Перекрестная рифма в сказке о царе салтане

Какими рифмами Пушкин писал сказки

Александр Сергеевич Пушкин использовал в своих сказках различные виды рифм.

1. Смежная ААВВ

Данный вид рифмы использовалась Пушкиным при написании сказок чаще всех остальных.

Например, «Сказка о попе и о работнике его Балде» полностью написана такой рифмой:

Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.

«Сказка о царе Салтане» тоже полностью написана этой рифмой:

Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» тоже использован тот же прием:

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

«Сказка о золотом петушке» тоже написана смежной рифмой:

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку

Половина малоизвестной сказки «Жених» тоже написано такой рифмой:

С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.

2. Перекрестная рифма АВАВ

Большая часть сказочного отрывка «У лукоморья…» написана именно с применением этой рифмы:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;

В сказке «Жених» половина произведения написана перекрестной рифмой:

Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она во двор на третью ночь
Без памяти вбежала.

3. Опоясывающая (кольцевая) рифма АВВА

Встречается всего один раз в отрывке «У лукоморья…» в самом последнем четверостишии:

И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.


«Сказка о рыбаке и рыбке», а также незавершенная «Сказка о медведихе» написаны без использования какой-либо рифмы, то ест в прозе.

Какими рифмами Пушкин писал сказки

Александр Сергеевич Пушкин использовал в своих сказках различные виды рифм.

1. Смежная ААВВ

Данный вид рифмы использовалась Пушкиным при написании сказок чаще всех остальных.

Например, «Сказка о попе и о работнике его Балде» полностью написана такой рифмой:

Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.

«Сказка о царе Салтане» тоже полностью написана этой рифмой:

Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» тоже использован тот же прием:

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

«Сказка о золотом петушке» тоже написана смежной рифмой:

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку

Половина малоизвестной сказки «Жених» тоже написано такой рифмой:

С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.

2. Перекрестная рифма АВАВ

Большая часть сказочного отрывка «У лукоморья…» написана именно с применением этой рифмы:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;

В сказке «Жених» половина произведения написана перекрестной рифмой:

Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она во двор на третью ночь
Без памяти вбежала.

3. Опоясывающая (кольцевая) рифма АВВА

Встречается всего один раз в отрывке «У лукоморья…» в самом последнем четверостишии:

И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.

«Сказка о рыбаке и рыбке», а также незавершенная «Сказка о медведихе» написаны без использования какой-либо рифмы, то ест в прозе.

Источник

Конспект урока по литературе на тему » Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица)» ( 5 класс)

Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица)

Царь с царицею простился.
В путь-дорогу снарядился.

Кто из русских людей не продолжит этой сказки? С раннего детства вслушиваемся мы в чарующие строки, в зрелом возрасте с любовью и наслаждением читаем детям и внукам старинную историю о завистливой мачехе и красивой падчерице, о влюбленном королевиче и о счастливой свадьбе в конце.
Чтобы раскрыть обаяние сказки перед учениками, важно по-новому посмотреть на знакомый текст, самому вновь пережить ощущение открытия. Всмотримся в образы этой сказки, вслушаемся в речь героев, проживем их жизнь. Героини сказки Пушкина, в отличие от образов традиционной народной сказки, не умещаются в типичную схему «добрый — злой». Они именно героини, даже если о них сказано несколько строк, они самобытны и психологически достоверны. Вместе с учениками откроем эту сказку для себя.
I.Литературная сказка. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, рит

Беседа
Беседу по сказке мы начнем с вопроса:

— Какой можно назвать сказку А.С.Пушкина — народной или литературной?
Ученики ответят, что это литературная сказка, но при этом она очень близка к народной. Обратимся к 3-му вопросу учебника (с.108):
— Какая сказка — «Спящая царевна» В.А.Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина— ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?
Ученики отвечают, что сказка А.С.Пушкина ближе к народной, чем сказка В.А.Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы.
В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».
Сказка Пушкина нравится детям больше, потому что она более душевная, чем сказка Жуковского.
—Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем она отличается от нее?
Дети ответят, что все пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм (как правило, пятиклассники уже знакомы с этими понятиями). Чтобы в ходе анализа сказки мы могли свободно говорить о ритме и рифме, обратимся к повторению, углублению этих понятий на начальном этапе урока.
Чтение статей учебника
Найдем учебную статью «Рифма, способы рифмовки» (с.110), прочитаем ее, выпишем основные понятия в тетрадь.
Чтобы дать понятие об отличии стихотворной и прозаической речи, мы можем провести беседу с учениками и записать определение ритма по учебной статье «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с.111—112).
—Приведите примеры ритма в жизни.
—Какое прозаическое произведение мы записывали как стихотворение, потому что чувствовали в нем ритм?
Ученики вспомнят отрывки из сказки «Царевна-лягушка» и подтвердят: иногда в прозе тоже бывает ритм.
—Чем отличается ритм прозы от стихотворного ритма?
Достаточно того, что ученики услышат, что стихотворный ритм более четкий. Изучение размеров стиха предусмотрено программой в 6-м классе, но в качестве пропедевтики мы можем дать детям почувствовать, что есть стихи, которые соответствуют, например, тиканью часов или маршу солдат (двусложные размеры); есть такие стихи, которые можно петь под ритм вальса, на раз-два-три (трехсложные размеры).
Информация для учителя
«Ритм создает определенное настроение, окрашивает стихотворение или отрывок единым тоном. Обратите внимание, какой разный ритм в таких стихотворных отрывках. Как подчеркивает он характеры героинь?» (с.95). Следует ответить на этот вопрос учебника. Дети ощущают размер стиха как его ритм. Преждевременно говорить о том, что сказка А.С.Пушкина написана хореем. Возможно, стоит сказать здесь о разности интонаций при характеристике царевны и царицы, а во время непосредственного чтения текста еще раз подчеркнуть это.
Итак, в тетради останется несколько небольших записей:
Рифма — это созвучие окончаний стихотворных строк.
Ритм — повторение однозначных явлений через равные промежутки времени.
Прозаическая речь — речь, свободно движущаяся от предложения к предложению.
Стихотворная речь — речь, подчиненная ритму.

II.Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна (мачеха и падчерица)
Мы предлагаем как путь изучения сказки чтение текста по эпизодам, обсуждение содержания, сплавленное с наблюдениями над лексикой, интонацией, ритмом и работой над выразительным чтением. Одновременно можно составлять план сказки, озаглавливая выделенные эпизоды.
Ход работы может быть таким: один ученик читает эпизод сказки, класс дает этому эпизоду название, записывает в тетради, обсуждает с помощью вопросов, предлагаемых учителем. В завершение работы другой ученик читает этот же эпизод, но уже с учетом того, о чем говорилось при обсуждении. Наметим эпизоды и возможное содержание разговора.
Эпизод первый. «Царь с царицею простился. »
—Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы? (4-й вопрос, с.108.)

Грустное настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преувеличивает, что царица видит все время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом были лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество царицы.
Царица, молодая, тихая и кроткая, ждет своего «милого друга». Мы слышим в этих стихах незатейливую песню простой русской женщины, которая и женой-то не успела побыть, как любимый муж оставил ее одну, уехал в путь-дорогу.
С апреля до сочельника 5 проходит девять месяцев. Протекла весна веселыми ручьями, прошумело лето зеленой листвой, сжала хлеб с полей хозяйской рукой осень. Но для молодой царицы все «пусто в поле».
Милый уехал — снег еще лежал, милый вернулся — снег уже лежит. И словно не было других времен года, была только белая, нескончаемо тоскливая зима. Как точны пушкинские слова о том, что

«очи // разболелись глядючи //С белой зори до ночи». Ведь глаза действительно болят, когда долго смотришь на сверкающий под солнцем снег!
Совершенно нетипично употребление эпитета «белая» со словом «заря». Заря обычно бывает ясной, румяной, алой. Белым в народной поэзии называют день. Для молодой царицы, ожидающей возвращения мужа, даже зори выцвели, поблекли, побелели.
Представьте себе страдание отца и мужа, который скачет, извещенный о близких родах, обнять свою жену и увидеть ребенка, а застает в царицыном тереме смерть!
Обращаем внимание на повторы: «в путь-дорогу», «ждет-пождет», «царь-отец»; на слова и выражения с фольклорной стилистической окраской: «снарядился», «инда очи // Разболелись глядючи // С белой зори до ночи; // Не видать милого друга!», «белешенька земля», «тяжелешенько вздохнула», «издалеча. //Воротился. ».
Материал для учителя

Возможна следующая трактовка этого образа (однако ее не следует давать учащимся в силу их возрастных особенностей и нетрадиционной трактовки образа царицы-мачехи).
Попробуем себе представить описанную ситуацию в реальности. Красивая и умная женщина, царица оказалась второй женой. Она чувствовала, что и царь, и прислуга сравнивают ее с первой царицей. И всеобщий молчаливый приговор не в ее пользу: гордость и своенравие ее перевешивают и красоту, и ум, и царственность. Для русских людей важно, чтобы царь и царица были милостивыми. Эта женщина милостивой не была.
В сказке мы ни разу не видим царя с молодой женой. О нем Пушкин упоминает только тогда, когда тот тужит по пропавшей дочери. Ревность появляется там, где нет любви. И царице остается только ревновать.
В христианской Руси женщины не участвовали в общественно-политической жизни. Их заботой были семья и хозяйство. И вот перед нами женщина — умная, властная, облаченная в царские одежды, но никакой реальной властью не обладающая, женщина, которая много лет чувствует себя во дворце чужой и нелюбимой. Ей остается одно утешение — любоваться своей красотой.
Спустя много лет после смерти первой жены, услышав от зеркальца о красоте царевны, мачеха говорит:

Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела,
Да на снег лишь и глядела!

Зависть и досада чувствуются в этих словах. Присутствие кроткой царицы ощущается во дворце даже тогда, когда ее дочь становится невестой.
У мачехи остается одно — красота. Но верное зеркальце отнимает и эту иллюзию. Красота тает. Царица стареет. Она уже не молодица, а просто гневная баба. Это открытие ужасно. Теряя красоту, царица утрачивает единственную — призрачную — власть над мужем, в сущности, все, что у нее осталось в жизни.
Отчаянно сопротивляясь судьбе, она пытается руками служанки уничтожить царевну. Когда это не удается, она решает «иль не жить, иль царевну погубить».
Царица «положила»: в этом мире нет места для них двоих. Логично и психологически точно считать, что царица сама вышла на поединок с судьбой и временем, которые воплотились в ненавистном для нее облике молодой царевны. Она уже не доверяет сенной девушке — Чернавке. Мир не принял царицу, и персонификацией этого мира стала царевна.

Царица посылает колдунью, одетую как монахиня-черница, которая кидает падчерице отравленное яблоко.
Услышав о возвращении царевны, мачеха умирает от ревности и злобы, понимая, что в жизни ее все окончилось, так и не начавшись. Это трагедия сильной и умной женщины, которая не нашла своего места и своего дела в этом мире.
Эпизод второй. «Царь женился на другой»
— Похожа ли новая царица на первую жену царя?
Ученики ответят, что непохожа, и скажут, почему непохожа. Возможны такие ответы: первая царица любила своего мужа, а новая царица любит только себя; первая царица — скромная, душевная, а вторая — гордая, самовлюбленная.
Обратим внимание на слова, данные в сносках: молодица, ломлива, перст.
Учитель покажет ученикам, как песенная, народная интонация первого эпизода сменяется отрывистым, резким ритмом второго, в котором уже нет слов с характерными для народной речи уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Разговор царицы с зеркальцем можно прочитать по ролям, при этом сделаем акцент на резком танцевальном ритме последних строк эпизода: «И царица хохотать. »
Эпизод третий. «Но царевна молодая. »

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Пушкин-лицедей в нескольких словах описывает тайну превращения девочки в прекрасную девушку. Четыре простых глагола создают ощущение чуда, которое совершается единственный раз в жизни — у всех на глазах и все же непостижимо.
— Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строки о ней начинаются с союза но! Кому противопоставляет ее автор? (7-й вопрос, с.108—109.)
Детям нравится царевна. Стихотворные строки о ней начинаются с союза но, потому что Пушкин противопоставляет молодую царевну царице, ее мачехе.
— Как вы понимаете слова тихомолком расцветая?
Ученики отметят, что Пушкин сравнивает царевну с цветком.
—Как в описании царевны отражен идеал народной красоты? Какую женщину считали красивой на Руси?
Дети отметят слова «белолица, черноброва» и кроткий нрав царевны.
— Как вы понимаете выражение «нраву кроткого такого»?
Обратим внимание на плавный ритм при описании царевны.
Эпизод четвертый. «Она, // Черной зависти полна. »
В учебнике пишется, что «чернавка»— это практически синоним слов «сенная девушка». Возможна и иная трактовка этого слова. Мы полагаем, что Чернавка, Чернава — это имя женщины. У Пушкина это слово пишется с большой буквы.
Чернава — это старинное женское имя, как Любава или Забава. В сказке имя Чернава, Чернавка носит служанка, сенная девушка царицы. Возможна это единственное женское имя в сказке. При определенной сказочной традиционности и обусловленности образов мачехи и падчерицы образ сенной девушки для сказок нетипичен и — у Пушкина — глубоко человечен.
Владимир Иванович Даль пишет о том, что сенные девушки— это горничные, служанки, и приводит приговорку: «Уточки серыя, девушки сенныя». Цитирует Даль и такую фразу: «У княгини ста два девиц и сенных боярынь».
Однако Чернава была не простой серой уточкой среди царицыных сенных девушек и боярынь. Она была посвящена в тайны царицы. Именно ей поручила венценосная злодейка исполнение своего преступного замысла.
Эпизод уместно прочитать по ролям. Отметим простонародные грубоватые слова, которые употребляет автор для описания поступков царицы: «отпрыгнет», «ручку замахнет», «мерзкое стекло», «Я в ней дурь-то успокою. ».
—Какие слова царица хотела услышать от зеркальца?
Царица добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая красивая. Царица начинает относиться к молодой царевне с ненавистью, когда узнает, что та стала милее, румянее и белее. Она ведет себя не как царица, а как завистливая женщина и злая мачеха. Мы слышим как бы реплику Чернавки: «Черт ли сладит с бабой гневной?»
—Как вы понимаете выражение «черной зависти полна»?
—«Весть царевну в глушь лесную. » Определите, к какой части речи принадлежит слово весть. Почему автор употребляет именно это слово?
Глагол в повелительном наклонении, синоним — отвести.
—Рассмотрите иллюстрацию Е. Пашкова (с.93). Соответствует ли она, по-вашему, характеру сказки?
Эпизод пятый. «С царевной // Вот Чернавка в лес пошла. »
Царевна была единственной и любимой дочерью царя. Она уже готова была стать королевной, женой королевича Елисея, получить в приданое «семь торговых городов // Да сто сорок теремов», как оказалась в лесу вместе с Чернавкой.
В лесной глуши царевна догадалась о намерениях Чернавки, догадалась, кто мог ей приказать совершить убийство, и взмолилась:

«Жизнь моя!
В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».

Преодолевая смертный страх, царевна помнит, что она станет царицей и сможет наказывать, миловать и жаловать по своей воле. Она сулит Чернавке награду за избавление от верной смерти.
Чернавка не может спорить с царицей, она обязана выполнять ее приказы под страхом жестокого наказания. Но Божьи заповеди запрещают убивать, и в этот критический момент страх наказания отступает перед милосердием. Чернава обращается к своей душе. Там —любовь. Она противостоит и страху наказания, и сладости посула. Любовь мудра, она ведает, что жизнь, которую даровал человеку Всевышний, только Он и волен забрать назад.
Чернавка произносит во всей сказке только одну реплику: «Не кручинься, Бог с тобой!» Не отмахиваясь на прощание от докучливой мысли, не стремясь поскорее решить сложную проблему, а искренне, из глубины сердца, прощеньем и отпущеньем, светом и надеждой звучат слова: «Бог с тобой!» Значит, с тобой правда, истина, помощь и жизнь.
В.И.Даль пишет, что слова «Бог с тобой» — это не только прощальное пожелание, но и прощение вины. Жизнь царевны может стать причиной изгнания, наказания и даже гибели сенной девушки, и некому будет защитить ее. Эпизод расставания Чернавки с царевной истинно драматичен. На границе жизни и смерти Чернавка прощается и прощает царевне ее невольную перед ней вину. Пока жива в человеке душа, а в душе жива любовь, человек сделает выбор в пользу жизни.
Очень важно найти нужную интонацию при чтении этого эпизода, который станет кульминацией урока.
Домашнее задание
Прочитать сказку и дать названия эпизодам до слов: «За невестою своей. » (с.104).
Индивидуальное задание
Если класс сильный, учитель может распределить эпизоды между учениками и предложить им подготовить выразительное чтение и анализ каждого эпизода.

Источник

logo

  • Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    22 минут назад

    Математика срочно пожалуйста

  • biologiya
    Биология

    27 минут назад

    Помогите с биологией пожалуйста, я вообще ничего не понимаю

  • fizika
    Физика

    27 минут назад

    С какой скоростью должна пронестись машина мимо девушки в лёгком платье, чтоб подол его поднялся вверх?

  • ekonomika
    Экономика

    37 минут назад

    Помогите пожалуйста с тестом

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    42 минут назад

    4. В каком слове пишется суффикс – ЩИК?
    1) перево..ик
    2) изво..ик 3) подпи..ик 4) чекан..ик
    |1) домашние неурядицы
    5. Найдите ошибку в написании НЕ с существительным.
    2) нерешительность характера
    3) невнимательность, а рассеянность 4) устал с непривычки
    |6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна
    та же буква?
    A) луч..м, одеж..нка, ш..рох
    Б) стоял в раздумь.., работал в типографи.., горош..к
    В) карманч..к, на темен.., на лили..
    Г) о молни.., туч..й, бараш..к
    1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г.
    помогитеее, дам 30 баллов. я тупая

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Вспомним определения понятий, связанных с изучаемой темой.

Инверсия — нарушение обычного порядка слов в предложении.

В русском языке принято, что сначала стоит прилагательное или местоимение, а потом существительное, от которого это прилагательное или местоимение зависит (моя работа, красивый закат). Также сначала обычно стоит подлежащее, а затем сказуемое: я начал, птицы прилетели. В случае, когда одно существительное зависит от другого, сначала стоит главное слово, а потом зависимое: дыхание (чего?) природы, колючки (у кого?) у ежа. Это примеры прямого порядка слов.

Если этот привычный порядок слов целенаправленно нарушается, мы говорим об инверсии: работа моя, природы дыханье, прилетели птицы.

Лирика — это род литературы, в котором на первом месте выражение чувств, эмоций, переживаний человека.

Метафора — это средство художественной выразительности; скрытое сравнение: один предмет уподобляется (становится подобным, похожим) другому (сердце гор, костёр рябины красной). В метафоре слова употребляются в переносном значении. В отличие от сравнения, в метафоре не называется тот предмет, с которым производится сравнение.

Олицетворение — это средство художественной выразительности, которое предполагает наделение неживого предмета или явления чертами и свойствами живого (вьюга злилась, пробирается луна, задремали звёзды).

Пейзаж — это описание природы в художественном произведении.

Пейзажная лирика — это лирические произведения о природе.

Рифма — это созвучие окончаний строк. Рифмоваться могут соседние строки (парная рифма), строки через одну (перекрёстная рифма). Также рифма может быть кольцевой: в таком случае рифмуются между собой первая и четвёртая, вторая и третья строки.

Пример:

Парная рифма

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.

(А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане)

Перекрёстная рифма

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом

(А. С. Пушкин. Руслан и Людмила)

Кольцевая (опоясывающая) рифма

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

(А. С. Пушкин. Руслан и Людмила)

Тема — это то, о чём говорится в произведении. Те вопросы и проблемы, которые поднимает автор. Обычно тему можно назвать одним словом.

Эпитет — это средство художественной выразительности, яркое, образное определение. Обычно эпитет является прилагательным и выражает авторскую оценку предмета или явления (волнистые туманы, печальные поляны, разгулье удалое).

перекрестная рифма

Смотреть что такое «перекрестная рифма» в других словарях:

перекрестная рифма — см. рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: Поэзия // та же добыча радия.… … Словарь литературоведческих терминов

ри́фма — ы, ж. Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк. Перекрестная рифма. Глагольная рифма. □ Он сочинял сонеты, хоть порою По часу бился с рифмою одною. Лермонтов, Сашка. ◊ женская… … Малый академический словарь

ПЕРЕКРЁСТНЫЙ — ПЕРЕКРЁСТНЫЙ, перекрёстная, перекрёстное. 1. Пересекающийся, расположенный крест на крест. Перекрёстный раскос (тех.). Перекрестная рифма (через строку; лит.). 2. Совершающийся, происходящий сразу с нескольких сторон, скрещивающийся, встречный.… … Толковый словарь Ушакова

КАТРЕН — (франц. quatrain, от quatre — четыре), четверостишие, строфа из четырех строк. Система рифмовки в К.: abab (перекрестная рифма), aabb (парная), abba (опоясывающая). В персидской поэзии (рубаи) и в подражаниях ей употребляется форма aaba,… … Литературный энциклопедический словарь

стих — стихи. сложить (# песню). рифма стихотворное созвучие; повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк (мужская #. женская #. дактилическая #. парная #. перекрестная #. охватная #). рифмовка. рифмовать, ся. срифмовать. каламбурная рифма.… … Идеографический словарь русского языка

МУСТЕЗАД — МУСТЕЗАД, форма классического стиха в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии. В М. длинные строки (14 и более слогов) чередуются с короткими (6 слогов). Количество строк в строфе от 2 до 10 пар длинных и коротких. В М.,… … Литературный энциклопедический словарь

Источник

Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы

В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.

Смежная (или парная) рифма

Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:

Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.

Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».

И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.

Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма

Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:

Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.

Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.

Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:

Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.

Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.

Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.

Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.

Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.

Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Источник

Виды рифмовки в стихотворении

что такое перекрестная рифма в литературе что такое перекрестная рифма в литературе

Всего получено оценок: 535.

Всего получено оценок: 535.

Все мы знаем такие слова, как «рифма» и «рифмовка», но не всегда можем определить разницу между ними. А между тем это совершенно разные понятия. Рифма – это созвучие окончаний в словах, а рифмовка – порядок чередования рифм в стихе. В данной статье речь пойдет о рифмовке и видах рифмовки в стихотворении.

Виды рифм

Все рифмы можно разделить на несколько видов: по специфике ударения, по качеству и количеству совпадений слогов.

Если рассматривать рифмы по специфике ударения, то следует выделять:

Выделяют также такой вид рифмовки, как холостая рифма, когда первая и третья строки не рифмуются, но при этом вторая строка рифмуется с четвертой строкой.

Выделяют три вида рифмовки:

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, –
Мы хлеба горбушку – и ту пополам!
Коль ветер лавиной, и песня – лавиной,
Тебе – половина, и мне – половина!

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Пример:
Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

что такое перекрестная рифма в литературеРис. 1. Схема перекрестной, смежной и кольцевых рифмовок

Выделяют также такой вид, как свободная рифмовка. Такой вид не имеет схематического рисунка, а представляет собой отсутствие закономерности в чередовании рифм.

что такое перекрестная рифма в литературе

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам научиться различать такие понятия, как «рифма» и «рифмовка», разбираться в видах рифмовки. Здесь приведены существующие виды рифм, а также примеры и схемы их написания.

Источник

Перекрестная рифма

Рифма – важный элемент стихотворной речи. Под этим термином, который происходит от греческого слова «rhythmos», что означает «ритм, складность, размеренность», понимают созвучие окончаний близких отрезков речи (стихов) в поэтическом тексте. По расположению этих отрезков, иначе строк, стиховеды выделяют три типа – перекрёстную, кольцевую, смежную (парную) системы рифмовки. Перекрёстная система считается наиболее употребительной и часто встречается в различных произведениях. Рассмотрим, что она собой представляет, и проиллюстрируем её примерами из стихотворений.

Система рифмовки – это способ организации созвучных стихотворных строк или стихов. Перекрёстная рифмовка подразумевает, что рифмуются первая – третья и вторая – четвёртая строки. Таким образом, сочетаются чётные с чётными, а нечётные с нечётными стихами, как бы крест-накрест. Отсюда и название этого порядка рифмовки.

Обычно, когда говорят о перекрёстной рифме, имеют в виду систему из четырёх строк. Каждую строку четверостишия схематически обозначают латинскими символами a, b, c и т. д. Созвучные строки записываются одинаковыми литерами. Если представить с их помощью четверостишие, в котором наблюдается перекрёстная рифма, то получим такую схему: abab.

Перекрёстная рифма считается одной из самых популярных систем рифмовки стихов. Множество известных стихотворений построено на её основе. Вот некоторые из них:
что такое перекрестная рифма в литературе

что такое перекрестная рифма в литературе

что такое перекрестная рифма в литературе

Некоторые произведения целиком пишутся на основе перекрёстной рифмы. Но есть и такие, где эта система рифмовки сочетается с другими типами. Вот пример соседства перекрёстной рифмы с кольцевой:
что такое перекрестная рифма в литературе

Здесь первые два четверостишия имеют перекрёстную рифмовку (схема abab cdcd), а третье – кольцевую (схема effe).

Следующий отрывок – образец сочетания перекрёстно и попарно рифмующихся стихов:
что такое перекрестная рифма в литературе

Схема этого фрагмента выглядит так: aabb cdcd.

Перекрёстно рифмующиеся стихи могут входить в состав сложных строф. В этих случаях принято говорить о сплетённой рифме, которая может быть многообразной.
что такое перекрестная рифма в литературе

Если представить это семистишие в виде схемы, то получим следующее: abbacac. Здесь видим признаки и кольцевой, и перекрёстной рифмовки.

Современные поэты часто пользуются перекрёстной рифмовкой в своих произведениях. Вот несколько отрывков из произведений молодых авторов:
что такое перекрестная рифма в литературе

что такое перекрестная рифма в литературе

Таким образом, перекрёстный способ остаётся одним из самых востребованных типов рифмовки созвучных стихов в поэтических произведениях.

Источник

Смежная, кольцевая и перекрёстная рифмы

В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.

Смежная (или парная) рифма

Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:

Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.

Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».

И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.

Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма

Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:

Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.

Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.

Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:

Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.

Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.

Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.

Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.

Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.

Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).

Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно.

Источник

  • Переотбор как пишется слово
  • Перекрестная рифма в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях пушкин
  • Переосмысление евангельского текста в рассказе л андреева иуда искариот
  • Перекрестная рифма в сказке о золотом петушке
  • Переодеться как пишется правильно