Переосмысление евангельского текста в рассказе л андреева иуда искариот

Урок литературы в 11классе

Тема: Переосмысление
евангельского сюжета в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»

Цели:

Обучающие:

·        
учить 
одиннадцатиклассников постигать идею художественного произведения посредством 
компаративного анализа евангельского сюжета и повести Л. Андреева «Иуда
Искариот»;

·        
познакомить
учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета Л. Андреевым;

·        
показать
общие и отличительные черты евангельского сюжета и сюжета повести «Иуда
Искариот»

·        
совершенствовать
навыки филологического анализа текста;

·        
формировать
навыки работы с различными  источниками информации;

развивающие:

·        
развивать критическое мышление учащихся,
умения ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, аргументированно
отстаивать свою точку зрения;

·        
развивать коммуникативные навыки учащихся
(работа в группах);

воспитательные:

·        
формировать чувство ответственности за
свои поступки и решения в  ситуации нравственного выбора;

·        
воспитывать нравственные ценности и
критическое отношение  к злу;

·        
формировать нравственную позицию,
закладывать основы нравственного поведения, раскрыв понятие предательства;

·        
развивать эмпатию как способность
сочувствовать, сопереживать;

·        
прививать эстетические ценности.

Оборудование:

портрет Л.
Андреева, портреты Иисуса Христа и Иуды Искариота, центр ассоциативного куста (
слово «предательство» напечатано на цветной принтерной бумаге и расположено под
портретами Христа и Иуды);

тексты
повести Л. Андреева «Иуда Искариот», распечатки с фрагментами Евангелий от
Матфея, Иоанна и Луки, распечатки с таблицей для сравнительного анализа
евангельского сюжета и сюжета повести Л. Андреева;

репродукции
картин Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды».

Форма
проведения урока: урок-исследование

На доске
оформлен эпиграф

И
как нет конца у времени,

так
не будет конца рассказам о предательстве

Иуды
и страшной смерти его.  

Л.
Андреев

                                                                         
Ход урока

I.                   
Организационный
момент.

II.                
Объявление
темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности

1.     
Работа с
эпиграфом.

Учитель.   Прочитайте, пожалуйста,  эпиграф, в
конце урока  мы вернемся к нему и поделимся своим  размышлениями.  Я не
случайно выбрала именно это высказывание Л. Андреева. Мне кажется,  в нем  легко
увидеть тревогу писателя о несовершенстве мира. 
Давайте
 вместе попытаемся   разобраться в общечеловеческих, философских, нравственных
проблемах, волнующих человечество не одну тысячу лет и раскрываемых в повести
«Иуда Искариот». Вы, конечно же, знаете, что  тема предательства Иуды всегда
была в  центре внимания писателей, живописцев, скульпторов, зодчих и обычных
людей.

2.     
Создание
эмоционального настроения для восприятия текстов из Евангелия и произведения Л.
Андреева (Индивидуальные сообщения о картинах Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»
и
Джотто ди Бондоне
«Поцелуй Иуды»)

1ученик

Última Cena - Da Vinci 5.jpgКартина «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, одного из самых ярких
представителей  искусства Высокого Возрождения, была создана в 1495-1498 гг в
доминиканском монастыре  Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. На ней изображена
последняя трапеза Иисуса  Христа с двенадцатью апостолами. Принято считать, что
на картине изображены  момент, когда Иисус говорит о том, что один из апостолов
предаст его, и реакция каждого из учеников. Картина имеет неоднократные отсылки
к числу 3:

·        
апостолы сидят группами по
три человека;

·        
позади Иисуса — три
окна;

·        
контуры фигуры Христа
напоминают треугольник.

       В центре – фигура
Иисуса, расположенная и освещенная так, что внимание зрителя обращено прежде
всего на него.  Апостолы сидят за столом на одной его стороне, чтобы можно было
разглядеть их лица.
«Один
из вас предаст меня…» — и ледяное дыхание неотвратимого рока коснулось
каждого из апостолов. После этих слов на их лицах выразились самые различные
чувства: одни были поражены, другие возмущены, третьи опечалены. Готовый к
самопожертвованию склонился к Христу юный Филипп, в трагическом недоумении
развел руками Иаков, вот-вот готов броситься на предателя, схватившийся за нож
Петр, правая рука Иуды сжимает кошель с роковыми сребрениками…Впервые в
живописи сложнейшая гамма чувств нашла такое глубокое и тонкое отражение.
Все в этой картине выполнено с
удивительной правдой и тщательностью, даже складки на скатерти, покрывающей
стол, выглядят настоящими.
Вся композиция «Тайной вечери» пронизана
движением, которое породили слова Христа.  Перед зрителем, благодаря силе
таланта великого мастера, развертывается древняя евангельская трагедия. 

2 ученик

Описание картины Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды»Картина Джотто ди Бондоне «Поцелуй Иуды» была
написана приблизительно в 1305 году. Флорентийский живописец был одним из
первых художников, изобразивших Иуду-предателя. Эта знаменитая картина
показывает вечную борьбу добра и зла, света и темноты, величия души и подлости.
Фон полотна – небо темно-синего цвета, на котором отчетливо видны копья и
зажженные факелы. В центре – фигуры Иисуса и Иуды, стоящих друг против друга.
Христос изображен автором картины с безупречной античной красотой, а Иуда
отталкивает зрителя своим уродливым видом. Конечно, сюжет картины заимствован
из евангельской истории о предательстве Иуды Искариота. Джотто показал на
картине фрагмент, когда Иуда привел стражей, чтобы те схватили Учителя, однако
перед этим лицемерно обнимает и целует Христа. Полотно насыщено драматическим
волнением. Толпа в тревоге, сошлись нравственное и безнравственное, искренность
и лицемерие, вера в человека и предательство.

С помощью изобразительных элементов и приемов живописи мастер кисти смог тонко
передать все чувства, которые испытывают персонажи в своем немом диалоге.
Ощущения собеседников передаются лишь их взглядами и жестами.Всеми средствами
художник старается придать сцене жизни: он преподносит взору фигуры в
профильном изображении, уводя их в глубь картины. Кажется, Джотто приглашает
публику занять свое место на картине, чтоб легче было определиться с отношением
к происходящему.Ценители творчества Джотто считают «Поцелуй Иуды» одной из
наиболее впечатляющих фресок с драматическим сюжетом.

3.
Вопросно-ответная беседа:


Что общего в картинах великих мастеров? (В основе – евангельские сюжеты, в
центре – Иисус Христос.)


Можно ли утверждать, что обе картины имеют  общую тему? (Да, это тема
предательства Иисуса Христа Иудой.)


Выделите ключевое слово в теме (Предательство)

-Что
такое предательство? Выскажите свое мнение, составляя ассоциативный куст к
понятию «Предательство»

4.     
Интерактивное упражнение «Ассоциативный
куст»

       
В ходе обсуждения  одиннадцатиклассники создают на доске ассоциативный куст,
который выглядит приблизительно так:

Нару-шение клятвы,Веролом-ство,Смерт-ный грех,Наруше-ние верности,Ложный донос, клевета,Злоумыш-ленные действия,ПРЕДА-ТЕЛЬСТВО,Нравствен-ное преступление 

          Подводя итог, учитель задает вопрос:
«Имеет ли какое-то отношение созданный ассоциативный куст к прочитанной вами
повести Леонида Андреева «Иуда Искариот»?

         Ученики отмечают, что все
характеристики предательства, предложенные  ими, передают суть поступка Иуды  в
повести, в которой автор, один из известнейших писателей начала ХХ века,
предложил свою интерпретацию евангельского сюжета о предательстве Иисуса Христа
Иудой две тысячи лет назад.

5.     
Слово учителя

       Сегодня мы будем
анализировать повесть «Иуда Искариот» Леонида Андреева,  писателя, популярность
которого в начале ХХ  века вполне могла конкурировать с  популярностью  Максима
Горького.

     
Российский писатель, 
литературовед и литературный критик, член Союза российских писателей Павел Басинский однажды заметил: «Леонид Андреев во всем парадоксален. Известен и несчастен.  Чтение
этого писателя — сродни хождению по заминированному полю».

       Может быть, потому
Андреев и был полузапрещен в советские годы, что он изображал зло и
преступление не как нечто вытекающее из определенного социального строя, но как
вневременное, постоянное, присущее вообще людям? Ведь евангельский сюжет,
который переосмысляет Л. Андреев в своем произведении, привлекал, привлекает и
будет привлекать человечество во все времена. Картины  Леонардо да Винчи и
Джотто ди Бондоне, о которых мы говорили в начале  урока, еще раз доказывают
актуальность темы, поднятой  Л. Андреевым. Максим  Горький в очерке о Л.
Андрееве описывает  события тех дней, когда писатель, не читавший в
подробностях самого Евангелия, пытается представить свою версию. Безусловно, интерес
вызывает точка зрения самого Андреева, которая непосредственно связана с
историческими событиями в России. И наша задача – проанализировать повесть
«Иуда Искариот», раскрывая авторскую позицию и формулируя собственную.

II Работа по теме урока

Учитель.  На мой взгляд, нельзя
говорить об интерпретации Леонидом Андреевым евангельского сюжета, не
восстановив очередность событий, описанных евангелистами  Лукой, Иоанном,
Марком  и Матфеем.  Они  поведали людям  о жизни и смерти Иисуса Христа в
Евангелии. Каждый из авторов по-своему рассказывает об этом. Давайте обратимся
к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество
упоминаний об Иуде, а также к текстам Евангелия от Иоанна и Луки.

1.     
 Работа в группах.
Каждая группа работает с фрагментами Евангелия от Матфея, Иоанна и Луки,
готовит краткий пересказ и комментированное чтение отдельных эпизодов.

                                 
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

Глава 10

2.Двенадцати
же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат
его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его,

3. Филипп и
Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Левей, прозванный Фаддеем,

4. Симон
Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его

Глава 26

14. Тогда
один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам

15. и
сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать
сребреников;

16. и с
того времени он искал удобного случая предать Его.

20. Когда
же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками;

21. и когда
они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.

22. Они
весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?

23. Он же
сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;

25. При сем
и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

45. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы
всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в
руки грешников;

 46.
встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий меня.

47.  И
когда ещё говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество
народа с мечами и кольями,
от первосвященников и старейшин народных.

48.  Предающий
же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.

49.  И,
тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его

Глава 27

1.     
Когда же настало утро, все
первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать
Его смерти;

2.     
и, связав Его, отвели и
предали Его Понтию Пилату, правителю.

3.     
 Тогда Иуда, предавший Его,
увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников
первосвященникам и старейшинам,

4.     
говоря: согрешил я, предав
Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам.

5.     
И бросив сребреники в храме,
он вышел, пошел и удавился.

                             
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

Глава 6

     70. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас
избрал Я? но один из вас диавол.

     71. Это говорил Он об Иуде Симонове
Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из

           двенадцати.

Глава 12

6.     
Он был
хранителем денег апостолов и вором. Он любил опустошать коробку, в которой

 хранились деньги и которую все время
носил при себе.

Глава 13

    20.   Истинно, истинно говорю
вам: принимающий того, кого Я пошлю. Меня принимает; а

            принимающий Меня
принимает Пославшего Меня. 

    21.   Сказав это, Иисус
возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно

            говорю вам, что один
из вас предаст Меня.

    22.   Тогда ученики озирались
друг на друга, неудомевая, о ком Он говорит.

    23.   Один же из учеников Его,
которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон

            Петр сделал знак,
чтобы спросил, кто это, о котором говорит.

    25.   Он, припав к груди
Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?

    26.   Иисус отвечал: тот, кому
Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал

            Иуде Симонову
Искариоту.

    27.  И после сего куска вошел
в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай

           скорее.

                                 
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ

Глава 22

39.   И, выйдя, пошел по обыкновению
на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

40.   Придя же на место, сказал им:
молитесь, чтобы не впасть в искушение.

41.   И Сам отошел от них на вержение
камня, и, преклонив колени, молился,

42.  говоря: Отче! о, если бы Ты
благоволил пронести чашу сию мимо Меня!

       впрочем не Моя воля, но Твоя
да будет.

45.  Встав от молитвы, Он пришел к
ученикам, и нашел их спящими от печали

46.  и сказал им: что вы спите?
встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

47.  Когда Он еще говорил это,
появился народ, а впереди его шел один из

       двенадцати, называемый Иуда, и
он подошел к Иисусу, чтобы поцеловать Его. 

      Ибо он такой им дал знак: Кого
я поцелую, Тот и есть.

48.  Иисус же сказал ему: Иуда!
целованием ли предаешь Сына Человеческого?

49.  Бывшие же с Ним, видя, к чему
идет дело, сказали Ему: Господи! не ударить ли нам мечом?

50.  И один из них ударил раба
первосвященникова, и отсек ему правое ухо.

51.  Тогда Иисус сказал: оставьте,
довольно. И, коснувшись уха его, исцелил его.

52.  Первосвященникам же и
начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него,  

      сказал Иисус: как будто на
разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?

53.  Каждый день бывал Я с вами в
храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше

      время и власть тьмы.

54.  Взяв Его, повели и привели в дом
первосвященника. Петр же следовал издали.

55.  Когда они развели огонь среди
двора и сели вместе, сел и Петр между ними.

56. Одна служанка, увидев его
сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с

      Ним.

57. Но он отрекся от Него, сказав
женщине: я не знаю Его.

58. Вскоре потом другой, увидев его,
сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!

59. Прошло с час времени, еще некто
настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он

     Галилеянин.

60. Но Петр сказал тому человеку: не
знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он,

     запел петух.

61. Тогда Господь, обратившись,
взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он

     сказал ему: прежде нежели
пропоет петух, отречешься от Меня трижды.

62. И, выйдя вон, горько заплакал.

63. Люди, державшие Иисуса, ругались
над Ним и били Его;

64. и, закрыв Его, ударяли Его по
лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя?

65. И много иных хулений произносили
против Него.

66. И как настал день, собрались
старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели

     Его в свой синедрион

67. и сказали: Ты ли Христос? скажи
нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите;

68. если же и спрошу вас, не будете
отвечать Мне и не отпустите Меня;

69. отныне Сын Человеческий воссядет
одесную силы Божией.

70. И сказали все: итак, Ты Сын
Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я.

71. Они же сказали: какое еще нужно
нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его.

2.     
Компаративный
анализ евангельского сюжета и сюжета повести Л. Андреева «Иуда Искариот» (по
мере обсуждения учащиеся заполняют таблицу, выделяя общие и отличительные черты).
Перед началом работы, надо уточнить, что, несмотря на незначительные
расхождения в деталях евангельских фрагментов, можно выделить общий сюжет
произошедшей 2000 лет назад трагедии.

Заполненный вариант таблицы
выглядит следующим образом.

Евангельские сюжеты

Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот»

                                                          
              Общие черты

                                 Иуда – один
из двенадцати апостолов Иисуса Христа

Иуда в общине Христа
выполнял обязанности казначея,

но  «он не столько заботился
о нищих, но … был вор»

Иуду сопровождает дурная
слава, поступки его  осуждаются учениками Христа и простыми людьми

Иуда пошел к
первосвященникам и предложил

за 30 сребреников предать
Учителя.

                                  Иисус
узнает об измене и говорит об этом  на тайной вечере

                                                 Предательство
Иуды

            Иуда – виновник крестных
страданий и смерти своего Учителя

                                Раскаяние Иуды в содеянном,
добровольный уход из жизни

                                                             Язык
евангельских фрагментов и повести

       (притчи, наставления, цитаты  из Евангелия  мы находим 
и в повести; часто предложения и в Евангелии, и в повести начинаются с
союзов и, а, что придает текстам разговорный характер)

                                                                 
  Отличительные  черты

Главный герой – Иисус
Христос. Он в центре повествования.        

Главный герой – Иуда. Внимание автора
приковано к нему. Иисус на заднем плане повествования.

Внешность Иуды ничем
не отличается от внешности других учеников Христа

Внешность Иуды, неприятная и отталкивающая,
выделяет его среди других учеников.
Особенно поражает
 двойственность  облика: лицо его как будто сшито из двух
половинок. Одна сторона лица — беспрерывно подвижная, усеянная
морщинами, с черным острым глазом, другая — мертвенно гладкая
и кажущаяся несоразмерно большой от широко открытого, незрячего,
затянутого бельмом ока.

Иуда один, у него нет жены, нет детей

Иуда был женат, бросил жену, которая
скитается в поисках пропитания

Иуда предал Христа, потому что «диавол
соблазнил его, и он стал ненавидеть спасителя»

Иуда предал Христа по собственной воле

Ведет толпу, посланную схватить
Иисуса, и своим поцелуем помогает опознать Христа в ночной темноте.

Целуя Христа, указывает легионерам на Учителя.

Ученики заступаются за Христа.  Они
убегают, но этот поступок является минутной слабостью, так как потом они
проповедуют учение Христа, за это  многие из них поплатятся жизнью.

Ученики убегают, бросают Христа.

 За это их оскорбляет Иуда.

          Учитель: компаративный анализ евангельского сюжета
и повести Л. Андреева позволяет нам сделать вывод о том, что  писатель,
заимствуя сюжет из Евангелия, вносит свои изменения. В основе повести –
исследование механизма предательства. Поэтому Иуда Л. Андреева – двуличный,
непонятный, но умный, а ученики Христа – трусы и предатели. Автор отказывается
от традиционного однозначного толкования образа Иуды и предлагает нам свою
интерпретацию евангельского сюжета и создает «своего» Иуду.

III.            
Итоги урока. Рефлексия.

Метод «Микрофон»

Один
из учащихся берет интервью  у одиннадцатиклассников, предлагая
 выразить  свое согласие/несогласие с
высказыванием Леонида Андреева (эпиграф к уроку)

Возможные высказывания:

·        
Я согласен с
точкой зрения Леонида Андреева. Иуда совершил страшный грех, предал   Иисуса
Христа, продал его за 30 сребреников. В православной религии  предательство –
один из самых страшных грехов человека. Грех этот начинается с Иуды. К
сожалению, уже 2000 лет предательство   существует и вряд ли человечество от
него избавится.

·        
Нельзя не
согласиться с цитатой Л. Андреева, вынесенной в качестве эпиграфа к нашему
уроку. Время безжалостно, многое уходит из жизни людей навсегда. Но история
предательства Иуды, его раскаяние и добровольный уход из жизни всегда будут
жить в мире. Иуда и его грех – герой и поступок вне времени. К сожалению,
история  Иуды – вечный сюжет, который всегда будет сопровождать людей.

·        
Я  разделяю
мнение  Л. Андреева. Рассказы о предательстве Иуды живут уже 2000 лет, потому
что один из апостолов Христа преступил нравственные законы и предал своего
Учителя. Такому поступку нет объяснений и нет оправданий. Мы будем возвращаться
к осмыслению предательства Иуды всегда, потому что нет однозначного ответа на
вопрос: что побудило Иуду предать Учителя, любившего его и доверявшего больше,
чем остальным апостолам.

·        
К моему
искреннему сожалению, тема предательства остается актуальной. Люди переступают
через дружбу, порядочность, долг и предают. Началось предательство тысячи лет назад
с Иуды, однако мы  и в ХХ
I веке  не можем избавиться от этого порока.
Человечество пытается понять, каковы истоки предательства, почему его совершают
даже близкие люди. Даже горький опыт  Иуды, его раскаяние и  уход из жизни не
останавливают нас от совершения подобных поступков. Хотя, казалось бы, что
может быть страшнее мук совести. Но, увы… Предательство живет и будет жить,
пока будет существовать  человеческая цивилизация. Поэтому  я уверен, что конца
рассказам о предательстве Иуды и его страшной смерти не будет никогда.

·        
Мне кажется,
что Л. Андреев совершенно прав. Хочу только, с Вашего разрешения, внести
маленькую поправку. Думаю, если бы не было Иуды, нашелся бы другой. Уверен, ни
один Иуда, сопровождавший Христа, был способен на предательство. Ключевым
словом в цитате Андреева надо считать слово «предательство»,  рассказам о
котором не будет конца никогда.

·        
Я прочитал
повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» и вдруг осознал, что Иуда живет в
каждом из нас. Такова человеческая природа. Вечна борьба добра и зла, вечен
нравственный выбор, перед которым человек может оказаться в любую минуту своей
жизни. Думаю, бывают такие трудные моменты, когда не знаешь, как поступить и
мучаешься сомнениями. Я не знаю, действительно ли только из-за денег Иуда
предал Христа. Сомневаюсь. Последующие события в жизни Иуды  заставляют
задуматься о том, что есть нравственный выбор, что есть подлость, что есть
предательство. Заставляют задуматься, но не могут помочь дать точный ответ.
Поэтому сколько будет человек жить на Земле, столько он будет искать ответы на
эти вопросы и стараться понять, что же все-таки произошло с Иудой.

IV.            
Домашнее задание (по выбору)

1.      подготовить
материал для проведения «Литературной разминки» по содержанию повести Л.
Андреева «Иуда Искариот»

      2 .  устные сочинения-рассуждения
«Каким я представляю себе Иуду  в повести

         Л.
Андреева?»

ЛИТЕРАТУРА

1.     
Андреев Л. Собр. соч.: В 6 т.
/ Редкол.: И. Андреева, Ю. Верченко, В. Чуваков / Вступ. ст. А. Богданов. Между
стеной и бездной: Леонид Андреев и его творчество. М., 1990.

2.     
Аверинцев С. С. Иуда Искариот
// Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1990. Т. 1.

3.     
3. Арсентьева Н. Н. О природе
образа Иуды Искариота // Творчество Леонида Андреева. Курск, 1983.

4.     
Басинский П. Поэзия бунта и
этика революции: реальность и символ в творчестве Л. Андреева // Вопросы
литературы. 1989. № 10.

5.     
Бродский М. А. Последний
аргумент Иуды // Русская словесность. 2001. № 5.

6.     
Волошин М. Евангелие от Иуды
// Независимый альманах «Лебедь». 2002. № 270. 5 мая.

7.     
Горький М. Леонид Андреев //
Горький М. Литературные портреты. М., 1959.

8.     
Крючков В.П. Образ Иисуса в
повести Л. Андреева «Иуда Искариот», или Смеялся ли Христос? //
Литература: Прил к газ. «Первое сентября». 2003. № 15.

9.     
Ясенский С. Ю. Искусство
психологического анализа в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Андреева //
Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11.

Леонид Андреев.  «Иуда Искариот» — переосмысление евангельской легенды.

Эпиграф урока:

Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумление
И равнодушие толпы.

                                                                                                              А. Ахматова (1915 г.)

Ход урока

Обратимся к названию произведения. Какая тема здесь будет главной?

Предательство.

Слово учителя:

Л. Андреев не был первым, кто обратился к теме предательства Иуды. Существует немало других реконструкций образа Иуды и мотивов его предательства, но их количество и многообразие лишь подтверждает тот факт, что Иуда давно перестал быть только персонажем Священного Писания, превратившись в вечный образ мировой художественной культуры. Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах произведения. Мы узнаем об Иуде из рассказов о нем в народе.

 Каким образом и что мы узнаем о нем?

Это “человек очень дурной славы”, “корыстолюбив”, “крадет искусно”, потому “его нужно остерегаться”.

Пояснения учителя:

То есть мирная жизнь города и христианской общины оказалась нарушена слухами, которые пугали. Так с первых строк в произведении начинает звучать мотив тревоги.

Пояснения учителя:

События последних дней Христа нашли отражение в искусстве, особенно в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников.  Изображение Иуды ничем не отличается от других учеников: ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос, ни возрастом. В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения или отвращения… Он такой же, как и остальные. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л. Андреев. Лука, Иоанн, Марк и Матфей поведали нам о жизни и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество упоминаний об Иуде.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ

… Один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (гл.26).

… Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст меня; … При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал (гл.26).

…говорит им Иисус: …встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий меня. И когда ещё говорил он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями… Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его (гл.26).

… Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; … Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился (гл.27).

Как же выглядит Иуда? Зачитать текст

 Он был худощав, хорошего роста… и достаточно крепок…, но зачем-то притворялся хилым и болезненным и голос имел переменчивый: то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха…Короткие рыжие волосы не скрывали странной и необыкновенной формы его черепа: точно разрубленный с затылка двойным ударом меча и вновь составленный, он явственно делился на четыре части и внушал недоверие…Двоилось так же и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но казалась огромною от широко открытого слепого глаза. Покрытый белесой мутью, не смыкающийся ни ночью, ни днем, он одинаково встречал и свет и тьму…

В чём особенность лица Иуды? Как это было связано с характером, поведением Иуды? Какое это имеет значение для понимания смысла произведения?

 Двойственность, раздвоенность, противоречие во внешности Иуды, а также противоречивость его поведения: безобразный – называет себя красивым, сильный – притворяется слабым, больным; трусливый – бросается на защиту Христа, предаёт – и сам же хочет расстроить свои планы …

Кто и как называют героя в произведении?

Ученики Христа чаще называют Иудой, а автор — “уродина, “наказанная собака”, “насекомое”, “чудовищный плод”, “суровый тюремщик”, “старый обманщик”, “серый камень”, “предатель”. Л. Андреев часто называет героя не по имени, а метафорами, понятиями, имеющими обобщенное значение.

Каково же отношение автора к Иуде?

 (Негативное.). Но нельзя забывать, что в основе произведения библейский сюжет. А что означает имя в Библии? 

Слово учителя:

В религии существует культ имени. Есть даже религиозное направление – имяславие, имя и суть человека совпадают. Например, Христос – и имя, и божественная сущность. Зло никогда не будет во имя чего-то. Поэтому у преступников, как правило, прозвища. Имя – ценность. У Иуды не было дома, семьи, Детей, т.к. “Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”. Часто он называется оскорбительно, а не по имени.

Почему же такого жуткого человека приблизил к себе Иисус?

“Дух светлого противоречия влек его к отверженным и нелюбимым”. Т.е. поступками Иисуса руководит любовь к людям.

 Как относится Иуда к Иисусу? 

Любит. Это самый внимательный слушатель Христа.

Пояснение учителя:

Герои не общаются, каждый сам по себе, но между Иудой и Христом постоянно происходит негласный диалог-спор о человеке. И у каждого своя правда.

Какова правда Иисуса и какова правда Иуды? (текст)

Иисус Любит всех людей и верит в добро

Иуда …каждый человек, которого он знает, совершил в своей жизни какой-нибудь дурной поступок или даже преступление. Хорошими же людьми, по его мнению, называются те, которые умеют скрывать свои дела и мысли; но если такого человека обнять, приласкать и выспросить хорошенько, то из него потечет, как гной из проколотой раны, всякая неправда, мерзость и ложь. 

Почему же меняется отношение Иисуса к нему?  Какое событие тому предшествовало?

Иуда оказался прав, когда говорил о людях плохое. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже козленка, которого потом нашла запутавшимся в кустах.

Какое следующее событие усилило размолвку между Иудой и Иисусом?

Спасает жизнь Иисусу.

Чего ожидает Иуда за свой поступок и что получил?

Ожидал похвалы, благодарности, а еще больший гнев Иисуса, потому что лгал.

А какова позиция Христа?

Говорить правду.

 Зачем Иисус рассказывает Иуде притчу о смоковнице?

Притча указывает на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает нам шанс исправиться, “желает покаяния грешников”.

Но считает ли Иуда себя грешником?

Нет. И менять свои взгляды не собирается. Однако он понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда-то и решается Иуда на последний шаг: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда”.

Почему Иуда предаёт Христа в евангельском повествовании и чем это кончается?

 Корыстолюбие, искушение дьявола, измена, “Тайная вечеря” (“и вошёл в него сатана”)

Раскаяние, самоубийство.

А с какой целью совершает предательство Иуда Л. Андреева?

Возможные ответы

Комментарий учителя:

Предательством он провоцирует всех и подталкивает к правильному выбору: если толпа спасет Иисуса и поверит ему, предательство Иуды будет оправданным. А если – нет, тогда для кого учение Христа?  Иуда создал, подобно Раскольникову, теорию, согласно которой все люди плохие, и хочет теорию проверить на практике. Предательство Иуды – это его путь познания истины: кто есть человек на самом деле? Единственная возможность проверить, кто прав в – это поставить человека в экстремальные условия и, наблюдая за ним, определить, кто же прав в споре.

Сопоставим 2 эпизода («Вступление в Иерусалим», гл. 6 и «Суд Понтия», гл.8)

Гл. 6

…приветствовал его народ восторженными криками: — Осанна! Осанна! Грядый во имя господне! И так велико было ликование, так неудержимо в криках рвалась к нему любовь, что плакал Иисус, а ученики его говорили гордо: — Не сын ли это божий с нами? И сами кричали торжествующе: — Осанна! Осанна! Грядый во имя господне!

Гл. 8

Понтий говорит: и вот я при вас исследовал и не нашел человека этого виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете его… И весь народ закричал, завопил, завыл на тысячу звериных и человеческих голосов: — Смерть ему! Распни его! Распни его!

О чем говорит сравнение этих эпизодов?

Сначала апофеоз признания истины Христа, т.е. добра и веры, затем злоба и необъяснимая ненависть…

Это говорит о нравственном падении человека, о том, что теория Иуды о человеке, скорее всего, верна.

Почему Иуда после приговора следит за Иисусом, не оставляет его ни на минуту?

Он до последнего надеется, что люди заступятся за Христа, что пелена упадет с их глаз, и они поймут, над каким удивительным человеком они измываются. (бежит, провожаемый хохотом солдат. Ведь еще не все кончено. Когда они увидят крест, когда они увидят гвозди, они могут понять, и тогда… Что тогда? Видит оторопелого бледного Фому … видит плачущую Марию Магдалину…улучив мгновение, подбегает к Иисусу: — Я с тобою, — шепчет он торопливо. Солдаты отгоняют его и, извиваясь, чтобы ускользнуть от ударов, поясняет торопливо: — Я с тобою. Туда. Ты понимаешь, туда! Вытирает с лица кровь и грозит кулаком солдату… Ищет зачем-то Фому — но ни его, ни одного из учеников нет в толпе провожающих.

Слово учителя:

Иуда пытается убедить всех, что Иисус заслуживает лучшей доли, но никто (вплоть до учеников) не участвуют в судьбе Христа. Все молчат. Тема предательства – это еще и тема невмешательства, молчания и соглашательства.

Вывод:

Христа предал не только Иуда, но и все остальные

Иуда доказал теорию. Почему же он повесился?

Он пришел к заключению о бессилии человека противостоять окружающему злу и злу в самом себе. Увидел неотвратимость на земле зла, отсутствие любви, предательство. (Эпиграф)

 К тому же он любил Христа, хотел быть с ним.

Настоящая любовь жертвенная. Чем жертвует Иуда?

Обрекает себя на вечный позор.

Как внешне преображается Иуда?

“…был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой правдивости”. Двуличие исчезает – скрывать нечего.

Слово учителя:

В творчестве Л. Андреева ключевыми являются образы бездны и стены.

В какие моменты душевного состояния героев появляются образы стены и бездны?

Сам Андреев поясняет: «Стена – это то, что стоит на пути человека к новой совершенной жизни» Это политический и социальный гнет. Это несовершенство человеческой природы. Стена – это внешние силы, мешающие человеку. Бездна – это стена внутреннего мира. Это все бессознательное и непостижимое в природе человека

Эти образы в книге появляются тогда, когда Иуда ясно осознает запутанность жизни, противоречивость ситуации. Андреев считает, что человек всегда стоит между стеной и бездной и ему жалко человека.

Как вы относитесь к Иуде Л. Андреева?

Есть за что уважать: умен, разбирается в людях, искренне любит, способен отдать свою жизнь. Жалко его, но одновременно и презираешь. Двуличен он был, и чувства к нему двойственные

Кто же Иуда: победитель или побежденный?

Он и победитель, т.к. его теория подтвердилась. Он и побежденный, т.к. его победа далась ценой смерти.

Выводы: 

Имя Иуды стало нарицательным. Означает “предатель”. Заканчивается повесть словом “предатель”, символизирующим распад человеческих отношений. Зло безобразно, поэтому его Иуда страшен, и автор неприязненно относится к нему, но соглашается с его суждениями. Автор перекраивает двухтысячелетние образы, чтобы заставить читателя возмутиться открывшейся бессмыслицей. В повести отразились вечные вопросы: что правит миром — добро или зло, истина или ложь, можно ли жить праведно в неправедном мире. Автор развенчивает образы апостолов, показывает несостоятельность христианских воззрений. Взгляды автора и Иуды совпадают.

 Домашнее задание

1.  Написать сочинение-миниатюру на тему: “Почему Иуда предал Христа?” и изложить свою версию.

Афанасьева Вера

Произведение Л. Андреева написано почти одновременно с повестью Куприна, в 1907 г. Искажения, внесенные в евангельскую историю предательства Иисуса Христа в повести Андреева оказались столь значительными и шокирующими, столь ревизионистскими по отношению к тексту евангелий, что она была сурово встречена критикой. Если Куприн лишь разнообразит библейский сюжет, не внося в повествование никакой явной крамолы, Андреев решается на пересмотр обоснования поступка самого великого грешника, предателя Иуды, практически на ересь, изменяя тем самым этические основания и смыслы христианства.

Вечная тема предательства осмысляется писателем совершенно непривычным для христианства, неканоническим образом. Иуда, заклейменный в евангелиях как предатель, облекший мессию на смерть, предстает в повести Андреева мятущимся и любящим человеком, приносящим ради спасения Христа страшную жертву. Он осознанно идет на грех, на предательство, дабы осуществление библейского пророчества, распятие и последующее воскрешение Спасителя, а следовательно, и спасение всех людей от первородного греха, стало возможным. По версии Андреева, именно Иуда, а не другие апостолы, истинно любит Христа, любит так сильно, что готов ради Спасителя заклеймить свое имя вечным позором, а душу обречь на вечные муки.

По замыслу Творца, должен существовать кто-то, кто предаст Спасителя, и Иуда уже своим рождением обречен на предательство, предназначен для него, наделен соответствующей внешностью. «Пришел он, низко кланяясь, выгибая спину, осторожно и пугливо вытягивая вперед свою безобразную бугроватую голову…» «Он чувствовал на свету свой странный череп» В описаниях Андреева Иуды предстает таким жалким уродом, что вызывает не отвращение, а сочувствие. Андреев не просто откровенно возвеличивает Иуду, а позволяет читателю понять, как сложен и противоречив его герой, как сильно он отличается от своего евангельского прототипа. Мастер портрета, Андреев показывает неоднозначность персонажа деталями описания его внешности: «Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собирающаяся в мелкие морщинки. На другой же не было морщин, и она была мертвенно гладкая, плоская и застывшая… казалась огромной из-за широко открытого слепого глаза.»

Повести Андреева присущ тонкий психологизм, соответствующий постоянному внутреннему напряжению Иуды. Понимая, что на него возложена страшная миссия предательства и что кроме него чудовищный поступок совершить некому, Иуда, все же колеблется, мечется и раздваивается в намерениях: «Одной рукой предавая Христа, другой рукой Иуда тщательно искал способы расстроить свои собственные планы». Двойственны и его чувства: «Свершились ужас и мечты». После ареста Христа только Иуда неотступно следует за ним, в то время как другие апостолы трусливо прячутся. Ему, решившемуся на подобный поступок, уже нечего бояться, ничего более страшного с ним уже не может произойти. Не вынеся гнета свершенного, андреевский Иуда, так же, как и евангельский, заканчивает жизнь самоубийством. Душевное, мятущееся, иррациональное побеждает здравый смысл: несчастный может понять умом, что поступил правильно, но сердце не справляется с тяжестью обрушившегося на него самого испытания. Испытание Спасителя становится испытанием Иуды, они оба и почти одновременно умирают, спасая человечество, без Иуды не было бы жертвы Христа, они делят груз мировой боли, мирового греха на двоих, Иуда почти ипостась Христа – вот основная мысль произведения Андреева, еретичная и крамольная с точки зрения христианства, небесспорная, но допустимая для художника.

Известно, что идея оправдать поступок Иуды не является новой. Так, в период патристики в христианстве существовала т.н. секта Иуды, объявленная ортодоксальными христианами ересью, члены которой поклонялись Иуде как человеку, осуществившему планы Творца и помогшему Спасителю избавить человечество от первородного греха. Упоминание об этой секте содержится, например, в романе Г. Флобера «Искушение Святого Антония», изобилующего сведениями из истории раннего христианства. Существует и неканоническое «Евангелие от Иуды», признанное еретическим. Такой же вредной ересью воспринимается православием и сюжет Андреева.

И в этом случае можно лишь предположить мотивы написания подобного произведения. Возможно, это попытка доказать читателю, что любой, даже вечный, сюжет может быть переосмыслен, рассмотрен под совершенно новым углом зрения. Возможно, это просто желание автора эпатировать публику, привлечь ее внимание к собственной персоне. Может быть, некоторое, выполненное в художественном ключе, подражание Толстому, осмелившемуся написать собственное еретическое евангелие. Или данность личность, толкающая некоторых людей на нравственный бунт . А может быть, просто намерение попробовать себя в совершенно новом художественном жанре. Однако произведение получилось весьма заметным, в свое время привело в восторг М. Горького, пользовалось успехом даже в советские годы, оставило заметный след в творчестве Андреева.

Библиографический указатель

Андреев Л.Н. Иуда Искариот. М., 1989.

Афанасьева Вера, Искаженные библейские сюжеты в русской литературе

proza.ru

Газета Протестант,ру

Урок литературы. 11 класс.

Тема: Переосмысление евангельских сюжетов в философской повести Л.Андреева «Иуда Искариот».

Цель: познакомить учащихся с особенностями трактовки евангельского сюжета в повести; совершенствовать умение сопоставлять различные источники информации; развивать навыки критического мышления; воспитывать любовь к слову.

Оборудование: портрет Л.Андреева, выставка его книг, Новый завет и Псалтырь от Матвея глава 26, репродукция картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи,репродукции картн на евангельские сюжеты, карточки с заданиями для групп (пар).

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

В первом номере журнала «Сатирикон», который вышел, как известно, в 1908 году, на последней странице  был расположен портрет-шарж Леонида Андреева. Писалось следующее:

«Радуйтесь, что вы держите в руках номер «Сатирикона». Радуйтесь, что такой человек — ваш современник… Он заглянул в однажды в Бездну, и навсегда ужас застыл в глазах его. И смеялся с тех пор он только леденящим кровь Красным смехом».

Веселый журнал иронизировал над мрачновато-пророческим образом Леонида Андреева, ссылаясь на его рассказы «Бездна» и «Красный смех».

III. Проверка домашнего задания.

1. Рассказ о Л.Андрееве творческих групп.

1 группа. Восхождение.

2 группа. На перепутьях реализма и модернизма.

4 группа. Художественное своеобразие.

IV. Актуализация опорных знаний.

1. Ответы на вопросы.

В чём особенность лица Иуды?

Как это было связано с характером, поведением Иуды?

Какое это имеет значение для понимания смысла произведения?

2. Выразительное чтение:

— описание портрета Иуды (глава 1).

3. Делают выводы:

— «двойственность», «раздвоенность», противоречие во внешности Иуды;

— противоречивость его поведения: безобразный – называет себя красивым, сильный – притворяется слабым, больным; трусливый – бросается на защиту Христа, предаёт – и сам же хочет расстроить свои планы.

V. Работа по теме урока.

1. Евангельские темы в живописи.

События последних дней Христа нашли своё отражение в живописи. Этим событиям посвящены иконы, фрески, картины известнейших художников. Обратимся к ним, посмотрим, как изображали Иуду древние мастера. («Тайная вечеря». Икона XVI века)

— Как вы думаете, где Иуда? (версии учащихся).

Обращаем внимание учащихся на то, что изображение Иуды ничем не отличается от других: ни одеждой, ни безобразием лица, ни цветом волос, ни возрастом. Более того, его поза повторяет позу любимого ученика Христа – Иоанна.

(Россели. «Тайная вечеря». ХVI в. и Симон Ушаков. «Тайная вечеря». Икона XVII века).

— В более поздних произведениях узнать Иуду легко по отсутствию нимба над головой, но опять же ничто в его внешности не вызывает подозрения, удивления или отвращения… Он такой же, как и остальные ученики. Мы видим Иуду совсем не похожим на того, каким описал его Л.Андреев.

— Сделаем первые выводы. Что можно сказать о внешности Иуды в живописи и тексте повести? Зачем автор нарушает традицию?

2. Евангельские тексты.

Лука, Иоанн, Марк и Матфей поведали нам о жизни и смерти Иисуса Христа в Евангелии. Каждый из евангелистов по-своему рассказывает об этом. Обратимся к тексту Евангелия от Матфея, потому что в нём мы найдём наибольшее количество упоминаний об Иуде, а также к тексту Евангелия от Иоанна (чтение и комментарии).

3. Работа с текстом. Заполнение таблицы.

События

Евангелие

«Иуда Искариот» Л.Андреева

Появление Иуды

Измена Иуды

Указание на предателя

Предательство Иуды

Самоубийство Иуды

VI. Диагностика понимания.

1. Проблемный вопрос.

Так какой же он, Иуда, в повести Л.Андреева? Почему автор и здесь отходит от традиции? (ответы учащихся).

Писатель отказывается от традиционного однозначного толкования образа Иуды, преследуя определённую цель. Понять замысел автора нам поможет ответ на вопрос: почему Иуда предаёт Христа? Сначала давайте выясним, как отвечает на этот вопрос евангельское повествование (ответы учащихся).

2. Построение схемы:

корыстолюбие

искушение дьявола

измена

«Тайная вечеря» («и вошёл в него сатана»)

предательство

раскаяние

самоубийство.

VII. Закрепление материала.

1. Работа в парах: «С какой целью совершает предательство Иуда Л.Андреева?»

1 пара. Может быть, потому что любит деньги?

2 пара. Может быть, потому что ревнует, хочет быть первым и любимым учеником?

3 пара. Может быть, потому что любит? А он действительно любит?

4 пара. Может быть, потому что хочет, чтобы все узнали о том, кто перед ними?

2. Аналитическая беседа.

Своим предательством Иуда провоцирует всех и подталкивает к правильному выбору: если толпа спасет Иисуса и поверит ему, предательство Иуды будет оправданным. А если нет, тогда для кого учение Христа? Цель оправдывает средства? (ответы учащихся).

VIII. Итог урока.

1. Выводы:

— В лице Христа и Иуды сталкиваются две философские позиции, оспаривающие право властвовать в мире. Все содержание призвано подтвердить уверенность Иуды в господстве зла, и сам Христос чувствует силу страшной правды своего противника.

Вместе с тем Иуду тянет к Христу, ему даже хочется, чтобы он оказался прав.

— Предательство Иуды – это зловещий эксперимент, философский и психологический. Предательство совершается им с целью проверить, с одной стороны, силу и правоту учения Христа, а с другой – преданность ему учеников и тех, кто так восторженно слушал его проповеди.

— Апофеозом Иуды становится смерть Иисуса, трусливое предательство учеников, чудовищная слепота массы, отвергнувшей великую идею. Иуда может торжествовать. Но все оборачивается трагедией. Эта трагедия состоит в том, что Иуда, понимая Иисуса, жизнь и человеческую природу, влюблен в идею, которую развенчивает. Он страстно хотел бы, чтобы оказалась опровергнутой его собственная философия.

IX. Рефлексия.

Что показалось вам сегодня трудным?

Что сегодня для вас самое главное?

Какие мысли, прозвучавшие сегодня, созвучны с вашими?

Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?

Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?

X. Домашнее задание.

1. Написать сочинение – рассуждение на одну из тем:

«Согласны ли вы с мыслью, что Иуда в повести Андреева –«предатель поневоле» и что его предательство – оборотная сторона любви к Иисусу?»

«Можно ли оправдать «предателя поневоле»?

2. Нарисуйте портрет Иуды (по желанию).

Центральная
фигура повести — один из апостолов,
ученик Иисуса, предавший своего учителя
и обрекший его на страдания и смерть.
Вынесение имени персонажа в заголовок
говорит о том, что именно его психология,
мировоззрение оказываются в центре
внимания писателя. Заглавие повести
Леонида Андреева прогнозирует сюжет
— описание жизни героя, которая является
необычной, особенной; оно формирует
представление о трагизме судьбы
персонажа — этому способствует
обособленность имени героя в заголовке,
где оно само маркирует трагизм сюжета.
Герой Андреева предстает как персонаж,
страдающий от одиночества, ему нужна
любовь Иисуса, лучшего из людей. Все
страдания Иуды происходят от
нереализованной жажды любви: ощущая
себя достойным ее, всячески стремясь
заслужить ее, он неизменно обречен на
разочарование.Любовь апостола к мессии
отличается действенностью: он спасает
Учителя и учеников от побоев селян,
готов “гору повернуть” ради Иисуса,
относится к Христу, как к сыну. Волнения
Иуды, его внимание к Учителю в изображении
Андреева продиктованы сильным чувством:
“Охваченный безумным страхом за Иисуса,
точно видя уже капли крови на его белой
рубашке, Иуда яростно и слепо бросался
на толпу, грозил, кричал, умолял и лгал,
и тем дал время и возможность уйти
Иисусу и ученикам”. Предавая Иисуса в
руки солдат, Иуда говорит: “Возьмите
его и ведите осторожно. Но только
осторожно, вы слыхали?”. Показательно,
что первая фраза буквально повторяет
цитату из Евангелия от Марка (Гл. 14, ст.
44), писатель не случайно вкладывает ее
в уста своего героя, дважды звучит в
этой фразе слово “осторожно”,
свидетельствующее о бережном отношении
Иуды к Христу. Образы апостолов в
повести лишены своей традиционной
возвышенности, автор “выписывает” их
характеры, подчеркивая контрастность
Иуды. В целях “снижения” образов
апостолов Л. Н. Андреев вводит в повесть
сцену спора Петра и Иоанна о первенстве,
о месте рядом с Иисусом. Их ссора
напоминает бытовую перебранку, однако
ни один из них не решился остаться рядом
с Учителем в минуту опасности и смерти.
Писатель специально заостряет внимание
на отречении Петра, создавая своеобразное
предисловие к сценам страстей Христовых.
Лишь Иуда не покидает Учителя до самого
конца, он решает во всем следовать за
ним, обрекая себя на презрение и смерть,
разделяет судьбу Иисуса. Общность их
в том, что оба покинуты, одиноки. Чтобы
доказать Христу свою любовь, силу
чувства, герой Андреева вынужден сначала
его предать, чтобы продемонстрировать
наглядно свой тезис о дурном в человеке,
обречь Иисуса на одиночество, унижения,
которые испытал он сам, и разделить его
судьбу, ведь никто из учеников уже не
претендует на место рядом. Сохраняя
внешнюю канву евангельских событий,
писатель существенно меняет акценты.
Концентрируя внимание на фигуре
величайшего предателя, он изображает
Иуду как яркую личность, совмещающую
в себе противоречивые начала, страдающую
от одиночества и стремящуюся разрушить
его путем приближения к лучшему из
людей. Андреев сохраняет мотив лживости
героя, но наделяет его при этом отвагой
и преданностью, поэтому ложь Иуды
предстает как форма защиты Иисуса. Его
Иуда — это своеобразный мученик: его
жертва такая же сознательная, как и
жертва Христа.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Перекрестки судьбы рассказы яндекс дзен
  • Переоденьте как правильно пишется
  • Переклеим обои как пишется
  • Переоденусь как правильно пишется
  • Перекись водорода на латыни как пишется