Перелетные птицы рассказ для детей в детском саду

Считается, что дети должны иметь представление о птицах и пользе от них уже в 5 лет. А в 6-7 лет различать некоторых пернатых по названиям. Весенние месяцы – самые подходящие для занятия на тему «Что такое перелетные птицы» для детей старшей группы.

Какие учебные материалы понадобятся в процессе

Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.

Первое и важно пособие, которое мы используем на занятиях – плакат «Перелетные птицы». На нем показаны все нужные виды, картинки крупные и видны издалека. Птички хорошо прорисованы и по ним легко объяснять, чем одна отличается от другой (хвостики, крылья, ноги, оперение, размеры). Птички подписаны, самые любознательные дети попробуют прочитать.

Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий.  Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.

части тела

Стихи, в которых фигурируют жаворонок, ласточки, скворец, соловей, дрозд, аист, грач, журавль и другие птицы, мы ищем в интернете или берем в специальных методических пособиях. В сети есть и сказки, интересные для деток 6 лет. Например, «На озере», «Как Воробьишко Африку искал», «Возвращение на родину» и другие.

Здорово, когда есть возможность после стиха или сказки показать видео, в котором птица летает, ходит, питается. Можно попробовать найти в интернете видеозаписи и смонтировать короткие ролики, не дольше минуты. Есть познавательные фильмы, видеоуроки и обучающие видео о перелетных видах на Youtube. Но они занимают время, лучше такой фильм показать помимо занятия. Можно посмотреть мультфильм: «Серая шейка», «Мама-цапля», «Крякнутые каникулы», «Махни крылом».

Что рассказать детям о перелетных птицах

Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.

Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.

Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.

перелеты

Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.

Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.

Как составить план занятия

Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие.

Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.

Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).

птицы

Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.

В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:

  • Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
  • Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
  • Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).

Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.

Вопросы и выводы по занятию

Чтобы закрепить информацию, рекомендую задать в конце такие вопросы:

  • Что такое перелетные птицы?
  • Куда и почему улетают они на зиму?
  • Какие именно пернатые улетают в южные местности (названия)?
  • Путешествуют ли птенцы с родителями?
  • Почему они возвращаются обратно из теплых краев?
  • Почему летают стаями?
  • Чем питаются перелетные птицы?
  • Какую пользу людям и природе они приносят?

«Птичьи» занятия помогут обогатить кругозор, пополнить знания об окружающем мире и природе, дадут новые названия и понятия в словаре ребенка. Расскажут, насколько мир многообразен и интересен. В первую очередь, они дадут понимание того, что птицы – живые существа, им нужно питаться и защищаться от холодов, растить птенцов. Перелетные виды очень важны для живого мира и человеческой деятельности.

В воздухе кипит жизнь. Рассказы о ней очень важны для современного урбанизированного ребенка, который видит природу мельком и в малых количествах. Удачных вам занятий и любознательных деток!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Развитию у детей интереса к изучению дикой природы можно способствовать, рассказывая им о животных с самого раннего возраста. Окружающий мир уникален, есть жизнь не только на земле, но и в воде, и даже в воздухе. Так, перелетные птицы осенью и весной могут вызывать повышенный интерес и у детей, и у взрослых. Не упускайте эту возможность, подготовьте рассказ о перелётных птицах, не забывая о возрастных особенностях слушателей и разнообразьте его тематическими заданиями и играми.


Содержание

Начинаем рассказ о перелетных птицах

Почему птицы улетают в теплые края

Почему птицы возвращаются весной

Что еще важно знать о птицах детям

Все о перелетных птицах для дошкольников и младших школьников в играх и заданиях

  • Стихи и рассказы детям о перелетных птицах
  • Игры и задания 
  • 1 апреля — Международный день птиц

перелетные птицы для детей  

Начинаем рассказ о перелетных птицах

Современный ребенок, который вырос в урбанизированном обществе и достиг старшего дошкольного возраста, уже должен знать не только предметы, окружающие его, но и живую природу родного края. Вот только достаточно сложно рассказать малышу о том, чего он сам не видел. Именно поэтому стоит тщательно подготовиться к рассказу о перелетных птицах. Прежде всего, необходимо найти тематические картинки с названиями и изображениями не только перелетных птиц, но и зимующих, поискать в интернете звуки, которые они издают, их пение. 

Попробуйте на одном ватмане собрать представителей перелетных птиц, а на другом — зимующих, только каждое изображение должно быть подписано.

Например, к перелетным можно отнести:

  • зяблика,
  • трясогузку,
  • певчего дрозда,
  • горихвостку,
  • пеночку-теньковку,
  • ласточку,
  • лесного конька,
  • малиновку,
  • чибиса,
  • жаворонка,
  • иволгу.

какие птицы улетают на юг

А к зимующим:

  • воробьев,
  • ворон,
  • синиц,
  • снегирей,
  • голубей,
  • сов,
  • дятлов,
  • сорок.

перелетные и зимующие птицы для детей

Наглядность позволит детям не только пополнить словарный запас новыми названиями дикой природы, но и соотнести услышанное с конкретными образами.

Чтобы закрепить знания, можно сделать дополнительный ватман с изображениями пернатых, где и перелетные и зимующие птицы для детей будут собраны вместе. После того, как малыш познакомится со всеми летунами, пусть он сам расскажет, как называется каждая из них, какие птицы улетают на юг, какие остаются зимовать. Еще удобнее и интереснее выполнять это задание, используя магнитную доску большого размера.

Проводите беседу в виде диалога. Например, спросите: «Синица перелетная птица или нет? Где и когда ты её видел?» Вспомните вместе, каких птиц видели раньше, и почему некоторых тяжело увидеть днем.

рассказ о перелётных птицах

Почему птицы улетают в теплые края

Интересно будет детям узнать и причины отлета пернатых. Расскажите о том, что птицы, которые живут в поле, на болотах и водоемах, улетают на зимовку, потому что водоемы замерзают, и они не могут найти пропитание, ведь лягушек и рыбу им не достать, также и в поле все грызуны прячутся глубоко в норы. Пернатые, что живут в лесу, зимой больше не могут найти насекомых, которые в студеную пору впадают в глубокий сон или умирают.

Расскажите ребенку интересные факты о птицах. Например, о том, что зимовать они летят на юг, выстраиваясь в определенные фигуры.

Птицы могут выстраиваться:

  • прямым фронтом,
  • скученной стаей,
  • косяком,
  • клином.

перелет птиц, перелетные птицы осенью

Перелет пернатых клином или другой фигурой имеет особое значение. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Лидер группы показывает дорогу и, рассекая воздух, помогает слабым в полете.

Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы не выбиться из сил и не сбиться с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие. 

Найдите и покажите картинки полета птиц детям, еще лучше, если это будет видео. Общеизвестно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.


Летящие птицы — видео


Ребенку постарше можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид семейства пернатых по-разному ведет себя перед полетом.

Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более точен в прогнозах, чем средства массовой информации. Они всегда точно знают, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Организм пернатых тоже готовится к длительным маршрутам. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.

рассказ о перелетных птицах для дошкольников, 2 класс

Почему птицы возвращаются весной

Попробуйте узнать мнение ребенка, почему после зимовки пернатые возвращаются на родину. Ответ, в самом деле, прост: в теплых странах всем не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы пернатых. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.

все о перелетных птицах для дошкольников

Что еще важно знать о птицах детям

Включите в свое сообщение о перелетных птицах и информацию о том, как они живут. Скворечники, гнезда из веточек на деревьях, из глины и веточек под крышами жилых домов, а также клетки – все это квартиры пернатых. Во время прогулок можно увидеть эти домики — не упускайте возможность показать их ребенку. Кроме того, юному натуралисту будет интересно не только увидеть, но и самому сделать скворечник.

Вы можете отметить вместе с детьми День птиц, который проходит 1 апреля. Подробнее об этом дне читайте ниже.

Устройте пикник на природе, возьмите с собой заготовленные скворечники и повесьте их на деревья. Расскажите, какие птицы могут выбрать этот домик для себя и своих птенцов. Среди них могут быть не только скворцы, но и воробьи, синицы, другие летуны, которым по размеру подойдет дом. Возможно в следующий раз, когда вы вместе навестите это место, там уже будут слышны голоса птиц.


Видеоурок «Перелётные птицы для детей»

 


Все о перелетных птицах для дошкольников и младших школьников в играх и заданиях

Для своих занятий и уроков вы можете подготовить различные практические задания для детей, которые дадут им начальные сведения о птицах и помогут развить их моторику рук и коммуникативные навыки. Используя небольшие призы для тех, кто хорошо справился с заданием и для победителей в соревнованиях, вы сможете побудить детей решать поставленные задачи с особым усердием.

о птицах детям, как живут перелетные птицы

Стихи и рассказы детям о перелетных птицах

Сейчас можно найти множество книг со сказками, стихами, загадками о перелетных птицах.

Вот небольшой перечень детских писателей и поэтов, которые писали о летунах:

  • Михаил Пришвин,
  • Корней Чуковский,
  • Виталий Бианки,
  • Дмитрий Кедрин,
  • Апполон Майков,
  • Борис Пастернак,
  • Иван Тургенев.

Ребенку будет интересно послушать или прочитать интересные стихи и рассказы о птицах, после краткого знакомства с пернатыми. Выучите какое-нибудь стихотворение вместе с ребенком. Это поможет ему не только улучшить память, но и надолго запомнить ваш рассказ.

детям о перелетных птицах

Игры и задания

Спокойные игры на тему птицы

  1. В Интернете есть множество раскрасок с изображением птиц, которые можно распечатать на обычном принтере. Дети могут раскрашивать их красками, карандашами или фломастерами разных цветов в зависимости от вида той или иной птички.
  2. Также можно использовать пазлы с изображением пернатых с деталями, как маленького, так и большого размеров.
  3. Можно попробовать устроить конкурс на лучший рисунок. Распечатав изображения нескольких видов птиц, разложите их на столах. Дети должны будут пользоваться этими картинками как образцами для того, чтобы самим нарисовать птичек на отдельном листе бумаги. Назначьте призы за лучший, самый творческий и наиболее реалистичный рисунок.

перелетные птицы раскраски

перелетные птицы фото

Игры на развитие внимания

  1. Используйте популярную игру «Мемори», сделав ее своими руками, для развития и обучения детей. Для этой игры необходимо распечатать на небольших карточках несколько видов птиц: по 2 изображения каждого вида. Чтобы сделать карточки более долговечными, заламинируйте их. Расположите карточки на поверхности изображениями вниз. Пусть дети подходят и по очереди переворачивают по две карточки. Победит тот ребенок, который найдет больше всего пар одинаковых птиц.
  2. Для другой игры на развитие внимания поместите изображения птиц на доску и попросите детей внимательно рассмотреть их. Затем дети должны будут закрыть глаза (например, отвернуться или, если они сидят за столами, опустить головы на его поверхность, предварительно сложив руки), а вы в это время уберете одну из картинок с доски. Когда они вновь посмотрят на доску, тот, кто первый поймет, какая из птиц пропала (улетела), получит небольшой приз.

перелетные птицы картинки с названиями

Подкармливание птиц

  1. Дети вместе с родителями могут сделать кормушки для пернатых, которые потом повесят за окном своей группы или класса. Это даст возможность наблюдать за разными птичками, прилетающими к кормушке.
  2. Каждый ребенок может сделать кормушку самостоятельно, или вы можете разбить их на несколько групп. Положите сосновую шишку на лист вощёной бумаги и пусть дети обмажут ее ореховой пастой с помощью ножа или ложки. Другой ложкой обсыпьте шишку с арахисовым маслом птичьим кормом. Вы также можете использовать орехи или семена подсолнечника. Вместо шишки можно использовать, к примеру, большой мягкий крендель или чёрствый кусочек белого хлеба. Так же обмажьте его арахисовым маслом и посыпьте кормом.

перелётные птицы для дошкольников

Другие игры про птиц

  1. Можно устроить еще одну призовую игру по теме. Разложите по кругу на земле изображения птиц и включите музыку. По правилам дети должны ходить вокруг этих изображений и когда музыка остановиться, каждый должен встать на отдельную картинку и назвать вид этой птицы. Тот ребенок, который отгадал вид правильно, получает небольшой приз.
  2. Можно переделать традиционную игру «Горячая картошка», используя большую плюшевую игрушку в виде птицы и назвав эту игру «Горячая птица». Победитель может получить эту игрушку в качестве приза.

перелетные птицы названия для детей

1 апреля — Международный день птиц

Каждый год в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» проходит Международный день птиц. Отмечается он 1 апреля. Именно в этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция по охране птиц.

В начале апреля перелетные птицы возвращаются домой с зимовок. 

В России издавна праздновали возвращение пернатых, и одним днем праздники не ограничивались:

  • Иванов день – день встречи перелетных птиц – 9 марта,
  • Герасим-грачевник – день закликания птиц – 17 марта,
  • 22 марта встречали жаворонков, закликая их с помощью обрядовой выпечки,
  • отпускали птиц на волю 7 апреля, на Благовещенье,
  • день ласточки – Юрьев день.

Во время возвращения перелетных птиц пекли жаворонков из теста, пели песни-заклички, развешивали домики для птиц. Кстати, предлагать пернатым искусственные гнездовья: скворечники, синичники, гоголятники из коры впервые начали именно в России.

С 1910 по 1941 год День птиц отмечался как массовый праздник, лишь в годы революции он был забыт. Он возродился благодаря московским юннатам в 1924 году. С 1928 года он отмечался уже во многих городах Советской России, широко освещаясь в СМИ. Великая отечественная война вновь прервала традицию до конца 40-х годов.

Долгое время День птиц был интересным, массовым праздником. Однако постепенно он стал официальным шаблонным мероприятием и к 70-м годам практически изжил себя. В 1994 году он опять становится массовым благодаря Союзу охраны птиц России.

К сожалению, городские жители равнодушно относятся к пернатым соседям, лишь иногда подкармливая. Немногие из нас делают птицам скворечники, вешают кормушки. В городах живут в основном воробьи, вороны, голуби и синицы.

Подготовку к празднованию Дня птиц в детских садах и школе можно начать заранее. Пусть ребята понаблюдают за птицами, живущими в городе, обратят внимание на то, каких больше всего, какая у них окраска, поведение, как они поют. По результатам наблюдения можно составить таблицу «Птицы вокруг нас».

  • На уроке музыки дайте ребятам послушать пение птиц, поучите детей отличать разных представителей по их пению.
  • На уроке окружающего мира к ребятам в гости могут прилететь пернатые гости и рассказать о себе: о повадках, среде обитания, пользе, приносимой птицами людям.
  • К уроку чтения учим стихи про весну, находим загадки, пословицы и поговорки про птиц.
  • На уроке рисования рисуем разных птиц и оформляем выставку рисунков «Перелетные птицы».
  • На уроке труда делаем пернатых в технике оригами, а также мастерим птицам скворечники, которые потом можно повесить на пришкольной территории или около дома.

перелетные птицы рассказ для начальной школы

Завершить празднование Дня птиц, наверное, лучше всего на природе, — выехав на экскурсию в дендрарий, или парк, где вживую можно услышать пение птиц, увидеть, какие птицы там живут.

Подвести итог  можно с помощью викторины, во время которой учащиеся еще раз расскажут о пользе, приносимой птицами, напомнят, почему их надо беречь и охранять, по пению определят вид птиц.

Заинтересовав ребенка, можно посеять семя любознательности и пытливости, что, несомненно, поможет крохе учиться на отлично и узнавать каждый день что-то новое.


Международный день птиц — видео

 

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 26

станицы Павловской муниципального
образования

Павловский район.

Конспект занятия в подготовительной группе на тему:

«Перелетные
птицы».

Цель: познакомить
детей с перелетными
птицами
, выяснить, почему их так называют, развивать активный и
пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать
на вопросы.

Образовательная
область
:


познавательное развитие;

-социально-коммуникативное
развитие;


речевое развитие.

Задачи:

Обучающие:

-Расширить
знания детей о птицах.

-Закрепить
знания о перелетных
птицах
.

-Закрепить
обобщающие понятия.

-Обучать
развернутому высказыванию.

-Расширить
представление детей о перелётных
птицах
, их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие:

Развитие
речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия
и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные:

Формирование
навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к
природе.

Методы и
приемы
:

-Наглядные;

-Словесные;

— ИКТ.

Предварительная
работа
:

Наблюдение
за птицами
во время прогулки
; чтение стихов, рассказов о птицах.
Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц,
предметные картинки с изображением различных видов птиц.

Оборудование:


Плакат с изображением природы, перелетных птиц.

-Мультимедийная
установка;


Презентация по теме: «Перелетные
птицы
»

Ход занятия:

Воспитатель
читает сказку для детей К. В. Лукашевич «Осень»:

Она
пришла на землю хмурая, ветреная, под зонтом.
— Кто ты? – спросили дети.
— Я – время года – осень

Я
пришла с дождем. Ветром. Туманом.

Я
раскрасила листья на деревьях в красные и желтые цвета. Я тороплю птичек
улетать в теплые страны, потому что за мною скоро идет зима.

Но
зато я увесила Ваши сады спелыми яблоками, грушами, сливами, наполнила все
огороды овощами.

Созрел
виноград. А сколько грибов появилось в лесах!

То-то
раздолье ребятам!

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, о каком времени года
рассказывается в сказке?

Дети. Про осень.

Воспитатель. Верно. Осень 
золотая и сказочная пора года.
Все деревья покрываются красками разных цветов от жёлтого до
бурого.

Дни становятся короче, ночи — длиннее. Осенью улетают в теплые
края птицы. Это время сбора урожая и подготовки к зиме. Недаром в народе
говорят: «Весна красна цветами, а осень снопами». И
сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.  О птицах, которые улетают  в тёплые края.

Воспитатель читает рассказ Ю. Дмитриева «Какие птицы бывают».

Птиц на земле, конечно
меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около

9
тысяч видов. Есть птицы
очень большие
, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем
крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов. Есть птицы,
которые могут летать выше облаков, а есть такие, которые не могут жить ни в
лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на
берегу моря. Одни птицы
питаются рыбой
, другие – насекомыми. Есть хищные птицы,
которые поедают других зверей и птиц,
а есть «вегетарианцы», которые
едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена. Одни птицы
селятся в дуплах
, а другие вьют себе гнезда на земле или
в ветвях деревьев и кустов.

Воспитатель. Как называют птиц,
которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением
холодов улетают на зиму в жаркие страны, чтобы весной вернуться снова в родные
места (перелетные
птицы
).

Воспитатель. Ребята,
как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому
что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Правильно.
И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы
знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают.
Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться.

Воспитатель. Предлагаю вам поиграть в игру — загадку  «Кто эта птица»?

Загадки:

Раньше всех
из птиц встаёт,

Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют?
(Жаворонок, слайд №4).

Жаворонок – это птица, немного превышающая размеры воробья, на
весь мир славящаяся своим чудным пением. Ни один из многообразия звуков на
планете Земля не сравнится с которым. Внешность же жаворонка неприметна и
скромна. Его покровительственная окраска имеет цвет почвы, на которой он
проживает. Самочки от самцов практически не отличаются. Только молодые особи
выглядят чуть пестрее своих сородичей. Тело жаворонка покрыто пестрыми перьями.
Грудка немного светлее, по сравнению с остальным оперением, перья на ней
окантованы темноватым цветом.

Под дождём
она гуляет,

Щипать травку обожает,
Кря кричит, всё это шутка,
Ну конечно это – … (утка, слайд №5).

Птицы обладают крепким туловищем, которое может
быть длиной более полуметра. На шее и голове у селезней растет
перламутрово-изумрудное перо, гладкое по своей структуре. На шее есть кольцо
белого цвета. Самок можно отличить по окрасу и размеру. Для уток редкость
достигать полуметровой длины, окрас пера бурый с пестрыми вкраплениями.
Благодаря такой окраске птицы прекрасно маскируются в околоводной
растительности.


По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных …(грач, слайд
№6).

Первая перелетная птица, извещает нас о наступлении весны. Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от
своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в
колониях.

 —
Дни коротки, ночи длинны,
Мы друг друга кличем,

В октябре летим мы клином,
Жалобно курлычем (журавли, слайд №7).

Крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Оперение серого цвета,
большие широкие крылья. Прилетая с юга, извещают о своем возвращении курлыканьем.
Гнездо строят на болоте среди камыша и осоки. Едят червяков, жучков, лягушек.

В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там — то тут,
Как птицу эту зовут? (Кукушка, слайд № 8) .

Тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Она является
гнездовым паразитом. Откладывает свои яйца в гнезда других птиц.

Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
И щебечут под окном
Утром, вечером и днём.
И с птенцами ласковы,
И красивы … (Ласточки,
слайд №9)
 

Одна
из самых быстрых птиц. Форма их тела идеальна для полета, крылья
стрелообразные,  а хвост вилочкой. Лапки слабые, поэтому никогда не ходят по
земле. Они все время в полете.  Пьют на лету. Строят гнезда из комочков глины,
соединяя их слюной

Утёнком «гадким» называли,

И со
двора все прогоняли,

Но
вырос наш птенец-герой,

Напомни,
кто он был такой? Автор:
Леонов В.А

 (Лебедь,
слайд №10).

Самая
крупная водная птица. Оперение бывает белое, серое и черное. Длинная шея,
позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи.

Воспитатель: Правильно вы отгадали, все эти птицы
относятся к перелетным
.

Физкультминутка «Перелетные птицы». 

Птички
прыгают,  летают (дети прыгают)
Крошки птички собирают («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели и на место сели  (улетают», садятся).

Воспитатель: К перелетным птицам так же
относятся скворец (слайд№ 11). Скворцы
– небольшие птицы с оперением черного цвета, имеющие длинный и весьма острый
клюв, который слегка изогнут. Самцы незначительно отличаются от самок. Если у
самцов в основании клюва оперение синеватого оттенка, то у самок в том же месте
наблюдаются красноватые крапинки.
Соловей (слайд №12). Пение этой птицы настолько приятно человеческому слуху, что выражение
«Поет, как соловей» стало крылатым. Именно так люди говорят о талантливом певце
или певице. А сам виновник, соловей – маленькая птица с длинными ногами и
большими глазами, которая давно уже стала певческим символом России. Вокалист
вид имеет неяркий. Перья у соловья с бурым оттенком, а хвост – рыжеватый.
Обитают соловьи, в основном, в Европе и в западной части Азии.
Цапля (слайд №13) крупная птица, относится к отряду аистообразные, семейству
цаплевые, роду цапли. Ближайшими родственниками этим птицам приходятся выпи,
кваквы, а с аистами их связывает только дальнее родство.
А так же аист (слайд №14). Большая птица белого цвета с
большим красным клювом, длинными ногами, большими крыльями.  Живет рядом с
людьми, на крышах домов и других возвышенностях. Питается лягушками, змеями,
крупными насекомыми, рыбами.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, покажем и назовем, части тела всех птиц

(лапы,
шея, голова, клюв, хвост)
. Чем покрыто
тело
 птиц? Чем они отличаются друг от друга? (Величиной, цветом,
формой, размером крыльев.)

Воспитатель. Перелётных
птиц много. Назовите, каких птиц вы ещё знаете.

Дети. (Опираясь
на картинки, дети называют птиц).

Воспитатель: Некоторые птицы
улетают ночью
, другие днем. Но перед полетом
они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок — в полете
им питься негде. Ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд
не видно, то птицы ориентируются на магнитные колебания Земли.

(слайд
№ 15) Дети, вы обращали внимание, что некоторые птицы
улетают
 «стайками» (слайд №18),
все вместе. Некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в
виде треугольника (слайд № 16); другие выстраиваются «цепочкой», в одну
линию

(слайд
№17). Наверное, это зависит от повадок птиц:
некоторым птицам
нужны вожаки
, которые показывают дорогу.

Словесная игра «Кто как голос
подаёт» (с мячом)

Правила игры: воспитатель называет птицу и
спрашивает ребёнка, как она подаёт голос, после бросает мяч ребёнку. Ребёнок
ловит мяч, отвечает на вопрос и бросает мяч обратно воспитателю.

Соловей…(поёт),
Ласточка… (щебечет),

Журавль…
(курлычет),

Ворона
… (каркает),

Кукушка…
(кукует),

Утка…(крякает),

Курица…(квохчет),

Голубь…(воркует),

Воробей…(чирикает).

Воспитатель: С давних времен люди складывали пословицы и поговорки о
птицах.
Вот некоторые из них:

— Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой.

— Красна птица перьями, а человек – знаниями.

— Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.

— Птица радуется весне, а младенец матери.

 —
Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме
улетать.

— Лучше синица в руке, чем журавль в
небе.

— Лес без птиц и птицы без леса не
живут.

Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

Аист
большой, а соловей….

У
аиста длинная шея, а у кукушки….

У
соловья серая грудка, а у ласточки…

Аист
белый, а грач…

Итог занятия:

Воспитатель. Ребята, наше занятие
подошло к концу
. Хочу напоследок прочесть вам стихотворение  Татьяны
Евдошенко «Берегите птиц».

О
птицах много знаем мы,
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых, 
И поредеют все сады.

Без
наших птиц знакомых.
Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи, 
Подсыпь, как станет мало.
Они вознаградят труды, 
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышишь ты.

 О каких
птицах мы беседовали? Что нового вы узнали о перелётных птицах? В какие игры
играли? Что понравилось?

(Ответы детей). Не забывайте, что птицы — наши друзья, младшие
братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять.

Животные и птицы наши верные друзья. Они живут с нами рядом, полностью подчиняясь законам природы. Так весной города и леса оживляются их звонким пением, ближе к лету можно увидеть их малышей, а к осени некоторые из них перебираются ближе к людям, а другие улетают в теплые края. Поговорим и расскажем детям о птицах осенью и зимой.

Жизнь птиц с наступлением холодов

Осенью, с наступлением холодов, мы начинаем замечать, что наших пернатых друзей стало меньше. Не слышно по утрам пения жаворонка, а по вечерам уже не раздаются трели соловья. Ласточки не летают стремительно в небе, гоняясь за букашками,  и в лесу не слышно кукушки. Все они отправляются в долгое путешествие на юг, ближе к теплу и солнцу. Это перелетные  птицы.

Однако, не все птички покидают наши края. Круглый год под нашими окнами чирикают воробьи, каркают вороны и курлыкают голуби.

А с наступлением зимы можно увидеть и новых пернатых жителей наших районов — на зимовку поближе к людям прилетают красногрудые снегири, яркие синички.

Почему же птицы улетают?

Безусловно, рассказывая детям о перелётных птицах, первый вопрос, который возникает, это почему они улетают? На первый взгляд, ответ очевиден. Наступают холода и птицы, спасаясь от морозов, улетают в теплые края. Но это не совсем так. Ведь многие из них остаются зимовать дома, рядом с нами. Что же получается? Одни птицы боятся холода,  а другие нет?

На самом деле пернатые холода не боятся. Вспомните, под  длинными перьями у всех  птичек есть чудесный коротенький, но необыкновенно теплый пух, своеобразная шубка, которая защищает их тело от сильных морозов, не давая замерзнуть. Да и температура тела у птичек выше, чем у людей в среднем на 8 градусов. Так что холода им не страшны и, если бы причина была только в этом, они спокойно могли бы оставаться в родных местах.

Все дело в том, что для поддержания такой температуры птицам нужно постоянно хорошо питаться ,а вот жучки и насекомые, которыми в основной своей массе, питаются перелетные птицы, зимой зарываются в землю либо кору деревьев и впадают в спячку. И, именно из-за недостатка пищи, птицы вынуждены улетать туда, где можно добыть себе пропитание — в теплые края.

Подробный ответ на вопрос «Куда улетают птицы» можно узнать в видео детской передачи:

Перелетные птицы

В основном, перелетные птицы – те, которые питаются насекомыми либо хищники. Первыми наши края покидают ласточки, затем, когда  начинают замерзать водоемы, улетают водоплавающие. Они могут лететь по одиночке, либо же сбиваться стаями, как грачи. Журавли и гуси, лебеди летят клином, мы часто можем видеть их в осеннем небе.

Перелетные птицы летят на дальние расстояния, делая небольшие остановки в пути, чтобы отдохнуть и набраться сил. Однако, есть и настоящие чемпионы. Так, американская золотистая ржанка в состоянии пролететь без остановки практически 5 500 километров.

К перелетным птицам относятся — жаворонки, грачи, журавли, утки, кукушки, ласточки, скворцы, соловьи, цапли…

Кочующие птицы

Кочующие птицы не улетают на огромные расстояния, как перелетные. При не слишком холодных и снежных зимах они вполне могут оставаться на местах своих гнездовий, не покидая их до наступления холодов. Но, если зима сурова и снежная, такие птички перебираются поближе к людям, в поисках дополнительного корма. К таким птичкам относятся и некоторые виды синичек, и важные красногрудые снегири, любители рябиновых ягод.

Оседлые птицы

Оседлые — это зимующие птицы, живущие на одном месте. Мы все знаем этих птиц, каждый день видим их на наших улицах, в лесах, на полях. Это птицы, питающиеся, в основном, зерновыми и пищевыми отходами. Вороны, воробьи, голуби, сороки — наши городские соседи.

Дятлы, тетерева, клёсты –лесные жители, вольготно чувствующие себя зимой в лесу. Дятел, к примеру, своим длинным клювом извлекает из-под коры спящих жучков и личинок, клест питается семенами шишек. Никакие снегопады и морозы им не страшны. А вот городским пернатым в особо холодные, снежные и морозные дни требуется помощь человека.

Как помочь пернатым друзьям перезимовать?

С наступлением холодов оседлым птичкам, обитающим рядом с нами, становится очень трудно добывать себе пищу. Насекомые спрятались ,зерновые убраны, семена деревьев и цветов разнес ветер, смели дворники. Зимой снег покрывает землю, и даже скудный осенний рацион для многих птиц оказывается недоступен. Они перемещаются в города, поближе к людям, в надежде поживиться хлебными крошками, семечками, пищевыми отходами, выбрасываемыми человеком. Однако, порой этого корма недостаточно для поддержания нужной температуры тела и птицы могут замерзнуть.

В наших с вами силах этого не допустить. Мы можем строить скворечники, мастерить кормушки ,развешивать их на ветвях деревьев. Подсыпая регулярно туда семечки, кусочки сала, мы можем накормить птичек и тем самым помочь им перезимовать и пережить холода без потерь. А они с удовольствием отблагодарят нас своим веселым щебетом и чириканьем.

О том, чем и как мы можем кормить наших пернатых друзей смотрите в видео ниже:

Если и в холодное время вы любите бегать, то захватите с собой горсточку зернышек и порадуйте пташек с самого утра, тогда потом, встав, на электрические беговые дорожки и открыв форточку, можно будет наслаждаться приятным щебетаньем птиц.

Еще о птицах читайте и смотрите здесь:

Детям про совушку — мудрую головушку

Сказка «Вести из редакции «Галкины новости».

Как нарисовать голубя

Вот такое небольшое сообщение о птицах осенью и зимой у нас получилось. Скажите, а дружите ли вы с птицами за окном? Есть ли рядом кормушки? Поделитесь в комментариях!

Приятного соседства и чудесного пения по утрам!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Загрузка…

На этой странице сайта собраны рассказы для детей дошкольников и учащихся начальных классов о перелетных птицах.

Виталий Бианки. Ночная тревога

Почти каждую ночь на окраинах города — тревога.

Заслышав шум на дворе,  люди  соскакивают  с  кроватей,  высовывают головы в окна. Что такое, что случилось?

Внизу, во дворе, громко хлопают крыльями птицы, гогочут гуси,  кричат утки. Уж не напал ли на них хорек, не пробралась ли во двор лисица?

Но какие же лисы и хорьки в каменном городе,  за  чугунными  воротами домов?

Хозяева осматривают двор, осматривают птичники. Все в порядке. Никого нет, никто не мог пробраться за крепкие замки  и  засовы.  Просто,  верно, дурной сон приснился птицам. Вот они уже и успокаиваются.

Люди ложатся в постели, засыпают спокойно.

А через час — опять гогот и кряканье. Переполох, тревога. Что  такое?

Что там опять?

Открой окно, притаись и слушай. В черном небе мерцают  золотые  искры звезд. Все тихо.

Но вот словно чья-то неуловимая  тень  скользит  вверху,  по  очереди затмевая золотые небесные  огоньки.  Слышится  легкий  прерывистый  свист.

Неясные голоса звучат с высокого ночного неба.

Мгновенно  просыпаются  дворовые  утки  и  гуси.  Давно,   казалось, забывшие волю, птицы в  смутном  порыве  бьют  крыльями  по  воздуху.  Они приподнимаются на  лапках,  вытягивают  шеи,  кричат,  кричат  горестно  и тоскливо. С высокого черного неба  им  отвечают  призывом  вольные,  дикие сестры. Над каменными домами, над железными крышами тянут  стая  за  стаей крылатые странники. Свистят утиные  крылья.  Звенит  гортанная  перекличка диких гусей и казарок:

— Го! го! го! В дорогу, в дорогу!

— От холода и голода! В дорогу, в дорогу!

Замирает вдали звонкий гогот перелетных, а в глубине каменного  двора мечутся давно отвыкшие от полета домашние гуси и утки.

ПРОЩАЛЬНАЯ ПЕСЕНКА

Уж сильно поредела на березах листва. Сиротливо качается на голой ветке давно покинутый хозяевами домик — скворешня.

Вдруг — что такое? — подлетели два скворца. Самочка скользнула в скворешню, деловито копошится в ней. Самец сел на веточку, посидел, поглядел по сторонам… и запел! Но тихонько запел, будто про себя.

Вот кончил. Самочка вылетела из скворешни, — скорей назад, к стае. И он за ней. Пора, пора: не сегодня завтра — в путь далекий.

Простились с домиком, где летом вывели ребят.

Они его не забудут, и весной опять поселятся в нем.

Из дневника юнната

ПЕРВАЯ ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСУ

Исчезли все певчие птицы в ярких и пестрых нарядах. Как они отправлялись в путь, мы не видели, потому что они отлетают ночью.

Многие птицы предпочитают путешествовать по ночам: так безопасней. в темноте их не трогают сокола, ястреба и другие хищники, которые выбрались из лесов и ждут их на пути. А дорогу на юг перелетные птицы найдут и в темную ночь.

На Великом Морском пути показались стаи водяных птиц: уток, нырков, гусей, куликов. Крылатые путники делают остановки на тех же местах, что и весной.

Желтеет листва в лесу. Зайчиха принесла еще шестерых зайчат. Это последние в нынешнем году зайчата — листопадники.

На тинистых берегах заливов кто-то по ночам ставит крестики. Крестиками и точечками усеяна вся тина. Мы сделали себе шалашку на берегу заливчика и хотим посмотреть, кто это шалит.

ВТОРАЯ ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСУ

(От наших специальных корреспондентов)

Мы подсмотрели, кто это ставит крестики и точки на тине по берегу залива.

Оказывается, — это кулики.

В тинистых заливчиках у них — харчевни. Они останавливаются тут передохнуть и закусить. Они шагают своими долгими ногами по мягкой тине и оставляют на ней отпечатки своих трёх широко расставленных пальцев. А точки остаются там, где они втыкают длинные носы в тину, чтобы вытащить из неё какую-нибудь мелкую живность себе на завтрак.

Мы поймали аиста, который жил всё лето у нас на крыше, и надели ему на ногу лёгкое металлическое (алюминиевое) колечко. На колечке вытиснена надпись: Моskwа, Огnitolog, Коmitet А, № 195 (Москва, Орнитологический * комитет, серия А, № 195). Потом мы аиста выпустили. Пускай летит с колечком. Если кто-нибудь поймает его там, где он будет зимовать, мы узнаем из газет, где зимние квартиры наших аистов.

Листва в лесу совсем раскрасилась и начала падать.

* Орнитология — наука о птицах.

ТРЕТЬЯ ТЕЛЕГРАММА ИЗ ЛЕСУ

(От наших специальных корреспондентов)

Ударили холодные утренники.

На некоторых кустах листву как ножом срезало. С деревьев дождём сыплются листья.

Бабочки, мухи, жуки прячутся кто куда.

Певчие перелётные торопливо пробираются рощами и перелесками: им уже становится голодно.

Не жалуются на бескормицу только дрозды. Они стаями накинулись на грозди спелой рябины.

В оголённом лесу свищет холодный ветер. Деревья погружаются в глубокий сон. Песен в лесу больше не слышно.

ОТЛЕТ ПТИЦ НА ЗИМОВКИ

ОСЕНЬ С НЕБА

Взглянуть бы на бескрайнюю нашу страну с неба. Осенью. Подняться на стратостате выше леса стоячего, выше облака ходячего — километров бы на тридцать над землёй. Конца-края нашей земли всё равно не увидишь, но óвидь — что видно кругом—оттуда огромная. Если, конечно, небо чистое, не закрывает землю от глаз сплошная туча — оболочúна.

И покажется с такой высоты, что вся наша земля в движении: что-то движется над лесами, степями, горами, морями…

Это — птицы. Бесчисленные птичьи стаи.

Наши перелётные покидают родину,— летят на зимовки.

Некоторые, конечно, остаются: воробьи, голуби, галки, снегири, чижи, синицы, дятлы и прочая мелочь. Все дикие куры, кроме перепёлочек. Большой ястреб-тетеревятник, большие совы. Но и этим хищникам мало работы у нас зимой: большинство птиц, всё-таки, улетает от нас на зиму. Отлёт начинается с конца лета: первыми улетают те, что прилетели весной последними. И длится всю осень, — пока воды не закроются льдом. Последними отлетают от нас те, что первыми появились весной: грачи, жаворонки, скворцы, утки чайки…

КТО КУДА

Думаете, со стратостата отлёт на зимовки—сплошной поток птичьих стай с севера на юг? Вот уже нет!

Разные виды птиц улетают в разное время, большинство летит ночью: так безопасней. И далеко не все летят зимовать с севера на юг. Есть птицы, которые осенью улетают с востока на запад. Другие наоборот — с запада на восток. А есть у нас и такие, что летят зимовать прямо на север!

Наши специальные корреспонденты телеграфируют нам беспроволочным телеграфом, передают беспроволочной почтой — по радио, — куда кто летят и как чувствуют себя крылатые странники в пути.

С ЗАПАДА НА ВОСТОК

„Че-й! Че-й! Че-й!» — так переговаривались в стайке красные канарейки—чечевички. Они начали своё путешествие с берега Балтийского моря, из Ленинградской и Новгородской областей ещё в августе. Летят не спеша: еды всюду достаточно, — куда торопиться? Не на родину летят — гнёзда завивать, детишек выводить.

Мы видели их на пролёте через Волгу, через Уральский невысокий хребет, а теперь видим в Барабе — западносибирской степи. День за днём они подвигаются всё на восток, всё на восток — в ту сторону, где солнце всходит. Летят от рощи до рощи: вся Барабинская степь в колках — берёзовых рощицах.

Лететь стараются ночью, а днём отдыхают и кормятся. Хоть они летят стайками и каждая пичуга в стае смотрит в оба, как бы не попасть в беду, — всё-таки случается: не укараулят себя, и одну-другую из них схватит ястребок. Очень уж их много тут, в Сибири: перепелятник-ястребок, соколки — чеглок-белогорлик, дербник… Быстрокрылые— страсть! Пока летишь от колка до колка — скольких выхватят! Ночью всё-таки лучше: сов меньше.

Тут, в Сибири, чечевичкам свёрток: через горы Алтай, через пустыню Монголии, — сколько ещё гибнет их, маленьких, в трудном пути! — в жаркую Индию. Там зимуют.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОЛЕЧКА № Ф-197357

Лёгкое металлическое колечко № Ф-197357 надел на ножку птенчика полярной крачки — тоненькой чайки — один наш русский молодой учёный. Было это в Кандалакшском заповеднике на Белом море — за полярным кругом — 5 июля 1955 года.

В конце июля этого же года, как только птенцы поднялись на крыло, полярные крачки собрались в стаю и отправились в своё зимнее путешествие. Направились сперва на север — к горлу Белого моря, потом на запад — вдоль северного берега Кольского полуострова, потом к югу— вдоль берегов Норвегии, Англии, Португалии, всей Африки. Обогнули мыс Доброй Надежды и подались на восток: из Атлантического океана в Индийский.

16 мая 1956 года молодая полярная крачка с кольцом № 197357 была поймана одним австралийским учёным на западном берегу Австралии близ города Фримантла — за 24 тысячи километров по прямому направлению от Кандалакшского заповедника.

Чучело её с кольцом на ножке хранится в австралийском зоологическом музее города Перт.

С ВОСТОКА НА ЗАПАД

Тучи уток и целые облака чаек выводятся каждое лето на Онежском озере. Приходит осень,—эти тучи и облака подаются на запад — на заход. Стая уток-шилохвостов, стая чаек сизых тронулась в путь на зимовки. Полетим за ними на самолёте.

Слышите резкий свист? За ним плеск воды, шум крыльев, отчаянное кряканье уток, крики чаек!..

Это шилохвосты и чайки расположились было на отдых на лесном озерке, а перелётный сокол сапсан тут их и настиг. Как длинный пастуший кнут со свистом пронизал воздух, пронёсся над самой спиной поднявшейся в воздух утки — рассек её когтем заднего пальца, острым, как кривой ножичек. Плетью свесив длинную шею, раненая птица не успела упасть в озеро, как стремительный сокол круто повернул, скогтил её над самой водой, умертвил одним ударом стального клюва в затылок, и унёс себе на обед.

Сапсан этот — горе-злосчастье утиной стаи. Вместе с нею тронулся он в отлёт с Онежского озера, вместе с ней миновал Ленинград, Финский залив, Латвию… Когда сыт, — равнодушно смотрит, сидя где-нибудь на скале или дереве, как летают над водой чайки, как кувыркаются на воде вниз головой утки. Как они поднимаются с воды и, собравшись в кучку или растянувшись вожжой, продолжают свой путь на запад — туда, где в серые воды Балтийского моря жёлтым шаром опускается солнце. Но, как только сапсан проголодается, он быстро нагоняет свою стаю, и выхватывает из неё себе уточку.

Так он будет лететь за ними вдоль берегов Балтийского, Северного, Немецкого морей, перелетит за ними Британские острова — и только близ их побережья, быть может, отвяжется, наконец, от них этот крылатый волк. Здесь наши утки и чайки останутся зимовать, а он, если захочет, полетит за другими стаями уток на юг — во Францию, Италию, через Средиземное море в знойную Африку.

НА СЕВЕР, НА СЕВЕР — В КРАЯ ПОЛНОЧНЫЕ!

Гаги-утки — те самые, что дают нам для шуб такой изумительно тёплый и лёгкий пух, — спокойно вывели своих птенцов на Белом море — в Кандалакшском заповеднике. Уже много лет здесь охраняют гаг, а студенты и учёные кольцуют их: надевают им на ножки лёгкие металлические колечки с номерами, чтобы знать, куда гаги улетают из заповедника, где у них зимовки, много ли гаг возвращается назад в заповедник, к своим гнездовьям и разные другие подробности жизни этих чудесных птиц.

И вот узнали, что гаги летят из заповедника почти прямо на север —в полночный край, в Ледовитый океан, где живут гренландские тюлени и громко, протяжно вздыхают белухи-киты.

Белое море скоро всё покроется толстым льдом, и гагам тут зимой кормиться нечем. А там, на севере, весь год открыта вода, там ловят рыбу тюлени и огромные белухи.

Гаги сощипывают со скал и водорослей моллюсков — подводные ракушки. Им—северным птицам—главное, чтоб было сытно. И пусть тогда страшный мороз, и вода кругом, и тьма кромешная, — им это не страшно: у них шубки на гагачьем пуху, на непроницаемом для холода, самом тёплом в мире пуху! Да то и дело там сполохи — чудесные северные сияния на небе, и огромная луна, и звёзды ясные. Что ж такое, что солнце там несколько месяцев не выглядывает из океана? Полярным уткам всё равно хорошо,сытно и привольно проводить там долгую полярную зиму-ночь.

ЗАГАДКИ ПЕРЕЛЁТОВ

Почему одни птицы летят прямо на юг, другие — на север, третьи — на запад, четвёртые — на восток»?

Почему многие птицы отлетают от нас, только когда, замерзает вода, или выпадает снег, и им нечем уж больше кормиться, а другие,— например, стрижи— улетают от нас в свой срок — точно по календарю, хоть еды для них кругом сколько хочешь?

А главное, главное: почём они знают, куда им осенью лететь, где их зимовки и как путь туда?

В самом деле: вывелась птичка из яйца здесь — скажем, где-нибудь под Москвой или Ленинградом. А зимовать летит в Южную Африку или в Индию. А есть у нас такой быстрокрылый соколик — так он из Сибири на край света — в самую Австралию летает. Побудет там немножко, — и летит обратно к нам в Сибирь, к весне нашей.

Составление описательного рассказа
о перелётных птицах

Автор: Наталья Васильевна Третьяк

Организация: МБОУ «Детский сад № 35»

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Михайловск

Цель: закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в живой природе.

Задачи:

Образовательные:

путем сложения основ;

— закреплять умение образовывать сложноподчиненные предложения;

— закрепить представления детей о перелетных птицах: внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц.

— закреплять умение образовывать сложные слова

— совершенствовать грамматический строй речи;

Развивающие:

— развитие интереса к представителям живой природы;

— развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

— пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц. мяч, голоса птиц (аудиозапись) , аудиосообщение.

ХОД:

Звучит музыка (Осень)

Воспитатель: Ребята как вы думаете о каком времени года эта мелодия?

Ответы детей.

Воспитатель: А, как вы догадались?

Воспитатель: Какая еще по характеру эта мелодия?

Воспитатель: Ребята эта мелодия так и называется Осень. Какие еще вы знаете приметы осени?

Все признаки осени назвали?

Звучит сигнал смс сообщения на телефоне.

Воспитатель: ребята нам пришло сообщение вам интересно от кого оно? И что в этом сообщении. Я предлагаю вам его прослушать.

(сообщение от Незнайки)

Здравствуйте ребята, я Незнайка, сегодня я гулял по парку и увидел птиц, не понимаю почему они еще не улетели на юг. Не чего не понимаю, по можете мне разобраться?

Воспитатель: Ребята почему так происходит птицы, которые должны были улететь еще не улетели?

Ответы детей: (не успели, решили остаться)

Воспитатель: ребята давайте поможем Незнайке разобраться в этой ситуации почему птицы не улетели на юг. Сможем Незнайке разобраться?

Ответы детей.

Воспитатель: присаживайтесь пожалуйста.

Воспитатель: ребята посмотрите на картинки и скажите, чем птицы различаются?

Ответы детей:( оперением, размером, хвостами, названиями)

Воспитатель: давайте назовем птиц?

Ответы детей: (ласточка, кукушка, грач, утка,)

Воспитатель: скажите пожалуйста, что у них общего?

Ответы детей (все эти птицы улетают на юг)

Воспитатель: как называются птицы, которые улетают на юг.

Ответы детей: (перелетные птицы)

Воспитатель: каких еще вы знаете перелетных птиц?

Ответы детей (журавль, скворец и т.д.)

Воспитатель: ребята посмотрите на картинку, скажите, как она называется?

Дети: ласточка.

Воспитатель: опишите ее?

Ответы детей.

Воспитатель: если у ласточки белая грудь, как она называется?

Ответы детей (белогрудая), описывают ласточку по желанию.

Воспитатель: какие крылья, (Длиннокрылая, длиннохвостая)

Воспитатель: ребята что вы знаете о ласточке? Какая она?

Ответы детей.

Воспитатель: дети из чего ласточка делает себе гнезда? Где чаще всего мы можем их увидеть?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята вы встречали ласточек на земле?

Ответы детей.

Воспитатель: ласточек на земле мы можем видеть очень редко, потому что их лапки не приспособлены для ходьбы потому что они очень тоненькие у них. Посмотрите, что делает ласточка?

Ответы детей: (кушает) охотится на насекомых.

Воспитатель: чем питается ласточка?

Ответы детей:

Воспитатель: как мы называем птиц, которые питаются насекомыми?

Ответы детей: насекомоядные.

Воспитатель: какими насекомыми?

Ответы детей:

Воспитатель: насекомыми которые летают в воздухе, поэтому мы очень редко можем видеть их на земле.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что происходит с летающими насекомыми осенью?

Ответы детей: (прячутся, и т.д.)

Воспитатель: ребята какой мы можем сделать вывод, когда улетают ласточки?

Ответы детей (когда прячутся летающие насекомые)

Воспитатель: ласточка улетает с первыми холодами, как только исчезают летающие насекомые. Первая из перелетных птиц.

Воспитатель: обратите внимание еще на одну птицу. Кто знает, как она называется

Ответы детей (кукушка)

Воспитатель: кто ее опишет? Какая она?

Ответы детей? (пестрая)

Воспитатель: что вы знаете о кукушке?

Ответы детей (подкладывает яйца в чужие гнезда)

Воспитатель: ребята чем питается кукушка кто знает?

Ответы детей (мохнатыми гусеницами)

Воспитатель: правильно, а как вы думаете, чем питаются мохнатые гусеницы?

Ответы детей (зелеными листьями, личинками)

Воспитатель: ребята как вы думаете, когда пропадут мохнатые гусеницы?

Ответы детей?

Воспитатель: какой мы можем сделать вывод, когда улетают кукушки?

Ответы детей: (кукушка улетит в след за ласточкой)

Физ. минутка

Пальчиковая игра «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели,

На юг птицы улетели!

(скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

Улетели скворушка –

Серенькое перышко. (поочередно сгибать пальцы на обеих руках)

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж

(скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

На юг птицы улетели

И затихли птичьи трели.

(большие пальцы соединять с остальными – птица поет)

Воспитатель: присаживайтесь посмотрите на картинку какая птица изображена?

Ответы детей:(грач)

Воспитатель: что делает грач?

Ответы детей (он клюет)

Воспитатель: кого он клюет? Где находит себе еду?

Ответы детей: (червей, личинок, семена)

Воспитатель: с помощью чего добывает себе еду грач?

Ответы детей (клюва)

Воспитатель: ребята у грача острый клюв, как одним словом сказать грач какой?

Ответы детей: (остроклювый)

Воспитатель: для чего нужен такой острый клюв?

Ответы детей: (для добычи еды из земли, т.п)

Воспитатель: что происходит с землей при первых заморозках?

Ответы детей:

Воспитатель: вывод поздней осенью земля замерзнет, грач улетит поздней осенью.

Дидактическая игра «У кого кто?»

  1. Д/и «Кого выводят птицы?» или «У кого кто?»

Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц

Журавля – журавлят
Грача – грачат
Скворца — скворчонок
Гуся — гусенок

Кукушки- кукушенок
Утки — утенок
Соловья –соловьенок

Ласточки…- ластушенок.(новое слово)

Воспитатель: стать в круг.

Воспитатель: дети каких птиц мы с вами уже рассмотрели?

Ответы детей:

Воспитатель: чем питаются эти птицы? Как их мы можем назвать одним словом? (насекомоядные) Кто из этих птиц улетает первыми?

Воспитатель: посмотрите на картинку, как называется эта птица?

Ответы детей: (утка)

Воспитатель: опишите ее? Какие лапки у нее? где она обитает? Чем отличается утка от других птиц?

Воспитатель: чем питается утка?

Ответы детей:

Воспитатель: как вы думаете, как называются птицы, которые умеют плавать в воде?

Ответы детей: (водоплавающие)

Воспитатель: слово состоит из двух слов вода и плавающие.

Воспитатель: вы сказали, что утка питается рыбой, где находится их пища?

Ответы детей:

Воспитатель: как вы думаете, что происходит с озерами и реками поздней осенью?

Ответы детей:

Воспитатель: какой мы можем сделать вывод, когда улетают утки?

Ответы детей:

Воспитатель: когда птицы улетают они прощаются с нами, они поют свои песенки, сейчас вы послушаете голоса и отгадаете кто поет.

Голоса птиц (соловей)

Воспитатель: на что похож голос соловья? (певчая птичка, на мелодию)

Воспитатель: следующая птичка? (утка)

Воспитатель: что делает утка?

Ответы детей: крякакает

Воспитатель: чей голос? (ласточка)

Воспитатель: как ласточка голос подает?

Ответы детей:( если затруднятся сказать)

Воспитатель: ласточка щебечет, новое для вас слово.

Воспитатель: чей голос (кукушка), как голос подает? Кукует.

Воспитатель: следующая птичка (журавль). Как голос подает? Курлыкает (новое слово)

Воспитатель: предлагаю составить небольшие описательные рассказы по схеме. Давайте вспомним последовательность схемы: первый пункт кто это? Второй пункт какой цвет? 3 и т.д.

Ответы детей.

Воспитатель: ребята давайте вспомним с каким вопросом обратился Незнайка к нам?

Ответы детей:

Воспитатель: давайте сделаем вывод от чего зависит отлет птиц?

Ответы детей:(от пищи)

Воспитатель: давайте вспомним кто первыми улетают – насекомоядные, какие птицы улетают последними- водоплавающие.

Воспитатель: ребята давайте представим, что мы построили птицам теплые домики и они остались с нами и не улетели в теплые края, что бы произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: как вы думаете мы смогли помочь Незнайке? Вам понравилось наше занятие? Что вы узнали нового?

Литература:

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Академия, 2000.- 159 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозайка- Синтез, 2000.- 272 с.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С.Г.Бочаров, прим. С.С. Аверинцев. М.: Искусство, 2003.- 423 с.
  4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 2002.

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,6 КБ

Опубликовано: 01.12.2021

  • Перелетные птицы рассказ для детей 1 класса окружающий мир
  • Переезд невозможен как пишется
  • Переезд в подмосковье отзывы и рассказы переехавших
  • Переезд в москву отзывы и рассказы переехавших
  • Переедешь как пишется слово