Пересказ рассказа е пермяка первая рыбка конспект в подготовительной группе

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.
  • познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»
  • упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу
  • формировать умение детей слушать, понимать услышанное и пересказывать рассказ близко к тексту.

Развивающие:

  • развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, предложениями различных конструкций
  • упражнять в умение грамматически правильно строить свое высказывание, расширять и активизировать словарь по теме.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения
  • воспитывать самоконтроль за речью
  • воспитывать интерес к детской литературе.

Обогащение словаря: ерш, ершище, ершишка, ершистая.

Предварительная работа: показ презентации «Подводное царство»; рассматривание альбомов про рыб; чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Оборудование: иллюстрации к рассказу; картинки с изображение речных рыбок.

ХОД ООД

1. Организационный момент: Речевая разминка.

Чистоговорка:

АН – АН – АН — глубокий океан

РЯ – РЯ – РЯ – синие моря

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ — рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ — осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ — рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА — под водою красота

Воспитатель: А сейчас небольшая разминка. Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

— Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

— Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

— С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

— Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

— Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

— Кто такие мальки? (маленькая рыбка, недавно вышедшая из икринки)

— Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)

— Как называется суп из рыбы? (уха)

— Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)

Воспитатель: Поиграем в игру «Великан и гномик на рыбалке». Узнаем какую рыбу может поймать великан, а какую гномик.

Великан поймал карася, а Гномик – карасика.

Великан поймал пескаря, а Гномик – …

Великан поймал леща, а Гномик – …

Великан поймал сома, а Гномик – …

Великан поймал карпа, а Гномик – …

Великан поймал ерша, а Гномик – …

Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

Воспитатель: Я буду читать вам предложение, а вы должны выбрать из предложенных ответов нужный вариант.

— Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).

Физкультминутка: «Речка»

К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)

Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)

Раз, два, три, четыре — (Прыжки на месте)

Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)

А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)

Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)

Все как один плывем как дельфин. (Идут по кругу, сложив вытянутые руки)

Вышли на берег крутой (Маршируют)

И отправились домой.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке.

Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, это русский писатель который, писал не только взрослые рассказы, повести, но и короткие рассказы для детей. Рассказ, который я хочу вам прочитать называется «Первая рыбка»

— Прослушайте текст, а после прочтения, подумайте, почему рассказ так называется?

Первичное прочтение текста «Первая рыбка» Е. Пермяк.

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только

один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы

поймали и всю бабушке отдали.

Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша

уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли

навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался

потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Воспитатель: О чем говорится в этом рассказе? Почему этот рассказ называется «Первая рыбка?

— Почему этот текст называется «рассказ»?

— Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

— В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

— Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить).

— Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

— Сколько рыбы поймал Юра?

  • Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище

крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра

большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».

Воспитатель: Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

— Чему радовался Юра? (Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.)

Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)

— уха (суп из рыбы)

— котелок (посуда, для варки пищи над огнем)

— вокруг (около, возле, рядом)

— ершище (большая рыба)

— нахваливать (много хвалить)

— навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)

Воспитатель: А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

— Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья

рыбу ловить и уху варить)

— Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

— Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

— Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

— Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

— Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

— Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

-Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).

— Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной

ухе была и моя маленькая рыбка)

Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.

Прочтение текста в третий раз.

5. Закрепление темы занятия.

Пересказы рассказа детьми.

После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает,

кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские

слова и выражения.

Воспитатель: В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому?

— Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).

— Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

— Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище».

-Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный, громадный).

— Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы

считаете, что нельзя?

— А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в какой воде любят жить рыбки?

А давайте поиграем?

— Я буду называть слова, а вы подбираете слова противоположные по смыслу:

Прозрачная — мутная

Горячая — холодная

Сырая -кипяченая

Соленая- пресная

Грязная — чистая

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и немного поговорим. С каким произведение познакомились сегодня?

— Кто автор этого произведения? Что вам больше всего понравилось?

— Что вызвало затруднение?

-Я хочу всех поблагодарить за вашу внимательность. Предлагаю вам рассказать рассказ «Первая рыбка» дома своим родителям, братикам и сестренкам.

< Предыдущая   Следующая >

Конспект по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение и

пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Задачи :

1.Формировать умение пересказывать литературный текст, подбирать

синонимы, правильно употреблять суффиксы.

2.Развивать словарный запас.

3.Воспитывать интерес к народным промыслам.

Ход:

1. Ребята, где живут рыбы? реке, море, океане)

Назовите речных рыб.

А что общего у рыб?

Ребята, скажите, какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с

противоположным значением.

Д/игра «Скажи наоборот»

Горячая Холодная

Прохладная Тёплая

Чистая Грязная

Кипячёная Сырая

Солёная Пресная

Бурливая Спокойная

Прозрачная Мутная

А что люди могут делать с рыбой?

2. —Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас

познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ

написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».

Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу)

с последующим обсуждением

Вопросы к тексту:

Почему этот текст называется «рассказ»?

Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

О чем говорится в этом рассказе?

В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно

сказать об этом? а рыбалку, на рыбную ловлю.)

Сколько рыбы поймал Юра?

Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище,

крохотный ершишка.)Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего

ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют поразному: то «большущий

ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей)

Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что

было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой,

а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на

самом деле все подругому. Вот и слова употребил с противоположным

значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».

Автор: Николаева Прасковья Алексеевна

Воспитатель МБОУ СШ №9, г. Сургут

Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9  

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка  «Первая рыбка»

Воспитатель высшей 

квалификационной категории

Николаева Прасковья Алексеевна

г. Сургут

Цель: формирование умения детей пересказывать текст от первого лица с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умение детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства;
  • формировать умение оценивать словосочетания по смыслу; 
  • обратить внимание детей на разнообразные грамматические формы, встречающиеся в литературном произведении, на то, как меняется смысл слова при употреблении разных суффиксов;
  • упражнять детей в подборе синонимов и антонимов.

Развивающие:

  • развивать умение слушать вопросы воспитателя и на них отвечать;
  • развивать творческое воображение.

Воспитывающие:

  • воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им;
  • воспитывать дисциплинированность, умение слушать других.

Оборудование: текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», слова к словарной работе, карточки с заданиями, соленое тесто, дощечки для лепки.

Ход НОД:

Воспитатель: Какое у вас настроение?..

Воспитатель: Давайте поддержим отличное настроение  веселой зарядкой!

ФИЗМИНУТКА

ДЕТИ САДЯТСЯ ЗА СТОЛЫ

СЛАЙД 1 

Воспитатель: Внимание на экран! Вопрос-загадка.

Что выражает лицо мальчика Пети?

Дети: Лицо Пети выражает обиду, грусть.

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось?

Дети: Петя поймал рыбу, а она сорвалась с крючка.

Воспитатель: Не дадим Пете грустить! Поможем Пете поймать других рыбок!

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ

НА КАРТИНКАХ-НАЛОЖЕНИЯХ НАДО НАЙТИ И ЗАКРАСИТЬ ТОЛЬКО РЫБ

СЛАЙД 2

Воспитатель: Сколько рыб вы нашли?

Воспитатель: Отлично! Вот и Петя повеселел.

Воспитатель: Подберите слова близкие по значению слову «рыба».

Дети: Рыба, рыбка, рыбный, рыбалка, рыбище. 

СЛАЙД 3

Воспитатель: Есть такой замечательный детский писатель Евгений Пермяк. Хочу познакомить вас с его рассказом «Первая рыбка».

Словарная работа в картинках:

Уха – суп из рыбы

Котелок – небольшой металлический сосуд для еды, для варки пищи над огнем

Навариста – густа, много мяса рыбы

Сом – крупная речная рыба с двумя большими усами.

Воспитатель: Внимательно послушайте рассказ и потом скажите: как называется рыбка, которую  поймал Юра?

Воспитатель читает рассказ Е. Пермяка

«Первая рыбка»

Вопросы воспитателя: 

  • Как называется рыбка, которую  поймал Юра?
  • Как Юра оказался на рыбалке?
  • Как автор описывает семью Юры?
  • Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)

Если дошкольники называют не все выражения, воспитатель зачитывает соответствующие отрывки, обращая на них внимание детей.

  • Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то большущий ершище, то крохотный ершишка? 

Дети размышляют

Вывод: 

– Когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и слова такие подобрали. Ерш не просто большой, а большущий, не просто ерш, а ершище. А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не большущий ершище, а крохотный ершишка.

Воспитатель: Давайте поиграем. Игра называется «Рыбаки». Правила игры: Трое рыбаков, взявшись за руки и имитируя невод, ловят рыбешек. Пойманной считается рыбка, вокруг которой сомкнут круг. Рыба вступает в ряды рыбаков.

Воспитатель: Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ еще раз. Слушайте внимательно, потому что вы будете рассказывать его самостоятельно. В своем рассказе старайтесь употреблять слова, которые использовал в рассказе автор.

Первая рыбка

Юра жил в большой дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

СЛАЙД 4

ДЕТИ ПЕРЕСКАЗЫВАЮТ РАССКАЗ ПО ЦЕПОЧКЕ, ПО-ОДНОМУ

С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦЫ

ВОСПИТАТЕЛЬ ДАЕТ ОБЩУЮ ОЦЕНКУ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ

Воспитатель: Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Дети: Нет, потому что слово «ершик» обозначает, что ерш маленький.

Воспитатель: А можно сказать «крохотный ершище»? 

Дети: Нет, слово «ершище» обозначает, что ерш огромный.

Воспитатель: Что бывает крохотным? А что бывает большущим?

Дети составляют словосочетания; воспитатель следит за правильным согласованием прилагательных с существительными.

СЛАЙД 5 

Воспитатель: Поиграем в игру «Что лишнее?»

НА СЛАЙДЕ РЕКА, МОРЕ, ОКЕАН, ОЗЕРО, АКВАРИУМ

Дети: Лишнее слово – аквариум, потому что море, река, озеро – это водоемы, а аквариум – это специальная ёмкость для содержания водных организмов, например рыб.

СЛАЙД 6

Воспитатель: Решите задачу на внимание и сообразительность. 

В АКВАРИУМЕ 5 РЫБОК. 2 УТОНУЛИ, 2 УПЛЫЛИ, 1 ПОДАРИЛИ. СКОЛЬКО РЫБ ОСТАЛОСЬ В АКВАРИУМЕ?

Воспитатель: Из  соленого теста слепите рыбку, которую поймал Юра.

ПОСЛЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЕТИ ГОВОРЯТ, КАКУЮ РЫБУ ОНИ СЛЕПИЛИ – «КРОХОТНОГО ЕРШИШКУ» ИЛИ «БОЛЬШОГО ЕРШИЩЕ»

Воспитатель: Всех рыб мы отправим гостинцем коту Ваське и его друзьям.

ОФОРМЛЯЕМ  ПОСЫЛКУ

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА Е.ПЕРМЯКА «ПЕРВАЯ РЫБКА»
воспитатель высшей категории
Левина М.И.

Цель:
О.О. «Речевое развитие» — Учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства. Обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов. Упражнять детей в умении подбирать к началу слова окончание. Закреплять умение подбирать антонимы.
И.О.О. «Познавательное развитие» — формировать представления детей о среде обитания рыб;
И.О.О. «Физическое развитие» — удовлетворять потребность детей в движении.
Материал: карточки с напечатанными частями слов; книга Е.Пермяка, карточки для игры «Скажи наоборот» на каждого ребёнка, скакалка.
Ход деятельности:

  1. -Ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. Начнём с того, что я предлагаю вам выбрать для себя карточку и догадаться какое задание вам нужно выполнить.

-Пожалуйста, выбирайте.
(Детям предлагается одну часть слова, на столе лежат карточки со второй частью слова, дети составляют слово целиком)
-Название чего вы сложили?
(рыб)
Дети читают названия своих рыб — ёрш, щука, карась, сом, скумбрия, сельдь, килька, камбала..
— Где живут скумбрия, сельдь, камбала?
-Эти рыбы…? (морские)
-А что общего у карася, сома, щуки?
-Значит они какие? (речные)
2. –А сейчас я прочитаю вам рассказ про мальчика, который во время рыбалки на реке поймал ерша. Рассказ называется «Первая рыбка» А написал его Е.Пермяк.
( воспитатель читает рассказ)
— Понравился вам рассказ?
— О чём говорится в этом рассказе?
— Что вам особенно понравилось?
— Куда поехала Юрина семья?
— Как иначе можно об этом сказать?
— Какими словами в рассказе назван Юрин улов?
— Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному?

  1. –Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю этот рассказ, а вы его внимательно слушайте, потому что потом будете его пересказывать. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора.

( повторное чтение рассказа воспитателем)

-Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик.
( трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану)

-Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?

-Следующее задание будет сложнее: нужно быть предельно внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его.
( ребята рассказывают)
-Все ли ребята были внимательными?
-А вот Анечке предстоит выполнить самое трудное задание – она будет рассказывать полностью весь рассказ.
(рассказ Ани)
-Насколько смогла Аня рассказать точно рассказ, используя слова автора?
-Ребята, вы очень здорово поработали, почти дословно передали слова автора, теперь можно и поиграть.
Физкультминутка — П/и «Удочка»
-Ребята, что у меня в руках? (скакалка)
-А чем она ещё может быть?
-Ну, раз у меня в руках удочка, тоя кто? А вы мои рыбки.

  1. – Ребята, назовите среду обитания рыб?

— Вода бывает разная. Я написала на листочке определения воды. Вам нужно найти слова с противоположным значением.

Горячая Прохладная
ТёплаяХолодная
Чистая Кипячёная
Сырая Грязная
СолёнаяБурливая
СпокойнаяПрозрачная
МутнаяПресная

-Как вы думаете, какая вода была в речке, в которой Юра поймал ерша?
-А чтобы вода всегда оставалась в реке чистой и прозрачной, нужно выполнять правила поведения в природе. А я знаю, что вам эти правила известны и вы их выполняете.

  • Пересказ рассказа дубровский том первый глава 9
  • Пересказ рассказа дубровский по главам подробно
  • Пересказ рассказа для детей 5 6 лет с вопросами
  • Пересказ рассказа детство толстого в сокращении 4 класс
  • Пересказ рассказа детство горького по главам