Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Разве так играют?»
Задачи:
- учить выразительно, пересказывать текст;
- учить образованию форм единственного и множественного числа существительных;
- учить детей пересказывать рассказ;
- развивать речь, память, умение внимательно слушать.
Материалы: мяч, игрушки, мольберт, карточки с буквами.
Методика проведения:
Воспитатель. Ребята отгадайте загадку:
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь об стенку – не стонет.
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать (Мяч)
Скажите, что можно делать с мячом?
Ответы детей: катать, ловить, играть, бросать, бить, отбивать, толкать и т.д.
Воспитатель. Посмотрите к нашему мячу, что-то прилипло, это лист на котором написан рассказ Надежды Калининой «Разве так играют?», я прочту, а вы внимательно послушайте. (Воспитатель читает рассказ)
Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.
Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет — всё в одну кучу складывает:
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Воспитатель. Скажите, о чем говориться в этом рассказе?
Какие игрушки были в кукольном уголке?
Что делал Алеша?
Как Саша вел себя в кукольном уголке?
Что он делал?
Что он сказал детям?
Хорошо, а кто помнит, с чего начинался рассказ?
Что было потом?
Чем закончился рассказ?
Какими словами закончился рассказ?
Воспитатель. Молодцы ребята, а теперь давайте встанем и посмотрим на наши игрушки.
Физминутка
Посмотрите где лежат
Наши верные друзья
Посмотрите вправо, влево
Посмотрите вверх и вниз
Покружитесь, осмотритесь
На местах они своих?
И еще раз покружитесь
И на стульчики садитесь
Воспитатель. А с какими игрушками вы любите играть?
Ответы детей
Воспитатель. А я люблю играть в мяч. «МЯЧ» какое интересное слово…. Ребята, скажите, а с какого звука начинается слово мяч?
Ответы детей. Звук «Мь»
Воспитатель. А этот звук мягкий или твердый?
Ответы детей. Мягкий
Воспитатель. Правильно. Придумайте слово, которое начинается на мягкий звук «М». (Если детям тяжело, то можно повторить гласные обозначающие мягкость согласному, это «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И», «Й»)
Ответы детей. Мел, мед, мясо, мюсли, мишка и. д.
Воспитатель. Хорошо, придумайте слово, которое начинается на твердый звук «М». (Если детям тяжело, то можно повторить гласные обозначающие твердость согласному, это «А», «О», «У», «Ы», «Э»)
Ответы детей. Мама, мыло, молоко, мука, мэр и т.д.
Воспитатель. А скажите, сколько слогов в слове мяч? (давайте определим слога хлопками)
Ответы детей. Один.
Воспитатель. А подберите слова с тем же количеством слогов, что и в слове мяч.
Ответы детей. Дом, кот, ель, пар и т.д.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Один – много»
Игра «Один – много»
Воспитатель. Я вам бросаю мяч и называю игрушку в единственном числе, а вы мне называете ее во множественном числе.
Машина – машин, кукла – кукол, кубик – кубиков, телефон – телефонов, утюг – утюгов, фрукт – фруктов, овощ – овощей, обруч – обручей, пазл – пазлов, пистолет – пистолетов, шар – шаров, животное – животных, инструмент – инструментов, барабан – барабанов, пупс – пупсов, самолет – самолетов, юла – Юл, танк – танков, мишка – мишек, поезд – поездов, бубен – бубнов.
Воспитатель. А теперь давайте подведем итоги.
Вопросы детям:
Как назывался рассказ, который мы с вами сегодня читали?
Где происходило действие в рассказе?
А сколько слогов в слове мяч?
В какие игры мы с вами играли?
Как звали воспитательницу в детском саду?
Воспитатель. Молодцы, все запомнили!
Литература.
1. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2009
Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие».
Задачи:
Развивать речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка; совершенствовать умение понимать вопросы воспитателя; развивать внимание;
Учить детей пересказывать текст, интонацией передавать особенности персонажей, называть действия, характеризующие определенный предмет; упражнять в образовании названий детенышей животных в единственном и множественном числе;
Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Планируемые результаты:
Ребенок слушает рассказ Н. Калининой «Разве так играют?», пересказывает его, запоминает и интонационно выразительно произносит слова текста, радуется яркой игровой ситуации.
РППС: игрушки: Карлсон, снегирята, утята, щеглята, пингвинята, синички, попугайчики, мяч, кукла. (возможна замена картинками для фланенграфа).
Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня по дороге к вам, я встретила кое-кого, послушайте загадку:
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)
Воспитатель: Сейчас я его позову.
(воспитатель выходит из группы, берет игрушку Карсона и выходит к ребятам)
Карсон: Бириб, бириб, бприб, -у-ух, сколько вас много.
Привет малыши, меня зовут «Карсон который живет на крыше, можно просто Карсон»,
Что-то заскучал я на чердаке и решил прийти к вам в детский сад поиграть. Только я собрался отправиться к вам, как вдруг вспомнил, что не знаю, как правильно играть. И тогда я решил прочитать об этом в книгах. Открыл я вот эту книгу и прочёл рассказ, который называется «Разве так играют?», но так и не понял, как же нужно играть. Может, вы мне поможете в этом разобраться?
Воспитатель:
‒ Поможем, ребята?
Основная часть
-Воспитатель предлагает послушать рассказ «Разве так играют?» и постараться ответить на вопросы:
Чтение рассказа «Разве так играют?»
Пришли Саша с Алёшей в малышовую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы, и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Всё есть в кукольном уголке, всего много.
Алёша смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на всё посмотрел и сразу всё взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берёт, и посуду берёт, и собачку к себе тянет — всё в одну кучу складывает:
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю!
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Задает вопросы:
– О чем говорится в этом рассказе?
– Какие игрушки были в кукольном уголке?
– Что делал Алеша?
– Как Саша вел себя в уголке?
– Что он делал?
– Что он сказал детям?
– Что делают ребята?
–На кого смотрели дети?
–Правильно ли поступил Саша?
-Молодцы ребята, нужно делиться игрушками и играть дружно.
— А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, проходите на ковер.
Физкультминутка. «Игрушки»
Мы как мячики поскачем,
(ребята изображают мячи и прыгают на двух ногах по кругу)
Как машина погудим,
(руками изображают, что держаться за руль и бегают, по кругу издавая пикающие звуки)
Сделав круг, спокойно ляжем,
Полежим и посопим.
(дети ложатся на ковёр, руки кладут под голову и сопят)
— Хорошо, полежали, отдохнули, а теперь я хочу ещё раз рассказать вам рассказ. Слушайте, внимательно. Постарайтесь его запомнить.
Затем воспитатель предлагает вспомнить, чем заканчивается рассказ, и подготовиться к пересказу. Трое детей договариваются, кто какую часть – начало, середину, конец – будет рассказывать. Пересказ повторяется дважды (с вызовом еще троих детей). Воспитатель напоминает, что рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?»:
– Кажется, что писатель нас об этом спрашивает. Ребята, а ведь такое могло бы случиться и в нашей группе: представьте себе, что мальчик пришел впервые в детский сад и не знает, как нужно играть. Подумайте, что бы вы ему сказали о его поведении и что рассказали о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках. (Дети по желанию высказываются, используя вежливые слова в обращении с товарищами, понятно объясняя).
Воспитатель хвалит детей, задает вопрос:
– С какими игрушками вы любите играть?
Воспитатель загадывает загадку: «Кинешь в речку – не утонет, бьешь о стенку – не стонет, будешь оземь кидать – станет кверху летать» (Мяч)
– Какими словами говорится в загадке про мяч? (Кинешь, бьешь, кидать, летать.)
– Скажите, что можно делать с мячом? (Играть, катать, бросать, подкидывать.)
– А как можно играть с куклой, что можно с ней делать? (Одевать, укладывать спать, купать, гулять с ней.)
Воспитатель предлагает поиграть в игру
«Кто пропал?»
– Посмотрите, кто расположился на этой сказочной полянке: это –… (утята), это… (снегирята), это… (щеглята).
– Стали малыши играть, вдруг слышат – жжжжж! Что такое? Испугались малыши и удрали кто куда (сдвигает игрушки за ширму). А когда испуг прошел, и птенцы вернулись (выставляет утят), оказалось, что кого-то не хватает. Кто же пропал?
– Кого нет? (Снегирят, щеглят)
– Улетели куда-то и …снегирята, и щеглята.
– Зато появились на поляне… (выставляет, и дети называют сами) синички и попугайчики.
– Правильно, у этих птенцов нет специального названия, их просто ласково называют синичками и попугайчиками. Щебечут птицы, играют, резвятся. Вдруг снова что-то зажужжало! Испугались птенцы и разлетелись (сдвигает игрушки за ширму). А когда они вернулись (появляются утята), снова кто-то пропал. Кого не стало? (Синичек, попугайчиков.)
– Утята оказались самые смелые. Заглянули за елку и увидели…Карлсона!
– Это его моторчик жужжал! Стало птенцам смешно, что они Карлсона испугались. Кликнули они своих друзей. Все птенцы и вернулись (выставляет игрушки по порядку). Найдите среди птенцов тех, кого называют ласково так же, как взрослых птиц. (Синички, попугайчики.)
Воспитатель: «Карлсон, теперь ты знаешь, как нужно играть?»
Карсон: Спасибо вам за то, что вы научили меня правильно играть.
А еще мне очень понравилось, как вы пересказывали рассказ, и я обязательно прилечу к вам в гости ещё.
Но, а мне пора лететь домой, до свидания ребята.
Рефлексия
-Ребята скажите, о чем мы говорили сегодня?
-Кому мы с вами помогали?
— Как называется рассказ, о котором мы сегодня говорили, и кто его автор?
— Что понравилось?
-Что больше всего понравилось?
— Как себя нужно вести в группе с игрушками?
— Молодцы ребята, мне очень понравились ваши пересказы.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»
Цель: учить детей пересказывать текст, интонацией передавая особенности персонажей.
Задачи:
— формировать умение детей выразительно пересказывать текст;
— воспитывать положительное отношение между детьми;
— учить называть действия, характеризующие определенный предмет.
Материалы: картинки разноцветных шаров (красные, синие, зеленые), одного мака, букета из маков, портрет Надежды Калининой, цветные карандаши, альбомные листы.
Структура занятия
Ход занятия
1.Организационный этап (2 мин.)
Цель: мотивировать детей на включение в деятельность, создать психологический настрой и активизировать внимание.
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
Ответы детей. |
Педагог приветствует обучающихся: — Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с рассказом Надежды Калининой «Разве так играют?» Но для начала давайте взглянем на портрет Калининой Надежды Дмитриевны. Послушайте стихотворение «Игрушки» В магазине «Детский мир» Есть отдел игрушек. Там и полосатый тигр, И котенок плюшевый, Пирамиды в ряд стоят, Куклы в разных платьицах, Неваляшки не лежат, И петрушки дразнятся. Разноцветные мячи, Кегли и машины, Паровозик заводной Проезжает мимо. Все игрушки хороши! Выбирай, что хочешь. Без игрушек малышам Грустно было б очень. — Ребята, назовите игрушки, которые были в магазине. |
На доску вывешивается портрет Надежды Калининой. |
2. Целеполагание и мотивация познавательной деятельности (5 мин.)
Цель: побудить обучающихся самостоятельно сформулировать тему и цель занятия.
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
— Мишки, зайцы, куклы, кукольная посуда, кроватки для кукол, машинки, медведь на лошади. — Не знал, какую игрушку взять — Сразу захотел взять все игрушки. — Не трогайте, не берите, я в игрушки играю |
— А теперь я хочу вам прочитать рассказ Калининой, который называется «Разве так играют?» Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам. А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много. Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел. Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает: Не трогайте, не берите, я в игрушки играю. Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят. Вот так мальчик! Разве так играют? — О чем говорится в этом рассказе? — Какие игрушки были в кукольном уголке? — Что делал Алеша? — Как Саша вел себя в кукольном уголке? — Что он делал? — Что он сказал детям? — Вспомните, чем закончился рассказ? Физминутка «Стойкий солдатик». Вот солдатики стоят, начинается парад. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы шагать. Наклонитесь все вперед, а потом наоборот. Влево, вправо наклонитесь, наклоняйтесь, не ленитесь! На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий. Руки ты прижми к груди, да смотри, не упади! Руки вверх, руки в бок, и на месте – скок, скок, скок! Носом – вдох, а выдох – ртом. Дышим глубже… А потом… Марш на месте не спеша. Вот зарядка хороша! |
3. Основной этап (15 мин.)
Цель: активизировать в речи детей глаголы, подбирать по смыслу глаголы к существительным
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
Ответы детей. Ответы детей. — Мяч. — Кинешь – не тонет, бьешь – не стонет, кидать – к верху летать. — Катать, бросать, подкидывать. — Одевать, укладывать спать, кормить, купать, гулять. — Шары. — Шаров. — Красные, синие, зеленые. — Разноцветные. — Маки. — Маков. |
— Давайте попробуем пересказать этот небольшой рассказ. — Рассказ заканчивается словами: «Разве так играют?», и кажется, что писатель спрашивает об этом нас. Дети, а ведь могло так быть и в нашей группе, если мальчик пришел впервые в школу и не знает, как нужно играть. — Подумайте, чтобы вы ему сказали о его поведении и что рассказали бы о том, как вы играете и как договариваетесь с товарищами об играх и игрушках. — С какими игрушками вы любите играть? — О какой игрушке я загадаю загадку? Кинешь в речку — не тонет, Бьешь о стенку — не стонет, Будешь оземь кидать — Станет к верху летать. — Какими словами говорится в загадке про мяч? — Скажите, что можно делать с мячом? — А как можно играть с куклой? — Давайте поиграем в игру «Один — много». Я вам называю один предмет, а вы мне должны назвать много таких предметов. Шар — … Здесь много … — Какого они цвета? — Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? — Это мак, а это … — В букете много … |
Педагог вызывает троих детей и предлагает им договориться, кто какую часть будет рассказывать – начало, середину, конец. (Пересказ можно повторить дважды) Во время ответов детей, педагог оценивает ответы, отмечает вежливые обороты речи, умение объяснять понятно. На доске картинки с разноцветными шарами. На доску вывешивается картинка одного мака, затем букет из маков. |
5. Итоговый этап. Рефлексия.(2 мин)
Цель: подвести итог занятия, восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Деятельность обучающихся |
Деятельность педагога |
Примечание |
— «Разве так играют?» — Надежда Калинина |
— Молодцы, ребята! Хорошо сегодня поработали! — С каким рассказом сегодня познакомились? — Кто автор этого рассказа? — А теперь возьмите альбомные листы и цветные карандаши, и нарисуйте свою любимую игрушку. |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/201109-konspekt-po-razvitiju-rechi-na-temu-n-kalinin
Слайд 1
Занятие № 5
Пересказ рассказа Н. Калининой «разве так играют?»
Слайд 2
Пришли Саша с Алешей в младшую группу, подошли к игрушкам.
А игрушек много: есть мишки, зайцы, куклы и кукольная посуда, и кроватки для кукол, есть машины легковые, грузовые и пожарные, есть коричневый медведь на белой лошади. Все есть в кукольном уголке, всего много.
Алеша на все смотрит и не знает, какую игрушку взять, во что поиграть. А Саша только одну минуту на все посмотрел и сразу все взять захотел.
Подбежал он к кукольному уголку — мишку под мышку, зайчика в кармашек. И кроватку берет, и собачку к себе тянет — все в одну кучу складывает:
— Не трогайте, не берите, я в игрушки играю.
Стоят ребята, удивляются, на Веру Ивановну смотрят.
Вот так мальчик! Разве так играют?
Слайд 3
Слайд 4
Кинешь в речку — не тонет,
Бьешь о стенку —
не стонет,
Будешь оземь кидать —
Станет кверху летать.
Слайд 5
— Какими словами говорится в загадке про мяч?
—
что можно делать с мячом? (катать, подкидывать, бросать , пинать)
Кинешь в речку — не тонет,
Бьешь о стенку — не стонет,
Будешь оземь кидать —
Станет кверху летать.