Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.
— Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, педагоги! Я рекомендую эту сказку и Ваши «домашние» или «не домашние» занятия, беседы или игры с детьми по ней разделить на две части. И не читать эти части сказки друг за другом в один день, а сделать перерыв на несколько дней. Почему?
Эта сказка и видеоуроки для детей очень интересные и содержат много занимательных фактов, которые малышу нужно осмыслить, прожить, удивиться, восхититься, а также сравнить, нарисовать героев, задать вопрос, спросить о непонятном и поиграть в эту сказку с картинками или игрушками, поделиться своими впечатлениями с друзьями и близкими людьми, а может быть и еще раз ее прослушать — повторить. Я надеюсь, что Вы всегда побуждаете ребенка делиться впечатлениями после просмотра ролика или чтения рассказа, слушания музыки — спрашиваете малыша, что интересного он узнал и что в будущем хочет узнать, что у него получилось, что ему понравилось и что не понравилось и почему, были ли в его жизни подобные ситуации, как бы он поступил на месте героя, на кого из героев он хочет быть похожим и так далее. Ведь просто накопление фактов не ведет к развитию ребенка! Иначе малыш с интересом прослушает всю сказку и вскоре просто о ней забудет.
А наша задача совсем другая — пробудить интерес к познанию, развить способности ребенка! И для этого ребенку нужен не просто монитор компьютера, а нужна главная фигура – посредник – взрослый, которые поможет увидеть в фильме взаимосвязи, осмыслить их, по-новому посмотреть на известные факты, удивиться им, построить перспективы на будущее – что еще я хочу узнать и чему еще я хочу научиться. Без общения с Вами ребенок этого не сможет сделать, а значит, будет упущена очередная возможность в его продвижении вперед и развитии.
— Читая первую часть сказки о перелетных птицах, хорошо будет, если Вы покажете страны, в которые улетают птицы на карте или на глобусе. Чтобы малышу было легче оценить расстояние, которые преодолевают перелетные птицы, покажите ему расстояние до тех городов и мест, где он уже бывал и куда ездил на поезде или летал на самолете. Птицы чаще всего летят намного дальше этих мест, и ведь у них нет ни поезда, ни самолета, а есть только крылья. И летят они в любую погоду!
Сегодня я хочу познакомить Вас с моим другом. А вот и он. Слышите?
«Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать веселые песенки: «Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирикыч, чик – чирик».
Вы наверняка видели меня на улице, когда гуляли с мамой и папой. Я маленькая птичка, серенькая, веселая, подвижная и очень шустрая. Все время прыгаю с места на места. Да, я еще ведь прыгать люблю. А вот ходить не люблю и не умею. У меня ножки коротенькие, мне прыгать удобнее чем ходить.
Про меня даже загадку сочинили».
Догались, кто я? Я маленький Воробьишко. Про мальчишку специально в загадке сказано, что бы Вы не догадались, что я птица. Как будто я мальчишка. Когда я вырасту меня будут звать «воробей». А пока я маленький, мама – воробьиха и папа-воробей называют меня ласково — «воробьишко». И ты попробуй догадаться, как они говорят.
Жил да был я летом, не тужил. А тут вдруг осень пришла, холодно стало. Дедушка – воробей рассказал мне, что осенью птицы улетают в Африку. Там тепло, много еды и там они зимуют. Как же мне захотелось тоже эту Африку найти и хоть одним глазком на нее взглянуть! Вот и решил я в Африку полететь и попрыгал ее искать. Думаю: дело-то простое в Африку попасть. Сейчас найду перелетных птиц и вместе с ними полечу.
Прыг-скок, прыг-скок, чик-чирик, чики-чирики. И тут вижу – скворцы в стаю собрались, что-то обсуждают, улетать на юг собираются. Совет держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно друг с другом разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не так», «вот так»! Как здорово! Вот сейчас спрошу у них об Африке и с ними в Африку полечу!
«Возьмите меня с собой в Африку!», — говорю. А самый старый скворец мне отвечает:
— А в Африку мы не летим! Мы в Туркменистан собираемся. Там тоже тепло зимой. Сначала наши детки полетят. Они летят медленно, поэтому первыми вылетают. А затем уже мы – старики. Мы быстро летим и их догоним. Ты спроси у других птиц, может быть кто-то из них в Африку летит?
— А зачем Вы на зиму улетаете?
— Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим! Вот как весна придет, обратно вернемся.
— А как же мы — воробьи зимой жить будем?
-Так у вас корм есть – лети в деревню или в город, там крошками и прокормишься.
«Ну ладно», — думаю.- «Попрыгаю-полечу-почирикаю дальше. Может быть еще кого-то из попутчиков найду».
Тут подлетела ко мне птица-чечевица и спрашивает: «Куда собрался, Воробьишко? Что это ты сегодня суетишься, всё прыгаешь да летаешь и со всеми чирикаешь?». Чечевица – это название этой птицы. Даже складно получается как в стихах: птица – чечевица! Мне очень нравится. А вам?
«Да вот в Африку хочу полететь, попутчиков ищу, а то здесь слишком холодно. Возьмешь меня с собой?»
«А мы птицы-чечевицы в Африку не летаем и дороги туда не знаем. Мы на зимовку в Индию летим. Там перезимуем в тепле и обратно вернемся».
Что делать? Пришлось мне дальше лететь. И тут – такая удача – стая диких уток! На озере сидят, галдят. Вот они точно в Африку летят!
— Чик-чирики, приветики! Можно с Вами в Африку полететь?
— Да мы в Африку на зиму не летаем, — ответили утки. – Мы летим поближе в Европу кто куда – кто в Англию, кто во Францию, кто в Голландию. Там, конечно, не Африка, но теплее чем здесь. Здесь нам оставаться нельзя. Скоро все речки да озера замерзнут – как нам здесь жить? А вот как весна придет, лед растает, так мы и вернемся.
«Да… Придется других попутчиков искать», — подумал я и дальше попрыгал. Зернышек поклевал и полетел попутчиков искать.
Кто это на ветке сидит? Кукушка! Мой дедушка – воробей как раз про них и рассказывал, что они в Африку улетают на зиму и хорошо там зимой живут!
— Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка!
— Вот это новости! Воробышек! Ты чего сюда прилетел? Я ведь уже в Африку улетать собралась.
— Тетушка Кукушка! Возьмите меня с собой в Африку! Я умею летать!
— Как же я тебя с собой возьму? Мы – кукушки никогда вместе в Африку не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой. Сначала сами улетим, а они здесь останутся — их еще кормят их родители, к которым мы подкинули кукушат. А уж пройдет время, и после нас наши подросшие кукушата в Африку летят. И тоже по одному.
— А откуда кукушата узнают дорогу?
— А это наша тайна. Ее никто не знает. А ты других птиц найди, которые стайкой в Африку летят. Они тебя возьмут с собой.
А вот и стайка птичек — пеночки да мухоловки. Ты уже догадался, почему так называют мухоловок: мухо – ловки. Потому что они…? Правильно, мух ловят! И не только мух, но и других насекомых. Уж они точно в Африку летят.
— Куда путь держите?
— В Африку.
— Ура! Я тоже хочу в Африку! А где она – эта Африка?
— Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до нее.
— Возьмите меня с собой. А что такое море? Я смогу его перелететь?
— А ты ночью летать умеешь?
— Нет, ночью я сплю.
— А мы только ночью летим. Иначе нас ястребы, да соколы поймают. А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а ты птичка зимующая. Тебе здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем.
— Эх, и почему я ночью не могу лететь, — расстроился я. Я бы опасностей не испугался бы. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться и здесь свою Африку искать. Пойду зимующих птиц расспрошу – где же наша Африка? И где они зимой греются и кормятся?
А пока Воробышек Чик-Чирик идет в лес искать зимующих птиц, давай заглянем в веселую лесную школу и вместе со сказочными героями узнаем другие лесные новости и посмотрим, какие еще птицы перелетные, как и куда они путешествуют.
2.2. Занимательный учебный фильм для детей о перелетных птицах
Вместе со сказочными героями волчонком, котиком и мышкой малыши попадут в лесную школу и узнают много интересного о перелетных птицах:
http://youtu.be/gEBJcxzZX3c
- Какие птицы перелетные и почему их так называют?
- Почему птицы улетают от нас осенью?
- Улетают ли птенцы?
- Есть ли у птиц своя школа с уроками?
- Отдыхают ли птицы во время перелета?
- Чем отличаются стая и клин?
- Кто из птиц летит в Африку?
- Кто чемпион среди перелетных птиц?
- Как ученые изучают перелетных птиц? Как они узнают, куда улетают птицы?
После просмотра фильма побеседуйте с малышом. Задайте ему вопросы по содержанию фильма (в этом Вам помогут вопросы, данные выше), спросите, что больше всего ему понравилось в нем, что больше всего удивило, что еще он хочет узнать о перелетных птицах. Попробуйте найти ответы на вопросы малыша в энциклопедии или в Интернете.
Скажите ребенку, что когда люди еще не умели изучать природу и птиц, то они часто ошибались. Например, больше 200 лет назад жил натуралист, который считал, что птицы осенью улетают… ни за что не догадаетесь куда :). На Луну!!! И что они там погружаются в спячку, а весной с Луны возвращаются обратно. А вот сейчас люди благодаря ученым точно знают, куда улетает каждая птичка. Вспомните о том, как это ученые узнают. Если малыш упустил этот фрагмент в фильме, можно его просмотреть еще раз, используя при необходимости паузы.
Раздел 3. Зимующие птицы
3.1. Знакомимся с зимующими птицами
Уфффф, наконец, добрался я до Тетушки Куропатки. Она наверняка зимует у нас и знает, где наша Африка, где погреться зимой можно.
— Тетушка Куропатка, Здравствуйте. Наше Чик-чирик Вам и привет от моей мамы Чирики и от моего папы Чирикыча. А Вы зимующая птица? Никуда не улетаете?
— А как же, зимующая конечно. Я никуда не улетаю. Здесь зимой живу. Да и зачем мне улетать. Мне и тут хорошо!
— Как же Вы в морозы живете, Вам же холодно и голодно? Наверное, Вы здесь у нас Африку нашли?
— Африку? А зачем нам Африка? Нам – куропаткам — нисколько не холодно! Мы к зиме становимся белыми как снег. Нас на снегу не видно. Очень мы этим довольны! А наши новые зимние белые перышки намного теплее летних рябых перышек, потому мы и не мерзнем. И вот что еще мы — куропатки придумали. Мы на зиму заводим себе на лапках кружки – такие снегоступы. Она для нас как настоящие лыжные палки, в таких снегоступах – кружках так удобно по снегу ходить! И в снег мы даже не проваливаемся! А корм из-под снега мы коготками добываем. Зачем нам куда-то лететь, если нам и здесь хорошо! Так что не знаю я, где твоя Африка! И знать не хочу!
— А как же мне жить зимой? У меня белых зимних перышек нету и снегоступов на лапках тоже нет. Придется еще у кого-нибудь спросить. Полетел я дальше. Вижу – сидит на ветке попугай! Не настоящий, а северный попугай. Так клестов у нас называют.
— Прыг-скок! Чик-чирик! Привет, клест! Как живешь? Об Африке не мечтаешь?
— Хорошо живу. Шишек вокруг много, дом – гнездо у меня теплое. Птенцы зимой появятся, будем их кормить еловой кашей из шишек. Чего еще надо? Приходи к нам на ель жить – тоже будешь шишки есть.
— Спасибо за приглашение! Да с моим клювом я шишку не разгрызу – голодным останусь. Полечу я дальше свою Африку искать. Кто-то кажется впереди есть и меня уже заметил. Ой, какой большой и страшный наверное! Полечу — познакомлюсь.
— Чик-чирик. А Вы кто?
— Я рябчик.
— Дяденька Рябчик, а Вы как зимуете? Почему не улетели в южные страны?
— А зачем мне улетать? Здесь у меня пушистое теплое снежное одеяло есть – я ведь под снегом сплю.
— А что же Вы есть зимой будете?
— А мы птицы умные, махоньких камушков наглотаемся, они у нас внутри любую еду перетрут. Так что голодными не останемся – съедим зимой и хвою, и почки с веток. И ты можешь пожить зимой с нами — камушков съесть, под снег залезть.
— Нет, дяденька рябчик. Я под снег не полезу и камешки есть не буду. Не воробьиное это дело. Полечу дальше свою – воробьиную Африку искать. Может быть, у глухаря Африку найду.
— Дедушка Глухарь! Здравствуйте!
— Что-то плохо я слышу. Ты погромче скажи!
— Здравствуйте, дедушка Глухарь! А Вы не знаете, где у нас зимой Африка, где погреться можно в холод и в мороз?
— Как не знать? Знаю, конечно.
— А мне расскажете?
— Расскажу и даже покажу. Африка у нас – у глухарей в сугробе! Лучше Африки не найти!
— Какая же она Африка, если снег холодный?
— Это сверху снег холодный, а внутри сугроба тепло и уютно. Мы в сугробе отдыхаем. Иногда три дня в нем сидим.
— А как же Вы едите?
— Мы зимой едим мало. Пешком дойдем до ствола дерева, взлетим на сучок, да поедим хвою сосенки. Наедимся вдоволь – и снова – нырк – и в снег. Пройдем под снегом чуть-чуть вперед, чтобы нас не нашли и спим в покое и тепле. И ты к нам приходи – мы тебе место в сугробе найдем.
— Спасибо, только мы — воробьи – в сугробе не спим. Наверное, у нас другая Африка.
Хотите узнать, нашел ли Воробей свою Африку? Конечно, нашел. Вот какую!
Холодно, холодно!.. Солнце не греет.
В Африку, в Африку, птицы, скорее!
В Африке жарко! Зимою, как летом,
В Африке можно гулять неодетым!
Все улетели за синее море…
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг —
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Африку ищет для мамы своей,
И для братишек, и для друзей.
Сон потерял он, забыл про еду —
Ищет, но Африки нету в саду!
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:
— Мама, где Африка наша с тобой?
— Африка?.. Тут — за печною трубой! (Г. Васильев)
Примечание: спасибо автору этого стихотворения за идею. Именно благодаря этому стихотворению и родилась у меня сказка для детей, которую Вы сейчас читаете.
Так и остался я жить с вами вместе, ребята. И нашел свою Африку — греюсь за печной трубой. И спасибо вам, что о нас – воробьях вы зимой не забываете – корм кладете в кормушки. Без вас бы мы зимой пропали бы совсем! Вот и летаю я около ваших домов и чирикаю: «Жив ли я? Жив-жив, чик-чирик, чик-чирик!»
А теперь я полечу еду себе добывать. Уже зима пришла, холодно стало. Пока светло на улице нужно успеть наесться досыта, иначе ночью замерзнешь. Чик-чирикиданья! Вы догадались, что по-воробьиному это называется «до свидания».
А на прощание я подарю Вам загадки – особые, воробьиные.
3.2. Отгадай загадки Воробья: грамматическая игра
В этой игре развивается языковое чутье ребенка, развивается умение точно употреблять прилагательные в роде, числе, падеже. Малыш учится ориентироваться на окончания прилагательных в своей речи, выделять их.
- Моё уютное – это дом или гнездо?
- Мои пушистые – это перышки или хвост?
- Моя любимая – это мама или дедушка?
- Мой маленький – это клюв или или голова?
Если малыш ошибся, спросите его: «Разве мы так говорим – уютное дом. Как мы говорим про дом? Он какой? Уют-нЫЙ. А уют-нОЕ – это что….?»
Очень частая ошибка детей — тот случай, когда они говорят нечто среднее, не относящееся ни к мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду. Например: «уютныя» или «маленькоя». Не передразнивайте малыша и не повторяйте за ним ошибки. Ему нужен правильный образец. Четко произнесите правильные окончания прилагательных, выделив их голосом и попросите повторить правильный вариант ответа.
Если малыш часто ошибается, то такую игру в загадки нужно проводить с ним ежедневно, пока мы не закрепим нужные умения. Например, на прогулке или по дороге в магазин загадайте загадки, четко выделяя в них окончания слов: «Отгадай, что я вижу? БелОЕ новОЕ – это окно или дом?», «ВысокОЕ красивОЕ – это дерево или башенка?», «Я купила в магазине вкуснЫЕ сладкИЕ – это конфеты или мармелад?».
А теперь давайте посмотрим видеофильм для детей о друзьях Чик-Чирика — других птичках, которые зимуют рядом с нами.
3.3. Учебный познавательный видеофильм для детей о зимующих птицах
В этом занимательной видеоуроке для малышей в лесной школе дети узнают, какие птицы называются зимующими, увидят дятла (и большого, и малого, и желну и даже зеленого дятла!), поползня, королька и других зимующих птичек в лесу.
http://youtu.be/JRbVnzkPqHQ
А в заключении рассказа о перелетных и зимующих птицах я хочу вспомнить и вместе с вами посмотреть еще одну старую детскую сказку о птицах — об уточке, которая не смогла улететь вместе со всеми в теплые страны и осталась зимовать в снежном лесу – сказку «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
https://youtu.be/NcJ8bO_uDRQ
Еще о зимующих и перелетных птицах Вы можете почитать детям:
Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей. Энциклопедия зимующих птиц для детей. Часть 1.
Воробей: народные и подвижные игры, познавательные сказки, мультфильмы, заклички, стихи.
Птицы зимой. Часть 2. Детям о зимующих птицах. Познавательные рассказы , видео для малышей, речевые и логические задачи о дятле, загадки, стихи, пальчиковая гимнастика, игры.
Часть 3. Клест: детям о природе. Какая птица выводит птенцов зимой? Чем удивительна эта птица? Загадки, стихи, рассказы, сказки про клеста и других лесных обитателей для детей. Познавательная сказка в картинках «Клест и дятел».
Как сделать кормушку для птиц? Чем кормить птиц зимой? Вы узнаете об этом из интересных сказок для малышей. А также решите познавательные речевые логические задачи и отгадаете загадки.
Поговорим об осени: осенних традициях, обряде сажания мальчиков на коня, проводах перелетных птиц и осенних закличках, научимся отличать клин, вереницу и стаю.
До новых встреч в рубрике «Мир вокруг нас»!
Тема: «Перелетные птицы»
Цели:
1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
— в образовании сложных прилагательных;
— в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование:
Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца,
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.
— Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/
— Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
— А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
— Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
— Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/
— Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/
3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/
— Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
— Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
— А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка «Птицы»
/загибаются пальцы обеих рук/
Пой–ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам.
/руки за спину/
Упражнение «Отгадай и присядь»
— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Анализ занятия:
— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
— О каких новых перелетных птицах вы узнали?
— Что интересного мы узнали о кукушке?
— Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Конспект занятия с детьми старшей группы «Перелётные и зимующие птицы нашего города»
Методическая разработка занятия с детьми
старшей группы
на тему «Перелётные и зимующие птицы
нашего города»
Тема занятия: «Птицы-наши друзья»
Цель: Расширить представление детей о перелётных и зимующих птицах.
Задачи:
Совершенствовать умение детей узнавать птиц по описанию и внешнему виду, иллюстрациям и частям тела.
Формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состоянию жизни птиц в осенне-зимний период.
Развивать воображение, творческую фантазию детей, конструктивные способности; инициативу и самостоятельность детей в решении проблемных ситуаций; умение работать в коллективе. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, диалогическую речь, память, основные виды движений. Развивать умение строить причинно-следственные связи.
Закрепить с детьми особенности внешнего вида и поведения, на сравнении двух птиц: вороны и воробья;
Активизировать в речи детей: название птиц, описание и название частей тела птиц.
Воспитывать активный интерес к жизни пернатых, любовь к птицам и заботливое отношение к ним зимой.
Материал к занятию:
Презенто-демонстрационный материал, музыкальное сопровождение, элементы костюмов разрезные картинки с изображениями птиц, ком из ваты для игры «Снежный ком», картинки с изображением птиц (синица, снегирь, воробей, ворона, шапочки маски: солнышко, снежинка, зимующие и перелетные птицы, рисунки с контурами птиц по количеству детей, магнитофон, фонограмма звука ветра и вальса, шишки, кусочки сала, ягоды рябины, салфетки, медальоны с изображениями животных и птиц.
Организация и методика проведения занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. Теперь посмотрите на обратную сторону. Видите «рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с белой «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному белым цветом, у кого желтые – к столу с желтым цветом и т. д. (Дети собирают разрезные картинки). Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки (Приложение 1, 2). Как вы думаете, о ком же мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, о птицах.
Воспитатель: Назовите, каких птиц вы знаете? (дети перечисляют знакомых птиц) Давайте рассмотрим и сравним двух птиц, которые изображены на рисунках. Кто это? (Ворона и воробей).
Какая ворона по размеру? (большая)
А какой по размеру воробей? (маленький).
Какого цвета ворона и какого цвета воробей?
Как кричит ворона… ., как воробей?
Покажите, как ходит ворона…. , как прыгает воробей?
Но чем-то эти птицы похожи? Чем же?
Сколько у всех птиц ног? (две ноги)
Чем покрыто тело у птиц? (Перьями)
Сколько крыльев у птиц? (Два крыла)
С помощью чего птицы клюют корм? (с помощью клюва)
Воспитатель подводит итог: У всех птиц две (ноги, два. (крыла, у всех птиц есть (клюв, тело покрыто (перьями).
Педагогу на заметку: В мире насчитывается более 9800 видов птиц и почти все они, за исключением некоторых, могут летать. Почти все птицы имеют крылья. Крыло птицы имеет не плоскую поверхность, а выгнутую, природа специально так устроила, чтобы крыло создавало силу, противодействующую другой силе – силе тяжести. Это необходимо для того, чтобы поток воздуха, окружающий крыло, должен пройти более длинный путь по верхней части крыла, чем по нижней. Так как нижняя часть крыла является вогнутой, воздушный поток над крылом будет двигаться быстрее, чем под ним. Это создает разное давление над крылом и под ним, тем самым создавая силу, направленную вверх, которая и противодействует силе тяжести. Следующее приспособление для полета это крылья. Перо это роговое образование кожи, очень легкое и воздушное. Благодаря перьям, поверхность тела птицы остается гладким и в полете воздух легко его обтекает.
Воспитатель: А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Прослушайте стихотворение – шутку «Птицы»
Задание: Надо хлопнуть в ладоши, если не птица, или такого не может быть.
«Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Прилетели птицы
Голуби, вороны,
Галки, макароны!
Прилетели птицы
Голуби, куницы.
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Страусы, чижи.
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Болтики, кукушки.
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Гаечки, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки
Вот спасибо шутке!
Воспитатель: Наступила осень. Птицам необходимо готовиться к холодам, некоторые из них остаются, а некоторые улетают в тёплые края. Поговорим о том, что птицы бывают перелетные и зимующие. Почему их так называют? (перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать; зимующие – не боятся холода и остаются здесь). А когда прилетают птицы обратно? (Весной)
Воспитатель: Посмотрите, кто относиться к перелетным птицам (Приложение 3, отгадайте загадки.
Угадайте, что за птичка
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (журавль)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это … (соловей)
Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет. (скворец)
В лесу одна смешная птица
Весь день поет : «Ку – ку! Ку –ку! »
Никак не может научиться петь, как петух:
«Ку – ка – ре – ку! ». (Кукушка)
К зимующим птицам относят воробья, ворону, синицу, снегиря, голубя, сову, дятла, сороку.
Воспитатель: Почему улетают птицы? (улетающим птицам зимой есть нечего, многие перелетные птицы едят насекомых, а с наступлением холодов все насекомые прячутся, поэтому в поиске пищи птицы улетают в теплые края). Ребята, кто-нибудь видел, как летят перелетные птицы? (шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки; гуси, чаще всего летят косяком; углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы) (Приложение 4) .
Воспитатель: А как же зимующие птицы питаются зимой (Приложение 1, 2, 5, 6). К нам в гости прилетели птицы, которые живут у нас зимой. Посмотрите, какие птицы к нам прилетели? Первая ворона. Она большая, чёрная и кричит: «Кар-кар». Теперь снегирь. У него красная грудка. Какая красивая птичка! Дальше маленький серенький воробей. И синичка, у неё жёлтая грудка. А вот и голубь, давайте послушаем, что же они хотят нам рассказать.
Голубь: Ребята, здравствуйте! Да, нам зимой приходится несладко, мы постоянно находимся в поиске пищи. Я питаюсь семенами растений, особенно люблю зерновые культуры.
Воробей: Я тоже люблю семена растений.
Синица: А я выискиваю на ветках и стволах насекомых и пауков. А в зимний период питаюсь семенами и другой растительной пищей. Очень люблю наведываться на кормушки в городских парках.
Снегирь: Моя пища – это преимущественно семена, почки и ягоды. Кормясь ягодами, я выедаю из них семена.
Ворона: А я всеядна, но и мне пищу не всегда легко найти.
Воспитатель: Зима – суровое время года. И чтобы поддержать температуру тела (а она у птиц около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться – естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. П0омочь птицам выжить могут только люди.
Птицы: Основной вид зимнего корма – это несоленое свиное сало и говяжий жир, пшено, пшеничные отруби, овсяные хлопья, семена подсолнечника и мака, а также сушеные ягоды боярышника и шиповника, орехи, шишки, сухофрукты, свежие мягкие фрукты и крошки белого хлеба. Нам нельзя давать черный хлеб. Он закисает в зобу, плохо переваривается, и вызывает гибель! Нам так тяжело зимой, что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней.
Воспитатель: Наступит зима, выпадет снег, укрыв всю землю белым покрывалом, птицам трудно зимой найти корм. Необходимо смастерить кормушки, повесить на деревья и насыпать в них корма. Слетятся птицы со всех сторон. Красивые птички, все разные. И большая чёрная ворона прилетит, и маленький серый воробей, и желтогрудая синичка, и снегирь с красной грудкой. «Кар-кар, «чик-чирик» — это птички говорят «спасибо». А теперь давайте с вами превратимся в птичек.
Физкультминутка. Воспитатель читает стихотворные строки, а дети имитируют движения птиц.
Ой, летали птички,
Птички-невелички.
Всё летали, всё летали,
Крыльями махали.
(Дети машут руками как крыльями.)
На дорожку сели,
Зёрнышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Клю, клю, клю, клю,
Как я зёрнышки люблю.
(Приседают на корточки; указательными пальцами постукивают по дорожке.)
Пёрышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
Ребята, руками «чистят» предплечья, как бы обнимая себя.
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
(Дети прыгают на месте) .
Воспитатель: Молодцы, вот какие птички из вас хорошие получились. А теперь мы с вами поиграем в игры «Снежный ком» и «Зимующие и перелётные птицы».
Игра «Снежный ком»
Дети стоят в кругу и предают друг другу ком из ваты, говоря слова:
«Снежный ком мы все катаем
до пяти мы все считаем
раз, два, три, четыре, пять
тебе птицу называть»
(тот, у кого в руках оказался снежный ком называет птицу) .
Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Дети надевают шапочки-маски птиц, солнышка и снежинки; под музыку изображая птиц «летают». По окончании музыки перелетные птицы становятся вокруг «солнышка», зимующие вокруг «снежинки».
Воспитатель: Предлагаю послушать фонограмму: Ребята скажите, на что похож этот звук? (ветер, вьюга, метель)
Вопрос: Как вы думаете, хорошо ли птицам в такую погоду живется? (ответы детей)
— Что страшнее для птиц, голод или холод? (голод)
Да, под толстым слоем снега нелегко отыскать корм. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека.
Вопросы:
— Как мы можем помочь птицам зимой? (ответы детей)
— А из чего бы нам сделать кормушки, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Подойдите к столу, рассмотреть все, что лежит на столе. (ягоды рябины, кусочки сала, шишки)
— Вы догадались, для чего я вас пригласила к этому столу? (ответы детей)
— Что же можно сделать из этого? (ответы детей)
— Подумайте, как можно быстро сделать кормушку? (начинить шишки кусочками сала и ягодами рябины) .
Самостоятельная работа детей по изготовлению кормушек.
В конце занятия подвести итог.
Заключение
Занятие на тему «Птицы-наши друзья» направлено на формирование ценностного отношения ребёнка к окружающему миру и, в последствии, направлено на реализацию деятельностного или практического подхода к объектам живой природы.
Общие сведения
Птицы очень помогают людям. Одни приносят пользу в виде мяса и яиц, вторые помогают бороться с вредителями растений. Строение их тела идеально подходит для полетов и покрыто перьями для сохранения тепла. В тёплое время года всё вокруг наполняется прекрасными звуками благодаря им. Но при наступлении холодов всё затихает. Пернатым становится слишком сложно добывать себе пропитание, поэтому они поделились на два лагеря.
Первые улетают в тёплые края, проделывая огромный путь, не пожелав остаться и приспосабливаться, таких птиц называют перелетными. Вторые же, наоборот, остаются, адаптируются к холодам, находят способы добычи еды и прекрасно зимуют в привычных регионах, таких птиц называют зимующими.
Самые известные зимующие птицы
В силу своего строения и способности выдерживать холодную погоду в регионе есть птички, которые осенью не покидают родные края. Среди них следует выделить:
- Голуби. Эти птицы всем известны. В любое время года их можно увидеть в парках и скверах. Голуби отличаются тем, что они не просто оседлые, а ещё и территориально привязаны к месту. Улетая, голубь всегда вернётся. Этим воспользовались люди, придумав голубиную почту. Их температура тела настолько высока (около 41 градуса), что никакой мороз не одолеет этих пернатых. Они всеядны, что помогает им зимой добывать пищу.
- Воробьи. Не менее известные птицы в России. Эти маленькие шустрые птички повсюду. Отличаются общительностью, отличной памятью и задорным чириканьем. Именно воробьи самыми первыми радуются наступающей весне, громко чирикают, тем самым передавая своё задорное настроение окружающим.
- Синицы. Эти желтогрудые пташки совсем не уступают своим собратьям, но все же не такие шустрые, как, например, воробьи. Однако нередко можно встретить стаю, в которой находятся и воробьи, и синицы. В тёплое время года они живут в лесах и оберегают их от вредителей, поедая гусениц и личинок насекомых. Когда становится холодно, синички прилетают в город или село, чтобы легче было искать себе пищу.
- Клесты. Птицы с ярким окрасом и интересным клювом, предназначенным для вынимания зерен из шишек. Эти пернатые известны своей способностью заводить потомство и петь в лютые морозы. Прекрасные акробаты, которые легко лазят по деревьям, а при необходимости достают шишку, могут висеть на ветке вниз головой. Благодаря своей любви к шишкам, клест обезопасил себя от врагов. Дело в том, что из-за употребления зёрен шишек, в которых содержатся смолы хвойных деревьев, мясо у птички становится горьким, поэтому никто не нападает на клестов.
- Вороны. Эти птицы так же, как и другие представители списка зимующих птиц, остаются в родных краях с наступлением холодов. Вороны очень умны. Проведенные исследования показали, что их умственные способности близки к развитию пятилетнего ребенка. Их интеллект доказывает способность защищать свои гнезда от нападок врагов, забрасывая последних камнями. Хотя сами вороны любители разорять чужие гнезда. Эти пернатые неприхотливы в пище, что позволяет им с легкостью переносить суровые зимы. Правда, вороны — любители полакомится падалью, но зимой такие изыски довольно трудно найти, поэтому они довольствуются тем, что найдут.
- Снегири. Самые яркие представители зимующих птиц. Эти маленькие пташки в холодное время года вынуждены прилетать в город для облегчения поисков пропитания. Снегири отличаются звонкими трелями, можно сказать, что их пение — уникально. Пернатые зимой опушают свои перья и превращаются в яркие шарики, украшающие деревья. Видимо, именно поэтому снегирь стал своеобразным символом зимы. Часто его фотографии и изображения помещают на новогодние изделия и открытки. Любимое лакомство снегирей — рябина, но мякоть плодов они не едят, довольствуясь лишь зёрнами.
- Свиристели. Зимой в городах появляются совсем неместные жители — это свиристели. Они ведут скорее кочевой, чем оседлый образ жизни, но все же далеко не улетают. Живут они на севере, а в период холодов улетают на юго-запад для облегчения жизни в трудное время года. Летом эти пернатые предпочитают насекомых и их личинок, а зимой довольствуются различными ягодами: рябиной, барбарисом, боярышником и другими. Но так как ягоды являются достаточно тяжелыми для кишечника свиристелей, поэтому, частично переваренные, оставленные после птиц, легче всходят по весне. Так, птицы помогают растить новые кустарники. Они входят в список птиц, зимующих в Сибири.
- Сойки. Эти осторожные птички также остаются зимовать в привычных краях, за исключением северных мест, откуда они кочуют в более тёплые регионы. Осторожные они потому что являются стражами безопасности для других пернатых. Они чутко слышат и сообщают всем вокруг, что грядёт опасность. Птаха настолько осторожна, что увидеть ее очень тяжело. Сойку называют пересмешницей за способность воспроизводить различные звуки и голоса. Собачий лай и дверной скрип для подражания у сойки не вызывает проблем. Они — любители подкрепиться в орешниках, особенно желудями. Ее отличает способность зарывать в землю орехи на зиму, да в таких количествах, что всю зиму запасами питаются не только сами труженицы, но и другие обитатели леса.
- Поползни. Еще одни представители зимующих птиц. Как и сойки, они отличаются способностью делать запасы. Их поползни прячут в деревья, недалеко от гнезда. Но, в отличие от соек, эти пернатые совсем не так гостеприимны. Они не подпускают к своим запасам никого, даже собратьев. Поползни при выборе места для гнезда ищут дерево с дуплом и уже там обустраивают себе жилище. Как и многие птицы, в теплое время года питаются насекомыми, а в холодное — едят всё, что запасли и различные ягоды. Ведут в основном оседлый образ жизни, но иногда кочуют вместе с синицами.
- Дятлы. Всем известны птицы с красной головой, которые выстукивают незатейливые мелодии, ударяя клювом по дереву. Санитары леса — вот что с самого детства известно о дятлах. Они редко покидают свои насиженные места, и лишь в самые тяжелые времена кочуют в более подходящую среду. Однако если дятлы улетели, то они уже не вернутся. Пернатые, садясь на дерево, начинают его изучать снизу вверх, поднимаясь по спирали, выдалбливая из коры насекомых. Питаются в теплое время года в основном вредителями деревьев, а зимой — различными зернами, орехами и семечками.
- Сороки. Птицы, относящиеся к классу неперелетных. Достаточно редко появляются летом рядом с людьми, но зимняя нужда в пропитании заставляет даже сороку прилетать к кормушке в надежде на добрых людей. Очень хитры и ловки. Легко перехитрят и объедят даже собаку. Известные воровки. Так и норовят что-нибудь утащить. Сороки неприхотливы в еде, поэтому будут рады любой добыче — начиная от ягод, заканчивая новорожденными птенцами из чужого гнезда.
Этот список можно продолжать очень долго, зимующих птиц, их названия и фото можно найти в различных источниках.
Информация собрана по крупицам в энциклопедиях, подготовленных учеными, которые занимаются изучением пернатых. Но, кроме тех, кто остаётся дома, есть представители, которые предпочитают погреться на солнышке во время холодной суровой зимы и вернутся домой лишь весной.
Список перелетных пернатых
Широк перечень и тех теплокровных позвоночных животных, способных летать, которые покидают теплые края с наступлением холодов. Большинство из них знакомы каждому, или многие видели их хотя бы на картинке.
Статные грачи
Если прочесть описание этой птицы, то будет казаться, что речь о вороне. Действительно, эти птицы из класса врановых очень похожи между собой. Но, в отличие от своих сородичей, грачи являются перелётными птицами. В стародавние времена именно прилетевшие грачи символизировали о скором наступлении весны. Они прилетают домой самыми первыми, лишь возникнет на снегу маленькая проталина. Интересным фактом о грачах является то, что для отдыха птицы вьют себе качели из веток. Они могут продолжительное время качаться на самодельных качелях. В еде грачи неприхотливы, но несмотря на это, они ведут перелётный образ жизни.
Милые ласточки
«Ласточка с весною в сени к нам летит» — эти строки из детского стихотворения Плещеева не зря написаны, так как эта пташка — еще одна вестница наступающей весны. Но ласточки всё же — условно перелетные птицы, все зависит от того, какой климат их окружает в месте поселения. Из России же они предпочитают на время холодов покидать насиженные места, так как воздух зимой слишком холодный для маленьких птичек. Ласточки отличаются особенностями в поведении:
- не боятся людей;
- строят свои гнезда прямо на домах.
Если так произошло, то считается хорошей приметой иметь гнездо ласточки под своим окном. Но также ласточки очень красивы и быстры. Их скорость в полете составляет порядка 120 км/ч. Летом можно наблюдать очень забавную картину: когда огромная стайка птенцов учится летать, всё небо невысоко от земли усыпано черными точками, которые то и дело опускаются на землю или провода для того, чтобы отдохнуть.
Певучие жаворонки
Одни из самых певчих птиц. Их трели разливаются, начиная с конца марта. Птицы так увлечены своим пением, что забывают вовремя свить гнездо, а приступают к этому занятию гораздо позже своих собратьев. В еде жаворонки неприхотливы, поэтому питаются всем, что удастся раздобыть. Интересно то, что жаворонки строят себе гнезда в укромных местах, но не на деревьях. Их жилища можно встретить в гуще кустов, в траве, даже под камнями.
Мелодичный соловей
Всем известные певцы. Редко можно встретить человека, который хоть раз в жизни тихим летним вечером не предавался бы мечтаниям под пение соловья. На фоне шума листьев и вечернего заката их трели звучат ещё романтичнее. Их прекрасный голос компенсирует скромную внешность, так как птички эти — маленькие с невзрачной раскраской. В ней преобладают цвета:
- тёмно-коричневый;
- серый;
- бурый;
- черный.
В зимний период улетают в более южные области планеты.
В отличие от своих пернатых собратьев, соловьи прилетают домой достаточно поздно — в конце мая. Кстати, своим пением самец соловья развлекает самку, пока та откладывает и высиживает яйца. Они очень скрытны и осторожны, поэтому редко удаётся их увидеть.
Подражатели скворцы
Способен воспроизводить различные звуки вплоть до мяуканья кошки. Глядя на изображения скворца, по пестрому окрасу можно понять, что он — тот еще шутник, который подделывает голоса своих сородичей. В зависимости от места обитания являются условно-перелетными. Они пролетают большое количество километров для отдыха зимой, чтобы в весенний период вернуться на родину.
Бывает так, что холода не отступили, а птицы уже вернулись, тогда им приходится очень тяжело, иногда самые слабые погибают. Жители теплых стран вовсе не сильно любят скворцов за их огромные скопления и громкое щебетание. Из-за своих больших скоплений часто приносят ущерб посевам и ягодам. Но всё же скворцы приносят больше пользы за истребление вредителей. Люди делают для них скворечники, и птицы с удовольствием высиживают яйца именно в них.
Длинноногий аист
Это такой любопытный персонаж, что он даже стал героем рассказа Бианки «Кто чем поет». Внешне — огромная птица, которая поражает своей величественностью. Представители этого вида строят большие гнезда на крышах домов, водонапорных башнях. Аисты — однолюбы, выбирают себе пару на всю жизнь. Летом держатся парой, а на зиму собираются в большие стаи и улетают на юг. Удивительно то, что во время полета птица даже умудряется немного отдохнуть. Сон недлинный, примерно 15 минут, но этого достаточно, чтобы продолжить длинный путь. По возвращении домой они возвращаются в свои родовые гнезда, иногда жилища переходят по наследству. Основное лакомство аиста — лягушки, именно поэтому пернатые выбирают места для жизни заболоченные места.
Здравствуйте, дорогие ребята! Рубрика «Проекты» продолжает свою работу для детей и родителей, помогая в поиске необходимой для уроков информации. Сегодняшняя тема – перелётные и зимующие птицы. Будем говорить, зачем, куда и какие пернатые улетают от нас, а также почему некоторые из них не спешат покидать дом.
План урока:
- 1 Виды птиц
- 2 Кто и зачем улетает со своей родины?
- 3 Откуда птицам знать, когда и куда лететь?
- 4 В какие страны летят перелётные птицы?
- 5 Кто остаётся с нами?
Виды птиц
Всех пернатых подразделяют на три вида:
- осёдлые – такие птахи проживают на одной территории постоянно, не меняя своё место пребывания, обычно это представители тропиков и субтропиков; в северных краях и центральной части России это те городские птицы, которые привыкли жить поблизости с человеком,
- кочующие – они постоянно куда-нибудь переселяются, причём независимо от погоды и времени года, перелетают с одного местечка в другое, но в пределах своей территории обитания, делают они это, чтобы найти побольше корма,
- перелётные – эти при смене времён года регулярно совершают продолжительные перелёты с севера на юг и обратно, к ним относится большинство проживающих в северном и умеренном поясах.
Перелётных птах зимой вы не увидите, они улетают и возвращаются к нам при наступлении тепла. А вот осёдлые и кочующие – зимующие, они на протяжении всего холодного времени года будут неподалёку с нами.
Кто и зачем улетает со своей родины?
Среди перелётных птиц – ласточки, дикие гуси, скворцы, грачи и многие другие. При наступлении холодов они улетают туда, где тепло, возвращаясь обратно на свои родные места, которые оставили осенью.
Зачем птицы покидают родные края?
Среди основных причин – это холод и отсутствие еды. Зимнее время не так страшно для них, как недостаток пищи. Пернатые – существа теплокровные, их средняя температура тела составляет около 41 градуса. Кроме того, предотвратить переохлаждение помогает пух под оперением. Поэтому сохранять свою жизнедеятельность суровой зимой они способны,чего не скажешь про их активность без достаточного количества корма.
Чем питаются птицы летом?
В основном насекомыми. Вся их живая добыча – жучки да червячки — с холодами либо умирают, либо ложатся спать, прячась глубоко в землю. Потому те, у кого в меню нет зерна или корешков от растений, вынуждены лететь в тёплые страны, где много насекомых.
Среди жителей лесов и населённых пунктов половина пернатых – перелётные. Почти все, что живут на болотах и водоёмах, улетают туда, где потеплее. Так, аисты и цапли собираются в долгую дорогу, когда замерзают пруды и речки. Из-подо льда трудно достать лягушек и рыбок, а мелкие грызуны давно попрятались по своим норкам.
Знаете ли вы?! Самым последним из всех улетает грач. Но он в числе первых, кто возвращается с зимовки в родные края, где-то в промежутке между 4 и 23 марта. Поэтому есть выражение: «Грачи весну открыли». После них следом прилетают домой скворцы и жаворонки.
Откуда птицам знать, когда и куда лететь?
При наступлении осени перелётные птицы собираются стаями, устраивая тренировки, чтобы потом на протяжении нескольких часов лететь, преодолевая громадные расстояния, при этом не сбиваясь с курса. Как они это делают?
Перелётные пернатые могут определять дорогу без компаса. Учёные доказали, что они абсолютно точно определяют своё географическое месторасположение, перелетая каждый год на дальние расстояния, отлично ориентируясь во времени и пространстве.
- Орнитологи считают, что ориентиром для них может служить солнце в полдень над горизонтом.
- Некоторые специалисты уверены, что для своего пути пернатые используют магнитные линии, окружающие Землю, которые расположены в направлении от северного к южному полюсу.
- Ещё существует версия, что птицы умеют пользоваться звёздами, определяя своё местоположение по созвездиям.
Как бы то ни было, уже было проведено много экспериментов, когда птиц увозили на большие расстояния, а они раз за разом возвращались в свои родные гнёзда.
Многие готовятся к перелёту заранее, когда ещё тепло. Заложенный природой инстинкт как колокольчик даёт им приказ лететь на юг, чтобы пережить зиму и вернуться обратно для вывода птенцов. Учёные называют это миграционным импульсом, который служит стартом для перелёта. Также пусковым механизмом, призывающим к полёту, является изменившаяся долгота дня. К началу осени световой день становится короче.
Некоторые виды при перелёте развивают скорость до 100 километров в час, поднимаясь в высоту на 3 тысячи метров. Птичьи путешествия связаны с трудностями и опасностями. Чем меньше размером птаха, тем короче её путь за один перелёт. Птицы способны не останавливаться по 80 часов и больше! Они прерывают полёт, чтобы набраться сил и покормиться, поэтому дальние перелёты могут длиться до трёх месяцев.
Знаете ли вы?! Перелётная птица кукушка улетает в Африку. Но в отличие от других пернатых, в стаях этих птиц никто ещё не наблюдал. Они странным образом исчезают по осени, причём старшие раньше, нежели молодые поколения. А летят они обычно ночами и, наверное, в одиночку.
В какие страны летят перелётные птицы?
Многие из них любят Африку. Туда прилетают пернатые даже из Арктики и Сибири. Большинство водоплавающих, например, утки и лебеди, зимуют в западной Европе. Из России дрозды и скворцы перемещаются на французский или испанский юг, а вот журавли – любители берегов реки под названием Нил. Среди марафонцев на дальние расстояния – ветреники из Восточной Сибири. Они облюбовали для зимовки берега Новой Зеландии.
Однако есть среди перелётных птиц патриоты, которые перемещаются в пределах нашей страны поближе к тёплому отечественному югу. Среди них серая ворона и чёрный грач.
Знаете ли вы?! Некоторые виды уток под названием «кряква» по пути к месту зимовки пересекают не одну страну. Они пролетают над Белоруссией, Украиной, через Германию и Голландию, по территории Дании и Великобритании, а также по северу Италии и, в конце концов, останавливаются на западе Европы.
Кто остаётся с нами?
Многие птицы никуда не летят и остаются с нами зимовать. К ним относятся те, которые кроме насекомых, могут клевать семена, зерно, ягоды и хлебные крошки. Среди таких зимующих птах — всем известные воробьи и сороки, голуби и вороны, снегири и синицы.
Зимой в лесу можно услышать, как настойчиво стучит по стволу дятел. Он не боится холодов, а еду в виде личинок и вредных для дерева насекомых добывает из-под коры. Помимо того, что это санитар леса, он ещё делает доброе дело для других птиц и мелких зверушек, выдалбливая дупла — домики, в которых потом селятся новые жильцы.
Не покидает свой край и глухарь, ведь у него в зимнем лесу полно еды – он питается сосновой хвоёй.
Не останутся голодными тетерева и рябчики, для которых пищей служат ягоды и почки можжевельника, а также ольховые серёжки.
Знаете ли вы?! Клёст не только хорошо чувствует себя зимой, питаясь еловыми орешками из шишек. Он умудряется ещё в холода вить себе гнёзда и заводить потомство.
Как бы зимующие птицы не были приспособлены к зиме, наша с вами задача – им помочь выжить в холодное время. Устроить столовые для пернатых можно при помощи кормушек. Если туда каждый день насыпать зерно и хлебные крошки, птицы привыкнут к месту кормления и будут радовать вас своим появлением, прилетая на обед.
Есть даже специальный день в году, когда когда кормушку или скворечник нужно повесить обязательно. Ведь в этот день все птицы отмечают свой праздник. Когда именно он отмечается? Узнайте об этом здесь.
Вот так вот кратко и интересно можно рассказать про пернатых друзей. А закончить проект предлагаю стихотворением в тему:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
На этом прощаюсь с пожеланиями новых открытий.
Успехов вам в учебе!
Евгения Климкович.
Конспект НОД в подготовительной группе по теме :«Зимующие и перелётные птицы»
Цель:
Углублять представление детей о зимующих и перелётных птицах.
Задачи:
1. Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах.
2. Обогатить словарь путём введения слов: корм, перелётные, зимующие.
3. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Развивающая среда: таблицы с зимующими и перелётными птицами, цветная бумага, предварительно подготовленное панно.
Содержание занятия:
1. Беседа о зимующих и перелётных птицах.
2. Словесная игра «доскажи словечко» «один-много», «нелепицы», «думаем и отвечаем».
3. Конструирование из бумаги в технике оригами — птичка.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображением зимующих и перелётных птиц.
Вопросы:
• Какие из птиц Вам знакомы?
Игра «Доскажи словечко»
1. На полях гуляет вскачь
За червями чёрный … грач
2. Резко в воздухе летает
Словно небо разрезает
Крыльев острых парочка
Ловит мошек… ласточка
3. Заселяется он в домик,
Что построил мальчик Вовик
Рано слышен наш певец,
Заливается. скворец.
4. Верещунья белобока,
А зовут ее. (сорока)
5. Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (снегири)
• Каких из птиц Вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой (синичка, воробей, голуби, снегири)
• Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму (зимующие)
• Каких птиц не видно в последнее время (ласточки, грачи, вороны)
• Куда исчезли эти птицы (улетели в тёплые края)
• Как называются птицы, которые улетают? (перелётные) Как Вы думаете, почему перелётные птицы улетают (ответы детей)
Рассказ воспитателя.
Птицы улетают к югу, чтобы найти такие места, где они смогут находить для себя вдоволь пищи. Такие перелеты совершают ласточки, стрижи, скворцы и другие птицы. Птицы очень быстро расходуют энергию, которую они получают вместе с пищей, а это означает, что есть им нужно часто. Поэтому, когда земля замерзает и пищу (особенно насекомых) найти трудно, многие птицы отправляются на юг. Птицы, которые живут и кормятся возле рек и озер (утки, гуси, лебеди, улетают еще и потому, что водоемы замерзают. Для того, чтобы выжить, перелетные птицы совершают долгие путешествия к югу и возвращаются к нам, когда наступает весна.
Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. С наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной вернутся в родные края.
Откуда птицы знают, как находить дорогу в «теплые края» и потом возвращаться домой? птицы способны чувствовать магнитное поле земли и ориентироваться по нему. Умение птиц чувствовать магнитные поля зависит от света.
Зимующие птицы живут у нас круглый год. Эти птицы не боятся морозов, ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. И всё-таки очень тяжело птицам зимой. И мы с Вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. И может быть, этим спасём не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять от них деревья.
Игра «Один — много» (с мячом):
— Дети, послушайте название птицы и скажите, как будет, когда их много:
Ласточка – ласточки – много ласточек
Соловей –соловьи-много соловьёв
Кукушка –кукушки-много кукушек
Скворец –скворцы-много скворцов
Грач –грачи-много грачей
Синица – синицы-много синиц
Воробей-воробьи-много воробьёв
Снегирь-снегири-много снегирей
Игра «Нелепицы»:
— Послушайте предложения. Расскажите, чего не бывает. А как должно быть на самом деле?
Птенцы высиживают яйца. (птицы высиживают яйца)
Из яиц птиц вылупились крокодильчики. (из яиц вылупились птенцы)
Дети сделали для аистов скворечники. (дети сделали для скворцов скворечники)
Тело птицы покрыто шерстью. (тело птицы покрыто пёрышками)
Птенцы строят гнёзда. (птицы вьют гнёзда)
Скворец живёт в будке. (скворец живёт в скворечнике)
Игра «Думаем и отвечаем»
1. Какая птица бывает почтовой? (Голубь)
2. Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)
3. Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)
4. Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
5. Болотная птица, стоит на одной ноге, поджав другую. (Цапля)
6. Какая птица не вьет своего гнезда, а подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)
7. Как называется птичий дом? (гнездо)
8. Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)
9. Какая крупная птица не умеет летать, но зато хорошо бегает? (Страус)
10. Какая самая маленькая птица в мире? (Колибри)
11. Кто из птиц самый лучший певец? (Соловей)
12. Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)
13. Кто выводит птенцов зимой? (Снегирь)
ВИДЕО О ПТИЦАХ
Физкультминутка.
Снегом засыпаны лес и поля, (МАШУТ РУКАМИ)
Спит под сугробами крепко земля. (ЛАДОШКИ ПО ЩЕЧКУ)
Ищут, ищут птицы, чем бы поживиться. (ХОДЯТ РУКИ ЗА СПИНУ)
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду. (ВЫТЯГИВАЕМ ЛАДОШКИ)
Прилетайте, птицы, Вы сюда кормиться! (ЗОВЁМ ПТИЦ)
3. ВОСП: Ребята, что это?
— Кормушка.
ВОСП: А кого не хватает на кормушке?
— Птиц.
Восп: Летом птицы нас спасают от комаров, мух, а мы зимой им помогаем выжить. Давайте с вами выполним пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика.
Прилетайте птички! (зовущие движения пальцами рук к себе)
Сала дам синичке (режущие движения –тарелочки)
Приготовлю крошки (крошим хлеб щепоткой)
Хлебушка немножко.
Эти крошки голубям (правая рука вперёд)
Эти крошки- воробьям (левая рука вперёд)
Галки да вороны (тереть ладонью о ладонь, катая из хлеба макароны)
Ешьте макароны.
Восп: А сейчас изготовим птичку из цветной бумаги в технике оригами. Передкаждым ребёнком лежит квадрат цветной бумаги, который нужно перегнуть косыночкой, отогнуть крылышки под углом, загнуть носик. Вот и получилась птичка. Сажают птичек на кормушку. (на двухстор. скотч)
Анализ занятия:
— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?
-Что интересного мы узнали (слайды)
— Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
— Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Сегодня мы с вами пойдём на прогулку и повесим на дерево кормушку.