Пересказ русская народная сказка лисичка со скалочкой

«Лисичка со скалочкой» читательский дневник

«Лисичка со скалочкой» читательский дневник

«Лисичка со скалочкой» — поучительная сказка про хитрую лисицу, которая долгое время ловко всех обманывала, но в итоге сама попалась на свой крючок.

Краткое содержание «Лисичка со скалочкой» для читательского дневника

ФИО автора: Русское народное творчество

Название: Лисичка со скалочкой

Число страниц: 4. «Лисичка со скалочкой». Издательство «Оникс». 1997 год

Жанр: Сказка

Год написания:

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Главные герои

Лиса – хитрая, ловкая, умелая, изворотливая плутовка, которой долгое время удавалось водить всех за нос, пока не встретила большего хитреца, чем она сама.

Сюжет

Шла лиса по лесу и увидела деревянную скалочку, лежащую на тропинке. Лиса взяла скалку и отправилась в соседнюю деревню. Она постучалась в избу и попросилась переночевать, сказав, что не займёт много места.

Утром лисичка встала пораньше и, пока все спали, сожгла свою скалочку. Она принялась обвинять хозяев, что те специально сожгли её скалку, и взамен попросила у них курочку.

Пришла лиса в другую деревню и там также попросилась на ночлег. Пожалели её добрые люди и пустили. Лисичка положила курочку под печку, а сама рядышком улеглась. Встав ни свет ни заря, лиса съела курочку, а взамен у хозяев попросила гусочку.

Довольная своим обманом, в следующей деревне лиса выменяла таким образом гусочку на овечку. Когда же и овечка была съедена, лиса потребовала у хозяина девочку, его дочку. Да вот только хозяин был не дурак и положил в мешок не девочку, а злую собаку.

Лиса отправилась в лес, и там из мешка вырвался большой пёс и погнался за ней. Лисица принялась со всех ног удирать и еле-еле успела спрятаться от преследования в узкой норе. Она принялась спрашивать свои лапки, ушки, глазки, хвост, кто помогал ей убежать от собаки. И выяснилось, что все помогали за исключением хвоста, который постоянно цеплялся за кусты и мешал быстро бежать. Разгневалась Лиса и отдала свой хвост псу, который поджидал возле норы. Пёс схватил Лису за хвост и тут же вытащил её из норы.

План пересказа

  1. Скалка на дороге.
  2. Лиса просится на ночлег.
  3. Лиса сжигает скалку и получает курочку.
  4. Обмен курочки на гусочку.
  5. Обмен гусочки на овечку.
  6. Лиса требует девочку, но получает мешок с собакой.
  7. Погоня.
  8. Спасительная нора.
  9. Лиса решает отдать собаке хвост.
  10. Пёс достаёт лису из норы.

Главная мысль

На каждого хитреца найдётся тот, кто окажется ещё хитрей.

Чему учит

Сказка учит быть честным, открытым, щедрым. Учит никогда не хитрить и не обманывать, потому что из этого всё равно ничего хорошего не выйдет.

Отзыв

Лиса оказалась настолько жадной, что совсем позабыла об осторожности. Она думала, что её обман будет продолжаться бесконечно, однако нашелся такой человек, который смог проучить плутовку и преподать ей хороший урок.

Рисунок-иллюстрация к сказке Лисичка со скалочкой

Рисунок-иллюстрация к сказке Лисичка со скалочкой.

Пословицы

  • Хитрость хитростью побеждают.
  • Хотел сесть на два стула, да очутился на полу.
  • И лисица хитра, да шкуру её купцы продают.
  • Будешь лукавить, так чёрт задавит.

Что понравилось

Понравилось, что лисица, как ни старалась, всё равно попала впросак. Если бы она не пожадничала и вовремя остановилась, то сохранила бы свою шкурку целой и невредимой.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

Перескажу я вам сегодня сказочку про Лисичку со скалочкой. А вы читайте, да комментируйте.

Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой»

Нрав у лисички всегда не отличался особо умеренным. А тут зверушка и вовсе разухарилась.

Нашла на дороге скалочку и начала из нее выгоду для себе проворачивать.

Сначала в один дом попросилась ночевать. Там скалочку сожгла, а с хозяина дома начала за утрату курочку требовать. Получила курочку и пошла в другой дом на ночлег устраиваться.

Наутро курочкой позавтракала, а хозяин не знал. Пришлось ему за пропавшую, якобы, курочку отдать лисе гусочку.

В третьем доме лиса тоже плотно позавтракала, но уже гусочкой. А притворилась, что гусочка пропала. Стала с хозяина девочку требовать.

Пожалел хозяин свою девочку, да и положил в мешок лисе собаку.

Лиса довольная пошла, с тяжеленькой поклажей. До того уж ей весело на душе стало от такого обмена, что попросила она девочку спеть ей.

А собака из мешка так ей спела, что лиса еле ноги унесла. В нору забилась и давай своим членам тела допрос устраивать, кто и чем занимался, пока она от собаки улепетывала.

Глаза — они все время смотрели, куда бежать. Уши — слушали, не близко ли уже собака.

Ноги неслись наутек, что есть мочи, если вообще в ногах моча есть.

Один только хвост болтался между ног, норовя за что-нибудь зацепиться.

Лиса осерчала на хвост, что мешал ей во время побега, и высунула его из норы: бери собака, задай хвосту жару.

Собака схватила за хвост, да всю лису из норы и вытянула. И задала жару ей самой вместе с ее хвостом.

Краткое содержание сказки «Лисичка со скалочкой» для читательского дневника

В сказке повествуется о том, как хитрая лисичка, найдя на дороге обычную деревянную скалочку, начала выменивать ее. Для этого она просилась на ночлег в какой-нибудь дом, а затем уничтожала свое имущество в тайне от хозяев.

Взамен утерянного она вытребовала с хозяина дома, где ночевала, то курочку, то гусочку, то девочку.

Хозяева, делать нечего, давали ей, что просила. Только в последнем доме хозяин решил перехитрить рыжую и вместо девочки собачку положил в мешок.

По дороге лисичка захотела послушать песенку от девочки, а только пришлось ей улепетывать от собачки.

В норе она переспросила у всех своих членов: глаз, ушей, ног и хвоста, чем они во время побега занимались. Оказалось, что все действовали на пользу лисоньке, только хвост мешал ей.

Высунула лисичка хвост из норы, а собака ее за хвост вытащила и намяла как следует.

Произведение «Лисичка со скалочкой»

Сюжет сказки

Автор «Лисички со скалочкой» является народ. Эту сказка так давно написали, что трудно найти человека, который её сочинил. Она считается устным народным творчеством. Произведение экранизировали в 1977 году, и мультик также очень полюбился детям.

По сюжету главный герой — хитрая лиса. Плутовка по дороге нашла скалочку и взяла её себе, продолжив путешествие. Когда ночь застала лисицу в пути, она свернула в деревню и постучалась в дверь избы, попросившись у хозяев на ночлег. Люди попытались ей отказать, ссылаясь на то, что изба у них маленькая. Но лиса обещала, что места много не займёт, ляжет на лавочке, а хвостик положит под лавочку.

Лисичка попросилась в избу на ночлег

Сердобольные дед с бабой согласились и приняли хитрюгу на ночлег. Утром лиса скалочку выбросила, а у хозяев потребовала курочку. Воодушевлённая лёгкой победой и собственной хитростью, пошла плутовка пытать счастья и в других избах. Так, она выманила у людей уточку и гуся. Но вот когда бесстыжая лисица захотела получить девочку, дед не согласился и решил её проучить.

Вместо девочки, посадил в мешок собаку. Лиса взяла добычу и пошла. По дороге она решила проверить, умеет ли девочка петь. Но вместо тоненького девичьего голоска плутовка услыхала собачий вой, а потом и сама собака выпрыгнула из мешка и погналась за лисой.

Та еле убежала и спряталась в норе под пеньком. Отдышавшись, принялась лисица узнавать, как помогали ей уйти от погони собственные:

  • ноги;
  • хвост;
  • глаза;
  • уши.

А когда выяснила, что хвост всячески мешал, путаясь под ногами, она рассердилась. Решила хитрюга его проучить и отдать на съедение собаке. Выставила хвост из норы, собака ухватила его, вытащила лису наверх и всю шубу ей изорвала.

Обзор произведения

Краткое содержание «Лисички со скалочкой» повествует о плутовке, которая сама себя вокруг пальца обвела. Как она не старалась всех обмануть, но нашлись люди похитрее неё.

Сказка учит быть честнее, не стараться заполучить обманом чужое имущество и быть готовым к тому, что за свои проказы придётся отвечать. Главная мысль повести — за хитрость можно понести суровое наказание.

Анализируя повествование по плану, можно выделить несколько этапов:

В пути лиса находит скалочку

  1. В пути лиса находит скалочку.
  2. Просится на ночлег в первый дом, где утром обменивает свою ношу на курочку.
  3. Во второй избе плутовка выманивает уточку.
  4. С помощью хитрости заполучает гусочку.
  5. Хочет забрать себе девочку, но получает собаку в мешке.
  6. Лису поколачивают за ложь.

Конец сказки, как и большинства других, справедлив и поучителен. Рассказ изучают в школе во 2 классе. Книги иллюстрированы, рисунок к сказке «Лисичка со скалочкой» яркий и интересный, помогает детям развивать воображение и чётче представить участников сюжета. Произведений о нечестном звере очень много, и смысл каждого — нельзя хитрить и врать.

Иногда дети ошибаются, называя сказку «Лисичка со скакалочкой». Необходимо сразу исправить оплошность, чтобы ребёнок понял основной смысл названия.

Поучительные рассказы о лисе

Сказка «Лиса-лапотница» похожего содержания, только там вместо скалочки плутовка нашла лапоть. И так же, как и в первом варианте, она ходила по избам, просясь переночевать, и бессовестно выманивала чужое добро. Конец произведения, как и у всех русских сказок, справедлив и поучителен: хитрюга получила по заслугам.

Сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк»

Зачастую в детских книгах отрицательным персонажем выступает волк, но в изобретательности он проигрывает рыжей шельме и часто оказывается обманутым. Как в сказке «Лисичка-сестричка и Серый Волк», где хитрая бестия так провела своего «брата», что он весь побитый был вынужден здоровую лису нести на спине. А ведь пострадал из-за неё. Лисица посоветовала серому ловить рыбу на собственный хвост.

Несмотря на то что на улице трещал лютый мороз, волк послушал кумушку. Когда прорубь покрылась льдом, хвост крепко приморозило и волк не смог уйти от баб, которые пришли набрать воды поутру. Так случилось, что он весь избитый людьми, встретил лису, которая предварительно испачкала голову в блинное тесто и притворилась больной. Говорит: «Куманёк, меня так побили, что мозги вылезли наружу.»

Волк поверил, ведь сам недавно пострадал и решил понести «слабую» лису на спине. А она взобралась и ехала, потихоньку насмехаясь над зверем, не испытывая ни капли угрызений совести.

Повесть о волке

Одной из поучительных сказок является «Лёсик Разноголосик» про мальчика из деревни, умевшего подражать голосам разных животных и птиц. Иногда он использовал свой талант для озорства, но однажды так увлёкся, что приманил к себе настоящего волка. Злой зверь чуть не съел мальчишку, но потом передумал и стал использовать дар Лёсика себе во благо.

Сказка «Лёсик Разноголосик»

Он захотел, чтобы паренёк приманил ему овечек. Когда прибежала первая овца, Лёсик узнал в ней любимую овечку, подаренную бабушкой и дедушкой, и уговорил волка не есть её. Зверь согласился, но потребовал приманить ему новых. И так продолжалось некоторое время, пока ребёнок не придумал, как ему спастись.

Он изобразил голос собаки, волк испугался и убежал. А деревенские псы бросились за ним и прогнали далеко. Смысл произведения — что любое своё действие нужно тщательно обдумывать, чтобы избежать плохих последствий.

Школьная программа

А также с участием хитрой зверюги есть и другие повести, которые входят в образовательный процесс. Школьники их читают и анализируют, отвечая на логические вопросы или пересказывая. Например, рассказ «Лиса и козёл», где шельма обманула козлика, учит:

  • нужно быть менее любопытным и доверчивым;
  • необходимо проявлять осторожность, когда слушаешь других людей;
  • думать, прежде чем что-то сделать.

Корякская сказка «Хитрая лиса» показывает находчивость шельмы. В кратком пересказе речь пойдёт о том, как однажды сидела Патрикеевна на берегу и хотела полакомиться рыбкой. Увидела чаек на бревне и попросилась к ним. Птицы разрешили к ним присоединиться, но как только лисица прыгнула, бревно перевернулось.

Корякская сказка «Хитрая лиса»

Чайки улетели, а кумушка упала в воду и говорит, чтобы лапы стали её вёслами, а хвост — рулём. Но забыла предупредить свой хвост, дабы он рулил к берегу. И поплыла лиса в открытое море. Остановилась там и задумалась, что делать дальше.

Увидев тюленя, предложила ему доказать, что здесь очень много рыбы. Придумала так:

  • все морские обитатели лягут в ряд до берега;
  • а лиса их посчитает.

Глупые животные так и сделали. Плутовка прошагала по рыбе до суши и была такова. Главная мысль — не стоит быть слишком наивным, чтобы не поплатиться собственным благополучием.

Также в школьной программе изучается ещё одна сказка — «Лиса и заяц». Здесь рассматривается не хитрость рыжей шельмы, а её наглость и беспринципность. Пострадавший — трусишка зайчик, потерявший из-за своей слабости собственную избу. Ему пытаются помочь разные животные. Но только у петуха это получается.

Вся литература имеет шрифт определённого размера, предназначенный для детей меньшего школьного возраста, и красивые иллюстрации, развивающие воображение ребят. Сказки интересные, малыши их любят, поэтому научить полезным качествам и правильному поведению с их помощью гораздо легче и педагогичнее.

Отзывы читателей

Моя дочь ещё не ходит в школу, но я уже знакомлю её с русскими сказками. Очень любит про лисичку со скалочкой. Перечитываем несколько раз в день и даже на ночь. Слушает и засыпает.

Сказка моего детства, хотя есть и более современные вариации, они длиннее и понятно почему. Такое произведение не устаёшь слушать. Но всё же именно «Лисичка со скалочкой» напоминает прекрасные моменты из детства и бабушкин голос.

Дана, 28 лет

Моя любимая сказка. Было очень страшно, что лиса заберёт девочку в конце и смешно, когда она разговаривала со своим хвостом.

Алиса, 5 лет

Конспект НОД в средней группе

«Пересказ русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

работа с   мнемотаблицей.

Образовательная область: Речевое развитие

Цель: учить детей пересказывать сказку при помощи мнемотаблицы.

Задачи:

1. Формировать умение отвечать на вопросы.

2. Учить детей отвечать полными предложениями.

3. Развитие диалогической речи.

4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

5. Учить детей составлять рассказ по мнемотаблице

6. Закрепить в памяти знакомые детям сказки.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой», рассматривание иллюстраций.

Материал и оборудование:

 -иллюстрации к сказкам;  «Заюшкина избушка», «По щучьему велению», «Лиса и журавль»

— картинка « Лиса»,

 -мнемотаблица к сказке «Лисичка со скалочкой»,

— сундук,

-игрушка лисы,

— игрушка скалка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель:

Вы все за руки возьмитесь,

и друг другу улыбнитесь.

Если сказка в дверь стучится,

Ты, скорее ее впусти.

Потому что сказка птица,

Чуть спугнешь и не найти.

Воспитатель: Ребята, а вы любите слушать сказки? (Ответы детей)

Чем сказка отличается от других литературных произведений? (Ответы детей)

Правильно, в сказке есть волшебство, разные чудеса, животные разговаривают человеческим голосом.

А какие сказки вы знаете (Ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Угадай сказку»:

В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок. (Заюшкина избушка)

Колотил да колотил по тарелке носом-

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавль)

По тропе шагая бодро,

Сами воду носят ведра. (По щучьему велению)

Демонстрация  картинок (ответы).

Воспитатель: молодцы ребята, все сказки угадали!

Сюрпризный момент. Появляется волшебный сундучок,

 в котором спрятана игрушка лисы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, кто-то забыл волшебный сундучок, а внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать, что же там такое. Слушайте загадку.

Она живёт в большом лесу –

Все знают хитрую куму,

А про её проказы

Есть сказки и рассказы.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (Лиса)

Воспитатель: Правильно, ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки. Посмотрите, какая она красивая, а сейчас я предлагаю вам, ребята, составить рассказ о лисе.

А поможет вам в составлении рассказа вот эта картинка (демонстрируем картинку)

— название животного ;

— какого оно размера,

— цвета;

— какие у животного части тела;

— какие звуки оно издает;

— чем питается;

— где живет;

— как зовут детенышей;

— как защищается от врагов;

—  какую пользу приносит;

 — в каких сказках упоминается;

— в каких мультфильмах встречается. (Ответы детей)

Воспитатель: молодцы ребята, интересный рассказ составили.

А теперь давайте поиграем

 У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)

У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)

Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Несказанной красоты.

Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)

Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Я — охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)

Кур ловить я мастерица!

Как увижу — подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)

И тихонько затаюсь. (присесть, сжаться в комок)

После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)

Деткам в норку отнесу. (побежали по кругу)

Воспитатель: Ребята посмотрите, почему то наша лиса загрустила. Лиса рассказала мне по секрету, что она потеряла скалочку. И что она не сможет без нее в сказку вернуться. А скалочка у лисы волшебная, если вы всю сказку расскажете, скалочка вернется. Поможем лисоньке скалочку найти? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы помните сказку про скалочку? (Ответы детей)

Воспитатель: правильно, она так и называется «Лисичка со скалочкой».

Ребята, на столе есть  карточки с картинками.  Давайте разложим карточки  в правильной последовательности.

Молодцы ребята!

 Посмотрите, у меня есть таблица, которая поможет нам рассказать сказку. Ну, Лисонька, теперь слушай сказку.

Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно рассказали.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, лиса заслужила такой конец? (Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, она же обманывала людей, которые ее пожалели, приютили, напоили, накормили. Но лиса обещала исправиться.

Воспитатель: Ну вот, ребята, сказку вы рассказали правильно. Посмотрите, какая лиса стала довольная, к ней вернулась ее волшебная скалочка. Лисонька, очень благодарна вам.

Ну а нам пора расстаться

И сказочкой прощаться.

Русская народная сказка « Лисичка со скалочкой»

По лесной дорожке шла рыжая лисичка и нашла скалочку. Подняла и пошла с ней в соседнюю деревню.

Стучит в дверь избы — тук-тук.

— Кто там? — спрашивают хозяева.

— Я — Лисичка-сестричка. Впустите меня к себе в избу переночевать.

— У нас и так тесно!

— Я не потесню вас, лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, а скалочку — под печку.

Хозяева её впустили.

Легла лисичка на лавочку, хвостик положила под лавочку, а скалочку — под печку.

Рано утром, пока хозяева не проснулись, лисичка встала и закинула скалочку в печку. Та и сгорела.

Проснулись хозяева, а лисичка — к ним с вопросом:

— Куда подевали мою скалочку. Давайте теперь мне за нее курочку!

Хозяевам делать нечего, пришлось отдавать курочку. Положили курочку в мешок, лиса взяла его и пошла дальше.

Идет, а сама поет:

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку, а за скалочку взяла курочку!

Так с песней дошла она до соседней деревни.

Стучит в дверь избы — тук-тук.

— Кто там? — спрашивают хозяева.

— Я — Лисичка-сестричка. Впустите меня к себе в избу переночевать.

— У нас и так тесно!

— Я не потесню вас, лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, а скалочку — под печку.

Хозяева её впустили.

Легла лисичка на лавочку, хвостик положила под лавочку, а курочку — под печку.

Рано утром, пока хозяева не проснулись, лисичка встала и курочку съела.

Проснулись хозяева, а лисичка — к ним с вопросом:

— Куда подевали мою курочку. Давайте теперь мне за нее гусочку!

Хозяевам делать нечего, пришлось отдавать гусочку. Положили гусочку в мешок, лиса взяла его и пошла дальше.

Идет, а сама поет:

Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку, а за скалочку взяла курочку, а за курочку взяла гусочку!

Так с песней дошла она до соседней деревни.

Стучит в дверь избы — тук-тук.

— Кто там? — спрашивают хозяева.

— Я — Лисичка-сестричка. Впустите меня к себе в избу переночевать.

— У нас и так тесно!

— Я не потесню вас, лягу на лавочку, хвостик — под лавочку, а гусочку — под печку.

Хозяева её впустили.

Легла лисичка на лавочку, хвостик положила под лавочку, а гусочку — под печку.

Рано утром, пока хозяева не проснулись, лисичка встала и гусочку съела.

Проснулись хозяева, а лисичка — к ним с вопросом:

— Куда подевали мою гусочку. Давайте теперь мне за нее вашу девочку!

Хозяевам жалко было отдавать девочку. Посадили они в мешок вместо девочки большую собаку, лиса взяла его и пошла дальше.

Идет лиса и говорит:

— Девочка, а ну-ка пой мне песню!

А в ответ из мешка послышалось собачье рычание.

Лиса напугалась, да и выпустила мешок из рук, а оттуда выскочил хозяйский пес. Бросился он на лису, а та — наутек. Бежала-бежала и под пенек в нору спряталась. Сидит дрожит, сама с собой разговаривает:

— Ушки, что вы делали?

— Мы слушали.

— Ножки, что вы делали?

— Мы бежали.

— Глазки, что вы делали?

— Мы глядели

— Хвостик, что ты делал?

— Мешал тебе, все за кустики цеплялся!

— Ах ты, вот я задам тебе!

С этими словами высунула листа хвост из норы.

— Ешь его, собака!

Собаке два раза говорить не пришлось, схватилась она за лисий хвост, вытащила рыжую плутовку из норы и давай её трепать!

Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

  • Пересказ рассказа яблоки гесперид 6 класс
  • Пересказ рассказа я тайца послушный дождик конспект старшая группа
  • Пересказ рассказа я тайца по ягоды с использованием предметных картинок старшая группа
  • Пересказ рассказа чук и гек краткий пересказ
  • Пересказ рассказа чудак из 6 б краткий