Пересказ эскимосской сказки как лисичка бычка обидела в старшей группе

Тема: Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».

Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь  по теме « Рыбы ».

-Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание,   выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

Воспитание навыков сотрудничества  в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование: изображения героев сказки.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»  

С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым  можно  применить пословицы: « Слово может обидеть,

                       Слово может спасти,

                       Слово может полки за собой повести »,

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »,

« Худое слово доведет до дела злого;

« От худого слова – да навек ссора»,

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других »,

« Как аукнется, так откликнется».

Ход занятия:

1. Организационный момент.   (Детей  приглашаю в круг).

В. — Дети, когда вы сегодня проснулись, какое у вас было настроение?

Д. — Хорошее, радостное, а я не выспался, а у меня грустное и я хотел с мамой остаться и т. д.

В. — Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам, что настроение у вас улучшилось. Хотите, я отгадаю, почему?

Д. — Хотим.

В. — Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала?

Д. — Да!

В. — А кто такие друзья?

Д. — Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением.

В. — Ребята, а какими должны быть друзья?

Д. — Дружные, хорошие, веселые, интересные, вежливые и т. д .

В. — А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга?

Д. — Обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и т. д .

В. — А теперь, возьмитесь за руки, закройте глазки, почувствуйте руку своего друга. Какая она?

Д. — Тёплая, ласковая, мягкая и т. д .

В. — Как хорошо так стоять, когда все друг друга любят и дружат между собой. А теперь откройте глазки и глазками найдите своего любимого друга. Пусть ваши глаза встретятся. Подойдите к нему, возьмите его за руки и посмотрите ему в глаза.

В. — Какие глаза у вашего друга? (Подхожу к парам, спрашиваю детей)

 Д. — Ласковые, добрые, дружелюбные, серые, голубые, карие и т. д .

В. — Вам нравится ваш друг?

Д. — Нравится.

В. — Скажите ему тихо самые ласковые слова.

Д. — Ты хороший, добрый, я тебя люблю, давай никогда не ссориться и т. д. .

В. — А теперь, я приглашаю всех на свои места, садитесь.

В. — Дети, сегодня мы с вами будем читать эскимосскую народную сказку.  Героев сказки вы  отгадаете через загадки , которые я вам загадаю :

         Плаваю под  мостиком,

         И виляю хвостиком.

         По земле не хожу,

         Рот есть, не говорю,

         Глаза есть -не мигаю,

         Крылья есть -не летаю. (Рыба)

Кто крадётся между сосен?
Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)

В. — Герои сказки, которую мы будем читать — лиса и рыбка, а рыбка с таким интересным названием — бычок.  (На доску вешаю изображения героев сказки, дети рассматривают картинки). Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

 2. Пальчиковая гимнастика.

 А сейчас, мы поиграем  с пальчиками:

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи « уши».

Согните указательные и средние пальцы- это лисий « лоб».

Остальные пальцы образуют «морду».

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

3. Чтение сказки .

В. — Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».

        Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

— Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает:

-Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

-Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

-А ты ему ничего не говорила?

-Сказала.

-Что ты ему сказала? – спросила лиса.

— А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

— Вот видишь,- сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела.

4. Беседа по сказке.

В. — Как называется сказка?

Д. — « Как лисичка бычка обидела ».

В. — Где шла лисичка?

Д. — Лисичка шла по берегу моря.

В. — Кто высунулся из воды?

Д. — Из воды высунулся бычок  — рыба морская.

В. — Какие слова пропела лисичка?

Д. — Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.

В. — Что ответил бычок?

Д. — У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В. — Понравились слова бычка лисичке?

Д. — Нет, не понравились, она заплакала.

В. — Что спросила лиса – мать?

Д. — Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

В. — Как ответила лисичка?

Д. — Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

В. — Что еще спросила лиса -мать?

Д. — А ты ему ничего не говорила?

В. — Что ответила лисичка?

Д. — Сказала, что он пучеглазый да большеротый.

В. — Какой вывод сделала мама-лиса?  

Д. — Вот видишь, ты первая его и обидела.

5. Физминутка « Лисонька ».

( Дети встают из-за столов).

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

6. Игра « Слова наоборот».

В. — Дети, давайте, поиграем в игру « Слова наоборот »

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

7. Подготовка  детей к пересказу.

В. — А теперь, я вам  предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.

8. Пересказ сказки детьми по частям .

Дети рассказывают по цепочке.

9. Рефлексия.

В. — Какую сказку вы сегодня слушали?

Д. — « Как лисичка бычка обидела ».

В. — Кто больше всех вам понравился?

Д. — Бычок, Лисичка, мама Лиса.

В. — Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Д. — Надо, чтобы лисичка и бычок помирились и т. п.

В. — Как  вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

Д. — Нет, нельзя дразнить, потому что все не могут быть похожими друг на друга. Каждый по своему особенный.

В. — Какие пословицы вы знаете по данной теме?

« Слово может обидеть,

  Слово может спасти,

  Слово может полки за собой повести »

« Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит »

« Худое слово доведет до дела злого »

« От худого слова – да навек ссора »

« Как аукнется, так и откликнется »

« Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай других »

В. — Какие вежливые слова вы знаете?

Д. — Спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, прости, будь добр, и т. д.

В. — На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями!

Группа детей 5-6 лет.

Цель: формирование умения детей связно, последовательно пересказывать небольшую сказку; совершенствование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков С-Ш.

Задачи:

Образовательные:

  • Помочь понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать текст по частям.
  • Расширять кругозор детей посредством ознакомления со словами, имеющими одинаковое звучание, но различное значение — омонимами.
  • Активизировать словарь признаков и глагольный словарь.
  • Развивать фонематический слух: учить различать звуки С-Ш.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к художественной литературе, как к средству познания;
  • Приобщать к словесному искусству.
  • Воспитывать добрые чувства к товарищам, вежливому обращению с ними.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.
  • Развивать речевое дыхание, певческую интонацию, чувство ритма.
  • Развивать тонкую моторику и координацию движений.

Методы и приёмы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра.

Оборудование: иллюстрации к сказке, предметные картинки, ИКТ (проектор, экран, документ-камера).

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; знакомство с образованием сложных слов (пучеглазый, большеротый, косматая), их значением; рисование педагогом картинок к тексту.

Ход занятия

Решаемые задачи

(Детей  приглашаю в полукруг).

С добрым утром, с новым днём!
Как мы дружно здесь живём.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
В путешествие пойдём,
В страну сказок попадём.
Слушайте, думайте, наблюдайте,
Сказку в душу пропускайте.

Ребята, скажите мне пожалуйста, а чему учат нас сказки?

(дружить, помогать, узнавать что-то новое) А Вы дружите друг с другом? (да)

А кто такие друзья? (Дети, с которыми мы дружим, играем, разговариваем)

Ребята, а какими должны быть друзья?

(Дружными, хорошими, веселыми, вежливыми)

Как хорошо, когда все друг друга любят и дружат между собой. Но иногда так бывает, что одно слово может сильно обидеть, и сейчас про это я прочитаю Вам эскимосскую народную сказку.

Организовать  детей, настроить и подвести к теме занятия.  
Создать положительный эмоциональный настрой.

Активизировать словарь признаков и глагольный словарь.

Садитесь пожалуйста на стулья.

Сказка называется «Как лисичка бычка обидела». Ребята, из названия сказки вы поняли, кто кого обидел?
(Лисичка бычка). А кто такой бычок?

(Теленок). Вы думаете, что бычок – это теленок? (Да). А я Вам открою секрет. Вы знаете, что некоторые слова звучат одинаково, но обозначают разные предметы, например, лук – овощ и лук со стрелами. И в нашей сказке все не так просто, бычок в ней не теленок, а … отгадайте мою загадку и узнаете, кто.

         Плаваю под  мостиком,
         И виляю хвостиком.
         По земле не хожу,
         Рот есть, но не говорю. (Рыба)

Молодцы, ребята, в нашей сказке бычок – это рыба.

Давайте скорее я вам прочитаю сказку, ведь вам же интересно узнать, что произошло?(Да). Тогда слушайте внимательно.

Подготовить детей к восприятию текста.
Расширять кругозор детей посредством ознакомления со словами, имеющими одинаковое звучание, но различное значение – омонимами.
(лук-овощ и лук со стрелами: бычок-теленок и бычок-рыба).

Учить отгадывать загадки.

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:
— Бычок, бычок,
Пучеглазый,
Бычок, бычок,
Большеротый,
Бычок, бычок,
Колючий бочок!
А бычок ей говорит:
— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!
Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.
Лиса-мать спрашивает:
— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?
— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.
А лиса спрашивает:
— А ты ему ничего не говорила?
— Сказала.
— Что ты ему сказала? – спросила лиса.
— А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.
— Вот видишь,- сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела.

Познакомить с содержанием сказки.

Ребята, а теперь давайте попробуем припомнить  сказку, а помогут нам картинки. Ой, что такое? Ребята, пока мы с Вами беседовали, кто-то перемешал все мои картинки, как теперь узнать в каком порядке они должны лежать. Может вы мне поможете? (Да, поможем) Вспомните пожалуйста, как сказка начиналась?

(Шла лисичка по берегу моря). Очень хорошо, вот и первая картинка нашлась. Спасибо. Что было потом?
(Из воды высунулся бычок  — рыба морская) Вот и вторая картинка нашлась, спасибо. А потом? (Увидала его лисичка и запела: «Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий») Лисичка ведь пела? (да). Давайте мы вместе споем лисичкину «дразнилку»? (давайте) Ребята, а почему она бычка назвала пучеглазым? (потому что у него выпуклые глаза).
Как здорово у нас получилось, вот и третья картинка нашла своё место. Кто дальше продолжит?
(А бычок сказал: «У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь»). Спасибо, теперь мы и четвёртую картинку нашли. А дальше?
(Заплакала лисичка и домой побежала)
Вот и пятая картинка, спасибо. У нас осталась последняя шестая картинка. Кто вспомнил, чем сказка закончилась.(Мама – лиса спрашивает: Кто тебя обидел? Почему ты плачешь? А лисичка говорит:
«Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь») Что еще спросила лиса-мать? (А ты ему ничего не говорила?) Что ответила лисичка?
(сказала, что он пучеглазый да большеротый). Какой вывод сделала мама-лиса? (Вот видишь, ты первая его и обидела).

Учить припоминать содержание сказки с помощью опорных картинок.

Учить детей определять правильную последовательность картинок и воспроизводить текст с опорой на них.

Развивать речевое дыхание, певческую интонацию, чувство ритма посредством пения «дразнилки».

Спасибо ребята, что помогли правильно распределить картинки, а теперь предлагаю Вам немного отдохнуть. Подходите ко мне и встаньте в рассыпную. Молодцы. А теперь слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
У лисицы острый нос (показывают «острый нос»)
И рыжий пушистый хвост (показывают хвост)
Утром лисонька проснулась,(дети присели, затем поднимают руки, вытягивают ноги поочередно)
Лапкой вправо потянулась,(тянутся рукой вправо)
Лапкой влево потянулась, (тянутся рукой влево)
Солнцу нежно улыбнулась (руки разводят перед собой и улыбаются).
Давайте еще раз повторим, кто запомнил слова, помогайте мне.
Молодцы, теперь приглашаю вас всех на свои места и мы продолжим.

Развивать общую моторику, координацию движений.

Я прочитаю Вам сказку еще раз, а потом мы будем её пересказывать. Слушайте внимательно.

Теперь попробуем пересказать эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела». Кто хочет попробовать?

(выходит ребенок).

Сказка большая, поэтому ты можешь попросить своего друга помочь ее пересказать (Помоги мне пожалуйста рассказать эту сказку. Спасибо).

Вам помогут картинки и мы с ребятами.

Привлечь внимание детей к тексту, дать установку на последующий пересказ.

Учить связно пересказывать текст с опорой на картинки.

Учить детей работать в паре.

Учить детей вежливо обращаться с просьбой к товарищу.

Молодцы, у вас очень хорошо получилось. Ребята, а лисичка то наша шла по берегу моря, да? (да) А Вы знаете, как шумит море? (ш-ш-ш) Правильно, а ещё на море дует сильный ветер, он свистит: с-с-с. Давайте мы с вами поиграем в веселую игру и научимся различать звуки Ш и С (давайте)

Подходите ко мне и встаньте в рассыпную. Ребята, когда я буду произносить звук С (песенку ветра), вы должны поднять руки и сильно покачиваться из стороны  в сторону, а если произнесу звук Ш (песенку моря), то надо шуршать ладонями и шаркать ногами, можно и одной ногой. Главное, чтобы было шумно, как на море. Давайте попробуем. (Давайте). Тогда начинаем. С,ш,ш,с,с,ш,с,ш.

Ребята, какие вы молодцы, выполнили без ошибок. А теперь я усложню задание, и посмотрим, как вы справитесь. Я Вам буду говорить слова из сказки, с которой мы сегодня познакомились, а вы, если услышите в слове звук С начинайте опять покачиваться, а если в слове есть звук Ш, то, что надо сделать? (шуршать ладонями и шаркать ногами)

Правильно. Готовы? (Да) Тогда начинаем, будьте внимательными. Шла, сказала, лиса, большеротый, рыбёшка, косматая.

Здорово получилось, очень внимательными вы были. А теперь садитесь на ковер поудобнее, пожалуйста.

Развивать фонематический слух: учить различать звуки С-Ш.

Развивать общую моторику и координацию движений.

Ребята, сегодня я прочитала Вам эскимосскую сказку. Вам понравилась сказка? (Да).

Про что была сказка? (лисичка бычка обидела).

Ребята, а подскажите мне пожалуйста, что нужно сделать лисичке, чтобы помириться с бычком? (Попросить прощения, извиниться)

А какими словами можно попросить прощения? (прости меня пожалуйста, я так больше не буду)
Правильно, молодцы. А помните, мы еще и песенки с Вами пели.(да).

Скажите, что это за песенка: с-с-с (песенка ветра). Правильно, а вот такая: ш-ш-ш (песенка моря). Здорово, что Вы запомнили.

Я так рада, что Вы такие дружные, вежливые и спасибо Вам за то, что так много мне помогали на этом занятии. А если Вам так понравились сказка и ее герои, то в свободное время Вы можете в нее поиграть. У нас есть маски и костюмы, хорошо ребята? (Да)

А наше занятие подошло к концу, мне пора с Вами прощаться, но скоро мы обязательно увидимся. До свидания ребята. (До свидания).

Подведение итогов занятия.

Loading…

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела» старшая группа.

Цель: помочь детям понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать текст по частям, драматизировать отрывки.

Образовательные задачи:

-Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

Развивающие задачи:

-Развивать диалогическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики;

-Приобщать детей к фольклору.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, активность, самостоятельность.

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, познание, социализация

Виды деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литератур, двигательная.

Формы и методы работы: объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы.

Оборудование. Плоскостные изображения героев сказки, элементы костюмов и атрибуты для драматизации, мнемотаблица, карточки 2-х значных слов, магнитики.

Ход образовательной деятельности:

1. Оргмомент

Встанем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте», друг другу

Нам здороваться не лень —

Всем «Привет» и «Добрый день»

Воспитатель- Сегодня, дети, вы услышите чудесную сказку, которая называется «Как лисичка бычка обидела».

– Кто кого обидел?

А кто это такой – бычок?

Как он выглядит?

(Обычно дети начинают рассказывать, как выглядит телёнок).

Вы рассказали о телёнке.

Ребята, я вам открою секрет. Слово бычок имеет два значения: домашнее животное бычок, теленок А второе. Послушайте загадку

Вильнет хвостом

Туда-сюда-

И нет ее,

И нет следа. (рыбка)

Правильно, это морская рыбка под названием «бычок» (показ иллюстраций)

2. Упр. с картинками

В: Посмотрите, на столе лежат предметы, которые имеют два значения. Вы должны к картинкам подобрать предмет. Например,: у меня картинка родник или говорят, бьет ключ, то на столе я нашла ключ, которым открывают дверь. (Дети переходят к столу, на котором лежат предметы и картинки с двухзначным значением и подбирают картинки к предметам). Оружие лук со стрелами — репчатый лук, ручка перо — перо от птицы, кран для умывания -машинка подъемный кран, кисть руки – кисточка, ёжик – иголка, ноги – ножка у гриба и т. д.

3. Чтение сказки «Как лисичка бычка обидела»

Воспитатель: Так кого лисичка и обидела? Хотите знать, где это случилось и как?

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбёшка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидела лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок.

Пучеглазый.

Бычок, бычок.

Большеротый.

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит:

— А ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса-мать спрашивает:

— Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

— Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает:

— А ты ему ничего не говорила?

— А я ему только сказала, что он пучеглазый и большеротый. – Вот видишь, — сказала мать-лисица, — ты первая его и обидела…

4. Беседа по сказке

Вопросы:

— Как называется сказка?

— Где шла лисичка?

— Кто высунулся из воды?

— Какие обидные слова лисичка пропела бычку? Если запела, значит, эти слова надо не говорить, а петь. Давайте споём лисичкину дразнилку вместе… споём ещё раз.

-А какие чувства испытывал бычок, когда лиса его обзывала? (Ему

было грустно, больно, обидно).

-Какие обидные слова бычок сказал лисичке?

— А что сделал бычок от обиды(Наговорил тоже много плохих слов, обидел лисичку).

-Помните, что мама-лисичка сказала дочке?

-А как вы думаете, кто был прав в этом споре?

-Вот и вы, друзья, прежде чем жаловаться на кого-нибудь, подумайте, не поступаете ли так, как лисичка из сказки.

— Так что же надо делать, чтобы тебя не обижали? (Не обижать других).

5.Работа над смыслом поговорки:

Воспитатель: Есть такая поговорка«Как аукнется, так и откликнется».

Как вы думаете, что это значит?

(Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других)

6. Упражнение «Скажи наоборот»

Весело- грустно

Дружба – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

7.Координация речи с движением:

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут

Вы узнали? Это – море. руками.)

Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги

вверх, трясут ими.)

8. Повторное чтение сказки воспитателем (схемы)

Воспитатель:

Присаживайтесь на стульчики. Ещё раз внимательно прослушайте сказку. И постарайтесь запомнить все слова, которые сказала лиса бычку, что бычок ответил лисичке. Что мама – лиса спросила у лисички. Что лисичка ответила маме. И нам помогут в этом картинки – схемы.

9. Пересказ сказки детьми по частям.

Одного ребенка приглашает воспитатель, а другого приглашает ребенок: «… ты хочешь рассказать сказку вместе со мной (хочу) Спасибо,» (2 пересказа)

Дети«Ш-ууууу» набегает волна (после каждого пересказа)

«Шуршим, шуршим, шуршим»— шуршат камушки.

10. Драматизация сказки.

Воспитатель напоминает действия персонажей: бычок, высунулся из воды, лисичка бежит и поёт. Мама-лиса – дома, значит, она что-нибудь делает, а не сидит, сложа руки и т. п.

12. Итог

Как называется сказка которую вы сегодня слушали?

Кто главные герои?

Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем –то отличается от окружающих? Почему?

Что значит пословица «Как аукнется, так и откликнется»?

Подчёркивает, что сегодня они не только послушали сказку, но и учились пересказывать её.

Кто больше всех вам понравился?

Согласны ли вы с концовкой сказки?

Как бы вы закончили сказку?

Составила: воспитатель Линченко Ирина Владимировна 

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»,

с использованием игровых развивающих технологий».

Программное содержание

Познакомить детей с эскимосской сказкой.

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки в обработке В.Глоцера и Г.Снегирёва.

Обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями, упражнять в подборе синонимов, антонимов.

Учить детей пересказывать произведение, используя, игровую технологию В.Воскобовича и метод мнемотехники.

Воспитывать уважение к малому фольклорному жанру-пословице. Помочь детям понять переносное значение пословицы.

Оборудование: игровое пособие «Мир диких животных», элементы игровой среды «Фиолетовый лес» В.В.Воскобовича (озеро, разноцветные веревочки, разноцветные кружки, маркер, ватман, лиса(мать), лисичка(доченька), бычок; мяч.

Ход НОД:

В: Ребята, сегодня занятие называется развитие речи.

Скажите пожалуйста, дразниться хорошо?

Д: Нет. Плохо.

В: Почему плохо дразниться?

Д: Обидно, грустно, горько, больно, печально, не весело, можно даже заплакать.

В: Ребята, сейчас я прочитаю эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела?»

В: А, Вы, скажите, может ли лиса обидеть бычка?

Д: Нет.

В: Ну, тогда слушайте внимательно.

Чтение сказки.

В: Ребята, понравилась сказка? Как называется сказка?

Д: Как лисичка бычка обидела.

В: Скажите, какое животного обидела лисичка?

Д: Рыбку.

В: Почему рыбку так назвали?

Д: У рыбки большая голова, рот, глаза, тело похоже на бычью голову.

В: Каким образом, лисичка обидела бычка?

Д: Дразнилась.

В: Какие слова она обидные говорила бычку?

Д: Бычок, бычок, пучеглазый.

Бычок, бычок, большеротый.

Бычок, бычок, колючий бок.

В: Рыба-бычок обиделась?

Д: Да.

В: Как она показала свою обиду?

Д: Тоже стала дразниться, говорить обидные слова.

Д: «А, ты лисичка косматая,

И глаза у тебя круглые!

И в море ты жить не можешь!

В: Ребята, кто стал первый дразниться?

Д: Лисичка.

В: Предлагаю Вам вспомнить пословицу «Как аукнется, так и откликнется».

Что пословица означает?

Д: Если ты будешь дразниться, то и тебя будут дразнить. Если ты будешь говорить вежливые, добрые слова, т о и тебе тоже будут вежливо и по-доброму отвечать.

В: Как лисичка показала свою обиду?

Д: Заплакала, побежала домой, пожаловаться маме лисе, захотела, чтобы ее пожалели, а бычка поругали.

В: Кто ждал лисичку(доченьку)дома?

Д: Мама-лиса.

В: Сейчас поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот».

Мама-лиса большая, а лисичка доченька…(маленькая).

Лисичка живет на земле, а бычок живет в…(море).

У лисички шерсть косматая, а у бычка…(колючая).

Лиса спрашивает, а лисичка …(отвечает).

Легкая, …(тяжелая).

Мудрая, …(глупая).

Обида, …(прощение).

В: Ребята, кто в сказке мудрый оказался?

Д: Мама -лиса.

В: Что она сказала доченьке лисичке?

Д: Ты первая его обидела.

В: Ребята, с чем можно сравнить обиду?

Д: С камнем.

В: Ребята, что Вы делаете, когда устаете держать тяжелый камень?

Д: Кладем на землю, выбрасываем.

В: Ребята, а что надо сделать лисичке, чтобы эту обиду убрать?

Д: Вернуться к бычку и попросить у него прощения, извиниться.

В: Какие слова она должна сказать?

Д: Бычок извини меня пожалуйста, я больше так не буду.

Прости, пожалуйста.

Физкультминутка «Рыбка плавает в водице…»

В: Послушайте еще раз сказку. Потом будем ее пересказывать.

Читает сказку.

В: Пересказать нам поможет мнемотаблица.

Воспитатель с детьми находит подходящий образ и зарисовывает. На каждое слово или строку придумываем с детьми изображение. Сказка зарисовывается схематически. Мнемотаблица готова. А теперь, глядя на мнемотаблицу, рассказываем сказку.

t1639331081ae.jpgt1639331081af.jpg
 

Дети рассказывают по одному, по строчке, по ролям, по частям сказки.t1639331081ag.jpg

t1639331081ah.jpg
 

Рефлексия

Как называется сказка?

Назовите главных героев сказки?

Что надо делать, если ты кого-то обидел?

Скажите пословицу, услышанную на занятии? Как, ты ее понимаешь?

В: Ребята, спасибо за работу на занятии. Молодцы!
 

Конспект НОД по речевому развитию в старшей логопедической группе на тему: «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела».
09.12.2019 год

Как лисичка бычка обидела

Цель: формировать умение детей связно, последовательно пересказывать небольшие сказки.

Задачи:

– Расширять кругозор детей. Дать понятие о том, что бычок – это рыба. Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать грамматический строй речи. Уточнять и активизировать словарь по теме «Рыбы».

– Развивать диалогическую и монологическую речь, творческие способности, память, внимание, выразительность жестов и мимики; приобщать детей к фольклору.

– Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к живой природе, воспитание добрых чувств.

Методы и приемы работы: беседа, объяснение, обсуждение, чтение художественной литературы, игра, решение проблемной ситуации.

Оборудование: изображения героев сказки на ТВ.

Словарная работа: бычок, рыбешка, пучеглазый, косматый, выпуклые глаза.

Предварительная работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение сказок о рыбах «Морские сказки»

С. Сахарнов, «Добрая раковина» С. Воронин, «Рыбий дом» В. Бианки; чтение стихов о морских животных; чтение сказок, к которым можно применить пословицы: «Слово может обидеть, слово может спасти, слово может полки за собой повести», «Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит», «Худое слово доведет до дела злого, «От худого слова – да навек ссора», «Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других», «Как аукнется, так откликнется».

Ход занятия:

  1. Психологический настрой.

Воспитатель приглашает детей встать в круг:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться – доброе утро,

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

Воспитатель: В нашей стране живет много народов, у каждого народа свой язык, свои традиции, сказки. Какие сказки, кроме русских народных вы знаете?

Дети называют.

Показ иллюстраций на ТВ

На Севере нашей страны живут народы эскимоссы. Воспитатель предлагает подойти к глобусу и посмотреть, где находится Север. Вместе с детьми определяют, что это далеко от нас и там очень холодно.

– Сегодня вы услышите чудесную эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела», записал для нас эту сказку писатель Г. Снегирёв,

Показ портрета.

– Г.Снегирёв много путешествовал по Северу и услышав эту сказку, записал её, и теперь, благодаря ему сказку знают другие народы.

Отгадав загадки, узнаете героев сказки:

Плаваю под мостиком,

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, не говорю,

Глаза есть – не мигаю,

Крылья есть – не летаю. (Рыба)

Кто крадётся между сосен?

Шубку рыженькую носит?
Чей там хвост в траве густой
Замелькал, как золотой?
Это – девица краса,
Ярко-рыжая … (лиса)

– Догадались, о ком пойдёт речь в сказке?

Герои сказки, которую мы будем читать – лиса и рыбка, у рыбки интересное название, как у домашнего животного – бычок. Бычок имеет продолговатое покрытое чешуёй тело, большую широкую голову, крупные, близко расположенные друг к другу глаза. Рыба обязана своим названием крупной, как у быка, голове.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Воспитатель: А сейчас, мы поиграем с пальчиками:

Лиса – соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх слегка разведенными в сторону. Это лисьи уши. Согните указательные и средние пальцы – это лисий лоб. Остальные пальцы образуют мордочку.

Рыбка – ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные – хвост.

Волны – согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Камни – руки сожмите в кулаки.

Водоросли – поднимите ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.

  1. Чтение и показ сказки на ТВ: Сказка называется «Как лисичка бычка обидела».

Шла однажды лисичка по берегу моря. А бычок, рыбешка морская, высунулся из воды и стал лисичку разглядывать. Увидала лисичка бычка и запела:

Бычок, бычок,

Пучеглазый,

Бычок, бычок,

Большеротый,

Бычок, бычок,

Колючий бочок!

А бычок ей говорит: А, ты косматая, и глаза у тебя круглые! И в море ты жить не можешь!

Заплакала маленькая лисичка и побежала домой.

Лиса- мать спрашивает: Кто тебя обидел, доченька? Почему ты плачешь?

– Как же мне не плакать? Меня морской бычок обидел. Наговорил мне, что я косматая и глаза у меня круглые.

А лиса спрашивает: А, ты ему ничего не говорила?

– Сказала.

Что ты ему сказала? – спросила лиса.

– А я ему только сказала, что он пучеглазый да большеротый.

– Вот видишь, – сказала мать-лисица, – ты первая его и обидела.

  1. Беседа по сказке.

– Как называется сказка?

– «Как лисичка бычка обидела».

– Где шла лисичка?

– Лисичка шла по берегу моря.

– Кто высунулся из воды?

– Из воды высунулся бычок – рыба морская.

– Какие слова пропела лисичка?

– Бычок пучеглазый, бычок большеротый, бычок колючий.

– Что ответил бычок?

– У тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

– Понравились слова бычка лисичке?

– Нет, не понравились, она заплакала.

– Что спросила лиса – мать?

– Кто тебя обидел? Почему ты плачешь?

– Как ответила лисичка?

– Меня обидел морской бычок. Сказал, у тебя глаза круглые, ты косматая, и в море жить ты не можешь.

– Что еще спросила лиса-мать?

– А ты ему ничего не говорила?

– Что ответила лисичка?

– Сказала, что он пучеглазый да большеротый.

– Какой вывод сделала мама-лиса?

– Вот видишь, ты первая его и обидела.

  1. Физкультминутка «Лисонька».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

  1. Игра «Слова наоборот» с мячом:

Мир – вражда, ссора.

Друг – враг.

Грубая – ласковая.

Добрая – злая.

Хитрая – простодушная.

Обижать – утешать.

Дразнить –хвалить.

Плакать – радоваться, смеяться.

Косматая – причесанная.

Колючий – гладкий.

Глупая – умная.

  1. Подготовка детей к пересказу.

Воспитатель: А теперь, я вам предлагаю послушать сказку еще раз, подумать и подготовиться к пересказу сказки.

  1. Пересказ сказки детьми по цепочке.
  2. Рефлексия. 

Воспитатель: Какую сказку вы сегодня слушали?

– Кто больше всех вам понравился?

– Согласны ли вы с концовкой сказки? Как бы вы закончили сказку?

– Как вы думаете, можно ли дразнить тех, кто чем-то отличается от окружающих? Почему?

– Какие пословицы вы знаете по данной теме?

– «Слово может обидеть, слово может спасти, слово может полки за собой повести»,

«Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит»,

«Худое слово доведет до дела злого,

«От худого слова – да навек ссора»,

«Не хочешь, чтобы тебя обидели, не обижай и сам других»,

«Как аукнется, так откликнется».

– Какие вежливые слова вы знаете?

– Что было сложно для вас?

– На этом занятие окончено, я желаю, чтобы вы были настоящими, добрыми друзьями и никогда никого не обижали!

Сказка в картинках «Как лисичка бычка обидела»


09.12.2019 в 22:36. Рубрики: Занятия.

Конспект занятия для старшей группы.
Тема: Чтение эскимоской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»

Программное содержание.
Речевое развитие. Формировать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Способствовать формированию грамматически правильной речи. Обогащать словарь детей. Побуждать детей инсценировать сказку. Развивать творческие способности.
Социально-коммуникативное развитие. Воспитывать в детях доброту, отзывчивость.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Воспитатель. Дети, представьте, что к нам в группу заглянул лучик солнышка. Давайте протянем к нему свои ладошки и улыбнёмся. Но вдруг, налетел шаловливый ветерок, и нам стало холодно. И вы задрожали. Но вот снова выглянуло солнышко и вам тепло и хорошо. Вы улыбаетесь, радуетесь, у вас прекрасное настроение. И с таким настроением мы будем продолжать наше занятие
2 Беседа
Воспитатель. Дети, сейчас я вам прочитаю эскимосскую народную сказку. Эскимосы это люди, которые живут на Севере. А как вы думаете, на Севере тепло или холодно? Правильно, на Севере очень холодно. Сейчас я загадаю загадку, отгадав которую вы узнаете, а кто будет героем этой сказки.

Живу под мостиком
И виляю хвостиком
По земле не хожу.
Рот есть, не разговариваю.
Глаза есть, не моргаю.
Крылья есть, не летаю.
(рыба)
Воспитатель показывает иллюстрацию и говорит следующие слова: вот эта рыба называется бычок.
А какого ещё бычка вы знаете? Есть ещё бычок домашнее животное.
Воспитатель предлагает детям, рассмотреть рыбку бычка.
У бычка большой рот, глаза близко посажены, шеи нет, тело покрыто чешуёй.
Рыбка бычок получила такое название, потому что у него такая же большая голова как у бычка.
Воспитатель. А сейчас я вам загадаю загадку, отгадав которую вы поймёте, а кто будет ещё одним героем сказки.
Кто там смотрит из-за сосен
Рыжую шубу носит
Рыжий хвост в траве густой,
Промелькнул как золотой.
Это девица краса, ярко рыжая….. лиса
Воспитатель показывает иллюстрацию лисы.
Какая лиса? Рыжая, хитрая, красивая, пушистая.

Затем воспитатель читает эскимосскую сказку «Как лисичка бычка обидела»
Затем задает вопросы по содержанию сказки.
С чего начинается сказка?
Где шла лиса? По бегу моря.
Что в этот момент делал бычок? Высунулся из воды и стал лисичку разглядывать.
Какую песенку спела лисичка?
Бычок, бычок пучеглазый
Бычок, бычок большеротый
Бычок, бычок, колючий бочок.
Как вы понимает слова пучеглазый, большеротый?
Воспитатель предлагает детям хором пропеть песенку лисички.
Что ответил бычок лисе? А ты косматая и глаза у тебя круглые и в море жить ты не можешь.
Что сделала маленькая лисичка? Побежала к маме, заплакала и рассказала, как бычок её назвал.
Что ответила мама лиса? Она спросила у маленькой лисички: а ты его случайно само никак не называла?
Лисичка ей всё рассказала.
И мама ответила, что лисичка сама виновата.

Воспитатель. А есть среди вас дети, которые поступают так же как маленькая лисичка?
Как бы вам хотелось, чтобы сказка закончилась?
Дети. Чтоб лисичка и бычок помирились.
Воспитатель . А как вы понимаете пословицу: если не хотите чтоб тебя обидели сам никого не обижай.
Воспитатель выслушивает ответы детей

3 Физкультминутка.
Вяжет бабушка лисица. Дети имитируют процесс вязания.
Всем лисятам рукавицы.
Для лисички Оли, для лисёнка Коли, для лисички Маши, для лисёнка Саши. Дети загибают пальцы.
А для Катеньки лисички маленькие рукавички.
В рукавичках да, да, да не замёрзнем ни когда. Дети хлопают в ладоши

Воспитатель читает детям ещё раз сказку «Как лисичка бычка обидела».
Предлагает детям её проинсценировать.

4 Игра «Назови ласково»
Дети стоят в кругу, передают мячик и называют друг друга ласковыми именами.

  • Пересказ эпизодов людмила у черномора рассказ об истории финна и наины как руслан победил ч
  • Пересказ чехова мальчики 4 класс краткий рассказ
  • Пересказ украинской народной сказки колосок старшая группа
  • Пересказ тургенева бирюк краткий рассказа
  • Пересказ сказки черная курица или подземные жители анатолий погорельский