Животные и птицы наши верные друзья. Они живут с нами рядом, полностью подчиняясь законам природы. Так весной города и леса оживляются их звонким пением, ближе к лету можно увидеть их малышей, а к осени некоторые из них перебираются ближе к людям, а другие улетают в теплые края. Поговорим и расскажем детям о птицах осенью и зимой.
Жизнь птиц с наступлением холодов
Осенью, с наступлением холодов, мы начинаем замечать, что наших пернатых друзей стало меньше. Не слышно по утрам пения жаворонка, а по вечерам уже не раздаются трели соловья. Ласточки не летают стремительно в небе, гоняясь за букашками, и в лесу не слышно кукушки. Все они отправляются в долгое путешествие на юг, ближе к теплу и солнцу. Это перелетные птицы.
Однако, не все птички покидают наши края. Круглый год под нашими окнами чирикают воробьи, каркают вороны и курлыкают голуби.
А с наступлением зимы можно увидеть и новых пернатых жителей наших районов — на зимовку поближе к людям прилетают красногрудые снегири, яркие синички.
Почему же птицы улетают?
Безусловно, рассказывая детям о перелётных птицах, первый вопрос, который возникает, это почему они улетают? На первый взгляд, ответ очевиден. Наступают холода и птицы, спасаясь от морозов, улетают в теплые края. Но это не совсем так. Ведь многие из них остаются зимовать дома, рядом с нами. Что же получается? Одни птицы боятся холода, а другие нет?
На самом деле пернатые холода не боятся. Вспомните, под длинными перьями у всех птичек есть чудесный коротенький, но необыкновенно теплый пух, своеобразная шубка, которая защищает их тело от сильных морозов, не давая замерзнуть. Да и температура тела у птичек выше, чем у людей в среднем на 8 градусов. Так что холода им не страшны и, если бы причина была только в этом, они спокойно могли бы оставаться в родных местах.
Все дело в том, что для поддержания такой температуры птицам нужно постоянно хорошо питаться ,а вот жучки и насекомые, которыми в основной своей массе, питаются перелетные птицы, зимой зарываются в землю либо кору деревьев и впадают в спячку. И, именно из-за недостатка пищи, птицы вынуждены улетать туда, где можно добыть себе пропитание — в теплые края.
Подробный ответ на вопрос «Куда улетают птицы» можно узнать в видео детской передачи:
Перелетные птицы
В основном, перелетные птицы – те, которые питаются насекомыми либо хищники. Первыми наши края покидают ласточки, затем, когда начинают замерзать водоемы, улетают водоплавающие. Они могут лететь по одиночке, либо же сбиваться стаями, как грачи. Журавли и гуси, лебеди летят клином, мы часто можем видеть их в осеннем небе.
Перелетные птицы летят на дальние расстояния, делая небольшие остановки в пути, чтобы отдохнуть и набраться сил. Однако, есть и настоящие чемпионы. Так, американская золотистая ржанка в состоянии пролететь без остановки практически 5 500 километров.
К перелетным птицам относятся — жаворонки, грачи, журавли, утки, кукушки, ласточки, скворцы, соловьи, цапли…
Кочующие птицы
Кочующие птицы не улетают на огромные расстояния, как перелетные. При не слишком холодных и снежных зимах они вполне могут оставаться на местах своих гнездовий, не покидая их до наступления холодов. Но, если зима сурова и снежная, такие птички перебираются поближе к людям, в поисках дополнительного корма. К таким птичкам относятся и некоторые виды синичек, и важные красногрудые снегири, любители рябиновых ягод.
Оседлые птицы
Оседлые — это зимующие птицы, живущие на одном месте. Мы все знаем этих птиц, каждый день видим их на наших улицах, в лесах, на полях. Это птицы, питающиеся, в основном, зерновыми и пищевыми отходами. Вороны, воробьи, голуби, сороки — наши городские соседи.
Дятлы, тетерева, клёсты –лесные жители, вольготно чувствующие себя зимой в лесу. Дятел, к примеру, своим длинным клювом извлекает из-под коры спящих жучков и личинок, клест питается семенами шишек. Никакие снегопады и морозы им не страшны. А вот городским пернатым в особо холодные, снежные и морозные дни требуется помощь человека.
Как помочь пернатым друзьям перезимовать?
С наступлением холодов оседлым птичкам, обитающим рядом с нами, становится очень трудно добывать себе пищу. Насекомые спрятались ,зерновые убраны, семена деревьев и цветов разнес ветер, смели дворники. Зимой снег покрывает землю, и даже скудный осенний рацион для многих птиц оказывается недоступен. Они перемещаются в города, поближе к людям, в надежде поживиться хлебными крошками, семечками, пищевыми отходами, выбрасываемыми человеком. Однако, порой этого корма недостаточно для поддержания нужной температуры тела и птицы могут замерзнуть.
В наших с вами силах этого не допустить. Мы можем строить скворечники, мастерить кормушки ,развешивать их на ветвях деревьев. Подсыпая регулярно туда семечки, кусочки сала, мы можем накормить птичек и тем самым помочь им перезимовать и пережить холода без потерь. А они с удовольствием отблагодарят нас своим веселым щебетом и чириканьем.
О том, чем и как мы можем кормить наших пернатых друзей смотрите в видео ниже:
Если и в холодное время вы любите бегать, то захватите с собой горсточку зернышек и порадуйте пташек с самого утра, тогда потом, встав, на электрические беговые дорожки и открыв форточку, можно будет наслаждаться приятным щебетаньем птиц.
Еще о птицах читайте и смотрите здесь:
Детям про совушку — мудрую головушку
Сказка «Вести из редакции «Галкины новости».
Как нарисовать голубя
Вот такое небольшое сообщение о птицах осенью и зимой у нас получилось. Скажите, а дружите ли вы с птицами за окном? Есть ли рядом кормушки? Поделитесь в комментариях!
Приятного соседства и чудесного пения по утрам!
С любовью,
Людмила Поцепун.
Загрузка…
Развитию у детей интереса к изучению дикой природы можно способствовать, рассказывая им о животных с самого раннего возраста. Окружающий мир уникален, есть жизнь не только на земле, но и в воде, и даже в воздухе. Так, перелетные птицы осенью и весной могут вызывать повышенный интерес и у детей, и у взрослых. Не упускайте эту возможность, подготовьте рассказ о перелётных птицах, не забывая о возрастных особенностях слушателей и разнообразьте его тематическими заданиями и играми.
Содержание
Начинаем рассказ о перелетных птицах
Почему птицы улетают в теплые края
Почему птицы возвращаются весной
Что еще важно знать о птицах детям
Все о перелетных птицах для дошкольников и младших школьников в играх и заданиях
- Стихи и рассказы детям о перелетных птицах
- Игры и задания
- 1 апреля — Международный день птиц
Начинаем рассказ о перелетных птицах
Современный ребенок, который вырос в урбанизированном обществе и достиг старшего дошкольного возраста, уже должен знать не только предметы, окружающие его, но и живую природу родного края. Вот только достаточно сложно рассказать малышу о том, чего он сам не видел. Именно поэтому стоит тщательно подготовиться к рассказу о перелетных птицах. Прежде всего, необходимо найти тематические картинки с названиями и изображениями не только перелетных птиц, но и зимующих, поискать в интернете звуки, которые они издают, их пение.
Попробуйте на одном ватмане собрать представителей перелетных птиц, а на другом — зимующих, только каждое изображение должно быть подписано.
Например, к перелетным можно отнести:
- зяблика,
- трясогузку,
- певчего дрозда,
- горихвостку,
- пеночку-теньковку,
- ласточку,
- лесного конька,
- малиновку,
- чибиса,
- жаворонка,
- иволгу.
А к зимующим:
- воробьев,
- ворон,
- синиц,
- снегирей,
- голубей,
- сов,
- дятлов,
- сорок.
Наглядность позволит детям не только пополнить словарный запас новыми названиями дикой природы, но и соотнести услышанное с конкретными образами.
Чтобы закрепить знания, можно сделать дополнительный ватман с изображениями пернатых, где и перелетные и зимующие птицы для детей будут собраны вместе. После того, как малыш познакомится со всеми летунами, пусть он сам расскажет, как называется каждая из них, какие птицы улетают на юг, какие остаются зимовать. Еще удобнее и интереснее выполнять это задание, используя магнитную доску большого размера.
Проводите беседу в виде диалога. Например, спросите: «Синица перелетная птица или нет? Где и когда ты её видел?» Вспомните вместе, каких птиц видели раньше, и почему некоторых тяжело увидеть днем.
Почему птицы улетают в теплые края
Интересно будет детям узнать и причины отлета пернатых. Расскажите о том, что птицы, которые живут в поле, на болотах и водоемах, улетают на зимовку, потому что водоемы замерзают, и они не могут найти пропитание, ведь лягушек и рыбу им не достать, также и в поле все грызуны прячутся глубоко в норы. Пернатые, что живут в лесу, зимой больше не могут найти насекомых, которые в студеную пору впадают в глубокий сон или умирают.
Расскажите ребенку интересные факты о птицах. Например, о том, что зимовать они летят на юг, выстраиваясь в определенные фигуры.
Птицы могут выстраиваться:
- прямым фронтом,
- скученной стаей,
- косяком,
- клином.
Перелет пернатых клином или другой фигурой имеет особое значение. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Лидер группы показывает дорогу и, рассекая воздух, помогает слабым в полете.
Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы не выбиться из сил и не сбиться с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие.
Найдите и покажите картинки полета птиц детям, еще лучше, если это будет видео. Общеизвестно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Летящие птицы — видео
Ребенку постарше можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид семейства пернатых по-разному ведет себя перед полетом.
Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более точен в прогнозах, чем средства массовой информации. Они всегда точно знают, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Организм пернатых тоже готовится к длительным маршрутам. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.
Почему птицы возвращаются весной
Попробуйте узнать мнение ребенка, почему после зимовки пернатые возвращаются на родину. Ответ, в самом деле, прост: в теплых странах всем не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы пернатых. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.
Что еще важно знать о птицах детям
Включите в свое сообщение о перелетных птицах и информацию о том, как они живут. Скворечники, гнезда из веточек на деревьях, из глины и веточек под крышами жилых домов, а также клетки – все это квартиры пернатых. Во время прогулок можно увидеть эти домики — не упускайте возможность показать их ребенку. Кроме того, юному натуралисту будет интересно не только увидеть, но и самому сделать скворечник.
Вы можете отметить вместе с детьми День птиц, который проходит 1 апреля. Подробнее об этом дне читайте ниже.
Устройте пикник на природе, возьмите с собой заготовленные скворечники и повесьте их на деревья. Расскажите, какие птицы могут выбрать этот домик для себя и своих птенцов. Среди них могут быть не только скворцы, но и воробьи, синицы, другие летуны, которым по размеру подойдет дом. Возможно в следующий раз, когда вы вместе навестите это место, там уже будут слышны голоса птиц.
Видеоурок «Перелётные птицы для детей»
Все о перелетных птицах для дошкольников и младших школьников в играх и заданиях
Для своих занятий и уроков вы можете подготовить различные практические задания для детей, которые дадут им начальные сведения о птицах и помогут развить их моторику рук и коммуникативные навыки. Используя небольшие призы для тех, кто хорошо справился с заданием и для победителей в соревнованиях, вы сможете побудить детей решать поставленные задачи с особым усердием.
Стихи и рассказы детям о перелетных птицах
Сейчас можно найти множество книг со сказками, стихами, загадками о перелетных птицах.
Вот небольшой перечень детских писателей и поэтов, которые писали о летунах:
- Михаил Пришвин,
- Корней Чуковский,
- Виталий Бианки,
- Дмитрий Кедрин,
- Апполон Майков,
- Борис Пастернак,
- Иван Тургенев.
Ребенку будет интересно послушать или прочитать интересные стихи и рассказы о птицах, после краткого знакомства с пернатыми. Выучите какое-нибудь стихотворение вместе с ребенком. Это поможет ему не только улучшить память, но и надолго запомнить ваш рассказ.
Игры и задания
Спокойные игры на тему птицы
- В Интернете есть множество раскрасок с изображением птиц, которые можно распечатать на обычном принтере. Дети могут раскрашивать их красками, карандашами или фломастерами разных цветов в зависимости от вида той или иной птички.
- Также можно использовать пазлы с изображением пернатых с деталями, как маленького, так и большого размеров.
- Можно попробовать устроить конкурс на лучший рисунок. Распечатав изображения нескольких видов птиц, разложите их на столах. Дети должны будут пользоваться этими картинками как образцами для того, чтобы самим нарисовать птичек на отдельном листе бумаги. Назначьте призы за лучший, самый творческий и наиболее реалистичный рисунок.
Игры на развитие внимания
- Используйте популярную игру «Мемори», сделав ее своими руками, для развития и обучения детей. Для этой игры необходимо распечатать на небольших карточках несколько видов птиц: по 2 изображения каждого вида. Чтобы сделать карточки более долговечными, заламинируйте их. Расположите карточки на поверхности изображениями вниз. Пусть дети подходят и по очереди переворачивают по две карточки. Победит тот ребенок, который найдет больше всего пар одинаковых птиц.
- Для другой игры на развитие внимания поместите изображения птиц на доску и попросите детей внимательно рассмотреть их. Затем дети должны будут закрыть глаза (например, отвернуться или, если они сидят за столами, опустить головы на его поверхность, предварительно сложив руки), а вы в это время уберете одну из картинок с доски. Когда они вновь посмотрят на доску, тот, кто первый поймет, какая из птиц пропала (улетела), получит небольшой приз.
Подкармливание птиц
- Дети вместе с родителями могут сделать кормушки для пернатых, которые потом повесят за окном своей группы или класса. Это даст возможность наблюдать за разными птичками, прилетающими к кормушке.
- Каждый ребенок может сделать кормушку самостоятельно, или вы можете разбить их на несколько групп. Положите сосновую шишку на лист вощёной бумаги и пусть дети обмажут ее ореховой пастой с помощью ножа или ложки. Другой ложкой обсыпьте шишку с арахисовым маслом птичьим кормом. Вы также можете использовать орехи или семена подсолнечника. Вместо шишки можно использовать, к примеру, большой мягкий крендель или чёрствый кусочек белого хлеба. Так же обмажьте его арахисовым маслом и посыпьте кормом.
Другие игры про птиц
- Можно устроить еще одну призовую игру по теме. Разложите по кругу на земле изображения птиц и включите музыку. По правилам дети должны ходить вокруг этих изображений и когда музыка остановиться, каждый должен встать на отдельную картинку и назвать вид этой птицы. Тот ребенок, который отгадал вид правильно, получает небольшой приз.
- Можно переделать традиционную игру «Горячая картошка», используя большую плюшевую игрушку в виде птицы и назвав эту игру «Горячая птица». Победитель может получить эту игрушку в качестве приза.
1 апреля — Международный день птиц
Каждый год в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» проходит Международный день птиц. Отмечается он 1 апреля. Именно в этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция по охране птиц.
В начале апреля перелетные птицы возвращаются домой с зимовок.
В России издавна праздновали возвращение пернатых, и одним днем праздники не ограничивались:
- Иванов день – день встречи перелетных птиц – 9 марта,
- Герасим-грачевник – день закликания птиц – 17 марта,
- 22 марта встречали жаворонков, закликая их с помощью обрядовой выпечки,
- отпускали птиц на волю 7 апреля, на Благовещенье,
- день ласточки – Юрьев день.
Во время возвращения перелетных птиц пекли жаворонков из теста, пели песни-заклички, развешивали домики для птиц. Кстати, предлагать пернатым искусственные гнездовья: скворечники, синичники, гоголятники из коры впервые начали именно в России.
С 1910 по 1941 год День птиц отмечался как массовый праздник, лишь в годы революции он был забыт. Он возродился благодаря московским юннатам в 1924 году. С 1928 года он отмечался уже во многих городах Советской России, широко освещаясь в СМИ. Великая отечественная война вновь прервала традицию до конца 40-х годов.
Долгое время День птиц был интересным, массовым праздником. Однако постепенно он стал официальным шаблонным мероприятием и к 70-м годам практически изжил себя. В 1994 году он опять становится массовым благодаря Союзу охраны птиц России.
К сожалению, городские жители равнодушно относятся к пернатым соседям, лишь иногда подкармливая. Немногие из нас делают птицам скворечники, вешают кормушки. В городах живут в основном воробьи, вороны, голуби и синицы.
Подготовку к празднованию Дня птиц в детских садах и школе можно начать заранее. Пусть ребята понаблюдают за птицами, живущими в городе, обратят внимание на то, каких больше всего, какая у них окраска, поведение, как они поют. По результатам наблюдения можно составить таблицу «Птицы вокруг нас».
- На уроке музыки дайте ребятам послушать пение птиц, поучите детей отличать разных представителей по их пению.
- На уроке окружающего мира к ребятам в гости могут прилететь пернатые гости и рассказать о себе: о повадках, среде обитания, пользе, приносимой птицами людям.
- К уроку чтения учим стихи про весну, находим загадки, пословицы и поговорки про птиц.
- На уроке рисования рисуем разных птиц и оформляем выставку рисунков «Перелетные птицы».
- На уроке труда делаем пернатых в технике оригами, а также мастерим птицам скворечники, которые потом можно повесить на пришкольной территории или около дома.
Завершить празднование Дня птиц, наверное, лучше всего на природе, — выехав на экскурсию в дендрарий, или парк, где вживую можно услышать пение птиц, увидеть, какие птицы там живут.
Подвести итог можно с помощью викторины, во время которой учащиеся еще раз расскажут о пользе, приносимой птицами, напомнят, почему их надо беречь и охранять, по пению определят вид птиц.
Заинтересовав ребенка, можно посеять семя любознательности и пытливости, что, несомненно, поможет крохе учиться на отлично и узнавать каждый день что-то новое.
Международный день птиц — видео
Урок окружающего мира
Тема: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Класс:1
Цели урока: сформировать представление о перелетных птицах.
Образовательные задачи:
-расширить знания детей о причинах отлета птиц в теплые края;
-познакомить с перелётными птицами;
-развитие познавательных способностей учащихся, самостоятельности мышления,
творческих способностей;
-воспитание бережного отношения к птицам.
Метапредметные умения:
-формулировать речевое высказывание;
-формулировать собственное мнение;
Предметные умения:
-понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края;
научиться узнавать птиц по иллюстрациям;
-понимать связь живой и неживой природы.
Ход урока
1.Актуализация знаний
-Ребята, здравствуйте. Сегодня на занятии я хочу поговорить с вами о замечательном времени года, когда от зимнего сна просыпается вся природа?
-Ребята, что это за время года? Догадались?
—Как можно охарактеризовать весну, какая она? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, зеленая, прекрасная, добрая, солнечная)
-Какие приметы весны вы знаете? (Весной солнце не только ярко светит, но и греет, весной бегут ручьи, весной с крыш домов свисают сосульки, весной звери просыпаются после зимней спячки, весной небо становится голубее, весной дни становятся длиннее а ночи короче, весной распускаются почки, весной появляются проталины, весной показывается первая травка, весной слышны пение птиц, весной появляются первые цветы — подснежники, весной прилетают птицы.)
2. Целеполагание, постановка проблемы
Стук в дверь. Посылка
-Ребята, рассмотрите содержимое посылки.
Дети достают из посылки: семечки подсолнечника, тыквы, сало, черный хлеб, пшено, просо, овес, рис, рисунок гусеницы, рисунок червячка, рисунок жучка.
-Интересно, как это может быть связано с весной? (ответы)
-О чем мы сегодня будем говорить, догадались? Давайте я вам помогу.
Текст письма в посылке:
«Здравствуйте, дорогие дети! Мы возвращаемся в родные края и очень спешим. Ведь за весну нам нужно успеть устроить или отремонтировать свои дома отложить яйца, вывести птенцов и научить их летать. Нам предстоит долгий и трудный путь. Мы очень соскучились, встречайте нас. Ваши друзья».
-Верно, темой нашего сегодняшнего разговора будут птицы, и это не случайно, ведь 12 мая праздник — международный день перелетных птиц.
-Ребята, а кто из вас знает, каких птиц называют перелетными? (Тех, которые улетают от нас в теплые края)
-Можете привести примеры перелетных птиц. (Жаворонок, утка, грач, журавль, кукушка, ласточка, лебедь, скворец, соловей, цапля)
-Хорошо! Молодцы!
http://haytarma.ru/video-s-pticami/video-detyam-pticy-pereletnye.html
ВРЕМЯ 5.30-6.12 перелетные ПТИЧКИ И ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ОНИ ИЗДАЮТ
-Ребята, а как вы думаете, о чем песни птиц?
ИГРА «КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ»:
Кукушка – кукует.
Ласточка – щебечет.
Скворец – поет.
Журавль – курлыкает.
Утка – крякает.
Гусь – гогочет
— А птицы, которые остаются с нами зимовать, называют… зимующие.
— Можете привести примеры. (Голубь, ворона, воробей, клест, свиристель, синица, снегирь, сорока, щегол, дятел)
-Молодцы!
Подвижная игра «Тепло, холодно»
-А сейчас давайте, ребята поиграем в игру «Тепло, холодно», Вы ребята, будете воробьями. По команде «тепло»-летайте, кричите, а по команде «холодно»-нахохлитесь и садитесь на корточки рядом друг с другом.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
-Ребята, а вы знаете, почему некоторые птицы улетают, а некоторые остаются? (ответы детей, гипотезы детей)
-Хотите точно узнать ответ на этот вопрос, проверить ваши предположения?
3.Решение проблемы
-А поможет нам в этом посылка.
— Как наша посылка связана с темой занятия? (она связана с птицами)
— Как одним словом назвать содержимое посылки? (это корм)
-Ребята вам задание распределить содержимое посылки на две группы и тогда вы узнаете одну из причин, почему птички улетают от нас в теплые края.
— Объясните, по какому признаку вы разбили корм на группы (ответы детей) (группа насекомые и группа зерноядровые?)
-Теперь внимательно посмотрите на ваши получившиеся группы и продолжите предложение «Птицы улетают потому что… (им не хватает корма — насекомые, которыми они питаются, исчезают), ребята это одна из причин почему птички покидают родны края.
-Ребята, а в какое время года можно встретить перелетных птиц? (весной, осенью и летом), не встречаются они только зимой
-Ребята, а что делают птички, когда прилетают в родные края? (строят гнезда и выводят потомство)
— А как вы думаете из чего делают гнезда? (Из сухой травы, из веток, листьев)
— Можно ли трогать гнездо птицы? (Нет) Почему?
-Кто строит своё гнездо из глины? (Ласточка строит гнездо из глины)
-А где птицы стоят свои гнёзда?
(Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.)
А какая птица не вьёт гнезда? (Кукушка)
-А как же тогда у кукушки птенцы появляются. (Она заходит в чужие гнёзда и оставляет там свои яйца. Чужая мама высиживает их.)
-Ребята, а как называется птичий дом? (Скворечник) А кто делает такие дома? Кто там живёт? (Папа-скворец, мама — скворчиха и птенец — скворчонок)
-Как мы с вами можем помочь птицам весною?
(Сделать скворечники и развесить их)
-Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у птиц?
(Отложить яйца и вывести птенцов)
-А кто заботится, высиживает, согревает, бережёт яйца.
(Мама – птица, самка)
-Давайте поиграем в игру с мячом
Игра «У кого, какой птенец?» (проводится с мячом) . Я называю взрослую птицу, вы её птенцов.·
у грача – грачонок,
· у скворца – скворчонок
· у чижа — чижонок
· у соловья — соловьенок
· у аиста – аистенок
· у кукушки – кукушонок
у лебедя – лебеденок
Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.
— А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином.
Утки, гуси и лебеди улетают вереницей — верёвочкой.
Ласточки и скворцы улетают стаей.
Журавли улетают клином — углом.
А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.
-Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря
-Ребята, что бы вы сделали, если бы увидели… выпавшего из гнезда птенца, мальчишку с рогаткой
-А что будет, если птички не вернуться к нам весной? (Произойдет беда. Некому будет защищать парки сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Мы никогда не услышим их чудных песен, некому будет разносить по земле семена ягод, трав цветов)
-Чем мы можем помочь нашим пернатым друзьям, чтобы они с радостью возвращались к нам? (Строить скворечники, не вырубать леса, не загрязнять воздух, не засорять водоёмы, не разорять птичьи гнезда, подкармливать их, не бросать в них камни)
Игра «Наоборот»
Пальчиковая игра
.
«Кто лишний?»
Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.
Сорока, ворона, воробей, ласточка.
Жук, бабочка, птенец.
Скворец, соловей, грач, голубь.
Курица, журавль, лебедь, кукушка.
Физминутка
Лебеди летят,
Крыльями машут.
Прогнулись над водой
Качают головой
Прямо и гордо
Умеют держаться
И очень бесшумно
На место садятся.
«Какое слово потерялось».
— У зверей тело покрыто шерстью, а у птиц покрыто …(перьями)
— Рыба плавает в реке, а птица летает… (в небе)
— У человека есть нос, а у птицы — … (клюв)
— У человека маленький ребенок, а у птицы маленький… (птенец) –
4.Систематизация знаний (исследование)
-Ребята, а чем похожи все птицы? (У них есть крылья, перья, клюв).
-Чем они отличаются друг от друга? (Цветом перьев, клювом, средой обитания, кормом).
-Ребята, а чем отличаются птицы от животных и людей? (у них есть крылья)
-Зачем птицам крылья?
-Давайте отпустим с небольшой высоты птичку со сложенными крыльями (макет птички – бумажный самолет)
-Что случилось с нашей птичкой и почему? (С нераскрытыми крыльями она не может держаться в воздухе).
-Давайте раскроем крылья нашей птичке и посмотрим, что произойдет теперь? (запускаем самолет с раскрытыми крыльями). Птичка летит с раскрытыми крыльями.
— Ребята, а все ли птички летают?
Например, куры не летают. Как вы думаете почему?
-Предлагаю вам прикрепить к нашей бумажной птичке пластилиновое туловище , чтобы птичка стала похожа на курочку, кладем поверх бумажного самолета кусочек пластилина), запускаем птичку
-Летает она, как бумажная, или нет? Почему?
(Она стала очень тяжелая, крылья не могут поднять тело в воздух).
-Какой вывод вы можете сделать?
Дети делают вывод: 1.летают птицы с помощью крыльев. 2.Летать могут не все птицы, а только те, у кого маленькая масса тела
5.Итог.
-Какую пользу человеку приносят птицы? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
-Как надо относиться к птицам? (птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)
-Какой праздник отмечают 12 мая?
-Каких птиц называют перелетными?
-Почему птички улетают в теплые края?
6. Рефлексия
Игра с мячом “Продолжи предложение, найди причину”.
— Я говорю начало предложения, а вы его заканчиваете.
— Весной птицы строят гнезда, потому что…(собираются выводить птенцов).
— Осенью птицы улетают на юг, потому что….(холодно и нечем питаться)
— У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по болоту)
— Все люди любят слушать соловья, потому что…(он красиво поет)
— Кукушка подкидывает яйца в другие гнезда, потому что (не строит своего гнезда)
- Энциклопедия
- Птицы
- Перелетные птицы
С наступлением холодов мы привыкли замечать, что многие птицы собираются в стаи, и улетают в теплые края. Возвращаются они обратно в свои гнезда уже весной. Зачем они это делают? Ответ на этот вопрос достаточно простой. Некоторые птицы питаются растениями и насекомыми, зимой это трудоемкий процесс, так как везде лежит снег. Поэтому, чтобы питаться и не замерзнуть в мороз, птицы вынуждены отправляться в далекие края на зимовку.
Можно поразиться выдержки и смелости перелетной птицы. Они совершают путешествия на длинные расстояния, многие из них, могут потеряться в пути, особенно это касается молодых особей. Птицы собираются и красиво летят в небе клином. Ярким примером перелетной птицы является журавль. Как только в осеннем небе наблюдается журавлиный клин, значит, будет холодать, идет осень. Не все птицы перелетают в теплые страны вместе, некоторые предпочитают путешествовать поодиночке.
Птицы, улетающие в далеки страны, стараются за лето успеть вывести потомство, чтобы осень всем вместе улететь в поисках лучших условий. Каждый год птицы преодолевают многие километры, чаще всего они придерживаются одного маршрута, не делая никаких отклонений от него. Есть, конечно же, и такие птицы, которые летят намного дольше, они останавливаются чаще. Перелет всегда усложняется погодой. Птицы могут лететь и в дождь и в сильный ветер, преодолевают озера, леса и океаны. Почему же перелетные птицы не могут остаться в южных странах. Наверно потому, что там летом слишком жарко, и трудно строить гнезда и выводить потомство. Им намного проще вернуться домой. Улетающие птицы интересные создания. Они могут определять свой маршрут по ландшафту и солнцу. Они даже могут следовать по звездам.
Перед трудным полетом все птицы готовятся по-своему. Некоторые меняют окрас, кто-то отъедается или линяет. Но почти все стараются вовремя вернуться, принеся с собой тепло и радость. Они проделывают такой трудный перелет, чтобы мы снова смогли услышать их пение, и ощутить радость от их присутствия.
Доклад Перелетные птицы
Каждый год мы замечаем, как весной в наших дворах и скверах появляется больше разных птиц. Каких птиц мы видим зимой? Ворон да воробьев, изредка, если повезет можно увидеть снегиря. Снегири в зимние месяцы питаются ягодами рябины, клена, еловых шишек. Мякоть ягод они выбрасывают, а косточками питаются. Известно, что воробьи не могут лететь более чем 15 мину, им нужно приземлиться, иначе упадут намертво. Многие зимующие птицы запасаются питанием на зиму с лета. Желуди, личинки, червяки и всевозможные зерна они прячут в траве или трещинах деревьев. Где же всю зиму были птички, которых мы видим сейчас, когда на улице природа как будто оживает? Эти птички каждую осень собираются в стайки и улетают в теплые края.
Все птицы улетают постепенно в разное время. Летят они без отдыха сотни километров к югу. Перелетные птицы обладают уникальной особенностью ориентироваться в пространстве и без света. За это отвечает орган, который помогает преодолевать магнитные полюса земли. В теплых края все перелетные птицы не вьют гнезд, потому что они нужны только для высиживания птенцов. Первыми улетают те, которые питаются насекомыми. Стрижи и ласточки открывают сезон и улетают первыми. Когда наступают холода все комарики, мошки, жучки начинают прятаться кто-то под кору деревьев, кто-то зарывается в землю и птицам становится голодно, они не могут найти себе пищи. Потом улетают те, что питаются зернышками и семенами разных деревьев и растений. А когда наступают первые заморозки и земля промерзает, они тоже остаются без пищи. Позднее всех улетают водоплавающие птицы, вы видели их летом на прудах в парках, на озерах и речках — это дикие уточки, красавцы лебеди. С наступлением первых морозов все водоемы покрываются коркой льда. Кто-то из вас подкармливал их, бросая им корочки хлеба. Завершают перелет птиц журавли. Поздней осенью можно увидеть в небе косяки улетающих птиц, и на душе становится грустно. Но с наступлением весенних деньков они возвращаются.
Возвращение пернатых домой говорит о том, что холода прекращаются. Первыми в родные края возвращаются грачи, они похожи на ворон, только у них более тонкий и прямой клюв. Грачи всеядны и строят свои гнезда высоко на деревьях. Потом прилетают скворцы. Когда скворцы прилетают домой, они поселяются в старых скворечниках, дуплах деревьев. Размер скворцов около 20 см, но размах крыльев превышает в два раза самих птиц. В детских садах, школах и дома дети с родителями мастерят скворечники для птиц. Ранней весной прилетают жаворонки, по размеру они не большие, на голове красивый хохолок, а спин5а желто-коричневого окраса. Немного позже можно увидеть зяблика и дрозда. Вслед за ними появляются ласточки, У них длинный и раздвоенный хвост, узкие крылья. Гнезда ласточек можно увидеть под крышами своего дома или сарая, потому что они часто селятся возле людей. Каждый год ласточки селятся в одних и тех же местах. Свои домики ласточки строят из травы и грязи, на дно укладывают пух. Ласточки по очереди высиживают своих птенцов. Родители с утра до позднего вечера добывают пищу своим птенцам.
Все эти птицы возвращаются домой, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, научить их летать и осенью с новым потомством опять улететь в теплые края. Поэтому всех перечисленных птиц называют перелетными. Птиц необходимо любить, потому что они украшают природу!
1, 2, 3, 4, 5, 7 класс окружающий мир
Перелетные птицы
Популярные темы сообщений
- Профессия врача
Давным-давно появилась профессия врача. Люди всегда хотели избавиться от многих болезней и заболеваний. В древние времена людей умеющих излечивать приравнивали к целителям, которые обладают особенным даром. Именно они помогали бороться
- Организмы в океане
Благодаря многим изучениям, а позже и снимкам с космоса, можно с уверенностью сказать, что большую часть земной поверхности занимают океаны. Все океаны Земли объединены в один — Мировой океан. Хоть все океаны и разделены материками все же,
- Последствия вредных привычек
В чём секрет человеческого долголетия? Что нужно делать людям для того, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь? На эти вопросы вам сможет ответить даже маленький человечек, который уже понимает, что правильное питание,
- Откуда появились числа
Когда древние люди начали охотиться на животных, им понадобилось посчитать, сколько людей должно пойти на охоту. Потребовалось изобрести систему счета. Вожди таких древних поселений справлялись с этой задачей, даже трудно поверить как.
- Дольмены
Тем временем пока египтяне возводили гробницы фараонам, античные народы Африки, Европы, Индии и Кореи из громадных обломков каменных пластин сооружали удивительные постройки – дольмены. Они состоят из гигантских платформ: