Перейти реку вброд как пишется

В русском языке на имена существительные в различных падежных окончаниях похожи наречия. Оба слова состоят из одних и тех же букв, но зачастую имеют разное правописание, применение и лексическое значение. Например, существительное «брод» имеет в винительном падеже такую же форму, как и в именительном, но сопровождается предлогом «в», а есть наречие «вброд». Где и в каких случаях применяется «в брод», а где встречается «вброд» разберем ниже.

Читайте в статье

  • Как правильно пишется?
  • Значение слов «брод» и «вброд»
  • Морфемный разбор слова «вброд»
  • В каких случаях пишут «вброд»
    • Примеры предложений
  • В каких случаях пишут «в брод»
    • Примеры предложений
  • Ошибочное написание слов «в брод» и «вброд»
  • Заключение

Как правильно пишется?

Раздельное правописание предусмотрено в случае использования имени существительного и предлога.

В нашем случае существительное в единственном числе в винительном падеже «брод» и предлог «в». Если по контексту предложения между словами «в» и «брод» можно подставить дополнительное слово и смысл фразы не поменяется, то перед нами существительное и предлог, требующее раздельного написания и отвечающее на вопрос «куда?». Например, «мы залезли в этот/чистый/огромный/холодный брод».

Наречие пишется слитно и отвечает на вопрос «как?» − «вброд».

Значение слов «брод» и «вброд»

Согласно толковому словарю, брод – это мелкое место в водоеме, реке, ручье или озере, пригодное для сухопутного пересечения местности с одного берега на другой. Синонимы: дорога, просека, улица, тропа, топь, место переправы.

Вброд – наречие, обозначающее способ передвижения по земле (дну) в мелком месте без специальных устройств и приспособлений, то есть пешком, а не вплавь. Синоним: пешком.

Морфемный разбор слова «вброд»

Морфемный разбор наречия достаточно прост, оно полностью состоит из корня «вброд».

вброд

В каких случаях пишут «вброд»

Примеры предложений

  1. Вброд пересечь это место не составит труда, главное, успеть это сделать до начала сезона дождей, иначе нам несдобровать.
  2. Мы бежали со всех ног, не замечая преград на своем пути: дикие заросли кустарников и каменистый берег, вброд пересеченная река и знойное солнце, наши сердца колотились так сильно, что, если бы мы испытали хотя бы ещё одну каплю страха, то упали бы замертво.
  3. Мост разрушен, у нас не осталось выбора, придется пересечь реку вброд.
  4. Было тяжело пересечь озеро вброд, но запасы воды и еды помогли выдержать день пешей прогулки, а мысль о комфортном ночлеге в отеле придавала сил.

В каких случаях пишут «в брод»

Примеры предложений

  1. Я пошел в брод, дно которого было покрыто илом и грязью, поэтому надел высокие резиновые сапоги, чтобы не замочить и не испачкать ноги.
  2. Повезло, что я упал в брод, что оказалось сухим руслом реки, ведь благодаря этому, мы смогли скоротать путь, избежав лишних издержек на питание и отель.
  3. Я прыгнул в брод на спор и только спустя десять лет понял, что дуракам везет, ведь я мог стать инвалидом или лишиться жизни.

Ошибочное написание слов «в брод» и «вброд»

Ошибочное написание может возникнуть, если не учитывать часть речи и его лексическое значение. Например, пересек реку в брод. Если мы вставим указательное местоимение «этот», то получим лексически неверную конструкцию: «пересек реку в этот брод». Проверить себя можно, задав вопрос: пересек реку (как?) в брод. На вопрос «как?» отвечает наречие «вброд», что требует слитного написания.

Заключение

При любом возникшем сомнении необходимо к слову задать вопрос, если оно отвечает на вопрос «куда?», то перед нами существительное с предлогом с раздельным написанием «в брод».

Если конструкция отвечает на вопрос «как?», то это наречие, требующее слитного написания − «вброд».

Всегда обращайте внимание на контекст.

Если речь идет о способе передвижения, то это наречие, если о месте переправы, то это существительное с предлогом.

вброд

вброд

вброд

Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. — М.: Русский язык.
.
1998.

Синонимы:

Смотреть что такое «вброд» в других словарях:

  • ВБРОД — ВБРОД, нареч. (обычно при гл. перейти, переходить). Идя по дну реки (в мелком месте); ант. вплавь (срн. брод во 2 знач.). Переходить реку вброд. Здесь не глубоко, можно вброд перейти. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ВБРОД — ВБРОД, нареч. По броду, по дну в мелком месте, не вплавь. Перейти речку в. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • вброд — вброд, нареч. Он перешёл реку вброд …   Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • вброд —   вброд   Туристы перешли реку вброд   Но: в брод, пред, с сущ.   Они вступили в брод …   Правописание трудных наречий

  • Вброд — нареч. качеств. обстоят. 1. По дну в неглубоком месте (о переходе через реку, озеро и т.п.). 2. Употребляется как несогласованное определение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • вброд — нареч, кол во синонимов: 1 • бродом (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • вброд — вброд, нареч …   Русский орфографический словарь

  • вброд — нареч. В мелком месте, по дну (реки, озера и т.п.); не вплавь. Переправляться в. Перейти речку в …   Энциклопедический словарь

  • вброд — нареч. Бредя, двигаясь по дну реки, озера и т. п. в неглубоком месте. [Через ручей] нужно было переправляться вброд, к великому отчаянию доктора, потому что лошадь его каждый раз в воде останавливалась. Лермонтов, Княжна Мери. [Саня] скользит по… …   Малый академический словарь

  • вброд — нареч. В мелком месте, по дну (реки, озера и т.п.); не вплавь. Переправляться вброд. Перейти речку вброд …   Словарь многих выражений

Как правильно пишется?

Раздельное правописание предусмотрено в случае использования имени существительного и предлога.

В нашем случае существительное в единственном числе в винительном падеже «брод» и предлог «в». Если по контексту предложения между словами «в» и «брод» можно подставить дополнительное слово и смысл фразы не поменяется, то перед нами существительное и предлог, требующее раздельного написания и отвечающее на вопрос «куда?». Например, «мы залезли в этот/чистый/огромный/холодный брод».

Наречие пишется слитно и отвечает на вопрос «как?» − «вброд».

В каких случаях пишут «вброд»

Слитное написание наречия «вброд» уместно в тех предложениях, где подразумевается способ передвижения. В затруднительных ситуациях мысленно замените наречие на слово «пешком», если смысл фразы неизменен, то перед нами наречие, и точно нужно писать слитно.

Примеры предложений

  1. Вброд пересечь это место не составит труда, главное, успеть это сделать до начала сезона дождей, иначе нам несдобровать.
  2. Мы бежали со всех ног, не замечая преград на своем пути: дикие заросли кустарников и каменистый берег, вброд пересеченная река и знойное солнце, наши сердца колотились так сильно, что, если бы мы испытали хотя бы ещё одну каплю страха, то упали бы замертво.
  3. Мост разрушен, у нас не осталось выбора, придется пересечь реку вброд.
  4. Было тяжело пересечь озеро вброд, но запасы воды и еды помогли выдержать день пешей прогулки, а мысль о комфортном ночлеге в отеле придавала сил.

Переправа вброд

Переправа вброд

Бродом называется участок реки, позволяющий переход с одного берега на другой по дну реки. Наличие бродов определяется по топографическим картам, по сведениям местных жителей и по внешним признакам. Признаками брода являются:

– дороги, тропинки и колеи, сходящиеся у реки на обоих берегах ее и теряющие след в воде;

– места с отлогими берегами, где река расширяется и образует разливы;

– места с мелковолнистой поверхностью воды (рябь).

При переправе вброд надо учитывать: глубину и ширину брода, скорость течения реки, грунт дна, наличие ям, коряг и заграждений в воде и на берегах. Переходить незнакомую водную преграду вброд надо осторожно, обязательно иметь с собой шест, чтобы ощупывать им дно реки. Лучше всего переходить реку вброд на отмелях. Если преодолевает реку один десантник и у него есть веревка, то ее нужно использовать следующим образом. Привязать к концу веревки палку, забросить ее на противоположный берег в груду прибрежных камней или кустов и, держась за веревку, осторожно переходить реку. Если переправляется группа, то первым обычно идет наиболее опытный десантник. Остальные должны следовать за ним, держась друг за друга, осторожно передвигаясь к противоположному берегу под углом, вверх против течения реки. Упираться шестом необходимо со стороны напора воды. Не следует смотреть в воду, так как можно потерять равновесие. Смотреть надо на место выхода из воды. Через горные реки можно переходить по камням и кладкам, при этом надо быть очень внимательным, так как камни обычно скользкие и можно легко свалиться в воду и получить серьезные травмы. Когда приходится переправляться через очень быстрые горные реки, в месте перехода необходимо натянуть веревку (проволоку, трос), держась руками за которую можно безопасно преодолеть быстрое течение. Следует иметь в виду, что вброд можно преодолевать горные реки и ручьи глубиной до пояса. Если глубина их больше, то переходить такие реки вброд без специальных приспособлений опасно. Наиболее безопасно преодолевать горные реки вброд ранним утром, так как в это время они имеют наименьшую глубину. Если дно реки покрыто острыми камнями, колючим кустарником, о которые можно поранить ноги, реку переходить следует в обуви, надетой на босые ноги, чтобы сохранить сухими портянки (носки). Кусты и камыши, встречающиеся на пути, раздвигать руками, ноги из воды не вынимать, а передвигать их осторожно в воде. Это обеспечит бесшумность движения и маскировку следов.

В каких случаях пишут «в брод»

Раздельное написание слов возможно, если «в» является предлогом перед существительным «брод». Необходимо для проверки вставить между словами указательное местоимение или прилагательное, и, если лексически дополнение будет уместным, а также можно задать вопрос «куда?», то пишем только раздельно.

Примеры предложений

  1. Я пошел в брод, дно которого было покрыто илом и грязью, поэтому надел высокие резиновые сапоги, чтобы не замочить и не испачкать ноги.
  2. Повезло, что я упал в брод, что оказалось сухим руслом реки, ведь благодаря этому, мы смогли скоротать путь, избежав лишних издержек на питание и отель.
  3. Я прыгнул в брод на спор и только спустя десять лет понял, что дуракам везет, ведь я мог стать инвалидом или лишиться жизни.

Брод через реку Стикс

Угарный газ в салоне стоящего в воде автомобиля

Ребята рубились по болоту, а когда настала ночь и кончились силы, они легли спать. Было холодно, и мотор не глушили. А поскольку место вынужденной ночевки было полузатопленным, выхлопная труба работающего на холостых оборотах двигателя оказалась под водой… Их нашли только утром, когда закрывавший трассу эвакуатор обратил внимание на одиноко стоящий УАЗ…

«29 мая с Исаакиевской площади Санкт-Петербурга стартовал 8-й международный традиционный трофи-рейд «Золотая Бочка Ладога». Этот трофи-рейд – крупнейшее в мире приключение на бездорожье. Организатор соревнования – Санкт-Петербургский «Off-road Club» — подготовил для участников маршрут протяженностью в 1200 км. За девять дней экипажам из 15 стран предстоит преодолеть более 100 км спецучастков, обогнуть крупнейшее в Европе Ладожское озеро и вновь вернуться на Исаакиевскую площадь…» С этих строк начинается дневник известнейших соревнований. Но новости следующего дня были неожиданно краткими и страшными – «30 мая произошла трагедия – отравился угарным газом и погиб член экипажа 502 Кирилл Редискин. Второй член экипажа – Максим Олейник – находится в тяжелом состоянии». Потом вновь были сводки о соревнованиях, победах и неудачах. Беда отошла на второй план. Говорят, один раз – случайность, два – совпадение, три – закономерность. Так вот, когда из года в год люди гибнут при одних и тех же обстоятельствах, это закономерность. Очень страшная закономерность, завязанная на смертях, осиротевших семьях, слезах близких и невосполнимых утратах. Эта статья – дань памяти погибшим и предостережение живым…

Как это бывает? Сколько раз вы на своем УАЗе садились при преодолении вброд водной преграды или просто в глубокой, заполненной водой колее по дороге на дачу? Что происходило дальше? Вы глушили машину и шли за помощью? Нет. Сначала включение пониженной, несколько рывков вперед-назад, потом сигарета и мысли «что делать», потом, возможно, звонок по мобильному другу, мол, я там-то и там-то, приезжай. И все это время машина работает и невидимый СО поступает в салон. Потом головные боли, тошнота и недоумение, откуда это все взялось. Причем, заметьте, я нисколько не утрирую и опасность отравления так же реальна, как и любая из описанных ситуаций…

Токсическое воздействие зависит от двух величин: концентрации (количества СО во вдыхаемом воздухе) и экспозиции (того, насколько долго человек подвергался воздействию). То есть опасно может быть не только ночевать в болоте в заведенной машине, но и просто буксовать в луже. Как понять, когда появляется риск для здоровья? На глаз это не определить, да и машины все разные.

После долгой полемики редакцией было принято решение провести ряд тестов. За помощью в проведении обратились к Зинаиде Юрьевне Булычевой, ведущему сотруднику отдела исследования двигателей и токсичности автомобилей Научно-исследовательского центра по испытаниям авто-мото техники.

Выбрали три наиболее распространенных среди российских любителей бездорожья варианта автомобилей. Новый цельнометаллический УАЗ 31519, свежий тентованый УАЗ 31512 и старый, сгнивший цельнометаллический УАЗ 469. Загрузив в машины дорогостоящее оборудование, отправляемся на подмосковную речку. Совершенно обычная река, таких сотни, если не тысячи. Небольшое течение, глубина брода сантиметров сорок, ширина несколько метров. Тест решили проводить прямо на участке брода.

Загоняем гнилой УАЗ в воду, ставим его так, чтобы труба глушителя, а заодно и низ кузова были под водой, и подспудно о корягу отрываем выгнивший порог. Владелец, Александр, вздыхает, по его лицу легко читается мысль: «И чего я сюда поехал?», но отступать поздно. УАЗ стоит против течения, то есть отработанные газы водой заносит под автомобиль. На переднем пассажирском сиденье высится гора приборов, проба воздуха берется примерно на уровне груди сидящего человека. Саша захлопывает дверь, и мы включаем секундомер, тест № 1 начат… Светит солнышко, настроение у всех превосходное, вокруг шутки и смех. Первая минута – снимаем данные… Предел допустимой концентрации превышен в 15 раз! Вместо допустимых 20 мг/м3 прибор показывает 300! И это еще не все, 300 – это просто верхний порог чувствительности прибора, какова же концентрация на самом деле, остается только гадать. Веселье как рукой сняло. Я стою около замершей машины, смотрю на бездушные цифры, и мне становится жутко. Внутри внедорожника сейчас смерть. А сколько раз я в своем ржавом УАЗе сидел в таких бродах? И не сосчитать. Получается, что я жив только благодаря счастливому стечению обстоятельств? Вторая минута, третья, четвертая… Прибор показывает максимальное значение. На двенадцатой минуте принимаем решение – прекратить, все ясно. Проветриваем салон и разворачиваем машину по течению (теперь отработанные газы река уносит от машины). Картина совершенно иная, концентрация выходит за границы ПДК на четвертой минуте. Но к двенадцатой результат 172 мг/м3, и отравление неизбежно. Выгоняем машину из брода и замеряем концентрацию еще раз, теперь на «открытом воздухе». Все в пределах нормы, Александр вздыхает с облегчением, по крайней мере, на асфальте ему и его близким ничего не угрожает…

Вторым на замеры отправляется новый цельнометаллический УАЗ… Первый тест такой же, все окна закрыты, машина стоит против течения. Двадцатиминутный замер. Зинаида Юрьевна и я стоим у машины и снимаем показания приборов, инженер-исследователь Наталья Стулова скрупулезно заносит данные в таблицу. Новый кузов сопротивляется СО гораздо лучше, ПДК превышен на девятой минуте, но к окончанию теста все равно составляет 200мг/м3. Вывод: проблема не в ржавчине по кузову, а в конструкции автомобиля. Для второго теста машину не разворачиваем, но открываем все четыре новомодные сдвижные форточки. Монотонно тянутся минуты. Результаты теста оптимистичны, ПДК превышен, но для отравления концентрация недостаточна.

Я курю на берегу и думаю… Как же все просто, нужно только открыть окна, и беду можно миновать. Сколько прекрасных жизней можно было спасти этой информацией, появись она на несколько лет раньше… Следующей в брод заезжает тентованная машина… Первый стандартный тест: закрытая машина против течения. Проходит двадцать минут… Вот он, редкий случай, когда негерметичность тента становится его достоинством. ПДК превышен сразу, но максимальное значение самое низкое среди испытуемых – 124 мг/м3. Только это все равно много, и при длительной экспозиции отравления не избежать.

Последний тест. Отстегиваем заднюю часть тента и забрасываем ее на крышу… Я знаю, что многие летом ездят именно так – тент снимать лень, да и вдруг дождь, а так вроде как и посвежее. Результаты не заставляют себя ждать. На четвертой минуте ПДК превышен, на одиннадцатой опасность становится смертельной!

Тесты закончены. Мы едем домой. Я один в подпрыгивающем на ухабах УАЗе. Мне холодно, но я не могу заставить себя закрыть окно. Это, конечно, глупо, ведь пока труба глушителя над водой, мне ничто не угрожает. Но мне все равно страшно. За себя, сто раз залезавшего в броды на своем боевом УАЗе, за Тимофея из Черноголовки, штурмующего в реки на выгнившем 469-м, за незнакомых мне охотников, застрявших в карельских болотах, и за всех тех, кто может оказаться в ситуации, когда невидимая смерть наполняет машину, а счет идет на минуты. Но что я могу сделать?

И тут я понял… Я могу очень многое, могу написать эту статью и, возможно, спасти чьи-то жизни. Потому что, как и весь коллектив журнала, я от всего сердца желаю одного – спасти жизни спортсменов, охотников и грибников. В общем, всех тех, кто волею случая оказался в кабине застрявшего внедорожника посреди болота, реки или просто глубокой лужи. Помните, если вы двигаетесь по высокой воде, салон обязательно должен проветриваться, откройте окна, снимите рамки с дверей (на худой конец, просто откройте двери). Угарный газ тяжелее воздуха, и, если будет достаточная вентиляция, он легко выветрится из автомобиля. Ни в коем случае не оставайтесь в закрытой машине, а тем более не спите. Помните, засыпая в полузатопленной машине, вы можете проснуться на том берегу реки Стикс…

Редакция благодарит членов клуба «4х4 Тур» за предоставленные автомобили.

При дыхании воздухом с высоким содержанием угарного газа в крови гемоглобин и угарный газ образуют карбоксий гемоглобин. Гемоглобин уже не может выполнять транспортную функцию кислорода к тканям и, самое главное, к головному мозгу. Соответственно происходит гипоксия, обменные процессы нарушаются, особенно страдает головной мозг. Отсюда все расстройства и вся клиника, в связи с нарушением транспортной функции эритроцитов и недостаточным снабжением головного мозга кислородом. Все зависит от экспозиции, то есть от того, сколько времени человек пробыл в этой атмосфере. Человек становится неадекватен, либо он ходить не может, либо падает, не в состоянии отвечать на вопросы. При длительной экспозиции развивается коматозное состояние, человек теряет сознание. Это состояние очень опасно, потому что структура головного мозга резко страдает от недостатка кислорода и клетки начинают отмирать, происходит нарушение центральных функций, дыхание страдает в первую очередь.

ORD: Как вывести человека из этого состояния? Возможна ли первая помощь?

В первую очередь нужно вытащить человека на свежий воздух. Карбоксий не в крепком соединении с гемоглобином, и он быстро отсоединяется под влиянием простого атмосферного кислорода. Если человек недолго был в этой атмосфере, он может прийти в нормальное состояние, но если воздействие было длительным и развилось коматозное состояние, то он срочно подлежит лечению в специализированном учреждении. Потому что идет нарушение дыхания, гипоксия еще более усиливается, уже задействованы дыхательные центры. Обязательно нужно наладить внешнее дыхание, но на месте это сделать сложно, нужно постараться вытащить язык, помассировать грудную клетку, в общем, сделать так, чтобы человек дышал, если есть баллон с кислородом, можно дать подышать, после чего как можно скорее доставить его в специализированное учреждение, там будет сделана искусственная вентиляция либо, если пострадавший еще сам дышит, он помещается в барокамеру. Если времени прошло немного, человек может прийти в себя уже в баро камере. В случае длительной экспозиции с длительным нарушением дыхания и когда после отравления прошло долгое время, возможны различные неврологические нарушения, гипоксия головного мозга, то есть какие-то структуры мозга уже не функционируют. Люди не могут говорить, не осознают себя, выпадают тазовые функции, возможны параличи, человек может остаться умственно неполноценным. В любом случае требуется долгое лечение.

ORD: По каким симптомам можно определить отравление угарным газом?

При небольшой экспозиции возможны головные боли, ухудшение самочувствия, тошнота, рвота, энцефалопатия – шаткая походка, неадекватное поведение. Это при легком отравлении, если же человек в коме, то на месте вы ничего не сделаете, нужно срочно доставить его в больницу.

ORD: Насколько тяжесть отравления зависит от концентрации угарного газа и от экспозиции?

Все зависит от того, насколько легко человек поддается карбоксии. Здесь очень важно знать, как долго он находился в таком состоянии. Не лишним будет померить давление, поскольку у пожилых людей бывает гипертензионный синдром, когда резко повышается давление, на этой почве может произойти кровоизлияние. В любом случае самым правильным будет максимально быстро доставить пострадавшего в специализированное учреждение.

Испытания проводятся на полигоне, где нет окружающих автомобилей либо иных источников СО и СН. Замеры производятся в двух режимах, холостой ход и движение. При замерах на холостом ходу автомобиль ставится таким образом, чтобы выхлопная труба находилась с подветренной стороны, то есть выхлопные газы задувались под днище. Регламентируются и проверяются те вещества, которые поступают непосредственно от автомобиля. Во-первых, это оценка герметичности, во-вторых, оценка вредности объекта испытаний (автомобиля) для водителя и пассажиров. Исследования ведутся на содержание CH, СО и оксидов азота. Сертификации подвергаются как отечественные, так и импортные автомобили.

Для измерения содержания оксидов азота используется прибор «ОБТЕК» санкт-петербургского производства, это прибор с очень высокой чувствительностью, он применяется как для замеров при низких концентрациях в условиях открытой среды, так и вполне подходит для замеров рабочих зон. Для замеров СО используется аппарат «Калеон» московского производства, он создан специально для измерения концентрации в рабочих зонах, второй детектор рассчитан на определение концентрации паров углеводорода. Тест с замерами СО в салоне притопленной машины проводился впервые, и полученные результаты мы обязательно будем использовать в дальнейшей работе.

Приборы, используемые учеными для определения концентрации угарного газа, точны. Но баснословная цена, габариты и неустойчивость к повреждениям делают их повседневную эксплуатацию совершенно невозможной. Бытовых приборов для определения концентрации СО в салоне машины не существует. Зато есть американский прибор First Alert, изначально разработанный для жилых помещений. Посредством ряда манипуляций прибор приобрел шнур и разъем к автомобильному прикуривателю.

Согласно инструкции зуммер включается при опасной концентрации. По ходу теста параллельно с приборами исследователей мы подключали First Alert, и можно с уверенностью сказать, что он работает корректно. Некоторый разброс цифр, конечно, есть, но в одном можно быть уверенным точно – когда концентрация становится опасной для здоровья, прибор сигнализирует. Мощный звуковой сигнал не услышать невозможно.

Изначально прибор рекомендован к установке на уровне пола – это связано с тем, что угарный газ тяжелее воздуха, поэтому лучший вариант расположения – на уровне панели приборов. Чем ниже точка замера, тем раньше First Alert сработает в случае опасности.

Удобство прибора в том, что он не требует никакой дополнительной настройки, неприхотлив, а главное, практически не занимает места (размер не больше аудиоплеера). Еще одно достоинство аппарата – его можно держать включенным всю поездку, он рассчитан на постоянную эксплуатацию.

Прибор относительно недорогой. Хотя разве можно измерить деньгами цену человеческой жизни?

  • Переодевание мальчиков в девочек рассказы
  • Перейти или передти как пишется слово
  • Переодевание мальчика в девочку рассказы
  • Перейти или передти как пишется правильно
  • Переодевание в девушку рассказы