Какими рифмами Пушкин писал сказки
Александр Сергеевич Пушкин использовал в своих сказках различные виды рифм.
1. Смежная ААВВ
Данный вид рифмы использовалась Пушкиным при написании сказок чаще всех остальных.
Например, «Сказка о попе и о работнике его Балде» полностью написана такой рифмой:
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
«Сказка о царе Салтане» тоже полностью написана этой рифмой:
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» тоже использован тот же прием:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
«Сказка о золотом петушке» тоже написана смежной рифмой:
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
Половина малоизвестной сказки «Жених» тоже написано такой рифмой:
С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.
2. Перекрестная рифма АВАВ
Большая часть сказочного отрывка «У лукоморья…» написана именно с применением этой рифмы:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
В сказке «Жених» половина произведения написана перекрестной рифмой:
Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она во двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
3. Опоясывающая (кольцевая) рифма АВВА
Встречается всего один раз в отрывке «У лукоморья…» в самом последнем четверостишии:
И там я был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
«Сказка о рыбаке и рыбке», а также незавершенная «Сказка о медведихе» написаны без использования какой-либо рифмы, то ест в прозе.
-
Нужно привести примеры перекрестной, парной и опоясывающей рифмовки из сказки о Мертвой Царевне и семи богатырях. Пожалуйста.
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
cadencemckinney175
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Физика36 секунд назад
Помогите решить задачу по тех меху
-
Физика51 секунд назад
Помогите решить задачу
-
Математика5 минут назад
Помогите решить задание
-
Химия10 минут назад
Обменного взаимодействия нитрата бария с серной кислотой, если в результате образуются сульфат бария и азотная кислота
-
Математика10 минут назад
89 соток тысяч 2 еденицы тысяч 4 десятка
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Другие предметы40 минут назад
че с чатом админы помагите или вы его выключили?
-
Математика1 час назад
пж помогите.Найти объём фигуры из прикреплённого файла
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20739
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Литературная сказка А.С.Пушкина
Ритм и рифма в сказке
Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»
Урок литературы в v классе -
2 слайд
Задачи урока
Продолжить знакомство с литературной сказкой Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Формировать навыки анализа художественного произведения
Развивать умение работать в группе, давать развернутый ответ на поставленный вопрос -
3 слайд
Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
Перед нами литературная сказка.
Сказка А.С.Пушкина или В. А. Жуковского более приближена к народной?
Работа в группах (проверка домашнего задания)
1группа (выпишите из сказки постоянные эпитеты)
2 группа (выпишите из сказки магические числа с примерами)
3 группа (выпишите из текста повторы)
4 группа (найдите в сказке приемы «олицетворение») -
4 слайд
Сказка А.С.Пушкина имеет характерную особенность, которая отличает её от народной
Прочитаем на стр.114 – 115 учебную статью «Рифма, способы рифмовки»
Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строк
Рифмовка: парная, перекрёстная, опоясывающая
Ритм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке)
Приведите примеры ритма в жизни.
Ритм подчёркивает характер героинь сказки Пушкина. Приведите пример… -
5 слайд
Прозаическая речь Стихотворная речь
? ?
Поработайте с текстом статьи на стр.115-116. Определите отличительные особенности прозаической и стихотворной речи.
-
6 слайд
Противостояние добрых и злых сил в сказке
Цель работы
Анализируем эпизоды сказки.
Записываем название каждого эпизода в тетрадь, составляя план сказки (выделяем микротемы в произведении) -
7 слайд
Эпизод первый. «Царь с царицею простился…»
Прочитаем ещё раз первые две строчки.
Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы?
Гипербола – художественное преувеличение
Какой представляется вам первая царица по тем немногим строчкам, где рассказывается о ней?
Как относится к ней автор?
Как надо читать этот эпизод, открывающий сказку? Прочитаем ещё раз… -
8 слайд
Царь с царицею простился.
В путь-дорогу снарядился… -
9 слайд
Эпизод второй. «Царь женился на другой»
Год прошел как сон пустой
Царь женился на другой..Похожа ли новая царица на первую жену царя ? Найдем описание новой царицы в тексте и прочитаем.
С кем была царица всегда добродушна и приветлива? Почему? -
10 слайд
Прочитаем по ролям разговор царицы с зеркалом
-
11 слайд
Эпизод третий. «Но царевна молодая…»
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.Понравилась ли вам царевна?
Кому противопоставляет ее автор?
Антитеза — -
12 слайд
Эпизод четвертый. «Она, // Черной зависти полна…»
Иллюстрация Е. Пашкова -
13 слайд
Эпизод пятый. «С царевной // Вот Чернавка в лес пошла…»
Борьба светлого и темного, олицетворение добра и зла в сказке
Дерево добра Дерево зла -
14 слайд
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть эпизодов обращения Елисея ветру, месяцу и солнцу.
1ряд – Обращение к солнцу (стр.108 — 109)
2 ряд – Обращение к месяцу (стр.109)
3 ряд – Обращение к ветру (стр.109-110) -
15 слайд
Подведем итог урока
Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем?
Чем она отличается от нее?
Что вы сегодня дома расскажете о сегодняшнем уроке?
В зависимости от того, как расположены в стихотворении пары рифмующихся строк, выделяют три основных способа рифмования.
Смежная (или парная) рифма
Самый распространённый способ рифмования. Здесь рифмуются между собой соседние строки:
Узоры чудные листвы,
Ковры шелковые травы
И сень деревьев надо мной
Мне кровом стали, я тобой
Любуюсь, право, без конца —
Творенье дивное Отца.
(М.А. Татарков)
Воспоминаний дивных лес
До краю полон, но исчез
Тот дух и сила та сейчас,
И всё живое ждёт свой час,
Когда возможным станет вновь
Свою нам подарить любовь.
(М.А. Татарков)
Как много мыслей вдохновенных
И чувств души своей нетленных
Теряет попусту поэт,
Когда он слышит слово «нет».
И как бывает озарён,
Когда в кого-то он влюблён,
И слышит «да» из уст других,
Столь милых сердцу и родных.
(М.А. Татарков)
Такие стихотворения отличаются большой динамичностью и наибыстрейшей скоростью прочтения, достаточно вспомнить пушкинские сказки («Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
(А.С. Пушкин)
Кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма
Очень редкий способ рифмования. Здесь рифмуются первая строка с четвёртой, а вторая с третьей:
Любовь есть преданность душе
Того, кто мил, и сердце знает,
Из многих тысяч распознает,
Всегда, везде её в толпе.
(М.А. Татарков)
Интересно отметить, что для русской народной поэзии кольцевая рифмовка не характерна. Она начинает использоваться русскими поэтами только с XVIII века. Этот способ рифмовки довольно сложный, однако он придаёт особую выразительность произведению.
Перекрёстная рифма
Здесь первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой:
Воды волнение тревожно —
Волна гладь озера рябит;
Познай, что в жизни всё возможно
И мысль действительность творит.
(М.А. Татарков)
Не зря даются нам судьбой
Событья, люди и явленья;
Они являются игрой,
Разумным действом сотворенья.
(М.А. Татарков)
Как понять наперёд, что важнее,
Перед тем как свершить в жизни шаг?
Не хочу, чтобы стало больнее,
Или сделать хоть что-то не так.
Почему, что имеем, не ценим,
Потерявши же, плачем о том?
Все дела, что по жизни нацелим,
Нам нельзя оставлять на потом.
(М.А. Татарков)
Данная рифма занимает промежуточное положение по своей сложности. За счёт перемежающихся строк создаётся ритмический рисунок, своеобразная «волна», взлёт и падение. Такие стихи довольно-таки просто учить, зная первую часть, легко восстановить в памяти вторую по окончаниям строк.
Все рассмотренные выше рифмы используются в онегинской строфе (в первом четверостишии используется перекрёстная рифма, во втором — смежная, в третьем — кольцевая).
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
(А.С. Пушкин)