Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Программные задачи:
- связная речь: учить выразительно пересказывать текст;
- словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.
Материалы: презентация
Ход занятия
Воспитатель читает рассказ.
«Разве так играют?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает:
- Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Вопросы:
- О чем говорится в этом рассказе?
- Какие игрушки были в кукольном уголке?
- Что делал Алеша?
- Как Саша вел себя в кукольном уголке?
- Что он делал?
- Что он сказал детям?
Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.
Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.
Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.
Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть?
Музыкальная пауза.
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку — не тонет,
Бьешь о стенку — не стонет,
Будешь оземь кидать —
Станет кверху летать.
(Мяч.)
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Дети отвечают.
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один — много».
Динамическая пауза.
Игра «Один — много»
Это шар, а это … шары. Здесь много… шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)
Это мак, а это… маки. В букете много… маков. Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?
Дети отвечают.
Как вы понимаете выражение «красная девица»?
Дети отвечают.
Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?
Дети отвечают.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Дети. Лук.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель: В корзине много чего?
Дети. Лука.
Воспитатель. С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?(слог – часть слова, в котором есть гласный звук)
Дети отвечают.
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (картинка.) Это… утята, это… мышата … , лягушата, пингвинята, синички.
Стали малыши играть, вдруг слышат — ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. (исчезает одна картинка.) А когда испуг прошел, и малыши вернулись (снова картинка), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? Кого нет?
Предположения детей. Игра проводится несколько раз.
Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели… Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей.
Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя. Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.
Дети. Синички, попугайчики.
Конспект образовательной
деятельности в старшей группе по пересказу рассказа «Разве так играют?» (Калинина Надежда Дмитриевна).
Цель: Формирование навыков пересказа текста с
использованием опорных картинок, отображающих последовательность событий.
Развивающие задачи: развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы
речи; развивать операции мышления, внимания, слуховой памяти. Развивать общую
моторику, координацию движений, темп и ритм речи.
Образовательные задачи: формировать навык связного
последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и
анализ рассказа «Разве так играют?» Н. Д. Калинина; учить использовать в
пересказе выразительные авторские слова и обороты; активизировать и обогащать
словарь по теме «Игрушки»; расширение
и активизация глагольного словаря и согласование существительных с глаголом, прилагательными, числительными;
образование существительных родительного падежа, уменьшительно – ласкательным
значением; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.
Воспитательные
задачи:
воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.
Методические
приёмы: дидактические игры «Как играют?»,
«Назови
ласково», «Сосчитай 2,5»; чтение, беседа,
рассматривание иллюстраций и картинок.
Оборудование: текст рассказа, мяч, опорные картинки:
дети Саша и Лёша, игрушки, Лёша, Саша, ребята, воспитательница Вера Ивановна.
1.Организационный
момент. Развитие слухового восприятия, мышления.
(на полу куча игрушек)
(Зайдя в группу, удивиться беспорядку)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня по дороге к
вам, я встретила кое-кого, послушайте загадку:
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше. (Карлсон)
—
Он выходил из садика. Я спросила, что он в садике делал. Карлсон что-то сказал,
но я не поняла, и отдал вот эту коробочку.
Он
сказал:- Когда вы ее откроете, то все узнаете. Откроем коробочку?
1. Письмо от
Карлсона
«Привет, ребята! Меня зовут Карлсон,
который живет на крыше! Можно просто Карлсончик. Что-то заскучал я на
чердаке и решил прийти к вам в детский сад поиграть. Только я собрался
отправиться к вам, как вдруг вспомнил, что не знаю, как правильно играть. И тогда
я решил прочитать об этом в книгах. Открыл я книгу и прочёл рассказ, который
называется «Разве так играют?», но так и не понял, как же
нужно играть. Вы сами увидели, что из этого получилось. Может, вы мне поможете
в этом разобраться?»
2. Разбираем
«завал» из игрушек (с помощью загадок)
—
А что такое игрушки? А вы умеете играть с игрушками?
—
Давайте разберем игрушки.
— Надо отгадать загадку, найти отгадку среди
игрушек, рассказать, как играют с этой игрушкой.
1. У него
глаза цветные,
Не глаза, а три
огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на
меня. (светофор)
2. Эти
чудо-кирпичи
Я в подарок
получил.
Что сложу из них –
сломаю,
Все сначала
начинаю (кубики)
3. Он пыхтит,
как паровоз,
Важно кверху
держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку
напиться (чайник)
4. Я-хорошая
игрушка,
Каждой девочке
подружка.
Я могу сидеть в
коляске,
Закрывать умею
глазки (кукла)
5. Это что за
зверь такой
Пробежал по
мостовой,
На ногах его
резина,
А питается
бензином? (машина)
6. В воде не
тонет,
Пинают – не
стонет,
Ударят – не
плачет.
Упадет –
подскачет. (мяч)
— Как играют с конструктором?
— Как играют с пистолетом?
— Как назвать – это всё одним словом?
— Молодцы! Я знаю рассказ про двух ребят, которые
тоже ходили в детский сад. Хотите, расскажу? Послушайте, ребята, рассказ,
который называется «Разве так играют?»,
а написала его Калинина Надежда Дмитриевна.
3. Первичное чтение рассказа (Развитие произвольного внимания).
(читает текст рассказа и не даёт установки на запоминание)
4. Содержательный анализ текста:
(Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы).
—
Что я вам прочитала? (рассказ)
—
Кто вспомнит его название и автора? (Рассказ называется «Разве
так играют?», а автора зовут Калинина
Надежда Дмитриевна)
—
Кто пришёл в младшую группу? (В группу пришли два мальчика Саша и Алёша)
— К чему они подошли? (Они подошли к игрушкам)
—
Какие игрушки увидели мальчики в кукольном уголке? (В
кукольном уголке было много игрушек: мишки, зайцы, куклы,
кукольная посуда, кроватки для кукол, машины легковые, грузовые и пожарные,
коричневый медведь на белой лошади)
—
Что делал Алёша? (Алёша смотрел и не мог выбрать себе игрушку для игры)
—
Что делал Саша? (Саша минутку на игрушки посмотрел и сразу все игрушки взять
захотел)
—
Какие игрушки забрал себе Саша? (Саша положил мишку под
мышку, зайчику в кармашек, кроватку, посуду, собачку к себе тянет)
—
Куда сложил Саша игрушки? (Саша все игрушки сложил в
кучу)
—
Что сказал Саша детям? (Саша сказал: «Не
трогайте, не берите, я в игрушки играю!»)
—
Что делают ребята? (Остальные ребята
стоят и удивляются)
—
На кого смотрели дети? (Дети смотрели на Веру
Ивановну)
—
Правильно ли поступил Саша? (Саша
пожадничал, и хотел сам играть в игрушки один. Так делать нельзя, нужно
делиться с ребятами)
—
Молодцы, ребята, нужно делиться игрушками и играть дружно.
5.
Лексико-грамматические игры по тексту:
—
Давайте поиграем в игру «Назови ласково» с мячом.
(образование существительных уменьшительно
– ласкательным значением)
А.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Игрушка Мишка – мишутка; Заяц – зайчик; Кукла – куколка; Кровать Машина – |
Грузовик Медведь Лошадь – Карман – Собака – Куча – кучка…. |
Б.
Дидактическая игра «Сосчитай 2,5»
— А теперь
поиграем в новую игру «Сосчитай 2,5» с мячом.
(согласование
существительных числительными,
образование существительных родительного падежа)
Игрушки – 2
игрушки, 5 игрушек;
Мишка – 2 мишки, 5
мишек;
Заяц – 2 зайца,
5 зайцев;
Кукла – 2
куклы, 5 кукол;
Кровать – 2
кровати, 5 кроватей;
Легковая машина – 2
машины, 5 машин;
Грузовая машина – 2
машины, 5 машин;
Пожарная машина – 2
пожарные машины, 5 пожарных машин;
Коричневый медведь
– 2 коричневых медведя, 5 коричневых медведей;
Белая лошадь – 2
белых лошади, 5 белых лошадей;
Кукольный уголок –
2 кукольных уголка, 5 кукольных уголков;
Карман – 2
кармана, 5 карманов;
Собака – 2
собаки, 5 собак;
Куча – 2 кучи,
5 куч;
Ребенок – 2
ребенка, 5 ребят.
6. Физкультминутка «Игрушки».
(Развитие общей моторики, координации речи, темпа и ритма
движения.)
— Вставай
те ребята со стульев, и проходите на ковёр.
Мы как мячики поскачем, |
изображают |
Как машина погудим, |
руками |
Сделав круг, спокойно ляжем, Полежим и посопим. |
дети ложатся на ковёр, руки кладут под голову и сопят |
Полежали, посопели И на место быстро сели |
7. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание
с использованием опорных картинок (Развитие слухового, зрительного
внимания и памяти)
— А теперь
я хочу ещё раз рассказать вам рассказ и показать картинки. Слушайте,
внимательно. Постарайтесь его запомнить, а помогут вам в этом опорные картинки.
8. Пересказ по плану с наглядной опорой. (Развитие связной речи)
— Ребята, теперь я прошу вас пересказать рассказ по опорным
картинкам самостоятельно, которые выставлены на панно.
(Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить
за рассказом товарища и быть готовым продолжить рассказ)
— Молодцы ребята, мне очень понравились ваши пересказы.
9. Подведение итогов. (Положительная дифференциальная оценка деятельности и
пересказа детей)
— Ребята скажите, о чем мы говорили сегодня?
— Как называется рассказ, который мы сегодня читали, и кто его
автор?
— Как себя нужно вести в группе с игрушками? (Дети дают
аргументированные ответы)
— Мне очень понравилось, как вы пересказывали рассказ.
Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие».
Задачи:
Развивать речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка; совершенствовать умение понимать вопросы воспитателя; развивать внимание;
Учить детей пересказывать текст, интонацией передавать особенности персонажей, называть действия, характеризующие определенный предмет; упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе;
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Планируемые результаты:
Ребенок слушает рассказ Н. Калининой «Разве так играют?», пересказывает его, запоминает и интонационно выразительно произносит слова текста, радуется яркой игровой ситуации.
РППС: игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики, мяч, кукла. (возможна замена картинками для фланенграфа).
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня по дороге к вам, я встретила кое-кого, послушайте загадку:
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)
Воспитатель: Сейчас я его позову.
(воспитатель выходит из группы, берет игрушку Карсона и выходит к ребятам)
Карсон: Бириб, бириб, бприб, -у-ух, сколько вас много.
Привет малыши, меня зовут «Карсон который живет на крыше, можно просто Карсон»,
Что-то заскучал я на чердаке и решил прийти к вам в детский сад поиграть. Только я собрался отправиться к вам, как вдруг вспомнил, что не знаю, как правильно играть. И тогда я решил прочитать об этом в книгах. Открыл я вот эту книгу и прочёл рассказ, который называется «Разве так играют?», но так и не понял, как же нужно играть. Может, вы мне поможете в этом разобраться?
Воспитатель:
‒ Поможем, ребята?
Основная часть
-Воспитатель предлагает послушать рассказ «Разве так играют?» и постараться ответить на вопросы:
Чтение рассказа «Разве так играют?»
Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.
Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет — всё в одну кучу складывает:
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Задает вопросы:
– О чем говорится в этом рассказе?
– Какие игрушки были в кукольном уголке?
– Что делал Алеша?
– Как Саша вел себя в уголке?
– Что он делал?
– Что он сказал детям?
– Что делают ребята?
–На кого смотрели дети?
–Правильно ли поступил Саша?
-Молодцы ребята, нужно делиться игрушками и играть дружно.
— А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, проходите на ковер.
Физкультминутка. «Игрушки»
Мы как мячики поскачем,
(ребята изображают мячи и прыгают на двух ногах по кругу)
Как машина погудим,
(руками изображают, что держаться за руль и бегают, по кругу издавая пикающие звуки)
Сделав круг, спокойно ляжем,
Полежим и посопим.
(дети ложатся на ковёр, руки кладут под голову и сопят)
— Хорошо, полежали, отдохнули, а теперь я хочу ещё раз рассказать вам рассказ. Слушайте, внимательно. Постарайтесь его запомнить.
Затем воспитатель предлагает вспомнить, чем заканчивается рассказ, и подготовиться к пересказу. Трое детей договариваются, кто какую часть – начало, середину, конец – будет рассказывать. Пересказ повторяется дважды (с вызовом еще троих детей). Воспитатель напоминает, что рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?»:
– Кажется, что писатель нас об этом спрашивает. Ребята, а ведь такое могло бы случиться и в нашей группе: представьте себе, что мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его поведении и что рассказали о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках. (Дети по желанию высказываются, используя вежливые слова в обращении с товарищами, понятно объясняя).
Воспитатель хвалит детей, задает вопрос:
– С какими игрушками вы любите играть?
Воспитатель загадывает загадку: «Кинешь в речку – не утонет, бьешь о стенку – не стонет, будешь оземь кидать – станет кверху летать» (Мяч)
– Какими словами говорится в загадке про мяч? (Кинешь, бьешь, кидать, летать.)
– Скажите, что можно делать с мячом? (Играть, катать, бросать, подкидывать.)
– А как можно играть с куклой, что можно с ней делать? (Одевать, укладывать спать, купать, гулять с ней.)
Воспитатель предлагает поиграть в игру
«Кто пропал?»
– Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке: это –… (утята), это… (снегирята), это… (щеглята).
– Стали малыши играть, вдруг слышат – жжжжж! Что такое? Испугались малыши и удрали кто куда (сдвигает игрушки за ширму). А когда испуг прошел, и птенцы вернулись (выставляет утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал?
– Кого нет? (Снегирят, щеглят)
– Улетели куда-то и …снегирята, и щеглята.
– Зато появились на поляне… (выставляет, и дети называют сами) синички и попугайчики.
– Правильно, у этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют синичками и попугайчиками. Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись (сдвигает игрушки за ширму). А когда они вернулись (появляются утята), снова кто-то пропал. Кого не стало? (Синичек, попугайчиков.)
– Утята оказались самые смелые. Заглянули за елку и увидели…Карлсона!
– Это его моторчик жужжал! Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Кликнули они своих друзей. Все птенцы и вернулись (выставляет игрушки по порядку). Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково так же, как взрослых птиц. (Синички, попугайчики.)
Воспитатель: «Карлсон, теперь ты знаешь, как нужно играть?»
Карсон: Спасибо вам за то, что вы научили меня правильно играть.
А еще мне очень понравилось, как вы пересказывали рассказ, и я обязательно прилечу к вам в гости ещё.
Но, а мне пора лететь домой, до свидания ребята.
Рефлексия
-Ребята скажите, о чем мы говорили сегодня?
-Кому мы с вами помогали?
— Как называется рассказ, о котором мы сегодня говорили, и кто его автор?
— Что понравилось?
-Что больше всего понравилось?
— Как себя нужно вести в группе с игрушками?
— Молодцы ребята, мне очень понравились ваши пересказы.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Интеграция ОО: социально-коммуникативное р., физическое р., познавательное р.
Развивать речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка; совершенствовать умение понимать вопросы воспитателя; развивать внимание;
Учить детей пересказывать текст, интонацией передавать особенности персонажей, называть действия, характеризующие определенный предмет; упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе;
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Предварительная работа: заучивание физминутки, беседа на тему «Мои игрушки», Д/и «Из чего сделано», «Назови ласково», С/Р игра «Магазин игрушек».
Материалы и инструменты: кукла Незнайка, схема пересказа рассказа, рассказ «Разве так играют?», игрушки.
Занятие. В гости к ребятам приходит Незнайка, он принес книгу.
Незнайка: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, что это у тебя за книга?
Незнайка: Мы с ребятами недавно читали рассказ из этой книги, и вот я принес ее вам, чтобы вы тоже его прочитали. И кое-что поняли.
Воспитатель: Спасибо, Незнайка, а давайте мы все вместе прочитаем и обсудит. И тогда все и поймем.
Чтение рассказа «Разве так играют?» Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.
Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Вопросы по рассказу: – О чем говорится в этом рассказе?
– Какие игрушки были в кукольном уголке?
– Что делал Алеша? – Как Саша вел себя в уголке?
– Что он делал? – Что он сказал детям?
– Что делают ребята? – На кого смотрели дети?
–Правильно ли поступил Саша?
-Молодцы ребята, нужно делиться игрушками и играть дружно.
— А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка «Стойкий солдатик».
Вот солдатики стоят, начинается парад.
Раз, два, три, четыре, пять-начинаем мы шагать.
Наклонитесь все вперёд, а потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь, наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди, да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок, и на месте- скок, скок, скок!
Носом-вдох, а выдох-ртом.
Дышим глубже…. А потом …
Марш на месте не спеша. Вот зарядка хороша!
(Дети выполняют движения по тексту)
— Хорошо, полежали, отдохнули, а теперь я хочу ещё раз рассказать вам рассказ. Слушайте, внимательно. Постарайтесь его запомнить.
Затем воспитатель предлагает вспомнить, чем заканчивается рассказ, и подготовиться к пересказу. Трое детей договариваются, кто какую часть – начало, середину, конец – будет рассказывать. Пересказ повторяется дважды (с вызовом еще троих детей). Воспитатель напоминает, что рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?»:
– Кажется, что писатель нас об этом спрашивает. Ребята, а ведь такое могло бы случиться и в нашей группе: представьте себе, что мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его поведении и что рассказали о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках. (Дети по желанию высказываются, используя вежливые слова в обращении с товарищами, понятно объясняя).
Игра «Из чего сделана игрушка?»
Мяч сделан из резины – резиновый.
Кукла сделана из пластмассы – пластмассовая.
Матрешка сделана из дерева – деревянная.
Машина сделана из металла – металлическая.
Медведь сшит из плюша – плюшевый.
Заяц сшит из меха – меховой.
Игра «Кто пропал?» (образование названий детенышей)
У коровы пропал – теленок; пропали – телята.
У козы пропал – козленок; пропали – козлята.
У лошади пропал – жеребенок; пропали – жеребята.
У свиньи пропал – поросенок; пропали – поросята.
У овцы пропал – ягненок; пропали – ягнята.
У курицы пропал – цыпленок; пропали – цыплята.
У утки пропал – утенок; пропали – утята.
3. Заключительная часть. Рефлексия
-Ребята скажите, о чем мы говорили сегодня?
— Кто к нам приходил в гости?
— Как называется рассказ, о котором мы сегодня говорили, и кто его автор?
-Что больше всего понравилось?
— Как себя нужно вести в группе с игрушками?
— Молодцы ребята, мне очень понравились ваши пересказы.
Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Программные задачи:
-
связная речь: учить выразительно пересказывать текст;
-
словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.
Материалы:
-
игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа).
Ход занятия
Воспитатель читает рассказ.
«Разве так играют?»
Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает:
-
Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Вопросы:
-
О чем говорится в этом рассказе?
-
Какие игрушки были в кукольном уголке?
-
Что делал Алеша?
-
Как Саша вел себя в кукольном уголке?
-
Что он делал?
-
Что он сказал детям?
Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.
Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.
Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.
Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.
С какими игрушками вы любите играть?
О какой игрушке я загадаю загадку?
Кинешь в речку — не тонет, Бьешь о стенку — не стонет, Будешь оземь кидать —
Станет кверху летать.
(Мяч.)
Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)
Дети отвечают.
Скажите, что можно делать с мячом.
Дети. Катать, бросать, подкидывать.
Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?
Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один — много».
Игра «Один — много»
Это шар, а это … шары. Здесь много… шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)
Это мак, а это… маки. В букете много… маков. Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?
Дети отвечают.
Как вы понимаете выражение «красная девица»?
Дети отвечают.
Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?
Дети отвечают.
Отгадайте загадку.
Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.)
Дети. Лук.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.
Воспитатель: В корзине много чего?
Дети. Лука.
Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?
Дети отвечают.
Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка). А если все предметы исчезнут, как мы ;ажем, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)
Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фушки.) Это… утята, это… снеги… рята, это… щег… лята.
Стали малыши играть, вдруг слышат — ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда испуг прошел и птенцы вернулись (показывает утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? (Снегирята, щеглята.) Кого нет?
Дети. Снегирят, щеглят.
Воспитатель. Улетели куда-то и снеги… рята и щег… лята, зато появились на поляне синички и попугайчики. У этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют: синички, попугайчики.
Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда они вернулись (показывает утят), снова кто-то пропал. Кого не стало?
Дети. Синичек, попугайчиков.
Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели… Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы вернулись. (Выставляет игрушки по порядку.)
Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.
Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.
Дети. Синички, попугайчики.
Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Цель: учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.
Задачи:
— формировать умение детей выразительно пересказывать текст;
— воспитывать положительное отношение между детьми;
— учить называть действия, характеризующие определенный предмет.
Материалы: картинки разноцветных шаров (красные, синие, зеленые), одного мака, букета из маков, портрет Надежды Калининой, цветные карандаши, альбомные листы.
Структура занятия
Ход занятия
1.Организационный этап (2 мин.)
Цель: мотивировать детей на включение в деятельность, создать психологический настрой и активизировать внимание.
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
Ответы детей. |
Педагог приветствует обучающихся: — Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с рассказом Надежды Калининой «Разве так играют?» Но для начала давайте взглянем на портрет Калининой Надежды Дмитриевны. Послушайте стихотворение «Игрушки» В магазине «Детский мир» Есть отдел игрушек. Там и полосатый тигр, И котенок плюшевый, Пирамиды в ряд стоят, Куклы в разных платьицах, Неваляшки не лежат, И петрушки дразнятся. Разноцветные мячи, Кегли и машины, Паровозик заводной Проезжает мимо. Все игрушки хороши! Выбирай, что хочешь. Без игрушек малышам Грустно было б очень. — Ребята, назовите игрушки, которые были в магазине. |
На доску вывешивается портрет Надежды Калининой. |
2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (5 мин.)
Цель: побудить обучающихся самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
— Мишки, зайцы, куклы, кукольная посуда, кроватки для кукол, машинки, медведь на лошади. — Не знал, какую игрушку взять — Сразу захотел взять все игрушки. — Не трогайте, не берите, я в игрушки играю |
— А теперь я хочу вам прочитать рассказ Калининой, который называется «Разве так играют?» Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много. Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел. Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает: Не трогайте, не берите, я в игрушки играю. Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят. Вот так мальчик! Разве так играют? — О чем говорится в этом рассказе? — Какие игрушки были в кукольном уголке? — Что делал Алеша? — Как Саша вел себя в кукольном уголке? — Что он делал? — Что он сказал детям? — Вспомните, чем закончился рассказ? Физминутка «Стойкий солдатик». Вот солдатики стоят, начинается парад. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы шагать. Наклонитесь все вперед, а потом наоборот. Влево, вправо наклонитесь, наклоняйтесь, не ленитесь! На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий. Руки ты прижми к груди, да смотри, не упади! Руки вверх, руки в бок, и на месте – скок, скок, скок! Носом – вдох, а выдох – ртом. Дышим глубже… А потом… Марш на месте не спеша. Вот зарядка хороша! |
3. Основной этап (15 мин.)
Цель: активизировать в речи детей глаголы, подбирать по смыслу глаголы к существительным
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
Ответы детей. Ответы детей. — Мяч. — Кинешь – не тонет, бьешь – не стонет, кидать – к верху летать. — Катать, бросать, подкидывать. — Одевать, укладывать спать, кормить, купать, гулять. — Шары. — Шаров. — Красные, синие, зеленые. — Разноцветные. — Маки. — Маков. |
— Давайте попробуем пересказать этот небольшой рассказ. — Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в школу и не знает, как нужно играть. — Подумайте, чтобы вы ему сказали о его поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках. — С какими игрушками вы любите играть? — О какой игрушке я загадаю загадку? Кинешь в речку — не тонет, Бьешь о стенку — не стонет, Будешь оземь кидать — Станет к верху летать. — Какими словами говорится в загадке про мяч? — Скажите, что можно делать с мячом? — А как можно играть с куклой? — Давайте поиграем в игру «Один — много». Я вам называю один предмет, а вы мне должны назвать много таких предметов. Шар — … Здесь много … — Какого они цвета? — Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? — Это мак, а это … — В букете много … |
Педагог вызывает троих детей и предлагает им договориться, кто какую часть будет рассказывать – начало, середину, конец. (Пересказ можно повторить дважды) Во время ответов детей, педагог оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно. На доске картинки с разноцветными шарами. На доску вывешивается картинка одного мака, затем букет из маков. |
5. Итоговый этап. Рефлексия.(2 мин)
Цель: подвести итог занятия, восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
— «Разве так играют?» — Надежда Калинина |
— Молодцы, ребята! Хорошо сегодня поработали! — С каким рассказом сегодня познакомились? — Кто автор этого рассказа? — А теперь возьмите альбомные листы и цветные карандаши, и нарисуйте свою любимую игрушку. |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/201109-konspekt-po-razvitiju-rechi-na-temu-n-kalinin