Пересказ рассказа к ушинского четыре желания цель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому направлению развития детей № 10 «Кораблик» города Лесосибирска (МБДОУ «Детский сад № 10 «Кораблик»)

_________________________________________________________

                                                                 Согласовано:

                                  Старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»

______________И.Н. Солдатова

Конспект НОД в старшей группе «Морские звездочки»

 по теме «Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

                                                                                      Составил:

                                                                                   Воспитатель: Галямова Н.А.

Лесосибирск 2020

Чтение и пересказ рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинского

Цель:  научить детей пересказывать рассказ К. Д. Ушинского «Четыре желания»;

Образовательные задачи: развивать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих; систематизировать, уточнять и углублять знания детей об особенностях каждого времени года;

Развивающие: развивать умение передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений, близко к тексту, способствовать развитию связной речи,

 Воспитательные:  воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь к окружающему; совершенствовать тонкую моторику движений и общую координацию

Ход:

 Воспитатель:— Сегодня утром в детский сад приходил почтальон , оставил конверт. А что находится в конверте, мы узнаем, если отгадаем загадки

1.Загадки о временах года (звуковая  запись: П.И.Чайковский “Времена года”)

Дел у меня немало:  я белым одеялом
Всю  землю укрываю, в лед реки убираю.
Белю поля, дома, зовут меня…(зима).

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движения полна, зовут меня…(весна).

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, “Купайтесь!” — приглашаю.
И любите за это вы все меня, я …(лето).

Несу я урожаи, поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю. Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я …(осень).

(По мере отгадывания вывешиваются на доску  картинки с изображением времен года)

Воспитатель: — Как назвать  осень, зиму, весну, осень одним словом?

Дети:— Времена года

2.Пальчиковая гимнастика.

Будем дружно вспоминать

Время года называть  (хлопки  «ладошки – кулачки»)

Этот пальчик – осень (загибаем поочередно каждый палец, начиная с большого пальца)

А за ней – зима

За зимой – весна

За весною лето

Солнышком согрето.

Времена года хороши

Любят все их от души!

Воспитатель:- У каждого из нас есть мечта. А что такое мечта?

( Ответы детей.)

Воспитатель: — Жил мальчик Митя, у него тоже были желания, хотите узнать? Об этом мальчике писатель К. Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания»

(На доску вывешивается портрет писателя К. Ушинского)

3.Чтение рассказа.

Беседа по содержанию.

-Понравилось ли вам  произведение?

 -Что мы прочитали: рассказ, стихотворение или сказку? Как догадались, что это рассказ?

-О ком идет речь?  Кто главный герой?

— Какое время года описывается в начале?

— Что делал Митя зимой?

 -Что посоветовал папа?

-Чем занимался весной?

-Чем понравилось лето?

— Что советовал папа осенью?

4.Физминутка

 Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались 
(ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома 
(руки вверх),
Хорошо,  когда зима! 
(прыжки на месте)!
Бабочки порхают 
(руки в стороны), 

Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота! 
(руки вверх),
Что за прелесть весна! 
(прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе 
(руки в стороны),
В речку удочку забросим 
(руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем 
(руки за голову).
Жаркая стоит погода 
(руки вверх),
Лето – лучшее время года! (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (
руки в стороны),
Осень – лучшее время в году! (
прыжки на месте)!

5. Словарная работа (по тексту)

Воспитатель: — Ребята, в рассказе есть слова, значение которых нужно уточнить

-Что означает слово румяный (красный, алый)

-Как объяснить значение словосочетания «карманная книжка», записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера)

-Как понять словосочетание  «вволю набегался», «повеселился вволю» (достаточно много)

-Что значит восторг? (веселье, радость)

-Что такое сенокос? (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено)

-А что такое желание? (просьба, мечта, задумка)

6.Составление схемы рассказа

 Воспитатель: — Я буду читать рассказ,   каждую его  часть мы будем записывать схемами

Чтение первой части рассказа.

«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! » «Запиши свое желание в мою карманную книжку», — сказал отец. Митя записал»

Воспитатель: — О каком времени года говорится в этой части?

 (Выставляется модель  времени года – «снежинка»)

Воспитатель: — Что можно нарисовать?  (горку, санки, коньки, карманную книжку).

 Выставляются картинки на доску

Чтение второй части рассказа.

Воспитатель: — «Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была! » Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание»

Воспитатель: — Что нарисуем сейчас?

 (Выставляются на доску : модель времени года —  «кораблик», картинки: бабочка, цветок, записная книжка)

Чтение третьей части рассказа.

Воспитатель: — «Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! » И это желание Мити было записано в ту же книжку».

Воспитатель: — Что нарисуем сейчас?

(Выставляется на доску модель времени года — «солнце», картинки с изображением  травы, рыбы, ягод, копны сена, записной  книжки)

Чтение четвертой части рассказа

Воспитатель:  — «Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года! » Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете»

Воспитатель: — О каком времени говорится?

 (На доску выставляется модель времени года —  «разноцветные  листья»)

Воспитатель: — Что нарисуем?

(Выставляются на доску картинки с изображением  яблока, груши, записной  книжки)

7.Пересказ детьми рассказа

Воспитатель: — Ребята, мы записали схемами рассказ, они помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно

Воспитатель: — Кто хочет рассказать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа

Пересказ ребенком первой части

Воспитатель: — Кто продолжит?

Ответы детей.

Воспитатель: — Кто может рассказать историю с начала до конца?

8. Заключительная часть

Воспитатель: — С каким произведением познакомились?

Кто написал рассказ?

Образовательные задачи:

  • Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  • Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.
  • Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.
  • Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,
  • числе и падеже.
  • Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.

Развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативные и речевые навыки.
  • Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение
  • Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

  • Формировать доброжелательность, инициативность.
  • Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  • Воспитывать интерес к природе.

Методические приемы:

  • беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические
  • упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде
  • картинно-графического плана, физминутка, сюрпризный момент.

Виды детской деятельности:

  • коммуникативная,
  • двигательная,
  • восприятие художественной литературы,
  • игровая.

Материал:

  • Рассказ К.Ушинского «Четыре желания»,
  • мнемотаблицы,
  • картинки с изображением разных времён года, блокнотики для детей.

Презентация

Ход занятия

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями.

— Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на занятие.

Сегодня утром к нам в гости приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс конверт.

— Что же там внутри? (загадка).

В светлице живут четыре сестрицы:
Одна от горя седая,
Другая зеленая, молодая,
Третья жаркая, пряная,
Четвертая желтая, румяная.
(времена года)

— А давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

— Зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

— Весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

— Лето какое? (жаркое, красивое, солнечное)

— Осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая)

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

— Ребята, а сейчас давайте с вами поиграем в игру. Я буду говорить вам начала предложения, а вам предстоит его закончить, используя противоположное по смыслу слова.

Летом погода тёплая, а зимой …(холодная)

В сентябре ранняя осень, а в ноябре …(поздняя)

Облако лёгкое, & туча (тяжёлая)

Летом дни длинные, а зимой дни …(короткие)

Осенью птицы улетают в тёплые края, а весной птицы… (прилетают).

Осенью насекомые засыпают, а весной …(просыпаются)

Осенью дни пасмурные, а летом … (солнечные, ясные)

В солнечный день настроение веселое, а в пасмурный день…(грустное)

Урожай бедный, а наоборот …(богатый)

Яблоко кислое, а наоборот… (сладкое)

Летом идёт дождь, а зимой… (снег)

II. Основная часть

1. Объявление темы

— А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

— Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)

— Об этом мальчике писатель Константин Дмитриевич Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать? Я попрошу Вас быть очень внимательными.

(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

2. Первичное чтение

Чтение рассказа.

3. Беседа с детьми

— На доске вы видите схемы-подсказки. С их помощью, мы запишем план нашего рассказа. Который потом поможет нам пересказать рассказ как можно более точно.

— О чём говорится в этом рассказе? — (о разных временах года)

— О каком времени года в рассказе говориться первым? ( о зиме)

— Почему Митя прибежал домой румяный и весёлый?- (Ответы детей)

— Чем Мите понравилась зима? — (Ответы детей)

— О каком своём желании он сказал отцу? (Ответы детей)

— Куда предложил отец записать желание Мити? (Ответы детей)

— Почему Митя назвал весну прелестью? (Ответы детей)

— Какое желание мальчик назвал отцу в этот раз? (Ответы детей)

— Что опять посоветовал отец сделать Мите? (Ответы детей)

— Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)

— Какими словами мальчик сказал об осени? (Ответы детей)

— Скажите, может так быть, чтобы человеку нравились все времена года, как Мите? (Ответы детей)

— Почему рассказ называется «Четыре желания»? (Ответы детей)

— Ребята, какой же можно сделать вывод — какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему)

4. Словарная работа (работа по тексту)

— Ребята, в рассказе есть слова, значение которых мы с вами уточним.

—Что означает слово румяный? (красный, алый).

—Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).

—Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много).

—Что значит, восторг (веселье, радость).

— Что такое сенокос (косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено).

— Ребята‚ а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)

— Молодцы!

5. Физльтминутка

— А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика, Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания)
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх,)
Хорошо, когда зима (прыжки на месте!)
Бабочки порхают (помахать руками,)
Цветы зацветают (наклоны вперед),
Всюду, всюду красота (разводят руками,)
Что за прелесть весна (прыжки на месте!)
Мы с отцом на сенокосе (имитация покоса травы,)
В речку удочку забросим (размахнуться, руку вперед,)
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (обмахиваются,)
Лето — лучшее время года (прыжки на месте!)
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень — лучшее время в году (прыжки на месте!)

6. Вторичное чтение с установкой на пересказ. Повторение теста с демонстрацией мнемотаблиц

— Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно. Поможет вам в этом план, составленный нами на доске.
(При вторичном прочтении, обостряется внимание детей на составленном из мнемотаблиц плане.)

—А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

— А сейчас я буду читать рассказ еще раз, а вы не забывайте обращать внимание на таблицы. В правильном ли порядке мы их расположили?

— Итак‚ слушайте очень внимательно.

1. Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! ”

— Запиши свое желание в мою карманную книжку, — сказал отец. Митя записал.

(таблица: модель времени года, санки, коньки, карманная книжка).

2. Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу,
нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал,
чтобы все весна была!”

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

(таблица: модель времени года, бабочка, цветок, карманная книжка).

3. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился
мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

(таблица: модель времени года, рыбу, копну сена карманная книжка)

4. Наступила осень. В саду собирали плоды _ румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

 (таблица: модель времени года, яблоко, грушу, книжку).

— Ребята‚ мы верно составили с вами схемами этот рассказ? (Ответы детей)

— Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно.

— Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

— Кто продолжит?

— Кто может рассказать историю с начало до конца?

III. Заключительная часть

Итог занятия

— Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)

— Кто написал рассказ? (Константин Дмитриевич Ушинский).

— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

— Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Сюрпризный момент

— За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.

— До свидания!

Сказка «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

«— Запиши твоё желание в мою карманную книжку», — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна, Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному

лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

* Используемые во время занятия мнемотаблицы.

17.11.2014

Конспект по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ К.Ушинского «Четыре желания»

Посикунова Татьяна Александровна

Данный материал поможет воспитателю научить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий.
2. Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).
3. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.
4. Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.
5. Закреплять умение произносить фразу с разной силой голоса.

Оценить★★★★

3180

Содержимое разработки

Конспект по развитию речи в подготовительной группе.

Пересказ К.Ушинского «Четыре желания»

Цель:

Учить передавать связно, последовательно пересказ текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий.

Развитие навыков планирования пересказа текста (с опорой на наглядность).

Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний.

Актуализация словаря по теме «Времена года», закрепление навыка подбора синонимов, антонимов, родственных слов.

Закреплять умение произносить фразу с разной силой голоса.

Оборудование: Иллюстрации о временах года(картины природы, игры детей), мяч, графические схемы для пересказа;

Ход занятия: Воспитатель загадывает загадки о временах года.Дети отгадывают загадки (осень, зима, весна, лето) и соответственно отгадкам выставляют на мольберт (наборное полотно) сюжетные картинки.

Воспитатель: Как можно назвать осень, зиму, весну и лето? (Времена года.)

 Чтение рассказа.

Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним рассказ Константина Ушинского «Четыре желания». Слушайте внимательно.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!»

—Запиши свое желание в мою карманную книжку, -сказал отец. Митя записал.

Беседа по содержанию.

Как звали мальчика? (Митя)

Что делал Митя зимой? (Катался на саночках и на коньках)

Каким он был зимой? (Веселым и румяным)

Какое желание высказал мальчик отцу? (Он хотел, чтобы всегда была зима.)

—Куда записали его желание? (В записную книжку)

Воспитатель: Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!»

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Воспитатель:

Кто порхал над зеленым лугом? (Над лугом порхали бабочки.)

За кем бегал Митя? ( Митя бегал за бабочками.)

Какие были бабочки? (Бабочки были пестрые.)

Что мальчик рвал на лугу? (Мальчик рвал цветы.)

Как мальчик говорил о весне? (Что за прелесть эта весна!)

Куда Митя записал свое желание? (Митя записал желание в записную книжку.)

Читаем дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длин ный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

—Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету
конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Воспитатель:

Куда отправился Митя с отцом летом? (На сенокос.)

Как мальчик веселился весь день? (Ловил рыбу, собирал яго ды, кувыркался в душистом сене.)

Что сказал Митя отцу вечером? (Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было!)

—Куда было записано желание мальчика? (В записную книжку.)

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и

желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: « Осень лучше всех времен года!»

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Воспитатель:

Какое время года наступило? (Осень.)

Что делали люди в саду? (Собирали румяные яблоки и жел тые груши.)

Какое было настроение у Мити? (Митя был в восторге!)

Что мальчик говорил отцу? (Осень —лучше всех времен года!)

Что сделал отец? (Показал сыну записную книжку, где было записано, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.)

После повторного чтения рассказа предлагаю четырем детям пересказать его, чтобы каждый рассказывал об одном времени года. Далее предлагаю детям рассказать о своем любимом времени года.

Физкультминутка:

Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо, когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

После повторного чтения рассказа предлагаю составить опорную схему для пересказа. Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать картинки на мольберте.

Повторное чтение рассказа (выборочное чтение).

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
Ребята, с вашей помощью я нарисовала 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.  
Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?
Кто хочет рассказывать начало рассказа? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?

Выходит 4 человека.

Далее предлагаю детям рассказать о своем любимом времени года.

Д/игра: «Подбери слово»

Дети встают на ковре, воспитатель, бросая мяч ребенку предлагает закончить предложение словом, подходящим по смыслу:

Утром светлее, а днем еще…(светлее)

Вечером темно, а ночью еще..(темнее)

Осенью холодно, а зимой еще..(холоднее)

Весна теплая, лето еще..(теплее)

Весной солнце светит ярко, а летом еще..(ярче)

Весной птицы поют звонко, а летом еще..(звонче)

Трава зеленая, а после дождя еще..(зеленее)

После игры дети самостоятельно образуют степени сравнения чистый (чище, более чистый), светлый (светлее, более светлый).

Дидактическая игра: «скажи наоборот»

Большой -…маленький

Хороший- …плохой

Холодный -…теплый

Говорить-…молчать и т.д.

Воспитатель предлагает вспомнить, как Митя в рассказе радовался приходу каждого времени года, и произнести фразы с разной силой голоса(шепотом, тихо), с разной интонацией.

Итог занятия.

С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
Кто написал рассказ? (К.Д.Ушинский).
Дома вы можете рассказать рассказ своим родным. Я очень вами довольна.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/76596-konspekt-po-razvitiju-rechi-v-podgotovitelnoj

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Программные задачи: Учить детей передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений, близко к тексту.

Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.

Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком и определять его место в слове.

Развивать у детей умение логически выстраивать свое высказывание.

Воспитывать интерес к явлениям природы.

В.: Встанем все в круг, соберем все свои знания и силы и настроимся на рабочий лад:

Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятии.

— Сегодня утром к нам в детский сад приходил Почтальон Печкин, для нас он принёс посылку.

-А вы хотите посмотреть, что же там внутри?

-Но сначала мы с вами отгадаем загадки.

Слушаем внимательно:

игра «Времена года»

1. Сколько снега намело!

Стало чисто и светло.

И мороз почти до слез

Ущипнул меня за нос.

Знать уже пришла сама

Настоящая … (зима). (слад зимы – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ЗИМА.

2. Вдруг чирикнул воробей

После зимней стужи,

Солнце ярче и теплей,

На дорожках лужи.

Вся застывшая природа

Пробудилась ото сна,

Наступает непогода,

Это к нам идет… (весна). (слад весны – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ВЕСНА.

3. Спеет сладкая малина

На лесной опушке,

На болоте у осины

Квакают лягушки.

И выводит соловей

Трели до рассвета.

Ночь короче, день длинней,

Наступило … (лето). (слад лета – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ЛЕТО.

4. Вот ненастный день понуро

Листьев ворох в ноги бросил,

И сереет небо хмуро,

И дождями плачет … (осень). (слад осень – на экране)

Назовите, пожалуйста, первый последний звук в слове ОСЕНЬ.

— Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки и называли первые и последние звуки в словах.   Догадались,  о чем мы сегодня будем говорить?

— верно, о временах года.

(на экране — картинки, изображающие 4 времени года)

-Скажите, что изображено на картинках? (зима, лето, осень, весна)

-А как можно сказать об этом одним словом? (времена года).

— А какое у вас  любимое время года и почему? (ответы детей)

— Что ж, это очень хорошо.

Вот и наступило время посмотреть, что же лежит в посылке: отк –ры – ва — ю, ух — ты! Да это же книга – рассказ К. Ушинского «Времена года! Здорово!

А вам, ребята, интересно узнать, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа?

Сядьте удобно, спинка прямая, ножки вместе. Сейчас мы прослушаем рассказ, который называется “Четыре желания”. Написал рассказ Константин Ушинский. Ребята, я попрошу вас внимательно послушать и запомнить, чем занимался мальчик.

а) Чтение первой части рассказа.

«Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была! » «Запиши свое желание в мою карманную книжку», — сказал отец. Митя записал»

Беседа по содержанию.

— Как звали мальчика? /Митя. /

— Что делал Митя зимой? /Катался на саночках и на коньках. /

— Каким он был зимой? /Румяным и веселым. /

— Какое желание высказал мальчик своему отцу? /Он хотел, чтобы всегда была зима. /

— Куда записали его желание? /В записную книжку. /

— Выберите модель для рассказа о зиме /поставить модель на мольберт/

— Послушайте и скажите, какой знак может стоять в конце этого предложения: Митя сказал: «Уж как весело зимой! » /Восклицательный. /

— Мы будем передавать карточку с изображением восклицательного знака друг другу и, каждый придумает свое предложение о зиме. Следите за интонацией, ваши предложения должны быть радостными, восклицательными. (Уж как /радостно, славно, прекрасно, увлекательно, отлично, хорошо, здорово/ зимой)

б) Чтение второй части рассказа.

— Слушайте продолжение.

«Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была! » Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание»

Беседа по содержанию в виде загадывания загадки на экране (последовательно «выплывают» буквы: В…Е…С…Н….А)

— Сейчас мы с вами попробуем отгадать весеннюю загадку. Ваши правильные ответы, помогут отгадать зашифрованное слово.

— Кто порхал над зеленым лугом? За кем бегал Митя? /Над лугом порхали бабочки. Митя бегал за бабочками. /

— Какие были бабочки? /Бабочки были пестрые. /

— Что мальчик рвал на лугу? /Мальчик рвал цветы. /

— Как мальчик говорил о весне? /Что за прелесть эта весна! /

— Куда Митя записал свое желание? /Митя записал свое желание в записную книжку. /

— Молодцы! Все правильно отгадали.

— Прочитайте, какое слово получилось. /Весна. /

— Выберите схему для рассказа о весне. /поставить схему на мольберт/

в) Чтение третьей части рассказа.

«Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! » И это желание Мити было записано в ту же книжку».

Беседа по содержанию.

— Куда отправился Митя с отцом летом? /На сенокос. /

— Как мальчик веселился весь день? /Ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в душистом сене. /

— Что сказал Митя отцу вечером? /Я сегодня повеселился и хотел бы, чтобы лету конца не было! /

— Куда было записано желание мальчика? /В записную книжку. /

— Подберите схему о лете. /поставить схему на мольберт/

игра «Подбери признак»:

-лето (какое?)- жаркое, теплое, солнечное, красивое и т.д.

— зима (какая?) — белоснежная, лютая, суровая, долгая, студеная, белая и т.д.

— осень (какая?)- золотая, дождливая, урожайная, скучная, богатая и т. д.

— весна (какая?) — долгожданная, теплая, ранняя, зеленая, свежая, цветущая

г) Чтение четвертой части рассказа.

— Слушайте, что было дальше.

«Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времен года! » Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете»

Беседа по содержанию.

— Какое время года наступило? /Осень. /

— Что делали люди в саду? /Собирали румяные яблоки и желтые груши. /

— Какое было настроение у Мити? /Митя был в восторге! /

— Что мальчик говорил отцу? /Осень – лучше всех времен года! /

— Что сделал отец? /Показал сыну записную книжку, где было записано, что он, то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. /

— Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним. 
Что означает слово румяный? (красный, алый).
Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
Что значит, восторг (веселье, радость).
Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка) 
А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

— Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я буду выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор.

(повторное чтение)

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Ребята, как вы думаете, какая модель подойдет? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Какая модель подойдет к этой части, как думаете? (бабочку, цветок, книжку).

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный  день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Как думаете, какую модель выбрать сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

— Ребята, вот модели. Соединив их вместе, получился рассказ в моделях.  
Для вас эти модели являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке? Да.
Кто хочет рассказывать начало рассказа?

Кто продолжит?

Кто будет рассказывать о лете?

Кто закончит рассказ?

(вызвать 4 детей)

— Слушайте внимательно друг друга, каждый будет рассказывать об определённом времени года. Один начнёт, другой продолжит, и так по порядку.

(рассказы детей)

— Спасибо, ребята. Вы точно передали текст.

-А сейчас кто-нибудь один сможет пересказать рассказ целиком.

-Молодцы, дети, очень подробно рассказали.

-Ребята, каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Летом было хорошо, — а осенью еще лучше.

Предлагаю поиграть в игру «Составь предложение».

— на, зимой, кататься, весело, санках.

— на, хорошо, лугу, весной, зеленом.

— много, в, летом, лесу, ягод.

— яблоки, осенью, и, поспевают, груши.

— С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
— Кто написал рассказ? (К.Д. Ушинский).

— Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

— Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Рефлексия

— Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.
Когда я буду показывать вам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).

  • Пересказ рассказа и с соколова микитова улетают журавли с помощью опорных сигналов
  • Пересказ рассказа записки охотника краткий пересказ
  • Пересказ рассказа е чарушина лисята ушакова старшая группа
  • Пересказ рассказа е пермяка первая рыбка конспект в подготовительной группе
  • Пересказ рассказа дубровский том первый глава 9