Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 51 человек из 23 регионов
- Сейчас обучается 56 человек из 32 регионов
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 509 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
Рейтинг:
4 из 5
- 09.11.2016
- 809
- 1
- 09.11.2016
- 442
- 2
- 09.11.2016
- 1891
- 24
- 09.11.2016
- 505
- 0
- 09.11.2016
- 497
- 1
- 09.11.2016
- 1368
- 19
- 09.11.2016
- 1233
- 3
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Готовые речевые клише к сочинению ЕГЭ по русскому языку.
План сочинения
Содержание части сочинения
Клише
1-й абзац
Вступление + формулировка проблемы
Вопрос, над которым размышляет автор
+
→ Автор текста (ФИО) ставит проблему (чего?) …
→ Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
→ Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
→ В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
→ Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
→ Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).
→ Подводка к проблеме. В предложенном для анализа тексте ФИО ставит проблему (чего?)
→ Прочитанный мною текст писателя… (ФИО) затрагивает важные общечеловеческие вопросы.
Что такое…? Таким вопросом задаётся автор и обозначает проблему…. (какую?). Постараюсь прокомментировать её.
→ Обратимся к тексту писателя… (ФИО). В центре внимания автора — проблема… (какая?)
Рассуждая о… (о чём?), автор задается вопросом: …. (каким?).
→ Текст … (ФИО) посвящен одной из наиболее актуальных проблем современности — … (какой?) Автор заставляет нас задуматься о …. (о чём? над какими вопросами?).
→ Что такое…? В чём заключается…? Почему……? Как …..? Такие вопросы ставит в своем тексте писатель ….. (ФИО), посвящая его проблеме… (какой?)
→ Что значит быть…(каким?)? Зачем… ? В чём…? Такие вопросы хотя бы раз в жизни задаёт себе
каждый человек. Проблема… (какая?) волнует и автора прочитанного мной текста, писателя… (ФИО).
2-3 абзац
Комментарий
Два примера — иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания
Примеры – иллюстрации:
→ В качестве примера автор рассматривает…
→ Далее автор рассказывает, о том как
→ Проблема раскрывается автором на примере…
→ Автор обращает внимание читателя на …
→ Не случайно автор изображает (кого, что? … )
проблемы исходного текста
Первый пример + пояснение к примеру Второй пример + пояснение к примеру
→ Проследим, как автор раскрывает проблему
→ Чтобы читатель осознал важность проблемы, автор обращается к воспоминаниям/цитатам/словам
→ Чтобы привлечь внимание к проблеме, автор прибегает к описанию/противопоставлению/повествованию о …
→ Автор заостряет внимание на поставленной проблеме благодаря
фактам/материалам/описанию/рассуждению о …
Пояснение к примерам:
→ Этот пример показывает, что…
→ Этот пример убедительно доказывает, что…
→ Эти события (факты, примеры) помогают понять…
→ Таким образом, автор показывает/подчеркивает
→ Писатель убеждает читателя в том, что…
→ АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…
4 абзац
Связь между примерами
(противопоставление, сравнение, причина –
следствие, вывод,
уступка) + проанализировать эту связь!!!
→ Размышляя над проблемой, автор противопоставляет…
→ Для сравнения автор обращается к…
→ Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять…
→ Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
→ Эти два примера – иллюстрации противопоставлены/сопоставлены между собой, позволяют автору сделать вывод …
→ Автор акцентирует и внимание на том, что/как/насколько
5 абзац
Позиция автора
Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста
→ Автор считает, что…
→ Автор подводит читателя к выводу о том, что…
→ Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
→ Позиция автора такова…
→ Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
→ Так автор убеждает нас в том, что…
6 абзац
Собственная позиция
Мой ответ на этот вопрос + обоснование (литературные аргументы, опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)
Мое отношение к позиции автора:
→ Я согласен с мнением автора.
→ Не могу полностью разделить мнение автора…
→ Безусловно, автор прав.
→ Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
→ Трудно не согласиться с автором.
→ Я полностью разделяю позицию автора.
Обоснование собственной позиции:
→ Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
→ Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
→ Известный ученый/ писатель/ деятель/… об этом говорил так…
→ Обратимся к произведению …
→ Вспоминается книга …
→ В романе (рассказе, повести, книге…) … (ФИО) читатель встречается с… (с кем? какая там ситуация?) (здесь представление проблемы)
7 абзац
Заключение
Вывод — обобщение
моего рассуждения
→ В заключение хочется сказать …
→ После прочтения этого произведения становится понятно…
→ После знакомства с героями произведения понимаешь…
→ Прочитав произведение, осознаешь…
→ Автор стремился показать…
→ Автор хочет, чтобы читатель понял…
→ Автор текста считает проблему важной…
Перейти к содержимому
Клише — готовые образцы словосочетаний, благодаря которым легче структурировать итоговое сочинение, не теряя основную нить суждения.
Содержание
- Клише для вступления
- Примеры вступлений с клише
- Клише для перехода к основной части сочинения
- Речевые клише для тезисов
- Клише для аргументов
- Клише для обращение к произведению
- Интерпретация произведения или его фрагмента
- Клише для перехода к второму аргументу
- Слова-связки
- Клише для выводов и заключения
- Клише для промежуточных выводов
- Клише для заключения
Клише для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- «…» — в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю что, …
- Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о….
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
- Люди часто размышляют о том, что ….
- О том, что …, люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории.
- Как часто мы слышим о….
- (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
- Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о …. Как следует относиться к …?
- Каждый из нас сталкивался с…
- Сущность вышеизложенного сводится к следующему…
- Во все времена остро стоял вопрос …
- Говоря о … , нельзя не заметить, …
- Долгое время люди не перестают рассуждать над … И до наших дней дошел спор о….
- Мы знаем о… из книг и фильмов, рассказов близких
- (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.
- Зададимся вопросом: почему….?
- В чем же причина …?
- Невольно задаешься вопросом: зачем …?
- Как мы должны относиться к …?
- Как нужно относиться к …?
- Задумаемся: должны ли мы…?
- Почему же нужно …?
- Почему же необходимо …?
- Что же самое главное …?
Примеры вступлений с клише
- Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди…
- Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
- Думаю, эта тема интересует многих….
- Не ошибусь , если скажу, что данная тема актуальна для большинства…
- Об этом написано много произведений и снято тысячи кинолент…
- Всем известен факт…
- Задумывались ли вы, почему тема остается актуальной во все времена…
- Знаете ли вы, в чем особая ценность (дружбы, чести, чувств)…
- Понимает ли современная молодежь, насколько незыблемыми остаются былые ценности: честь, ответственность, дружба…
- «Береги честь смолоду», в этой фразе выражена главная мысль произведения…
- «Единственный путь найти друга — быть им» – это высказывание Ральфа Эмерсона очень четко определяет характер и поведение главного героя…
- Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посвящён текст писателя (автор). Автор также рассуждает о том, что…
- (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье …
- (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят передними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися. Некоторые считают, что … . Другие подчеркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас….. Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
- Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.
- Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с …. (Риторические вопросы).
- Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») («Высказывание») — так начинается статья … .Уже в первом предложении четко выражена главная тема текста. О… много говорили и
писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса). - (Вопросы). Эти вопросы звучат в статье …. Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
- С давних времён люди задумывались над вопросом …
- С давних времен человек размышлял о…
- Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.
- В своём тексте писатель рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Действительно, проблема…
очень серьёзная и затрагивает каждого из нас. - Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.
- Затронутая автором проблема имеет многовековую историю.
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, (автор) рассказывает историю о…
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, (автор) повествует о…
Клише для перехода к основной части сочинения
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.
- Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Вспомним…
- Это подтверждается …
- В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
- Более того, …
- Во-первых, во-вторых, в-третьих …
- В доказательство данной точки зрения можно привести ряд аргументов из художественной литературы
- Мысль о необходимости … выражена и в романе… (автор, название).
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы.
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы.
- В доказательство моей точки зрения
- Замечательным примером, иллюстрирующим…
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя о …, я не могу не вспомнить о произведении…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на вопрос, заданный во вступлении)
- Нельзя не согласиться с автором в том, что… В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…
- Я согласен с автором данного текста в том, что… Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение (автор, название). В этом произведении…
- Я согласен с автором данного текста и убеждён, что… В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению (автор, название)… В этом произведении…
Речевые клише для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что… (основная мысль сочинения или (ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, … (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения или ответ на вопрос, заданный во вступлении).
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: … (ответ на
вопрос, заданный во вступлении).
Клише для аргументов
Клише для обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе… (автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (любви, дружбы, нравственности и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Вспомним героя (повести, рассказа, пьесы)… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента
- Автор повествует о…
- Автор описывает…
- Поэт показывает, что…
- Писатель размышляет о…
- Писатель обращает наше внимание…
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Писатель акцентирует внимание читателя на том, что…
- Он акцентирует внимание читателя на …
- Он осуждает…
- Этот поступок героя говорит о…
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель осуждает…
- Он ставит нам в пример…
- Автор подчеркивает…
- Автор утверждает…
- Автор повествует о…
Клише для перехода к второму аргументу
- В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующий жизненный пример.
- В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.
- Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…
- У каждого из нас, наверное, есть немало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….
- Приведу ещё один литературный аргумент, который показывает…
Слова-связки
- Однажды…
- Сначала…
- Потом…
- Далее…
- Затем…
- После этого…
- В итоге…
Клише для выводов и заключения
Клише для промежуточных выводов
- Писатель (автор) считает ( убеждает), что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…
- Мы можем прийти к выводу…
- Автор открыто заявляет о своей позиции по отношению к…
- Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к…
- Автор пытается понять, почему…
- Автор стремился показать…
- Автор хочет, чтобы читатель понял…
- Автор текста считает проблему важной…
- Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…
- После прочтения этого произведения становится понятно…
- После знакомства с героями произведения понимаешь…
- Прочитав произведение, осознаешь…
Клише для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод…
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о…! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- В заключение хотелось бы отметить…
- В заключение хочется сказать, что…
- В заключение хотелось бы отметить, что…
- В заключение мне хотелось бы подчеркнуть, что…
- Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Подводя итог, хочется сказать…
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?
- К какому же выводу я пришёл, размышляя на тему «…»? Мне представляется, что…
- Думаю, надо …
- Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
- 14.09.2021
Обновлено 15.11.2022
Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе, как его правильно писать. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку. Можно считать, что данная структура может использоваться вами как шаблон при написании сочинения.
АКТУАЛЬНО ДЛЯ 2023 ГОДА
- Больше информации про итоговое сочинение 2022-2023
- Примеры сочинений 2022-2023
- Подробно про композицию итогового
Коротко о композиции и структуре итогового сочинения
Общая структура итогового сочинения
I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200-250 слов.
Тeзис 1 (20-30 слов)
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
- Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
Тeзис 2
- Дoкaзaтeльствa, пpимepы
- Микpoвывoд
- Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли
III. Заключение (60-70 слов)
А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения
I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из 3 элементов:
- объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
человека; - ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
- Подробнее о вступлении (спец. материал)
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
- тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
- тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
- тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Помни!
- По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
- Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
- Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
- Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
- Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.
Аргумент нужно:
- привести из литературных источников.
- выделить в отдельный абзац.
- в конце каждого аргумента написать микровывод.
- к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
- если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Аргумент состоит из 3 элементов:
- Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
- Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
- Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.
III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
- Подробнее о заключении (спец. материал)
4 способа закончить сочинение:
- Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
- Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
- Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
- Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.
Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.
Что вас ждёт в документе ниже:
- какое должно быть вступление,
- из чего состоит основная часть сочинения,
- как сформулировать тезисы и аргументы,
- как правильно сделать связку между абзацами,
- как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
- как добиться уникальности сочинения.
Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.
Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:
- Композиционная.
- Логическая.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Композиционная структура
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
Логическая структура
Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме
Смотреть в PDF:
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.
ЕГЭ 2023. Как правильно написать итоговое декабрьское сочинение 7 декабря 2022? Структура сочинения, алгоритм работы над ним и клише для каждой части.
Источник информации: https://co8a.ru/
→ скачать клише
Клише для итогового сочинения 2023
Клише для вступления (тезиса)
• Что такое (понятие)? (Понятие) — это …Я считаю, что…
• «…..», — пишет известный…. Это высказывание я понимаю так: …
• Нередко в жизни нам приходится сталкиваться с проявлениями (испытывать, совершать, одерживать, терпеть, наблюдать)… (Понятие) — это… По моему мнению, …
• Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов…Что же такое (понятие)? Это…Я думаю, что…
• Люди часто размышляют о том, что такое (понятие). (Понятие) — это… Я считаю, что…
Делаем логический переход к первому аргументу (размещаем его в начале второго абзаца)
• За примером обратимся к…
• Немало примеров (понятие) можно найти в литературе.
• Тему (понятие) нередко затрагивали в своих произведениях писатели и поэты. Например, в
(название произведения, автор) описывается (рассказывается, говорится)…
• Попробую доказать свою мысль, обратившись к замечательному произведению (название произведения, автор). В нём рассказывается о…
Клише для 1-го аргумента
• Герой произведения (романа, повести, рассказа)… (описание ситуации и поступков героя или героев)… Автор подчёркивает (утверждает, заостряет внимание, отмечает)… Герой поступает так, потому что… Он проявляет… Автор показывает, как (что)…
• Мы понимаем (видим), что… / Автор хочет донести до нас мысль о…/ Писатель заставляет нас задуматься о…
Делаем логический переход к третьей части (размещаем его в начале третьего абзаца)
• Примеры (понятие) есть и в произведении (название произведения, автор)…
• Подобную проблему затрагивает в своем произведении (название произведения) и (ФИО автора)…
• Совсем иначе проявляет…(поступает, ведёт себя) герой произведения (название, автор).
Клише для 2-го аргумента
• Писатель рассказывает о том, что (как) его герой (описание ситуации, поступков героя)…
Ему приходится… Он понимает, что… Герой поступает так, поскольку… Ему удаётся (не
удаётся)… Он обладает…
• Мы понимаем (видим), что… / Автор хочет донести до нас мысль о…/ Писатель заставляет
нас задуматься о…
Клише для вывода
• Так что же такое…? / Так почему же…? / Так как же…? Мы убедились в том, что…
• Невольно напрашивается вывод: (понятие) очень важно для человека, поэтому надо (следует, необходимо)….
• Хочется верить в то, что…
• В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Связанные страницы:
Подготовьтесь к сдаче ЕГЭ интересно и эффективно!
Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить суждения.
Клише к итоговому сочинению:
Для вступления
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что…
- Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …
Для перехода к основной части
- В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
- Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
- Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к …
- Обратимся к произведениям художественной литературы
- За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
- Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
- Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Для тезисов
- Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
- Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
- Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)
Для аргументов
Обращение к произведению
- Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
- Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
- Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
- Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в…(название произведения).
- Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
- Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
- Вспомним героя повести… (автор, название).
- Обратимся к роману… (автор, название).
- Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Интерпретация произведения или его фрагмента:
- Автор повествует о…
- Автор описывает…
- Поэт показывает…
- Писатель размышляет о…
- Писатель обращает наше внимание…
- Писатель заостряет наше внимание на …
- Он акцентирует внимание читателя на…
- Этот поступок героя говорит о …
- Мы видим, что герой поступил так потому…
- Автор показывает, к каким последствиям привело…
- Этому герою/поступку автор противопоставляет…
- Писатель осуждает…
- Он ставит нам в пример…
- Автор подчеркивает…
- Автор утверждает…
Промежуточный вывод:
- Писатель считает, что…
- Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
- Мы можем прийти к выводу…
Для заключения
- Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
- Невольно напрашивается вывод…
- Таким образом, мы приходим к выводу: …
- Итак, можно сделать вывод, что…
- В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
- Хочется верить, что…
- Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
- Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
- Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
- Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
- (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
- К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…
Материалы для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе:
- 5 направлений итогового сочинения 2022 от ФИПИ
- Алгоритм написания итогового сочинения
- Как писать итоговое сочинение?
- План (структура) итогового сочинения
- Речевые клише для идеального сочинения ЕГЭ
- 5 критериев оценивания итогового сочинения от ФИПИ
- Итоговое сочинение: вопросы и ответы
- 25 вопросов, которые помогут в подготовке экзамена
1 сентября 2020, 11:00
Could not load xLike class!
Сочинение ЕГЭ по русскому языку на первый взгляд кажется невероятно трудным. Однако в действительности данный вид письменной работы подразумевает собой умение написать текст «по образцу». Именно поэтому мы собрали для вас наиболее выигрышные шаблоны и клише для сочинения на ЕГЭ, чтобы на экзамене Вы без труда справились с заданием. И Многомудрый Литрекон желает Вам удачи — без этого тоже никуда в лотерее под названием «Жизнь».
Содержание:
- 1 План сочинения ЕГЭ
- 2 Вступление
- 2.1 Клише
- 2.2 Пример
- 3 Комментарий
- 3.1 План комментария
- 3.2 Клише
- 3.3 Пример
- 4 Позиция автора
- 4.1 Клише
- 4.2 Пример
- 5 Собственное мнение
- 5.1 Клише
- 5.2 Пример
- 6 Вывод
- 6.1 Клише
- 6.2 Пример
План сочинения ЕГЭ
Для начала разберём композицию сочинения на ЕГЭ по русскому языку:
- 1 абзац — Вступление. 4 предложения;
- 2 абзац — Комментарий проблемы. 7-10 предложений;
- 3 абзац — Позиция автора. 2 предложения;
- 4 абзац — Собственное мнение. 2-4 предложения (обычно сюда еще добавляют аргумент из литературы);
- 5 абзац — Вывод. 1-2 предложения.
Здесь Вы увидите пример сочинения по демоверсии. Такой объём будет оптимальным, чтобы наиболее полно изложить мысль и не налить воды. Более подробно структура сочинения на ЕГЭ по русскому языку рассмотрена здесь. Теперь перейдём к самому главному и перечислим шаблоны и клише.
Вступление
В нем же и формулируем проблему. Как это сделать?
- Внимательно читаем текст.
- Формулируем несколько вопросов по содержанию текста (используем разные вопросительные местоимения: что/кто/какой/как и т.п.).
- Начинаем абзац с 2-3 вопросов по тексту, желательно, чтобы они не имели отношения к главной проблеме.
- Формулируем основную проблему.
Клише
- …? …? …? Эти и другие вопросы ставит/поднимает в своем тексте (имя автора), однако наиболее детально автор рассматривает проблему…
- Автор данного текста поднимает проблему…
- В приведённом отрывке центральной я бы назвал проблему…
- Текст (имя автора) заставил меня задуматься над такой проблемой, как..
- Проблема … сильнее всего привлекает внимание автора…
Пример
Что такое война? Какое влияние оказывает она на людей? Почему подростки нуждаются в помощи с выбором дальнейшего жизненного пути? Эти и многие другие вопросы задает в своём тексте Галина Галлер. Однако наиболее детально она рассматривает проблему стойкости человека в трудных ситуациях.
Комментарий
Комментарий — это мысли и пояснения по указанной проблеме.
Именно он связывает проблему, которую Вы выделили в качестве основной, и авторскую позицию. Комментарий передает, как именно автор рассуждает о данном вопросе, подводя читателей к определенным выводам и умозаключениям. Комментарий всегда опирается на текст отрывка (нужны цитаты-подтверждения).
План комментария
- Фраза-клише;
- Описываем первый пример в 3-4 предложениях (пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
- Фраза-клише;
- Описываем второй пример в 3-4 предложениях ( пересказ+анализ). Делаем МИКРОВЫВОД;
- Делаем общий вывод (устанавливаем логическую связь).
Клише
- Чтобы привлечь читательское внимание к
- данному вопросу, писатель рассказывает историю о…/ повествует/ приводит факты … (1 пример: 3-4 предложения).
- Комментируя эту проблему, также хочется отметить…(3-4 предложения)
- Оба примера свидетельствуют о том, что…
- Автор раскрывает проблему на примере…
- Писатель не случайно даёт понять…
- Данный пример/эпизод изображает…
- Эти примеры являются доказательством того, что…
Пример
«Привлекая внимание читателей к поставленной проблеме, писатель рассказывает историю одной женщины, которая несмотря на смертельную опасность во время войны, не утратила свою человечность. Она бескорыстно помогала тем, кто нуждается, поднимала дух солдат: «Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе». То есть, она оставалась храброй, несмотря на усталость, боль и лишения.
Комментируя данную проблему, стоит отметить оптимизм и уверенность женщины. Она была рада просто тому, что все ее близкие и она остались живы, ведь это самое главное: «Кости целы — мясо наживём! Живы будем — не помрём!». Оба примера демонстрируют непоколебимость человека в трудных жизненных ситуациях.»
Позиция автора
Авторская позиция — выводы, к которым приходит писатель в ходе своих рассуждений.
Если проблема текста является неким вопросом, то позиция автора отвечает на него. В ней мы видим авторское отношение к действиям героям, к их характерам. Присутствует анализ.
Клише
Клише и шаблоны для сочинения на ЕГЭ по русскому языку выглядят так:
- Позиция автора выражается ясно и раскрывается на примере следующих предложений:
- Позиция автора текста довольно ясна. Писатель абсолютно убеждён, что…
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно данной проблемы, но при этом заставляет читателей задуматься о…
- Позиция автора относительно поднятой проблемы становится ясной лишь после внимательного изучения текста, где можно заметить едва уловимые интонации и оценку писателя. Он старается показать, что…
Пример
Авторская позиция довольна ясна. Галлер считает, что нужно быть сильным и стойким, невзирая на преграды и оставаясь человечным даже в жестокое время войны.
Собственное мнение
Собственное мнение — это согласие или опровержение позиции автора. Внимание! Несогласие зачастую ведет к нарушению этики и потери баллов. Недостаточно заявить формально: «Я согласен/не согласен». Обоснованием служит подтверждение Вашей мысли. Почему вы так считаете? Можно приводить один литературный аргумент (но его все равно не засчитают как отдельный элемент эссе! Зато Ваша позиция точно будет доказана).
Клише
- Не могу не согласиться с писателем, поскольку…
- Я согласен с автором текста и тоже считаю:
- Я также считаю, что…И потому разделяю позицию автора…
- Подводя итог, нельзя не согласиться с автором в том, что…
- Я солидарен с автором в том, что… , так как…
Пример
Я тоже согласна с этой точкой зрения и также убеждена: в жизни нужно всегда уметь преодолевать трудности достойно и сохранять при этом человеческое достоинство и моральные ценности мирного времени. Так считают многие писатели. К примеру, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» продемонстрировал отзывчивость и силу духа Наташи Ростовой, которая предпочла пожертвовать имуществом семьи, лишь бы спасти раненых солдат и офицеров. Несмотря на опасность и грозящие семье испытания, героиня сделала выбор в пользу человечности на войне и спасла людей.
Вывод
Вывод — итог ваших рассуждений. Он не требует большего объема и представляет собой перефразированное собственное мнение.
Клише
- Подводя итог всему вышесказанному, стоит обязательно отметить, что…
- Все вышесказанное даёт возможность сделать следующие выводы:
- Хочется верить, что читатели задумаются над данной проблемой…изменят мнение по поводу…
- Таким образом, мы делаем вывод о том, что…
Пример
Таким образом, моральная стойкость и человечность в трудных ситуациях — важнейшие человеческие качества, поистине достойные уважения.
Автор: Дарья Яльцева
Система подготовки учащихся 11 класса к итоговому сочинению.
Ежегодно по всей стране проходят государственные экзамены, для допуска к которым необходимо написание итогового сочинения. Система оценивания итогового сочинение проста: «зачёт»/»незачёт»
Чтобы успешно написать сочинение, ученику необходимо получить «зачёт» по 3 из 5 критериев, обязательными из которых являются критерий №1 и №2.
Критерии:
№1. Соответствие теме
№2. Аргументация и привлечение литературного материала
№3. Качество речи
№4. Композиция и логика рассуждения
№5. Грамотность
Время написания экзамена — 3 часа 55 минут.
Во время проведения итогового сочинение на столе экзаменуемого должны находиться:
1. Бланки регистрации и записи
2. Гелиевая капиллярная ручка с чернилами черного цвета
3. Документ, удостоверяющий личность
4. Лекарства и питание (при необходимости)
5. Орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации
6. Специальные технические средства (для участников с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов)
В начале сентября ученикам сообщаются направления сочинений, в рамках которых будут даны темы.
Повторяю, что для того, чтобы получить «зачёт» по сочинению необходимо раскрыть предложенную тему, написав не менее 250 слов, и привести хотя бы один литературный аргумент.
Алгоритм работы при написании итогового сочинения:
1) Выбор темы. К данному шагу стоит отнестись очень серьезно, так как при выборе темы нужно быть уверенным, что ваши аргументы подойдут и раскроют смысл высказывания. Поэтому тему стоит выбрать более простую и понятную для вас.
2) Выявление проблемы (предмета обсуждения, того, ради чего автор создал свой текст), содержащейся в теме.
3) Формулировка тезисов, полностью раскрывающих тему.
4) Подбор литературных произведений, с помощью которых вы будете высказывать свою позицию.
5) Написание чернового варианта работы.
6) Внесение исправлений в композицию и в речевое оформление.
7) Перенос сочинения на бланк.
Каждому экзаменуемому будут выданы черновики с печатями, которые в конце экзамена необходимо сдать. Прежде, чем Вы займетесь написанием самого сочинения, Вам необходимо набросать план на одном из черновиков. Во время выбора тема, вы можете набросать художественные произведения, которые будете использовать в качестве аргументации. После выбора темы ваша основная задача — сформулировать основной тезис (мысль, которую вы будете объяснять в своем сочинении). Необходимо проследить, чтобы на протяжении всей работы вы не отходили от своей мысли и правильно раскрыли тему, ответив на поставленные вопросы.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ: КАК ПИСАТЬ?
Итак, мы столкнулись с непростой задачей — написанием итогового сочинения. Сразу же возникают вопросы:
Какой должна быть структура (план) сочинения?
Из каких частей оно должно состоять?
Попытаемся ответить на них.
ПЛАН (СТРУКТУРА) ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
Классическая структура сочинения предполагает наличие трех главных частей: вступления, основной части и заключения. Основная часть в свою очередь включает тезисы, подкрепленные аргументами. Таким образом, общий план сочинения имеет вид:
Вступление.
Основная часть.
Первый тезис+аргумент.
Второй тезис+аргумент.
Третий тезис+аргумент.
Заключение.
Примечание. По объему основная часть должна быть больше, чем вступление и заключение, вместе взятые. Тезис, подкрепленный аргументом, может быть всего один. Однако иногда бывает довольно сложно добиться необходимого объема в 350 слов только за счет одной пары «тезис+аргумент». Поэтому таких пар может быть несколько. Оптимальное количество – 2. Большее количество затрудняет восприятие логики текста.
Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов и аргументов значения не имеет):
ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ
1. Сочинение – это творческая работа, которая потребует от учащегося прежде всего знания художественных произведений, умения анализировать их форму и содержание, правильно излагать свои мысли в письменной форме.
2. Сочинение должно показать уровень речевой культуры учащегося, начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
3. Таким образом, учащемуся необходимо продемонстрировать умение логично и грамотно строить связный текст — рассуждение, обращаться к литературному материалу, анализируя художественные произведения.
4. На экзамене будут предложены пять тем сочинений. Перечень конкретных тем не объявляется заранее.
6. Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы.
7. Запомните: важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
8. Продумайте композицию сочинения.
9. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
10. Сочинение пишите чётко и разборчиво.
11. Запомните: при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
12. Помните: это сочинение – рассуждение на основе произведения отечественной или зарубежной литературы.
13. Запомните: при оценивании сочинения учитывается его объём: рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов, то такая работа считается невыполненной и учащийся получает « не зачтено».
14. На написание работы отводится 3 часа 55 минут.
ИТАК, для получения положительной оценки необходимо правильно понять тему сочинения, подобрать нужный литературный материал для её раскрытия, логично расположить материал и грамотно написать работу.
РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ СОЧИНЕНИЯ.
КОМПОЗИЦИЯ – это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.
Принято различать логическую и композиционную структуру сочинения, которые тесно связаны.
Традиционно выделяют три части сочинения:
- ВСТУПЛЕНИЕ, задача которого – ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ, в котором подводится итог, обобщается сказанное.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.
При написании вступления и заключения руководствуйтесь соображениями здравого смысла и постоянно задавайте себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я всё это пишу?» Делайте вступление не очень большим.
ПОМНИТЕ: подобные вопросы задаёт себе и экзаменатор, проверяющий сочинение.
ВАРИАНТЫ ВСТУПЛЕНИЯ |
|
ИСТОРИЧЕСКОЕ |
Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. |
АНАЛИТИЧЕСКОЕ |
Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.д.). |
БИОГРАФИЧЕСКОЕ |
Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. |
ЦИТАТНОЕ |
В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. |
ЛИЧНОСТНОЕ |
Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. |
КАК ПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Заключение должно подводить итог всей работе, логично завершать размышления над темой сочинения. Заключение должно быть органично связано с основным текстом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вывод – это не простое повторение аргументов, это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.
ЗАПОМНИТЕ! Общий объём вступления и заключения не должен превышать 1/4 всего сочинения. Вступительная и заключительная часть сочинения не должны быть слишком большими и могут состоять из 5 – 8 предложений. В любом случае необходимый объём каждой части сочинения должен определяться не механическим подсчётом слов и предложений, а логикой развёртывания мысли.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ.
Работая над сочинениями, постарайтесь найти для себя те варианты вступлений и заключений, которые хорошо удаются и не требуют больших затрат сил и времени.
ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ |
|
ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО |
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке возвращаются к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС |
Вопросительное предложение, в т.ч. риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. |
ПРИЗЫВ К ЧИТАТЕЛЮ |
Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. |
ЦИТАТА |
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысль. |
КАК ПИСАТЬ ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ.
Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы. Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац – это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован.предложения не следуют логически друг за другом.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Поскольку это сочинение-рассуждение запомните типичную структуру абзаца текста – рассуждения:
- тезис
- развитие мысли
- иллюстративная часть (доказательства, примеры)
- микровывод
Новый абзац – это новая мысль, связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой.
«Клише к итоговому сочинению»
Примеры вступления.
1. Всем известно; что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящен …
2. Люди часто размышляют о том, что …. (
3. (Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что …. Кто-то….
4. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка»)
Переход к основной части.
1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература
2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема…
3. Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
Обращение к произведению.
1. Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).
2. Вспомним героя повести… (автор, название).
3. Обратимся к роману… (автор, название).
Выводы и заключение.
Промежуточный вывод
1. Писатель считает, что…
2. Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
Заключение
1. Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
2. Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
3. (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о ….
Разнообразие используемых автором сочинения логических связок свидетельствует о хорошем владении письменной речью.
Таким образом, построение связного текста – это кропотливая работа, требующая внимания и развитого языкового чутья.
ПРИЁМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА
В РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ.
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от учащегося потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
Рассмотрим приёмы привлечения текста в процессе работы над сочинением.
1.ССЫЛКА, УКАЗАНИЕ на произведение, определённый эпизод, высказывание автора, персонажа. Этот приём обычно используется при анализе крупных эпических произведений и позволяет в самом общем виде передать их содержание.
2.СЖАТЫЙ ПЕРЕСКАЗ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.
3.ЦИТИРОВАНИЕ. Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая орфографию и пунктуацию автора, без изменений и искажений.
4.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСВЕННОЙ РЕЧИ.
Предложение с косвенной речью представляет собой СПП, в котором главная часть передаёт слова автора, а придаточная – чьё-либо высказывание. Косвенная речь передаёт чужую речь не дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда невозможно проверить точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо искажение общего смысла высказывания.
ПОМНИТЕ! Переводя прямую речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок.
КАК РАБОТАТЬ НАД РЕЧЕВЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ СОЧИНЕНИЯ.
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:
ТИПЫ ОШИБОК:
1.Фактическая ошибка – это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
2.Речевая ошибка – это нарушение лексических норм, т.е. норм употребления и сочетаемости слова.
3.Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
Искажения литературных текстов и фактические ошибки.
В процессе привлечения литературного материала в итоговое сочинения школьники, плохо знающие текст избранного для аргументации произведения, искажают содержание прочитанных книг, допуская следующие фактические ошибки:
1) искажение имен, фамилий, инициалов писателей;
2) искажение названия произведения;
3) искажение имен, фамилий литературных героев;
4) неточное указание дат;
5) ошибки в названии мест событий, географических названий;
6) искажение жизненной правды;
7) искажение содержания и последовательности событий в литературном произведении;
ошибки в указании литературного жанра;
9) ошибки в использовании литературоведческих терминов;
10) искажение авторской позиции;
11) неточности в цитировании, искажение знаков препинания в цитатах.
Для предупреждения фактических ошибок в подготовительный период следует научить школьников проверять всю фактическую информацию по справочникам и энциклопедиям, включая Интернет-ресурсы, а также выполнять задания на поиск, исправление и обоснование фактических ошибок в текстах для тренировочных упражнений.
7. Отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением.
Перед написанием заключения имеет смысл перечитать вступление, что поможет вспомнить, какие проблемы были поставлены в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Отсутствие логической связи между вступлением и заключением сочинения – одна из самых частотных содержательно-композиционных ошибок, а работы с соблюдением этого условия, как правило, выглядят композиционно завершенными.
Между смысловыми частями итогового сочинения должны быть логические связки, или «мостики», которые скрепляют текст сочинения, делают его обоснованным и логичным. В содержание каждого абзаца основной части следует включать тезис (мысль, требующую доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), необходимые промежуточные выводы. В заключении нужно дать краткий и точный ответ на вопрос темы в формате сжатого итога всего рассуждения или небольшую уместную цитату, созвучную главной мысли сочинения.
Типичной структурно-композиционной ошибкой является отсутствие аргументов и примеров к выдвинутым тезисам или их логическое несоответствие. При этом переход от одного тезиса к другому тоже требует определенных логических связок, помогающих сделать текст сочинения целостным и композиционно стройным.
Кроме того, выпускник должен следить за соразмерностью частей итогового сочинения, вступление и заключение к которому должны вместе занимать на более трети всего текста, а основная часть работы – две трети. При этом не следует делать вступление слишком расплывчатым и объемным, а заключение слишком кратким, что часто наблюдается в реальных работах выпускников.
Низкое качество речи и речевые ошибки;
В итоговом сочинении следует точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употреблять термины, избегать речевых штампов и не допускать, чтобы низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняли понимание смысла высказывания.
Наиболее распространенными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
1) употребление слова в несвойственном ему значении;
2) употребление иностилевых слов и выражений, речевые штампы, канцеляризмы;
3) неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксических конструкций;
4) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;
5) смешение лексики разных исторических эпох;
6) нарушение лексической сочетаемости;
7) употребление лишнего слова (плеоназм);
речевые повторы, т. е. повторение или двойное употребление близких по смыслу слов или синонимов без оправданной необходимости (тавтология);
9) необоснованный пропуск слова;
10) порядок слов, приводящий к неоднозначному пониманию предложения.
Тренировочные упражнения к определению темы и проблемы итогового сочинения.
Упражнение 1. Прочитайте тему сочинения. Определите ключевое слово. Чему должно быть посвящено основное содержание сочинения по этой теме?
«Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?».
Ответ: ключевое слово — «какие события».
Упражнение 2. Прочитайте тему сочинения. Найдите ключевое слово, которое определит основное содержание вашей работы.
«Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях Валентина Распутина, нам интересны?»
Ответ: ключевое слово – психологические. Комментарий. В сочинение надо писать о проблемах дружбы, любви, долга, взаимопонимания, которые поднимает В. Распутин.
Таким образом, анализ речевых и грамматических ошибок, организация работы по их предупреждению способствует формированию умений школьников осмысленно подходить к отбору языковых средств для построения высказывания, основой которых является не только значение лексических и грамматических значений слов, его сочетательных способностей, но и учет целесообразности их употребления в определенном контексте.
Загрузить PDF
Загрузить PDF
Даже если вы пишете уже сотое сочинение, вам стоит знать, как правильно структурировать информацию в вашей работе. Чтобы текст смог донести ваши мысли до читателя, он должен иметь четкую продуманную структуру. Самое главное в эссе – это тезис, который задает направление всей работе. Из этой статьи вы узнаете, как правильно оформить эссе или сочинение.
-
1
Определите тип эссе. Как правило, все эссе состоят из основных частей: вступление, которое знакомит читателя с темой; основная часть, в которой тема раскрывается; заключение, которое суммирует все сказанное. Однако есть типы эссе, которые требуют другой структуры.[1]
[2]
- К примеру, в некоторых эссе для университета сначала должен идти тезис, затем 3-4 абзаца основного текста, подкрепляющего тезис, и заключение, в котором делаются выводы.
- Если вы пишете сочинение по художественному произведению, тезис может появиться только в конце, а остальной текст может постепенно подводить к ключевой мысли.
- Если в эссе вам нужно сравнить две точки зрения, можно рассматривать одну точку зрения в одном абзаце, а потом сравнивать ее с другой в следующем. Можно также сравнивать и сопоставлять все в одном абзаце, и так по каждому пункту.
- Можно расположить информацию в хронологическом порядке, особенно если речь идет об эссе на историческую тему. Это будет полезно, если хронология подтверждает вашу мысль либо если вы рассказываете какую-то историю.
- Если в эссе вам нужно убедить читателя в чем-то, можно использовать одну из следующих схем:
- Эссе начинается с тезиса, а весь остальной текст приводит аргументы.
- Сначала излагаются аргументы, которые подводят читателя к тезису. В этом случае тезис преподносится как правильная и единственная возможная точка зрения.
- Сначала сравниваются плюсы и минусы выбранной темы, описываются разные взгляды на тему, а в конце делается вывод.
-
2
Внимательно прочитайте текст задания. Если вам дали тему для сочинения, внимательно прочитайте текст. Важно понимать, чего хочет от вас преподаватель, прежде чем приступить к работе.[3]
- Если вы выбираете тему сами, можно спросить преподавателя, подойдет ли та тема, которую вы взяли.
- Задавайте вопросы обо всем, чего вы не понимаете. Лучше убедиться, что вы все поняли верно, чем потратить ценное время на ненужную работу. Если вы будете вежливы, преподаватель с готовностью ответить на все ваши вопросы.
-
3
Поставьте перед собой задачу. То, какой будет структура эссе, зависит задачи, которая стоит перед вами. Как правило, суть задания описывается в тексте задания. Обратите внимание на следующие слова: «опишите», «проанализируйте», «сравните». Текст задания поможет вам понять, в чем заключается ваша задача и какова цель написания эссе.[4]
-
4
Подумайте о своем читателе. Если вы учитесь в школе или университете, вашей аудиторией будет ваш преподаватель. Однако важно также подумать о том, к кому вы обращаетесь, особенно если ваша аудитория не описана в задании.[5]
- Вы пишете эссе для школьной газеты? Учащиеся школы будут вашей аудиторией. Однако если вы пишете для местной газеты, вашими читателями будут все горожане; люди, которые соглашаются и не соглашаются с вами; люди, для которых актуальна затронутая тема; любая другая группа населения.
-
5
Начните работу как можно раньше. Не стоит откладывать написание эссе до последнего. Чем раньше вы возьметесь за работу, тем проще вам будет написать эссе. Дайте себе достаточно времени для проработки всех частей эссе.
Реклама
-
1
Напишите тезис. Тезис должен быть вашим личным наблюдением. Это может быть сильное утверждение, интерпретация определенной работы или события либо любое другое высказывание, которое не будет отражать общеизвестную истину или суммировать сказанное в другой работе.[6]
[7]
- Тезис будет опорной точкой вашей работы. Он даст вашим читателям понять, о чем пойдет речь в эссе.
- Тезис должен отражать одну из возможных точек зрения – другие люди могут не согласиться с ним. Это может напугать вас, но важно помнить, что хороший тезис должен быть таким, чтобы с ним можно было спорить. В противном случае вы просто будете говорить о том, с чем все согласны и на что не стоит тратить время.
- Включите в тезис главные мысли. Например, ваша работа посвящена поиску схожести в двух литературных произведениях. В тезисе опишите основные пункты общими фразами.
- Подумайте, можете ли вы ответить на вопрос «И что?». Хороший тезис должен пояснять, почему вы считаете тему важной. Если ваш друг в ответ на формулировку вашего тезиса скажет «И что?», сможете ли вы ответить ему?
- Нередко преподаватели ожидают увидеть не менее трех аргументов, но не стоит загонять себя в эти рамки, если вы этого не хотите.
- Перечитайте тезис. Если в процессе написания у вас появились новые мысли, которые не были отражены в тезисе, вернитесь к тезису и перепишите его.
-
2
Изучите необходимую информацию, если потребуется. Приступить к структурированию невозможно, если вы еще не знаете, о чем писать. Если вам не хватает информации, найдите нужные вам источники до начала работы.
- Если у вас есть возможность поговорить с библиотекарем, сделайте это. Библиотекарь поможет вам найти проверенные источники информации и направит вас в нужную сторону.
-
3
Запишите все идеи, которые у вас есть. Часто начинающие писатели совершают ошибку, пытаясь написать план эссе, опустив этап мозгового штурма. У вас, скорее всего, ничего не выйдет, поскольку вы просто еще не знаете, о чем будете писать. Попробуйте применить пару приемов мозгового штурма, чтобы определиться с темой.[8]
- Попробуйте писать все, что приходит вам в голову. Не нужно останавливать или исправлять себя. Просто пишите в течение какого-то времени (допустим, 15 минут) все, что приходит в голову, когда вы думаете об этой теме.
- Запишите ключевую мысль, обведите ее в круг и напишите вокруг другие мысли, связанные с этой темой. Поищите связи между ними и объедините их.[9]
- Попробуйте рассмотреть выбранную тему с 6 позиций: опишите, сравните, найдите ассоциацию, проанализируйте, примените, решите, «за» вы или «против».
-
4
Вернитесь к тезису. После изучения материалов и мозгового штурма у вас может сформироваться новый взгляд на тему. Вернитесь к тезису и отредактируйте его.
- Если изначально ваша тема была слишком широкой, сейчас можно сузить ее. Слишком широкую тему сложно раскрыть даже в диссертации, поэтому постарайтесь выбрать более узкую тему. Это позволит вам составить конкретный план.[10]
Реклама
- Если изначально ваша тема была слишком широкой, сейчас можно сузить ее. Слишком широкую тему сложно раскрыть даже в диссертации, поэтому постарайтесь выбрать более узкую тему. Это позволит вам составить конкретный план.[10]
-
1
Составьте список фактов, которые вы хотите включить в эссе. Ваш тезис поможет вам понять, в какую сторону следует двигаться. Если вы решите сравнивать две темы, вам нужно будет описать, в чем они близки и чем отличаются.
- Определите порядок, в котором вы расположите свои аргументы. Если вы хотите рассмотреть три вопроса, вам следует разместить их в порядке от самого сложного к самому простому. Это позволит вам заинтересовать читателя своей темой. И наоборот, можно наращивать напряжение, начав с самого простого.
-
2
Не позволяйте источникам информации определять структуру текста. Не стоит думать, что вы обязаны повторять структуру источника информации в своем эссе. Например, многие начинающие писатели пытаются описывать сюжет романа, располагая свои аргументы в том порядке, в каком идут нужные им эпизоды в книге. Лучше в каждом абзаце выделить главную мысль и развивать ее, даже если вам придется отступить от порядка, в котором информация излагается в источнике.[11]
- Например, если вы описываете безумие Гамлета, вы можете привести примеры из нескольких разных фрагментов текста. Даже если эти сцены разбросаны по всему произведению, если вы рассмотрите их все вместе, это будет полезнее для читателя, чем последовательный анализ всех сцен.
-
3
Напишите ключевые предложения к каждому абзацу. Эти предложения помогут вам структурировать текст. В каждом абзаце должна идти речь только о том, о чем говорится в ключевом предложении. Если добавлять туда новые мысли, эссе будет сложно читать.[12]
- Каждое из ключевых предложений должно подводить к вашему тезису. Не используйте слишком общие фразы, не связанные с вашей темой.
- Постарайтесь сделать так, чтобы ключевые предложения описывали то, о чем пойдет речь в абзаце. Многие начинающие писатели пренебрегают этим, из-за чего ключевые предложения оказываются бесполезными.
- Сравните два ключевых предложения: «Томас Джефферсон родился в 1743 году» и «Томас Джефферсон родился в 1743 году и стал одним из самых важных людей в Америке к концу 18 века».
- Первое предложение может не описывать весь абзац. Оно дает читателю факт, однако не поясняет, что этот факт означает. Второе предложение описывает контекст и помогает читателю понять, о чем пойдет речь дальше.
-
4
Используйте связующие слова и предложения. Чтобы эссе было легко читать, используйте слова и фразы, которые будут связывать части текста в одно целое. Начинайте абзацы со слов «в то же время» или «в отличие от…».[13]
- Вспомогательные слова делают текст более логичным. К примеру, фраза «Несмотря на многочисленные преимущества, у этого заведения много минусов, которые не позволяют ему стать лучшим кафе в городе», даст читателю понять, как этот абзац связан с предыдущим.
- Можно использовать слова-связки в рамках абзацев. Они могут объединять мысли, облегчая восприятие.
- Если вам сложно соединять фрагменты текста с помощью вспомогательных слов, это означает, что у вашего текста плохая структура. Попробуйте перечитать текст, чтобы понять, как лучше расположить абзацы.
- Поищите списки вспомогательных фраз или составьте свой собственный список.[14]
-
5
Напишите убедительное заключение. Снова повторите свой тезис другими словами и суммируйте все сказанное. Чтобы заключение получилось интересным, объясните, к каким мыслям приводят ваши выводы.[15]
- Можно вернуться к первоначальной мысли и добавить еще один уровень значений. Заключение может намекать на то, как важно было читателю ознакомиться с вашим эссе, чтобы понять то, что вынесено в тезис.
- В некоторых эссе в заключении уместно призвать к действию или обратиться к эмоциям читателя. Такие эссе используются для убеждения читателя в чем-либо.
- Откажитесь от фраз вроде «В заключение». Они звучат слишком шаблонно.
Реклама
-
1
Попробуйте снова оставить только главное. Очень часто по мере написания акценты в тексте смещаются, и это нормально. Так текст становится глубже и интереснее. Однако из-за этого ваше эссе может лишиться четкой структуры. Чтобы вернуть текст к первоначальному состоянию, попробуйте выделить ключевые мысли, чтобы понять, как текст выглядит сейчас и каким он должен быть.[16]
- Можно делать это на компьютере или на бумаге.
- Перечитайте эссе, выделите главные мысли каждого абзаца в паре слов. Можно выписать их на отдельный лист или добавить комментарий к документу в текстовом редакторе.
- Проанализируйте ключевые слова. Логичен ли порядок размещения мыслей? Не скачет ли ваш текст от одной мысли к другой?
- Если вам сложно выделить главную мысль абзаца, это значит, что абзацы слишком сложные и запутанные. Попробуйте разбить каждый из них на несколько.
-
2
Разделите текст по абзацам. Если вы не можете определить, в каком порядке лучше расположить абзацы, распечатайте эссе и разрежьте его на куски. Попробуйте соединять абзацы в разном порядке. Стало ли так лучше?
- Можно использовать этот прием и с ключевыми предложениями, если переходы между абзацами выглядят неубедительными. В идеале у каждого абзаца должен быть только один вариант предыдущего и последующего абзаца. Если вы можете сложить абзацы в любом порядке и текст все равно будет читаемым, вы наверняка что-то делаете не так.
-
3
Поменяйте что-нибудь. Не думайте, что вы обязаны придерживаться первоначального плана. Возможно, изменение порядка абзацев будет полезно для вашего эссе. Несколько раз поменяйте фрагменты текста местами, измените ключевые предложения и переходы, если потребуется.
- Например, вам может показаться, что если наименее важный аргумент стоит в начале, это делает ваше эссе легковесным. Попробуйте изменить порядок, чтобы исправить это.
-
4
Уберите лишнее. Выбрасывать то, на что вы потратили часы своей работы, может быть непросто, но это нужно сделать, если какой-то фрагмент не подходит вашему тексту. Не привязывайтесь к своей работе слишком сильно и выбрасывайте то, что мешает логическим переходам.
-
5
Перечитайте сочинение вслух, чтобы выявить неуклюжие и нелогичные места. Возможно, в каком-то месте текст внезапно меняет направление либо в какой-то части содержится неважная информация. Подчеркните карандашом или выделите маркером те места, которые звучат плохо, и переделайте их.
Реклама
Об этой статье
Эту страницу просматривали 4955 раз.
Была ли эта статья полезной?
Наборы готовых фраз, чтобы было проще писать! Вот представь: у тебя ужасный текст на экзамене, потерялся словарный запас, болит голова, рука, но ты хочешь получить высокий результат. Как это сделать? Вспоминаем все придуманные конструкции, создаем из них скелет, нанизываем на него подходящий смысл из КИМа — твои топовые баллы в кармане!
Зачем нужны?
Шаблоны помогают структурировать работу, плавно перейти от одного абзаца к другому. Постарайся пользоваться универсальными готовыми фразами, которые подойдут при любых обстоятельствах, это поможет избежать потери баллов.
Кроме того, они очень помогают эксперту при проверке: сразу видно все элементы структуры, невозможно что-то пропустить, останется только проверить логику и грамотность.
Помни, что письменная работа должна быть короткой и понятной. Здесь не требуются красивые речи и вода, чем меньше слов — тем меньше недочетов.
Сочинение ЕГЭ по русскому 2023: клише
Внимательно изучи критерии оценивания, чтобы точно знать, какие ошибки нельзя совершать в плане написания.
Структура
В кодификаторе нет критерия, который отвечает за определенное количество абзацев, то есть структура иногда может меняться. Например, комментарий может быть в одном-двух-трёх абзацах, собственное мнение может быть в одном-двух, а вывод иногда вообще можно опустить (но это уже немного опасно).
Главное правило — нельзя смешивать разные мысли в одном абзаце или делить одну на несколько.
Самая удобная и наглядная структура по абзацам выглядит так:
- Проблема
- Первый пример-иллюстрация + пояснение
- Второй пример-иллюстрация + пояснение
- Смысловая связь между примерами + её анализ
- Авторская позиция
- Собственное отношение
- Заключение
Проблема
Проблема может формулироваться двумя способами:
- В виде словосочетания.
-
В таком случае нужно написать небольшое вступление и потом поставить проблему (чего-то).
При этом недостаточно написать одно слово (например, проблема любви), это слишком широкое понятие — тема текста, а не проблема. Проблема должна быть более конкретной, поэтому используем словосочетание из 3-4 слов (например, проблема роли любви в жизни человека).
- Риторический вопрос.
-
Это самый удобный способ формулировки проблемы. Тогда вступление не обязательно, и первый абзац может состоять всего из двух предложений:
…..? Такую проблему ставит (ФИО) в тексте.
Это стандартный шаблон, которое можно использовать в любом случае.
Комментарий
В комментарии важно, чтобы было чётко видно, где пример, а где его анализ. Поэтому пользуемся заготовками:
Для подводки к первому аргументу подойдут стандартные фразы:
- Автор раскрывает проблему на примере
- В центре внимания автора…
- Если проблема поставлена в виде вопроса:
- Отвечая на этот вопрос, автор пишет о…
ОСТОРОЖНО!
Можно допустить ошибку, употребляя такие фразы:
- Автор повествует о… (не каждый текст является повествовательным)
- Автор начинает рассуждение с… (точно ли рассуждает, а не повествует? Убедись, что перед тобой верный тип речи, или воспользуйся универсальными)
Ко второму аргументу можно перейти так:
- Далее автор показывает…
Анализ тоже начинаем с заготовки, чтобы наглядно показать, где начинаются твои рассуждения:
- Этот пример показывает…
- Читатель понимает…
- По поступку героя можно понять, что…
NB: проследи, чтобы не было лишних местоимений, это может быть речевой ошибкой:
- Он доказывает нам…
- Ты понимаешь, что…
Смысловая связь и её анализ:
Покажи, как связаны два примера-иллюстрации из текста, и почему именно такой приём помогает в полной мере понять авторскую позицию. Не забывай про анализ, это обязательный критерий! Связь будет зависеть от конкретного текста (проследи, как развивается мысль, и выбери тип смысловой связки):
- противопоставление (Противопоставляя двух героев, ФИО подчеркивает…)
- дополнение (Примеры дополняют друг друга и показывают…)
- сравнение (Сравнивая поступки действующих лиц, приходит к выводу…)
- причина (Причиной такого поступка становится…)
- уступка (Несмотря на происходящее, герой становится сильнее. Это объясняет…)
Позиция автора
Это — главная мысль текста. Чаще всего нам потребуется обобщить всё основное и сформулировать позицию в одном-двух предложениях. Иногда писатель прямо высказывает своё мнение (в публицистическом тексте), в таком ситуации можно просто процитировать ее.
Начинаем так:
- Автор считает, что…
Собственное отношение
Важно согласиться/не согласиться, написать тезис (что именно ты считаешь) и привести доказательство твоего мнения.
Универсальные клише для сочинения ЕГЭ:
- Я согласен/не согласен с автором.
-
+ Думаю, что… Приведу пример из литературы…
+ Думаю, что… Например,… (из жизни/кино/истории/книги)
+ Думаю, что… Приведу пример из… (жизни/кино/истории/книги)
Заключение
Это часть, обобщающая всё сказанное. Старайся не повторять здесь уже сказанное и не добавляй новые идеи, о которых не говорилось ранее.
- Таким образом,…
- Итак,…
- Подводя итог, хочу сказать, что…
Когда тренируешься писать, попробуй разные форматы, разные заготовки, чтобы вывести именно свою формулу успеха. Потом выполняй отработанную схему из раза в раз, не бойся повторяться, это только поможет отточить навык написания до идеала.