Пересказ сказки гуси лебеди 2 класс по плану

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 53. 

УКМ «Школа России»

1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?

Герои сказки «Гуси-лебеди»:

  1. Девочка. Мне она очень понравилась, потому что смогла исправиться. Сперва она показана легкомысленной и чванливой. Но потом стала доброй и отзывчивой. И она проявила настоящую храбрость.
  2. Мальчик. Про него сказано очень мало. Это просто беспомощный малыш.
  3. Родители. Оставили маленьких детей одних. 
  4. Гуси-лебеди. Злые и недобрые. Похищали детей.
  5. Баба-Яга. Коварная, злая, жестокая. Хотела съесть девочку. Это отрицательный персонаж.
  6. Мышка. Добрая. Подсказала, что делать девочке. Мне нравится мышка, за её сострадание.
  7. Печка, Яблоня, Речка. Волшебные. Помогли девочке, когда та выполнила их просьбы.

2. Обсудите с другом, подходит ли к этой сказке пословица «Не дорого начало, а похвален конец». Обоснуй свой ответ.

Мне кажется, что эта пословица подходит к этой сказке. Ведь начинается сказка плохо: девочка не уследила за братом, его похитили, она была заносчивой и гордой. Но кончается сказка хорошо. Девочка спасает брата и исправляет свои недостатки.

Вот и получается, что конец сказки важнее начала. Ведь в конце мы видим совсем другую девочку, ту которой она стала, а не ту, которой она была. Эту новую девочку можно похвалить.

3. Можно ли содержание сказки соотнести с выражением «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»?

Любую сказку можно соотнести с этим выражением.

В этой сказке много намёков, из которых можно вынести важные уроки.

Уроки сказки «Гуси-лебеди»:

  1. Нельзя оставлять маленьких детей без присмотра.
  2. Нельзя забывать о своих обязанностях.
  3. Сделанные ошибки нужно исправлять.
  4. Нужно быть вежливыми и отзывчивыми, помогать другим, чтобы помогли тебе.

4. Подготовься к пересказу. Вспомни последовательность событий, раздели текст на части, определи главную мысль каждой части.

Последовательность событий сказки: дети остаются одни; гуси-лебеди похищают брата; девочка бежит за ними, но отказывается от угощений печки, яблони и реки; девочка оказывается у бабы-Яги; мышка советует ей бежать; девочка хватает брата и убегает; ей помогают печка, речка и яблоня; девочка возвращается домой.

Разделим текст сказки на смысловые части:

  1. Наказ родителей.
  2. Похищение брата.
  3. Печка, яблоня и речка.
  4. Избушка бабы-Яги.
  5. Погоня и помощь
  6. Возвращение.

Определим главные мысли этих частей:

  1. Маленьких детей одних оставлять нельзя.
  2. Свои обязанности нужно выполнять, а ошибки исправлять.
  3. Нужно быть отзывчивыми и вежливыми.
  4. Нужно уметь проявлять решительность и помогать попавшим в беду.
  5. Нужно быть вежливыми и отзывчивыми.
  6. Все хорошо, что хорошо кончается.

Пересказ сказки «Гуси-лебеди» по плану для 2 класса

У родителей было двое детей, девочка и совсем маленький мальчик. Родители ушли, велев девочке следить за братом.

Девочка заигралась и забыла про брата. Оглянулась, а его уже нет. И только тени гусей мелькнули у леса. Они унесли малыша.

Девочка бросилась в погоню. Она увидела печку, но отказалась есть ржаной пирог. Она увидела яблоню, но отказалась от лесного яблочка. Она увидела речку, но отказалась пить кисель и молоко.

Девочка пришла к бабе-Яге и та хотела сварить её. Мышка подсказала девочке, что нужно бежать. Девочка схватила брата и бросилась прочь.

Баба-Яга отправила в погоню гусей-лебедей. Но теперь девочка не стала чваниться. Она попила молока и речка укрыла её под берегом. Она съела яблочко и яблоня укрыла её ветвями. Она съела пирог и печка спрятала её внутри.

Гуси-лебеди улетели, не найдя девочку. А девочка с братом вернулись домой. Тут и родители пришли.

5. Составь рассказ о девочке, используя вопросы из рабочей тетради.

Рассказ о девочке из сказки «Гуси-лебеди» по вопросам рабочей тетради.

Девочка жила с мамой и папой. У неё был маленький брат, за которым она должна была присматривать.

Но девочка не уследила за братом и того унесли гуси-лебеди.

Девочка побежала следом и встретила печку, яблоню и речку. Она не стала есть ржаной пирог, кислые лесные яблоки и простой кисель, потому что дома её кормили лучше.

Девочка пришла к бабе-Яге и та хотела её зажарить. Но девочке помогла мышка, которая посоветовала ей бежать.

За девочкой и братом гнались гуси-лебеди, но речка, яблоня и печка спрятали детей, потому что девочка скушала их угощения.

Девочка стала доброй и отзывчивой, и поэтому все охотно ей помогали.

«Гуси-лебеди» читательский дневник

«Гуси-лебеди» читательский дневник

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

Краткое содержание сказки “Гуси-лебеди” для читательского дневника

ФИО автора: Афанасьев Александр Николаевич

Название: «Гуси-лебеди»

Число страниц: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1855-1863 гг.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Дочка – весёлая, озорная, капризная девочка, заигравшаяся и забывшая о своём братике.

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ёжик – помощники девочки.

Сюжет

Жили-были мужик да баба, и были у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо и увидела гусей, которые вскоре исчезли за тёмным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли её брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела её пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Главная мысль

Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Пословицы

  • Нужда научит калачи есть.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Рейтинг читательского дневника

А какую оценку поставите вы?

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по сказке «Гуси-лебеди»
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План сказки «Гуси-лебеди»
  • 3 Вопросы по сказке «Гуси-лебеди»

Родители попросили дочку приглядеть за маленьким братцем, а она заигралась. И мальчика унесли гуси-лебеди. Бежит девочка следом, видит: печь стоит. За ответ на вопрос, куда держат путь злые птицы, просит съесть ее ржаной пирожок. Избалованная девочка простой пирожок есть не стала. Добежала до яблони. Та готова сказать, где птицы, но прежде надо съесть ее дикое яблочко. Девочка не ест: дома у них вдоволь садовых яблок. Также было и с молочной речкой в кисельных берегах: девочка сказала, что у отца сливки есть, и то неохота пить.

Доплутала она до избушки на курьих ножках. А там баба-яга и братец ее. Велела старуха девочке прясть. Получив от девочки кашки, мышка советует ей бежать с братиком. Так и сделали. Гуси-лебеди в погоню. В этот раз, чтобы их спрятали и спасли, девочка уважила всех: и киселька поела, и яблоко, и пирожок. Уходя, всех она благодарила за помощь. А из печки – сразу домой. Вскоре и родители вернулись.

Читательский дневник по сказке «Гуси-лебеди»

Сюжет

Родители на работе. За игрой старшая дочка забыла о братце и того унесли к бабе-яге гуси-лебеди. Печка, яблоня, молочная река в кисельных берегах готовы подсказать ей дорогу, но она должна их уважить: съесть пирожок, яблоко, кисель. Но девочка не хочет: у них дома повкусней еда. Добрела сама к избе бабы-яги. Та усадила ее прясть. Мышка за ложку каши советует ей бежать с братом. Гуси-лебеди вдогонку. Тут уже девочка с благодарностью ест все, что ей предлагают река, яблонька и печь, лишь бы ее с братом спрятали. Так и спаслись.

Отзыв

Сказка о том, как важно ко всем относиться приветливо, с уважением, благодарностью. В начале сказки девочка забывает о просьбе родителей, капризничает, отказывается от помощи. Но после трудного пути к бабе-яге она меняется. Подает каши мышке, прислушивается к ее совету. И благодарит речку, яблоньку и печку за помощь. Сказка учит быть отзывчивым, решительным, вежливым, незлопамятным, гостеприимным, благодарить за помощь, не упрямиться, слушаться родителей, признавать свои ошибки и исправлять их.

План сказки «Гуси-лебеди»

  1. Наказ родителей беречь братца.
  2. Девочка оставила братца одного.
  3. Гуси-лебеди похищают мальчика.
  4. Девочка обижает печку, яблоню, речку.
  5. Совет мышки.
  6. Побег из избы бабы-яги.
  7. Девочка благодарна печке, яблоне, речке.
  8. Возвращение детей к родителям.

Вопросы по сказке «Гуси-лебеди»

  1. Сколько детей было в семье? (двое).
  2. Куда ушли родители детей? (на работу).
  3. Почему девочка забыла о братце? (заигралась).
  4. Какие злые птицы унесли мальчика? (гуси-лебеди).
  5. Кто предлагал девочке свою помощь? (печь, яблоня, река).
  6. Почему героиня отказалась от угощений? (они простые, дома она привыкла есть самое лучшее).
  7. Где сестра нашла братика? (в избе бабы-яги).
  8. С чем играл малыш в избе? (с серебряными яблочками).
  9. Кто попросил у девочки каши? (мышка).
  10. Кто помог детям прятаться от погони? (река, яблоня, печь).
  11. Как девочка называет своих спасительниц? (матушка).
  12. Чем закончилась сказка? (дети вернулись домой).

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Гуси-лебеди» и их характеристика

  1. Дочка, веселая и капризная девочка, которая очень любила играть, а потому забыла про своего братика.
  2. Гуси-лебеди, коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.
  3. Печка, Яблоня, Речка, не помогали капризной девочке, но помогли когда она исправилась.

План пересказа сказки «Гуси-лебеди»

  1. Наказ родителей
  2. Забывчивость девочки
  3. Гуси-похитители
  4. Погоня и Печка
  5. Погоня и Яблоня
  6. Погоня и Речка
  7. Еж
  8. Домик бабы-Яги
  9. Обратный путь.
  10. Возвращение.

Кратчайшее содержание сказки «Гуси-лебеди»для читательского дневника в 6 предложений

  1. Уходя на работу родители наказали дочери следить за маленьким братом.
  2. Девочка заигралась и братца унесли Гуси-Лебеди.
  3. Девочка побежала в погоню, но не стала есть пирожок, яблоко и кисель.
  4. Путь ей указывает Еж.
  5. Девочка находит братца и схватив его, бежит домой.
  6. Гуси-лебеди преследуют ее, но девочку прячут речка, яблоня и печка, и она возвращается домой.

Главная мысль сказки «Гуси-лебеди»
Не откажи другому в просьбе и он тоже поможет тебе.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»
Эта сказка учит слушать родителей, помогать им по дому, не бросать маленьких детей, которых тебе доверили. Эта сказка учит не быть чванливым, не относится с пренебрежением к просьбам. Учит решительности и смелости.

Отзыв на сказку «Гуси-лебеди»
Это очень хорошая сказка, которая мне очень понравилась. В ней девочка сперва воротила нос от простых угощений, но когда ее припекло, она перестала капризничать и только поэтому спаслась.

Пословицы к сказке «Гуси-лебеди»
Нужда научит калачи есть.
Не дорого начало, похвален конец.
Глаза боятся, а руки делают.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Гуси-лебеди»
Жили старик со старушкой и были у них дочка и маленький сынок.
Пошли старики на работу и девочке строго наказывают, чтобы за братцем следила, со двора не уходила.
Ушли старики, а дочка заигралась, посадила братца на травку, да и забыла про него.
Тут налетели Гуси-лебеди и унесли братца.
Вернулась девочка, а братца и нет нигде. Поискала она, покричала, да вдали гусей увидела. Поняла девочка, кто ее братца похитил и в погоню бросилась.
Бежит, а тут и печка стоит, ржаного пирожка съесть просит. Не стала дочка есть пирожок, дальше бежит. Яблоня стоит, лесным яблочком угощает. Не стала девочка яблоко есть, дальше бежит. Тут речка молочная с кисельными берегами, просит молочка выпить. Не стала девочка пить молоко.
Встретился ей Еж, дорогу указал, куда гуси-лебеди полетели.
Добежала дочка до домика бабы-Яги, а там и братца увидела. Схватила братца, назад бросилась.
А Гуси-лебеди за ней гонятся. Добегает девочка до речки, спрятать просит. А то ей про кисель напоминает. Поела девочка киселя, спрятала ее речка. Дальше бежит, а навстречу снова Гуси-лебеди летят. Тут и яблочком не побрезговала. Спрятала девочку яблоня.
Дальше дочка бежит, братца несет. И снова Гуси-лебеди летят. Пришлось девочке и ржаного пирожка попробовать. Спрятала ее печка.
Так и добежала до дома. А там и родители вернулись.

Читательский дневник по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

Автор: народ

Название произведения: «Гуси-лебеди»

Число страниц: 1

Жанр: сказка

Главные герои: Девочка.

Второстепенные герои: мальчик, родители, гуси-лебеди, речка, печка, яблоня.

Характеристика главных героев:

Дочка — озорная и весёлая девочка.

Безответственная.

Так заигралась, что забыла про младшего брата.

Характеристика второстепенных героев:

Гуси-лебеди — слуги Бабы Яги.

Коварные и злые.

Похищали маленьких детей.

Печка, яблоня и речка — проучили забывчивую девочку и помогли ей, когда она исправилась.

Родители — занятые, работящие.

Мальчик — брат девочки. Маленький.

Краткое содержание «Гуси-лебеди»

Родители девочки поручили ей присматривать за братом.

Но она заигралась и не уследила, как мальчика унесли гуси-лебеди.

Девочка бросилась в погоню и встретила волшебных речку, яблоню и печку.

Ёжик указал дорогу девочке, она смогла отобрать брата.

Девочка добежала домой, а гуси остались ни с чем.

План сказки:

  1. Поручение родителей.
  2. Брат без присмотра.
  3. Кража.
  4. Поиски брата.
  5. Побег.
  6. Дома.

Основная мысль произведения «Гуси-лебеди»

Главная мысль сказки в том, что порученное тебе нужно выполнять ответственно.

Основная идея сказки в том, что к поручениям взрослых нужно относиться серьёзно.

Чему учит сказка

Произведение учит быть ответственным и послушным, а также благодарным и отзывчивым.

Учит не опускать руки, и проявлять находчивость для достижения цели.

Краткий отзыв по сказке «Гуси-лебеди» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что многие беды и несчастья происходят из-за того, что мы не слушаемся своих родителей.

Вот и героиня произведения забыла о поручении отца с матерью и её брата едва не похитила Баба-яга.

Это интересная и поучительная волшебная сказка.

В ней говорится о том, что исправлять свои ошибки приходится с большим трудом.

Несмотря ни на что мне понравилась девочка.

Она была целеустремлённой и настойчивой.

В трудную минуту она собралась и сделала всё возможное.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что выполнить поручение гораздо проще, чем исправлять ошибки.

Пословицы к произведению:

  • Ищешь помощи — сам помогай.
  • Кто заварил, тот и расхлёбывает.
  • Кто родителей слушает, нога того о камень не ударится.
  • Делу время, потехе час.
  • Иное чванство хуже пьянства.

Словарь неизвестных слов

  • Кликать — звать.
  • Худо — плохо.
  • Шкодить — хулиганить.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «У страха глаза велики»
  • «Петушок и бобовое зёрнышко»
  • «Лиса и Журавль»
  • «Лиса и Тетерев»
  • «Каша из топора»
  • «Колобок»
  • «Курочка Ряба»
  • «Лиса, заяц и петух»
  • «Теремок»
  • «Три медведя»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Рукавичка»
  • «Репка»
  • «Кот, петух и лиса»
  • «Иванушка-дурачок»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Краткое содержание сказки “Гуси-лебеди” для читательского дневника

ФИО автора: Афанасьев Александр Николаевич

Название: «Гуси-лебеди»

Число страниц: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год.

Жанр: Сказка

Год написания: 1855-1863 гг.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Пересказ для читательского дневника

В классе ученики стараются не только прочитать произведение, но и отвечают на вопросы и дают характеристика главным героям. Следует также объяснить заголовок сказки, желательно заполнить читательский дневник. В него можно поместить либо краткий пересказ сюжета, либо же составить план всего произведения:

  1. Родительский наказ.
  2. Героиня заигралась.
  3. Похищение малыша.
  4. Поиски брата.
  5. Избушка бабы-яги.
  6. Девочка находит братца.
  7. Дорога домой и встреча с Речкой, Яблоней и Печкой.
  8. Возвращение домой.

Стоит с ребятами на уроке внимательно читать сказку и делать её анализ. Ведь она учить любить своих близких людей, заботиться о них. При анализе ребята должны не только описать испытания, которые встретились на пути девочки, но и кратко сделать вывод, что нужно быть ответственным, решительным и смелым человеком, тогда эти качества помогут добиться любых целей.

В дневнике для чтения можно описать, как выглядят картинные герои, которых всегда много в учебниках к сказке. Иллюстрации написаны многими художниками. Также можно поместить и описание понравившегося эпизода. Например, когда девочка убегает от бабы-яги и прячется от птиц.

Сюжет

Жили-были мужик да баба, и были у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо и увидела гусей, которые вскоре исчезли за тёмным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли её брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела её пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

Сюжет сказки «Гуси Лебеди» краткое содержание

У одной пожилой пары было двое деток: мальчик и девочка. Сынок был еще совсем маленьким, а дочка постарше. Ей и доверяли родители своего младшего ребенка, когда уходили на работу.

Девочка усаживала брата на травку, а сама играла. Однажды так заигралась, что не уследила за малышом. А тут прилетели гуси — лебеди, схватили мальчика и унесли его к Бабе Яге.

Долго искала девочка братца, но лишь успела заметить в небе улетающих птиц, которые уносили ее брата.

Девочка побежала вдогонку. По пути она встречала Печку, просящую покушать ее пирожков; Яблоню, которая попросила отведать с ее веток яблочков; молочную реку с кисельными берегами, которая тоже предложила девочке попробовать киселька с молочком.

Но девочка всякий раз отказывалась от предложений и бежала вперед.

Повстречавшийся ей на пути Ежик сказал, где живет Баба Яга, к которой гуси унесли мальчика.

Девочка нашла хижину Бабы Яги, схватила брата и побежала обратно домой. Гуси — лебеди начали их настигать. Но всякий раз девочка добегала то до Речки, то до Печки, до Яблоньки. Она просила их укрыть их с братцем.

За это девочке приходилось пить молоко с киселем, есть яблочко и пирожок. Но это помогло ей благополучно вернуться домой вместе с братиком. Они успели как раз вовремя. Когда родители вернулись с работы, дети уже были дома.

Жанр сказки

гуси лебеди сказка краткое содержание

Сказкой называется один из фольклорных, а позднее и литературных жанров. Это эпическое произведение обычно прозаического характера, имеющее героическую, бытовую или волшебную тематику. Основные черты этого жанра – отсутствие историчности и нескрываемая, бросающаяся в глаза вымышленность сюжета.

«Гуси-лебеди» — сказка, краткое содержание которой мы рассмотрим ниже, относится к народным. То есть у нее нет автора как такового, ее сочинил русский народ.

Краткий пересказ «Гусей-лебедей»

Родители попросили старшую дочку присмотреть за братиком, и в награду за прилежание и послушание обещали подарки. Но главная героиня забывает о своей ответственности и вместо этого отправилась играть одна, оставив мальчика на лавочке.

Когда она вернулась, брата нигде не было видно. Оказалось, что его украли гуси-лебеди. Девочка погналась за ними в темный лес.

По пути девочке встретились сразу несколько героев, которые хотели предложить ей свои дары. Печка предлагала съесть пирожок, яблоня – свои сладкие плоды, молочная река – выпить киселя. Но вместо того, чтобы побаловать себя, девочка стремилась во что бы то ни стало найти брата, и отказывалась от всех даров. У всех встречных она пыталась узнать, где он, и только ежик подсказал ей, где искать избушку на курьих ножках.

Когда героиня нашла брата, она быстро схватила его и побежала к дому, но гуси-лебеди устремились в погоню. В этот раз девочка согласилась съесть и выпить все, что они предлагали, и каждого поблагодарила. Река укрыла их своими берегами, яблоня – заслонила ветвями, а печка позволила залезть внутрь, чтобы спрятаться.

Гуси-лебеди улетели ни с чем, а девочка и ее брат успели вернуться домой как раз к приходу родителей.

Характеристика героев

В популярной сказке героев не так уж и много. Есть в этом произведении как основные персонажи, так и эпизодические действующие лица, которые помогают понять основную мысль всего русского народного произведения. К главным героям сказки «Гуси-лебеди» можно отнести следующих персонажей:

Главная героиня весёлая и озорная, но только в начале сюжета она оказывается безответственной, так как забыла наставление родителей и не следила за младшим братом. А вот гуси—лебеди оказываются коварными птицами, которые похищали маленьких детей, а затем уносили их к Бабе Яге. Но есть в волшебном тексте и другие герои:

Эпизодические персонажи в тексте сказки положительные. Эти природные помощники девочки делают всё необходимое, чтобы её не нашла баба-яга и героиня со своим братом могла вернуться домой.

Композиция произведения

При изучении известной сказки на уроках в школе учитель должен объяснять ребятам не только о том, чему учит она, каков её жанр, но и обязательно нужно остановиться на композиции произведения. А она в известной сказке зеркальная. Это означает, что девочка совершает один и тот же путь туда и обратно и встречает на своём пути одних и тех же персонажей, поэтому текст повторяется.

А вот время и пространство в сказке выделяются особенно, так как автор конкретно не указывает определённого места и времени. Зато мир делится на 2 части: живые люди и тёмный лес, где обитают злые силы, подобные Бабе Яге. Все приключения происходят с девочкой в лесу, помогая приобретать новые умения и навыки.

Если же говорить о времени, события происходят в течение одного дня. Это и неожиданный отъезд родителей, и похищение мальчика, и путешествие по тёмному лесу, и возвращение сначала девочки, а затем её родителей домой. Сам же сюжет построен классически:

При изучении краткого содержания сказки следует отметить, что в сюжете много действия, а также часто используется число 3, которое для русских сказок является традиционным. Так, девочка встречает на своём пути 3 волшебных предмета, которые после испытаний помогают ей добраться домой.

Персонажи сказки

В это сказке всего один главный герой – девочка, чье имя не называется. Она своенравна и капризна, и ей совсем не хочется слушаться своих родителей и делать то, что они говорят.

Второстепенные персонажи сказки:

  • маленький сыночек – брат главной героини;
  • гуси-лебеди – злые птицы на службе у Бабы Яги, похищают мальчика;
  • фантастические жители леса – печка, яблоня и молочная река, которые помогли девочке и ее брату скрыться от гусей;
  • ежик – жил в лесу и подсказал главной героине, где ей следует искать ее брата.

Также в произведении косвенно присутствует персонаж Бабы Яги. Она не совершает никаких действий, однако подразумевается как зло, и встречи с ней девочка и ее брат стараются избежать.

«Гуси-лебеди» — читательский дневник по сказке (в пересказе А. Афанасьева)

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» в пересказе А. Афанасьевым была опубликована в сборнике «Народные русские сказки» в 1855—1863 гг.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Афанасьев Александр Николаевич Название: «Гуси-лебеди» Число страниц: 16. Издательство: «Просвещение» Год издания: 2003 год Жанр: Сказка Год написания: 1855-1863 гг.

Главные герои и их краткая характеристика

Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.

Мальчик — младший брат, которого похитили Гуси-лебеди

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.

Краткое содержание и сюжет

Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

План пересказа

  • Родительский наказ.
  • Забывчивость девочки.
  • Похищение братца.
  • Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  • Девочка находит братца и бежит домой.
  • Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  • Возвращение домой.

Основная мысль

Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

Пословицы

  • Нужда научит калачи есть.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Вывод и мое мнение

Нужно быть ответственным и внимательным. Слушаясь родителей можно избежать трудностей. Чтобы получить чью-то помощь, нужно делать, что говорят. Отданное добро возвращается.

  • Пересказ русской народной сказки сестрица аленушка и братец иванушка
  • Пересказ сказки васюткино озеро
  • Пересказ русской народной сказки мужик и медведь с элементами драматизации
  • Пересказ сказки в старшей группе по мнемотаблице
  • Пересказ русской народной сказки гуси лебеди