Народная сказка
Хорошо зная сюжет сказки «Царевна-лягушка», тем не менее всегда с радостью возвращаешься к ней вновь.
Сказка широко распространилась по Руси, как правило, передаваясь устно. Местные пересказчики разнообразили полотно сказки своеобразными деталями и художественными ответвлениями, что предавало фиксации какие-то миросозерцательные представления народа.
Записана сказка довольно давно – в XVIII в. (П. Тимофеев «Сказки русские» 1787), а в знаменитом сборнике А. Афанасьева («Народные русские сказки» 1855 –1863 гг.) имеет целых три интерпретации (записаны в разных губерниях).
Аналогии
По сюжету сказки младшему сыну-царевичу встречается лягушка, которая оказывается заколдованной красавицей девицей Василисой Премудрой. Не сумев преодолеть себя, Иван натворил беду, спалив шкуру. После этого ему выпадают тяжкие испытания через которые он исправляется и в итоге женится на Василисе.
Чем-то этот сюжет напоминает «Сказание о Петре и Февронии»,в котором мудрая Феврония тоже испытывает Петра, тем самым делая его умнее и сильнее.
Иван-царевич
Как часто бывает в русских сказках, главный герой – это младший сын в семье (как правило третий). К слову сказать, Емеля-дурачок из сказки «По щучьему велению» тоже был младшим (читайте подробнее статью: Почему Емеля не дурак). А как известно, царство завещается старшим сыном. Таким образом, несмотря на то, что Иван – царский сын, претендовать на царство он не может, что предрекает его на участь поиска возможностей и случая. И такой случай ему предоставился.
Интересно, что в интерпретации сказки П. Тимофеева, все три сына равны, так как родились от разных матерей, при этом царь сам решает кому из них завещать царство.
Если посмотреть более глубоко на образ Ивана, то, можно сказать, что не обладая опытом или личными качествами (в сказке об этом не упоминается), он открыт для постижения мира. Его поиск, сначала стрелы (по одному из вариантов, он искал ее три дня), а потом Василисы очень символичен. Аллегорически, можно сказать, что Иван-царевич – это образ человека, ищущего истину или мудрость, которая воплощена в сказке героиней Василисой Премудрой.
Иван-царевич – неудачливый в миру человек: он царевич, но младший, он пустил стрелу, а та упала в болото. Это внешняя сторона образа Ивана-царевича, которую видят все окружающие, но это не главное.
После того как его настигает очередная беда и он приносит домой лягушку вместо невесты, оказывается, что та самая лягушка лишь днем лягушка, а вечером превращается в красавицу девицу, но эту тайну никто до поры до времени не знает. Заметьте, что во многих вариантах сказки имя девицы не раскрывается сразу, т. е. тайна сохраняется до момента исполнения Иваном предназначенных ему испытаний, пройдя которые он узнает, что девицу зовут Василисой Премудрой.
Таким образом, в сказке идет противопоставление внешней, видимой жизни и внутренней, скрытой, которой должен отдаваться приоритет.
Почему Премудрая
Образ Василисы Премудрой по-разному раскрывается в многочисленных версиях сказки: в некоторых, Василиса выполняет сложные задания Царя либо с помощью внешних сказочных сил, либо, как вариант, сама (ткет рубашку или ковер, печет хлеб и т.п). Здесь дается понимание того, что героиня обладает знаниями или умениями, которые помогают ей выполнить все с достоинством.
В Толковом словаре русского языка В. И. Даля мудрый означает основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный. Василиса не просто мудрая, но пре-мудрая, т. е. мудрая в превосходительной степени. Безусловно, так могли наречь только праведного человека. Но какой смысл образа премудрой девицы в сказке? Мудрый человек – это светильник, который показывает дорогу идущему, от этого света должен возгореться и сам идущий. В нашем случае, под идущим, подразумевается конечно же Иван-царевич.
Но Иван-царевич словно не замечает мудрости Василисы. Можно сказать, что ум Ивана-царевича еще не проснулся, что подтверждается тем, что он сжег шкуру лягушки не думая и не понимая последствий: гордыня заслепила ему глаза, после удачного появления царевны-лягушки во дворце. Желание внешнего успеха возобладало на внутренней стороной жизни, что привело к горю. Вот такой печальный урок можно извлечь из сказки: не стремится делать все напоказ, а прежде всего внимать себе.
Скорее в назидание, а не исполняя волшебную волю, Лягушка-царевна улетает за тридевять земель в тридесятое царство (т. е. очень далеко и неизвестно куда) для того чтобы испытать царевича, т. к. ему предстоит нелегкая дорога, которая научит его уму-разуму.
Ивану-царевичу не остается ничего другого как идти искать царевну: «сколько волею, а вдвое того неволею». В одной версии сказки, он искал лягушку пока не «износил железные сапоги и не сглодал три просвиры железных». Здесь слово «железный» скорее употреблено чтобы подчеркнуть суровость и трудность выпавших испытаний. Оказалось, что Иван-царевич обладает морально-волевыми качествами, о которых, может быть, он и не знал. После такого изнурительного подвига, его сердце оказалось готовым к милосердию, ведь не случайно он отпустил всех встретившихся животных, которых он хотел употребить в пищу. Этот путь Ивана-царевича показывает его созревание как человека, ведь по-настоящему человеком можно стать только преодолев себя.
Другим немаловажным смыслом является то, что добро может быть безвозмездным, и, как правило, имеет качество возвращаться. Вспомните, все животные которых Иван-царевич отпустил, помогают тому достать яйцо (со смертью кощеевой), а баба-яга и её сестры (сёстры присутствуют не во всех вариантах сказки) помогают и того больше – без корысти.
В заключение
Пройдя все пути и испытания, Иван-царевич добивается Василисы Премудрой, т. е. стал ее достоин, вырос духом и сердцем. А та, несмотря на то, что обладала мудростью, проявила смирение и покорилась своему избранному. Вот как заканчивается один из вариантов сказки:
Иван-богатырь стал просить Василису Премудрую в свое государство, но она говорила: «Любезный Иван-богатырь, когда я сказала, что отдаюсь в твою волю, то я готова всюду ехать, куда ты желаешь».
Вот после этой фразы становится понятно почему Василиса не просто мудрая, но пре-мудрая!
Советские интерпретации
В Советский период было снято несколько мультфильмов и даже фильм-сказка на тему сказки «Царевна-лягушка». Конечно, лучшим знакомством со сказкой будет ее прочтение. Мультфильмы и фильм несколько редуцируют нравственные смыслы сказки, и даже более: создают новую, упрощенную подоплеку, которая выражается в облегченных нравственных категориях.
Прочтений: 1 017
На чтение 8 мин. Опубликовано 17.02.2020
Верность любовь и доброта — этим качествам учит юных читателей русская народная сказка «Царевна-лягушка». Характеристика главных героев очень важна для лучшего понимания сюжета. Она сможет помочь детям глубже вникнуть в смысл произведения и определить его главную мысль. А также окажет поддержку при написании сочинения или подготовке доклада по теме.
Содержание
- Описание сюжета
- Ночное превращение
- Поиски жены
- Персонажи сказки
- Характеристика главных героев
- Иван-царевич
- Василиса Премудрая
- Царь, отец трёх сыновей
- Краткий анализ
Описание сюжета
Царь решил, что пришла пора его трём сыновьям вступить в брак и велел им наугад выстрелить из лука в разные стороны. Куда стрела упала, стало быть там и искать судьбу молодым людям.
Стрелы двух старших сыновей прилетели на купеческий и боярский дворы. Они взяли в жёны дочек купца и боярина. А у младшего сына Ивана стрела улетела на болото. Когда он её нашёл, то увидел, что стрелу держит в своих лапах лягушка и не хочет отдавать. Человеческим голосом она потребовала от Ивана жениться на ней, как и повелел его батюшка. Не посмев ослушаться отца, молодому человеку пришлось взять её в жёны.
Однако Царю мало было просто женить сыновей, он решил испытать их жён. Старик-отец приказал невесткам сделать для него 3 задания:
- сшить рубаху;
- испечь хлеб;
- приехать на царский пир.
Иван загрустил, понимая, что лягушка вряд ли сможет справиться с заданиями его батюшки. Но она смогла и рубаху сшить, и хлеб испечь, причём намного лучше, чем жёны братьев. Как она это делала, Иван не видел, потому что всё происходило ночью, пока он спал.
Ночное превращение
Юноша не знал, что его лягушку царевну звали Василиса Премудрая. Она выросла и стала умнее своего отца, поэтому на 3 года была превращена в лягушку. На короткое время Василиса могла скидывать кожу и принимать свой истинный облик, поэтому с помощью нянек с успехом справилась с двумя заданиями царя.
Чтобы приехать на пир, ей пришлось раскрыться всем. Жёны старших братьев стали завидовать её красоте и умению. Они пытались во всём подражать Василисе, но только разозлили царя.
Пока его жена веселилась на пиру, Иван прибежал домой и сжёг кожу лягушки. Он думал, что таким образом Василиса останется в человеческом облике навсегда. Но оказалось, что ему нужно было подождать всего 3 дня, чтобы проклятье спало с девушки, а теперь Василисе пришлось вернуться к Кощею Бессмертному.
Поиски жены
Ивану-царевичу ничего не оставалось, как пойти искать свою жену. Он долго бродил по свету, пока не повстречал старичка, который дал ему волшебный клубок, указывающий путь. Пока молодой человек шёл за клубком, ему на пути попадались разные звери и птицы:
- медведь;
- заяц;
- селезень;
- щука.
Иван хотел на них поохотиться, но животные человеческим голосом просили не убивать их, обещая когда-нибудь ему пригодиться. Юноша пожалел их и отпустил.
Наконец клубок привёл царевича к избушке Бабы Яги. После того, как молодой человек отдохнул, попарился в бане и отужинал, старуха рассказала ему, как убить Кощея. Оказалось, что смерть врага находится в яйце, которое лежит в сундуке. Сам сундук подвешен на ветвях огромного дуба, так что достать его невозможно. Но Иван всё же решил попробовать, и Баба Яга указала дорогу к дубу.
Дерево действительно оказалось огромным, но тут откуда-то появился спасённый медведь и вырвал его с корнем. Сундук упал и открылся, из него выскочил заяц и побежал прочь. Однако его быстро догнал другой заяц — тот, кого Иван пожалел и не стал убивать. Из зайца вылетела утка, но ту поймал селезень. Из утки выпало яйцо и прямо в море. Но его успела схватить щука и передать Ивану. Юноша достал из яйца иглу и сломал её. Кощей умер, и Василиса стала свободной.
Персонажи сказки
В сказке довольно много действующих лиц. Несмотря на то что роль каждого по отдельности не значительна, все вместе они важны для общего развития сюжета. Герои сказки «Царевна-лягушка»:
- Иван — младший сын царя.
- Царевна-лягушка — заколдованная девушка по имени Василиса, прозванная Премудрой за свой ум.
- Царь — отец Ивана и его братьев.
- Жёны братьев — завистливые особы.
- Старик — случайный знакомый, который дал царевичу волшебный клубок.
- Баба Яга — лесная жительница, указавшая дорогу к волшебному дубу и рассказавшая, как убить Кощея.
- Медведь — помог свалить дуб.
- Заяц — смог догнать другого зайца из сундука.
- Селезень — убил утку, вылетевшую из зайца.
- Щука — нашла упавшее в море яйцо.
Все герои сказки «Царевна-лягушка» просты и понятны. Без труда можно определить, кто из них положительный, а кто нет. Именно поэтому сказка включена в школьную программу 5 класса. Дети этого возраста уже могут отличить добро от зла, хорошее от плохого.
Характеристика главных героев
Героев в сказке довольно много, именно поэтому ученикам важно уметь отличать главных персонажей от второстепенных. Сделать это несложно, нужно всего лишь определить, вокруг кого крутится весь сюжет произведения, а кто только случайно появляется и исчезает в истории. В «Царевне-лягушке» всего 3 главных героя:
- Иван-царевич.
- Василиса Премудрая (лягушка)
- Царь.
Характеристика главных персонажей важна для представления общей картинки сюжета. Каждый из этих героев сыграл определённую роль, чтобы сказка была именно такой, какой её привыкли воспринимать читатели. Ведь если исключить из произведения кого-то из этих действующих лиц, сюжет истории сразу станет непонятен и неинтересен.
Иван-царевич
Чёткого описания внешности героя в тексте сказки нет. Но можно предположить, что это был статный молодой человек, не лишённый ума и смелости. Этот образ у читателя вырисовывается из действий и поступков Ивана. Например, он не побоялся отправиться в дальний путь на поиски своей жены.
Доброта — отличительная черта характера юноши. Об этом говорят его хорошие поступки по отношению к встреченным животным. Можно предположить, что в странствиях молодого человека охота была его единственным источником пропитания. Несмотря на то, что сам мог остаться голодным, царевич жалеет животных и не убивает их.
Послушание и уважение к старшим характеризуют Ивана с положительной стороны. Он не посмел ослушаться отца и взял в жёны лягушку, хоть и понимал, что над ним будут все потешаться. А также вёл себя вежливо в гостях у Бабы Яги, хотя мог бы просто припугнуть старушку. Такое поведение во многом помогло Ивану, ведь Баба Яга могла и не рассказывать тайну о смерти Кощея Бессмертного.
Безусловно, Ивана-царевича можно назвать положительным героем. Даже единственный плохой поступок — сжигание кожи лягушки, он совершил по незнанию и из благих побуждений.
Василиса Премудрая
Образ Царевны-лягушки в сказке прописан двояко. С одной стороны — это просто обычная болотная жительница, с другой — прекрасная девушка. Василиса сразу не признаётся Ивану, что она не просто лягушка. Это говорит об уме главной героине, ведь она не могла знать, каким окажется молодой человек. В характере персонажа прослеживаются такие черты:
- Доброта — она жалеет любимого мужа, когда тот грустит.
- Скромность — девушка не поддаётся на провокации и не реагирует на насмешки жён старших братьев.
- Хитрость — Василиса обманывает посланную следить за ней женщину, когда та пытается подглядеть, как лягушка будет печь хлеб.
На первый взгляд Василиса Премудрая — положительный персонаж. Она не сделала никому ничего плохого. Но если присмотреться внимательнее, хороших поступков у неё тоже было мало: даже задания царя за неё выполняли мамки и няньки. Именно из-за её беспечности и недоверия к любимому мужу, Ивану пришлось преодолеть столько трудностей для её спасения. Так что назвать эту героини положительным персонажем можно с сильной натяжкой, хотя и отрицательным тоже нельзя.
Царь, отец трёх сыновей
Мудрый правитель, любящий отец — именно так можно охарактеризовать этого главного героя. Мудрость его проявляется в действиях. Решив женить своих сыновей, он не стал сам выбирать им невест, так же как и не захотел полагаться на выбор самих детей. Он правильно рассудил, что если есть где-то девушки, предназначенные им в жёны, судьба сама приведёт сыновей к их порогу. В качестве перста этой самой судьбы царь решил использовать стрелу.
Любовь к сыновьям также прослеживается в дальнейших поступках Царя. Он понимал, что надеяться на одну судьбу не совсем правильно. Пожилой отец хотел увидеть внуков, а также удостовериться, что брак его детей будет счастливым. А это, как известно, во многом зависит от женщины, как хранительницы домашнего очага.
Мало иметь благородное происхождение, молодая жена ещё должна быть хорошей хозяйкой. Вот Царь и решил проверить, какие хозяйки молодые невестки, придумав для них испытания.
Чувство справедливости также не чуждо этому персонажу. Он понимает, что жёны его старших сыновей не такие уж хорошие девушки, как хотят показаться, поэтому прогоняет их с пира.
Царь в сказке однозначно положительный герой, ведь все его поступки направлены только на пользу сыновьям.
Краткий анализ
Для лучшего понимания темы и смысла, следует разобраться, что представляет и чему учит эта сказка. Если сделать разбор произведения сухим литературным языком, его анализ будет выглядеть следующим образом:
- Название — «Царевна-лягушка».
- Год написания — неизвестен.
- Автор — народ.
- Жанр — народная сказка.
- Главные персонажи — Василиса Премудрая, Иван-царевич, Царь.
- Тема — поиски Василисы.
- Основная мысль — делай добро и оно к тебе вернётся.
Сказка учит детей доброте и взаимовыручке. Помогает понять, что любой хороший поступок совершается не для кого-то, а в первую очередь для себя. Не нужно требовать благодарности от других, хорошие люди сами не забудут вознаградить если это потребуется. Нужно жить по совести, с добротой в сердце и с умом в голове.
Помните ли Вы сказку о Царевне-лягушке?
На первый взгляд кажется, что эта хорошо знакомая русская сказка не имеет ничего общего с внутренним миром женщины.
Давайте попробуем вместе проанализировать символические слои сказки и посмотрим, какие важные истории жизни она нам расскажет.
- Стремление к социальному успеху как гиперкомпенсация отвержения в детстве.
- «Защитная шкурка» от обид и отвержения – «Лучше быть одной».
- Принятие себя и своего тела, становление женственности.
- Развитие Анимы и Анимуса во внутреннем мире мужчины и женщины.
Стремление к социальному успеху как гиперкомпенсация отвержения в детстве
Многие очень успешные женщины вспоминают, что в детстве отец игнорировал их, редко хвалил, мало уделял внимания, а иногда – так хотел мальчика, что и от девочки ждал «мальчишеских» игр и занятий.
В результате потребность получить внимание и признание отца стала реализовываться уже во взрослой жизни через социальный успех или через замужество с социально успешным мужчиной.
Все победы и достижения бессознательно адресуются внутренней фигуре отца: «Смотри, какая я! Гордись мной! Обрати внимание на меня!».
В конечном итоге все, что нам нужно – это любовь. Желание произвести впечатление, быть принятой кем-то, оцененной по заслугам как будто бы приближают на один шаг к любви.
Жажда любви, которой не хватило в детстве, может обернуться желанием «завоевать весь мир», чтобы доказать: «Я достойна любви».
Недаром в сказке отец Василисы Премудрой – Кощей Бессмертный. Вряд ли этот сказочный персонаж способен был на любовь, внимание и ласку. Злые волшебники — они другими делами заняты… Им нет дела до всех этих глупостей…
Вот и выросла Василиса и была наказана отцом, превращена в царевну-лягушку.
Попав в царский дворец, Василиса изо всех сил старается угодить царю – отцу Ивана.
И каравай испечь, и ковер выткать, и на пиру себя показать.
Бессознательное стремление быть лучше всех, победить других невесток в борьбе за любовь отца Ивана, позволяет ей показать свои таланты и умения во всей красе.
Любовь отца-Кощея Василисе уже не завоевать, но еще можно попытаться завоевать любовь отца-Ивана и так найти свое место в мире и в новом доме.
Потребность в любви никуда не исчезает. Фигура, к которой Василиса обращается с этой потребностью изменилась. Способы привлечь внимания стали другими.
Так на пути взросления потребность в любви создала Василису Премудрую из никому не известной девчонки Кощеева замка…
Важно понимать, что у каждого события и у любого жизненного опыта есть два полюса восприятия: что-то негативное и что-то полезное, ценное, что мы приобретаем.
Развитие внутренних талантов и качеств, развитие чувства внутреннего достоинства и принятия себя через социальный успех – это ценность такого жизненного опыта.
И, конечно – способ справиться.
Сказка показывает этот путь – возможность принять себя и свой успех, развивать свою самодостаточность и уверенность в себе, признать свою потребность в любви.
«Защитная шкурка» от обид и отвержения – «Лучше быть одной»
Василиса Прекрасная зачарована Кощеем и стала лягушкой.
Шкурка лягушачья скрывает ее истинную женственность, красоту, ум.
Эта метафора превращения Василисы в лягушку на символическом уровне может отражать возврат к первичным инстинктам самосохранения, к бессознательному желанию спрятать себя, не показать что-то такое, за что могут отвергнуть или уничтожить.
Лягушка живет на болоте в одиночестве (если не в изоляции от своего привычного мира). И только появление Ивана Царевича позволяет ей вернуться из болота в мир людей.
Но и тут она не сразу готова снять лягушачью шкурку. А лишь постепенно – по ночам, когда никто ее не видит – она превращается в Василису, чтобы наутро снова предстать перед людьми невзрачной лягушкой.
Очевидно, что лягушачья шкурка выполняет защитную функцию, прячет НАСТОЯЩУЮ Василису от глаз людей. И на то, чтобы полностью освободиться от чар, требуется время.
Она должна быть к этому готова – открыться, проявить себя, стать собой. Это период становления. Поспешные действия Ивана приводят к тому, то сожженная раньше срока лягушачья шкурка вынуждает Василису превратиться в птицу и улететь в царство Кощея.
И только после того, как Иван совершил подвиги, поумнел и набрался мудрости у Яги-Ягини, Василиса может вернуться к нему в своем истинном обличье.
В повседневной жизни часто бывает так, что женщина надевает на себя символически «защитную шкурку», чтобы не показать свою ранимость, уязвимость.
Иногда бывает легче «стать лягушкой», как будто бы заранее предполагая определенное отношение (и, возможно, отвержение), чем надеяться на принятие и потом остаться с разбитыми надеждами. Или напротив – внешне непривлекательный вид «отпугнет» нежелательные контакты, позволит остаться в одиночестве.
Такой процесс превращения может быть очень болезненным, если в его основе амбивалентные чувства – хочется нравиться, быть привлекательной, но внутренняя неуверенность заставляет ждать и бояться отвержения.
Уж лучше быть «одинокой лягушонкой на болоте», чем снова столкнуться с болью отвержения. Лягушачья шкурка, как броня, прикрывает от стрел обид и разочарований…
Сказка учит нас тому, что лягушачью шкурку можно сбросить, когда появится внутренняя готовность к этому. Уязвимость можно трансформировать во внутреннюю уверенность в себе, силу и самодостаточность. Тогда потребность в «шкурке» исчезнет сама собой…
Принятие себя и своего тела, становление женственности
Лягушачья шкурка не всегда становится защитной броней, которая спасает.
Иногда она может стать и тем, что ограничивает.
Непринятие себя, болезненная стыдливость, отвращение к своему телу тоже заставляют бессознательно «надевать лягушачью шкурку», и тогда она сковывает, придает неловкость, неуклюжесть, обостряет чувствительность и ранимость.
Кажется, что никто и никогда не разглядит в этом обличье истинную Василису…
В жизни ситуации непринятия тела, отвращения, стыда, чувство унижения, «грязи» может быть связано с тяжелыми эмоциональными травмами. И чтобы в реальной жизни произошло превращение, важна глубинная работа с травмой, которая освободит от прошлых ран и позволит снова стать собой.
Когда стягивает лягушачья шкурка непринятия себя, легко забыть, что внутри каждой из нас живет Василиса Премудрая и что каждая из нас так много всего умеет делать. А самое главное – представляет настоящую подлинную ценность – для себя, своих близких и для мира.
Вот в такие моменты – утраты своей подлинности и ценности – и бывает горше всего. В такие моменты другие люди отвергают. Из бессознательного страха «заразиться отвержением».
Недаром в психологии сказки стали инструментом для самопознания и внутренней трансформации. Именно эта сказка прекрасно работает на принятие себя и своей женственности.
Я предлагаю вам простое упражнение по мотивам этой сказки, которое Вы можете выполнить самостоятельно.
- Вспомните фразы, слова нелюбви, отвержения, которые Вы думаете или говорите по отношению к себе.
Выпишите их на отдельный листок. Не пора ли их сжечь как лягушачью шкурку?
- Напишите 21 фразу – за что Вы любите себя и за что благодарите.
Готовы ли Вы позволить расцвести лучшему внутри Вас?
Развитие Анимы и Анимуса во внутреннем мире мужчины и женщины
Красота сказок в том, что каждая сказка содержит много слоев смыслов, много символических уровней. Итак, сказка о Царевне-Лягушке вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд. Она служит прекрасной метафорой ранимой женственности, процесса самораскрытия женщины и принятия себя.
Каждая сказка многомерна. И в этой сказке тоже есть как минимум еще один уровень.
Взаимодействие Лягушки и Ивана-Царевича символически отражает развитие и гармоничный баланс Анимы и Анимуса во внутреннем мире женщины.
- Анимус – это мужская энергия, роли и функции, которые развиваются внутрипсихически, а потом проявляют себя во внешнем мире и в отношениях с мужчинами.
- Анима – женская энергия во внутреннем мире личности.
Внутренний баланс Анимы и Анимуса позволяет женщине создавать гармоничные отношения с мужчиной.
Если проследить, как шаг за шагом меняются восприятие себя и действия Лягушки-Царевны и Ивана-Царевича, можно увидеть определенные этапы развития Анимы и Анимуса.
В самом начале – Лягушка на болоте, в слиянии с Матерью-Землей. Это образ девочки в женском мире. Она постепенно взрослеет, начинает проявлять интерес к «большому миру».
И тут на болото прилетает стрела Ивана Царевича – символ маскулинности, мужественности. Поймав такую стрелу, Лягушка отправляется в большой мир, как будто бы символически переходит из мира матери и ее дома в мир мужчины и его дома.
И это следующий этап развития женственности. Юной девушке хочется нравиться, но она не полностью в себе уверена, она не раскрывает всех своих качеств, боится отвержения, ей нужна лягушачья шкурка, которая защищает от опасностей отвержения. Вместе с тем она готова побороться за свое место в новом мире, показать, чего она стоит.
В жизни юные девушки стараются соответствовать требованиям моды, своего круга, ожиданиям молодых людей. Важно быть принятыми и оцененными по достоинству.
Как в сказке поспешные действия Ивана–Царевича спугнули Василису, которая еще не была готова проявить свою силу – так и в жизни случается, что раны сердца закрывают дверь в будущие отношения.
Может случиться так, что первый опыт отношений будет не очень удачным. Бессознательно женщина откажется взаимодействовать с мужчинами, закроется от отношений («возвращается в замок Кощея»). Зрелость и опыт говорят: «Даже не пробуй, если не хочешь новой боли».
Параллельно образ Ивана тоже претерпевает изменения. И можно увидеть, как из инфантильного мальчика он становится взрослым, зрелым мужчиной, который понимает, что всему свое время что важно учитывать чужие желания и потребности, а не только следовать своему «хочу».
Детское стремление «похвастаться» Василисой перерастает в глубокое чувство и принятие ее особенностей. Ведь только повзрослевший Иван Царевич смог вернуть себе истинную Василису, сжечь ее шкурку навсегда.
В сказке он проходит длинный путь к Замку Кощея. Перед тем, как освободить Василису навсегда, он учится справляться со своими страхами, учится расставлять приоритеты и не следовать первому желанию, учится видеть чувства других, учится состраданию и мудрости.
Во внутреннем мире человека Анима и Анимус проходят все этапы развития и интеграции ПРЕЖДЕ ТОГО, как в реальной жизни женщина будет готова к отношениям.
И в этом смысле сказка может быть тем самым целительным средством, которое позволит пройти путь интеграции быстрее и легче. Стыдливость, ранимость, чувство уязвимости, страх отвержения растворяются в сказке, трансформируются в принятие себя…
Для того, чтобы вовсе не в сказочном, а в реальном мире женщина могла могла принять себя, открыться для новых отношений и создать гармоничную семью.