Перелетные птицы составление рассказа подготовительная группа

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»

Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

Задачи:

• Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;

• Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

• Развивать диалогическую речь детей, слуховое внимание.

• Воспитывать бережное отношение к природе

Ход занятия:

Ребята, что-то я читаю стихотворение и никак не пойму, помогите мне пожалуйста разобраться! 

Прилетели птицы:

Голуби, куницы…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

галки, макароны….

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Гуси и ватрушки

Лебеди и утки

И спасибо шутке!

Педагог:

— Назовите птиц, которые были названы в стихах (дети перечисляют)

— На какие 2 группы можно разделить всех, упомянутых в стихотворении птиц? (на — перелетных и зимующих)

— Почему их называют перелетными? (они улетают в теплые края)

-Почему они улетают? (питаются насекомыми, а зимой их нет)

Ребята, сегодня утром к нам в окно постучалась птица и передала конверт. Что это за птица вы узнаете, отгадав загадку

Эти птицы знак весны,

Чуть проталины видны,

Безошибочно по звездам

Путь находят к старым гнездам.

В их колониях галдеж,

Ничего не разберешь.

Зерна ест, клопов, жуков.

Мышевидных грызунов.

От вредителей как врач

Сад спасает черный. (Грач).

А в конверте письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. В этом году весна холодная, на небе много туч, часто идет снег, дует холодный ветер. Мы, грачи, уже прилетели. А вот другие птицы не хотят прилетать, потому что нет тепла. Мы вас очень просим выполнить все задания, чтобы стало теплее, и чтобы все птицы смогли вернуться в свои гнезда»

Игровое упражнение «Кто за кем прилетает»

Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.

— Кто прилетает первым? Кто прилетает за грачами? Кто прилетает перед журавлями? Кто прилетает после ласточек?

Дидактическая игра «Исправь ошибки».

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Люди уже позаботились о птицах и построили скворечники для грачей (скворцов). Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы.

Дыхательная гимнастика – «Летят птички»

«Отгадай».

На шесте дворец, во дворце — певец.

А зовут его… (скворец)

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей (грач)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей)

Не ворона, не синица —

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку —

Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный,

лепит домик под окном

из травы и глины (ласточка)

Бродит по болотам грязным,

ловит в них лягушек,

бестолковых попрыгушек (цапля)

Про кого эти загадки? (про птиц)

А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)

«Сложные слова»

Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно слово и них.

Белая грудь — белогрудая

Длинные крылья — длиннокрылая

Короткий хвост — короткохвостая

Чёрные глаза — чёрноглазая

Серые глаза — сероглазая

Чёрная грудь – черногрудая

Громкий голос — громкоголосая

Пестрые крылья — пёстрокрылая

Черное крыло – чернокрылая

Длинный хвост — длиннохвостая

Желтый клюв – желтоклювая

Длинные ноги — длинноногая

Релаксация «Полет птицы»

Давайте закроем с вами глаза и представим, что мы лебеди. Это одна из самых красивых птиц: белая, как снег, с длинной гибкой шеей. Поднимите подбородок вверх. Выпрямите спинку, расправьте плечики. Шея лебедя вытянута, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья. Мы взлетели. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой! Под нами как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже… вот уже и земля. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Пальчиковая гимнастика

Тили-тели, тили-тели – (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами «птицы поют»)

Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления.)

Грач, ласточка, воробей скворец.

Голубь, ласточка, скворец, гусь.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

«Заколдованные птицы» (слоги – начало у ребёнка, найти окончание слова).

Какие птицы прилетели в нам весной?

Угадывание названия птицы по схеме

Составление описательного рассказа о перелётной птице по схеме

Подведение итогов

                                                                                                                                                               жу

       равль

цап

ля

лас

точ

ка

грач

скво

рец

чай

ка

ле

бедь

а

ист

чи

бис

стриж

дрозд

со

ло

вей

и

вол

га

жа

во

ро

нок

Составление описательного рассказа
о перелётных птицах

Автор: Наталья Васильевна Третьяк

Организация: МБОУ «Детский сад № 35»

Населенный пункт: Ставропольский край, г. Михайловск

Цель: закреплять и расширять знания детей о сезонных изменениях в живой природе.

Задачи:

Образовательные:

путем сложения основ;

— закреплять умение образовывать сложноподчиненные предложения;

— закрепить представления детей о перелетных птицах: внешний вид, об особенностях отлёта перелётных птиц.

— закреплять умение образовывать сложные слова

— совершенствовать грамматический строй речи;

Развивающие:

— развитие интереса к представителям живой природы;

— развитие связной речи детей в процессе ответов на вопросы и составлении предложений;

— пополнять активный и пассивный словарь детей с помощью ввода новых слов и понятий.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками, внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга;

Оборудование: Использование интерактивного оборудования, демонстрационные картинки с изображением перелётных птиц. мяч, голоса птиц (аудиозапись) , аудиосообщение.

ХОД:

Звучит музыка (Осень)

Воспитатель: Ребята как вы думаете о каком времени года эта мелодия?

Ответы детей.

Воспитатель: А, как вы догадались?

Воспитатель: Какая еще по характеру эта мелодия?

Воспитатель: Ребята эта мелодия так и называется Осень. Какие еще вы знаете приметы осени?

Все признаки осени назвали?

Звучит сигнал смс сообщения на телефоне.

Воспитатель: ребята нам пришло сообщение вам интересно от кого оно? И что в этом сообщении. Я предлагаю вам его прослушать.

(сообщение от Незнайки)

Здравствуйте ребята, я Незнайка, сегодня я гулял по парку и увидел птиц, не понимаю почему они еще не улетели на юг. Не чего не понимаю, по можете мне разобраться?

Воспитатель: Ребята почему так происходит птицы, которые должны были улететь еще не улетели?

Ответы детей: (не успели, решили остаться)

Воспитатель: ребята давайте поможем Незнайке разобраться в этой ситуации почему птицы не улетели на юг. Сможем Незнайке разобраться?

Ответы детей.

Воспитатель: присаживайтесь пожалуйста.

Воспитатель: ребята посмотрите на картинки и скажите, чем птицы различаются?

Ответы детей:( оперением, размером, хвостами, названиями)

Воспитатель: давайте назовем птиц?

Ответы детей: (ласточка, кукушка, грач, утка,)

Воспитатель: скажите пожалуйста, что у них общего?

Ответы детей (все эти птицы улетают на юг)

Воспитатель: как называются птицы, которые улетают на юг.

Ответы детей: (перелетные птицы)

Воспитатель: каких еще вы знаете перелетных птиц?

Ответы детей (журавль, скворец и т.д.)

Воспитатель: ребята посмотрите на картинку, скажите, как она называется?

Дети: ласточка.

Воспитатель: опишите ее?

Ответы детей.

Воспитатель: если у ласточки белая грудь, как она называется?

Ответы детей (белогрудая), описывают ласточку по желанию.

Воспитатель: какие крылья, (Длиннокрылая, длиннохвостая)

Воспитатель: ребята что вы знаете о ласточке? Какая она?

Ответы детей.

Воспитатель: дети из чего ласточка делает себе гнезда? Где чаще всего мы можем их увидеть?

Ответы детей.

Воспитатель: ребята вы встречали ласточек на земле?

Ответы детей.

Воспитатель: ласточек на земле мы можем видеть очень редко, потому что их лапки не приспособлены для ходьбы потому что они очень тоненькие у них. Посмотрите, что делает ласточка?

Ответы детей: (кушает) охотится на насекомых.

Воспитатель: чем питается ласточка?

Ответы детей:

Воспитатель: как мы называем птиц, которые питаются насекомыми?

Ответы детей: насекомоядные.

Воспитатель: какими насекомыми?

Ответы детей:

Воспитатель: насекомыми которые летают в воздухе, поэтому мы очень редко можем видеть их на земле.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что происходит с летающими насекомыми осенью?

Ответы детей: (прячутся, и т.д.)

Воспитатель: ребята какой мы можем сделать вывод, когда улетают ласточки?

Ответы детей (когда прячутся летающие насекомые)

Воспитатель: ласточка улетает с первыми холодами, как только исчезают летающие насекомые. Первая из перелетных птиц.

Воспитатель: обратите внимание еще на одну птицу. Кто знает, как она называется

Ответы детей (кукушка)

Воспитатель: кто ее опишет? Какая она?

Ответы детей? (пестрая)

Воспитатель: что вы знаете о кукушке?

Ответы детей (подкладывает яйца в чужие гнезда)

Воспитатель: ребята чем питается кукушка кто знает?

Ответы детей (мохнатыми гусеницами)

Воспитатель: правильно, а как вы думаете, чем питаются мохнатые гусеницы?

Ответы детей (зелеными листьями, личинками)

Воспитатель: ребята как вы думаете, когда пропадут мохнатые гусеницы?

Ответы детей?

Воспитатель: какой мы можем сделать вывод, когда улетают кукушки?

Ответы детей: (кукушка улетит в след за ласточкой)

Физ. минутка

Пальчиковая игра «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели,

На юг птицы улетели!

(скрестить большие пальцы, помахать ладошками)

Улетели скворушка –

Серенькое перышко. (поочередно сгибать пальцы на обеих руках)

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж

(скрестив большие пальцы, помахать ладошками)

На юг птицы улетели

И затихли птичьи трели.

(большие пальцы соединять с остальными – птица поет)

Воспитатель: присаживайтесь посмотрите на картинку какая птица изображена?

Ответы детей:(грач)

Воспитатель: что делает грач?

Ответы детей (он клюет)

Воспитатель: кого он клюет? Где находит себе еду?

Ответы детей: (червей, личинок, семена)

Воспитатель: с помощью чего добывает себе еду грач?

Ответы детей (клюва)

Воспитатель: ребята у грача острый клюв, как одним словом сказать грач какой?

Ответы детей: (остроклювый)

Воспитатель: для чего нужен такой острый клюв?

Ответы детей: (для добычи еды из земли, т.п)

Воспитатель: что происходит с землей при первых заморозках?

Ответы детей:

Воспитатель: вывод поздней осенью земля замерзнет, грач улетит поздней осенью.

Дидактическая игра «У кого кто?»

  1. Д/и «Кого выводят птицы?» или «У кого кто?»

Цель: формирование представлений детей называть птенцов перелетных птиц

Журавля – журавлят
Грача – грачат
Скворца — скворчонок
Гуся — гусенок

Кукушки- кукушенок
Утки — утенок
Соловья –соловьенок

Ласточки…- ластушенок.(новое слово)

Воспитатель: стать в круг.

Воспитатель: дети каких птиц мы с вами уже рассмотрели?

Ответы детей:

Воспитатель: чем питаются эти птицы? Как их мы можем назвать одним словом? (насекомоядные) Кто из этих птиц улетает первыми?

Воспитатель: посмотрите на картинку, как называется эта птица?

Ответы детей: (утка)

Воспитатель: опишите ее? Какие лапки у нее? где она обитает? Чем отличается утка от других птиц?

Воспитатель: чем питается утка?

Ответы детей:

Воспитатель: как вы думаете, как называются птицы, которые умеют плавать в воде?

Ответы детей: (водоплавающие)

Воспитатель: слово состоит из двух слов вода и плавающие.

Воспитатель: вы сказали, что утка питается рыбой, где находится их пища?

Ответы детей:

Воспитатель: как вы думаете, что происходит с озерами и реками поздней осенью?

Ответы детей:

Воспитатель: какой мы можем сделать вывод, когда улетают утки?

Ответы детей:

Воспитатель: когда птицы улетают они прощаются с нами, они поют свои песенки, сейчас вы послушаете голоса и отгадаете кто поет.

Голоса птиц (соловей)

Воспитатель: на что похож голос соловья? (певчая птичка, на мелодию)

Воспитатель: следующая птичка? (утка)

Воспитатель: что делает утка?

Ответы детей: крякакает

Воспитатель: чей голос? (ласточка)

Воспитатель: как ласточка голос подает?

Ответы детей:( если затруднятся сказать)

Воспитатель: ласточка щебечет, новое для вас слово.

Воспитатель: чей голос (кукушка), как голос подает? Кукует.

Воспитатель: следующая птичка (журавль). Как голос подает? Курлыкает (новое слово)

Воспитатель: предлагаю составить небольшие описательные рассказы по схеме. Давайте вспомним последовательность схемы: первый пункт кто это? Второй пункт какой цвет? 3 и т.д.

Ответы детей.

Воспитатель: ребята давайте вспомним с каким вопросом обратился Незнайка к нам?

Ответы детей:

Воспитатель: давайте сделаем вывод от чего зависит отлет птиц?

Ответы детей:(от пищи)

Воспитатель: давайте вспомним кто первыми улетают – насекомоядные, какие птицы улетают последними- водоплавающие.

Воспитатель: ребята давайте представим, что мы построили птицам теплые домики и они остались с нами и не улетели в теплые края, что бы произошло?

Ответы детей.

Воспитатель: как вы думаете мы смогли помочь Незнайке? Вам понравилось наше занятие? Что вы узнали нового?

Литература:

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Академия, 2000.- 159 с.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.- М.: Мозайка- Синтез, 2000.- 272 с.
  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/ Сост. С.Г.Бочаров, прим. С.С. Аверинцев. М.: Искусство, 2003.- 423 с.
  4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 2002.

Приложения:

  1. file0.docx.. 23,6 КБ

Опубликовано: 01.12.2021

Конспект занятия по развитию
речи в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»

Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать
диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

Задачи:

• Расширить активный
словарь детей по теме «Перелётные птицы»;

• Расширить и закрепить
представления детей о перелетных птицах;

• Развивать диалогическую
речь детей, слуховое внимание.

• Воспитывать бережное
отношение к природе

Ход занятия:

Ребята, что-то я читаю стихотворение и никак не пойму, помогите
мне пожалуйста разобраться! 

Прилетели птицы:

Голуби, куницы…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

галки, макароны….

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Гуси и ватрушки

Лебеди и утки

И спасибо шутке!

Педагог:

— Назовите
птиц, которые были названы в стихах (дети перечисляют)

— На какие 2 группы можно разделить всех, упомянутых в
стихотворении птиц? (на — перелетных и зимующих)

— Почему их называют перелетными? (они улетают в теплые края)

-Почему они улетают? (питаются насекомыми, а зимой их нет)

Ребята, сегодня утром к нам в окно постучалась птица и передала конверт.
Что это за птица вы узнаете, отгадав загадку

Эти птицы знак весны,

Чуть проталины видны,

Безошибочно по звездам

Путь находят к старым
гнездам.

В их колониях галдеж,

Ничего не разберешь.

Зерна ест, клопов, жуков.

Мышевидных грызунов.

От вредителей как врач

Сад спасает черный.
(Грач).

А в конверте письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята. В этом году весна холодная, на небе много туч,
часто идет снег, дует холодный ветер. Мы, грачи, уже прилетели. А вот другие
птицы не хотят прилетать, потому что нет тепла. Мы вас очень просим выполнить
все задания, чтобы стало теплее, и чтобы все птицы смогли вернуться в свои
гнезда»

Игровое упражнение «Кто за кем прилетает»

Сначала прилетают грачи,
за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.

— Кто прилетает первым?
Кто прилетает за грачами? Кто прилетает перед журавлями? Кто прилетает после
ласточек?

Дидактическая игра «Исправь ошибки».

Вот и наступила весна.
Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День
становится всё короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Люди уже позаботились
о птицах и построили скворечники для грачей (скворцов). Просыпаются от зимнего
сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние
цветы — колокольчики (подснежники). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы.

Дыхательная гимнастика – «Летят птички»

«Отгадай».

На шесте дворец, во дворце — певец.

А зовут его… (скворец)

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей   (грач)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей)

Не ворона, не синица —

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку —

Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный,

лепит домик под окном

из травы и глины   (ласточка)

Бродит по болотам грязным,

ловит в них лягушек,

бестолковых попрыгушек   (цапля)

Про кого эти загадки? (про птиц)

А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)

«Сложные слова»

Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно
слово и них.

Белая грудь — белогрудая

Длинные крылья — длиннокрылая

Короткий хвост — короткохвостая

Чёрные глаза — чёрноглазая

Серые глаза — сероглазая

Чёрная грудь – черногрудая

Громкий голос — громкоголосая

Пестрые крылья — пёстрокрылая

Черное крыло – чернокрылая

Длинный хвост — длиннохвостая

Желтый клюв – желтоклювая

Длинные ноги — длинноногая

Релаксация «Полет птицы»

Давайте закроем с вами глаза и представим, что мы лебеди. Это
одна из самых красивых птиц: белая, как снег, с
длинной гибкой шеей. Поднимите подбородок вверх. Выпрямите спинку, расправьте
плечики. Шея лебедя вытянута, спина гордая, прямая. Широко раскиньте
руки-крылья. Мы взлетели. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не
чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая
прохлада, тишина, покой! Под нами как зеркало блестит озеро. Можно
присмотреться и увидеть в нем себя. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не
страшно.

Спустимся пониже, еще ниже… вот уже и земля. Вытянем шейку,
расправим плечи, опустим крылья.

Пальчиковая гимнастика

Тили-тели, тили-тели –
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка,
стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами «птицы поют»)

Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления.)

Грач, ласточка, воробей скворец.

Голубь, ласточка, скворец, гусь.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

«Заколдованные птицы» (слоги – начало
у ребёнка, найти окончание слова).

Какие птицы прилетели в нам весной?

Угадывание названия птицы по схеме

Составление описательного рассказа о
перелётной птице по схеме

Подведение итогов

жу

равль

цап

ля

лас

точ

ка

грач

скво

рец

чай

ка

ле

бедь

а

ист

чи

бис

стриж

дрозд

со

ло

вей

и

вол

га

жа

во

ро

нок

Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (Становится холодно, исчезают

насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет

трудно добывать корм)

3. Основная часть.

А сейчас, мы покажем ласточке, что мы знаем, какие птицы есть перелетные, а

какие зимующие.

Игра «Четвертый лишний?»

Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний? – воробей, так как он зимующая

птица.

Голубь, ласточка, скворец, гусь. Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

Воспитатель:

Какое сейчас время года? (Сейчас время года осень)

Назовите признаки осени? (День становится короче, ночь длиннее. Листья

опадают. Часто идут дожди. Перелетные птицы улетают в теплые края) Каких

перелетных птиц вы знаете? (Грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие

гуси, утки, лебеди, трясогузка)

У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их называют поразному, как, же

они их различают?

( По оперению, внешнему виду, величине,)

А какие птицы нас покидают первыми? (Раньше всех нас покидают насекомоядные

птицы).

В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите:

насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти

птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех

улетают: трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, ласточки, скворцы…

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие

птицы.

Какие водоплавающие птицы вы знаете? (гуси, утки и лебеди).

В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде.

Повторите: водоплавающие.

А знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно сюда?

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом

они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок в

полете им подкрепится негде.

В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не

видно, то они ориентируются на магнитные колебания земли.

_ Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают « стайками», все вместе;

некоторые , например, журавли, выстраиваются « клином » в виде треугольника;

другие выстраивают« цепочкой», в одну линию.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

по теме: « Перелетные птицы»

Программное содержание:

1.Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

2.Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

3.Упражнять детей:

— в образовании сложных прилагательных;

— в составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Материал:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Чахлая рябина

Тучи без конца, Мокнет под окном;

Дождик так и льется, Смотрит деревушка

Лужи у крыльца, Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

— Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

/Об осени/.

— Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

— А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

— Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

— Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1.Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

— Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

2.Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

/Ласточка/

/включается аудиозапись/

3.Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома —

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/

— Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост

и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

— Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

— У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

— Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

— А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

ФИЗМИНУТКА. /загибаются пальцы обеих рук/

Пой–ка, подпевай-ка, Эта птичка – коростель,

Десять птичек – стайка, Эта птичка – скворушка

Эта птичка – воробей, Серенькое перышко.

Эта птичка – совушка, Эта – зяблик,

Сонная головушка. Эта – стриж,

Эта птичка – свиристель, Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам./руки за спину/

2. Упражнение «Отгадай и присядь».

— Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец,

снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

3. Упражнение «Скажи одним словом».

— Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.

У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.

У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.

Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.

У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.

У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

4. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

  • Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.

  • Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

  • Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

  • Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.

  • Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:

— Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

— О каких новых перелетных птицах вы узнали?

— Что интересного мы узнали о кукушке?

— Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

— Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно

слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Самым активным ребятам я даю призы.

Цель: формирование навыков составления
описательного рассказа с опорой на схему.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:


  1. Формировать навыки составления описательного
    рассказа с опорой на схему;
  2. Закреплять умение подбирать определения к
    предметам, действия к предметам;
  3. Активизировать словарь по теме.

Коррекционно-развивающие:


  1. Развивать внимание;
  2. Развивать память;
  3. Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:


  1. Воспитывать бережное отношение к природе
    родного края.

Оборудование: макет дерева, ширма с
деревьями, плоскостные фигурки птиц,
иллюстративное панно, картинки в подснежниках,
для индивидуальной работы по звукопроизношению
картинки- подсказки с птицами на звук “Р”,
магнитофонная запись с пением птиц и с
физ.минуткой.

Ход занятия:

В.: Лес – это большой и настоящий
друг. А ещё это дом для зверей и птиц. Слышите, как
чудесно поют птицы? /звучит запись голосов птиц/.
А вы их видите?

Д.: Нет.

В.: А для того, чтобы увидеть птиц,
нужно внимательно всмотреться в лес и
прислушаться к нему. Поэтому мы сядем на
стульчики. Я загадаю загадки, если вы их
отгадаете, то птицы прилетят на дерево.

/демонстрируется макет дерева, стоящий
на столе/

На шесте весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети, дом качает ветер.
На крыльце поёт отец-
Он и летчик и певец.
Кто это?

Д.: Это скворец /появляется птичка на
дереве/

Аналогично:

Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины / ласточка/

Нос у него белый,
Сам он чёрный,
Очень проворный,
Друг садов и полей
Поедает червей / грач/

Маленькая, юркая, проворная,
Трясёт длинным тонким хвостиком /трясогузка/

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика /синичка/

Никогда не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает /кукушка/

В.: Какая их этих птиц не улетела на
зиму в тёплые края ?

Д.: Не улетела синичка, потому что это
зимующая птица.

В.: Какие птицы остались на дереве?

Д.: На дереве остались перелётные
птицы.

В.: Какая перелётная птичка
упорхнула с весеннего дерева?

/незаметно убирает птичку/

Д.: Ласточка упорхнула с дерева.

В.: Ребята, я думаю ласточка к нам
вернётся, если мы поможем построить ей гнездо.
Чем больше назовём красивых слов о ней, тем
быстрее построим гнездо.

Ласточка птица какая?

Д.: Ласточка птица перелётная,
красивая, быстрокрылая, весенняя, проворная,
теплолюбивая.

В.: У ласточки головка какая?

Д.: Маленькая, чёрненькая.

В.: Грудка какая?

Д.: Нарядная, белая, с красно – синим
галстуком.

В.: Крылья какие?

Д.: Длинные, острые, сильные.

В.: Хвост какой?

Д.: Длинный, острый, сильный.

В.: Оперенье, какое?

Д.: Красивое, нарядное, разноцветное.

В. :Гнездо какое?

Д.: Глиняное.

В.: Птенцы какие?

Д.: Слабенькие, маленькие,
беспомощные.

В.: А вот и ласточка прилетела к
гнезду, кого выводит в гнезде ласточка?

/воспитатель собрал гнездо по частям/

Д.: Ласточка выводит птенцов.

В.: Птенцов выводят и другие
перелётные птицы, например грачи. Как правильно
назвать их птенцов?

Д.: Птенцов грачей называют
грачатами.

В.: А мы с вами знаем, что умеют делать
грачата.

Пальчиковая гимнастика

1.Двоя маленьких грачат
Тихо в гнёздышке сидят.
Сидят, прижавшись тесно,
Тепло в гнезде им вместе.

2.Но вот один проснулся,
Проснулся, встрепенулся,
И песенку запел,
И к солнышку взлетел.

3.Но вот второй проснулся,
Проснулся, встрепенулся,
И песенку запел,
И к солнышку взлетел.

4.И вот грачата вместе
Под солнышком летают,
Их солнышко своими
Лучами согревает.

5.Вот вечер наступает
И солнышко садится,
Пора домой грачатам
Под вечер возвратиться.

6.Двое маленьких грачат
Тихо в гнёздышке сидят.
Сидят, прижавшись тесно,
Тепло в гнезде им вместе.

В.: Каждая птица умеет петь и летать по
особенному. Я назову вам слова действия, а вы
выберете из них те, которые относятся к ласточке.

Летает, порхает, кружится, парит,
курлычет, заливается, щебечет.

Д.: Летает, кружится, щебечет.

Сюрпризный момент /стук по стеклу, как
птичка клювом/

В.: Ребята, как будто птичка клювом в
окно постучала, да и кажется письмо принесла.

Голубь бросил к нам в оконце от кого-то
письмецо.

Видно он заторопился, очень быстро
удалился,

Почты много набралось, он не всю её
разнёс.

Я ж письмо вам прочитаю, от кого оно
узнаю.

— Здравствуйте, мои маленькие друзья!
Хочу прилететь к вам в гости и услышать рассказ о
птичке, которая весной возвращается к вам а
Сибирь. А пока высылаю вам фотографию этой
птички. Ждите. С приветом Страус.

-Ой, ребята, а мы уже помогали строить
гнездо такой птице.

Д.: Да. Мы строили гнездо ласточке.

В.: В нашем весеннем лесу я слышала
весеннюю песню /звучат голоса весеннего леса/.

Давайте выйдем на полянку и
превратимся в перелётных птиц.

1,2. Повернись и в птичку превратись.

/на фоне музыки звучат слова/

Грач качался на ольхе,
Лебедь в волнах на реке.
Мимо скворушки летели
И на веточку присели.
Веточка качается
Неплохо получается.

В.: полетели к своим местам.

Вы помните, что к нам должен прилететь
гость?

Давайте вспомним для него, что мы знаем
о ласточке.

В.: Где живут ласточки?

Как они строят гнёзда?

Чем питаются?

Какие животные враждуют с ласточкой?

Как она защищается от врагов?

В.: Ребята, давайте приготовим
сюрприз Страусу. Подарим ему букет подснежников,
ведь он их не разу не видел.

У каждого из вас на столе лежит
подснежник.

Нужно его перевернуть и составить
красивое предложение по картинке и цветочек
вставить в букет.

Дети переворачивают подснежники и
составляют предложения.


  1. Ласточка — красивая перелётная птица.
  2. У ласточки головка чёрненькая, грудка беленькая
    с красно – синим галстуком. Хвост и крылья
    длинные, острые.
  3. Живёт ласточка в гнезде под крышей дома. Строит
    гнездо из веточек, травинок, глины.
  4. Враг ласточки – кошка. Ласточки защищаются
    дружно от врагов.
  5. Питается ласточка насекомыми: гусеницами,
    комарами, червячками, жучками.
  6. Ласточка красиво поёт. Своим звонким, весёлым
    щебетаньем она радует людей.

Каждый ребёнок /их 6/ вставляют свой
подснежник в иллюстративное панно – схему.

В.: Вот букет и готов.

Сюрпризный момент /стук в дверь, входит
Страус/

Страус:

Здравствуйте, друзья!
Сам летать я не умею,
Но отправился в полёт,
Самолёт мне в том помог!

У меня мало времени, но я готов
послушать рассказ об удивительной птице.

В.: Присаживайся, страус. Мы тебе не
только расскажем о птице, но и подарим букет
подснежников. Это цветочки- подсказки, что бы ты
ни забыл об этой птице. Ребята, расскажем рассказ
для гостя?

Дети рассказывают
описательно-повествовательный рассказ с опорой
на схему
.

Страус выслушивает рассказ и
прощается с детьми
.

В.: Мне как и Страусу тоже понравился
рассказ о ласточке.

На следующем занятии мы приготовим
новый сюрприз – рассказ о другой перелётной
птице. А вы его перескажите папам и мамам.

См. приложение.

10.05.2017

НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Перелетные птицы»

Пономарева Ирина Петровна

НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Перелетные птицы» , заучивание стихотворения В.Бардадыма «Ласточка» с использованием мнемотаблицы

Оценить




3336

Содержимое разработки

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Перелетные птицы» Заучивание стихотворения В.Бардадыма «Ласточка» с использованием мнемотаблицы.

Пономарева И.П.

Цель: актуализация словаря и формирование грамматического высказывания.

Задачи: образовательные:

— учить различать перелетных птиц, называть птенцов;

— упражнять в правильном употреблении приставочных глаголов с основой «лететь»;

— учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных и правильно согласовывать их в числе, роде с существительными;

— формировать умение образовывать формы существительных родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

развивающие:

— развивать внимание и память;

— навык заучивания небольшого стихотворения с опорой на план в виде мнемотаблицы;

— точность, подвижность, целенаправленность кистей и пальцев рук в пальчиковой игре.

воспитательные:

— воспитывать любовь к живой природе и навык сотрудничества.

Оборудование: предметные картинки перелетных птиц; карточки «4 лишний»; мнемотаблица для стихотворения В.Бардадыма «Ласточка», мяч.

Кинесиология.»Колено – локоть»

Ход занятия:

Орг. момент.

— Ребята, я сегодня утром шла на работу и увидела какие-то тени на земле. Я их сфотографировала. Помогите мне узнать чья это тень?

Д/и»Узнай птицу по тени»Возьмите карточку и узнайте птицу по тени, ( перевернутые картинки столе, р-к называет и вешает на доску)

Сообщение темы занятия.

— Как называются все эти птицы?

Слайд № 1О ком Сегодня мы будем говорить? — о перелетных птицах.

Слайд №2. проходите на стульчики.

Беседа о птицах (сидим у экрана)

— Кто это? (- это перелетная птица — скворец)

— Назови части тела птицы. ( — клюв, голова, два крыла, туловище, хвост)

— Чем покрыто тело? (- тело птицы покрыто перьями)

— Почему ее называют перелетной птицей? (улетает зимовать в теплые края)

— Что вьют птицы? (- птицы весной вьют гнезда)

— Кого выводят? (- весной у птиц появляются птенцы)

3.Слайд № 3. игра «Назови птенцов».(сидим у экрана)

У кукушки – кукушонок – кукушата;

У грача – грачонок — они грачата;

У скворца – скворчонок – они скворчата;

У журавля – журавленок – они журавлята;

У аиста – аистенок – они аистята;

У лебедя – лебеденок – они лебедята.

4. Слайд № 2Проходите к столу, присаживайтесь.

Пальчиковая игра «Эта птичка – соловей…».

Эта птичка – соловей, (поднимают мизинец)

Эта птичка – воробей, (добавляется безымянный)

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка (средний)

Эти птички – журавли (указательный и большой)

Полетели от земли (большие пальцы зацепить один за другой, остальными помахать как крыльями).

5. Упр. «4 лишний». сидим за столом ( взяли карточки, зачеркивают ненужную , объясняют полным предложением.)

— Проходите на ковер, встаньте в круг.

6. Физкультминутка с мячом. Игра в кругу «Чей, чья, чье, чьи».

Голова

Хвост

Лапы

Яйцо

Утка

Утина

Утиный

Утиные

Утиное

Гусь

Гусиная

Гусиный

Гусиные

Гусиное

Журавль

Журавлиная

Журавлиный

Журавлиные

Журавлиное

Грач

Грачиная

Грачиный

Грачиные

Грачиное

Лебедь

Лебединая

Лебединый

Лебединые

Лебединое

7. Слайд № 5. Я прочитаю вам стихотворение«Ласточка». В.Бардадыма, вы слушайте и запоминайте.

Чтение стихотворения «Ласточка» В.Бардадыма (показ на мнемотаблице)

«Ласточка».

-Спой мне ласточка, прошу.

А она в ответ: -Спешу!

Клювом глины зачерпнула

И под крышу упорхнула.

Целый день забот полна-

Домик строила она.

Дни прошли.

Опять прошу,

А она в ответ:

-Спешу! Считаны минутки, у меня малютки.

-Мошек ловлю, крошек кормлю.

В гости дождик зачастил.

Старый тополь загрустил.

-Спой мне ласточка, прошу.

А она в ответ:

-Спешу! Собираю в путь семью, возвращусь весной — спою.

8. Беседа по вопросам:

— Куда спешила ласточка?

— Что набрала в клюв ласточка?

— Что делала ласточка под крышей?

— Зачем ласточка ловила мошек?

— Почему загрустил старый тополь?

— Куда собирала ласточка свою семью?

9.Выходите на ковер. поиграем в игру «Подскажи словечко». (С мячом в кругу)

Птица из гнезда (вылетела), за кормом (полетела), к полянке (подлетела), вокруг полянки (облетела), в лес (залетела), из леса (вылетела), с ветки на ветку (перелетела), с ветки на землю (слетела), домой к себе (полетела), к гнезду (подлетела), в гнездо (залетела), в теплые края (улетела).

10.Слушание стихотворения еще раз.

Рассказывание по цепочке или несколькими детьми.

11. Итог. Молодцы, ребята, вы хорошо работали на занятии

Самоанализ.

Задачи: образовательные:

— учить различать перелетных птиц, (игра «Узнай птицу по тени»,

«4 лишний»)

— называть птенцов;(игра)

— упражнять в правильном употреблении приставочных глаголов с основой «лететь»; (игра «Доскажи словечко»)

— учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных и правильно согласовывать их в числе, роде с существительными; (игра «Чей, чья, чье, чьи»)

— формировать умение образовывать формы существительных родительного падежа существительных единственного и множественного числа.(игра «Назови птенцов»)

развивающие:

— развивать внимание и память;

— навык заучивания небольшого стихотворения с опорой на план в виде мнемотаблицы;

— точность, подвижность, целенаправленность кистей и пальцев рук в пальчиковой игре.

воспитательные:

— воспитывать любовь к живой природе и навык сотрудничества.

Беседа о птицах (сидим у экрана)

— Кто это? (это птицы)

— Назови части тела птицы.

— Чем покрыто тело?

— Почему назвали их перелетными?

— Что вьют птицы?

— Кого выводят?

3.Слайд № 3. игра

«Назови птенцов».(сидим у экрана)

У кукушки – кукушонок – кукушата;

У грача – грачонок — они грачата;

У скворца – скворчонок – они скворчата;

У журавля – журавленок – они журавлята;

У аиста – аистенок – они аистята;

У лебедя – лебеденок – они лебедята.

Пальчиковая игра «Эта птичка – соловей…».

Эта птичка – соловей, (поднимают мизинец)

Эта птичка – воробей, (добавляется безымянный)

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка (средний)

Эти птички – журавли (указательный и большой)

Полетели от земли (большие пальцы зацепить один за другой, остальными помахать как крыльями).

Голова

Хвост

Лапы

Яйцо

Утка

Утина

Утиный

Утиные

Утиное

Гусь

Гусиная

Гусиный

Гусиные

Гусиное

Журавль

Журавлиная

Журавлиный

Журавлиные

Журавлиное

Грач

Грачиная

Грачиный

Грачиные

Грачиное

Лебедь

Лебединая

Лебединый

Лебединые

Лебединое

«Ласточка». В.Бардадыма

-Спой мне ласточка, прошу.

А она в ответ: -Спешу!

Клювом глины зачерпнула

И под крышу упорхнула.

Целый день забот полна-

Домик строила она.

Дни прошли.

Опять прошу,

А она в ответ:

-Спешу! Считаны минутки, у меня малютки.

-Мошек ловлю, крошек кормлю.

В гости дождик зачастил.

Старый тополь загрустил.

-Спой мне ласточка, прошу.

А она в ответ:

-Спешу! Собираю в путь семью,

возвращусь весной — спою.

9. Беседа по вопросам:

— Куда спешила ласточка?

— Что набрала в клюв ласточка?

— Что делала ласточка под крышей?

— Зачем ласточка ловила мошек?

— Почему загрустил старый тополь?

— Куда собирала ласточка свою семью?

10.Слушание стихотворения еще раз.

Рассказывание по цепочке или несколькими детьми.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/256558-nod-po-razvitiju-rechi-v-podgotovitelnoj-grup

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

  • Перелетные птицы рассказ по картинке
  • Перелетные птицы рассказ для детей в детском саду
  • Перелетные птицы рассказ для детей 1 класса окружающий мир
  • Переезд невозможен как пишется
  • Переезд в подмосковье отзывы и рассказы переехавших