Пересказ рассказа осень по и соколову микитову подготовительная группа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЕЛОЧКА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА  «ОСЕНЬ» ПО СОКОЛОВУ – МИКИТОВУ

с наглядной опорой на графические схемы»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ВОСПИТАТЕЛЬ:

ДАВЫДОВА ЛАРИСА ГЕННАДЬЕВНА

г.о. ЭЛЕКТРОГОРСК

2017 год

Интеграция образовательных областей:

— «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);

— «Речевое развитие» (развитие речи, приобщение к художественной литературе);  

— «Социально-коммуникативное развитие» (социализация, развитие общения).

Виды детской деятельности: 

— коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, музыкальная.

Цель: 

— обучать  детей связному последовательному пересказу с наглядной опорой на графические схемы, отражающих последовательность событий.

Задачи:

Образовательные:    

1.  Учить  детей  последовательно и логично пересказывать литературный  текст, по  составленному плану стараясь правильно строить предложения.

2.  Формировать  зрительный  и слуховой  контроль над составлением пересказа, над последовательностью и полнотой передачи содержания.

3.  Обогащать лексику признаками-прилагательными, родственными словами, синонимами.

Развивающие:

  1.  Развивать навыки планирования пересказа с опорой на схемы.
  2.  Развивать фонематическое восприятие детей, логическое мышление, внимание.
  3. Активизировать  и обогащать словарный запас по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды».

Воспитательные:

  1.  Воспитывать бережное отношение к  природе и животным, прививать интерес к сменам времени года.

Предварительная работа:

— знакомство с творчеством писателя И. Соколова-Микитова;

— чтение рассказов про осень;

— отгадывание загадок по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды»;

— разучивание пословиц об осени;

— дидактические игры: «Времена года», «До, между, после» (по временам года и месяцам);

— наблюдение в природе; 

— обогащение словаря: знойный, погожий, ожерелье, румяная, кочка, прозрачная, жмутся, моховой, гроздья.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:

 умеют  планировать пересказ с опорой на схемы;  

— умеют последовательно и логично пересказывать литературный  текст, по  составленному плану стараясь правильно строить предложения;

— умеют подбирать прилагательные к существительным;

— актуализируют словарь по темам: «Грибы», «Ягоды», «Осень».

Материалы и оборудование:

демонстрационный: 

— предметные картинки с изображением грибов и ягод;

— фонограмма П.И. Чайковского «Осенняя песня» («Времена года»);

— иллюстрации – осенние пейзажи; магнитная доска;

— карточки с графическими схемами для пересказа;

— картина с изображением березы;

— листок клена.

раздаточный: 

— картинка с изображением листа березы;

— ножницы.

Содержание образовательной деятельности

Организационный момент:

Воспитатель:

Дети, какое сейчас время года? (осень) Какой сейчас месяц? Какой следующий месяц? Какой предыдущий месяц? Я вам предлагаю поиграть в игру:

«Что лишнее?». Я вам скажу слова, а вы выберите лишнее слово, объясните почему.  При этом постарайтесь использовать слова: «Потому, что»

— мухомор, подберезовик, лисичка, сыроежка. (Лишнее слово мухомор, потому, что-  это ядовитый гриб, а подберезовик, лисичка и сыроежка съедобные грибы.)

— сентябрь, май, октябрь, ноябрь.

— клюква, земляника, брусника, вороний глаз.

Подготовка к восприятию текста.

Воспитатель:  Дети, я вам сейчас загадаю загадки,  а вы постараетесь их отгадать. (Дети находят картинки-отгадки и помещают  их на магнитную доску)

— приходит по луже, уходит по стуже. /осень/

— по небу плывут, дождик несут. /облака/

— муха охнула сперва: «Ах, какие кружева! Я попала в кружева – и пропала голова! /паутина/

— кто шляпу на ногу надевает? /гриб/

— была зеленой маленькой, потом я стала аленькой. На солнце почернела я, и вот теперь я спелая? /ягода черника/

Воспитатель: (воспитатель рукой указывает на портрет, который висит на доске)  

— Дети, что вы видите? (портрет писателя Ивана Соколова-Микитова)

— Какие рассказы этого писателя вам знакомы? («Лось», «Заяц», «Белки», «Ежи», «Звуки земли», «Русский лес»

Воспитатель: сегодня я вам прочитаю еще один рассказ этого писателя. Называется он «Осень». Слушайте внимательно.

Чтение рассказа.

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины. Чист и прозрачен воздух!

Беседа по содержанию:

Воспитатель:

— какое время года наступает после знойного лета? (после знойного лета наступает золотая осень)

— по какому небу бегут облака? (по высокому небу бегут облака)

— что летает над землей в погожие, теплые дни? (в погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина)

— какие грибы растут по опушкам лесов? (по опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики)

— что рассыпано по кочкам в болотах (в болотах рассыпана румяная клюква)

— какая ягода краснеет на лесных полянах? (на лесных полянах краснеют гроздья рябины)

Лексико-грамматические упражнения:

Игра «Подбери признак» (дети, называя признак, передают лист клена друг другу)

— Осень (какая?) (золотая, теплая, ранняя, поздняя, дождливая, серая…)  

— А в рассказе какая осень? (золотая)

— Небо какое? (прозрачное, высокое, голубое, серое, ясное, пасмурное, безоблачное и т.д.)

— А в рассказе небо какое? (прозрачное высокое)

— Лето какое? (знойное, жаркое, дождливое, теплое, солнечное, яркое и т.д.)

— А в рассказе какое лето? (знойное)

Воспитатель:

Дети посмотрите  и скажите, что изображено на этих картинках?

Скажите, почему говорят:

— Красноголовый подосиновик (потому, что- шляпка гриба красного цвета)

— Зеленоватые и розоватые сыроежки (потому, что- эти грибы можно есть сырыми, а шляпки у них розовые и зеленые)

— Скользкие грузди (потому, что- они большие, грузные, влажные, поэтому в руках они скользят)

— Душистые рыжики ( потому, что -грибы оранжевого цвета и очень ароматные, с сильным грибным запахом)

— Тонконогие опята ( потому, что –ножка гриба очень тонкая)

— Гроздья рябины ( потому, что- много ягод висят  на одной веточке).

Воспитатель: воспитатель обращает внимание детей на картинку с изображением березы. Вопросы детям:

— какое это дерево? (береза)

-как называется явление, когда деревья теряют свою листву? (листопад)

-если это береза, то лист? (березовый), дуб, ольха, рябина, осина, клен…..

Воспитатель: воспитатель предлагает детям сесть за столы , вырезать  березовый лист и после физкультминутки  приклеить его на картинку с изображением березы; звучит музыка П.И. Чайковского «Осенняя песня».

Физкультминутка

Мы листики осенние

На ветках мы сидим.

Дунул ветер, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Воспитатель: 

Дети, послушайте рассказ еще раз, а затем мы будем его пересказывать.

(Во время чтения по ходу действия воспитатель выкладывает опорные схемы на доску).

(Детям предлагается пересказать текст с опорой на графические схемы. Дети рассказывают парами и индивидуально).

Рефлексия:

Воспитатель:

с каким рассказом вы сегодня познакомились?

— ребята, мы с вами познакомились с рассказом, послушали его, и что потом с ним делали?

— что помогало вам пересказывать?

— было трудно?

— чей пересказ вам  понравился больше? (ответы детей)

Воспитатель: спасибо вам дети за хорошую работу.

Используемая литература :

  1. Лебедева Л.В.  Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015г
  2. О.С.Ушакова  «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития»  — Москва. Педагогический университет «Первое сентября» — 2011г
  3.   Комплексные  занятия   по  программе   «От рождения  до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С Комарова, М.А.  Васильева.
  4. Ткаченко Т.А.  «Формирование и развитие связной речи». Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Издательство: Гном, 2015г.

МАОУ Лицей №27

детский сад
«Дельфинчик» г. Улан — Удэ

Конспект
занятия по развитию речи

в
подготовительной группе

Пересказ
рассказа «Осень».

Подготовила:
воспитатель

Матуева С.Ц..

2021 год

Лист березы

Цель: Формировать навыки связного
последовательного пересказа с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

1.
Учить содержательно пересказывать текст.

2. Развивать
умение слышать вопрос и давать полной формой ответ.

3.
Побуждать интересоваться  смыслом слова (почему назвали гриб Сыроежка?)

4.
Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

Оборудование:

Графические
схемы, предметные картинки с изображением грибов и ягод; фонограмма П. И.
Чайковского «Осенняя песнь», наборное полотно; магнитная
доска.

Предварительная работа:

Чтение рассказов
об осени.

Знакомство
с творчеством писателя.

Отгадывание загадок по темам: осень,
грибы, ягоды.

Наблюдение
в природе.

Дидактические
игры «Времена года».

Ход занятия.

Педагог

Дети

Орг.момент 

Звучит
музыка  

«Осенняя песнь»      

П.
И. Чайковского

Пальчиковая
гимнастика «Осенние листья» дети выполняют согласно тексту.

От
кого это к нам пришла музыкальная весточка?

Ребята,
как вы догадались, что это Осень?

Какими
еще словами мы можем описать Осень?

Ребята,
а вы знаете, что такое листопад?

(корзинка
с листьями = листопад)

Давайте
соберем все листья и узнаем что же на них написано.

(педагог
показывает березовый лист). Скажите ребята, чей это листик, от какого дерева?

Ребята
это послание от Осени, она потеряла свою шкатулку! И просит нас помочь найти
ее! Поможем?

Для
того чтобы отыскать шкатулку нам нужно выполнить задания.

Вы
готовы?

Послушайте
загадку:

Он
могучий! Крона в тучах.

В
кроне желуди видны.

И
не зря к нему приходят

Утром
ранним кабаны.


Как называют листья дуба?

Скажите,
а среди этих листьев были дубовые листья?

А где же
он, давайте посмотрим вокруг?!

(педагог
достает дубовый лист, а под ним конверт с заданием)

Раз,
два, три, четыре, пять.

(Загибают пальчики, начиная с большого)

Будем
листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья
березы,

Листья
рябины,

Листики
тополя,

Листья
осины,

Листики
дуба мы соберем,

Маме осенний
букет отнесем.

(«Шагают» пальчики).

От Осени!

Потому
что звучала грустная печальная музыка.

Яркая
осень, солнечная осень, разноцветная, золотая, хмурая, печальная, грустная …

Листопад
это когда с деревьев опадают листья.

(дети
замечают, что на них что-то написано)

(дети
собирают листья в корзину)

Это лист
березы.

Березовый
листик.

Да!

Да!

Это Дуб.

Дубовые
листья.

Нет!

(дети
находят его на стене группы)

Дидактическая
игра «Что лишнее?»


Ребята, как вы думаете, что нужно сделать в этом задании. Отвечаем полным
предложением.

(Мухомор,
подберезовик, лисичка, опенок.

Сыроежка,
лисичка, поганка, подосиновик.

Клюква,
земляника, брусника, волчья ягода.)


Молодцы! Ответили верно.

Смотрите
здесь еще один листик! Чей это листик?

В этом
задании нужно найти лишний предмет.

Лишнее слово
«Мухомор», потому что он ядовитый гриб.

Лишнее слово
«поганка» потому что это ядовитый гриб.

Лишнее
слово «волчья ягода» потому что это ядовитая ягода.

Это
кленовый листик.

(дети
находят в группе еще кленовые листья, педагог собирает их) – 2 шт.

Подготовка
к восприятию текста

Выстраивание
графического плана рассказа.

д/и
«Веселый счет»

Это
задание называется «Веселый счет»


конверте картинки, дети считают предметы до пяти)

Одно
облако

Два
облака

Три
облака

Четыре
облака

Пять
облаков (паутина, гриб, ягода)

Чтение рассказа.

Развитие
слухового внимания
, памяти, творческого воображения.

(педагог
случайно роняет листик) Что это за листик? С какого дерева он упал?

А
на нем рассказ Ивана Соколова-Микитова «Осень» 

(в сокращении) послушайте:


После лета наступила золотая осень.

По
высокому небу бегут облака.

В
погожие теплые дни летает над землей липкая паутина.

По
опушкам лесов еще растут грибы: подосиновики, сыроежки, опята и рыжики.    В
болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.

На
лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист
и прозрачен воздух!

(Дети
сообщают о листике)

Это
осиновый листок.

Беседа
по содержанию.

Развитие
диалогической речи
, запоминание последовательности текста,
выстраивание плана пересказа с помощью опорных схем.

Какое
время года наступает после лета?

По
какому небу бегут облака? 

Что
летает над землей в погожие, теплые дни? 

Какие
грибы растут по опушкам лесов?

Что рассыпано
по кочкам в болотах? 

Какая
ягода краснеет на лесных полянах? 

Какой
воздух в рассказе?

После
лета наступает осень
.

По
высокому небу бегут облака
.

В
погожие теплые дни над землей летает липкая паутина
.

По
опушкам лесов растут грибы: подосиновики, сыроежки, грузди и рыжики.

По кочкам
в болотах рассыпана румяная клюква
.

На
лесных полянах краснеют гроздья рябины
.

Воздух
чистый и прозрачный.

Физминутка.


А сейчас мы немного отдохнем, и осень выручать пойдем.

(один
ребенок читает текст остальные выполняют)

По
болоту мы идем,

Клюкву
собираем,

Скачет
к нам зайчишка

В
сереньком пальтишке

Прыг
– скок, прыг – скок

Ускакал
от нас дружок.

По
болоту мы идем

Клюкву
собираем

Может осень
повстречаем.

Что
– то рыжее мелькнуло под кустом

Это
рыжая лисичка помахала нам хвостом.

По
болоту мы шагали

Клюквы
много мы набрали

А
вот осень золотую так и не повстречали.

Лексико
– грамматические упражнения:

Упражнение «Подбери
признак».
 Активизация словаря признаков, согласование
существительных с прилагательными.

Упражнение «Почему?»
Развитие воображения, логического мышления. Выставляются на наборное
полотно грибы и ягоды.


Ребята, скажите, какая бывает осень
?

А
в рассказе какая осень?


А какое небо осенью? 

А
в рассказе небо, какое? 


Ребята посмотрите на картинку клюквы, и скажите, какая она? 

А
в рассказе клюква, какая?


Назовите грибы и ягоды?         И объясните, почему их так называют?

Осень
бывает золотая, поздняя, дождливая, серая.

В
рассказе осень золотая. Осенью небо прозрачное, высокое, голубое, серое,
пасмурное, дождливое. Небо прозрачное, высокое.

Клюква румяная,
кислая, красная, вкусная, полезная.

В
рассказе клюква румяная.

Подосиновик
– растет под осинами.

Сыроежки
– можно есть сырыми.

Грузди
– грибы большие, грузные.

Рыжики
– оранжевого цвета, очень ароматные.

Гроздья
рябины – много ягод на одной ветке.

Румяная
клюква – ягода красная, алая, как щеки на морозе.

Повторное
чтение рассказа. 

Развитие слухового
внимания и памяти.

Педагог
повторно читает рассказ

Пересказ
рассказа
 с
опорой на графический план.

Развитие
связной речи
.

Рассказ осуществляет-
ся детьми парами и индивидуально.

Педагог
помогает опорными вопросами.

Дети
пересказывают

Итог занятия

Ребята
мы все задания выполнили, где же шкатулка? Поищите-ка?

(читает
послание от осени)  Вы ребята молодцы, за это дарю вам игру.

(дети
находят шкатулку)

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Пересказ рассказа «Осень» по И.Соколову-Микитову»

(Для детей 5-6 лет)

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Задачи:

— активизация и обогащение словарного запаса по темам «Осень». «Грибы»;

— развивать фразовую речь и навыки составления распространенных ответов на вопросы;

— формировать слуховой и зрительный контроль правильности составления рассказа, мелкую моторику рук;

— воспитывать умение восхищаться красотой данного времени года.

Оборудование: оборудование ИКТ, книга И.С.Соколв-Микитов, осенние листочки из бумаги по количеству детей, презентация.

Предварительная работа: беседы по теме «Осень», «Грибы», чтение рассказа.

Ход занятия

Станем рядышком по кругу

Скажем, здравствуйте друг другу

Если каждый улыбнется.

Утро доброе начнется

— Скажем нашим гостям — Доброе утро!!!

— Ребята, вы видели у нас на полочке новая книга?

— Вы хотите ее рассмотреть?

Занятие

(Садитесь на стульчики.)

— Ребята, автор этой книги Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Он пишет рассказы для детей.

— Ребята, как вы думаете, глядя на иллюстрацию, можно узнать о каком времени года пишет автор в этой книге? (Ответы детей.)

— Тогда внимательно посмотрите на иллюстрацию и скажите, какое время года здесь изображено? (Ответы детей.)

— Почему вы думаете, что это осень? Докажите? (На деревьях разноцветные листья, на земле желтая трава.)

— Посмотрите, какая ягода краснеет осенью на деревьях? ( Осенью краснеет рябина).

— А как вы думаете, что это за место? (Лес, лесная опушка.)

— Что растет осенью в лесу? (Осенью в лесу растут Грибы.)

— Ребята, а вы были когда-нибудь в осеннем лесу, собирали там грибы?

— Какие грибы вы собирали?

— Ребята, а помните, мы с вами говорили о грибах и рассматривали картинки.

— Кто может их назвать?

— Ребята, я приглашаю вас на полянку. Посмотрите, осень подарила нам красивые, разноцветные листья. Давайте устроим листопад.

Дыхательная гимнастика. Положите листочек на ладошку и подуйте на листочки, чтобы они закружились в воздухе. (Губы сложите трубочкой, вдох через нос, выдох через рот.)

Пальчиковая гимнастика.

Один, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать

Листья березы

Листья рябины

Листики тополя

Листья осины

Листики дуба

Мы соберем

В вазу осенний букет отнесем.

— Ребята, вы молодцы, и мы с вами доказали, что на иллюстрации художник изобразил осень. А теперь предположим, что автор в этой книге пишет тоже про осень. Вы согласны со мной? (Ответы детей.)

— Ребята, но как нам проверить наше предположение, может автор пишет не про осень? Как мы можем проверить? (Ответы детей.) Я тоже согласна с Артемом, предлагаю прочитать рассказ. Садитесь и внимательно послушайте рассказ И.С.Соколова-Микитова.

Чтение рассказа

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В теплые дни летает над землей паутина. В лесу еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябины.

— Ребята, вам понравился рассказ? Вы внимательно его слушали, скажите, какое же время года наступает после знойного лета? (После знойного лета наступает золотая осень.)

— По какому небу бегут облака? (По высокому небу бегут облака.)

— Что летает над землей в погожие, теплые дни? (В погожие, теплые дни над землей летает липкая паутина.)

— Какие грибы растут по опушкам лесов? (По опушкам лесов растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди, душистые рыжики.)

— Что рассыпано по кочкам в болотах? (В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.)

— Какая ягода краснеет на лесных полянах? (На лесных полянах краснеют гроздья рябины.)

Предлагаю игру «Трудные слова».

-Что означает слово знойное? (Жаркое.)

-Что означает золотая? (Желтая.)

— что это такое кочка? (Небольшой бугорок.)

— Что такое опушка? (Край леса.) Молодцы!

— Ребята, предлагаю отдохнуть и поиграть на нашей полянке.

Физкультминутка «Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)

Скачет дождик по дорожке

В лужице – смотри, смотри! (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)

Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу, потряхивания кистями.)

Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями.)

Сушит перышки скорей.

— А сейчас я прочитаю рассказ еще раз, вы внимательно послушайте и постарайтесь запомнить. Вы сами будете рассказывать рассказ. (Повторное чтение рассказа.)

— Ребята постарайтесь в своих рассказах употребить слова и выражения из текста Соколова-Микитова. Еще вам помогут графические схемы, они на экране посмотрите. Предлагаю рассказать рассказ сначала по очереди, по одному предложению начнем с Маши.

(Пересказ детьми рассказа с опорой на схемы.)

Дети выходят, пересказывают рассказ по цепочке, парами и индивидуально.

Молодцы!

— Ребята, скажите, чей рассказ вам понравился больше всего? (высказывания детей). Мне тоже понравились ваши рассказы.

— А теперь, скажите, а каком же времени года написал Соколов — Микитов в этой книге? (ответы детей).

Да, ребята, вы правы рассказ так и называется «Осень в лесу».

— Значит наши предположения верные? (Ответы детей.) Мы были правы Соколов – Микитов в своей книге написал про осень в лесу.

— Ребята, этот рассказ, вы можете рассказать своим друзьям, родителям.

— Спасибо ребята, мне было приятно находить с вами верное решение, я думаю, вам тоже было интересно. /

Цель: формирование навыков составления творческих пересказов.

Задачи:

Обучающие:

  • учить замечать приметы осени;
  • учить творческому рассказыванию;
  • формировать активный зрительный и слуховой контроль над составлением творческого рассказа;
  • формировать грамматические обобщения и усвоение нормативного использования средств языка.

Развивающие:

  • закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года;
  • развивать фразовую речь и навык составления распространенных ответов на вопросы;
  • активизировать и обогатить словарь по теме «Осень».

Воспитательная:

  • воспитывать навыки культурного поведения в природе.

Оборудование: графические схемы; предметные картинки с изображением грибов и ягод (Приложение 1); картинка «Дары леса»; фонограмма П.И.Чайковского «Осенняя песня»; магнитная доска.

Предварительная работа.

  • Беседа «Осенняя пора».
  • Наблюдения в природе.
  • Индивидуальная работа: признаки осени.
  • Чтение стихов и рассказов по теме «Осень».
  • Отгадывание загадок по темам: «Осень», «Ягоды», «Грибы».
  • Разучивание пословиц об осени.
  • Дидактические игры «Времена года», «Четвертый лишний».
  • Лексико-семантическая работа:
    • Знойный – жаркий 
    • Погожие – ясные
    • Ожерелье – бусы
    • Румяная – красная, алая
    • Кочка – небольшой бугорок
    • Прозрачный – ясный, безоблачный
    • Жмутся – касаются друг друга
    • Моховой – покрытый мхом (мох – растительность на болоте).
  • Чтение рассказа «Осень» И. Соколова-Микитова.
  • Беседа по содержанию.
  • Пересказ рассказа с опорой на графический план.
  • Выставка поделок из природного материала «Стоит Антошка на одной ножке».
  • Фотовыставка «Прогулка в осеннем лесу».
  • Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Осенняя песня».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дидактическая игра «Что лишнее?» Воспитатель предлагает детям прослушать цепочки слов, выделить каждое «лишнее» слово и объяснить, почему оно не подходит к заданной группе слов. Дети отвечают развернутыми предложениями, используя союз потому что.

– Мухомор, подберезовик, лисички, опенок;

– Сыроежка, лисичка, поганка, подосиновик;

– Клюква, земляника, брусника, вороний глаз.

2. Активизация знаний по рассказу.

Воспитатель: Внимательно послушайте рассказ, следите за содержанием по графическому плану.

И. Соколов-Микитов «Осень».

После знойного лета наступила золотая осень. По высокому небу бегут и бегут облака. В погожие, теплые дни летает над землей липкая паутина. По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых пнях видны тонконогие опята. В болотах по кочкам рассыпана румяная клюква. На лесных полянах краснеют гроздья рябин. Чист и прозрачен воздух!

3. Пересказ детьми рассказа с опорой на графический план.

Рассказ осуществляется детьми по цепочке.

4. Творческое рассказывание.

Воспитатель: Предлагает детям сочинить концовку рассказа. (В помощь детям могут быть предложены картинки: корзина с грибами, лукошко с ягодами, букет осенних листьев, бусы из рябины, белка).

5-6 детей рассказывают сочиненную концовку.

Возможные варианты.

Вариант 1.

В погожий осенний денек Дима и Таня пошли в лес. Они собирали ягоды и грибы. Дима набрал целое лукошко румяной клюквы. У Тани корзина полна грибов: тонконогие опята, душистые рыжики, красноголовые подосиновики. Спасибо, осень, за подарки.

Вариант 2.

В выходной мы с мамой ходили в лес. Нарвали рябины и принесли домой. С мамой я нанизывала ягоды на ниточку. Получились красивые бусы.

Вариант 3.

В лесу с ветки на ветку прыгает пушистая белка. Потом она опускается на землю и что-то там ищет. Белка заготавливает грибы на зиму. Рыжий зверек развешивает их на веточках и сушит. Зимой белка не будет голодать.

5. Итог.

Высказывания детей: чей рассказ понравился и почему.

Воспитатель: оценка деятельности детей.

Литература:

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М., Аркти. 2002 г.
  2. Лебедев Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008 г.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. Владос. 2003 г.

Осень

И. Соколов-Микитов

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.

В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.

Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси…

Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.

Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.

Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.

Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.

Скоро, скоро начнутся первые морозы.

До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.

Наступила осень

Пришла хмурая дождливая осень. Погода стоит ненастная. Небо покрыто серыми тучами. Целый день льет холодный дождь. Дороги размыло. Дует резкий ветер. Все дорожки в парках и садах усыпаны жёлтыми листьями. Во дворе, на улицах грязь, лужи. С каждым днём всё холоднее. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Не за горами приход зимы.

Вчера улетели в тёплые края грачи. Гораздо раньше, еще в августе, покинули свои гнезда стрижи и ласточки. Они долго кружились над полями, высокими холмами и прощались с родными местами. Зарывшись глубоко в землю, попрятались насекомые.

Осень — унылая пора. В лесу пусто и очень тихо. Созерцание увядающей природы навевает грустные мысли. Кажется, что уже не будет ни солнца, ни света, ни красок… В такую погоду лучше всего сидеть дома, закутаться в тёплый плед и пить чай.

Вечером промозглый дождь закончился. Окрестности окутаны густым туманом. И вот уже спускается на сонную землю тёмная осенняя ночь.

Лес осенью

И. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

Я и осень

Красивейшая пора года — осень. Все деревья одеты в шикарные золотистые шубки. Когда идёшь по великолепному ковру из разноцветных листьев, слышишь у себя под ногами их приятное шуршание.

Я люблю гулять с друзьями, когда на улице такая пора. Моё настроение улучшается, и даже лёгкий осенний дождик не портит его.

Осень — пора перемен, и вскоре тёплые дни сменяют холода и ветра. Моё настроение также меняется. Спасением становятся любимые фильмы, которые я пересматриваю в тысячный раз, потому что они никогда не надоедают.

Я обожаю золотую осень!

Осенний день в березовой роще

Автор: Тургенев Иван Сергеевич

Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая…

Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось… то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.

Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая…

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.

***

Осенний, ясный, немножко холодный, утром морозный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая осиновая роща насквозь вся сверкает, словно ей весело и легко стоять голой, изморозь еще белеет на дне долин, а свежий ветер тихонько шевелит и гонит упавшие покоробленные листья, — когда по реке радостно мчатся синие волны, тихо вздымая рассеянных гусей и уток; вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и, пестрея в светлом воздухе, голуби быстро кружатся над ней…

***

Автор: Куприн Александр Иванович

… К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.

Краткое содержание «Осень» для читательского дневника

ФИО автора: Сладков Николай Иванович

Название: Осень

Число страниц: 2. Сладков Николай Иванович. «Лесные сказки». Издательство «Искатель». 2015 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1969 год

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Поздняя осень

Короленко Владимир Галактионович

Наступает поздняя осень. Плод отяжелел; он срывается и падает на землю. Он умирает, но в нем живет семя, а в этом семени живет в «возможности» и все будущее растение, с его будущей роскошной листвой и с его новым плодом. Семя падет на землю; а над землей низко подымается уже холодное солнце, бежит холодный ветер, несутся холодные тучи… Не только страсть, но и самая жизнь замирает тихо, незаметно… Земля все больше проступает из-под зелени своей чернотой, в небе господствуют холодные тона… И вот наступает день, когда на эту смирившуюся и притихшую, будто овдовевшую землю падают миллионы снежинок и вся она становится ровна, одноцветна и бела… Белый цвет — это цвет холодного снега, цвет высочайших облаков, которые плывут в недосягаемом холоде поднебесных высот,— цвет величавых и бесплодных горных вершин…

Осень — чудесная пора

Наконец-то наступила эта чудесная пора — осень! Это прекрасное время, когда деревья пестрят разноцветными нарядами, а земля устлана ковром из золотых и багряных листьев.

Прогулка в осеннем сквере — настоящее удовольствие. Неспешно идёшь по дорожке, оглядываешься по сторонам и невольно восхищаешься буйной красотой пейзажа, который открывается твоему взору. Взгляд падает на широкий пёстрый куст калины с её сочными гроздьями ягод. А впереди ты видишь огненно-рыжие клёны, прожилки на листьях которых причудливо выделяются на общем фоне деревьев. Сотворить такое великолепие способна лишь осень-художница. А небо над головой? Оно мрачное и величественное, но в то же время солнышко ещё согревает охладившуюся за ночь землю.

Как же прекрасна осенняя пора!

Антоновские яблоки

Бунин Иван Алексеевич

Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками в самую пору, в середине месяца. Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет. Всюду сильно пахнет яблоками.

К ночи становится очень холодно и росисто. Надышавшись на гумне ржаным ароматом новой соломы и мякины, бодро идешь домой к ужину мимо садового вала. Голоса на деревне или скрип ворот раздаются по студеной заре необыкновенно ясно. Темнеет. И вот еще запах: в саду — костер и крепко тянет душистым дымом вишневых сучьев. В темноте, в глубине сада — сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком…

«Ядреная антоновка — к веселому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился… Вспоминается мне урожайный год.

На ранней заре, когда еще кричат петухи, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце… Побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, а сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень.

Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие.

С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи.

Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и снова начинал сеять дождь… сперва тихо, осторожно, потом все гуще и наконец превращался в ливень с бурей и темнотой. Наступала долгая, тревожная ночь…

Из такой трепки сад выходил совсем обнаженным, засыпанным мокрыми листьями и каким-то притихшим, смирившимся. Но зато как красив он был, когда снова наступала ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября, прощальный праздник осени! Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых заморозков. Черный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимыми…

Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме — тишина. Впереди — целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие.

Словарь родной природы

Паустовский Константин Георгиевич

Невозможно перечислить приметы всех времен года. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым ее дням, когда уже начинает «сентябрить».

Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. С летучей паутиной («пряжей богородицы», как кое-где называют ее до сих пор истовые старухи) и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Унылая пора — очей очарованье».

Потом — ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори.

Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом…

***

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Как-то поздним вечером я вышел в сад к колодцу. Я поставил на сруб тусклый керосиновый фонарь «летучую мышь» и достал воды. В ведре плавали листья. Они были всюду. От них нигде нельзя было избавиться. Черный хлеб из пекарни приносили с прилипшими к нему мокрыми листьями. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол. на книги, а по дорожкам сала было трудно холить: приходилось идти по листьям, как по глубокому снегу. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах — всюду. Мы спали на них и насквозь пропитались их запахом.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые услыхал шелест падающего листа — неясный звук, похожий на детский шепот.

Мой дом

Паустовский Константин Георгиевич

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в салу шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль. Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.

Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.

Впереди — пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.

Какие бывают дожди

Паустовский Константин Георгиевич

(Отрывок из повести «Золотая роза»)

… Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать* хорошо передает возникновение дождя, когда еше редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорожках и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дожаем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что, независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»…

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы —липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкаюшие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Все это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде…

Улетают журавли

В золотые осенние дни собира­лись к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собрав­шись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шум­ные города высоко в небе летели жу­равли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чут­кие журавли.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Чуть брезжит над рекой, над лес­ными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.

Один за другим журавли подни­маются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.

Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, жу­равли! До радостной встречи вес­ною!

Осень в лесу Соколов-Микитов рассказ с иллюстрациями

Рейтинг: / 99 Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянках краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

По прозрачному высокому небу бегут и «бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки.

В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли…

У лесного озера

Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озе­ром солнце.

На яркий, осыпанный росинка­ми-алмазами расписной ковёр по­хожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросши­ми вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.

Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; пе­репорхнёт, сядет долбить дерево дятел.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник-глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.

В таёжных глухих лесах каж­дую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глуха­ри колючей и жёсткой сосновой хвоей.

Ходит по гальке глухарь, выби­рает крепкие камешки. Не шелох­нётся прозрачное озеро. Выше и выше поднимается над лесом осен­нее солнце.

ГОД В ЛЕСУ

НАД РЕКОЙ

Худ. Г. НикольскийПо берегам реки — со­сновый бор.

Дует над рекой ветер. Плещут в берег шумные волны. Гуляют по волнам седые барашки-беляки.

Взлетел над волна­ми огромный орлан-бело­хвост. Держит в когтях живую, трепещущую ры­бину.

Умеют ловить рыбу зоркие орланы. С огром­ной высоты камнем бро­саются на волны, цепко схватывают добычу.

В самых больших ле­сах на вершинах высо­ких деревьев устраива­ют гнёзда орланы. Много всяческой добычи прино­сят прожорливым птен­цам.

Далеко видят зоркие и сильные орланы. Под са­мыми облаками парят они в ясные дни.

Хорошо ви­дят, где спрятался в тра­ве, прижав уши, зайчо­нок, где всплеснула над волнами рыба, где на лес­ную вырубку вывела свой выводок осторожная глу­харка-мать.

РЫСЁНОК

Худ. Г. НикольскийПод старой сосной вытянулась, греется на солнышке рысь.

Тихо в глухом лесу.

Слышит рысь, как пере­порхнёт с дерева на де­рево рябчик, как про­пищит, покачиваясь на ветке, синичка, проше­лестит лесная мышь.

Маленький пуши­стый рысёнок взобрался на спину рыси. Потяги­вается, мурлычет ста­рая рысь, играет с ма­леньким весёлым ры­сёнком.

Ночью уходит рысь за добычей. Неслышно крадётся под деревья­ми, ловит птиц и неосто­рожных, робких зай­чишек.

Никто не увернётся от острых когтей раз­бойницы-рыси: ни зазе­вавшийся зайчишка-бе­ляк, ни старый тетерев и тяжёлый глухарь, ни задремавший пугливый рябчик.

Много вреда делает в лесу злая разбойница-рысь.

ЛОСИ

Худ. Г. НикольскийНаступил вечер в лесу. За макушки деревьев зака­тилось солнышко.

Пасётся на краю болота лосиха со своим длинноногим неуклюжим лосёнком.

Досыта наелись они соч­ной травою.

Звенят над болотом надо­едливые комары. Отбиваются от комаров лоси, потряхива­ют длинными ушами.

Чтобы спастись от кома­ров, забираются иногда лоси в воду. Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой, не­пролазной чащобы не стра­шатся сильные лоси.

Всюду бродят по лесу ло­си — переходят болота, пере­плывают широкие реки и глу­бокие лесные озёра.

Там, где люди не обижа­ют лосей, доверчиво выходят они из лесу. Нередко люди видят лосей на окраинах селе­ний и городов. Случается, за­бредают они в сады и подгородние парки.

Настоящие охотники бе­регут, не стреляют лосей. Лю­буются они большими, краси­выми животными, не причи­няющими вреда человеку.

ЛЕТНЯЯ НОЧЬ

Худ. Г. НикольскийНаступила тёплая ночь в лесу.

Светит луна на окружённую лесом поляну. Стрекочут ноч­ные кузнечики, заливаются в кустах соловьи.

В высокой траве без отдыха кричат длинноногие, провор­ные коростели.

«Тпрусь-тпрусь! Тпрусь-тпрусь! Тпрусь-тпрусь!» — со всех сторон слышится их гром­кий хриплый крик.

Беззвучно носятся в возду­хе летучие мыши.

У края тропинки там и там зажглись зелёные фонарики светляков.

Тихо в ночном лесу. Чуть слышно журчит скрытый лес­ной ручеёк. Душисто пахнут ночные красавицы — фиалки.

Вот проковылял, хрустнул сучком, отправляясь на промы­сел, заяц-беляк. Отбросив лёг­кую тень на поляну, пролетела и скрылась сова.

В глубине леса вдруг ухнул и захохотал, как в страшной сказке, филин-пугач.

Испугалась филина, просну­лась в гнезде, робко пискнула лесная маленькая птичка…

ОСЕНЬ

Худ. Г. НикольскийПришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые под­осиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румя­ная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправ­ляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие жу­равли.

Беляк

Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слу­шает.

Страшно робкому зайчишке- беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хит­рая лисица, или схватит голод­ный волк, или спрыгнет с дере­ва и загрызёт быстрая рысь…

Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево — кажется бе­ляку, это идут злые волки. Прыг­нет из-под ног лягушонок — то­же страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова —у беляка душа в пятки.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрач­ные дни. Где ни ляжет, ни спря­чется, его видно издалека: кру­гом всё жёлтое, золотое, а пор­точки у бедняги уже побелели. Ни ночью, ни днём не спит роб­кий беляк.

Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.

Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.

Зароется он в снежный суг­роб — никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни бы­страя рысь.

Ёж

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, че­рез лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.

Осенью у ежей мало до­бычи. Попрятались в зем­лю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

В ясные осенние дни го­товит себе хлопотливый тру­женик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лес­ной мох — стелет зимнюю постель.

Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бе­гать по лесу, ловить червей и жуков.

Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный суг­роб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.

Никто не найдёт его ло­гова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зи­му проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

Детский сад №28

Н. Сладков

И ГРУСТНО И РАДОСТНО

Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился.

И вдруг осеннюю тишину нарушает яркое, прямо весеннее бормотание тетерева!

Певчий дрозд откликнулся — просвистел свою песню. Затенькала птичка-капелька — пеночка теньковка.

И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится радость.

Странный в сентябре лес — в нем рядом весна и осень.

Желтый лист и зеленая травинка.

Поблекшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.

Увядание и расцвет.

Песни и тишина.

И грустно и радостно!

ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки — багряны­ми и золотыми.

Налились, отяжелели — и потекли.

Полетели иволгами по ветру. Запрыгали бел­ками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щелкнет — сорвется лист. Синицы на ветке завозятся — брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит — закру­жится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветки — хлынет сверкающий водопад.

По колено в листьях деревья стоят.

Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под листьями спрятались.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

И. Соколов- Микитов

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душис­тые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.

На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ

В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свиданья, до свиданья, журавли! До радостной встречи весною!

Поделиться с друзьями:

Белки

В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут про­ворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спу­скаются на землю собирать грибы.

В развилине елового сучка белки развесили су­шить красноголовый под­осиновик, тонконогие ма­ленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали отбор­ные, вкусные орехи.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Поздней осенью пере­менят белки свои рыжие платьица на серые зимние шубки.

В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах белки вос­питывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых моро­зов и холодных ветров.

Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах — шу­страя белка.

Медведи

Вечером вышла медве­дица с медвежонком на лес­ную полянку, увидела му­равьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.

А в муравьиной куче сидел зелёный дятел-му­равьед, добывал муравьи­ные яйца. Услыхал он мед­ведей, вспорхнул с кучи, улетел в лес.

Подошла медведица к муравьиной куче, стала раз­гребать лапой кучу. Раско­пала её и высунула длин­ный красный язык.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Облепят муравьи медве­жий язык, а медведица — хоп! хоп! — и проглотит му­равьёв. Смотрит на медве­дицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьёв.

Много забот и хлопот по осени у медведей. Нужно наесться на всю долгую зи­му, накопить побольше жи­ру, нужно устраивать тёп­лую берлогу.

Поздней осенью забе­рутся медведи в свои бер­логи, будут спать до весны, до весеннего тёплого сол­нышка.

Рысь

Вечером, после охоты, вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зу­бах краснобрового тетере­ва-косача.

Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие тёмные ели. Легко и неслышно ска­чет под ними чуткая рысь.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Слышит рысь, как пада­ют с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистит в лесной чащобе рябчик и попискивают шу­стрые синички, как пере­порхнул, уселся на сухом дереве дятел.

Всё видит, всё слышит рысь в глухом лесу.

И лето и зиму скитают­ся по лесу, ищут добычу чуткие рыси. То поймают неосторожного зайчишку- беляка, то схватят белку или подкрадутся к задре­мавшему тетереву-косачу, на ходу проглотят лесную мышь. Трудно увидеть ос­торожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь, умеет заби­раться на высокие густые деревья.

Рассказы для школьников об осени

Это рассказы для детей про осень. Про начало школьного учебного года, про первые школьные истории. Рассказы для чтения в начальной школе и для домашнего чтения.

Пятёрки. Автор: Э. Ю. Шим

Утром первого сентября мы с Петькой и другие наши ребята шли в школу.

Дед Матвей выглянул из калитки и позвал Петьку:

— Ну-ка, ступай сюда. Бери подарок!

И протянул корзинку большущих яблок.

Петька сказал деду спасибо, а яблоками оделил всех ребят. Только хотел Петька откусить кусочек, как вдруг видит, что на красном яблочном боку стоит цифра «5».

Да тут и мы закричали:

— У меня на яблоке пятёрка!

— И у меня!

— У меня тоже…

У всех яблоки оказались помеченными. Не нарисована цифра, не накрашена. Просто кожура у яблока двухцветная: весь бок красный, а пятёрка — белая.

Петька усмехнулся:

— Это дед нам наказывает, чтоб на пятёрки учились!

И всю дорогу до школы говорили мы об этой дедовой хитрости.

Оказывается, пока яблоки висели на ветках, дед на каждое прилепил бумажную цифру. Под солнечными лучами краснел яблочный бок, а под бумагой кожура оставалась светлой. Так и вышло, что солнышко поставило отметки на всех яблоках.

Ну, надо было деду отвечать… Через неделю мы с Петькой пришли к нему. Положили на стол дневники. Дед поглядел, — а в дневниках тоже отметки. Только не такие, как на яблоках.

Лист — белый, а пятёрки — красные.

Сентябрь. Автор: В. В. Бианки

Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени.

У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут — жёлтый берёзовый, там — красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «Началась осень». С этого дня, вернее, с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный наряд.

Исчезли стрижи. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться…

И вдруг устанавливается вёдро: тёплые, ясные, тихие дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… И радостно блестит в полях свежая, молодая зелень.

«Бабье лето настаёт», — улыбаясь, говорит народ.

Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Лето кончилось.

Лес осенью. Автор: И. С. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

Почему осенью листья деревьев меняют цвет и опадают? Автор: В. В. Занков

В середине весны на деревьях начинают набухать почки, и вскоре после этого распускаются листья. В зелёный цвет их окрашивает хлорофилл — очень важное для жизни деревьев вещество, которое находится в листьях.

Хлорофилловые зёрна — это своеобразная природная «кухня». Корни дерева добывают из земли продукты и воду, которые затем доставляются в листья и попадают на «кухню». Там из них при помощи солнечных лучей готовится пища для дерева.

Но вот наступает осень. День убывает, света становится всё меньше. Земля остывает, а холодную воду корни всасывать не могут. Работа на чудесной «кухне» постепенно замирает. Хлорофилловые зёрна начинают разрушаться, и вследствие этого зелёная окраска листа бледнеет.

А в листе, оказывается, есть и другие красящие вещества. Летом зелень хлорофилла заглушала их. Теперь же, когда исчезает хлорофилл, они проступают всё ярче и ярче. Листья становятся жёлтыми, красными, багряными или фиолетовыми — в зависимости от того, какого красящего вещества в них больше.

Осенью листья не только меняют цвет. Когда «кухня» внутри листа завершает свою работу, на конце черенка, который соединяет лист с веткой дерева, образуется тончайшая пробка. При её возникновении сцепление листа с веткой уменьшается, и листья начинают облетать от малейшего прикосновения или дуновения ветра. Это явление называется листопадом.

Рекомендуем посмотреть:

Рассказы для детей о природе. Осенние грибы

Рассказы для младших школьников. Рассказы о лете

Ушинский «Осень»

Рассказы и стихи про Осень, 2 класс

Рассказы для младших школьников. Ребята и утята

  • Пересказ рассказа носова фантазеры
  • Пересказ рассказа носова на горке
  • Пересказ рассказа н сладкова осень на пороге
  • Пересказ рассказа н калининой разве так играют конспект занятия в старшей группе
  • Пересказ рассказа н калининой про снежный колобок презентация