Какими рифмами Пушкин писал сказки
Александр Сергеевич Пушкин использовал в своих сказках различные виды рифм.
1. Смежная ААВВ
Данный вид рифмы использовалась Пушкиным при написании сказок чаще всех остальных.
Например, «Сказка о попе и о работнике его Балде» полностью написана такой рифмой:
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
«Сказка о царе Салтане» тоже полностью написана этой рифмой:
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» тоже использован тот же прием:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
«Сказка о золотом петушке» тоже написана смежной рифмой:
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
Половина малоизвестной сказки «Жених» тоже написано такой рифмой:
С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.
2. Перекрестная рифма АВАВ
Большая часть сказочного отрывка «У лукоморья…» написана именно с применением этой рифмы:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
В сказке «Жених» половина произведения написана перекрестной рифмой:
Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она во двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
3. Опоясывающая (кольцевая) рифма АВВА
Встречается всего один раз в отрывке «У лукоморья…» в самом последнем четверостишии:
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
«Сказка о рыбаке и рыбке», а также незавершенная «Сказка о медведихе» написаны без использования какой-либо рифмы, то ест в прозе.
-
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
Алгебра22 минут назад
Математика срочно пожалуйста
-
Биология27 минут назад
Помогите с биологией пожалуйста, я вообще ничего не понимаю
-
Физика27 минут назад
С какой скоростью должна пронестись машина мимо девушки в лёгком платье, чтоб подол его поднялся вверх?
-
Экономика37 минут назад
Помогите пожалуйста с тестом
-
Русский язык42 минут назад
4. В каком слове пишется суффикс – ЩИК?
1) перево..ик
2) изво..ик 3) подпи..ик 4) чекан..ик
|1) домашние неурядицы
5. Найдите ошибку в написании НЕ с существительным.
2) нерешительность характера
3) невнимательность, а рассеянность 4) устал с непривычки
|6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна
та же буква?
A) луч..м, одеж..нка, ш..рох
Б) стоял в раздумь.., работал в типографи.., горош..к
В) карманч..к, на темен.., на лили..
Г) о молни.., туч..й, бараш..к
1) А, Г 2) Б, В 3) А, В 4) В, Г.
помогитеее, дам 30 баллов. я тупая
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Интегрированный урок: музыка и литература
5 класс
тема:
«Музыка и сказки А.С. Пушкина»
Подготовила:
Учитель музыки
БОРИСЕНКО
ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА
2020-2021 учебный год.
Цель урока: Показать, что музыка и литература взаимно обогащают и
дополняют друг друга
на примере сказок А.С. Пушкина и музыки великих русских композиторов М.И.
Глинки и Н.А. Римского-Корсакова. Задачи
урока:
1.Углубить и расширить на новом этапе знания учащихся о жизни поэта и
композиторов, какое влияние оказал А.С. Пушкин на творчество русских
композиторов, художников,
кинематографов. 2.Развитие
системного и диалектического мышления, гибкости ума, познавательной активности
и интересов учащихся. 3.Воспитание
гуманистического мировоззрения, отвечающего идеалам современности, любви к
шедеврам русского поэтического и музыкального искусства.
Материал
урока:
А.С. Пушкин: поэма «Руслан и
Людмила»; «Сказка о царе Салтане»; «Сказка о золотом петушке» — работа над текстом.
М.И. Глинка: Увертюра к опере «Руслан и
Людмила». Н.А.
Римский-Корсаков: опера «Сказка о царе Салтане», фрагменты оперы: «Три чуда»,
«Ария царевны Лебедь», «Полёт шмеля»; опера «Золотой петушок», темы царя
Дадона, золотого петушка, «Ария Шемаханской царицы» — слушание,
анализ.
Р.Н.П. «На море утушка купалася» —
разучивание.
Попевка «У лукоморья дуб зелёный» —
распевание. Энтин
«Дорога добра» — исполнение.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация «Сказки А.С. Пушкина и музыка»:
Фрагменты из художественного кинофильма «Руслан и Людмила»,
Фотография действующих лиц оперы;
Фрагменты из мультфильмов «Сказка о царе Салтане»: (белочка); и
«Золотой петушок»;
Фрагменты из художественного фильма «Сказка о царе Салтане»:
(превращение Лебедь в царевну);
репродукции: «Тридцать три богатыря», «Полёт шмеля»;
портреты А.С.
Пушкина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакого
Звучит фрагмент Увертюры из оперы «Руслан и Людмила»
М.И. Глинки.
—
Что это прозвучало?
—
Кто написал поэму
«Руслан и Людмила»?
—
На доске – иллюстрации к
сказкам Пушкина.
А теперь посмотрите
на доску
—
Что вы там видите?
( иллюстрации к сказкам Пушкина).
—
Назовите эти сказки.
—
Какие вы читали сами?
—
Какие вы услышали от
родителей?
—
Как вы думаете, какова же
тема нашего урока, где объединятся воедино и литература, и музыка и мы
посмотрим: только ли музыка нужна литературе или литература тоже нужна музыке?
« Музыка и
сказки А.С. Пушкина».
—
А почему именно Пушкин?
( т.к. его поэзия, и в частности сказки, необычайно музыкальны).
А.С. Пушкин высоко
ценил и глубоко интересовался русским народным творчеством. Ведь в песнях
народа, былинах, преданиях, сказках получили непосредственное отражение его
быт, страдания и радости, мужество и героизм, необычайно богатый духовный мир.
—
А как вы думаете, кто
привил Пушкину живой интерес к творчеству своего народа, который постепенно
перерос в горячую и преданную любовь?
Конечно
же, его няня Арина Радионовна.
И
Пушкин всю свою жизнь собирал, записывал и изучал песни и обряды, сказки,
былины, легенды. И сюжеты, подсказанные народом, нередко ложились в основу
собственных сочинений.
—
Вспомните, какими словами
Пушкин начинает поэму «Руслан и Людмила»?
(
На экране слайд: Крамской «Пушкин у лукоморья»)
У лукоморья дуб зелёный
Златая цепь на дубе том,
И днём, и ночью кот учёный
Всё бродит по цепи кругом,
Идёт направо — песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Истинно
русские слова, словно былинная песнь гусляра.
Именно
так подчеркнул Пушкин близость песни
(музыки) и сказки (литературы), их нерасторжимую связь.
Распевание: попевка «У лукоморья дуб
зелёный».
—
А кто главные действующие
лица в этой поэме – сказке?
(На экране слайд с участниками
оперы «Руслан и Людмила»).
Наш
урок начался с «Увертюры» Глинки к опере «Руслан и Людмила».
—
А что такое увертюра?
(вступление к опере, где показаны характеристики
главных героев и общий настрой всего произведения). (Слушание увертюры).
—
Так что мы услышали в
увертюре?
(тема Руслана – мужественная, стремительная, бодрая,
гордая;
тема Людмилы – песенно-танцевального характера,
легко, напевно, жизнерадостно;
эти две темы прерываются грозными аккордами в низком
регистре и звучанием барабана, говорящие о том, что главным героям предстоят
серьёзные испытания;
—
А как
закончится опера? Как мы об этом узнали?
Конечно же по радостному, жизнеутверждающему
характеру финала увертюры).
—
А как же это всё
происходило?
Учитель русского языка и литературы:
(Беседа по тексту с использованием видеофрагментов: похищение Людмилы;
Руслан и Черномор).
С появлением поэмы Пушкина «Руслан
и Людмила» в 1820 году связано одно событие.
В.А.Жуковский (Что вы знаете о нём?) подарил Пушкину свой портрет с
надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя, в тот
высоко-торжественный день, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».
Дома вы познакомились с героями
этого произведения.
—
Каково ваше мнение?
—
Какую речь использует
автор? (стихотворную).
—
Что такое стихотворная
речь?
—
Что такое ритм?
—
Что такое рифма?
—
Вспомните виды рифм.
а а а
б а б
а б б
б б а
Перекрёстная, парная, опоясывающая (запись в тетрадь).
Сейчас вы получите задание по тексту поэмы (разрезанные по строкам
четверостишья;
4 человека 3 минуты на подготовку,
1 человек от группы отвечает):
1.
Собрать
строки в нужном порядке.
2.
Выразительно
прочитать отрывок.
3.
Определить
вид рифмы.
Пример ответа (учитель).
Отрывок из первой части поэмы:
Все смолкли, слушают Баяна:
И славит сладостный певец
Людмилу – прелесть и
Руслана
И Лелем свитый им венец.
Рифма перекрёстная: «Баяна –
Руслана
Певец – венец».
—
Всем понятно задание? (работа по группам).
Видеофрагмент «Похищение Людмилы».
—
Чей отрывок соответствует
фрагменту?
Ответ ученика:
Гром грянул, свет блеснул в
тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё
дрожит,
И
замерла душа в Руслане (опоясывающая)
Ответ №2, 3, 4. №2
Все четверо выходят вместе,
Руслан уныньем как убит,
Мысль о потерянной невесте
Его терзает и мертвит. (перекрёстная)
№3
И всё мне дико, мрачно
стало,
Родная пуща, тень дубов
Весёлы игры пастухов
Ничто тоски не утешало (опоясывающая).
№4
Узнай, Руслан: твой
оскорбитель
Волшебник страшный
Черномор,
Красавиц давний похититель,
Полнощных обладатель гор (перекрёстный).
Видеофрагмент «Руслан и Людмила».
—
Чей отрывок соответствует?
№5
В досаде, в горести немой,
Напрпсно длинной бородой
Усталый Карла потрясает:
Руслан её не выпускает…(парная)
№6
Мужайся, князь! В обратный
путь
Ступай со спящею Людмилой,
Наполни сердце новой силой,
Любви и чести верен
будь(опояс.)
№7
Тогда Руслан одной рукой
Взял меч сражённой головы
И, бороду схватив другою,
Отсёк её как горсть травы(перекр.)
№8
…Пуская тяжкий, слабый
стон,
С усильем приподнялся он,
Взглянул, поник главою
бранной-
И пал недвижный,
бездыханный (пар.)
Стихотворная речь в поэме Пушкина рождает в нашем
воображении живые, яркие картины. И современников Пушкина, и нас восхищает
богатство и разнообразие содержания, блеск и поэтичность языка.
Учитель музыки:
Поистине Пушкина можно назвать великим русским
поэтом – сказочником.
—
А кого из русских
музыкантов называют композитором – сказочником?
(Н.А.
Римского-Корсакова)
—
Почему?
(у него 15 опер, большинство из которых написаны на
сказочный сюжет).
Назовите оперы-сказки, которые вы знаете!
(Садко, Сказка о царе Салтане, Сказка о золотом
петушке, Снегурочка).
— А
какие из них написаны по сказкам Пушкина?
—
А сказка вся полностью
используется в опере?
—
А что лежит в основе любой
оперы?
(либретто).
—
Что такое либретто?
(краткое, переработанное содержание литературного
произведения).
По
сказкам Пушкина либретто были написаны под руководством самого
Римского-Корсакова. Первую из них, «Сказку о царе Салтане» он написал к
100-летию А. Пушкина.
— Когда это
было?
(1899).
А
сам Пушкин написал свою сказку в 1831г. в Царском селе. Помните, мы говорили в
начале урока, что сюжеты, «подсказанные» народом нередко ложились в основу
собственных сочинений поэта? Так было и со «Сказкой о царе Салтане», которую
составили подлинные мотивы русского народного повествования о царице, которую
по злому навету завистливых сестёр, царь сам, лично приказал посадить в бочку и
бросить в море.
—
А у Пушкина в его сказке
так же было на самом деле?
(нет,
царь не приказывал посадить в бочку и «бросить в бездну вод и царицу и
приплод», а всё это подстроили завистливые сёстры — ткачиха, повариха вместе со
сватьей бабой Бобарихой).
Учитель литературы:
А.С.
Пушкин в этом произведении отработал народную сказку, написанную им в двух
вариантах.
—
Как мы назовём в отличие
от народной сказку Пушкина?
—
Прочитайте полное название
пушкинской сказки.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
— Что обычно отражено в заглавии? (главная мысль)
— Как вы думаете, почему эту сказку так назвал Пушкин?
С
названием всегда связаны тема и идея произведения.
—
Вспомните, что такое тема
произведения?
—
Что такое идея?
—
Какую же тему помогает
понять образ царя Салтана?
(тема оклеветанной жены и благополучное разрешение
этой судьбы).
—
Какие мысли рождает у нас
образ «сына его славного и могучего богатыря князя Гвидона Салтановича»?
(идеальное, счастливое государство)
Задание для всего
класса:
1.
Найти в тексте описание
морского государства Гвидона.
2.
Подготовить выразительное
чтение по ролям.
3.
Объяснить, почему
государство Гвидона является идеальным, счастливым.
(Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты…
«И той стражи нет надёжней,
Ни храбрее, ни прилежней»;
«Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит».
Ответы
учащихся. Выразительное чтение по ролям (последний визит корабельщиков со слов
«ветер весело шумит…». Роли: автор, царь Салтан, корабельщики).
— Какая тема
связана с царевной — Лебедь? (волшебство).
Царевна
– одна из главных героинь и оперы Римского-Корсакова.
Учитель музыки:
Опера
оказалась поистине пушкинской. Римскому-Корсакову удалось сохранить
своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор,
народный колорит. Подчас бывает трудно отличить в опере тему, созданную
композитором от подлинно-народных песен. И самих народных песен в опере
немало. Одна из них – свадебная песня «На море утушка купалася».
—
Послушайте, как звучит эта
песня?
(немного грустно, напевно,
медленно).
Разучивание.
—
А характер песни ближе
всего к облику какой героини сказки?
Но
в опере песня приобретает совершенно новые черты.
—
Послушайте, как она
изменилась?
Звучит ария
Царевны-лебедь.
( радостно, празднично)
—
Почему?
(передаёт счастливое состояние героини, которую
Гвидон спас от злого коршуна)
В свою очередь Лебедь
тоже помогает царевичу.
—
Каким образом она это
делала?
Сначала она
превратила его в шмеля.
—
А для чего?
Да, очень хотелось Гвидону
взглянуть на своего отца и при этом остаться незамеченным. Его появление в
царстве салтановом вызвало переполох. Досталось и сёстрам, и бабе
Ббарихе. Видеофрагмент: Яковлев
«Полёт шмеля» и музыка Р-К.
—
Послушайте, как звучит
музыка?
(быстро, стремительно, весело).
—
Почему?
(радость увидеть отца).
—
А как композитор
изобразил гудение шмеля?
(тембр виолончели, вращательные
движения)
—
В чём Лебедь ещё
помогла Гвидону?
Конечно, чтобы на острове Гвидона появились три чуда, о которых молвил
народ.
—
Так какое первое чудо?
Видеофрагмент «Белочка»
—
Какую белочку вы увидели?
—
Какую песню она поёт? ( р.н.п. «Во саду ли в огороде»)
А вот как представил её Римский-Корсаков. Послушайте и скажите
—
Как звучала музыка?
(лёгкая, изящная, прозрачная, хрупкая)
—
А почему она звучит
именно так?
(т.к. рисует волшебную белочку, грызущую золотые орехи).
А вот второе чудо:
«33 богатыря»
(иллюстрация)
—
Если вы были бы
композиторами, какую бы написали музыку для них?
(маршеобразную, воинственную, твёрдую)
—
Совпали ли наши мысли с
мыслями композитора Римского-Корсакова?
(да, + ещё показал в музыке и пушкинские строки:
Море вздуется бурливо
Закипит, поднимет вой
Хлынет на берег пустой).
И, наконец, самое главное чудо
—
Какое?
Конечно же, невиданной красоты Царевна-Лебедь.
Видеофрагмент
из художественного фильма — сказки.
А теперь
прозвучит музыка Римского-Корсакова.
— Поделитесь
о ней вашими впечатлениями!
(то прихотливо — узорчато, то просто и напевно)
—
Какая знакомая вам уже
русская народная песня лежит в её основе?
(«На море утушка купалася»).
—
Каков же финал сказки-оперы
о царе Салтане? (замечательно,
что все нашли своё счастье: и Гвидон с Царевной — Лебедь, и царица с Салтаном).
—
А каким предстаёт перед
нами в этих строках царь Салтан?
( добрым и
доверчивым, любящим свою жену и детей; великодушным, т.к. отпустил трёх злодеек
домой и даже не наказал их).
А вот царь из
другой пушкинской сказки и оперы Римского-Корсакова – Дадон, совершенная ему
противоположность.
—
О какой сказке-опере идёт
речь?
(«Сказка о золотом петушке»)
Посмотрите на рисунок Зотов «Царь Дадон» и эскиз костюма к
опере
Римского-Корсакова
—
Что вы можете о нём
сказать?
( напыщенный,
а внутренне пустой, примитивный, ленивый, глупый, трусливый, но претендующий на
большой ум и величие).
—
А какую музыку вы написали
бы для него?
(грубую, шутливую, резкую, отрывистую).
Послушаем, как это сделал композитор.
—
Совпали ли наши ощущения?
(да, короткий маршевый мотив, напоминающий тупую,
бессмысленную долбёжку, как будто он лишён простого человеческого чувства, т.к.
интонации просты, грубы, отрывисты).
«Сказкой о золотом петушке» композитор критиковал
русское самодержавие. Опера была написана в 1905 году.
—
Вспомните, что произошло в
это время в России?
(«Кровавое
воскресенье», где погибло огромное количество простых русских людей, слепо
верящих царю в том, что он поможет им и жизнь станет легче. Но народ не
допустили к царю, а просто расстреляли. В стране началась первая русская
революция: стачки, забастовки, аресты и гонения).
Имя Римского-Корсакова тоже было на учёте в полиции
и в первую очередь из-за оперы «Сказка о золотом петушке».
—
Как вы думаете, что не
понравилось властям в его опере?
( конечно смелость и дерзость; ведь в образе царя
Дадона все увидели пародию на царствующего в то время Николая 11).
Даже
подзаголовок оперы «Небылица в лицах» не могла прикрыть остроту содержания
сказочным сюжетом.
—
А каков же сюжет этой
сказки?
Учитель литературы:
Эта последняя пушкинская сказка была написана в 1834
году и представляет собой единственный случай у Пушкина. Когда в основу сюжета
русской народной сказки положен чисто литературный источник: шутливая новелла
американского писателя В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочёте»
-Давайте сравним эту сказку с народной.
—
Какие элементы народной
сказки присутствуют в «Сказке о золотом петушке»?
(Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон»
«Сказка ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок»
—
трёхкратное
повторение (3 подхода)
—
лексика:
глядь, инда, бывало, петушок мой золотой, беды незваной и т.д.)
Теперь поработаем с цитатным планом.
—
Вспомните, какой план
называется цитатным?
(с использованием цитат – точных выдержек из
какого-нибудь текста).
—
Как оформляется цитата?
—
Составьте цитатный план к
следующим эпизодам:
1 ряд – начало сказки
2 ряд – военные походы
3 ряд – встреча Дадона с Шамаханской царицей
(самостоятельная работа учащихся, ответы по рядам)
Финал мультфильма « Сказка о
золотом петушке».
Учитель музыки:
—
Так за что петушок убивает
Дадона?
(за ложь, за преступление, за неумение думать о
своей земле и народе).
Совсем не типичный
финал для сказки. А как обычно заканчиваются сказки?
(счастливо и хорошо,
но «сказка – ложь, да в ней намёк
добрым молодцам урок»).
Итог урока: Так какой урок мы получили сегодня?
—
Как связаны между собой
музыка и литература?
—
Что они призваны дарить
людям?
Конечно — же любовь, дружбу, доброту. Исполнение песни «Дорога
добра». (выставление оценок,
домашнее задание).
Список литературы:
1.А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»
2. «Сказка о царе Салтане»
3. «Золотой петушок»
4.А. Соловцов «Римский-Корсаков Издательство:
«Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ)» (1960)
5.И. Кунин: Римский-Корсаков
Издательство: Молодая гвардия
Серия: Жизнь замечательных людей
Год: 1964
Pishi-stihi.ru »
Справочник для учащихся и начинающих авторов » Рифма
Перекрестная рифма
Рифма – важный элемент стихотворной речи. Под этим термином, который происходит от греческого слова «rhythmos», что означает «ритм, складность, размеренность», понимают созвучие окончаний близких отрезков речи (стихов) в поэтическом тексте. По расположению этих отрезков, иначе строк, стиховеды выделяют три типа – перекрёстную, кольцевую, смежную (парную) системы рифмовки. Перекрёстная система считается наиболее употребительной и часто встречается в различных произведениях. Рассмотрим, что она собой представляет, и проиллюстрируем её примерами из стихотворений.
Система рифмовки – это способ организации созвучных стихотворных строк или стихов. Перекрёстная рифмовка подразумевает, что рифмуются первая – третья и вторая – четвёртая строки. Таким образом, сочетаются чётные с чётными, а нечётные с нечётными стихами, как бы крест-накрест. Отсюда и название этого порядка рифмовки.
Обычно, когда говорят о перекрёстной рифме, имеют в виду систему из четырёх строк. Каждую строку четверостишия схематически обозначают латинскими символами a, b, c и т. д. Созвучные строки записываются одинаковыми литерами. Если представить с их помощью четверостишие, в котором наблюдается перекрёстная рифма, то получим такую схему: abab.
Перекрёстная рифма считается одной из самых популярных систем рифмовки стихов. Множество известных стихотворений построено на её основе. Вот некоторые из них:
Некоторые произведения целиком пишутся на основе перекрёстной рифмы. Но есть и такие, где эта система рифмовки сочетается с другими типами. Вот пример соседства перекрёстной рифмы с кольцевой:
Здесь первые два четверостишия имеют перекрёстную рифмовку (схема abab cdcd), а третье – кольцевую (схема effe).
Следующий отрывок – образец сочетания перекрёстно и попарно рифмующихся стихов:
Схема этого фрагмента выглядит так: aabb cdcd.
Перекрёстно рифмующиеся стихи могут входить в состав сложных строф. В этих случаях принято говорить о сплетённой рифме, которая может быть многообразной.
Если представить это семистишие в виде схемы, то получим следующее: abbacac. Здесь видим признаки и кольцевой, и перекрёстной рифмовки.
Современные поэты часто пользуются перекрёстной рифмовкой в своих произведениях. Вот несколько отрывков из произведений молодых авторов:
Таким образом, перекрёстный способ остаётся одним из самых востребованных типов рифмовки созвучных стихов в поэтических произведениях.