Перелетные птицы рассказ по картинке

Развитию у детей интереса к изучению дикой природы можно способствовать, рассказывая им о животных с самого раннего возраста. Окружающий мир уникален, есть жизнь не только на земле, но и в воде, и даже в воздухе. Так, перелетные птицы осенью и весной могут вызывать повышенный интерес и у детей, и у взрослых. Не упускайте эту возможность, подготовьте рассказ о перелётных птицах, не забывая о возрастных особенностях слушателей и разнообразьте его тематическими заданиями и играми.


Содержание

Начинаем рассказ о перелетных птицах

Почему птицы улетают в теплые края

Почему птицы возвращаются весной

Что еще важно знать о птицах детям

Все о перелетных птицах для дошкольников и младших школьников в играх и заданиях

  • Стихи и рассказы детям о перелетных птицах
  • Игры и задания 
  • 1 апреля — Международный день птиц

перелетные птицы для детей  

Начинаем рассказ о перелетных птицах

Современный ребенок, который вырос в урбанизированном обществе и достиг старшего дошкольного возраста, уже должен знать не только предметы, окружающие его, но и живую природу родного края. Вот только достаточно сложно рассказать малышу о том, чего он сам не видел. Именно поэтому стоит тщательно подготовиться к рассказу о перелетных птицах. Прежде всего, необходимо найти тематические картинки с названиями и изображениями не только перелетных птиц, но и зимующих, поискать в интернете звуки, которые они издают, их пение. 

Попробуйте на одном ватмане собрать представителей перелетных птиц, а на другом — зимующих, только каждое изображение должно быть подписано.

Например, к перелетным можно отнести:

  • зяблика,
  • трясогузку,
  • певчего дрозда,
  • горихвостку,
  • пеночку-теньковку,
  • ласточку,
  • лесного конька,
  • малиновку,
  • чибиса,
  • жаворонка,
  • иволгу.

какие птицы улетают на юг

А к зимующим:

  • воробьев,
  • ворон,
  • синиц,
  • снегирей,
  • голубей,
  • сов,
  • дятлов,
  • сорок.

перелетные и зимующие птицы для детей

Наглядность позволит детям не только пополнить словарный запас новыми названиями дикой природы, но и соотнести услышанное с конкретными образами.

Чтобы закрепить знания, можно сделать дополнительный ватман с изображениями пернатых, где и перелетные и зимующие птицы для детей будут собраны вместе. После того, как малыш познакомится со всеми летунами, пусть он сам расскажет, как называется каждая из них, какие птицы улетают на юг, какие остаются зимовать. Еще удобнее и интереснее выполнять это задание, используя магнитную доску большого размера.

Проводите беседу в виде диалога. Например, спросите: «Синица перелетная птица или нет? Где и когда ты её видел?» Вспомните вместе, каких птиц видели раньше, и почему некоторых тяжело увидеть днем.

рассказ о перелётных птицах

Почему птицы улетают в теплые края

Интересно будет детям узнать и причины отлета пернатых. Расскажите о том, что птицы, которые живут в поле, на болотах и водоемах, улетают на зимовку, потому что водоемы замерзают, и они не могут найти пропитание, ведь лягушек и рыбу им не достать, также и в поле все грызуны прячутся глубоко в норы. Пернатые, что живут в лесу, зимой больше не могут найти насекомых, которые в студеную пору впадают в глубокий сон или умирают.

Расскажите ребенку интересные факты о птицах. Например, о том, что зимовать они летят на юг, выстраиваясь в определенные фигуры.

Птицы могут выстраиваться:

  • прямым фронтом,
  • скученной стаей,
  • косяком,
  • клином.

перелет птиц, перелетные птицы осенью

Перелет пернатых клином или другой фигурой имеет особое значение. Клин выстраивается по принципу: первыми летят сильные и взрослые, за ними самые младшие и слабые. Лидер группы показывает дорогу и, рассекая воздух, помогает слабым в полете.

Иногда в стае несколько лидеров. Они летят первыми по очереди, чтобы не выбиться из сил и не сбиться с курса. Замыкающие клин, постоянно издают звуки, подбадривая лидеров и подтверждая свое присутствие. 

Найдите и покажите картинки полета птиц детям, еще лучше, если это будет видео. Общеизвестно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.


Летящие птицы — видео


Ребенку постарше можно рассказать, что перелетные птицы улетают не только в период наступления холодов, но и среди лета, что каждый вид семейства пернатых по-разному ведет себя перед полетом.

Птицы узнают о наступлении холодов и необходимости отлета не из газеты или новостей, их инстинкт более точен в прогнозах, чем средства массовой информации. Они всегда точно знают, когда начинать готовиться к длительному перелету, иногда даже они делают пробные полеты. Организм пернатых тоже готовится к длительным маршрутам. Он начинает перестраиваться, чтобы птица была готова к тяжелым временам.

рассказ о перелетных птицах для дошкольников, 2 класс

Почему птицы возвращаются весной

Попробуйте узнать мнение ребенка, почему после зимовки пернатые возвращаются на родину. Ответ, в самом деле, прост: в теплых странах всем не хватит места и корма, чтобы свить гнездо и вырастить потомство. Птицы устроены так, что если условия благоприятны для выращивания птенцов, то выводок становится больше. Конкуренция среди видов погубила бы целые кланы пернатых. Именно забота о будущих птенцах, толкает хвостатых родителей преодолевать тысячи километров и возвращаться домой.

все о перелетных птицах для дошкольников

Что еще важно знать о птицах детям

Включите в свое сообщение о перелетных птицах и информацию о том, как они живут. Скворечники, гнезда из веточек на деревьях, из глины и веточек под крышами жилых домов, а также клетки – все это квартиры пернатых. Во время прогулок можно увидеть эти домики — не упускайте возможность показать их ребенку. Кроме того, юному натуралисту будет интересно не только увидеть, но и самому сделать скворечник.

Вы можете отметить вместе с детьми День птиц, который проходит 1 апреля. Подробнее об этом дне читайте ниже.

Устройте пикник на природе, возьмите с собой заготовленные скворечники и повесьте их на деревья. Расскажите, какие птицы могут выбрать этот домик для себя и своих птенцов. Среди них могут быть не только скворцы, но и воробьи, синицы, другие летуны, которым по размеру подойдет дом. Возможно в следующий раз, когда вы вместе навестите это место, там уже будут слышны голоса птиц.


Видеоурок «Перелётные птицы для детей»

 


Все о перелетных птицах для дошкольников и младших школьников в играх и заданиях

Для своих занятий и уроков вы можете подготовить различные практические задания для детей, которые дадут им начальные сведения о птицах и помогут развить их моторику рук и коммуникативные навыки. Используя небольшие призы для тех, кто хорошо справился с заданием и для победителей в соревнованиях, вы сможете побудить детей решать поставленные задачи с особым усердием.

о птицах детям, как живут перелетные птицы

Стихи и рассказы детям о перелетных птицах

Сейчас можно найти множество книг со сказками, стихами, загадками о перелетных птицах.

Вот небольшой перечень детских писателей и поэтов, которые писали о летунах:

  • Михаил Пришвин,
  • Корней Чуковский,
  • Виталий Бианки,
  • Дмитрий Кедрин,
  • Апполон Майков,
  • Борис Пастернак,
  • Иван Тургенев.

Ребенку будет интересно послушать или прочитать интересные стихи и рассказы о птицах, после краткого знакомства с пернатыми. Выучите какое-нибудь стихотворение вместе с ребенком. Это поможет ему не только улучшить память, но и надолго запомнить ваш рассказ.

детям о перелетных птицах

Игры и задания

Спокойные игры на тему птицы

  1. В Интернете есть множество раскрасок с изображением птиц, которые можно распечатать на обычном принтере. Дети могут раскрашивать их красками, карандашами или фломастерами разных цветов в зависимости от вида той или иной птички.
  2. Также можно использовать пазлы с изображением пернатых с деталями, как маленького, так и большого размеров.
  3. Можно попробовать устроить конкурс на лучший рисунок. Распечатав изображения нескольких видов птиц, разложите их на столах. Дети должны будут пользоваться этими картинками как образцами для того, чтобы самим нарисовать птичек на отдельном листе бумаги. Назначьте призы за лучший, самый творческий и наиболее реалистичный рисунок.

перелетные птицы раскраски

перелетные птицы фото

Игры на развитие внимания

  1. Используйте популярную игру «Мемори», сделав ее своими руками, для развития и обучения детей. Для этой игры необходимо распечатать на небольших карточках несколько видов птиц: по 2 изображения каждого вида. Чтобы сделать карточки более долговечными, заламинируйте их. Расположите карточки на поверхности изображениями вниз. Пусть дети подходят и по очереди переворачивают по две карточки. Победит тот ребенок, который найдет больше всего пар одинаковых птиц.
  2. Для другой игры на развитие внимания поместите изображения птиц на доску и попросите детей внимательно рассмотреть их. Затем дети должны будут закрыть глаза (например, отвернуться или, если они сидят за столами, опустить головы на его поверхность, предварительно сложив руки), а вы в это время уберете одну из картинок с доски. Когда они вновь посмотрят на доску, тот, кто первый поймет, какая из птиц пропала (улетела), получит небольшой приз.

перелетные птицы картинки с названиями

Подкармливание птиц

  1. Дети вместе с родителями могут сделать кормушки для пернатых, которые потом повесят за окном своей группы или класса. Это даст возможность наблюдать за разными птичками, прилетающими к кормушке.
  2. Каждый ребенок может сделать кормушку самостоятельно, или вы можете разбить их на несколько групп. Положите сосновую шишку на лист вощёной бумаги и пусть дети обмажут ее ореховой пастой с помощью ножа или ложки. Другой ложкой обсыпьте шишку с арахисовым маслом птичьим кормом. Вы также можете использовать орехи или семена подсолнечника. Вместо шишки можно использовать, к примеру, большой мягкий крендель или чёрствый кусочек белого хлеба. Так же обмажьте его арахисовым маслом и посыпьте кормом.

перелётные птицы для дошкольников

Другие игры про птиц

  1. Можно устроить еще одну призовую игру по теме. Разложите по кругу на земле изображения птиц и включите музыку. По правилам дети должны ходить вокруг этих изображений и когда музыка остановиться, каждый должен встать на отдельную картинку и назвать вид этой птицы. Тот ребенок, который отгадал вид правильно, получает небольшой приз.
  2. Можно переделать традиционную игру «Горячая картошка», используя большую плюшевую игрушку в виде птицы и назвав эту игру «Горячая птица». Победитель может получить эту игрушку в качестве приза.

перелетные птицы названия для детей

1 апреля — Международный день птиц

Каждый год в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» проходит Международный день птиц. Отмечается он 1 апреля. Именно в этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция по охране птиц.

В начале апреля перелетные птицы возвращаются домой с зимовок. 

В России издавна праздновали возвращение пернатых, и одним днем праздники не ограничивались:

  • Иванов день – день встречи перелетных птиц – 9 марта,
  • Герасим-грачевник – день закликания птиц – 17 марта,
  • 22 марта встречали жаворонков, закликая их с помощью обрядовой выпечки,
  • отпускали птиц на волю 7 апреля, на Благовещенье,
  • день ласточки – Юрьев день.

Во время возвращения перелетных птиц пекли жаворонков из теста, пели песни-заклички, развешивали домики для птиц. Кстати, предлагать пернатым искусственные гнездовья: скворечники, синичники, гоголятники из коры впервые начали именно в России.

С 1910 по 1941 год День птиц отмечался как массовый праздник, лишь в годы революции он был забыт. Он возродился благодаря московским юннатам в 1924 году. С 1928 года он отмечался уже во многих городах Советской России, широко освещаясь в СМИ. Великая отечественная война вновь прервала традицию до конца 40-х годов.

Долгое время День птиц был интересным, массовым праздником. Однако постепенно он стал официальным шаблонным мероприятием и к 70-м годам практически изжил себя. В 1994 году он опять становится массовым благодаря Союзу охраны птиц России.

К сожалению, городские жители равнодушно относятся к пернатым соседям, лишь иногда подкармливая. Немногие из нас делают птицам скворечники, вешают кормушки. В городах живут в основном воробьи, вороны, голуби и синицы.

Подготовку к празднованию Дня птиц в детских садах и школе можно начать заранее. Пусть ребята понаблюдают за птицами, живущими в городе, обратят внимание на то, каких больше всего, какая у них окраска, поведение, как они поют. По результатам наблюдения можно составить таблицу «Птицы вокруг нас».

  • На уроке музыки дайте ребятам послушать пение птиц, поучите детей отличать разных представителей по их пению.
  • На уроке окружающего мира к ребятам в гости могут прилететь пернатые гости и рассказать о себе: о повадках, среде обитания, пользе, приносимой птицами людям.
  • К уроку чтения учим стихи про весну, находим загадки, пословицы и поговорки про птиц.
  • На уроке рисования рисуем разных птиц и оформляем выставку рисунков «Перелетные птицы».
  • На уроке труда делаем пернатых в технике оригами, а также мастерим птицам скворечники, которые потом можно повесить на пришкольной территории или около дома.

перелетные птицы рассказ для начальной школы

Завершить празднование Дня птиц, наверное, лучше всего на природе, — выехав на экскурсию в дендрарий, или парк, где вживую можно услышать пение птиц, увидеть, какие птицы там живут.

Подвести итог  можно с помощью викторины, во время которой учащиеся еще раз расскажут о пользе, приносимой птицами, напомнят, почему их надо беречь и охранять, по пению определят вид птиц.

Заинтересовав ребенка, можно посеять семя любознательности и пытливости, что, несомненно, поможет крохе учиться на отлично и узнавать каждый день что-то новое.


Международный день птиц — видео

 

Составление рассказа по картине «Весна. Перелётные птицы»

Цель и задачи:

— Развитие связной речи;

-Развивать зрительное внимание и память;

— Продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содержания картины;

— Продолжать закреплять умение внимательно рассматривать картину, перечислять изображённые объекты;

— Обогащение словаря детей (ледоход, перелётные, проталины);

— Продолжать воспитывать у детей умение внимательно выслушивать товарища, не перебивая его.

Методы и приемы:

Наглядные; практические (дидактическая игра); словесные (объяснения, пояснения); игровые.

Словарь: проталины, подснежники, верба – распускается, почки – набухают, лопаются, грачи, скворцы, ласточки – перелётные птицы; на реке — ледоход.

Предварительная работа: создание книжек-малышек с рисунками первых весенних примет, подбираем к каждой примете слова, отвечающие на вопросы: Что делает? Какой?

Материал: подзорные трубочки; мнемополоски; схемы- карточки.

Организационный момент.

Воспитатель собирает детей на ковре.

Воспитатель: Ребята, а какое время года у нас сейчас наступило?

Дети: Весна.

Воспитатель: А по каким приметам можно узнать весну?

Дети: Солнышко греет, снег тает, появляются проталины, на реке ледоход, на деревьях набухают почки, прилетают птицы и т.д.

Сюрпризный момент.

Слышится стук в дверь.

Воспитатель: Кто — то к нам стучится в дверь. Я пойду, посмотрю, кто к нам пришёл, а вы сидите тихо.

Встречаем гостя: Входит Хрюша с коробкой трубочек.

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришёл!

Дети: Хрюша.

Воспитатель: Здравствуй Хрюша, а как ты попал в детский сад?

Хрюша: Мне стало скучно дома одному, и я решил прийти к вам в гости в детский сад и принёс целую коробку трубочек.

Воспитатель: А как с ними можно играть?

Хрюша: Не знаю, я накрутил и всё.

Воспитатель: Ребята, а что можно делать с этими трубочками?

Дети: Пить, дуть, смотреть…

Воспитатель: И правда, эти трубочки похожи на подзорную трубу.

Хрюша, можно я раздам детям трубочки? Ребята, похожи эти трубочки на подзорную трубу?

Дети: Да, похожи.

Воспитатель: Я вам предлагаю сегодня рассмотреть картину, которую я приготовила для вас.

Хрюша, а ты хочешь посмотреть, как мы будем рассматривать картину?

Хрюша: Очень хочу.

Воспитатель: Тогда садись поудобнее и смотри.

Ребята, давайте возьмём наши подзорные трубочки и посмотрим на картину, но каждый из вас смотрит на свой кусочек картины. Повторять друг за другом нельзя и отвечать по очереди не перебивая друг друга. Берите свои трубочки и посмотрим в них на нашу картину.

Воспитатель по очереди спрашивает детей, что они видят на картине.

Дети: Я вижу девочку и мальчика; я вижу птиц; я вижу по реке ледоход и т.д.

Воспитатель выставляет на мольберт картинки, когда дети разглядят в трубочку картину.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, птицы прилетели, или улетают от нас?

Куда показывает мальчик?

Куда смотрит девочка?

Если сейчас весна, то одежда у детей какая?

Физминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко,  (руки вверх)
Золотое донышко. ( кланяются)
Гори, гори ясно,  ( хлопают в  ладоши)
Чтобы не погасло.  (хлопают  в ладоши)
Побежал в саду ручей, (рукой проводим как течет ручей)
Прилетели сто грачей, ( взмахи руками, как крыльями)
А сугробы тают, тают, (приседаем)
А цветочки подрастают ( встают, руки поднять вверх)

Воспитатель: Садитесь на свои места, и поиграем в игру «Соединялки».

Посмотрите, как мы будем играть в эту игру.

Вот Рита сказала, что увидела девочку. Куда смотрит девочка?

Дети: Девочка смотрит на птиц. И т.д.

Воспитатель: Давайте превратимся в перелётных птиц и полетаем. Каких перелётных птиц вы знаете?

Дети: Ласточка, скворец, грач.

П/И «Перелётные птицы»

Воспитатель: Садитесь на стульчики. А теперь послушайте, что я увидела на этой картине.

Рассказ воспитателя:

«Пришла весна. Мальчик и девочка пришли на берег реки. На реке ледоход. Мальчик показывает на стаю птиц. Это прилетели грачи.

Воспитатель: А кто хочет повторить мой рассказ?

Дети повторяет рассказ воспитателя.

Воспитатель: Молодцы.

Хрюша, а ты знаешь, как называется домик для скворца?

Хрюша: Знаю, будка.

Воспитатель: Нет Хрюша, ты неправильно сказал.

Ребята, давайте подскажем  Хрюше как называется домик для скворца.

Дети: Скворечник.

Воспитатель: А давайте вместе с Хрюшей выучим стихотворение.

Послушайте, я вам прочту его.

«Мы не ели и не пили,-

Мы скворечник мастерили.

Очень в гости ждём скворцов,

 Пусть выводят там птенцов».

Кто скажет, о чём это стихотворение?

Ответы детей:

Давайте выучим стихотворение с необычными картинками.

Посмотрите, какие они интересные. Для каждой строчки есть своя картинка.

Показ картинок (мнемополоски).

Воспитатель: Я буду показывать, а вы вспоминайте стихотворение.

Эти картинки помогли нам запомнить стихотворение.

Какие вы молодцы!

Хрюша, а ты запомнил стихотворение?

Хрюша: конечно запомнил.

Воспитатель: И ты Хрюша молодец!

Понравилось тебе у нас Хрюша?

Хрюша: Очень понравилось, я расскажу своим друзьям Степашке и Филе как у вас интересно. Досвидания  ребята.

Дети прощаются с Хрюшей.

Воспитатель: Молодцы, как хорошо вы сегодня рассматривали картинку, рассказывали, строили предложения.

Погладьте себя по голове, вы молодцы.

Составление описательного рассказа
о перелётных птицах

Автор: Наталья Васильевна Третьяк

Организация: МБОУ «Детский сад № 35»

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Михайловск

Цель: закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в живой природе.

Задачи:

Образовательные:

путем сложения основ;

— закреплять умение образовывать сложноподчиненные предложения;

— закрепить представления детей о перелетных птицах: внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц.

— закреплять умение образовывать сложные слова

— совершенствовать грамматический строй речи;

Развивающие:

— развитие интереса к представителям живой природы;

— развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

— пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц. мяч, голоса птиц (аудиозапись) , аудиосообщение.

ХОД:

Звучит музыка (Осень)

Воспитатель: Ребята как вы думаете о каком времени года эта мелодия?

Ответы детей.

Воспитатель: А, как вы догадались?

Воспитатель: Какая еще по характеру эта мелодия?

Воспитатель: Ребята эта мелодия так и называется Осень. Какие еще вы знаете приметы осени?

Все признаки осени назвали?

Звучит сигнал смс сообщения на телефоне.

Воспитатель: ребята нам пришло сообщение вам интересно от кого оно? И что в этом сообщении. Я предлагаю вам его прослушать.

(сообщение от Незнайки)

Здравствуйте ребята, я Незнайка, сегодня я гулял по парку и увидел птиц, не понимаю почему они еще не улетели на юг. Не чего не понимаю, по можете мне разобраться?

Воспитатель: Ребята почему так происходит птицы, которые должны были улететь еще не улетели?

Ответы детей: (не успели, решили остаться)

Воспитатель: ребята давайте поможем Незнайке разобраться в этой ситуации почему птицы не улетели на юг. Сможем Незнайке разобраться?

Ответы детей.

Воспитатель: присаживайтесь пожалуйста.

Воспитатель: ребята посмотрите на картинки и скажите, чем птицы различаются?

Ответы детей:( оперением, размером, хвостами, названиями)

Воспитатель: давайте назовем птиц?

Ответы детей: (ласточка, кукушка, грач, утка,)

Воспитатель: скажите пожалуйста, что у них общего?

Ответы детей (все эти птицы улетают на юг)

Воспитатель: как называются птицы, которые улетают на юг.

Ответы детей: (перелетные птицы)

Воспитатель: каких еще вы знаете перелетных птиц?

Ответы детей (журавль, скворец и т.д.)

Воспитатель: ребята посмотрите на картинку, скажите, как она называется?

Дети: ласточка.

Воспитатель: опишите ее?

Ответы детей.

Воспитатель: если у ласточки белая грудь, как она называется?

Ответы детей (белогрудая), описывают ласточку по желанию.

Воспитатель: какие крылья, (Длиннокрылая, длиннохвостая)

Воспитатель: ребята что вы знаете о ласточке? Какая она?

Ответы детей.

Воспитатель: дети из чего ласточка делает себе гнезда? Где чаще всего мы можем их увидеть?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята вы встречали ласточек на земле?

Ответы детей.

Воспитатель: ласточек на земле мы можем видеть очень редко, потому что их лапки не приспособлены для ходьбы потому что они очень тоненькие у них. Посмотрите, что делает ласточка?

Ответы детей: (кушает) охотится на насекомых.

Воспитатель: чем питается ласточка?

Ответы детей:

Воспитатель: как мы называем птиц, которые питаются насекомыми?

Ответы детей: насекомоядные.

Воспитатель: какими насекомыми?

Ответы детей:

Воспитатель: насекомыми которые летают в воздухе, поэтому мы очень редко можем видеть их на земле.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что происходит с летающими насекомыми осенью?

Ответы детей: (прячутся, и т.д.)

Воспитатель: ребята какой мы можем сделать вывод, когда улетают ласточки?

Ответы детей (когда прячутся летающие насекомые)

Воспитатель: ласточка улетает с первыми холодами, как только исчезают летающие насекомые. Первая из перелетных птиц.

Воспитатель: обратите внимание еще на одну птицу. Кто знает, как она называется

Ответы детей (кукушка)

Воспитатель: кто ее опишет? Какая она?

Ответы детей? (пестрая)

Воспитатель: что вы знаете о кукушке?

Ответы детей (подкладывает яйца в чужие гнезда)

Воспитатель: ребята чем питается кукушка кто знает?

Ответы детей (мохнатыми гусеницами)

Воспитатель: правильно, а как вы думаете, чем питаются мохнатые гусеницы?

Ответы детей (зелеными листьями, личинками)

Воспитатель: ребята как вы думаете, когда пропадут мохнатые гусеницы?

Ответы детей?

Воспитатель: какой мы можем сделать вывод, когда улетают кукушки?

Ответы детей: (кукушка улетит в след за ласточкой)

Физ. минутка

Пальчиковая игра «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели,

На юг птицы улетели!

(скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

Улетели скворушка –

Серенькое перышко. (поочередно сгибать пальцы на обеих руках)

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж

(скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

На юг птицы улетели

И затихли птичьи трели.

(большие пальцы соединять с остальными – птица поет)

Воспитатель: присаживайтесь посмотрите на картинку какая птица изображена?

Ответы детей:(грач)

Воспитатель: что делает грач?

Ответы детей (он клюет)

Воспитатель: кого он клюет? Где находит себе еду?

Ответы детей: (червей, личинок, семена)

Воспитатель: с помощью чего добывает себе еду грач?

Ответы детей (клюва)

Воспитатель: ребята у грача острый клюв, как одним словом сказать грач какой?

Ответы детей: (остроклювый)

Воспитатель: для чего нужен такой острый клюв?

Ответы детей: (для добычи еды из земли, т.п)

Воспитатель: что происходит с землей при первых заморозках?

Ответы детей:

Воспитатель: вывод поздней осенью земля замерзнет, грач улетит поздней осенью.

Дидактическая игра «У кого кто?»

  1. Д/и «Кого выводят птицы?» или «У кого кто?»

Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц

Журавля – журавлят
Грача – грачат
Скворца — скворчонок
Гуся — гусенок

Кукушки- кукушенок
Утки — утенок
Соловья –соловьенок

Ласточки…- ластушенок.(новое слово)

Воспитатель: стать в круг.

Воспитатель: дети каких птиц мы с вами уже рассмотрели?

Ответы детей:

Воспитатель: чем питаются эти птицы? Как их мы можем назвать одним словом? (насекомоядные) Кто из этих птиц улетает первыми?

Воспитатель: посмотрите на картинку, как называется эта птица?

Ответы детей: (утка)

Воспитатель: опишите ее? Какие лапки у нее? где она обитает? Чем отличается утка от других птиц?

Воспитатель: чем питается утка?

Ответы детей:

Воспитатель: как вы думаете, как называются птицы, которые умеют плавать в воде?

Ответы детей: (водоплавающие)

Воспитатель: слово состоит из двух слов вода и плавающие.

Воспитатель: вы сказали, что утка питается рыбой, где находится их пища?

Ответы детей:

Воспитатель: как вы думаете, что происходит с озерами и реками поздней осенью?

Ответы детей:

Воспитатель: какой мы можем сделать вывод, когда улетают утки?

Ответы детей:

Воспитатель: когда птицы улетают они прощаются с нами, они поют свои песенки, сейчас вы послушаете голоса и отгадаете кто поет.

Голоса птиц (соловей)

Воспитатель: на что похож голос соловья? (певчая птичка, на мелодию)

Воспитатель: следующая птичка? (утка)

Воспитатель: что делает утка?

Ответы детей: крякакает

Воспитатель: чей голос? (ласточка)

Воспитатель: как ласточка голос подает?

Ответы детей:( если затруднятся сказать)

Воспитатель: ласточка щебечет, новое для вас слово.

Воспитатель: чей голос (кукушка), как голос подает? Кукует.

Воспитатель: следующая птичка (журавль). Как голос подает? Курлыкает (новое слово)

Воспитатель: предлагаю составить небольшие описательные рассказы по схеме. Давайте вспомним последовательность схемы: первый пункт кто это? Второй пункт какой цвет? 3 и т.д.

Ответы детей.

Воспитатель: ребята давайте вспомним с каким вопросом обратился Незнайка к нам?

Ответы детей:

Воспитатель: давайте сделаем вывод от чего зависит отлет птиц?

Ответы детей:(от пищи)

Воспитатель: давайте вспомним кто первыми улетают – насекомоядные, какие птицы улетают последними- водоплавающие.

Воспитатель: ребята давайте представим, что мы построили птицам теплые домики и они остались с нами и не улетели в теплые края, что бы произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: как вы думаете мы смогли помочь Незнайке? Вам понравилось наше занятие? Что вы узнали нового?

Литература:

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Академия, 2000.- 159 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозайка- Синтез, 2000.- 272 с.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С.Г.Бочаров, прим. С.С. Аверинцев. М.: Искусство, 2003.- 423 с.
  4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 2002.

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,6 КБ

Опубликовано: 01.12.2021

1

Первый слайд презентации

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Составление рассказа по опорным картинкам
Подготовила учитель-логопед Окулова В.А

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ Составление рассказа по опорным картинкам Подготовила

Изображение слайда

Наступила весна.
Солнце пригревает сильнее.
На улице становится теплее.
Весной вся природа просыпается.
Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ Составление рассказа по опорным картинкам Подготовила

Изображение слайда

Первыми прилетают грачи.
Люди говорят: «Видел грача – весну встречай».
Как только растает лед на реках, прилетают дикие утки, чайки, аисты.
Эти птицы едят рыбу, лягушек, улиток.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ Составление рассказа по опорным картинкам Подготовила

Изображение слайда

4

Последний слайд презентации: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Составление рассказа по опорным картинкам
Подготовила

Скоро прилетят скворцы и ласточки.
Они питаются насекомыми.
Для скворцов люди строят специальные домики – скворечники.
Весной все птицы вьют гнезда и выводят птенцов.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ Составление рассказа по опорным картинкам Подготовила

Изображение слайда

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок,
дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые,
личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова,
аист, цапля. 

ГЛАГОЛЫ:
летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют,
выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут,
покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет,
склеить, слепить. 

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые

(края),
белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая,
полевой, дальние, красивое, длинноногий, водоплавающие, проворный, голосистый. 

Игра «Ответь на вопросы»

Почему
птицы улетают в теплые края? (зимой нет корма)  Какие птицы улетают первыми?
(которые питаются насекомыми, т. е. насекомоядные: скворцы, соловьи, ласточки:
грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и
других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые
исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края) А последними? (водоплавающие, т.
е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)

Как
называется большая группа птиц? (стая)

Как
улетают журавли? (клином) (Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и
другие крупные птицы. Гуси чаще всего летят косяком).

Как
улетают цапли, утки? (шеренгой)

Как
улетают ласточки, скворцы, грачи, дрозды? (стаей)

Какая
птица улетает на юг в одиночку? (кукушки) Что перелётные птицы делали весной?
(вили гнёзда, выводили птенцов)

Что перелётные птицы делали летом?
(растили птенцов, добывали им пищу, учили летать) У каких птиц на лапках
перепонки?

У
каких птиц длинные ноги?

У
каких птиц длинный клюв?

Какие
птицы питаются лягушками?

Какая
птица живет в скворечнике?      

У
какой птицы хвостик похож на ножницы?  У какой птицы длинная шея?

Игра«Кто как кричит?»

Утка:
«Кря – кря» — крякает

Грач:
«Кра – кра» — …

Кукушка:
«Ку – ку» — …

Журавль: «Курлы – курлы»
— …

Игра«Подбери слова-действия»

1  вариант:
Сделайте вместе с ребенком птичку из бумаги и нарисуйте гнездо.

Поиграйте
в такую игру:
птичка к гнезду (что сделала?) …подлетела.

Птичка
из гнезда (что сделала?) …улетела; вылетела.

Птичка
в гнездо (что сделала?)…залетела; влетела; прилетела.

2  вариант.

Подбери
слова-действия
(не менее трех действий): Ласточка
– (летает, щебечет, ловит мошек, строит гнездо, выводит птенцов, заботится,
добывает корм…).

Лебедь
– (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля
– (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей
– (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач
– (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка
– (кукует, летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда)
Журавль…
(курлычет),
Утка…(крякает).

Игра«Какой,
какая?» Подбери признаки
(не менее трех
признаков):
Ласточка какая?-…(маленькая, чёрная,
быстрая, проворная, быстрокрылая, заботливая, белогрудая, забавная)

Аист
какой?-…(белый, большой, красивый)

Грач
какой?-…(чёрный, крупный)

Кукушка
какая?-…(хитрая, пестрая)

Лебедь
какой?-…(белый, крупный, благородный)

Скворец
какой?-…(пёстрый, заботливый)

Соловей
какой?-…(маленький, голосистый)

Игра«Как
улетают птицы?»
возьми много пуговиц и разложи их так, как
улетают: гуси, утки, лебеди — вереницей;  журавли — клином; ласточки, грачи,
скворцы — вереницей;  кукушки — поодиночке.

Игра«Птицы улетают на юг 
— кто и когда?»

Взрослый
называет в какой последовательности улетают птицы в теплые края, затем
спрашивает ребёнка; если есть предметные картинки, то выкладываются все птицы,
затем последовательно убираются)

Начало
и середина сентября, улетают скворцы и ласточки.

Конец
сентября – аисты, кукушки.

Середина
октября – цапли.

Лебеди,
утки, гуси с первыми морозами.

Игра«Чем питаются птицы?» (полный
ответ)

Птицы
питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками,
гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).

Игра«Какая – чем?»

 Какая
у тебя перелетная птица и чем ты ее угостишь?

У
меня соловей. Я угощу соловья ягодами.

У
меня ласточка. Я угощу ласточку жучками.

У
меня цапля. Я угощу цаплю лягушками.

Игра
«Чем мы угостим?»
. Взрослый называет птицу, а ребёнок
должен сказать, чем она питается.

Угощу …  грача — червяком, журавля —
рыбой, скворца — жуком, ласточку — комаром, кукушку — гусеницей. ИГРА 
«Добавь слово».

У
человека квартира, а у птицы … гнездо.

У
зверей шерсть, а у птицы … перья.

У
человека нос, а у птицы … клюв.

У
человека руки, а у птицы … крылья.

У
человека ребенок, а у птицы … птенец.

Перелётные птицы
Грамматические упражнения 
 Игра«Назови детёныша  птицы» 1
вариант:

грач        
–        грачонок         –        грачата
аист        
—        аистёнок             —        аистята

стриж    
    —                        —         … 
 журавль        
—        журавлёнок        —         журавлята
кукушка         —       
кукушонок        —        кукушата
лебедь          —               
…         —        лебедята
скворец         —        скворчонок       
—        скворчата
утка         —         утенок         —       
утята

гусь        
—        гусёнок        —        гусята

2
вариант: “У кого кто” с перекидыванием мяча.

У
кукушки         –         кукушонок

У
журавля         —         журавлёнок 

У
скворца         —         скворчонок

У
лебедя         —         лебеденок 

У
утки         —         утенок
 

У
аиста         –         аистенок

У
дрозда         –        дрозденок

У
щегла         –         щеглёнок

У
гуся         —
         гусёнок

Д/игра “Кто с кем улетает
осенью на юг?”

Летят
журавли на юг (со своими) … журавлятами.

Летят
утки на юг (со своими) … утятами.

Летят
гуси на юг (со своими) … гусятами.

Летят
аисты на юг (со своими) … аистятами.

Летят
лебеди на юг (со своими) … лебедятами.
Игра «Чьи крылья?»
у журавля – журавлиные у гуся — … у грача — … у соловья
— …

Игра «Образуй
признак»
(от предметов):

лебедь
– лебединая …         соловей — …         журавль — …        
 утка
— …         птица — ….

Стая
уток (какая стая?) — утиная,         журавлей — …,         лебедей —

…,
гусей — …

Упражнение 
«Назови ласково»
на образование существительных с помощью
уменьшительно-ласкательных суффиксов.

У
птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково?
крыло
– крылышко        крылья – крылышки         птенец – птенчик
перо –
перышко         голова – головка        шея – шейка       
 ноги –
ножки        лапы – лапки        клюв – клювик       
 глаз –
глазик        глаза – глазки,        птенец – птенчик
хвост –
хвостик         гнездо – гнездышко        кукушка – кукушечка
журавль —
журавлик

Упражнение
«Один — много»
на употребление существительных
множественного числа в родительном падеже
1 вариант:

он 
грач –        они грачи         —                  много грачей
он 
стриж –        они …                —                          много …
он 
аист –        они …               —                         много
 аистов
он скворец        они…        —                много…

она
ласточка

–        
они  ласточки           —                          много  …
ласточек
она кукушка –        они  …            —                          много  …
кукушек

2 
вариант: 
“Один — много” с перекидыванием мяча.

Кукушка
– кукушки,         журавль — журавли,         скворец — скворцы,
соловей
— соловьи,         жаворонок – жаворонки,         лебедь — лебеди,  утка —
утки,         ласточка – ласточки,        дрозд — дрозды,
аист – аисты     
   цапля – цапли,        грач — грачи

3  вариант

Одна
птица, а много…  (птиц).        Один птенец, а много (птенцов).

Одно
гнездо, а много (гнёзд).        Один грач, а много…(грачей).

Один
лебедь, а много…(лебедей).
        Одна утка, а много…(уток).
Один жаворонок, а много… (жаворонков).         Один гусь, а много…(гусей).

Один
скворец, а много… (скворцов).

(Одна
ласточка, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно
крыло).

4  вариант
лебедь – лебеди        скворечник — …         птица — …         грач — …

журавль
— …         соловей — …         перо – …         аист — … клюв


5  вариант
«Кого много в лесу?» (словоизменение) В лесу много скворцов 

(ласточка,
соловей, аист, грач, журавль, жаворонок,  кукушка) Игра«Есть – нет»(родительный
падеж единственного числа): лебедь – нет лебедя         скворечник — …        
птица — …         грач


… журавль — …         соловей — …    перо – …         аист — …

клюв
— …

Игра
«Сосчитай»
(согласование существительных с числительными в роде,
числе и падеже):

вариант:

Одна
ласточка, две ласточки, пять ласточек. Один соловей — два соловья
— пять соловьев одна кукушка — две кукушки — пять кукушек один скворец – два
скворца – пять скворцов (аист, грач, журавль) 2вариант:  

Упражнение
«Посчитай»
на согласование числительных с
существительными. Посчитайте с ребенком до 5:

Один
аист, два аиста, три аиста, четыре аиста, пять аистов.

1
грач, 2 …, 3 …, 4 …, 5 …

одна
утка, две…, три…, четыре…, пять… Один гусь, два…, три…, четыре…, пять…

3
вариант:
Д/игра «Сколько птичек улетело? » (цифры
2, 5) Посмотри внимательно на цифры, которые стоят возле птиц. Ответь «Сколько
птиц улетело? » Ответь полным предложением.

Образец:        
Улетело 2 ласточки, а потом еще 5 ласточек.

Улетело
2 лебедя, а потом еще 5 лебедей.   4 вариант «Один – два — пять»
(игра с мячом) Одна ласточка, две ласточки, пять… Одна утка, две утки, пять
уток.

Одна
утка, две утки, пять уток.

Одна
кукушка, две кукушки, пять кукушек.

Одна
птица, две птицы, пять птиц.

Один
аист, два аиста, пять аистов.

Один
гусь, два гуся, пять гусей.

Одно
гнездо, два гнезда, пять гнезд.

Игра«Скажи
правильно»
(использование глаголов в ед. и множ.
числе):

Птица
улетает, а птицы … (улетаЮТ)

(вылетает,
залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт
гнездо, поёт) Игра «Гнездо и птица» (изображение гнезда и птицы) Что
это? (Гнездо).

А
это? (Птица).

Где
сидит птица? (Птица сидит в гнезде).

Откуда
вылетела птица? (Птица вылетела из гнезда).  Куда села птица? (Птица
села на гнездо/за гнездом/перед гнездом/около
гнезда).

Игра
«Из двух – одно»
Образование сложных прилагательных.

Если
у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если
у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.

Если
у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если
у аиста красный клюв – красноклювый.

Если
у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец). Если у ласточки
острые крылья, то это … (острокрылая ласточка). Если у ласточки, у неё длинный
хвост. Она… (Длиннохвостая) Если у соловья звонкий голос, то это …
(звонкоголосый соловей).

Если
у гуся, у него длинная шея. Значит, какой гусь?  (Длинношеей.)

Если
у утки, у нее плоский клюв. Она какая? (Плоскоклювая) ……у нее лапы с
перепонками. Значит они…. (Перепончатые)

Если
у грача, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.) У грача чёрное крыло?
Значит, он… (Чернокрылый.) У Грача черные глаза – черноглазый.

У
Лебедя длинная шея – длинношеий.

У
Лебедя короткие лапы – коротколапый.

У
журавля широкие крылья – ширококрылый.

Развитие
связной речи
  (пересказ
небольших текстов, составление рассказов, заучивание наизусть)

Слушание
«Песнь жаворонка» П. Чайковского.

Чтение
художественной литературы о перелетных птицах:

Д.
Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Г.
Андерсен «Дюймовочка»

В.
Гаршин «Лягушка путешественница» («Гуси-лебеди», «Лиса и журавль»,
«Гадкий утёнок»).

Д/игра «Кто лишний и
почему?»

Ласточка,
кукушка, попугай, соловей

Журавль, аист, цапля,
курица
Игра«Кто больше, кто меньше?

Кто
из них больше и кто меньше: ласточка и грач, соловей и кукушка, скворец и
аист…

Игра
«Отгадай и выучи загадку»
 «Эта птица никогда
для птенцов не вьёт гнезда»
Ответ нарисовать. Назвать части тела птицы.

Придумать
загадку-описание о любой птице.

Игра»Составь
предложение из слов»:

Скворец
, тёплые края, прилетать.

Гнездо,
высиживать, грач, птенцы.

Червяк,
ласточка, птенцы, принести, голодные.

Небо,
летать, кричать, журавль, большой.

Болото,
утки, крякать, громко.

Лебеди,
стая, пруд, плавать, красивые. Составление рассказа. Описать птицу по
схеме:

Считается, что дети должны иметь представление о птицах и пользе от них уже в 5 лет. А в 6-7 лет различать некоторых пернатых по названиям. Весенние месяцы – самые подходящие для занятия на тему «Что такое перелетные птицы» для детей старшей группы.

Какие учебные материалы понадобятся в процессе

Чем ярче и разнообразнее будет рассказ о кочующих птицах для детсадовцев, тем больше он останется в памяти. При подготовке я рекомендую максимально задействовать органы восприятия: глаза, уши и пальчики. Это значит, что мы будем смотреть картинки и видео, слушать информацию и стихи о птичках, трогать руками перышки.

Первое и важно пособие, которое мы используем на занятиях – плакат «Перелетные птицы». На нем показаны все нужные виды, картинки крупные и видны издалека. Птички хорошо прорисованы и по ним легко объяснять, чем одна отличается от другой (хвостики, крылья, ноги, оперение, размеры). Птички подписаны, самые любознательные дети попробуют прочитать.

Очень помогают и дидактические карточки с перелетными птицами. У них сразу три предназначения: с карточки можно взять стишки и загадки, выучить птичье название на русском и английском. Но самое главное, по карточкам мы даем задание составить рассказ: описать, какие у птички крылышки, лапки, цвет оперения и т.д. Для примера по первой карточке рассказывает ведущий. Есть еще другие карточки без названий.  Их мы даем на втором занятии и проверяем узнаваемость.

части тела

Стихи, в которых фигурируют жаворонок, ласточки, скворец, соловей, дрозд, аист, грач, журавль и другие птицы, мы ищем в интернете или берем в специальных методических пособиях. В сети есть и сказки, интересные для деток 6 лет. Например, «На озере», «Как Воробьишко Африку искал», «Возвращение на родину» и другие.

Здорово, когда есть возможность после стиха или сказки показать видео, в котором птица летает, ходит, питается. Можно попробовать найти в интернете видеозаписи и смонтировать короткие ролики, не дольше минуты. Есть познавательные фильмы, видеоуроки и обучающие видео о перелетных видах на Youtube. Но они занимают время, лучше такой фильм показать помимо занятия. Можно посмотреть мультфильм: «Серая шейка», «Мама-цапля», «Крякнутые каникулы», «Махни крылом».

Что рассказать детям о перелетных птицах

Основной смысл занятия – рассказать, что птицы – живые существа с теплой кровью. Температура их тельца выше человеческой, где-то +41 градус. Чтобы иметь возможность выжить в зимние холода, птицам нужно много энергии. Значит, требуется больше пищи.

Насекомоядным и плотоядным птицам нечем насыщаться зимой, и они перелетают на юг, в теплые страны. Вынуждены улетать и водоплавающие, ведь вода, в которой они ищут пищу, замерзает. Журавли едят ягоды, аисты и цапли – лягушек, в морозы им тоже нечем питаться. Летят на юг и отдельные разновидности, предпочитающие растительную пищу. У зерноядных есть одна особенность – они покидают наши широты не всегда.

Птицы, улетающие на зиму, называются перелетными, или кочующими. А те, которые остаются зимовать в родной стране – оседлые (зимующие). На зимовку отправляются гуси, лебеди, цапли, аисты, соловьи, чижики, грачи, скворцы, ласточки, перепела, жаворонки, дрозды, иволги. Перебираются они в разные страны. Перепела – в Африку и Азию, соловьи – в Африку, чижи – в Казахстан и на Кавказ. К зимующим можно отнести ворон, синичек, воробьев, голубей, сорок, другие виды.

перелеты

Летят они стаями или клиньями, а некоторые – в одиночестве (кукушки, ястребы, соколы). Весной перелетные птицы путешествуют назад, в родные края, чтобы растить потомство. Они очень полезны для природы и человека. Насекомоядные поедают насекомых-вредителей, а другие помогают поддерживать экосистему. Например, аисты едят змей и саранчу.

Детсадовцам понравятся интересные факты. О том, что птицы летают на юг стаей, прямым фронтом, клином или косяком. Как это выглядит, можно показать на презентации или фото. Есть народные приметы и загадки о перелетных птицах. Пернатые путешественники запоминают свои гнезда, из года в год прилетают туда же. Время вылета меняется: птицы принимают решение, ориентируясь на погоду и инстинкты (готовьтесь объяснить, что это). Иначе и быть не может, ведь газет они не читают.

Как составить план занятия

Если это ваше первое занятие по птицам, нужно подробно составить список того, что будете рассказывать и показывать, в какой последовательности, сделать хронометраж. Важно, где вы решите проводить занятие – на природе или в помещении. На природе можно услышать, а иногда даже увидеть птиц. Зато в помещении можно посмотреть видео и мультфильмы. Спланировать занятие с описательной частью, играми и другими задачами поможет это тематическое пособие.

Сложно рассказывать ребенку о том, чего он не видел. Поэтому детсадовцам нужно показывать рисунки и видео, давать слушать записи птичьего пения. Кстати, еще одно пособие с картинками перелетных и зимующих птиц, а еще домашних и диких. Оно поможет рассказать о домашних, лесных, водоплавающих и других видах. Не забудьте объяснить, что пернатые живут в скворечниках, гнездах, дуплах. Еще лучше – показать во время прогулки.

Можно построить занятие для детского сада в форме диалога: задавать вопросы и рассказывать. Например: «Какой сейчас сезон? Дни удлинились, произошли другие изменения (перечислить). А вы слышали пение птиц по утрам? Поют те, кто вернулся из теплых краев – перелетные птицы. Вы знаете, кто такие перелетные?». Стоит упомянуть кочующих птиц, прилетающих к нам на зиму, потому что привыкли к холодам (снегири, синицы).

птицы

Можно разделить занятие на две или три части. Но не давать их друг за другом, а сделать перерыв в несколько дней. Детям нужно переварить, «прожить» информацию, рассказать о новых знаниях родителям и друзьям, обсудить.

В одно из занятий можно включить игры для развития речи. Например:

  • Назови птенчика (кукушка – кукушонок, грач – граченок и т.д.).
  • Найди лишнего (выбрать из тройки или четверки птиц неперелетную).
  • Назови ласково (кукушка – кукушечка, перо – перышко, крыло – крылышко, соловей – соловушка).

Рекомендую включить в план занятия разнообразные игры и развлечения. Например, раскраски и наклейки с птичками, детское лото или другие игры с изображениями птиц, несложные оригами, пальчиковые игры. Можно давать задания по карточкам: к примеру, разложить их в два ряда – с перелетными и зимующими птицами.

Вопросы и выводы по занятию

Чтобы закрепить информацию, рекомендую задать в конце такие вопросы:

  • Что такое перелетные птицы?
  • Куда и почему улетают они на зиму?
  • Какие именно пернатые улетают в южные местности (названия)?
  • Путешествуют ли птенцы с родителями?
  • Почему они возвращаются обратно из теплых краев?
  • Почему летают стаями?
  • Чем питаются перелетные птицы?
  • Какую пользу людям и природе они приносят?

«Птичьи» занятия помогут обогатить кругозор, пополнить знания об окружающем мире и природе, дадут новые названия и понятия в словаре ребенка. Расскажут, насколько мир многообразен и интересен. В первую очередь, они дадут понимание того, что птицы – живые существа, им нужно питаться и защищаться от холодов, растить птенцов. Перелетные виды очень важны для живого мира и человеческой деятельности.

В воздухе кипит жизнь. Рассказы о ней очень важны для современного урбанизированного ребенка, который видит природу мельком и в малых количествах. Удачных вам занятий и любознательных деток!

автор блога

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

  • Перелетные птицы рассказ для детей 1 класса окружающий мир
  • Переезд невозможен как пишется
  • Переезд в подмосковье отзывы и рассказы переехавших
  • Переезд в москву отзывы и рассказы переехавших
  • Переедешь как пишется слово