Конспект НОД на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» в подготовительной группе, образовательная область «Речевое развитие» с использованием информационно – коммуникационных, игровых, технологии исследовательской деятельности, воспитателя МБДОУ д/с №39 Токаревой Натальи Николаевны.
Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Задачи:
1.Образовательные:
Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.
2. Развивающие:
Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
3. Воспитательные:
Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества
План:
1.Чтение рассказа.
2.Вопросы к детям.
3.Составление плана рассказа.
4.Чтение рассказа.
5.Пересказ рассказа по опорным картинкам.
6.Дидактическая игра «Какое яблоко» (использование мяча).
7.Итог.
Ход НОД:
Загадывание загадки:
Круглое, румяное
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко).
Воспитатель: Правильно ребята, это яблоко. Посмотрите, что я вам принесла.
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Правильно, это яблоки. Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду?
Дети: Красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.
Воспитатель: Какие они по размеру?
Дети: Большие, маленькие, огромные.
Воспитатель: А какие они по запаху?
Дети: Ароматные, душистые.
Воспитатель: А как вы думаете какие они на вкус?
Дети: Вкусные, сладкие, сочные, нежные.
Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет».
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
Разбор фразеологических оборотов:
– не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)
– не мог одолеть – не мог победить, побороть когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)
– собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что – то сделать когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)
– дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).
Повторное чтение рассказа.
Беседа по вопросам:
Воспитатель: Как звали дедушку?
Дети: Дедушка Корней.
Воспитатель: Как звали внука?
Дети: Миша.
Воспитатель: Куда приходил Миша?
Дети: В сад к дедушке.
Воспитатель: Чем угощал дед внука?
Дети: Яблоками, грушами, медом.
Воспитатель: Что такое рассвет?
Дети: Это время перед восходом солнца, начало утра.
Воспитатель: Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете?
Дети: Потому что он ленился.
Воспитатель: Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?
Воспитатель: Каким яблоко было?
Дети: Как небо на рассвете – розовым.
Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко?
Дети: Еще раз захотел увидеть рассвет.
Воспитатель: Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.
Воспитатель: Помните, с чего начинается рассказ?
Воспитатель: Как можно кратко назвать эту часть рассказа?» Я вам помогу. Вот смотрите как я подобрала картинки к 1 части рассказа.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».
Воспитатель: А что же увидел Миша в саду?
Воспитатель: Как развивалось дальше действие?
Воспитатель: Как вы хотите назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет.
Показ картинки «О чем мечтал Миша».
Воспитатель: Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало?
Третья картинка. «Миша победил лень».
Воспитатель: Получил мальчик заветное яблоко?
Воспитатель: Как это яблоко описал Василий Сухомлинский?
Воспитатель: А когда это яблоко стало не белым, а розовым?
Дети: Когда взошла утренняя звезда.
Воспитатель: План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили.
Автор: Ямилова Ильсияр Радиковна
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска ДС №77 “Эрудит”
«Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
Цель: Совершенствовать умение пересказывать рассказы и заучивать стихотворения по опорным картинкам
Задачи:
Образовательные:
– Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст;
– Продолжать расширять словарь новыми словами, активизировать речь;
– Совершенствовать грамматический строй речи фразеологическими оборотами
Развивающие:
– Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
– Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
– Развивать зрительное восприятие внимания, способность обобщать.
– Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
– Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества
– Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности.
Предварительная работа:
Обучение работе по мнемотаблицам.
Учить давать характеристику звукам
Формирование умения делить слова на слоги, находить ударный слог
Словарная работа
Оборудование: ноутбук, электронная презентация к занятию, опорные картинки
Ход занятия:
Организационный момент
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам:
“Будет интересно!”
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
На занятии наши глаза внимательно
Смотрят и все … (видят).
Уши внимательно слушают
И всё …(слышат).
Голова хорошо … (думает).
Стук в дверь почтальон вносит посылку. На ней загадка.
Воспитатель: Отгадайте загадку и узнаете, что внутри.
Краснокожие бока.
Желтые, зеленые!
Сладки. Кислые, слегка,
Только не соленые!
Ароматны и вкусны.
С хвостиком срывают!
Витамины всем нужны
Силы прибавляют!
Часто, птички их клюют
Воробьи и зяблики…
Отгадали, кто они, ребята,
Это… (яблоки)
Воспитатель: Правильно, это яблоки.
Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду? (красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые)
По размеру? (Большие, маленькие, огромные)
По запаху? (ароматные, душистые)
По вкусу? (кислые, сладкие, сочные, нежные)
«Звуковой анализ слова яблоки»
(Дети присаживаются за столы)
Воспитатель: Сколько слогов в слове яблоки? (полные ответы). Как вы узнали? (по болеть за слово, и прохлопать)
Какой первый слог? (ответы)
Какой второй слог? (ответы)
Какой третий слог? (ответы)
Воспитатель: Поставьте ударение в слове яблоки. Какой звук ударный? (который тянется, гласный)
Вызываю к доске по одному человеку для звукового разбора
Физкультминутка
На водопой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – “лакают”.)
Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь на места. Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет»
Рассказ
Маленький Миша часто приходил в сад к своемудедушке Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.А Миша не мог отвести глаз от огромного,белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.
Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Объяснение фразеологических оборотов «Обьяснялки»
– Не мог отвести глаз – долго смотрел, любовался
– Когда так говорят? (когда видят что, то красивое или удивительное)
– Не мог одолеть – не мог победить, побороть.
– Когда так говорят? Когда у человека не хватает сил или желания побороть:
страх, болезнь, врага, лень.
– Собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать
– Когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)
– Дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)
– Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра)
Составление предложений с использованием мнемокарточек.
Воспитатель: У вас на столах лежат опорные картинки. Давайте попробуем с их помощью восстановить последовательность рассказа.
Вопросы к детям
Как звали мальчика? (полные ответы Миша)
Найдите карточку и положите на лист
Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)
Какую карточку вы выберите? Положите ее рядом с карточкой , где изображен Миша.
Как звали дедушку? (Корней) (дети находят картинку)
Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) (дети находят картинку)
А что же увидел Миша в саду? (он увидел красивое, белое яблоко и не мог отвести от него глаз)
Найдите карточку положите ее рядом с соседней
Как развивалось дальше действие? (Миша попросил дедушку сорвать яблоко) (дети находят картинку) Дедушка предложил Мише прийти на рассвете и работать в саду (дети находят картинку)
Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился) (дети находят картинку)
Что происходило дальше? (Миша собрался с силами, пришел на рассвете, налил пчелам воды, срезал сухие веточки) (дети находят картинку)
Что взошло на небе? (Утренняя звезда) (дети находят картинку)
Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад? Каким яблоко было? ( как небо на рассвете – розовым) (дети находят картинку)
Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет) (дети находят картинку)
Воспитатель: Теперь попробуйте пересказать этот рассказ по опорным картинкам. Давайте представим, как Миша и дедушка разговаривали (диалог) О чем попросил Миша? А что ответил дедушка? Давайте разыграем сценку.
– Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу ещё раз увидеть рассвет.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам, выучить стихотворение о яблоке по мнемотаблице
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
Рефлексия
Вопросы к детям:
- Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко? (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)
- Почему Миша не стал срывать яблоко?
- Что можно сказать о характере Миши?
- Вам понравилось наше занятие? (ответы)
Воспитатель: я предлагаю пойти в группу и скушать наши наливные яблоки.
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею.
Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог
отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на
самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на
рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть
лень. Наконец все—таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще
темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды,
срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у
него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым,
а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
Разбор фразеологических оборотов:
– не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался когда так говорят? (когда
видят что—то красивое или удивительное)
– не мог одолеть – не мог победить, побороть когда так говорят? (когда у
человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)
– собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что – то сделать когда
так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)
– дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).
Повторное чтение рассказа.
Беседа по вопросам:
Воспитатель: Как звали дедушку?
Дети: Дедушка Корней.
Воспитатель: Как звали внука?
Дети: Миша.
Воспитатель: Куда приходил Миша?
Дети: В сад к дедушке.
Воспитатель: Чем угощал дед внука?
Дети: Яблоками, грушами, медом.
Воспитатель: Что такое рассвет?
Дети: Это время перед восходом солнца, начало утра.
Воспитатель: Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете?
Дети: Потому что он ленился.
Воспитатель: Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?
Воспитатель: Каким яблоко было?
Дети: Как небо на рассвете – розовым.
Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко?
Дети: Еще раз захотел увидеть рассвет.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 17» г.о. Саранск
Конспект НОД по развитию речи
в подготовительной группе
на тему: «Пересказ рассказа В. Сухомлинского
«Яблоко и рассвет»
Выполнила:
воспитатель
М.В. Бякина
Саранск 2019
Цель: совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Задачи:
1.Образовательные:
Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.
2. Развивающие:
Совершенствовать умение составлять рассказы по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
3. Воспитательные:
Воспитывать в детях доброту, терпение, нравственные качества
План:
1.Чтение рассказа.
2.Вопросы к детям.
3.Составление плана рассказа.
4.Чтение рассказа.
5.Пересказ рассказа по опорным картинкам.
6.Дидактическая игра «Какое яблоко» (использование мяча).
7.Итог.
Ход НОД:
Загадывание загадки:
Круглое, румяное
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко).
Воспитатель: Правильно ребята, это яблоко. Посмотрите, что я вам принесла.
Дети: Яблоки.
Воспитатель: Правильно, это яблоки. Рассмотрим яблоки: Какие они по внешнему виду?
Дети: Красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые.
Воспитатель: Какие они по размеру?
Дети: Большие, маленькие, огромные.
Воспитатель: А какие они по запаху?
Дети: Ароматные, душистые.
Воспитатель: А как вы думаете какие они на вкус?
Дети: Вкусные, сладкие, сочные, нежные.
Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет».
Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.
– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.
– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.
Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.
Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.
– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.
– Нет, дедушка… Лучше завтра.
– Почему?
– Хочу еще раз увидеть рассвет.
Разбор фразеологических оборотов:
– не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)
– не мог одолеть – не мог победить, побороть когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)
– собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что – то сделать когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)
– дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления).
Повторное чтение рассказа.
Беседа по вопросам:
Воспитатель: Как звали дедушку?
Дети: Дедушка Корней.
Воспитатель: Как звали внука?
Дети: Миша.
Воспитатель: Куда приходил Миша?
Дети: В сад к дедушке.
Воспитатель: Чем угощал дед внука?
Дети: Яблоками, грушами, медом.
Воспитатель: Что такое рассвет?
Дети: Это время перед восходом солнца, начало утра.
Воспитатель: Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете?
Дети: Потому что он ленился.
Воспитатель: Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?
Воспитатель: Каким яблоко было?
Дети: Как небо на рассвете – розовым.
Воспитатель: Почему мальчик не стал рвать яблоко?
Дети: Еще раз захотел увидеть рассвет.
Воспитатель: Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.
Воспитатель: Помните, с чего начинается рассказ?
Воспитатель: Как можно кратко назвать эту часть рассказа?» Я вам помогу. Вот смотрите как я подобрала картинки к 1 части рассказа.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».
Воспитатель: А что же увидел Миша в саду?
Воспитатель: Как развивалось дальше действие?
Воспитатель: Как вы хотите назвать вторую часть рассказа? Посмотрите, следующая картинка вам подскажет.
Показ картинки «О чем мечтал Миша».
Воспитатель: Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало?
Третья картинка. «Миша победил лень».
Воспитатель: Получил мальчик заветное яблоко?
Воспитатель: Как это яблоко описал Василий Сухомлинский?
Воспитатель: А когда это яблоко стало не белым, а розовым?
Дети: Когда взошла утренняя звезда.
Воспитатель: План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили.
Воспитатель: Ребята скажите, понравился вам рассказ? А как он называется? А чему можно научиться у Миши? (ответы детей) Вы сегодня молодцы!