Пересказ рассказа по теме овощи

Тема: Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

— учить детей пересказывать рассказ, используя сюжетные картинки;

— учить логическому построению высказывания.

Коррекционно-развивающие:

— развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

— закреплять и дифференцировать знания детей по теме «Сад — огород»;

— развивать внимание, мышление, связную речь;

— учить согласовывать слова в предложениях.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей трудолюбие и желание добиться успеха собственным трудом.

Оборудование: сюжетные картинки по тексту рассказа, сюжетные картины с изображением сада и огорода, поднос, корзинка, коробка.

Предварительная работа: составление описательных рассказов об овощах и фруктах. Декоративное рисование «Жостовская роспись». Дидактическая игра «В магазине овощей и фруктов». Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед встречает детей с подносом, на котором лежат муляжи овощей и фруктов.

Логопед: У меня случилась беда! Кто-то сложил вместе овощи и фрукты, которые находились в коробке и в корзине. Вы поможете разложить их по своим местам: овощи в коробку, а фрукты в корзинку? (Да.)

Ну что же, берите каждый по одному предмету, кладите его или в корзинку, или в коробку и садитесь на свое место. Но при этом вы должны называть предмет, который берете, и рассказать, куда вы его положите. Например: «Это яблоко. Яблоко — это фрукт. Я положу его в корзинку», «Это помидор. Помидор — это овощ. Я положу его в коробку».

2. Объявление темы.

Логопед: К нам на занятие пришли гости: трудолюбивые гусята — Ваня и Костя. (Логопед выставляет картинки.) Они расскажут очень интересную историю, которую мы будем учиться пересказывать.

3. Чтение рассказа «Богатый урожай»

с последующим подробным обсуждением.

Богатый урожай

Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя — в огороде. Решил Ваня вырастить урожай груш и винограда, а Костя — урожай гороха и огурцов. Овощи и фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

Логопед:

• О ком этот рассказ?

• Где любил работать Ваня? Как его можно назвать? (Садовод.)

• А где Костя? А как его можно назвать? (Огородник.)

• Что выращивал в саду Ваня?

• А что в огороде Костя?

• Кто мешал Ване? А кто Косте?

• Как можно назвать гусениц и галок? (Вредители огорода, сада.)

• Кто помог Ване избавиться от гусениц?

• А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?

• Чему радовались трудолюбивые гусята в конце лета? (Ваня — богатому урожаю винограда и груш, а Костя — урожаю гороха и огурцов).

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед повторно читает рассказ, дети внимательно слушают.

5. Рассказы детей.

Логопед просит детей самостоятельно составить пересказ рассказа.

Физкультминутка «Огород». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Огород у нас в порядке —

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород.

Действия по тексту.

В лунках маленьких не густо

Рассадили мы капусту.

«Сажают».

Лето все она толстела,

Показывают руками круг перед собой.

Разрасталась вширь и ввысь.

Руки в стороны, а затем вверх.

А теперь ей тесно белой,        

Руки разведены в стороны.

Говорит — посторонись!

                                                Е. Стюарт

Отталкивающие движения руками.

После физкультминутки логопед предлагает детям составить еще несколько рассказов.

6. Игра «В саду или в огороде?».

Логопед: Теперь вы знаете, что где растет. Я предлагаю взять овощи и фрукты, «посадить» овощи — в «огороде» (ставит на стол макет грядки), а фрукты — в «саду» (ставит на стол макет сада) и составить предложения по образцу. Образец: Помидор растет в огороде. Яблоко растет в саду. И т.д.

7. Итог занятия.

Логопед (подводит итог занятия): 

Кто приходил к нам в гости?

Как можно назвать Ваню? (Садовник.) 

А Костю? (Огородник.)

Почему гусята радовались урожаю? (Потому что они сами его вырастили.)

 Подборка
сказок, рассказов об овощах  для детей

   Однажды щенок шел по огороду и повстречал его
обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь щенку узнать про
жителей чудесного огорода.

 Сначала песик увидел зеленое и пупырчатое существо Кто
это? Так это же огурец, настоящий бравый удалец.

 Дальше он повстречал красного красавца. Он был спелый,
сочный и немного толстощекий. Это же синьор помидор!

А вот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни
капельки не жарко. Это капуста, которая никак не может согреться.

 А кто это солнцу выставил свой бочок? Он не загорел, а
лишь немного побелел. Да это же лежебока-кабачок.

Дальше он прошелся, и увидел разноцветные кусты. Это были
сладкие перцы разных цветов: красного, оранжевого, желтого и зеленого.

 Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, а
сама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка. Вот теперь щенок
знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ.

     
                                                                 Сказка про овощи

 Посадил дед репку. И ждал, что она вырастет
большая-пребольшая. Пришло время. Стал дед репку копать. Тянет-потянет… А тут
слышит, что овощ с ним разговаривает. — Дедуля, ну какая же я тебе репка, я же
красная морковка с зелеными кудрявыми волосами! — Вот чудеса, — говорит дед, —
а где же я репку посадил? Не помню. Полезай ко мне в корзину, на суп
пригодишься, а пока вместе будем искать. Идет он дальше по огороду.
Тянет-потянет… — Ой, осторожней со мной, я же не репка, а свекла, — ответила
деловито бордовая дама. — Как же так, — говорит дед, — опять перепутал. Ну пойдем
и ты со мной, на борщ понадобишься. Идет он дальше. — Ты, наверно, репка, —
обратился дед к очередному овощу. — Кто, я? Нет, что ты. Я картошка. — Вот
дела, — пробормотал дедушка, — ох, старость — не радость. Слеповат, да с
памятью проблемы. Как же мне репку отыскать? — Да вот же я, — воскликнула
репка, — сколько вас всех можно ждать? Сижу тут, скучаю одна. — Наконец-то, —
обрадовался дед. Хотел было вытянуть, да уж и правда большая-пребольшая репка
уродилась. Наверное, надо звать бабку, внучку и других. А как дед репку тянул?
Ну а это уже другая история.

                                                           
Спор овощей

 Жили-были старик со старухой. Дед по вечерам смотрел
телевизор, а бабушка вязала ему носки. Скучно им стало так жить. Решили
обзавестись огородом. Целыми днями на нем возились. Им очень нравилось, что
время быстро пролетало и стало совсем не скучно. Пришло время сеять семена.
Такое серьезное дело дед не доверил бабке. Сам поехал на базар, все купил.
Решил бабулю не звать, а сам семена посеять. Но споткнулся, и все семена
рассыпались по огороду. Пришел дед домой угрюмый. И говорит: «Как же
теперь отыскать, где морковка, а где свекла!» «Не беспокойся, дед, —
сказала бабка, — придет пора, сами догадаемся». Вот и осень наступила,
пора собирать урожай. Смотрят старик со старухой, а овощи удались все такие
красивые, спелые. Вот только спорят они друг с другом, кто из них лучше и
полезней. — Я помидор, из меня получается вкусный томат. Я лучше всех. — А я
всех полезней. Я — лук, спасаю от всех недуг. — А вот и нет. Я тоже витаминами
богата. Я — тыква сладкая и очень вкусная, а еще я очень яркая и красивая. — Не
одна ты красотой блещешь. Я — морковка красная, девица я прекрасная. Полезная и
вкусная, всем очень нравлюсь. Долго спорили овощи, пока дед с бабкой не
сказали: «Все вы главные, важные и полезные. Всех вас соберем, никого на
грядке не оставим. Кто-то в кашу пойдет, кто-то в суп, а многие из вас и сырые
съедобные и очень вкусные. Обрадовались овощи, засмеялись и захлопали».

                                              
Сказка о
полезных овощах.

Катя, как обычно, гостила у бабушки в период летних
каникул. Ей очень нравилось в этой деревне. Яркое и теплое солнышко всегда
поднимало настроение, а в чистой речке всегда можно было вдоволь искупаться.
Только вот Катя очень часто капризничала и не слушалась бабушку. Она не хотела
кушать приготовленные блюда из овощей и фруктов. Девочка отказывалась их есть и
говорила: «Это я не хочу, это не буду. Вот это зелененькое я не ем, а вот
это красненькое убери». И все в таком духе. Конечно, это сильно
растраивало бабушку, ведь она так старалась для любимой внучки. Но Катенька
ничего не могла с собой поделать.

Однажды девочка вышла на улицу и услышала, что на огороде
кто-то разговаривает. Она подошла поближе к грядкам и была очень удивлена.
Овощи спорили между собой. — Я главнее всех на свете, — выступил картофель, — я
способен насытить весь организм и дать силы на целый день. Благодаря моим
полезным свойствам каждый ребенок будет долго бегать, прыгать, скакать, и
ничуть не устанет. — Неправда, я самая важная! — заявила красивая оранжевая
морковь. Вы даже не представляете, сколько во мне бета-каротина —
супервитамина. Он полезен для зрения. — Хм, — подумала Катя, — наверное,
бабушка очень любит морковку, раз до сих пор вяжет и читает без очков. А в это
время овощи продолжали спорить: — Дорогая подружка, — подключилась к разговору
тыква, — не думай, что ты одна богата бета-каротином. Во мне его тоже
предостаточно. Я помогаю людям справляться с осенними недугами. А еще во мне
витамин C содержится. — Я тоже имею такой витамин, — игриво ответил красный
перец, — во мне его гораздо больше, чем в цитрусовых. — Нет, ребята, вы,
конечно, важны, но я все-таки самая главная! — сказала капуста брокколи. — Меня
можно есть не только вареной, жареной или тушеной, но и сырой. Во мне содержатся
самые полезные витамины. А суп из меня получается превосходный. — Друзья, все
вы конечно правы, но без меня блюда получаются не такие вкусные. — сказал лук
басом, — и я могу вылечить человека от разных болезней. И тут овощи заметили,
что кто-то за ними наблюдает, и тотчас прекратили свой спор, как будто и не
разговаривали вовсе. — Вот это чудеса! — тихонько сказала Катенька. — И тут
бабушка позвала внучку кушать. Катя поняла, что очень проголодалась, и побежала
мыть руки. Когда девочка увидела, что на завтрак ее ожидала тыквенная каша, то
очень обрадовалась. Ей захотелось самой перепробовать все овощи и выбрать, кто
из них главнее и вкуснее. Катя решила, что теперь будет с удовольствием кушать
бабушкины салатики и кашки и станет красивой и здоровой

                                                           
«Овощи на грядке»

Летом посадили овощи в огороде: свеклу,
морковку, лук, капусту и тыкву. Солнышко грело, дождик поливал и росли овощи
быстро на грядке. Птички собирали вредных жуков, кошки ловили
кротов-землекопов. Хорошо и дружно жилось овощам в огороде. Овощи росли и
рассказывали друг другу сказки, пели песни, только одно их огорчало, что не
могут они друг до друга дотянуться и поиграть ведь растут они на разных грядках.

Лето подошло к концу, наступила осень. Стало холодно и
дождливо в огороде, все сказки были рассказаны, все загадки загаданы —
загрустили овощи. Но пришла пора собирать урожай. Люди выкопали и собрали
овощи, принесли в дом, почистили, порезали и сварили из них вкусный овощной
суп. Вот уж обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе!
Стали они бегать друг за дружкой, догонять, ловить и снова убегать.

Весело кружился вкусный и полезный овощной суп на плите.

«Сказочное
путешествие овощей»

Жили — были огурец, помидор и морковь. Однажды помидор
говорит: «Мне дедушка рассказывал, что где – то далеко, за морями, океанами
живут существа, похожие на нас». «Ой, как интересно!» — воскликнула морковь. «А
давайте отправимся в путешествие, заодно с ними и познакомимся», — предложил
огурец. Так они начали собираться в долгий путь. Прошло два дня, друзья
сколотили лодку, надули матрас, натянули парус и отправились в путь.

  Плывут они день, другой, вдруг пошел сильный
дождь, подул ветер, начался шторм. От ветра порвало парус, лодку чуть не
опрокинуло. Когда море успокоилось, оглянулись они, а вокруг кроме воды ничего
нет. Испугались огурец, помидор и морковка стали кричать, махать руками. Вдруг
из воды показалась чья – то  мордочка. Это дельфин Стёпа проплыл мимо и
услышал крики. Друзья наперебой стали рассказывать, что поплыли искать похожих
на себя существ. А  Стёпа им отвечает: «Да, я знаю, здесь недалеко на
острове живут такие же, как и вы. Я вас провожу!».

    Прыгнули огурец, помидор и морковка
на спину дельфина, и поплыли на остров. Быстро домчал их Стёпа до песчаного
берега. Вышли они на берег, а морковка, как закричит: «Смотрите, смотрите –
какой оранжевый помидор и желтый огурец!» Засмеялся дельфин: «Да это же
апельсин и банан. Пойдемте, я вас с ними познакомлю!» Так и подружились огурец,
морковка, помидор, банан и апельсин! Стали они ездить друг к другу в гости, да
и про Стёпу не забывают!

Сказка про Морковку

Жила – была морковка в огороде у бабы Вари. Увидела ее
внучка Иринка и спрашивает:

— Ты кто?

— Я – Морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей! – ответила ей морковка.

Побежала Иринка к бабе Варе и все ей рассказала.

— В моркови содержится большое количество витамина А,
который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно
действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней
содержится чуть ли не весь витаминный алфавит – сказала бабушка.

— Хочешь, мы приготовим вкусный витаминный салат? –
спросила она.

— Хочу, хочу! – обрадованно закричала Иринка.

— Тогда за дело!

Мы морковку чистим-
чистим,                                                                                   

Мы морковку трем- трем.

Сахарком ее посыпим

И сметанкою польем.

Вот какой у нас салат,

Витаминами богат!

Иринке очень понравился салат из морковки. С тех пор они
стали подружками.

Хрустик –
Путешественник

Жил – был на огороде огурец Хрустик. Он был очень
любопытным мальчуганом. Хрустика интересовало все вокруг. Почему Солнышко
светит только днем? Куда бегут облака? Мама Хрустика часто терялась, когда
слышала подобные вопросы.

Однажды Хрустик решил покинуть заросли огуречной ботвы и
отправиться путешествовать. Ему так хотелось узнать, что же происходит дальше
его дома.

Когда солнышко стало припекать, и мама заснула в тени под
листиком, Хрустик отправился в путешествие.

Первым ему встретился на пути Помидор, большой и красный.

— Ты кто? — спросил его Хрустик.

— Я – толстый красный помидор,

Люблю детишек с давних пор.

Я – витаминов сундучок,

А ну-ка, откуси бочок!

— Давай лучше с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу
вон на той грядке.

— Давай, приходи почаще в гости! – ответил Помидор.

И Хрустик пошагал дальше. На пути ему встретилась морковка.

— Ты кто? — спросил его Хрустик.

— Я – Морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей!

— Давай с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на
той грядке.

— Давай, у меня много друзей! – ответила Морковка.

Тут Хрустик заметил, что Солнышко стало прятаться за
горизонт. Значит скоро наступит ночь, и мама будет волноваться.

— До свидания, я завтра обязательно приду в гости. А сейчас
мне пора домой! — сказал Хрустик и заспешил к своей грядке.

Приключения
Помидорки

На одном маленьком огороде, на грядке жила семья
Помидорчика. Помидорчик рос очень жадным. Самыми любимыми его словами были
слова: «Мои! », «Моя! », «Мое! ».

Шел однажды Помидорчик по огороду. Навстречу ему Чеснок
бежит, урожай несет. «Мой! » — закричал Помидорка и отнял у Чеснока урожай. Тот
обиделся и заплакал.

Пошел Помидорка дальше. Видит: Лук идет, полную корзину
зелени несет. «Мое! » — закричал Помидорка и отобрал корзину у Лука.

Идет дальше Помидорка, а на грядке горький Перчик
нанизывает перчики на веревку. «Моя! » — закричал Помидорка и отнял веревку с
перчиками.

Собрались обиженные овощи и решили проучить жадину.

— Заставлю плакать всех вокруг,

Хоть я и не драчун, а лук – сказал обиженный Лук.

— Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе;

И к пище я приправа,

И на жадину управа – сказал обиженный Чеснок.

— Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий,

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю я слово,

Ешьте меня всяким

Излечу от злобы

Будете здоровы – сказал обиженный Перчик.

Собрались они вместе и подловили жадину, да так поддали
ему, что взмолился Помидорка о пощаде. Поверили ему овощи и дали шанс
исправится.

С тех пор Помидорка изменился на радость маме и папе.

«Овощная сказка»  
Автор
: Костоусова Ольга Николаевна
Описание: Авторская сказка познакомит детей с приключения
в городе овощей. Данный литературный материал можно использовать для развития
воображения и фантазии, а также как сюжет для создания творческих работ


В зеленом царстве-государстве жил да был синьор
Кабачок. Он был очень важный, упитанный и немного неуклюжий.

Он очень любил свое царство-государство, но
больше всего на свете он любил греться на солнышке и толстеть.

У него дочь – прекрасная принцесса Патиссон. Она
любила гулять на зеленой полянке, петь песенки и танцевать. Слышите, она поет:
ля-ля-ля-ля.

А еще во дворце жил охранник – синьор Картофель.
Он очень хорошо делал свое дело, охранял царство – зеленое государство, чтобы
никто чужой не пробрался, не вырос на чужой территории.

Синьор картофель был угрюмый и немного суровый.
Еще он присматривал за принцессой Патиссон,
чтобы она не ходила далеко, в ямку не упала, ножку не сломала.

Все было тихо и спокойно в царстве – зеленом
государстве.

Недалеко, за поляной, на простом огороде жили
простые овощи: свекла – «Бардо», которая каждый день из своей косы делала самые
забавные прически, малышка – морковка, перец зеленый, старичок-баклажан, да
лучок – зеленый стручок.

Лучок очень любил играть, но все, с кем он
заводил дружбу, вдруг начинали плакать, тереть глаза, зажимать нос и убегали.

— Какой я несчастный» — говорил лучок, — со мной
никто не играет, от меня идет горький луковый запах, и все начинают лить слезы.
Я приношу несчастье.

И лучок гулял один в полном одиночестве. Гуляя
один, он думал о друге. И вдруг на поляне он увидел незнакомку. Это была
принцесса Патиссон, она вышла погулять перед сном.

— Кто ты? Спросила она, — как тебя зовут?
— Я Лучок, а ты кто?
— А я принцесса Патиссон. А почему ты такой
грустный?

— Со мной никто не хочет дружить, потому что я
горький. Вот и ты сейчас заплачешь.

— Нет, я не буду плакать, я буду петь песенки.
Они взялись за руки и закружились под веселую
песенку Патиссон.

Все это увидел охранник Картофель и доложил
синьору Кабачку.

— Глубокоуважаемый синьор Кабачок! Ваша дочь
принцесса гуляет неизвестно с кем, с простым овощем.

— Как? Я не позволю, немедленно привести ее в
царство, зеленое государство и запереть.

Патиссон стояла одна у раскрытого окна и думала
о добром новом друге. Она загрустила, ничего не ела, похудела и заболела.

— Апчхи! Апчхи!
— Беда! Беда! Заболела дочь – принцесса
Патиссон! Кто вылечит мою дочь, кто спасет ее? – кричал в отчаянье синьор
Кабачок.

— Я вылечу принцессу — сказал Лучок. Она
поправится.

Он пришел к принцессе – принцесса чихала, из
глаз ее текли слезы.

Лучок стал снимать со своей головы чешуйчатые
шляпки – и вся комната наполнилась горьким луковым запахом.

— Потерпи еще немного, и ты будешь здорова.
— Я уже здорова – сказала принцесса. А слезы –
это слезы радости. Спасибо тебе, что ты вылечил меня.

Синьор Кабачок смутился и на свадьбу согласился.
Всех на свадьбу пригласил, никого не позабыл.

А Лучка назначил главным лекарем в царстве,
зеленом государстве.

Тут и сказочке конец.

Авто
Сказка о полезных овощах Коваленко Татьяна Викторовна

Одна     Однажды
мальчику Ване приснился сон, в котором он попал в чудесное место –

 Коро 
королевство овощей. Увидел он дорожку и пошел по ней. И вдруг слышит
разговор.

 он, н  
огляделся,  а там никого. Только овощи лежат. Подошёл поближе к грядкам и
увидел разговор овощ    овощей. Да непросто разговор, а спор.

— Я са    Я самый
главный! – громко говорил картофель.

— Поч Это почему
же? – спрашивал улыбающийся огурец. – Ведь я тоже полезен и очень красив!

– Пот Потому  что
я лучше других овощей насыщаю, даю всем людям силы на весь день! – отвечал
карт   картофель.

— Нет, я самая главная! – не соглашалась с картофелем и
огурцом оранжевая морковка. – Знаете, как много во мне особого витаминчика –
бета-каротина? Он полезен для хорошего зрения. Кто меня, морковку, кушает, тот
до самой старости хорошо видеть будет. Только кушать меня надо со сметанкой,
так мои витаминки правильно работают и становятся намного полезнее.

Слушает Ваня морковку и головой кивает. Вот почему
оказывается, бабушка хорошо видит, и не надевает очки даже когда вяжет и шьет.
Она, наверное, морковку любит.

— Подружка, не только ты, богата бета-каротином, — ответила
тыква. – Во мне его тоже много, так же как других полезных витаминов! Я помогаю
человеку бороться с осенними и весенними болезнями, когда на улице сыро,
холодно и дует ветер. Во мне и витамин С есть!

— О, если хотите получить витамин С, то это ко мне вы обращайтесь!
– рассмеялся сладкий мясистый красный перец. – Во мне его ооочень много! Даже
больше чем в жёлтых лимонах и оранжевых апельсинах! Я при простудах помогаю,
организм укрепляю.

— Я красный помидор, я поднимаю настроение! Если скушал
помидор, то будешь много улыбаться.

— А я тоже один из самых полезных овощей! – улыбнулась
брокколи — кудрявая капуста, поправив свои зелёные листочки. – И чего во мне
только нет! Хоть вари меня, хоть сырой кушай – сплошные витамины! А мой вкус!
Знаете, какой из меня супчик получается?

— Ну-ну, друзья, не горячитесь, — сказал басом лук. – Вы же
слышали поговорку «Лук от семи недуг»? Это про меня так
говорят. Значит, что я от многих болезней человека могу вылечить и защитить. И
меня во все блюда добавляют. Без меня они не такие вкусные.

Тут вдруг овощи заметили, что за ними наблюдают и сразу
затихли, как будто только что не спорили друг с другом.

— Вот чудеса! – прошептал Ваня, и тут сон закончился. Это
мама разбудила его, позвав кушать.

Мальчик понял, что сильно проголодался и побежал мыть руки.
По пути он вспоминал, что сегодня приготовила мама на завтрак. А когда
вспомнил, что она говорила про тыквенную кашу, обрадовался. Теперь-то он всегда
будет кушать мамины супчики, кашки и салатики и станет сильным, ловким и
здоровым. С тех пор Ваня больше никогда не капризничал, хорошо кушал и стал
меньше болеть. А другим деткам, когда видел, что те балуются едой, всегда
рассказывал о своём чудесном сне.

У бабушки Нюры в огороде росли разные овощи. На небольших
грядках радовались солнечным лучам морковь, свекла, лук, петрушка и укроп.
Отдельное место отводилось картофелю, занимавшему большую часть земли.

Морковь приветливо махала нежно-зелёной ботвой растущей по
соседству свекле, листья которой были тёмно-зелёного цвета, а лук играл и переплетался
свежими ростками с пахучим укропом. Петрушка не обращала внимания на игривость
лука, предоставляя своим красивым, резным листьям полную свободу. Морковь и
свекла частенько поглядывали в сторону горделивого картофеля: у него были
высокие стебли, и листьев у него было намного больше, чем у других. На вершине
картофельных стеблей распускались белые цветы.

— Почему так много земли у картофеля? – обидчиво спросила
морковь у свеклы. – Его стебли и листья поэтому так хорошо растут! А меня
прореживают постоянно, ограничивают мой рост, оставляя только избранные
морковки, которые потом вырастают большие-пребольшие!

— Да, не справедливо это, — деловито ответила свекла.
– За моим ростом баба Нюра тоже внимательно следит и оставляет расти зачастую
только самые красивые круглые плоды, а из остальных варит то борщ, то
ботвинник.

— Не хорошо это, — отметил и лук. – Мои ростки всё время
срывают и крошат в салат, а картофель растёт: ему всё нипочём.

Укроп с петрушкой только тяжело вздохнули, а картофель
только ещё выше поднял свои стебли к солнцу.

Так пролетело лето. Лук с укропом и петрушкой баба Нюра
давно убрала с грядок. Часть урожая она заботливо засушила на зиму. На земле
оставались только морковь и свекла, да картофель, ветви которого
опустились к земле и пожелтели.

К бабе Нюре приехали внуки и стали выкапывать картофель,
гремя вёдрами и лопатами. Морковь со свеклой внимательно следили за тем, как
люди собирают урожай с этого горделивого и молчаливого растения. У картофеля
под землёй, оказывается, выросли большие плоды. Когда их выкапывали, столько
радости было на лицах людей. Баба Нюра не переставала повторять: «Хороший нынче
урожай!» А внуки ей отвечали: «Картошка – второй хлеб! Будет теперь, что кушать
зимой!»

Морковь и свекла задумались. Так вот почему так много земли
выделяется бабой Нюрой под картофель! Люди считают его одним из важнейших
растений, которое даёт им плоды, необходимые для приготовления основной пищи,
вторым хлебом.

Когда урожай картофеля был собран, наступил черёд свеклы с
морковью. Их аккуратно собрали и разложили в разные ящики, затем – спустили в
погреб. Когда морковь со свеклой оказались в прохладном погребе, они удивились,
что рядом с ними в ящиках лежали плоды недавно собранного людьми картофеля.
Только картофеля было гораздо больше, чем моркови и свеклы. Так, овощи с
грядок, расположенных по соседству, оказались вместе опять.

Сказка о полезных
овощах
(сказкотерапия
для детей) Автор: Мария Шкурина

Как-то
летом гостил Серёжа у бабушки в деревне. Хорошо в дерене — солнышко, речка,
чистый воздух. На улице можно играть с ребятами с утра и до самой темноты!
Только вот часто Серёжа с бабушкой ссорился. А всё почему? Бабушка для внука
готовила вкусные обеды из фруктов и овощей, а мальчик их есть не хотел. «Это я
не люблю. Это я не буду. Вот это красненькое я не ем! Вон то зелёненькое
убери!» — вот что слышала бабушка каждый раз, когда уговаривала мальчика сесть
за стол. Бабушка расстраивалась, да и самому Серёже было неприятно её обижать,
но вот ничего поделать с собой он не мог.
Одним утром, перед завтраком, вышел мальчик во двор, с солнышком поздороваться.
Вдруг услышал Серёжа со стороны бабушкиных грядок с овощами чьи-то голоса.
Огляделся он, нет никого. Подошёл поближе к грядкам и рот разинул от удивления.
Это разговаривали друг с другом овощи на грядках. Да не просто разговаривали, а
спорили.
— Я самый главный! – заявлял картофель. – Я лучше всех овощей насыщаю, даю силы
на целый день!
— Нет, я самая главная! – не соглашалась оранжевая морковка. – Знаете, сколько
во мне витамина – бета-каротина? Он очень для глаз полезен. Кто будет его много
кушать, тот до самой старости будет видеть хорошо.
Слушает Серёжа морковку, а сам головой кивает. Вот оказывается, почему бабушка
так хорошо видит, и не надевает очки даже когда шьёт или вяжет. Она, наверно,
морковку любит.
— Не только ты, подружка, богата бета-каротином, — ответила тыква. – И во мне
его много. Как и других полезных витаминов! Я помогаю человеку бороться с
осенними болезнями, когда на улице сыро и ветер. Во мне и витамин С есть!
— О, если зашла речь о витамине С, то это вы ко мне обращайтесь! – рассмеялся
мясистый сладкий красный перец. – Во мне его огого сколько! Больше чем в
лимонах и апельсинах! При простудах помогает, организм укрепляет.
— А я вообще один из самых полезных овощей! – улыбнулась кудрявая капуста
брокколи, поправляя свои зелёные листочки. – И чего во мне только нет! Хоть
вари меня, хоть сыро кушай – сплошные витамины! А вкус! Знаете, какой из меня
супчик получается?
— Ну-ну, друзья, не горячитесь, — сказал басом лук. – Разве вы не слышали
поговорку «Лук от семи недуг»? Это про меня. Значит, что я от многих болезней
человека могу вылечить. Да и вообще меня во все блюда добавляют. Без меня они
не такие вкусные.
Тут вдруг овощи заметили, что за ними наблюдают и разом затихли, как будто
только что не спорили друг с другом.
— Вот чудеса! – прошептал Серёжа, и тут бабушка позвала его завтракать.
Мальчик понял, что ужасно проголодался и побежал мыть руки. По пути он
вспоминал, что сегодня приготовила бабушка на завтрак. А когда вспомнил, что
она говорила про тыквенную кашу, обрадовался. Теперь-то он всегда будет кушать
бабушкины супчики, кашки и салатики и станет сильным, ловким и здоровым.

Овощная сказка.

Жили-были на одном огороде Овощи. Жили они дружно, пока не
задумались над тем, кто из них важнее всех. А задумавшись, поссорились. Каждый
считал, что он лучше, полезнее и вкуснее других.

И вот Лук заявляет:

— Я самый главный! Я вчера слышал, как хозяйка говорила:
лук — от семи недуг!

— Да от тебя одни только слезы! – вмешалась Капуста. –
Недаром есть загадка про тебя: «Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает,
тот слезы проливает».

— Меня в каждое блюдо кладут! – не унимался Лук.

— Ха-ха-ха! – рассмеялись Яблоки. – А в варенье не кладут!
А из нас отличное варенье варят! А пироги с яблоками – просто объеденье!

— Зато я самый сочный, — сказал Помидор.

— Нет, я! – обиделся Огурец. – Я сочный, а еще хрустящий.

— Вода водой! – фыркнула Капуста. – А во мне столько
витаминов!

— И мы очень полезны! – выглянули из-под ботвы Морковь и
Свёкла.

Шум и гам поднялся такой, что прилетел соседский Воробей
посмотреть, что же случилось. Он сел на ветку вишневого куста и стал слушать, о
чем спорят Овощи.

— Послушайте! – сказал он. – Я, конечно, не такой мудрый,
как мой старый дед-воробей, но хочу вам дать совет: перестаньте ссориться,
сейчас в огород зайдет Хозяйка – кого из вас она возьмет на обед, тот и есть
самый главный.

Так и случилось. Хозяйка, добрая старушка, ждала в гости
своих любимых внуков. Она решила угостить их на славу: приготовить вкусный,
наваристый борщ, испечь пирог с яблоками, нарезать салат из свежих овощей и
зелени, сварить смородиновый кисель. А на сладкое она хотела сделать душистое
клубничное варенье. Хозяйка зашла в огород с большой плетёной корзиной, сорвала
и положила в неё капусту, морковь и свеклу, лук, помидоры и огурцы. Не забыла
про яблоки и клубнику.

И только тут Овощи поняли, что нет среди них главных, все
они по-своему хороши, вкусны и полезны. Главное — чтобы блюда, приготовленные
из них, были сделаны с любовью

 

Сказочная
история «Земляные
яблоки
»  про картофель для детей
Автор: Ирис Ревю

    Сказочный
картофель растёт в сказочной стране. Там всем управляет фея. Однажды она
рассказала маленькой девочке, как растёт картофель…

Смотрю в
огород и вижу, как растёт сказочный картофель. Почему сказочный? Потому что
сказочная фея помогает ему расти. Она делает так, что из маленькой семенной
картошечки вырастает красивый зелёный куст, потом у него появляются цветки,
которые будут весело шептаться с ветром и другими цветками.

А знаете,
какое волшебство происходит дальше? Цветочки растут вверху, тянутся к солнцу, а
клубни картофеля формируются внизу, в земле. Их не видно.

Картофелина
растёт не одна, её окружают братцы-картофелины.

Так растёт
знакомый всем нам любимый овощ.

А однажды с
картофелем произошла смешная история. Одна маленькая девочка поведала нам, что
картошка растёт на дереве. Якобы ей сказала мама, что картошка – это яблоки. А
девочка сама уже додумала, что яблоки растут на деревьях.

Сказочная
фея растолковала девочке, что картошка – это, действительно, яблоки, но
земляные яблоки, а не сладкие. И растут земляные яблоки в земле.

Спасибо
тебе, сказочная фея, за то, что ты помогаешь расти картофелю, я его очень
люблю!

Сказка «Свекольная история» Автор: Ирис Ревю

  В незапамятные времена, когда патиссонов и баклажанов ещё не было,
свёкла уже была известна людям: яркая, крепкая, сочная. Люди использовали её в пищу.
А как вы думаете, что они ели? Вершки, то есть листья. А корнеплоды только в
лечебных целях использовали.

Но однажды случилась такая история. В маленькое поселение повадился
злой зверь бегать. И никакого сладу с ним не было. То еду у людей утащит, то
посадки испортит. Терпели-терпели люди, да и пошли на другие территории. А в
поселении дед один остался.

Запасы еды у него были небольшие, только свёклы было в достатке. Вот
он и начал есть и вершки, и корешки, то есть и листья, и корнеплоды. Вкусной
оказалась свёколка. И варил дед её и парил, и даже сок свекольный делал.

А вскоре почувствовал дед, как сил у него прибавилось. И ноги бойчей
стали бегать, и уставать меньше стал. Вкусными и полезными оказались
корнеплоды.

Стал дед выращивать свёклу сам. А потихоньку и люди в поселение
вернулись. Зверь давно ушёл, то ли убежал куда подальше, то ли смирным стал.

А дед научил людей со свёклой обращаться. Полюбили люди этот овощ. С
тех пор ни один овощной сезон без свеклы не обходился.

 

Вопросы к сказке «Свекольная история»

Какую часть свёклы поначалу использовали люди в пищу?

Почему люди ушли из поселения?

Чем питался дед, когда остался в одиночестве?

Какими оказались корнеплоды свеклы?

В каком виде дед ел свеклу?

Любишь ли ты свеклу?

«Барыня Капуста»    Автор сказки: Ирис Ревю

Однажды малыши Морковка и Свёколка спросили у своих мам, почему
Капусту называют «барыней»? А надо сказать, что Капуста и впрямь в огороде
была, как барыня. На грядке она занимала много места, да и сама гряда,
выделенная под капусту, была больше других. Полив ей был обеспечен самый обильный;
да и сорняки её побаивались. К росткам моркови и свёклы они пристраивались
легко, а вот от Капусты предпочитали держаться подальше. Она такая крупная,
задавит ещё ненароком.

Мамы малышей Морковки и Свёколки толком не знали, почему Капусту
величают барыней. Они решили расспросить об этом царя Гороха.

— Капуста – барыня потому, что она всегда наряжается, ходит в ста
одеждах. А кто ходит в богатых одеяниях, тот и барыня. Да и к тому же она –
такая крупная, здоровая. Настоящая русская барыня, — сказал царь Горох.

Морковь и Свёкла весело закивали. Им так нравилось, как растёт
Капуста. У неё такой красивый зелёный цвет. Цвет надежды.

 

Вопросы и задания к сказке «Барыня Капуста»

Какой овощ в огороде называют «барыней»?

Какое отношение в огороде было к Капусте?

Почему сорняки боялись Капусты?

Какие овощи захотели узнать о Капусте побольше?

Как объяснил царь Горох, почему капуста – барыня?

Опиши капусту. Какая она: большая или маленькая, круглая или плоская,
зелёная или желтая? Любишь ли ты капусту?

Сказка «Заморский Баклажан» Автор: Ирис Ревю

Жан Баклажан в наш огород из заморских краёв пожаловал. Одежда у него
иностранная, наши овощи в такой не ходят. Сам наряд – фиолетовый, ещё есть
зелёный воротничок. Держится Жан Баклажан в нашем огороде особняком. Но очень
достойно!

Братьев и сестёр у Жана Баклажана мы не видели и не знали о
них. Но оказывается, что братья у Жана в нашем огороде всё-таки есть.
Вышло так, что смышленый мальчик Витя прочитал в энциклопедии, что баклажан –
это армянский огурец, и рассказал об этом бабушке, а овощи всё слышали. Значит,
огурец – брат Баклажана! А огурцов в наших садах-огородах немало!

И ещё мальчик прочитал о том, что овощ баклажан очень полезен. На
загадочном Востоке баклажаны именуют «овощами долголетия».

Огородные овощи были рады за Жана Баклажана. Они радовались тому, что
Баклажан такой полезный, да и тому, что братья у него нашлись. С братьями
всё-таки лучше!

А как был доволен сам Жан Баклажан! Теперь он издали смотрит на своих
зелёных собратьев, и при порывах ветра весело помахивает им.

 

Вопросы к сказке «Заморский Баклажан»

Откуда пожаловал к нам Жан Баклажан?

В каких нарядах ходит Жан Баклажан?

Каким образом Баклажан узнал, что у него есть братья?

Кто такие братья Баклажана?

Любишь ли ты баклажан?

Полезен ли баклажан?

Пересказ
рассказа «Богатый урожай
» с использованием сюжетных картин


Жили-были трудолюбивые гусята Ваня и
Костя. Ваня очень любил трудиться в саду, а Костя — в огороде. Решил Ваня
вырастить урожай груш и винограда, а Костя — урожай гороха и огурцов. Овощи и
фрукты выросли на славу. Но тут Костин урожай стали поедать ненасытные
гусеницы, а к Ване в сад повадились шумные галки и стали клевать груши и
виноград. Гусята не растерялись и стали бороться с вредителями. Костя позвал на
помощь птичек, а Ваня решил сделать пугало. В конце лета Костя и Ваня собрали
богатый урожай овощей и фруктов. Теперь никакая зима им была не страшна.

 Беседа.
— О ком этот рассказ?
— Где любил работать Ваня? Как его можно
назвать?

— Где любил работать Костя? Как его можно
назвать?

— Что выращивал в саду Ваня?
— А что в огороде Костя?
— Кто мешал Ване? А кто Косте?
— Как можно назвать гусениц и галок?
— Кто помог Ване избавиться от гусениц?
— А что сделал Костя, чтобы отпугнуть галок?
— Чему радовались трудолюбивые гусята в конце
лета?

Пересказ рассказа.

Однажды щенок шел по огороду и повстречал его обитателей. Но только не знал, как кого зовут. Нужно помочь щенку узнать про жителей чудесного огорода. Сначала песик увидел зеленое и пупырчатое существо Кто это? Так это же огурец, настоящий бравый удалец. Дальше он повстречал красного красавца. Он был спелый, сочный и немного толстощекий. Это же синьор помидор! А вот и дама деловая, в сто шуб она одета. И летом ей ни капельки не жарко. Это капуста, которая никак не может согреться. А кто это солнцу выставил свой бочок? Он не загорел, а лишь немного побелел. Да это же лежебока-кабачок. Дальше он прошелся, и увидел разноцветные кусты. Это были сладкие перцы разных цветов: красного, оранжевого, желтого и зеленого. Повидал он и девицу, у которой коса все время на улице, а сама она сидит в темнице. Кто это? Конечно же, морковка. Вот теперь щенок знает, кто проживает на веселом огороде. Его населяет замечательный народ.

                                                                       Сказка про овощи

 Посадил дед репку. И ждал, что она вырастет большая-пребольшая. Пришло время. Стал дед репку копать. Тянет-потянет… А тут слышит, что овощ с ним разговаривает. — Дедуля, ну какая же я тебе репка, я же красная морковка с зелеными кудрявыми волосами! — Вот чудеса, — говорит дед, — а где же я репку посадил? Не помню. Полезай ко мне в корзину, на суп пригодишься, а пока вместе будем искать. Идет он дальше по огороду. Тянет-потянет… — Ой, осторожней со мной, я же не репка, а свекла, — ответила деловито бордовая дама. — Как же так, — говорит дед, — опять перепутал. Ну пойдем и ты со мной, на борщ понадобишься. Идет он дальше. — Ты, наверно, репка, — обратился дед к очередному овощу. — Кто, я? Нет, что ты. Я картошка. — Вот дела, — пробормотал дедушка, — ох, старость — не радость. Слеповат, да с памятью проблемы. Как же мне репку отыскать? — Да вот же я, — воскликнула репка, — сколько вас всех можно ждать? Сижу тут, скучаю одна. — Наконец-то, — обрадовался дед. Хотел было вытянуть, да уж и правда большая-пребольшая репка уродилась. Наверное, надо звать бабку, внучку и других. А как дед репку тянул? Ну а это уже другая история.

Спор овощей

Жили-были старик со старухой. Дед по вечерам смотрел телевизор, а бабушка вязала ему носки. Скучно им стало так жить. Решили обзавестись огородом. Целыми днями на нем возились. Им очень нравилось, что время быстро пролетало и стало совсем не скучно. Пришло время сеять семена. Такое серьезное дело дед не доверил бабке. Сам поехал на базар, все купил. Решил бабулю не звать, а сам семена посеять. Но споткнулся, и все семена рассыпались по огороду. Пришел дед домой угрюмый. И говорит: «Как же теперь отыскать, где морковка, а где свекла!» «Не беспокойся, дед, — сказала бабка, — придет пора, сами догадаемся». Вот и осень наступила, пора собирать урожай. Смотрят старик со старухой, а овощи удались все такие красивые, спелые. Вот только спорят они друг с другом, кто из них лучше и полезней. — Я помидор, из меня получается вкусный томат. Я лучше всех. — А я всех полезней. Я — лук, спасаю от всех недуг. — А вот и нет. Я тоже витаминами богата. Я — тыква сладкая и очень вкусная, а еще я очень яркая и красивая. — Не одна ты красотой блещешь. Я — морковка красная, девица я прекрасная. Полезная и вкусная, всем очень нравлюсь. Долго спорили овощи, пока дед с бабкой не сказали: «Все вы главные, важные и полезные. Всех вас соберем, никого на грядке не оставим. Кто-то в кашу пойдет, кто-то в суп, а многие из вас и сырые съедобные и очень вкусные. Обрадовались овощи, засмеялись и захлопали».

Сказка о полезных овощах

Катя, как обычно, гостила у бабушки в период летних каникул. Ей очень нравилось в этой деревне. Яркое и теплое солнышко всегда поднимало настроение, а в чистой речке всегда можно было вдоволь искупаться. Только вот Катя очень часто капризничала и не слушалась бабушку. Она не хотела кушать приготовленные блюда из овощей и фруктов. Девочка отказывалась их есть и говорила: «Это я не хочу, это не буду. Вот это зелененькое я не ем, а вот это красненькое убери». И все в таком духе. Конечно, это сильно растраивало бабушку, ведь она так старалась для любимой внучки. Но Катенька ничего не могла с собой поделать.

Однажды девочка вышла на улицу и услышала, что на огороде кто-то разговаривает. Она подошла поближе к грядкам и была очень удивлена. Овощи спорили между собой. — Я главнее всех на свете, — выступил картофель, — я способен насытить весь организм и дать силы на целый день. Благодаря моим полезным свойствам каждый ребенок будет долго бегать, прыгать, скакать, и ничуть не устанет. — Неправда, я самая важная! — заявила красивая оранжевая морковь. Вы даже не представляете, сколько во мне бета-каротина — супервитамина. Он полезен для зрения. — Хм, — подумала Катя, — наверное, бабушка очень любит морковку, раз до сих пор вяжет и читает без очков. А в это время овощи продолжали спорить: — Дорогая подружка, — подключилась к разговору тыква, — не думай, что ты одна богата бета-каротином. Во мне его тоже предостаточно. Я помогаю людям справляться с осенними недугами. А еще во мне витамин C содержится. — Я тоже имею такой витамин, — игриво ответил красный перец, — во мне его гораздо больше, чем в цитрусовых. — Нет, ребята, вы, конечно, важны, но я все-таки самая главная! — сказала капуста брокколи. — Меня можно есть не только вареной, жареной или тушеной, но и сырой. Во мне содержатся самые полезные витамины. А суп из меня получается превосходный. — Друзья, все вы конечно правы, но без меня блюда получаются не такие вкусные. — сказал лук басом, — и я могу вылечить человека от разных болезней. И тут овощи заметили, что кто-то за ними наблюдает, и тотчас прекратили свой спор, как будто и не разговаривали вовсе. — Вот это чудеса! — тихонько сказала Катенька. — И тут бабушка позвала внучку кушать. Катя поняла, что очень проголодалась, и побежала мыть руки. Когда девочка увидела, что на завтрак ее ожидала тыквенная каша, то очень обрадовалась. Ей захотелось самой перепробовать все овощи и выбрать, кто из них главнее и вкуснее. Катя решила, что теперь будет с удовольствием кушать бабушкины салатики и кашки и станет красивой и здоровой

«Овощи на грядке»


Летом посадили овощи в огороде: свеклу, морковку, лук, капусту и тыкву. Солнышко грело, дождик поливал и росли овощи быстро на грядке. Птички собирали вредных жуков, кошки ловили кротов-землекопов. Хорошо и дружно жилось овощам в огороде. Овощи росли и рассказывали друг другу сказки, пели песни, только одно их огорчало, что не могут они друг до друга дотянуться и поиграть ведь растут они на разных грядках.

Лето подошло к концу, наступила осень. Стало холодно и дождливо в огороде, все сказки были рассказаны, все загадки загаданы — загрустили овощи. Но пришла пора собирать урожай. Люди выкопали и собрали овощи, принесли в дом, почистили, порезали и сварили из них вкусный овощной суп. Вот уж обрадовались овощи, когда встретились в одной кастрюле все вместе! Стали они бегать друг за дружкой, догонять, ловить и снова убегать.

Весело кружился вкусный и полезный овощной суп на плите.

«Сказочное путешествие овощей»  

Жили — были огурец, помидор и морковь. Однажды помидор говорит: «Мне дедушка рассказывал, что где – то далеко, за морями, океанами живут существа, похожие на нас». «Ой, как интересно!» — воскликнула морковь. «А давайте отправимся в путешествие, заодно с ними и познакомимся», — предложил огурец. Так они начали собираться в долгий путь. Прошло два дня, друзья сколотили лодку, надули матрас, натянули парус и отправились в путь.

Плывут они день, другой, вдруг пошел сильный дождь, подул ветер, начался шторм. От ветра порвало парус, лодку чуть не опрокинуло. Когда море успокоилось, оглянулись они, а вокруг кроме воды ничего нет. Испугались огурец, помидор и морковка стали кричать, махать руками. Вдруг из воды показалась чья – то  мордочка. Это дельфин Стёпа проплыл мимо и услышал крики. Друзья наперебой стали рассказывать, что поплыли искать похожих на себя существ. А  Стёпа им отвечает: «Да, я знаю, здесь недалеко на острове живут такие же, как и вы. Я вас провожу!».

Прыгнули огурец, помидор и морковка на спину дельфина, и поплыли на остров. Быстро домчал их Стёпа до песчаного берега. Вышли они на берег, а морковка, как закричит: «Смотрите, смотрите – какой оранжевый помидор и желтый огурец!» Засмеялся дельфин: «Да это же апельсин и банан. Пойдемте, я вас с ними познакомлю!» Так и подружились огурец, морковка, помидор, банан и апельсин! Стали они ездить друг к другу в гости, да и про Стёпу не забывают!

Сказка про Морковку

Жила – была морковка в огороде у бабы Вари. Увидела ее внучка Иринка и спрашивает:

— Ты кто?

— Я – Морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей! – ответила ей морковка.

Побежала Иринка к бабе Варе и все ей рассказала.

— В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а также положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли не весь витаминный алфавит – сказала бабушка.

— Хочешь, мы приготовим вкусный витаминный салат? – спросила она.

— Хочу, хочу! – обрадованно закричала Иринка.

— Тогда за дело!

Мы морковку чистим- чистим,                                                                                   

Мы морковку трем- трем.

Сахарком ее посыпим

И сметанкою польем.

Вот какой у нас салат,

Витаминами богат!

Иринке очень понравился салат из морковки. С тех пор они стали подружками.

Хрустик – путешественник

Жил – был на огороде огурец Хрустик. Он был очень любопытным мальчуганом. Хрустика интересовало все вокруг. Почему Солнышко светит только днем? Куда бегут облака? Мама Хрустика часто терялась, когда слышала подобные вопросы.

Однажды Хрустик решил покинуть заросли огуречной ботвы и отправиться путешествовать. Ему так хотелось узнать, что же происходит дальше его дома.

Когда солнышко стало припекать, и мама заснула в тени под листиком, Хрустик отправился в путешествие.

Первым ему встретился на пути Помидор, большой и красный.

— Ты кто? — спросил его Хрустик.

— Я – толстый красный помидор,

Люблю детишек с давних пор.

Я – витаминов сундучок,

А ну-ка, откуси бочок!

— Давай лучше с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на той грядке.

— Давай, приходи почаще в гости! – ответил Помидор.

И Хрустик пошагал дальше. На пути ему встретилась морковка.

— Ты кто? — спросил его Хрустик.

— Я – Морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей!

— Давай с тобой дружить! Меня зовут Хрустик, я живу вон на той грядке.

— Давай, у меня много друзей! – ответила Морковка.

Тут Хрустик заметил, что Солнышко стало прятаться за горизонт. Значит скоро наступит ночь, и мама будет волноваться.

— До свидания, я завтра обязательно приду в гости. А сейчас мне пора домой! — сказал Хрустик и заспешил к своей грядке.

Приключения Помидорки

На одном маленьком огороде, на грядке жила семья Помидорчика. Помидорчик рос очень жадным. Самыми любимыми его словами были слова: «Мои!», «Моя!», «Мое!».

Шел однажды Помидорчик по огороду. Навстречу ему Чеснок бежит, урожай несет. «Мой!» — закричал Помидорка и отнял у Чеснока урожай. Тот обиделся и заплакал.

Пошел Помидорка дальше. Видит: Лук идет, полную корзину зелени несет. «Мое!» — закричал Помидорка и отобрал корзину у Лука.

Идет дальше Помидорка, а на грядке горький Перчик нанизывает перчики на веревку. «Моя! » — закричал Помидорка и отнял веревку с перчиками.

Собрались обиженные овощи и решили проучить жадину.

— Заставлю плакать всех вокруг,

Хоть я и не драчун, а лук – сказал обиженный Лук.

— Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе;

И к пище я приправа,

И на жадину управа – сказал обиженный Чеснок.

— Говорят, я горький,

Говорят, я сладкий,

Я расту на грядке.

Я полезный самый,

В том даю я слово,

Ешьте меня всяким

Излечу от злобы

Будете здоровы – сказал обиженный Перчик.

Собрались они вместе и подловили жадину, да так поддали ему, что взмолился Помидорка о пощаде. Поверили ему овощи и дали шанс исправится.

С тех пор Помидорка изменился на радость маме и папе.


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра дошкольного образования

Конструкт НОД по развитию речи для детей старшей группы

Тема: «Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему»

Долженко Н.Е.

Специальность: 44.02.01

«Дошкольное образование»

Группа 43 д/з

Проверил преподаватель:

______________________

Екатеринбург

2017

Тема: «Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему»

Перспективная цель: Совершенствовать диалогическую форму речи.

Актуальная цель:Формировать умения пересказывать описательный рассказ об овощах с опорой на схему.

Образовательные задачи:

Учить детей пересказывать рассказ с опорой на схему описания, последовательно и полно характеризуя их признаки;

Учить составлять по образцу сложные предложения и соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами через игру «На что похоже»;

— Учить узнавать овощи по описанию через игру «Узнай по описанию».

Развивающие задачи:

— Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

— Активизировать словарь по теме «Овощи»;

— Развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании.

Воспитательные:

— Воспитывать у детей стремление слушать рассказы сверстников.

Образовательная область: «Речевое развитие» (интеграция с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»).

Время проведения: 1 занятие, с 9.15 до 9.35, в первой половине дня.

Форма проведения: групповая.

Организация пространства: дети сидят на стульчиках полукругом.

Методы и приемы: игровая мотивация, показ, объяснение, указание, похвала, наглядность, совместное проговаривание, образец ответа, оценка.

Материалы, оборудование: картинки с изображением овощей или муляжи по количеству детей, схема описания овощей и фруктов, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник).

Предварительная работа: рассматривание овощей и картины «Натюрморт». Аппликация «Корзина с овощами». Лепка овощей из пластилина. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Игра «Угадай на вкус» (с использованием натуральных овощей).

Этапы

деятельности

Деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

I этап

Организационно – мотивационный этап

Метод: словесный, наглядный

Сюрпризный момент

Беседа

(Дети заходят в группу и видят корзину, прикрытую салфеткой).

Это подарки Осени. А что в корзинке вы должны догадаться сами, отгадав загадки:

Желтый бок, круглый бок —

Сидит на грядке колобок.

Сидит дед, во сто шуб одет.

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.

Воспитатель (снимает салфетку и показывает детям овощи):

Как одним словом мы можем назвать подарки Осени, которые лежат в корзинке?

Молодцы!

Дети слушают воспитателя и отгадывают загадки.

Репка.

Лук.

Морковь.

Овощи.

Организация детей на занятие. Мотивация детей к предстоящей деятельности.

II этап

Основной этап

Метод:словесный, наглядный,игровой.

Игра «Узнай по описанию»

Показ иллюстраций с изображением овощей

Игра «На что похоже?»

Знакомство со схемой описания

Образец рассказа

Физкультминутка

Аналогичные образцы рассказов о других овощах

Ребята сегодня мы с вами будем учиться рассказывать об овощах. Я хочу предложить вам с играть в одну игру, а называется она «Узнайте овощи по описанию».

• Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий?

• Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый?

• Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая?

• Круглая, зеленая, твердая, сочная?

• Круглый, жгучий, твердый, витаминный?

• Круглая, бордовая, твердая, полезная?

Посмотрите у нас на столах находятся геометрические фигуры: треугольник, овал, круг. Я предлагаю вам подойти к положить овощ к той геометрической фигуре, к которой она подходит. При этом обязательно свои действия нужно сопровождать речью, например, «Морковь подходит к треугольнику — она треугольная по форме».

Воспитатель знакомит детей с каждым условным обозначением, рассказывает о том, как схема будет помогать детям составлять рассказы об овощах.

План рассказа:

1. Что это за предмет?

2. Где растет (сад, лес, огород)?

3. Какой овощ на вкус? Какой на ощупь?

4. Какой формы овощ?

5. Какого цвета овощ?

6. Что можно приготовить из овоща?

Ребята послушайте мой рассказ, который я составила с помощью этой схемы-помощницы.

Это помидор. Помидор — это овощ. Он растет, в огороде, на грядке. Помидор — это вкусный, сочный и сладкий овощ. На ощупь он мягкий. Помидор круглый, красного цвета. Из помидоров можно приготовить салат, их можно солить и есть сырыми.

Огород у нас в порядке —

Мы весной вскопали грядки.

Мы пололи огород,

Поливали огород.

Действия по тексту.

В лунках маленьких не густо рассадили мы капусту.

«Сажают».

Лето все она толстела,

Показывают руками круг перед собой.

Разрасталась вширь и ввысь.

Руки в стороны, а затем вверх.

А теперь ей тесно белой,

Руки разведены в стороны.

Говорит — посторонись!

Е. Стюарт

Отталкивающие движения руками.

Воспитатель предлагает еще несколько аналогичных образцов рассказов о других овощах, например,

Это огурец. Огурец — это овощ. Он растет, в огороде, на грядке. Огурец — это вкусный, сочный и сладкий овощ. На ощупь он твердый. Огурец овальный по форме, зеленого цвета. Из огурцов можно приготовить салат, их можно солить и есть сырыми;

Это морковь. Морковь — это овощ. Она растет, в огороде, на грядке. Морковь — это вкусный, сочный и сладкий овощ. На ощупь она твердая. Морковь треугольная по форме, оранжевого цвета. Из моркови можно приготовить салат, ее можно добавлять в разные блюда и есть сырую.

Дети узнают по описанию овощи

Помидор

Огурец

Морковь

Капуста

Лук

Свекла

Дети кладут овощи к геометрической фигуре и сопровождают речью:

«Огурец

подходит к овалу – он овальный по форме»; «Помидор подходит к кругу — он круглый по форме»;

«Капуста подходит к кругу — она круглая по форме»;

«Перец подходит к треугольнику — он треугольный по форме» и т.д.

Майя и Артем пересказывают услышанный рассказ

Дети выполняют движения по тексту стихотворения

Дети пересказывают их.

Умеют узнавать овощи по описанию

Умеют составлять по образцу сложные предложения и соотносить внешний вид овощей с геометрическими фигурами

Умеют пересказывать рассказ с опорой на схему описания, последовательно и полно характеризуя их признаки.

Способствует

снятию усталости, напряжения и

восстановлению положительно-эмоционального состояния.

Умеют пересказывать рассказ с опорой на схему описания, последовательно и полно характеризуя их признаки.

IV этап. Заключительный этап

Метод: аналитическая беседа

Ребята давайте вспомним, что сегодня мы с вами делали?

 Правильно, пересказывали описательный рассказ об овощах с помощью схемы.

Какой подарок прислала нам щедрая Осень?

Что можно сказать об овощах?

Какое у вас настроение?  А хорошее настроение всегда у тех, кто отлично поработал.

Дети вовлечены в обсуждение, отвечают на вопросы.

Дети слушают оценку воспитателя.

Рефлексия проведенного занятия по развитию речи сформировать умения пересказывать описательный рассказ об овощах с опорой на схему.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/357299-konstrukt-nod-po-razvitiju-rechi-dlja-detej-s

  • Пересказ рассказа носова фантазеры
  • Пересказ рассказа носова на горке
  • Пересказ рассказа н сладкова осень на пороге
  • Пересказ рассказа н калининой разве так играют конспект занятия в старшей группе
  • Пересказ рассказа н калининой про снежный колобок презентация