Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.
- познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»
- упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу
- формировать умение детей слушать, понимать услышанное и пересказывать рассказ близко к тексту.
Развивающие:
- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, предложениями различных конструкций
- упражнять в умение грамматически правильно строить свое высказывание, расширять и активизировать словарь по теме.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речевого общения
- воспитывать самоконтроль за речью
- воспитывать интерес к детской литературе.
Обогащение словаря: ерш, ершище, ершишка, ершистая.
Предварительная работа: показ презентации «Подводное царство»; рассматривание альбомов про рыб; чтение художественной литературы, загадывание загадок.
Оборудование: иллюстрации к рассказу; картинки с изображение речных рыбок.
ХОД ООД
1. Организационный момент: Речевая разминка.
Чистоговорка:
АН – АН – АН — глубокий океан
РЯ – РЯ – РЯ – синие моря
НА – НА – НА – обитатели морского дна
ВЕ – ВЕ – ВЕ — рыбы плавают в воде
НЕ – НЕ – НЕ — осьминог на дне
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ — рыбу я ловлю
ТА – ТА – ТА — под водою красота
Воспитатель: А сейчас небольшая разминка. Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)
— Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
— Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
— С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)
— Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
— Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)
— Кто такие мальки? (маленькая рыбка, недавно вышедшая из икринки)
— Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)
— Как называется суп из рыбы? (уха)
— Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)
Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)
Воспитатель: Поиграем в игру «Великан и гномик на рыбалке». Узнаем какую рыбу может поймать великан, а какую гномик.
Великан поймал карася, а Гномик – карасика.
Великан поймал пескаря, а Гномик – …
Великан поймал леща, а Гномик – …
Великан поймал сома, а Гномик – …
Великан поймал карпа, а Гномик – …
Великан поймал ерша, а Гномик – …
Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).
Воспитатель: Я буду читать вам предложение, а вы должны выбрать из предложенных ответов нужный вариант.
— Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).
Физкультминутка: «Речка»
К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)
Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)
Раз, два, три, четыре — (Прыжки на месте)
Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)
А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)
Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)
Все как один плывем как дельфин. (Идут по кругу, сложив вытянутые руки)
Вышли на берег крутой (Маршируют)
И отправились домой.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке.
Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, это русский писатель который, писал не только взрослые рассказы, повести, но и короткие рассказы для детей. Рассказ, который я хочу вам прочитать называется «Первая рыбка»
— Прослушайте текст, а после прочтения, подумайте, почему рассказ так называется?
Первичное прочтение текста «Первая рыбка» Е. Пермяк.
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только
один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы
поймали и всю бабушке отдали.
Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша
уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли
навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался
потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Воспитатель: О чем говорится в этом рассказе? Почему этот рассказ называется «Первая рыбка?
— Почему этот текст называется «рассказ»?
— Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
— В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
— Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить).
— Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
— Сколько рыбы поймал Юра?
- Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище
крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра
большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».
Воспитатель: Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».
— Чему радовался Юра? (Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.)
Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)
— уха (суп из рыбы)
— котелок (посуда, для варки пищи над огнем)
— вокруг (около, возле, рядом)
— ершище (большая рыба)
— нахваливать (много хвалить)
— навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)
Воспитатель: А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.
Повторное чтение рассказа.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.
— Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья
рыбу ловить и уху варить)
— Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)
— Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)
— Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)
— Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)
— Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)
— Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)
-Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).
— Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной
ухе была и моя маленькая рыбка)
Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.
Прочтение текста в третий раз.
5. Закрепление темы занятия.
Пересказы рассказа детьми.
После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает,
кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские
слова и выражения.
Воспитатель: В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому?
— Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).
— Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?
— Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище».
-Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).
— Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы
считаете, что нельзя?
— А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?
Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какой воде любят жить рыбки?
А давайте поиграем?
— Я буду называть слова, а вы подбираете слова противоположные по смыслу:
Прозрачная — мутная
Горячая — холодная
Сырая -кипяченая
Соленая- пресная
Грязная — чистая
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и немного поговорим. С каким произведение познакомились сегодня?
— Кто автор этого произведения? Что вам больше всего понравилось?
— Что вызвало затруднение?
-Я хочу всех поблагодарить за вашу внимательность. Предлагаю вам рассказать рассказ «Первая рыбка» дома своим родителям, братикам и сестренкам.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение и
пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.
Задачи :
1.Формировать умение пересказывать литературный текст, подбирать
синонимы, правильно употреблять суффиксы.
2.Развивать словарный запас.
3.Воспитывать интерес к народным промыслам.
Ход:
1. Ребята, где живут рыбы? (в реке, море, океане)
—Назовите речных рыб.
— А что общего у рыб?
— Ребята, скажите, какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с
противоположным значением.
Д/игра «Скажи наоборот»
Горячая — Холодная
Прохладная — Тёплая
Чистая — Грязная
Кипячёная — Сырая
Солёная — Пресная
Бурливая — Спокойная
Прозрачная — Мутная
—А что люди могут делать с рыбой?
2. —Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас
познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ
написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».
Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу)
с последующим обсуждением
Вопросы к тексту:
—Почему этот текст называется «рассказ»?
—Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
—О чем говорится в этом рассказе?
—В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
—Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно
сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
—Сколько рыбы поймал Юра?
—Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище,
крохотный ершишка.)Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего
ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»
—Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по—разному: то «большущий
ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей)
—Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что
было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой,
а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на
самом деле все по—другому. Вот и слова употребил с противоположным
значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».
Автор: Николаева Прасковья Алексеевна
Воспитатель МБОУ СШ №9, г. Сургут
Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Николаева Прасковья Алексеевна
г. Сургут
Цель: формирование умения детей пересказывать текст от первого лица с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;
- формировать умение оценивать словосочетания по смыслу;
- обратить внимание детей на разнообразные грамматические формы, встречающиеся в литературном произведении, на то, как меняется смысл слова при употреблении разных суффиксов;
- упражнять детей в подборе синонимов и антонимов.
Развивающие:
- развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать;
- развивать творческое воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им;
- воспитывать дисциплинированность, умение слушать других.
Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», слова к словарной работе, карточки с заданиями, соленое тесто, дощечки для лепки.
Ход НОД:
Воспитатель: Какое у вас настроение?..
Воспитатель: Давайте поддержим отличное настроение веселой зарядкой!
ФИЗМИНУТКА
ДЕТИ САДЯТСЯ ЗА СТОЛЫ
СЛАЙД 1
Воспитатель: Внимание на экран! Вопрос-загадка.
Что выражает лицо мальчика Пети?
Дети: Лицо Пети выражает обиду, грусть.
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось?
Дети: Петя поймал рыбу, а она сорвалась с крючка.
Воспитатель: Не дадим Пете грустить! Поможем Пете поймать других рыбок!
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ
НА КАРТИНКАХ-НАЛОЖЕНИЯХ НАДО НАЙТИ И ЗАКРАСИТЬ ТОЛЬКО РЫБ
СЛАЙД 2
Воспитатель: Сколько рыб вы нашли?
Воспитатель: Отлично! Вот и Петя повеселел.
Воспитатель: Подберите слова близкие по значению слову «рыба».
Дети: Рыба, рыбка, рыбный, рыбалка, рыбище.
СЛАЙД 3
Воспитатель: Есть такой замечательный детский писатель Евгений Пермяк. Хочу познакомить вас с его рассказом «Первая рыбка».
Словарная работа в картинках:
Уха – суп из рыбы
Котелок – небольшой металлический сосуд для еды, для варки пищи над огнем
Навариста – густа, много мяса рыбы
Сом – крупная речная рыба с двумя большими усами.
Воспитатель: Внимательно послушайте рассказ и потом скажите: как называется рыбка, которую поймал Юра?
Воспитатель читает рассказ Е. Пермяка
«Первая рыбка»
Вопросы воспитателя:
- Как называется рыбка, которую поймал Юра?
- Как Юра оказался на рыбалке?
- Как автор описывает семью Юры?
- Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)
Если дошкольники называют не все выражения, воспитатель зачитывает соответствующие отрывки, обращая на них внимание детей.
- Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то большущий ершище, то крохотный ершишка?
Дети размышляют
Вывод:
– Когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и слова такие подобрали. Ерш не просто большой, а большущий, не просто ерш, а ершище. А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не большущий ершище, а крохотный ершишка.
Воспитатель: Давайте поиграем. Игра называется «Рыбаки». Правила игры: Трое рыбаков, взявшись за руки и имитируя невод, ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба вступает в ряды рыбаков.
Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз. Слушайте внимательно, потому что вы будете рассказывать его самостоятельно. В своем рассказе старайтесь употреблять слова, которые использовал в рассказе автор.
Первая рыбка
Юра жил в большой дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
СЛАЙД 4
ДЕТИ ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ РАССКАЗ ПО ЦЕПОЧКЕ, ПО-ОДНОМУ
С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ
ВОСПИТАТЕЛЬ ДАЕТ ОБЩУЮ ОЦЕНКУ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Дети: Нет, потому что слово «ершик» обозначает, что ерш маленький.
Воспитатель: А можно сказать «крохотный ершище»?
Дети: Нет, слово «ершище» обозначает, что ерш огромный.
Воспитатель: Что бывает крохотным? А что бывает большущим?
Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.
СЛАЙД 5
Воспитатель: Поиграем в игру «Что лишнее?»
НА СЛАЙДЕ РЕКА, МОРЕ, ОКЕАН, ОЗЕРО, АКВАРИУМ
Дети: Лишнее слово – аквариум, потому что море, река, озеро – это водоемы, а аквариум – это специальная ёмкость для содержания водных организмов, например рыб.
СЛАЙД 6
Воспитатель: Решите задачу на внимание и сообразительность.
В АКВАРИУМЕ 5 РЫБОК. 2 УТОНУЛИ, 2 УПЛЫЛИ, 1 ПОДАРИЛИ. СКОЛЬКО РЫБ ОСТАЛОСЬ В АКВАРИУМЕ?
Воспитатель: Из соленого теста слепите рыбку, которую поймал Юра.
ПОСЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТИ ГОВОРЯТ, КАКУЮ РЫБУ ОНИ СЛЕПИЛИ – «КРОХОТНОГО ЕРШИШКУ» ИЛИ «БОЛЬШОГО ЕРШИЩЕ»
Воспитатель: Всех рыб мы отправим гостинцем коту Ваське и его друзьям.
ОФОРМЛЯЕМ ПОСЫЛКУ
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Е.ПЕРМЯКА «ПЕРВАЯ РЫБКА»
воспитатель высшей категории
Левина М.И.
Цель:
О.О. «Речевое развитие» — Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства. Обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов. Упражнять детей в умении подбирать к началу слова окончание. Закреплять умение подбирать антонимы.
И.О.О. «Познавательное развитие» — формировать представления детей о среде обитания рыб;
И.О.О. «Физическое развитие» — удовлетворять потребность детей в движении.
Материал: карточки с напечатанными частями слов; книга Е.Пермяка, карточки для игры «Скажи наоборот» на каждого ребёнка, скакалка.
Ход деятельности:
-
-Ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. Начнём с того, что я предлагаю вам выбрать для себя карточку и догадаться какое задание вам нужно выполнить.
-Пожалуйста, выбирайте.
(Детям предлагается одну часть слова, на столе лежат карточки со второй частью слова, дети составляют слово целиком)
-Название чего вы сложили?
(рыб)
Дети читают названия своих рыб — ёрш, щука, карась, сом, скумбрия, сельдь, килька, камбала..
— Где живут скумбрия, сельдь, камбала?
-Эти рыбы…? (морские)
-А что общего у карася, сома, щуки?
-Значит они какие? (речные)
2. –А сейчас я прочитаю вам рассказ про мальчика, который во время рыбалки на реке поймал ерша. Рассказ называется «Первая рыбка» А написал его Е.Пермяк.
( воспитатель читает рассказ)
— Понравился вам рассказ?
— О чём говорится в этом рассказе?
— Что вам особенно понравилось?
— Куда поехала Юрина семья?
— Как иначе можно об этом сказать?
— Какими словами в рассказе назван Юрин улов?
— Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному?
-
–Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю этот рассказ, а вы его внимательно слушайте, потому что потом будете его пересказывать. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора.
( повторное чтение рассказа воспитателем)
-Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик.
( трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану)
-Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?
-Следующее задание будет сложнее: нужно быть предельно внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его.
( ребята рассказывают)
-Все ли ребята были внимательными?
-А вот Анечке предстоит выполнить самое трудное задание – она будет рассказывать полностью весь рассказ.
(рассказ Ани)
-Насколько смогла Аня рассказать точно рассказ, используя слова автора?
-Ребята, вы очень здорово поработали, почти дословно передали слова автора, теперь можно и поиграть.
Физкультминутка — П/и «Удочка»
-Ребята, что у меня в руках? (скакалка)
-А чем она ещё может быть?
-Ну, раз у меня в руках удочка, тоя кто? А вы мои рыбки.
-
– Ребята, назовите среду обитания рыб?
— Вода бывает разная. Я написала на листочке определения воды. Вам нужно найти слова с противоположным значением.
Горячая Прохладная
ТёплаяХолодная
Чистая Кипячёная
Сырая Грязная
СолёнаяБурливая
СпокойнаяПрозрачная
МутнаяПресная
-Как вы думаете, какая вода была в речке, в которой Юра поймал ерша?
-А чтобы вода всегда оставалась в реке чистой и прозрачной, нужно выполнять правила поведения в природе. А я знаю, что вам эти правила известны и вы их выполняете.