Занятие № 2.
Тема: Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге»
Задачи:
- познакомить детей с произведениями детской литературы о природе;
- учить связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
- систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
- формировать выразительную литературную речь;
- закреплять умение детей отвечать на вопросы;
- активизировать словарь детей; воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.
Предварительная работа: беседа о природе, о жизни и творчестве Николая Сладкова.
Словарная работа:
Эхо — явление эхо знакомо большинству людей, оно встречается в горах, лесу в пустых помещениях, колодцах и других местах. Эхо проявляется как повторение звуков и произнесенных слов с некоторой задержкой. Иногда слышно несколько повторений с уменьшением громкости.
Перво-наперво — прежде всего, первым делом, сначала, сперва.
Оседлые — птицы, не совершающие сезонных перелетов или кочевок, они живут на одном месте.
Сдирать — сдирать, что то с чего либо в данном случае сбрасывать листву с деревьев., Прищёлкнет – запереть, щёлкнув засовом, замком или щелчком убить (насекомое).
Науськает — подстрекать к нападению, каким либо враждебным действиям, преследованию.
Телогрейка (тело – грея) — женская теплая кофта, обычно без рукавов.
Ход ООД:
Организационный момент.
Беседа.
— Ребята, вот и закончилось лето с длинными, жаркими днями, и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.
— Ребята, а у вас сегодня какое настроение? (Ответы детей).
— Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).
— Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению?
— Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение. Слушайте внимательно!
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах, —
Это платье золотое У березы на плечах.
Утром мы во двор идем, —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти…)
А вот послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет ‘
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Тучи небо кроют,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.
— Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска…)
— Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно, верно, ребята, нам грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами.
Ведение в тему.
— А сейчас время пришло узнать нам ребята, как же встречают осень лесные жители животные и птицы. Я познакомлю вас с рассказом Николая Сладкова «Осень на пороге».
Вывешивается портрет писателя.
Основная часть.
— Слушайте внимательно потому, что мы будем этот рассказ пересказывать.
Чтение рассказа Николая Сладкова «Осень на пороге».
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво — наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Беседа по содержанию рассказа:
— О каком времени года говорилось в рассказе?
— Кто оповестил лесных жителей о приходе осени? (Мудрый ворон)
— О каком явлении в природе с приходом осени сообщил Ворон в начале рассказа? (Осень холоду в лес напустит).
— Напустит холоду это что значит?
— Кто первым откликнулся? (Первыми откликнулись звери).
— Какие звери перечислите мне? (Белки, зайцы, лисицы, барсуки, еноты, ежи, летучие мыши).
— Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки? (В зимние шубы переодеваются).
— Кто может мне объяснить, что это значить, как, звери в зимние шубы переодеваются? (Осенью у животных происходит линька — старая шерсть выпадает, а появляется новая густая и теплая).
— Что ответили мудрому Ворону барсуки и еноты? (Они сказали, что в тёплые норы спрячутся).
— Что ответили еж, летучие мыши? (Они сказали, что уснём беспробудным сном).
— Как долго будут спать еж и летучие мыши? (Они будут спать до весны).
— Кто еще спит зимой? (Медведь)
— Как это явление называется? (Спячка)
— Кто откликнулся вторым? (Вторыми откликнулись птицы).
— Боятся ли холода птицы? (Нет)
— Почему же от нас осенью улетают птицы? (Насекомые прячутся и им нечем питаться, они боятся голода).
— Оседлые птицы это, какие птицы, кто ни будь из вас, знает? (Зимующие)
— А что за пуховые телогрейки оденут зимующие птицы, где они их возьмут? (У птиц также как и у животных происходит линька, перышки становятся гуще и пушистее).
— О чем еще предупредил лесных жителей мудрый Ворон, какое второе дело сделает осень? (Осень листья с деревьев сдирать начнёт).
— Как это явление в природе называется? (Листопад).
— Что ответили звери? (Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!).
— Что ответили птицы? (Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!).
— Какое третье дело сделает осень? (Осень последних насекомых морозцем прищёлкнет).
Это что значит прищёлкнет? (Осенью насекомые, которые не успели спрятаться, могут погибнуть).
— Как откликнулись птицы, чем же будут питаться дрозды, щеглы и дятлы? (Ягодами рябины, шишками и семенами сорняков).
— В рассказе говорится, что птицы на рябину навалятся, это как, что они сделают, объясните мне?
— Что ответили звери? (А нам без мух-комаров спать будет спокойней).
— Какими еще явлениями природы осени пугал зверей и птиц Ворон? (Осень скукою донимает, тучи мрачные гонит, дожди идут, ветры дуют. День коротким становится).
— В рассказе говорится, что осень солнце за пазуху спрячет, что это значит? (Осенью часто пасмурно, небо затянуто облаками и поэтому солнца невидно).
— Что ответили птицы и звери? (Пусть себе донимает! Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!)
Молодцы на все мои вопросы ответили! А сейчас давайте отдохнем.
Физкультминутка. (Выполнение движений по тексту стихотворения)
Туча небо кроет, солнце не блестит (взмахи руками над головой)
Ветер в поле воет (изображают рупор)
Дождик моросит (взмахи руками перед собой)
Воды зашумели быстрого ручья (топают ногами на месте)
Птички улетели в теплые края (изображают улетающих птичек)
Повторное чтение рассказа.
— Ребята, я ещё раз прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте.
Николай Сладков «Осень на пороге».
— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво — наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!
— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.
Пересказ рассказа детьми.
— Посмотрите на эту схему. Она вам поможет вспомнить весь рассказ, давайте рассмотрим ее внимательно по порядку.
— С чего всё началось?
— Что было дальше?
Желающий ребенок выходит и пытается пересказать рассказ по мнемосхеме.
Рефлексия.
— Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать «да» или нет».
Осенью идут дожди?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Звери норки утепляют?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?
Итог.
ВОПРОСЫ — УПРАЖНЕНИЕ:
— Посмотрите на картинки и выберите тех, кто улетит в тёплые края?
— Как называются птицы, улетающие зимой на юг?
Кто из птиц останется зимовать?
— Как в сказке автор называет теплый пух и перья? (Телогрейка)
— Кто из зверушек поменяет шубку?
— Какую шубку наденет заяц, лиса, белка?
— Кто из зверей будет прятаться зимой и спать?
— Какое жилье ищут звери на зиму? (Нора, берлога, дупло)
— Как называется долгий зимний сон зверей? (Спячка)
— Вы ребята молодцы все сегодня были внимательными, поэтому справились со всеми заданиями.
Жанр: литературная сказка
Читайте краткое содержание других сказок Николая Сладкова:
«Весна идет»
Главные герои сказки «Осень на пороге» и их характеристика
- Ворон. Мудрый, предусмотрительный.
- Остальные звери и птицы. Смелые, дружные, беззаботные.
План пересказа сказки «Осень на пороге»
- Сбор зверей и птиц
- Холод осени
- Сорванные листья
- Замерзшие насекомые
- Скука и дождь
- Приход осени
Кратчайшее содержание сказки «Осень на пороге» для читательского дневника в 6 предложений
- Стал ворон пытать зверей, готовы ли они к приходу осени.
- Обещали звери надеть теплые одежды, а птицы на юг улететь.
- Не боялись они сорванных листьев.
- Без насекомых хотели перейти на шишки, ягоды и сорняки.
- Не боялись скуки, ведь были звери сытыми.
- Пришла осень и никого не напугала.
Главная мысль сказки «Осень на пороге»
Подготовленного ничто не страшит.
Чему учит сказка «Осень на пороге»
Сказка учит любить природу, зверей и птиц. Учит понимать, какие изменения происходят в живой природе с приходом осени. Учит готовиться к неприятностям заранее.
Отзыв на сказку «Осень на пороге»
Мне понравилось, что звери и птицы не боялись осени, что они были готовы к ее приходу и все у них было продумано. Напрасно ворон думал напугать их разными невзгодами, звери были уверены, что не замерзнут и найдут себе пропитание, а значит все будет хорошо. Мне нравится их позитивный настрой и трезвый расчет.
Пословицы к сказке «Осень на пороге»
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Наготове будешь — все добудешь.
Плотину строй до потопа.
Запас карман не тянет.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Осень на пороге»
Как-то утром мудрый ворон собрал лесных зверей и стал спрашивать, готовы ли они к приходу осени.
Сказал ворон, что напустит осень холоду. А белки, лисы и зайцы говорят, что теплые шубки оденут. Барсуки и еноты кричат, что в норы спрячутся. Ежи и летучие мыши обещают спать завалиться. Перелетные птицы хотят в теплые края улететь, а оседлые пуховые телогрейки надеть.
Продолжает допрос ворон. Говорит, что осень листья сорвет.
Птицы кричат, что ягоды виднее станут, звери орут, что тише в лесу станет.
Не унимается ворон. Говорит, что осень насекомых убьет.
Дрозды кричат, что рябину есть станут. Дятлы говорят, что на шишки накинутся. Щеглы сорняками заняться хотят. А звери и вовсе рады, без насекомых спокойней.
Про скуку стал говорить ворон, про дожди и день короткий.
А зверье кричит, что сыты будут, не заскучают.
Махнул крылом ворон и полетел. А под ним уже лес осенний стоит. Незаметно пришла осень, но никого не напугала.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 74 человека из 29 регионов
аудиоформат
- Сейчас обучается 89 человек из 25 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
«Осень на пороге»
Учитель-логопед Семенова М.В.
МБДОУ д/с № 1 «Сказка» г.Полярный -
2 слайд
К нам в гости прилетел мудрый Ворон. Он принес нам интересную историю.
-
3 слайд
ПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ:
Все деревья облетели, Зеленеют только ели. Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. Когда это бывает? (Осенью.)
А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осенним холодам. -
4 слайд
Игра «Один — много»
-
5 слайд
Игра «Один — много»
-
6 слайд
Игра «Один — много».
-
7 слайд
Игра «Один — много».
-
8 слайд
Игра «Один — много».
-
9 слайд
Игра «Один — много».
-
10 слайд
Игра «Один — много».
-
11 слайд
Игра «Один — много».
-
12 слайд
Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.
-
13 слайд
«Осень на пороге»
рассказ -
14 слайд
Осень на пороге
— Жители леса! — закричал утром мудрый Ворон.— Осень у лесного порога, всели к ее приходу готовы?
Как эхо донеслось из леса: — Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснем!
Мы перелётные птицы в тёплые края улетим! -
-
16 слайд
Итог занятия.
Кто прилетал к вам в гости?
Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки?
А ежи и медведи?
А перелетные птицы?
Краткое описание документа:
Логопедическое занятие в старшей лого группе для детей с ОНР.
МБДОУ ДС № 1 «Сказка» г. Полярный Мурманская обл., учитель-логопед Семенова М.В.
Презентация «Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге».
Цели:
Коррекционно-образовательная: учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.
Коррекционно-развивающие: систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период; активизировать словарь по теме «Осень»; закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.
Скрыть
-
Видеолекции для
профессионалов -
- Свидетельства для портфолио
- Вечный доступ за 120 рублей
- 2 200+ видеолекции для каждого
-
Хочу свидетельство
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 057 509 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»
-
Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»
-
Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
-
Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»