Пересказ рассказа н калининой разве так играют конспект занятия в старшей группе

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Программные задачи:

  • связная речь: учить выразительно пересказывать текст;
  • словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Материалы: презентация

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ.

«Разве так играют?»

Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает:

  • Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

Вопросы:

  1. О чем говорится в этом рассказе?
  2. Какие игрушки были в кукольном уголке?
  3. Что делал Алеша?
  4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?
  5. Что он делал?
  6. Что он сказал детям?

Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.

Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.

Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.

Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.

С какими игрушками вы любите играть?

Музыкальная пауза.

О какой игрушке я загадаю загадку?

Кинешь в речку — не тонет,

Бьешь о стенку — не стонет,

Будешь оземь кидать —

Станет кверху летать.

(Мяч.)

Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)

Дети отвечают.

Скажите, что можно делать с мячом.

Дети. Катать, бросать, подкидывать.

Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?

Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один — много».

Динамическая пауза.

Игра «Один — много»

Это шар, а это … шары. Здесь много… шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)

Это мак, а это… маки. В букете много… маков. Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?

Дети отвечают.

Как вы понимаете выражение «красная девица»?

Дети отвечают.

Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?

Дети отвечают.

Отгадайте загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

Дети. Лук.

Воспитатель. Какой он?

Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.

Воспитатель: В корзине много чего?

Дети. Лука.

Воспитатель. С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?(слог – часть слова, в котором есть гласный звук)

Дети отвечают.

Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (картинка.) Это… утята, это…  мышата … , лягушата, пингвинята, синички.

Стали малыши играть, вдруг слышат — ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. (исчезает одна картинка.) А когда испуг прошел, и малыши вернулись (снова картинка), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? Кого нет?

Предположения детей. Игра проводится несколько раз.

Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели… Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей.

Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя. Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.

Дети. Синички, попугайчики.

Конспект образовательной
деятельности в старшей группе по пересказу рассказа «Разве так играют?» (
Калинина Надежда Дмитриевна).

Цель: Формирование навыков пересказа текста с
использованием опорных картинок, отображающих последовательность событий.

Развивающие задачи: развивать свободное общение; диалогическую и монологическую формы
речи; разви­вать операции мышления, внимания, слуховой памяти. Развивать общую
моторику, координацию движений, темп и ритм речи.

Образовательные задачи: формировать навык связного
последовательного пересказа по опорным вопросам; целенаправленное восприятие и
анализ рассказа «Разве так играют?» Н. Д. Калинина; учить использовать в
пересказе выразительные авторские слова и обороты; активизировать и обогащать
словарь по теме «Игрушки»;
расширение
и активизация глагольного словаря и согласование существительных с глаголом
, прилагательными, числительными;
образование существительных родительного падежа, уменьшительно – ласкательным
значением; закреплять навык грамматически правильного оформления высказываний.

Воспитательные
задачи
:
воспитывать умение выслушивать педагога и товарища.

Методические
приёмы:
дидактические игры «Как играют?»,
«Назови
ласково», «Сосчитай 2,5»; чтение, беседа,
рассматривание иллюстраций и картинок.

Оборудование: текст рассказа, мяч, опорные картинки:
дети Саша и Лёша, игрушки, Лёша, Саша, ребята, воспитательница Вера Ивановна.

1.Организационный
момент. Развитие слухового восприятия, мышления.

(на полу куча игрушек)

(Зайдя в группу, удивиться беспорядку)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня по дороге к
вам, я встретила кое-кого, послушайте загадку:

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)


Он выходил из садика. Я спросила, что он в садике делал. Карлсон что-то сказал,
но я не поняла, и отдал вот эту коробочку.

Он
сказал:-  Когда вы ее откроете, то все узнаете. Откроем коробочку?

1. Письмо от
Карлсона

«Привет, ребята! Меня зовут Карлсон,
который живет на крыше! Можно просто Карлсончик
. Что-то заскучал я на
чердаке и решил прийти к вам в детский сад поиграть. Только я собрался
отправиться к вам, как вдруг вспомнил, что не знаю, как правильно играть. И тогда
я решил прочитать об этом в книгах. Открыл я книгу и прочёл рассказ, который
называется «Разве так играют?», но так и не понял, как же
нужно играть. Вы сами увидели, что из этого получилось. Может, вы мне поможете
в этом разобраться?
» 

2. Разбираем
«завал» из игрушек (с помощью загадок)


А что такое игрушки? А вы умеете играть с игрушками?


Давайте разберем игрушки.

— Надо отгадать загадку, найти отгадку среди
игрушек, рассказать, как играют с этой игрушкой.

1. У него
глаза цветные,

Не глаза, а три
огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на
меня. (светофор)

2. Эти
чудо-кирпичи

Я в подарок
получил.

Что сложу из них –
сломаю,

Все сначала
начинаю (кубики)

3. Он пыхтит,
как паровоз,

Важно кверху
держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку
напиться (чайник)

4. Я-хорошая
игрушка,

Каждой девочке
подружка.

Я могу сидеть в
коляске,

Закрывать умею
глазки (кукла)

5. Это что за
зверь такой

Пробежал по
мостовой,

На ногах его
резина,

А питается
бензином? (машина)

6. В воде не
тонет,

Пинают – не
стонет,

Ударят – не
плачет.

Упадет –
подскачет.  (мяч)

Как играют с конструктором?

Как играют с пистолетом?

Как назвать – это всё одним словом?

Молодцы! Я знаю рассказ про двух ребят, которые
тоже ходили в детский сад. Хотите, расскажу? Послушайте, ребята, рассказ,
который называется
«Разве так играют?»,
а написала его Калинина Надежда Дмитриевна.
 

3. Первичное чтение рассказа (Развитие произвольного внимания).

(читает текст рассказа и не даёт установки на запоминание)

4. Содержательный анализ текста:
(Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы).


Что я вам прочитала? (рассказ)


Кто вспомнит его название и автора? (Рассказ называется
«Разве
так играют?», а автора зовут
Калинина
Надежда Дмитриевна)


Кто пришёл в младшую группу? (В группу пришли два мальчика Саша и Алёша)

— К чему они подошли? (Они подошли к игрушкам)


Какие игрушки увидели мальчики в кукольном уголке?
(В
кукольном уголке было много игрушек:
мишки, зайцы, куклы,
кукольная посуда, кроватки для кукол, машины легковые, грузовые и пожарные,
коричневый медведь на белой лошади)


Что делал Алёша?
(Алёша смотрел и не мог выбрать себе игрушку для игры)


Что делал Саша?
(Саша минутку на игрушки посмотрел и сразу все игрушки взять
захотел)


Какие игрушки забрал себе Саша?
(Саша положил мишку под
мышку, зайчику в кармашек, кроватку, посуду, собачку к себе тянет)


Куда сложил Саша игрушки?
(Саша все игрушки сложил в
кучу)


Что сказал Саша детям?
(Саша сказал: «Не
трогайте, не берите, я в игрушки играю!
»)


Что делают ребята?
(Остальные ребята
стоят и удивляются)


На кого смотрели дети?
(Дети смотрели на Веру
Ивановну)


Правильно ли поступил Саша?
(Саша
пожадничал, и хотел сам играть в игрушки один. Так делать нельзя, нужно
делиться с ребятами)


Молодцы, ребята, нужно делиться игрушками и играть дружно.

5.
Лексико-грамматические игры по тексту:


Давайте поиграем в игру
«Назови ласково» с мячом.

 (образование существительных уменьшительно
– ласкательным  значением)

А.
Дидактическая игра «Назови ласково»

Игрушка
игрушечка;

Мишка – мишутка;

Заяц – зайчик;

Кукла – куколка;

Кровать
–  кроватка;

Машина –
машинка;

Грузовик
грузовичок;

Медведь
медведюшка;

Лошадь –
лошадка;

Карман –
карманчик;

Собака –
собачка;

Куча –  кучка….

Б.
Дидактическая игра «Сосчитай 2,5»

— А теперь
поиграем в новую игру «Сосчитай 2,5» с мячом.

(согласование
существительных
числительными,
образование существительных родительного падежа)

Игрушки – 2
игрушки, 5 игрушек;

Мишка – 2 мишки, 5
мишек;

Заяц – 2 зайца,
5 зайцев;

Кукла – 2
куклы, 5 кукол;

Кровать – 2
кровати, 5 кроватей;

Легковая машина – 2
машины, 5 машин;

Грузовая машина – 2
машины, 5 машин;

Пожарная машина – 2
пожарные машины, 5 пожарных машин;

Коричневый медведь
– 2 коричневых медведя, 5 коричневых медведей;

Белая лошадь – 2
белых лошади, 5 белых лошадей;

Кукольный уголок –
2 кукольных уголка, 5 кукольных уголков;

Карман – 2
кармана, 5 карманов;

Собака – 2
собаки, 5 собак;

Куча – 2 кучи,
5 куч;

Ребенок – 2
ребенка, 5 ребят.

6. Физкультминутка «Игрушки».

(Развитие общей моторики, координации речи, темпа и ритма
движения.)

Вставай
те ребята со стульев, и проходите на ковёр.

Мы как мячики поскачем,

изображают
мячи и прыгают на двух ногах по кругу

Как машина погудим,     

руками
изображают, что держаться за руль и бегают, по кругу издавая пикающие звуки

Сделав круг, спокойно ляжем,

Полежим и посопим.

дети ложатся на ковёр, руки кладут под голову и сопят

Полежали, посопели

И на место быстро сели

7. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание

с использованием опорных картинок (Развитие слухового, зрительного
внимания и памяти)

А теперь
я хочу ещё раз рассказать вам рассказ и показать картинки. Слушайте,
внимательно. Постарайтесь его запомнить, а помогут вам в этом опорные картинки.

8. Пересказ по плану с наглядной опорой. (Развитие связной речи)

— Ребята, теперь я прошу вас пересказать рассказ по опорным
картинкам самостоятельно, которые выставлены на панно.

(Принимают участие все дети. Педагог напоминает, что нужно следить
за рассказом товарища и быть готовым продолжить рассказ)

— Молодцы ребята, мне очень понравились ваши пересказы.

9. Подведение итогов. (Положительная дифференциальная оценка деятельности и
пересказа детей)

— Ребята скажите, о чем мы говорили сегодня?

— Как называется рассказ, который мы сегодня читали, и кто его
автор?

— Как себя нужно вести в группе с игрушками? (Дети дают
аргументированные ответы)

— Мне очень понравилось, как вы пересказывали рассказ.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие».

Задачи:

Развивать речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка; совершенствовать умение понимать вопросы воспитателя; развивать внимание;

Учить детей пересказывать текст, интонацией передавать особенности персонажей, называть действия, характеризующие определенный предмет; упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Планируемые результаты:

Ребенок слушает рассказ Н. Калининой «Разве так играют?», пересказывает его, запоминает и интонационно выразительно произносит слова текста, радуется яркой игровой ситуации.

РППС: игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики, мяч, кукла. (возможна замена картинками для фланенграфа).

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня по дороге к вам, я встретила кое-кого, послушайте загадку:

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

(Карлсон)

Воспитатель: Сейчас я его позову.

(воспитатель выходит из группы, берет игрушку Карсона и выходит к ребятам)

Карсон: Бириб, бириб, бприб, -у-ух, сколько вас много.

Привет малыши, меня зовут «Карсон который живет на крыше, можно просто Карсон»,

Что-то заскучал я на чердаке и решил прийти к вам в детский сад поиграть. Только я собрался отправиться к вам, как вдруг вспомнил, что не знаю, как правильно играть. И тогда я решил прочитать об этом в книгах. Открыл я вот эту книгу и прочёл рассказ, который называется «Разве так играют?», но так и не понял, как же нужно играть. Может, вы мне поможете в этом разобраться?

Воспитатель:

‒ Поможем, ребята?

Основная часть

-Воспитатель предлагает послушать рассказ «Разве так играют?» и постараться ответить на вопросы:

Чтение рассказа «Разве так играют?»

Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.

Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет — всё в одну кучу складывает:

— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

Задает вопросы:

– О чем говорится в этом рассказе?

– Какие игрушки были в кукольном уголке?

– Что делал Алеша?

– Как Саша вел себя в уголке?

– Что он делал?

– Что он сказал детям?

– Что делают ребята?

–На кого смотрели дети?

–Правильно ли поступил Саша?

-Молодцы ребята, нужно делиться игрушками и играть дружно.

— А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, проходите на ковер.

Физкультминутка. «Игрушки»

Мы как мячики поскачем,

(ребята изображают мячи и прыгают на двух ногах по кругу)

Как машина погудим,

(руками изображают, что держаться за руль и бегают, по кругу издавая пикающие звуки)

Сделав круг, спокойно ляжем,

Полежим и посопим.

(дети ложатся на ковёр, руки кладут под голову и сопят)

— Хорошо, полежали, отдохнули, а теперь я хочу ещё раз рассказать вам рассказ. Слушайте, внимательно. Постарайтесь его запомнить.

Затем воспитатель предлагает вспомнить, чем заканчивается рассказ, и подготовиться к пересказу. Трое детей договариваются, кто какую часть – начало, середину, конец – будет рассказывать. Пересказ повторяется дважды (с вызовом еще троих детей). Воспитатель напоминает, что рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?»:

– Кажется, что писатель нас об этом спрашивает. Ребята, а ведь такое могло бы случиться и в нашей группе: представьте себе, что мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его поведении и что рассказали о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках. (Дети по желанию высказываются, используя вежливые слова в обращении с товарищами, понятно объясняя).

Воспитатель хвалит детей, задает вопрос:

– С какими игрушками вы любите играть?

Воспитатель загадывает загадку: «Кинешь в речку – не утонет, бьешь о стенку – не стонет, будешь оземь кидать – станет кверху летать» (Мяч)

– Какими словами говорится в загадке про мяч? (Кинешь, бьешь, кидать, летать.)

– Скажите, что можно делать с мячом? (Играть, катать, бросать, подкидывать.)

– А как можно играть с куклой, что можно с ней делать? (Одевать, укладывать спать, купать, гулять с ней.)

Воспитатель предлагает поиграть в игру

«Кто пропал?»

– Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке: это –… (утята), это… (снегирята), это… (щеглята).

– Стали малыши играть, вдруг слышат – жжжжж! Что такое? Испугались малыши и удрали кто куда (сдвигает игрушки за ширму). А когда испуг прошел, и птенцы вернулись (выставляет утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал?

– Кого нет? (Снегирят, щеглят)

– Улетели куда-то и …снегирята, и щеглята.

– Зато появились на поляне… (выставляет, и дети называют сами) синички и попугайчики.

– Правильно, у этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют синичками и попугайчиками. Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись (сдвигает игрушки за ширму). А когда они вернулись (появляются утята), снова кто-то пропал. Кого не стало? (Синичек, попугайчиков.)

– Утята оказались самые смелые. Заглянули за елку и увидели…Карлсона!

– Это его моторчик жужжал! Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Кликнули они своих друзей. Все птенцы и вернулись (выставляет игрушки по порядку). Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково так же, как взрослых птиц. (Синички, попугайчики.)

Воспитатель: «Карлсон, теперь ты знаешь, как нужно играть?»

Карсон: Спасибо вам за то, что вы научили меня правильно играть.

А еще мне очень понравилось, как вы пересказывали рассказ, и я обязательно прилечу к вам в гости ещё.

Но, а мне пора лететь домой, до свидания ребята.

Рефлексия

-Ребята скажите, о чем мы говорили сегодня?

-Кому мы с вами помогали?

— Как называется рассказ, о котором мы сегодня говорили, и кто его автор?

— Что понравилось?

-Что больше всего понравилось?

— Как себя нужно вести в группе с игрушками?

— Молодцы ребята, мне очень понравились ваши пересказы.

< Предыдущая   Следующая >

Тема: «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Интеграция ОО: социально-коммуникативное р., физическое р., познавательное р.

Развивать речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка; совершенствовать умение понимать вопросы воспитателя; развивать внимание;

Учить детей пересказывать текст, интонацией передавать особенности персонажей, называть действия, характеризующие определенный предмет; упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе;

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Предварительная работа: заучивание физминутки, беседа на тему «Мои игрушки», Д/и «Из чего сделано», «Назови ласково», С/Р игра «Магазин игрушек».

Материалы и инструменты: кукла Незнайка, схема пересказа рассказа, рассказ «Разве так играют?», игрушки.

Занятие. В гости к ребятам приходит Незнайка, он принес книгу.

Незнайка: Здравствуйте, ребята.

Воспитатель: Здравствуй, Незнайка, что это у тебя за книга?

Незнайка: Мы с ребятами недавно читали рассказ из этой книги, и вот я принес ее вам, чтобы вы тоже его прочитали. И кое-что поняли.

Воспитатель: Спасибо, Незнайка, а давайте мы все вместе прочитаем и обсудит. И тогда все и поймем.

Чтение рассказа «Разве так играют?» Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.

Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.

— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

Вопросы по рассказу: – О чем говорится в этом рассказе?

– Какие игрушки были в кукольном уголке?

– Что делал Алеша? – Как Саша вел себя в уголке?

– Что он делал? – Что он сказал детям?

– Что делают ребята? – На кого смотрели дети?

–Правильно ли поступил Саша?

-Молодцы ребята, нужно делиться игрушками и играть дружно.

— А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка «Стойкий солдатик».

Вот солдатики стоят, начинается парад.

Раз, два, три, четыре, пять-начинаем мы шагать.

Наклонитесь все вперёд, а потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь, наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди, да смотри, не упади!

Руки вверх, руки в бок, и на месте- скок, скок, скок!

Носом-вдох, а выдох-ртом.

Дышим глубже…. А потом …

Марш на месте не спеша. Вот зарядка хороша!

(Дети выполняют движения по тексту)

— Хорошо, полежали, отдохнули, а теперь я хочу ещё раз рассказать вам рассказ. Слушайте, внимательно. Постарайтесь его запомнить.

Затем воспитатель предлагает вспомнить, чем заканчивается рассказ, и подготовиться к пересказу. Трое детей договариваются, кто какую часть – начало, середину, конец – будет рассказывать. Пересказ повторяется дважды (с вызовом еще троих детей). Воспитатель напоминает, что рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?»:

– Кажется, что писатель нас об этом спрашивает. Ребята, а ведь такое могло бы случиться и в нашей группе: представьте себе, что мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его поведении и что рассказали о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках. (Дети по желанию высказываются, используя вежливые слова в обращении с товарищами, понятно объясняя).

Игра «Из чего сделана игрушка?»

Мяч сделан из резины – резиновый.

Кукла сделана из пластмассы – пластмассовая.

Матрешка сделана из дерева – деревянная.

Машина сделана из металла – металлическая.

Медведь сшит из плюша – плюшевый.

Заяц сшит из меха – меховой.

Игра «Кто пропал?» (образование названий детенышей)

У коровы пропал – теленок; пропали – телята.

У козы пропал – козленок; пропали – козлята.

У лошади пропал – жеребенок; пропали – жеребята.

У свиньи пропал – поросенок; пропали – поросята.

У овцы пропал – ягненок; пропали – ягнята.

У курицы пропал – цыпленок; пропали – цыплята.

У утки пропал – утенок; пропали – утята.

3. Заключительная часть. Рефлексия

-Ребята скажите, о чем мы говорили сегодня?

— Кто к нам приходил в гости?

— Как называется рассказ, о котором мы сегодня говорили, и кто его автор?

-Что больше всего понравилось?

— Как себя нужно вести в группе с игрушками?

— Молодцы ребята, мне очень понравились ваши пересказы.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Программные задачи:

  • связная речь: учить выразительно пересказывать текст;

  • словарь и грамматика: активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Материалы:

    • игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики (возможна замена картинками для фланелеграфа).

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ.

«Разве так играют?»

Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает:

  • Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

Вопросы:

  1. О чем говорится в этом рассказе?

  2. Какие игрушки были в кукольном уголке?

  3. Что делал Алеша?

  4. Как Саша вел себя в кукольном уголке?

  5. Что он делал?

  6. Что он сказал детям?

Воспитатель: Вспомните, чем заканчивается рассказ.

Трое детей пересказывают текст, предварительно договорившись между собой, кто какую часть (начало, середину, конец) будет рассказывать. Пересказ можно повторить дважды.

Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его Поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.

Отвечают два ребенка (по одному). Воспитатель оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.

С какими игрушками вы любите играть?

О какой игрушке я загадаю загадку?

Кинешь в речку — не тонет, Бьешь о стенку — не стонет, Будешь оземь кидать —

Станет кверху летать.

(Мяч.)

Какими словами говорится в загадке про мяч? (Повторяет загадку.)

Дети отвечают.

Скажите, что можно делать с мячом.

Дети. Катать, бросать, подкидывать.

Воспитатель. А как можно играть с куклой, что можно с ней делать?

Дети. Одевать, укладывать спать, купать, гулять и т.п. Проводится физкультминутка.

Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один — много».

Игра «Один — много»

Это шар, а это … шары. Здесь много… шаров. Какого они цвета (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шарь разного цвета? (Разноцветные.)

Это мак, а это… маки. В букете много… маков. Какого они цвета? (Красные.) Что еще бывает красным?

Дети отвечают.

Как вы понимаете выражение «красная девица»?

Дети отвечают.

Где вы встречали такое выражение? В каких сказках?

Дети отвечают.

Отгадайте загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук.)

Дети. Лук.

Воспитатель. Какой он?

Дети. Желтый, сочный, горький, полезный.

Воспитатель: В корзине много чего?

Дети. Лука.

Воспитатель. Подберите слова, сходные по звучанию со словами: шар (пар, дар), мак (лак, рак), лук (жук, бук). С какого звука начинаются слова шар, мак, лук? Сколько слогов в этих словах? Сколько слогов в словах игла, мишка, ложка?

Дети отвечают.

Подберите слова, сходные по звучанию с заданными и с тем же количеством слогов: игла (пила, юла), мишка (мышка, шишка), ложка (ножка, кошка). А если все предметы исчезнут, как мы ;ажем, чего не стало? (Игл, пил, юл, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Давайте поиграем в игру на внимание «Кто пропал?». Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке. (Показывает фушки.) Это… утята, это… снеги… рята, это… щег… лята.

Стали малыши играть, вдруг слышат — ж-ж-ж! Что такое? Испугались малыши и убежали кто куда. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда испуг прошел и птенцы вернулись (показывает утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал? (Снегирята, щеглята.) Кого нет?

Дети. Снегирят, щеглят.

Воспитатель. Улетели куда-то и снеги… рята и щег… лята, зато появились на поляне синички и попугайчики. У этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют: синички, попугайчики.

Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись. (Сдвигает игрушки за ширму.) А когда они вернулись (показывает утят), снова кто-то пропал. Кого не стало?

Дети. Синичек, попугайчиков.

Воспитатель. Утята оказались самыми смелыми. Заглянули на елку и увидели… Карлсона! Это его моторчик жужжал. Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Позвали они своих друзей. Все птенцы вернулись. (Выставляет игрушки по порядку.)

Дети называют их самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.

Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково, так же, как взрослых птиц.

Дети. Синички, попугайчики.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Цель: учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.

Задачи:

— формировать умение детей выразительно пересказывать текст;

— воспитывать положительное отношение между детьми;

— учить называть действия, характеризующие определенный предмет.

Материалы: картинки разноцветных шаров (красные, синие, зеленые), одного мака, букета из маков, портрет Надежды Калининой, цветные карандаши, альбомные листы.

Структура занятия

Ход занятия

1.Организационный этап (2 мин.)

Цель: мотивировать детей на включение в деятельность, создать психологический настрой и активизировать внимание.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей.

Педагог приветствует обучающихся:

— Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с рассказом Надежды Калининой «Разве так играют?»

Но для начала давайте взглянем на портрет Калининой Надежды Дмитриевны.

Послушайте стихотворение «Игрушки»

В магазине «Детский мир»

Есть отдел игрушек.

Там и полосатый тигр,

И котенок плюшевый,

Пирамиды в ряд стоят,

Куклы в разных платьицах,

Неваляшки не лежат,

И петрушки дразнятся.

Разноцветные мячи,

Кегли и машины,

Паровозик заводной

Проезжает мимо.

Все игрушки хороши!

Выбирай, что хочешь.

Без игрушек малышам

Грустно было б очень.

— Ребята, назовите игрушки, которые были в магазине.

На доску вывешивается портрет Надежды Калининой.

2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (5 мин.)

Цель: побудить обучающихся самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

— Мишки, зайцы, куклы, кукольная посуда, кроватки для кукол, машинки, медведь на лошади.

— Не знал, какую игрушку взять

— Сразу захотел взять все игрушки.

— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю

— А теперь я хочу вам прочитать рассказ Калининой, который называется «Разве так играют?»

Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.

Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.

Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает:

Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.

Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.

Вот так мальчик! Разве так играют?

— О чем говорится в этом рассказе?

— Какие игрушки были в кукольном уголке?

— Что делал Алеша?

— Как Саша вел себя в кукольном уголке?

— Что он делал?

— Что он сказал детям?

— Вспомните, чем закончился рассказ?

Физминутка «Стойкий солдатик».

Вот солдатики стоят, начинается парад.

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы шагать.

Наклонитесь все вперед, а потом наоборот.

Влево, вправо наклонитесь, наклоняйтесь, не ленитесь!

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий.

Руки ты прижми к груди, да смотри, не упади!

Руки вверх, руки в бок, и на месте – скок, скок, скок!

Носом – вдох, а выдох – ртом.

Дышим глубже…

А потом…

Марш на месте не спеша. Вот зарядка хороша!

3. Основной этап (15 мин.)

Цель: активизировать в речи детей глаголы, подбирать по смыслу глаголы к существительным

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

Ответы детей.

Ответы детей.

— Мяч.

— Кинешь – не тонет, бьешь – не стонет, кидать – к верху летать.

— Катать, бросать, подкидывать.

— Одевать, укладывать спать, кормить, купать, гулять.

— Шары.

— Шаров.

— Красные, синие, зеленые.

— Разноцветные.

— Маки.

— Маков.

— Давайте попробуем пересказать этот небольшой рассказ.

— Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в школу и не знает, как нужно играть.

— Подумайте, чтобы вы ему сказали о его поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках.

— С какими игрушками вы любите играть?

— О какой игрушке я загадаю загадку?

Кинешь в речку — не тонет,

Бьешь о стенку — не стонет,

Будешь оземь кидать —

Станет к верху летать.

— Какими словами говорится в загадке про мяч?

— Скажите, что можно делать с мячом?

— А как можно играть с куклой?

— Давайте поиграем в игру «Один — много». Я вам называю один предмет, а вы мне должны назвать много таких предметов.

Шар — …

Здесь много …

— Какого они цвета?

— Как одним словом сказать, что все шары разного цвета?

— Это мак, а это …

— В букете много …

Педагог вызывает троих детей и предлагает им договориться, кто какую часть будет рассказывать – начало, середину, конец. (Пересказ можно повторить дважды)

Во время ответов детей, педагог оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно.

На доске картинки с разноцветными шарами.

На доску вывешивается картинка одного мака, затем букет из маков.

5. Итоговый этап. Рефлексия.(2 мин)

Цель: подвести итог занятия, восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Примечание

— «Разве так играют?»

— Надежда Калинина

— Молодцы, ребята! Хорошо сегодня поработали!

— С каким рассказом сегодня познакомились?

— Кто автор этого рассказа?

— А теперь возьмите альбомные листы и цветные карандаши, и нарисуйте свою любимую игрушку.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/201109-konspekt-po-razvitiju-rechi-na-temu-n-kalinin

  • Пересказ рассказа н калининой про снежный колобок презентация
  • Пересказ рассказа метель пушкин
  • Пересказ рассказа мальчики чехова 4 класс краткий по плану
  • Пересказ рассказа малахитовая шкатулка
  • Пересказ рассказа левша по главам