Пересказ рассказа я тайца по ягоды с использованием предметных картинок старшая группа

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи на тему «Пересказ рассказа «По ягоды» Я. Тайца».

Автор: Филимонова Татьяна Петровна

Программное содержание. Формировать у  детей умение последовательно, логично без повторов передавать содержание рассказа, не большое по обьёму. Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.  Развивать внимание, мышление, связную речь. Развитие чувства коллективизма, умение согласовывать движения с музыкой. Вызывать желание, чтобы дети всегда делились, не жадничали. Воспитывать уважение к старшим.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Виды детской деятельностиигровая, коммуникативная.

Оборудование: книга, бандероль, предметные картинки по тексту рассказа.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Воспитатель. – Ребята, посмотрите, какую интересную книжку я принесла. Эту книжку прислала мне бандеролью моя подружка из Москвы. Ребята, вы знаете, что такое бандероль.

Дети.  – Нет (ответы детей).

Воспитатель. – Бондероль  — это большое письмо (показывает). Моя подруга знает, что я работаю в детском саду и частенько присылает мне детские книжки. Мы с ней очень дружны и никогда не забываем друг друга. Эта книга очень интересная, а в ней очень много хороших рассказов. Больше всего мне понравился рассказ Якуба Тайца « По ягоды» и я хочу сегодня познакомить вас с этим рассказом. Усаживайтесь и внимательно слушайте.

(Воспитатель читает рассказ и беседует по рассказу).

 2. Чтение рассказа Я. Тайца «По ягоды»

с последующим подробным обсуждением.

По ягоды

Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей взяли кружечки, пошли в лес — и давай собирать. Только бабушка — в кружечку, а Надя — в рот.

Пришли домой. У бабушки полна кружечка, а у Нади — пустая, даже дедушку угостить нечем.

Стыдно стало Наде. На другой день она пошла в лес, ни одной ягодки не съела — все в кружечку. Пришла домой и говорит деду:

— Кушай!

— А сама что же?

— А я вчера ела.

— Вчера не считается, — сказал дедушка.- Давай вместе.

И они с Надей стали есть из одной кружечки. Надя — ягоду, и дед — ягоду, Надя — ягоду, и дед — ягоду. Так все и съели.

• О ком этот рассказ?

• Куда пошли бабушка и внучка Надя?

• Что они взяли с собой?

• С какой кружкой вернулась из леса бабушка? (С полной.)

• А с какой кружкой вернулась Надя? (С пустой.)

• Почему Надина кружка была пустая? (Девочка сьедала собранные ягодки.)

По ходу рассказа педагог выставляет предметные картинки на доску.

• Почему Наде было стыдно? (Ей стало стыдно потому, что у неё не было ягод и она не смогла угостить дедушку земляникой.)

• Как она поступила на следующий день? (Она пошла в лес собрала целую кружку ягод и дала дедушке.)

• Кого Надя угостила ягодами?

• А что сделал дедушка? (Пригласил Надю поесть ягоды — вместе.)

• А кого бы вы угостили?

Воспитатель. – Молодцы ребята.

3.Физкультминутка «По ягоды»
С веток ягоды снимаю          Действия выполнять по тексту.

И в лукошко собираю.

Ягод –  полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть –

Легче будет к дому путь.

А потом еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

Воспитатель. – Теперь я вам ещё раз прочитаю рассказ, а вы слушайте и потом будете перессказывать.

Воспитатель. – Ребята вы так внимательно слушали рассказ. Кто хочет из вас перессказать? Аня (ребёнок перессказывает). Умница, Аня, хорошо перессказала рассказ. (Так ещё 4-5 детей).

Воспитатель. – Молодцы дети. Я напишу письмо своей подружке о том, как вы внимательно слушали рассказ и прекрасно перессказывали её содержание. Ребята, как по-вашему, чему учит этот рассказ? Кто хочет ответить?

Дети. – Рассказ учит нас не забывать о близких людях, делиться друг с другом.

Воспитатель. – Правильно. Этот рассказ нас учит быть внимательным к близким и незабывать о них, не жадничать, уважать старших. А сейчас давайте вместе дружно поиграем в хороводную игру «По малину в сад пойдем».

5.Хороводная игра «По малину в сад пойдем» (А. Филиппенко).

Описание: (дети стоят в кругу, взявшись за руки).

1. По малину в лес пойдем, в лес пойдем  в лес пойдем (дети идут по кругу).

Плясовую заведем, заведем, заведем (поочерёдно выставляют ноги)

Припев:

Солнышко на дворе (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты – «солнышко»)

А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)

Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)

2.Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту)

Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод в корзину, перед грудью)

Припев: движения те же

3. Как малины наберем, наберем, наберем (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод с земли – с наклоном корпуса)

Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»).

Припев: движения те же.

4. Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»).

Всех соседей позовем, позовем, позовем (движение кисти рук, ладошки обращены к лицу – «приглашение»).

Припев: движения те же.

6. Итог занятия.

Назовите ягоды, которые собирали бабушка и Надя?

Почему Наде стало стыдно?

Как она исправила свою ошибку?

Презентация для детей старшей логопедической группы. Так как детям с тяжелыми нарушениями речи в начале года очень сложно даются пересказы, они только учатся этому, то в данной презентации я заменила предметные картинки сюжетными, что значительно облегчает детям задачу.
Кроме того, в конце добавила игру на словообразование.

  Вам также может понравиться:

Международный конкурс ботанической иллюстрации «БОТАНИЧЕСКИЙ АТЛАС»

Всероссийская образовательная олимпиада для 1-4 классов «ОКЕАН ЗНАНИЙ. РУССКИЙ ЯЗЫК»


Олимпиады

8 работ

Межрегиональный конкурс методических разработок «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК»


Конкурсы

71 работа

Межрегиональный конкурс методических разработок «МОЙ ЛУЧШИЙ УРОК
»

01 Декабря – 28 Февраля


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Уроки по русскому языку для 9 класса «Урок русского языка и литературы «Знаки препинания в БСП»»
    Русский язык


  • Конспект занятия по русскому языку для 4 класса «Авдеева Елена Александровна»
    Русский язык


  • Презентации по русскому языку для 2 класса «Проверочный тест по теме «Текст» (Русский язык 2 класс)»
    Русский язык


  • Разное по русскому языку для «»Формы и методы обучения русскому языку детей-инофонов»»
    Русский язык


  • Конспект занятия по русскому языку для 10 класса «Искусство комплимента»
    Русский язык

Название статьи:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе для детей с ЗПР Пересказ рассказа Я. Тайц «По ягоды».

Дата публикации:

21.04.2020

Автор:

Гришуткина Нина Михайловна

Описание:

Автор: Гришуткина Нина Михайловна
Материал занятия поможет педагогам сформировать у детей умение пересказывать рассказ с наглядной опорой на каартинки.    

Занятие 5.

Тема: Пересказ рассказа Я. Тайц «По ягоды».

Цель: формировать умение пересказывать рассказ с опорой на картинки.

Задачи:

учить детей пересказывать рассказ, используя предметные картинки;

— формировать умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним;

— развивать внимание, память, мышление, связную речь;

закреплять умение согласовывать слова в предложениях;

-воспитывать у детей взаимоуважение и заботу о близких людях.

Оборудование:

Демонстрационный материал: портрет Я. Тайца, предметные картинки по содержанию рассказа: земляника, бабушка, девочка, дедушка, кружечки.

Раздаточный материал: цветные картинки с изображением ягод, карточка с практическим заданием «Обведи и раскрась», карандаши.

Словарь:

Ягоды, земляника, кружечка, полная, пустая.

Предварительная работа:

1. Рассматривание кустиков земляники.

2. Аппликация «Блюдо с ягодами»

3. Рисование «Украшаем фартук ягодами»

4. Рассматривание иллюстраций «Ягоды».

5. Д/ и «Собираем ягоды»

Ход занятия:

I.Организационный момент и введение в тему занятия

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в лес.

А зачем люди ходят в лес? (за грибами, за ягодами, за орехами, просто отдохнуть, подышать свежим воздухом и др.).

1. Речевое упражнение «Собираем ягоды»

Посмотрите, на полянке, которая встретилась на нашем пути, что-то лежит (карточки с изображением ягод перевёрнуты вниз). Возьмите по одной карточке и скажите, что вы нашли. (Я нашла малину. Я нашёл рябину и т.п.)

Как назвать одним словом всё то, что вы нашли? (ягоды)

II. Работа по теме занятия

Сегодня мы с вами узнаем, как собирали ягоды бабушка и её внучка из рассказа Якова Тайца «По ягоды» (педагог показывает его портрет на доске). Яков Моисеевич – писатель, который написал много интересных рассказов для детей.

1. Чтение рассказа.

2. Беседа по вопросам:

Про кого этот рассказ? (Про бабушку, внучку и деда)

— Как звали внучку? (Надя)

Куда пошли бабушка и внучка Надя? (в лес, за земляникой)

— Что они взяли с собой? (кружечки)

С какой кружкой вернулась из леса бабушка? (с полной)

А с какой кружкой вернулась Надя? (с пустой)

— Почему Надина кружка была пустая? (собирала ягоды в рот)

— Почему Наде было стыдно? (дедушку угостить было нечем)

— Как она поступила на следующий день? (ни одной ягодки не съела –всё в кружечку)

— Кого Надя угостила ягодами? (деда)

— А что сделал дедушка? (пригласил Надю есть ягоды вместе)

— А кого бы вы угостили ягодами? (ответы детей)

Как бы вы поступили на месте Нади? (ответы детей)

III. Физкультминутка «Ягоды»

Мы шли, шли, шли (ходьба по кругу)

Землянику нашли (присели)

Раз, два, три, четыре, пять (собирают ягоды)

Мы идём искать опять (ходьба)

(при последующих повторах менять названия ягод: чернику, малину, бруснику)

IY. Продолжение работы по теме занятия.

1.Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание.

2.Игровое задание «Выложим картинки по-порядку».

Инструкция детям:

Возьмите маленькие картинки и разложите их по – порядку. Они помогут вам правильно пересказать рассказ. (один ребёнок выкладывает на доске)

3. Пересказ рассказа детьми по опорным картинкам.

Y. Итог занятия.

-Что вы слушали сегодня на занятии? (рассказ)

— Кто его написал? (Я. Тайц))

— Как называется рассказ?По ягоды»)

— Что вы можете сказать про поступок Нади? (ответы детей)

Чему научил вас поступок Нади? (надо понимать свои ошибки и исправлять их).

Скачать работу

Логопед
(подводит итог занятия):
Кто
прихо­дил к нам в гости? Как можно
назвать Ваню? (Са­довник.)
А
Костю? (Огородник.)

Почему
гусята радовались урожаю? (Потому
что они сами его вырастили.)

32

Занятие
7

Тема:
Пересказ
рассказа Я. Тайца «По ягоды» с
ис­пользованием предметных картинок.
Цели:

Коррекционно-образовательные:

— учить
детей пересказывать рассказ, исполь­зуя
предметные картинки;

— учить
логическому построению высказыва­ния.

Коррекционно-развивающие:.

— развивать
у детей умение отвечать на вопро­сы
полным предложением;

— активизировать
словарь по теме;

— развивать
внимание, мышление, связную речь;

— развивать
умение согласовывать слова в пред­ложениях.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать
у детей взаимоуважение и забо­ту о
близких людях.

Оборудование:
предметные
картинки по тексту рассказа: земляника,
бабушка, девочка, кружки (пустые), кружечки
(одна полная, вторая пустая), дедушка.

Предварительная
работа:
Чтение
художественных текстов: С. Есенин
«Береза», М. Пришвин «Осинкам холодно»,
В. Катаев «Грибы», В. Сухомлинский «Стыдно
перед соловушкой» с обсуждением
прочитанного. Лепка — «Яго­ды в
корзинке». Рисование — «Осенний лес».

2-28654

33

Конспекты
занятий по развитию связной речи

Ход
занятия

1.
Организационный
момент. Игра «Назови ласково».

Логопед:
К
нам в гости пришли куклы Катя и Ка-тенька.
Вы подарите им подарки и составите
пред­ложения по образцу, а затем сядете
на свои места.

Дети
берут
пары
картинок
с
изображением
ягод,
по
очереди
выполняют
задание
и
садятся
на
свои
места.
Об­разец:
Кате
я
подарю
малину,
а
Катеньке

малинку.

2.
Объявление
темы.

Логопед:
Сегодня
мы с вами узнаем, как собира­ли ягоды
бабушка и ее внучка из рассказа Якова
Тайца «По ягоды». Но сначала давайте
вспомним, кем вы были, когда составляли
рассказьго фрук­тах. (Писателями.)

Яков
Тайц — это настоящий, взрослый писатель,
который писал интересные рассказы для
детей.

3.
Чтение
рассказа Я. Тайца «По ягоды»

с
последующим подробным обсуждением*.

• О
ком этот рассказ?

• Куда
пошли бабушка и внучка Надя?

• Что
они взяли с собой?

• С
какой кружкой вернулась из леса бабушка?

полной.)

• Ас
какой кружкой вернулась Надя?
пустой.)

• Почему
Надина кружка была пустая?

* Текст
рассказа представлен в приложении (см.
с. 142). По ходу рассказа педагог выставляет
предметные картинки на доску. 34

Конспекты
занятий по развитию связной речи

• Почему
Наде было стыдно?

• Как
она поступила на следующий день?

• Кого
Надя угостила ягодами?

• А
что сделал дедушка? (Пригласил
Надю по­есть ягоды вместе.)

• А
кого бы вы угостили?

4.
Повторное
чтение рассказа с установкой на пересказ.

Логопед
повторно читает рассказ, дети внима­тельно
слушают.

5.
Рассказы
детей.

Логопед
просит детей самостоятельно составить
пересказ рассказа «По ягоды».

Физкультминутка
«Ягоды».
Выполнение
дви­жений по тексту стихотворения.

Мы
шли-шли-шли,

«Шагают»
пальчиками
по
столу
.

Землянику
нашли.

Изображают
землянику.

Раз,
два,
три,
четыре,
пять

Пальчики
«здороваются».

Мы
идем
искать
опять.

«Шагают»
пальчиками
по
столу
.

После
физкультминутки логопед предлагает
де­тям составить еще несколько
пересказов.

6. Итог
занятия.

Логопед
(подводит итог занятия):
Назовите
яго­ды, которые собирали бабушка и
Надя? Почему Наде стало стыдно? Как она
исправила свою ошибку?

Занятие
8

Тема:
Пересказ
адаптированного рассказа Л. Во-ронковой
«Лебеди» с использованием сюжет­ных
картин.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

— учить
детей пересказывать рассказ, исполь­зуя
сюжетные картинки;

— учить
логическому построению высказыва­ния.

Коррекционно-развивающие:

— развивать
у детей умение отвечать на вопро­сы
полным предложением;

— активизировать
словарь по теме;

— развивать
внимание, мышление, связную речь;

— развивать
умение согласовывать слова в пред­ложениях.

Коррекционно-воспитательная:

— воспитывать
у детей любовь к родному краю и
эмоциональную отзывчивость на
литера­турное произведение.

Оборудование:
сюжетные
картинки по тексту рас­сказа (рис.
4-5).

Предварительная
работа:
Чтение
художественных текстов: А. Плещеев «Дети
и птичка», А. Фет «Ласточки пропали»
(выучить наизусть), Л. Толстой «Птичка»,
украинская сказка «Хроменькая уточка»,
с обсуждением прочи­танного. Чтение
сказки «Лягушка-путешест­венница» и
рисование к ней
иллюстраций.
36

Конспекты
занятий по развитию связной речи
Ход
занятия

;
/. Организационный
момент.
Логопед:
До
пяти я посчитаю,

Ребят
в птичек превращаю.

Каждому
из
детей
логопед
вручает
картинку
с
изо­бражением
птицы.
Сначала
перелетные
«птицы»
летят
на
свои
места,
а
затем
и
зимующие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Пересказ рассказа чук и гек краткий пересказ
  • Пересказ рассказа чудак из 6 б краткий
  • Пересказ рассказа чистый понедельник краткий
  • Пересказ рассказа чехова хамелеон
  • Пересказ рассказа чехова гриша