Пересказ рассказа сухомлинского яблоко и рассвет в подготовительной группе конспект занятия

Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе, образовательная область «Речевое развитие» с использованием информационно – коммуникационных, игровых, технологии исследовательской деятельности, воспитателя МБДОУ д/с №39 Токаревой Натальи Николаевны.

Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.

Задачи:

1.Образовательные:

Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.

2. Развивающие:

Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

3. Воспитательные:

Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

План:

1.Чтение рассказа.

2.Вопросы к детям.

3.Составление плана рассказа.

4.Чтение рассказа.

5.Пересказ рассказа по опорным картинкам.

6.Дидактическая игра «Какое яблоко» (использование мяча).

7.Итог.

Ход НОД:

Загадывание загадки:

Круглое, румяное

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

                (Яблоко).

Воспитатель: Правильно ребята, это яблоко. Посмотрите, что я вам принесла.

Дети: Яблоки.

Воспитатель: Правильно, это яблоки. Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду?

Дети: Красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.

Воспитатель: Какие они по размеру?

Дети: Большие, маленькие, огромные.

Воспитатель: А какие они по запаху?

Дети: Ароматные, душистые.

Воспитатель: А как вы думаете какие они на вкус?

Дети: Вкусные, сладкие, сочные, нежные.

Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет». 

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. 

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки. 

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка. 

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу еще раз увидеть рассвет.

Разбор фразеологических оборотов:

 не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)

 не мог одолеть – не мог победить, побороть когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

 собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что – то сделать когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

 дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).

Повторное чтение рассказа. 

Беседа по вопросам:

Воспитатель: Как звали дедушку?

Дети: Дедушка Корней.

Воспитатель: Как звали внука?

Дети: Миша.

Воспитатель: Куда приходил Миша?

Дети: В сад к дедушке.

Воспитатель: Чем угощал дед внука?

Дети: Яблоками, грушами, медом.

Воспитатель: Что такое рассвет?

Дети: Это время перед восходом солнца, начало утра.

Воспитатель: Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете?

Дети: Потому что он ленился.

Воспитатель: Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?

Воспитатель: Каким яблоко было?

Дети: Как небо на рассвете – розовым.

Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко?

Дети: Еще раз захотел увидеть рассвет.

Воспитатель: Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.

Воспитатель: Помните, с чего начинается рассказ?

Воспитатель: Как можно кратко назвать эту часть рассказа?» Я вам помогу. Вот смотрите как я подобрала картинки к 1 части рассказа.

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».

Воспитатель: А что же увидел Миша в саду?

Воспитатель: Как развивалось дальше действие?

Воспитатель: Как вы хотите назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет.

Показ картинки «О чем мечтал Миша».

Воспитатель: Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало?

Третья картинка. «Миша победил лень».

Воспитатель: Получил мальчик заветное яблоко?

Воспитатель: Как это яблоко описал Василий Сухомлинский?

Воспитатель: А когда это яблоко стало не белым, а розовым?

Дети: Когда взошла утренняя звезда.

Воспитатель: План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили.

Автор: Ямилова Ильсияр Радиковна

воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №77 “Эрудит”

«Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе

Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать рассказы и заучивать стихотворения по опорным картинкам

Задачи:

Образовательные:

– Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;

– Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;

– Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами

Развивающие:

– Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.

– Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.

– Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.

– Развивать координацию речи с движением.

Воспитательные:

– Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества

– Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа:

Обучение работе по мнемотаблицам.

Учить давать характеристику звукам

Формирование умения делить слова на слоги, находить ударный слог

Словарная работа

Оборудование: ноутбук, электронная презентация к занятию, опорные картинки

Ход занятия:

Организационный момент

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам:

“Будет интересно!”

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

На занятии наши глаза внимательно

Смотрят и все … (видят).

Уши внимательно слушают

И всё …(слышат).

Голова хорошо … (думает).

Стук в дверь почтальон вносит посылку. На ней загадка.

Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, что внутри.

Краснокожие бока.

Желтые, зеленые!

Сладки. Кислые, слегка,

Только не соленые!

Ароматны и вкусны.

С хвостиком срывают!

Витамины всем нужны

Силы прибавляют!

Часто, птички их клюют

Воробьи и зяблики…

Отгадали, кто они, ребята,

Это… (яблоки)

Воспитатель: Правильно, это яблоки.

Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду? (красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые)

По размеру? (Большие, маленькие, огромные)

По запаху? (ароматные, душистые)

По вкусу? (кислые, сладкие, сочные, нежные)

«Звуковой анализ слова яблоки»

(Дети присаживаются за столы)

Воспитатель: Сколько слогов в слове яблоки? (полные ответы). Как вы узнали? (по болеть за слово, и прохлопать)

Какой первый слог? (ответы)

Какой второй слог? (ответы)

Какой третий слог? (ответы)

Воспитатель: Поставьте ударение в слове яблоки. Какой звук ударный? (который тянется, гласный)

Вызываю к доске по одному человеку для звукового разбора

Физкультминутка

На водопой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.)

Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на места. Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет»

Рассказ

Маленький Миша часто приходил в сад к своемудедушке Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.А Миша не мог отвести глаз от огромного,белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, – сказал дедушка.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Объяснение фразеологических оборотов «Обьяснялки»

– Не мог отвести глаз – долго смотрел, любовался

– Когда так говорят? (когда видят что, то красивое или удивительное)

– Не мог одолеть – не мог победить, побороть. 

– Когда так говорят? Когда у человека не хватает сил или желания побороть: 

страх, болезнь, врага, лень.

– Собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать

– Когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

– Дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)

– Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра)

Составление предложений с использованием мнемокарточек.

Воспитатель: У вас на столах лежат опорные картинки. Давайте попробуем с их помощью восстановить последовательность рассказа. 

Вопросы к детям

Как звали мальчика? (полные ответы Миша)

Найдите карточку и положите на лист

Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)

Какую карточку вы выберите? Положите ее рядом с карточкой , где изображен Миша.

Как звали дедушку? (Корней) (дети находят картинку)

Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) (дети находят картинку)

А что же увидел Миша в саду? (он увидел красивое, белое яблоко и не мог отвести от него глаз)

Найдите карточку положите ее рядом с соседней

Как развивалось дальше действие? (Миша попросил дедушку сорвать яблоко) (дети находят картинку) Дедушка предложил Мише прийти на рассвете и работать в саду (дети находят картинку)

Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился) (дети находят картинку)

Что происходило дальше? (Миша собрался с силами, пришел на рассвете, налил пчелам воды, срезал сухие веточки) (дети находят картинку)

Что взошло на небе? (Утренняя звезда) (дети находят картинку)

Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? ( как небо на рассвете – розовым) (дети находят картинку)

Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет) (дети находят картинку)

Воспитатель: Теперь попробуйте пересказать этот рассказ по опорным картинкам. Давайте представим, как Миша и дедушка разговаривали (диалог) О чем попросил Миша? А что ответил дедушка? Давайте разыграем сценку. 

– Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам, выучить стихотворение о яблоке по мнемотаблице

Яблоко спелое, красное, сладкое, 
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. 
Яблоко я пополам разломлю, 
Яблоко с другом своим разделю.

Рефлексия

Вопросы к детям:

  1. Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)
  2. Почему Миша не стал срывать яблоко?
  3. Что можно сказать о характере Миши?
  4. Вам понравилось наше занятие? (ответы)

Воспитатель: я предлагаю пойти в группу и скушать наши наливные яблоки.

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею.

Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог

отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на

самой верхушке одной яблони.

Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

Нет, ответил дедушка, яблоко достанется тому, кто придет в сад на

рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть

лень. Наконец всетаки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще

темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды,

срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у

него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым,

а розовым, как небо на рассвете.

Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.

Нет, дедушка… Лучше завтра.

Почему?

Хочу еще раз увидеть рассвет.

Разбор фразеологических оборотов:

не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался когда так говорят? (когда

видят чтото красивое или удивительное)

не мог одолеть не мог победить, побороть когда так говорят? (когда у

человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

собрался с силами накопил сил, заставил, решился что то сделать когда

так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).

Повторное чтение рассказа.

Беседа по вопросам:

Воспитатель: Как звали дедушку?

Дети: Дедушка Корней.

Воспитатель: Как звали внука?

Дети: Миша.

Воспитатель: Куда приходил Миша?

Дети: В сад к дедушке.

Воспитатель: Чем угощал дед внука?

Дети: Яблоками, грушами, медом.

Воспитатель: Что такое рассвет?

Дети: Это время перед восходом солнца, начало утра.

Воспитатель: Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете?

Дети: Потому что он ленился.

Воспитатель: Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?

Воспитатель: Каким яблоко было?

Дети: Как небо на рассвете – розовым.

Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко?

Дети: Еще раз захотел увидеть рассвет.

Конспект
проведения образовательной деятельности
по образовательной области «Развитие речи»
на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
для детей старшего дошкольного возраста

Составила
воспитатель:
Рзаханова
Заира
Мамедовна

Цель: Развитие всех компонентов связной речи детей.
Задачи:
Образовательные:

  • Закрепить умение составлять план рассказа;

  • Совершенствовать умение рассказывать в определённой последовательности, логически связывая одно событие с другим;

Развивающие:

  • Продолжать развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопрос полным предложением;

  • Совершенствовать умение разбивать текст на части, давая каждой из них название;

  • Продолжать развивать наблюдательность, мышление и воображение;

Воспитательные:

  • Продолжать воспитывать умение слушать выступления воспитателя и ответы своих товарищей;

Образовательные области: речевое развитие (социально-коммуникативное развитие, физическое развитие).
Предварительная работа:

  • пополнение словаря с помощью упражнений «Составление предложений по опорным словам», «Подбери синонимы, антонимы»;

  • дидактическая игра «Последовательные картинки»;

  • индивидуальная работа с детьми по составлению рассказа по картине;

  • изготовление атрибутов для игры в «Морское путешествие».

Оборудование и материалы: интерактивная доска, серия опорных картинок по рассказу «Яблоко и рассвет», бутылка пластиковая с посланием, импровизированный корабль, 3 мольберта;

Словарная работа: утренняя звезда, захватило дух, заветное, рассвет;

Ход занятия

При входе в группу стоит ребёнок, перед ним стол с одной банкой и двумя коробками, водной из которых карточки с весёлыми смайликами, в другой – с грустными. Ребёнок предлагает оценить своё настроение, выбрав один из смайликов.

Группа визуальна разделена на 3 половины: одна половина для гостей, другая – для «корабля», третья отведена для «Острова запутанных историй» и «Острова сокровищ» с мольбертом.

Гости занимают свои места.

Дети входят в группу и становятся полукругом.
Воспитатель: дети, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.
Здороваются.
Воспитатель: скажите мне, какое у вас настроение? (ответы детей). А теперь мы проверим в каком расположении духа пришли к нам наши гости. Для этого мы посчитаем карточки со смайликами.
Подсчитываем карточки (сколько всего весёлых, сколько всего грустных) и делаем вывод.

Воспитатель: кто-то пришёл не в духе. Но это не страшно. Мы начнём играть и наши хмурые гости невольно начнут улыбаться!

Звучат звуки моря и крики чаек. Стоит импровизированный корабль, украшенный флажками.
Воспитатель: посмотрите на нашу группу! Как она преобразилась?! Как вы думаете, что изменилось? (ответы детей). Сейчас мы с вами отправимся в морское путешествие. Но для этого нам нужно выбрать капитана и членов команды.
Считалкой выбираем команду. Снабжаем атрибутами. Садимся на корабль и отправляемся в путь!

Воспитатель: по правому борту — дельфины! По левому борту – человек за бортом! Что делать, капитан? (дети принимают решения).
Воспитатель: прямо по курсу – остров! Высаживаемся!
Дети высаживаются на импровизированный остров и садятся на стулья. Перед ними 3 мольберта с закрытыми картинами и бутылка с посланием.

Воспитатель: мы с вами прибыли на остров интересных историй! Если мы не перескажем историю, остров нас не отпустит! А вот и послание для нас!

Воспитатель зачитывает задания:

  1. Нужно прослушать рассказ В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»;

  2. Рассмотреть картинки;

  3. Пересказать историю.

Воспитатель: Начнём с первого задания и прочитаем историю!
Чтение рассказа.
Воспитатель открывает только первую картинку, остальные 3 закрыты.

Воспитатель: Кто изображён на картине? К кому он любил приходить? Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Воспитатель даёт образец описания картинки.

Воспитатель: на первой картинке изображён мальчик Миша. Он любит приходить в сад, где приятно проводит время.
Дети стараются воспроизвести образец.
Воспитатель открывает 2 картинку.
Воспитатель: Кто изображён на картинке? Почему одно из яблок привлекло внимание мальчика больше остальных? (ответы детей). Кто попробует описать картинку? (один из детей описывает картинку).
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы сорвать одно яблоко? Как вы думаете, почему дед Корней не дал сразу сорвать яблоко? Поработал ли Миша, чтобы получить желанное яблоко? Сорвал ли Миша заветное яблоко? (дети описывают картинку).
Воспитатель открывает 3 картинку.
Воспитатель: что же произошло дальше? Справился ли Миша с заданиями дедушки Корнея? (ответы детей).
Воспитатель открывает 4 картинку.
Воспитатель: Можно ли рассказать продолжение истории по последней картинке? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте послушаем рассказ ещё раз и попробуем его пересказать.
Чтение рассказа во второй раз. Дети по очереди стараются воспроизвести максимально близко к тексту рассказ.

Воспитатель: а теперь мы можем снова пройти на борт корабля и отправиться в путь!

Дети на «корабле» плывут на остров сокровищ.
Воспитатель: Высаживаемся! Мы с вами немного проголодались. Не так ли? У нас на борту есть рыбак, который нам поможет.
Дети играют в игру «Ловись рыбка», напоминая вначале права игры.

Воспитатель: Молодцы! Но у нас с вами ещё одно послание! Здесь карта! Давайте посмотрим, что на ней изображено. Это место нахождения клада. Давайте его найдём.

Дети вместе с воспитателем отмеряют нужное количество шагов до отмеченного места.

Находят клад.
Воспитатель: Мы выполнили все задания. Теперь мы можем возвращаться в группу.
Дети на борту «корабля».

Высаживаются в группе.
Воспитатель: Дети, вам понравилось путешествие? Что запомнилось больше всего? Ещё раз отправимся бороздить моря и океаны? (ответы детей). А теперь мы попросим наших гостей оценить своё настроение, положив в коробочку смайлик с подходящим выражением лица. А мы посчитаем.

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»,Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»,

образовательная область «Развитие речи».

Автор конспекта НОД Зиновьева Екатерина Сергеевна, воспитатель МДОБУ №13 г.Дальнегорска

Цель

  • Развивать речевую активность детей посредством пересказа по опорным картинкам.

Задачи приоритетной образовательной области: образовательная область «Развитие речи»

  • Учить составлять развёрнутые предложения, план пересказа.
  • Развивать речь, память, мышление.
  • Воспитывать умение слушать.

Задачи ОО в интеграции

Скачать конспект

Познавательное развитие

  • Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.

Речевое развитие

  • Учить детей решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.

Физическое развитие

  • Формировать представление о здоровом образе жизни.

Социально-коммуникативное развитие

  • Развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие

  • Развивать эстетические чувства, эмоции.

Целевые ориентиры

  • Развивать интерес к умению пересказывать и составлять план пересказа, развивать инициативу и самостоятельность.

Предполагаемый результат

  • Научатся составлять план по опорным картинкам и усовершенствуют навыки рассказывания по плану в соответствии с возрастом и программными требованиями.

Предпосылки универсальных учебных действий

Участвуют в диалоге; сравнивают предметы и объекты: находят закономерности.

Предварительная работа

  • Рисование сада утром
  • Заучивание фразеологизмов о работе.

Педагогические технологии

Технология деятельностного подхода, игровая

Оборудование для педагога

  • Телевизор, флешка с презентацией, мяч

Оборудование для детей

  • мяч, картинки с изображением по рассказу.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД

«ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В. СУХОМЛИНСКОГО «ЯБЛОКО И РАССВЕТ»

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СИТУАЦИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

(СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ФОРМЫ)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

«Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Развивать

речевую активность детей, посредством 

пересказа

по опорным

картинкам.

Учить составлять развёрнутые   предложения.

Развивать речь, память, мышление.

Воспитывать умение слушать.

Задача №1

Познакомить

с содержанием рассказа

Образовательная ситуация №1

Проблема. Пути решения проблемы

Прослушивание рассказа.

Просмотр картины «Рассвет»

Работа с палитрой.

Д/И «Какое яблоко»

Подача образовательного материала в виде прочтения .

Подвести детей к составлению плана действий

Задача №2

Выяснить значение фразеологических оборотов в тексте, определить лексическое значение новых слов

Образовательная ситуация №2

ПОИСК

Д/И

«Подбери слово»

Просмотр мультфильма «Незнайка» (отрывок)

Организует и мотивирует детей на поиск ответов.

Задача №3

Определить сюжет рассказа.

Образовательная ситуация №3

ПОИСК

Составление плана к рассказу по картинкам (сюжет)

Д/И «Собери картинку»

Организует и участвует в поисковой деятельности.

Задача №4

Составить рассказ по опорным картинкам

Образовательная ситуация №4

ОБОБЩЕНИЕ,

КОММУНИКАЦИЯ

Рассказ по плану , пересказ по ролям.

Д/И

«Найди дом для слова»

Мотивирует детей на пересказ текста.

Участвует в в Д/И

Задача №5

Оценить свою работу на занятии.

Образовательная ситуация №5

АНАЛИТИКА

(рефлексия)

Д/И

«Волшебный сад»

Заполнение карточек

Анализирует ответы воспитанников, участвует в Д/И.

Ожидаемый результат

Научатся составлять план по опорным картинкам и усовершенствуют навыки рассказывания по плану в соответствии с возрастными особенностями

Формируемые УУД

Развивают навыки участия в диалоге, сравнивают предметы и объекты: находят закономерности.

Описание образовательной деятельности

Деятельность педагога

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель

  • Развивать речевую активность детей, посредством пересказа по опорным картинкам.
  • Учить составлять развёрнутые предложения.
  • Развивать речь, память, мышление.
  • Воспитывать умение слушать.

Задачи НОД

  • Учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.
  • Совершенствовать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
  • Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
  • Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества.
  • Оборудование для детей: мяч; картинки с изображением по рассказу.
  • Содержание организованной деятельности детей
  • В саду на дереве растёт
  • Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья… (Яблоко)

Воспитатель. Правильно ребята, это яблоко. Давайте поиграем в игру «Скажи какое яблоко»

Д/И «Какое яблоко». Просмотр картины «Янтарный Рассвет», авторТатьяна Степанюк.

Воспитатель. Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет».

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу еще раз увидеть рассвет.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

1. Разбор фразеологических оборотов

– не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался (когда видят что-то красивое или удивительное)

– не мог одолеть – не мог победить (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

– собрался с силами – накопил сил, заставил (собрался с силами и убрал игрушки)

– дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).

2. Повторное чтение рассказа

3. Беседа по тексту

В ходе беседы дети закрепляют знания текста: сюжет рассказа, лексические значения слов, а также времена суток, природные явления. Решают проблему смены поведения Миши.

4. Составление плана пересказа по картинкам

Воспитатель. Помните, с чего начинается рассказ?

Работа с картинками к первой части рассказа / «В саду у дедушки Корнея» /.

Ответы детей

Работа с картинкой ко второй части рассказа. Показ картинки «О чем мечтал Миша».

Ответы детей

Работа с третьей картинкой «Миша победил лень».

5. Пересказ текста по картинкам.

6. РЕФЛЕКСИЯ

Д/И «Волшебный сад» (работа с рисунками), заполнение карточек.

< Предыдущая   Следующая >

  • Пересказ рассказа руслан и людмила
  • Пересказ рассказа растрепанный воробей от лица маши
  • Пересказ рассказа разве так играют в старшей группе ушакова
  • Пересказ рассказа пушкина скупой рыцарь
  • Пересказ рассказа пришвина еж