения и богатства? Однако, зазнавшись, оскорбила своего мужа – спонсора и вновь обеднела. Какая профессия супруга этой женщины? (Рыбак)
— Молодцы, ребята. Вот вам за правильные ответы по куриной ножке, чтоб легче было идти по лесной дорожке. До свиданья!
К нам ещё и Леший пришёл. Что нужно ему?
Там чудеса, там Леший бродит…» Вы верно думаете, что глаза у него глаза, а круглые зелёные мигалки горят, светятся. Брови косматы, борода длинная, лохматая.
Вижу ваше недоумение. Вы думали страшного Лешего увидеть, а я ещё мальчик и зовут меня Лешачок И как все дети ,я люблю пошутить, поиграть. Но вы не бойтесь, я не буду задавать трудных вопросов.
А сейчас все мои вопросы будут связаны с волшебной обувью. Будьте внимательны.
1. Какая обувь служила вкусным и питательным продуктом для крокодилов? (калоши ).
2. Какой обувью в одной стране стали измерять ногу, чтобы определить личность человека? (хрустальной туфелькой Золушки ).
3. Какую обувь носило домашнее животное, которое вывело своего хозяина простака в люди, не побоявшись людоеда. (Сапоги, их носил кот)
4. Какую плетённую обувь носил Иванушка – дурачок? ( лапти ).
Ребята, а этого героя вы, наверное, сразу узнали. Правильно, это Домовой.
Домовой: Здорово, ребята! Давным – давно. Уж и не упомнить когда, жили себе люди, детей растили, хлеб сеяли, скотину держали, и стали они примечать; в одном хозяйстве кони справные, коровы удойные, дети – крепыши, за какое дело хозяева ни возьмутся – всё спорится, будто помогает кто-то. А у соседа беда за бедой: то лошадь захромает, то поводится в курятнике мела, сидит хозяйка шьёт – нитки рвутся. Ох, неспроста это! Видать, живёт кто – то в доме не видимый. Кто же — это? Правильно, это я – Домовой. Общество любителей дома послало меня к вам узнать, что здесь происходит. Я тихонечко дверь приоткрыл, слышу голоса взрослых …, разговаривали тётеньки, что в доме работают. Они, как только меня заметили, говорят: « Как хорошо, что ты к нам пожаловал! Раз ты Домовой поможешь нам всё устроить, чтоб интересно в нашем доме было! »
Вот теперь я живу здесь в этом красивом доме. А для того, чтобы и дальше мне жить, вы должны ребята мне помочь справиться с нечистой силой, и отгадать их у меня.
Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необычном летательном аппарате. ( Баба Яга )
2. Сказочный лесной обитатель, подручный той неприятной старухи, имя которой вы только – что отгадали (Леший )
3. Носатая особа женского пола, к имени которой всегда добавляется слово «Болотная». ( Кикимора )
4. Рогатое длиннохвостое существо, которое только и думает, как — бы навредить людям. ( Чёрт )
5. Тощий старик, который прятал секрет своей жизни в сундуке. (Кощей Бессмертный)
6. Девушка необычайной красоты, которая живёт в озере (Русалочка )
7. Огромный зверь со множествами голов (Змей Горыныч )
8. Милый маленький человечек, который живёт в каждом доме и охраняет его (Домовой )
— Правильно, ребята. На этом я прощаюсь с вами, до новых встреч!
3 ведущий.
Ворота в сказочную страну открыты.
Сказочное времечко,
Времечко желанное,
Тихо начинается
Сказка долгожданная.
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие.
Царство тридесятое
Чудесами славится,
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться.
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно,
Победит все доброе
В сказке обязательно!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/67529-scenarij-vneklassnogo-meroprijatija-v-gostjah
Тема: «Путешествие в сказку».
Тип урока: урок-повторение темы:
«Русские народные сказки», 3 класс, учебник: Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий «Родная речь». Москва,
«Просвещение», 2008.
Цели:
- Закрепить знания детей о художественных
особенностях русских сказок. - Развивать творческие способности учащихся.
- Воспитывать интерес к предмету и любовь к
устному народному творчеству.
Задачи:
- Повторить,
- что такое сказка;
- виды сказок;
- главных героев;
- художественные особенности сказок.
- Формировать у учащихся понятие о добре и зле.
Оборудование:
- костюмы для детей;
- иллюстрации к сказкам;
- декорации: 2 избушки, дерево;
- выставка книг и рисунков учащихся;
- волшебные предметы (перстень, клубок);
- компьютер;
- мультимедийный проектор, экран;
- презентация.
Использовать на уроке ИКТ с целью:
- предоставления наглядности;
- самопроверки;
- сообщения информации.
Презентация (Приложение 1)
весьма проста в применении, показ слайдов по
щелчку; слайды 7, 10 – с использованием музыки (Приложение 2); для
переключения слайда 7 на слайд 8 – нажать клавишу
«пробел».
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Ребята! Мы с вами закончили изучение темы:
«Русские народные сказки». Сегодняшний урок
посвящён повторению, и называется он:
«Путешествие в сказку»! (слайд №1)
2. Задачи урока (слайд №2)
Во время нашего путешествия вспомним виды
сказок, героев, особенности русских сказок.
Сказки… Передаваясь из поколения в поколение, из
ус в уста, сказки пришли к нам из глубокой
древности. Весёлые и грустные, страшные и
смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны
наши первые представления о мире, добре, зле, о
справедливости. В них выражены мысли, чувства,
мечты и надежды народа.
Сказка… Когда нам что-нибудь нравится, мы
сравниваем это со сказкой. Говорим: «Это
просто сказка!», « Всё было как в сказке!»
Если кажется что-нибудь невероятным, мы
скептически говорим: «Всё это сказки!»,
«Рассказывай сказки!»
– Ребята! А что же такое сказка? (Слайд № 3)
Назовите виды русских сказок. (Слайд №4).
– Какие самые древние сказки?
– Назовите любимого героя волшебных сказок. (Слайд
№ 5).
Много в русских сказках и прекрасных женских
персонажей. Какие вы знаете женские персонажи? (Слайд
№ 6)
Они такие все красивые, добрые, трудолюбивые, что
ни в сказке сказать ни пером описать.
Как же строятся русские народные сказки, какими
особенностями обладают? С этой целью мы и
отправляемся в путешествие в волшебную
страну к самому главному сказочнику. Кто, как
не он, лучше всех знает все секреты сказок. Сидите
тихо-тихо, сказку не спугните. Я беру свой
волшебный перстень, поворачиваю его – раз, два,
три… отправляемся в путешествие! (Слайд № 7 –
нажать клавишу «пробел»)
Сказочник. Здравствуйте, ребята!
Трудная у меня сегодня задача: поручили мне не
просто сказку рассказать, а показать, как она
строится. Придётся мне сегодня раскрыть
сказочный секрет. Ну, да мне не жалко, владейте,
пусть он вам только на пользу пойдёт. Знаете, что
я сейчас в руках держу? Большой клубок. Да, тот
самый, из сказок. Он нам дорогу будет показывать.
Нам идти, клубку катиться,
А потом остановиться.
У тесовых у ворот
Там, где присказка живёт.
А вот и резная избушка. Здесь живут присказки.
Чудо в сказке начинается с присказки.
Эй, сестрицы-присказки!
(ой, какие они модницы-затейницы!)
Выходите на крылечко!
Покажитесь-ка ребятам!
Сестрицы-присказки. Отчего же добрым
людям не показаться.
Было дело на море на океане, на острове Кидане.
Стоит дерево преогромное,
Под этим деревом ходит кот Баюн:
Вверх идёт – песню поёт,
Вниз идёт – сказку сказывает…
Это не сказка, а присказка, а сказка вся впереди.
1. Летела сова – весёлая голова,
Летела и села, да хвостиком повертела,
По сторонам посмотрела и опять полетела.2. На море на океане, на острове Буяне
Стоит дуб зелёный.
Под тем дубом – стол золоченый,
На столе – бык печёный.
Садись – кушай,
Мою сказку слушай.
Сказочник. Ой, ребята вас так слушают.
Ишь какие замечательные истории вы обещаете
впереди. Они ждут, о каких чудесах им дальше
рассказывать будут. Вот, оказывается, на что
присказка нужна. (Слайд № Подскажите нам,
сестрицы-присказки, дорогу в сказку.
Присказки.
- Мы бы рады, да не знаем такого секрета.
- Он хранится у братьев зачинов.
- Вы зайдите к ним, избушка их по соседству.
Сказочник. До свидания, присказки!
Катим наш клубок дальше. А вот и домик, крепкий
какой, с высоким крыльцом. Ну-ка, постучим…
– Братья-зачины, дома вы? Выходите к нам.
Братья-зачины (выходят, спорят)
– В некотором царстве, в некотором государстве
жили-были…
– Нет же, братец! Совсем не так начинать нужно. А
так: «В тридевятом царстве, в тридесятом
государстве…»
– Нет, не так! Все сказки надо начинать так:
«Жили-были… жили-были…»
Сказочник. Хватит спорить. Мы,
сказочники, сами знаем, как сказку начинать.
Зачины помогают читателя в сказочный мир ввести,
а заодно напомнить, что события будут
происходить такие, какие в жизни обычно не
случаются. Братья-зачины, покажите нам дорогу
в страну сказок. (Слайд № 9).
Зачины. (все вместе) – Пожалуйста! (Слайд
№ 10)
Сказочник. Вот мы и в стране сказок.
Какие только чудеса не происходят здесь. Да вы и
сами можете вспомнить немало сказок. А вот и сама
хозяйка сказок идёт.
Сказка. Здравствуйте, ребята! Рада
видеть вас у себя в гостях. Ребята, а вы много
сказок знаете? И узнать их можете? Сейчас проверю.
(Слайд № 11).
(Проводит викторину по сказкам)
Вопросы к викторине.
- Назовите имя царя, пославшего Ивана-царевича за
Жар-птицей? (Берендей) - Одно из имён Василисы? (Премудрая)
- Яблоки, дающие молодость? (Молодильные)
- Кот в русских народных сказках? (Баюн)
- Сказочная героиня, владелица летательного
аппарата? (Баба Яга) - (Слайд №12) Внимание на экран! Угадайте
иллюстрацию к сказке. («Василиса Прекрасная») - Сказочное существо, дух леса? (Леший)
- Сестра Бабы Яги, хозяйка болот? (Кикимора)
- Название сказки, в которой в одну из комнат не
разрешалось входить? («Марья Моревна») - Самое надёжное средство ориентации в сказочных
ситуациях? (Клубок) - Награда сказочному герою? (Полцарства, дочь)
- (Слайд №13) Внимание! Угадайте иллюстрацию к
сказке. («Царевна-Лягушка»)
Учитель. Раз уж мы в стране сказок,
нельзя не вспомнить о злых и страшных
персонажах. Кто они? (Слайд № 14)
Сказка. Баба Яга Костяная нога –
страшная и злая старуха. Живёт в лесу, в избушке
на курьих ножках.
Сказочник (слайд № 15). Кощей
Бессмертный – завистливый и жадный старик. Он
может превратить человека в животное,
насекомое. Убить Кощея почти невозможно.
Чтобы его победить, надо найти волшебную иглу, на
кончике которой находится его смерть.
Сказка (слайд № 16). Змей Горыныч –
огнедышащее чудище с тремя головами, летающее
высоко над землёй. Когда появляется Змей,
гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния
и дрожит земля.
Учитель. Вы что, Сказочник и Сказка?
Совсем ребят запугали.
Сказочник. Нет, ребята знают, что в
русских сказках зло наказывается, а добро
побеждает.
Учитель. Давайте вспомним
художественные особенности русской народной
сказки. (Слайд № 17)
Учитель. Ну что, сказочник, пора и
сказку заканчивать?
Сказочник. Да, катим наш клубочек
дальше. Катится, катится наш клубочек… Вот и
подошли мы к речке Смородине, у которой за
Калиновым мостом находится дуплистое дерево.
Страшное дерево! На дереве не яблоки, не груши
растут, а сказочные концовки. Весёлые они, но
только постоянно спорят, кто из них красивее и
смешнее сказку заканчивает. Давайте послушаем.
Концовки.
1. Сказка вся, более врать нельзя!
Вот какая я маленькая, да удаленькая.
2. Я тут на свадьбе была,
Мёд-пиво пила.
Всем гостям давали ковшом,
А мне подали черпаком.
Взяли меня за нос,
Бросили за мост.
Я катилась да катилась,
Да здесь и очутилась.
3. Вам сказку – мне бубликов связку,
Гречневой кашки в разукрашенной чашке,
Масла горшок
Да горячий пирожок.
Сказочник. Вот видите, ребята, какие
они весёлые, смешные. (Слайд № 18) Но, к сожалению,
наше путешествие заканчивается. Помните о
сёстрах-присказках, братьях-зачинах,
подружках-концовках. Не забывайте о них, ведь
это они делают сказку такой увлекательной,
необыкновенной; настраивают на особый лад,
переносят в удивительный сказочный мир.
Учитель. Как сказал
сказочник, наше путешествие подходит к концу. И
хочется разговор о русской сказке закончить
словами А.С. Пушкина: (слайд № 19) «Что за
прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
Презентацию на тему «Русские народные сказки»
(5 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 33 слайд(ов).
Слайд 1
«Сказка – ложь да в ней намёк…» Русские народные сказки
Урок литературы в 5 классе
Слайд 2
Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок. Что за прелесть, эти сказки! Каждая есть поэма! А. С. Пушкин
Слайд 3
Сказители сказок
Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету
Слайд 5
Самые древние сказки – о животных
Слайд 6
Ответьте на вопросы:
Какие сказки о животных вы знаете? Какие животные являются их героями? Каковы качества Лисы? А Волка? Каков Петух? А Заяц?
Слайд 7
Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных
В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь». Они рассказывают о хитрых и находчивых людях, обводящих кого-то вокруг пальца.
Слайд 8
Волшебные сказки
Волшебные сказки отразили представления людей о животном-супруге, о способности человека к превращению в другие существа, о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой. ______________________ Вспомните сказки, в которых есть животное-супруг.
Слайд 9
Кощей Бессмертный
Как выглядит Кощей? Где находится его смерть? Какими чертами он обладает? Как он может вредить героям? Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира.
Слайд 10
Волшебные предметы
В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поезда Что, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться? А что является телевизором?
Слайд 11
В волшебных сказках волшебные герои.
Кто такая Баба Яга? Как она изображалась? Что она делает в сказках? Где она живёт?
Слайд 12
Две картины с одним названием «Баба Яга в ступе»
Сравните две картины. Чем они отличаются? Чем эти картины схожи?
Картина В. М. Васнецова
Картина Билибина
Слайд 13
Змей Горыныч
Кто такой Змей Горыныч? Как он выглядит? Чем он страшен? Как его побеждает герой?
Слайд 14
Васнецов «Битва Ивана -крестьянского сына со Змеем»
Слайд 15
Водяной
Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать.
Слайд 16
Леший и старичок лесовичок
Слайд 17
Главный положительный герой волшебных сказок
Как называют главного положительного героя сказок? Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван — крестьянский сын Какими чертами он обладает? Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость. Почему Ивану всё удаётся? Кто ему помогает?
Слайд 18
Иван-царевич
Этот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают
Слайд 19
Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча?
Слайд 21
В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке»
Почему же героя русских народных сказок зовут Иван? Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван.
Слайд 22
Главная положительная героиня
Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Как зовут этих женщин?
Слайд 23
В сказках отразился быт русского крестьянина
Слайд 25
Чей это дом:
«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами»
Слайд 26
Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь?
Слайд 27
В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.
Слайд 28
Кто этот герой:
Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашку, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла… Кто мастерица эта была?
Слайд 29
Волшебный предмет
Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну.
Слайд 30
Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную одежду?
Слайд 31
Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места?
Слайд 32
В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущемил права другого героя?
Слайд 33
Ответьте на вопросы проверочной работы по вариантам
Презентация на тему «Русские народные сказки» 5 класс
-
Скачать презентацию (1.9 Мб)
-
60 загрузок -
5.0 оценка
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Комментарии
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Посмотреть и скачать презентацию по теме «Русские народные сказки» по литературе, включающую в себя 33 слайда. Скачать файл презентации 1.9 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для учеников 5 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе
-
Формат
pptx (powerpoint)
-
Количество слайдов
33
-
Аудитория
-
Слова
-
Конспект
Отсутствует
Содержание
-
Слайд 1
«Сказка – ложь да в ней намёк…»Русские народные сказки
Урок литературы в 5 классе
-
Слайд 2
Сказка – ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.Что за прелесть, эти сказки!
Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин -
Слайд 3
Сказители сказок
Передаваясь из поколения в поколение, сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету
-
Слайд 4
-
Слайд 5
Самые древние сказки – о животных
-
Слайд 6
Ответьте на вопросы:
Какие сказки о животных вы знаете?
Какие животные являются их героями?
Каковы качества Лисы?
А Волка?
Каков Петух?
А Заяц? -
Слайд 7
Бытовые сказки приближаются к сказкам о животных
В бытовых сказках фигурируют люди и животные. Это такие сказки, как «Каша из топора», «Мужик и медведь». Они рассказывают о хитрых и находчивых людях, обводящих кого-то вокруг пальца.
-
Слайд 8
Волшебные сказки
Волшебные сказки отразили представления людей
о животном-супруге,
о способности человека к превращению в другие существа,
о его возможности посетить загробный мир и вернуться оттуда с чудесной невестой.
______________________
Вспомните сказки, в которых есть животное-супруг. -
Слайд 9
Кощей Бессмертный
Как выглядит Кощей?
Где находится его смерть?
Какими чертами он обладает?
Как он может вредить героям?
Именно Кощей Бессмертный представляет собой мертвеца, впрочем, как и Баба Яга. У него нет сердца, он имеет все признаки мертвеца, похож на скелет, и царство его тоже мёртвое. Поэтому посещение его царства приравнивается к посещению загробного мира. -
Слайд 10
Волшебные предметы
В волшебных сказках люди впервые придумали самолёты (ковёр-самолёт), машины и поезда
Что, по-вашему, в сказках является машиной и поездом, что позволяет быстро передвигаться?
А что является телевизором? -
Слайд 11
В волшебных сказках волшебные герои.
Кто такая Баба Яга?
Как она изображалась?
Что она делает в сказках?
Где она живёт? -
Слайд 12
Две картины с одним названием «Баба Яга в ступе»
Сравните две картины. Чем они отличаются?
Чем эти картины схожи?
Картина В. М. Васнецова
Картина Билибина -
Слайд 13
Змей Горыныч
Кто такой Змей Горыныч?
Как он выглядит?
Чем он страшен?
Как его побеждает герой? -
Слайд 14
Васнецов «Битва Ивана -крестьянского сына со Змеем»
-
Слайд 15
Водяной
Кикимора, Водяной и Леший – сказочные герои, обитающие в воде или лесу и берегущие эти места. Они могут водить по лесу, топить в озере, а могут и помогать. Кикимора исключительно отрицательный герой, а Леший и Водяной могут помогать.
-
Слайд 16
Леший и старичок лесовичок
-
Слайд 17
Главный положительный герой волшебных сказок
Как называют главного положительного героя сказок?
Иван, Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван — крестьянский сын
Какими чертами он обладает?
Достоинствами героя волшебной сказки является то, что он кроткий, чистый сердцем. Как правило, окружающие его считают глупым, дурачком, дурнем, не понимая, что в нём отсутствует не ум, а корень всех пороков и страстей – гордость.
Почему Ивану всё удаётся?
Кто ему помогает? -
Слайд 18
Иван-царевич
Этот герой бесстрашен, всегда готов прийти на помощь слабому, поэтому ему все помогают
-
Слайд 19
Какой волшебный предмет помогает Ивану победить Змея Горыныча?
-
-
Слайд 21
В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке»
Почему же героя русских народных сказок зовут Иван?
Исследователи предполагают, что эти сказки были сочинены в царствование Ивана Грозного. Он правил очень долго – 43 года. Царь любил на ночь слушать сказки, и, чтобы польстить ему, сказочники на ночь рассказывали сказки, в которых и фигурирует умный, добрый, милостивый герой по имени Иван. -
Слайд 22
Главная положительная героиня
Важное место в русских народных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым.
Как зовут этих женщин? -
Слайд 23
В сказках отразился быт русского крестьянина
-
Слайд 24
-
Слайд 25
Чей это дом:
«Забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами»
-
Слайд 26
Героиня какой сказки принесла хозяевам драгоценный предмет, но они не сумели его сберечь?
-
Слайд 27
В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано.
-
Слайд 28
Кто этот герой:
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? -
Слайд 29
Волшебный предмет
Если это покатать по блюдечку, то можно увидеть разные города, леса, моря, горы. А можно им отравить царевну.
-
Слайд 30
Героиня какой сказки ушла от мужа из-за того, что он уничтожил её повседневную одежду?
-
Слайд 31
Какие слова нужно сказать, чтобы печь тронулась с места?
-
Слайд 32
В какой сказке один из героев решил улучшить свои жилищные условия и при этом ущемил права другого героя?
-
Слайд 33
Ответьте на вопросы проверочной работы по вариантам
Посмотреть все слайды
Сообщить об ошибке
Похожие презентации
Спасибо, что оценили презентацию.
Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.
Добавить отзыв о сайте