2
Как переложить сюжет одной из народных сказок, используя элементы …?
Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), используя элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического.
4 ответа:
3
0
На самом деле очень интересное и необычное задание. Попытаюсь попробовать себя в публицистическом стиле в сказке «Курочка Ряба»
Как стало известно сегодня из независимых источников в деревне N, что в 250 км от Москвы, в доме бабы и деда (по объективным причинам, мы вынуждены скрыть их имена и фамилии) их домашнее животное-курица, по имени Ряба снесла ничто иное, как золотое яйцо. Хозяева были крайне удивлены уникальности этого явления и не знали как использовать по назначению этот продукт. Попытавшись разбить скорлупу этого яйца, баба и дед поняли, что им это совершенно не под силу. Однако неразрешимая задача существовала лишь до появления некой мышки. Совершив налет на яйцо, лежавшее на столе, она нещадно разбила его, орудуя при этом своим хвостом. По предварительной оценки ветеринаров, данная курица больше не в состоянии нести подобные яйца. Однако, как заверяют баба и дед, они и рады этому, дабы теперь они точно не останутся без яичницы на завтрак. Ряба зареклась нести обычные яйца в прежнем режиме.
3
0
Репа относится к семейству капустных, кормовые сорта ее называются турнепсом. С учетом особенностей произрастания и времени выращивания этого корнеплода, старик посадил репу у себя в приусадебном участке, принадлежавшим ему на правах собственности. В первый год выросла розетка прикорневых листьев и мясистый съедобный корень, укрытый в земле. Прикорневые листья были зеленые, лировидно-перисто-на<wbr />дрезанными, жестковолосистыми. Они были удобными для того, чтобы вытаскивать путем приложения силы рук корня из земли. Однако, в силу того, что корень, укрытый в земле был большого размера, дед не смог справиться с этой задачей самостоятельно. Он позвал на помощь свою жену, с которой состоял в законном браке.
Его законная супруга пришла ему на помощь, и они вдвоем приложили усилия для вытягивания корнеплода из земли. Однако, и на этот раз они не справились с поставленной перед ними задачей. Тогда решили они позвать свою внучку, проживающую вместе с ними на одной жилплощади. Члены бригады, состоящие из трех человек расположились в следующем порядке: дед тянул за репку, бабка тянула за дедку, внучка за бабку. Но невзирая на все потраченные усилия, корнеплод вытянуть они и на этот раз не смогли. Чтобы завершить работу по уборке урожая в срок, им пришлось звать на помощь Жучку. Жучка – это собака, которая жила у деда и бабки, она выполняла охранные функции. Жучка тянула за внучку, внучка за бабку, бабка за деда, а дед за репку. Опять их настигла неудача. Тогда, согласившись на акт перемирия с кошкой, Жучка позвала Кошку. Кошка гуляла и жила сама по себе и вела довольно независимый образ жизни. Однако, она проявила сознательность и откликнулась на призыв о помощи. Количество работников увеличилось. Кошка внесла свою ощутимую лепту на благо семьи, чтобы достать репу из земли, но старания не увенчались успехом и на этот раз. Тогда Кошка позвала Мышку. Мышка не пользовалась репутацией добросовестного работника. Обычно к ней относились как к вредителю, а Кошка всегда норовила ее поймать и съесть. Теперь же в новых обстоятельствах пришлось по-новому выстраивать с ней отношения. В благодарность к признанию ее значимости, Мышка с радостью откликнулась на призыв о помощи. Теперь бригада рабочих расположилась в следующем порядке: дед за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, Кошка за Жучку, Мышка за Кошку. На этот раз поставленная задача была достигнута.
Таким образом роль грамотного руководства и слаженной деятельности ее членов была доказана.
2
0
Попробую переложить текст сказки «Колобок» в научном стиле.
Колобок — изделие из теста.
Колобок — мучное печеное изделие круглой формы. Встречается в домах, где живут одинокие старики, у которых нет детей.
Колобки часто склонны к самопроизвольному оставления места рождения и поэтому за ними тщательно следят. Если не уследить, колобок может катиться по любой проселочной дороге неограниченное время.
Колобки могут членораздельно разговаривать, имеют обыкновение хвастать своими заслугами. Если колобок встречает какое-нибудь животное, то он поет свою защитную песенку, чтобы обмануть животное и заставить то отказаться от охоты на колобка.
В природе главными врагами колобков оказываются лисы, которые не поддаются пению колобков и поэтому легко ловят и съедают колобков.
Именно так и случилось в одной известной сказке.
0
0
Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), используя элементы одного из стилей: в экстримально-совреме<wbr />нном стиле, фантастическом стиле.
Читайте также
Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» план сказки
Отметим, что в сказке есть зачин. Это самые первые строки:
А теперь план для пересказа:
1). Помещик молится Богу, чтобы тот избавил его от мужика.
2). Помещик замучил крестьян штрафами.
3). Крестьяне взмолились от такого житья Богу.
4). Помещик дышит чистым воздухом и живет один.
5). Кто не приезжает к помещику, все считают его дураком.
6). Мечты и сны помещика.
7). Исправник требует налоги с помещика за мужика.
8). Помещик испугался, но стоит твердо на своей свободе.
9). Помещик одичал и завел дружбу с медведем.
10). Крестьян вернули, помещика отловили и вернули к прежней жизни.
Краткое содержание сказки «Волшебная дудочка» для читательского дневника в 5-6 предложений:
- Умирает родная мать девушки и отце ее женится вторично
- Мачеха невзлюбила падчерицу и не хочет отдавать ей наследство
- Пошли дочь мачехи и падчерица за ягодами, а падчерица полную корзинку набрала.
- Завидно стало дочери мачехи и столкнула она падчерицу с мостков в болото
- Утонула падчерица и как ее не искали — не нашли
- Странник срезал дудочку и та играя рассказывала о том, как убили девушку.
Краткое содержание сказки «Волшебная дудочка» читается за 3 минуты:
Жила была счастливая семья, мама, папа и дочь. Но умерла мать и отец погоревал, да женился на другой. А у той своя дочка и ее она холила и нежила, а падчерицу невзлюбила.
Хотя именно падчерица была и работящая и красивая.
нашел отце однажды сундук с вещами матери девушки и решил поровну разделить между дочерьми.
Мачеха возмутилась, как так, поровну, когда можно все себе взять.
И вот пошли девушки в лес по ягоды. Падчерица быстро набрала целую корзину красивых ягод, а у второй еда дно закрыто. Вспомнила она слова матери, выхватила корзинку с ягодами, а падчерицу столкнула с мостков в болото.
Умоляла та ее спасти, но мачехина дочь только посмеялась.
Вернулась она с полной корзиной, а падчерицы все нет. Пошли все искать ее, да так и не нашли.
К концу лета шел через болото странник и срезал дудочку. Стал на ней играть, а та историю девушки рассказывает. Пришел странник в деревню и сыграл эту песню. Услышал отец, позвал свидетелей, посадили мачеху и дочь ее. Сходили на болото, нашли девушку в воде, вытащили, и ожила она. Да еще и жаловалась, что долго ее не спасали.
Жил да был королевич с матушкой и батюшкой-королем. И вот как-то раз совершил королевич проступок — выпустил из клетки лешего, которого сам король туда и упрятал. Леший еще и пригодиться пообещал. Да вот беда — осерчал за то на него король-батюшка, да и прогнал его на все четыре стороны, да еще и дядьку в провожатые назначил. А дядька тот хитрый был, все норовил место получше занять.
Вот однажды случай и представился. Шли они уже долго и королевич пить захотел. Увидел колодезь и говорит дядьке: «слазь в колодезь, достань водицы». А дядька ему: «Лезь, мол, сам». Королевич был не из гордых, да и жажда мучила, полез в колодезь. А дядька его сверху закрыл накрепко и потребовал поменяться местами, коли хочет выбраться из колодезя. Делать нечего, королевич согласился. Когда вылез, поменялись они одеждой и пошли дальше.
Когда пришли в другую страну, дядьку стали привечать, в гости к царю зазывать, а королевича поваром отправили на кухню. Да только хороший человек везде себе найдет применение. Вот и королевич научился готовить лучше царских поваров. За это царские повара его невзлюбили и однажды подсыпали в приготовленный им пирог яду, а царю сказали, что это новый повар решил царя отравить. Да только царь того государства умный был — не особо то и поверил напрасленникам, помиловал королевича, но на всякий случай с кухни его убрал — ведь как бы чего еще не вышло.
Отправился тогда королевич на конюшню конюхом работать. Каждый раз, как поведет царских коней на водопой, лешего встречает, того самого. А тот и рад королевича в гости зазвать, да со своими дочерьми познакомить. А уж те за спасение своего батюшки-лешего рады-радешеньки королевича подарками одаривать, да не простыми, а волшебными. И скатерть самобранку подарили, и зеркальце, в котором, что ни пожелаешь, все видно, и дудочку, что веселых музыкантов вызывать умеет.
А у царя в том государстве дочка-царевна жила. И обратила она внимание на конюха, красавца и удальца. Решила в его отсутствие в дом к нему наведаться, да понять, какие тайны тот королевич скрывает. И, конечно же, нашла и скатерть, и зеркальце, и дудочку. И с собой все это унесла.
А тут и беда на государство обрушилось — пришел к его границам семиглавый Идолище. Все богатыри и князья собрались с ним и его войском биться. И королевич в стороне не остался, отправился с войском. Да только встретил по пути снова лешего. А тот и говорит: «Чтобы победить, нужна поистине огромная сила. Пойдем со мной». Привел он королевича к себе, сварил зелья волшебного, да и напоил им. И стал королевич таким сильным, что и стопудовую палицу бы выше облаков подкинуть смог бы. Да на вороного коня волшебного сел и поскакал на сечу, аж земля затряслась под копытами.
А там дело плохо — рать богатырская рассеяна, сам дядька на березу залез, от страха трясется. Подскакал к полю брани да и давай рубить направо и налево, самому Идолищу все семь голов оттяпал, как и не было их.
А хитрый дядька бегом во дворец — битва, дескать, выиграна, и я тому главная заслуга. Царь, конечно, обрадовался и стал дочку за него сватать. А у дочки-то зеркальце волшебное и она видела, кто в битве героем был, а кто трусом на дереве сидел. Потому не спешила за дядьку замуж, а сказалась больной. Дядька тогда за лекарствами отправился в заморские страны на корабле, да королевича с собой прихватил, чтоб окончательно от него избавиться. Как только в море вышли, запихал королевича и сбросил за борт. Да только царевна и это в свое зеркальце видела. Побежала она скорей к лешему, с ним вместе неводом и достали королевича из моря. А дома она все-все отцу рассказала, и тогда уж сыграли свадебку веселую, а дядьку наказали за хитрость и вражду.
Сказка «Мудрый старик» — это татарская народная сказка. Сказка написана в жанре народной, бытовой сказки.
Краткое содержание сказки «Мудрый старик»:
Один падишах издал закон, согласно которому всех жителей, которым исполнилось семьдесят лет нужно казнить.
У одного юноши отцу должно вот вот исполнится семьдесят лет и юноша настолько сильно любил отца, что прятал его от падишаха и его слуг.
Юноша поделился с отцом о том, что визири падишаха ищут сокровища и отец рассказал ему, где на самом деле они спрятаны. Юноша рассказал об этом падишаху и тот похвалил его. Визири очень рассердились на юношу и сказали падишаху, что юноша хвастается, что умеет разгадывать загадки.
Падишах решил проверить юношу и стал загадывать ему загадки и задавать вопросы. Он попросил его отличить молодую лошадь от старой. Отец юноши рассказал юноше, как это сделать и юноша угадал.
Так же юноша смог отгадать и другие загадки, тогда падишах сказал юноше, что он ему не верит и тот рассказал ему, ему помогал отец. Падишах отменил свой закон, поняв что пожилые люди могут быть полезными и давать полезные советы.
<hr />
Краткое содержание для читательского дневника:
- Жил был один падишах, который создал закон по которому всех кому исполнилось семьдесят лет нужно казнить.
- Юноша прятал своего отца.
- Юноша рассказал падишаху, где хранятся сокровища и этим разозлил визирей падишаха.
- Визири солгали падишаху, что юноша умеет отгадывать загадки.
- Испытания для юноши.
- Юноша справляется с испытаниями с помощью советов отца.
- Падишах отменяет свой закон, поняв что старцы тоже могут полезны.
Жил был король. И было у него три дочери. Одна красивее другой. Вот однажды король решил убедиться, как его любят дорогие дочери. Старшая говорит, что она его любит как золото, средняя как драгоценные камни, а младшая вдруг сказала – как соль. Разозлился отец на младшую дочь и изгнал ее из дома, при этом сказал, что разрешит ей вернуться, когда соль будет дороже золота.
Вскоре старшая дочь вышла замуж, в приданное получив все золото королевства. Потом за ней последовала и средняя с приданным в виде драгоценных камней. Уехали и навсегда забыли про отца.
А младшая дочка тем временем шла и шла, не зная дороги, и пришла она в дремучий лес, где ни дорожек, ни тропинок. Стоит она и не знает куда идти, как вдруг появляется старушка с посохом. Она пригласила девушку к себе в дом, напоила, накормила и устроила отдохнуть. Так и стала она жить у доброй старушки. Готовила, убиралась по дому, ходила за водой на озеро, где однажды встретила охотника, который оказался королевичем. Влюбились они друг в друга с первого взгляда.
А в королевстве у отца тем временем пропала соль, начались беды и болезни, заболел и король. Об этом узнала та старушка, у которой жила младшая дочь короля. Собирает бабушка мешочек с солью и посылает девушку в королевство к отцу. В придачу дает волшебный прутик, который укажет путь к приданному.
Потом подул теплый встречный ветер, и девушка пошла по дороге, которую указывал прутик. Так пришла она в соляные пещеры, которые обеспечили все королевство солью. На радостях пригласили гостей, чтобы отпраздновать радостное событие, где встретились королевна и королевич, которого младшая дочь встретила на озере.
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
для школ Кантемировского муниципального района
в 2017-2018 учебном году
(школьный этап)
Время выполнения – 3 часа. Максимальное количество баллов — 81.
Задание 1.Среди данных примеров найдите слова, в которых есть звук [ы]
В интервью, акация, описание, колибри, живописный, низменный, циферблат, искусство, жирный (5 баллов)
Задание 2.
Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите, какому принципу правописания подчиняется написание этих слов.
В…гон, б…клажан, бр…шюра, с…минар, п…рапет, ур…ган, б…калавр, за…ц.
(5 баллов)
Задание 3
Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов?
Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный. (6 баллов)
Задание 4
Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.
1) Что посеешь, то и пожнешь.
2) Что за безобразие!
3) Мне показалось, что кто-то вышел из-за угла.
4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.
5) Что тебе еще предложить? (5 баллов)
Задание 5
Выпишите из данного списка только числительные.
Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица. (6 баллов)
Задание 6
Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст. Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков
Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви:___________ языки,________ языки,__________ языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая — ___________; вторая -___________ ; третья — ___________(15 баллов)
Задание 7
Расставьте знаки препинания в тексте.
Мне кажется и в нашей жизни есть
Свой скрытый ритм закон чередованья
Вослед печальной радостная весть
Сегодня встреча завтра расставанье.
(Б. Укачин) (7 баллов)
Задание 8
Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать. (8 баллов)
Задание 9
Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.
Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки. (4 балла)
Задание 10
Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), используя элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического. (20 баллов)
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
для школ Кантемировского муниципального района
в 2017-2018 учебном году
(школьный этап)
Ответы
Задание 1.
Ответ: в интервью, акация, живописный, циферблат, жирный
Правильный ответ – 1 балл.
Всего 5 баллов.
Задание 2.
Ответ.
1. Вагон, баклажан, брошюра, семинар, парапет, ураган, бакалавр, заяц.
2. Традиционный принцип орфографии.
Каждое правильное слово — 0,5 балла.
Указание принципа правописания – 1балл.
Максимальное количество баллов — 5
Задание 3
7 суффиксов — 1 балл
Вы – ключ – а – тель – нулевое окончание – 2 суффикса.
Добр – о – душ – ий – е – 1 суффикс.
Красн – оват – ый – 1 суффикс.
Поэт – эсс – а – 1 суффикс.
Стар — ин – н – ый – 2 суффикса.
1балл за правильный разбор слова
Максимально за задание — 6 баллов
Задание 4
Ответ: 1 – относительное местоимение, 2 – частица, 3 – подчинительный союз, 4 – в составе сложного союза, 5 – вопросительное местоимение.
(по 1 баллу за правильный ответ)
Максимально – 5 баллов.
Задание 5.
Восьмидесятый, два, двое, оба, пятый, пятеро.
За каждый правильный ответ – 1 балл
Максимально – 6 баллов.
Задание 6
Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви: восточнославянские языки, западнославянские языки, южнославянские языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая – языки русский, украинский и белорусский; вторая – языки польский, чешский, словацкий, верхнелужицкий и нижнелужицкий ; третья – сербохорватский, словенский, болгарский, македонский языки.
Критерии оценивания
Восстановление одного наименования — 1 балл.
Максимально -15 баллов.
Задание 7
Мне кажется, и в нашей жизни есть
Свой скрытый ритм, закон чередованья:
Вослед печальной — радостная весть,
Сегодня встреча, завтра – расставанье.
По 1 баллу за правильную расстановку знаков
Максимально – 7 баллов
Задание 8.
Дебаты — споры, интуиция – чутье, изолировать — отделить, метаморфоза — превращение, приз – подарок, тотальный — всеобщий, социальный — общественный, превалировать – преобладать.
Максимально – 8 баллов.
Задание 9
Повесить нос – воспрянуть духом.
Хоть отбавляй – кот наплакал.
Как кошка с собакой – душа в душу.
Сложа руки – засучив рукава.
1 фразеологизм -1 балл
Максимально – 4 балла
Задание 10
Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), используя элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического.
За глубину раскрытия темы – 5 баллов.
За соответствие выбранному стилю – 5 баллов.
За орфографию – 5 баллов.
За пунктуацию – 5 баллов.
Максимально — 20 баллов.
Предлагаем задания для 9-11 классов.
9 класс
Время выполнения работы – 60 минут
Максимальный балл – 60
Задание 1. Расставьте ударение в словах:
Вероисповедание, иконопись, пережитое, сливовый, ходатайство, апостроф, облегчить, завидно, еретик, петелька.
(По 0,5 б. за правильный ответ, максим. – 5 б.)
Задание 2. Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный.
(По 1 б. за правильный ответ, макс. – 5 б.)
Задание 3. В каких современных словах сохранились корни этих архаизмов?
Млеко, древесный, злато, врата, глас, град, хлад, млад.
(По 0,5 б. за правильный ответ, макс. – 4 б.)
Задание 4. Угадайте слово по толкованию его лексического значения:
- стремление какой-либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;
- краткий перерыв между действиями спектакля;
- изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде;
- определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.
(По 2 б. за правильный ответ, максим. – 8 б.)
Задание 5. Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.
Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом.
(Макс. 5 б.)
Задание 6. Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст. Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков.
Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви:___________ языки,________ языки,__________ языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая — ___________; вторая -___________; третья — ___________.
(Макс. 5 б.)
Задание 7. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы и какую синтаксическую функцию они выполняют.
- И чем ярче становились воспоминания, тем громче и тоскливеескулила Каштанка.
- Мы выбирали место поровнее.
- О, память сердца! Ты сильнейрассудка памяти печальной.
(По 1 б. за правильный ответ, максим. – 4 б.)
Задание 8. Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.
Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.
(По 1 б. за правильный ответ, максим. – 4 б.)
Задание 9. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.
- На реках всеро(сс,с)ийских – о, вспомним как там мы сидели и удили! 2. (Не)широкая реч(..)ка с быстринками заводями с камышами и зар(..)слями водя(н,нн)ой лилии с наклонё(нн,н)ыми над водой деревьями. 3. И ра(сс,с)вет первый ра(сс,)веет когда на поверхности реки кури(т,ть)ся туман. 4. Лодка б(..)ртами ра(з,с)двинула камыш(..). 5. Л(..)ниво уходящая ноч(..). 6. Молчанье или то что называют молчаньем но что для нас, рыб(..)ловов звучит тихой пр(е,и)людией просыпающ(..)ся жизни. 7. Розовеющий восток и первый в(с,з)плеск на рек(..). 8. Река н(е,и)когда (не)спит – только зам(..)рает, только пр(и,е)тв(..)ряется спящей. 9. Струйка бежит (не)уста(н,нно) и морщи(т,ть)ся задев за попл..вок. 10. Синяя стр..коза та действительно спит, намокнув от р..сы; можно взять её за крылышки – она не пош..вели(т,ть)ся. (По М. Осоргину)
(Макс. 10 б.)
Задание 10. Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), используя элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического.
(Макс. 10 б.)
ОТВЕТЫ
10 класс
Время выполнения работы – 3–4 часа
Максимальный балл – 60
Орфоэпия
Задание 1. Расставьте ударения в словах. Укажите слова, в которых допускается 2 ударения.
Апостроф, бармен, граффити, давнишний, докрасна, задорого, зубчатый, иконопись, колледж, наносное, нанять, отрок, пиццерия, рокировать, творог, ходатайство, феномен, филантропия.
Орфография и пунктуация
Задание 2. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
Уез(?)ный чиновник пройди мимо я уже и задум…вался куда он идёт на вечер ли к какому(нибу…ь) своему брату или прямо к себе домой чтобы пос…девши с (пол)часа на крыльце пока (не)совсем ещё …густились сумм…рки сес(?)ть за ранний уж…н с матушкой с женой с сестрой жены и всей семьёй и о чём будет ведён разговор у них в то время когда дворовая девка в м…нистах или мальчик в толстой куртке принесёт уже после супа сальную свечу в долговечном домашн…м подсвеч(?)нике. Под…е…жая к деревн… какого(нибу…ь) помещ…ка я любопытно смотрел на высокую узкую деревя…ую колокольню или широкую тёмную деревя…ую старую церковь. Заманч…во м…лькали мне (из)дали сквозь древесную зелень красная крыша и белые трубы помещ…ч(?)его дома и я ждал (не)терпеливо пока разойдутся на обе стороны заступавшие его сады и он покаж…т(?)ся весь с своею тогда увы! вовсе (не)пошлою наружностью и (по)нём старался я угадать кто таков сам помещик толст ли он и сыновья у него или целых шест…ро доч…рей с звонким девич…ским смехом играми и вечною красав…цей меньшею сестрицей и черноглазы ли они и весельчак ли он сам или хмурен как сен(?)тябрь в последних числах глядит в календарь да говорит про скучную для юности рож(?) и пшеницу. (По Н. Гоголю)
Лексика, фразеология, этимология, словообразование
Задание 3.
В тексте из предыдущего задания:
А. Укажите глагольную форму в переносном значении.
Б. Объясните значение выделенного прилагательного.
В. Найдите слово, по произношению которого можно различить москвича и петербуржца. Объясните свой выбор.
Задание 4. Один древнегреческий разбойник укладывал схваченных им путников на специальное ложе, и тем, кому это ложе было велико, вытягивал ноги, а тем, кому было мало – отрубал. Так и появилось из этой греческой легенды выражение. Назовите имя разбойника и выражение, с ним связанное. Объясните значение фразеологического оборота, составьте с ним предложение.
Задание 5. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.
Задание 6. О каком языковом явлении говорится в песне В. Высоцкого «Шторм»?
Мы говорим не штормы, а шторма –
Слова выходят коротки и смачны.
Ветра, не ветры сводят нас с ума,
Из палуб выкорчёвывая мачты.
Задание 7. Какие части речи могут образовываться от местоимений? Приведите примеры.
Задание 8. Творческая работа.
Придумайте текст радиорекламы орфоэпического словаря русского языка (5-10 предложений).
ОТВЕТЫ
11 класс
Время выполнения работы – 3–4 часа
Максимальный балл – 65
Орфоэпия
Задание 1. Расставьте ударения в словах. Укажите слова, в которых допускается 2 ударения.
Апостроф, бармен, граффити, давнишний, докрасна, задорого, зубчатый, иконопись, колледж, наносное, нанять, отрок, пиццерия, рокировать, творог, ходатайство, феномен, филантропия.
Орфография и пунктуация
Задание 2. Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки, расставьте недостающие знаки препинания.
У (двух)летних и (трёх)летних детей такое сильное чутьё языка что созд…ваемые ими слова отню…ь (не)кажутся к…леками или уродами речи а напротив очень метки изящ(?)ны естестве(?)ны.
Сплош? и рядом случает(?)ся что ребёнок изобретает слов, которые уже есть в языке но (не)извес(?)ны н… ему н… окружа…щим.
На моих глазах один (трёх)летний в Крыму в Коктебеле выдумал слово «пулять» и «пулял» из своего крошеч(?)ного ружья с утра до ночи даже не подозревая о том что это слово спокон веку существует на Дону в Вороне…ской и Ярославской областях.
(Во)обще(же) мне кажет(?)ся что нач…ная с двух лет всякий ребёнок становит(?)ся на короткое время ген…альным л…нгвистом а потом к пяти шести годам эту ген…альность утрач…вает. В (восьми)летних детях её уже нет и в помине так как над…бность в ней м…новала к этому возр…сту ребёнок уже полностью овл…дел основными принц…пами родного языка. Если(бы) такое чутьё к словес(?)ным формам (не)пок…дало ребёнка по мере их осв…ения он уже к дес…ти годам затмил бы любого из нас гибкостью и яркостью речи. (Не)даром Лев Толстой обращаясь ко взрослым писал [Ребёнок] созн…ёт законы образования слов лучше вас, потому что (н…)кто так часто (н…)выдумывает новых слов, как дети. (По К.И. Чуковскому)
Лексика, фразеология, словообразование
Задание 3.
В тексте из предыдущего задания:
А. Найдите иностранное слово, произношение которого определялось возрастом и политическими убеждениями двух героев русского романа XIX века. Укажите роман и его автора.
Б. Найдите фразеологизмы.
В. Постройте словообразовательные цепочки для выделенных слов.
Задание 4. В какую историческую эпоху появилась в русском языке поговорка «Я – последняя буква алфавита»? Аргументируйте свой ответ.
Задание 5. Слова каких частей речи в русском языке не образуются от основ других частей речи?
Задание 6. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Птичка в руке стоит двух в кустах.
Просто, как пирог.
Возить уголь в Ньюкасл.
Хранить в вате.
Холодный, как огурец.
Называть лопату лопатой.
Задание 7. Дайте «современный» перевод устаревшим словам: чело, ланиты, уста, очи, выя, перси, рамена, десница, перст.
Задание 8. Творческая работа.
Придумайте текст радиорекламы сборника упражнений по русскому языку (5-10 предложений).
ОТВЕТЫ
Олимпиада по русскому языку
Школьный этап
2018-2019 учебный год
9 класс
Задание № 1 (16 баллов)
Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дар Божий». Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. Укажите имя – общий предок и раскройте его внутреннюю форму в языке-источнике.
По-венгерски Янош, а по-русски …
По-английски Джим, а по-русски …
По-испански Хорхе, а по-русски …
По-венгерски Миклош, а по-русски …
Задание № 2 (8 баллов)
Укажите русский эквивалент к иноязычным словам:
дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.
Задание № 3 (4 балла)
Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.
Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.
Задание № 4 (3 балла)
Хотите услышать фразу, в которой стояли бы рядом 9 гласных звуков? Извольте!
Я понимаю ее и ее июньское настроение…
Всё ли верно в этом примере? Поясните ваше мнение.
Задание № 5 (6 баллов)
Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов?
Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный.
Задание № 6 (5 баллов)
Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите, какому принципу правописания подчиняется написание этих слов.
В…гон, б…клажан, бр…шюра, с…минар, п…рапет, ур…ган, б…калавр, за…ц.
Задание № 7 (4 балла)
Запишите предложение, заменив цифры словами.
Арендатор владел 547890 га земли.
Задание № 8 (5 баллов)
Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.
1) Что посеешь, то и пожнешь.
2) Что за безобразие!
3) Мне показалось, что кто-то вышел из-за угла.
4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.
5) Что тебе еще предложить?
Задание № 9 (7 баллов)
Исправьте пунктуацию в предложенном тексте, расставьте недостающие знаки препинания
Мне кажется и в нашей жизни есть
Свой скрытый ритм закон чередованья,
Вослед печальной радостная весть
Сегодня встреча завтра расставанье.
(Б. Укачин)
Задание (по выбору) № 10 (20 баллов)
10.1 Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), используя элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического.
10.2. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.
1.«Не стоит полностью доверяться Интернету…».
2.«Телеканал, который не стоит смотреть».
Общее количество баллов: 78
Олимпиада по русскому языку
Школьный этап
2018-2019 учебный год
9 класс
Ответы
Задание № 1 (16 баллов)
По-венгерски Янош, а по-русски Иван. Восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает». По-английски Джим, а по-русски Яков. Восходят к древнееврейскому имени «Яакоб», что значит «держащийся за пятку» (согласно Ветхому Завету, патриарх Иаков появился на свет, держа за пятку своего старшего братаблизнеца Исава). По-испански Хорхе, а по-русски Георгий (Юрий, Егор). Восходит к древнегреческому имени Георгиос, происходящему от георгос – «земледелец» (один из эпитетов Зевса). По-венгерски Миклош, а по-русски Николай. Восходит к древнегреческому имени Николаос: нике – «победа» + лаос – «народ, люди, войско». За каждое верно указанное русское имя – 1 балл (всего 4 балла). За каждое верно указанное имя – общий предок – 1 балл (всего 4 балла). За раскрытие внутренней формы каждого имени-предка – 2 балла (всего 8 баллов).
Задание № 2 (8 баллов)
Дебаты — споры, интуиция – чутье, изолировать — отделить, метаморфоза — превращение, приз – подарок, тотальный — всеобщий, социальный — общественный, превалировать – преобладать.
Задание № 3 (4 балла)
Повесить нос – воспрянуть духом.
Хоть отбавляй – кот наплакал.
Как кошка с собакой – душа в душу.
Сложа руки – засучив рукава.
Задание № 4 (3 балла)
Пример ошибочен. В этом фрагменте фразы не стоят рядом 9 гласных звуков, так как между ними 4 раза оказывается согласный звук «йот» и два раза слабый вариант «йота»
Задание № 5 (6 баллов: 1 балл за правильный разбор каждого слова, 1 балл за правильный ответ)
7 суффиксов — 1 балл
Вы – ключ – а – тель – нулевое окончание – 2 суффикса.
Добр – о – душ – ий – е – 1 суффикс.
Красн – оват – ый – 1 суффикс.
Поэт – эсс – а – 1 суффикс.
Стар — ин – н – ый – 2 суффикса.
Задание № 6 (5 баллов: 1 балл за два верно написанных слова, 1 балл за правильный ответ)
1. Вагон, баклажан, брошюра, семинар, парапет, ураган, бакалавр, заяц (1 балл за два правильных слова).
2. Традиционный принцип орфографии.
Задание № 7 (4 балла)
Арендатор владел пятьюстами сорока семью тысячами восьмьюстами (восемьюстами) девяноста гектарами земли.
Задание № 8 (5 баллов)
1 – относительное местоимение, 2 – частица, 3 – подчинительный союз, 4 – в составе сложного союза, 5 – вопросительное местоимение.
Задание № 9 (7 баллов: по одному баллу за правильно поставленный знак)
Мне кажется, и в нашей жизни есть
Свой скрытый ритм, закон чередованья:
Вослед печальной — радостная весть,
Сегодня встреча, завтра – расставанье.
Задание (по выбору) № 10 (20 баллов)
За глубину раскрытия темы – 5 баллов.
За соответствие выбранному стилю – 5 баллов.
За орфографию – 5 баллов.
За пунктуацию – 5 баллов.
Общее количество баллов: 78
Всероссийская олимпиада
школьников по русскому языку
(школьный этап)
Время выполнения –40 мин.
Максимальное количество баллов — 81.
Задание
1.Среди данных примеров найдите
слова, в которых есть звук [ы]
В
интервью, акация, описание, колибри, живописный, низменный, циферблат,
искусство, (5 баллов)
Задание
2.
Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите, какому принципу правописания
подчиняется написание этих слов.
В…гон,
б…клажан, бр…шюра, с…минар, п…рапет, ур…ган, б…калавр, за…ц.
(5
баллов)
Задание
3
Согласны
ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов?
Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный. (6
баллов)
Задание
4
Определите,
какими частями речи являются подчеркнутые слова.
1) Что посеешь,
то и пожнешь.
2) Что за
безобразие!
3) Мне
показалось, что кто-то вышел из-за угла.
4)
Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного
страшно.
5) Что тебе
еще предложить? (5 баллов)
Задание
5
Выпишите
из данного списка только числительные.
Восьмидесятый,
всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый,
пятеро, полтинник, трешка, троица. (6 баллов)
Задание
6
В каждой
из приведённых групп три языка из четырёх являются родственными, а один
относится к другой языковой семье или группе. Выпишите названия «лишних»
языков. (15 баллов)
А.
грузинский, осетинский, иранский, таджикский
Б.
эстонский, латышский, финский венгерский
В.
Азербайджанский, турецкий, чувашский, армянский
Г.французский,
немецкий, молдавский, португальский.
Д.
украинский, литовский, польский, болгарский.
Задание
7
Расставьте
знаки препинания в тексте.
Мне
кажется и в нашей жизни есть
Свой
скрытый ритм закон чередованья
Вослед
печальной радостная весть
Сегодня встреча
завтра расставанье.
(Б. Укачин) (7 баллов)
Задание
8
Укажите
русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать,
метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать. (8 баллов)
Задание
9
Подберите
к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.
Повесить
нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки. (4 балла)
Задание
10
Переложите
сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), используя
элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического. (20
баллов)
Всероссийская олимпиада
школьников по русскому языку
(школьный этап)
Ответы
Задание 1.
Ответ: в
интервью, акация, живописный, циферблат, жирный
Правильный ответ – 1 балл.
Всего 5 баллов.
Задание 2.
Ответ.
1. Вагон, баклажан, брошюра, семинар, парапет,
ураган, бакалавр, заяц.
2. Традиционный принцип орфографии.
Каждое правильное слово — 0,5 балла.
Указание принципа правописания – 1балл.
Максимальное количество баллов — 5
Задание 3
7 суффиксов — 1 балл
Вы – ключ – а – тель – нулевое окончание – 2 суффикса.
Добр – о – душ – ий – е – 1 суффикс.
Красн – оват – ый – 1 суффикс.
Поэт – эсс – а – 1 суффикс.
Стар — ин – н – ый – 2 суффикса.
1балл за правильный разбор слова
Максимально за задание — 6 баллов
Задание 4
Ответ: 1 – относительное местоимение, 2 – частица, 3 – подчинительный союз, 4 –
в составе сложного союза, 5 – вопросительное местоимение.
(по 1 баллу за правильный ответ)
Максимально – 5 баллов.
Задание 5.
Восьмидесятый, два, двое, оба, пятый, пятеро.
За каждый правильный ответ – 1 балл
Максимально – 6 баллов.
Задание 6
А. грузинский
Б. латышский
В. армянский
Г. немецкий
Д.литовский
Критерии оценивания
За каждый правильный ответ — 3 балла.
Максимально -15 баллов.
Задание 7
Мне кажется, и в нашей жизни есть
Свой скрытый ритм, закон чередованья:
Вослед печальной — радостная весть,
Сегодня встреча, завтра – расставанье.
По 1 баллу за правильную расстановку знаков
Максимально – 7 баллов
Задание 8.
Дебаты — споры, интуиция – чутье, изолировать —
отделить, метаморфоза — превращение, приз – подарок, тотальный — всеобщий,
социальный — общественный, превалировать – преобладать.
Максимально – 8 баллов.
Задание 9
Повесить нос – воспрянуть духом.
Хоть отбавляй – кот наплакал.
Как кошка с собакой – душа в душу.
Сложа руки – засучив рукава.
1 фразеологизм -1 балл
Максимально – 4 балла
Задание 10
Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба»,
«Репка», «Колобок»), используя элементы одного из стилей: научного, делового
или публицистического.
За глубину раскрытия темы – 5 баллов.
За соответствие выбранному стилю – 5 баллов.
За орфографию – 5 баллов.
За пунктуацию – 5 баллов.
Максимально — 20 баллов.
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 9 класса (школьный этап)
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)
Олимпиадные задания по русскому языку: 9 класс, школьный этап: вопросы и ответы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 9 класса, школьный этап | 21.24 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Олимпиада по русскому языку
2018-2019 учебный год
Задание № 1 (16 баллов)
Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дар Божий». Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному. Укажите имя – общий предок и раскройте его внутреннюю форму в языке-источнике.
По-венгерски Янош, а по-русски …
По-английски Джим, а по-русски …
По-испански Хорхе, а по-русски …
По-венгерски Миклош, а по-русски …
Задание № 2 (8 баллов)
Укажите русский эквивалент к иноязычным словам:
дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.
Задание № 3 (4 балла)
Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.
Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.
Задание № 4 (3 балла)
Хотите услышать фразу, в которой стояли бы рядом 9 гласных звуков? Извольте!
Я поним аю ее и ее ию ньское настроение…
Всё ли верно в этом примере? Поясните ваше мнение.
Задание № 5 (6 баллов)
Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов?
Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный.
Задание № 6 (5 баллов)
Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите, какому принципу правописания подчиняется написание этих слов.
В…гон, б…клажан, бр…шюра, с. минар, п…рапет, ур…ган, б…калавр, за…ц.
Задание № 7 (4 балла)
Запишите предложение, заменив цифры словами.
Арендатор владел 547890 га земли.
Задание № 8 (5 баллов)
Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.
1) Что посеешь, то и пожнешь.
2) Что за безобразие!
3) Мне показалось, что кто-то вышел из-за угла.
4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.
5) Что тебе еще предложить?
Задание № 9 (7 баллов)
Исправьте пунктуацию в предложенном тексте, расставьте недостающие знаки препинания
Мне кажется и в нашей жизни есть
Свой скрытый ритм закон чередованья,
Вослед печальной радостная весть
Сегодня встреча завтра расставанье.
Задание (по выбору) № 10 (20 баллов)
10.1 Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), используя элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического.
10.2. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.
1.«Не стоит полностью доверяться Интернету…».
2.«Телеканал, который не стоит смотреть».
Общее количество баллов: 78
Олимпиада по русскому языку
2018-2019 учебный год
Задание № 1 (16 баллов)
По-венгерски Янош, а по-русски Иван. Восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает». По-английски Джим, а по-русски Яков. Восходят к древнееврейскому имени «Яакоб», что значит «держащийся за пятку» (согласно Ветхому Завету, патриарх Иаков появился на свет, держа за пятку своего старшего братаблизнеца Исава). По-испански Хорхе, а по-русски Георгий (Юрий, Егор). Восходит к древнегреческому имени Георгиос, происходящему от георгос – «земледелец» (один из эпитетов Зевса). По-венгерски Миклош, а по-русски Николай. Восходит к древнегреческому имени Николаос: нике – «победа» + лаос – «народ, люди, войско». За каждое верно указанное русское имя – 1 балл (всего 4 балла). За каждое верно указанное имя – общий предок – 1 балл (всего 4 балла). За раскрытие внутренней формы каждого имени-предка – 2 балла (всего 8 баллов).
Задание № 2 (8 баллов)
Дебаты — споры, интуиция – чутье, изолировать — отделить, метаморфоза — превращение, приз – подарок, тотальный — всеобщий, социальный — общественный, превалировать – преобладать.
Задание № 3 (4 балла)
Повесить нос – воспрянуть духом.
Хоть отбавляй – кот наплакал.
Как кошка с собакой – душа в душу.
Сложа руки – засучив рукава.
Задание № 4 (3 балла)
Пример ошибочен. В этом фрагменте фразы не стоят рядом 9 гласных звуков, так как между ними 4 раза оказывается согласный звук «йот» и два раза слабый вариант «йота»
Задание № 5 (6 баллов: 1 балл за правильный разбор каждого слова, 1 балл за правильный ответ)
7 суффиксов — 1 балл
Вы – ключ – а – тель – нулевое окончание – 2 суффикса.
Добр – о – душ – ий – е – 1 суффикс.
Красн – оват – ый – 1 суффикс.
Поэт – эсс – а – 1 суффикс.
Стар — ин – н – ый – 2 суффикса.
Задание № 6 (5 баллов: 1 балл за два верно написанных слова, 1 балл за правильный ответ)
1. Вагон, баклажан, брошюра, семинар, парапет, ураган, бакалавр, заяц (1 балл за два правильных слова).
2. Традиционный принцип орфографии.
Задание № 7 (4 балла)
Арендатор владел пятьюстами сорока семью тысячами восьмьюстами (восемьюстами) девяноста гектарами земли.
Задание № 8 (5 баллов)
1 – относительное местоимение, 2 – частица, 3 – подчинительный союз, 4 – в составе сложного союза, 5 – вопросительное местоимение.
Задание № 9 (7 баллов: по одному баллу за правильно поставленный знак)
Мне кажется, и в нашей жизни есть
Свой скрытый ритм, закон чередованья:
Вослед печальной — радостная весть,
Сегодня встреча, завтра – расставанье.
Задание (по выбору) № 10 (20 баллов)
За глубину раскрытия темы – 5 баллов.
За соответствие выбранному стилю – 5 баллов.
За орфографию – 5 баллов.
За пунктуацию – 5 баллов.
Общее количество баллов: 78
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный материал представляет собой олимпиадые задания по географии для 10-11 классов на школьном уровне. Целями школьного этапа Олимпиады по географии являются: стимулирование интереса обучающихся к г.
7 КЛАСС 1. Даны числа: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45.Впишите их в клетки девятиклеточного квадрата так, чтобы получилось в сумме одно и то же число по любой вертикали, горизонтали.
Олимпиадные задания в форме теста. Ответы прилагаются.
Олимпиадные задания помогут учителю в проверке знаний учащихся.
Данный материал поможет учащимся 7-8 класса при подготовке к олимпиаде по немецкому языку.
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 класса (школьный этап).
Олимпиадная работа по русскому языку в 10 классе (школьный этап).
Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите какому принципу правописания
Задание 1.
Какие слова в русском языке можно назвать словами-двойниками? Приведите примеры таких слов. Каким термином (терминами) их называют?
Ответ. Двойниками — это люди, имеющие полное внешнее сходство друг с другом или очень похожие друг на друга внешне. Поэтому слова, внешне – графически и/или фонетически – похожие друг на друга, также можно назвать двойниками. (1 балл). Терминологически их определяют как слова-омонимы (1 балл). Различают лексические омонимы – одинаково звучащие слова, но не имеющие общих элементов смысла; омоформы – слова, у которых совпадают только отдельные формы (пила — пила); омофоны – слова, которые произносятся одинаково, но различаются написанием (луг — лук); омографы – слова, которые одинаково пишутся, но различаются произношением (ударением) (замок — замок); грамматические омонимы – внешне совпадающие формы одного и того же слова (молодой — молодой)
Количество баллов.
Ответ на вопрос – 1 балл.
Терминологическое определение – 1 балл; указание на терминологическое определение варианта омонимии – 0,5 балла.
Пример – 0,5 балла.
Задание 2.
Какие из приведенных ниже слов можно объединить в группы как родственные? Прокомментируйте свой ответ.
Купы, купола, купно, купидон, купейный, куплет, купальня, купон, купель, купля, купировать.
Количество баллов.
Каждая группа – 1 балл. Всего 3 балла.
Комментарий каждой из групп – до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности. Всего 9 баллов.
Итого максимум 12 баллов.
Ответ.
Родственные группы образуют слова а) купальня, купель, б) купы, купно и в) купон, купировать.
а) Слово купальня, обозначающее постройку у воды или на воде для купания или раздевания купальщик, и слово купель, обозначающее большой сосуд, в который погружают ребенка при обряде крещения, являются однокоренными с глаголом купать(ся) — погружать в воду для обмывания, освежения и т.д.
б) Слова купы (купа) – группа густо растущих лиственных деревьев или кустов и купно – вместе с кем-, чем-либо восходят к общеславянскому *kupa и индоевропейской базе *keu-p-, что объединяет их с соответствующими словами из родственных славянских и других языков смыслами «вместе», «куча, груда», «накапливать, сосредоточивать».
в) Купон – отрезной талон у ценных бумаг на получение процентов с них или отрез на платье, блузу, обычно рассчитанный на определенный раскрой, и купировать – отрезать, отрубать или устранять какое-либо нежелательное явление.
Задание 3.
Какое действие в приведенном ниже отрывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» названо выделенным глаголом? Какими словами назвали бы его вы сегодня?
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес летит.
Количество баллов.
Ответ.
Глагол плескать выражает значение фразеологизма плескать руками – взмахивая обеими руками, ударять одной ладонью о другую; хлопать в ладоши в знак одобрения или приветствия. (До 2 баллов).
Рукоплескать, аплодировать. (1 балл).
Задание 4.
Какие слова получатся, если вы прочитаете лён, луг, люк, альт наоборот? Запишите эти слова. Какое из них окажется «четвертым лишним»?
Количество баллов.
Одно слово – 0,5 балла.
Итого максимум 2 балла.
Ответ.
2. Четвертое лишнее — нёль.
Задание 5.
В православном календаре есть праздник, который называется Успение Богородицы. Объясните, что значит в этом названии слово успение. Есть ли в современном русском языке родственные ему слова? Назовите их.
Ответ.
Успение – смерть, кончина (церк.).
Усыпальница, усопший. Спать только в устойчивом словосочетании спать вечным (последним, могильным) сном.
Количество баллов.
Значение слова – 1 балл.
Родственное слово – 1 балл.
Задание 6.
Русский, белорус и туркмен, прогоняя, например, гусей, скажут «кыш», азербайджанец – «киш», литовец — «sti?», поляк — «sio». В каждом из этих слов есть звук [ш] или [ш?] . Предположите, почему в разных языках слово-сигнал содержит одинаковый или схожий звук.
Ответ.
Можно предположить, что это связано с тем, что для многих животных шипение – это сигнал угрозы. Так они пугают врага.
Количество баллов.
Задание 7.
В повести Пушкина «Капитанская дочка» читаем: «Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь, под самую косточку, в глубину на полтора вершка». Насколько глубока была рана Гринева?
Количество баллов.
Ответ.
1 вершок – 4,45 см. Глубина раны – 6, 67(8) см
Задание 8.
Даны два события. Весной можно ждать большого наводнения и Зима была снежной. Между ними существуют причинно-следственные отношения. Как эти отношения можно выразить? Запишите возможные варианты и дайте каждому синтаксическую характеристику, указав средство выражения этих отношений.
Ответ.
- Весной можно ждать большого наводнения, потому что зима была снежной. Сложноподчиненное предложение с придаточным причины. Союз потому что. *
- Зима была снежной, так что весной можно ждать большого наводнения. Сложноподчиненное предложение с придаточным следствия. Союз так что.
- Зима была снежной – весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и тире.
- Весной можно ждать большого наводнения: зима была снежной. Бессоюзное предложение. Порядок следования частей и двоеточие.
- Зима была снежной, поэтому весной можно ждать большого наводнения. Бессоюзное предложение. Наречие поэтому.
6. Из-за снежной зимы весной можно ждать большого наводнения.
Простое предложение. Причинный предлог из-за.
7. Зима была снежной, значит, весной можно ждать большого наводнения. Сложное бессоюзное предложение. Вводное слово значит.**
Возможны варианты с придаточными причины с союзами так как, ибо, ведь, а также оттого что, ввиду того что, по причине того что, по той причине что, из-за того что, в связи с тем что, в силу того что, благодаря тому что или с союзом что и указательным местоимением того (той, тем, тому) с причинным предлогом в главной части. Порядок следования главной и придаточной части также может варьироваться. В случае предъявления всех вариантов каждый оценивается отдельно.
**Примечание. Возможны вариант с вводными следовательно, стало быть.
Количество баллов.
Вариант предложения – 0, 5 балла.
Синтаксическая характеристика – 0,2 балла.
Средство выражения – 0,3 балла.
Задание 9.
Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите, какому принципу правописания подчиняется написание этих слов.
В…гон, б…клажан, бр…шюра, с. минар, п…рапет, ур…ган, б…калавр, за…ц.
Ответ.
1. Вагон, баклажан, брошюра, семинар, парапет, ураган, бакалавр, заяц.
2. Традиционный принцип орфографии.
Количество баллов.
Одна вставленная буква – 0,5 балла. Всего 4 балла.
Принцип правописания – 1 балл.
Итого максимум 5 баллов.
Задание 10.
Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.
Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки.
Ответ.
Повесить нос – воспрянуть духом.
Хоть отбавляй – кот наплакал.
Как кошка с собакой – душа в душу.
Сложа руки – засучив рукава.
Количество баллов.
Один фразеологизм – 1 балл.
Максимум 4 балла.
Задание 11.
Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный.
Ответ.
Вы – ключ – а – тель – нулевое окончание – 2 суффикса.
Добр – о – душ – ий – е – 1 суффикс.
Красн – оват – ый – 1 суффикс.
Поэт – эсс – а – 1 суффикс.
Стар — ин – н – ый – 2 суффикса.
Количество баллов.
Морфемный состав слова – 0,5 балла.
Итого максимум 2, 5 балла.
Задание 12.
Чем грамматически моль отличается от мухи?
Ответ.
Существительное моль относится к 3 склонению, существительное муха – к 1 // различаются падежной парадигмой (1 балл). Кроме того, форма единственного числа моль употребляется в значении собирательности // множественности // неопределенно-количественном. Ср. Пальто побито молью. Зерновая моль погубила запасы крупы. (До 2 баллов).
Количество баллов.
Максимум 3 балла.
Задание 13.
Соотнесите морфемы, составляющие основу слов писатель и сапожник, с компонентами значения этих слов. Какой компонент значения не нашел отражения в морфемном составе слова?
Ответ.
Суффикс –тель- — человек, (лицо), совершающий; суффикс –а- действие; корень –пис- — с помощью ручки//чернил//карандаша. Ср.: писатель – человек, пишущий (при помощи ручки) художественные произведения.
Суффикс –ник- — человек, (лицо) действующий = шьющий и ремонтирующий, корень сапож//г- обувь с высоким голенищем. Ср.: человек, который шьет и ремонтирует сапоги и другую обувь.
Олимпиада по русскому языку, задания и ответы (школьный этап), 9 класс
Олимпиада по русскому языку состоит из 10 заданий. Предназначена для учащихся 9 класса.
Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку, задания и ответы (школьный этап), 9 класс»
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
для школ Кантемировского муниципального района
в 2017-2018 учебном году
Время выполнения – 3 часа. Максимальное количество баллов — 81.
Задание 1.Среди данных примеров найдите слова, в которых есть звук [ы]
В интервью, акация, описание, колибри, живописный, низменный, циферблат, искусство, жирный (5 баллов)
Вставьте в слова пропущенные буквы и укажите, какому принципу правописания подчиняется написание этих слов.
В…гон, б…клажан, бр…шюра, с. минар, п…рапет, ур…ган, б…калавр, за…ц.
Согласны ли вы с тем, что в сумме все следующие слова содержат семь суффиксов?
Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав этих слов.
Выключатель, добродушие, красноватый, поэтесса, старинный. (6 баллов)
Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.
1) Что посеешь, то и пожнешь.
2) Что за безобразие!
3) Мне показалось, что кто-то вышел из-за угла.
4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.
5) Что тебе еще предложить? (5 баллов)
Выпишите из данного списка только числительные.
Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица. (6 баллов)
Вставьте пропущенные фрагменты в приведенный ниже текст. Продолжите его так, чтобы получилась полная картина аллегорического «родословного дерева» славянских языков
Славянское языковое «дерево» имеет три основные ветви:___________ языки,________ языки,__________ языки. Эти основные ветви-группы имеют в свою очередь более мелкие ответвления: первая — ___________; вторая -___________ ; третья — ___________(15 баллов)
Расставьте знаки препинания в тексте.
Мне кажется и в нашей жизни есть
Свой скрытый ритм закон чередованья
Вослед печальной радостная весть
Сегодня встреча завтра расставанье.
(Б. Укачин) (7 баллов)
Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать. (8 баллов)
Подберите к каждому из данных фразеологизмов антонимичный.
Повесить нос, хоть отбавляй, как кошка с собакой, сложа руки. (4 балла)
Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), используя элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического. (20 баллов)
источники:
http://www.seznaika.ru/russkiy/olimpiada/1988——9
http://multiurok.ru/files/olimpiada-po-russkomu-iazyku-zadaniia-i-otviety-sh.html
Х ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ(г. Орел, 2005 г.)
9 класс
I ТУР. ЧАСТЬ 1
1. Жители средневекового русского города владели огромным количеством самых разнообразных профессий, связанных с ремеслами и промыслами, торговлей и медициной. Названия многих из них известны и понятны нам и сегодня: камнетес, пивовар, дровосек, рыболов. Однако некоторые названия профессий утрачены языком. К ним относятся судоплат, волнотеп и рудомёт.
Чем занимались эти люди? Как образованы эти слова?
2. В каждом ряду написаний только два правильные. Назовите их и объясните, в каких случаях они используются?
а) дед Мороз, Дед Мороз, Дед-Мороз, дед-Мороз, дед мороз, дед-мороз;
б) баба Яга, Баба Яга, баба-Яга, Баба-Яга, баба яга, баба-яга.
3. В толковых словарях русского языка указано более двадцати значений глагола идти. Дайте словарное определение основного значения этого глагола. Укажите как можно больше других значений. Подтвердите их примерами.
4. Всем хорошо известна форма каменных зубцов, украшающих Кремлевскую стену, которая называется «ласточкин хвост». Географы называют площадь поверхности водоема термином «зеркало». Манипулятор компьютера получил название «mouse» (в русском переводе – «мышь») по сходству с внешним обликом животного.
Приведите примеры других метафор, ставших терминами науки, техники, искусства, и дайте их толкования.
5. В русской литературе тема скитания, странничества является сквозной, а образ путешественника-странника – одним из центральных. Н.С. Лесков создал рассказ с названием «Очарованный странник», а современная писательница Татьяна Толстая одно из своих произведений назвала «Туристы и паломники».
Что сближает и что различает значения слов странник, паломник, турист в русском языке?
6. Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте форму именительного падежа множественного числа. Выделите словообразовательные суффиксы у получившихся слов.
Псков –
Курск –
Тула –
Великий Новгород –
Нижний Новгород
7. В какой временной промежуток (с какого по какой год) могло быть напечатано это предложение? Мотивируйте ваш ответ.
Повидимому, чорт задумал итти в гости.
8. Существуют сходные по смыслу выражения: власти предержащие и власть имущие. Почему в выражении власти предержащие склоняются оба слова (властей предержащих, властям предержащим и т. д.), а в выражении власть имущие склоняется только вторая часть (власть имущих, власть имущим и т. д.)?
Каково значение слова предержащие?
9. Какое правило «нарушил» Н. В. Гоголь в построении предложений с однородными членами? С какой целью это сделано?
1. Губернатор был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю.
2. Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветочками.
10. Разгадайте загадку из собрания В. И. Даля. Назовите все языковые средства, которые использованы для создания образа.
Взойду я, взойду на гой-гой-гой,
Ударю я, ударю в цивиль-виль-виль.
Утки крякнут, берега звякнут:
«Собирайтесь, детки, в одну клетку!»
I ТУР. ЧАСТЬ 2
Переложите сюжет одной из народных сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» или другие), используя элементы одного из стилей: научного, делового или публицистического.
Версия для печати