Пересказ сказки как аукнется так и откликнется

Конспект занятия по развитию связной речи

Пересказ сказки «КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ»

ЦЕЛИ:

— учить детей пересказывать сказку, используя речевые обороты из текста,

— активизировать употребление глаголов (из текста сказки),

— упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных,

— воспитывать умение понимать смысл пословиц,

— упражнять в изменении силы голоса и темпа речи.

Литература: Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. – 271 с.  

Ход занятия:

Орг.момент. Отгадайте загадки:

Хитрая плутовка,

рыжая головка,

хвост пушистый — краса!

А зовут её… (Лиса)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавль)

Объявление темы. Сегодня мы будем пересказывать сказку про лису и журавля. У этой сказки интересное название. Слушайте внимательно.

  1. Чтение русской народной сказки.

КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ

        Лиса с журавлем подружились. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, почила звать его к себе в гости:

        — Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

        Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

        — Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала.

        Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу – так всю и съела. Говорит лисица журавлю:

        — Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!

        — Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

        На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

        — Кушай, кумушка! Не скупись, голубушка!

        Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает; толку все нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел!

        — Не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

        Взяла лисицу досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла голодная. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

  1. Вопросы:

— О чем говорится в этой сказке?

— Какою вам представляется лиса в этой сказке?

— Что вам особенно понравилось в сказке?

— Как вы понимаете выражение «не солоно хлебавши», «потчует», «стряпала», что они означают?

— Почему так называется сказка? Что означает выражение «как аукнется, так и откликнется»?

3. Пересказ сказки по ролям – за лису, за журавля, за автора.

4. Лексико-грамматическая работа.

— Что делала лиса? (стряпала, варила, размазывала по тарелке, потевала…)

— Лиса была хитрая, а журавль еще … (хитрее)

— Кувшин был высокий, а журавль еще … (выше)

— Нос у журавля был длинный, а у слона хобот еще … (длиннее)

5. Послушайте пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь». Как вы ее понимаете?

6. Запомните скороговорку: «На крыше у Шуры жил журавль Жура». Повторите ее:

— громко и медленно,

— шепотом и быстрее,

— громко и быстро,

— шепотом и медленно.

Итог: Чему мы сегодня учились?  

Пересказ сказки в подготовительной группе«Как аукнется, так и откликнется»

(в обработке К. Д. Ушинского)

Цель: расширение и активизация словарного запаса, закрепление умения слушать сказки и пересказывать.

Задачи:

— Закреплять умения детей пересказывать сказку, используя речевые обороты из текста,

— активизировать употребление глаголов (из текста сказки)

-упражнять в пересказывании сказки, используя мнемотаблицу.

— упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных,

— воспитывать умение понимать смысл пословицы,

воспитывать н6равственно – эстетические ориентиры, способность нравственно оценивать поступки, слушать воспитателя и своих товарищей, умение работать в коллективе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Петушок-золотой гребешок», «Лисичка со скалочкой».

2. Пересказ сказок, используя мнемотаблицу.

3. Слушание песни «В гостях у сказки»

Оборудование:

-Презентация к занятию

-яблоко

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Воспитатель: — Здравствуйте, ребята. (Звучит видеозаставка«Сказка» и катится по тарелке яблоко)

— О чём напоминает вам эта мелодия? (ответы детей)(Дети узнают мелодию). Эта мелодия звучит, когда начинается сказка.

Воспитатель: Смотрите ребята, у меня на руках волшебное яблоко из сказки,давайте мы с ним поиграем: кому я кину яблоко, тот назовёт сказку, которую знает (дети берут яблоко и называют знакомые им сказки). Молодцы ребята. Ребята, а вы хотите попасть в сказку? Чтобы попасть в сказку нужно произнести волшебные слова:

«Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть — не упасть

То в страну весёлой сказки

Можно сразу же попасть».

2. Основная часть.

В-ль: — Ребята, сейчас мы встретимся с одним персонажем, который является героиней многих сказок, чтобы узнать, предлагаю вам отгадать ребус:

(Дети отгадывают ребус-Это лиса)

В-ль: Вот она Лисица — красавица, сегодня у нас в гостях, (воспитатель показывает картинку лисы) давайте опишем её по схеме, но для начала мы сделаем артикуляционную гимнастику.(видео артикуляционной гимнастики). Воспитатель показывает мнемотаблицу лисы, а дети описывают. (Лиса — дикое животное. Шуба у неё рыжая. Шерсть пушистая. Хвост красивый. Мордочка длинненькая, острая. Глаза маленькие, хитрые. Питается лиса зайцами, мышами, птицей.)

-В-ль: Ребята, давайте вспомним, в каких сказках лиса-главная героиня. Блиц-опрос. 

Воспитатель читает отрывок из сказки, после того как дети узнают сказку  показывает картину из этой сказки.

1. Сядь ко мне на носок, да пропой ещё разок (Колобок)

2. Петушок, петушок, золотой гребешок,

масляна головушка, шёлкова бородушка,

выгляни в окошко, дам тебе горошка (Петушок-золотой гребешок)

3. Битый, небитого везёт. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Насилу плетусь. (Лисичка-сестричка и серый волк)

4. А мужику девочку жалко отдавать. Запихнул он в мешок собаку и отдал лисичке. (Лисичка со скалочкой)

В-ль: Ребята, а какая Лиса в этих сказках(Хитрая, умная, обманщица.)

— Но, не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

— Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой, где героиней является лиса и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план, сказка называется «Как аукнется, так и откликнется».

В-ль: — Внимательно послушайте запись сказки, потом я буду задавать вопросы.

Первичное слушание записи сказки.

Дети слушают  сказку

В-ль:- Понравилась вам сказка (ответы детей)

-Какие слова и выражения вам были непонятны?

— Давайте разберём новые слова, с которыми мы сегодня встретились (дети высказываются, выслушиваются все мнения, выбирается правильное суждение):

— званый обед- получивший приглашение прийти,

— окрошка — холодное кушанье из кваса с разной зеленью и мелко нарубленным мясом.

выражение потчевать- (угощать)

-А как вы понимаете слово, не обессудь – (не обижайся, не суди строго)

-А ещё мне понравилась выражение – не солано хлебавши (остался голодный)

Проверка первичного восприятия (работа по содержанию).

Музыкальная физкультминутка: «Лиса и журавль»

В-ль:- Кто является главными героями? (лиса и журавль)

О чем говорится в этой сказке? (В этой сказке говориться, как Лиса и Журавль ходили друг к другу в гости и угощали друг друга манной кашей и окрошкой)

В-ль:-В сказке лиса хочет перехитрить журавля.

— Как готовилась лиса? (варила кашу, размазала по тарелке)

Почему лиса угощала журавля из тарелки? (жалко было свою кашу)

Почему Журавль не смог съесть угощение? (потому, что у журавля длинный клюв и ему не удобно есть с тарелки. Длинным клювом с тарелки кашу не склевать).

-Что говорила лиса, угощая журавля? (Кушай куманёк,кушай,сама сварила)

— Каким голосом она говорила, (хитрым). Катя попробуй сказать, как лиса. А теперь, Юля попробуй ты.

— Каков журавль по характеру в этой сказке (разумный, хитрый, смекалистый)

Почему Лиса ушла от Журавля голодная? (Журавль захотел проучить ее)

— Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему? (ответы детей)

— Послушайте ещё раз сказку.

Воспитатель читает сказку и выставляет мнемотаблицу.

-А теперь предлагаю вам рассказать эту сказку, Ваня начинает,а дальше Семён продолжит. Теперь Маша расскажет всю сказку.

-Как вы думаете, почему закончилась дружба лисы с журавлём? (выслушиваются мнения детей). (не умеют дружить, не умеют принимать гостей)

А я знаю пословицу: «Как аукнется, так и откликнется«,

Как вы её понимаете? (ответы детей) –

Какие поступки совершаешь ты по отношению к другим людям, такие же жди в ответ.

-Чему же учит нас это сказка? (Дети высказываются: — учит дружить; учит заботиться о других; быть гостеприимными.)

-Теперь нам пора возвращаться домой. Давайте скажем волшебные слова:

«Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть – не упасть

То легко ребята смогут

Снова в детский сад попасть».

Понравилось вам путешествие?

Рефлексия:

-Ребята, с какой сказкой мы сегодня познакомились?

-Что запомнилось вам?

— Что понравилось? (ответы детей)

Какое у вас настроение от нашего путешествия? (ответы детей) 

Молодцы ребята! А сегодня вечером мы с вами нарисуем героев этой сказки!

Все были сегодня активными. Спасибо!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/462324-pereskaz-skazki-v-podgotovitelnoj-gruppe-kak-

Конспект НОД

Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Задачи:

-связная речь: учить выразительно, пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста;

-словарь и грамматика: активизировать употребление глаголов(из теста сказки);учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц;

-звуковая культура речи: учить правильно произносить звуки {ш}, {ж} и {р}, изменять силу голоса и темп речи.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, что это? (Цветок) .

— Как вы думаете, какой он?

— Ему не хватает тепла и ласки.

— А ещё ребята, этот цветок непростой, он волшебный. И волшебство его увеличивается от добрых и ласковых слов.

И сейчас, ребята, передавая этот волшебный цветок , мы будем дарить друг другу добрые, нежные, ласковые слова.

Вот цветочек снова вернулся ко мне, но он стал ребята больше, теплее от добрых слов. Цветочку, как и мне приятно отправиться с такими хорошими детьми в гости в сказку.

Основная часть

Воспитатель читает сказку , задает вопросы.

Беседа по содержанию:

— Ребята, о чем говорится в этой сказке? (О лисе, о журавле, о том, как они хотели подружиться, но дружбы у них не получилось) .

— Какой представляется вам лиса в этой сказке? (Хитрой) .

Как вы понимаете выражения: «несолоно хлебавши», «потчует», «стряпала»? Что они означают?

— Что особенно понравилось в сказке?

— Почему так называется сказка? Что означает выражение «Как аукнется, так и откликнется»?

Физкультминутка.

«Тень, тень, по те тень

Выше города плетень

Сели звери под плетень

Похвалялись весь день

Похвалялась лиса

— Всему свету я краса

Похвалялся зайка

— Поди, догоняй-ка

Похвалялися ежи

— У нас шубы хороши

Похвалился медведь

— Могу песни я петь!

Воспитатель. Скажите, что делает лиса?

Дети. Стряпала, варила, размазывала по тарелке, потчевала…

Воспитатель снова читает сказку. Организует пересказ.

Можно предложить детям пересказывать по ролям — за лису, за журавля, автора.

Воспитатель. Закончите предложения.

Лиса была хитрая, а журавель еще…. Хитрее.

Кувшин был высокий, а журавль еще …. Выше.

Нос у журавля был длинный, а у слона хобот еще …. Длиннее.

Послушайте пословицу «Что посеешь, то и пожнешь». Как вы ее понимаете?

Дети отвечают.

Игра «как сказать правильно?»

Воспитатель. Что может быть полным? Про, что мы скажем «полный»?

Дети. Колодец, карман, стакан.

Воспитатель. Полная?

Дети. Чаша, тетя, тарелка.

Воспитатель. Полное?

Дети. Ведро.

Воспитатель. Полные?

Дети. Карманы, дяди.

Воспитатель. Жаркий день. Как сказать по другому?

Дети. Теплый.

Воспитатель. Жаркий спор.

Дети. Горячий.

Воспитатель. Можно ли сказать «горячий день», «жаркий суп». Как сказать правильно?

Дети отвечают.

Итог:

Скажите, ребята чем мы сегодня занимались? (Пересказывали сказку, повторили слова со звуком {ш}, {ж}, {р}, Образовывали сравнительную степень прилагательных.

Автор: Шахова Валентина Александровна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад№ 4» Шатурского муниципального района Московской области
Населённый пункт: г.Шатура, Московская область
Наименование материала: Конспект ООД по о. о. «Речевое развитие» — ознакомление с художественной литературой для детей подготовительной группы
Тема: «Пересказ русской народной сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Раздел: дошкольное образование

Конспект ООД по о. о. «Речевое развитие» — ознакомление с

художественной литературой на тему :

«Пересказ русской народной сказки

«Как аукнется, так и откликнется»

Цель:
Учить детей выразительно пересказывать сказку с использованием слов и
выражений из текста, учить понимать смысл пословицы.

Задачи:

Образовательные:
учить выразительно пересказывать сказку,
продолжать знакомить с устным народным творчеством,
подвести детей к пониманию смысла пословицы: «Как аукнется, так и
откликнется».

Развивающие:
развивать любознательность, память;
активизировать речь детей;
развивать умение правильного понимания нравственного смысла, которое
несет произведение;
развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные:
воспитывать культуру партнерских взаимоотношений со сверстниками и
взрослым;
формировать основы нравственных начал.

Предварительная работа:
Чтение русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций,
обыгрывание сказок, показ настольного театра, просмотр мультфильмов,
презентаций.

Материал:
Ноутбук, проектор, мольберты, книги со сказками, игра «Сложи сказку»
(разрезные картинки), запись музыки «В гостях у сказки», «Физкультура со
сказкой», из к/ф «Усатый нянь», иллюстрации к сказке, иллюстрации авторов
сказок.

Ход ООД:
Дети входят в группу и встают в круг:

Воспитатель:
Посмотри скорей вокруг-
Ты мой друг, и я твой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».

Воспитатель:
Ребята, я очень люблю сказки, а вы любите? (ответы детей)
Ребята, скажите кто сочиняет сказки? ( народ-это народные сказки и автор-это
авторские сказки ). Игра «Назови сказку»
Раз вы так любите сказки, тогда сегодня, я предлагаю вам отправится в гости
к сказкам. Возьмитесь за руки, закройте глаза. Слушайте внимательно.
(Играет негромкая музыка «В гостях у сказки»)
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесёт?
В мир полный смеха, света, краски..
Зовётся это чудо….(все вместе) сказки!
Открывайте глазки (показать на оформление). Вот мы и пришли в гости к
сказкам. Как их здесь много. И авторские , и народные.
Посмотрите, для нас приготовили интересные задания (показать).
Справимся?
1задание: «Собери картинку и назови сказку» (разрезные картинки).

(Дети собирают картинки и называют сказки). Молодцы, справились!
2 задание: «Сказочная викторина» (сл.№2-№9).
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. И я предлагаю
вам немного отдохнуть.(Гимнастика для глаз «Теремок»)
Физкультминутка под музыку : «Делаем все вместе»
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами отдыхали, сказки приготовили для нас
подарок. Это русская народная сказка «Как аукнется -так и откликнется».
Хотите послушать? Тогда проходите и занимайте места (дети садятся у
экрана).
Воспитатель читает сказку (на экране слайды с №10-№16).
Вопросы по содержанию:
1.О чём говорится в этой сказке?
2.Что вам особенно запомнилось?
3.Как вы понимаете выражения: потчует, стряпала, не солно хлебавши?
4.Почему сказка так называется?
5.Что значит выражение: Как аукнется – так и откликнется?
6. Что делала в сказке лиса? (хитрила, стряпала, и т.д.)
( Дети должны отвечать полными предложениями близко к тексту)
Понравилась вам сказка? Тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Расскажи
сказку». Рассказывая сказку, вам нужно будет выставлять на мольберт
иллюстрации по ходу действия сказки.

(Спросить 4 человек, потом спросить ещё несколько человек по вопросам: с
чего началась сказка, что было дальше, что потом, чем закончилась).
Воспитатель: Ребята. Как вы понимаете пословицу: «Что посеешь, то и
пожнёшь». (разобрать пословицу). Можно ли её применить к нашей сказке?
Вот и пришло время нам возвращаться в садик. Готовы? Встали, взялись за
руки, закрыли газа, слушаем внимательно. (Не громко звучит музыка из
фильма «Усатый нянь»). В путь обратный собираемся, мы из сказки
возвращаемся. Вот мы и вернулись в садик.
Рефлексия:
1.Что нового вы сегодня узнали? (познакомились с новой сказкой).
2.Что особенно вам понравилось?
3.Что вызвало затруднения?
Всем спасибо!

ГБОУ СОШ № 10 СПДС “Аленушка”
____________________________________________________________________
445354, Российская Федерация, Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, пер.Механический, д.5а. телефон/факс: 8-848-62-2-59-85, 4-49-89, 4-46-60
email: DS23Alenushka@ yandex.ru

 Конспект организационно-образовательной деятельности
по речевому развитию
по теме «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
в подготовительной к школе группе

Составила: воспитатель
Рыбакова Татьяна Александровна

Интеграция: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
«Речевое развитие»:
Связная речь: — учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста;
Словарь и грамматика: — активизировать употребление глаголов (из текста сказки); учить образовывать сравнительную степень прилагательных; воспитывать умение понимать смысл пословиц;
развивать умение образовывать однокоренные слова (грач- грачата);
Звуковая культура речи: — учить правильно произносить звуки [ш], [ж] и [р], изменять силу голоса и темп речи.
«Познавательное развитие»:
— закреплять представления детей о перелетных птицах: граче, скворце, ласточке, кукушке; о частях тела и образе жизни птиц;
— обобщить представления детей о характерных признаках весны;
— развивать любознательность и познавательную мотивацию.
«Социально-коммуникативное развитие»:
— развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
— развивать  эмоциональную отзывчивость, сопереживание;
воспитывать интерес к окружающей среде и бережное отношение к ней;
формировать основы безопасного поведения в природе;
«Физическое развитие»:
развивать зрительно-двигательную координацию, глазомер, мышцы кисти руки и пальцев через комплекс пальчиковой гимнастики.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов В. Бианки, Г. Снегирёва, Л. Н. Толстого о птицах, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц, разучивание пальчиковых игр и физкультминуток по соответствующей теме.
Материал: предметные картинки перелётных птиц, сюжетные картинки к сказке «Лиса и журавль», мяч, мольберт, игрушка Буратино, игра «Четвертый лишний» (перелетные и зимующие птицы), ноутбук, слайды гнезд птиц, аудиозапись «Голоса птиц».
Ход деятельности:

  1. Организационный момент. (развитие слухового внимания)

Дети приветствуют гостей. Дети стоят полукругом на ковре.
Воспитатель: Добрый день, друзья!
Рада всех вас видеть я!
Сегодня у нас день радостных встреч!
— Я хочу прочитать стихотворение, а вы догадайтесь, о ком оно.
Красная девица в зеленом сарафане
По лугам гуляет, ковры расстилает,
Цветочные венки сплетает,
Птиц с юга собирает.
Дети: — Весна.

  • Игровое упражнение с мячом “Назови признаки весны”

— Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне.
Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются  насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки.  Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

  • Упражнение «Весенний» с мячом.

Воспитатель: — Я буду называть слово, а вы повторяйте это же слово, но ставьте перед ним нужную форму слова «весенний».
— день – весенний день
Слова: настроение, погода, проталины, гроза, лес, трава, небо, цветы, месяцы, солнце.

  1. Введение в тему.

Воспитатель предлагает детям сесть на свои места.
Приход Буратино. Просит рассказать о птицах.
Воспитатель: — А какие бывают птицы?
Дети: — Перелетные и зимующие птицы.
Воспитатель: — Почему мы так их называем?
Дети: — Перелетные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются у нас на зиму.

  1. Загадки о перелётных птицах.

 — Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.
— Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей (Грач).
Воспитатель помещает картинку грача на мольберт. Ребенок описывает внешний вид птицы.
Например: Грач крупная птица, покрыта черными перьями. У него крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами.
Аналогичная работа проводиться с другими загадками.
На одной ноге стоит,
В страны жаркие летит!
Он красиво, другим на зависть,
Длинноногий добрый ….(Аист)
Он похож на журавля. Аист крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Клюв – длинный, острый, красный. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост кроткий, широкий, Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда (Кукушка)
Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы.
На шесте дворец
Во дворце певец
А зовут его….(скворец)
Скворец – перелетная птица. Он весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Скворцы не вьют гнезд, а селятся в дупле дерева или в домиках – скворечниках. Питаются червяками, гусеницами, жуками.
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (Журавль)
Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые.
— Давайте мы сейчас с вами превратимся в птичек, и немного поиграем.

  1. Физкультминутка.

Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.

  1. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Воспитатель: — Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.
Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина
Подружились Лиса с Журавлем и пригласила она его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу». Идет Журавль на званый обед. А Лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук носом по тарелке — ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так все сама и съела. «Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем». «Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости», — отвечает Журавль. На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лижет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом окрошку таскает. Поел и говорит: «Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем». С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

  1. Беседа и обсуждение непонятных для детей слов.

Воспитатель: — Как вы думаете, что значат слова:
«Не обессудь, куманёк» (не вини, не суди);
«Нечем потчевать» (нечем угощать);
«Не солоно хлебала» (ни с чем);
«Как аукнется, так и откликнется» (как поступишь ты, так поступят и с тобой).
Помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов.

  1. Беседа по содержанию сказке.

Воспитатель: — Кого Лиса пригласила на обед? Дети: Журавля.
Воспитатель: Что Лиса готовила на обед? Дети: Кашу.
Воспитатель: — Как Лиса угощала Журавля?
Дети: — Размазала кашу по тарелке и потчует.
Воспитатель: Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, действительно, хотела угостить Журавля? Дети отвечают.
Воспитатель: — Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость?
Дети: — Поблагодарил и пригласил в гости.
Воспитатель: — Что приготовил к обеду Журавль? Дети: Окрошку.
Воспитатель: — Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Журавль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом? Дети отвечают.
Воспитатель: — Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком?
Дети: — Чтоб Лиса не достала.
Воспитатель: — Как пришла Лиса домой?
Дети: — Не солоно хлебавши.
Воспитатель: — Почему их дружба на этом закончилась?
Дети. Отвечать злом на зло — плохо.
Воспитатель снова читает сказку. Организует пересказ по ролям – за лису, журавля, автора.
Воспитатель: — Подходят ли к этой сказке пословица «Что посеешь, то и пожнешь»
Дети отвечают.

  1. Динамическая пауза «Журавль»

Жура-жура-журавель, Дети машут руками («летят»)
Облетел он сто земель.
На своих на длинных ножках Дети шагают, далеко друг
Он прошел по всем дорожкам, от друга ставя ноги.
По болотцу он похаживает, Показывают, какой короткий
Куцым хвостиком помахивает, хвост у журавля.

  1. Игра «Четвертый лишний?»

На картинках демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.
Снегирь, ласточка, скворец, кукушка.
Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.
Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.
Лебедь, цапля, голубь, аист.

  1. Пальчиковая игра «Скворцы»

(по стихотворению Е. Тараховской)
Мы построили скворечник – дом весёлого  скворца.
Дети стучат кулаками по ладошке то правой, то левой рукой; упражнение «Домик» (соединить подушечки пальцев обеих рук, раздвигая ладони «домиком»).
Мы повесили скворечник возле самого крыльца.
Упражнение «Крыльцо» (ладонь правой руки положить на кулак левой).
Всё семейство вчетвером проживает в доме том.
Показывает четыре пальца на обеих руках; упражнение «Домик».
Мать, отец и скворушки – чёрненькие пёрышки.
Загибают поочерёдно пальцы на обеих руках; упражнение «Птички» (сцепить большие пальцы рук, ладони раздвинуты в стороны, растопырив пальцы).
Кормит  матушка  скорчат, целый день они кричат:
Левой рукой изображают открытый клюв, правой – закрытый; эмитируют движения – «кормит», затем  меняют  руки.
«Мы хотим добавку – муху и козявку!»
Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося – закрывающегося клюва.

  1. Игра с мячом “У кого кто?”

Игра проводится на ковре.
— Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать мячик каждому из вас, и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
— Грач (грачата)
— Скворец (скворчата)
— Ласточка (ласточата)
— Дрозд (дроздята)
— Стриж (стрижата)
— Журавль (журавлята)
— Кукушка (кукушата)
— Лебедь (лебедята)
— Аист (аистята)
— Утка (утята)
— Чиж (чижата)
— Соловей (соловьята)

  1. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Ребята, перелетные птицы очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
Аист какой? – Длинноклювый.
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
У Сороки белые бока – белобокая
У Соловья звонкий голос – звонкоголосый
У трясогузки длинный хвост — длиннохвостая

  1. Чтение скороговорки.

Воспитатель читает скороговорку: «На крыше у Шуры жил журавль Жура».
Просит детей повторить ее:
— громко и медленно,
— шепотом и быстрее,
— громко и быстро,
— шепотом и медленно.

  1. Просмотр презентации «Гнезда птиц»

Воспитатель: — Ребята, отгадайте загадку:
Без рук, без топоренка построена избёнка (Гнездо)
/показ гнезд птиц/ + ноутбук

  1. Игра «Собери картинку»

Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.
— Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.
— Расскажите, чьи изображения вы сложили.
– Это ласточка.
— Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.
— Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание.

  1. Рефлексия.

Буратино: — Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание. Я много узнал о птицах от вас. Спасибо вам, но мне пора возвращаться домой. До свидания, друзья. (Буратино прощается с детьми, уходит).
Воспитатель:Молодцы! Вот и закончилось наша встреча с перелетными птицами, вы сегодня все очень старались, а давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали? Чем с вами занимались?  Что вам больше понравилось? Что было для вас самое трудное? (Ответы детей).
Воспитатель: — Ребята, а какое правило можно составить, если ориентироваться на сказку «Как аукнется, так и откликнется»? (ответы, предположения).
Итог — правило: «Дружбой нужно дорожить»
Воспитатель: — И правило это нужно помнить всегда и всюду.

  • Пересказ сказки золотой ключик или приключения буратино
  • Пересказ сказки зимовье 2 класс
  • Пересказ сказки заюшкина избушка в старшей группе конспект занятия с помощью мнемотехники
  • Пересказ сказки заколдованное место краткий пересказ
  • Пересказ сказки ашик кериб 4 класс по плану