Пересказ рассказа н сладкова осень на пороге

Занятие № 2.

Тема: Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге»

Задачи: 

  • познакомить детей с  произведениями детской литературы о природе;
  • учить  связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
  • систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период;
  • формировать выразительную  литературную речь; 
  • закреплять умение детей отвечать на вопросы;
  • активизировать словарь детей; воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Предварительная работа:  беседа о природе, о жизни и творчестве Николая Сладкова.

Словарная работа: 

Эхо  — явление эхо знакомо большинству людей, оно встречается в горах, лесу в пустых помещениях, колодцах и других местах. Эхо проявляется как повторение звуков и произнесенных слов с некоторой задержкой. Иногда слышно несколько повторений с уменьшением громкости.  

Перво-наперво — прежде всего, первым делом, сначала, сперва.

Оседлые —  птицы, не совершающие сезонных перелетов или кочевок, они живут на одном месте. 

Сдирать сдирать, что то  с чего либо в данном случае сбрасывать листву с деревьев., Прищёлкнет   запереть, щёлкнув засовом, замком или щелчком убить (насекомое).

Науськает — подстрекать к нападению, каким либо враждебным действиям, преследованию. 

Телогрейка  (тело – грея) — женская теплая кофта, обычно без рукавов.

Ход ООД:

Организационный момент.

Беседа.

 Ребята, вот и закончилось лето с длинными, жаркими днями, и короткими звездными ночами, с грозами и ливнями, с разноцветной радугой и утренней росой, с ягодами, грибами, цветами. Неужели с уходом лета и настроение теперь будет грустное? Осенью погода бывает пасмурной, хмурой, дождливой.

— Ребята, а у вас сегодня  какое настроение? (Ответы детей).

— Как можно догадаться, какое у человека настроение? (По глазам, по мимике, по разговору).

— Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Интересно, а сможете вы узнать о настроении поэта по его стихотворению?

— Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень» и узнайте, какое настроение было у автора, когда она писала это стихотворение. Слушайте внимательно!

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах, —

Это платье золотое У березы на плечах.

Утром мы во двор идем, —

 Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

Ребята, какое настроение автора вы почувствовали? (Радость, удивление, восхищение, немного грусти…)

А вот послушайте стихотворение А. Плещеева «Осень наступила» и попробуйте догадаться о настроении другого автора.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет ‘

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Тучи небо кроют,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Воды зашумели

 Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края.

— Какие чувства были у автора, когда он писал это стихотворение? (Грусть, печаль, уныние, разочарование, тоска…)

— Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, все не так уж и грустно, верно, ребята, нам грустно расставаться с летом, но осень будет радовать нас своими чудесами.

Ведение в тему.

— А сейчас время пришло узнать нам ребята, как же встречают осень лесные жители животные и птицы. Я познакомлю вас с рассказом Николая Сладкова  «Осень на пороге».

Вывешивается портрет писателя.

Основная часть.

— Слушайте внимательно потому, что мы будем этот рассказ пересказывать.

Чтение рассказа Николая Сладкова  «Осень на пороге».

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы…

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво — наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Беседа по содержанию рассказа:

— О каком времени года говорилось в рассказе?

— Кто оповестил лесных жителей о приходе осени?   (Мудрый ворон)

— О каком явлении в природе с приходом осени сообщил Ворон в начале рассказа? (Осень холоду в лес напустит).

— Напустит холоду это что значит?

— Кто первым откликнулся?  (Первыми откликнулись звери).

— Какие звери перечислите мне? (Белки, зайцы, лисицы, барсуки,  еноты, ежи, летучие мыши).

Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки?  (В зимние шубы переодеваются).

— Кто может мне объяснить, что это значить, как, звери в зимние шубы переодеваются? (Осенью у животных происходит линька  — старая шерсть выпадает, а появляется новая  густая и теплая).

— Что ответили мудрому Ворону барсуки и еноты? (Они сказали, что в тёплые норы спрячутся).

— Что ответили еж, летучие мыши? (Они сказали, что уснём беспробудным сном).  

— Как долго будут спать еж и летучие мыши?  (Они будут спать до весны). 

— Кто еще  спит зимой?  (Медведь)

— Как это явление называется? (Спячка)

— Кто откликнулся вторым?  (Вторыми откликнулись птицы).

— Боятся ли холода птицы?  (Нет)

Почему же от нас осенью улетают птицы?  (Насекомые прячутся и им нечем питаться, они боятся голода).

— Оседлые птицы это, какие птицы, кто ни будь из вас, знает? (Зимующие)

— А что за пуховые телогрейки оденут зимующие птицы, где они их возьмут?  (У птиц также как и у животных происходит линька, перышки становятся гуще и пушистее).

— О чем еще предупредил лесных жителей мудрый Ворон, какое второе дело сделает осень? (Осень листья с деревьев сдирать начнёт).

— Как это явление в природе называется? (Листопад).

— Что ответили звери?  (Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!).

— Что ответили птицы?  (Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!).

Какое третье дело сделает осень? (Осень последних насекомых морозцем прищёлкнет).

Это что значит прищёлкнет?  (Осенью насекомые, которые не успели спрятаться, могут погибнуть).

— Как откликнулись птицы, чем же будут питаться дрозды, щеглы и дятлы? (Ягодами рябины, шишками и семенами сорняков).

— В рассказе говорится, что птицы на рябину  навалятся, это как, что они сделают, объясните мне?

— Что ответили звери? (А нам без мух-комаров спать будет спокойней).

— Какими еще явлениями природы осени пугал зверей и птиц Ворон?  (Осень скукою донимает, тучи мрачные гонит,  дожди идут, ветры дуют. День коротким становится).

— В рассказе говорится, что осень солнце за пазуху спрячет, что это значит?  (Осенью часто пасмурно, небо затянуто облаками и поэтому солнца невидно).

— Что ответили птицы и звери? (Пусть себе донимает!  Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!)

Молодцы на все мои вопросы ответили! А сейчас давайте  отдохнем.

Физкультминутка.  (Выполнение движений по тексту стихотворения)

Туча небо кроет, солнце не блестит (взмахи руками над головой)
Ветер в поле воет (изображают рупор)
Дождик моросит (взмахи руками перед собой)
Воды зашумели быстрого ручья (топают ногами на месте)
Птички улетели в теплые края (изображают улетающих птичек)

Повторное чтение рассказа.

Ребята, я ещё раз прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте.

 Николай Сладков  «Осень на пороге».

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

— Готовы, готовы, готовы…

— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво — наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

— А мы, дрозды, на рябину навалимся!

— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

— А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Пересказ рассказа детьми.

Посмотрите на эту схему. Она вам поможет  вспомнить весь рассказ, давайте рассмотрим ее внимательно  по порядку.

— С чего всё началось?

— Что было дальше?

Желающий ребенок выходит и пытается пересказать рассказ по мнемосхеме.

Рефлексия.

— Ребята, давайте поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать «да» или нет».

Осенью идут дожди?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?
Звери норки утепляют?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?

Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?

Итог.

ВОПРОСЫ — УПРАЖНЕНИЕ:

— Посмотрите на картинки и выберите тех, кто улетит в тёплые края?

— Как называются птицы, улетающие зимой на юг?

Кто из птиц останется зимовать?

— Как в сказке автор называет теплый пух и перья? (Телогрейка)

— Кто из зверушек поменяет шубку?

—  Какую шубку наденет заяц, лиса, белка?

— Кто из зверей будет прятаться зимой и спать?

— Какое жилье ищут звери на зиму? (Нора, берлога, дупло)

— Как называется долгий зимний сон зверей? (Спячка)

— Вы ребята молодцы все сегодня были внимательными, поэтому справились со всеми заданиями.

Жанр: литературная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Николая Сладкова:

«Весна идет»

Главные герои сказки «Осень на пороге» и их характеристика

  1. Ворон. Мудрый, предусмотрительный.
  2. Остальные звери и птицы. Смелые, дружные, беззаботные. 

План пересказа сказки «Осень на пороге»

  1. Сбор зверей и птиц
  2. Холод осени
  3. Сорванные листья
  4. Замерзшие насекомые
  5. Скука и дождь
  6. Приход осени

Кратчайшее содержание сказки «Осень на пороге» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Стал ворон пытать зверей, готовы ли они к приходу осени.
  2. Обещали звери надеть теплые одежды, а птицы на юг улететь.
  3. Не боялись они сорванных листьев.
  4. Без насекомых хотели перейти на шишки, ягоды и сорняки.
  5. Не боялись скуки, ведь были звери сытыми.
  6. Пришла осень и никого не напугала.

Главная мысль сказки «Осень на пороге»

Подготовленного ничто не страшит.

Чему учит сказка «Осень на пороге»

Сказка учит любить природу, зверей и птиц. Учит понимать, какие изменения происходят в живой природе с приходом осени. Учит готовиться к неприятностям заранее.

Отзыв на сказку «Осень на пороге»

Мне понравилось, что звери и птицы не боялись осени, что они были готовы к ее приходу и все у них было продумано. Напрасно ворон думал напугать их разными невзгодами, звери были уверены, что не замерзнут и найдут себе пропитание, а значит все будет хорошо. Мне нравится их позитивный настрой и трезвый расчет.

Пословицы к сказке «Осень на пороге»

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Наготове будешь — все добудешь.

Плотину строй до потопа.

Запас карман не тянет.

Что летом родится, то зимой пригодится.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Осень на пороге»

Как-то утром мудрый ворон собрал лесных зверей и стал спрашивать, готовы ли они к приходу осени.

Сказал ворон, что напустит осень холоду. А белки, лисы и зайцы говорят, что теплые шубки оденут. Барсуки и еноты кричат, что в норы спрячутся. Ежи и летучие мыши обещают спать завалиться. Перелетные птицы хотят в теплые края улететь, а оседлые пуховые телогрейки надеть.

Продолжает допрос ворон. Говорит, что осень листья сорвет.

Птицы кричат, что ягоды виднее станут, звери орут, что тише в лесу станет.

Не унимается ворон. Говорит, что осень насекомых убьет.

Дрозды кричат, что рябину есть станут. Дятлы говорят, что на шишки накинутся. Щеглы сорняками заняться хотят. А звери и вовсе рады, без насекомых спокойней.

Про скуку стал говорить ворон, про дожди и день короткий.

А зверье кричит, что сыты будут, не заскучают.

Махнул крылом ворон и полетел. А под ним уже лес осенний стоит. Незаметно пришла осень, но никого не напугала.



Скачать материал

«Осень на пороге»Учитель-логопед Семенова М.В.
МБДОУ д/с № 1 «Сказка» г.Поляр...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 74 человека из 29 регионов

аудиоформат

  • Сейчас обучается 89 человек из 25 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • «Осень на пороге»Учитель-логопед Семенова М.В.
МБДОУ д/с № 1 «Сказка» г.Поляр...

    1 слайд

    «Осень на пороге»
    Учитель-логопед Семенова М.В.
    МБДОУ д/с № 1 «Сказка» г.Полярный

  • К нам в гости прилетел мудрый Ворон. Он принес нам интересную историю.

    2 слайд

    К нам в гости прилетел мудрый Ворон. Он принес нам интересную историю.

  • ПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ:Все деревья облетели, Зеленеют только ели. Днем и н...

    3 слайд

    ПОСЛУШАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ:
    Все деревья облетели, Зеленеют только ели. Днем и ночью дождик льет, Грязь и лужи у ворот. Когда это бывает? (Осенью.)
    А из рассказа мудрого Ворона мы узнаем, как лесные жители готовятся к приходу осени и осен­ним холодам.

  • Игра «Один — много»

    4 слайд

    Игра «Один — много»

  • Игра «Один — много»

    5 слайд

    Игра «Один — много»

  • Игра «Один — много».

    6 слайд

    Игра «Один — много».

  • Игра «Один — много».

    7 слайд

    Игра «Один — много».

  • Игра «Один — много».

    8 слайд

    Игра «Один — много».

  • Игра «Один — много».

    9 слайд

    Игра «Один — много».

  • Игра «Один — много».

    10 слайд

    Игра «Один — много».

  • Игра «Один — много».

    11 слайд

    Игра «Один — много».

  • Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.

    12 слайд

    Мудрый Ворон расскажет вам о том, как звери в лесу готовятся к приходу осени.

  • «Осень на пороге»рассказ

    13 слайд

    «Осень на пороге»
    рассказ

  • Осень на пороге—  Жители леса! — закричал утром мудрый Во­рон.— Осень у лесн...

    14 слайд

    Осень на пороге
    — Жители леса! — закричал утром мудрый Во­рон.— Осень у лесного порога, всели к ее приходу го­товы?
    Как эхо донеслось из леса: — Готовы, готовы, готовы…
    — А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — перво-наперво осень холоду в лес напустит — что де­лать станете?
    Откликнулись звери:
    — Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы пе­реоденемся!
    — Мы, барсуки, еноты, в теплые норы спрячемся!
    — Мы, ежи, медведи, сном беспробудным уснем!
    Мы перелётные птицы в тёплые края улетим!

  • Итог занятия.Кто прилетал к вам в гости? Как готовятся к зиме зайцы, лисы и...

    16 слайд

    Итог занятия.
    Кто прилетал к вам в гости?
    Как готовятся к зиме зайцы, лисы и белки?
    А ежи и медведи?
    А перелетные птицы?

Краткое описание документа:

Логопедическое занятие в старшей лого группе для детей с ОНР.

МБДОУ ДС № 1 «Сказка» г. Полярный Мурманская обл., учитель-логопед Семенова М.В.

Презентация «Пересказ рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге».

Цели:

Коррекционно-образовательная: учить детей пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие: систематизировать знания детей о поведении животных в осенний период; активизировать словарь по теме «Осень»; закреплять умение образовывать имена существительные во множественном числе.

Коррекционно-воспитательная: воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение героев произведения.

Скрыть

  • Видеолекции для
    профессионалов

    • Свидетельства для портфолио
    • Вечный доступ за 120 рублей
    • 2 200+ видеолекции для каждого

  • Хочу свидетельство

Сертификат

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 057 509 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация развивающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Методическое обеспечение дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Технология проектной деятельности в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

Оставьте свой комментарий

  • Пересказ рассказа н калининой разве так играют конспект занятия в старшей группе
  • Пересказ рассказа н калининой про снежный колобок презентация
  • Пересказ рассказа метель пушкин
  • Пересказ рассказа мальчики чехова 4 класс краткий по плану
  • Пересказ рассказа малахитовая шкатулка